В условиях модернизации современной школы
повышаются требования к качеству подготовки
учеников, увеличивается объём знаний. В этих
условиях школьник сталкивается с огромным
потоком информации, которую он имеет возможность
почерпнуть из разных источников. Сложность и
объёмность материала, который должен усвоить
современный ученик, существенно затрудняет его
целостное восприятие и осмысление.
Информационная перенасыщенность и
недостаточное структурирование учебного
материала ставят перед школьником проблему
запоминания и усвоения теоретических и
практических знаний получаемых в школе.
Педагогический приём “Своя опора” А. Гина
отчасти помогает решить проблему ученика,
улучшить качество его знаний по предметам
гуманитарного цикла.
Формула педагогического приёма достаточно
проста: учащийся составляет авторский опорный
конспект изучаемой или ранее изученной темы. В
данном случае, опорно-логическая схема даёт
возможность ученику самостоятельно
структурировать учебный материал, находить
причинно-следственные связи.
Данный педагогический приём позволяет
реализовать принцип свободы выбора, принцип
деятельности, принцип обратной связи, принцип
идеальности.
- Принцип свободы выбора предполагает,
что в любом обучающем или управляющем действии,
где только возможно, ученику необходимо
предоставлять право выбора, право творчества.
Важным условием является то, что право выбора
всегда уравновешивается осознанной
ответственностью за свой выбор. - Принцип деятельности предполагает, что
ученик будет осваивать знания и умения
преимущественно в форме деятельности. Знание
должно становиться инструментом для получения
образования, ученик должен с ним работать. Знание
не должно становить залежами не нужного старья
на задворках интеллекта ученика. Это будет
развивать его навыки самообразования, что немало
важно в современных условиях. - Принцип обратной связи предполагает
регулярный контроль процесса обучения с помощью
развитой системы приёмов обратной связи “ученик
– ученик”, “ученик – учитель”. - Принцип идеальности позволяет
максимально использовать возможности, знания,
интересы самих учащихся с целью повышения
результативности, успешности и уменьшения
затрат в процессе образования. Чем больше
активность, самоорганизация учеников, тем выше
идеальность обучающего или управляющего
действия.
При правильном выборе содержания и форм
обучения и совпадении их с интересами ученика
удастся увеличить интерес к познаваемому
предмету.
При умелом сочетании темпа, ритма, сложности
обучения с возможностями ученика, имеющего
стойкий интерес к познаваемому материалу,
учитель помогает ему стать успешным, повышает
уровень самооценки, даёт возможность
самореализации.
При вовлечении ученика в процесс управления
коллективом неизбежен переход к обучению
учащимися друг друга.
Однако применению данного педагогического
приёма требует некоторой подготовленности
учащихся. Необходимо поэтапно переходить к
работе с опорно-логическими схемами, отработав
навыки:
- Выделять главное, существенное в учебном
материале; - Правильно определять и графически обозначать
причинно-следственные связи; - Правильно считывать информацию из блоков-схем.
При обучении работе с опорно-логическими
схемами следует представлять учебный материал в
виде удобных для усвоения информационных блоков
и модулей, включающих набор матриц с
обозначением причинно0следственных связей между
ними.
Матрицы следует располагать в определённой
последовательности разбивая материал на блоки, в
горизонтальной и вертикальной плоскостях. По
степени значимости матрицы делятся на основные и
дополнительные.
При этом информация будет считываться в
несколько этапов, выделяя материал в отдельные
блоки.
По теме “Быт древних славян”
опорно-логическая схема может выглядеть так:
Быт древних славян
При составлении опорно-логических схем следует
вводить знаки (возможно использование символов,
известных учащимся при изучении других наук) и
использовать приёмы и способы краткой записи,
что существенно экономит время для записи.
- Педагогический приём “Своя опора” может быть
использован: - При изучении нового материала (допускается
постепенное укрупнение изучаемых единиц абзац,
пункт, параграф, глава); - При закреплении пройденного материала на уроке;
- При подготовке домашнего задания;
- При организации работы в группах, в парах;
- В конкурсе на “лучшую шпаргалку”;
- При итоговом повторении и т.д.
Возможны разнообразные задания с
использованием опорно-логических схем:
составить схему, развернуть схему в текст или
речь, использовать для ответа схему соседа по
парте, друга и т. д.
Презентация
Однако не следует прибегать к совершенному
упрощению учебного материала, это может привести
к потере ценного исторического материала.
Желаю удачи!
-
Составление опорных логических схем с целью выявления пресуппозиций разных типов. Алгоритм нейтрализации манипуляций
Первым
указал на целесообразность использования
опорных схем в развитии мышления Н.И.
Жинкин. Опорная схема – это внешний
аналог схем внутренней речи: «Большую
роль во внутренней речи выполняют
наглядные представления и схемы, которые
предварительно были сформированы при
помощи словесного синтеза, а в дальнейшем
могут выступать как экономные заместители
этих словесных структур. Замена
осуществляется по правилам смысловой
эквивалентности» (Жинкин 1998: 328). Реализовал
эту систему В.Ф. Шаталов (1978, 1979, 1980, 1990).
Хотя из работ самого В.Ф. Шаталова
следует, что он не знаком с концепциями
внутренней речи, но, по сути, его методика
опорных сигналов является дидактическим
способом формирования внутренней речи.
Опорная
схема материала позволяет связно,
логично и без пропусков воссоздать
учебный текст. Такая схема является
фреймом − опорной схемой двойной
структуры, включающей в себя как
постоянную и константную часть содержания
текста, так и переменную и факультативную,
которую можно замещать
эквивалентными компонентами.
При
построения опорных схем мы учитываем
следующие типы взаимосвязи понятий:
Гипонимия
– это родовидовые отношения слов (и
понятий, называемых ими): белка
– животное, хата – жилище, береза –
дерево.
Гетеронимия
– это отношение целого и его частей,
например: часы
– циферблат, стрелки, часовой механизм;
стол – столешница, ножки.
Внешняя
метонимия
– лексическая категория, означающая
отношения между словами, обозначающими
разные денотаты, связанные предикативной
связью в рамках речевой ситуации,
например: машина
– гараж, каблуки – асфальт, лиса – нора.
Синонимы
– это слова одной части речи, различающиеся
оттенками значения или стилистической
окраской, способные заменять друг друга
в тексте без потери смысла и служащие
для развития смысла в тексте.
Дублеты
(полные функциональные эквиваленты) –
это слова, объем содержания которых
полностью совпадает, например: бегемот
– гиппопотам, языкознание – лингвистика.
Антонимия
–
тип
семантических отношений лексических
единиц, имеющих противоположное значение
(антонимов). Логическую основу антонимии
образуют противоположные видовые
понятия, представляющие собой предел
проявления качества (свойства),
определяемого родовым понятием: горячий
– холодный, мягкий – черствый.
Что
касается построения логической опорной
схемы текста, заметим, что такая работа
позволяет выявить богатую пресуппозицию
текста и оценить характеристики
представленной в нем информации.
Приведем
примеры такой работы:
Больницы
и морги переполнены, чрезвычайные службы
не справляются с наплывом пострадавших…
Крупнейшие города мира, обычно такие
оживленные, замирают. Предприятия
лишаются четверти рабочей силы – люди
болеют. Общественный транспорт прекращает
работу. Это не научная фантастика –
такой сценарий развития событий
предсказывается на основе данных
последних исследований. По мнению
ученых, пандемия практически неизбежна.
Такие
картины показывает новый фильм «Пандемия»,
снятый в жанре «докудрамы», когда
предполагаемые события излагаются так,
будто они происходят в самом деле.
Авторами фильма выступила корпорация
BBC.
«Счет
смертным случаям в мире пойдет на
миллионы; глобальной экономике будет
нанесен страшный удар, общество погрузится
в хаос».
Школы
закрыты. Собрания людей запрещены. Все
это – меры по сдерживанию болезни,
которую сдержать уже не удается…
Однако
это не научная фантастика, отмечают
авторы фильма. В основе прогнозов лежат
данные последних исследований, которые
используются правительствами разных
стран для того, чтобы формировать планы
своих действий на случай пандемии.
В
ходе составления схем студенты делают
следующие выводы по тексту:
Вывод:
Текст
нелогичен, непоследователен.
Информация
характеризуется недостаточностью.
Для
документального драматического фильма
мало ссылок на исследования ученых и
чётко сформулированных причин и
прогнозов. А ведь причиной могло быть
все, что угодно: употребление нового
опасного наркотика, радиация, теракт,
массовое заражение каким-либо заболеванием,
мутации.
Я
считаю, что информация, представленная
в тексте, характеризуется недостаточностью,
так как в тексте не указаны причины
возникновения пандемии, коими могут
быть: катастрофы мирового масштаба или
нездоровый образ жизни, который ведет
большая часть человечества. Также в
тексте не хватает описания мер борьбы
с пандемией, нет ни слова о вакцине. В
итоге, текст не является логически
выстроенным, имеют место быть повторы,
повествование прыгает от одной подтемы
к другой.
Работа
по составлению опорных схем помогает,
кроме того, надежно и эффективно усвоить
информацию, например:
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Аннотация к методическим материалам “Опорно-логические схемы по анатомии”
Использование данных методических материалов способствует реализации принципов здоровьесберегающей педагогики:
- овладение обучающимися рациональными средствами усвоения теоретического материала;
- создание листов с опорно-логическими схемами приводит к высвобождению времени для широкого приобщения ребят к различного рода поисковым и самостоятельным работам;
- сокращение времени работы над теоретическим материалом;
- формирование познавательных мотивов учения, т.к. учащиеся видят конечный результат своей деятельности.
Способы использования методических материалов:
- самостоятельная работа обучающихся на уроке по изучению нового материала,
- контроль знаний обучающихся,
- взаимная проверка знаний обучающихся,
- групповая работа,
- подготовка выпускников к государственной итоговой атттестации.
Скачать:
04.03.2019
Использование опорно-логических схем и опорно-логических конспектов на уроках биологии
В статье описывается опыт применения опорно-логических схем и конспектов на уроках биологии и оцениваются достоинства использования структурно-логических схем для освоения программного материала. В тексте статьи пример опорно-логической схемы “Кровеносная система человека”. В приложении приведены примеры опорно-логических конспектов по темам: “Корень”, “Лист”, “Лишайники”, “Мхи”, “Транспирация”.
Оценить
2230
Содержимое разработки
Использование опорно-логических схем и опорно-логических конспектов на уроках биологии
Фалина Ирина Валериевна
МБОУ «Школа №144 имени Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова» г.о.Самара
Учитель биологии
C технологией применения опорных конспектов уникального педагога Виктора Федоровича Шаталова познакомилась еще в начале своей педагогической деятельности. До сих пор использую на своих уроках элементы методики Шаталова:
первый этап – мое подробное объяснение;
второй этап – кратко излагаю учебный материал по своим опорным плакатам;
третий этап – самостоятельная работа учеников с готовыми опорными конспектами, включение их в свои альбомы;
четвертый этап – работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях;
пятый – фронтальная письменная работа на следующем уроке, в ходе которой ученики по памяти воспроизводят опорные сигналы;
шестой – воспроизведение опорного конспекта у доски или работа в парах: прослушивание устных ответов товарищей.
При изучении курса биологии ученики сталкиваются с большим объемом сложной информации, с большим количеством новых научных понятий. И чтобы помочь ученикам на первых этапах изучения науки я использую листы опорных сигналов. Прежде всего знакомлю с этапами работы по созданию опорного сигнала (по Шаталову В.Ф.):
1. Внимательно прочитайте изучаемый параграф, найдите взаимосвязь между смысловыми частями текста.
2. Кратко изложите главные мысли в виде простого плана, соблюдая последовательность изложения.
3. Сделайте краткий конспект изучаемого текста на листе бумаги.
4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
5. Объедините сигналы в блоки.
6. Обведите блоки контурами, отобразите смысловую связь между ними с помощью стрелок.
7. Выделите значимые элементы цветом.
С тех пор прошло четверть века. На своих занятиях я всегда использую не только опорные сигналы, но и опорно-логические схемы (или, по-другому, опорно-логические конспекты), которые позволяют «сжимать» информацию, представленную в изучаемых параграфах. Определенные части текста учебника легко превращаются в логические опорные схемы. Обычно с учениками 5-6 классов схемы составляю в ходе совместной деятельности. На последующих уроках ученики воспроизводят схемы в письменном или устном виде по памяти. Со второй половины 6 класса мои ученики, используя учебник, приступают к самостоятельному конструированию опорно-логических схем.
Подрастающему поколению приходится овладевать все возрастающим объемом информации за ограниченный период времени. Это возможно сделать успешно только в том случае, если ученик не просто механически запоминает информацию, а выделяет в ней самое основное и устанавливает логические связи между отдельными информационными блоками.
Опорно-логические схемы – другие авторы называют их структурно-логическими схемами – облегчают восприятие материала, заставляют логически мыслить, оперативно перерабатывать информацию.
При составлении схем надо учитывать следующие моменты:
единиц информации не должно быть слишком много;
информация должна излагаться простым языком;
информационные единицы должны располагаться в определенной логической последовательности.
Обоснование применения опорно-логических схем и конспектов.
Мой многолетний опыт работы показывает, что обучение с применением опорных схем и конспектов развивает логическое мышление, способность к анализу, облегчает запоминание материала, способствует развитию монологической речи, создает условия для раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика.
Опорные конспекты являются одним из видов краткой записи и служат средством графического обобщения изучаемого материала, однако приемам графического конспектирования учащихся нужно сначала обучить. И только потом, получив необходимый алгоритм работы, ученики начинают самостоятельно выполнять опорные конспекты.
На мой взгляд самое ценное в самостоятельном составлении опорных схем и конспектов заключается в следующем:
ученик осмысливает изучаемый материал,
получает представление о его структуре,
выделяет главные моменты,
устанавливает логическую связь между понятиями, строением, функциями, процессами и т.д.
А все это позволяет ученику составить свою опорную схему или графический конспект, который он воспроизводит при письменной или устной проверке знаний гораздо легче, нежели чем готовый образец ответа.
Достоинства структурно-логических схем:
построение схем позволяет логически структурировать изучаемую информацию,
составление схем учит «сжатой» подаче материала,
«сжатие» информации способствует лучшему ее запоминанию,
построение схем способствует формированию рациональных приемов самостоятельной работы с учебным материалом,
опорно-логические схемы можно использовать на разных этапах урока.
Можно сказать, что применение структурно-логических схем при изучении биологии способствует более быстрому формированию у учащихся целостной картины изучаемого предмета.
Опорно-логические схемы составляются с помощью опорных сигналов. Хочу обратить внимание на то, что опорный сигнал и опорно-логическая схема – разные понятия. Опорный сигнал – это особый знак, который помогает запомнить определенную информационную единицу, а опорно-логическая схема – это особое структурирование нового материала. Ученику нужно оценить материал, выделить главное и второстепенное, установить взаимосвязь между определенными фактами.
Опорными сигналами являются ключевые слова, фразы, формулы, аббревиатура; можно использовать в качестве “сигналов” схематичные рисунки, чертежи, графики, диаграммы. Очень важно, чтобы каждый используемый знак нес свою смысловую или ассоциативную нагрузку. Опорные схемы и опорные конспекты должны быть оригинально оформлены, а используемые сигналы-символы должны быть понятны не только тому, кто их составлял. Применение опорных конспектов позволяет преподносить информацию крупными блоками. Опорно-логические схемы, составленные по биологической информации, должны быть компактными. Материал опорно-логической схемы может быть представлен в разных формах:
“причина – следствие – результат”,
“элемент – строение – функция”,
“группа – признаки – свойства – примеры” и т.д.
ОЛС «Кровеносная система человека» (8 класс)
КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА
сосуды
сердце
Четырехкамерное: два предсердия, два желудочка
капилляры
вены
артерии
Мелкие однослойные сосуды, в которых происходит газообмен и обмен веществ
Кровь течет к сердцу
Кровь течет от сердца
Выполняет роль насоса
Замкнутая , 2 круга кровообращения
большой
малый
Селеменев С.В. в журнале “Педагогические технологии” перечислил основные требования к содержанию опорного конспекта: лаконичность, структурированность, динамичность, образность, многоуровневость, доходчивость, воспроизводимость.
С чем пришлось столкнуться при составлении структурно-логических схем при изучении нового материала? Самая главная проблема – ученики просто не умеют читать! Неправильно произносят слова, путают ударение, не укладываются в отведенное время. Если же со скоростью чтения все в порядке, то часто всплывает вторая проблема: многие не могут найти в изучаемой теме главную и второстепенные идеи. Приходится сначала обучать навыкам смыслового чтения. Только после этого обучающиеся могут приступать к составлению опорно-логических схем.
Мой собственный практический опыт показал, что современные ученики характеризуются следующими чертами:
Все дети, особенно современное поколение, лучше воспринимают красочную информацию в виде рисунков и фотографий (так называемое «клиповое мышление»).
Ученики хорошо запоминают те опорные конспекты, в которых используются общепринятые «сигналы» по предмету, в противном случае они просто не могут их расшифровать.
Многие учащиеся испытывают затруднения в формулировке биологических понятий и не могут четко сформулировать суть биологических процессов.
Современные дети рано начинают знакомство с компьютерной техникой, к 5-6 классу имеют неплохие навыки работы с ПК.
За 25 лет работы я, опираясь на методику Шаталова, внесла коррективы в свое преподнесение информации на уроках биологии:
Использую при составлении опорно-логического конспекта больше текстовой информации: определения терминов, характеристику строения, особенностей процессов и т.д.;
Красным цветом или жирным шрифтом выделяю самое главное. Состав, элементы строения, функции, классификацию и т.д., то есть каждый признак выделяю своей цветовой гаммой;
Использую «сигналы», которые имеют однозначную трактовку;
Для составления опорных конспектов использую ИКТ-технологии, так как использование компьютерных программ способствует развитию интереса к предмету.
В приложении можно посмотреть примеры моих опорно-логических конспектов.
Используемые источники:
Апакетова Е.В. Использование структурно-логических схем в учебном процессе.
<p>Апакетова Е.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href=”https://scienceforum.ru/2013/article/2013008245″>https://scienceforum.ru/2013/article/2013008245</a> (дата обращения: 02.03.2019 ).</p>
Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. – М.: Педагогика, 1972. – 424 с.
Жарикова О.С. Преимущества представления математической информации в структурно-логической форме / О.С. Жарикова, Н.Н. Мироненкова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 2. – С. 57-59.
Селеменев С.В. Новая Наглядность. Ж. “Педагогические технологии”, №4, М. 2002.
Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика,1979.
Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. – М., 1980. с. 19.
Манифест педагогики сотрудничества. Из отчета педагогов –экспериментаторов. Лысенкова С.Н., Шаталов В.Ф., Волков И.П., Караковский В.А., Щетинин М.П., Ильин Е.Н., Амонашвили Ш.А., 1986.
http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1727783.html
Приложение 1:
Корень
Приложение 2:
Лист
Приложение 3:
Лишайники
Приложение 4:
Мхи
Приложение 5:
Транспирация
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/349671-ispolzovanie-oporno-logicheskih-shem-i-oporno
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
C
технологией применения опорных конспектов уникального педагога Виктора
Федоровича Шаталова познакомилась еще в начале своей педагогической
деятельности. До сих пор использую на своих уроках элементы методики
Шаталова:
первый
этап – мое подробное объяснение;
второй
этап – кратко излагаю учебный материал по своим опорным плакатам;
третий
этап – самостоятельная работа учеников с готовыми опорными конспектами,
включение их в свои альбомы;
четвертый
этап – работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях;
пятый
– фронтальная письменная работа на следующем уроке, в ходе которой ученики по
памяти воспроизводят опорные сигналы;
шестой
– воспроизведение опорного конспекта у доски или работа в парах: прослушивание
устных ответов товарищей.
При
изучении курса биологии ученики сталкиваются с большим объемом сложной
информации, с большим количеством новых научных понятий. И чтобы помочь
ученикам на первых этапах изучения науки я использую листы опорных сигналов.
Прежде всего знакомлю с этапами работы по созданию опорного сигнала (по
Шаталову В.Ф.):
1. Внимательно прочитайте изучаемый параграф, найдите взаимосвязь между
смысловыми частями текста.
2. Кратко изложите главные мысли в виде простого плана, соблюдая
последовательность изложения.
3. Сделайте краткий конспект изучаемого текста на листе бумаги.
4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
5. Объедините сигналы в блоки.
6. Обведите блоки контурами, отобразите смысловую связь между ними с помощью
стрелок.
7. Выделите значимые элементы цветом.
С
тех пор прошло четверть века. На своих занятиях я всегда использую не только
опорные сигналы, но и опорно-логические схемы (или, по-другому, опорно-логические
конспекты), которые позволяют «сжимать» информацию, представленную в изучаемых
параграфах. Определенные части текста учебника легко превращаются в логические
опорные схемы. Обычно с учениками 5-6 классов схемы составляю в ходе совместной
деятельности. На последующих уроках ученики воспроизводят схемы в письменном
или устном виде по памяти. Со второй половины 6 класса мои ученики, используя
учебник, приступают к самостоятельному конструированию опорно-логических схем.
Подрастающему поколению
приходится овладевать все возрастающим объемом информации за ограниченный
период времени. Это возможно сделать успешно только в том случае, если ученик
не просто механически запоминает информацию, а выделяет в ней самое основное и
устанавливает логические связи между отдельными информационными блоками.
Опорно-логические схемы –
другие авторы называют их структурно-логическими схемами – облегчают восприятие
материала, заставляют логически мыслить, оперативно перерабатывать информацию.
При составлении схем надо
учитывать следующие моменты:
- единиц информации не должно быть слишком
много; - информация должна излагаться простым
языком; - информационные единицы должны
располагаться в определенной логической последовательности.
Обоснование применения
опорно-логических схем и конспектов.
Мой многолетний опыт работы
показывает, что обучение с применением опорных схем и конспектов развивает
логическое мышление, способность к анализу, облегчает запоминание материала,
способствует развитию монологической речи, создает условия для раскрытия
индивидуальных способностей каждого ученика.
Опорные конспекты являются одним из видов краткой записи и служат средством
графического обобщения изучаемого материала, однако приемам графического
конспектирования учащихся нужно сначала обучить. И только потом, получив
необходимый алгоритм работы, ученики начинают самостоятельно выполнять опорные
конспекты.
На мой взгляд самое ценное в самостоятельном составлении опорных схем и
конспектов заключается в следующем:
- ученик осмысливает изучаемый материал,
- получает представление о его структуре,
- выделяет главные моменты,
- устанавливает логическую связь между
понятиями, строением, функциями, процессами и т.д.
А все это позволяет ученику
составить свою опорную схему или графический конспект, который он воспроизводит
при письменной или устной проверке знаний гораздо легче, нежели чем готовый
образец ответа.
Достоинства
структурно-логических схем:
1. построение
схем позволяет логически структурировать изучаемую информацию,
2. составление
схем учит «сжатой» подаче материала,
3. «сжатие»
информации способствует лучшему ее запоминанию,
4. построение
схем способствует формированию рациональных приемов самостоятельной работы с
учебным материалом,
5. опорно-логические
схемы можно использовать на разных этапах урока.
Можно сказать, что применение
структурно-логических схем при изучении биологии способствует более быстрому
формированию у учащихся целостной картины изучаемого предмета.
Опорно-логические схемы
составляются с помощью опорных сигналов. Хочу обратить внимание на то, что опорный сигнал и опорно-логическая
схема – разные понятия. Опорный сигнал – это особый знак, который помогает
запомнить определенную информационную единицу, а опорно-логическая схема
– это особое структурирование нового материала. Ученику нужно оценить материал,
выделить главное и второстепенное, установить взаимосвязь между определенными
фактами.
Опорными сигналами являются
ключевые слова, фразы, формулы, аббревиатура; можно использовать в качестве
“сигналов” схематичные рисунки, чертежи, графики, диаграммы. Очень
важно, чтобы каждый используемый знак нес свою смысловую или ассоциативную
нагрузку. Опорные схемы и опорные конспекты должны быть оригинально оформлены,
а используемые сигналы-символы должны быть понятны не только тому, кто их
составлял. Применение опорных конспектов позволяет преподносить информацию крупными
блоками. Опорно-логические схемы, составленные по биологической информации,
должны быть компактными. Материал опорно-логической схемы может быть
представлен в разных формах:
- “причина – следствие –
результат”, - “элемент – строение – функция”,
- “группа – признаки – свойства –
примеры” и т.д.
Селеменев С.В. в журнале
“Педагогические технологии” перечислил основные требования к содержанию
опорного конспекта: лаконичность, структурированность, динамичность,
образность, многоуровневость, доходчивость, воспроизводимость.
С чем пришлось столкнуться при
составлении структурно-логических схем при изучении нового материала? Самая
главная проблема – ученики просто не умеют читать! Неправильно произносят
слова, путают ударение, не укладываются в отведенное время. Если же со
скоростью чтения все в порядке, то часто всплывает вторая проблема: многие не
могут найти в изучаемой теме главную и второстепенные идеи. Приходится сначала
обучать навыкам смыслового чтения. Только после этого обучающиеся могут
приступать к составлению опорно-логических схем.
Мой собственный практический
опыт показал, что современные ученики характеризуются следующими чертами:
1. Все
дети, особенно современное поколение, лучше воспринимают красочную информацию в
виде рисунков и фотографий (так называемое «клиповое мышление»).
2. Ученики
хорошо запоминают те опорные конспекты, в которых используются
общепринятые «сигналы» по предмету, в противном случае они просто не могут
их расшифровать.
3. Многие
учащиеся испытывают затруднения в формулировке биологических понятий и не могут
четко сформулировать суть биологических процессов.
4. Современные
дети рано начинают знакомство с компьютерной техникой, к 5-6 классу имеют
неплохие навыки работы с ПК.
За 25 лет работы я, опираясь
на методику Шаталова, внесла коррективы в свое преподнесение информации на
уроках биологии:
1. Использую
при составлении опорно-логического конспекта больше текстовой информации:
определения терминов, характеристику строения, особенностей процессов и т.д.;
2. Красным
цветом или жирным шрифтом выделяю самое главное. Состав, элементы строения, функции,
классификацию и т.д., то есть каждый признак выделяю своей цветовой гаммой;
3. Использую
«сигналы», которые имеют однозначную трактовку;
4. Для
составления опорных конспектов использую ИКТ-технологии, так как использование
компьютерных программ способствует развитию интереса к предмету.
В меню сайта “Опорно-логические конспекты по биологии” можно посмотреть примеры
моих конспектов.
Автор: Фалина Ирина Валериевна, 02.03.2019г.
Используемые источники:
1. Апакетова
Е.В. Использование структурно-логических схем в учебном процессе.
<p>Апакетова Е.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ // Материалы V
Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»
URL: <a
href=”https://scienceforum.ru/2013/article/2013008245″>https://scienceforum.ru/2013/article/2013008245</a>
(дата обращения: 02.03.2019 ).</p>
2. Давыдов
В.В. Виды обобщений в обучении: Логико-психологические проблемы построения
учебных предметов. – М.: Педагогика, 1972. – 424 с.
3. Жарикова
О.С. Преимущества представления математической информации в структурно-логической
форме / О.С. Жарикова, Н.Н. Мироненкова // Международный журнал гуманитарных и
естественных наук. – 2018. – 2. – С. 57-59.
4. Селеменев
С.В. Новая Наглядность. Ж. “Педагогические технологии”, №4, М. 2002.
5. Шаталов
В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика,1979.
6. Шаталов
В.Ф. Педагогическая проза. – М., 1980. с. 19.
7. Манифест
педагогики сотрудничества. Из отчета педагогов –экспериментаторов. Лысенкова
С.Н., Шаталов В.Ф., Волков И.П., Караковский В.А., Щетинин М.П., Ильин Е.Н.,
Амонашвили Ш.А., 1986.
8. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1727783.html