Как составить опорную схему для правила

Обращение к таким средствам наглядности как
опорная схема и алгоритм имеет свои причины.

Одна из них заключается в том, что, несмотря на
ярко выраженную практическую направленность,
курс русского языка не может быть усвоен без
овладения системой лингвистических знаний, в
которой каждый элемент имеет своё особое место.

Учебные средства наглядности облегчают
восприятие теоретического материала,
способствуют быстрому его запоминанию, причем не
механическому и бездумному, а осмысленному и
более прочному, поскольку при такой подаче
учебной информации наглядно демонстрируются
логические связи между явлениями языка.

Из всех существующих форм наглядности сейчас
наиболее распространены схемы, представляющие
собой особую организацию теоретического
материала в форме краткого графического
изображения, которое обнажает и зрительно
подчеркивает соотношение и зависимость явлений,
характеризующих определённую языковую проблему.
Такое изображение создается в
упрощенно-обобщенной форме.

При помощи схемы учащиеся, приученные к языку
символов, смогут увидеть логическую
закономерность. Схема отчетливо и немногословно
выделяет главные признаки, наглядно показывает
связь орфографического правила с тем, в какой
морфеме находится орфограмма, каковы условия её
выбора, следовательно, такая запись нацеливает и
на морфемный анализ слова.

Какая же схема наилучшим образом соответствует
обучающим задачам урока?

Прежде всего, использование средств графики
должно обнажать логические связи явлений,
которые существуют в языке. При этом лучше всего
придерживаться графического единообразия.
Стараться употреблять в схеме минимальное
количество слов. Она должна в очень лаконичной
форме описать языковую закономерность, имеющую в
языке бесчисленное количество проявлений, с
которыми сталкиваются учащиеся при анализе
конкретных языковых фактов. Вот почему в схеме
вполне уместно употребление тех графических
обозначений, к которым привык ученик и которые он
моментально “расшифровывает” (знак окончания,
суффикса, корня, приставки).

Запись в виде схемы выделяет в орфографическом
правиле ключевые понятия, без которых невозможно
обойтись. Работая со схемой при выполнении
практических заданий ученик поневоле запоминает
её уже потому, что зрительная память детей этого
возраста обычно неплохо развита. Мы
совершенствуем и тренируем её, предлагая для
запоминания не формулировку правила, а предельно
сжатую форму записи его, которая поможет в случае
необходимости развернуть информацию и изложить
её в виде орфографического правила. В такой
работе тренируется и логическая память,
поскольку схема даёт теоретические сведения,
открывая логические связи между
лингвистическими понятиями.

Таким образом, схема вносит в процесс обучения
некоторую новизну, учит школьников пользоваться
особым видом записи теоретического материала.

Итак, схема как форма наглядности в обучении
является не столько иллюстрацией, которая дается
параллельно с устным или письменным изложением
теоретического материала, сколько ключом к
решению практических задач. Раскрывая
внутрипредметные связи (например, связь
написания и строения слова), демонстрируя
логическое противопоставление языковых фактов,
схема приводит школьников на верный путь
рассуждения, к правильному способу решения
лингвистической задачи.

Работа по схеме учит умению выделять главное в
изучаемом материале, способствует развитию
логического мышления учащихся, умения в
конкретном лингвистическом факте видеть
языковую закономерность.

Целенаправленную организацию мыслительной
деятельности учащихся в процессе применения
правил облегчает алгоритм.

Алгоритм – это перевод теоретических знаний в
умения пользоваться этими знаниями.

Алгоритм учит логике рассуждения, способствует
более четкой дифференциации конкурирующих
написаний уже на первых этапах усвоения
орфографического материала.

Работа с алгоритмом ведется по принципу
“вначале объясни, потом запиши”. Это имеет
решающее значение именно при первичном изучении
материала, так как формирует у ученика
определенный стиль мышления, заставляет его
думать в процессе письма, предупреждает
формальное выполнение заданий и упражнений. В
результате работы по алгоритму ученик
многократно проговаривает правило и тем самым
тренирует свои органы речи в произнесении текста
формулировки правила, усваивает её материю.

Эта тренировка способствует развитию его
монологической речи. В результате такой
тренировки достигается, в конце концов,
понимание смысла лингвистического термина,
развивается мышление ученика, а значит и
свободное оперирование этим понятием.

Приведу примеры опорных схем и алгоритмов,
которые я использую при изучении темы
“Причастие” в 7 классе. (приложение 1)

Н а уроках обобщения и систематизации знаний,
при подготовке детей к ГИА, ЕГЭ использую
обобщающие алгоритмы.

Основное преимущество обобщающих алгоритмов
состоит в том, что они помогают формировать
правильные и полные обобщения, учат школьников
тому, как наиболее экономно и правильно находить
ответ при решении учебно-познавательных задач.
Процесс анализа материала, регулируемый
обобщенной схемой умственных действий, и
построение рассуждений на основе такой схемы
предупреждает возникновение обобщений неточных
или ошибочных.

Приведу примеры некоторых обобщающих
алгоритмов. (приложение 2)

Трудность работы с алгоритмом возникает тогда,
когда дети затрудняются в определении части речи
или части слова. А алгоритм любого
орфографического правила базируется на двух
“китах”: состав слова, часть речи. Поэтому
особое внимание с самого начала нужно уделить
отработке умений быстро разбирать слово по
составу и определять часть речи.

Опорная схема и алгоритм привлекают простотой
составления и простотой применения, поскольку
знакомить с ними можно учащихся при помощи доски,
а для этого не нужно специального времени, как на
изготовление некоторых других пособий.

Список используемой литературы

  1. А.В.Текучева, М.М.Разумовская, Т.А.Ладыженская
    “Основы методики русского языка в 4-8 классах”,
    Москва, Просвещение, 1983 г.
  2. С.И.Львова “Схема на уроке русского языка”,
    Русский язык в школе, № 2 1990 г.
  3. Д.Х.Ваганова “Как преодолеть “минусы” опорных
    конспектов”, Русский язык в школе, №3 1991 г.
  4. Е.Г.Шатова “О способах описания обобщенных
    алгоритмов при обучении орфографии”, Русский
    язык в школе, №4 1991 г.

Статья: «Опорные схемы по русскому языку как средство повышения эффективности усвоения учебного материала»

Автор:

Катаева Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Санкт – Петербурга ГБОУ школа № 430 Петродворцового района

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место.

Поэтому одной из задач учителя является воспитание жизнеспособной личности – человека, который определил в жизни духовно-нравственные приоритеты, самоутвердился, реализовал свои задатки и творческие возможности, который гармоничен и гибок в современных условиях. В создавшейся ситуации естественным стало появление разнообразных личностно – ориентированных технологий.

Одним из приоритетных направлений развития системы образования на современном этапе является повышение качества образования. Именно так данная проблема сформулирована в Программе развития образования. Решение этой проблемы во многом зависит от уровня подготовленности педагогических кадров, их умения работать по-новому. Сейчас в школьной практике применяется много новаций. Большинство современных образовательных технологий предполагает организацию на уроке активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока – активная познавательная деятельность детей, особо востребованная в современном мире.

По программе ФГОC ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.

В свете введения ФГОС идея по использованию опорных сигналов приобретает особую актуальность. Опорные сигналы — это схематическое изображение основных направлений изучаемой темы — позволяют каждому ученику уловить суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частностей.

Кодирование учебной информации, умение читать опорные сигналы, представить материал то в сжатом, то в развёрнутом виде – это важные навыки творческого процесса, позволяющие реализовать требования развивающего обучения.

Учителю необходимо помочь учащимся активизировать их деятельность, сформировать умение использовать теоретические сведения в практике.

Не всех учащихся удаётся заставить заучивать многочисленные правила; использование опорных схем обеспечивает прочное усвоение теоретических знаний, кроме того, если использовать опорные схемы в качестве ориентировочной основы при поэтапном формировании умений и навыков, можно добиться свободы оперирования ими при выполнении практических работ.

Опорные схемы, которые я хочу представить, являются продуктом моей педагогической деятельности. При изучении теоретического материала дети не видят главного в материале параграфа, не могут составить ответ по предложенному вопросу; в крайнем случае, пересказывают содержание параграфа целиком.

Для более продуктивного усвоения и запоминания теоретического материала возникла идея использования опорных схемах, главным содержанием которых является материал определённого параграфа для учащихся 5-х классов; в 6 классе происходит дополнение и объединение учебного материала по теме; учащиеся 7- 8-х классов могут составлять схемы самостоятельно на основе тех, что были отработаны в предыдущих классах.

Использование опорных схем в данной ситуации очень уместно. На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика – это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.

Трудно добиться результатов при изучении русского языка, если школьники неактивны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний.

Для повышения эффективности урока необходимо найти нетрадиционные формы и методы обучения, но всё новое – это хорошо забытое старое. И в этом случае нам может помочь опыт известных педагогов-новаторов.

 Теоретической базой моего опыта является, прежде всего, опыт педагога-новатора В. Ф. Шаталова и его последователя – Ю.С. Меженко. Идея их методики – увеличение объема изучаемого материала, сведение данного материала в крупные блоки в виде так называемых «опорных конспектов».

Введение крупных блоков теоретического материала осуществляется с помощью опорных сигналов. Опорный сигнал по Шаталову – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».

Цель метода опорных сигналов отвечает всем современным требованиям:

  • Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету.
  • Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной.
  • Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.
  • Повышение интереса к изучаемому материалу.

Интеграция с ИКТ- технологиями (преобразование текстовой информацию в цифровую в виде презентаций). Компьютерная (информационная) технология, основанная на эффективности организации и управления процессом обучения, тесно взаимосвязана с технологией обучения на основе конспектов и опорных сигналов В.Ф.Шаталова, способствующей активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Метод опорных конспектов разработал и воплотил на практике Виктор Федорович Шаталов – народный учитель СССР, профессор. Он показал огромные, еще не раскрытые резервы традиционного классно – урочного обучения.

В.Ф. Шаталов обучал разных детей, с любыми индивидуальными данными.

Принципы методики :

-многократное повторение, обязательный поэтапный контроль , высокий уровень трудности , изучение крупными блоками ;

-личностно ориентированный подход;

-гуманизм ( все дети талантливы );

-учение без принуждения;

-бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, наличие перспективы для исправления, роста;

-соединение обучения и воспитания.

По его мнению, необходимо найти путь к каждому ученику. « Самое главное – учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитывать в нем чувство человеческого достоинства. От веры учителя в возможности своего ученика, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его учеников на трудном пути познания».

Особенности содержания:

-материал вводится крупными дозами;

-поблочная компонента материала;

-оформление учебного материала в виде опорных схем – конспектов;

-опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражена подлежащая усвоению информация.

Итак, опорные сигналы обеспечивают успешную работу всех, без исключения, детей в условиях реально осуществленного принципа равных возможностей и доступности обучения.

Ю. С. Меженко определил главную задачу опорных сигналов, которая заключается в «облегчении понимания новой информации, закреплении её благодаря тесному взаимодействию различных видов памяти: зрительной, образной, словесно-логической, ассоциативной, мнемонической, моторной (двигательной)». Практика Ю. С. Меженко показала, что использование данного средства для изучения теоретического материала по русскому языку дает возможность запомнить и осознать целый блок информации за более короткий срок, чем при ее разделении, сохраняя при этом целостность самого материала и его восприятия, а также логическую взаимосвязь отдельных опорных сигналов.

Такой подход соответствует психологическим особенностям, которые нашли подтверждение в многочисленных экспериментах В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Н. О. Менчинской и других исследователей. Они доказали эффективность движения от абстрактного к конкретному, раннего сопоставления мелких понятий, а не изолированного изучения каждого из них.

Анализ работ перечисленных педагогов показал, что применение опорных сигналов обуславливается предоставлением ученикам возможности не только усвоить изучаемый материал, но и осознать сам процесс усвоения.

Из всех существующих форм опорных сигналов наиболее распространены схемы, представляющие собой особую организацию теоретического материала в форме краткого графического изображения, которое обнажает и зрительно подчеркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определённую языковую проблему. Такое изображение создается в упрощенно-обобщенной форме. При помощи схемы учащиеся, приученные к языку символов, смогут увидеть логическую закономерность.

Таким образом, схема вносит в процесс обучения некоторую новизну, учит школьников пользоваться особым видом записи теоретического материала. Схема как форма опорных сигналов в обучении является не столько иллюстрацией, которая дается параллельно с устным или письменным изложением теоретического материала, сколько ключом к решению практических задач. Раскрывая внутри предметные связи (например, связь части речи и написания слова), демонстрируя логическое противопоставление языковых фактов, схема приводит школьников на верный путь рассуждения, к правильному способу решения лингвистической задачи.

Что такое опорная схема?

Опорные схемы – это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Основные функции опорных схем:

  • обобщение и систематизация;
  • снятие социального барьера;
  • оптимизация самостоятельной деятельности.

Схема – опора – опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней, при этом ни один не чувствует себя беспомощным. Исчезает скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме – опоре, выполняя практическое задание.

Опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, а в другом – проработать допущенную тут же на уроке, в третьем – провести профилактическое обобщённое повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях.

Требования к составлению опорных схем

  • Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы. Из опыта работы знаю, что систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание. Эти качества в последнее время западают у большинства учеников. Самое важное достоинство схем в том, что они позволяют сэкономить время, которое можно использовать для формирования практических умений,
  • При обучении детей следует руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой:

– обеспечить усвоение учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного, правильного, выразительного чтения;

– заложить основы навыков учебной работы;

– привить интерес к родному языку, к чтению, книге;

– сформировать нравственные и эстетические представления;

способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления.

Цель метода составления опорных схем отвечает всем современным требованиям. В соответствии с этим, этот метод используется во всех классах. Это помогает наглядно показать детям значимость точного использования всех структурных единиц русского языка, чтобы быть понятным окружающим, овладеть языковой компетенцией.

Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью схем работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении схем как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.

Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность. И в то же время, требование избегать в схеме лишних слов, ненужной информации ни в коем случае не препятствует включению в неё материала, имеющего важное значение для усвоения текущей учебной информации, а также сведений, которые обязательно пригодятся в будущем.

Осознанное применение теоретического материала, содержащегося в опорных схемах, приходит к школьникам не сразу. Требуется тщательно обдуманная работа, которую лучше всего проводить в чёткой и продуманной системе. Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже смогут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.

На что мы ориентируемся на уроке? На то, что ученик уже знает. Но при этом забываем, что уже известное — это средний уровень трудности. А обучение возможно только при развитии, то есть при высоком уровне трудности, и этот уровень для каждого индивидуален. Индивидуально и восприятие. Поэтому, если поставить проблему, выдвинуть гипотезу и организовать самостоятельный поиск-исследование, то ученик открывает для себя заново уже знакомое, или, взяв в руки учебник, начинает чтение в ожидании самостоятельных открытий. Симон Львович Соловейчик писал о том, что «ни у одного ребенка не должно быть груза незнания за плечами. Тяжел ему этот мешок, бросает он его. И к восьмому классу ходит в школу не только без портфеля, а даже без листка бумаги, отпавший от учения».

Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.

Методы и приёмы использования схем на уроках

Опорные схемы представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную проблему. Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. При систематическом, грамотном применении оно способно придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность, стабильность. Большое значение для успеха этой работы имеет содержание и оформление такой схемы-опоры, которая должна быть системной, емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, простой, понятной по восприятию и воспроизведению.

В процессе работы по опорным схемам необходимо учитывать:

  • этапы обучения, степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы;
  • их способность записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее составить в виде схемы, алгоритма;

Такая работа должна проводиться в течение всех уроков изучения темы, что помогает более глубокому пониманию и постепенному запоминанию необходимого теоретического материала, а не “зазубриванию” его. Постоянная работа по схемам, составление их при непосредственном участии учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже “слабые” учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить материал. Схема учит ребят пользоваться особым видом записи теоретического материала.

Работая со схемой на уроке, приходится учитывать и этапы обучения, степень подготовленности учеников к полноценному восприятию и анализу схемы, проговорить её, расшифровать незнакомую запись, оформленную в виде схемы. Большое значение для успеха такой работы имеет содержание и оформление такой схемы, которая является объектом сложного логического анализа. При такой организации работы развивается не только мышление, но и язык, и память, так как они тесно связаны друг с другом. Следовательно, сознание находится в непрерывном развитии.

Схема на уроке может:

– подготовить восприятие;

– являться средством осмысления нового или обобщения и закрепления старого.

Схема уместна на разных этапах обучения:

– при вводе нового понятия;

 – при знакомстве с орфографическим правилом;

– при отработке, закреплении и повторении учебного материала.

Таким образом, опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, в другом – проработать (тут же на уроке) допущенную, в третьем – провести профилактическое обобщенное повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях. Причем все действенно и оперативно.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам познавательной деятельности.

Для формирования функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту.

Личностные результаты:

Использование предложенных схем позволяет каждому ученику (даже самому неуспешному) так или иначе, получить положительный результат по изучаемому теоретическому материалу, повысить свой рейтинг среди одноклассников, осознать свои возможности.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Работая по данным схемам, учащиеся получают навык регуляции своих учебных действий; формируют умение выполнять задания по предложенным критериям; оценивать полноту выполненного задания.

Познавательные универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:

– задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.);

– использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального ряда (представлены в учебнике, составляются самими детьми или даются в презентациях в интерактивном режиме);

– приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами;

– система работы с различными словарями.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

В результате работы с опорными схемами обучающиеся приобретают умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию.

Выводы:

Ускоренное  изучение  теоретического  материала с помощью опорных схем дает значительную экономию  учебного  времени, снимает с повестки дня  проблемы  перегрузки и  низкой  успеваемости  учащихся.

Значительно увеличивается объём изучаемого на уроке материала, формируется навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, тем самым закладывать у учащихся более прочные знания и умения по предмету

Опорные  схемы обеспечивают успешную работу всех, без исключения, детей в  условиях реально осуществленного принципа равных возможностей и доступности обучения.

 Применение данной технологии способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

Практическое использование опорных схем на уроках русского языка

Разработка системы заданий по опорным схемам.

Место применения: урочная и внеурочная деятельность.

Классы: 5 – 9

Цель схемы-таблицы: помочь запомнить учебный материал и использовать его в своей практической деятельности

Структура:

  • Схемы, составленные учителем по определённой теме – 5 класс
  • Объединённые схемы, составленные учителем и сильными учащимися по расширенной тематике – 6, 7 классы
  • Схемы, составленные учащимися самостоятельно –  7, 8 классы

Общая характеристика.

Опорные схемы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц. Именно использование схем на уроке позволяет снять страх у ученика перед неправильным ответом. Никому не снижается оценка, если при ответе он смотрит на опорную схему. Наоборот, пускай она помогает каждому, пока прочно не отложится в памяти. Схемы – способ внешней организации мыслительной деятельности детей. Не теряется впустую время на уроке: не приходится ждать, пока ребенок вспомнит и, наконец, что-то скажет. Необходимые для выполнения заданий правила детям не нужно вспоминать, тратя на это драгоценное время урока – они читают их по схемам.

Практика показывает, что эффективно применять схемы может только тот учитель, который сам их и составляет, но при этом он должен знать и основные требования к их составлению: составляется в форме бланка с соблюдением определенного объема и с учетом возрастных особенностей учащихся. Важную роль играют компоновка, выделение основного понятия.

На начальном этапе для учащихся 5-х классов составляю схемы в соответствии с материалом определённого параграфа или темы.

(Приложение 1).

На следующий год обучения, когда происходит расширение тем, составляем таблицы с учётом изученного и нового материала вместе с сильными учениками. Это 6-7 классы.

Постепенно к 8 классу все учащиеся уже могут составлять такие схемы самостоятельно. В начале учебного года распределяем темы между учениками, и они постепенно оформляют материал самостоятельно. В сильных классах такую работу можно начинать уже в 7 классе.

(Приложение 2)

Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый учитель и ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление некоторых других пособий.

Варианты использования схем:

  • Прохождение нового материала (схема заполняется на уроке полностью или частично).
  • В качестве домашнего задания (схема заполняется дома самостоятельно целиком в соответствии с материалом параграфа).
  • Опора во время устного ответа (работа в парах)
  • Опора во время выполнения письменного задания (не контроль)
  • Опора во время сдачи зачётов (для слабых учащихся)

Результаты использования опорных схем

Учащиеся, в обучении которых применялись опорные схемы, имеют более высокие показатели по ВПР, промежуточной аттестации по сравнению с классами, где такая работа не велась.

Составленные опорные схемы представляют собой краткий курс морфологии, орфографии, синтаксиса и пунктуации, лексики, фонетики, морфемики и словообразования в таблицах, схемах и алгоритмах, что позволяет оптимизировать изучение и повторение этих разделов.

Выводы:

1. Ценность технологии заключается в следующем:

– лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков);

– структурность;

– удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.)

2.  Использование опорных схем на уроках помогает детям освоить навыки аналитической работы с текстом учебника, помогает в запоминании учебного материала, развивает логическое мышление.

3. Идея опорного сигнала и опоры позволяет интенсифицировать учебный труд. Использование опоры помогает всем учащимся почувствовать веру в свои силы. Для слабого ученика работа с опорой – это условие равноправного сотрудничества в учебном процессе; для сильного – это подтверждение надёжности и полноты усвоенного материала.

Рекомендации к применению:

  • Применять данную систему работы возможно в любом классе основной школы.
  • Наиболее эффективно будет применение данных опорных схем в работе с детьми с ОВЗ или малоуспешными.
  • Только системное применение этой методики даст значимый результат.

В заключение хочется отметить, что не следует преувеличивать роль опорных конспектов и считать их единственно возможным способом формирования языковых, орфографических и пунктуационных умений. Выбор способов обучения зависит от многих факторов: типа учебного материала, особенностей интеллектуального развития детей в классе, индивидуальности самого учителя.

Имея значительные «плюсы», опорные конспекты помогут учителю решить проблему успешного обучения русскому языку или другому предмету, если подходить к ним, как и к другим способам обучения,

творчески, учитывая возможности каждого способа обучения в соответствии с типом учебного материала и условиями его изучения.

Использование схем является одним из приёмов, облегчающих понимание учебного материала, в данном случае по русскому языку. При использовании схем в своей учебной деятельности ученик включает не только слуховую, но и зрительную память, схема облегчает восприятие теоретического материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, что положительно сказывается на учебных достижениях ученика, делает его более успешным.

Графическая наглядность даёт возможность сосредоточиться на главном – создать стержневой образ темы; помогает прочному усвоению, запоминанию; правильно установить природные и пространственные связи, взаимоотношения предметов и явлений, полезна для применения сравнений, как способ проверки знаний, развивает логическую последовательность мышления, воображения, наблюдательность, повышает интерес к изучаемому материалу.

Поэтому я считаю, что метод составления опорных схем на уроках   является очень актуальным и отвечает всем требованиям по организации образовательного процесса по ФГОС. Кроме этого, положительные результаты, которые получены мной в процессе работы с опорными схемами, говорят об эффективности использования данного метода.

Завершая анализ своего опыта работы с опорными схемами, хочу отметить, что педагогическое творчество чаще всего и состоит в том, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, класса, с учетом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. Все наработанное наукой он тщательно “просеивает”, отбирая то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения.

Приложение 1.

Опорная схема для 5 – 6 классов

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий.

  1. Причастия делятся на две группы:………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

  1. Признак действительных причастий……………………………………………………

Действительные причастия имеют форму………………………………………………..времени.

Суффиксы действительных причастий настоящего времени…………………………………….

Суффиксы действительных причастий прошедшего времени…………………………………..

Признак страдательных причастий………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………….

Страдательные причастия имеют форму……………………………………………… времени

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени…………………………………..

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени…………………………………….

Имя существительное как часть речи. Род, склонение, число, падеж имени существительного. Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

  1. Имя существительное – это……………………………………………………………………
  2. Имя существительное  имеет грамматические (морфологические) признаки: постоянные и непостоянные.
  3. Постоянные признаки: род, склонение.
  • Существительные бывают ……………………………………………………………………рода.

Примеры:……………………………………………………………………………………………

Бывают существительные общего рода на……………………………………………………………………

  • Существительные имеют ………………………..склонения.

К ………………………..склонению относятся существительные…………………………

Примеры:………………………………………………………………………………………………

Ко …………………………..склонению относятся существительные……………………..

Примеры:……………………………………………………………………………………………………

К …………………………склонению  относятся………………………………………………

Примеры:……………………………………………………………………………………………………

Приложение 2.

Опорная схема для 6-7 классов

Правописание Ь на конце слов после шипящих в разных частях речи.

Существительное

Прилагательное

Наречие

Глагол

Ь пишется

1.В существительных

 3 склонения женского рода (ночь)

Примеры:…………….

1.На конце всех наречий (прочь)

Примеры:…………………..

1.В неопределённой форме глагола (беречь)

Примеры:……………………..

2.В окончаниях глаголов

2 лица единственного числа настоящего или будущего времени (помоешь)

Примеры:…………………….

3.В глаголах повелительного наклонения (спрячь)

Примеры:……………………..

Ь не пишется

1.В существительных 1 и 2 склонения (луч)

Примеры: ……………………..

2.В существительных 1 склонения родительного падежа множественного числа (много туч)

Примеры:……………………..

1.В кратких прилагательных (горяч)

Примеры:……………………….

1.В словах – исключениях

УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ

ПРИМЕЧАНИЕ: После слова «примеры» добавить свои примеры (не менее трёх) по аналогии со словами в скобках.

Современная система обучения предполагает самостоятельную обработку большого количества материала. В связи с этим студентам, да и школьникам, приходится составлять конспекты не только лекций, но и учебников, монографий и статей. Правильный подход к составлению конспекта помогает не только усвоить знания, но существенно сэкономить время на его написание. Наиболее эффективным в настоящее время считается опорный конспект.

Определение

Конспект – это краткая запись или изложение той или иной информации. Наиболее часто встречаются конспекты лекций, книг или статей. Изложение информации в такой форме представляет собой систематическую, логически связную запись исходного материала.

опорный конспект

Опорный конспект был разработан в 1980-е годы В. Ф. Шаталовым, учителем физики и математики. С тех пор данный метод получил широкое распространение и используется при изучении не только точных, но и гуманитарных наук.

Основное определение гласит: опорный конспект представляет собой определенную систему опорных сигналов, которые включают в себя такие элементы, как рисунки, чертежи, криптограммы, и содержат основную, необходимую для запоминания информацию.

Основные требования к составлению

Составляя опорный конспект, необходимо соблюдать следующие требования:

составление опорного конспекта

  1. Соблюдать полноту изложения информации. Не следует выбрасывать из материала важные, ключевые слова.
  2. Излагать данные лаконично и последовательно.
  3. Структурировать записи. Легкость восприятия информации зависит от того, насколько проста и понятна структура.
  4. Расставлять акценты с помощью различных способов оформления – рамок, шрифтов, цветов, графиков и схем.
  5. Применять сокращения и условные обозначения при записи. Необходимо использовать общепринятые сокращения и обозначения, наиболее сложные выносить на поля с расшифровкой.

План составления

Предлагаем наиболее простую инструкцию. Ее также можно применять для составления конспектов любого вида и типа, исключая карты памяти:

  1. Напишите название темы, по которой составляется конспект.
  2. Ознакомьтесь с материалом и выберите основное.
  3. Определите ключевые слова и понятия, которые отражают суть темы. Выберите подтемы.
  4. Выберите основные условные обозначения, применяемые при написании данного конспекта.
  5. Набросайте черновой вариант конспекта. Иногда достаточно просто зарисовать схему, обозначив на ней структуру будущего плана.
  6. Подумайте, в каком виде легче всего будет организовать данные – в виде блок-схем, плана, диаграмм.
  7. Разделите материал на блоки и оформите в соответствии с выбранными вами способами.
  8. Оформите полученный конспект с помощью цветных маркеров и ручек, подчеркните главное, поставьте знаки вопроса или восклицания возле спорных или важных моментов.
  9. Вынесите на поля основные сокращения и их расшифровку. При необходимости обозначьте вопросы, которые требуют дальнейшей проработки.

подготовка опорных конспектов

Преимущества

Этот метод исключает механическую запись материала, без ее предварительной обработки. Если при обычном конспектировании студент может просто переписывать статью или параграф, по ходу определяя, какую часть законспектировать, а какую пропустить, то составление опорного конспекта предполагает предварительную обработку материала.

Освобождается часть времени, которую ранее студент потратил бы на запись конспекта. Особенно актуально это в том случае, если составление конспектов ведется непосредственно на лекции. Преподаватель может потратить оставшееся после конспектирования время на подробное объяснение материала.

виды опорных конспектов

Быстрота в повторной обработке конспекта. В среднем один опорный конспект может быть прочитан за пять минут. Что уж говорить в ситуации, когда нужно подготовиться к экзамену, который охватывает от 10 до 15 тем. В таком случае студенту понадобится всего час-полтора для повторения всех тем, а не пара ночей.

Студенты учатся анализировать полученные знания, выделять главное и сжимать текст. Подготовка опорных конспектов может пригодиться и в дальнейшем, при написании курсовых, дипломных и магистерских, научно-исследовательских работ.

Использования педагогами

Не только студенты, но и учителя, преподаватели могут использовать конспекты на занятиях. Различные виды опорных конспектов могут существенно упростить подачу материала. К примеру, учитель или лектор может принести на урок составленный заранее конспект по изучаемой теме и раздать по одному экземпляру ученику.

использование опорного конспекта

Далее, по ходу рассмотрения темы, учащиеся следят за изложением материала по конспекту и на уже готовом плане делают свои пометки. К примеру, отмечают важные моменты, ставят знаки вопроса в тех местах, которые лектор, возможно, оставит на самообучение.

По окончании занятия обработанный конспект остается у учащегося и может применяться в дальнейшем при подготовке к практическим и семинарским занятиям, контрольным, экзаменам.

Выводы

Использование опорного конспекта помогает намного быстрее освоить учебный материал, подготовиться к экзамену или контрольной. Составление опорных конспектов также существенно упрощают обработку материала, учит студентов структурировать материал, проявлять творческий подход к обучению.

Использовать их могут и педагоги для обучения. Это поможет сократить время, необходимое для записи лекции, углубить знания учеников по той или иной теме.

Опорная схема как способ
развития способностей
и возможностей обучающихся

Автор: Баглай Лилия Викторовна

Организация: МБОУ «Лицей № 17»

Населенный пункт: Челябинская область, г. Троицк

Развитие образовательных процессов в современном обществе ,огромный опыт педагогических инноваций ,авторских школ и учителей –новаторов ,результаты психолого- педагогических исследований постоянно требуют обобщения систематизации.

Активизация познавательной деятельности учеников на всех уроках ,доведению их представлений по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков помогают опорные схемы. Использование опорных схем на уроках при изучении нового материала обучающиеся реализовывают свои способности ,возможности в процессе освоения учебного материала.

Включать каждого обучающегося в активную деятельность на всех уроках ,довести представление по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков –это задача учителя. А помогает в этом –опорная схема.

Схема-это выводы ,которые возникают в процессе объяснения и формирования в виде таблиц, чертежа, рисунка. Схема –это организация мыслительной деятельности у обучающихся.Опорная схема-это формирование понятий на момент объяснения материала. Опорная схема это связующее звено между учителем и учеником .Главный принцип обучения это принцип наглядности.

Применение схем-опор на уроках служит основой обретения уверенности детей в своих способностях ,импульсом к активному ,заинтересованному труду, позволяет преодолеть трудности ,обеспечивает дружеское общение. Ребенок усваивает и составляет правило по схеме-опоре ,выполняя практическое задание.

В соответствии с этим, основным методом преподавания русского языка стал для меня метод использования опорных схем, алгоритмов. Причём этот метод используется не только в 1 классе для составления схемы слогов, слов и предложений, но и в последующих классах. Это помогает наглядно показать детям значимость точного использования всех структурных единиц русского языка, чтобы быть понятным окружающим, овладеть языковой компетенцией.

Опорные схемы для учащихся всех возрастов являются элементами увлекательной игры. Но игры, которая учит и продвигает в познании и развитии. Ускоренное изучение теоретического материала по всем учебным предметам дает значительную экономию учебного времени, снимает с повестки дня проблемы перегрузки и низкой успеваемости учащихся. Опорные схемы обеспечивают успешную работу всех, без исключения, детей в условиях реально осуществленного принципа равных возможностей и доступности обучения.

Опорный сигнал,как отмечал Виктор Федорович Шаталов – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорной схемой понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».

Цель метода составления опорных схем отвечает всем современным требованиям:

  • Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету.
  • Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной.
  • Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.
  • Повышение интереса к изучаемому материалу.
  • Интеграция с ИКТ- технологиями (преобразование текстовой информации в цифровую в виде презентаций).

Разработка и составление опорных материалов проходит в три этапа.

1 Подбор фактического материала. Этот этап работы играет большую роль в плане повышения профессионального мастерства, эрудиции учителя, позволяет ему глубже разобраться во внутрипредметных и межпредметных связях темы. Материал избирается из разных источников: программы, учебники, справочной и методической литературы, периодических изданий, интернета.

2 Генерализация материала, выделение ядра знаний, основных понятий. На этом этапе происходит обобщение содержания, «выжимка» отобранного материала, отбрасывание второстепенного, малосущественного.

Основные орфограммы, пунктограммы, определения, правила, формулировки — это наиболее важные фактические данные составят «ядро» знаний. Материал, необходимый для сознательного усвоения данной темы в пределах курса русского языка ( т.е. они часто используются для изучения той или иной темы , для реализации межпредметных связей), составляет основную оболочку «ядра». Остальной материал—это вспомогательная оболочка.

По-мнению В.Ф.Шаталова основной задачей опорных схем заключается в обеспечении логически последовательного раскрытия темы и при изложении материала учителем, и при подготовке учащихся к урокам, и при всех видах устных ответов. Опорные сигналы стимулируют развитие творческого мышления учащихся.

Как же происходит процесс работы над составлением опорных схем?

В уже систематизированном и сжатом материале необходимо выделить опорные сигналы, совокупность которых и составит опорный конспект по теме. Обычно он состоит из ключевых слов, аббревиатур, компактных записей определений и формулировок, графических сигналов, цифрового материала, стрелок, унифицированных условных обозначений. Экспериментальная прокатка подскажет варианты его перекомпоновки, перестройки отдельных частей , упрощение некоторых элементов, введение новых.

Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.

При создании опорных схем, необходимо учитывать ряд принципов:

  1. Опора и сигнал—эквивалент смыслового значения. Опорные схемы играют значительную роль и при изложении материала, и при отработке учебных навыков и умений, и при повторении, и при контроле знаний.
  2. Лаконичность – максимум закодированной информации при минимуме визуальных печатных знаков – одно из основных требований.
  3. Удобство восприятия и воспроизведения. Структура должна быть удобна и для запоминания, и для воспроизведения, графическое расположение сигналов не должны вызывать трудности.
  4. Непохожесть опорных схем между собой. Похожие друг на друга опорные схемы трудно сохранить в памяти. Успешному запоминанию способствует разнообразие форм, шрифтов, знаков, рисунков.
  5. Принцип занимательности, парадоксальности. В схемы следует вводить занимательный материал по орфографии, пунктуации, стилистике.
  6. Унификация обозначений. Условные обозначения нужно постараться унифицировать. Это значительно облегчит их восприятие и запоминание.
  7. Цветовое оформление. Правильно использованные цвета должны привлекать, заострять внимание на главном.
  8. Шрифт. Основным требованием, предъявляемым к шрифту, являются: чёткость, простота, гармония с цветовым решением.
  9. Разнообразие опорных сигналов. Опорные сигналы должны быть разнообразными не только по форме, но и содержанию.

Разнообразное содержание позволяет разделить их на несколько групп:

1 Смысловые

2 Вербальные (словесные).

3 Ассоциативные.

4 Аббревиатурные.

5 Графические.

6 Орфографические.

Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.

Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый учитель и порой ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление некоторых других пособий. Схема уместна на разных этапах обучения : при вводе нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала. Осознанное применение теоретического материала, содержащегося в опорных схемах, приходит к школьникам не сразу. Требуется тщательно обдуманная работа, которую лучше всего начинать ещё с первого класса. Например, при объяснении обозначения твёрдости и мягкости согласных при чтении и письме, или почему буквы «е», «ё», «ю», «я» в одном случае обозначают два звука, а в другом случае – один звук и «заставляют читать мягко» предшествующую согласную букву. При выполнении тренировочных заданий дома и в классе учащиеся по мере необходимости обращаются к схеме. Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить тот или иной лингвистический материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые. Такая же работа по составлению опорных схем проводится и в последующих класса.

Опоры применяю на различных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, обобщении, повторении ранее изученного.

Использование данной методики при изучении русского языка, несомненно, даёт положительные результаты.

Во-первых, значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала, сформировался навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.

Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.

По-мнению самих учащихся, использование данной технологии намного разнообразило уроки, им легче воспринимать изучаемые языковые явления, орфографические и пунктуационные правила. В своей работе использую схемы, которые нахожу в педагогической литературе, составляю схемы сама.

Использование опорных схем на уроках русского языка помогает учащимся освоить навыки аналитической работы не только при изучении биографии поэта или писателя, но и при изучении творчества, развивает логическое и аналитическое мышление. Повысился уровень успешного усвоения материал. Качество проверочных и контрольных работ также повышается с использованием опорных схем. Следовательно можно сказать, что работа над развитием языковой компетенции посредством применения опорных схем носит положительный характер. А также отвечает требованиям ФГОС.

Для создания более интересного и увлекательного урока использую ребусы http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator ;

Заключение

Опорные карточки по разным темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, в другом – проработать (тут же на уроке) допущенную, в третьем – провести профилактическое обобщенное повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях. Причем все действенно и оперативно.

Я считаю, применение метода составления опорных схем способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий формируется адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся учатся использовать знаково-символические средства, овладеют широким спектром логических действий.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретают умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию.

Поэтому я считаю, что метод составление опорных схем на уроках русского языка в начальной школе является очень актуальным и отвечает всем требованиям по организации образовательного по ФГОС начального общего образования.

Многолетний опыт показал, используя на своих уроках разнообразные наглядные пособия в виде опорных схем ,таблиц, карточек и другой всевозможной наглядности ,работать не только легче ,но и интереснее.

Приложения:

  1. file0.docx.. 36,8 КБ

Опубликовано: 09.03.2021

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ ДЛЯ УРОКОВ ВО 2 КЛАССЕ
по программе «Школа России»

Сборник опорных схем

Златоуст
2020

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ ДЛЯ УРОКОВ ВО 2 КЛАССЕ
по программе «Школа России»

Сборник опорных схем

Златоуст 2020

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ ДЛЯ УРОКОВ ВО 2 КЛАССЕ по программе «Школа
России»/ сост. К.Д.
Верес.- Златоуст: МАОУ СОШ №1, 2020.

В сборнике представлены опорные
схемы, которые могут быть использованы в школе для активизации мыслительной
деятельности младших школьников

Сост.: Верес К.Д.

Содержание

1. Опорные схемы по русскому языку

7

2. Опорные схемы по математике

19

3. Опорные схемы по окружающему миру

27

4. Опорные схемы по ИЗО

31

5. Опорные схемы по литературному чтению

33

Вступительное
слово

Опорные схемы – это
оформленные в виде таблиц, карточек,
чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Всего основных
функций опорных схем шесть: обобщение и систематизация, адаптация, ограничения,
снятие социального барьера, оптимизация самостоятельной деятельности. Схема –
опора –  опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее
звено между учителем и учеником. От традиционной наглядности они отличаются
тем, что являются опорами мысли, опорами действия.

Опорные схемы по разным
темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, а в
другом – проработать допущенную тут же на уроке, в третьем – провести
профилактическое обобщённое повторение во фронтальных и индивидуальных
заданиях.

Использование схем и
таблиц на уроках в начальных классах активизирует познавательную деятельность
учеников и развивает их мышление, способствует глубокому и последовательному
усвоению материала.

Опорные схемы по русскому языку

Тема урока: «Части речи».

Тип урока: Изучение
нового материала.

Рисунок 1 – «Части речи».

Данная схема была
использована на этапе открытия нового знания. Схема появлялась на доске
частями, по ходу изучения темы. Опираясь на схему, ребята рассказывают, что
есть 3 части речи, какие это части, что знают о них, на какой вопрос отвечает
каждая, что обозначает, приводят свои примеры.

Тема урока: «Развитие речи. Сочинение
по серии картинок».

Тип урока: Изучение нового материала.

Рисунок  2 – «Части текста».

Данная схема
была использована на этапе открытия нового знания. Схема появлялась на доске
частями, по ходу опроса учителя. Эта схема использовалась на уроке развития
речи, когда писали сочинение по картине. По данной схеме, ребята вспоминали,
сколько есть частей в сочинении, какие это части, как они называются и что в
них входит.

Тема
урока: Развитие речи. Сочинение по картине Васнецова «Богатыри»

Тип
урока: Изучение нового материала

1)   
Художник-сказочник

2)   
Образ богатырей

3)   
Пейзаж картины. Чувства,
навеянные картиной

 

Рисунок
3 – «План к картине»

Это план работы над
сочинением по картине. Ребята, глядя на план, знали, сколько частей в работе и
о чем должна быть каждая часть, что приводило к тому, что в процессе работы
было меньше вопросов к учителю, т.к. ребята знали, что нужно делать.

Тема урока: «Части речи».

Тип урока: Изучение нового материала.

Рисунок 4 – «Речь».

Данная схема
была использована на этапе актуализации знаний. Схема появлялась на доске
частями, по ходу беседы с детьми. Для подведения к теме урока помогла эта
схема, по схеме ученики вспомнили, что такое речь, из чего она состоит, и что
значат слова в нашей речи.

Тема урока: «Большая буква в именах
собственных»

Тип урока: Изучение
нового материала.

Рисунок
5 – «Большая буква в именах собственных».

Данная схема была использована на этапе открытия нового знания.
Схема появлялась на доске частями, по ходу изучения темы. Из данной схемы
ребята узнают, что заглавная буква бывает в ФИО, географических названиях,
кличках животных, смотрят примеры. Также по этой схеме ребята смогут рассказать
правило и привести свои примеры к данной схеме.

Тема урока: «Имя существительное как
часть речи».

Тип
урока: Закрепление.

Рисунок 
6 – «Признаки существительного».

Данная схема была использована на этапе актуализации знаний. Схема
появилась на доске сразу. Эта схема очень интересна для детей тем, что она
необычна, что вызывало интерес у ребят. В схеме собраны все признаки
существительного. Схема использовалась на уроках, где была тема связана с
именем существительным. По ней ребята вспоминали такие правила как:
нарицательные, собственные, одушевленные, неодушевленные, вопросы имени
существительного, число существительного. Также на схеме есть род имени
существительного, что позволит ее использовать в дальнейшем на уроках связанных
с данной темой.

Тема урока: «Разделительный мягкий
знак».

Тип
урока: Закрепление.

Рисунок 7 –
«Разделительный мягкий знак».

Данная схема была использована на этапе актуализация знаний. Схема
появлялась на доске сразу целиком. Данная схема показывает, перед какими
гласными пишется разделительный мягкий знак. По этой схеме, ребята с легкостью
могут рассказать правило: что разделительный мягкий знак пишется после
согласного и перед гласными е, ё, и, ю, я, которые в данной позиции обозначают
2 звука.

Тема урока: «Части речи».

Тип
урока: Изучение нового материала.

Рисунок
8 – «Речь».

Данная схема была использована на этапе актуализации знаний. Схема
появлялась на доске сразу. По данной схеме, ребята вспоминают, что есть речь,
что она состоит из слов, слова составляют предложения, есть ударные и
безударные слоги, есть гласные и согласные звуки – мягкие и твердые, речь
бывает устная и письменная, мы ее слышим и видим, говорим и читаем.

Тема урока: «Части речи».

Тип
урока: Изучение нового материала.

Рисунок
9 – «Части речи».

Данная схема была использована на этапе открытия нового знания.
Схема взята из учебника. Она помогает детям запомнить информацию про части
речи: названия, что обозначают, на какие вопросы отвечают, также запомнить и
рассказать это правило по схеме намного удобнее и проще.

Тема урока: «Единственное и
множественное число имен существительных».

Тип
урока: Изучение нового материала.

Рисунок 10 –
«Единственное и множественное число имен существительных».

Данная схема была использована на этапе открытия нового знания.
Схема появлялась на доске частями, по ходу изучения темы. Данная схема помогает
детям учить правило про число имен существительных, также опираясь на эту
схему, ребята смогут рассказать изученное правило и привести свои примеры к
правилу.

Тема урока: «Обозначение имен
существительных».

Тип
урока: Изучение нового материала.

Рисунок 11 –
«Обозначения имен существительных».

Данная схема была использована на этапе открытия нового знания.
Схема появлялась на доске частями, по ходу изучения темы. Из данной схемы
ребята узнают обозначения имен существительных, запомнят их, приведут к каждому
свои примеры.

Тема урока: «Одушевленные и
неодушевленные имена существительные».

Тип
урока: Изучение нового материала.

Рисунок 12 – «Одушевленные и
неодушевленные имена существительные».

Данная схема была использована на этапе открытия нового знания.
Схема появлялась на доске частями, по ходу изучения темы. По данной схеме
ребята познакомятся с правилом, узнают, на какой вопрос отвечают одушевленные и
неодушевленные имена существительные, приведут примеры, также смогут по этой
схеме рассказать правило.

Тема урока: «Нарицательные и
собственные имена существительные».

Тип
урока: Изучение нового материала.

Рисунок 13 –  «Нарицательные и
собственные имена существительные».

Данная схема была использована на этапе открытия нового знания.
Схема появлялась на доске частями, по ходу изучения темы. По этой схеме ребята
познакомятся с собственными и нарицательными именами существительными, узнают,
что они обозначают, посмотрят примеры, могут привести и свои, также узнают, как
пишутся. Также по этой схеме ребята смогут рассказать правило про имена
собственные и нарицательные, приводя свои примеры.

Опорные
схемы по математике

Тема урока: «Решение примеров»

Тип урока: Закрепление.

Рисунок 13 –  «Алгоритм сложения».

Рисунок 14 –  «Алгоритм вычитания».

Данные схемы были использованы на этапе работы по теме урока. Схемы
были представлены на доске перед началом решения примеров. Эти схемы
пригождались при решении примеров. Ребята часто забывали, как назывались
компоненты сложения и вычитания, но глядя на схему, они вспоминали и
запоминали. Также эти схемы пригождались, когда выполняли решения примеров с
проверкой, т.к. ребята забывали, что нужно находить и как называются эти
компоненты. Но смотря на схему, они вспоминали и проговаривали, что приводило к
тому, что на последующих уроках они заученные алгоритмы рассказывали наизусть
без запинок.

Тема урока: «Проект. Оригами».

Тип
урока: Изучение нового материала.

Рисунок 15 –  «Условные
обозначения для оригами».

Данная схема была использована на этапе открытия нового знания.
Схема появлялась на доске частями, по ходу изучения темы. По этой схеме ребята
познакомятся с обозначениями в схемах оригами, узнают обозначения и научатся
правильно их понимать и работать со схемами при выполнении техники оригами.

Тема урока: «Решение задач».

Тип
урока: Закрепление.

Рисунок 16 – Схема для решения задач.

Данная схема была использована на этапе работы по теме урока.
Схема появилась на доске сразу перед началом работы по теме урока. Эта схема
использовалась на многих урока, где было решение задач с вопросами: на сколько
больше, на сколько меньше. Дети очень часто путаются в вопросах, какое это
действие: сложение или вычитание. Эта схема помогает не задаваться такими
вопросами и не отнимать на уроке на это время, что позволяет успевать больше
решать и дети, опираясь на схему, запоминают, какое действие следует выполнять.

Тема
урока: «Решение задач».

Тип
урока: Закрепление.

Работа над задачей:

1)О чем говорится?

2)Что известно?

3)Что нужно узнать?

4)Составление кр. записи

5)Можем ли сразу ответ.на
гл.вопрос? Если нет, что сначала найдем?

6)Решение

 

Рисунок
17 – «План работы над задачей».

Данная схема – это план работы над задачей. Опираясь на него, на
каждом уроке без заминок, дети поэтапно смотрели, что нужно делать и как работать
над решением задачи, чтобы быстрее ее решить.

Тема урока: «Решение примеров».

Тип
урока: Закрепление.

Рисунок 18 – «Увеличение и уменьшение чисел».

Данная схема была использована на этапе работы по теме урока.
Схема появлялась на доске сразу, перед началом работы по тему урока. Данная
схема помогала при решении примеров на многих уроках. Т.к. дети путались в
значениях слов, они забывали, что значит уменьшить и что значит увеличить.
Опираясь на схему, дети вспоминали и наглядно видели примеры, что позволяло
запоминать и реже прибегать к схеме.

Тема урока: «Решение примеров».

Тип
урока: Закрепление.

Рисунок
19 – Схема для приема счета десятков и единиц.

Данная схема была использована на этапе работы по теме урока.
Схема появлялась на доске сразу, перед началом работы по теме урока. Схема для
приема счета десятков и единиц. С помощью нее на многих уроках, где было
решение примеров, а дети затруднялись при складывании или вычитании, они,
опираясь на схему, как на образец, без труда решали примеры, без ошибок и
возникновения трудностей.

Тема урока: «Умножение».

Тип
урока: Изучение нового материала.

Рисунок
 20 – «Умножение».

Данная схема была использована на этапе открытия нового знания.
Схема появлялась на доске частями, по ходу изучения темы. В данной схеме
показано, каким знаком обозначается умножение, также есть образец сложения и
как его можно заменить умножением (правило), также есть образец чтения
алгоритма умножения, что помогает детям при знакомстве с новой темой
пользоваться этой схемой и опираясь на нее решать новые для них примеры.

Тема урока: «Числа при умножении».

Тип
урока: Изучение нового материала.

Рисунок
 21 –  «Числа при умножении».

Данная схема была использована на этапе открытия нового знания.
Схема появлялась на доске частями, по ходу изучения темы. В данной схеме
обозначаются названия компонентов при умножении, дается пример, что дает
возможность к быстрому запоминанию детьми правила и компонентов умножения.

Тема урока: «Письменное вычисление
вида 50-24».

Тип
урока: Изучение нового материала.

Алгоритм вычисления:

Пишу

Вычитаю
единицы

Вычитаю
десятки

Пишу
ответ:

 

Рисунок 
22 – «Алгоритм вычисления».

Данная схема – это алгоритм письменного вычисления примеров
данного вида. С помощью нее дети учатся проговаривать алгоритм вычисления
подобного вида при решении примеров.

Тема урока: «Проект. Оригами».

Тип
урока: Изучение нового материала.

                               

Рисунок 23 – «Оригами»

Данная схема
была использована на этапе открытия нового знания. Схема появилась на доске
сразу во время начала работы по теме урока.
Эта схема использовалась на уроке математики по теме
«Оригами». Дети, опираясь на схему, смотря, на каждый ее пункт как на образец,
смогли самостоятельно изготовить  работу в технике оригами, они сделали щенка.

Опорные схемы по окружающему миру

Тема урока: «Лесные опасности».

Тип урока: Изучение нового материала.

Рисунок 24- «Что делать
при укусе клеща?».

Данная схема была использована на этапе открытия нового знания.
Схема появлялась на доске частями, по ходу изучения темы. По данной схеме
ребята познакомятся с тем, что можно делать при укусе клеща, а что нельзя.

Тема урока: «Опасные
незнакомцы».

Тип урока: Изучение
нового материала.

Правило 4-х НЕ:

1)   
Никогда не …

2)   
Никогда не …

3)   
Не играй …

4)   
Не играй …

 

Рисунок 25 – «Правило 4-х НЕ».

Схема – это правило 4-х
НЕ, с которыми дети познакомились на уроке. По данной схеме ребята смогли
вспомнить правила, с которыми знакомились, и назвать их полностью.

Я
знаю, что нельзя …


брать у незнакомых игрушки и сладости


садиться в машину к незнакомым людям


разговаривать с незнакомыми людьми


позволять незнакомым прикасаться ко мне


называть чужим людям свое имя и адрес

 

Рисунок 26 – «Я знаю, что…».

По этой схеме ребята
узнают, что нельзя делать при столкновении с незнакомыми людьми.

Тема урока: «Пожар!».

Тип урока: Изучение
нового материала.

Причины пожаров:

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Рисунок 27 – «Причины пожаров».

По этой схеме ребята
определили причины пожаров, из-за чего они происходят и смогли назвать и
записать все 8 причин.

Звонок в пожарную часть:


адрес


где горит


номер телефона


ФИО


этаж возгорания


подъезд к дому


кол-во подъездов

 

Рисунок 28 – «Звонок
в пожарную часть».

По данной схеме дети
рассказывали про действия при звонке в пожарную часть, называли, что нужно
говорить, и зачем необходима эта информация.

Правила поведения при пожаре:


Позв. в 112. Четко назвать адрес и фамилию


Не прячься! Немедленно уходи от пожара!


Плотно закрой за собой двери, не открывай окна!


Выключи электроприборы!


Не пользуйся лифтом по время пожара!


Если задымление сильное, закрой нос мокрой тканью


Выбирайся из задымленного помещения ползком


Обратись к соседям, позови на помощь

 

Рисунок 29 –
«Правила при пожаре».

Данная схема – это
правила поведения при пожаре. По ней ребята смогут запомнить правила и
рассказать, зачем они нужны и необходимы.

Правила пожарной безопасности:


Пользуйся только исправными электроприборами! Не оставляй их включенными
без присмотра!


Не дотрагивайся до проводов и электроприборов мокрыми руками!


Не играй с розетками!


Уходя из дома, гаси свет и отключай электроприборы!


Не играй с огнем!


Не пользуйся без взрослых горючими жидкостями!


Не оставляй включенную плиту без присмотра. Не включай ее без
необходимости!


Не пользуйся без взрослых хлопушками, петардами..!

 

Рисунок 30 –
«Правила пожарной безопасности».

По этой схеме дети познакомятся
с правилами пожарной безопасности и выучат их.

Тема урока: «На воде и в
лесу».

Тип урока: Изучение
нового материала.

Правила поведения в природе

10 «НЕ»:

1. Не загрязняй природу,
забирай с собой мусор.

2. Не лови бабочек,
шмелей, стрекоз и лягушек.

3. Не бери лишнего у
природы.

4. Не ломай ветки деревьев
и кустарников.

5. Не разоряй муравейники.

6. Не разводи костры под
деревьями.

7. Не шуми в лесу.

8. Не рви в лесу и на лугу
цветы.

9. Не разоряй гнезда птиц.

10. Не уноси домой
детенышей животных.

 

Опорные схемы по ИЗО

Тема урока: «Городецкая роспись».

Тип урока: Изучение нового материала.

Рисунок 31- «Правила 10 НЕ».

В данной схеме собраны правила
поведения в природе. Акцент в этой схеме на 10 НЕ, которые нужно запомнить
ребятам. Собраны правила, не нужно делать и необходимо соблюдать на природе.

Опорные
схемы по ИЗО

Тема: «Городецкая
роспись».

Тип урока: Изучение нового
материала.

Рисунок 32 –  «Городецкая роспись».

Данная схема
была использована на этапе открытия нового знания. Схема появлялась на доске
частями, по ходу изучения темы. Опираясь на схему, ребята рассказывали краткие,
заранее подготовленные сообщения про: виды городецкой росписи, про ее этапы,
про преобладающие цвета в этой росписи, про элементы украшения. В конце урока,
опираясь на схему и рассказ своих одноклассников, ребята смогли назвать виды,
этапы, цвета, элементы и рассказать кратко о каждом.

Тема урока: «Образ и его
здание».

Тип урока: Изучение
нового материала.

1)  
Определение формата листа

2)  
В центре расп.здание

3)  
Силуэт и строение

4)  
Декор.элементы

5)  
Раб.в цвете

 

Рисунок
33 –«План работы».

Смотря на данную схему, ребята знали последовательность работы на
уроке и не задавали вопросы учителю, что за чем должно следовать. Ребята четко
знали план, которого придерживались на уроке. Они знали последовательность
работы, что им помогло выполнить работу в рамках урока и не задерживать лишнего
времени. 

Опорные схемы по литературному чтению

Тема урока: В.Осеева
«Волшебное слово».

Тип урока: Изучение
нового материала.

План:

1)Присел
на скамейку

2)Ленка
не дает краски

3)Бабушка
и брат обижают Павлика

4)Есть
такое волшебное слово

5)Павлик
решил попробовать и побежал к сестре

6)Прогонит
бабушка или нет?

7)Подействует
ли на брата

8)В
сквере старика уже не было

 

Рисунок 34 –«План к произведению».

Это план к
произведению, который составляли вместе с детьми в процессе работы над
произведением. На следующем уроке, опираясь на данный план, ребята с легкостью
отвечали домашнее задание, которым было пересказ произведения. Смотря на пункты
плана им было проще сориентироваться и вспомнить рассказ.

Тема урока: Н.Носов
«Затейники».

Тип урока: Изучение
нового материала.

План:

1)   
М.б. это серый волк?

2)   
Дети читали сказку «3
поросенка»

3)   
Так и не стали играть в «3
поросенка»

4)   
Постройка домика

 

Рисунок
35-«План к произведению».

Схема – это
план к произведению, который составлялся вместе с детьми в процессе работы над
произведением. На следующем уроке, опираясь на план, ребята с легкостью
отвечали домашнее задание, которым было пересказ произведения. Смотря на пункты
плана им было проще сориентироваться и вспомнить рассказ.

Тема урока: Н.Носов «На
горке».

Тип урока: Изучение
нового материала

План:

1)   
Ребята делают горку

2)   
Котька Чижов не хочет помочь

3)   
Чижов вышел покататься на
коньках

4)   
Скользкая горка

5)   
Котька исправляет свою работу

6)   
Понравилось работать, даже
ступеньки сделал

 

Рисунок
36-«План к произведению».

Схема – это
план к произведению, который составлялся вместе с детьми в процессе работы над
произведением. На следующем уроке, опираясь на план, ребята с легкостью
отвечали домашнее задание, которым было пересказ произведения. Смотря на пункты
плана им было проще сориентироваться и вспомнить рассказ.

Заключение

Использование схем
является одним из приёмов, облегчающих понимание учебного материала. При
использовании схем в своей учебной деятельности ученик включает не только
слуховую, но и зрительную память, схема облегчает восприятие теоретического
материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, что положительно
сказывается на учебных достижениях ученика, делает его более успешным.

Я считаю, применение метода составления
опорных схем  способствует формированию личностных, регулятивных,
познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы
умения учиться. Поэтому  метод составление опорных схем на уроках  в начальной
школе является очень актуальным и отвечает всем требованиям по организации
образовательного процесса  по ФГОС начального общего образования.

Верес К.Д.

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ ДЛЯ УРОКОВ ВО 2
КЛАССЕ по программе «Школа России»/ сост.
Верес К.Д..- Златоуст: МАОУ СОШ №1, 2020.– 40 с.

В сборнике представлены опорные
схемы, которые могут быть использованы в школе для активизации мыслительной
деятельности младших школьников

Учебное издание

Верес Ксения Дмитриевна

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ ДЛЯ УРОКОВ ВО 2 КЛАССЕ
по программе «Школа России»

Сборник опорных схем

Корректура, верстка Верес К.Д.

Формат 1 /16. Объем 0,63 уч.-изд.л.

Тираж 3 экз.

Добавить комментарий