Как составить опорную схему по истории

На чтение 15 мин Просмотров 2 Опубликовано 11 апреля 2023 Обновлено 11 апреля 2023

Содержание

  1. Применение схем на уроках истории презентация к уроку по истории на тему
  2. Использование схем и таблиц на уроках истории методическая разработка по истории по теме
  3. на уроках истории
  4. Скачать:
  5. Предварительный просмотр:
  6. Логические схемы и таблицы в обучении истории
  7. Библиографическое описание:
  8. Похожие статьи
  9. Формирование исторического мышления на уроках истории
  10. Эффективные методы обучения истории | Статья в журнале.
  11. Опорный конспект на уроках обществознания как средство для.
  12. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках.
  13. Формирование логического мышления учащихся через.
  14. Формирование мыслительных процессов у младших школьников
  15. Качественная подготовка учителя к уроку | Статья в журнале.
  16. Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения.
  17. Информационные технологии в процессе преподавания.

Применение схем на уроках истории
презентация к уроку по истории на тему

Использование опорно-логических схем

на уроках истории

Школьные учебники истории сильно перегружены незначительными фактами, второстепенными деталями, датами, малозначительными именами, сложными научными терминами. Учебные параграфы могут составлять десятки страниц. Ученик, готовясь дома, просто не в состоянии охватить такой объем информации, запомнить, а потом ответить. Такие учебники утомительны. И здесь важную роль играет учитель, его методическое мастерство.

Овладение навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся в сочетании с необходимостью усвоения большого количества информации и способностью воспроизводить изученный материал вновь делает актуальной проблему оперативного усвоения знаний и умений по истории.

Одним из способов оптимизации учебной деятельности на уроке истории является использование в практической деятельности структурно-логических схем. В процессе работы учащихся со структурно-логическими схемами формируется умение анализировать материал, интегрировать и синтезировать информацию, ставить и решать проблемы.

Схемы – графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками – геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.

Как же научить учащихся составлять сложные схемы? Можно выделить несколько этапов.

На первом этапе нужно определить уровень знакомства учащихся с такой формой подачи материала. Для этого нужно построить простейшие схемы и попросить их прочитать. Если учащихся не могут выполнить данное задание, то, скорее всего, они не понимают сути схематического изложения материала. Вероятно, они воспринимают схему не как нечто целостное, а как объект, состоящий из самостоятельных элементов.

На втором этапе нужно продемонстрировать, как правильно читать схему. Чтение схемы нужно делать в одном направлении: либо начинать от главной матрицы, то есть от целого, либо от второстепенных матриц, тогда вы будете идти от частного к общему.

На третьем этапе учащиеся могут самостоятельно составлять схемы. При этом следует учитывать, какие задачи будет решать схема. В методике преподавания истории выделяют следующие виды схем:

Для успешного составления схемы учащиеся должны различать главные и неглавные исторические факты и явления.

Часто схема используется как форма работы с текстом. Это синхронное составление схемы.

В этом случае каждому ученику необходимо раздать алгоритм составления схемы по тексту:

Алгоритм составления схемы с помощью текста (для 5-6 класса)

1. Внимательно прочитайте текст, попробуйте пересказать его содержимое.

2. Возьмите карандаш и подчеркните одной чертой самые главные слова. Выпишите их на отдельный лист.

3. Прочитайте еще раз текст, обращая внимание на значение уже выделенных слов.

4. Среди выписанных слов найди самое главное (№ 1) – это будет основа нашей схемы. Для того чтобы помочь себе с этим заданием, ответьте на вопрос: «О чем говорится в тексте?». Ответом и будет наше главное слово. Выделите его другим цветом.

5. Ответьте на вопрос: «Что именно мы узнали о слове № 1?». Найдите несколько слов, которые наиболее полно могут об этом рассказать. Это будут слова № 2.

6. Оставшиеся слова (слова № 3) разбейте на группы. Во главе каждой группы должно стоять слово № 2. Выделите каждую группу слов определенным цветом.

7. Расположите слова на листе так, как указано на рисунке. Помните, что каждое слово должно соединяться с другим словом линией.

Алгоритм составления схемы с помощью текста (для 7-9 класса)

1. Прочитайте текст, выделите основную мысль текста.

2. Выделите главное, о чем говорится в тексте. Сформулируйте заголовок схемы.

3. Выделите главные и второстепенные исторические факты и явления, выпишите их.

4. Установите логические связи между историческими явлениями.

Алгоритм составления схемы с помощью текста (для 10-11 класса)

1. Прочитайте текст, выделите основную мысль текста.

2. Обозначьте основную проблему, указанную в тексте, как заголовок схемы.

3. Согласно проблеме выделите главные и второстепенные исторические явления, разбейте их на группы.

4. Составьте схему. Устанавливайте не только вертикальные, но и горизонтальные связи.

5. Проверьте, отражает ли твоя схема основную проблему, изложенную в тексте.

При синхронном составлении схем большинству учащихся не удается что-либо осмыслить, т.к. трудно разделить внимание между двумя видами деятельности – слушать и писать. К синхронному составлению схем стоит прибегать только в редких случаях, например, сделать мини-схемы с 3-4 элементами по ходу рассказа.

В большинстве случаев наиболее результативным является составление схемы после прослушивания рассказа, т.е. составление схемы по памяти. Алгоритм составления такой схемы похож на алгоритм составления схемы по тексту.

Благодаря составлению схем по памяти можно достичь сразу несколько целей:

1. развивается произвольная память и внимание учащихся;

2. учащийся систематизирует материал и для этого как бы пропускает его через себя, сопереживает, следовательно, понимает.

Такой прием составления схемы можно применять при изучении отдельных элементов какого-либо исторического явления.

Главная ошибка при применении структурно-логических схем в том, что применение схем на уроках истории не должно стать основным методом или приёмом изучения истории. Использование схем лишь дополняет остальные методы и приемы, а не заменяет их.

Источник

Использование схем и таблиц на уроках истории
методическая разработка по истории по теме

на уроках истории

Скачать:

Предварительный просмотр:

Использование схем и таблиц

Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они помещают информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически обобщить.

Но при некотором сходстве, таблицы и схемы имеют ярко выраженные различия.

Схемы – графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками – геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.

Таблицы – (по определению Вагина А.А.) «синтетический материал изучаемой темы», графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися. В таблицах, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.

В методике преподавания истории выделяют следующие виды схем :

  • Логические
  • Сущностные
  • Последовательные
  • Диаграммы
  • Графики
  • Технические
  • Локальные
  • Тематические
  • Сравнительные
  • Хронологические
  • Синхронистические

Такое внимание к таблицам и схемам вызвано тем, что они не так часто используются на уроках истории, а если используются то, чаще всего в меловом изображении, плохо различимом на доске. Использование компьютера делает возможным осуществление новых подходов к применению этого методического материала.

Причиной этому можно назвать следующие причины:

  1. Интерес учителя к схемам и таблицам сегодня не возродился в такой степени, как это было в период строго регламентированного преподавания истории на основе классового подхода и теории общественно – экономической формации.
  2. Сегодня в преподавании истории наметились новые аспекты, которые не осмыслены на теоретическом уровне. Причиной тому – отсутствие абстрактного уровня обобщения данного материала, что отчасти может быть достигнуто с помощью схем.
  3. Попытки возродить указанные средства произвольны и сводятся к желанию поместить всю историю в заданные рамки.

Появление подобных работ стало массовым и вызывает в целом отрицательное отношение учителей, которое распространяется на схемы и таблицы вообще. Использование графических, цветовых возможностей текстового редактора Word позволяет изменять это отношение в сторону самостоятельной работы по составлению схем и таблиц конкретно к проводимому уроку. В своей работе я привожу в пример некоторые из составленных учениками таблиц, в которых смысловое решение оформлено цветовой и знаковой семантикой. По моему, сочетание черных знаков на белом листе как и меловая запись на коричневом, черном линолеуме, реже зеленом пластике доски, вызывает не восприятие учебного материала в силу низкого графического разрешения.

Новым подходом в изучении исторических личностей можно считать схемы «Неполная родословная». Работа с этими схемами позволяет выстроить последовательность правления монархов (см. приложение).

Источник

Логические схемы и таблицы в обучении истории

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Статья просмотрена: 9949 раз

Библиографическое описание:

Чернух, И. Н. Логические схемы и таблицы в обучении истории / И. Н. Чернух. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1895/ (дата обращения: 16.02.2022).

Одной из целей истории как науки является развитие способностей осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания прошлого и формирование специфических умений и навыков. В современной жизни значительно больше востребованы мобильные люди с развитым высоким интеллектом. Интеллект человека, как известно, в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому важно добиваться развития у учащихся устойчивой памяти, собственных суждений, высокого уровня восприятия учебного материала, представления о реальном мире, и, конечно же, логического мышления. Формированию всего вышеперечисленного способствует внедрение в урок принципа наглядности. На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Принцип наглядности сформулировал в XVII веке и обосновал Я.А. Каменский: «…все, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами»[1, c .106]. Этот принцип актуален и в наше время. Он дает понять, что наглядность в обучении одно из самых важных звеньев. Применяя наглядность на разных этапах урока, преподаватель мотивирует учащихся, расширяет их кругозор, углубляет знания, учит делать собственные умозаключения, самостоятельности, что нередко впоследствии ведет их к желанию саморазвития и самообразования.

Одна из проблем, с которой сталкиваются преподаватели истории на уроках – это неумение учащихся последовательно, логически обоснованно освещать вопрос, раскрывать тему – базовое общеучебное умение. Содержание ответа ученика должно быть логично и аргументировано выстроено, изложено грамотно, образно и точно. Неточность и запутанность выражений, как утверждал Чернышевский, свидетельствуют только о запутанности мыслей. Поэтому важную роль играет построение ответа, сообщения, доклада, реферата. Для этого совместно с учащимися составляется простой план-таблица по памятке, рекомендованной Н.И. Запорожцем [2, c .8]:

Прочитайте текст, представьте мысленно весь материал.

Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

Озаглавьте части, подберите заголовки, замените главы именами существительными.

Прочитайте текст второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

Составьте план в виде таблицы.

Заполните требования к плану-таблице:

а) план должен полностью охватить содержание текста (темы);

б) в заголовках, пунктах плана не должны повторяться сходные формулировки.

Учащимся на уроках истории часто предлагается готовить сообщения, доклады, рефераты по предложенным темам. Для того, чтобы научить школьников самостоятельно справляться с такими заданиями, эффективно использовать на уроках прием «рокировка».

Последовательно раскрывая эти вопросы в таблице, можно получить достаточно логически связный и полный рассказ.

Еще один предлагаемый прием используется в тех случаях, когда текст необходимо сократить так, чтобы самое главное было узнано и понято. Для этого используется игра «Поработай редактором». Такая работа научит не только сжато и компактно выражать свои мысли, но и быстро улавливать смысл информации, отделяя главное от второстепенного. Для такой работы используется ИКТ, представляя текст на слайдах с использованием таблиц и схем для общего обозрения обучающимися. Если эта игра проводится впервые, то такая работа выполняется совместно с учителем. Когда этот прием осознан, задание может использоваться индивидуально на карточках. Интерес учителя истории к схемам и таблицам, к сожалению, не возродился в такой степени, как это было в эпоху старого регламентированного преподавания истории на основе классового подхода и теории общественно-экономической формации. К каждому уроку давались схемы в пособии: Е.В. Агибалова; Г.М. Донской. Методическое пособие по истории средних веков. – М., 1988.[3, с. 56] Также в преподавании появились новые аспекты, которые неосмысленны на теоретическом уровне. Причина этого – отсутствие абстрактного уровня обобщения данного материала, что отчасти может быть достигнуто с помощью схем. Настораживают и существующие попытки возродить указанные средства, которые достаточно произвольны и сводятся к стремлению «уложить» всю историю в заданные рамки, например: С.К. Алиева «Всеобщая история в таблицах и схемах» – М., 1997. [4, с. 14]. Появление подобных работ было массовым и вызывало в целом отрицательное отношение у преподавателей истории, которое распространялось на схемы и таблицы. Бесспорно, без схем и таблиц довольно сложно организовать полноценную работу на уроках истории, так как развитие логического мышления, логических суждений, а также установления причинно-следственных связей будет значительно затруднено. А логика, как известно, – наука о законах и формах мышления, включающая в себя ход рассуждений, умозаключений, доказательств. Это разумность, закономерность каких-либо событий, мышление же – есть сам процесс. Мыслить – значит, работой мысли, ума сопоставлять данные опыта и обобщать уже ранее познанное. В процессе обучения в жизни учащихся происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация, развитие, формируется учебная деятельность, которая является для них ведущей. На основе учебной деятельности развиваются психологические новообразования. Обучение выдвигает мышление в центр сознания школьника. Тем самым, мышления становится доминирующей функцией.

Схемы и таблицы на уроках истории помогают выделить главное, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем, таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщать исторический материал, приводить его в систему и графически изображать.

Однако, при всем сходстве схем и таблиц, они имеют четко выраженные различия. В таблицах, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.

Под схемами же понимается графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки, явления изображаются условными знаками – геометрическими фигурами, символами, подписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением и связываются между собой. Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные.

Очень удобно применять логические схемы при изучении причин и последствий событий и явлений. Они помогают выявить причинно-следственные связи. Эти схемы достаточно просты в исполнении ученикам, т.к. основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причинны и следствия, вытекающие одно из другого.

Применение логических схем на уроках истории помогает решать ряд задач: активизирует внимание учащихся, повышает интерес к предмету, экономит время на уроке, развивает логические суждения, т.к. ответы сопровождаются пояснениями и собственными умозаключениями учащихся. Все это приводит к тому, что ученики, сами о том не подозревая, самостоятельно и без труда совершают мыслительные операции. Наконец, одним из следствий работы со схемами является то, что у учащихся появляется привычка, определенные навыки любой изучаемый материал представлять в подобном систематизированном виде, что упрощает задачу понимания, запоминания и применения.

Следовательно, на уроках истории для развития логического мышления и способности логически рассуждать, роль использования логических схем велика.

Логические схемы удобны тем, что их может применять педагог на любом этапе урока: на этапе изучения нового материала, закрепления и проверки знаний учащихся.

В подготовке к урокам преподавателям не всегда достаточно материала учебника и рабочей тетради, поэтому учитель обращается к другим источникам за дополнительным материалом, нередко проявляя личное творчество – это составление собственных схем и таблиц. Приведу личный пример: изучая данную тему, составила логическую схему, которую можно применять на протяжении всего курса истории. Возьмем любые военные события (войны). Предлагаю рассмотреть составленную схему:

В ходе данной работы был сделан вывод, что только при систематическом применении таблиц, схем разного вида на уроке, особенно логических, можно поднять на более высокий уровень мотивацию учащихся, развить творческие способности, как педагога, так ряда учащихся. Применение схем и таблиц повышает плотность урока, коэффициент усвоения материала, качество успеваемости по предмету. А эффективно разработанные приемы, применяемые в системе на уроках, формируют устойчивые знания, умения и навыки обучающихся.

Литература:

  1. Коменский Я.А. Великая дидактика. М., 1969.
  2. Запорожец Н.И. Приемы формирования мыслительных умений школьников //Преподавание истории в школе. М., 1978. № 1.

Агибалова Е.В.; Донской Г.М.. Методическое пособие по истории средних веков. – М., 1988.

Алиева С.К. «Всеобщая история в таблицах и схемах» – М., 1997.

Похожие статьи

Формирование исторического мышления на уроках истории

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен формировать и развивать мышление обучающихся. Об этом говорится в методической литературе, в учебных программах, в учебно-методическом комплексе.

Эффективные методы обучения истории | Статья в журнале.

Цели преподавания истории как предмета определяют содержание обучения по различной методике.

Так как каждый урок, являясь процессом обучения и системы содержания курса, относится к тому или иному типу — группе уроков, имеющей определенные интегральные.

Опорный конспект на уроках обществознания как средство для.

Представлен опыт используемых графических символов на уроках учебной дисциплины БД.05. Обществознание.

У них развиваются память, логическое, аналитическое, пространственное мышление, достигается высокая степень усвоения материала, формируются чувство.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках.

познавательная активность, учебная деятельность, интеллектуальный труд, познавательный интерес, проблемное обучение, отечественная история, критическое мышление, Казахстан, учащийся, развитие, класс.

Формирование логического мышления учащихся через.

интерактивные опорные схемы, логическое мышление, урок математики.

Развитие саморегуляции учебной деятельности учащихся. Какие уравнения в системе?

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

В процессе обучения важно эти свойства мышления развивать, как

Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т. е. мыслительных процессов.

Структурная модель тактических способов учебной деятельности(схема 3).

Качественная подготовка учителя к уроку | Статья в журнале.

Урок — главная составная часть учебного процесса.

5-й этап —разработка плана урока. Подготовка учителя куроку.

4-й этап — изучение иподготовка имеющихся вшколе средств обучения по теме урока.

Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения.

Развитие критического мышления на уроках истории в старших.

Формирование исторического мышления на уроках истории. Технические средства обучения дают возможность показать историческое событие в динамике.

Информационные технологии в процессе преподавания.

Практические возможности использования информационно-компьютерных технологий в процессе обучения истории. Схема проведения урока предполагает несколько этапов.

Источник

Власова Наталия Ильинична,учитель истории МБОУ «СОШ № 12» Энгельсского Муниципального района, Саратовской области,заслуженный учитель РФvlasova_50@mail.ru

Дворжецкая Олеся Юрьевна,учитель истории МБОУ «СОШ № 12» Энгельсского Муниципального района, Саратовской областиlesya134@mail.ru

Новый подход к изучению истории России через технологию «Опорных схем»

Аннотация. Одним из средств развития личности ученика, а также активизации познавательной мотивации обучающегося на уроках истории, являются опорные конспекты и схемы, которые подходят для уроков любого типа, так как являются основой в изучении исторического материала. Использование схем на уроках может служить методической помощью учителям истории, обучающимся 69х классов общеобразовательных школ, а также выпускникам 9х и 11х классов, проходящих государственную итоговую аттестацию по истории России за курс основной и средней школы. Схемы отличаются лаконичностью, структурностью. В них используются связки, логические блоки, объединенные стрелками, линиями и пр. обозначениями. Наиболее важные элементы выделены в схемах рамками, оригинальным расположением символов, удобно читаемых аббревиатур. В схемах просматривается системный подход, причинноследственные связи, выводы и заключения. По форме схемы различаются на «схемырисунки», «схемыцепочки», «схемыступеньки» и т.д., что в свою очередь делает их запоминающимися и понятными.Ключевые слова: опорный сигнал, схема, опорный конспект.

Современная система образованияимеет личностноориентированную направленность. При этом одной из ключевых ценностей становится формирование творческого и критического мышления, ориентация не столько на знание, сколько на приобретение учащимися опыта самостоятельной работы, умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.Одним из средств развития личности ученика, а также активизации познавательной мотивации обучающегося на уроках истории,являются опорные конспекты и схемы.Опорные схемы, или сигналы это средство, отличающее педагогический метод, открытый еще В.Ф.Шаталовым.[1] Мы применили опорные схемы в своей работе, ипервый опыт оказался удачным. Изучение пятиклассниками истории древнего мира с опорой на тематический опорный конспект не только облегчило запоминание фактического материала, но и способствовало пониманию и усвоению причинноследственных связей между событиями в рамках всего курса, что, в свою очередь, повысило успеваемость по предмету. Данный метод позволил усвоить основное правило технологии, что опорный сигнал(схема)‬это набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение, способный мгновенно восстанавливать впамяти известную ранее и понятую информацию.А опорный конспект‬система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему зна чений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.[2]Т.е. если нарисовать графический знак и объяснить, почему он должен ассоциативно связываться с определённым материалом,то автоматически запомнится как знак, так и сам материал.Таким образом, увязанные и обозначенные на рисунке причинноследственными связями, они образуют единую систему объяснения теоретического материала.Наша работа посвящена новому подходу в изучении истории России в курсе школьной программы через технологию«опорных схем», созданных нами в процессе многолетней педагогической деятельности.К такому опыту обращались многие педагогиноваторы[3], учителяпрактики[4, 5, 6]. Однако, данные исследования имеют в основном, законченный теоретический вклад[7], или узкую специализацию[6], или, наоборот, общий характер, не всегда соответствующий курсу истории России, изучаемому в общеобразовательной школе.Предлагаемая нами технология «опорных схем» отличается,прежде всего, системным подходом, иным использованием символов, четким следованием историческому материалу в соответствии со школьной программой, новым подходом к методике их использования. Наши схемы запоминаются и своей необычной формой ‬схемарисунок, схемацепочка,схемалестница, схемаломаная линия и т.д.Особенностьпредмета «история»таковы, что простое воспроизведение схемы не должно являться самоцелью. Схема, действительно, должна стать только сигналом к раскрытию глубоких, взаимосвязанных проблемисторического развития общества.Преподавателям истории известно, что усвоение фактического материала ‬одна из бесспорных задач изучения истории, без этого нельзя говорить нио формировании навыков анализа документов, ниоб умении объяснять события и видеть их взаимосвязь, ни о понимании исторического процесса. Трудности, с которыми сталкиваются преподаватели и ученики при изучении истории, весьма разнообразны и определяются как особенностями самого процесса усвоения исторического материала, таки спецификой восприятия каждым школьником. Одни хорошо пересказывают то, что слышали на уроке от учителя, другие же, наоборот, опираются на учебник и с трудом вспоминают рассказ учителя. Часто у учащихся возникают проблемы с запоминанием дат, фамилий исторических деятелей.Знание фактического материала и умение видетьлогическую последовательность событий ‬непременное условие успешной подготовки к государственной итоговой аттестации для многих учеников.Наши «опорные схемы» должныпомочьсделать сложный материал доступным и понятным для всех учащихся без исключения. Технология позволяет выделить главное, привлечь внимание школьников к основным фактам, научить видеть причинноследственные связи.Работая по созданию опорных схем в курсе изучения истории, нам удалось найти оптимальный вариант, который может быть использован:‬учителями истории, независимо от стажа педагогической деятельности;‬учителями, работающими с детьмиинвалидами в дистанционном режиме. Использование схем позволит концентрированно изучить материал в полном объёме;‬учащимися 6‬9х классов, для лучшего усвоения фактического исторического материала, а также для самостоятельной организации повторения;‬учащимися9х,11х классовприподготовкек государственной итоговой аттестации(ГИА, ЕГЭ);‬абитуриентами, которым необходимозакороткое время повторить историческийматериал за курс средней школы;обучающимся, занимающимся в силу определенных причин, по форме «экстернат».

В настоящее время идея опоры на условные обозначения нам видится перспективной, а потому довольно часто используемой на уроках. Эффективность их использования определяется следующими обстоятельствами.

1. Использование опорного конспекта помогает школьникам составить более четкое представление о наиболее характерных чертах изучаемых событий. Ученик, от которого редко можно получить вразумительный ответ, вполне удовлетворительно рассказывает о событиях, глядя на схему. 2. Процесс составления схем способствует концентрации внимания школьников, вынуждает даже не слишком успешныхучеников следить за объяснением материала. 3. Работа с «опорными схемами» и конспектами способствует развитию логического мышления, облегчает понимание причинноследственных связей. Благодаря им облегчается контроль знаний. 4. Регулярно используя схемы,учащиеся приобретают навыки, полезные для будущей учебы, умениесамостоятельно работать с текстом любой сложностии объема, выделяя главное.Как часто мы сетуем на то, что у учеников кратковременная память, и они очень быстро забывают то, о чем мы так подробно и страстно говорили на уроке.И здесь помощником будет выступать также «опорная схема». Особо следует сказать о значении таких схем для «слабых» учащихся. Порой им непросто запомнить даже отдельный исторический факт.Исходя из опыта работы, можно совсей определенностью утверждать, что избежать этого можно, выстроив материал темы в логическую цепочку, воспринимаемую зрительно и поэтому легко понимаемую и усваиваемую учениками. В этом суть тематического опорного конспекта(несколько опорных схем), с помощью которого ученики без труда запоминают материал целой темы.Составление схемы происходит походуизложения учителем нового материала. Школьникамнесложно делать записи в тетрадях, используя предлагаемые символы. Учитель, привлекая учащихся, раскрывает содержаниекаждого элемента схемы, последовательно продвигаясь от одного пункта к другому. В ходе педагогическойдеятельностимысоздавалиразличные опорные схемы, которые со временем совершенствовались, менялись, упрощались или усложнялись. На сегодня ‬это уже стройная система схем, и у нас появилась уверенность в правильном выборе методики. В настоящее время созданы опорные схемы по курсу истории России для учащихся 6‬9 классов (их также можно использовать и в 10‬11 классах). Схемыотличаются:

лаконичностью;

структурностью (используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр.);

наличием смысловых акцентов (выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.);

доступностью воспроизведения от руки; использование удобночитаемых аббревиатур.Опорные сигналы(схемы)способны пробудить в памяти ученика именно то, что требуется. Нередко случаются ситуации, когда отвечающий ребенок попадает «в ступор», забыв в самый неподходящий момент то, что спрашивается. Либо какаято часть материала, изложенного на прошлом уроке, не заучивалась им и не запоминалась специально, а просто затаилась в его голове. И сам того не подозревая, ребенок, увидев опорный сигнал, вспоминаетнеобходимое.В методической литературе[5]много примеров, представляющих историю в схемах и таблицах[9],но это не заменяетпредлагаемые нами, опорные схемы, которые отличает прежде всего,системный подход, иное использование символов, четкое следование историческому материалу в соответствии сошкольной программой, новый подход к методике их использования.Опорные схемы совершенствовались на протяжении десятилетий работыиапробированыне на одном поколении учеников. Можно также с уверенностью говорить о дальнейшем их совершенствовании, а значит, о творческом подходе каждого учителя к использованию данной технологии в своей работе.Приведем примеры некоторых опорных схеми раскроем методику работы с ними.Тема «Первая русская революция 1905‬1907гг.». Основа схемы ‬«ломаная линия» с условными обозначениями (рис. 1). Уже начало работы показывает, что без единой записи, такая линия несет сжатую информацию: у революцииестьначало, она развиваетсяпо восходящей линии, имеет некую кульминацию, затем идет на спад и завершается на уровне, более высоком, чем начало. Учитель вместе с классом в конце урока выведет обоснование данного схематичного изображения, а возможно, предложит учащимся самостоятельно сделать необходимые выводы. Важно, чтобы работа с данной схемой шла по ходу изложения материала,и ребята совместно с учителем наносили на «линию революции» записи, концентрирующие необходимую информацию по данной теме.Проблемных же моментов, дающих основание для дискуссии, умозаключений, такая работа даетдостаточно.

Здесь важно дать понять, что каждый штрих, каждое слово несет смысловую нагрузку и работает на усвоение материала. В конце урока у ребят в тетрадях появится вот такая схема (рис. 2).

Рис. 1

1917осеньзимавесналето

Рис. 2

Опорные сигналы(схемы)ориентированы на такой надежный и мощный механизм как зрительная память, ведь необычный вид рисунка или изображения прочно усвоитсяучеником и затем при вспоминании вызовет цепь информационных посылок, которая в нем спрятана.

Новый подход к изучению истории России через технологию «опорных схем» проявляется и в том, какую форму приобретают данные схемы. Эти различия не случайны: «схемарисунок», что подходит только для наглядного изображения сражения, «схемацепочка», когда небольшому периоду соответствует большое количество дат, необходимых для запоминания, или «схемаступеньки», раскрывающая социальную структуру общества, или этапы какоголибо явления, «схемаломаная линия»,удачно подходящая для изучения революции 19051907гг…

Еще один пример, под названием «яйцо Фаберже» (рис. 3). Не секрет, что одним из самых сложных для запоминания является период революций в истории XXвека. Ученикам удержать в памяти череду событий только 1917 года бывает непросто. Можно заинтересовать ребят «творением»: сначала представить календарный год в виде овала, напоминающего яйцо, поделить его на времена года условно. А далее уже не составит труда расположить на этом «яйце» основные события, такие как: февральская революция, 2 марта ‬отречение Николая II, Апрельский кризис, Июльский кризис, Корниловский мятеж, а затем ‬24‬25 октября ‬Октябрьская революция. Эти события, отмеченные точками и короткими записями,будут четко создавать последовательность событий. Если эта работа будет сопровождаться ярким, эмоциональным рассказом учителя, работой с документами, то и через много лет «яйцо Фаберже» останется в памяти каждого ребенка.Важно, чтобы схемы не повторялись, а носили особенный характер для определенной темы. Тогда процесс запоминания будет более эффективным. Так, учащиеся смогут зрительно представить важные исторические событияили целые периоды с помощью несложной опорной схемы.

Рис. 3

Вот еще пример такой работы: «Этапы закрепощения крестьян». Можно, конечно долго и пространно говорить о достаточно протяженном периоде, а можно «строить лестницу», постепенно показывая долгое, но поступательное движение государства по пути закрепощения крестьян. Причем, хорошо для этого выделить отдельную страницу в тетради и обращаться к ней тогда, когда изучается определенная «ступень», выстраивая,в конечном счете,полную картину закрепощения. Так будет выглядеть схема (рис. 4) в конечном итоге.

1649

1597«Соборное Уложение»

1581«Урочныелета»

Бессрочный сыск беглых крестьян.Юридическое оформление крепостного права

1550«Заповедные лета»Сроки сыскабеглых5, 10 лет

1497СудебникИвана IV

СудебникИвана III

ЗапретЮрьева дня

Юрьев день(«пожилое»)Увеличение«пожилого»

Рис. 4

При подготовке к экзамену такую схему легко можно повесить над кроватью, положить под стекло письменного стола, чтобы процесс запоминания шел автоматически. При этом такая методика запоминания с периодической заменой схем тоже дает свои положительные результаты.Насколько метод опорных схем эффективен ‬свидетельствует высокое качество знаний, отношение обучающихся к предмету и опыт коллег, успешно работающих с данной методикой в школах города и области. Умение работать со схемами, составлять их самостоятельно,помогает и студентам, сталкивающимся с огромным теоретическим материалом, который необходимо переработать, осмыслить, выделить главное и запомнить.

Вот только некоторые отзывы:«Для меня схемы ‬как подарок вкрасивой упаковке с изюминкой.Я с интересом его открываю, удивляюсь простоте, но изысканности, а главное, пользуюсь им с удовольствием. Вот что значат для меня схемы по истории» Юлия Макарова 11а класс.«Мне стало легче учиться, потому что я по натуре очень стеснительный и неразговорчивый человек. Мне всегда трудно на устных предметах. А с помощью схем ‬сигналов, я стала раскрепощенной, потому что это для меня хорошая, умная «шпаргалка», воспользовавшись которой хотя бы раз, запоминаешь на всю жизнь…» Белоглазова Ксения, 11а класс.«Я никогда не думал, что мне схемы по истории так помогут в университете. Но не тем, что по ним пришлось отвечать, хотя такое тоже было. Они меня научили работать с толстенными книгами и составлять главные схемы ‬опоры при подготовке к экзаменам. Скоро окончание ВУЗа, но свои тетради по истории яберегу, чтобы ими еще в жизни ктонибудь мог воспользоваться» Кречин Василий, выпускник, студент юридической академии.«Мне схемы помогли при подготовке к ЕГЭ. Помню я завешивал свою комнату ими по определенным периодам и смотрел в течение недели на нихутром, вечером, перед сном. Здоровский эффект. Теперь советую всем.» Бугаенко Игорь, выпускник, студент СГУ.«Несколько лет работаю преподавателем истории в различных учебных заведениях. Повезло, что по этим схемам училась еще в школе и сохранила тетради по истории, именно ради схем. Пользуюсь ими при объяснении материала на своих занятиях, как для учеников школы, так и для студентов колледжа и ВУЗа. Определенно можно сказать, что «двоечников» точно никогда не будет, потому что это уникальная форма усвоения материала даже для самого слабого ученика. Это было хорошей помощью мне на начальном этапе работы, а также, думаю, будет полезно всем молодым педагогам.» Дворжецкая О.Ю., учитель истории МБОУ СОШ №12.«Я этими схемами пользуюсь давно. В последнее время стала создавать свои, поэтому считаю эту систему очень динамичной, творческой и интересной. Она заставляет думать прежде всего учителя, искать интересные формы и делать сложный материал доступным для каждого ученика» Климина Н.О., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №12.«Я однажды сумел по схемам за 1 час повторить на «отлично» весь XIXвек по истории. Вот так.» Антонов Владимир, ученик 11б класса.

Кроме того, с помощью таких схем можно за 60 минут вспомнить и повторить практически весь период истории с древности до настоящего времени. Данные схемы удобно использовать и в преподавании детяминвалидам, обучающимся в дистанционном режиме. Не секрет, что количество часов для них ограничено. Такая система позволяет выдавать весь материал в полном объеме, так как он сконцентрирован и нагляден.«Опорные схемы» хорошо дополняют материал авторского дистанционного курса истории 78 классов, разработанный нами в рамках программы дистанционного обучения.[10]Уже много лет, с 2009 года преподавание историис использованием «опорных схем», применяетсяв муниципальном дистанционном центре по обучению детейинвалидов в МБОУ СОШ №12г.Энгельса.Анализируя новый подход к изучению истории России через технологию «опорных схем», приходим к выводу, что разработанные нами «опорные схемы», являются эффективным методом изучения истории, способствующим быстрому усвоению изучаемого исторического материала. Традиционные образовательные модели, а также образование в рамках массовой школы зачастую не позволяют полноценно раскрыть способности каждого ученика и максимально заслуженно и справедливо их оценить. Рассматриваемая технология, напротив, одной из своих направленностей видит именно работу с каждым учеником, делает доступным для всех даже самый сложный материал.Эффективность заключается еще и в том, что такие опорные схемы развивают у детей привычку и закономерность готовиться к каждому уроку, причем эта подготовка нисколько не становится для них тягостью или обузой. Скорей наоборот, своей оригинальностью, простотой инаглядностью технология позволяет быть успешными всем без исключения ученикам.Применяя данную технологию, педагог имеет возможность выявлять знания наибольшего количества ребят, а те в свою очередь получают возможность интенсивного обучения в условиях массовой школы. Здесь идет работа с памятью ученика и с такой ее функцией как способность к ассоциациям. Всем известно, что необычное и оригинальное гораздо лучше запоминается, это свойство человеческой психики и мышления, поэтомусоставляемый опорный сигналдолжен нести в себе некую необычность.Таким образом, данная модель образовательного процесса обладает логичностью и связностью всех содержащихся компонентов. Главное, чтобы каждый учитель нашел свой стиль, свою методику использования данной технологии, которая способна постоянно совершенствоваться. Новизна ее по сравнению с известными приемами и методами, основанными на использовании схем, заключается в том, что опорные схемы выступают и как опорный конспект для ученика, кроме того, позволяют в системе организовать преподавание истории России с древнейших времен до XXвека (включительно), дать базовый уровень знаний обучающимся массовой школы, а также, в соответствии с новыми требованиями ФГОС, учить детей самостоятельной, творческой деятельности в работе с историческим материалом любой сложности и объема.Данная технология охватывает практически всю структуру обычного урока, который теперь из скучного и однообразного превращается в интересный и насыщенный процесс,понятный и доступный всем без исключения.

Ссылки на источники1. Шаталов В.Ф. Соцветие талантов. Часть 1. М.: ГУП ЦРП «Москва ‬СанктПетербург», 2001 г., с. 4849. 2. Шаталов В.Ф. Опорные сигналы по физике для VII класса. Киев, 1979. С 34.3. Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. М.: Просвещение, 1989.4. Андюсев Б.Е. Опорные конспекты по истории средних веков. ‬История: Приложение к газете «Первое сентября». 1994, №78.;5. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. (Подготовка к ЕГЭ) М.: Издательство Эксмо, 2007;.6. Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России XX в.: 9 класс: Методическое пособие. М.: Издательство ВЛАДОС‬ПРЕСС, 2002.7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998;8. Студеникин М.Т., «Методика преподавания истории в школе» Москва «Владос», 2000.9. Кочетов Н.С. История России. 10, 11 класс: Методическое обеспечение уроков (лекции, опорные конспекты, тесты, схемы). ‬Волгоград: Учитель, 2003;10. http://school.saripkro.ru/course/view.php?id=1961

Nataliya Vlasova,a teacher of history at the municipal comprehensive school secondary school № 12, the city of Engels, Saratov regionOlesya Dvorzhetskaya,a teacher of history at the municipal comprehensive school secondary school № 12, the city of Engels, Saratov regionA new approach to the study of Russian history through the technology of the “basic diagrams”.Abstract.One of the tools for the development of student‱s personality and for activation of the student‱s cognitive motivation at the history lessons are basic summaries and diagrams, which are suitable for any type of lessons, as they are the basis of the historical material study. Using of the diagrams at the lessons can serve as a methodical help for the history teachers, for students of the 69thclasses of secondary schools and for the schoolleavers, taking State Final Assessmenton the history of Russia in the course of primary and secondary schools. Diagrams are notable for laconism and structural properties. They use associations and logical blocks, integrated by means of arrows, lines, and other designations. The most important elements are highlighted in diagrams with the use of frames, original arrangement of symbols and easytointerpret abbreviations. In diagrams we can see a systematic approach, causeandeffect relations, the findings and conclusion. By their form diagrams are divided into the “diagramsdrawings”, “diagramschains”, “diagramssteps” and so on. This fact in turn makes them memorable and understandable.Keywords:diagrams, “diagramsdrawings”, “diagramschains”, “diagramssteps”.

Использование опорно-логических схем

на уроках истории

Школьные учебники истории  сильно перегружены незначительными фактами, второстепенными деталями, датами, малозначительными именами, сложными научными терминами. Учебные параграфы могут составлять десятки страниц. Ученик, готовясь дома, просто не в состоянии охватить такой объем информации, запомнить, а  потом ответить.  Такие учебники утомительны. И здесь важную роль играет учитель, его методическое мастерство.

Овладение навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся в сочетании с необходимостью усвоения большого количества информации и способностью воспроизводить изученный материал вновь делает актуальной проблему оперативного усвоения знаний и умений по истории.

Одним из способов оптимизации учебной деятельности на уроке истории является использование в практической деятельности структурно-логических схем. В процессе работы учащихся со структурно-логическими схемами формируется умение анализировать материал, интегрировать и синтезировать информацию, ставить и решать проблемы.

Схемы – графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками – геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.

Как же научить учащихся составлять сложные схемы? Можно выделить несколько этапов.

На первом этапе нужно определить уровень знакомства учащихся с такой формой подачи материала. Для этого нужно построить простейшие схемы и попросить их прочитать. Если учащихся не могут выполнить данное задание, то, скорее всего, они не понимают сути схематического изложения материала. Вероятно, они воспринимают схему не как нечто целостное, а как объект, состоящий из самостоятельных элементов.

На втором этапе нужно продемонстрировать, как правильно читать схему. Чтение схемы нужно делать в одном направлении: либо начинать от главной матрицы, то есть от целого, либо от второстепенных матриц, тогда вы будете идти от частного к общему.

На третьем этапе учащиеся могут самостоятельно составлять схемы. При этом следует учитывать, какие задачи будет решать схема. В методике преподавания истории выделяют следующие виды схем:

1.     Логические

2.     Сущностные

3.     Последовательные

4.     Диаграммы

5.     Графики

6.     Технические

7.     Локальные

Для успешного составления схемы учащиеся должны различать главные и неглавные исторические факты и явления.

Часто схема используется как форма работы с текстом. Это синхронное составление схемы.

В этом случае каждому ученику необходимо раздать алгоритм составления схемы по тексту:

Алгоритм составления схемы с помощью текста (для 5-6 класса)

1.     Внимательно прочитайте текст, попробуйте пересказать его содержимое.

2.     Возьмите карандаш и подчеркните одной чертой самые главные слова. Выпишите их на отдельный лист.

3.     Прочитайте еще раз текст, обращая внимание на значение уже выделенных слов.

4.     Среди выписанных слов найди самое главное (№ 1) – это будет основа нашей схемы. Для того чтобы помочь себе с этим заданием, ответьте на вопрос: «О чем говорится в тексте?». Ответом и будет наше главное слово. Выделите его другим цветом.

5.     Ответьте на вопрос: «Что именно мы узнали о слове № 1?». Найдите несколько слов, которые наиболее полно могут об этом рассказать. Это будут слова № 2.

6.     Оставшиеся слова (слова № 3) разбейте на группы. Во главе каждой группы должно стоять слово № 2. Выделите каждую группу слов определенным цветом.

7.     Расположите слова на листе так, как указано на рисунке. Помните, что каждое слово должно соединяться с другим словом линией.

Алгоритм составления схемы с помощью текста (для 7-9 класса)

1.     Прочитайте текст, выделите основную мысль текста.

2.     Выделите главное, о чем говорится в тексте. Сформулируйте заголовок схемы.

3.     Выделите главные и второстепенные исторические факты и явления, выпишите их.

4.     Установите логические связи между историческими явлениями.

5.     Прочтите схему.

Алгоритм составления схемы с помощью текста (для 10-11 класса)

1.     Прочитайте текст, выделите основную мысль текста.

2.     Обозначьте основную проблему, указанную в тексте, как заголовок схемы.

3.     Согласно проблеме выделите главные и второстепенные исторические явления, разбейте их на группы.

4.     Составьте схему. Устанавливайте не только вертикальные, но и горизонтальные связи.

5.     Проверьте, отражает ли твоя схема основную проблему, изложенную в тексте.

При синхронном составлении схем большинству учащихся не удается что-либо осмыслить, т.к. трудно разделить внимание между двумя видами деятельности – слушать и писать. К синхронному составлению схем стоит прибегать только в редких случаях, например, сделать мини-схемы с 3-4 элементами по ходу рассказа.

В большинстве случаев наиболее результативным является составление схемы после прослушивания рассказа, т.е. составление схемы по памяти. Алгоритм составления такой схемы похож на алгоритм составления схемы по тексту.

Благодаря составлению схем по памяти можно достичь сразу несколько целей:

1.     развивается произвольная память и внимание учащихся;

2.     учащийся систематизирует материал и для этого как бы пропускает его через себя, сопереживает, следовательно, понимает.

Такой прием составления схемы можно применять при изучении отдельных элементов какого-либо исторического явления.

Главная ошибка при применении структурно-логических схем в том, что применение схем на уроках истории не должно стать основным методом или приёмом изучения истории. Использование схем лишь дополняет остальные методы и приемы, а не заменяет их.

Библиографическое описание:

Чернух, И. Н. Логические схемы и таблицы в обучении истории / И. Н. Чернух. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1895/ (дата обращения: 24.05.2023).

Одной из целей истории как науки
является развитие способностей осмысливать события и явления
действительности на основе исторического знания прошлого и
формирование специфических умений и навыков.

В современной жизни значительно больше востребованы
мобильные люди с развитым высоким интеллектом. Интеллект человека,
как известно, в первую очередь определяется не суммой накопленных им
знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому важно
добиваться развития у учащихся устойчивой памяти, собственных
суждений, высокого уровня восприятия учебного материала,
представления о реальном мире, и, конечно же, логического мышления.
Формированию всего вышеперечисленного способствует внедрение в урок
принципа наглядности.
На основе непосредственного восприятия предметов
или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения
формируются образные представления и понятия об историческом
прошлом. Принцип наглядности сформулировал в XVII веке и обосновал
Я.А. Каменский: «…все, что только можно представлять
для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением,
слышимое – слухом, доступное осязанию – путем осязания.
Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими
чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами»[1,
c.106].
Этот принцип актуален и в наше время. Он дает понять, что
наглядность в обучении одно из самых важных звеньев. Применяя
наглядность на разных этапах урока, преподаватель мотивирует
учащихся, расширяет их кругозор, углубляет знания, учит делать
собственные умозаключения, самостоятельности, что нередко
впоследствии ведет их к желанию саморазвития и самообразования.

Одна из проблем, с которой сталкиваются
преподаватели истории на уроках – это неумение учащихся
последовательно, логически обоснованно освещать вопрос, раскрывать
тему – базовое общеучебное умение. Содержание ответа ученика
должно быть логично и аргументировано выстроено, изложено грамотно,
образно и точно. Неточность и запутанность выражений, как утверждал
Чернышевский, свидетельствуют только о запутанности мыслей. Поэтому
важную роль играет построение ответа, сообщения, доклада, реферата.
Для этого совместно с учащимися составляется простой план-таблица по
памятке, рекомендованной Н.И. Запорожцем [2,c.8]:

Памятка

  1. Прочитайте текст,
    представьте мысленно весь материал.

  2. Разделите
    текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

  3. Озаглавьте
    части, подберите заголовки, замените главы именами существительными.

  4. Прочитайте
    текст второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

  5. Составьте
    план в виде таблицы.

  6. Заполните
    требования к плану-таблице:

а)
план должен полностью охватить содержание текста (темы);

б)
в заголовках, пунктах плана не должны повторяться сходные
формулировки.

Учащимся на уроках истории часто
предлагается готовить сообщения, доклады, рефераты по предложенным
темам. Для того, чтобы научить школьников самостоятельно справляться
с такими заданиями, эффективно использовать на уроках прием
«рокировка».

Ответь на шесть вопросов:

п/п

Вопрос

Ответ

1

Что?

2

Где?

3

Когда?

4

Кто?

5

Как?

6

Почему?

Последовательно раскрывая эти вопросы в
таблице, можно получить достаточно логически связный и полный
рассказ.

Еще один предлагаемый прием используется в тех случаях,
когда текст необходимо сократить так, чтобы самое главное было узнано
и понято. Для этого используется игра «Поработай редактором».
Такая работа научит не только сжато и компактно выражать свои мысли,
но и быстро улавливать смысл информации, отделяя главное от
второстепенного. Для такой работы используется ИКТ, представляя текст
на слайдах с использованием таблиц и схем для общего обозрения
обучающимися. Если эта игра проводится впервые, то такая работа
выполняется совместно с учителем. Когда этот прием осознан, задание
может использоваться индивидуально на карточках.

Интерес учителя истории к схемам и таблицам, к
сожалению, не возродился в такой степени, как это было в эпоху
старого регламентированного преподавания истории на основе
классового подхода и теории общественно-экономической формации. К
каждому уроку давались схемы в пособии: Е.В. Агибалова; Г.М.
Донской. Методическое пособие по истории средних веков. – М.,
1988.[3, с. 56]
Также в преподавании появились новые аспекты, которые
неосмысленны на теоретическом уровне. Причина этого –
отсутствие абстрактного уровня обобщения данного материала, что
отчасти может быть достигнуто с помощью схем.
Настораживают и существующие попытки возродить
указанные средства, которые достаточно произвольны и сводятся к
стремлению «уложить» всю историю в заданные рамки,
например: С.К. Алиева «Всеобщая история в таблицах и схемах»
– М., 1997. [4, с. 14]. Появление подобных работ было массовым
и вызывало в целом отрицательное отношение у преподавателей истории,
которое распространялось на схемы и таблицы. Бесспорно, без схем и
таблиц довольно сложно организовать полноценную работу на уроках
истории, так как развитие логического мышления, логических суждений,
а также установления причинно-следственных связей будет значительно
затруднено. А логика, как известно, – наука о законах и формах
мышления, включающая в себя ход рассуждений, умозаключений,
доказательств. Это разумность, закономерность каких-либо событий,
мышление же – есть сам процесс. Мыслить – значит,
работой мысли, ума сопоставлять данные опыта и обобщать уже ранее
познанное.
В процессе обучения в жизни учащихся происходят
существенные изменения, коренным образом меняется социальная
ситуация, развитие, формируется учебная деятельность, которая
является для них ведущей. На основе учебной деятельности развиваются
психологические новообразования. Обучение выдвигает мышление в центр
сознания школьника. Тем самым, мышления становится доминирующей
функцией.

Схемы и таблицы на уроках истории помогают выделить
главное, они «запирают» информацию в замкнутое
пространство. При составлении схем, таблиц ученик совершает
логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать
и обобщать исторический материал, приводить его в систему и
графически изображать.

Однако, при всем сходстве схем и таблиц, они имеют четко
выраженные различия. В таблицах, в отличие от схем, нет условных
обозначений исторических явлений.

Под схемами же понимается графическое изображение
исторической действительности, где отдельные части, признаки, явления
изображаются условными знаками – геометрическими фигурами,
символами, подписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным
расположением и связываются между собой. Традиционно в методике
преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические,
сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические,
локальные.

Очень удобно применять логические схемы
при изучении причин и последствий событий и явлений. Они помогают
выявить причинно-следственные связи. Эти схемы достаточно просты в
исполнении ученикам, т.к. основаны на последовательном соединении
квадратов, в которых фиксируются причинны и следствия, вытекающие
одно из другого.

Применение логических схем на уроках
истории помогает решать ряд задач: активизирует внимание учащихся,
повышает интерес к предмету, экономит время на уроке, развивает
логические суждения, т.к. ответы сопровождаются пояснениями и
собственными умозаключениями учащихся. Все это приводит к тому, что
ученики, сами о том не подозревая, самостоятельно и без труда
совершают мыслительные операции. Наконец, одним из следствий работы
со схемами является то, что у учащихся появляется привычка,
определенные навыки любой изучаемый материал представлять в подобном
систематизированном виде, что упрощает задачу понимания, запоминания
и применения.

Следовательно, на уроках истории для развития
логического мышления и способности логически рассуждать, роль
использования логических схем велика.

Логические схемы удобны тем, что их может применять
педагог на любом этапе урока: на этапе изучения нового материала,
закрепления и проверки знаний учащихся.

В подготовке к урокам преподавателям не
всегда достаточно материала учебника и рабочей тетради, поэтому
учитель обращается к другим источникам за дополнительным материалом,
нередко проявляя личное творчество – это составление
собственных схем и таблиц. Приведу личный пример: изучая данную тему,
составила логическую схему, которую можно применять на протяжении
всего курса истории. Возьмем любые военные события (войны). Предлагаю
рассмотреть составленную схему:

ПРИЧИНЫ, ПРИВЕДШИЕ К

ВОЕННОМУ СОБЫТИЮ

СОБЫТИЕ (ДАТА)

ПОБЕДИВШАЯ СТОРОНА (+ и –)

ПРОИГРАВШАЯ СТОРОНА (+ и –)

В ходе данной работы был сделан вывод, что только при
систематическом применении таблиц, схем разного вида на уроке,
особенно логических, можно поднять на более высокий уровень мотивацию
учащихся, развить творческие способности, как педагога, так ряда
учащихся. Применение схем и таблиц повышает плотность урока,
коэффициент усвоения материала, качество успеваемости по предмету. А
эффективно разработанные приемы, применяемые в системе на уроках,
формируют устойчивые знания, умения и навыки обучающихся.

Литература:

  1. Коменский Я.А. Великая дидактика. М., 1969.
  2. Запорожец Н.И. Приемы формирования мыслительных
    умений школьников //Преподавание истории в школе. М., 1978. № 1.
  3. Агибалова Е.В.; Донской Г.М.. Методическое пособие по
    истории средних веков. – М., 1988.

  4. Алиева С.К. «Всеобщая история в таблицах и
    схемах» – М., 1997.

Основные термины (генерируются автоматически): схема, урок истории, логическое мышление, таблица, высокий уровень, преподаватель истории, процесс обучения, работа, учебная деятельность, этап урока.

Похожие статьи

Формирование исторического мышления на уроках истории

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен формировать и развивать мышление обучающихся. Об этом говорится в методической литературе, в учебных программах, в учебно-методическом комплексе.

Эффективные методы обучения истории | Статья в журнале…

Цели преподавания истории как предмета определяют содержание обучения по различной методике.

Так как каждый урок, являясь процессом обучения и системы содержания курса, относится к тому или иному типу — группе уроков, имеющей определенные интегральные…

Опорный конспект на уроках обществознания как средство для…

Представлен опыт используемых графических символов на уроках учебной дисциплины БД.05. Обществознание.

У них развиваются память, логическое, аналитическое, пространственное мышление, достигается высокая степень усвоения материала, формируются чувство…

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках

познавательная активность, учебная деятельность, интеллектуальный труд, познавательный интерес, проблемное обучение, отечественная история, критическое мышление, Казахстан, учащийся, развитие, класс…

Формирование логического мышления учащихся через…

интерактивные опорные схемы, логическое мышление, урок математики.

Развитие саморегуляции учебной деятельности учащихся… Какие уравнения в системе?

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

В процессе обучения важно эти свойства мышления развивать, как

Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т. е. мыслительных процессов.

Структурная модель тактических способов учебной деятельности(схема 3).

Качественная подготовка учителя к уроку | Статья в журнале…

Урок — главная составная часть учебного процесса.

5-й этап —разработка плана урока. Подготовка учителя куроку.

4-й этап — изучение иподготовка имеющихся вшколе средств обучения по теме урока.

Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения

Развитие критического мышления на уроках истории в старших…

Формирование исторического мышления на уроках истории. Технические средства обучения дают возможность показать историческое событие в динамике.

Информационные технологии в процессе преподавания

Практические возможности использования информационно-компьютерных технологий в процессе обучения истории. Схема проведения урока предполагает несколько этапов.

В условиях модернизации современной школы
повышаются требования к качеству подготовки
учеников, увеличивается объём знаний. В этих
условиях школьник сталкивается с огромным
потоком информации, которую он имеет возможность
почерпнуть из разных источников. Сложность и
объёмность материала, который должен усвоить
современный ученик, существенно затрудняет его
целостное восприятие и осмысление.
Информационная перенасыщенность и
недостаточное структурирование учебного
материала ставят перед школьником проблему
запоминания и усвоения теоретических и
практических знаний получаемых в школе.

Педагогический приём “Своя опора” А. Гина
отчасти помогает решить проблему ученика,
улучшить качество его знаний по предметам
гуманитарного цикла.

Формула педагогического приёма достаточно
проста: учащийся составляет авторский опорный
конспект изучаемой или ранее изученной темы. В
данном случае, опорно-логическая схема даёт
возможность ученику самостоятельно
структурировать учебный материал, находить
причинно-следственные связи.

Данный педагогический приём позволяет
реализовать принцип свободы выбора, принцип
деятельности, принцип обратной связи, принцип
идеальности.

  • Принцип свободы выбора предполагает,
    что в любом обучающем или управляющем действии,
    где только возможно, ученику необходимо
    предоставлять право выбора, право творчества.
    Важным условием является то, что право выбора
    всегда уравновешивается осознанной
    ответственностью за свой выбор.
  • Принцип деятельности предполагает, что
    ученик будет осваивать знания и умения
    преимущественно в форме деятельности. Знание
    должно становиться инструментом для получения
    образования, ученик должен с ним работать. Знание
    не должно становить залежами не нужного старья
    на задворках интеллекта ученика. Это будет
    развивать его навыки самообразования, что немало
    важно в современных условиях.
  • Принцип обратной связи предполагает
    регулярный контроль процесса обучения с помощью
    развитой системы приёмов обратной связи “ученик
    – ученик”, “ученик – учитель”.
  • Принцип идеальности позволяет
    максимально использовать возможности, знания,
    интересы самих учащихся с целью повышения
    результативности, успешности и уменьшения
    затрат в процессе образования. Чем больше
    активность, самоорганизация учеников, тем выше
    идеальность обучающего или управляющего
    действия.

При правильном выборе содержания и форм
обучения и совпадении их с интересами ученика
удастся увеличить интерес к познаваемому
предмету.

При умелом сочетании темпа, ритма, сложности
обучения с возможностями ученика, имеющего
стойкий интерес к познаваемому материалу,
учитель помогает ему стать успешным, повышает
уровень самооценки, даёт возможность
самореализации.

При вовлечении ученика в процесс управления
коллективом неизбежен переход к обучению
учащимися друг друга.

Однако применению данного педагогического
приёма требует некоторой подготовленности
учащихся. Необходимо поэтапно переходить к
работе с опорно-логическими схемами, отработав
навыки:

  • Выделять главное, существенное в учебном
    материале;
  • Правильно определять и графически обозначать
    причинно-следственные связи;
  • Правильно считывать информацию из блоков-схем.

При обучении работе с опорно-логическими
схемами следует представлять учебный материал в
виде удобных для усвоения информационных блоков
и модулей, включающих набор матриц с
обозначением причинно0следственных связей между
ними.

Матрицы следует располагать в определённой
последовательности разбивая материал на блоки, в
горизонтальной и вертикальной плоскостях. По
степени значимости матрицы делятся на основные и
дополнительные.

При этом информация будет считываться в
несколько этапов, выделяя материал в отдельные
блоки.

По теме “Быт древних славян”
опорно-логическая схема может выглядеть так:

Быт древних славян

При составлении опорно-логических схем следует
вводить знаки (возможно использование символов,
известных учащимся при изучении других наук) и
использовать приёмы и способы краткой записи,
что существенно экономит время для записи.

  • Педагогический приём “Своя опора” может быть
    использован:
  • При изучении нового материала (допускается
    постепенное укрупнение изучаемых единиц абзац,
    пункт, параграф, глава);
  • При закреплении пройденного материала на уроке;
  • При подготовке домашнего задания;
  • При организации работы в группах, в парах;
  • В конкурсе на “лучшую шпаргалку”;
  • При итоговом повторении и т.д.

Возможны разнообразные задания с
использованием опорно-логических схем:
составить схему, развернуть схему в текст или
речь, использовать для ответа схему соседа по
парте, друга и т. д.

Презентация

Однако не следует прибегать к совершенному
упрощению учебного материала, это может привести
к потере ценного исторического материала.

Желаю удачи!

Добавить комментарий