Обновлено: 16.05.2023
Современная школа страдает от насыщенности учебных программ: один предмет сменяется другим в течение дня, на изучение некоторых из них отведен всего один или два часа в неделю, хотя уровень сложности изучаемого материала достаточно высок. Форсированное прохождение материала препятствует усвоению, главным здесь выступает прохождение программы. Такая ситуация особенно актуальна для изучения дисциплин естественного цикла, в том числе и химии, особенно в старшей школе, где необходимо изучить и усвоить большие объемы учебного материала.
Виктор Федорович Шаталов – народный учитель СССР, профессор Донецкого открытого университета. Разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, показав огромные резервы традиционного классно-урочного способа обучения. Предложенная система обеспечивает достаточно полную и всеобщую активность школьников на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся.
Обозначения-символы всегда были необходимы для передачи опыта, учения. Использование специальных значков в точных науках считалось делом обычным, но когда математик В. Ф. Шаталов, предложив свои опорные сигналы, попытался распространить сферу их применения на другие школьные дисциплины, реакция последовала весьма неоднозначная.
С тех пор уже утекло много воды. Опорный конспект стал настолько хорошо забытым старым, что пришла пора о нем не просто вспомнить, но и дать ему второе дыхание. Не стоит только повторять ошибок прошлого, делать заявлений о самодостаточности опоры в учебном процессе
Учащиеся достаточно быстро и легко усваивают то, что конкретно стоит за тем или иным элементом опорного конспекта. Ученики достаточно легко и цельно запоминают материал объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника.
Суть системы работы с опорными конспектами заключается в усвоении знаний на основе их многократного повторения и ежедневного контроля за качеством знаний при помощи самих же учащихся.
По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для отдельных понятий. Естественно, такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе учителя. В старших классах данный приём позволяет сжато записать любую лекцию.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Одной из основных целей химического образования является формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучных знаний об окружающем мире и его законах.
Перед учителями химии стоит проблема : как обеспечить качественное обучение химии, устранив при этом зубрежку? Как сделать , чтобы учащиеся преодолевали возникающие при обучении трудности ,проявляли при этом самостоятельность , активность?
Отношение учащихся к химии как к науке оставляет желать лучшего. Почему же наука, так необходимая человечеству, не вызывает интереса у учеников? На мой взгляд, неинтересно то, что трудно, непонятно. Поэтому перед учителями химии стоит проблема: как обеспечить качественное обучение в этих нелегких условиях, устранив при этом зубрежку, систематически осуществлять взаимосвязь с другими науками. Как сделать, чтобы учащиеся преодолевали возникающие при обучении трудности, проявляли самостоятельность, активность, чувствовали поддержку со стороны учителя? Очень важно, чтобы учитель владел методическими приемами, обеспечивающими индивидуальный подход к каждому ребенку, творчески относился к поиску методов обучения, был чутким, внимательным человеком, способным обнадежить, успокоить ребенка, придать уверенность в своих силах и научить преодолевать трудности.
Взяв на вооружение такие принципы дидактики, как фиксация внимания учащихся на главном (свертывание и схематическое изображение информации), наглядность, эмоциональное окрашивание объяснения, обучение обобщениям схематизации, я разработала и успешно применяю на уроках химии различные опорные схемы и конспекты.
Почему возникла необходимость создания опорных схем? Во- первых, предмет химии – наиболее трудный, но самый интересный предмет, содержание которого построено на логических закономерностях, законах диалектики, законах развития. Опорные схемы помогают развивать логическое мышление, проникнуть в суть законов и закономерностей.
Во- вторых, на данный момент существует множество опорных схем, таблиц, логико –смысловых моделей по химии, которые необходимо адаптировать каждому конкретному учителю под конкретный класс. Представленные опорные схемы, на мой взгляд, просты, понятны учащимся, наглядно отображают самую суть изучаемого материала, при необходимости могут быть дополнены, расширены.
В- третьих, на изучение химии в школе отводится недостаточное количество часов при большом объеме содержания.
В – четвертых, в последние десятилетия в области восприятия учебной информации произошли почти революционные изменения: колоссально возросли объем и количество передаваемой информации, сложились новые виды визуальной информации, а также способы ее передачи. Технический прогресс и формирование новой визуальной культуры неминуемо накладывает свой отпечаток на свод требований, предъявляемых к деятельности педагогов.
Опорные схемы позволяют структурировать учебный материал, представить его наглядно, выделить главное, развить интерес к предмету. При составлении опорных схем учитель должен учитывать особенности восприятия информации.
Цель работы: создание сборника опорных схем по химии, которые будут способствовать лучшему усвоению учебного материала.
Задачи:
Проанализировать учебный материал, выделить темы уроков, на которых могут быть использованы опорные схемы.
Создание алгоритма по составлению ОС.
Опорные схемы – конспекты можно отнести к нетрадиционным средствам наглядности. Эти средства обучения отличаются от стандартных дидактических средств тем, что представляют собой образный план излагаемого материала, разбитого на блоки информации, в которых учебное содержание представлено в наглядной и компактной форме с помощью рисунков и условных знаков, расположенных в определённой логической последовательности, вытекающей из содержания темы. Информацию, представленную в сжатой, образной форме (в виде ёмких, но в то же время простых сигналов) каждый ученик может легко свёртывать и развёртывать вслед за учителем. Эта операция активизирует мыслительную деятельность, способствует пониманию и более прочному запоминанию изучаемого материала за счёт подключения к произвольной памяти непроизвольной. Так как ОСК построен в той же логике, что и предшествующий рассказ учителя, то по нему даже слабо успевающий учащийся может воспроизвести материал, рассмотренный на уроке.
Схемы помогают экономить время на уроке, слабые учащиеся приобретают уверенность в себе. Опорные схемы положительно влияют на обучение всех учащихся, особенно тех, которые испытывают затруднения.
Наблюдения за учащимися показали, что использование ОСК облегчает процессы запоминания и воспроизведения учебного материала; способствует развитию логического мышления школьников, а также химического языка и речи; помогает создать на уроке положительный эмоциональный фон. Учителю работа с ОСК даёт возможность организовать разные виды деятельности учащихся на уроке, внести в него элемент игры, что в целом повышает эффективность усвоения материала и улучшает организацию учебного процесса.
Опорные сигналы в течение многих лет успешно использует при обучении математике, физике, астрономии и истории донецкий учитель В. Ф. Шаталов. Накоплен некоторый опыт составления и применения ОС также учителями химии — последователями В. Ф. Шаталова.
Опорные конспекты позволяют обобщить материал, привести его в систему, вскрывают причинно-следственные связи между понятиями, придают наглядность изложению.
Опорные схемы – конспекты можно отнести к нетрадиционным средствам наглядности. Эти средства обучения отличаются от стандартных дидактических средств тем, что представляют собой образный план излагаемого материала, разбитого на блоки информации, в которых учебное содержание представлено в наглядной и компактной форме с помощью рисунков и условных знаков, расположенных в определённой логической последовательности, вытекающей из содержания темы.
Основные требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В.Ф. Шаталова
Лаконичность ограничивает содержание в опорном конспекте печатных знаков, их должно быть не более 400.
Структурность предполагает использование приема укрупнения дидактических единиц знания.
Унификация , то есть использование единой символики по одному предмету.
Автономность обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, мало затрагивая другие блоки.
Привычные ассоциации и стереотипы . При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы.
Непохожесть требует разнообразить опорные конспекты и блоки по форме, структуре, графическому исполнению, поскольку одинаковость очень затрудняет запоминание.
Простота требует избегать вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи. Буквенные обозначения сводятся до минимума. При такой форме обучения в большей мере работает самая сильная человеческая память – зрительная. Вместе с тем конспекты экономят время изучения, повышают прочность запоминания, облегчают процесс усвоения знаний. Все это способствует росту качества знаний, облегчает самопроверку и взаимопроверку изученного. В опорных конспектах зафиксировано главное, что должны усвоить учащиеся. Такие конспекты хороши для начинающих учителей как ориентир на существенное в уроке.
Основные этапы составления ОС:
1. Анализ учебной программы по данной теме. Отбор основного содержания ее, структурирование на разделы (выделение блоков информации),
2. Вычленение опорных понятий (знаний) в каждом блоке, изображение их в сжатой, образной форме в виде общепринятых или специально придуманных простых и емких знаков (символов, рисунков), с которыми ассоциируется содержание понятий. При этом не следует увлекаться деталями, усложнять рисунки. Наоборот, лучше придать им простые очертания. Главное условие: краткость, наглядность, минимум текстовой информации. Новые термины целесообразно записывать полностью.
3. Компоновка закодированных понятий в блоки. Выбор геометрической формы для оформления каждого блока. Отдельные блоки информации должны быть обведены четким контуром и отличаться друг от друга не только формой (обычно неправильной), но и размерами.
4. Размещение блоков информации на плакате в логической последовательности в соответствии с их содержанием. Между блоками должно оставаться достаточное пространство, что способствует более четкому зрительному вычленению их.
5. Решение цветовой гаммы ОС. Необходимо, чтобы блоки отличались друг от друга цветом. Если ОС выполнен в черно-белом варианте (например, черным на белом фоне), то затем можно тонировать фон каждого блока.
Наиболее высоким уровнем усвоения материала может служить возможность создания опорных схем самими учащимися (при необходимой корректировке учителя).
Организовать работу с опорной схемой учитель может по своему усмотрению и необходимости, а главное целесообразности ее применения на данном уроке в данном классе. Выбор форм, приемов работы с опорной схемой зависит от творчества учителя, его желания сделать урок не только интересным, но и полезным, с максимальным усвоением материала.
Размеры схем должны быть такими, чтобы учащиеся их хорошо видели с последней парты. В современных условиях для этих целей целесообразно и удобно во всех отношениях использовать проектор, так как основные схемы темы должны постоянно быть перед глазами учащихся.
Я, имея современный кабинет химии в школе, использую постоянно проектор, так как к маленьким и большим схемам, составленным мной или взятым из интернета по различным темам курса, мы возвращаемся по несколько раз на разных этапах урока.
Работа по опорным схемам, комментированное управление помогают учащимся осознавать, осмысливать, объяснять, обосновывать, доказывать, так как схема – опора мысли ученика, опора его деятельности. Использование опорных схем на уроке позволяет мне сэкономить время, например, на этапах объяснения и обобщения материала и увеличить промежуток времени для закрепления, повторения изученного, для самостоятельной работы, для выполнения упражнений, для развития навыков и умений при выполнении практических и лабораторных работ. Но главное то, что такие схемы не следует “зазубривать”, их надо понимать, с ними надо работать.
Ну и, наконец, самое важное – задача учителя научить объяснять все, что изображено на схеме – учащиеся должны уметь применять и интерпретировать (толковать) информацию при выполнении самостоятельных упражнений и заданий.
Мое мнение: метод опорных схем – это верный способ получения глубоких знаний.
В работе приводятся некоторые примеры опорных схем, которые я использую на своих уроках, и которые учитель может использовать на уроке при объяснении нового материала, закреплении, контроле, а так же организации самостоятельной работы учащихся.
Одной из основных целей химического образования является система формирования химических знаний, как компонента естественно научных знаний об окружающем мире и его законах.
– размеры и массы атомов
– расположение атомов и молекул
– химический элемент и формула
– связь между частицами
– простые и сложные вещества
– расстояние между частицами
Значение и применение
На самом первом этапе овладения химическим языком учащиеся часто путают понятия: коэффициент и индекс . Простая опорная схема снимает эту путаницу.
Исходя из содержания можно выделить блоки:
- Кислород – химический элемент.
- Получение кислорода.
- Физические свойства кислорода.
- Химические свойства кислорода. Оксиды.
Обобщение знаний о применении кислорода целесообразно проводить на основе схемы, помещенной в учебнике.
Основные классы неорганических веществ одна из ключевых тем курса химии 8 класса. Здесь необходимо изучить, систематизировать знания учащихся, показать генетическую связь между веществами, принадлежащими к разным классам, познакомить учащихся с классификацией неорганических веществ; продолжить формирование логического мышления, умения самостоятельно проводить практические исследования, делать на их основе правильные теоретические выводы.
В данной теме ученики работают по материалам опорных конспектов. Для учащихся усвоивших тему предлагается в качестве закрепления составить свои фрагменты обобщающих таблиц.
Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород в степени окисления -2
Несолеобразующие оксиды: СО, NO, N 2 O, SiO,
Гидроксиды – сложные вещества, содержащие в своем составе гидроксид – ион (ОН – )
Основания – сложные вещества, состоящие из атомов металла и группы ОН
Кислоты – сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка
Трудный материал, который связан с видами связи и кристаллическими решетками, связан со следующей схемой
В курсе органической химии используются схемы-конспекты, которые активизируют мысль ученика, помогают ему самому проанализировать изученное, сделать обобщения, выводы. Активизируя зрительный канал восприятия информации, в памяти учащихся закрепляется изученная тема. Данный прием в свое время использовали В.Ф. Шаталов, Н. Гузик. Насколько видоизменив применяю в соей практике. Методика работы включает несколько этапов:
- Знакомство с темой. Вывешивается или раздается каждому ученику опорный конспект, учитель в виде рассказа знакомит с содержанием.
- Работа в тетради с объяснением учителя; создание своей схемы-конспекта.
- Учащиеся проговаривают свою схему, получают информацию в целом.
- Отработка темы, закрепление, углубление данного материала.
В школьном курсе органической химии последовательно рассматриваются классы органических соединений:
- Предельные углеводороды
- Непредельные (ряда этилена)
- Непредельные (ряда ацетилена)
- Ароматические углеводороды
- Спирты
- Альдегиды
- И т.д.
В данном материале встречаются близкие по структуре и форме темы, но наполненные в каждом блоке особенным содержанием. Можно выделить общее:
- Представители класса
- Тип гибридизации и строение
- Гомологический рад
- Номенклатура и изомерия
- Физические и химические свойства
- Получение и применение
Усвоив общую схему одного из классов гораздо легче систематизировать следующий материал. Использование схем-конспектов имеет достоинства – ребята заняты, слушают, записывают, запоминают.
Форма каркаса, данная учителем, может быть изменена. Это могут быть рисунки, цифры, текст. Данные схемы-конспекты можно использовать при изучении нового материала, закреплении, самостоятельного изучения и при подготовке к ЕГЭ.
Опорный конспект как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, активизирует не только мыслительную, но и познавательную деятельность учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.
Использование опорных конспектов на уроках химии
Активизация познавательной деятельности (по Б.П.Есипову) – сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками.
Активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения – это значит, прежде всего, активизировать его мышление. Кроме того, развивать познавательные способности учащихся – это значит формировать у них мотивы учения.
- Опорный конспект – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.
- Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки. Красочные, многообразные, необычные, опорные сигналы притягивают, создают игровую, непринуждённую обстановку при обучении, побуждают к активному познанию, обеспечивает целостность, системность, осмысленность представлений об основных закономерностях и понятиях в их взаимосвязях.
Использование данной методики при изучении химии, несомненно, даёт определённые результаты:
- значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала;
- сформировался навык самостоятельной работы во внеурочное время по готовым опорным конспектам, исследовательские и проектные умения, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету;
- использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.
Диагностика качества знаний учащихся 8, 9 классов по итогам внешнего мониторинга за последние три года по предмету химия:
20 12 -1 3
% успеваемости
201 3 -201 4
Результаты ЕГЭ,ОГЭ по химии
Средние баллы ОГЭ
Средние баллы ЕГЭ
Методы активизации познавательной деятельности: вооружают знаниями, умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развивают их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляют и реализуют потенциальные возможности учащихся; приобщают к поисковой и творческой деятельности.
Таким методом на уроках химии, на мой взгляд, является опорные конспекты.
Опорный конспект как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, активизирует не только мыслительную, но и познавательную деятельность учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.
Читайте также:
- Как вести конспект в onenote
- Конспект урока по аудированию английский язык 6 класс spotlight
- Закон об охране окружающей среды конспект урока
- Е шварц снежная королева конспект урока
- Скачать конспект урока решение показательных неравенств
Конкурс
методических разработок
«Моя педагогическая копилка»
«О химии всерьез и не только…»
Булатова Лариса Викторовна,
учитель химии высшей категории
муниципальное казённое
образовательное учреждение
«Открытая (сменная)
общеобразовательная школа № 2»
Мирный 2014 год
Оглавление: Стр.
1.Введение.
3
2.Основная
часть
1. Приём отгадывания темы урока по
прослушанному сообщению. 3
2.
Приём угадывания имени учёного.
4
3. Воспитательная и познавательная функция
комического. 4
4.
Методический приём «Синквейн».
5
5.Составление
опорных конспектов по химии.
6
3.
Заключение.
6
4. Приложение
7
Введение.
Современный образовательный процесс не мыслим без поиска новых, более
эффективных технологий или их элементов, призванных содействовать развитию
творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, что бы ученик стал
активным участником учебного процесса, а учитель, забыв о роли информатора,
являлся организатором познавательной деятельности ученика.
Все 8-9 классы в школе, в
которой я работаю – это классы компенсирующего обучения, со слабым уровнем
учебной мотивации. Чтобы вызвать интерес к предмету тех и других категорий
учащихся необходимо готовить каждый урок тщательно и нетривиально.
В арсенале каждого творчески работающего педагога имеется
масса различных разработок уроков, интересных моментов, подходов и «приёмчиков».
Практика показывает относительно невысокую эффективность
традиционных уроков, целью которых является формирование специальных и
общеучебных знаний и умений обучающихся. Главной целью в своей работе считаю
поиск и применение материала, помогающего главным действующим лицам – моим
ученикам думать, творить, познавать и царствовать на уроке.
Основная часть.
1.Приём отгадывания темы урока по прослушанному
сообщению:
1.Тема урока
«Галогены» (9 класс)
«Первая мировая война. Бельгия. Река Ипр.
Немцы со
строжайшими предосторожностями привезли многочисленные баллоны и расставили их
на фронте в 6 км.
22 апреля 1915 год.
Утро.
Дождавшись
благоприятного ветра, дувшего в сторону позиций противника, специально
представленные германские офицеры провернули краны у газовых баллонов, а сами
надели предохранительные маски-респираторы. Такими же респираторами были
снабжены и все германские войска, находившиеся в районе атаки. Из баллонов
медленно стал ползти по полю зеленовато-жёлтый туман, который превращался в синевато-белое
облако. В результате газовой атаки 15 тысяч человек было выведено из строя, из
них 5 тысяч умерло».[1]
Это был хлор –
представитель галогенов.
2.Тема урока
«Сера» (9 класс)
С
этим веществом человечество знакомо с глубокой древности. В переводе с
древнеиндусского означает «светло-жёлтая». Ещё древние греки и римляне нашли ей
разнообразное практическое применение. Это вещество использовали при
религиозных обрядах – поджигали при различных церемониях, ритуалах, для
изгнания злых духов. Этим веществом чернили оружие. В Древнем Египте оно
применялось для приготовления красок, беления тканей, изготовления
косметических средств, для лечения кожных заболеваний, для дезинфекции,
изготовления пороха. У алхимиков это вещество было основной составляющей «философского
камня». Это жизненноважный элемент. Он входит в состав белков, витаминов,
гормонов. При недостатке этого вещества в организме наблюдается хрупкость
костей, выпадение волос. На древнеиндусском звучит как «сира».
3.Тема урока
«Алюминий» (9 класс)
Есть
такая легенда:
“Однажды к римскому
императору Тиберию пришёл незнакомец. В дар императору он принёс изготовленную
им чашу из блестящего, как серебро, но чрезвычайно лёгкого металла. Мастер
поведал, что получил этот металл из “глинистой земли”. Но император, боясь, что
обесценятся его золото и серебро, велел отрубить мастеру голову, а его
мастерскую разрушить”. О каком металле идёт речь?
2. Приём
угадывания имени учёного.
Подсказки подобраны
таким образом, чтобы на первом месте стоял более сложный вопрос, требующий
знаний, почерпнутых из дополнительной литературы.
1.Гениальнейший человек своего века, знающий 10 языков.
Единственный сын и во сне увидел место гибели своего отца. Поплыв к
острову, нашел его.
2.Когда местный щеголь, увидев на рукава дыру, сострил: «Мудрость
выглядывает?», на что получил остроумный ответ: « Нет, глупость заглядывает».
3.Основоположник металлургии в России, организовал производство стекла /ныне
это Ленинградский фарфоровый завод/, занимался мозаикой. Из его 40 работ сохранилось
23. Они находятся в Русском музее, Эрмитаже, Историческом музее.
4.Ученый – естествоиспытатель, энциклопедист, основоположник физхимии; поэт,
заложивший основу современного русского языка; художник, историк,
поборник русского в науке, в просвещении.
5.Создатель первого в России университета и сам являлся университетом.
За открытие закона был предан анафеме церковью. К тому же
в те времена ценилась борода, а он был безбородый.
Ответ: Михаил
Васильевич Ломоносов.
3. Воспитательная и познавательная функция комического.
«Учитель помни!
Твоя улыбка стоит 1000 слов»
Ушинский
Важно, чтобы учитель входил в класс с
хорошим настроением, чтобы уместной шуткой, забавной историей или интересным
фактом умел передать это настроение ученикам, и наконец, шутя, приобщал бы их к
серьёзной умственной работе.
1. Урок «Щелочные металлы» (9 класс)
«Проделки Сатаны»
«Роберд Вуд (1868—1955), знаменитый
американский физик и великий любитель всяческих проделок, направлялся из
лаборатории домой на бед. Дорога шла через негритянский квартал, ила зимняя
оттепель, и огромная лужа распростерлась по мостовой между тротуарами, на
которых сидя и стоя толпились негры, вышедшие погреться на солнышке.
Проходя мимо них, Вуд громко закашлял
и на виду у всех плюнул в лужу, незаметно бросив в том же направлении
специально прихваченный из лаборатории кусок натрия величиной с грецкий орех.
Раздался страшный удар, полетели искры, и большое желтое пламя поднялось на
поверхности воды. За ними разверзся ад: вопли, молитвы, перевернутые стулья, и один голос — громче, чем все остальные,
вместе взятые: «Спасайся, кто может, негры! Этот человек плюнул огнем! На вид
он молодой, но только сам Старый Дьявол, сам Старый Сатана умеет это делать!»[2]
2.Урок «Свойства кислот» (11
класс)
«Ядовитая шутка»
Придя утром в лабораторию, А. М.
Бутлеров увидел, что его ассистенты что-то нагревают под тягой. На вопрос, что
они делают, один из них отвечал: «Получаем синильную кислоту. Посмотрите,
сколько отогнали». При этом он протянул Александру Михайловичу колбочку с
жидкостью и вдруг, как бы нечаянно, уронил ее на пол. Бутлеров сразу же оценил
всю катастрофичность создавшегося положения: синильная кислота очень летуча, и
вдыхание ее паров смертельно уже в ничтожной дозе. Он опрометью бросился из комнаты…
и услыхал за собой громкий смех ассистентов и восклицание: «Первое апреля!»
3. Урок «Ароматические углеводороды»
(10 класс)
«Ученый спит, а служба идет»
«О том, как возникла теория строения
бензола и его производных, сам автор теорий Август Кекуле (1828—1896)
рассказывал так: «Я сидел и писал учебник, но работа не двигалась, мои мысли
витали где-то далеко. Я повернул мой стул к огню и задремал. Атомы снова
запрыгали перед моими глазами. На этот раз небольшие группы скромно держались
на заднем плане. Мой умственный взгляд мог теперь различить длинные ряды, извивающиеся,
подобно змеям. Но смотрите! Одна из змей схватила свой собственный хвост и в
таком виде, как бы дразня, завертелась перед моими глазами. Как будто вспышка
молнии разбудила меня: и на этот раз я провел остаток ночи, разрабатывая
следствия из гипотезы».[3]
4.Методический
приём «Синквейн».
Слово
синквейн происходит от французского, означающего пять.
Таким образом,
синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания
синквейна:
1. В первой строчке
тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка –
это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка –
это описание действия в рамках этой темы тремя словами (три глагола).
4. Четвёртая строка
– это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме
(можно «крылатое
выражение»).
5. Последняя строка
– это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
1.Тема «Простые
вещества – неметаллы»(11 класс)
Структура данного урока
была трёхфазовая:
- стадия «Вызова» –
на ней формировался мотив к обучению; - стадия
«Осмысления»; - стадия «Рефлексии»-
закрепление знаний, учитель получает обратную связь – где и был
использован методический приём синквейн.
Синквейны являются
быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, обобщения понятий и
информации. В нескольких словах изложены главные идеи темы.
Например по данной
теме урока ученики составили такой синквейн:
1.Неметаллы
2.Хрупкие,
непластичные
3.Окисляют,
принимают, образуют
4.Имеют различные
кристаллические решётки
5.Меньшинство.
5.Составление опорных конспектов по химии.
Опорный конспект должен быть
содержательным (т.е. отражать главное в тексте) и полным (полный не значит
подробный), кратким и четко структурированным. Записать текст нужно
кратко – это значит изложить его сущность своими словами с использованием
схем, общепринятых знаков и символов.
Последовательность
действий при составлении опорного конспекта:
1.
Внимательно прочитать текст.
2.
Определить тип текста.
3.
Мысленно разделить текст на логически законченные части.
4.
Определить, о чем говориться в каждой части, выделить главное.
5.
Выделить трудные места в каждой части и разобраться в них.
6.
Изложить кратко содержание каждой части, используя общепринятую символику.
Уравнения следует составить самостоятельно и сравнить с уравнениями,
приведенными в учебнике.
7.
Правила, законы, выводы необходимо выделить.
8.
В конспекте могут быть схемы, таблицы, диаграммы, выписанные из текста или
составленные самостоятельно на основании прочитанного материала (допускается
использование дополнительной литературы).
9.
Продумать взаимосвязь блоков конспекта и их взаимное расположение, учитывающее
эту взаимосвязь.
10. Оформить опорный
конспект на листе формата А 4.(Приложение №1-3)
Заключение.
Современный
этап развития школы характеризуется возрастающей творческой активностью
учителя. Мы являемся свидетелями своеобразного «взрыва» педагогических идей,
находок, решений сложнейших задач обучения и воспитания личности.
Любой
урок для учителя должен быть не только хорошо подготовлен и продуман, но и
окрашен творческим и эмоциональным отношением и искренней любовью к детям.
Список использованной литературы:
1.
Загладин Н.В.«Новейшая история зарубежных стран хх
века».
Учебник для 9 класса. Москва «Русское слово» 2004
г. стр. 36
2.
Вильям Сибрук. «Роберт Вильямс Вуд. Современный
чародей физической
лаборатории». Перевод с англ. В.С.Вавилов ОГИЗ. Гос. и зд. технико
– теоретической литературы .М: 1946 г.
3.
Глинка С.Ф. «Александр Михайлович Бутлеров в частной и домашней
жизни». М: Изд-во АН СССР, 1956 г. Т-12 стр.186
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Конспекты по предмету «ХИМИЯ»
Изучение Химии шаг за шагом. Онлайн-учебник и сборник задач.
Химия – это наука о веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения.
Конспекты по кодификатору ОГЭ
Конспекты по кодификатору ЕГЭ
Химия 8 класс
Первоначальные химические понятия. Кислород. Горение. Водород. Вода. Растворы. Количественные отношения в химии. Важнейшие классы неорганических соединений. Периодический закон и строение атома. Строение вещества. Химическая связь.
- Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси
- Физические и химические явления
- Атомы, молекулы и ионы
- Простые и сложные вещества
- Химические элементы и их знаки
- Относительная атомная масса
- Закон постоянства состава веществ
- Химическая формула. Индекс. Коэффициент
- Массовая доля элемента в соединении
- Химия 8 класс Все формулы и определения
- Оксиды (названия, классификация, получение)
- Свойства оксидов
- Основания (названия, получение, свойства)
- Строение атома. Массовое число
- Строение электронных оболочек атомов
- Периодическая система химических элементов
- Закономерности изменения свойств элементов
- Строение веществ. Электроотрицательность
- Химическая связь: ковалентная, ионная, металлическая
- Валентность химических элементов
- Определение валентности + примеры
- Кислород: характеристика, свойства, получение
- Кислоты: классификация, свойства, получение
- Соли: классификация, свойства, получение
- Амфотерные оксиды и гидроксиды
- Водород: характеристика, получение
- Химические свойства водорода. Применение
- Вода. Свойства воды. Водные растворы
Химия 8 класс. Контрольные (УМК Габриелян)
Проверить знания за 8 класс (онлайн-тесты)
Химия 9 класс
Электролитическая диссоциация. Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний. Общие свойства металлов. Металлы IA—IIIA-групп периодической таблицы химических элементов. Железо. Металлургия. Краткий обзор важнейших органических веществ (Углеводороды, производные углеводородов).
Химия 9 класс. Контрольные (УМК Рудзитис)
Справочники для ОГЭ
Специальные конспекты по химии, в которых в сжатой форме повторяются основные школьные темы, для экспресс-подготовки к Основному Государственному Экзамену по химии.
Химия 10 класс
Химия 10 класс. Контрольные (УМК Габриелян)
Химия 11 класс
Справочники для ЕГЭ
Специальные конспекты по химии, в которых в сжатой форме повторяются основные школьные темы, для экспресс-подготовки к Единому Государственному Экзамену по химии.
Решения задач по химии
Конспекты по кодификатору ОГЭ
Конспекты по кодификатору ЕГЭ
Источники идей и источники цитат для конспектов по Химии:
- Учебник по химии для 8 класса / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — М. : Просвещение.
- Учебник по химии для 9 класса / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — М. : Просвещение.
- Ковалевская Н.Б. ХИМИЯ в таблицах и схемах. 8 класс. Для самостоятельной работы в школе и дома — М.: «Издат-Школа XXI век», 2004.
- ОГЭ. Универсальный справочник по химии / Е.Ю. Шапаренко. — Москва : Эксмо.
- Задачи по химии и способы их решения. 8—9 кл. / О. С. Габриелян, П. В. Решетов, И. Г. Остроумов. — М.: Дрофа.
- Сборник задач и упражнений по химии: Школьный курс / В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко. — М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005
- Справочник по химии: 8-9 классы. ФГОС / А.Д. Микитюк — М.: Издательство «Экзамен», 2019
- ЕГЭ. Химия: алгоритмы выполнения типовых заданий / Е.В. Крышилович, В.А. Мостовых — М.: Эксмо, 2018
- Химия. Самоучитель. Книга для тех, кто хочет сдать экзамены, а также понять и полюбить химию / Е. Н. Френкель. — Москва : Издательство АСТ, 2017
(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).
Как и обещала, делюсь методами конспектирования информации по химии. Но для начала разберу самые популярные вопросы моих учеников:
Писать от руки или печатать?
На самом деле, это неважно, многие печатают быстро и им так гораздо удобнее. Если любите по старинке писать конспект от руки, это тоже очень эффективно. Тем более, при печати конспекта есть соблазн выйти в социальную сеть или посмотреть какой-то ролик.
Переписывать все или сокращать?
Конспект — это только самое важное. Не нужно подробно переписывать информацию. Главное выделить основные моменты. Используйте сокращения, например:
- “ф-я” вместо “функция”;
- “хим. св-ва” вместо “химические войства”;
- “вз-е” вместо “взаимодействия”.
Можно ли делать схемы?
Нужно делать схемы! Абстракция — один из самых эффективных способов запоминания. Стрелки, блоки, графика — это все элементы упаковки информации.
Нужно ли потом читать конспект?
Обязательно нужно вернуться к конспекту еще раз. Чтобы связи в вашем головном мозге прочно закрепились, необходимо возвращаться к информации: на следующий день, через неделю, месяц и т.д.
Какие есть методы ведения конспекта?
В настоящее время существует много разных методик, я представлю самые известные и те, которые мне помогли:
1. Метод отступов
Суть метода — от общего к частному. Вы выбираете 3-4 ключевых вопроса, под ними записываете основные тезисы и самое главное: сделать вывод из всего записанного. Я до сих пор пользуюсь данным методом, когда пишу крупные отчеты по научным исследованиям.
2. Ментальные карты
Когда нужно схематично изобразить информацию, используйте ментальные карты (mind map). Эта древовидная структура позволит вам комплексно взглянуть на информацию и выделить ключевые моменты. Я ее использую, когда необходимо иметь целостное предтсавление о системе.
3. Метод боксов
Суть в том, чтобы помещать отдельный блок в инфо-бокс. Плюс в том,что так легче воспринимать информацию. Такой метод хорош, когда изучаешь химические свойства каких-либо соединений.
4. Метод течения
Когда необходимо от анализа перейти к синтезу новых идей, используйте метод течения. При анализе инофрмации, конспектируйте ключевые тезисы и мысли, которые возникают по ходу. После этого сумма мыслей может выдать гениальную идею, которую можно воплотить во что-то интересное. Таким методом я пользуюсь, когда нужно в короткие сроки сгенерировать идею.
Я представила вам далеко не все методы конспектирования информации. Не ленитесь делайте конспекты — это отлично развивает вашу память. Желаю успехов в самоподготовке к химии.
Я приглашаю вас присоединиться к нашему сообществу в ВКонтакте vk.com/biochemschool и Телеграме t.me/biochemschool.
Так же принимайте БЕСПЛАТНОЕ участие в моем авторском марафоне “Химическая реакция”. Зарегистрироваться можно по ссылке biochemschool.ru/page8
Использование опорных конспектов на уроках химии
Активизация познавательной деятельности (по Б.П.Есипову) – сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками.
Активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения – это значит, прежде всего, активизировать его мышление. Кроме того, развивать познавательные способности учащихся – это значит формировать у них мотивы учения.
Опорный конспект
- Опорный конспект – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.
- Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки. Красочные, многообразные, необычные, опорные сигналы притягивают, создают игровую, непринуждённую обстановку при обучении, побуждают к активному познанию, обеспечивает целостность, системность, осмысленность представлений об основных закономерностях и понятиях в их взаимосвязях.
Опорный конспект к уроку «Гидролиз солей»
Использование данной методики при изучении химии, несомненно, даёт определённые результаты:
- значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала;
- сформировался навык самостоятельной работы во внеурочное время по готовым опорным конспектам, исследовательские и проектные умения, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету;
- использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.
Диагностика качества знаний учащихся 8, 9 классов по итогам внешнего мониторинга за последние три года по предмету химия:
Показатели
20 12 -1 3
% успеваемости
100
201 3 -201 4
% качества
2014-2015
100
45,25
100
53,8
59,2
Результаты ЕГЭ,ОГЭ по химии
2012-2013
Средние баллы ОГЭ
Средние баллы ЕГЭ
5
2013-2014
58
2014-2015
4
–
50
52
Заключение
Методы активизации познавательной деятельности: вооружают знаниями, умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развивают их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляют и реализуют потенциальные возможности учащихся; приобщают к поисковой и творческой деятельности.
Таким методом на уроках химии, на мой взгляд, является опорные конспекты.
Опорный конспект как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, активизирует не только мыслительную, но и познавательную деятельность учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.
Спасибо за внимание!