Как составить опорный конспект по русскому языку 6 класс

Обновлено: 16.05.2023

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Опорные конспекты на уроках русского языка в 6 классе

Опорный конспект № 1

Отнош. К сообщ. (ст. уверн., разл.чувст., источник сообщ., порядок мысли

Не члены П. Инт-ция: пауза…быстро

Дождь я уверен, скоро кончится.

Путешествие по Волге – это было в прошлом году – мне понравилось.

Вводные слова не являются членами предложения. Вводные слова и предложения в произношении выделяются паузами и сравнительно быстрым произношением.

Графические схемы расстановки знаков препинания в предложениях с вводными словами и вставными предложениями.

Примеры приводят учащиеся.

Определения, формулировки запишем в тетрадь.

Опорный конспект № 2

Мороженое (п) мясо

Вкусное мороженое (с.)

Слова в русском языке чаще всего образуются от других слов с помощью прибавления к ним приставок (приставочный способ), суффиксов (суффиксальный, с помощью одновременного прибавления приставок и суффиксов (приставочно-суффиксальный). Приведен пример бессуффиксного словообразования, так как он встречается реже первых трех способов

Сложные слова образуются сложением основ с помощью соединительных гласных О и Е (при этом пишется О после первой основы на шипящий и мягкий согласный); сложением основ без соединительных гласных; сложением основы или части основы одного слова с другим словом, а также сложением двух слов.

Сложносокращенные слова образуются сложением слогов, начальных букв, начальных звуков. Слова могут образовываться также путем перехода одной части речи в другую. После примеров закодировано правило определения рода сложносокращенных слов по опорной части слова.

Приведен пример словообразовательного ряда (цепочки) и дано для разбора по составу и словообразовательного слово Проходчик.

Опорный конспект № 3

Этимология – происхождение слов

Если исходное слово начиналось с буквы И, то в однокоренном слове с приставкой на согласную пишется буква Ы.

Исключение составляют приставки СВЕРХ- и МЕЖ-.

Выбор гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ_ зависит от смыслового значения. Если приставка обозначает приближение, присоединение, близость или неполное действие, то в ней пишу букву И. если же приставка близка по значению к слову ОЧЕНЬ или к приставке ПЕРЕ-, то в ней пишу Е. во многих словах значение приставок ПРИ- и ПРЕ- затемнено. Правописание таких приставок следует запомнить и проверять по словарю.

Есть много слов, в которых приставки ПРИ-, и ПРЕ- стали частью

Опорный конспект № 4

Тбилиси О замена (город)

ВДНХ Д опора (выставка)

Участковый врач Иванов (а)

К разносклоняемым существительным относится 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь. Эти существительные в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа имеют окончания существительных 2 склонения –ем, -ём-. У существительных на –мя в родительном, дательном, творительном и предложном падежах в единственном числе и во всех падежах во множественном числе к корню прибавляется суффикс –ен, -ён-.

К несклоняемым существительным относятся такие, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму слова.

К несклоняемым существительным относятся:

Русские и украинские фамилии на о-, их, -ых;

Иноязычные существительные, оканчивающиеся на согласный и обозначающие лиц женского рода;

Многие существительные иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -е, -у, -ю и с конечным ударным –а;

Некоторые географические названия;

Сложносокращенные слова буквенного и смешанного характера.

Определение рода несклоняемых имен существительных часто затруднено. В этом случае необходимо обращаться к словарю. Род несклоняемых имен существительных – географических названий определяется родом тех имен нарицательных, которыми эти названия могут быть заменены. В сложносокращенных словах род определяется по опорному слову.

Некоторые существительные с окончанием –а, -я, обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому, если обозначают лиц женского пола. Их называют существительными общего рода.

Опорный конспект № 5

Т материал железный, но характер?

По значению и форме прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.

Качественные прилагательные обозначают такой признак, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени. Качественные прилагательные образуют: степени сравнения и краткую форму. Они могут сочетаться с наречиями. От качественных прилагательных можно образовать сложные прилагательные путем их повтора.

Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени. Они обозначают материал, из которого состоит предмет, пространственные и временные признаки предмета; не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием ОЧЕНЬ.

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? Чьё? Чьи?

Притяжательные прилагательные имеют суффиксы –ов-, -ев-, -ин-, ын-, ий-.

Относительные и притяжательные прилагательные, употребленные в переносном значении, могут переходить в разряд качественных прилагательных (железный характер – волчий аппетит).

Опорный конспект № 6

Не изм. По Р., Ч, П.

Самый наиболее наименее

Качественные прилагательные могут иметь степени сравнения. Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом. Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку.

Простая сравнительная степень образуется путем прибавления к основе начальной формы суффиксов прилагательных –ее-ей и е, перед которыми происходит чередование согласных. Некоторые прилагательные образуют форму простой сравнительной степени от других основ. Эти прилагательные не изменяются по родам, числам, падежам. В предложении прилагательные в форме составной сравнительной степени обычно бывают сказуемыми и определениями.

Простая форма превосходной степени образуется путем прибавления к основе начальной формы прилагательного суффикса –ейш-айш, перед которым происходит чередование согласных. Прилагательные в такой форме изменяются по родам, числам, падежам; в предложении бывают определениями.

Составная форма превосходной степени представляет собой сочетание слов самый, наиболее, наименее и начальной формы прилагательного. Прилагательные в такой форме также изменяются по родам, числам, падежам, слово наиболее (наименее) не изменяется.

Опорный конспект № 7

Русский язык — национальный язык русского народа. Является одним из наиболее распространённых языков мира — шестым среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным. Является самым распространённым языком в Европе — географически и по числу носителей языка как родного.
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, один из двух государственных языков Белоруссии, один из официальных языков Казахстана, Киргизии и некоторых других стран, один из шести рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций.

Электронные формы учебников и курсов:

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Источники идей и информации (цитаты) для конспектов:

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация выполнена на основе крупноблочного изучения учебного материала по морфологии. Она позволяет шестиклассникам усвоит тему “Имя прилагательное” в системе взаимосвязи морфологических признаков и орфографии.

Имя прилагательное - часть речи Признак предмета Ч., Р. (в ед.ч.), П. М. иметь КРАТ. Ф. Какой? КАКОВ? красив Чей? ____________________________ Окончания проверяй вопросом: Степени сравнения: Сравнительная Превосходная как ОГО ? Как ИМ ? О как ОМ ? как УЮ ? как ОЙ ? Простая: Составная: САМЫЙ +… ЕЕ, ЕЙ, Е, ШЕ НАИБОЛЕЕ +… Длинн ее , Сильн ей , Самый сильный Круч е , Даль ше Наиболее краткий Простая: ЕЙШ, -АЙШ Сильн ейш ий Кратч айш ий Составная: БОЛЕЕ + … Более смелый

Имя прилагательное – часть речи

Признак предмета

Ч., Р. (в ед.ч.), П.

М. иметь КРАТ. Ф.

красив

____________________________

Окончания проверяй вопросом:

Степени сравнения:

Сравнительная

Превосходная

как ОГО ?

Как ИМ ?

О как ОМ ?

как УЮ ?

как ОЙ ?

Длинн ее ,

Сильн ей ,

Самый

сильный

Круч е ,

Даль ше

Наиболее

краткий

Сильн ейш ий

Кратч айш ий

БОЛЕЕ + …

Более смелый

Длинный

Небрежный

негромкий

НЕ с прилагательными

Разряды прилагательных

Не громкий, а тихий

Совсем не узкий

(ЧЕЙ?) лисий

Н, НН в прилагательных Осн . сущ. на –Н + суфф. Н = НН Старин ный НН Суфф. ОНН, ЕНН (ЁНН ) отечеств енн ый, станци онн ый Искл. ВЕТРЕНЫЙ Суфф. ИН топол ин ый Н Суфф. АН, ЯН Песч ан ый, глин ян ый Искл: ОЛОВЯ НН ЫЙ, ДЕРЕВЯ НН ЫЙ, СТЕКЛЯ НН ЫЙ НН, Н в крат. прил. = НН, Н в полных

Н, НН в прилагательных

Осн . сущ.

на –Н + суфф. Н = НН

Старин ный

Суфф. ОНН, ЕНН (ЁНН )

отечеств енн ый, станци онн ый

Искл. ВЕТРЕНЫЙ

Суфф. ИН

топол ин ый

Суфф. АН, ЯН

Песч ан ый, глин ян ый

Искл: ОЛОВЯ НН ЫЙ, ДЕРЕВЯ НН ЫЙ, СТЕКЛЯ НН ЫЙ

Читайте также:

      

  • Конспект урока по теме обобщение по теме деепричастие 7 класс
  •   

  • Красоту нужно уметь замечать узоры на крыльях изо 1 класс конспект урока
  •   

  • Конспект урока лия гераскина в стране невыученных уроков
  •   

  • Конспект урока загадки слов 1 класс перспектива
  •   

  • Конспект на тему холодостойкие стали

Современная система обучения предполагает самостоятельную обработку большого количества материала. В связи с этим студентам, да и школьникам, приходится составлять конспекты не только лекций, но и учебников, монографий и статей. Правильный подход к составлению конспекта помогает не только усвоить знания, но существенно сэкономить время на его написание. Наиболее эффективным в настоящее время считается опорный конспект.

Определение

Конспект – это краткая запись или изложение той или иной информации. Наиболее часто встречаются конспекты лекций, книг или статей. Изложение информации в такой форме представляет собой систематическую, логически связную запись исходного материала.

опорный конспект

Опорный конспект был разработан в 1980-е годы В. Ф. Шаталовым, учителем физики и математики. С тех пор данный метод получил широкое распространение и используется при изучении не только точных, но и гуманитарных наук.

Основное определение гласит: опорный конспект представляет собой определенную систему опорных сигналов, которые включают в себя такие элементы, как рисунки, чертежи, криптограммы, и содержат основную, необходимую для запоминания информацию.

Основные требования к составлению

Составляя опорный конспект, необходимо соблюдать следующие требования:

составление опорного конспекта

  1. Соблюдать полноту изложения информации. Не следует выбрасывать из материала важные, ключевые слова.
  2. Излагать данные лаконично и последовательно.
  3. Структурировать записи. Легкость восприятия информации зависит от того, насколько проста и понятна структура.
  4. Расставлять акценты с помощью различных способов оформления – рамок, шрифтов, цветов, графиков и схем.
  5. Применять сокращения и условные обозначения при записи. Необходимо использовать общепринятые сокращения и обозначения, наиболее сложные выносить на поля с расшифровкой.

План составления

Предлагаем наиболее простую инструкцию. Ее также можно применять для составления конспектов любого вида и типа, исключая карты памяти:

  1. Напишите название темы, по которой составляется конспект.
  2. Ознакомьтесь с материалом и выберите основное.
  3. Определите ключевые слова и понятия, которые отражают суть темы. Выберите подтемы.
  4. Выберите основные условные обозначения, применяемые при написании данного конспекта.
  5. Набросайте черновой вариант конспекта. Иногда достаточно просто зарисовать схему, обозначив на ней структуру будущего плана.
  6. Подумайте, в каком виде легче всего будет организовать данные – в виде блок-схем, плана, диаграмм.
  7. Разделите материал на блоки и оформите в соответствии с выбранными вами способами.
  8. Оформите полученный конспект с помощью цветных маркеров и ручек, подчеркните главное, поставьте знаки вопроса или восклицания возле спорных или важных моментов.
  9. Вынесите на поля основные сокращения и их расшифровку. При необходимости обозначьте вопросы, которые требуют дальнейшей проработки.

подготовка опорных конспектов

Преимущества

Этот метод исключает механическую запись материала, без ее предварительной обработки. Если при обычном конспектировании студент может просто переписывать статью или параграф, по ходу определяя, какую часть законспектировать, а какую пропустить, то составление опорного конспекта предполагает предварительную обработку материала.

Освобождается часть времени, которую ранее студент потратил бы на запись конспекта. Особенно актуально это в том случае, если составление конспектов ведется непосредственно на лекции. Преподаватель может потратить оставшееся после конспектирования время на подробное объяснение материала.

виды опорных конспектов

Быстрота в повторной обработке конспекта. В среднем один опорный конспект может быть прочитан за пять минут. Что уж говорить в ситуации, когда нужно подготовиться к экзамену, который охватывает от 10 до 15 тем. В таком случае студенту понадобится всего час-полтора для повторения всех тем, а не пара ночей.

Студенты учатся анализировать полученные знания, выделять главное и сжимать текст. Подготовка опорных конспектов может пригодиться и в дальнейшем, при написании курсовых, дипломных и магистерских, научно-исследовательских работ.

Использования педагогами

Не только студенты, но и учителя, преподаватели могут использовать конспекты на занятиях. Различные виды опорных конспектов могут существенно упростить подачу материала. К примеру, учитель или лектор может принести на урок составленный заранее конспект по изучаемой теме и раздать по одному экземпляру ученику.

использование опорного конспекта

Далее, по ходу рассмотрения темы, учащиеся следят за изложением материала по конспекту и на уже готовом плане делают свои пометки. К примеру, отмечают важные моменты, ставят знаки вопроса в тех местах, которые лектор, возможно, оставит на самообучение.

По окончании занятия обработанный конспект остается у учащегося и может применяться в дальнейшем при подготовке к практическим и семинарским занятиям, контрольным, экзаменам.

Выводы

Использование опорного конспекта помогает намного быстрее освоить учебный материал, подготовиться к экзамену или контрольной. Составление опорных конспектов также существенно упрощают обработку материала, учит студентов структурировать материал, проявлять творческий подход к обучению.

Использовать их могут и педагоги для обучения. Это поможет сократить время, необходимое для записи лекции, углубить знания учеников по той или иной теме.

В настоящее время в условиях ориентации на
максимум усвоения учебного материала педагоги
усиливают поиски наиболее эффективных приемов
обучения. Важно обеспечить каждому школьнику
базовый уровень подготовки, представляющий
государственный стандарт образования, и создать
благоприятные условия тем, кто проявляет интерес
к обучению на повышенном уровне.

Из существующих форм наглядности на уроках
русского языка наиболее распространенными и
активно применяемыми сегодня являются опорные
конспекты, алгоритмы, схемы
, которые
представляют собой особую организацию
теоретического материала в виде графического
изображения
, зрительно подчеркивающего
соотношение зависимости явлений,
характеризующих определенную языковую проблему
(грамматическую, пунктуационную,
орфографическую). Такое изображение создается в
упрощенно-обобщенном виде. Систематическое,
грамотно применяемое, оно способно придать
сложному многоплановому процессу обучения
определенную цельность, стабильность.
Появляется возможность экономии времени при
работе с обширными комплексами понятий,
возможность дифференциации процесса обучения,
возможность использовать различные виды работ:
индивидуальную, фронтальную, групповую,
возможность обеспечения активной
самостоятельной работы ученика, а как следствие
самореализации ученика (в том числе в
сотрудничестве с учителем и другими учащимися).

Большое значение для успеха этой работы имеет содержание
и оформление
такой схемы-опоры, которая должна
быть системной, емкой по содержанию, краткой,
четкой по оформлению, простой, понятной по
восприятию и воспроизведению. В процессе работы
по опорным конспектам, схемам необходимо
учитывать этапы обучения, степень
подготовленности учащихся к восприятию и
анализу схемы, их способность записать,
проговорить информацию, а позже самостоятельно
ее составить в виде схемы или прочесть
незнакомую запись, расшифровать ее.

Работа по опорным конспектам может проводиться
в течение всех уроков изучения темы, что помогает
более глубокому пониманию и постепенному
запоминанию необходимого теоретического
материала. Постоянная работа по конспектам и
схемам, составление их при непосредственном
участии учащихся приводит к тому, что на
определенном этапе даже слабоуспевающие
учащиеся могут учиться самостоятельно,
пользуясь опорой, логично, связно изложить
лингвистический материал.

Опорная схема, алгоритм в отличие от
конспекта предполагает выделение более узкого
по объему, содержанию теоретического материала,
может служить своеобразным
инструментом-помощником в решении теоретических
задач
.

В конспекте, опорной схеме при помощи условных
сигналов, языковых терминов в определенной
логической последовательности излагается
главная информация по теоретическим блокам всей
темы, разделов лингвистики.

Если теоретический материал группируется в
крупные блоки, то появляется возможность
увеличения подачи теоретического материала на
уроке без перегрузки учащихся. По опорному
конспекту ученики составляют связный рассказ по
теории на лингвистическую тему. Алгоритм
помогает отработать ход рассуждений при
использовании того или иного правила.
Активизируется мыслительная деятельность, идет
развитие логического мышления.

Общеизвестно, что эффективно усваивается то
содержание, которое стало предметом активных
действий. Поэтому особенность приема состоит в
том, что знания могут не только передаваться
детям в готовом виде, а приобретаться ими в
процессе изучения нового материала. В результате
такой работы у детей формируются умения
анализировать, сравнивать, наблюдать и обобщать;
развивается интерес к предмету.

Определенную трудность составляет планирование
материала блоками, разработка и выполнение
опорных конспектов
. Эта система работы требует
от преподавателя достаточно больших временных
затрат при подготовке к уроку, подборе материала,
подборе дополнительной литературы.

Работа проходит следующим образом:

1. Подбор фактического материала.

Материал отбирается из разных источников:
программ, учебников, справочной и методической
литературы, периодических изданий и т.д.

2. Отработка материала.

На этом этапе происходит обобщение содержания,
отбор необходимого материала, отбрасывание
второстепенного. Содержание опорного конспекта,
алгоритма, схемы определяется содержанием
теоретического материала по данной теме.

Определение материала, который дети уже знают;

  • в новом материале выделяется второстепенная и
    главная информация;
  • определение порядка изложения материала,
    примеров, иллюстрирующих материал, перспектив
    заполнения опорного конспекта при последующем
    изложении.

3. Кодирование материала, составление
конспекта, алгоритма, схемы.

В уже систематизированном и сжатом материале
необходимо выделить опорные сигналы,
совокупность которых и составит, например,
опорный конспект по теме. Он будет состоять из
ключевых слов, аббревиатур, компактных записей
определений и формулировок, графических
сигналов, цифрового материала, стрелок, условных
обозначений.

Принципы создания опорного конспекта,
алгоритма, схемы.

1. Опора на сигнал – эквивалент смыслового
значения. Лаконичность: максимум закодированной
информации при минимуме визуальных печатных
знаков.

2. Принцип акцента на основных смысловых
элементах
. Основные смысловые элементы
выделяются различной конфигурацией блоков,
шрифтов, расположением слов, цветовым решением и
т.д. Конспект, алгоритм, схемы должны заострять
внимание на главном.

3. Структурность. Опорные конспекты,
объединяющие несколько тем, содержат обычно от 3
до 5 тематических блоков. Их количество зависит
от объемности темы или раздела, но в любом случае
не должно быть избыточным. Каждый из блоков
представляет собой “микроконспект” по
какой-то подтеме и может быть воспроизведен в
отдельности.

4. Шрифт. Основными требованиями являются
соответствие величины букв возрастным
особенностям детей, ясность, гармония с общим
решением конспекта, алгоритма, схемы.

5. Принцип занимательности. Конспект,
алгоритм, схемы, ориентированные на детскую
аудиторию, должны быть интересны ребенку. Они
должны повышать образность, эмоциональность
восприятия материала. Следует избегать излишней
теоретизированности в передаче материала. Кроме
основного материала, возможно вводить
занимательный материал по орфографии,
пунктуации и т.д.

Примеры использования.

Объяснение нового материала.

Вариант 1.

1-й этап. Введение нового материала
(традиционные формы и методы). Параллельно с
объяснением идет составление опорного
конспекта.

а) Часть опорного конспекта, известная
учащимся, записывается на доске заранее;

б) конспект дополняется новыми понятиями
(записывается цветными мелом: например, зеленым –
новое, синим – примеры);

в) новые понятия учащиеся проговаривают хором,
отчетливо произнося каждый слог и соблюдая
правильное ударение; этот пункт записывается
учащимися в тетрадь;

г) рядом с каждым пунктом на опорном конспекте
указывается номер параграфа и страница, к
которой дети должны обратиться дома. Во время
записи конспекта у детей происходит не только
восприятие, но и осмысление нового.

2-й этап. Повторное объяснение
материала по составленному опорному конспекту. В
местах логических связок, в контрольных моментах
темы скорость речи уменьшается, выделяется
интонацией самое важное. Это позволяет охватить
несколькими фразами большие смысловые части,
дать возможность осмыслить тему целиком.

3-й этап. Ответы на вопросы детей по
отдельным моментам опорного конспекта.

Опорные конспекты в зависимости от содержания,
трудности теоретического материала, знакомого и
нового, могут строиться на одном уроке или
нескольких уроках.

Вариант 2.

На первых уроках изучения новой темы, после
знакомства с параграфом учебника и определения
объема знаний и умений, которые должны получить
учащиеся по теме, разграничения известной и
новой информации, которую необходимо усвоить,
составляем опорный конспект в отдельной
справочной тетради, разбив весь теоретический
материал на смысловые блоки. Теперь учебный
материал прочитывается ребятами еще раз, но уже
внимательно, по блокам, для извлечения главной
информации. Представленная в виде отдельных
условных обозначений, она постепенно заносится в
конспект. Для выразительности изображения мы
используем 3 цвета: зеленый для выделения новой
информации; красный в качестве сигнала
“внимание” – исключение, запомнить; синий –
для иллюстрации примерами, для всех остальных
обозначений.

Таким образом, учащиеся учатся составлять его
постепенно, с учетом закономерностей и
последовательности под руководством учителя.
При этом используются традиционные методы
объяснения материала: работа с учеником, слово
учителя, беседа, наблюдение, словарная работа с
новыми терминами.

После составления конспекта для формирования у
учащихся умения ориентироваться в нем, проверки
правильности и полноты записи в качестве образца
делается первичное озвучивание конспекта
учителем. На дом учащиеся получают задание еще
раз прочитать теоретический материал темы и
разобрать его по конспекту. На следующем уроке
используются различные формы работы с учащимися
по нахождению, восприятию, пониманию,
воспроизведению отдельных блоков и конспекта в
целом. Это беседы по вопросам, терминологический
диктант, блиц-опрос, индивидуальные ответы у
доски, парные взаимоопросы, повторение. Работа по
опорному конспекту включена в уроки по
закреплению темы, ее обобщению и завершается
уроками контроля и работы над ошибками. Такое
построение учебной деятельности учащихся
способствует тому, что ученик многократно, но без
специального заучивания проговаривает
отдельные правила и учится строить связный
рассказ на лингвистическую тему.

Применение опорных конспектов и схем на уроках
русского языка освобождает время для
закрепления новых знаний и развития умений, что
дает возможность увеличить объем практической
работы на уроке. Затраты времени на изучение
нового и составления конспекта уменьшаются, а на
тренировочные работы, закрепление и
систематизацию могут увеличиваться.

Виды домашних заданий с использованием конспекта,
алгоритма, схемы:

  • анализ текста параграфов учебника и
    сопоставление его с опорным конспектом;
  • выявление неясного, непонятного в конспекте и в
    тексте параграфа, запись вопросов к учителю;
  • проговаривание изученного материала вслух
    кому-либо по опорному конспекту;
  • создание самостоятельное опорного конспекта в
    цвете (конспект может быть предложен для
    обсуждения в классе);
  • выполнение практических упражнений с
    использованием опорного конспекта

Памятка “Как работать с опорным конспектом
(алгоритмом, схемой) дома”.

  • Внимательно ознакомься с конспектом. Попробуй
    пересказать его содержание.
  • Подкрепи своими примерами каждое положение
    конспекта.
  • Прочитай материал по учебнику, сопоставь
    написанное в учебнике с конспектом (исправь
    ошибки, если они есть).
  • Рассмотри конспект. Что нужно знать и уметь,
    чтобы не делать ошибок на орфографическое
    правило? Помог ли ответить на этот вопрос
    конспект?
  • Если хочешь, сделай нужные тебе пометки в
    конспекте.
  • Расскажи (вслух) связно теоретический материал
    по опорному конспекту.

Знание опорного конспекта проверяется на
уроке.
Учитель отвечает на вопросы учащихся по
опорному конспекту (кому, что непонятно?). Слабоуспевающим
учащимся для воспроизведения опорного конспекта
могут сначала предлагаться конспекты-тренажеры,
которые представляют собой тот же опорный
конспект, но с пропусками, куда дети должны
вставить нужное понятие.

Учащийся рассказывает по домашнее задание.
Ответ обсуждается детьми либо комментируется
учителем. Оценка выставляется учителем. Дети
проговаривают домашнее задание в парах и
оценивают друг друга (при этом может быть
предложена памятка).

 

Закрепление материала с использованием
опорного конспекта, организация текущего
повторения материала на основе конспекта,
алгоритма, схемы возможно выстроить так:

1) проговаривание отдельных фрагментов, которые
вызвали затруднения у слабых учеников, сильными
учащимися;

2) проговаривание изученного материала в парах
по опорному конспекту;

3) коллективное выполнение языковых упражнений
по вопросам с целью закрепления логики
рассуждения по опорному конспекту.

Использование опорных конспектов, алгоритмов,
схем на уроках русского языка может быть полезно
в том числе и потому, что, как показывает опыт,

  • ученики менее затрудняются в
    ответах-сообщениях на лингвистическую тему;
  • контрольные работы по темам учащиеся выполняют
    более успешно;
  • появляется устойчивый интерес к урокам
    русского языка и литературы;
  • улучшается монологическая речь учащихся (в
    особенности в научном стиле);
  • идет развитие творческой инициативы учащихся;
  • формируются благоприятные
    морально-психологические условия обучения;
  • система построения уроков способствует
    развитию у детей логического мышления,
    наблюдательности, внимания, восприятия, которые
    создают фундамент для прочного овладения
    грамотой.

Литература.

  1. Аркин И.И. Словесность по стрелкам и компасам.
    //Русский язык и литература в средних учебных
    заведениях. УССР. – 1990. – N 12.
  2. Дашко Л.И. Наглядность при изучении русского
    языка в 5-9 классах. – М., Просвещение, 1985.
  3. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании
    русского языка. – М., Просвещение, 1984.
  4. Короткова Т.Г. “Инновации в преподавании
    русского языка и литературы”
  5. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по
    русскому языку. М., Просвещение, 1991.
  6. Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому
    языку.-М., Педагогика, 1992.
  7. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку.
    – М., Просвещение, 1983.
  8. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами
    психолога. – М., Просвещение, 1987.
  9. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. – М.,
    Педагогика, 1988.
  10. Иллюстративный материал (примеры алгоритмов,
    схем, конспектов) создан учителем-автором статьи
    и активно используется в практике.

Максимова Любовь Федоровна

Опорный конспект по русскому языку “Падежные окончания имени  существительного”

Скачать:

Предварительный просмотр:

Падежные окончания имени  существительного

Падежные окончания

Пример

1 скл

Ж.р. М.р.

-а,-я

Р.п.-

-и (-ы)

Или  проверяем по слову ЗЕМЛЯ

И.п Книга,

Р.п. нет книги 

Д.п  дать книге

П.п. о книге 

Д.п,П.п

2 скл

М.р

И.п. Поле

Р.п. поля

Д.п. полю

В.п.поле

Т.п. полем

П.п о поле

С.р

-о,-е

3скл

Ж.р

Ь

И.п Память

 П.п памяти

В сомнительных случаях…

-ия

Армия

ии

Армии 

-ие

Предложение

О предложении

ий

Планетарий

В планетарии

-мя

Имя

и

Имени

Вымя

Вымени

Племя

Племени

Стремя

Стремени

Семя

Семени

Темя

Темени

Бремя

Бремени

Время

Времени

Знамя

Знамени

пламя

Пламени

Путь

Пути

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ по русскому языку

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ по русскому языкуВводные слова, обращенияГлаголИмя существительное. Глагол.ЛексикаМягкий знак.НЕ с любыми частями речиОднородные члены предложенияРазбор простого предложенияПредложен…

  • Мне нравится 

 

Система обучения русскому языку

на основе использования опорных конспектов

В.Ф. Шаталова и Ю.С.Меженко

(выступление учителя Е.В. Каргиной на заседании школьного методического объединения

учителей русского языка и литературы )

В настоящее время в условиях ориентации на максимум усвоения учебного материала педагоги усиливают поиски наиболее эффективных приемов обучения, чтобы обеспечить каждому школьнику базовый уровень подготовки, представляющий Федеральный государственный образовательный стандарт, и создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению на повышенном уровне. Особенно непросто добиться этого в условиях нашей многонациональной школы, где практически в каждом классе есть ученики с различным уровнем подготовки. Однако не следует считать, что мы, учителя микрорайона Трёхгорка, первые, кто сталкивается с подобными трудностями.

Много лет назад мне “посчастливилось” работать с такими учебными группами, в которых были и ребята, способные воспринимать информацию 2-3 курса языкового вуза, и те, которые с трудом понимали русский язык. Именно тогда впервые услышала я о системе В.Ф. Шаталова, чьи идеи показались мне интересными, хотя и довольно спорными. Я решила сначала использовать лишь элементы системы Шаталова, но вскоре убедилась, что наибольших результатов удастся добиться лишь при внедрении всей системы от начала до конца. Результаты были ошеломляющими: из 120 учеников (три класса), в большинстве своём имевших весьма посредственные базовые знания по русскому языку, показали хорошие и отличные знания во время устных экзаменов по теоретическим вопросам языкознания.

В чём же особенность системы В.Ф. Шаталова и его последователя Ю.С.Меженко, почему эта методическая система годится не только для общеобразовательной школы, но и охотно применяется преподаватели колледжей, вузов, военных академий?

Сейчас трудно представить, что законы и правила составления опорных сигналов, разработанные В.Ф.Шаталовым, прежде неведомы были школе. В чем же особенности такого метода обучения? Может быть, в том, что для него нет сильных или слабых учеников, у него все равны, и учитель вызывает у них интерес к учению независимо от уровня их первоначальной подготовки по предмету? Это изначальный принцип, укрепляющий веру учеников В.Ф. Шаталова в успешность обучения. При этом все оказываются в одинаковом положении: более способные с опережением осваивают школьную программу, малоспособные стремятся добиться успеха и не отстают от “отличников”. На таких уроках все ребята работают самостоятельно, они изначально уверены в успехе и поэтому не боятся сложных задач. Опорные конспекты (схематические изображения основных понятий изучаемой темы) позволяют каждому ученику запомнить главное, “сложив” его из частностей – опорных сигналов. Примечательно, что система обучения В.Ф.Шаталова без оговорок нравится его ученикам: они работают творчески, с увлечением, никто не шалит на уроках, дисциплине в классе может позавидовать любой педагог. И сами школьники убедились: учиться «по Шаталову» намного легче и интереснее, чем по старым учебникам. Вместо «двоек» у ребят стали появляться «пятерки», уменьшились прогулы.

На первый взгляд, методика В.Ф. Шаталова проста: он принципиально отказался от традиционного линейного обучения, когда темы объясняются в строгой последовательности одна за другой. А В.Ф. Шаталов начинает обучение с самого сложного, с самого объёмного раздела учебника, и именно вокруг этого центра строил все остальное. Шаталов «минимизировал» учебники, оставив в них лишь самое существенное, и поэтому его книги в несколько раз тоньше классических учебников. В начале урока он объясняет весь материал в целом, сравнивая процесс обучения с рассматриванием живописного полотна. Если разбить картину на кусочки-пазлы и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное представление об изображении. Но именно так преподают в традиционной школе. А если вначале дать «общую картину», то отдельные ее пазлы легко встанут на свои места.

На таких занятиях используется совершенно необычная методика повторения и закрепления полученных знаний: «Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять».

Интересна и выработанная В.Ф. Шаталовым методика контроля знаний: для проверки результатов метода педагог брал самых безнадежных “двоечников”, объясняя это так: «Отличников учить легко. А ты попробуй заинтересовать ребят, на которых все махнули рукой».

В чём же суть методики В.Ф. Шаталова? Можно ли использовать её не целиком (что требует и от учителя, и от родителей, и от администрации школы некоторых усилий), а частично? Массовое “обязательное внедрение” (как обычно это бывает) шаталовской методики в условиях советской школы ярко показало недостатки традиционной системы “все и сразу”. В педагогических коллективах изучался личный педагогический опыт В. Ф. Шаталова, частные приемы и структуры его уроков. Между тем реализация нового дидактического принципа невозможна, если учитель не повышает свой научно-педагогический уровень. Практика показала, что полное понимание сути системы В.Ф. Шаталова наступает только после изучения проблемного способа обучения, организации обучения блоками, научных основ целеполагания урока, педагогических технологий. Всего основных функций опорных схем шесть:

– обобщение и систематизация,

– адаптация,

– ограничения,

– снятие социального барьера,

– оптимизация самостоятельной деятельности.

Понятно, что столь сложное многофункциональное явление требует серьезной научно-практической подготовки учителя.

Общеизвестно, что прочно усваивается только тот материал, который стал предметом активных действий ученика, а не получен извне в готовом виде без усилий для обучающегося. Поэтому особенность системы В.Ф. Шаталова состоит в том, что знания могут не только передаваться детям в готовом виде, а приобретаться ими в процессе изучения нового материала. Один из стержней шаталовской методики – совершенно иной взгляд на принципы дидактики. Сравним её с традиционной системой обучения. На обычном уроке действует следующая взаимосвязь учителя и учеников: учитель объясняет, школьник слушает. Между тем общеизвестно, что информация (знания) воспринимается мозгом человека в виде образов, символов, знаков, кодов. Слово — ассоциативный раздражитель. Поэтому в системе взаимодействия «учитель — ученик» должно быть еще одно звено трансформации слова учителя в форму, максимально адаптированную для восприятия обучающимися. Наиболее оптимальная форма, а потому получившая наибольшее распространение, — опорная схема. Это закодированная в виде знаков, символов, образов, понятий, определений новая информация урока (ее основное содержание, причинно-следственные и ценностно-ориентированные связи), представленная на бланке, выполняющем специфические дидактические задачи. Причем в опорной схеме может выражаться любая новая информация каждого учебного предмета (В.Ф. Шаталов – преподаватель математики). В результате такой работы у детей формируются умения анализировать, сравнивать, наблюдать и обобщать; развивается интерес к предмету.

Прежде чем учителю принять решение о начале работы по шаталовской системе, нужно усвоить, что при всей её внешней простоте эта методика предъявляет высокие требования и к профессиональному уровню педагога, и к системе его ежедневной подготовки к каждому уроку. Учителю необходимо учесть, что все опорные схемы придётся составить самому, воспользоваться чужими не удастся: эффективно применять опорные схемы сможет только тот учитель, который сам их и составляет – ведь закодированное и символическое выражение информации сугубо индивидуально, кодируется материал именно этого урока, объяснения именно этого учителя и учитываются индивидуальные особенности именно этих учащихся – поэтому учителя не понимают и, следовательно, отрицают чужие опорные схемы. Не опорный конспект определяет содержание урока, а, напротив, содержание урока определяет опорный конспект.

Кроме того, предлагаемые учителем опорные сигналы (схемы) предполагают самостоятельную проработку учеником теоретического материала, дополнение его примерами – превращение в индивидуальный, “его личный” опорный конспект. При этом процесс повторения теоретического материала, необходимость заполнения оставленных “пробелов” и проработки учеником самых сложных для его усвоения тем обеспечивает самоконтроль и служит материалом для осуществления взаимоконтроля и тренировки. При этом точность и полнота заполнения опорных сигналов оценивается не только учителем, но и (что очень важно) самим учеником и его сверстниками.

Перед началом работы по методике В.Ф. Шаталова учитель должен знать виды и формы опорных схем (всего их семь), уметь варьировать их; знать и учитывать основные требования к их составлению: составляется в форме бланка с соблюдением определенного объема и с учетом возрастных особенностей учащихся. Важную роль играют цветовая гамма, компоновка материала, выделение основного понятия.

Лично для меня привлекательность методики В.Ф. Шаталова заключается в следующем:

– лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме используемых опорных сигналов – графических знаков);

– структурность (один опорный блок содержит несколько тем. Так, раздел «Морфология» включает в себя подразделы “Самостоятельные части речи” и “Служебные части речи”, но и предоставляет ребятам возможность объединить части речи по принципу “имена” или , раздел «Лексикология» включает информацию о различных лексических группах);

– удобство восприятия и воспроизведения опорных конспектов при очевидной непохожести их между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.);

– занимательность, парадоксальность  опорных конспектов не вызывает у школьникам привыкания;

– цветовое оформление (грамотно оформленный опорный конспект привлекает, заостряет внимание на главном, т.е. воздействует на ученика своим эстетическими и психологическими качествами).

Опорные конспекты, на мой взгляд, не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и способствуют развитию образного и логического мышления учащихся, глубокому и последовательному усвоению материала, повышают их мотивацию к учению, создают условия для закрепления умений и навыков обучающихся, развития их устной речи. Систематическое целенаправленное использование опорных схем на уроках русского языка способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание (а именно эти качества в последнее время благодаря повальному увлечению большинства учеников современными гаджетами постепенно утрачиваются). Немаловажно и то, что в одном альбоме (файловой папке) помещается объем теоретической информации, соразмерный 6-8 учебникам – с 1 по 9 класс.

Распространена ошибка, когда пытаются составить опорные схемы сразу полным блоком и в окончательном виде. Такой подход обычно заканчивается неудачей и порождает у педагога разочарование, в то время как основная задача учителя на этапе подготовки к предстоящему уроку – заранее предвидеть и устранить все предполагаемые объективно непреодолимые препятствия на пути ребячьей мысли, направить поиск по трудным, но доступным дорогам развития логических связей, не дать угаснуть познавательному интересу. Поэтому при составлении опорного конспекта важно соблюдать следующие этапы:

– выделение основного понятия, его характеристик, изучаемых на уроке;

– тщательная проработка словесно-образного и знаково-символического выражения каждого понятия (составление опорных сигналов);

– составление опорных сигналов в их конкретных взаимосвязях;

– составление полного опорного конспекта.

Системность работы В.Ф. Шаталова может быть представлена в виде трёх схем: матрёшки, «ромашки» и концентрических кругов:

«МАТРЁШКА» (идею предложил активнейший «шаталовец» Владимир Сергеевич Петров). Видна только одна матрёшка. Откроешь её – внутри ещё одна… Её откроешь – внутри ещё одна… И так в каждой матрёшке. А все вместе они представляют национальную русскую игрушку. И чем больше матрёшек внутри, тем в целом она богаче.

«РОМАШКА». В центре – пестик цветка, под- система VII (психологический комфорт). Каждый лепесток – отдельная подсистема. На каждом лепестке шесть маленьких пронумерованных овалов. Это значит, что внутри каждой подсистемы работают методические и технологические приёмы других подсистем, что и обеспечивает не изолированное применение тех или иных методических приёмов, а их взаимосвязь. Уберите из Матрёшки одну куклу, оторвите от ромашки один или несколько лепестков – что останется?

Наконец, семь концентрических кругов – ещё одна попытка схематически представить всю систему.

Внимательный учитель сможет увидеть в этих схемах всю психологичесскую, педагогическую, методическую, технологическую взаимосвязь всех элементов методики. И «Ромашка», и «Матрёшка» дают представление о системности нашей работы, о взаимосвязи подсистем, о дидактических и методических подходах к реализации основных идей В. Ф. Шаталова, об этапах вхождения в систему.

Терминология и основные принципы

  • Опорные сигналы – постоянный компонент учебного процесса, средство графической организации учебного материала крупными блоками. Опорные сигналы как технологический инструментарий проверки знания учащихся.

  • Многократное вариативное повторение Крупноблочное изучение теории позволяет высвободить значительное время на организацию постоянного сквозного вариативного мерцающего повторения, обобщения и систематизации знаний от первого до последнего учебного дня. Учёт этой работы позволяет сделать процесс повторения планируемым, комплексным, управляемым. Повторение и систематизация изученного осуществляются на всех уровнях: теоретическом, практическом, творческом.

  • Инспекция и контроль знаний учащихся. Постоянная инспекция и контроль учебных достижений учащихся Работа в этой подсистеме предполагает непрерывную инспекцию учебных достижений учащихся. В этот процесс активно включены все учащиеся. Технология работы обеспечивает минимум временных затрат на проверку знаний всех учащихся по каждой теме в полном её объёме. Постоянная инспекция учебных достижений учащихся построена на основе принципа открытых перспектив: любой ученик может повысить любую оценку за любой вид работы в любое время на протяжении всего учебного года.

Опорный сигнал – средство учебной наглядности; ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; заключающий в себе особым образом закодированную смысловую информацию.

Опорный конспект – «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий идей как взаимосвязанных элементов».

– Опорный конспект помогает ученику увидеть систему знаний, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.

– Опорный конспект является средством крупноблочной графической организации материала.

– Опорный конспект не сужает рамки учебника, а позволяет вы ходить за эти рамки и в перспективно-опережающем плане, и в плане расширения объёма вводимого материала

Виды опорных конспектов

Смысловые содержат кодировку информации, различение микрочастей которой носит смысловой характер.

Вербальные опорные сигналы представляют собой слова, задачей которых является опора для запоминания и последующе го воспроизведения научной информации

Ассоциативные Использование ассоциаций в разработке опорных сигналов – один их важнейших принципов при разработке опорных сигналов. Основной идеей является то, что факт внешней смежности впечатлений сам по себе является достаточным для установления связи между представлениями и для их воспроизведения

Алгоритмический опорный сигнал должен представлять процесс решения научной задачи как последовательное выполнение некоторых простых шагов.

Мнемонические опорные сигналы позволяют повысить интерес к учению, создавая ситуации эмоционального подъёма, образно и ассоциативно воздействуя на память, доступно и просто включая элементы запоминания.

В основе графического опорного сигнала лежит унифицированные международные графические обозначения (математика, физика, химия).

Этапы работы с опорными конспектами

Первый этап – развёрнутое образно-эмоциональное объяснение учителем материала (с возможным появлением некоторых опорных сигналов на классной доске).

Второй этап – сжатое изложение учебного материала по опорному плакату, озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов, основных понятий и логических взаимосвязей между ними.

Третий этап – изучение опорных сигналов, которые каждый ученик воспроизводит под руководством учителя в своём альбоме.

Четвёртый этап – работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях.

Пятый этап – письменное и устное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке.

Шестой этап – постоянное повторение и углубление ранее изученного материала (организация взаимопомощи – «педагогический десант» – не только между одноклассниками, но и между старшими и младшими ребятами).

Работа по опорным конспектам может проводиться в течение всех уроков изучения темы, что помогает более глубокому пониманию и постепенному запоминанию необходимого теоретического материала. Постоянная работа по конспектам и схемам, составление их при непосредственном участии учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже слабоуспевающие учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить лингвистический материал.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Одинцовская СОШ № 17 с УИОП

Е.В. Каргина

4

Добавить комментарий