Как составить опорный конспект урока

Инструкция. Как составить опорный КОНСПЕКТ

      Опорный конспект – это сокращенная символическая запись изучаемого материала, это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы.

     Составить  такую «шпаргалку» – значит  проработать весь необходимый материал, структурировать свои знания, «разложить все по полочкам».

        Опорный конспект должен быть немногословным и предельно сжатым. Каждый символ, слово или знак отражают лишь самое главное. 

        Составление опорного  конспекта – это сжатие полной информации до очень малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с выделением главного.

             Главное условие: краткость, наглядность, минимум текстовой информации. Новые термины целесообразно записывать полностью.

          При составлении опорного конспекта используются

ТРИ ЦВЕТА:                       –  теоретический материал

                                                 –  самое главное

                                                –  примеры

Этапы составления опорного конспекта

– Внимательно прочитайте текст, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста;

– Кратко изложите главные мысли в том порядке, в котором они следуют в тексте;

– Сделайте  черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги;

– Преобразуйте  записи в графические, буквенные, символические сигналы;

-Объедините сигналы в блоки;

-Обособьте  блоки контурами  и графически отобразите связи между ними;

-Выделите значимые элементы цветом (при необходимости).

                    Основные требования к содержанию опорного конспекта:

1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта:

1.  Лаконичность.  ОК должен быть минимальным, чтобы его

 можно было   воспроизвести  за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один  полный лист.

2. Структурность.  Весь материал должен располагаться малыми логическими   блоками,  т.е.  должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или   строчными пробелами.

3. Акцентирование.  Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею ОК выделите  рамками различных  цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по  вертикали, по диагонали).

4. Унификация.  При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе  данного предмета.

5. Автономия.  Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с  остальными, должен выражать законченную мысль,  и аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре,  графическому исполнению, благодаря этому  он  лучше сохранится в памяти. Кроме того,  ОК должен быть  наглядным и понятным.

7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом.

Если ребенок уйдет с урока без единой записи, можно считать, что этот урок прошел зря. Ведь за неделю он будет погребен под тремя десятками других уроков.

Как научить школьника составлять опорный конспект. Урок в пятом классе и не только

Я работаю в школе 25 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.

Основа моей работы – «Линия жизни» В.В. Пасечника. Календарно-тематическое планирование и описание других уроков, включая дистанционные, ищите на главной странице канала.

Какие-то фрагментарные записи на уроках мои ученики вели еще с первых лет моей работы в школе. Но именно их фрагментарность меня и не устраивала. Тут фраза, там рисунок — цельной картины не было.

Мой внутренний учительский мир перевернулся, когда я прочитала серию книг Виктора Федоровича Шаталова, в которых он излагал свое видение школы, руководства школой, организации учебного процесса и ведения школьниками записей.

Вот это последнее стало для меня главным. В.Ф. Шаталов предлагал систему опорных сигналов, из которых выстраивался четкий, внятный, лаконичный и при этом очень емкий конспект.

Для примера предлагаю опорный конспект, приведенный В.Ф. Шаталовым в его книге «Эксперимент продолжается» (1989г.).

Гениальный опорный конспект В.В. Шаталова
Гениальный опорный конспект В.В. Шаталова

В этом конспекте всего 26 символов. На первый взгляд, ничего не ясно. Но если заранее прочитать теорию (прослушать объяснение учителя), то секундный взгляд на конспект позволяет вспомнить, что в 1789 году Александр Васильевич Суворов (его инициалы приведены позади названия реки) одержал победу на реке Рымник.

При этом у самого Суворова было 7 тысяч войска, а у союзников — 18 тысяч, окруженных 100 тысячами турок (о чем свидетельствуют стрелки на конспекте). Победа русского полководца была обеспечена глубоким обходным маневром (снова стрелка).

Прошло уже лет двадцать с тех пор, как я изучила эту тему, но все еще могу воспроизвести основные факты по этому опорному конспекту!

И тогда я с упоением начала составлять свои опорные конспекты и работать по ним в классе. Эти конспекты прошли некий путь эволюции:

  • сначала отдельные схемы на каждый урок с использованием именно сигналов;
  • затем комплексные схемы — все конспекты по теме на одном листе А4;
  • потом словесные опорные конспекты, и снова отдельные по урокам.

Ниже представлен опорный конспект последнего поколения. Такие конспекты открыто лежат на моем сайте, разлетелись по Интернету и фигурируют на разных ресурсах под разным авторством.

Мои опорные конспекты на моем сайте
Мои опорные конспекты на моем сайте

Однако во всех этих конспектах меня не устраивало одно — их в готовом виде выдает учитель. А нужно, чтобы дети сами умели их составлять. И тогда родился урок, который я представляю вашему вниманию.

Называется он «Биология — наука о живой природе», является третьим по счету в моем планировании (о планировании речь идет здесь) и посвящен искусству создания опорных конспектов.

Цель этого урока я ставлю так: каждый ученик имеет представление о том, как коротко и емко законспектировать учебный материал. В качестве самого материала я беру текст параграфа 1 учебника Пасечника В.В.

После небольшого опроса (ссылка на презентацию в конце статьи) по изученному ранее материалу переходим к теме урока. Для создания запроса на содержание урока со стороны учеников использую диалог между персонажами Степой и Профессором. Предлагаю детям сначала самим обсудить, что же может предложить Профессор Степе.

Куда-то пропало местоимение "я" в реплике Профессора...
Куда-то пропало местоимение “я” в реплике Профессора…

Разумеется, дети быстро приходят к идее записей. Коротко обсуждаем плюсы и минусы так называемого студенческого конспекта, состоящего из полных предложений. Приходим к выводу,что он нам не годится.

Работа в группах - моя любимая песня
Работа в группах – моя любимая песня

Записываем в «Научном дневнике» тему урока и учимся составлять опорный конспект, состоящий из отдельных слов, связанных между собой стрелками, которые обозначают взаимосвязи.

Обучение составлению опорных конспектов состоит из трех этапов. На первом я предлагаю ученикам прочитать текст, найти его основные мысли и сформулировать их как можно короче. Работа проводится в группах (здесь мой материал о работе в группах), каждая группа высказывает свои предложения.

Начало работы над опорным конспектом
Начало работы над опорным конспектом

На втором этапе я подаю на экран слова, из которых будет состоять наш опорный конспект. Прежде чем продолжать работу, обсуждаем перечень слов, выясняем, какие из них уже названы, а какие ученики пропустили.

Далее каждая группа называет главное слово, которое будет объединять все записи. Конечно, это слово — биология.

Второй этап работы над составлением опорного конспекта
Второй этап работы над составлением опорного конспекта

На третьем этапе из предложенных слов составляем схему. Вариант такой схемы вы видите на слайде. У меня были заранее заготовлены цветные пометки, которые я расставляю на схеме и обязательно поясняю их значение. Зеленым цветом мы всегда будем закрашивать тему урока. Желтым — так называемый первый круг вопросов.

Исходный вид слайда. Заготовлены слова и цветные рамки для перетаскивания
Исходный вид слайда. Заготовлены слова и цветные рамки для перетаскивания

Добавлю, что все наши конспекты пронумерованы. Например, ОК-5-1. Здесь ОК — означает «опорный конспект», 5 – «пятый класс», 1 — порядковый номер.

Окончательный вид слайда. Слова и цветные рамки на своих местах. Добавлены стрелки
Окончательный вид слайда. Слова и цветные рамки на своих местах. Добавлены стрелки

Приведу также другой вариант составления опорного конспекта — без заготовленных слов, письменно на доске. Такой вариант, на мой взгляд, предпочтительнее, поскольку предполагает изрядную долю экспромта (мало ли какая мысль родится на уроке!). Однако меня подводит почерк. Мелом я пишу красиво, а вот стилусом — никак не получается. Тем более, что доска висит высоко и до ее верхней части я вообще не достаю.

Письмо стилусом на доске в быстром темпе - моя боль...
Письмо стилусом на доске в быстром темпе – моя боль…

Когда опорный конспект составлен, учимся отвечать по нему. Сначала я четко проговариваю ответ сама, не забывая водить указкой по конспекту и акцентировать на стрелках. Потом отвечает какой-либо ученик по желанию.

Если дети сообразительные, урок идет быстро и осталось еще хотя бы 10 минут, можно попросить учеников ответить по конспекту письменно и собрать тетради. В этом случае станет понятно, кто понял, а кто — нет. Отметки за эту работу ставлю только положительные.

Домашнее задание делится на две части. Для всех — читать параграф и проговаривать ОК-5-1. Задание по желанию отмечено зеленой галочкой — составить опорный конспект к параграфу по истории.

Смысл этого задания — показать детям, что мой предмет не единственный, по которому можно конспектировать учебный материал. Почему история — там самые длинные параграфы, поэтому новое умение однозначно пригодится.

Полный флипчарт для работы в программе ActiveInspire или в режиме «Доска» интерактивной панели лежит здесь.

Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.

Современная система обучения предполагает самостоятельную обработку большого количества материала. В связи с этим студентам, да и школьникам, приходится составлять конспекты не только лекций, но и учебников, монографий и статей. Правильный подход к составлению конспекта помогает не только усвоить знания, но существенно сэкономить время на его написание. Наиболее эффективным в настоящее время считается опорный конспект.

Определение

Конспект – это краткая запись или изложение той или иной информации. Наиболее часто встречаются конспекты лекций, книг или статей. Изложение информации в такой форме представляет собой систематическую, логически связную запись исходного материала.

опорный конспект

Опорный конспект был разработан в 1980-е годы В. Ф. Шаталовым, учителем физики и математики. С тех пор данный метод получил широкое распространение и используется при изучении не только точных, но и гуманитарных наук.

Основное определение гласит: опорный конспект представляет собой определенную систему опорных сигналов, которые включают в себя такие элементы, как рисунки, чертежи, криптограммы, и содержат основную, необходимую для запоминания информацию.

Основные требования к составлению

Составляя опорный конспект, необходимо соблюдать следующие требования:

составление опорного конспекта

  1. Соблюдать полноту изложения информации. Не следует выбрасывать из материала важные, ключевые слова.
  2. Излагать данные лаконично и последовательно.
  3. Структурировать записи. Легкость восприятия информации зависит от того, насколько проста и понятна структура.
  4. Расставлять акценты с помощью различных способов оформления – рамок, шрифтов, цветов, графиков и схем.
  5. Применять сокращения и условные обозначения при записи. Необходимо использовать общепринятые сокращения и обозначения, наиболее сложные выносить на поля с расшифровкой.

План составления

Предлагаем наиболее простую инструкцию. Ее также можно применять для составления конспектов любого вида и типа, исключая карты памяти:

  1. Напишите название темы, по которой составляется конспект.
  2. Ознакомьтесь с материалом и выберите основное.
  3. Определите ключевые слова и понятия, которые отражают суть темы. Выберите подтемы.
  4. Выберите основные условные обозначения, применяемые при написании данного конспекта.
  5. Набросайте черновой вариант конспекта. Иногда достаточно просто зарисовать схему, обозначив на ней структуру будущего плана.
  6. Подумайте, в каком виде легче всего будет организовать данные – в виде блок-схем, плана, диаграмм.
  7. Разделите материал на блоки и оформите в соответствии с выбранными вами способами.
  8. Оформите полученный конспект с помощью цветных маркеров и ручек, подчеркните главное, поставьте знаки вопроса или восклицания возле спорных или важных моментов.
  9. Вынесите на поля основные сокращения и их расшифровку. При необходимости обозначьте вопросы, которые требуют дальнейшей проработки.

подготовка опорных конспектов

Преимущества

Этот метод исключает механическую запись материала, без ее предварительной обработки. Если при обычном конспектировании студент может просто переписывать статью или параграф, по ходу определяя, какую часть законспектировать, а какую пропустить, то составление опорного конспекта предполагает предварительную обработку материала.

Освобождается часть времени, которую ранее студент потратил бы на запись конспекта. Особенно актуально это в том случае, если составление конспектов ведется непосредственно на лекции. Преподаватель может потратить оставшееся после конспектирования время на подробное объяснение материала.

виды опорных конспектов

Быстрота в повторной обработке конспекта. В среднем один опорный конспект может быть прочитан за пять минут. Что уж говорить в ситуации, когда нужно подготовиться к экзамену, который охватывает от 10 до 15 тем. В таком случае студенту понадобится всего час-полтора для повторения всех тем, а не пара ночей.

Студенты учатся анализировать полученные знания, выделять главное и сжимать текст. Подготовка опорных конспектов может пригодиться и в дальнейшем, при написании курсовых, дипломных и магистерских, научно-исследовательских работ.

Использования педагогами

Не только студенты, но и учителя, преподаватели могут использовать конспекты на занятиях. Различные виды опорных конспектов могут существенно упростить подачу материала. К примеру, учитель или лектор может принести на урок составленный заранее конспект по изучаемой теме и раздать по одному экземпляру ученику.

использование опорного конспекта

Далее, по ходу рассмотрения темы, учащиеся следят за изложением материала по конспекту и на уже готовом плане делают свои пометки. К примеру, отмечают важные моменты, ставят знаки вопроса в тех местах, которые лектор, возможно, оставит на самообучение.

По окончании занятия обработанный конспект остается у учащегося и может применяться в дальнейшем при подготовке к практическим и семинарским занятиям, контрольным, экзаменам.

Выводы

Использование опорного конспекта помогает намного быстрее освоить учебный материал, подготовиться к экзамену или контрольной. Составление опорных конспектов также существенно упрощают обработку материала, учит студентов структурировать материал, проявлять творческий подход к обучению.

Использовать их могут и педагоги для обучения. Это поможет сократить время, необходимое для записи лекции, углубить знания учеников по той или иной теме.

Мастер – класс

«Составление опорных конспектов».

Цель: познакомить с понятием «опорный конспект», с различными формами его записи.

Оборудование: текст параграфа, карандаши, листы бумаги, инструкции по составлению ОК, мультимедийное обеспечение, дерево успеха, листочки зеленые и желтые.

Ход мастер-класса:

– расшифруйте изображение, что Вы видите на рисунке?

Портрет В.Ф. Шаталова.

-Вы знаете, кто это?

В.Ф. Шаталов проработал в школе 50 лет, создал свою известную на всю страну педагогическую технологию. На протяжении нескольких лет я в своей работе использую его технологию.

Представленная тема не новая, но актуальная. Актуальность обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках.

Схемы связей учителя используют постоянно. Разработанные ныне опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы. 

Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предлагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.

      Опорный конспект – это сокращенная символическая запись изучаемого материала, это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы, а также используются графические приемы повышения мнемонического эффекта.

      Составляя такую «шпаргалку» есть возможность проработать весь необходимый материал, структурировать свои знания, «разложить все по полочкам».

        Опорный конспект должен быть немногословным и предельно сжатым. Каждый символ, слово или знак отражают лишь самое главное.

        Составление опорного  конспекта – это сжатие полной информации до очень малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с выделением главного.

             Главное условие: краткость, наглядность, минимум текстовой информации. Новые термины целесообразно записывать полностью.

Инструкция по составлению опорного конспекта

Этапы составления опорного конспекта

-Внимательно прочитать текст, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста;

-Кратко изложить главные мысли в том порядке, в котором они следуют в тексте;

-Сделать черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги;

-Преобразовать записи в графические, буквенные, символические сигналы;

-Объединить сигналы в блоки;

-Обособить блоки контурами  и графически отобразить связи между ними;

-Выделить значимые элементы цветом (при необходимости).

                               Основные требования к содержанию опорного конспекта:

1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта:

1.  Лаконичность.  ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было 

     воспроизвести  за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один

                               полный лист.

2. Структурность.  Весь материал должен располагаться малыми логическими

     блоками,  т.е.  должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных

             номерами или   строчными пробелами.

3. Акцентирование.  Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную 

     идею ОК выделяют рамками различных  цветов, различным шрифтом, различным

     расположением слов (по  вертикали, по диагонали).

4. Унификация.  При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и

     условные знаки, часто повторяющиеся в курсе  данного предмета

5. Автономия.  Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с

     остальными, должен выражать законченную мысль,  должен быть аккуратно

     оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре,

     графическому исполнению, благодаря чему, он  лучше сохраняется в памяти. Он

    должен быть  наглядным и понятным.

7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом.

Объединение в группы по интересам.

Предложенные тексты и темы 6 класс:

  1. «Горы суши»

  2. «Равнины суши»

  3. «Рельеф океанического дна»

Во время работы в группах показ различных опорных конспектов, виды конспектов.

Представление опорных конспектов.

– Попытайтесь, используя составленные опорные конспекты, воспроизвести материал, но не свой, а других групп.

Рефлексия

Дерево успеха. На листочках зеленого цвета написать, что понравилось и удалось, на желтых, что вызвало затруднение.

Литература:

  1. Гужева Т. А. Структурно-логические схемы на уроках географии// http://festival.1september.ru

  2.  Сопер Поль Л. Основы искусства речи. М., 2012 г.

  3. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. – М.: Педагогика, 1989г.

Основные требования к

составлению опорного конспекта

Цветовая наглядность и

образность, так как она вызывают больший

интерес и эффективность

запоминания материала.

Доступность воспроизведения,

исполнение должно быть выполнено в

простой воспроизводимой от руки на

бумаге, не высокохудожественной манере.

Ассоциативность, изображение

сигналов, позволяющее восстановить

последовательность явлений, процессов,

закономерностей.

Лаконичность, то есть не загружать

конспект опорными знаками, должно быть

300–400 печатных знаков.

Структурность

упорядоченность системы сигналов,

определенный набор и расположение

элементов со связями между ними (45

связок, логических блоков).

Автономность, каждый из четырех

пяти блоков должен быть самостоятельным.

Смысловой акцент (рамки,

отделение одного блока от другого,

оригинальное расположение символов)

позволяет определить значимость каждого

блока, придать опорному конспекту

выразительности.

Унификация печатных знаков,

символов, ввести определенные знаки

символы для обозначения ключевых или

часто повторяющихся слов, явлений

Приложение 2

МБОУ «Средняя общеобразовательная

Городищенская школа с УИОП»

Памятка для обучающихся

КАК СОСТАВИТЬ ОПОРНЫЙ

КОНСПЕКТ

Подготовил:

Учитель географии:

Суслова Светлана Николаевна

Добавить комментарий