Памятка
“Как составить план текста”
Как составить план:
1. Прочитай произведение.
2. Определи идею, то есть главную мысль.
3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
4. Вырази идею в одном предложении.
5. Раздели произведение на части.
6. Озаглавь каждую часть.
7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они
передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.
Виды плана
• Вопросный
• Назывной
• Тезисный
• План – опорная схема
• Комбинированный
Как правильно составить
каждый из них ?
Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».
Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была
большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.
Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась.
Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море –
черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей
звездочек.
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море.
Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи
потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и
выплакивают. ( По Г.Цыферову).
Вопросный план
План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой
– либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы
ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.
При составлении вопросного плана лучше использовать
вопросительные слова ( «как», «сколько», «когда», «почему» и т.д. ), а не
словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ).
Например:
– Кого поймали в море ?
– О чем плакала пойманная черепаха ?
– Почему черепаха плакала на самом деле ?
Тезисный план
План записывают в виде тезисов*.
*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части
текста.
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части
текста. В таком плане много глаголов.
Например :
– В море поймали черепаху.
– Пойманная черепаха все время плачет.
– Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.
Назывной план
План записывают в виде тезисов, в которых не используют
глаголы.
В назывном плане много существительных и прилагательных.
Например :
– Пойманная черепаха.
– Черепашьи слезы.
– Настоящая причина слёз черепахи.
План – опорная схема
Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний,
предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко
восстановить текст.
Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты
ставишь.
Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею
воспользоваться.
Например :
-Черепаха
– Слёзы.
– Соль из воды.
Комбинированный
Такой план может сочетать в себе разные виды планов.
Например :
– Кого поймали в море ?
-Пойманная черепаха все время плачет.
– Настоящая причина слёз черепахи.
План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Виды планов
Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.
Виды планов:
- Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
- Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
- План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
- Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
- Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части:
- Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
- Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
- Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
- Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
- Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.
Как сделать план пересказа
План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:
- Прочитать рассказ.
- Определить его основную тему.
- Выписать имена главных героев.
- Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
- Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
- Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
- Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.
Еще несколько полезных советов для пересказа:
- прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
- убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
- отдельные действия, явления — обобщить;
- чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.
Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:
- Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
- Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
- Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.
Примеры плана
С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.
2 класс
На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:
- Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
- Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
- Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
- Записываем заголовок к каждой части.
- Проверяем себя.
Составляем план по рассказу:
- Утка вышла с утятами на прогулку.
- Путь к озеру, в обход.
- Встреча с мальчишками, они ловят утят.
- Рассказчик пристыдил мальчишек.
- Мальчишки кричат утятам «До свидания!».
3 класс
Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:
- Путешествие Муравьишки с березы.
- Падение и встреча с гусеницей-землемером.
- Путешествие на пауке-Сенокосце.
- Путешествие на жужелице.
- Путешествие на жучке-Блошачке.
- Путешествие на кузнечике.
- Путешествие на водомере.
- Путешествие на майском жуке.
- Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.
4 класс
Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:
- Сторож Вьюшка.
- Потеря подарка.
- Сорока с пыльцой в голове.
- Выскочка без хвоста.
- Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.
Прежде чем приступать к написанию статьи, автору необходимо понять, что именно и в каком порядке он собирается описывать. В этом помогает план текста – изложенные в виде списка и логически структурированные основные мысли статьи.
Давайте разберемся, как составить план текста, поговорим о видах планов и требованиях, которые необходимо соблюдать при их написании.
Зачем нужен план текста?
- План облегчает автору задачу и значительно ускоряет процесс написания текста, избавляет от страха белого листа.
- Закончив одну часть статьи, вам не придется думать, о чем рассказывать дальше – достаточно посмотреть в план и раскрыть следующий пункт.
- План не даст запутаться, отступить от темы, поможет более четко и доступно для читателя сформулировать свои мысли.
- Кроме того, если вы пишете тексты на заказ, после составления плана вы можете согласовать его с заказчиком, дабы тот убедился, что вы правильно поняли свою задачу.
Комьюнити теперь в Телеграм
Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей
Подписаться
Особенности написания плана
Прежде чем приступить к написанию плана текста, внимательно изучите всю найденную информацию по теме, а затем выделите основную идею. Задумайтесь о том, какую задачу должна решать статья, на какой вопрос читателя отвечать. Информация, которая содержит ответ на вопрос, и определит структуру текста.
Собранные для написания текста сведения необходимо разделить на несколько частей, разбить на смысловые блоки, выделить логические категории для удобства восприятия информации.
Поставьте себя на место читателя, обратившегося к вашей статье для решения своей проблемы. Подумайте, какие именно данные будут наиболее важны для него и какие советы могут быть максимально полезны. Теперь опишите все это в виде последовательности пунктов, и ваш план будет готов, а дальше можно приступать к написанию и редактированию материала.
При составлении плана нужно учитывать характер текста. Например, при написании новостей и обзоров в первых пунктах плана нужно отразить самые важные, привлекающие внимание данные, в середине статьи подробно раскрыть изложенные в начале сведения, а в конце расположить обобщение или дополнительную информацию. Тогда как при написании научных статей автор, наоборот, сначала излагает аргументы, ссылается на авторитетные источники и только в конце текста озвучивает основную идею материала.
Виды планов текста
Статья состоит из заголовка, введения, основной части и заключения. Рассмотрим, какие виды планов позволяют структурировать информацию основной части текста.
Назывной план
Назывной план состоит из небольших заголовков, включающих обычно от 2 до 4 слов. Глаголы в таком типе плана не используются, содержание пунктов выражается существительными в именительном падеже и прилагательными. Каждый пункт такого плана состоит из опорных слов и словосочетаний, которые отражают какой-то процесс, явление либо состояние.
Пример назывного плана для данной статьи:
- Назначение плана текста.
- Особенности написания плана.
- Виды планов текста.
- Требования к плану текста.
Вопросный план
Структура плана этого типа основана на вопросах, которые автор задает к каждому смысловому блоку текста. На мой взгляд, это самый простой вариант плана, так как уже в процессе обдумывания темы и сбора материала для статьи вопросы возникают сами собой. Этот вариант идеально подойдет, если вы пишете руководство, инструкцию или обучающую статью. Начинайте вопросительные предложения со слов: как, когда, почему, какой, сколько, кто, каким образом и т. п.
Например, к текущей статье вопросный план может быть таким:
- Зачем нужен план текста?
- В чем заключаются особенности написания плана?
- Какие существуют виды планов текста?
- Как проверить правильность составления плана?
Тезисный план
Тезисный план – это план, состоящий из тезисов, как и назывной, однако здесь обязательно используются глаголы, из-за чего пункты получаются длиннее. Тезис представляет собой основную мысль нескольких абзацев, которая сформулирована в одном предложении. Подлежащее в каждом пункте обозначает тему, а сказуемое раскрывает ее.
На каждую тысячу знаков рекомендует отводить один пункт в тезисном плане. Соответственно, если в статье 5000 знаков, пунктов-тезисов должно быть 5.
Рассмотрим, что такое тезисный план на примере этой статьи:
- Причины, по которым имеет смысл составлять план текста.
- Действия, которые необходимо выполнить в начале написания плана.
- Нюансы, которые необходимо учесть при составлении плана в зависимости от характера текста.
- Виды планов могут быть разными и каждый подходит для определенных типов текста.
- Требования, которым должен соответствовать правильно составленный план.
Опорный план
Опорный план-схема характерен тем, что в качестве его пунктов используются только ключевые мысли, самые значимые слова или отрывки предложений, на которые автор будет опираться при написании текста. План этого типа хорошо подходит для составления текста устного выступления, презентации, а также при написании различных небольших по объему текстов, таких как новости, анонсы, краткие обзоры и т.п.
В опорную схему уместно включить главные факты, цифры, названия предметов, а также имена действующих лиц и цитаты. Каждый пункт данного плана является опорой, вызывающей яркие, детальные картины, которые передают содержание текста. Назначение этого вида плана – систематизация собранного материала и облегчение последующего воспроизведения информации. Пункты в таком плане могут существенно отличаться друг от друга как по структуре, так и по длине.
Пример опорного плана:
- 4 причины целесообразности написания плана текста.
- Какие особенности надо учитывать при написании плана.
- 5 видов планов текста с примерами.
- В каких случаях можно обойтись простым, а когда нужен сложный план.
- Чек-лист проверки правильности составления плана текста.
Смешанный план
Совсем необязательно стремиться к тому, чтобы все пункты плана представляли собой вопросы или являлись тезисами статьи, можно составить план смешанного типа. Например:
- Зачем нужен план текста?
- Особенности написания плана.
- Какие существуют виды планов текста?
- Чек-лист проверки правильности составления плана.
Простые и сложные планы текста
Планы текста по своему типу также можно разделить на простые и сложные. Сложный план отличается большей развернутостью и содержит подпункты. Это необходимо, если статья содержит мысли разного уровня, когда определенная мысль раскрывается посредством нескольких других. Используйте сложные планы с пронумерованными пунктами и подпунктами, оформленными как маркированный список, для длинных серьезных статей со множеством подзаголовков – в этом случае вы не упустите из вида ни одну даже самую мелкую деталь.
В других случаях можно ограничиться составлением простого плана, в котором пункты располагаются последовательно.
Сложный план для данной статьи может выглядеть так:
- Зачем нужен план текста?
- В чем заключаются особенности написания плана?
- С чего начинается составление плана
- Зависимость от характера текста
- Какие существуют виды планов текста?
- Назывной план
- Вопросный план
- Тезисный план
- Опорная схема
- Смешанный тип
- Простые и сложные планы текста
- Как проверить правильность составления плана?
Требования к плану текста
Правильно составленный план текста должен соответствовать ряду требований:
- Во-первых, он должен иметь четкую, логичную структуру, при взгляде на которую сразу должно быть ясно, о чем пойдет речь в статье. Все пункты плана должны быть связаны между собой. При прочтении плана не должно возникать дополнительных вопросов, ход повествования должен быть плавным, а пункты должны подробно раскрывать основной вопрос или задачу текста.
- Следите за тем, чтобы информация в разных пунктах не повторялась – в двух разных пунктах плана не должно описываться одно и то же разными словами.
- Обратите внимание на полноту раскрытия темы – план должен содержать исчерпывающую информацию и отражать все нюансы выбранной тематики.
- В плане не должно быть лишних пунктов. Если по определенной подтеме нечего написать кроме краткой формулировки, объединяйте такие пункты с другими.
- Пункты плана не должны напоминать целые абзацы, их длина не должна превышать 9 слов. Они должны содержать только краткую информацию о том, что вы собираетесь осветить в статье.
- Будьте лаконичны – придерживайтесь небольшого числа пунктов. 5-7 пунктов для простого плана вполне достаточно. Маленькие пункты можно объединять с другими.
Заключение
Итак, мы рассмотрели, что такое план текста, и убедились, что его использование делает работу над статьей намного продуктивнее. При наличии грамотно составленного плана вы напишете текст быстрее и качественнее. План позволяет легко сфокусироваться на теме, в процессе его составления в голове автора вырисовывается четкая картина того, как должен выглядеть готовый текст и на какие вопросы читателя он будет отвечать.
Выбирайте тот тип плана, что наилучшим образом соответствует виду текста, который вам предстоит написать. И помните, что при составлении плана информационной статьи вы не обязаны неукоснительно придерживаться какого-то одного из типов и видов.
Составление плана – один из самых распространенных видов работы с текстом практически на любом уроке. Я расскажу, какие виды планов и для чего можно и нужно использовать при обучении.
Что такое план?
План – это перечень основных смысловых блоков текста.
Зачем нужен план?
Он помогает сохранить структуру и логику текста, уловить все важные факты и мысли, составить конспект и запомнить содержание текста.
Как составить план?
1. Прочитать текст полностью. Понять его тему. Определиться с видом плана.
2. Перечитать текст по частям. Осмыслить каждую микротему.
3. Кратко изложить информацию каждой части в виде пунктов плана.
4. Записать пункты плана в левую часть страницы.
5. В правой части страницы напротив каждого пункта записать дополнительную информацию в виде ключевых слов и словосочетаний, таким образом преобразовав план в конспект. (Последний пункт необязательный).
Традиционные виды планов
Назывной план
Записывается в виде назывных предложений (односоставных предложений, в которых есть только подлежащее). В подобных планах используются только существительные или существительные с прилагательными. Как правило, такой план отражает темы фрагментов текста (о чём рассказывается?).
Тезисный план
Тезис – это коротко сформулированная идея (главная мысль) текста. Составляя такой план, ученики формулируют идею каждой части и записывают в виде двусоставного предложения.
Вопросный план
Такой план записывается в виде вопросов к каждой части (микротеме) текста. Вопросы должны быть составлены так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. Составить вопросный план помогут вопросительные слова: кто, что (и их падежные формы), как, когда, где, куда, сколько, почему, ли.
Это три самых распространенных вида плана, которые могут применяться как в чистом виде, так и в комплексе (комбинированный план). Также все эти планы могут быть простыми и сложными (на этом останавливаться не буду).
Другие виды планов
План – опорная схема
Этот план состоит из опор, то есть из ключевых слов, словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. Опорный план может быть записан в виде списка или схемы. По таким опорам легко восстановить текст.
Понятийный (терминологический) план
Такой вид плана подходит для текстов, изобилующих понятиями (терминами). Ученики составляют план, записывая термины в определенной последовательности. При дальнейшей работе с текстом каждый термин можно раскрыть с помощью определения или ключевых слов.
План в картинках
Такой план с удовольствием будут составлять ученики начальных и 5-6 классов. Кстати, не откажутся и учащиеся более старшего возраста, особенно те, у которых больше развито образное мышление. (Я знаю ученицу, которая до окончания школы все параграфы иллюстрировала и так запоминала их содержание).
Чтобы составить план в картинках, ученики должны в каждой части текста выделить один центральный образ и представить его в виде рисунка (можно схематического). Картинки можно сопровождать словами, но это уже будет комбинированный план.
План с ключевыми словами
Это уже не совсем план, а, скорее, готовый конспект. Ученики озаглавливают части текста, используя назывные предложения, или тезисы, или вопросы, записывают пункты плана слева. Затем в правой части страницы из каждого фрагмента текста выписывается несколько ключевых слов. Можно оформить всё в виде таблицы. Такой план я использую для обучения пересказу объемных текстов и для обучения написанию изложений.
Композиционная кривая
Этот вид плана подходит только для работы с художественными эпическими и драматическими произведениями. Его задача – разложить сюжет произведения на композиционные составляющие: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.
Для этого чертим своеобразный “график”, на котором обозначаем отрезки, соответствующие композиционным частям, и на эти отрезки наносим события и факты из текста.
Хронологический план
Такой вид плана подойдет для текстов, в которых содержится много дат (параграфы по истории, статьи по литературе о биографиях писателей и др.). В этом случае вместо фактов и событий ученики последовательно выписывают даты. После составления такого плана можно продолжить работу и справа от дат записать сами события. Получится всем известная хронологическая таблица.
План с именами собственными
Такие планы подходят для текстов с большим количеством различных собственных наименований (по географии, истории, литературе, МХК). Это могут быть фамилии, имена и отчества, географические названия, наименования учреждений и организаций, названия произведений искусства и проч. Ученики действуют по такому же принципу, как при составлении хронологического плана: последовательно выписывают собственные наименования.
План не ради плана
Составлению всех этих видов планов надо учить детей, чтобы при необходимости использовать один из них для работы с тем или иным текстом. Выбор вида плана зависит от учебной задачи, которую ставит перед учениками учитель при работе с текстом.
Кроме того, надо помнить, что план составляется не ради самого плана. План – это не конечная цель. Это одно из важнейших звеньев цепочки различных видов работы с текстом. Составляя план, дети учатся понимать текст, выделять главное. Но и уже составленный план нужно использовать в дальнейшей работе: при пересказе и ответах на вопросы, для анализа, сравнения информации, при создании творческих работ и т.д.
Другие идеи для ваших уроков на канале “Учительская мастерская”.
По материалам сайта http://www.gramota.ru
Как составить план к тексту?
Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.
Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема.
Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему… и т. д., но не Есть ли…, Пришел ли… и т. п.).
Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).
Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.
Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).
План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
Что такое развернутый и сжатый план текста?
План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.
Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.
Введение – это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.
Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем – новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.
Заключение (выводы) – это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.
План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.
Принципы рубрикации текста
Рубрикация – это:
1) членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой;
2) использование заголовков, нумерации и т. д.
В научном произведении рубрикация должна отражать логику научного исследования.
Простейшей рубрикой является абзац (отступ вправо в начале первой строки каждой части текста); абзац указывает на переход от одной мысли или темы к другой.
Абзацное членение текста может сочетаться с нумерацией – числовым или буквенным обозначением последовательности расположения частей текста.
Наиболее употребимы две системы нумерации.
1. Использование знаков разных типов: римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, отступов.
При таком подходе система обозначения строится по нисходящей:
А… Б… В… – I… II… III… – 1… 2… 3… – 1)… 2)… 3)… – а)… б)… в)…
При этом соблюдается следующий порядок:
а) порядковые номера частей указываются словами (часть первая);
б) номера разделов указываются прописными буквами русского алфавита
(например: раздел А);
в) номера глав – римскими цифрами (глава I);
г) номера параграфов – арабскими цифрами (§ 1).
Например:
Часть первая. Общие положения
Раздел А. Язык и речь
Глава I. Язык
§ 1. Говоря о языке мы подразумеваем: 1)….
2. Использование только арабских цифр в определенных сочетаниях.
При такой системе рубрикации номера самых крупных частей научного произведения состоят из одной цифры, номера составных частей – из двух цифр, третья ступень деления текста – из трех цифр. Например:
1. 2. 3. (1 – номер раздела, 2 – номер главы, 3 – номер параграфа).
Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова часть, раздел, глава, параграф и. т. д.
Важное замечание:
в перечне с прописных букв начинается текст рубрик, оформленных буквами и цифрами с точками: 1. Язык; 2. Речь;
строчные употребляются после рубрик, оформленных цифрами и буквами со скобками: 1) новое и старое; 2) старое и новое.
Третье важное средство рубрикации текста – использование заголовков и подзаголовков. Заглавие – это структурный элемент текста. Оно позволяет в предельно краткой форме отразить тематику научного произведения, нередко и его основную мысль. Заголовок должен соответствовать содержанию, быть кратким, недвузначным и непротиворечивым. Информативный заголовок – это предельно краткий реферат содержания раздела, главы, параграфа.
Рубрикация не представляет собой жесткой схемы, выбор рубрикации зависит от содержания и жанра работы, логики научного исследования, традиций, а также от индивидуальной манеры автора.