Как составить определение понятия по географии

МАСТЕР-КЛАСС

КАК СОСТАВИТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Слайд 1. В связи с переходом на ФГОС каждый учитель пересматривает методику
обучения, пытается найти приемы и средства, позволяющие формировать
универсальные учебные действия (УУД) обучающихся.

Слайд 2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования в
разделе «Требования  к  результатам  освоения основной  образовательной 
программы  основного общего  образования» содержит следующее требование «Метапредметные
результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования должны отражать: … 6) умение  определять  понятия,  создавать 
обобщения, устанавливать аналогии,  классифицировать,  самостоятельно 
выбирать  основания  и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, троить  логическое  рассуждение,  умозаключение 
(индуктивное, дедуктивное и  по  аналогии)  и  делать  выводы; …»

Изучая тот или иной предмет учащиеся нередко заучивают
наизусть многочисленные определения. Всегда ли это необходимо? Гораздо полезнее
научиться самому составлять определения понятий и терминов.

Первый шаг в структурировании содержания учебного
предмета – выделение основных понятий.

Определением (дефиницией) понятия называется
логическая операция, в ходе которой раскрывается содержание понятия путем
перечисления признаков определяемых предметов.

Определение понятий – один из важнейших и
распространенных способов передачи информации в концентрированном виде.

Слайд 3. Во всяком определении выделяют две основные части: а) понятие,
содержание которого раскрывается. Называется определяемым понятием, или
дефиниендумом; б) понятия, которые содержат признаки, присущие определяемым
предметам (понятия определяются, как правило, через другие понятия, содержание
которых уже строго установлено). Эта часть определения называется определяющей,
или дефиниенсом.

Так, в определении «География – это наука о природе
земной поверхности, населения и его хозяйственной деятельности» определяемым,
или дефиниендумом является понятие «география», а определяющей частью, или
дефиниенсом – все остальное, все другие понятия, с помощью которых указываются
признаки географии.

Слайд 4. Я познакомлю вас с тем, как я на своих уроках
формирую умение  определять  понятия. 

Предлагаю учащимся обратиться к хорошо
известному определению понятия «Географическая карта».

Географическая карта – это изображение земной
поверхности на плоскости, в масштабе и с помощью условных знаков.

Затем мы рассматриваем его структуру.

Слайд 5.

Понятие

Географическая карта

=

Что такое?

Изображение земной поверхности

+

1) Какими
признаками этот вид изображения местности отличается от других?

2) Какие
признаки этого изображения существенны (т.е. неизменны)?

– на плоскости;

– в масштабе

– с помощью
условных знаков

Предлагаю рассмотреть структуру еще
нескольких известных определений:

Слайд 6.

Составьте по образцу схемы определения понятий:

1) экватор;

2) параллель.

Слайд 7.

Экватор

=

линия

+

– воображаемая

– проведенная по
поверхности Земли

– на одинаковом
расстоянии от полюсов

Слайд 8.

Параллель

=

линия

+

– воображаемая

– проведенная по
поверхности Земли

– на одинаковом
расстоянии от экватора

Слайд 9.

На схеме изображена структура содержания понятия
«меридиан». Проанализируйте приведенные признаки понятия (т.е. рассмотрите,
какие из указанных признаков необходимы, без каких можно обойтись; все ли
признаки названы см.рис.). Составьте верное определение.

Меридиан

=

линия

+

– воображаемая

– проведенная
через 10°

– между Северным
и Южным полюсами

– показывающая
направление север-юг

Слайд 10.

Верное определение

Меридиан

=

линия

+

– воображаемая

– проведенная по
поверхности Земли

– кратчайшая

– между Северным
и Южным полюсами

А теперь проанализируем проделанную работу. Во-первых, определяя
содержание географических понятий, мы всякий раз находили, частью какого более
широкого по смыслу термина оно является: карта – изображение земной
поверхности…;  меридиан – линия…; экватор – линия… Во-вторых, мы находили,
какими существенными признаками эта часть отличается от других. В-третьих,
делаем вывод: определение понятия можно построить по схеме.

Слайд 11.

ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ
ПОНЯТИЕ

=

ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ПОНЯТИЕ,

т.е. ближайший род

+

ВИДОВЫЕ

ОТЛИЧИЯ,

т.е. существенные признаки определяемого понятия

Слайд 12.

В отношении операции определения понятий
следует соблюдать ряд общих правил и избегать соответствующих ошибок.

Правила и ошибки определения:

а) Определение должно быть точным, ясным, не
содержать двусмысленностей (требование закона тождества). Если обнаруживается
отступление от данного требования, то нужно переформулировать определение,
заменив в нем понятие, приводящее к двусмысленности на другие. Или же через
полную замену имеющейся формулировки новой.

б) Определение не должно быть противоречивым.
Это значит, что в определяющей части не должно встречаться несовместимых между
собой понятий. В противном случае определение становится противоречивым, что не
позволяет использовать его в строгих рассуждениях.

в) Определение должно быть соразмерным (сравни
с правилом соразмерности для деления понятий). Это значит, что объем
определяющего понятия в точности должен совпадать с объемом определяемого
понятия. Основные ошибки, связанные с этим правилом, называются «слишком
широким определением», когда в определяющей части указывается такое количество
признаков, что они выделяют предметную область, более широкую, чем объем
определяемого понятия.

Ошибка «слишком узкое определение» имеет место
тогда, когда в определяющей части присутствуют признаки, выделяющие лишь часть
объема определяемого понятия.

г) Определение не должно содержать круга. Это
значит, что среди понятий, которые используются в определяющей части, не должно
быть определяемого понятия. Простейшим случаем соответствующей ошибки – «круг в
определении» – является тавтология, то есть простое повторение того, что уже
содержится в имени определяемого понятия («масло масляное», как говорят в обиходе).

д) Определение не должно быть отрицательным. В
определяющей части не следует использоваться понятия, которые указывают на
отсутствие какого-либо признака у определяемых предметов (отрицательные
понятия).

е) В определении, как строгой логической операции,
нельзя использовать художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения и
т.д.), выражения в переносном значении и т.п., Например: «Лев – царь зверей».

Слайд 13.

Завершить работу хочется словами Льва Николаевича
Толстого «Знания – это только тогда знания, когда они приобретены усилиями
твоего мозга, а не твоей памятью».

  • Главная
  • Разное
  • Образование
  • Спорт
  • Естествознание
  • Природоведение
  • Религиоведение
  • Французский язык
  • Черчение
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика

Презентация, доклад на тему КАК СОСТАВИТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Содержание

  • 1.

    КАК СОСТАВИТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

  • 2.

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАПИЯ

  • 3.

    География – это наука о природе земной

  • 4.

    Как составить определение понятия?

  • 5.

    Слайд 5

  • 6.

    Составьте по образцу схемы определения понятий: экватор; параллель.

  • 7.

    Слайд 7

  • 8.

    Слайд 8

  • 9.

    На схеме изображена структура содержания понятия «меридиан».

  • 10.

    Слайд 10

  • 11.

    Слайд 11

  • 12.

    Правила и ошибки определения 1) Определение должно

  • 13.

    Знания – это только тогда знания,

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАПИЯ II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: … 6) умение определять понятия, создавать

Слайд 1Как составить
определение понятия
Пенькова Е.В.,
учитель географии
МБОУ СОШ №6 г.Ливны

Как составить  определение понятияПенькова Е.В.,учитель географииМБОУ СОШ №6 г.Ливны


Слайд 2
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАПИЯ
II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ

ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
… 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; …

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАПИЯ II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО


Слайд 3География – это наука о природе земной поверхности, населения и его

хозяйственной деятельности

«География» – дефиниендум

«это наука о природе земной поверхности, населении и его хозяйственной деятельности» – дефиниенс

География – это наука о природе земной поверхности, населения и его хозяйственной деятельности «География» – дефиниендум«это наука


Слайд 4Как составить
определение понятия?

Как составить  определение понятия?


Слайд 6Составьте по образцу схемы определения понятий:
экватор;
параллель.

Составьте по образцу схемы определения понятий: экватор; параллель.


Слайд 9На схеме изображена структура содержания понятия «меридиан». Проанализируйте приведенные признаки понятия

(т.е. рассмотрите, какие из указанных признаков необходимы, без каких можно обойтись; все ли признаки названы см.рис.). Составьте верное определение.

На схеме изображена структура содержания понятия «меридиан». Проанализируйте приведенные признаки понятия (т.е. рассмотрите, какие из указанных признаков


Слайд 12Правила и ошибки определения

1) Определение должно быть точным, ясным, не содержать

двусмысленностей (требование закона тождества).
2) Определение не должно быть противоречивым.
3) Определение должно быть соразмерным (сравни с правилом соразмерности для деления понятий).
4) Определение не должно содержать круга.
5) Определение не должно быть отрицательным.
6) В определении нельзя использовать художественные средства, выражения в переносном значении и т.п.

Правила и ошибки определения 1) Определение должно быть точным, ясным, не содержать двусмысленностей (требование закона тождества). 2)


Слайд 13 Знания – это только тогда знания, когда они приобретены усилиями

твоего мозга, а не твоей памятью.
Л.Н. Толстой

Знания – это только тогда знания, когда они приобретены усилиями твоего мозга, а не твоей памятью.Л.Н.


Географические термины


Географические термины

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 379.

Обновлено 9 Февраля, 2022

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 379.

Обновлено 9 Февраля, 2022

Школьники с 5 класса начинают изучать новый предмет — географию. Как любая дисциплина, она имеет свой предмет исследования — природу. Начиная с азов, наука пестрит терминами, понятиями и определениями. На первый взгляд может показаться, что терминов по географии очень много. Знание понятий, терминов и определений обязательно. Только усвоив их, ученик может разговаривать правильным географическим языком.

Термины и определения

Разные темы содержат свои географические термины и определения по географии. Их примеры приведены ниже.

У любого термина есть всего одно определение.

Первый термин — география. Это наука, которая занимается изучением природы, населения и хозяйственной деятельности населения.

Чтобы работать с картой, необходим ряд определений. Экватором называют условную линию, проведённую на равном расстоянии от полюсов. Параллели — это условные линии, проведённые параллельно экватору. Меридианы — условные линии, которые соединяют два полюса.

План местности

Рис. 1. План местности.

Планом местности считают чертёж небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде с помощью условных знаков. Карта — сильно уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

Величину, показывающую во сколько раз расстояние на плане или карте уменьшено по сравнению с расстоянием на местности, называют масштабом.

Важно уметь ориентироваться, определять своё местонахождение по отношению к сторонам горизонта. Угол, расположенный между направлением на север и на предмет, называют азимутом.

Относительной высотой называют превышение одной точки над другой. Высота точки относительно уровня моря — абсолютная высота.

Географической широтой считают расстояние от экватора до заданной точки в градусах. Расстояние от нулевого меридиана до заданной точки, выраженное в градусах, называют географической долготой.

Ряд терминов включены в тему «Литосфера». Это твёрдая оболочка земли. Вещества, слагающие земную кору, называют горными породами. Все неровности земной поверхности образуют рельеф.

Равнины

Рис. 2. Равнины.

Горами называют обширные участки земной поверхности, высоко приподнятые и расчленённые, с большими перепадами высот. Обширные выровненные участки с небольшими перепадами высот образуют равнины.

Резкие внутренние толчки и колебания земной поверхности называют землетрясениями. Конусообразные горы с кратером наверху, склоны которых образовала застывшая лава, называют вулканами.

Вулкан

Рис. 3. Вулкан.

Выветриванием называют разрушение и изменение горных пород.

Исходя из представленных определений, становится понятно, что такое термины. Это название объекта или явления.

Понятия

Кроме терминов и определений, которые нужно знать, есть много понятий.

Определений у понятий может быть несколько.

Важно понять смысл и правильно его передать словами. В качестве примера можно назвать Вселенную, Млечный путь, Солнечную систему.

Заключение

Что мы узнали?

В географии, как в любой другой науке, своя терминология. Выделяют понятия, определения и термины. Понятия относят к познанию окружающего мира. Термины относят к классификации. Понятия и термины имеют определения. У понятия их может быть много, у термина — одно.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Август Мандаринский

    5/5

Оценка доклада

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 379.


А какая ваша оценка?

Краткий словарь географических понятий и терминов

Абсолютная высота
– высота
любой точки земной поверхности над
уровнем океана.

Азимут – угол
между направлением на север и направлением
на данный предмет.

Айсберги, ледяные
горы

большие обломки материковых ледников,
которые плавают в океане.

Артезианские
воды

напорные межпластовые воды.

Архипелаг
– группа островов в океане или море,
имеющих одинаковое происхождение и
расположенных недалеко друг от друга.

Атолл
– коралловый остров кольцеобразной
формы с расположенным внутри него
мелководным бассейном.

Бассейн реки,
речной бассейн

территория, с которой река собирает
воду.

Бессточные озера
озера, не
имеющие речного стока. Из таких озер не
берут начало реки.

Внутренние моря
– моря, которые глубоко врезаются в
сушу; соединяются с океаном или прилегающим
морем проливами.

Водопад
падение воды с уступа, созданного в
русле реки.

Водораздел
– граница между бассейнами рек.

Водохранилища
искусственные
озера на реках, созданные путем
строительства плотины.

Воды суши
– это воды рек, озер, болот, ледников и
воды в верхней части земной коры.
Подразделяются на поверхностные и
подземные.

Возвышенности
– равнинные участки суши, которые
располагаются на абсолютных высотах
от 200 до 500 м.

Впадины
– замкнутые участки суши, расположенные
ниже уровня моря.

Вулканизм
– совокупность процессов, связанных с
внедрением магмы в толщу земной коры
или ее выходом на земную поверхность.

Вулканические
озера, кратерные озера

– озера в кратерах вулканов.

Вулканы
горы, которые образуются при поднятии
из недр Земли и извержении на ее
поверхности магмы и других вулканических
продуктов.

Выветривание
механическое и химическое изменение
горных пород на земной поверхности или
вблизи ее под влиянием колебаний
температуры, воздуха, воды и организмов.
Бывает физическим, химическим и
биологическим.

Гейзер
периодически фонтанирующий горячий
источник.

Географическая
долгота

расстояние в градусах от начального
меридиана на запад или восток до данной
точки. Бывает западный и восточный.

Географическая
карта

уменьшенное, обобщенное изображение
земной поверхности на плоскости с
помощью условных знаков.

Географическая
широта

расстояние в градусах от экватора на
север или на юг до какой-либо точки.
Бывает северной и южной.

Географические
полюса

точки пересечения воображаемой земной
оси с поверхностью земного шара.

География
– наука о природных условиях земной
поверхности (физическая география),
населении Земли и его хозяйственной
деятельности (экономическая география).

Гидросфера
– водная оболочка Земли. Основными ее
составными частями являются Мировой
океан и воды суши.

Глубоководные
желоба

длинные узкие понижения дна океана с
глубинами свыше 6000 м.

Горизонтали
– линии на карте, которые соединяют
точки с одинаковой абсолютной высотой.

Горная страна,
горы

обширный участок земной поверхности,
который поднят над уровнем моря выше
500 м и характеризуется значительными и
резкими колебаниями высот на сравнительно
коротких расстояниях. По абсолютной
высоте различают низкие, средние и
высокие горы.

Горные ледники
– ледники
в горах; имеют разнообразную форму.

Горные породы
– природные минеральные образования,
из которых слагается земная кора. Бывают
магматическими, осадочными и
метаморфическими.

Горные реки
– реки горных стран с узкими скалистыми
долинами и быстрым течением.

Градусная сетка
– сетка параллелей и меридианов на
глобусе и карте.

Грунтовые воды
– подземные воды первого от поверхности
постоянного водоносного горизонта,
которые не перекрыты сверху сплошным
водонепроницаемым пластом.

Дельта
– устье реки в виде треугольника. Обычно
образуется на мелководных участках
моря или озера при впадении реки, которая
несет большое количество наносов.

Долинные горные
ледники

ледники в
горах, имеющие форму в виде ледяных
потоков, движущихся от областей питания
по горным долинам вниз.

Жерло вулкана
– канал, через который магма извергается
на поверхность Земли.

Загрязнение
окружающей среды

– изменение свойств окружающей среды
в результате антропогенного (созданного
человеком) поступления различных
веществ.

Залив
– часть океана или моря, вдающаяся в
сушу, но имеющая свободный обмен водой
с остальной частью водного пространства
и слабо отличающаяся от нее по природным
условиям.

Запрудные озера,
платинные озера

– озера, возникшие в результате
перекрытия, запруды, загромождения
долины горным обвалом, лавовым потоком,
ледником или его отложениями.

Землетрясения
– резкие подземные толчки и колебания
земной поверхности.

Земная кора
– верхняя твердая каменная оболочка
Земли.

Изобаты
– линии на карте, которые соединяют
точки одинаковых глубин дна океанов,
морей и озер.

Искусственные
озера

озера, созданные человеком (пруды,
водохранилища).

Исток реки
– место начала реки.

Источник, родник,
ключ

естественный выход на земную поверхность
подземных вод.

Карст
совокупность процессов, связанных с
растворением поверхностными и подземными
водами горных пород.

Карстовые озера
– озера, возникшие в результате
растворения водой известняков, гипсов,
доломитов.

Колебательные
движения земной коры

– медленные поднятия и опускания земной
коры.

Кратер
чашеобразное углубление на вершине
вулкана или на его склоне, через которое
извергаются вулканические продукты
(магма, газы и др.).

Лава
магма, которая вылилась на земную
поверхность.

Легенда карты
– совокупность использованных на карте
условных обозначений с пояснениями.

Ледник
естественное скопление льда на земной
поверхности, обладающее самостоятельным
движением.

Ледниковые озера
– озера, образованные ледниками.

Литосфера
–верхняя оболочка Земли, охватывающая
земную кору и верхнюю часть мантии.

Ложе океана
– собственно океаническое дно с земной
корой океанического типа.

Магма
– расплавленная огненная масса, которая
насыщена парами воды и газами. Образуется
в недрах Земли.

Мантия Земли –
земная
оболочка, расположенная между земной
корой и ядром Земли.

Масштаб
– отношение длины линии на чертеже,
плане или карте к длине соответствующей
линии на местности.

Материки,
континенты

– крупные участки суши, окруженные со
всех или почти со всех сторон океанами
и морями.

Материковая
отмель, шельф

– подводная слабонаклоненная мелководная
равнина до глубины 200 метров.

Материковый
склон

часть дна Мирового океана, расположенная
между шельфом и ложем океана на глубине
от 200 до 2500–3000 м.

Межень
– период с наиболее низким устойчивым
уровнем воды в реке. Бывает летней и
зимней.

Межпластовые
воды

подземные воды, которые залегают между
водоупорными пластами.

Меридианы
– линии на глобусе и картах, условно
проведенные на поверхности Земли и
соединяющие полюса.

Мировой океан
– все водное пространство земного
шара вне суши.

Мониторинг –
наблюдение и контроль за состоянием
природной среды, ее отдельных компонентов
и их изменением человеком.

Море
– часть океана, обособленная сушей и
подводными поднятиями от остальной
части водного пространства океана и
имеющая свои природные условия.

Морена
твердый обломочный материал, который
переносится и отлагается ледником.

Морские
течения, океанические течения

горизонтальное перемещение водных масс
в океанах и морях в виде огромных потоков,
которые движутся по определенным путям.

Наводнение
– затопление водой местности,
расположенной в речной долине выше
поймы.

Нагорье
– большая по площади часть горной
страны, которая включает как горные
хребты, так и участки плоскогорий.

Низменность
– равнина с абсолютной высотой до 200 м.

Овраги
– глубокие рытвины (рвы) с крутыми
склонами, образованные временными
водными потоками – ливневыми и талыми
водами.

Озеро– естественное замкнутое углубление
суши, заполненное водой. Различаются
по происхождению озерных котловин,
проточности и солености.

Океаны
– крупные части Мирового океана,
обособленные материками.

Окраинные моря
– моря, которые неглубоко врезаются в
сушу, широко связаны с океаном и отделены
от него островами, полуостровами и
подводными поднятиями.

Оползни
– сдвиги, сползания вниз масс горных
пород на крутых склонах под влиянием
силы тяжести.

Ориентирование
на местности

– определение своего положения по
отношению к сторонам горизонта и местным
предметам.

Острова
– небольшие, по сравнению с материками,
участки суши, со всех сторон окруженные
водой. По происхождению бывают
материковыми, вулканическими и
коралловыми.

Отметки высот и
глубин

цифры на картах и планах местности,
показывающие абсолютные высоты суши и
глубины океанов, морей, озер.

Относительная
высота –
превышение
одной точки земной поверхности над
другой.

Паводок
– быстрый, но кратковременный подъем
уровня воды в реке.

Параллели
линии, условно проведенные на поверхности
Земли параллельно экватору.

Перекаты
– мелководные участки русла реки.

Перешеек
– относительно узкая полоса суши в
водном пространстве. Соединяет различные
участки суши.

Питание рек
– поступление воды в реки. Различают
дождевое, ледниковое, подземное и
смешанное питание рек.

План местности
– уменьшенное условное изображение
небольшого участка земной поверхности
на чертеже, сделанное в определенном
масштабе.

Плесы
– более глубокие части русла реки между
более мелководными.

Плоскогорье –
крупный
равнинный участок суши с абсолютной
высотой свыше 500 м.

Поверхностные
воды
– воды,
переносимые ручьями и реками,
сосредоточенные в озерах, водохранилищах,
болотах и ледниках.

Подводная окраина
материков

– часть дна океанов, что включает
материковую отмель и склон.

Подземные воды
– воды, находящиеся в порах, пустотах
и трещинах горных пород в верхней части
земной коры (до глубины 12-16 км).

Пойма
– пониженная часть речной долины,
затапливаемая водой в половодье.

Покровные ледники,
материковые ледники

– ледники в виде куполов или щитов,
покрывающие поверхность суши, независимо
от рельефа.

Полезные
ископаемые, минеральные ресурсы

– природные минеральные образования
в земной коре, которые добываются и
используются человеком.

Половодье
высокий и продолжительный подъем уровня
воды в реке, сопровождаемый затоплением
поймы.

Полыньи
незамерзающие участки реки зимой.

Полуостров –
участок суши, вдающийся в водное
пространство, с трех сторон окруженный
водой.

Пороги
– мелководные каменистые или скалистые
участки в русле реки с быстрым течением.
Образуются в результате выхода твердых
горных пород.

Пресные озера
– озера, содержание растворенных солей
в которых менее 1г на литр воды.

Приливы и отливы
– периодические подъемы и спады уровня
воды в океанах и морях. Вызываются силами
притяжения Луны и Солнца.

Пролив
– относительно узкое водное пространство,
разделяющее участки суши и соединяющее
отдельные части Мирового океана.

Пруд
небольшое искусственное озеро в долине
речки, оврага, балки и в других понижениях
рельефа, которое образовалось путем
строительства плотины или выкапывания
котлована.

Равнины
крупные участки суши и океанического
дна со сравнительно малыми колебаниями
относительных высот. По характеру
поверхности бывают плоскими и холмистыми,
по абсолютной высоте представлены
низменностями, возвышенностями и
плоскогорьями.

Равнинные реки
– реки равнины с широкими речными
долинами и плавным, спокойным течением.

Режим реки –
изменение состояния реки во времени
(изменение уровня воды, скорости течения,
температуры воды и т.д.). Обычно выделяются
половодье, межень, паводки.

Река
– природный водный поток, который течет
постоянно по одному и тому же месту.

Рекультивация
земель – восстановление земель,
нарушенных хозяйственной деятельностью
человека.

Рельеф
– совокупность неровностей земной
поверхности.

Речная долина
– продольно вытянутое понижение от
истоков к устью, созданное или измененное
рекой.

Речная система
– река вместе со своими притоками.

Речные равнины
– равнины, образованные речными
отложениями.

Русло реки
– углубление в речной долине, по которому
текут воды реки .

Снеговая граница
(линия)

абсолютная высота выше которой выпадение
снега превышает его таяние. Снег
накапливается и преобразуется в лед.
На снеговой границе снега выпадает
столько, сколько его может растаять.

Соленость воды
– общее количество всех солей в граммах,
содержащихся в 1 л. Или 1 кг воды.

Соленые озера,
минеральные озера

– озера с содержанием более 24г
растворенных веществ в литре воды.

Солоноватые
озера

озера, в которых содержание растворенных
солей от 1 до 24г в литре воды.

Срединно-океанические
хребты

мощные горные сооружения на дне Мирового
океана с вулканизмом и землетрясениями.

Старицы
– озера в старых руслах рек, обычно
серповидной формы.

Сточные озера
– озера, имеющие речной сток. Из них
берут начало реки.

Тектонические
озера

озера, образовавшиеся в результате
движений земной коры, ее опускания по
трещинам или прогибам.

Террикон –
конусообразный отвал пустой породы
около горных выработок (например,
угольный шахт).

Устье реки
– место впадения реки в другую реку,
озеро или море.

Ущелье
– узкая и глубокая горная долина с
крутыми склонами.

Цунами
– большие морские волны, которые
возникают в результате мощных подводных
землетрясений, иногда – подводных
извержений вулканов.

Части света
– материки или их части и расположенные
вблизи острова.

Шкала высот и
глубин –
цветная
шкала на физических картах и глобусах,
с помощью которой определяют высоты и
глубины.

Экватор – линия
на глобусе и картах, условно проведенная
на поверхности земного шара на одинаковом
расстоянии от географических полюсов.

Ядро Земли
– центральная часть Земли, расположенная
ниже мантии.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

…………….

$1

$2

$3

$4

$5

$6

$7

$8

$9

$10

$11

$12

$13

$14

$15

$16

$17

$18

$19

$20

$21

$22

$23

$24

$25

$26

$27

$28

$29

$30

$31

$32

$33

$34

$35

$36

$37

$38

$39

$40

$41

$42

$43

$44

$45

$46

$47

Что
изучает география

Изучение
земной поверхности в древности и в
средние века

Эпоха
Великих географических открытий.
География Нового времени

Современная
география

Раздел
1. Изображение поверхности Земли на
плане

местности,
глобусе и карте

Тема
1. План местности

Ориентирование
на местности

Измерение
расстояний на местности

План
местности

Масштабы
планов местности

Составление
схематического плана участка местности

Абсолютная
и относительная высоты

Изображение
рельефа горизонталями

Тема
2. Географическая карта

Особенности
изображения Земли на глобусе

Географическая
карта

Параллели
и меридианы. Градусная сетка

Географические
координаты

Отличие
плана местности от географической
карты. Значение карт.

Обобщающее
повторение по разделу «Изображение
поверхности Земли на плане местности,
глобусе и карте»

Раздел
2. Природные условия земной поверхности.

Тема
3. Литосфера и рельеф Земли

Внутреннее
строение Земли

Породы,
слагающие земную кору.

Медленные
вертикальные и горизонтальные движения
земной коры

Землетрясения
как кратковременные движения земной
коры

Вулканы

Горы,
горные страны и нагорья

Равнины

Охрана
земных недр и поверхность суши

Обобщающее
повторение по теме «Литосфера и рельеф
Земли»

Тема
4. Гидросфера. Мировой океан.

Понятие
о гидросфере

Суша
в мировом океане. Материки.

Острова
и полуострова.

Моря,
заливы, проливы.

Рельеф
дна Мирового океана

Соленость
и температура вод Мирового океана

Волны
в океанах и морях

Океанические
течения и приливные явления

Растительный
и животный мир океанов и морей

Значение
Мирового океана в жизни людей. Охрана
океанских вод

Изучение
Мирового океана

Тема5.
Воды суши

Подземные
воды. Источники

Реки

Характер
течения рек

Питание
и режим рек

Работа
текучих вод

Озера

Сточные
и бессточные озера, пресные и соленые
озера

Ледники

Охрана
вод суши

Обобщающее
повторение по теме «Воды суши»

ПРИЛОЖЕНИЯ

………….………………………………………….

……………

……………………………………………………………………………………………

…………….

…………………………………………………………………

……………

………………………………………

……………………………………………………………………………….

…………….

…………….

……………………………………………………………………………………………………………………….

…………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………….

……………………………………….

……………………………………………………..

……………..

…………….

.

5

8

12

16

21

25

29

32

36

40

42

44

47

53

57

60

62

65

68

73

78

83

88

94

98

101

104

110

114

118

121

125

130

133

136

141

146

148

153

156

159

163

167

169

171

176

182

185

Географические термины и понятия (Словарь)

Страница 1 из 4

Справочный материал содержит список основных географических терминов и понятий. Словарь по географии будет полезен школьникам старших классов и студентам при подготовке к экзаменам, тестам, ЕГЭ

Основные географические термины и понятия, словарь

А

Авторегуляция в природе (сяморегупяция) — это система взаимодействий в природе основанная на прямых и обратных связях и ведущая к динамическому равновесию или самоорганизацииции и саморазвитию ландшафта (способность природной системы к восстановлению после антропогенного или какого-либо прочего воздействия).

Агломерация — групповая форма городов, образуется путем слияния близко расположенных городов или вовлечения близлежащих местностей в более крупные города (такие образования называют городскими агломерациями).

Агроландшафт — это антропогенный ландшафт, естественная растительность которого полностью или на большей части заменена агроценозами.

Азимут — угол между направлением на север и направлением на какой-либо предмет на местности; исчисляется в градусах от 0 до 360° по направлению движения часовой стрелки.

Азональность — распространение природного явления вне связи с зональными особенностями территории. Азональность одна из главных физико­географических закономерностей, определяющая основные черты природы регионов.

Айсберг — это очень большой ледяной массив, сползающий в воды океана с континента, острова, или откалывающийся от берегов.

Акватория — этот географический термин означает водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или воображаемыми (условными) границами. Как правило, акватория рассматривается как объемное образование, включающее водную толщу до дна водоема.

Акультурный ландшафт — противоположный культурному ландшафту: нерационально измененная человеком природная геосистема (ландшафт), частично или полностью утратившая первозданное состояние, полезные исходные свойства, деградировавшая как среда обитания всего живого.

Антициклон — область повышенного давления воздуха в атмосфере. Ареал – область распространения какого-либо явления или группы живых организмов.

Антропогенный ландшафт (геосистема) — это природный ландшафт, частично или полностью измененный прямым или опосредованным воздействием человека.

Ареал (площадь, участок) — область распространения на суше или море, в пределах которой наблюдается данное явление; географическое место точек — множество хорологически смежных точек на земной поверхности, обладающих одним и тем же признаком; область распространения: 1) систематической группы живых организмов (вида, рода и так далее); 2) определенного типа сообществ; 3) сходных условий; 4) сходных объектов (населенных мест и тому подобное).

Атмосфера — одна из сфер географической оболочки, внешняя газообразная оболочкаЗемли, принимающая участие в ее суточном и годовом вращении.

Атмосферный осадки — атмосферные явления, связанные с присутствием в атмосфере воды в жидком или твёрдом состоянии, выпадающей из облаков или осаждающейся из воздуха на земную поверхность и какие-либо предметы.

Атолл — коралловый остров в форме кольца.

Архипелаг — это скопление островов. Например, Малайский архипелаг.

Б

Балансовые методы — это группа расчетных методов для анализа, прогнозирования и планирования развития динамических систем с установившимися потоками ресурсов и продукции («затраты — выпуск», «производство — потребление», «ввоз — вывоз», в общем виде — «приход— расход») и с детерминированными зависимостями между приходной и расходной частями.

Балка — сухая долина в степных и лесостепных районах в Русской равнине.

Бассейн — область понижения, не имеющая стока на поверхности.

Бархан — скопление сыпучего песка, навеянное ветром и не закрепленное растительностью.

Берег — полоска суши, примыкающая к реке, озеру, морю; склон, опускающийся к водному бассейну.

Биосфера — 1. Одна из сфер географической оболочки; включает заселенные живыми организмами части атмосферы и литосферы, а также гидросферу. 2. Область распространения жизни наЗемле, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном взаимодействии с этими организмами.

Болото — это избыточно увлажненный участок суши, на котором происходит накопление растительного вещества, переходящего в дальнейшем в торф. Происхождение болот связано с завершающей фазой развития озер, их зарастанием и заторфовыванием. По характеру водного питания и растительности они бывают низинными, переходными и верховыми. 1) Низинные болота питаются грунтовыми, речными и озерными водами и располагаются в понижениях рельефа (наиболее распространены осоки, хвощи, зеленые мхи). 2) Верховые болота питаются в основном атмосферными осадками и располагаются на водоразделах (наиболее распространены багульник, клюква, голубика, сосна). 3) Переходные болота занимают промежуточное положение между низинными и верховыми. Распространены болота по территорииРоссии неравномерно, их площадь больше в ЗападнойСибири, на северо-западеЕТР. В Вологодской области они занимают около 11 % площади.

В

Валовой внутренний продукт (ВВП) — обобщающий экономический показатель внутренней хозяйственной деятельности какой-либо страны. Выражает совокупную стоимость товаров и услуг, созданных внутри страны без учета результатов внешнеэкономической деятельности и используется для сравнения с подобными показателями других стран и мира в целом.

Валовой национальный продукт (ВНП) — это то же что и ВВП, но включает также и стоимость товаров и услуг по результатам внешнеэкономической деятельности страны.

Вертикальная поясность — изменение природы с высотой в горах вследствие понижения температуры, увеличения количества осадков, формирования горных разновидностей почв и других причин. Проявлением вертикальной поясности являются высотные пояса в горах. Первый пояс соответствует природной зоне, расположенной у подножья горной системы. При подъеме вверх смена поясов происходит, как при движении по равнинной местности с юга на север. В России вертикальная поясность наиболее ярко выражена наКавказе, Алтае, в Саянах (рис. 1).

Вертикальная структура геосистемы (ландшафта) — это географический термин значающий ярусное расположение географических компонентов (земная кора, почва, биота, воздушные массы), с вертикальными системообразующими потоками вещества и энергии между ними.

Ветер — движение воздуха относительно земли, обычно горизонтальное, направлено от высокого давления к низкому. Направление ветра определяется стороной горизонта, откуда он дует. Скорость ветра определяется в м/с, км/ч, узлах или приближенно по шкале Бофорта.

Возвышенность — равнина с высотами 200-500 метров над уровнем моря (Среднерусская, Валдайская, СеверныеУвалы и другие). поверхность возвышенностей как правило волнистая, холмистая или слабо наклонная.

Воздействие человека на ландшафт — прямое или опосредованное влияние производственной и других видов деятельности человека на компоненты, структуру, внутренние связи и свойства ландшафта (природной геосистемы) с образованием его антропогенной модификации: а) природно­антропогенной; с частичным изменением исходной геосистемы; б) антропогенной, с практически полным (радикальным) изменением. Наиболее кардинальной перестройке поддаются геосистемы на уровне морфологической структуры ландшафта, т. е. локальные — главным образом ландшафтные фации и урочища. Преобразование в них микро- и мезорельефа или привнесение искусственных форм и сооружений заметно отражается на микро- и мезоклимате, подчас необратимо изменяет в лучшую или худшую сторону в целом условия обитания и хозяйственной деятельности. На уровне собственно ландшафта (типа местности) и геосистем регионального уровня в наибольшей степени преобразуются такие компоненты, как растительность и животный мир, почвы, водный режим. Это вызывает, как правило, частичное и обратимое изменение естественных особенностей и хозяйственных функций геосистем. Хозяйственные воздействия на ландшафт подразделяют по характеру ареалов их проявления на фоновые и очаговые, Первые из них, связанные обычно с отраслями хозяйства, охватывают наибольшие площади, имеют возобновимый характер и заметнее всего сказываются на биоте и почвах. Очаговые воздействия отличаются сравнительно небольшими ареалами, но более интенсивным и многосторонним характером, поскольку нередко изменяют геоморфологическую основу ландшафта. Выделяется несколько градаций измененных ландшафтов (практически неизмененные, слабоизмененные, среднеизмененные и сильноизмененные).

Возраст ландшафта, возраст геосистемы — 1. Время, прошедшее с момента становления основных черт современной структуры и характера функционирования того или иного ландшафта (геосистемы). Перестройка ландшафта обусловливается изменениями климата, тектоническими, вулканическими и другими природными процессами, а также антропогенными факторами. Различают: а) относительно кратковременную стадию формирования ландшафта и б) значительно более продолжительную стадию эволюционного развития, на которой ландшафт приобретает устойчивую структуру и функционирование, становится «зрелым». 2. Время, прошедшее с момента установления между компонентами ландшафта (геосистемы) ныне действующих соотношений. Переход от предыдущей возрастной ступени к последующей означает изменение инварианта ландшафта.

Высокогорье – это совокупность горных сооружений с крутыми склонами, остроконечными вершинами и глубокими долинами; абсолютные высоты более 3000м. Высочайшие горные системы планеты: Гималаи, вершина Эверест (8848м) расположена в Азии; в Центральной Азии, в Индии и Китае – Каракорум, вершина Чогори (8611м).

Высотная поясность — это смена природных зон в горах от подошвы к вершине, связанная с изменением климата и почв в зависимости от высоты над уровнем моря.

_______________

Источник информации:  География: словарь терминов и понятий. – Вологда, ВоГТУ. – 30 с.

Добавить комментарий