Как составить опрос на уроке

1. Базовый лист. В листе перечислены базовые вопросы, ответы на которые должен знать каждый ученик по данной теме. В старших классах лист “двухэтажный”, так как после обязательного минимума следуют вопросы повышенной сложности.

Базовый лист создается заранее, до объяснения новой темы. По мере объяснений и работы на уроках, учащиеся составляют ответы на вопросы. Опрос по базовым листам удобно проводить во время завершающего практического урока по теме. Это может быть как фронтальный, так и индивидуальный опрос.

2. Опрос по цепочке используется, когда нужно дать развернутый ответ. Эффективен при закреплении новой темы. Один ученик начинает отвечать — другие дополняют.

3. Программируемый опрос. Проводится на этапе закрепления новой темы или во время проверки домашнего задания. Учащиеся должны выбрать один верный ответ из нескольких вариантов. При этом важно обосновать свой выбор. Для мотивации или чтобы побудить к дискуссии, учитель может защищать неверный ответ.

4. Магнитофонный опрос. Ответ ученика записывается, потом ему дают послушать. В этом и заключается цель — дать послушать себя со стороны. Прием используется для развития устной речи, при обучении навыкам логического изложения.

5. Взаимоопрос — один из самых сложноконтролируемых. Однако именно такой вид опроса лучше всего отвечает нормативам ФГОС. Учащиеся работают в парах, опрашивая друг друга по заранее составленным вопросам и выставляя оценки по заранее определенным критериям. Читайте статью Взаимоконтроль и взаимопроверка на уроке: правила проведения.

6. Опрос с отсроченной реакцией. При этом после вопроса выдерживается пауза в течение 30-40 секунд. Это позволяет отвечать не только тем, кто быстро соображает. Отсроченная реакция помогает привлечь к работе и менее энергичных учащихся, которые при обычном опросе занимают пассивную позицию.

7. Щадящий опрос. Класс делится на две группы или по вариантам. Учитель задает вопрос — ученики первой группы отвечают на него, сообщая свои ответы друг другу “по цепочке”. Затем на вопрос отвечает кто-то из учащихся или сам учитель. После этого ученики из первой группы ставят своим товарищам + или .

Достаточно десяти вопросов. Такой прием предполагает, что каждый ученик не только ответит минимум на пять вопросов, но и выслушает ответы на остальные пять.

8. Индивидуальный опрос, или опрос у доски — эффективный прием для развития устной речи. Предполагает обстоятельный опрос одного ученика, максимально глубокую оценку его знаний и умений.

30 Способов проведения опроса учащихся

9. Пресс-конференция — еще одна разновидность индивидуального опроса. Но в роли опрашивающих выступают сами ученики. Они заранее составляют вопросы по теме. Во время урока вызывается один ученик, который будет играть роль интервьюируемого. Остальные выступают в роли журналистов и опрашивают ученика.

10. Опрос по видеоролику или анимации. Демонстрируется видео или анимационный ряд, подобранный учителем по теме. Но звук у ролика выключен. Ученик должен прокомментировать увиденное. Например, на уроке физики можно показать, как проводится тот или иной опыт. Ученик должен в объяснить: какие физические законы работали в данном примере.

11. Шапка вопросов. Суть приема в том, что учащиеся учатся сами составлять вопросы. Учитель предлагает три шапки. В первую складываются вопросы по тексту учебника. Например, если это урок литературы — то вопросы по тексту произведения.

Во вторую шапку идут вопросы оценочные, начинающиеся со слов: “Я считаю, что…, а ты как думаешь?” Эта шапка тоже важна, так как учит оценочным суждениям.

Например, на уроке истории сюда попадут вопросы, касающиеся оценки того или иного события.

В третью шапку собираются вопросы, на которые ученик и сам затрудняется ответить или вовсе не знает ответа. Это позволяет учащимся самостоятельно оценить свой уровень подготовки и стимулирует к расширению кругозора.

Кстати, вопросы из шапок потом можно использовать при взаимоопросах или фронтальных проверках.

12. ПОПС-формула. Строится на следующем:

П — позиция

О — обоснование

П — пример

С — следствие.

Это прием творческого опроса, который, однако, учит лаконичности и развивает навыки логического мышления.

Как применять? Учитель задает вопрос. Учащиеся подготавливают ответы по формуле, используя следующие предложения:

П — “Я считаю, что…”

О — “Потому что…”

П — ” Я могу доказать это на примере…”

С — “Поэтому я делаю вывод, что…”

Читайте подробнее о ПОПС-формуле.

13. Островки. Ученику предлагается текст, например, определения термина. Но часть текста закрыта листом с вырезанными окошками, сквозь которые видны лишь отдельные слова. По ним ученик должен восстановить или пересказать близко к тексту само правило или определение.

14. Трафарет. На большом листе расчерчиваются квадраты. В каждый вписывается одно слово: по изучаемой теме и “лишние”. Затем ученику предлагается выбрать из всех слов только те, которые являются ответами на поставленный вопрос. Если опросный лист сделать бумажным, то ученику предлагается отметить (закрасить) правильные ответы.

Проверка проста. На основной лист накладывается трафарет, в котором вырезаны окошки для правильных ответов.

Сейчас такой трафарет можно сделать в программе PowerPoint, что облегчает задачу. Читайте Как сделать трафарет в презентациях.

Пример: На основном листе написаны имена всех героев романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Но есть и имена героев и из других его произведений.  Вопрос: Отметьте всех героев романа “Евгений Онегин”.

Способы проведения опроса учеников на уроке

15. Аукцион. Задается тема аукциона, например, “Страны Африки”. Учащиеся называют страны, каждый — по одной стране. Оценку (или поощрение, плюсик, зачет, конфетку) получает лишь тот, кто назовет страну последним.

Этот прием опроса позволяет в считанные минуты освежить базовые знания по теме. Его с успехом можно использовать для закрепления материала по уроку или для обобщения больших тем.

16. Подбери пару. Ученику предлагается лист, разделенный на две части. В одной из них — вопросы по теме, в другой части листа — ответы. Задача: подобрать правильный ответ для каждого вопроса.

Этот опрос можно проводить и используя ИКТ.

17. Брейн-ринг. Подготавливаются вопросы, требующие лаконичных ответов или на которые можно ответить однозначно “да” или “нет”.

Побеждает в ринге тот, кто сумеет безошибочно ответить подряд на 5 вопросов ведущего. Вместо вопросов можно использовать примеры устного счета, мини-задачи и пр.

18. Хлопни в ладоши. Прием прост в применении и используется, когда нужно проверить базовые знания по теме. Учитель перечисляет термины, имена, названия и т.д. — то, что связано с темой. Задача учеников — хлопнуть в ладоши, когда произносится верный ответ.

Например, на уроке истории учитель перечисляет имена исторических деятелей. Вопрос: Перечислите главных героев Петровской эпохи.

19. Разминка. Проводится в начале урока и позволяет не только освежить в памяти пройденные темы, но и подготовить учащихся к восприятию нового материала. Для разминки подбираются базовые вопросы, требующие лаконичных ответов. Проводится в быстром темпе.

Важно! Не стоит фиксировать внимание на неправильных ответах. Разминка проводится в начале урока, а потому важно сохранять позитивный настрой.

Для более успешного и эффективного опроса во время разминки можно использовать слайды или видеоряд.

20. “Угадай-ка“. Принцип ее знаком каждому, но данная игра позволяет не только проверить знания учащихся по теме, но и акцентировать внимание на построении логических цепочек.

Учитель задумывает слово. Например, известная историческая личность. Учащиеся задают вопросы, на которые можно отвечать только “Да” или “Нет”.

Пример использования: загадан император Николай II.

Вопросы учащихся:

Это русский царь? — Да.

Он из династии Романовых? — Да.

Он жил в XVIII веке? — Нет.

И так далее, пока не будет отгадано слово.

Этот прием опроса можно проводить на стадии введения в урок, повторяя основные понятия пройденной темы.

Вариация этой игры: ученик выходит к доске. За его спиной на экране выводится загаданное слово. Теперь этот ученик задает вопросы, а класс отвечает.

21. Телеграф — это прием письменного опроса. Учитель подготавливает карточки с текстом, в котором слова состоят только из согласных. Задача учащихся — восстановить все слова. Прием эффективен, когда нужно опросить знание базовых терминов, понятий, формулировок.

22. Все наоборот. Интеллектуальный игровой прием, позволяющий провести опрос в занимательной форме. Суть в том, что учитель называет слова, а учащиеся должны назвать слово, противоположное по значению. Этот прием давно известен учителям русского языка, которые практикуют его при изучении антонимов.

Но прием можно разнообразить, зашифровав целую фразу. Можно использовать не только антонимы, а слова из того же логического ряда. Разгадав фразу, учащиеся получат ответ на поставленный вопрос.

Например, вопрос: Назовите произведения Ж. Верна.

Фразы “Отцы майора Васильева”, “Мистический материк”, “Восьмилетний штурман” и т.д.

23. Верно-неверно. Суть опроса заключается в том, что из предложенных учителем выражений учащиеся выбирают лишь правильные. Очень эффективный прием при проверке домашнего задания или при повторении пройденного материала.

24. Экспресс-тестирование. Вопросы тестов с вариантами ответов выводятся на экране (или зачитываются учителем устно). Учащиеся на отдельных листочках решают тесты. Вопросов не стоит выбирать много. Для экспресс-теста достаточно 5-6 вопросов по теме. В конце можно вывести на экран варианты правильных ответов, — учащиеся самостоятельно проверяют свои работы, либо используют прием взаимопроверки.

Этот прием часто используется на этапе введения в урок или при проверке домашнего задания. Так же можно быстро проверить знание базовых понятий по пройденной теме.

25. Тысяча примеров. Прием используется для проверки практических навыков. Это форма устного фронтального опроса, который позволяет за короткое время оценить, насколько верно учащиеся могут связывать изученную теорию с практикой.

Суть приема: дается понятие, определение, дата, название. Учащиеся должны привести примеры, раскрывающие смысл.

Например, на уроке химии задается вопрос “Применение железа”. Учащиеся не просто отвечают “в производстве”, а приводят конкретные примеры.

26. Почини цепочку. На экран выводятся предложения. Задача учащихся: составить логическую цепочку. Предложения можно заменить картинками.

Например, на уроке биологии нужно восстановить цикл произрастания дерева из семени.

Такой опрос позволяет не только проверить знание основных понятий, но и умение составлять логически последовательные циклы.

27. Буквенный диктант. Один из вариантов комбинированного опроса. Учитель зачитывает вопросы, учащиеся записывают лишь первые буквы ответов. Из этих букв потом складывается ответ на главный, ключевой вопрос.

28. Тренировочная контрольная работа. Работа проводится как обычная контрольная, но оценки за нее идут в журнал лишь по желанию учащегося. Задания для такой контрольной нужно выбирать такие, которые будут максимально похожими на задания в основной контрольной. Это позволяет не только проверить знания учащихся, но и выявить пробелы.

29. Релейная контрольная работа — еще один вариант письменного опроса. Задания для нее подбираются из уже пройденного материала, те, что дети уже выполняли. Чаще всего берутся из учебника, из пройденных и выполненных упражнения. Цель двоякая: и выяснить, насколько дети уяснили пройденный материал, и не создается напряженная обстановка, потому что дети по умолчанию уже знакомы с заданиями. Стоит заметить, что после проведения такого опроса к выполнению домашнего задания дети  стали относится намного внимательнее.

30. Азбука. Учитель называет одну букву. Учащиеся должны подобрать как можно больше слов, начинающихся на эту букву. Все слова и понятия должны перекликаться с темой урока.

Такой опрос помогает не только проверить знания учащихся в активной форме, но и повторить пройденный материал. Прием удобно использовать в начале урока, при введении в новую тему или про проверке домашнего задания.

Выбирая тот или иной прием, следует помнить о цели опроса, о том, какое время вы планируете отвести для него. 

Мы перечислили лишь 30 способов проведения опроса на уроках. А какие приемы используете вы?

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Тема: Формы и методы опроса обучающихся на уроке. 

Контроль знаний и умений учащихся —


обязательное условие результативного учебного процесса.

Контроль – это часть процесса обучения.

Основная цель контроля и оценки знаний учащихся – определение качества усвоения учащимися учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой. 
В задачу контроля входит также определение меры ответственности каждого ученика за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно.

Для учителя контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала или в случае необходимости провести их коррекцию.

Для ученика контроль знаний позволяет привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, акцентировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке и отметке увидеть результаты своей деятельности. 
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания и умения учащихся нужно последовательно, согласно порядку изучения материала.

Систематический контроль знаний учащихся является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активность учащихся на занятиях.

Процесс контроля знаний включает компоненты: (5 )

1. Целеполагание.

2. Планирование контроля.

3. Организация контроля.

4. Оценивание.

5. Анализ и учет результатов контроля.

ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ (6 )

Контроль знаний учащихся выполняет следующие функции:

1. Контролирующая и диагностическая функция – выявление и диагностика результатов обучения. 
2. Образовательная (обучающая) функция. Повышение качества знаний, их систематизация, формирование приемов учебной работы. 
3. Стимулирующая (развивающая) функция. Создание необходимой основы для стимулирующих содержательных оценок деятельности учащихся, для развития познавательной активности школьников. 
4. Воспитательная функция. Воспитание у каждого школьника чувства ответственности за результаты учения, формирование познавательной мотивации учения. 
5. Прогностическая функция. Управление процессом усвоения знаний, умений и его коррекция. Осуществляя проверку знаний, необходимо помнить, что контролирующая функция – основная функция. При разных целях и видах проверки эти функции могут проявляться по-разному. Например, при текущей проверке усвоения учебного материала доминирующей должна быть обучающая функция, а при итоговом контроле преобладает контролирующая функция. 
Принципы контроля (7  ) – научности и технологичности

контроль знаний учащихся должен быть:

– мотивированным; 
– систематическим и регулярным; 
– разнообразным по формам, включать всех учащихся в работу; 
– быть всесторонним и объективным на основе дифференцированного подхода к учащимся; 
– базироваться на единстве требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся.

Соблюдать принцип связи теории с практикой.

Классификация видов контроля за знаниями учащихся 
(  № 8-9) виды контроля по функциям в учебном процессе.

Текущий контроль: различные формы устного опроса, проверка домашнего задания, проверка тетрадей, проверка с помощью перфокарт, проверка с помощью компьютера, текущие тесты и др.


Тематический контроль: тематическая контрольная работа, тематический смотр знаний и др. 
Периодический контроль: итоговая контрольная работа, экзамены, зачеты и др. 


Виды контроля 


Содержание 


Методы 


Вводный 


Уровень знаний школьников, общая эрудиция. 


Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение. 


Текущий 


Освоение учебного материала по теме, учебной единице. 


Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование. 


Коррекция 


Ликвидация пробелов. 


Повторные тесты, индивидуальные консультации. 


Итоговый 


Контроль выполнения поставленных задач. 


Представление продукта на разных уровнях. 


Формы контроля знаний и умений учащихся выделяются в соответствии с формами обучения (  №10 )

– массовой;

– индивидуальной.

Формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный, самоконтроль.

Формы контроля не должны сводиться только к воспроизводящей, репродуктивной деятельности учащихся. При выборе форм контроля необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ( по деятельности ) ( №11)

1. Урочные – традиционные:


контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные (трехуровневые); 
практические работы и лабораторные работы; 
тесты; 
самостоятельные задания; 
зачеты; 
самостоятельные работы (обучающие и контролирующие); 
рефераты. 
2.Внеурочные: 
конкурсные проекты; 
защита рефератов. 
3.Урочные нетрадиционные: 
круглые столы; 
дидактические многофункциональные игры. Формы контроля по субъекту и объекту ( 12  ) 

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ( №13)

Методы контроля – способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся.


Существует много различных классификаций методов и приемов контроля знаний учащихся. Рассмотрим некоторые из них.

Выделяют следующие методы контроля:


  1. устные (опрос, устная контрольная работа и др.); 
    2. письменные (математический диктант, контрольная работа, тематический реферат и др.); 
    3. практические (опыт, практическая работа, лабораторная работа, экспериментальное задание и др.); 
    4. зачеты; 
    5. экзамены. 


Устный опрос ( 14) Устный опрос

На уроках контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки.

При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для: 


  • выяснения готовности класса к изучению нового материала, 

  • определения сформированности понятий, 

  • проверки домашних заданий, 

  • поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке, 

  • при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ. 


Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений учащихся. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.

В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу класса, наиболее действенными приемами, которой являются: 


  • обращение с вопросом ко всему классу, 

  • конструирование ответа, 

  • рецензирование ответа, 

  • оценка ответа и ее обоснование, 

  • постановка вопросов ученику самими учащимися, 

  • взаимопроверка, 

  • самопроверка. 


Для устного контроля можно использовать листы контроля знаний. Письменный контроль ( 15)

Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.

Диктант

Диктант используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового.

Диктант обычно проводится в самом начале урока, состоит из двух вариантов. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа, несложных вычислений. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов учащимися. Зачет

Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся.

Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения.

Зачет – это одна из основных форм контроля в старших классах.

Тематические зачеты должны быть дифференцированными, чтобы ученик мог самостоятельно выбрать уровень зачета. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем. Самостоятельная работа

Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.

Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя. Контрольная работа

Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.

С помощью промежуточной контрольной работы учитель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы.

Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу.

Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у учителя, родителей, одноклассников. Каждому ученику дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности. Практическая работа

Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.

Лабораторная работа

Лабораторная работа – достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя.

Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест. Тест ( 16)

Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что учителя все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами, к тестам.

Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого. Виды тестов ( 17)

Различают следующие виды тестов.

Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.

Избирательные тесты могут быть различными:

1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.

2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.

3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой – содержит ошибку).

Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа.

Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.

Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.

Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.

Тестирование является стандартизированной формой контроля в том понимании, что как процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всех учащихся.

Достоинство тестов (  18 )

Удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:

1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.

2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.

3. Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.

4. Способствует рациональному использованию времени на уроке.

5.Активизирует мышление школьников.

6. Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.

Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью ученика, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля.

Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

Нетрадиционные виды контроля ( 19)

За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин.Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов – занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.

Кроссворд

Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи – на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них – 15-25.

Этот метод проверки – только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала. Викторина

Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.

Викторины как средство обучения имеют смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 – 6 минут.

Сначала учитель объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются учителем.

Листы контроля знаний Применение большого количества новых (активных) методов обучения предъявляет другие требования и к содержанию и направленности методов контроля и проверки знаний обучающихся. Наиболее распространенным в экономике является тестирование. Несмотря на его во многом справедливую критику, тестирование является достаточно надежным, эффективным и корректным методом проверки знаний учащихся. Его главным недостатком считается направленность тестов на проверку репродуктивного уровня познавательной деятельности обучающихся. Эссе. ( 20)

В качестве достаточно эффективного и активизирующего учебный процесс метода контроля и проверки знаний учащихся более высокого порядка (анализ, синтез, творческое применение знаний и оценка) можно предложить эссе, которое как метод еще не получило широкого распространения у учителей экономики. Эссе в переводе с французского обозначает «попытка», «проба», «очерк». Это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.

Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, личной субъективной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность. В отличие от других методов контроля и проверки знаний, целью эссе является диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности обучающихся, которая предполагает анализ информации, его интерпретацию, построение рассуждений, сравнение фактов, подходов и альтернатив, формулировку выводов, личную оценку автора и т.п. Формы использования эссе (21 )

Применение эссе на уроках экономики способствует более четкому и грамотному формулированию мыслей, помогает располагать мысли в строгой логической последовательности, предполагает свободное владение языком экономических терминов и понятий, раскрывает глубину и широту учебного материала, учит использовать примеры, цитаты, необходимые аргументы по соответствующей теме. Анализируя зарубежный и отечественный опыт применения эссе, можно говорить о четырех формах использования данного метода:

1) эссе – самостоятельная творческая работа по предложенной учителем теме (выполняется как домашняя работа);

2) эссе – 30-минутная контрольная (или самостоятельная) работа по изученному учебному материалу;

3) эссе – 10-минутное свободное сочинение для закрепления и проработки нового материала (обычно пишет)

4) эссе – 5-минутное свободное сочинение с целью подведения итогов урока и фиксирования сформулировавшихся на уроке мыслей и выводов по теме (чаще всего дается задание написать, что учащиеся узнали по новой теме, и задать один вопрос, на который они так и не получили ответа).

Систематический контроль знаний учащихся является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активность учащихся на занятиях.

Литература:


1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. – М.,1984. – 296 с. 
2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.,1999. – Кн.1. – Часть 2. Процесс обучения. – Тема 8. Диагностика обучения. – с.543-571. 
3. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособ. – 4-е изд. – М.,1999. – 519 с. 
4. http://paidagogos.com/?p=140 
5. http://didaktica.ru/planirovanie-uchebno-vospitatelnoj-raboty/148-kontrol-i-ocenka-stepeni-realizacii-uchebnyx.html 
6. http://www.english-by-phone.ru 
7. Тищенко Юлия Николаевна, учитель математики и информатики http://festival.1september.ru/articles/414133/ 
8. http://mozliceum.na.by/mr_kontrol.php 

Нескучные формы опросов на уроках

Опрос – один из важных этапов урока. Но как порой он бывает скучен! Ответы на вопросы, пересказы, правила наизусть… Конечно, без этого никуда. Я не выступаю за отмену традиционных форм опроса. Но иногда его можно сделать нескучным…

На помощь приходят интерактивные формы обучения и игры.

Игра “Перевоплощение”

Правила игры простые: отвечающий ученик “перевоплощается” в понятие, о котором ему предстоит рассказать. Эту игру можно проводить в двух вариантах.

1 вариант. Учитель даёт ученику карточку с названием понятия или именем персонажа, которым ему сегодня предстоит быть. Он представляется. Например: “Здравствуйте, я сегодня имя существительное” или “Я сегодня Петр Гринев”. Ученики класса задают ему вопросы по данной теме, на которые он должен дать ответы.

2 вариант. Ученик получает карточку, но не говорит остальным ребятам, что на ней написано. Они задают ему вопросы, он отвечает, и класс по ответам товарища угадывает его роль.

По сути, это тот же опрос, во время которого ребенок должен показать свои знания по той или иной теме, но форма более интересная. Кроме того, в опросе участвует не только один ученик, но и остальные дети.

Игра “Восстановление цепочки”

Эту игру хорошо применять тогда, когда надо проверить, как ученики усвоили алгоритм какого-либо действия. Например, умение применять правило. Учитель заранее готовит таблички с шагами алгоритма, а потом на уроке раздает эти таблички разным ученикам. Их задача – восстановить цепочку, то есть встать в такой последовательности, в какой должны выполняться действия.

Игра “Лотерея вопросов”

Разновидностей этой игры много. Я тоже провожу ее по-разному. Но суть одна: ученик выходит к доске, ему задается 5 вопросов. Он на них отвечает и получает такую отметку, сколько правильных ответов у него было. Вопросы может подготовить сам учитель, а можно заранее дать детям на дом задание составить по 1-3 вопроса по теме (или по прочитанному произведению) и каждый вопрос записать на отдельном листочке.

Затем в классе эти листочки или складываются в коробку (мешочек, шляпу, шкатулку), или вешаются за ниточки на “дерево”. Дерево может быть нарисованное. (Я одно время использовала большой лимон, росший у меня в кабинете в кадке). Отвечающий словно играет в лотерею, вытаскивая из коробки вопросы. Таким образом можно спросить несколько учеников. Игра есть игра. Скучный опрос сразу превращается в интересное действие.

Игра “Стороны света”

В игре принимают участие все ученики класса. Заранее учитель готовит карточки со понятиями (словами, предложениями, числами и т.д.), которые можно классифицировать. Например, при изучении односоставных предложений я раздала ученикам листочки с предложениями и попросила их разойтись по “сторонам света”: первая сторона – определенно-личные, вторая – неопределенно-личные, третья – обобщенно-личные, четвертая – безличные. Правильность выполнения проверяем по номерам предложений, записанных на слайде или на доске. А потом просим учеников объяснить свой выбор.

Сторон света можно делать меньше или больше, точно так же карточек можно дать не одну, а две или три.

Вот так скучный опрос можно сделать увлекательным и активным.

Другие идея для уроков на канале “Учительская мастерская”.

Учитель – профессия творческая, а значит, позволяющая разрабатывать и использовать «хитринки» («лайфхаки») для более эффективной работы с учащимися. Чем длительнее и активнее работает педагог, тем богаче и разнообразнее его собственная педагогическая копилка, где средства и методы оптимизации учебного процесса занимают почетное место.

Я – учитель истории и обществознания могу поделиться своими педагогическими «лайфхаками» для активизации и повышения познавательного интереса своих учеников. Ребенок – это не железный винтик в машине, это бурная энергия, требующая подпитки и развития.

Приведу пример своих «лайфхаков» на этапе опроса на уроке по ранее изученному учебному материалу. Конечно, с повышением класса обучения и возраста учащихся «лайфхаки» становятся более серьезными, носят менее развлекательный характер.

Мои 5 «лайфхаков»

1. «Пятерочка»

Учитель вызывает 6-8 учащихся, которые выходят к классной доске со своими ручкой и дневником, раздает им небольшие чистые листочки бумаги. Учащиеся подписывают свою фамилию и выполняют задание. Варианты опроса: а) учитель зачитывает трактовку термина, учащиеся определяют его и записывают на листочке (задействовано слуховое восприятие учащихся класса); б) учитель зачитывает термины, учащиеся пишут их трактовку.

Варианты заданий: «Страны» (9 класс, курс «Всеобщая история»).

Учитель-1. Н. Бонапарт. Ученики пишут – 1. Франция.

Учитель-2. Н. Романов. Ученики пишут – 2. Россия и т.д., всего 5 заданий.

«Все на ЦИЯ»

Учитель-1. Коренной перелом в чем-либо. Ученики пишут – 1. Революция.

Учитель-2. Улучшения в чем-либо. Ученики пишут – 2. Модернизация и т.д., всего 5 заданий.

«2х2»

Учитель-1. Монархия. Ученики пишут – 1. Республика (пояснение).

Учитель-2. Унитарное государство. Ученики пишут – 2. Федерация (с пояснением).

Учитель-3. Регресс. Ученики пишут – 3. Прогресс (с пояснением) и т.д., всего 5 заданий.

2. «Случайный выбор» (аналог «Пятерочки», но для всех)

Учитель готовит небольшие листочки для всех учеников класса, проставляя в верхнем левом углу номера 1, 2, 3.

Соответственно формируются три группы отвечающих по 8-9 человек. Учитель раздает листочки ученикам, которые своей рукой выбирают себе случайным образом номер группы. Задача учителя – приготовить блоки заданий, провести динамично опрос, оценить.

Такого рода опрос конечно ежеурочно не применяется, т.к. устные предметы требуют от учащихся умения говорить, давать свои оценочные суждения фактам и события социального или исторического типа. Но, такой опрос способствует расширению терминологической базы учащихся и более прочному ее усвоению.

3. «Просто геометрия»

Учитель на входе в класс раздает учащимся вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры, разрезанные пополам. В процессе урока учащиеся формируют мини-группы, объединяясь по типу, форме, цвету геометрической фигуры. Учитель готовит задания, в соответствии с поставленными целями урока.

4. «Волшебный маркер»

На ламинированной доске малого формата (достаточно удобно использовать доску для лепки формата А4 белого цвета) учащиеся выполняют задания. Как пример, кроссворд по теме. На отдельном листочке напечатанные вопросы, на доске маркером учащиеся записывают свои ответы. И интересно, и полезно.

5. «Внимание! Видеовопрос»

В настоящее время существует достаточное количество компьютерных программ, при помощи которых учитель может сделать «нарезку» видео фрагментов из программ, фильмов. Цель учащихся – внимательно просмотреть и определить о ком (каком событии, явлении) идет речь. Учитель проводит опрос для всех, либо выбирает группу учащихся.

Конечно, каждый учитель имеет свой набор педагогических «лайфхаков», позволяющих проявить ему творчество и креативность. Данные «лайфхаки» вносят разнообразие в учебную деятельность, делают уроки более насыщенными и информативными, соответствующими принципу «обучение в игре».

“Приемы опроса обучающихся в начальной школе”

Учитель начальных классов КГУ «Школа-лицей № 4 отдела образования города Рудного» Управления образования акимата Костанайской области Ткачук Н.Г.

Современным можно считать урок «когда он  интересен, когда основательно проработан и когда он представляет ряд упражнений не только для ума, но и для воли». П.Ф. Каптерев

 Контроль и оценка знаний учащихся  являются одним из важнейших элементов урока. Это обратная связь, с помощью которой  мы учителя можем вести   наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала. Систематический учёт знаний позволяет вовремя обнаружить пробелы в усвоении, осмыслении и применении их на практике. Получив обратную информацию, учитель имеет возможность соответствующим образом вмешиваться в процесс: то есть вовремя дать индивидуальные задания, дополнительно разъяснить ошибочные суждения, помогает выработать правильный способ рассуждений.

Опрос является важным составляющим компонентом урока, позволяя систематически проводить текущий контроль, качественно оценивать усвоение материала. На уроке опрос является одним из видов самостоятельной работы обучающихся, способствующий развитию их самостоятельности и закреплению знаний. Из всего сказанного следует, что учитель может только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо представляет уровень знаний, умений и навыков учащихся. В практике работы учителя утвердились разные формы и приёмы проверки результатов учебной деятельности обучающихся. Но какими бы они ни были, они должны реализовывать основные принципы контроля: целенаправленность, систематичность, объективность. Используются разнообразные формы опроса: устный и письменный, индивидуальный, коллективный, выборочный и т. д. 

Эту часть урока необходимо организовать так, чтобы как можно больше было вовлеченных детей, чтобы учащиеся с интересом участвовали в этом процессе.

Для этого используются следующие приёмы:

Опрос по цепочке.

Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передаётся другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

Пресс-конференция — еще одна разновидность индивидуального опроса. Но в роли опрашивающих выступают сами ученики. Они заранее составляют вопросы по теме. Во время урока вызывается один ученик, который будет играть роль интервьюируемого. Остальные выступают в роли журналистов и опрашивают ученика.

Приём “Реклама”

Разновидность группового опроса учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5 – 7 мин.

Пример. Создайте рекламу нефти.

Тысяча примеров. Прием используется для проверки практических навыков. Это форма устного фронтального опроса, который позволяет за короткое время оценить, насколько верно учащиеся могут связывать изученную теорию с практикой.

Суть приема: дается понятие, определение, дата, название. Учащиеся должны привести примеры, раскрывающие смысл.

Тематический кроссворд

Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.

Игра «Рисуем ответ»

Учителю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на которые ребята смогут быстро и просто нарисовать. Дети должны быть предупреждены, что ответы нужно не озвучивать, а изображать на бумаге.  

Почини цепочку. Работа в группе. Ученикам раздаются картинки. Либо это могут быть предложения. Задача учащихся: составить логическую цепочку. Например, нужно восстановить круговорот воды в природе или круговорот веществ в природе.

Такой опрос позволяет не только проверить знание основных понятий, но и умение составлять логически последовательные циклы.

«Семицветик»

Необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками по количеству команд. За правильный ответ по пройденной теме команда получает один лепесток. Играют до тех пор, пока одна из команд не соберет цветок полностью.  

Магнитофонный опрос. Ответ ученика записывается, потом ему дают послушать. В этом и заключается цель — дать послушать себя со стороны. Прием используется для развития устной речи, при обучении навыкам логического изложения.

Аукцион. Задается тема аукциона, например, “Страны Африки”. Учащиеся называют страны, каждый — по одной стране. Оценку (или поощрение, плюсик, зачет, конфетку) получает лишь тот, кто назовет страну последним.

Этот прием опроса позволяет в считанные минуты освежить базовые знания по теме. Его с успехом можно использовать для закрепления материала по уроку или для обобщения больших тем.

Островки. Ученику предлагается текст, например, определения термина. Но часть текста закрыта листом с вырезанными окошками, сквозь которые видны лишь отдельные слова. По ним ученик должен восстановить или пересказать близко к тексту само правило или определение.

Добавить комментарий