Как составить орфоэпический словарь 5 класс

Произноси правильно! (5 класс)

аффавИт, алфавИтный

ательЕ [тэ ]

быть, былА, бЫло; нЕ был, не былА

ворОта

вЫздороветь

дать, далА, дАли;нЕ дал, нЕ дало, нЕ дали

дефИс [тэ ]

докумЕнт, докумЕнты

доскА, у доскИ, на дОску

досУг

жить, жилА, жИло, жИли; нЕ жил, нЕ жило, нЕ жили

звонИть, звонИшь, звонИт

инженЕр, инженЕры

инструмЕнт, инструмЕнты

каучУк

кашнЕ [нэ ]

квартАл

киломЕтр

класть, кладУ

конЕчно [шн ]

магазИн

модЕль [дэ ]

музЕй ` ]

начАть, нАчал, началА, нАчали

начАться, началсЯ, началАсь

облегчИть

партЕр [тэ ]

положИть, положИл, положила, положУ, положИшь

повторИть, повторИшь, повторИт, повторИте

предмЕт

пустЯчный [шн]

расположИть (по алфавИту)

руководИть

сантимЕтр

свЁкла

свИтер [тэ ]

скворЕчник [шн]

скУчный

совремЕнный

создАть, сОздал, создалА

столЯр

тЕннис [тэ ]

торт, тОрты

углубИть, углубИт,

упростИть

фарфОр

цемЕнт

что [шт]

чтОбы [шт ]

шоссЕ [сэ ]

шофЁр, шофры

щавЕль

яИчница[шн` ]

Произноси правильно! (5 класс)

аффавит, алфавитный

ателье

быть, была, было; не был, не была

ворота

выздороветь

дать, дала, дали;не дал, не дало, не дали

дефис [

документ, документы

доска, у доски, на доску

досуг

жить, жила, жило, жили; не жил, не жило, не жили

звонить, звонишь, звонит

инженер, инженеры

инструмент, инструменты

каучук

кашне

квартал

километр

класть, кладу

конечно

магазин

модель

музей

начать, начал, начала, начали

начаться, начался, началась

облегчить

партер

положить, положил, положила, положу, положишь

повторить, повторишь, повторит, повторите

предмет

пустячный

расположить (по алфавиту)

руководить

сантиметр

свёкла

свитер

скворечник

скучный

современный

создать, создал, создала

столяр

теннис

торт, торты

углубить, углубит,

упростить

фарфор

цемент

что

чтобы

шоссе

шофёр, шофёры

щавель

яичница

Цель

Составить орфоэпический словарь из слов, вызывающих трудности произношения.

Оборудование и материалы

Рекомендуемая дополнительная литература

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Дрофа, 2011 г
  2. Учебники русского языка.
  3. Еськова Н.А. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические нормы. М.: Русский язык, 2000.
  4. Зализняк А.А. Древнерусское ударение: общие сведения и словарь. М.: Языки славянской культуры, 2014.
  5. Каленчук М.Л. Большой орфоэпический словарь русского языка: литературное произношение и ударение начала XXI века: норма и её варианты. М.: АСТ-ПРЕСС, 2012.
  6. Русское литературное произношение и ударение: словарь-справочник./ под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова. М.: 1959.

Обоснование

Вместе мы составим орфоэпический словарь русского языка. В этом нам поможет платформа ГлобалЛаб

Протокол проведения исследования

  1. Подумайте как часто вы слышите неправильное произношение слов, где вы их чаще всего слышите; делаете ли вы сами ошибки в произношении.
  2. Выберите слово для изучения (подумайте, какие слова у вас вызывают затруднения в произношении).
  3. Составьте словарную статью для слова, используя орфоэпический словарь; укажите какой орфоэпический словарь вы использовали.
  4. Определите часть речи слова.
  5. Дайте толкование слову, используя толковый словарь (укажите какой толковый словарь использовали).
  6. Подберите фрагменты из фольклорных или художественных произведений с этим словом.
  7. Создайте иллюстрацию слова (рисунок, коллаж, фотографию).
  8. Заполните анкету исследования.
  9. Участвуйте в обсуждении результатов проекта. Сформулируйте общие выводы.

Техника безопасности

  1. При работе с различными источниками информации не забывайте о ссылках.
  2. Следите за нагрузкой на глаза при работе с компьютером, периодически отдыхайте.

Орфоэпический словарь для учеников 5 – 6 классов при подготовке к ВПР

Слова́рь — это книга или любой другой источник, информация в котором упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике. Различают энциклопедические и лингвистические словари.

Бессонов Константин Николаевич

03.03.2019

Содержимое разработки

алфавиИтный

бАнты

баловАть

блажЕнный

ворОта

вЫздоровеешь

докумеЕнт

дефиИс

жалюзИ

звонИшь

Искоса

инструмеЕнт

каучУк

кУхонный

квартаАл

каталоОг

красиИвее

крАны

магазиИн

началсЯ

облегчиИт

оптОвый

положиИл

повторИт

пухОвый

понялА

сантимеЕтр

создалА

столЯр

типАж

тОрты

углубиИть

фарфОр

чЕрпать

щавЕль

языковОй



-80%

Курсы повышения квалификации

Фонетика современного русского языка

Продолжительность 72 часа

Документ: Удостоверение о повышении квалификации

4000 руб.

800 руб.

Подробнее

Получите комплекты видеоуроков + онлайн версии

Русский язык 5 класс ФГОС

Электронная тетрадь по русскому языку…

Русский язык 7 класс ФГОС

Электронная тетрадь по русскому языку…

Русский язык 6 класс ФГОС

Русский язык 9 класс ФГОС

Электронная тетрадь по русскому языку 5…

Русский язык 10 класс ФГОС

Скачать разработку

Сохранить у себя:

Орфоэпический словарь для учеников 5 – 6 классов при подготовке к ВПР (12.09 KB)

Практикумы по русскому языку 5 класс

0

3961

177

Нравится  Нравится
0

Добавить эту разработку
в избранное

Похожие файлы

  • Правописание НЕ с глаголами. 3 класс

  • «Времена глаголов: настоящее, прошедшее, будущее».

  • Урок русского языка “Окончание -е, -и в именах существительных 1,2,3 склонения”

  • Урок русского языка “Грамматические признаки имени существительного”

  • Занимательный материал для занятий на факультативе «Орфографическая зоркость» (для лиц с ОПФР)

Комментарии
0

Чтобы добавить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Содержание

  1. Видеоурок по русскому языку «Орфоэпия»
  2. Орфоэпия
  3. Урок 35. Русский язык 5 класс ФГОС
  4. В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
  5. Получите невероятные возможности
  6. Конспект урока «Орфоэпия»
  7. Орфоэпический разбор слова
  8. Содержание
  9. Особенности орфоэпического разбора
  10. План орфоэпического разбора
  11. Примеры орфоэпического разбора
  12. Урок русского языка в 5-м классе. Тема: «Орфоэпия»
  13. Фонетический разбор слова
  14. Содержание
  15. Особенности фонетического разбора
  16. План фонетического разбора
  17. Примеры фонетического разбора

Видеоурок по русскому языку «Орфоэпия»

Правильная речь — признак грамотного человека. Мало расширять свой словарный запас и тренировать выразительность речи: нужно еще и правильно произносить слова. В этом уроке учеников ждёт знакомство с орфоэпией — наукой, которая изучает произношение звуков и их сочетаний.

Речь — это одна из самых серьезных характеристик каждого человека. И часто о людях судят в зависимости от того, как они говорят.

Поэтому неудивительно, что нам понадобилась наука, которая определяла бы правила устной речи. Орфоэпия — это и есть свод правил устной речи.

Орфоэпия указывает, как именно нужно произносить гласные и согласные звуки. Орфоэпия устанавливает и правила произношений сочетаний звуков. Кроме того, орфоэпия имеет дело с ударением. А это совсем нелегкая задача! Ведь ударение в русском языке может падать на любой слог слова и смещается при изменении слова.

А ведь именно нормы ударения очень важны, когда мы общаемся с людьми!

Представьте, себе, что вы разговариваете с собеседником, который ставит ударения в словах совершенно неправильно. Это очень режет слух. Кажется, что мы разговариваем с неграмотным человеком. В обществе людей образованных, с правильной речью, нам может быть неловко, когда мы слышим вдруг: «красиве́е», «на́чала», «позво́ним».

Что же делать? Можно прибегнуть к несложным стишкам, которые помогут запомнить слова, в которых мы часто неправильно ставим ударения. Такие памятки можно сопроводить картинками: от этого они станут только выразительнее.

Ударения можно проверить по специальным словарям. А особо трудные слова придется просто заучить. И запомнить: они произносятся именно так.

Однако трудности могут возникать и при произношении определённых сочетаний звуков. В нашем уроке мы рассмотрим несколько таких случаев.

После этого мы подведём итоги урока и определим, какие факты нам требуется запомнить.

Источник

Орфоэпия

Урок 35. Русский язык 5 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Орфоэпия»

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

· Что такое орфоэпия?

· Что такое орфоэпические нормы?

· Как добиться правильного произношения?

Наверняка вы слышали, что встречают всегда по одёжке. Что это обозначает?

Как мы составим мнение о человеке, с которым встретились впервые? Мы посмотрим на его внешность. Улыбается он или нет? Аккуратная ли у него одежда? Как он себя ведёт?

И как только человек заговорит – у нас появится ещё кое-что, по чему мы можем судить о новом знакомом.

Ведь речь – это одна из самых серьёзных характеристик каждого человека. И часто о людях судят в зависимости от того, как они говорят.

Какая же речь считается хорошей?

Конечно, речь должна быть богатой, разнообразной. Нужно понимать смысл слов, которые мы используем. Выражаться нужно точно, а говорить – выразительно. Все это мы знаем. Но ведь слова нужно ещё и правильно произносить!

Правила произношения слов устанавливаются и регулируются орфоэпией. Орфоэпия – это раздел науки о языке. Слово «орфоэпия» греческое и произошло от слов «орфос» правильная и «эпос» речь.

То есть, орфоэпия – это свод правил устной речи. Эта наука устанавливает произносительные нормы русского языка.

Что входит в эти нормы?

Орфоэпия, например, указывает, как именно нужно произносить гласные звуки. И согласные звуки – тоже.

Орфоэпия устанавливает также правила произношений сочетаний звуков. Орфоэпия также указывает, на какой слог падает ударение в словах.

Каким образом оформляются эти указания?

О каких-то явлениях мы говорим, что это «нужно», «разрешается», «можно» или «допустимо». Если явление выходит за пределы нормы, то мы говорим, что это «нежелательно», «запрещается», «нельзя», «недопустимо».

Закрепляются произносительные, или орфоэпические, нормы в словарях. Есть множество различных орфоэпических словарей. А есть специальные словари ударений.

Они появились потому, что именно нормы ударений в русском языке часто вызывают трудности.

Дело в том, что русское ударение можно сравнить с… кузнечиком. Которого непросто поймать.

Ударение в русском языке может падать на любой слог слова.

В слове день ударение падает на первый слог. В слове сегодня ударение падает на второй слог. А в слове удивительный ударение падает на третий слог.

Кроме того, место ударения может меняться при изменении слова.

То есть, ударение попросту прыгает с одного слога на другой.

Начал. Ударение падает на первый слог.

Начать. Ударение падает на второй слог.

Начала. Ударение падает на третий слог! А все это – формы одного и того же глагола.

Причём, таких примеров – когда ударение передвигается – множество.

А ведь именно нормы ударения очень нужны, когда мы общаемся с людьми!

Представьте, что девочка говорит:

Я сегодня красивее всех, правда?

Какое она впечатление создаст?

Возможно – полуграмотной старушки.

Потому что нужно твёрдо запомнить: произносится красивее.

А как часто мы можем услышать при прощании:

Мы тебе потом позвоним!

И даже трубку не хочется брать.

Во всех формах глагола звонить и всех словах, которые от него образовались, ударение ставится после н.

Запомнить произношение некоторых слов помогают несложные стишки.

Красная, как свёкла!

Фёкла и свёкла. Произносятся одинаково.

Вот стоит большая ель,

А под ней растёт щавель.

Ель и щавель. Ударение ставится одинаково, на е.

Красит стены нам маляр –

Полки делает столяр.

Маляр и столяр – ударения ставятся одинаково.

Торты и шорты – ударения ставятся одинаково.

Иногда в слове возможны два варианта правильного ударения.

Это равноценные варианты ударения.

Можно придумать стишок для запоминания:

Хочешь вкусный съесть пирог?

Положи в него творог!

Ну, а если вдруг он дорог –

Положи в пирог ты творог.

Какие слова ещё вызывают трудности?

Нужно запомнить ударения в словах:

Но трудности может вызывать и не только ударение. Некоторые сочетания звуков тоже считаются проблемными для произношения.

Например, сочетания букв чн может произноситься по-разному.

В более старых словах это сочетание читается как [шн]. Коне[шн]о, яи[шн]ица, скворе[шн]ик. В более новых словах мы читаем это сочетание как [чн]: нау[чн]ый, коне[чн]ая, игруше[чн]ый.

Проблемным считается произношение согласных звуков перед е в заимствованных словах

Возьмём сочетание те.

Согласный звук может читаться твёрдо: бу[тэ]рброд, де[тэ]ктив, компью[тэ]р.

А в некоторых словах он читается мягко: [тʼэ]ма, [тʼэ]ория, [тʼэ]рмин.

В основном такие слова приходится запоминать.

Есть и другие сочетания звуков, которые вызывают трудности.

Так как нам добиться правильного, хорошего произношения?

Общаясь с образованными людьми, слушая песни, просматривая телепередачи – будьте внимательны. Обращайте внимание на то, как произносятся слова. Запоминайте правила произношения и постановки ударения.

Итак, что мы должны сегодня запомнить?

Нормы произношения регулирует орфоэпия. Нормы произношения касаются гласных и согласных звуков, сочетаний звуков и постановки ударения в словах.

Нормы произношения отражены в орфоэпических словарях и словарях ударений.

Источник

Орфоэпический разбор слова

Содержание

Ранее мы уже изучали фонетический разбор слова и его особенности. Пришло время познакомиться с еще одним видом разбора в русском языке — орфоэпическим. Они хоть и кажутся похожими, но заметно различаются по своей сути и цели.

Орфоэпический разбор — это анализ особенностей произношения слова.

Особенности орфоэпического разбора

Орфоэпический разбор слова не менее необходим, чем фонетический. Его главная задача — указать на ошибкоопасные места в произношении слова и объяснить их, если это возможно.

Так сложилось, что русский язык довольно богат на различные нюансы в произношении. Слова зачастую читаются не совсем так, как пишутся, а ударение и вовсе любит ‎перескакивать‎ из одного слога в другой при изменении формы слова.

Именно орфоэпический разбор призван проанализировать все особенности произношения слова: различные изменения гласных и согласных звуков, устоявшиеся произношения буквосочетаний, ударение и т.д.

Интересно, что, в отличие от фонетического разбора, для орфоэпического иногда даже не требуется транскрипция — например, когда задача заключается только в правильной постановке ударения.

В том случае, если произношение слова не допускает вариантивности (то есть все читается, как пишется, и нет сомнения в том, куда может падать ударение), орфоэпический разбор не требуется.

План орфоэпического разбора

Для выполнения орфоэпического разбора потребуется орфоэпический словарь. При этом важно пользоваться как можно более новыми и современными словарями. Почему?

Дело в том, что орфоэпические нормы, в отличие от орфографических, склонны меняться со временем. Конечно, это происходит не в один момент. Однако для каждого нового поколения произношение своих же бабушек и дедушек будет неизбежно устаревшим — по крайней мере, в некоторых отдельно взятых случаях.

Поэтому не рекомендуется полагаться на орфоэпический словарь, изданный, допустим, лет 20-30 назад. Лучше приобрести новый или пользоваться проверенными онлайн-ресурсами.

Примеры орфоэпического разбора

Темп – [тэ]мп: согласный звук [т] в этом слове произносится как твердый.

Музей – му[з’э́]й: согласный звук [з] в этом слове произносится как мягкий.

Сердце – се́р[ц]е: в этом слове происходит выпадение согласного “д”.

Счастье – [щ]а́стье: сочетание “сч” произносится как [щ].

Трудиться – труди́[ц]а: сочетание “тс” происнозится как [ц].

Двоечник – дво́е[ч’н’]ик / дво́е[шн’]ик: в этом слове возможно вариативное произношение сочетания “чн”.

Баловать – балова́ть, не рек. ба́ловать: в этом слове не рекомендуется ставить ударение на первую гласную.

Камбала – ка́мбала, и доп. камбала́: в этом слове допускается вариант с ударением на последнюю гласную.

Источник

Урок русского языка в 5-м классе. Тема: «Орфоэпия»

Цели: познакомить с термином “орфоэпия”, формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения), обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление; воспитывать положительное отношение к знаниям, любовь к языку.

I. Организационный момент.

— На доске написаны слова стрелки и гвоздики. Ребята нарисовали эти предметы. Почему рисунков больше, чем слов? Почему получились разные рисунки? Как вы думаете? (На доске прикреплены 4 рисунка)

(В каждом слове скрыто два, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги: стрелки (часов) – стрелки (военные), гвоздики (железные стержни) – гвоздики (цветы).

— Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение.

— Что изучает этот раздел науки о языке? Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части?

— Откройте учебник и прочитайте определение термина “орфоэпия”. (Чтение определения)

— Сегодня на уроке мы познакомимся с принципами орфоэпии: научимся правильно ставить ударение и произносить звуки в словах. В случае затруднения мы обратимся к словарю. А помогут нам сегодня: 1) Словарь в учебнике “Произноси правильно”, 2) Школьный орфографический словарь, 3) Орфоэпический словарь.

— Давайте вспомним, как работать со словарем. По какому принципу расположены слова в словаре? Определите правильный вариант: бутерброд [тэ] или [т`э], квартал или квартал.

— Молодцы, все справились с заданием. Отгадайте загадку.

Шутник он, невидимка-молоток,
Тук! – и ударил в безударный слог…
И сразу же исчез огромный замок,
И появился маленький замок.

— Кто этот шутник, ребята? (Ударение)

— Чем отличается ударный слог от безударного?

— Характерной чертой русского ударения является его подвижность. В начале урока мы убедились в том, что от ударения может зависеть значение слова. Отгадайте загадки.

1) Я травянистое растение
C цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирис)

2) Я сборник карт: от ударения
Зависят два моих значения,
Захочешь – превращусь в название
Блестящей шелковистой ткани я. (Атлас – атлас)

Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения. (Задание выполняется в парах)

Пропасть, село, хлопок.

— В чем мы убедились, выполнив это задание? (Важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого зависит его лексическое значение)

А сейчас мы проведем орфоэпический диктант.

— Отгадайте загадки, т.к. иногда рифма подсказывает правильное ударение в словах.

1) Буквы – значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все…(Алфавит)

2) Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я…(Фарфор)

3) Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный…(Каталог)

Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах.

Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, приговор, средства, километр, документ, свекла, начал, досуг, процент, магазин.

Мы справились с этим заданием. Теперь эти слова будем произносить правильно.

Давайте послушаем веселую песенку про ударение из передачи “Радионяня”.

— Есть в русском языке слова, в которых допустимо два варианта ударения. Какое из этих слов встретилось в песне? (Творог – творог)

— А есть ли такие слова в словаре “Произноси правильно”. Какой пометкой обозначены варианты ударений?

— Вспомните, что изучает орфоэпия?

На доске записаны слова, произнесите их правильно. (Устно)

Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый, пустячный.

Очень важно, ребята, не только правильно поставить ударение в слове, но и произнести правильно звуки. В русском языке есть слова, заимствованные (пришедшие) из других языков. Во многих словах сохраняется твердое произношение согласных перед е. Мы должны правильно произносить такие слова.

Распределительный диктант. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите в нужный столбик, объясняя орфограммы.

1) Твердый согласный перед е.

2) Мягкий согласный перед е.

1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.)

2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.)

3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].)

4. Знак препинания. (Ти[рэ].)

5. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б`э]рг.)

6. Высшее достижение мастерства. (И[д`э]ал.)

7. Нижние места для зрителей в театре. (Пар[тэ]р.)

8. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].)

9. Название научного понятия. (Термин[т`э].)

10. Шарф, шейный платок. (Каш[нэ].)

— Чему мы учились, выполняя задание? Куда можем обратиться в случае затруднения?

III. Проверочная работа. (Задание выполняется самостоятельно, по рядам)

1. Спишите, поставьте ударение в словах – парах, имеющих одинаковое написание. Объясните.

Косит косец,
А зайчишка косит.
Трусит трусишка,
А ослик трусит.

На путях я вижу сорок
Резко скачущих сорок.
Этот вид мне очень дорог
Средь неведомых дорог.

2. Спишите, поставьте ударение в выделенных словах. Укажите, в каких примерах перенос ударения создает новое слово, а в каких – только изменяет их форму (падеж, число).

Столяр сделал книжные полки.
По дороге двигались вооруженные полки.
Открыты все окна. Я стою у окна.
Я мою руки. Дай мою книжку.

3. Произнесите правильно выделенные слова. Спишите, обозначьте правильное произношение звуков.

На выставке в музее мы видели модель нового самолета. Портрет Пушкина работы художника Кипренского. С самолета был выброшен парашютный десант. Мечта каждого – иметь персональный компьютер. Детектив исследовал место происшествия.

V. Домашнее задание.

Сочинить смешную историю или стихотворение со словами, в которых от ударения зависит лексическое значение.

Источник

Фонетический разбор слова

Содержание

Для того чтобы выполнить фонетический разбор слова (или, как его еще называют, звуко-буквенный разбор), необходимо владеть некоторыми основами фонетики, которые мы разбирали на уроках о звуках и буквах, а также о слогах и ударении.

Фонетический разбор — это анализ буквенного и звукового состава слова.

С его помощью мы анализируем, как соотносятся между собой написание и произношение слова.

Произведя фонетический разбор, мы сможем ответить на вопросы о том, сколько в слове слогов и куда падает ударение, какими свойствами обладают звуки, составляющие слово, а также совпадает ли количество букв и звуков.

Особенности фонетического разбора

Для того чтобы обозначать на письме звуки, которые мы произносим, принято использовать квадратные скобки.

Например: [о] обозначает гласный звук в слове кот. Само слово кот тоже можно написать в виде звуков квадратных скобках: [кот]. Это называется транскрипцией.

Транскрипция — это способ передачи звуков речи на письме.

Также может встретиться глагол транскрибировать (затранскрибировать) — это означает написать слово в транскрипции.

Кроме того, следует помнить о том, как обозначается мягкость согласного звука: [ ‘].

Мягкий и твердый знаки не обозначают звука — они лишь используются на письме для передачи произношения.

Например, в слове день мы пишем мягкий знак, чтобы указать, что согласный н — мягкий. Однако в транскрипции достаточно лишь указать мягкость этого согласного: [н’].

План фонетического разбора

Примеры фонетического разбора

Разбор слова, где количество букв и звуков совпадает:

мама;
ма́|ма;
[м] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
[а] – гласный, ударный;
[м] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
[а] – гласный, безударный.
4 буквы, 4 звука.

Разбор слова, где звуков больше, чем букв:

язык;
я|зы́к;
[j] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
[а] – гласный, безударный;
[з] – согласный, звонкий парный, твердый парный;
[ы] – гласный, ударный;
[к] – согласный, глухой парный, твердый парный.
4 буквы, 5 звуков.

Разбор слова, где букв больше, чем звуков:

роль;
ро́ль|;
[р] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
[о] – гласный, ударный;
[л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
4 буквы, 3 звука.

Разбор слова с удвоенной согласной:

рассказ;
рас|ска́з;
[р] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
[а] – гласный, безударный;
[с] – согласный, глухой парный, твердый парный;
[к] – согласный, глухой парный, твердый парный;
[а] – гласный, ударный;
[с] – согласный, глухой парный, твердый парный.
7 букв, 6 звуков.

Разбор слова с непроизносимой согласной:

Обратите внимание! В этом слове мягкий звук [н’] влияет на стоящий перед ним звук [с’], который тоже становится мягким.

тростник;
трост|ни́к;
[т] – согласный, глухой парный, твердый парный;
[р] – согласный, звонкий непарный, твердый непарный;
[а] – гласный, безударный;
[с’] – согласный, глухой парный, мягкий парный;
[н’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;
[и] – гласный, ударный;
[к] – согласный, глухой парный, твердый парный.
8 букв, 7 звуков.

Обратите внимание! Сочетание “тс” в глаголах упрощается до звука [ц].

обнимается;
об|ни|ма́|е|тся;
[а] – гласный, безударная;
[б] – согласный, звонкая, твердая;
[н’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;
[и] – гласный, безударный;
[м] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
[а] – гласный, ударный;
[j] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
[э] – гласный, безударный;
[ц] – согласный, глухой непарный, твердый непарный;
[а] – гласный, безударный.
10 букв, 10 звуков.

Источник

Инфоурок


Русский язык

Другие методич. материалыОрфоэпический словник для подготовке к ВПР в 5 классе

Скачать материал

Скачать материал

аудиоформат

  • Сейчас обучается 50 человек из 21 региона

  • Сейчас обучается 32 человека из 19 регионов

  • Сейчас обучается 41 человек из 24 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 261 345 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Другие материалы

«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Урок “Родной дом-уголок Отчизны”

  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 1. Язык и человек
  • 28.05.2020
  • 230
  • 0

«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

  • Скачать материал


    • 24.06.2020


      8593
    • DOCX
      15.5 кбайт
    • 575
      скачиваний
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Наумова Светлана Александровна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Наумова Светлана Александровна

    • На сайте: 3 года и 1 месяц
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 208055
    • Всего материалов:

      229

Добавить комментарий