Как составить орфографический конспект

Творческий опорный конспект

1 часть состоит из 70 орфограмм, 2 часть из
опорных схем, таблиц по изученным темам.

Рекомендации к составлению

  1. Познакомься с материалом темы, по которой
    составляется опорный конспект. Используй прежде всего учебник, а также
    дополнительную литературу.
  2. Выбери самый необходимый материал, который
    ляжет в основу опорного конспекта.
  3. Подбери к основным понятиям, орфограммам,
    пунктограммам опорные сигналы.
  4. Составь первичный материал опорного
    конспекта по отдельным блокам.
  5. Сведи блоки в один опорный конспект,
    учитывая логические взаимосвязи.
  6. Критически осмысли опорный конспект,
    определи его достоинства и недостатки.
  7. Поработай над улучшением опорного конспекта,
    составь второй вариант конспекта.
  8. Раскрась опорный конспект.
  9. Проверь свои знания по самостоятельно
    составленному опорному конспекту.
  10. После проверки опорного конспекта учителем
    зарисуй его в свою тетрадь-помощницу.

Образец 1 части конспекта

Орфограммы


орф.

Название

Правило

Примеры

1

Безударные
проверяемые гласные в корне слова

Чтобы не
ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слова или
подобрать однокоренное слово в котором проверяемая гласная была бы под
ударением.

Деревья (дерево)

Косить
осит)

Колосок
олос, колосья)

2

Непроверяемые
гласные и согласные

Правописание
непроверяемых безударных гласных  и согласных в корне слова нужно запомнить
(смотреть орфографический словарь).

Октябрь

Футбол

хоккей

3

Проверяемые
согласные в корне слова

Чтобы не
ошибиться в написании согласной в корне слова , нужно изменить слово или
подобрать такое однокоренное слово, в которой после проверяемой согласной
стоит гласная.

Дуб – дубы

Дорожка – дороженька

4

Непроизносимые
согласные в корне слова.

Чтобы не
ошибиться в написании непроизносимой согласной в корне слова, нужно подобрать
такое проверяемое слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.

Поздний (опоздать),

устный (уста)

Но: опасный
(опасен),

Вкусный (вкусен),

5

Буквы и, у, а
после шипящих

После шипящих ж,
ч, щ, ш
пишутся и, у, а.

Жизнь

Чудо

Брощюра

парашют

66

Буква е на
конце производных предлогов

В предлогах в
течение, в продолжение, вследствие
на конце пишется е.

Продолжается в
течение
недели.

67

Слитное написание
союзов также, тоже, чтобы

Союзы также,
тоже, чтобы (чтоб)
пишутся слитно. Их следует отличать от сочетаний так
же
(наречие с частицей), то же, что бы (местоимение с частицей). В
этих сочетаниях частицы же, бы, как правило могут быть опущены или
переставлены на другое место. Союзы также, тоже, можно заменить союзом
и, а союз чтобы составным союзом для того чтобы.

Брат также (=и) учился в юридическом институте (же нельзя опустить).

Я выполнила
работу так же хорошо, как и было
сказано (же можно опустить).

68

Дефисное
написание частицы –то со словами

Частица то
ко всем словам на письме присоединяется с помощью дефиса.

Задачу – то решил?

Решил – то быстро?

69

Дефисное
написание частицы –ка  с глаголами в повелительном наклонении

Частица –ка
пишется с глаголами через дефис.

Подай – ка

Выполни – ка

70

Дефис в междометиях.

Междометия,
образованные повторением основ, пишутся через дефис.

Ай-ай!

Ой-ой-ой!

Динь-динь-динь

Ха-ха-ха!

Пунктограммы

№ пункт.

Название

Правило

Примеры

1

Точка,
вопросительный и восклицательный знак в конце предложения

В конце
предложения в зависимости от целевого назначения, наличия или отсутствия
эмоциональной окраски высказывания обычно ставится точка, вопросительный или
восклицательный знак. При недосказанности ставится многоточие.

Наступила
полная тишина.

Когда мы
поедем в Москву?

Как же это
прекрасно!

Неужели ты всё
выполнил?!

2

Запятая при
однородных членах предложения

Между
однокоренными членами запятая ставится, если однородные члены не соединены
союзами, или соединены союзами а, но.  Между однородными членами запятая
не ставится, если союз и соединяет два члена предложения.

Мы танцевали,
играли.

Мы танцевали и
играли.

Мы не
танцевали, но играли.

Мы танцевали,
а Виктор играл.

3

Запятая и
восклицательный знак при обращении

Обращения выделяются запятыми. Это знаки
выделения.

Если обращение стоит в начале предложения и
произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится
восклицательный знак.

Вера! Иди
сюда.

Вера, где ты
отдыхала?

Где ты, Вера,
отдыхала?

Где ты
отдыхала, Вера?

4

Запятая в сложных
предложениях

Простые
предложения в составе сложного на письме обычно разделяются запятой.

Опустел сад,
осыпались листья.

Опустел сад, и
осыпались листья.

5

Знаки препинания
в предложениях с прямой речью

Прямая речь
выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы.

После слов автора
перед прямой речью ставится двоеточие.

После прямой речи
перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или
восклицательный знак, а после любого из этих знаков – тире.

Смотрю вслед
ему и думаю: «Зачем живут такие люди?»

(М. Г.)

«Ау, где вы?» – громко повторило эхо.

6

Выделение
причастных оборотов запятыми

Если причастный
оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми.

По пыльной
дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы
. (Л. Т.)

И кто-то, вспотевший
и задыхающийся,
бегает из магазина в магазин. (Пан.)

7

Запятые при
деепричастном обороте

На письме
деепричастия и деепричастный оборот с обеих сторон выделяется запятыми, если
находится внутри предложения, и одной запятой, если стоит в начале или в
конце предложения.

Чиркнула
спичка, на секунду осветив развешанные сети.

(Сер.)

Улыбаясь, она разбудила сына.

Макар сидел на
дровнях, слегка покачиваясь, и продолжал свою песню.
(Кор.)

8

Знаки препинания
при междометиях

Междометие
выделяется запятыми, если произносится без восклицательной интонации. Если
междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится
восклицательный знак. Следует различать междометия и одинаково звучащие
частицы: после междометий запятая ставится, после частиц нет. Ср. :Ах,
какие это были ночи! 
/ Ах
ты обжора!

Чу, сверчок за печкой затрещал.

(С.-Щ.)

Эх! Да ты, как я вижу, слова не дашь вымолвить. (Г.)

Образец
опорной схемы

ТЕМА: Ы, И после
приставок на согласную. Приставки ПРЕ-, ПРИ-

ВЕРХНИЙ БЛОК.  Если исходное слово начиналось с буквы И, то в однокоренном слове с
приставкой на согласную пишется буква Ы. исключение составляют приставки
СВЕРХ-  и МЕЖ-.

ОСНОВНОЙ БЛОК. Выбор гласных в приставках ПРЕ-  и ПРИ-  зависит от смыслового
значения. Если приставка обозначает приближение, присоединение, близость или
неполноту действия, то в ней пишется буква И.  если же приставка близка по
значению к слову очень или приставке ПЕРЕ-, то в ней пишется
буква Е. в некоторых словах значение приставки определить  сложно. Правописание
таких слов следует проверять по словарю.

Есть много слов, в
которых ПРЕ- и ПРИ- стали частью корня. Их значение вне этого слова не
определяется. В этом случае интересно и полезно заглянуть в этимологический
словарь. Он подскажет, что слово призреть заимствовано из
старославянского языка, где оно означало «присматривать, приглядывать,
наблюдать».
Слово презирать означало в буквальном смысле «смотреть
сверху вниз».
В современном русском языке оно употребляется в значении
глубоко пренебрежительного отношения к кому-нибудь или чему-нибудь.

Мы знаем, как нелегко написать диссертацию самому. Поэтому нередко используют копирайт текста. Чтобы программма проверки на уникальность не обнаружила заимствований, можно воспользоваться сервисом Анти-антиплагиат. Мы обрабатываем документы через программу Антиплагиат Киллер, которая не изменяя текста, увеличивает процент оригинальности до 90-95%. Услуга предоставляется без предоплаты. Поэтому при получении документа вы сможете сначала убедиться в повышении уникальности и в нашей честности перед тем, как оплатить заказ. 
Также мы поможем оформить работу по требованиям ГОСТ онлайн. Вы сможете пройти нормоконтроль с первого раза без ошибок.

Содержание

  1. Что такое конспект?
  2. Какой объем должен иметь конспект?
  3. Основные требования при написании конспекта
  4. Виды конспектов
  5. Как составить конспект – общие рекомендации
  6. Как составить конспект по различным видам текста
  • Как правильно сделать конспект по лекциям?
  • Как правильно конспектировать статьи
  • Как сделать конспект по книге
  • Как написать конспект по параграфу
  • Как составить конспект по учебникам
  1. Главные ошибки при составлении конспекта
  2. Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?
  3. Как повысить уникальность конспекта

01 Что такое конспект?

Конспект – это текст, который студент пишет, сокращая чужой. Он представляет собой запись, включающую выписки, тезисы, схемы, планы. Связующей основой становится логическая цепочка, которая соединяет все сокращения и все части записей.

Студентов начинают учить готовить конспекты правильно с первого курса. Обычно преподаватель предоставляет краткий план на учебное занятие, какие темы и микротемы будут рассмотрены на паре; затем называет литературу, которую можно и нужно изучить самостоятельно.

После 5 минут настраивания на рабочее настроение, лектор читает своей урок, а студенты должны выделять ключевые фразы и слова и добавлять из в свои записи.

Только с опытом приходит навык записывать под диктовку большой объем текста. Также со временем у студента появляются свои собственные сокращения слов, которые появляются слишком часто.

Сокращения подсказывает преподаватель перед началом курса. Так проще держать ритм лектору и быстрее записывать учащимся.

К сожалению, у первокурсников не всегда находится добрый преподаватель, который будет так заботлив, что научит студентов правильно готовить записи. Поэтому многим приходится самостоятельно по опыту выяснять, как составлять конспекты.

Лайфхак
Если вы студент, то рано или поздно вам может понадобиться повышение уникальности текста. На нашем сервисе вы сможете не только увеличить процент уникальности, но и проверить свою работу на плагиат через преподавательскую систему. 
Для поднятия уровня оригинальности мы используем программу Антиплагиат Киллер. Она обрабатывает документ, шифрует файл, не изменяя слов и порядка в предложениях, и выдает 90% процент уникальности. Мы предоставляем услуг по принципу – сначала вы проверяете готову работу на повышение, а затем мы присылаем чек на оплату. 
Также вы сможете заказать оформление любой работы по требованиям ГОСТ или по методичке. Поможем быстро и эффективно. 

Проверить уникальность

Повысить уникальность

Оформить работу по ГОСТУ

Что такое конспект

02 Какой объем должен иметь конспект?

Объем конспекта не имеет четких границ. Существует несколько факторов, которые влияют на объем.

Начинается все со скорости написания текста. У кого-то почерк мелкий, у кого-то широкий. Одни могут записывать почти все слова под диктовку и не уставать, другие теряются в потоке речи и цепляют только ключевые слова.

Также существует соотношение объема конспекта и исходного источника, например, учебника или речи лектора.

При составлении конспекта ориентироваться на объем явно не стоит. А вот на что надо полагаться – расскажем дальше.

03 Основные требования при написании конспекта

Основными требованиями при написании конспекта выступают внимательность, погружение в текст и умение вычленять самое главное из потока слов и фраз.

Каждому студенту нужно научиться распределять свою энергию на выполнение всего конспекта.

К примеру, если на первой паре учащийся будет записывать практически каждое слово за лектором, то он израсходует всю энергию за 2-3 пары. К началу 4 пары рука уже будет отваливаться, желания что-либо писать уйдет, вместо ясных и понятных записей в тетради появятся кружочки и фигурки.

Вот основные положения, которые помогут научиться писать конспект правильно:

Нужно сохранять силы и распределять нагрузку между парами. Для этого не надо стараться записывать каждое слово преподавателя. Нужно отбирать наиболее важные моменты, которые включают в себе основной смысл.

Почерк должен всегда сохраняться ровным и понятным для чтения. Если какие-то пропуски в предложениях и словах еще можно восстановить, то ломанный почерк потратит все ваши усилия и время в пустоту.

Между тезисами и выписками должна сохраняться логическая связь. Весь конспект должен иметь смысловую целостность. Если логическая цепочка будет нарушена, то связь всех элементов останется бессмысленно.

требования при написании конспекта

Чтобы составить конспект, достаточно применить пару техник.

  • Майнд-карты. На листе тетради по центру размещается тема работы. Она обводится кружочком. К ядру присоединяются определенные блоки, которые содержат ключевую информацию по теме. Это могут быть рисунки, слова, идеи, ассоциации и т.д.
  • Метод Корнелла. Еще одна техника, которая поможет записывать только нужное и важное.

Разделите текст на три блока. Для начала внизу отделите одну пятую часть по горизонтали. Затем верхний блок разделите по вертикали. Причем левый столбец должен быть гораздо меньше, чем правый. 

В правом блоке ведутся привычные записи лекций, куда сводится основная информация. В левом столбце уже после завершения написания конспект выводятся ключевые слова и идеи. Последний нижний столбец необходим для подведения сжатой мысли всего конспекта.

Это поможет вам восстановить всю информацию из памяти по многочисленным напоминаниям.  К тому же вам не удастся навсегда забыть основную идею, ведь ее вы будете переписывать и обрабатывать несколько раз.

Метод Корнелла заключается в том, что вся техника должна проводится в течение 24 часов с завершения написания текста в правой колонке. Для удобства лучше использовать тетрадь формата А4.

  • Конспекты по теме можно скачать из интернета. Существуют готовые варианты по самым распространенным темам. Однако необходимо помнить, что любую студенческую работу проверяют на уникальность. Чтобы пройти проверку на антиплагиат, нужно воспользоваться специальными способами повышения уникальности. Бесплатные методы подходят для тех, кто может позволить себе потратить некоторое время на доработку текста.

Если у вас нет времени самостоятельно исправлять конспект, то воспользуйтесь нашим сервисом анти-антиплагиат.рф. Мы поможем вам поднять процент оригинальности до 80-90% всего за пару минут. Также вы сможете проверить свою работу на уникальность через преподавательскую программу Антиплагиат ВУЗ. Нажимайте на кнопки для перехода на страницы заказа.

Итак, мы рассмотрели основные требования и методики для того, чтобы составить конспект быстро и правильно. Теперь рассмотрим, какие виды написания конспекта существуют.

04 Виды конспектов

Виды конспектов

Виды конспектов бывают разными. Они отличаются по структуре, по объему, а также по технике написания.

  • План-конспект. Это наиболее классический вариант составления конспектов. Мы уже представляли его в самом начале. Сперва дается общий план. Он может включать около 4-5 позиций. Каждая строчка должна раскрываться в основном содержании. Таким образом, у вас получается объемный текст, наполненный ключевым смыслом.
  • Схематический план. Это конспект, который представляет собой определенную структуру. Она включает вопросы, которые соединяются друг с другом по смыслу. Под каждым вопросом ставится несколько определенных ответов. Это помогает связывать весь текст краткими предложениями и выписками.
  • Текстуальный конспект – это вариант, который отлично подходит для работы с книгами. Вам нужно выписывать как можно чаще цитаты. Наполнить текст между цитатами можно тезисами и терминами.
  • Тематический конспект. Этот вид конспекта заключается в том, что вы рассматриваете определенный вопрос с помощью разных источников. Вам нужно кратко перефразировать основные мысли и идеи, которые представляют разные точки зрения исследователей на проблемы. Это поможет охватить всю картину в целом и захватить как можно больше информации.
  • Свободный конспект. Проще говоря, это запись под диктовку лектора. Некоторые студенты вместо слов используют рисунки или другие знаки, которые для них передают больше информации. Можно использовать разные методы в комплексе: тезисы, выписки, план, цитаты и т.д. Это наиболее тяжелая работа, но студенты к ней быстрее привыкают, чем к систематичным видам конспектирования.

Мы рассмотрели разные варианты, как составлять конспект по теме. Давайте рассмотрим, к каким видам текста подходит тот или иной вариант конспектирования.

05 Как составить конспект – общие рекомендации

В общие рекомендации, как составить конспект, входят такие положения

  • Нужно ознакомиться с материалом, по которому будет вестись конспектирование. Если вы работаете с учебником, то это вполне возможный вариант. В случае с лекциями – преподаватель должен всегда 5 минут с начала пары посвящать краткому обзору темы, о чем будет говориться на паре.
  • Составить план или структуру работы. Это поможет представить готовый «скелет» конспекта. Также в случае с записью преподавательских лекций нужно вначале попросить лектора представить план.
  • Выписывайте как можно чаще цитаты и тезисы. Они помогут вам вернуть память и вспомнить цепочку мысли.
  • Не начинайте писать в конспект каждое слово преподавателя под диктовку. Дослушайте предложение до конца и только потом запишите ключевое слово или тезис.
  • Преподаватель специально вставляет небольшие комментарии, чтобы в это время студенты успели записать мысль.
  • Используйте общеизвестные сокращения и условные обозначения. Например, вместо написания слова сантиметр – «см».
  • Можно использовать интернет сленг или английские короткие слова, например, ok.
  • Оставьте небольшую колонку с левой стороны тетради, чтобы помечать знаками непонятные или важные моменты в конспекте.
  • Не бойтесь переспрашивать какие-либо пропущенные моменты после пары. Перебивать чтеца ни в коем случае не стоит.
  • Оставляйте место, если что-то пропустили, и не забывайте их заполнять после пары.

Мы перечислили 10 общих правил, которые помогут вам кратко и понятно конспектировать все работы, будь они письменные или устные. Осталось узнать, как составить конспект по теме для разных видов текста.

составить конспект

06 Как составить конспект по различным видам текста

Один из самых сложных вопросов, как составить конспект по различным видам текста. Вам нужно совместить все полученные рекомендации и привести их к общему знаменателю. Далее мы подберем под каждый источник информации определенный вид конспектирования.

  • Как правильно сделать конспект по лекциям?

Для лекций наиболее подходят план конспект и свободный конспект. Выбор определенного варианта зависит не только от студента, но и от преподавателя.

Чаще всего происходит соединение этих видов и тогда план предоставляется в самом начале конспекта, а затем студент использует свое собственное виденье кратких записей.

Главное, чтобы сохранялась логическая цепочка между тезисами и выписками.

как составить конспект лекций

  • Как правильно конспектировать статьи

Конспектировать статьи можно с помощью тематического конспекта, а также схематического.

В первом случае можно сохранять наиболее важные моменты из статей, обобщая их в один текст.

Схематичность помогает отделить статьи и показать разность взглядов. К тому же тематический конспект он более субъективен, нежели схематический. Поэтому здесь важен выбор студента, как именно хочет проводить записи.

Наиболее быстрым и удобным вариантом все-таки является схематический конспект. Он не предполагает продумывания текстуальной составляющей. С помощью вопросно-ответной формы можно передать больше информации в кратком предложении.

  • Как сделать конспект по книге

Конспект по книге лучше выполнять с помощью двух вариантов вкупе: текстуальный + свободный конспекты.

Это поможет вам передать не только большое количество информации, но и сделать конспектирование более увлекательным и интересным.

Передача эмоциональной и выразительной основы поможет автору погрузиться в ту атмосферу, которую он представлял, когда читал книгу. Это вызовет ассоциативный ряд, и память вернет все забытые элементы.

  • Как написать конспект по параграфу

Написать конспект по параграфу лучше всего в свободном стиле. Это довольно небольшой источник, поэтому автор может заполнить конспект почти слово в слово.

  • Как составить конспект по учебникам

Как составить конспект по учебникам? Довольно легко. В самих учебниках часто выделены теории и положения, которые важно заучить. Именно их и надо записывать в тетрадь. Главное разглядеть эти выделенные места.

Если вы не видите никаких выделений в тексте, то вам придется использовать план-конспект. К тому же, готовый план есть у вас на руках – это содержание учебника.

Итак, мы подробно рассмотрели, как составить конспект по учебникам. Вам осталось лишь применить все советы и рекомендации в своей работе. Однако прежде изучите, с какими проблемами может столкнуться каждый из учащихся.

07 Главные ошибки при составлении конспекта

Ошибки при составлении конспекта могут сыграть плохую шутку с автором. Поэтому не допускайте следующего.

  • Не пишите каждое слово под диктовку и не старайтесь начать писать с первых слов автора или текста.
  • Не пропускайте ключевые слова и термины, если вы не услышали, то обязательно оставьте место, которое нужно будет заполнить после пары.
  • Сохраняйте почерк ровным до конца всех пар. Каракули невозможно будет прочитать – а это значит, что информация будет потеряна.
  • Не используйте отдельные листочки для конспектов или сразу старайтесь их переписывать или пришивать в тетрадь.

ошибки при составлении конспекта

Итак, здесь перечислены все ошибки студентов, которые повторяются из года в год. Учитесь на чужом опыте, а не на своем. Иногда конспекты лекций могут спасти студента от тройки или от незачета.

08 Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?

Конспекты нужно проверять на антиплагиат лишь в том случае, если вы выполняете их в электронном виде. Многие преподаватели просят вести записи через ноутбук или с помощью планшета. В таком случае конспекты проверяются на антиплагиат аналогично реферату и курсовой. Тогда они могут повлиять на итоговую оценку на экзамене.

Также если вы скачали готовые конспекты вам обязательно нужно узнать, насколько низкий у них процент уникальности. Это поможет понять, сможете ли вы пройти допустимый порог плагиата или нет.

Лучше всего проверить конспект в преподавательской системе. Только Антиплагиат ВУЗ может гарантировать точный процент оригинальности. К тому же можно сразу получить отчет по проверке и увидеть, где были обнаружены заимствованные части текста.

09 Как повысить уникальность конспекта

Перефразируйте найденные заимствования, чтобы повысить уникальность конспекта. Если их не так много, то вы легко справитесь с задачей.

Однако, если ваш конспект имеет совсем низкий процент оригинальности, то вам нужно повысить уникальность с помощью программы Антиплагиат Киллер.

Она поможет поменять код вашего файла, и система обработки антиплагиат не сможет найти плагиат. Тогда вы увидите показатель 80-90% самостоятельности текста.

Таким образом, вы легко сможете пройти проверку на оригинальность с высоким показателем.

Чтобы понять, как работает представленная программа, посмотрите специальное видео.

Итак, сегодня мы разобрались, как составить конспект. Представили разные виды конспектирования и распределили их для разных видов текстов. Теперь вы знаете, какой способ конспектирования в том или ином случае будет наиболее удобным.

Полезные ссылки:

Что такое антиплагиат и как он работает?

Антиплагиат – обзор сайта, отзывы, видео 

Отчислили за Антиплагиат: реальная история студента

Цитирование в антиплагиате: как оформить – Пример

Антиплагиат эксперт: 30 способов поднять процент

Что такое плагиат – как снизить и убрать из текста

Разработка урока, Презентация «Составляем орфографический словарь», Начальная школа, 3 класс.

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Класс разделён на пять групп по темам орфограмм: парные звонкие/глухие согласные, разделительные ь/ъ знаки, удвоенная согласная, непроизносимая согласная.

Тип урока урок – проект. 
Форма урока: творческая мастерская.

Учебные задачи, направленные на достижение – предметных результатов:
– активизировать интерес к изучению русского языка, расширить кругозор учащихся;
– обобщить и углубить знания детей о разнообразных словарях и правилах работы с орфографическим словарем;
– отрабатывать умение подбирать слова на заданную орфограмму; записывать слова в алфавитном порядке.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
– развивать интеллектуальные способности детей;
– формировать умение грамотно читать и писать, подбирать текстовую информацию, выделять из большого объема информации главное;
– формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словаря и учебников;
– формировать умение вступать в учебное сотрудничество, осуществлять совместную деятельность в малых группах; презентовать результаты деятельности группы;
– формировать умение оценивать свои достижения на уроке.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
– воспитывать чувство коллективизма, ответственности; желание учиться, дружеские, доброжелательные отношения;
– развивать навыки сотрудничества.

Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Образовательные ресурсы: учебники: русский язык, литературное чтение, окружающий мир
Словари: орфографический, иностранных слов, фразеологизмов, англо-русский, грамматико-орфографический, мифологический, толковый, толковый Даля, антонимов, синонимов…
Наглядно-демонстративный материал:

-выставка словарей;
– листы с вопросами и текстом о словарях для индивидуальной работы;
– желтые карточки со стихотворением об орфографическом словаре для работы в парах;
– карточки со словами на определенную орфограмму для игры «Пересадки»;
– таблички с названиями групп (по названию орфограммы, с которой будет работать группа);
– страницы и обложка для словаря;
– памятка о работе в группе (на доске);
– инструкционные карты для работы в группе;
– бланки для записи слов;
– листы самооценки работы в группе;
– листы с впечатлениями о работе на уроке и стикеры.

В начале занятия ученики сидят по группам. Распределение учеников по группам и ролей в группах обоснованно индивидуальными особенностями детей и их личностным развитием. Формируется 5 групп по орфограммам: парные звонкие/глухие согласные – 3 человека, разделительный ь мягкий знак – 3 человека, разделительный ъ твёрдый знак – 3 человека, непроизносимые согласные – 3 человека, удвоенные согласные – 4 человека, соответственно организуется 5 рабочих места для групповой работы.

Ход урока
1. Организационный этап.
Все – кто хочет расширить свой кругозор.
Все – кто хочет научиться грамотно писать и говорить.
Все – кем движет великая сила – любознательность.
Все – кому хочется в знаниях навести порядок.
Всех вас приглашаю на занятие творческой мастерской.
– С каким настроением вы пришли на урок. Покажите ваше настроение при помощи карточки «НАСТРОЕНИЯ»
– Я РАДА , ЧТО У ВАС ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ.
– Вы перед собой видите СТУПЕНЬКИ ЗНАНИЙ
УМЕЮ
ПОНИМАЮ
ЗНАЮ
?
Сейчас ваши знания находятся на белой ступеньке, т.к. вы не знает, чему посвящен наш урок. Итак, начнём шагать по ступенькам знаний.
2.Актуализация знаний.
Деятельность учителя: актуализирует знания детей по теме «Словари» в ходе работы с опросными листами, работы с текстом и фронтальной беседы.
Деятельность учащихся:
 познавательная: вспоминают сведения о словарях при выполнении работы на опросных листах; уточняют сведения о словарях при помощи работы с текстом;
 коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
 регулятивная: читают поставленные вопросы и формулируют письменные ответы на них, контролируют правильность ответов учащихся, дополняют, уточняют. 5 мин
– Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну волшебных словарей. (показать на выставку словарей)
– У вас уже есть довольно большой багаж знаний о словарях и богатый опыт работы с ними. Поэтому я предлагаю вам попробовать ответить на несколько вопросов.
Возьмите лист со знаком вопроса. Прочитайте вопросы и попробуйте письменно на них ответить.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Попробуйте ответить на вопросы.
1. Этот словарь служит для объяснения значения слов языка, а также показывает условия их правильного употребления. Что это за словарь? ___________________________________________________
Скажите, кто первый ввел этот термин?_________________________
2. С помощью этого словаря вы узнаете о происхождении слова и об истории его развития до наших дней. Назовите этот словарь. _____________________________________________________
3. В этом словаре собраны слова, близкие по своему лексическому значению, отличающиеся лишь смысловыми оттенками этого значения. О каком словаре идет речь?
_____________________________________________________________________________________
4. Имея под рукой этот словарь, вы никогда не ошибетесь в написании самого ¬ трудного слова или его формы. Какой это словарь? _________________________________________
5. Этот словарь помогает обогатить словарный запас человека образными выражениями. Он толкует лексическое значение устойчивых сочетаний слов. Какой словарь имеется в виду?
________________________________________________________________________
6. В этом словаре представлены слова с противоположным лексическим значением. Как он называется? ______________________________________________________
7. Узнать, из каких языков пришли в русский слова-чужестранцы, поможет именно этот словарь. Какой? _____________________________________________________
– Проверим вашу самостоятельную работу в группе.
– На какие вопросы вы не смогли ответить?
– Прочитайте вначале ответ на те вопросы, на которые смогли ответить.
У меня в руках лист с изображением книг. На этом листе написано, какие словари существуют в нашей стране. Его я помещу в нашем уголке, а вы самостоятельно узнаете информацию о словарях. На следующем уроке вы поделитесь знаниями.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
3.Определение темы, постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности.
Деятельность учителя: с помощью специально подобранного стихотворения подводит детей к формулировке темы урока, организует работу в парах по формулировке задач урока, проводит беседу по правилам работы с орфографическим словарем;
Деятельность учащихся:
 во время работы в парах выясняют, на какой вопрос будут искать ответ на уроке, во время фронтальной беседы знакомятся с задачами урока;
 взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в парах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
– О том, с каким словарём мы будем сегодня работать, вы узнаете, если прочитаете стихотворение на желтых карточках.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Орфографический словарь
На прашлагодние ашипки
Сматреть мне трудно без улыпки.
Пишу я лучче многих в класе,
Мне падарил падарок вася:
Я изучяла весь енварь
Арфаграфичиский славарь.
М.Яснов Орфографический словарь
На прошлогодние ошибки
Смотреть мне трудно без улыбки.
Пишу я лучше многих в классе,
Мне подарил подарок Вася:
Я изучала весь январь
Орфографический словарь.
М.Яснов
– Что вы заметили?
– Какие ошибки допустила ученица? (орфографические)
– Поработайте в группах и попробуйте исправить ошибки в стихотворении.
– Сверьте правильность выполнения работы в группе. (Выдается карточка с безошибочным написанием слов в стихотворении)
– Поднимите руки те группы, кто нашёл и исправил все ошибки. Молодцы!
– Какому же словарю будет посвящён наш сегодняшний урок? (орфографическому словарю)
– Какая информация содержится в этом словаре? (правильное написание слов)
– Сегодня мы с вами создадим свой орфографический словарь. В нём будут содержаться словарные слова. А какие слова мы с вами называем словарными? (написание которых нужно запомнить)
– Как вы думаете, почему я предлагаю вам составить орфографический словарь именно с этими словами?
– Ребята, но ведь у нас в учебнике уже есть орфографический словарь со словарными словами. Зачем же мы будем создавать его снова? Давайте подумаем, как можно «отредактировать» наш словарь, чтобы он был нам полезен на уроках русского языка.
– Вспомните, какие задания с использованием орфографического словаря вы получаете? (выписать слова на определенную орфограмму)
– Ваши предложения: как можно «отредактировать» наш орфографический словарь, чтобы быстро выполнять данное задание?
– Итак, сегодня мы составим не просто орфографический словарь со словарными словами, а словарь, в котором слова классифицируются по орфограммам.
– Странички с какими орфограммами мы можем составить?
– Где мы можем использовать этот словарь? (на уроках русского языка, при выполнение домашней работы)
– Давайте поставим цели на сегодняшнее занятие творческой мастерской. На доске я сформулировала несколько целей, выберите те, которые подходят к нашему занятию.
 Учиться грамотно читать и писать.
 Учиться определять падеж имен существительных.
 Отрабатывать умение записывать слова в алфавитном порядке.
 Отрабатывать умение пользоваться толковым словарём.
 Учиться работать в группах.
 Отрабатывать умения пользоваться орфографическим словарём.
Прежде чем начать работу по созданию орфографического словаря, вспомним, по какому принципу он составлен? (дети рассматривают орфографический словарь в учебнике)
• Слова составлены по алфавиту;
• Отмечены ударения (правильно произнести слова:)
• Даётся одно слово из группы однокоренных слов
-Вывод:
Словарик научит нас делать правильное ударение.
Словарь дает указание, когда ударение зависит от значения слов.
Словарь поможет нам правильно изменять слова.
Например, туфля. Как правильно сказать: «У меня нет…»
полотенце «Я купила много…» (полотенец)
пахать «Я…»(пашу), «Они…» (пашут).
Словарик скажет нам какого рода существительное.
Например, драже «Драже очень вкус…» (ное).
В словарике есть и другие грамматические указания.
4. Создание страниц орфографического словаря. Групповая работа учащихся.
Деятельность учителя: организует групповую работу;
Деятельность учащихся:
создают страницу орфографического словаря, отрабатывают умение находить слова с заданной орфограммой;
– Переходим к созданию своего орфографического словаря.
– А на какие орфограммы определите при помощи слайдов
СЛАЙДЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ
– Работать мы будем по группам. У каждого на столах лежат карточки со словами на определённое правило.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
• парные звонкие/глухие согласные
• разделительный ь мягкий знак
• разделительный ъ твёрдый знак
• непроизносимые согласные
• удвоенные согласные
У каждого члена группы есть свои роли:
• главный редактор (организует работу в группе, презентует работу группы, следит за временем и за выполнением правил работы в группе, помогает находить словарные слова),
• художник-оформитель (оформляет страничку словаря),
• собиратели словарных слов (находят в словарике учебника словарные слова и записывает на свой бланк).
Распределите роли в группе.
– Прошу встать:
• главных редакторов;
• художников-оформителей;
• собирателей словарных слов.
На выполнение работы вам отводится 10 минут. Прошу редакторам следить за этим.
Перед началом работы вспомним правила работы в группе (записаны на доске).
Правила работы в группе:
1. Обсуждать тихо.
2. Объяснять своё высказывание.
3. Слушать других.
4. Договариваться.
5. Работать быстро.
При работе в группе пользуйтесь инструкционной картой. Прошу главных редакторов получить задание.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Инструкционная карта
1. Вспомните правило нахождения в слове данной орфограммы. Как ее проверить? Что делать, если нельзя проверить написание данной орфограммы?
2. Распределить между членами группы бланки для записи словарных слов.
3. Найти в орфографическом словарике или в упражнениях учебника слова на вашу орфограмму.
4. Записать слова на бланк в алфавитном порядке.
5. Расположить на листе бланки со словами в алфавитном порядке.
6. Оформить свою страничку.

И примеры бланков для работы в группе (количество строк на бланке соответствует количеству слов с данной в группе орфограммой, которое нужно выписать )
5. Презентация результатов групповой работы.
Деятельность учителя: организует работу по презентации результатов групповой работы;
Деятельность учащихся:
рассказывают о словах с определенной орфограммой, пользуясь созданной в ходе групповой работы странички орфографического словаря;

– Вижу, что выполнение задание в группе вы закончили. Посмотрим, какие странички у нас получились.
Прошу главных редакторов представить свои странички.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности.
Деятельность учителя: выясняет, достигнуты ли цели урока;
Деятельность учащихся:
разбираются, достигнуты ли цели урока; самостоятельно оценивают свою работу на уроке.
– Для чего нужен наш орфографический словарь?
– Что нужно помнить, чтобы быстро ориентироваться в словаре?
Оценим свою работу в группе. Возьмите листы самооценки и заполните их.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
– Все ли изученные правила письма мы с вами сегодня рассмотрели при создании словаря?
– С какими орфограммами можно ещё создать странички орфографического словаря?
– Какие впечатления от урока у вас остались? Покажите ваше настроение при помощи карточки «НАСТРОЕНИЯ»
– Я вижу, что многим понравилась работа. Поэтому я вам предлагаю самостоятельно создать свою страничку словаря вместе с одноклассниками, взрослыми, на которой, представите слова на изученные нами орфограммы, но не вошедшие в наш словарь сегодня. А можно создать свой орфографический словарь, в который войдут слова на интересную для вас тему, например: «Школа», «Природа», «Здоровье», «Семья», «Растения», «Животные», «Географические названия», по временам года: «Весна, Зима, Лето, Осень»

На этом занятие творческой мастерской подошло к концу. Спасибо за работу!

А теперь я хочу узнать на какую ступень «ЗНАНИЙ» вы шагнули ?

Хорошо усвоить тему и быстро воспроизвести её в памяти школьникам помогут навыки составления конспекта. Правильно выполняемое конспектирование заставляет глубоко осмыслить материал, погрузившись в его содержание в процессе переработки. Освоив правила ведения записей, учащийся сможет улавливать и фиксировать основные мысли, складывая их в понятный сжатый текст непосредственно при поступления информации. 

Полученные умения пригодятся при дальнейшем обучении – качественное конспектирование лекций необходимо для студента. В профессии этот навык даёт дополнительные шансы сделать успешную карьеру. Даже в быту умение коротко, но понятно сделать необходимые записи сильно облегчит вашу жизнь. 

Что такое конспект?

Конспект – краткая, но ёмкая запись материалов по пройденной теме в удобной и понятной для школьника форме. Это сокращенный текст, построенный в строгой логической последовательности, составленный школьником из материала, предложенного преподавателем, и дополненный информацией из других источников. 

Написание конспекта может производиться тезисно, схематически, сокращённо, таблично, с применением аббревиатур и иностранных слов. Важно, чтобы ученик сам понимал своё изложение, мог его воспроизвести, не теряя логического смысла повествования. 

Для этого важно понимать, как правильно сделать конспект. Полученные выписки должны быть понятными, эффективными и удобными для дальнейшей работы. В статье мы разберём, какие способы их написания существуют, как разработать план и структуру конспекта и какие ошибки можно допустить при подборке тезисов.

Первая неделя занятий бесплатно!

Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!

Начать заниматься

Как составить конспект по теме: пошаговая инструкция

Написание требует внимания и сосредоточенности. Ряд рекомендаций поможет выполнить работу качественно. Что нужно сделать?

  1. По возможности заранее ознакомьтесь с темой изучения;
  2. Научитесь сокращать слова общепринятыми, понятными способами;
  3. Предварительно составьте план конспекта; 
  4. Набросайте тезисы по основным пунктам изучаемого материала;
  5. Фиксируйте ключевые фразы после прослушивания каждого предложения;
  6. Сделайте краткие выписки – изложение полученной информации;
  7. Оставьте место слева для заметок и отмечайте там непонятные элементы, требующие уточнения;
  8. Оставляйте место для пропущенного учебного материала. Например, если не успели за учителем или произошел технический сбой;
  9. Уточняйте непонятные моменты у преподавателя после занятия или в других источниках. Например, в Домашней школе «ИнтернетУрок» всегда можно задать вопрос учителю и в течение 15-ти минут получить ответ.
  10. Заполняйте пропуски непосредственно после прояснения информации, пока она свежа в памяти.

Записываемый текст – не пересказ лекции или урока. Его назначение – фиксация в памяти конкретных знаний.

Виды конспектов

Конспекты различаются по форме и содержанию в зависимости от предмета, изучаемой темы и основного назначения, предусмотренного пользователем. Среди самых распространённых видов конспектов для школьников выделяются:

  • ТЕКСТУАЛЬНЫЙ. Идеально подходит для работы с книгами. В процессе написания содержание фиксируется тезисно. Допускается использование основных терминов и цитат. 
  • СВОБОДНЫЙ. Допускается запись информации под диктовку. Учащийся делает выписки на своё усмотрение. Они могут записываться сокращениями, тезисами, условными обозначениями, рисунками, схемами.
  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ. Представляет собой изложение информации из нескольких источников, раскрывающих конкретную тему. Позволяет обработать большой объём информации, составив общую базовую выборку данных по заданному вопросу. 
  • СХЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Структурный конспект, включающий соединённые единым смыслом вопросы. Под вопросом пишется краткий ответ или несколько ответов-тезисов. Допустимы краткие предложения и выписки, связывающие весь текст. 
  • ПЛАН-КОНСПЕКТ. Базируется на общем плане, освещающем важные вопросы изучаемой сферы. Пункты раскрываются по мере изложения материала и поступления новой информации. Считается самым объёмным видом конспектирования со всесторонним рассмотрением предмета изучения. 

Методы конспектирования 

Характеризуются способам оформления текста в конспекте. Рассмотрим наиболее распространенные:

Метод Корнелла 

Отдельный лист делится на 4 части. Сверху проводится горизонтальная линия, над которой фиксируется заголовок и дата урока. Нижняя линия располагается за несколько строк до завершения листа. Под ней кратко записываются основные выводы лекции. Между горизонтальными линиями площадь разделяют две колонки. Правая должна быть примерно в два раза шире левой. Слева отмечаются важные даты, термины, имена, определения, события. Справа – информация, излагаемая преподавателем.

Такое составление записей считается идеальным для обработки оперативно поступающей информации.

Схематический метод 

Структура написания представлена в виде большого маркированного списка с несколькими уровнями вложений. Верхний уровень – основная тема и мысль, средний – подтема, далее – тезисы. Разработка и анализ каждой темы происходит в процессе обучения. Ученик сразу вникает в тему, создавая удобную для запоминания структуру. Важно не перегружать список. Нужно составить его так, чтобы легко проанализировать информацию в дальнейшем.

Метод таблиц 

Эффективен при получении материала структурными блоками: по годам, значимым событиям или конкретным темам. Расчертив лист в таблицу, в каждой ячейке ученик записывает конкретное событие или факт. Метод удобен для школьников, потому что учитель дает материал структурированно, и ученик может облегчить запись, используя табличный вариант. 

Метод интеллект-карт 

Актуален для разбора сложных тем, самостоятельной работы над докладами и эссе. Основная цель вписывается в центре. Линиями соединяются мысли, объяснения, тезисы, идеи. Это мысли-якоря, призванные помогать создать основу для изложения главных идей. 

Метод предложений

Считается одним из самых несложных. Предложения записываются с новой строки с соответствующей нумерацией. Связь между предложениями формируется отсылкой на другой пункт с указанием его номера.

Метод индексов 

Схематическая запись информации. При составлении конспекта используются рамки, рисунки, стрелки, таблицы. Каждый объект имеет для автора определенное значение, носит понятную ему смысловую нагрузку. Если запись сделана в круге, это значит, что её нужно обязательно выучить. В квадрате – уточнить и дополнить полученный материал. В треугольнике – обратить особое внимание. Каждое обозначение индивидуально для автора. На форзаце тетради необходимо сделать пометки, какой символ что значит. Это позволит ориентироваться в условных обозначениях, если их окажется много.

Метод течения 

Позволяет обеспечить максимальное усвоения материала в ходе урока при минимальном количестве записей. Требуется выделять основные моменты и мысли тезисами, схемами, рисунками, не зацикливаясь на изложении. Материал активно обдумывается, дополняется собственными идеями и комментариями в свободной форме. Этот метод написания хорошо использовать, если важно моментальное усвоение данных, а не изучение их через длительное время.

Метод боксов

Идеален для визуалов – людей, у которых доминирует зрительная память. При составлении конспекта задействуются даты, исторические личности, иностранные слова и определения. Лист делится на неровные квадраты, треугольники, прямоугольники. Размещение на странице хаотично. Вверху прямоугольника указывается заголовок, далее – несколько базовых фактов. Метод позволяет концентрироваться на основных мыслях, выделяя конкретику.

Метод нумерации

Эффективен на занятиях и лекциях, где информация выдается быстро: преподаватель не останавливает рассказ, не акцентирует для учеников основные моменты. Оптимально использовать две разноцветные ручки. Первой фиксировать номер мысли. Второй – её содержание. Между номерами оставляется место – отступы, а в них вносится дополнительная информация. 

back

Подпишитесь на нашу рассылку

Главные ошибки при составлении конспекта

  • Потеря структуры и авторских особенностей текста;
  • Чрезмерная краткость;
  • Избыток вводных слов и эпитетов;
  • Отсутствие связи записей, плана;
  • Дословное повторение тезисов;
  • Бессвязный пересказ текста;
  • Незаконченность основных смысловых положений – тезисов.

Как красиво оформить конспект: основные техники

Необходимо определить, как сделать конспект понятным для себя, разработать собственную унифицированную систему записи информации. Удобно использовать систему стикеров, подчёркиваний, схем, выделений разными цветами. Важно, чтобы процесс ведения изложения был удобен конкретному школьнику.

Красивая запись не имеет пропусков. При наличии их необходимо заполнять должным образом сразу после занятия.

Заголовки новых тем можно выделять маркерами либо записывать большими буквами. Подтемы лучше подчеркивать.

Важно помнить, что чётко разработанная система способствует пониманию текста и внешней красоте записей. Красивый конспект, в свою очередь, помогает лучше запомнить информацию.

10 лайфхаков

Как выучить уроки быстрее или написать контрольную работу лучше? Как запомнить стихотворение или решить насущные вопросы легко и непринуждённо, не затрачивая на них слишком много времени и усилий?

Полезные советы вне конкретных методов

Они помогают вести конспектирование, независимо от вида и метода. Нужно:

  1. Выработать собственную систему понятных сокращений. Для этого полезно изучить общепринятую и дополнить её понятными для себя элементами.
  2. Разработать единую цветовую схему для выделения конкретных тезисов, фраз и значений. 
  3. Изучив информацию из разных источников, распределить основные приоритеты и воспроизвести их тезисно, в понятной для себя последовательности. 
  4. Если источник предлагает исчерпывающее количество данных, из них нужно вычленить главную мысль и выписать её. Для этого лучше вести краткую запись всей информации и выделить основную мысль – резюме – после полного изучения данных. 

6 приложений и онлайн-сервисов для создания конспектов

В современном мире существуют сервисы, помогающие автоматизировать ведение записей. Они не заменяют, но существенно облегчают составление плана конспекта. Грамотно выделяют основные моменты, обрабатывают материал и подают его в удобной форме. 

  • Speechpad. Преобразует звучащую речь в текст. 
  • SpeechTexter. Телефонное онлайн-приложение, преобразующее речь лектора в написанный текст.
  • HandWriter. Конвертирует печатный текст в рукописный. Любая статья из книги преобразуется в рукописный текст лекции.
  • Писец. Преобразует электронный конспект в рукописный.
  • Canva. Систематизирует написанное, облегчая запоминание текста лекции.
  • ЭБС Лань. Создание лекций по пройденному материалу в одном окне с дополнительными возможностями выгрузки, записи и цитирования.

Методов конспектирования бесконечно много. Мы описали самые востребованные. Важно, чтобы учащийся, ознакомившись с ними, самостоятельно определил наиболее удобные. Если это будет сделано правильно, конспектирование станет успешным подспорьем в учёбе и в работе.

Редакция Домашней школы «ИнтернетУрок»

Конспект урока на орфографическую тему

По «Программе 2100»,во 2 классе

составила Куликова Марина Владимировна

Тема: Написание проверяемых согласных на конце слова.

Цель: ознакомление с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова».

Задачи:

1) формирование умения обнаруживать орфограмму в словах, опираясь на её признаки;

2) познакомить с двумя способами проверки;

3) научиться писать слова с проверяемыми согласными на конце слова.

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Повторение и постановка учебной задачи.

На доске слова на карточках:

  Прочитайте слова вслух. Сравните записанные слова по звучанию.

Чем похожи слова каждого столбика? (Последний звук в каждом слове глухой.)

  Чем отличаются слова первой строчки от слов второй строчки? (В словах первой строчки последняя буква  звонкая согласная, второй  глухая согласная.)

  Сегодня мы узнаем, в каких случаях на конце слова пишутся звонкие согласные буквы, а в каких глухие и научимся писать слова со звонкими и глухими согласными на конце слова.

(Карточки со словами учитель убирает с доски.)

3. Наблюдение над языковым материалом (подготовка к усвоению правила).

А)   Послушайте пары слов (слова записаны на доске и прикрыты):

морж  

ковш  

хлеб  

сноп  

  Назовите последние звуки в каждом слове.

(Ученики называют звуки, учитель записывает их на доске)

[ш], [п]

  Как называются эти звуки? (глухие)

  Вы убедились, что последние звуки во всех словах глухие, причём в каждой паре одинаковые.

  Как думаете, будут ли одинаковыми последние буквы  в словах каждой пары? (Учащиеся могут предложить разные варианты ответов.)

  Вы предложили разные варианты написания этих слов, значит мы столкнулись с новой орфограммой. Посмотрите, как пишутся эти слова.

(Запись на доске открывается):

морж  

ковш  

хлеб  

сноп  

  Когда мы говорим, парные звонкие согласные звуки на конце слов заменяются парными глухими  , они оглушаются.

Б)  Послушайте стихотворение Бориса Заходера (учебник, стр. 137, упр. 237; у детей учебники закрыты). Обратите внимание на слово морж.

Морж

Морж спросил у Кенгуру:

  Как выносишь ты жару?

  Я от холода дрожу!

Кенгуру сказал Моржу.

  Какой звук вы слышите на конце? ([ш])

  Рассмотрите, как написано это слово. Какая буква написана на конце слова? (б)

  Что же получается: слышится звук [ш], а пишется буква ж. Почему?

Откройте учебник на стр. 137, упр. 237. Ответ на этот вопрос вы можете найти в самом стихотворении.

  Найдите проверочное слово к слову морж. (моржу)

Почему оно проверочное? (В слове моржу чётко слышится звук [ж])

Какая буква написана в этом слове после ж? (у)

В) Работа с учебником

  Посмотрите упр.238. Прочитайте столбики слов.

Арбуз  арбузы  нет арбуза

Шкаф  шкафы  нет шкафа

Клюв  клювы  нет клюва

Кот  коты  нет кота

Сад  сады  нет сада

Мост  мосты  нет моста

  Какой звук слышится на конце слов первого столбика? ([c],[ф],[ф],[т],[т],[т])

А какая буква пишется? (з,ф,в,т,д,т)

Какие слова даны во втором и третьем столбиках? Как они называются? (проверочные) Какие буквы помогли проверить? (гласные)

  Опираясь на упражнение, подберите проверочные слова к словам на доске. Запишите также себе в тетрадь.

морж  моржи  нет моржа

ковш  ковши  нет ковша

хлеб  хлеба  нет хлеба

сноп  снопы  нет снопа

  Какая вам ещё встретилась орфограмма? (буквы и, у, а после шипящих в словах моржи и ковши.)

  Попытайтесь сформулировать правило о правописании проверяемых согласных на конце слова. (учитель выслушивает ответы двух  трёх учащихся)

4. Работа над формулировкой правила.

  Прочитайте правило на стр. 138. в жёлтой рамке. (Чтобы правильно написать согласную букву на конце слова, надо так изменить это слово, чтобы после согласного звука появился гласный. Клюв  клювы.)

 Скажите, согласные буквы на конце слова в какой части слова находятся? (В корне слова.)

  Как можно назвать новую орфограмму и правило? (Орфограмма «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова», правило написания звонких и глухих согласных в корне слова.)

  Какой признак поможет обнаруживать орфограмму в словах на слух? (Согласные, образующие пары по звонкости-глухости.)

  Верно. Это первый признак орфограммы. Какой ещё признак орфограммы необходимо помнить? (Орфограмма в корне слова.)

(По ходу анализа признаков орфограммы учитель записывает их на доске.)

  Обратите внимание  на серую рамку после правила. Прочитайте. О чём говорится в рамке? (Там описаны способы проверки написания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова.)

 С каким способом мы уже познакомились? (Можно подобрать слово, которое называет не один предмет, а много, или подставить слово нет:

груз  грузы, клад  нет клада.)

  Прочитайте первый способ. (Можно подобрать однокоренное слово:

клюв  клювик.)

5. Физкультминутка.

Раз  подняться, потянуться,

Два  нагнуться, разогнуться,

Три  в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре  руки шире,

Пять  руками помахать,

Шесть  на место тихо сесть.

6. Упражнения в применении правила и способов проверки.

1) Задание на обнаружение орфограммы (слуховое и зрительное восприятие).

а)  Сейчас будем тренироваться узнавать орфограмму на слух. Послушайте пословицы и поговорки. Выпишите слова через запятую.

Глаз меток, да зуб редок.

Друг познаётся в беде.

Хлеб  всему голова.

  Какие слова выписали? (Глаз, зуб, друг, хлеб.)

  Почему не выписали слова меток, редок ? (В этих словах отсутствует второй признак.)

  В выписанных словах выделите корень и подчеркните согласные на конце слова.

б) Слуховой диктант с сигнальными карточками.

  Отгадайте загадки. Запишите в тетрадях букву (через запятую), которую вы бы написали на конце слова-отгадки.

1. На солнце греется пузатый

Крепыш в рубашке полосатой. (Арбуз)

2. Полотно, а не дорожка,

Конь, не конь  сороконожка.

По дорожке той ползёт

Весь обоз она везёт. (Поезд)

3. Да, не бойся, ладно уж, не ужалит этот …(уж).

(В тетрадях: з, д, ж.)

(Проверка с помощью сигнальных карточек.)

2) Физкультминутка для глаз и рук.

3) Самостоятельная работа.

  Прочитайте задание к упражнению 239 на стр. 138. Спишите. Обозначьте новую орфограмму по образцу. После выполнения задания обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте друг у друга правильность выполнения.

7. Домашнее задание.

Выучить правило на странице 138. В тетради запишите 3 слова с новой орфограммой, подберите проверочное слово, обозначьте графически орфограмму.

8. Итог урока.

  С какой орфограммой познакомились на уроке?

  По каким признакам можно обнаружить эту орфограмму?

9. Орг. конец урока.

Приложение 1.

Оформление доски.

Число.

Классная работа.

[ш],[п]

морж  моржи  нет моржа

ковш  ковши  нет ковша

хлеб  хлеба (мн. ч.)  нет хлеба

сноп  снопы  нет снопа

Признаки орфограммы:

1. Согласные, образующие пары по звонкости-глухости.

2. Орфограмма в корне слова.

Приложение 2.

Работа ученика.

Число.

Классная работа.

морж  моржи  нет моржа

ковш  ковши  нет ковша

хлеб  хлеба (мн. ч.)  нет хлеба

сноп  снопы  нет снопа

Глаз, зуб, друг, хлеб.

З, д, ж.

Упражнение 239.

Голоса  голос, столбы  столб, нет улова  улов, народы  народ,

Плоты  плот, стрижи  стриж, арбузы  арбуз, этажи  этаж.

Использованная литература (к конспекту на орфографическую тему):

1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 2 класса.  М., 2005.

2. Бунеева Е. В., Комисарова Л. Ю., Яковлева М. А. Русский язык, 1  2 классы. Методические рекомендации для учителя.  М., 2007.

3. Волина В. Пословицы, поговорки, ребусы.  СПб., 1997.

4. Савельева Л. В. Звуки, буквы, части слова и орфограммы. Рабочая тетрадь.  М., 2007.

5. . Савельева Л. В. Учёт опознавательных признаков орфограмм в процессе их изучения// Начальная школа, 1999, № 12.

Добавить комментарий