Как дома правильно диктовать орфографический диктант?
Что такое орфографический диктант?
Почему диктанты так полезны для освоения навыков письма?
Некоторые родители думают, что диктант нужен только для того чтобы проверить усвоены ли знания по русскому языку. Но, оценка знаний только одна из полезных функций орфографического диктанта.
Диктант требует усиленного внимания ребенка, учит его внимательности и скорости принятия решения.
Диктант может иметь и эстетическую нагрузку и нести элементы развития речи. Ведь тексты для диктантов, чаще всего, являются отрывками из произведений классиков. Описание пейзажей, красивых предметов или интересных событий. Анализируя, ребенок невольно задумывается над сущностью самого текста, учится строить предложения.
Почему написание диктантов может улучшить орфографию ребенка?
Одна из главных типичных проблем по правописанию заключается в том, что дети учат наизусть орфографические правила, но все равно продолжают делать ошибки снова и снова. Один из лучших способов помочь новым знаниям “прилипнуть” – это использовать их осмысленно, например, писать под диктовку предложения.
Но когда ребенок только начинает учится писать, когда еще ещё не достигнут уровень автоматизма, почти невозможно сосредоточиться на всех аспектах написания предложения сразу — орфографии, механике написания букв, творчестве, выборе слов и грамматике.
Если ребенку трудно дается русский язык Вы можете каждый день писать небольшие диктанты по возрасту.
Но, чтобы эффект был максимальным нужно соблюдать несколько правил
7 простых шагов для эффективного домашнего диктанта
Шаг 1: Продиктуйте предложение.
В зависимости от уровня вашего ребенка, вы будете диктовать от двух до пяти фраз или предложений каждый день, используя только те слова, которые ваш ребенок уже научился писать. Пусть ваш ребенок знает, что ему нужно сосредоточить свое внимание, так как вы будете говорить предложение только один раз.
Шаг 2: Ваш ребенок повторяет предложение.
Повторение предложения поможет вашему ребенку сохранить его в кратковременной памяти достаточно долго, чтобы записать его.
Шаг 3: Ребенок пишет предложение.
Не поправляйте ребенка, когда он пишет предложение, даже если вы видите, что он начинает делать орфографическую ошибку. На самом деле, лучше всего смотреть в сторону, пока он пишет! Это позволит ему сосредоточиться на задаче, которую он делает и почувствовать, что его не контролируют и не осуждают. И это позволит ему “владеть” процессом написания. После следующего шага будет время для исправления орфографии.
Шаг 4: Ребенок вычитывает предложение, которое он только что написал.
На этом этапе ребенок читает свое письмо вслух или про себя. Это хорошее время для вашего ученика, чтобы практиковать самокоррекцию. Он должен проверить себя, задавая следующие вопросы: все ли я написал правильно? Правильно ли я использовал заглавные буквы и знаки препинания?
Шаг 5: Наконец, проверьте предложение, прежде чем диктовать следующее.
Предложите ребенку самому проверить предложение на наличие ошибок. Но даже если Вы заметили ошибку не говорите ему об этом.
Продолжайте диктовать следующее предложение, т.е. переходите к шагу. 1
Шаг 6. Когда весь текст написан, проверьте его, но не указывайте ребенку на конкретные ошибки.
Если вы обнаружите слово с ошибкой, не указывайте ребенку на него! И ни в коем случае не подчеркивайте ее (особенно красной ручкой!). Скажите, что в этом предложении ребенок допустил 1, 2 или 15 ошибок, это не так важно. Теперь очередь ребенка самому их найти. Помогите, если он отказывается делать это самостоятельно.
Шаг 7. После того, как с ошибками ребенок или вы вместе справились, разберите одно правило и напишите несколько примеров с его применением.
Цель диктанта состоит в том, чтобы продолжать совершенствоваться. Напомните ребенку, то, что он сейчас делает, поначалу может показаться трудным. Заверьте его, что вы знаете, результат обязательно будет, и повторите, что некоторые вещи просто требуют работы. Ваша цель – не совершенство, а просто помочь ребенку в улучшении его навыков, шаг за шагом.
#ошибки в диктантах #двойки по русскому #глупые ошибки #репетитор по русскому #дисграфия
Диктант – это испытание на грамотность, которое проходят не только учащиеся школ, но и студенты СУЗов и ВУЗов.
С чего начать, и как хорошо написать диктант по русскому, не допуская ошибок?
Этот вопрос волнует многих, так как написание подобного типа работы, пугает не только школьников, но и студентов.
Преподаватели же убеждены, что, приложив усилия, и следуя определенному своду правил, написание диктанта не будет вызывать затруднений.
Какие существуют основные правила написания диктанта?
Важно слушать!
Когда учитель/преподаватель читает текст в аудитории, важно отложить все дела на потом, не сидеть в телефоне, не разговаривать, а просто внимательно слушать. Слушая текста вам необходимо выделить главные части, отметить в уме знаки препинания. Это поможет вам сразу же настроиться на работу и избежать ошибок правописания.
Сосредоточься!
Не нужно смотреть соседу в тетрадь, ведь ты наверняка не уверен, что он пишет правильно, воспользоваться интернетом ты не сможешь, да и рыться в куче правил не хватит времени, просто пиши, не заостряя много внимания на возможных ошибках, вернуться к проверке написанного ты сможешь потом, так как на это отводиться достаточно времени.
Сделай проверку
Когда диктант подошел к концу, важно взять паузу и не торопясь проверить написанный материал. Сразу проверяй орфографию и только потом переходи к пунктуации, мысленно читай предложение и расставляй знаки препинания, при написании диктанта лучше при себе иметь простой карандаш, чтобы делать пометки в тех местах, где ты был не уверен, при повторной проверке, если ты поймешь, что знак должен быть в другом месте, ошибку легко убрать ластиком. Не нервничай и не торопись сдать диктант первым, от этого текст не станет лучше, а лишнее время поможет отстраниться от текста и взглянуть на него свежим, «не замыленным» взглядом. И самые простые ошибки сразу бросятся в глаза, а ты их исправишь.
Грамотность письма
Русский язык дети начинают изучать с малых лет. Родители, чтобы подготовить свое чадо перед школой, усиленно занимаются в домашних условиях или идут в центы развития. Но у большинства, первые азы грамотности дети получают все же именно в школе. Самыми важными для ребенка являются знания, полученные с 1 по 5 класс, так как именно в это время закладывается и формируется навык написания. Успех грамматики заключен в понимании, сложные правила плохо запоминаются ребенку, поэтому такие правила следует не «зазубривать», а пояснить ребенку, чтобы в будущем не возникло вопросов, которые будут нарастать и накроют его «лавиной» непонимания.
Занимаясь с ребенком каждый день, можно пойти дальше школьной программы и это не плохо, а очень хорошо, так как при обсуждении очередного правила/задания в аудитории ему будет гораздо проще усвоить информацию. Учить правила нужно в непринуждённой обстановке, можно в формате игр, все зависит от вашего желания и правильно подобранного материала для занятий.
Не стоит заставлять или перегружать информацией ребенка, кроме негатива это ничего не принесёт. Всё должно быть в меру.
Подготовка к диктанту:
Чтобы быть грамотным человеком, необходимо усердно изучать русский язык:
Читать
Чтение позволяет развить зрительную память, речь и запоминать большее количество слов.
Писать диктанты следует не только в школе/ВУЗе
Важно тренироваться, ведь только тренировка из раза в раз улучшит ваши результаты и позволит избегать ранее допущенных ошибок. Можно попросить продиктовать текст своих родителей, друга, или использовать специально записанные аудио диктанты, и тексты, который есть на онлайн-ресурсах, или воспользоваться помощью специалистов, которые в онлайн-режиме помогут вам написать диктант по русскому языку прямо в аудитории.
Проверять себя
После написания диктанта, проверь себя, в учебных пособиях даны ответы, поэтому важно после написания сделать проверку, и обратить внимание на допущенные ошибки, вернувшись к повторному изучению правил.
Повторять правила
Не пренебрегайте этим. Накануне перед экзаменом повторите правила и отправляйтесь с позитивными мыслями писать диктант. Повторять нужно не все, а только то, что вы прошли в учебную четверть, и именно то, что будет иметь отношение к вашему диктанту, дабы не устраивать в голове полную «кашу».
Тренировать зрительную память
В этом вам поможет художественная литература. Говори в слух сложные слова с которыми возникают проблемы в написании. Сейчас в книжном множество различных учебных пособий, можно купить сборник самых популярных диктантов и тренироваться. Так определенно можно повысить свою грамотность.
Мотивировать себя
За успехи и выполнение дополнительных заданий дома важно ребенка поощрять. Таким образом возникает интерес, и он с еще большими усилиями будет заниматься, чтобы проявить себя и показать свою грамотность. Важно объяснить, что уметь писать правильно важно не только вам или учителю, но и всем людям, и, если он тоже хочет взрослеть, этот навык ему обязательно понадобится. Покажите на своем примере, как хорошо вы умеете грамотно писать на русском языке.
Что делать, если пришел на диктант неподготовленный?
- Важно быть выспавшимся, собраться и максимально сосредоточиться только на тексте, который будет диктовать преподаватель.
- Преподаватель обычно выделяет границы абзацев и предложений, а также читая с выражением позволяет Вам расставить знаки пунктуации в предложении верно.
- Напиши текст и вернись к его проверке.
- Повторно в уме прочти текст, отметь знаки препинания, проверь орфографию. Не смотри в соседскую тетрадь, ведь есть большая вероятность допустить не только свои ошибки, но и собрать чужие.
Как гласит пословица «упорство и труд все перетрут», главное не опускать руки из-за мелких неудач и постоянно заниматься, совершенствуя свои знания. Тренируйтесь, используйте онлайн-ресурсы, интересные учебные пособия, мотивируйтесь, проявляйте больший интерес к дополнительным учебным материалам и повышайте качество и уровень своих знаний, что определенно будет радовать не только вас, но и ваших родителей, ведь знания — залог успешного будущего.
Как писать диктант без ошибок
Никто не любит контрольные работы, в частности, диктант. Тем более, что оценка, полученная за него, влияет на четвертную. Но от своих страхов не стоит бежать, нужно искоренять их. Адукар расскажет, как научиться писать диктант без ошибок и получать хорошие оценки.
Прокачивай свою грамотность
Учи и повторяй правила, чтобы подготовиться к диктанту. Старайся делать упор на пункты, которые вызывают наибольшие трудности. Важно тренировать зрительную память. И лучше это делать во время чтения художественной литературы. Проговаривай трудные в написании слова — так совершенствуется восприятие на слух. В сложных предложениях делай паузы на месте знаков препинания. Как вариант, можешь купить сборник диктантов за нужный класс и перечитывать его. Так ты повысишь свою грамотность.
Тренируйся писать диктанты дома
Регулярно пиши тексты под диктовку. Такая форма работы станет привычной и не вызовет страха и волнения на контрольной. Попроси родителей, друзей диктовать текст или воспользуйся аудиозаписями. Если помощников нет, поищи в гугле по запросу «диктант онлайн» специальные сайты. Некоторые из них предлагают проверить набранный текст онлайн. Существуют также интерактивные диктанты, где в тексте нужно вставить пропущенные буквы по определённому правилу русского языка. И написать диктант на отлично будет не так сложно.
Во время диктанта держи ушки на макушке
Проверь, чтобы ручка писала, возьми с собой запасную. Чтобы текст диктанта не был разноцветным, желательно выбирать одинаковые стержни. Внимательно слушай учителя, обычно он чётко проговаривает границы предложений и абзацев. Знаки препинания внутри обозначаются интонацией. Естественно, не при всякой паузе надо ставить запятую. Если сомневаешься в каком-либо знаке препинания, нарисуй чёрточку на его месте. Так ты сможешь вернуться и решить, что поставить на пропущенном месте. Не пугайся, если встретилось слово, в написании которого ты не уверен. Сомневаешься в выборе буквы — оставь место, потом его заполнишь, когда будешь проверять весь текст. Записывая услышанное, не повторяй вслух, иначе можешь допустить ошибку.
Помни о правилах орфоэпии: разница между произношением и написанием в русском велика, в белорусском — меньше. Если у тебя проблемы с переносом слов, попробуй хитрый способ. Слушая предложение, примерно представляй, сколько места в строчке займёт каждое слово. Набив руку дома, ты с лёгкостью всё рассчитаешь. Конечно, лучше знать правила переноса.
В диктанте не ищи ошибок там, где их нет
Текст готов, осталось его пересмотреть. Советуем сначала проверить орфографию, а затем — пунктуацию. Двигайся от последнего предложения к первому, чтобы не переключаться на смысл текста. Отстранись, будто и не ты писал, так легче найти ошибку или понять, что её нет. Однако про общий контекст предложения не забывай. Очень распространенная ошибка — слитное и раздельное написание «то же» и «тоже».
Диктант вовсе не так страшен, как тебе кажется. Главное — ответственно к этому отнесись: напиши пару диктантов заранее, заполни свои пробелы в знаниях грамматики, будь внимателен на самом испытании. Мы в тебя верим и желаем удачи.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Онлайн-курсы подготовки к ЕГЭ
Курсы подготовки к ЦТ 2022
Каталог учебных заведений Адукар
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!
Записывайся на итоговые занятия!
Прорешаем прогнозируемый тест накануне ЦЭ и ЦТ 2023 онлайн в прямом эфире! Твой последний шанс получить высокие баллы!
итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!
Орфографический диктант — лучший способ проверить свои умения правильного письма на русском языке.
Содержание
- Орфография как раздел языкознания
- Способы овладения орфографическими навыками
- Средства формирования орфографических навыков
- Орфографический разбор
- Списывание
- Диктант (орфографический диктант)
- Общее понятие о диктанте, виды диктантов
Орфография как раздел языкознания
Орфография — это единая система правил передачи речи в письменном виде (греч. orthos – правильный, grapho – пишу).
Наша речь наполнена словами, которые могут иметь различия в произношении и написании. Именно для правильного написания таких слов и служит орфографическая грамотность.
В русском языке орфография взяла свое начало из старославянской орфографии, а ее правила складывались для письма по-другому, нежели для устного произношения лексических единиц.
Складываться орфография как система языка начала в 18 веке. Ее разработка велась и в 19 веке. Многие языковеды вложили свой труд в усовершенствование системы орфографии.
Орфография даже подвергалась реформам. Например, в 1917 году была первая реформа русской орфографии, а в 1956 году был разработан целый свод Правил русской орфографии и пунктуации.
Всего орфография русского языка насчитывает пять важных разделов:
- правильное написание морфем: префиксы, корни, суффиксы и флексии;
- слитное и раздельное написание слов и их частей, использование дефиса;
- правильный выбор прописных букв;
- перенос слов по строкам;
- сокращение слов.
С орфографией тесно связано понятие орфограмма. Орфограмма — это именно написание, сделанный выбор письма той или иной буквы и слова.
Орфограммы классифицируются на:
1 тип – орфограммы в сильной позиции: сервис, соль;
2 тип – орфограммы в слабой позиции: плод, лестный;
3 тип – слитное и раздельное написание: большой, по-большому;
4 тип – написание с прописных и со строчных букв: вера, Вера;
5 тип – правильный перенос: свет-ло;
6 тип – сокращенное написание слов: д/р, руб.
Чтобы передать в письменном виде звуки слабой позиции, используют два типа правил:
1 тип — когда звук в слабой позиции чередуется с аналогичной морфемой со звуком сильной позиции. Тогда при письме используют буквы, соответствующие звукам сильной позиции: рады — рад, нора — норы.
Такой принцип орфографии является фонематическим. Касаться он может разных морфем: корней, суффиксов, приставок и окончаний.
К примеру: в слове «словарный» звук [о] в корне безударный. Чтобы правильно написать это слово, подбираем проверочное слово, где бы этот звук был под ударением — «слОво».
Фонематический принцип самый важный в разделе орфографии. Часто его называют морфологическим, так как он регулирует правильное написание именно морфем.
2 тип — слабая позиция звуков, когда звуки нет возможности проверить подходящим словом. В этом случае слова просто запоминаются, это словарные слова, которые не проверить: корова, собака и т.п.
Как раз с этими словами больше всего трудностей и возникает. Но чем чаще мы их используем в письменной речи, тем крепче запоминается их написание.
К этому же (традиционному) принципу относят:
- заимствованные слова: бойкот, увертюра и т.д.;
- чередующиеся гласные в корне слова (-клан-, -клон-; -зар-, -зор; -твар-, твор; -блест-, -блист; -пер-, -пир-; -тер-, -тир-; -кас-, -кос-; -лаг-, -лож-; -гар-, -гор; -раст-, -рост-; -скак-, -скоч; -плав-, -плов-; -мак-, -мок-; -равн-, -ровн-);
- гласная -и- после ш, ж, ц: цитата, широко, жила;
- мягкий знак после ш и ж: мышь, намажь;
- буква Ч в словах «что», «чтобы»;
- соединительные гласные в словах: паровоз, кругозор;
- непроизносимые согласные: чувство и т.п.;
- глухие и звонкие согласные в корне слова: автовокзал, экзамен и т.п.;
- аффиксация гласных и согласных: веточка, окошечко и т.п.;
- согласные и гласные в окончаниях слов: белого, быстрого и т.п.
Вся суть фонетического принципа в том, что звуки, которые мы произносим они же и обозначаются буквами алфавита.
Примеры:
последний согласный в приставках без-, бес-, воз-, вос-, вз-, вс-, из-, ис-, низ-, нис-, раз-, рас-, роз-, -рос-, чрез- (через-, черес-): безбашенный – бесплатный; воздвигать – воссоздать и т.д.;
гласные в префиксах: роз- (рос-), раз- (рас-): розыск – разыскание; росчерк – расчет;
замена И на Ы после приставки: играть — разыграть, история — предыстория и т.д. Сохраняется гласная только после меж-, сверх-, а также после иноязычных суффиксов и частиц пан-, суб-, транс-, контр-: межинститутский, сверхизысканный, панисламизм, субинспектор, трансиранский, контригра. В слове «взимать» И сохраняется при письме, как и произносится;
если рядом произносятся три одинаковых звука, то пишутся только два из них (рас + ссориться = рассориться); ванна – ванная (ванн + ная);
окончания -ой (под ударением) и -ый, -ий (без ударения) в именительном (винительном) падежах единственного числа у прилагательных, числительных, местоимений и причастий: заводной – пригородный;
ударная О и безударная Е в косвенных падежах существительных и прилагательных после шипящих и Ц: межой — стужей, душой — крышей;
ударная О и безударная Е после шипящих в суффиксах существительных, прилагательных и наречий, после Ц в суффиксах прилагательных и глаголов: дружок — овражек, свежо — хуже и т.п.;
Ц после Ц в суффиксе -ын- притяжательных прилагательных: лисицын и в окончаниях существительных и прилагательных: братцы, бледнолицый.
Способы овладения орфографическими навыками
Что правильно писать необходимо формировать орфографическую зоркость, грамотность.
Орфографическая зоркость помогает увидеть в словах трудные места для применения конкретного правила.
Орфографическая грамотность — это умение писать правильно, пользуясь данными правилами.
И формировать орфографические навыки учащихся лучше уже в начальных классах.
Но даже если момент упущен, то никогда не поздно узнать основные орфограммы и успешно их использовать при письме.
Многие затрудняются в написание отдельных слов, но тут на помощь приходит интуиция. Легкое движение руки, и слово написано верно. Это бывает, когда грамотность развивается благодаря внимательности, а не путем долгого заучивания.
Но не у всех хорошо сформированы психические процессы, такие как: память, непроизвольное внимание и другие.
Тогда формировать орфографические навыки пользуются следующими способами:
- наблюдать, сопоставлять и анализировать написанное;
- усваивать орфографические правила;
- множественные тренировки (письмо с применением правил).
Ученик будет орфографически грамотным, если:
- научится находить орфограммы и понимать, к какому типу они относятся;
- сможет решать орфографические задачи, выполняя последовательно нужные действия;
- напишет слово правильно, выполнив выбранную последовательность задач.
Учитель обязан научить школьников:
- искать орфограммы;
- знать правила, соответствующие каждому типу орфограммы;
- выполнять самоконтроль орфографических умений.
Орфографические навыки классифицируются на группы:
- формируются на фонетико-словообразовательной основе (приставки, корни, суффиксы);
- формируются на морфолого-синтаксической основе (окончания).
Учащиеся овладевают орфографическими навыками при условиях, что они:
- научились различать согласные и гласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие;
- умеют сравнивать, как пишутся и произносятся слова;
- четко видят состав слова;
- подбирают однокоренные слова;
- умеют изменять слова по форме.
Таким образом, если младших школьников научить распознавать орфограммы, дать им крепкие знания правил, то к старшим классам они уже будут владеть крепкими орфографическими навыками.
Средства формирования орфографических навыков
Эффективно орфографические навыки формируются лишь в том случае, если правильно подобраны средства их формирования.
Традиционно на уроках учителя используют различные упражнения, тренировочные задания, предложенные авторами учебников.
В последние годы учебные пособия стали расширяться обучающими упражнениями.
Словарная работа проводится часто с применением метода алгоритмов, когда пошагово ученики учатся находить нужные орфограммы, анализируют их, применяют правила и пишут слова без ошибок.
Однако изучение новой лексики на многих уроках сводится лишь к поверхностному знакомству со словом. При этом у школьников совсем отсутствует интерес к познанию. От этого хромает эффективность орфографической зоркости.
Причина традиционно-формального подхода часто проста: есть новые слова с орфографическими задачами, но в учебниках отсутствуют конкретные задания и упражнения для отработки написания данных орфограмм.
Но даже при отсутствии разработок можно организовать словарную работу с трудной лексикой так, чтобы:
- ученики запоминали буквенный состав слов;
- проговаривали слова;
- анализировали звуко-буквенные особенности каждого нового слова;
- записывали слова и составляли с ними предложения;
- вели словари новой лексики.
И такая словарно-орфографическая работа должна быть на каждом уроке русского языка.
Постоянно используемыми средствами обучения при знакомстве и закреплении орфограмм должны быть:
- списывание;
- диктанты (запись под диктовку и по памяти);
- грамматико-орфографические разборы.
Орфографический разбор
Орфографические разборы — это специальный вид упражнений, предшествующий списыванию или диктанту, позволяющий осознать новую орфограмму и выполнить новое орфографическое действие.
Нельзя пренебрегать проведением таких орфографических разборов, так как это важный шаг подачи орфографического материала.
Если использовать только списывание и орфографический диктант, то ученики привыкнут к механической работе, не будут понимать сути орфографических правил и не научатся их применять.
Орфографический разбор важно проводить и во время уроков-повторений или при разборе ошибок.
Проводится такой вид упражнений в устной и письменной формах, или только в устной, когда поставлены некоторые орфографические навыки.
Списывание
После того как новая орфограмма понятна ученикам, и они могут использовать правила на практике, вводится такая письменная форма работы, как списывание.
Материал, содержащий слова с орфограммами разного типа, дается либо всему классу, либо в индивидуальных заданиях.
Списывать, как правило, предлагается внимательно, не допуская ни одной ошибки или описки. При этом необходимо следить за каллиграфией.
Простое списывание редко предлагается в качестве обучающего упражнения.
Чаще даются задания с пропуском букв в словах или дописыванием слов, изменение формы слова и т.п.
Это, своего рода, осложненное списывание. Оно очень полезно для учеников, развивает умение анализировать текст, видеть сложные орфограммы и вспоминать орфографические правила.
Диктант (орфографический диктант)
Диктант (от лат. dicto — диктую) — вид письменной работы для проверки знаний, закрепления, тренировки умений и навыков учащихся.
Обычно диктанты проводятся в устно-письменной форме: учитель читает текст, ученики воспринимают его на слух и записывают.
Школьники при написании информации, которую слышат, руководствуются теоретическими знаниями.
Общее понятие о диктанте, виды диктантов
Диктант — форма работы, когда обучающийся слышит информацию и записывает ее под диктовку.
Диктант — главное средство в процессе формирования грамотности учащихся.
Орфографический диктант позволяет формировать у школьников моторно-слуховые ассоциации, воспринимать слово на слух и сравнивать буквенный и звуковой состав конкретной лексической единицы.
Обучающий орфографический диктант помогает сформировать орфоэпические нормы и умение пользоваться правилами написания слов.
Диктанты подразделяются на разные виды: предупредительный, объяснительный, выборочный, творческий, свободный, контрольный и др.
Каждый вид диктанта отличается как целью, так и способом проведения.
Но общее, что связывает все виды диктантов — это развитие у обучающихся навыков писать правильно, согласно орфографическим нормам языка.
Существуют и разные классификации диктантов.
Если смотреть на используемый материал, подготовленный для проведения диктанта, то можно отметить два вида: словарные и текстовые диктанты.
- Словарные диктанты позволяют тренировать и проверять, как ученики усвоили орфограммы.
- Текстовые диктанты проводят в качестве контрольных упражнений — для проверки знаний школьников как новых орфограмм, так и давно изученных.
По способам подачи материала диктанты классифицируются как: диктанты без изменений и диктанты с изменениями текста диктанта.
Диктанты с изменением содержимого бывают:
- выборочные — ученики записывают только некоторые слова на слух или сочетания слов на конкретную орфограмму;
- выборочно-распределительные — слова группируются по какому-то качеству и записываются;
- морфемные — учитель говорит, на какие морфемы нужно обратить внимание и записывать лишь эти слова (этот вид диктанта помогает развивать грамматические и орфографические навыки);
- творческие — записываются слова согласно правилу, которое изучается, но слова даются в начальной форме; в этом виде диктанта формируется понимание правильной постановки окончаний существительных и прилагательных.
Особенный вид диктанта — диктант с продолжением. Школьники должны записывать текст под диктовку. Но текст не закончен. Окончание текста ученики записывают сами.
Как раз такой вид диктанта помогает не просто списывать или записывать под диктовку готовую информацию, но продуктивно создавать новый текст и грамотно его оформлять.
Диктанты классифицируются по целям обучения. Таких диктантов два вида: обучающие и контрольные.
Есть еще орфографический диктант для самоконтроля, где обучение и проверка реализуются учеником самостоятельно. Текст сначала записывается, а потом проверяется самостоятельно.
После этого текст записывается повторно с учетом всех ошибок в орфограммах.
Такие диктанты называют «Проверяю себя». Ученики записывают не только слова, но словосочетания и предложения, они подчеркивают буквы, которые вызвали у них трудности при написании.
После написания диктанта каждая орфограмма проверяется по учебнику или с помощью учителя, одноклассников.
Орфографический диктант «Проверяю себя» позволяют формировать у школьника навык самоконтроля, а учитель может увидеть объективную картину, насколько хорошо ученик усвоил материал.
Обучающие диктанты разделяются на предупредительные, пояснительные, комментированные.
Предупредительные служат цели — предупредить ошибки прежде чем текст будет записан. Поэтому школьники должны сначала объяснить, как они будут записывать слова, использовать знаки препинания, а лишь затем писать.
Предупредительный орфографический диктант может быть зрительным (учитель зачитывает текст, вычленяя каждое предложение, орфограммы и пунктуация объясняются, затем один из учеников записывает текст на доске, остальные в тетрадях, после сверяются с доской) и слуховым (текст читается по предложениям, затем записывается учениками в тетрадях.
Когда тема пройдена, требуется ее закрепить. В этом случае проводится объяснительный диктант. Его цель указать на ошибки и научиться их исправлять после записи всего текста или его части.
Учитель диктует, ученики записывают, после чего читают то, что написали и исправляют ошибки. Каждая орфограмма объясняется. Также и объясняется пунктуация во всем тексте.
Объяснительный диктант может быть зрительным (сначала на доске записывается текст) и слуховым.
Комментируемый диктант проводится следующим образом: ученики записывают слова, предложения и в это же время комментируют, что пишут, какие правила используют, какие орфограммы присутствуют в тексте.
Все описанные виды диктантов направлены на то, чтобы формировать у школьников грамотное письмо и орфографические навыки.
Чтобы составить диктант, надо определить его цель. Диктанты бывают орфографическими и пунктационными. В зависимости от того, что вы хотите этим диктантом проверить, подбирается текст их художественной литературы, который можно подкорректировать самостоятельно, упрощая сложные предложения и добавляя нужные слова. В нем на проверяемое правило должно быть не менее 6 слов. В диктанте не должно быть слов и предложений, пунктуацию и орфографию которых не проходили. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Елена Шамсиева 9 лет назад Как помню со времен школы- текстом для диктанта может послужить любое литературное произведение. Только очень внимательно нужно пройтись по тексту, чтобы в нем не было слов и их сочетаний, предложений, написание которых определяется правилами, еще не пройденными теми учениками, для которых этот диктант составляется. Знаете ответ? |