Как составить основную образовательную программу впо



Скачать материал

Разработка основной образовательной программы и рабочих программ учебных дисц...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 268 человек из 65 регионов

  • Сейчас обучается 389 человек из 62 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Разработка основной образовательной программы и рабочих программ учебных дисц...

    1 слайд

    Разработка основной образовательной программы и рабочих программ учебных дисциплин для реализации требований ФГОС ВПО

  • Болонские принципы являются  основой для  проектирования основных образовател...

    2 слайд

    Болонские принципы являются основой для проектирования основных образовательных программ ФГОС ВПО, при разработке которых должен использоваться комплексный подход
    «настроенность» на квалификации, отвечающие потребностям общеевропейского и российского рынка труда;
    гибкость образовательных траекторий;
    разработка системы признания академических достижений (зачетных единиц, кредитов), отражающей квалификации, приобретаемые студентами в ходе обучения

  • Подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве р...

    3 слайд

    Подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях
    Компетентностный
    подход

  • КОМПЕТЕНЦИЯ - это способность применять знания, умения и личностные качества...

    4 слайд

    КОМПЕТЕНЦИЯ – это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области

    Компетенции включают:
    «ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ» (знание академической области, способность знать и понимать)
    «ЗНАНИЕ КАК ДЕЙСТВОВАТЬ» (практическое и оперативное применение знаний к конкретной ситуации)
    «ЗНАНИЕ КАК БЫТЬ» (ценности, являющиеся неотъемлемой частью восприятия и жизни с другими в социальном контексте)

  • ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ:

1) Отсроченный                учим мы, а...

    5 слайд

    ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ:

    1) Отсроченный учим мы, а компетенции
    характер проявляются в практической
    проявления деятельности

    2) Точность сочетание качественных и
    получаемых количественных оценок,
    оценок создание многомерных оценок

  • РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ):
 
это формулировка того, что, как ожидается...

    6 слайд

    РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ):

    это формулировка того, что, как ожидается, будет знать, понимать и/или в состоянии продемонстрировать студент по окончании образовательного процесса (лекции, дисциплины, модуля или ООП в целом)

    характеризует конкретные измеряемые достижения

    Назначение: рассматривать обучение с точки зрения студентов, а не преподавателей, и тем самым обогатить качество учебного опыта, получаемого студентами

    В основе результатов образования лежит переход от ориентации на преподавателя
    к ориентации на студента

  • Компетентностная модель выпускника вуза по направлению подготовки (специально...

    7 слайд

    Компетентностная модель выпускника вуза по направлению подготовки (специальности)
    – комплексный интегральный образ конечного результата образования в вузе по направлению подготовки (специальности), в основе которого лежит понятие «компетенция».

  • Результаты обучения описывают компетенции, которые должны быть сформированы в...

    8 слайд

    Результаты обучения описывают компетенции, которые должны быть сформированы в процессе изучения модуля/дисциплины (уровень модуля)
    Компетенции являются комбинацией свойств, способностей и взглядов (уровень личности)
    Результаты обучения формируются преподавателем, а компетенции приобретаются студентами
    Сумма компетенций, приобретенных выпускником, больше суммы, вытекающей из результатов обучения

  • переходу от содержания дисциплины (чему преподаватель должен учить) 

к резу...

    9 слайд

    переходу от содержания дисциплины
    (чему преподаватель должен учить)

    к результатам (что студент должен делать после успешного окончания дисциплины)

  • Основная образовательная программа (ООП) высшего учебного заведения -
комплек...

    10 слайд

    Основная образовательная программа (ООП) высшего учебного заведения –

    комплексный проект образовательного процесса в вузе по определенному направлению, уровню и профилю подготовки, представляющий собой систему взаимосвязанных документов.

  • КОМПЕТЕНЦИИОбщекультурные 
(универсальные,
надпредметные )Профессиональные
(п...

    12 слайд

    КОМПЕТЕНЦИИ
    Общекультурные
    (универсальные,
    надпредметные )
    Профессиональные
    (предметно-специфические,
    предметно-специализированные)
    отражают
    профессиональную
    квалификацию
    отражают общекультурные
    знания об изучаемой
    действительности,
    в том числе фундаментальные
    проблемы

  • Детализация компетенций

  • Профессиональная компетенция ПК-10:Способностью выбирать деловых партнеров,...

    14 слайд

    Профессиональная компетенция ПК-10:
    Способностью выбирать деловых партнеров, проводить с ними деловые переговоры, заключать договора и контролировать их выполнение
    Обучаемые должны знать:
    – виды и средства рекламы;
    – этику делового общения;
    – правила проведения деловых переговоров;
    – виды и содержание хозяйственных договоров.

    Обучаемые должны уметь:
    – выбирать информацию о потенциальных партнерах из различных источников;
    – определять оптимальные способы распространения информации о товаре, товаропроизводителях, поставщиках;
    – пользоваться разными средствами коммуникаций;
    – организовывать работу персонала, вырабатывать и отстаивать позицию на переговорах;
    – работать с нормативными и сопроводительными документами.

    Обучаемые должны владеть навыками:
    – оформления оферты;
    – формирования партнерской базы;
    – проведения деловых переговоров;
    – составления проекта договора;
    – контроля выполнения договорных обязательств.

  • Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): гото...

    15 слайд

    Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
    готовностью к выполнению гражданского долга и проявлению патриотизма (ОК-5);

    стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, способностью намечать пути и выбирать средства развития своих достоинств и устранения недостатков (ОК-6);

    способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-7)

  • Структура ООПУчебные циклыРазделы гуманитарный, 
социальный 
и 
экономический...

    16 слайд

    Структура ООП
    Учебные циклы
    Разделы
    гуманитарный,
    социальный
    и
    экономический
    циклы
    Б.1
    естественно-
    научный
    цикл
    Б.2
    профес-
    сиональный
    цикл
    Б.3
    физическая
    культура
    Б.4
    учебная и
    производственная
    практики и/или
    научно-
    исследовательская
    работа
    Б.5
    итоговая
    государственная
    аттестация
    Б.6

  • Алгоритм разработки ООП...

    17 слайд

    Алгоритм разработки ООП

    добавлены не добавлены
    компетенции компетенции
    Разработка миссии
    Определение целей
    Формулирование задач
    Составление проекта
    учебного плана
    Составление матрицы
    компетенций
    Разработка рабочих программ
    учебных курсов,
    предметов, дисциплин,
    программ практик, НИР
    Внесение изменений
    Разработка
    паспорта
    компетенций

  • Структура учебного плана1 часть - компетентностно-формирующая часть,  которая...

    18 слайд

    Структура учебного плана
    1 часть – компетентностно-формирующая часть, которая связывает все обязательные компетенции выпускника с временной последовательностью изучения всех учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик и др.

    2 часть – дисциплинарно-модульная – это традиционно применяемая форма учебного плана. В ней отображается логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП (дисциплин, модулей, практик), обеспечивающих формирование компетенций, указывается общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах.

  • Формирование учебного планаЭкспертная оценка «вклада» компетенций в общий пор...

    19 слайд

    Формирование учебного плана
    Экспертная оценка «вклада» компетенций в общий портрет выпускника по направлению подготовки бакалавров
    Переход от компетенций к дисциплинам с выявлением междисциплинарных связей и определением «весов» дисциплин в рамках каждой компетенции
    Определение количества зачетных единиц, соответствующего выделенным компетенциям (или группам компетенций) и дисциплинам

  • Формирование учебного плана: переход от компетенций к дисциплинам

    20 слайд

    Формирование учебного плана: переход от компетенций к дисциплинам

  • Алгоритм разработки ООП...

    21 слайд

    Алгоритм разработки ООП

    добавлены не добавлены
    компетенции компетенции
    Разработка миссии
    Определение целей
    Формулирование задач
    Составление проекта
    учебного плана
    Составление матрицы
    компетенций
    Разработка рабочих программ
    учебных курсов,
    предметов, дисциплин,
    программ практик, НИР
    Внесение
    изменений
    Разработка
    паспорта и
    программ
    формирования
    компетенций

  • КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗАкак совокупный ожидаемый результат образованияпо...

    22 слайд

    КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА
    как совокупный ожидаемый результат образования
    по завершении освоения ООП ВПО

  • Алгоритм разработки ООП...

    23 слайд

    Алгоритм разработки ООП

    добавлены не добавлены
    компетенции компетенции
    Разработка миссии
    Определение целей
    Формулирование задач
    Составление проекта
    учебного плана
    Составление матрицы
    компетенций
    Разработка рабочих программ
    учебных курсов,
    предметов, дисциплин,
    программ практик, НИР
    Внесение
    изменений
    Разработка
    паспорта и
    программ
    формирования
    компетенций

  • ПАСПОРТ И ПРОГРАММАформирования у студентов _______________________________...

    24 слайд

    ПАСПОРТ И ПРОГРАММА
    формирования у студентов
    _______________________________________________________
    (общекультурной или профессиональной)
    компетенции: «________________________________________»
    (название компетенции и ее код)
    при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО

    1. ПАСПОРТ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА) КОМПЕТЕНЦИИ
    1.1. Определение, содержание и основные сущностные характеристики компетенции
    Под «компетенцией» _____________________ понимается ___________________________

    (код, название)

    1.2. Место и значимость данной компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника вуза по завершении освоения компетентностно-ориентированной ООП ВПО по направлению подготовки
    ………….

    2. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ_____________
    (общекультурной или
    профессиональной)
    компетенции: ______________________________________________________
    (код, название)
    при освоении ООП ВПО
    2.1 Цель (и) программы формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВПО;
    2.2. Необходимое содержание образования для обеспечения формирования у студентов вуза данной компетенции.
    ……………

  • Разработка 
структурно-логических 
связей учебных курсов, 
предметов, дисципл...

    25 слайд

    Разработка
    структурно-логических
    связей учебных курсов,
    предметов, дисциплин
    (модулей),
    практик, НИР

    Доработка
    компетентностно-
    ориентированного
    учебного плана
    Разработка
    календарного
    графика
    Разработка
    сквозной программы
    промежуточных испытаний
    Разработка сквозной
    программы
    наддисциплинарного
    курса
    Разработка нормативно-методического
    обеспечения системы
    оценки качества освоения
    студентами ООП

  • СОСТАВ, ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СОДЕРЖАНИЯУЧЕБНЫХ...

    26 слайд

    СОСТАВ, ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СОДЕРЖАНИЯ
    УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН, МОДУЛЕЙ, ПРАКТИК, ВХОДЯЩИХ В ООП ВПО
    Направление подготовки __________________________________
    Профиль подготовки________________________________
    Квалификация (степень) выпускника __________________________
    (бакалавр, магистр, специалист)
    Нормативный срок обучения ______________________________
    Форма обучения ________________________________________
    (очная, заочная, вечерняя)

  • Разработка 
структурно-логических 
связей учебных курсов, 
предметов, дисципл...

    27 слайд

    Разработка
    структурно-логических
    связей учебных курсов,
    предметов, дисциплин
    (модулей),
    практик, НИР

    Доработка
    компетентностно-
    ориентированного
    учебного плана
    Разработка
    календарного
    графика
    Разработка
    сквозной программы
    промежуточных испытаний
    Разработка сквозной
    программы
    наддисциплинарного
    курса
    Разработка
    нормативно-методического
    обеспечения системы
    оценки качества освоения
    студентами ООП

  • Разработка 
фондов оценочных 
средствСоставление 
характеристика 
социально-к...

    28 слайд

    Разработка
    фондов оценочных
    средств
    Составление
    характеристика
    социально-культурной
    среды ВУЗа
    Итоговая
    государственная
    аттестация
    Разработка нормативно-методического
    обеспечения системы оценки качества
    освоения студентами ООП
    Ресурсное
    обеспечение
    ООП ВПО

  • Виды оценочных средствТесты и компьютерные тестирующие программы 
Контрольные...

    29 слайд

    Виды оценочных средств
    Тесты и компьютерные тестирующие программы
    Контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов
    Примерная тематика курсовых работ / проектов, рефератов, эссе
    Иные формы контроля

  • Разработка 
фондов оценочных 
средствСоставление 
характеристика 
социально-к...

    30 слайд

    Разработка
    фондов оценочных
    средств
    Составление
    характеристика
    социально-культурной
    среды ВУЗа
    Итоговая
    государственная
    аттестация
    Разработка нормативно-методического
    обеспечения системы оценки качества
    освоения студентами ООП
    Ресурсное
    обеспечение
    ООП ВПО

  • Социально-культурная среда ВУЗа1) документы, регламентирующие воспитательную...

    31 слайд

    Социально-культурная среда ВУЗа
    1) документы, регламентирующие воспитательную деятельность
    2) сведения о наличии студенческих общественных организаций
    3) информация относительно организации и проведения внеучебной общекультурной работы
    4) данные о психолого-консультационной и специальной профилактической работе; описание социально-бытовых условий и др.

  • Разработка 
фондов оценочных 
средствСоставление 
характеристика 
социально-к...

    32 слайд

    Разработка
    фондов оценочных
    средств
    Составление
    характеристика
    социально-культурной
    среды ВУЗа
    Итоговая
    государственная
    аттестация
    Разработка нормативно-методического
    обеспечения системы оценки качества
    освоения студентами ООП
    Ресурсное
    обеспечение
    ООП ВПО

  • Ресурсное обеспечение ООП ВПО учебно-методическое 
и 
информационное 
обеспе...

    33 слайд

    Ресурсное обеспечение
    ООП ВПО
    учебно-методическое
    и
    информационное
    обеспечение
    образовательного
    процесса
    при
    реализации
    ООП ВПО
    кадровое

    обеспечение

    реализации

    ООП ВПО
    основные
    материально-
    технические
    условия
    для реализации
    образовательного
    процесса в вузе
    в соответствии
    с ООП ВПО

  • Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса пр...

    34 слайд

    Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ООП ВПО
    Совокупность документов и материалов:

    состав учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса по конкретной ООП ВПО;

    комплекс основных учебников, учебно-методических пособий и информационных ресурсов для учебной деятельности студентов по всем учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), практикам, НИР и др., включенным в учебный план ООП ВПО;

    комплекс методических рекомендаций и информационных ресурсов по организации образовательного процесса и преподавательской деятельности для профессорско-преподавательского состава (ППС), ответственного за реализацию конкретной ООП ВПО.

  • Кадровое обеспечение реализации ООП ВПО Сведения о персональном кадровом обес...

    35 слайд

    Кадровое обеспечение реализации ООП ВПО
    Сведения о персональном кадровом обеспечении ООП ВПО:

    профессорско-преподавательский состав вуза, обеспечивающий реализацию конкретной ООП ВПО;
    состав научных и иных творческих работников вуза, привлекаемых к реализации ООП ВПО;
    состав ведущих отечественных ученых и специалистов из сферы производства и науки, деятелей науки и искусства, участвующих в реализации конкретной ООП ВПО в вузе;
    состав зарубежных ученых и специалистов, деятелей культуры и искусства, приглашаемых для реализации ООП ВПО в вузе;
    штатный состав учебно-вспомогательного персонала вуза, содействующей реализации конкретной ООП ВПО

  • Основные материально-технические условия для реализации образовательного проц...

    36 слайд

    Основные материально-технические условия для реализации образовательного процесса в вузе в соответствии с ООП ВПО
    Сведения о материально-технических условиях реализации ООП ВПО, включая характеристику условий:
    для проведения аудиторных занятий (лекций. практических и лабораторных работ, консультаций и т.п.);
    для самостоятельной учебной работы студентов;
    для проведения учебных и производственных практик;
    для научно-исследовательской работы студентов;
    для преподавательской деятельности ППС, привлекаемого к реализации ООП ВПО;
    для воспитательной работы со студентами и др.

  • ДРУГИЕ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО...

    37 слайд

    ДРУГИЕ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
    1) Регламент мониторинга и периодического рецензирования основной образовательной программы в целом и отдельных ее составляющих

    2) Порядок регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии)

    3) Системы внешней оценки качества (учета и анализа мнений работодателей, отзывов в прессе (для вузов культуры и искусства), выпускников вуза, других субъектов образовательного процесса)

    4) Положение о балльно-рейтинговой системе оценивания (в случае ее применения)

    5) Соглашения (при их наличии) о порядке совместной (совместных степеней или двойных дипломов) с зарубежными партнерами ОП и мобильности студентов и преподавателей, других документов, предусмотренных Руководством пользователя ECTS

  • Титульный лист_______________________________________________________________...

    38 слайд

    Титульный лист
    ______________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________
    (наименование вуза)
    «УТВЕРЖДАЮ»
    Ректор (декан, директор института)
    _______________________
    «……» ___________ 20___ г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

    _________________________________________________________________
    (наименование дисциплины (модуля)

    Направление подготовки ________________________________________

    Профиль подготовки ___________________________________________

    Квалификация (степень) выпускника_____________________________
    (бакалавр, магистр, специалист)

    Форма обучения _______________________________________________
    (очная, очно-заочная и др.)

    г.__________ – 200____ г.

  • 1. ЦЕЛИ  ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
	
Целью учебной дисциплины  «Коммерческ...

    39 слайд

    1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    Целью учебной дисциплины «Коммерческая деятельность» является:

    – освоение теоретических знаний в области методологии и организации коммерческой деятельности,
    – приобретение умений использовать эти знания в профессиональной деятельности и формирование необходимых компетенций.

    Задачами учебной дисциплины «Коммерческая деятельность» являются:

    – знать методологические основы коммерческой деятельности применительно к сфере товарного обращения;
    – изучить методы организации и развития коммерческой деятельности;
    – овладеть методологией коммерческой деятельности на рынке товаров;
    – овладеть методами управления коммерческими процессами торговых предприятий;
    – изучить нормативно-правовой базы государственного регулирования и контроля коммерческой деятельности.

  • Подход к описанию целей обучения

    40 слайд

    Подход к описанию целей обучения

  • Схема перевода общих целей в конкретные Образовательная цель 
(долгосрочный...

    41 слайд

    Схема перевода общих целей
    в конкретные
    Образовательная цель
    (долгосрочный результат)
    Желаемый результат данного периода
    (цель дисциплины, модуля, темы,
    лекции, семинара, реферата и т. п.)
    Цель
    в общих терминах
    Конкретно
    описанная цель

  • В терминах учебных намерений преподавателя 
Описание задач В терминах ожи...

    42 слайд

    В терминах учебных намерений преподавателя

    Описание
    задач

    В терминах ожидаемого результата

  • 2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО 
Дисциплина Коммерческая деят...

    44 слайд

    2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

    Дисциплина Коммерческая деятельность относится к базовой части профессионального цикла (Б.3) ООП бакалавриата. Ее рекомендуется изучать в 4 семестре.
    Дисциплина Коммерческая деятельность базируется на дисциплинах гуманитарного, социального и экономического (Б.1), математического и естественнонаучного (Б.2) циклов: Экономическая теория, Математика, Информатика, Экология и Правовое регулирование профессиональной деятельности. Из дисциплин профессионального цикла (Б.3) Коммерческая деятельность имеет логическую и содержательно-методическую взаимосвязь с дисциплинами Статистика, Стандартизация, метрология, подтверждение соответствия, Теоретические основы товароведения, Экономика организации и Менеджмент.
    Необходимыми требованиями к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента при освоении данной дисциплины и приобретенными в результате освоения предшествующих дисциплин являются:
    Знание:
    – основных экономических категорий, законов и теорий, показателей, их классификации и способов определения;
    – общей характеристики процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации, средств их реализации, программного обеспечения и технологии программирования;
    – статистических методов оценки и прогнозирования коммерческой деятельности ……..
    Умение:
    – применять экономические термины, законы и теории, определять экономические показатели;
    – производить расчеты математических величин;
    – осуществлять процессы сбора, передачи, обработки и накопления информации, пользоваться локальными и глобальными сетями ЭВМ ……..
    Владение:
    – методами экономической теории;
    – методами математического анализа и моделирования, математического аппарата при решении проблем в области коммерции;
    – средствами реализации информационных процессов и применения их при изучении коммерческой деятельности ……….

    Освоение дисциплины Коммерческая деятельность необходимо как предшествующее для дисциплин профессионального цикла базовой части – Маркетинг, Логистика, Организация, технология и проектирование предприятий, а также учебной практики (Б.5. У).

  • 3. Требования к результатам освоения дисциплины


Процесс изучения дисциплины...

    45 слайд

    3. Требования к результатам освоения дисциплины

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
    – владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
    – готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе, способностью работать в команде и самостоятельно, а также быть коммуникативным, толерантным и честным; способность проявлять организованность, трудолюбие, исполнительскую дисциплину (ОК-3);
    – способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-4) ……….

    В результате освоения дисциплины студент должен:

    1)Знать:
    2)Уметь:
    3)Владеть / быть в состоянии продемонстрировать

  • Каждый результат обучения должен начинаться с глагола действия, за которым сл...

    46 слайд

    Каждый результат обучения должен начинаться с глагола действия, за которым следует фраза, описывающая контекст (составлять функциональные блок-схемы).

    Использовать только один глагол для каждого результата обучения.

    Избегать сложных предложений. Если необходимо, для большей ясности использовать более одного предложения.

    Избегать применения глаголов, допускающих разных толкований с точки зрения того, какие действия они определяют

    И следует заменять на более однозначные:
    Вместо ЗНАТЬ – ПЕРЕЧИСЛИТЬ ПРИЗНАКИ, ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ и пр.

    Плохо написанный результат обучения : «В конце данного модуля, обучаемый должен будет знать правила безопасного проведения лабораторных работ.»
    Как он это продемонстрирует?

  • Сосредоточился ли я на результатах, а не на процессе? на том, что студенты  с...

    47 слайд

    Сосредоточился ли я на результатах, а не на процессе? на том, что студенты способны продемонстрировать, а не на том, что я сделал в процессе преподавания?
    Начинается ли описание каждого результата с активного глагола?
    Используется ли только один активный глагол на каждый результат образования?
    Исключены ли такие термины, как знать, понимать, учить, быть знакомым, быть информированным, быть в курсе?
    Поддаются ли результаты образования наблюдению и измерению?
    Можно ли оценить написанные результаты образования?
    Включают ли результаты обучения различные уровни целей?
    Соответствуют ли результаты целям и содержанию модуля?
    Соблюдается ли рекомендация по числу результатов (максимум 10 для одного модуля)?
    Реально ли добиться данных результатов образования с имеющимися временем и ресурсами?

  • 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Общая трудоемкость дисц...

    48 слайд

    4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
    Общая трудоемкость дисциплины составляет ________ зачетных единиц, ___________ часов.

  • 5. Структура дисциплины5.1. Содержание модулей дисциплины

Модуль I.      Мет...

    49 слайд

    5. Структура дисциплины
    5.1. Содержание модулей дисциплины

    Модуль I. Методологические основы маркетинга

    Тема 1 . Цели, задачи, предмет и основные понятия маркетинга

    Основные понятия маркетинга: маркетинг, рынок, конъюнктура рынка. Цели, задачи и предмет дисциплины маркетинг. Профессиональные компетенции, формируемые при освоении дисциплины. Межпредметные связи маркетинга с другими дисциплинами. Значение дисциплины в подготовке специалистов по направлению «Торговое дело». Структура дисциплины. Цели, задачи, функции и принципы маркетинга.

    Формируемые компетенции: ОК-1

  • 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми         (...

    50 слайд

    5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
    (последующими) дисциплинами

  • 5.3 Разделы  дисциплин и виды занятий

    51 слайд

    5.3 Разделы дисциплин и виды занятий

  • 6. Темы практических и семинарских занятий

    52 слайд

    6. Темы практических и семинарских занятий

  • 7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

8. Учебно-методическое и инф...

    53 слайд

    7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

    8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

    а) основная литература
    б) дополнительная литература
    в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  • 9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

9.1 Образова...

    54 слайд

    9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

    9.1 Образовательные технологии

    9.2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации

    9.2.1. Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации

  • Образовательные технологииКлассические
(традиционные)Инновационные 
(активные...

    55 слайд

    Образовательные технологии
    Классические
    (традиционные)
    Инновационные
    (активные, комплексные)
    Объяснительно-
    иллюстративные
    (лекции)
    Практические или
    репродуктивные
    Личностно-
    ориентированные
    Практические или
    проблемные

  • Общая классификация современных оценочных средств и их использование в компет...

    56 слайд

    Общая классификация современных оценочных средств и их использование в компетентностном подходе

  • При оценивании  для каждой компетенции должны быть:определены средства и мето...

    57 слайд

    При оценивании для каждой компетенции должны быть:
    определены средства и методики оценки, дающие совокупность многомерных результатов;

    указаны уровни надежности оценки;

    указаны уровни валидности оценок;

    заданы правила определения критериальных баллов и их валидизации;

    указаны правила и весовые коэффициенты для интеграции многомерных оценок;

    разработаны типовые рекомендации и правила интерпретации результатов оценивания компетенций обучающегося.

  • Портфолио, типология видов (по  характеру и структуре материалов)Подборка ра...

    58 слайд

    Портфолио, типология видов
    (по характеру и структуре материалов)
    Подборка работ студента, раскрывающая его достижения на протяжении некоторого периода + критерии оценки достижений + свидетельства самостоятельной работы

    Вид портфолио
    Традиционное обучение
    Дистанционное обучение
    Рабочее
    Протокольное
    Процессное
    Итоговое
    On-line портфолио
    Подборка работ за определенный период времени

    Работы, подтверждающие содержание учебной деятельности

    Достиже- ния по отдельным периодам обучения

    Подборка завершен- ных работ для суммарной оценки учебных достижений

    Область применения –
    мониторинг учебных достижений

    Область применения –
    аттестация

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 263 289 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 28.12.2020
  • 834
  • 1
  • 28.12.2020
  • 891
  • 0
  • 28.12.2020
  • 951
  • 1
  • 28.12.2020
  • 2310
  • 0
  • 25.11.2020
  • 2434
  • 1
  • 24.10.2020
  • 2274
  • 0
  • 11.10.2020
  • 2237
  • 0
  • 07.10.2020
  • 2326
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

#Руководства

  • 20 апр 2021

  • 14

«Поженить» современный продуктовый подход с Федеральным государственным образовательным стандартом — вполне реально. Советы методиста.

Анастасия Блинова

Методист направления высшего образования в Skillbox, преподаватель немецкого и латинского языков. В сфере образования 8 лет. Любимая цитата: «Если вам дали хорошее образование, это ещё не значит, что вы его получили». Участвовала в разработке магистерской программы МПГУ и Skillbox «Проектирование образовательного опыта»

Я несколько лет работала в разных московских вузах и заметила дурную тенденцию: многие методисты большую часть времени следят только за тем, чтобы пакет документов (учебный план, рабочие программы, фонды оценочных средств и другие методические материалы) соответствовал техническим требованиям. А времени на разработку, наполнение и улучшение качества учебных программ уже не остаётся.

Позже я познакомилась с современным процессом проектирования образовательных программ и поняла, как можно соединить современные концепции проектирования образования, не нарушая технических требований и стандартов ФГОС.

Чаще всего при проектировании образовательных программ используется известная и хорошо зарекомендовавшая себя модель ADDIE (аббревиатура от английских слов Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation — анализ, проектирование, разработка, реализация, оценка). Это пять этапов создания продукта. В данном случае продуктом выступает образовательная программа.

Ольга Скворцова / Skillbox

Мы в Skillbox проектируем высшее образование на основе этой модели, но со своими особенностями. В этой статье разберём три этапа ADDIE-модели: анализ, проектирование, разработка, а ещё — наш четвёртый дополнительный этап вне модели ADDIE — создание индивидуальных траекторий.

Изучите потребности и запросы заказчика

Например, в роли заказчика может выступать вуз-партнёр, совместно с которым реализуется программа бакалавриата или магистратуры, как это происходит сейчас в Skillbox, или структурное подразделение вуза, которое обращается к собственному методисту для разработки новой программы.

Погрузитесь в предметную область

Для этого проведите анализ статей и публикаций в области программы высшего образования, которую вы хотите создать. Статьи (могут быть научными или публицистическими) и публикации (СМИ, социальные сети) нужны для погружения в контекст, понимания рынка, перспектив выпускника — такой анализ нужен, чтобы понять, что именно будет востребовано в конкретной профессиональной области, когда студенты окончат университет, какие навыки им нужно приобретать сейчас.

Проанализируйте целевую аудиторию и рынок

Целевая аудитория программы — это обучающиеся и их потребности, а рынок — профессиональная среда, в которую студенты попадут после выпуска.

Придумайте совместно с продюсером УТП

Пусть оно выгодно отличает вашу программу от уже существующих аналогов на рынке.

Сформулируйте цели и результаты обучения

Опирайтесь при этом на исследования рынка труда и мнение экспертов. Чем тщательнее проработаны цели, тем легче будет составить учебный план, тем понятнее будут задачи преподавателя — программа получится более качественной.

На этом этапе очень важно определить методики оценки эффективности программы, чтобы видение разработчика и ожидания заказчика и студента не расходились. Сегодня в высшем образовании используется в основном компетентностный подход, когда результаты образования остаются значимыми за пределами образовательной системы — в профессиональной сфере выпускника. Значит, проектирование образовательной программы надо начинать с глубокого исследования рынка труда.

Это самый трудоёмкий этап, но если его пропустить или сделать поверхностно, то это плохо скажется на следующих этапах и в итоге процесс не сработает или сработает со слабым результатом.

При проектировании программ не обойтись без интервью с экспертом или экспертной группой — из числа представителей рынка труда, то есть возможных будущих работодателей и опытных коллег студентов нашей образовательной программы. Компетентностный подход, о котором было сказано выше, предполагает, что выпускник программы будет обладать нужными работодателю компетенциями.

Результатом этого исследования должна стать карта компетенций будущего выпускника.

Вопросы экспертам для составления карты компетенций

  • В чём будет главная ценность сегодняшнего студента, когда он станет специалистом в компании?
  • Что сделает его ценным сотрудником — прибыль для компании, креативность, возможность создавать новое, менять компанию или соответствовать традициям и сохранять их?
  • Что будущий специалист должен уметь делать, чтобы обеспечить эту ценность? Как его деятельность должна отличаться от работы коллег, чтобы компания сочла его конкурентоспособным?
  • Что входит в обязанности будущего специалиста? Какие типы задач он должен уметь выполнять, чтобы достичь хорошего результата?
  • Какие знания, навыки, способности ему нужны, чтобы справиться с этими задачами?
  • Какими инструментами он для этого должен владеть?
  • Что будущий специалист должен понять про специфику профессии, чтобы самостоятельно справляться с другими задачами?
  • Какими гибкими навыками («софт-скиллами») он должен обладать?

Во время работы с экспертами не забываем обращаться к ФГОС, чтобы сопоставить компетенции, прописанные в стандарте, с теми, которые удалось выделить в результате исследований.

Согласно ФГОС, компетенции делятся на:

  • универсальные (УК);
  • общепрофессиональные (ОПК);
  • профессиональные (ПК).

УК и ОПК устанавливаются ФГОСом, а вот ПК — вузом. В образовательной программе прописывается перечень компетенций (то есть навыков, которыми будет обладать выпускник после освоения программы) с их характеристиками.

В учебном плане и в ООП содержится перечень компетенций, подходящий конкретной программе, и каждая дисциплина формирует определённый набор компетенций.

Итогом этого этапа должен стать учебный план образовательной программы. И здесь нам понадобятся результаты исследований, проведённых на предыдущих этапах.

Учебный план — это перечень дисциплин и практик, последовательность их изучения (в каком семестре какая дисциплина изучается), количество часов, которое отводится на изучение каждой из них, и информация о форме контроля (зачёт, зачёт с оценкой, экзамен).

Учебный план разрабатывается с опорой на исследования и анализ, который проводился на предыдущих этапах проектирования образовательного опыта. Анализ статей, публикаций даёт понимание контекста профессии и отрасли, анализ конкурентов — помогает сформировать уникальное торговое предложение нашей образовательной программы, а анализ рынка и вакансий — понять, какие навыки нужны будущему выпускнику.

  • Определитесь с направлением подготовки и уровнем образования (бакалавриат, специалитет, магистратура).
  • Опирайтесь на проведённое на этапе 1 исследование, особенно в части анализа конкурентов. Посмотреть учебные планы по похожим программам всегда полезно. Нет ничего зазорного в том, чтобы подглядеть, как у кого построен курс. По крайней мере, можно понять, как он не должен выглядеть (если программа конкурентов кажется вам неудачной), а если повезёт, то можно поймать полезный инсайт и придумать выгодное УТП.
  • Составьте драфт учебного плана отдельными большими блоками — что-то вроде прототипа или плана-схемы будущей программы.

На этом этапе снова загляните во ФГОС или в собственный образовательный стандарт, если он есть у вуза, чтобы уточнить обязательные дисциплины базовой части учебного плана.

  • Соберите учебный план с указанием названий дисциплин, количества зачётных единиц и количества часов, отведённых на каждую из дисциплин.

Зачётная единица — это обозначение того, сколько времени от всей программы заложено на ту или иную дисциплину. Чем сложнее дисциплина, чем больше информации она в себе несёт, тем больше часов требуется на её освоение.

Во время разработки учебного плана нужно заложить логику построения программы. Лучше всего сделать это схематично. Например, можно отрисовать её в Miro или любым другим удобным способом. Такая визуализация будет полезна как для самого методиста, так и для экспертов.

Учебный план строится из трёх основных элементов:

  1. Базовая часть — дисциплины и практика, которые формируют как универсальные, так и обязательные профессиональные компетенции. В эту часть включаются обязательные дисциплины, которые перечислены во ФГОС, — философия, иностранный язык, история, безопасность жизнедеятельности, физическая культура. Также в эту часть учебного плана включаются дисциплины, составляющие основу будущей профессии. Они формируют общие профессиональные компетенции и являются базой или неким трамплином для изучения узкоспециализированных предметов (например, дискретная математика и теория алгоритмов — базовые предметы для направления «Прикладная информатика»).
  2. Вариативная часть — здесь на базе той основы, которая заложена в первой части, создаётся несколько возможных специализаций (направленностей). Трек каждой специализации выстраивается по грейдам: постепенно усложняется программа обучения внутри конкретной специализации. Студент может как выбрать конкретную специализацию, так и ознакомиться с несколькими специализациями на базовом уровне.
  3. Факультативы — это элективные курсы, которые студент может выбирать для изучения. Наличие факультативов позволяет создать более персонализированную индивидуальную образовательную траекторию. Мы в Skillbox обычно предлагаем в каждой программе высшего образования на выбор три вида таких курсов.

Виды факультативов:

  • Дополнительная специализация: студент выбирает предметы, которые напрямую не связаны с его специальностью.
  • Культурный электив: участие в культурном проекте (например: театр, музыкальная группа).
  • Элективные курсы по гибким навыкам: это позволяет проработать слабые стороны, которые у каждого студента свои (тайм-менеджмент, публичные выступления, эффективные коммуникации).

Остаётся обсудить получившийся план с заказчиком и экспертами и утвердить его. Потом занимаемся его содержанием и наполнением.

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) — это персональный путь студента, на котором он выбирает дисциплины, позволяющие ему развить определённые навыки, углубить знания в рамках специализации и расширить кругозор.

  • Проектируем учебный план таким образом, чтобы студент мог выбрать как одну из узких специализаций, так и широкий профиль, то есть освоить базовые инструменты каждой специализации и определиться, какое из направлений ему ближе.

Например, в бакалаврской программе по веб-разработке с РАНХиГС студент может выбрать одно из трёх направлений — углублённое изучение Python, РНР или веб-дизайна, а может попробовать свои силы понемногу в каждой специализации, каждый семестр выбирая дисциплины разных направлений.

Но не во всех программах предусмотрено несколько разных специализаций, например, магистратура — это само по себе уже узконаправленное образование, единый трек для всех вполне подойдёт. Например, на нашей совместной с МПГУ магистерской программе подготовки специалистов в области проектирования образовательного опыта все будут учиться по одному треку.

  • При формировании ИОТ мы не нарушаем требования ФГОС: стандарт предусматривает наличие в учебном плане «дисциплин по выбору» — за счёт них и формируются специализации.

Не стоит бояться ФГОС и воспринимать его как ограничивающий свободу документ. Если научиться извлекать из него пользу, он начнёт работать на вас, а не против вас.

Проектирование образовательных программ в высшем образовании — это непростой процесс, который требует соблюдения определённых стандартов. Но в этом процессе всегда есть место творчеству: общению с экспертами в разных областях, созданию индивидуальных траекторий, которые не только делают студента конкурентоспособным и востребованным на рынке труда, но и воспитывают интересную, гармоничную личность. Быть причастным к созданию классного продукта в сфере образования — значит немного менять мир к лучшему.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше

УДК 378

Микерова Галина Жоршовна

доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования Кубанского государственного университета mykerova8@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата (магистратуры, подготовки специалиста) разрабатывается вузом на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и примерной основной образовательной программы (ПООП). Её разработка требует создания определенных организационных условий и реализации методических подходов.

Ключевые слова: основная образовательная программа, требования федерального образовательного государственного стандарта высшего профессионального образования, педагогическое образование.

Mikerova Galina Zhorshovna

Doctor of Pedagogics, Head of the Department of Pedagogics and Methods of Primary Education of Kuban State University mykerova8@mail.ru

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR DEVELOPMENT OF THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAMME OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION

The basic educational program (BEP) of Bachelor Degree Studies (Master Degree Studies, Specialist Programmes) is being developed by higher educational institution on the basis of requirements of the federal state educational standard of the higher vocational education (FSES HVE) and approximate basic educational programme (ABEP). Its working out requires creation of certain organizational conditions and realization of methodological approaches.

Key words: basic educational programme, requirements of the federal state educational standard of the higher vocational education, pedagogical education.

Разработка основной образовательной программы бакалавриата (магистратуры, подготовки специалиста) по реализации требований ФГОС ВПО – самый сложный и ответственный этап. Именно основная образовательная программа является важнейшим стратегическим документом развития каждого вуза. При этом важно отметить, что если раньше функционирование и развитие режима его жизнедеятельности рассматривались как два самостоятельных процесса, то в основной образовательной программе оба эти процесса должны проектироваться вместе и диалектически взаимодействовать, обогащая друг друга. При этом высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. В процессе разработки бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников. Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности будущих педагогов. Он должен способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ. Реализация компетентно-стного подхода в ООП должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения

занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% (10%) аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40% (45%) аудиторных занятий. В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.

Основная образовательная программа -совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечи-

вающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Процесс разработки основной образовательной программы бакалавриата (магистратуры, подготовки специалиста) в вузе предусматривает три этапа совместной деятельности управленческих и педагогических кадров по модернизации существующей педагогической системы с целью приведения её в соответствие с требованиями нового ФГОС 3-го поколения.

1 этап. Формирование рабочей группы по составлению основной образовательной программы бакалавриата (магистратуры, подготовки специалиста) образовательного учреждения ВПО и органов управления процессом её разработки, согласно требованиям ФГОС. При этом органы управления вузом призваны обеспечивать координацию действий всего педагогиче-

ского коллектива, а также осуществлять информационное, консалтинговое и научнометодическое сопровождение инновационного процесса. На этом этапе необходимо решить следующие задачи:

определить состав рабочей группы; назначить руководителя рабочей группы; определить порядок ее работы; поставить перед группой общую задачу и задачу следующего этапа.

В состав рабочей группы необходимо включить всех преподавателей, которые будут осуществлять реализацию определенной ООП. Руководство деятельностью рабочей группы целесообразно поручить представителю администрации образовательного учреждения или руководителю учебно-методической комиссии вуза или структурного подразделения. Состав рабочей группы и порядок ее работы должен быть утвержден приказом директора образовательного учреждения.

Рис.1 Организационная структура разработки ООП

Участники рабочей группы должны быть достаточно информированы о концепции, содержании и условиях реализации ФГОС ВПО. Они должны быть обеспечены необходимыми для работы инструктивно-методическими материалами и рекомендациями по разработке образовательной программы в соответствии с ФГОС нового поколения. В распоряжение участников группы предоставляется полный комплект документов, включающий содержание новых ФГОС образовательного учреждения и методические материалы по работе с ним.

Поскольку участие педагогов в деятель-

ности рабочей группы требует от них дополнительных усилий, желательно заранее определить формы дополнительного материального и морального поощрения за полученные результаты и довести до их сведения участников.

2 этап. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе профессионального педагогического образования. На этом этапе должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС». Для этого не-

обходимо определить, какие изменения требуется произвести:

в образовательных целях; в учебном плане;

в содержании учебных программ, модулях, циклах;

в образовательных технологиях; в условиях реализации образовательных программ;

в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

Основной принцип действий на этом этапе состоит в сравнении предложенной новыми стандартами обобщенной модели образовательной системы с существующей в вузе и определении того:

какие элементы существующей образовательной системы полностью отвечают требованиям новых ФГОС и могут быть без изменений перенесены в желаемую систему;

какие элементы существующей системы частично отвечают требованиям новых ФГОС и нуждаются в переработке для переноса в желаемую систему;

какие элементы существующей системы не отвечают требованиям новых ФГОС и не могут быть перенесены в желаемую систему;

какие необходимые для желаемой системы элементы, определяемые новыми ФГОС, отсутствуют в существующей системе и должны быть найдены или разработаны.

В результате этих действий будет формироваться перечень необходимых и достаточных изменений в элементах образовательной системы профессионального педагогического образования в вузе.

3 этап. Разработка основной образовательной программы бакалавриата (магистратуры, подготовки специалиста). Проектирование основной образовательной программы целесообразно осуществлять в микрогруппах, которым требуется выдать задания на разработку единичных проектов – структурных элементов программы. Одновременно с определением единичных проектов формируется состав ответственных за их разработку и определяются сроки их выполнения. В зависимости от размера группы разработчиков и их готовности к работе возможны различные варианты формирования единичных проектов: выделение или, наоборот, объединение отдельных элементов необходимых изменений в образовательной системе.

Задача руководителя рабочей группы состоит в том, чтобы обеспечить полноту и связность единичных проектов – структурных компонентов основной образовательной программы образовательного учреждения.

Каждая микрогруппа, за которой закреплены определенные образовательные области (перечень образовательных программ и соот-

ветствующих им целей), проектирует все необходимые изменения в содержании образовательных программ, технологиях, условиях, способах контроля и оценки результатов. Для каждого из этих изменений определяется, каким образом оно будет осуществляться (будет найдено или разработано в рамках вуза).

Однако для получения целостного комплекса изменений в образовательной системе, взаимодополняющих и усиливающих эффекты друг друга, необходимо обеспечить согласованность между ними.

Каждая проектная микрогруппа в процессе конкретизации изменений в своей части проекта должна выявлять и фиксировать возможные связи с другими единичными проектами, определяя:

требования к изменениям, которые разрабатываются в других проектах;

предложения по включению и использованию отдельных результатов своего проекта другими.

Наиболее простым вариантом проведения согласования является проведение совместного заседания микрогрупп, на котором каждая из них сообщит, с какими другими группами ей необходимо установить связи, и что она хотела бы получить от других групп.

Оценка единичных проектов проводится на заседании рабочей группы.

При оценке каждого структурного элемента ООП необходимо учитывать: полноту содержания;

обоснованность выбора способа осуществления изменений в компоненте образовательной системы;

согласованность необходимых связей с другими структурными элементами;

распределение обязанностей между исполнителями при разработке основной образовательной программы бакалавриата (магистратуры, подготовки специалиста) и степень их загруженности;

наличие и обоснованность оценок, необходимых для реализации проекта финансовых и материально-технических ресурсов;

конкретность ожидаемых результатов и их обоснованность.

Выявленные недостатки единичных проектов должны быть устранены к установленному руководителем рабочей группы сроку.

Составленная основная образовательная программа образовательного учреждения обсуждается на общем заседании рабочей группы и администрации образовательного учреждения по введению новых ФГОС, который определяет готовность проекта для перехода к разработке плана-графика его реализации.

В ходе оценки необходимо установить, насколько детально в основной образовательной программе разработаны предлагаемые из-

менения в образовательной системе, а также уровень их достаточности для реализации ФГОС нового поколения.

Любая ООП бакалавриата (магистратуры, подготовки специалиста) должна содержать пояснительную записку и приложения к ней. Между тем на наш взгляд, следует упорядочить этот основной документ, который, в настоящее время находится в стадии разработки и требует интеграции усилий, как отмечено выше, всех руководителей программ, учебно-методического управления и в целом всего профессорско-преподавательского состава вуза.

Пояснительная записка ООП должна содержать обязательные элементы:

1. требования к результатам (ФГОС) -набор общекультурных компетенций (ОК), профессиональными компетенций (ПК), включающих общепрофессиональные компетенции (ОПК);

2. особенности, специфику конкретной вариативной программы;

3. принципы отбора материала;

4. логику освоения содержания;

5. обоснование выбора вида и содержания практик и содержания НИР, и видов государственной аттестации.

В перечень приложений к ООП входят: 1) матрица соответствия компетенций учебным дисциплинам; 2) учебный план; 3) график учебного процесса; 4) программа государственной аттестации; 5) программы учебных дисциплин и модулей; 6) программа (программы) практик; 7) перечень баз практик; 8) обеспечение литературой (основной и дополнительной); 9) кадровое обеспечение ООП; 10) характеристики социально-культурной среды вуза, обеспечивающей развитие общекультурных компетенций студентов; 11) оценочные средства; 12) положение об итоговой государственной аттестации выпускников; 13) положение об организации учебного процесса в вузе с использованием системы зачетных единиц и положение о модульной организации образовательного процесса.

Исходя из сказанного, вся ООП бакалавриата (магистратуры, подготовки специалиста) по каждой подпрограмме разрознена на многочисленные приложения. На наш взгляд, следует, взяв за основу три раздела сделать по каждой подпрограмме единую ООП, которая будет одним документом – основным при аккредитации направления – «Педагогическое образование».

СТРУКТУРА

Целевой раздел

Матрица

компетенций.

паспорт их формирования, модель выпускника

Оценоч -ные средства в вузе

Положение об итоговой государственной аттестации

1

С одержательнын раздел

Программа гос. аттестации

Програм -мы уч-х дисциплин

I___________

Организационный раздел

Програм-

Учебнын

план

Т аблнца обеспечения литературой

Характеристика социальнокультурной среды вуза

Баланс, графики уч. проц.

Таблица

кадрового

обеспечения

Положения об организации учебного процесса в вузе с использованием системы зачетных единиц, о модульной организации образовательного процесса

Рис.2. Основная образовательная программа

После пояснительной записки в первый «Целевой раздел» ООП следует отнести: 1) матрицу соответствия компетенций учебным дисциплинам, на основе которой составляется паспорт компетенций и модель выпускника по

конкретной подпрограмме; 2) оценочные средства; 3) положение об итоговой государственной аттестации выпускников.

Второй «Содержательный раздел» ООП должен содержать: 1) программу государствен-

ной аттестации; 2) программы учебных дисциплин и модулей; 3) программа (программы) практик; 4) таблицу обеспечения литературой (основной и дополнительной и т.д.).

В третий «Организационный раздел» ООП должны войти: 1) учебный план; 2) баланс и график учебного процесса, в том числе и календарный график; 3) перечень баз практик; 4) таблицу кадрового обеспечения ООП; 5) характеристики социально-культурной среды вуза, обеспечивающей развитие общекультурных компетенций магистров; 6) положение об организации учебного процесса в вузе с использованием системы зачетных единиц и положение о модульной организации образовательного процесса.

Вернемся к разделам ООП, думается, что выполнение специфических приложений (выделены курсивом) следует отнести к кафедрам, на которых реализуются подпрограммы бакалавриата (магистратуры, подготовки специалиста). Остальные приложения ООП требуют активной помощи в разработке основных документов (положений, программ, характеристик, таблиц) всех отделов и организационных структур КубГУ.

Компетенции являются интегральными характеристиками личности, носят надпредмет-ный характер и представляют собой динамическое сочетание качеств, отношений и умений. По сравнению с традиционной предметносодержательной моделью обучения составляющими компетентностной модели являются знания, умения, навыки, а также опыт деятельности по использованию этих компонентов на практике, т.е. формирование способности и готовности личности актуализировать данную компетенцию и ей компоненты в определенных профессиональных ситуациях.

При разработке матрицы соответствия компетенций содержанию образования (учебным дисциплинам, модулям) на первом этапе определяется массив компетенций, на формирование которых будет направлена каждая ООП. При этом одна и та же компетенция в различных ООП будет конкретизирована.

При необходимости возможно дополнение профессиональных компетенций – профессионально-специализированными, отражающими специфику будущей профессиональной деятельности выпускника. Но следует помнить, что каждая компетенция должна быть, не только отражена в списке, но и поддерживаться содержанием, технологией формирования, а также оценочными средствами. Поэтому список компетенций не должен быть избыточным.

После определения массива компетенций следующим шагом является его предоставление на внешнюю экспертизу представителям работодателя. Работодатель, как потребитель результатов ООП, заинтересованный в качестве подготовки потенциальных работников, выражает свое отношение к списку компетенций и оценивает их с точки зрения: а) понятности формулировки; б) собственных кадровых потребностей; высказывает предложения по изменению, добавлению, исключению существующих формулировок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На третьем этапе разработки ООП необходимо определить компонентный состав компетенции (знаний, умений, навыков, признаков проявления) для достижения операбельности, т.е. измеряемости степени сформированности компетентности и её составляющих. Для описания признаков проявления компетенции возможно использование целевых результатов образования – знает, умеет, владеет. Например:

Компетентный состав компетенций (ООП «Начальное образование» «Теория и методика начального языкового образования») МАГИСТРАТУРА

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наименование компетенции – способен совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень в области психологии и педагогики организаторской деятельности

Индекс компетенции (ОК-1)

Компонентный состав компетенции

Знает Умеет Владеет

– основные категории курса; – сущность организаторской деятельности; – ориентироваться в вопросах психологии и педагогики организаторской деятельности; – совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень в области психологии и педагогики организаторской деятельности – методологией психологии и педагогики организаторской деятельности и формирующем и развивающем подходах к воспитанию; – навыками саморефлексии, самоанализа, самосовершенствования, самообразования

На четвертом этапе формирования ком- ООП, которое необходимо для достижения за-

петенций определяется общее содержание планированных результатов образования.

С помощью матрицы отношений между компетенциями и учебными дисциплинами каждая компетенция из выявленного перечня структурируется по дисциплинам и разделам (практика и НИРС). Тем самым каждая компетенция обогащается всеми компонентами её состава посредством различных учебных дисциплин и разделов ООП, определяется в рамках какого вида образовательной деятельности наиболее эффективно может быть обеспечено её обогащение. Из конкретных обогащенных компонентов компетентностей составляется модель выпускника по определенной ООП.

На последующих этапах пятом и шестом этапах разработки ООП определяются технологии и методы формирования каждой компетенции, а также технологии их оценки, которые конкретизируются в каждом УМК учебной дисциплины или модуля.

После разработки ООП производится пошаговая подготовка к её реализации по профильному обучению бакалавриат/магистратура.

Определение направления, вариативных профилей и соответствующих им компетенций.

Составление УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН по вариативным профилям, формирующих обозначенные компетенции.

Составление МАТРИЦЫ соответствия КОМПЕТЕНЦИЙ.

Составление УЧЕБНОГО ПЛАНА вариативного профиля по направлению с приоритетом модульного обучения (с учётом компетенций).

Присвоение учебным дисциплинам разного уровня (бакалавриат/магистратура) учетной трудоемкости (КРЕДИТЫ – см. ФГОС-3).

Учет нелинейного обучения (выбор студентами дисциплины и семестра его изучения; учебные курсы (модули) должны иметь завершенный вид в указанном семестре с определенной формой контроля; один модуль может изучаться 1-2 семестра).

Разработка Рабочих программ по учебным дисциплинам (пересмотр имеющихся УМК в соответствии с кредитами: 1 кредит = 36 часам; составление ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ учебной дисциплины).

Добавить комментарий