Содержание
- Структура отчета
- Заполнение Раздела 1
- Заполнение раздела 2
- Показатель 1
- Показатель 2
- Показатель 3
- Показатель 4
- Показатель 5
- Показатель 6
- Показатель 7
- Показатель 8
- Показатель 9
- Заполнение раздела 3
- Размещение отчета
- Если все закупки производятся у единственного поставщика
Заказчики по 44-ФЗ должны не только закупать у субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций определенную долю товаров и услуг. Им также вменяется в обязанность каждый год составлять об этом специальный отчет и размещать его в ЕИС.
Форма отчета приведена в постановлении Правительства от 17 марта 2015 г. № 238.
Отчет заполняется и подается через ЕИС. Нужно войти в личный кабинет и заполнить все его разделы, а также прикрепить бумажную форму отчета — без этого система не даст его разместить. Кроме того, отсканированный бумажный отчет послужит страховкой от потери данных при всевозможных сбоях в информационной системе.
Структура отчета
Отчет состоит из трех разделов:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
- В первом отражаются реквизиты заказчика.
- Во втором указываются данные для расчета объема закупок у СМП и СОНО, а также приводятся фактические закуплены объемы.
- В третьем разделе перечисляются реестровые номера контрактов.
Экономьте время на поиске клиентов. Контур.Компас — удобный поиск целевых клиентов для бизнеса, базы новых клиентов в B2B!
Ниже разберем заполнение каждого из этих отделов.
Заполнение Раздела 1
Раздел 1, как правило, не вызывает сложностей. Здесь, помимо названия, организационно-правовой формы, адреса и прочих контактов, нужно указать всевозможные коды: ИНН, ОГРН, ОКВЭД, КПП и так далее.
Вопросы чаще всего возникают со следующими кодами:
- ОКОПФ. Он предназначен для государственных и муниципальных учреждений. Нужно выбрать из диапазона 7 51 00 – 7 54 04.
- ОКПО. За этим кодом стоит обратиться в бухгалтерию — он используется в бюджетной отчетности.
- ОКТМО. Его можно либо посмотреть в статистической отчетности, либо получить на сайте ФНС через сервис «Узнать ОКТМО».
Заполнение раздела 2
Раздел 2 — самый информативный и сложный из всего отчета. В нем 9 показателей, которые нужно правильно рассчитать.
Обратите внимание! Все показатели раздела 2, за исключением позиции 8, заполняются в тысячах рублей. Показатель 8 указывается в процентах.
Рассмотрим заполнение второго раздела более подробно.
Показатель 1
Это среднегодовой объем закупок (СГОЗ). Не нужно путать этот показатель с объемом закупок из плана-графика. Закупки у СМП и СОНО должны составлять не менее 15% от СГОЗ.
Среднегодовой объем складывается из стоимости:
- контрактов, которые в отчетном году были заключены, полностью исполнены и оплачены;
- контрактов, которые были заключены до отчетного года, но частично оплачены в отчетном году;
- контрактов, которые были заключены и частично оплачены в отчетном году, но будут исполняться в последующие годы.
Ищете ОФД для своего бизнеса? Получите квартал в подарок. Контур.ОФД — помогает соблюдать закон и контролировать продажи!
Показатель 2
Здесь необходимо указать только объем контрактов, заключенных по части 1.1 статьи 30 закона 44-ФЗ. Это следующие типы контрактов:
- поставщик по которым был определен в закрытых процедурах;
- заключенные с единственным поставщиком;
- по атомной энергии;
- по кредитам.
Это все те контракты, которые исключаются из СГОЗ.
Показатель 3
Исчисляется разница между позициями 1 и 2. Это и будет тот объем закупок, от которого нужно рассчитать лимит контрактов с СМП и СОНО.
Показатель 4
Здесь необходимо привести рассчитанный объем закупок, которые должны быть проведены у субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций. Он составляет 15% от величины показателя 3.
Приведем пример. Посчитано, что СГОЗ заказчика в отчетном году составил 30 млн рублей. В том числе он закупил у единственного поставщика товаров, работ и услуг на сумму 1,8 млн рублей, провел закупки закрытым способом на сумму 2 млн рублей, а также закупил услуг по кредитованию на сумму 1,6 млн рублей. Кроме того, в отчетном году не состоялось открытых конкурсов на сумму 1,4 млн рублей, в результате чего были заключены контракты с единственным поставщиком.
Заполняем показатели 2-4:
- Показатель 2. Суммируем закупки, которые следует исключить из СГОЗ. Получаем сумму 6,8 млн рублей (1,6 млн + 1,8 мм + 2 мм + 1,4 мл).
- Показатель 3. Определяем разницу между показателями 1 и 2. Получается 23,2 млн рублей (30 млн — 6,8 млн).
- Показатель 4. Исчисляем 15% от показателя 3. Получаем 3,48 млн рублей.
Важно! 15% от суммы СГОЗ — минимальный объем закупок, произвести которые нужно у СМП и СОНО. Если закупить меньше, последует штраф по пункту 3 статьи 7.30 КоАП. Заказчика в этом случае оштрафуют на 500 000 рублей, а контрактного управляющего — на 50 000 рублей.
Показатель 5
Эта строка отчета предназначена для отражения стоимости контрактов, которые по факту были заключены с СМП и СОНО. Имеются в виду процедуры, объявленные специально для таких субъектов.
Отражать нужно только те контракты и их этапы, которые были оплачены в отчетном году.
Пример. В прошлом году заказчик заключил с субъектами малого бизнеса контрактов на 5 млн рублей. Оплачено в отчетном году из них было 2 млн рублей. Остальные суммы по условиям контракта будут уплачены позже. В позиции 5 отчета за прошлый год будет фигурировать 2 млн рублей.
Показатель 6
В этой строке отражается стоимость контрактов, в которых победители должны были привлечь СМП и СОНО в качестве субподрядчиков. Другими словами, это процедуры, не предназначенные для субъектов малого бизнеса, в извещении которых указана обязанность поставщика привлечь таких субподрядчиков.
Показатель 7
Здесь указывается общая стоимость товаров, работ и услуг, закупленных у СМП и СОНО. Для этого нужно суммировать показатели 5 и 6.
Показатель 8
Рассчитывается процентная доля закупок, фактически произведенных у СМП и СОНО. Формула такая:
Показатель 7 / Показатель 3 * 100%
Показатель 9
В этой строке следует указать НМЦК несостоявшихся процедур и незаключенных контрактов с СМП и СОНО.
Поясним на примере. Допустим, заказчик объявил для субъектов малого бизнеса:
- аукцион с НМЦК 2 млн рублей;
- запрос котировок с НМЦК 400 тыс. рублей.
Закупки не состоялись, а контракты были заключены с единственным поставщиком.
В отчете в позиции 9 будет указана сумма цен этих закупок:
2 000 000 + 400 000 = 2 400 000 рублей.
Заполнение раздела 3
В разделе 3 указываются реестровые номера записей контрактов. Их можно найти в личном кабинете ЕИС. При формировании отчета система укажет на реестр контрактов для выбора и заполнения этих номеров. Выбранные номера автоматически попадают в отчет.
Важно! Нужно отличать реестровые номера контрактов и номера извещений.
В разделе 3 заполняется всего 3 показателя. Это контракты:
- которые заключены непосредственно с субъектами малого бизнеса;
- к исполнению которых СМП и СОНО привлечены в качестве субподрядчиков;
- заключенные в результате закупок, проведенных специально для СМП и СОНО.
Размещение отчета
Размещение отчета в ЕИС производится через личный кабинет. В разделе «Отчеты заказчика» в блоке «Отчеты» нужно выбрать тип «Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций». Следует заполнить все поля отчета и подписать его электронной подписью. Дата составления и размещения документов в ЕИС должна совпадать.
Крайний срок подачи отчета — 1 апреля следующего года. Отчет за 2017 год нужно сдать до 2 апреля 2018 года — срок переносится из-за выходного дня.
Если все закупки производятся у единственного поставщика
На практике некрупные заказчики зачастую абсолютно все свои закупки проводят у единственного поставщика. Как указано выше, такие закупки не включаются в СОГЗ. Получается, что в этом случае заказчики не обязаны заключать контракты с СМП и СОНО. Освобождает ли этот факт их от размещения отчета?
В Минфине считают, что составлять отчет нужно и в этом случае. Однако он будет нулевым, то есть его графы следует оставить пустыми. Такое мнение ведомства изложено в письме № 24-01-10/73595 от 8.11.2017.
Отчет по закупкам по 44-ФЗ
Заказчикам, которые производят закупки по закону 44-ФЗ о контрактной системе, нужно будет сдать отчет о закупках СМП и СОНО. Его должны сдавать все заказчики малого бизнеса. В статье мы расскажем, правильном заполнении и об изменениях в отчете.
Информация об отчете по закупкам у СМП и СОНО
Заказчикам необходимо осуществлять закупки у СМП и СОНО для поддержки малого бизнеса.
Порядок составления отчета регламентирует постановление Правительства № 238.
Объем закупок у организаций из числа СМП и СОНО не может составлять меньше 25% от совокупного годового объема закупок (СГОЗ).
СГОЗ — это финансирование закупок за год без учета закупок, относящихся к:
- обеспечению нужд обороны страны и безопасности государства;
- услуг по предоставлению кредитов;
- закупок у единственного поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 93 кроме несостоявшихся закупок в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93;
- работам в области использования атомной энергии;
- закупкам, где применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Ответственность за нарушения по размещению отчёта
За неразмещение отчета в ЕИС, штраф составляет 50 тыс. руб.
За размещение с опозданием или с ошибками штраф 15 тыс. руб.
Изменения в отчете в 2022 году
Кратко напомним об изменениях в отчете, принятых в 2022 году:
- Изменены форма отчёта об объёме закупок у СМП и СОНКО и порядок его заполнения. В нём отражается информация о контрактах, заключенных с единственным поставщиком.
- Установлены требования к содержанию и форме отчёта об объёме закупок российских товаров. Отчёт формируется в ЕИС по утвержденной форме автоматически не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным.
- Скорректирован отчёт об объёме закупок у СМП и СОНКО и порядок его заполнения. Удалили упоминание конкретного объёма закупок, который заказчик обязан осуществить в течение года у СМП и СОНКО, и видов закупок с ограничением по закону 44-ФЗ, которые были признаны несостоявшимися.
- Сократили перечень заказчиков, формирующих ежегодный отчёт об объёме закупок у СМП и СОНКО. Такой отчёт не формируют заказчики из правительственного Перечня. К ним относятся, например, СВР России, ФСБ России, их подведомственные госучреждения и ГУПы.
- Скорректировали требования по подготовке отчёта об объёме закупок российских товаров. В графах 6, 7 отчета отражается общий объём принятого в отчётном году товара в случаях, когда в графу 5 отчета включена информация о нескольких контрактах.
- Минфин уточнил, как определять объём закупок у СМСП. При определении объёма закупок в расчёт СГОЗ не следует включать в том числе закупки у единственного поставщика.
Отчет по закупкам 44-ФЗ 2023
Теперь поговорим о нововведениях, принятых с этого года. Отчеты по 44-ФЗ в 2023 году должны оформляться так:
- Подготовить и разместить в ЕИС отчёт об объёме закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО),
- Подготовить и разместить отчет в ЕИС об объеме закупок российских товаров, в том числе поставляемых при выполнении работ или оказании услуг. Составить и разместить отчёт нужно независимо от того, проводили вы такие закупки или нет. Сделать это нужно в личном кабинете в ЕИС.
Отчёт об объёме закупок российских товаров и услуг размещается в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчётным.
Если минимальная обязательная доля закупок российских товаров не достигнута, в отчёте обоснуйте невозможность её достижения.
Не позднее 1 апреля от вас требуется:
–включить в отчёт обоснование, указав соответствующий код причины;
–подписать отчёт усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица. В течение часа после этого документ автоматически будет размещен в ЕИС.
- Скорректируйте размещенный отчёт, если вы вносите в реестр контрактов изменения по исполнению контракта, до 1 апреля года, следующего за отчётным. Информацию по закупкам, сведения о которых не размещаются в ЕИС, включите в приложение к отчёту. Сформируйте его на бумажном носителе по форме, установленной для отчёта, указав гриф секретности (при наличии) согласно законодательству о гостайне. Такое приложение должно подписать уполномоченное лицо.
Как заполнять отчет по СМП. Правила и инструкция
Вводить отчет СМП 44-ФЗ в 2023 году нужно в ЕИС. Это сэкономит время, т.к. там осуществляется автоматический расчет некоторых данных.
Заказчик не должен искажать первоначальные сведения.
Правила по правильному составлению документации:
- Формирование формы на портале.
- Заполнение всех вкладок в регистре.
- Сверка указанных цифр с перечнем контактов.
- Подписание формы электронной подписью.
- Сдача документа до 1 апреля.
Инструкция по заполнению отчета СМП:
- После посещения кабинета заказчика в ЕИС, нажмите на отчеты;
- Создайте информацию об отчетности указав форму отчета – Отчетность о закупочных объемах у СМП, СОНКО;
- Укажите общую информацию;
- Внесите данных о размерах закупок в отчет о закупках у СМП. Главным правилом является добавление сумм в тысячах рублей.
Пункт 1. Внести данные о суммарном объеме финансирования, который был запланирован на закупки в прошлом году.
Пункт 2. Здесь отображается сумма пяти пунктов.
В отчете СМП 2023 отображается информация о размере контрактов, которые делятся на категории: кредитование, безопасность и оборона, соглашение с поставщиком, аукционы, применение атомной энергии.
Пункты 3 и 4. Здесь данные заносятся автоматически.
Пункт 5. Указать контракты, утвержденные по итогам закупок по 1п. 1ч. Ст.30.
Пункт 6. Внести информацию о закупках с субподрядчиками, сдающими отчетность. Отображаются реальные объемы привлеченных соисполнителей. Если сумма будет превышать установленные контрактом показатели, то первый показатель отмечается без утверждения.
Пункты 7 и 8. Составляются автоматически из предыдущих двух строк.
Пункт 9. Отображается суммарное значение НМЦК по выполненным закупкам, которые не состоялись или были с неоформленными контрактами.
Далее открывается другая вкладка.
В информации о подписанных контрактах указываются номера реестра с уникальными записями.
Отчет подписывается и размещается на портале.
Осуществляется привязка отчета к разделу. Проверьте дату составления и время публикации.
Нажимаем кнопку «разместить».
Полезное
Мы подготовили для вас готовый пакет документов, актуальный на 2023 год.
Вы можете детально изучить всю необходимую информацию о закупках в нашем онлайн институте ЕВИДПО. По окончанию выдается вот такой диплом:
Заказчики, осуществляющие закупки в контрактной системе, должны отчитываться о проделанной работе: об исполнении контрактов, о результатах выполненных этапов контрактов, об объеме закупок у СМП. В статье рассмотрим, какие существуют формы отчетности по 44-ФЗ и в какие сроки контрактный управляющий должен опубликовать отчеты
Заказчики, работающие по 44-ФЗ отчитываются в случаях:
- проведения закупок у СМП и СОНКО;
- по итогам исполнения контракта;
- при закупке у единственного поставщика с обоснованием необходимости такой закупки.
Отчетность по закупкам у СМП и СОНКО
По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у СМП или СОНКО. До 1 апреля года, следующего за отчетным годом, необходимо разместить такой отчет в ЕИС.
Порядок подготовки отчета об объеме закупок у СМП, СОНКО, его размещения в ЕИС, форма указанного отчета определяются постановлением Правительства РФ от 17 марта 2015 г. № 238.
В отчет включается информация о заключенных контрактах с СМП, СОНКО, а также информация о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием СМП, СОНКО.
Отчет об исполнении контракта
Заказчик обязан составлять отчет об исполнении контракта (о результатах отдельного этапа исполнения) и размещать его в ЕИС в установленные Законом сроки (ч. 9 ст. 94 44-ФЗ). Порядок подготовки такого отчета описан в постановлении Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093.
Случаи, когда заказчик формирует отчет об исполнении контракта (этапа)
1. Заказчик оплатил поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги (обязательства по контракту) и подписал документ о приемке.
Отчет составляется также при оплате обязательств и приемке результатов по отдельному этапу исполнения контракта.
С учетом положений Закона № 44-ФЗ и гражданского законодательства отдельным этапом исполнения контракта является период времени, завершающийся приемкой, проведением экспертизы и оплатой соразмерно объему исполненных обязательств за поставленный товар, выполненную работу, оказанную услугу (Письмо Минэкономразвития от 19 октября 2015 г. № Д28и-3033).
2. Контракт был расторгнут (вне зависимости от основания расторжения).
Когда отчет об исполнении контракта не формируется?
- По закупкам у ЕП до 100/400 тыс. рублей (п.4,5 ч. 1 ст.93);
- Заключение контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов — п.23 ч.1 ст. 93;
- Закупки у ЕП по п. 42, 44 или 46 части 1 статьи 93;
- В случае, если заказчик не предусмотрел в контракте этапы исполнения обязательств, но прописал частичную приемку и оплату по контракту с периодичностью (ежемесячно/ежеквартально).
Заказчик составляет и публикует отчет, как об этапах исполнения контракта, после каждой процедуры приемки и оплаты результатов исполнения контракта (письма Минэкономразвития России от 31.08.2015 № Д28и-2474, от 11.06.2015 № Д28и-1757, от 01.06.2015 № Д28и-1496, от 08.04.2015 № Д28и-988).
Срок размещения отчета в ЕИС — 7 рабочих дней со дня появления соответствующего основания для размещения отчета.
Что делать заказчикам, когда оплата товара (работ, услуг) и подписание документа о приемке разнесены по времени?
В Законе 44-ФЗ сказано, что отчет размещается заказчиком в ЕИС в течение 7 рабочих дней со дня последнего из совершенных действий заказчика либо оплаты заказчиком обязательств, либо подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Таким образом, отчет следует размещать в течение 7 рабочих дней со дня совершения последнего из указанных действий. Такой вывод содержится в письме Минэкономразвития от 29 июля 2015 г. № Д28и-2214.
Форма и способы размещения отчета
Отчет составляется в форме электронного документа, подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС. Форма отчета установлена постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093.
Отчет обязан включать сведения о поставщике и о контракте, а также о результатах его полного выполнения, либо выполнения отдельного этапа. При этом нужно обязательно включать такие пункты, как ненадлежащее исполнение контракта и изменение или расторжение в ходе использования.
Важно: для размещения отчета заказчику необходимо заполнить форму, предусмотренную интерфейсом ЕИС, и прикрепить необходимые файлы
Документы, прилагаемые к отчету об исполнении контракта
В соответствии с ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, если отчет составляется в связи с приемкой результатов исполнения контракта (его этапа), к нему прилагаются следующие документы:
- Заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае, когда заказчиком для проведения экспертизы привлечены эксперты, экспертные организации.
- Документ о приемке результатов либо иной документ, определенный законодательством РФ, (например, акт о приемке, накладная и. т д).
Важно: Платежное поручение, документы, подтверждающие исполнение заказчиком обязательств по оплате товаров (работ, услуг), не являются обязательными приложениями к отчету. В отчете заказчик указывает реквизиты этих документов (Письмо Минфина России от 07.07.2014 № 02-02-06/32616)
Отчет с обоснованием закупки у ЕП
Часть 3 ст. 93 указывает на обязанность обоснования в документально оформленном отчете невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика, цены контракта и существенных условий контракта (до заключения контракта)
Форма отчета не предусмотрена № 44-ФЗ (только состав сведений).
Отчет размещается в соответствующем разделе ЕИС: Отчеты — Отчет с обоснованием закупки у ЕП.
Важно: Законом № 44-ФЗ не установлена обязанность размещения отчета
Отчет не формируется в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 — 21, 24 — 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47 — 48 части 1 ст.93.
Ответственность за неразмещение отчетов по 44-ФЗ
Обучение для заказчика
Управление закупками по 44-ФЗ. Повышение квалификации, 120 ак.часов
Подробнее о курсе
Чаще всего контрактный управляющий несет персональную ответственность за неразмещение отчетов в рамках закона о закупках. Нарушение сроков представления отчетов по 44-ФЗ более чем на два рабочих дня грозит штрафом в размере до 30 тыс. руб. для физических лиц и до 100 тыс. руб. для юридических лиц (ч. 1-1.3 ст. 7.30 КоАП РФ).
В случае, если отчеты в ЕИС заказчик опубликовал всего на 1 день позже положенного срока, влечет штраф в 3 тыс. руб. для физических лиц и штраф в размере 10 тыс. руб. для юридических.
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Расшифровка СМП и СОНО
- Этапы сдачи отчета о закупках по 44-ФЗ у СМП
- Нужны ли сейчас другие отчеты
- Форма и сроки сдачи отчета по закупкам 44-ФЗ с 2020 года
- Инструкция по составлению отчета
- Ответственность за несоблюдение порядка отчетности
- Последние изменения в отчетности по 44-ФЗ
Как сейчас выглядит отчет о закупках по 44-ФЗ? Вопрос действительно важный – хотя бы в свете того, что раньше нужно было сдавать три документа, сегодня только один. Отчеты о закупках у единственного поставщика с обоснованием обязательных условий госконтракта и о завершении выполнения обязательств по контракту или этапу сделки больше не требуются.
Зато по-прежнему нужно публиковать в ЕИС данные о размере госзакупок с ограничениями для СМП и СОНКО. Кроме того, заказчиков планируют обязать составлять еще один отчет касательно объема закупок товаров отечественного происхождения. Давайте разбираться в ситуации.
Расшифровка СМП и СОНО
В рамках реализации государственных программ по поддержке субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в законе о контрактной системе предусмотрено обязательство для бюджетных структур размещать определенное количество заказов у данных экономических агентов. Что именно они собой представляют, разберем далее.
К категории СМП относятся юридические лица различных организационных форм (хозяйственные общества, партнерства, КФХ) и индивидуальные предприниматели. Параметры, на основании которых предприятие или ИП считается субъектом малого предпринимательства, изложены в законе № 209. Среди таковых штатная численность, объем годовой выручки, участие в проекте «Сколково».
К категории СОНКО или СОНО (социально-ориентированные некоммерческие организации) относят общественные объединения, фонды, задачей которых является решение различных вопросов общественного и социального характера в соответствии с положениями закона № 7-ФЗ.
Этапы сдачи отчета о закупках по 44-ФЗ у СМП
Ч. 1 ст. 30 закона № 44-ФЗ обязывает государственных и муниципальных заказчиков как минимум 15 % от объема закупок в год проводить у СМП и СОНКО. К закупкам данные субъекты привлекаются двумя путями:
- Объявляется тендер только для СМП. Это возможно, если НМЦК не превышает 20 млн рублей.
- Конкурсная процедура проводится на общих основаниях, но в ее условиях прописана обязанность для исполнителя осуществлять работы по контракту с привлечением субподрядчиков из категории СМП.
Даже если организованные таким образом торги признаны несостоявшимися, в результате чего заказчик в итоге заключает сделку с единственным поставщиком, то считается, что закупка произведена у СМП.
По факту проведения сделок с субъектом малого предпринимательства заказчик составляет годовой отчет по закупкам у СМП по 44-ФЗ, в который включает следующие данные:
- Информация о покупателе: адрес, телефон, ИНН, КПП, ОКПО и пр.
- Сумма сделок, проведенных с СМП и СОНКО.
- Процентное соотношение закупок у СМП и общего их объема.
- Сведения о несостоявшихся конкурсных процедурах, к которым привлекались СМП.
- Объем закупок по конкретной категории исполнителей.
Этот отчет о закупке по 44-ФЗ в 2020 году обязаны составлять все заказчики.
На основании таких отчетов контролирующие органы отслеживают, соблюдают ли заказчики установленную законом норму по закупкам у субъектов малого предпринимательства. Даже если учреждение не проводило сделок с СМП, отчет все равно придется сдать.
Нужны ли сейчас другие отчеты
В настоящее время существуют изменения в части необходимости отчета и обоснования по 44-ФЗ при закупке у единого поставщика. До июля 2019 г., заключая такую сделку, до подписания контракта заказчик должен был привести обоснование, почему невозможна (нецелесообразна) конкурентная процедура. Помимо этого, в документе обозначалась стоимость контракта и важные условия его реализации. С принятием 71-ФЗ от 01.05.2019 с 31.07.2019 такое обоснование готовить не нужно.
Также отменены имевшие место ранее отчеты по факту реализации контракта. Эти изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены законом 71-ФЗ. С 1 мая 2019 года покупатель не должен отчитываться по каждому контракту и публиковать отчеты в Единой информационной системе. Но следует иметь в виду, что новый регламент касается только тех контрактов, которые были заключены после вступления в силу указанного закона.
Форма и сроки сдачи отчета по закупкам 44-ФЗ с 2020 года
Годовой отчет о закупке 44-ФЗ в 2020 году должен составляться по новой форме, которая содержится в Постановлении Правительства № 238 в редакции ПП от 25.06.2019. Она отличается от использовавшейся ранее формы, утвержденной Постановлением Правительства № 809 от 17.03.2015. В новой редакции учтено требование относительно включения в объем закупок у СМП сделок с единственным поставщиком, проведенным после того, как конкурентная процедура признается несостоявшейся.
Сегодня упразднена бумажная форма отчета о закупке по 44-ФЗ, так как заполнять его нужно в электронной форме на сайте ЕИС. Документ заверяется электронной подписью и размещается в открытом доступе. При необходимости при помощи функционала сайта его можно напечатать.
Каждый год государственные и муниципальные заказчики суммируют информацию по закупкам у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, составляя отчет о закупке по 44-ФЗ, срок сдачи которого – до 1 апреля следующего года.
Это значит, что к указанной дате все данные должны быть опубликованы в ЕИС. Но не следует тянуть до крайнего срока, иначе можно попасть под штрафы. Поскольку электронные системы иногда дают сбои, лучше не рисковать, чтобы гарантированно уложиться в сроки.
Инструкция по составлению отчета
Новая форма отчета о закупках у малых предприятий по 44-ФЗ, действующая с 2019 года, содержит дополнительный блок, куда заносится информация по сделкам с единственным поставщиком, заключенным после несостоявшихся конкурсных процедур.
В 2020 году бланк отчета об объеме закупок у СМП включает 3 раздела:
- раздел I — информация о покупателе;
- раздел II — данные о сумме закупок;
- раздел III — сведения о заключенных контрактах.
Заказчикам нет необходимости предварительно составлять отчет в электронной и бумажной форме, всю информацию можно сразу вносить в поля формы в ЕИС. При желании уже готовый документ можно напечатать.
Ниже подробно расскажем об электронной форме отчета о закупке у СМП по 44-ФЗ и как ее заполнять.
1. Все действия выполняются из личного кабинета заказчика на сайте ЕИС. Заходим в раздел отчетов и открываем новый отчет о закупках у СМП.
2. Информация в раздел I вносится системой в автоматическом режиме. Надо только заполнить данные по ОКТМО и указать отчетный период.
3. Затем заполняем поля раздела II по объемам заказов. Единица измерения – тысячи рублей, здесь важно не ошибиться.
Значение совокупного объема закупок за отчетный год указывается в первом поле и рассчитывается по правилам п. 16 ст. 3 44-ФЗ. Сюда не входят сделки, информация о которых относится к государственной тайне. Под аббревиатурой СГОЗ понимают объем денежных средств, который выделяется заказчику из бюджета на год для различных закупок.
4. Во второе поле вносится значение суммы заказов по контрактам, заключенным в соответствии с ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ, то есть объемы, которые не учитываются в целях расчета норм сделок с СМП и СОНКО. Сюда также не включаются данные по тем договорам, информация в которых содержит государственную тайну. Сведения о суммах закупок разбиваются на пять групп:
- контракты из сферы обороны и безопасности РФ;
- услуги по предоставлению кредитов;
- сделки в сфере атомной энергетики;
- закрытые процедуры (конкурсы, аукционы);
- контракты с единственным поставщиком (за исключением подписанных после того, как конкурентная процедура признана несостоявшейся — п. 25–25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
Информация по каждому контракту может быть учтена только один раз, то есть данные по сумме сделки не могут попасть одновременно в два поля отчета о закупке 44-ФЗ.
5. В поле 3 отчета указываем разницу между значением СГОЗ и суммой денежных средств, выделенных для закупки ТРУ по п. 2 ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ.
6. Вычислим 15 % от значения из поля 3 и запишем его в поле 4 – это и будет годовая норма объема закупок у СМП и СОНКО.
7. В поле 5 указываем информацию о контрактах, заключенных на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ.
8. В поле 6 записываем объемы закупок по тем контрактам, в которых субъекты малого предпринимательства выступали в качестве субподрядчиков. Значение должно соответствовать предусмотренному контрактом проценту участия. Если фактически выполненная работа превышает прописанный в договоре процент, то в отчет заносится значение в соответствии с договором. Если же основной поставщик является субъектом малого предпринимательства, то указывается сумма привлечения субподрядчика, предусмотренная контрактом.
9. Поля 7 и 8 отчета по СМП заполняются системой в автоматическом режиме.
10. В поле 9 заносим общую сумму НМЦК по всем несостоявшимся закупкам у субъектов МСП и СОНКО, по которым впоследствии так и не были заключены контракты.
11. Заполняем раздел III. В него заносятся данные об уникальных номерах реестровых записей контрактов, которые были подписаны субъектами малого предпринимательства и СОНКО:
- поле 1 — номера в реестре контрактов, исполнителями в которых являлись субъекты малого предпринимательства;
- поле 2 — реестровые номера контрактов, в которых были задействованы субподрядчики – субъекты малого бизнеса;
- поле 3 — номера в реестре контрактов, подписанных на основании ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ.
12. Нажимаем кнопку «Сохранить».
13. Выводим на печать сформированный отчет о закупке у СМП по 44-ФЗ. Затем его должен подписать руководитель организации. После этого его нужно отсканировать и файл загрузить в ЕИС в виде приложения к электронному отчету в блок «Документы».
14. Саму форму отчета нужно заверить усиленной квалифицированной электронной подписью.
15. Готовый отчет размещается в ЕИС не позже 1 апреля года, следующего за отчетным.
Ответственность за несоблюдение порядка отчетности
Порядок составления и сроки публикации годового отчета по закупкам 44-ФЗ установлены в законе, несоблюдение этих положений чревато для заказчика административной ответственностью. Санкции применяются как к должностным лицам, допустившим нарушение, так и к самому учреждению-заказчику.
- Если задержаться с публикацией дольше двух рабочих дней, должностные лица понесут наказание в виде штрафа 30 тыс. руб., а организация заплатит 100 тыс. руб.
- Нарушение сроков публикации в ЕИС годового отчета по закупкам по 44-ФЗ до одного рабочего дня наказывается штрафом в размере 3 тыс. руб. для должностных лиц и 10 тыс. руб. для юридических
- Если задержка публикации отчета составит от одного до двух рабочих дней, ответственный сотрудник заплатит штраф 15 тыс. руб., а организация – 50 тыс. руб.
Последние изменения в отчетности по 44-ФЗ
Изменения в законодательстве относительно обязанности заказчика составлять и обнародовать годовой отчет по закупкам по 44-ФЗ внесены законом № 71-ФЗ, принятым 12 мая 2019 года. В настоящее время покупатель не должен отчитываться по каждому исполненному контракту (или по его отдельным этапам) и публиковать эти сведения в ЕИС.
Напомним, что до введения новых правил каждый заказчик должен был заполнять табличную форму, куда заносилась информация по каждому контракту: даты начала и окончания работ, сдачи объектов, количество поставленного товара (выполненной работы), их цена, выплаченные авансы. Понятно, что упразднение этого участка работы облегчает жизнь бухгалтерии заказчиков. Но по другим отчетам изменения не принимались, поэтому их нужно составлять в том же объеме.
Закон 44-ФЗ устанавливает необходимость готовить отчеты для экономических агентов, которые на основании указанного нормативного акта признаются заказчиками и ведут соответствующую закупочную деятельность. Сведения обобщаются за годовой промежуток времени. Данная информация подлежит публикации в Единой информационной системе. Для экономических агентов, ведущих деятельность на основании требований закона № 223-ФЗ, предусмотрена обязанность составлять отчеты один раз в месяц.
В настоящее время на рассмотрении находится подготовленный Минфином РФ проект закона, опубликованный в феврале 2020 г., вносящий корректировки в правила национального режима. В соответствии с данным нормативным актом заказчики должны будут отчитываться по объему закупок российских товаров. Срок публикации новых форм также установлен до 1 апреля года, следующего за отчетным. При этом планируется ввести квоты на закупку отечественных товаров. Заказчики, которые не смогли достичь этого минимума, должны предоставить объяснение причин и приложить его к отчету.
Подписаться на рассылку
В срок до 1 апреля 2022 года заказчики, работающие в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), обязаны разместить отчет об объеме закупок российского происхождения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских и ее достижении заказчиком» (далее — постановление № 2014) такой отчет, по запросу пользователя, автоматически формируется ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ В СФЕРЕ ЗАКУПОК (далее — ЕИС) на основании информации о приёмке товара, размещённой в реестре контрактов в 2021 году.
Формирование отчета в ЕИС и его просмотр были доступны пользователям уже с октября 2021 года. При этом возможность подписать и разместить отчет в ЕИС была обеспечена с 1 января 2022 года. В настоящее время уже более 2 000 заказчиков разместили отчет.
Подробнее с информацией по работе с отчетами в ЕИС можно ознакомиться в руководстве пользователя «Отчетность по договорам» и в схеме-инструкции, размещенных в личном кабинете пользователя ЕИС в разделе «База знаний» — «Руководства пользователя и видеоролики» — «Отчетность».
Источник: новости ЕИС