В 2022 году предусмотрен новый отчет о балансе древесины в ЕГАИС Лес. Приказ № 590 Минприроды РФ датирован от 25 августа 2021 г., но вступает в силу только с 1 марта 2022 года и действует вплоть до 01.03.2028.
Согласно официальному документу, утверждается форма отчета о ввезенной на склад или вывезенной со склада древесине, а также перечень обязательных сведений, вносимых в данный отчет.
Рассмотрим подробнее, кто, когда и как представляет этот отчет в систему ЕГАИС.
Обновление от 08.11.2022 г. В настоящее время тестируется обновление функционала балансовой модели учета древесины. Рекомендуем Вам провести инвентаризацию остатков древесины и пиломатериалов на складах и зафиксировать эти данные. Доступ пользователей к обновленной модели учета стартует со дня на день!
Кто отчитывается о балансе древесины в ЕГАИС Лес?
Отчет о балансе древесины с 01.03.2022 подают ИП и юридические лица, являющиеся собственниками складов (МСД) и объектов лесопереработки (ОЛИ). Это требование действует, как минимум, до 2023 г.
Оборудовать места складирования лесопользователи должны на собственных земельных участках (то есть, которые официально им принадлежат), где можно вести соответствующую деятельность (имеют вид разрешенного пользования).
Освобождены от сдачи отчетности:
- физические лица, заготавливающие лесоматериалы для личных нужд;
- лица, осуществляющие операции в зоне лесосеки;
- те, кто приобрел лесоматериалы объемом до 10 куб. м. в розничной точке продаж.
Отчетность формируется в электронном виде.
Новые требования для складов пиломатериалов в 2022 году
В 2022 г. пересмотрены не только формы электронных сопроводительных документов. Установлены нововведения в некоторых организационных вопросах. Размещать пункты складирования древесины (МСД) теперь можно только на собственных земельных участках.
Нужно оборудовать склады видеокамерами, которые будут фиксировать движение транспорта, используемого для транспортировки дерева. В доступных для обозрения местах следует разместить данные ИП либо юрлица, пункта складирования, режим его работы, копии нормативных документов, дающие право лицу заниматься соответствующим видом деятельности.
Обратите внимание! С 1 января 2022 г. запрещено экспортировать необработанную и грубо обработанную древесину ценных лиственных и хвойных пород.
Сроки сдачи отчетности
Отчет о балансе древесины на складе до 1 января 2023 года формируют на портале ЕГАИС. После этой даты ― автоматически с помощью электронного сервиса ФГИС ЛК (который придет на смену ЛесЕГАИС). Данные предоставляются по факту вывоза или ввоза пиломатериалов, и не позднее 1 рабочего дня с момента проведения операции.
Остатки древесины на складе подытоживаются автоматически на определенную дату (система суммирует баланс из предыдущего отчета и приход, учитывает расход).
Содержание отчета о балансе пиломатериалов на складе
Форма отчета о балансе древесины утверждена Приказом Минприроды России № 590 от 25.08.2021. Документ постановления представлен в табличной форме и состоит из нескольких разделов. В основе отчета ― данные о древесине, поступившей на склад и списанной с него. По значениям объемов прихода и расхода выводится текущий остаток.
Рассмотрим, какие сведения нужно вносить владельцам мест хранения пиломатериалов, чтобы отчитаться об остатках перед контролирующими органами.
Раздел «Общие сведения»
В разделе с общими сведениями часть данных формируется автоматически. Речь идет об уникальном идентификационном номере, дате создания текущего и предыдущего отчетов. Потребуется указать:
- информацию о собственнике склада: наименование юрлица или Ф.И.О. ИП, место расположения объекта, ИНН и т. д.;
- идентификационный номер склада.
Обратите внимание на то, что идентификационный номер пункта складирования, согласно новым требованиям, должен размещаться в доступном для обозрения месте.
Раздел «Приход древесины»
Раздел поделен на два подраздела:
- данные о пиломатериалах, которые поступили на склад;
- сведения о фактически принятых пиломатериалах.
В том числе, придется указать идентификационные номера электронных сопроводительных документов, отчетов об остатках пиломатериалов, других первичных документов. Вносятся данные о видах древесных материалов, ввезенных на склад (коды ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС). Значения объема (в куб. м) формируются автоматически на основе зарегистрированных первичных документов.
Раздел «Расход древесины»
Заполняется по аналогии с предыдущим разделом, только вместо данных о принятых материалах, указываются сведения о тех, которые списаны со склада. Предусмотрено два подраздела:
- информация о товаре, списанного с места складирования для отгрузки покупателям;
- данные о лесоматериалах, списанных в складе с целью дальнейшей переработки.
Значения объемов формируются автоматически.
Раздел «Пересортировка, корректировка объема»
Разделен на два подраздела:
- В первый включены данные о пересортировке древесины. Указываются значения объемов до и после проведения операции, виды пиломатериалов по кодам классификаторов. Вносятся сведения о собственнике склада.
- Во втором подразделе содержится информация о корректировке объемов с аналогичными показателями (но разными значениями).
Раздел «Баланс древесины»
Предусмотрены подразделы со следующими данными:
- о текущем объеме;
- о расчетном объеме при формировании отчета;
- о фактических остатках, выявленных при инвентаризации (заполняется при необходимости);
- о дебалансе дерева.
В последнем разделе вносятся данные о составителе документа (собственнике склада или уполномоченного им лица). Отчет заверяется электронной подписью.
Скачайте образец отчета о балансе древесины.
Где формируется отчет о балансе ввезенной и вывезенной со склада древесине
На данном этапе доступ к отчетности осуществляется через веб-версию ЛесЕГАИС (m.lesegais.ru), расположенной на официальном сайте портала:
Далее идем во вкладку Отчеты -> Учет Древесины -> Отчеты ОБД/ОПП:
Нажимаем “Создать отчет”:
И далее вносим данных отчета, в зависимости от типа операции (приемка или выбытие древесины, пересортировка или корректировка остатков).
От ЕГАИС Лес до ФГИС ЛК
Расскажем о будущих нововведениях. С 01.01.2023 начнет работу в постоянном режиме оператор ФГИС ЛК (единая федеральная государственная информационная система лесного комплекса). Ее основная функция ― обеспечение полной прозрачности движения пиломатериалов от мест заготовок до переработки или реализации конечному потребителю (складирование ― промежуточный этап).
ФГИС ЛК объединит уже действующие системы: Рослесхоз, ЕГАИС и другие, связанные с операциями по переработке пиломатериалов. На ее основе создается Государственный Лесной Реестр (ГЛР).
Напоминаем, что ФГИС ЛК уже работает в тестовом режиме. Пока ее действие распространяется на 4 региона: Иркутскую, Вологодскую, Тверскую и Архангельскую области. Пилотный проект позволит пользователям и разработчикам протестировать работу системы и сайта, выявить имеющиеся «пробелы» и определить, что нужно доработать.
Часто Задаваемые Вопросы
Как работать с отчетом о балансе древесины в ЕГАИС Лес
Максим Демеш
10 августа 2022
530
2
Отчет о балансе древесины или ОБД необходимо оформлять всем владельцам мест складирования древесины при ввозе и вывозе древесины со склада. Как и где оформлять ОБД, какие данные нужно вносить, какая форма отчета актуальна в 2022 году, — читайте далее.
Оглавление
- ОБД и ОПП в ЕГАИС Лес расшифровка
- Кто сдает отчет о балансе древесины
- Отчет ОБД в Лес ЕГАИС: сроки подачи
- Отчет о балансе древесины ЕГАИС Лес: содержание
- Как и где создать ОБД в Лес ЕГАИС
- Вопрос-ответ
ОБД и ОПП в ЕГАИС Лес расшифровка
Отчет о балансе древесины или сокращенно ОБД — отчет в ЕГАИС Лес о ввезенной на склад или вывезенной с него древесины. В 2022 году отчет сдается по новой форме в электронном виде. Перечень обязательных сведений, которые указываются в отчете устанавливается приказом №590 Минприроды РФ от 25.08.2021 года. Приказ вступил в силу еще 1 марта и актуален до 2028 года.
ОПП — это отчет о переработанной продукции на ОЛИ, подается в ЕГАИС Лес собственниками объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Кто сдает отчет о балансе древесины
Отчеты о балансе древесины в Лес ЕГАИС подают все собственники МСД, то есть ИП и юридические лица.
Кому не нужно подавать отчетность:
- все физлица, которые занимаются заготовкой древесины и пиломатериалов для собственных нужд,
- лица,осуществляющие деятельность в зоне лесосеки,
- все, кто покупает древесину и продукты переработки в розницу объемами до 10 кубометров.
Отчет ОБД в Лес ЕГАИС: сроки подачи
Отчет о балансе древесины ЕГАИС с 2022 года по 1 января 2023 года создают и подают в личном кабинете ЕГАИС Лес. С начала 2023 года отчеты будут подаваться автоматически с помощью электронного сервиса ФГИС ЛК. Этот сервис планируется внедрить вместо ЕГАИС Лес. Отчитываться в электронную систему необходимо по факту ввоза/вывоза древесины и продуктов ее переработки не позднее 1 рабочего дня с момента ввоза/вывоза. Информационная система самостоятельно рассчитает остатки с учетом прошлого и последнего отчетов, таким образом остатки на складе подсчитываются автоматически.
Отчет о балансе древесины ЕГАИС Лес: содержание
Приказ Министерства природных ресурсов РФ №590 от 25.08.2021 года утверждает форму подачи отчетов. Документ представлен в виде таблички и включает в себя несколько частей. Основную часть отчета представляют данные о древесине, которая поступает на сесто складирования и списывается с него. На основе поданных сведений о приходе и расходе системой выводится текущие остатки. Рассмотрим форму и структуру отчета подробнее.
Раздел с общими данными
В этом разделе отчета о балансе древесины указывается идентификационный номер отчета. Он формируется ЕГАИС Лес автоматически вместе с датой формирования текущего и датой оформления прошлого отчета. Также автоматически формируется и идентификационный номер МСД. В данном разделе необходимо будет указать данные владельца склада:
- Название и организационная форма предприятия,
- Адрес расположения места складирования,
- Данные государственной регистрации юридического лица,
- ИНН юрлица,
- для ИП — ФИО, данные регистрации ИП, паспорт, ИНН.
*Часть данных может быть заполнена автоматически на основе данных профиля.
Раздел ОБД о приходе древесины
Данная часть отчета о балансе древесины Лес ЕГАИС разделена на два подраздела, включающих в себя:
- информацию о древесине, которая поступила на МСД,
- сведения о древесине, которая была фактически принята.
В первом подразделе указаны:
- Идентификационные номера сопроводительных документов в электронной форме, первичных учетных документов, отчетов ОБД и др.
- Сведения о собственнике пиломатериалов: название, организационная форма предприятия, адрес, данные госрегистрации ИП или юрлица, ИНН, данные ИП.
- Виды древесины и данные объемов в кубических метрах.
Часть данных заполнится автоматически на основе внесенных данных.
Второй подраздел также включает в себя идентификационные номера электронных сопроводительных документов, отчетов об остатках и пр. Указываются виды древесины по кодам ОКПД-2 и ТН ВЭД и количество фактически принятого груза. Как и в первой части вносятся данные собственника древесины. Итоговые фактические объемы система рассчитает автоматически.
Раздел ОБД о расходах древесины
Как и прошлый раздел текущая часть отчета о балансе древесины включает в себя три подраздела:
- Информация о древесине, которая была списана с МСД (например для отгрузки покупателем),
- Данные о списании древесины для последующей переработки,
- Информация о списании на собственные нужды, техпотери.
Разделы заполняются почти также как и предыдущие. Указываются идентификационные номера ЭСД, оБД или других электронных учетных документов. Заполняются данные собственника древесины (название организации, организационная форма, адрес расположения, данные регистрации ЮЛ, ИНН и пр.). Подразделы включают в себя данные о видах древесины, которая была списана со склада по данным электронных документов. Виды древесины указываются по кодам ТН ВЭД и ОКПД-2, а объемы списанной продукции в кубических метрах. Итоговые объемы высчитываются автоматически.
Раздел «Пересортировка древесины, корректировка объема»
Данная часть отчета о балансе древесины включает в себя два подраздела:
- Информация о пересортировке древесины,
- Сведения о корректировке объема древесины.
Для каждого подраздела указываются данные собственника.
Первый подраздел включает в себя информацию по видам и объемам древесины до и после пересортировки по кодам ОКПД-2 и ТН ВЭД. Второй подраздел содержит информацию по видам и объемам древесины на МСД до и после корректировок, идентификационные номера документов на основании которых производились корректировки ОБД.
Раздел о балансе древесины
В этой части отчета ОБД нужно указать:
- Информация о текущем количестве древесины,
- Данные расчетного количества древесины при оформлении отчета,
- Информация по фактическим остаткам при инвентаризации,
- Информация по дисбалансу древесины (сведения по дисбалансу древесины указываются в процентах и могут иметь как отрицательное, так и положительное значение).
Первые три подраздела включают в себя:
- информация о собственнике древесины,
- виды древесины по классификатору ОКПД-2 и ТН ВЭД,
- объемы.
Раздел 6
В данной части ОБП вносится информация о собственнике древесины, который осуществляет внесение данных в ЕГАИС Лес по ввозу и вывозу древесины на МСД, документ подписывается электронной подписью владельца.
Образец отчета о балансе древесины можно скачать по ссылке.
Как и где создать ОБД в Лес ЕГАИС
Создать отчет о балансе древесины в ЕГАИС Лес можно на веб-ресурсе и в мобильном приложении.
Как сделать ОБД в приложении ЕГАИС Лес mobile
Чтобы принять древесину на МСД или ОЛИ, провести гашение электронного сопроводительного документа (ЭСД) или сформировать отчет о балансе древесины необходимо:
Шаг 1. Откройте приложение и зайдите в подписанные ЭСД, нажмите на плюс внизу экрана.
Шаг 2. Нажмите на поле «Сформировать ОБД/ОПП (приемка древесины)» и вы перейдете к созданию отчета.
Шаг 3. Выберите собственника МСД из списка и укажите данные склада; укажите ЭСД по которому идет приемка древесины (можно вставить скопированный номер, ввести первые несколько символов или выбрать из списка).
Шаг 4. Появится информация об объеме древесины в электронном документе. Если количество фактически принимаемой древесины отличается, внесите изменения.
Шаг 5. Проверьте информацию. В графе с видом древесины указано количество принятой древесины и объем вида на момент до поступления ЭСД и добавляемое количество после подписания документа. Под этим полем будут указаны итоги. Подтвердите достоверность внесенной информации поставив галочку и сохраните документ.
Теперь ОБД сформирован, а ЭСД погашен. Сохранить и погасить ЭСД на транспортировку древесины и пиломатериалов возможно только при включенном GPS и возможности определения координат.
Видео: Как создать отчет о балансе древесины в ЕГАИС Лес
Где сделать ОБД на сайте ЕГАИС Лес
- Заходим на сайт ЕГАИС Лес
- Открываем вкладку «Отчеты», «Учет древесины» и выбираем «Отчеты ОБД/ОПП».
- Нажимаем «Создать отчет».
- Указываем необходимые сведения в отчет в зависимости от типа операции: приемка древесины на баланс, списание древесины, корректировка или пересортировка.
Вопрос-ответ
На данный момент Кодексом административных правонарушений не предусмотрен штраф за невнесение ОБД.
Согласно ст. 8.28.1 КоАП РФ штрафы предусмотрены за непредставленные отчеты по сделкам с древесиной, за нарушение сроков подачи декларации о купле-продаже и за отсутствие ЭСД при перевозках древесины.
После синхронизации справочников в создании электронного сопроводительного документа можно выбрать место складирования древесины. Перечень будет в списке.
Да. Можно выбрать необходимую организацию – собственника из списка доступных организаций. Список определяется привязанными организациями в ЕСИА и привязкой пользователя к организациям в ЛесЕГАИС по ОГРН.
Эксперт Директор по развитию компании «Мультикас». Более 7 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания. Максим Демеш md@kassaofd.ru |
Нужна помощь с работой в ЕГАИС Лес?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем решить вопросы по работе в системе.
Ознакомьтесь с нашим каталогом продукции
В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования
Понравилась статья? Поделись ею в соцсетях.
Также читают:
Как зарегистрироваться и подключиться к ЕГАИС лес — пошаговая инструкция
ЕГАИС Лес — государственная информационная система по учету древесины и сделок с ней. Оборот леса и древесины, а также изготовленных на его основе изделий контролируется государством. Все отчеты по сделкам…
421
Узнать больше
ЕГАИС Лес: что это и как с этим работать?
Система ЕГАИС Лес разработана для контроля объемов оборота древесины и пиломатериалов. Предприниматели и организации, импортеры и оптовики, как-либо взаимодействующие с данным видом продукции, обязаны работать через ЛесЕГАИС. Начиная с 2015…
608
Узнать больше
МСД и ОЛИ в ЕГАИС Лес — порядок создания и работы
Работать с ЕГАИС Лес должны все участники лесного рынка. В системе ЕГАИС Лес нужно вести реестр МСД и ОЛИ. Что это такое, и чем они отличаются друг от друга, как…
302
Узнать больше
ЭСД на транспортировку древесины — порядок оформления в ЛесЕГАИС
Электронный сопроводительный документ на транспортировку древесины с 1 января 2022 года стал обязательным при сделках с древесиной. Согласно новому постановлению правительства без ЭСД на древесину с 1 января 2022 года…
370
Узнать больше
Содержание
Введение
Глава 1. Роспись по дереву: история возникновения, виды росписи, актуальность
Глава 2. История городецкой росписи, композиции, основные элементы
Глава 3. Технология выполнения городецкой росписи по дереву
Глава 4. Экскурсия на действующее предприятие багетной мастерской «Господин оформитель»
Заключение
Нужна помощь в написании отчета?
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
Цена отчета
Литература
Приложение
Введение
Роспись по дереву — это один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Издавна украшение различных деревянных изделий цветной росписью высоко ценилось, а в каждом доме непременно было несколько расписных досок или тарелок. Сегодня интерес к росписи по дереву активно возрождается и профессия художника росписи по дереву становится актуальной.
Для освоения профессии художник росписи по дереву была организована технологическая практика, которая проходила в ГОАОУ СПО ТМТТ «Томский механико-технологический техникум». В течение двух недель проводились занятия в специально оборудованных мастерских для росписи по дереву, где изначально было знакомство с правилами техники безопасности при работе в мастерской (приложение 1).
Данное учебное заведение было открыто в 1976 году, а профессия художник росписи по дереву открылась в 1980 г. Эта профессия актуальна и на сегодняшний день. Актуальность её определенна развитием у общества любви к историческому прошлому и формирует определенные навыки и умения, которые способствуют становлению мировоззрения.
Художник росписи по дереву является специалистом по выполнению художественных работ, тесно связанных с декорированием изделий народных промыслов разной степени сложности, различного назначения и области применения. После освоения данной профессии имеется возможность работать на предприятиях, выпускающих художественные изделия, принимать участие в выставках, ярмарках, а также вести самостоятельную трудовую деятельность в данном направлении.
Целью прохождения технологической практики является рассмотрение практической стороны росписи по дереву и получение рабочей профессии художника росписи по дереву.
Нужна помощь в написании отчета?
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
Цена отчета
Для достижения поставленной цели, нужно решить задачи:
. Изучение теоретических основ росписи по дереву;
. Рассмотрение технологий выполнения различных видов росписи;
. Знакомство со специальным оборудованием и материалами, предназначенными для росписи.
. Приобретение практических навыков при росписи деревянного изделия;
. Закрепление полученных знаний и навыков в процессе росписи.
. Анализ литературы народного декоративно-прикладного творчества.
Глава 1. Роспись по дереву: история возникновения, виды росписи, актуальность
Нужна помощь в написании отчета?
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
Цена отчета
Художественная роспись — искусство декорирования красками или кистью какой-либо поверхности. Она является одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении многих столетий являлись частью повседневной жизни и культуры народа. Также роспись является ещё и самым популярным видом декоративно-прикладного искусства.
История росписи по дереву уходит в далекое прошлое, Когда люди научились изготавливать предметы и посуду из дерева, им захотелось каким-то образом украсить свой быт и обогатить его. Считалось, что расписные вещи отгоняли злых духов. В качестве красок изначально использовали сырье, которое было распространено в их местности (глина, уголь, мел), поэтому роспись каждого региона до сих пор уникальна и узнаваема.
Роспись по дереву условно можно разделить на традиционную и авторскую. Традиционная роспись развивалась в деревнях. Для нее характерна простота, лаконичность. Авторская роспись изготавливалась в городах мастерами. Эти работы отличались изяществом и профессионализмом. Техника сюжетных росписей сводилась к тому, что мастер наносил четкий контур рисунка на поверхность изделия, а затем раскрашивал его в разные цвета. Краски клались очень свободно и размашисто. Сюжетом для росписи служили обозначения различных символов, которые отождествляли Солнце-символ радости, Птицу-символ счастья и успеха, Утку- знак заката.
Для росписи по дереву характерны два основных направления — графическое и кистевое. Сначала возникла графическая роспись. В основу этой росписи положен линейный графический рисунок. Мастер рисовал травный или цветочный узор тонкой линией с помощью пера или палочки. Затем заливал фигуры разноцветными красками. Такой росписью искусно владели мастера, жившие на Северной Двине. Они писали свои композиции на светлом фоне зелеными, желтыми и красными красками. Но главным здесь был черный контур, который очерчивал весь растительный орнамент — кустики и цветы с крупными резными листьями.
Другое направление — свободная кистевая роспись. Эта роспись строится на выразительности живописного мазка и цветового пятна. Мастера этого стиля работают сразу кистью, моделируя цветом растительные формы, фигуры животных и людей.
Один из таких центров росписи — широко известная Хохлома. Этот старинный русский народный промысел родился в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным тонами по золотистому фону. Технологический процесс создания хохломских изделий и в настоящее время сохраняет основные принципы, найденные еще в XVII-XVIII столетиях. Первым этапом является вытачивание на токарном станке белой деревянной посуды — «белья». Затем следует грунтовка — покрытие жидким раствором глины, далее идет лужение серебром, оловом, а в настоящее время алюминием. Изделие становится гладким, блестящим, готовым для росписи. Нанесенная роспись закрепляется в печи. После чего изделие лакируют и подвергают горячей сушке, в зависимости от состава лака. Готовые изделия сияют солнечным блеском, становятся очень прочными и легкими.
Народное и декоративно-прикладное искусство стало неотъемлемой частью художественной культуры. На сегодняшний день роспись является одним из актуальных направлений. Ценность произведений декоративно-прикладного искусства отражают художественные традиции, миропонимание, художественный опыт народа и сохраняет историческую память. Жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь красоту. Гжельская керамика, городецкие блюдца, посуда, расписанная под хохлому, всё больше входят в наш быт как художественные произведения, сохраняя историческую связь времен.
Глава 2. История городецкой росписи
Нужна помощь в написании отчета?
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
Заказать отчет
Во время прохождения технологической практики была освоена городецкая роспись по дереву.
Данная роспись держит свое начало от резных Городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово «донце» означает «дощечку, на которую садилась пряха, втыкая в нее гребень». Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец — дочери, муж — жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили.
Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным.
Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.
Более свободная техника росписи позволяла создавать новые сюжеты, учила красоте свободного живописного мазка, позволяющего писать без предварительного нанесения контура.
У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетание. При этом они использовали общие приемы для создания грамотного колорита. Городецкие мастера умели создавать равновесие красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершенности росписи.
На протяжении всей истории промысла народные мастера создали оригинальную живописную систему, нашли неповторимые образы и разработали богатейший арсенал приемов живописной проработки деталей сюжета и элементов орнамента. Также мастера расписывали детские каталки и стульчики. Городецкий стиль отличается, прежде всего, содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме.
Основные сюжеты и техника их исполнения.
Нужна помощь в написании отчета?
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
Заказать отчет
В первую очередь мастера изображали быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимали цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях есть и декоративные образы птиц и животных. Декоративность мотивов подчеркивается с помощью цвета и различных приемов. Главная специфика городецкой росписи — это то, что мастера изображают сюжеты как правило, на прозрачном фоне, тем самым показывая текстуру дерева.
Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Непосредственно перед росписью заготовка проходила сложный подготовительный этап, который заключался в грунтовке ее мелом и промазывании клеем. И только после этой предварительной работы мастер приступал к росписи. Интересным был способ росписи изделия — прокладка основных цветов с последующей линейной разработкой. Роспись дополнялась «оживкой» — тонкой разделкой орнаментальных форм белилами. В работах городецких мастеров «оживки» наносились всегда на однотонные силуэты, что придавало им некоторую объемность
Разновидность изображаемых цветков:
Купавка — самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка у нее по размеру больше, чем у бутона. Подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Расписывать его начинают, как правило, с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи — оживка выполняется, как правило, белилами.
Розан — имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи городца окружен скобками — лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.
Варианты разработок оживкой настолько многообразны, что трудно назвать даже самые распространенные. Городецкие художники применяют точки, скобки, капли, спирали.
Еще одним распространенным цветком является ромашка. Техника исполнения: кончиком кисти слегка прикасаются к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь от бумаги, кисть быстро прикладывают и поднимают. В результате у мастера получается мазок-капля — тонкий в начале и широкий на конце. Как и у розана, у него есть сердцевина, только вокруг нее рисуют лепестки-капли.
Городецкие листья довольно разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев.
Нужна помощь в написании отчета?
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
Подробнее
Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт, и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.
Городецкий конь — символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. Мастера изображают его несколькими способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с самого крупного вертикального элемента — груди и шеи. К ним пририсовывают очертания сбруи и седла, задней и брюшной части туловища. Плоскость, ограниченная линиями сбруи и седла, в этом варианте остается светлой. Чаще всего седло и сбрую делают алым цветом, а детали головы, ног хвоста — белилами.
Композиция в Городецкой росписи.
Все произведения искусства создаются по законам композиции, несоблюдение или незнание которых может привести к нарушению гармонии.
Для композиции произведений декоративно-прикладного искусства основным является единство содержания и формы. Другой, уже специфический признак — соответствие формы произведения декоративного искусства его определенному назначению.
В значительной степени характер композиции определяется равномерным чередованием элементов рисунка, способствующим достижению ясности и выразительности композиции.
Ритмически организованный рисунок легко превращается в орнамент — основу композиции. Но орнамент — это не только многократное повторение сходных элементов рисунка. Очень важна красивая и четкая прорисовка деталей общего силуэта.
На резных донцах, хранящихся в музеях, чаще всего представлена композиция, изображающая двух всадников на вздыбившихся конях. Всадники располагаются по обе стороны дерева-цветка, с вершины которого взлетает лебедь. На нижних половинках донец мастера обычно изображали жанровые сцены гуляний кавалеров с дамами, сцены охоты и т.п. К концу XIX в. сложилась характерная форма растительного орнамента с определенными элементами: это бутоны, розаны и цветок купавка, которые’ бесконечно повторяются в различных вариантах. В центре композиционной плоскости художники размещают главное изображение: птицу, коня, человека, группу людей или растительный мотив.
Нужна помощь в написании отчета?
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
Подробнее
Лица народные мастера писали в одной манере — в виде белого кружка, на котором тонкими черными линиями обозначают их черты. Прически, как у мужчин, так и у женщин отличаются большой изысканностью, но в окраске их применяют только черный цвет. В изображении самих фигур используется плоскостное цветовое решение, при котором основные крупные пятна (юбки, жакеты, пиджаки, брюки) окрашиваются без контура, в виде однотонного красочного силуэта. Излюбленным декоративным мотивом в искусстве городецких мастеров остаются яркие цветы и декоративные зеленые листья, которые придают росписи особую прелесть.
Глава 3. Технология выполнения городецкой росписи по дереву
Для выполнения индивидуального задания — роспись деревянной заготовки в стиле Городец потребовались материалы и инструменты, представленные ниже.
Профессиональные масляные краски « Мастер Класс»
Изготавливает их завод художественных красок « Невская Палитра» г. Санкт-Петербург. Палитра состоит из красок на основе натуральных земляных, кадмиевых, кобальтовых и железоокисных пигментов. Эти краски отличаются чистотой цвета и высокой светостойкостью, не меняет изначального тона после высыхания.
Уайт — спирит « Нефрас — С4 — 155/205»
Уайт-спирит — сильнодействующий бензин-растворитель прозрачного цвета, предназначенный для разбавления масляных лаков. Также данное средство используется для обезжиривания поверхностей и разбавления густотертых и обычных масляных красок. В своей работе использовала для промывания кистей от масляной краски.
Тройник- (1/2 масляного лака,1/2 уайт-спирита или скипидара,1/10 льняного масла)
Нужна помощь в написании отчета?
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
Цена отчета
Тройник служит для разбавления художественных масляных красок и лаков в процессе работы. Также его применяют для удаления краски с инструментов. Быстро испаряется, способствует проникновению масел, содержащихся в краске, между слоями и в поверхностный слой грунта, упрочняя, таким образом, живописный слой. Способствует улучшению оптических свойств красок.
Лак нитроцеллюлозный (НЦ)
Матовый нитроцеллюлозный лак светло-желтого цвета. Быстросохнущий лак, поэтому наносить его на поверхность лучше с краскопульта, небольшие детали покрывают с помощью плоской кисти. В работе использовала его для грунтования изделия.
Лак пентафталевый (ПФ)
Лак, не имеющий цвета, водостойкий, устойчивый к стиранию. Использовала для финишного покрытия изделия. Наносила с помощью плоской кисти в два слоя. После высыхания лака, образуется гладкая, не имеющая цвета пленка с глянцевой фактурой и отсутствием дефектов, прочная, устойчивая к воде, моющим средствам и стиранию.
Для размешивания красок используют мастихин № 10 — тонкая упругая стальная пластинка в виде лопаточки или ножа. Цвета, нужные для работы смешивают на палитре — кусок стекла размером 15х15 с обработанными наждачной бумагой краями. Для удобного расположения кистей существует деревянная подставка. Излишки краски удаляются с помощью ветоши — небольшие отрезы текстиля, обладающие хорошей впитываемостью. Наждачная бумага требуется на начальном и финишном этапах для шлифования деревянного изделия. Для нанесения масляной краски на деревянную заготовку потребовались кисть «Рублефф» из волоса белки № 2 и плоские синтетические кисти № 3, № 4.
Технология городецкой росписи во многом проще создания хохломской, особенно в плане подготовки основы. Городецкая роспись совершается непосредственно на деревянной основе, которая при желании может быть покрыта грунтовой краской красного, черного или желтого цвета. Композицию будущего узора можно наметить тонкими линиями карандаша. Главная задача — наметить размеры основных элементов композиции, или узлов, например, животных и цветов. Однако опытные мастера пропускают этот этап, сразу нанося рисунок краской. По их мнению, технология росписи должна быть именно такой.
На первом этапе выполнения работы деревянную заготовку шлифуют и покрывают НЦ лаком в несколько слоев с промежуточной сушкой. После чего сошлифовывают поднявшийся ворс.
Нужна помощь в написании отчета?
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
Цена отчета
Затем с помощью переводной бумаги переносят эскиз композиции на деревянную заготовку и начинают роспись масляными красками. Но перед тем как приступить к освоению росписи по дереву, нужно изначально правильно организовать свое рабочее место. Оно должно быть оснащено удобным рабочим столом, покрытым пластиком светлых тонов, достаточным для работы освещением, а также вытяжной вентиляцией. Необходимое для работы условие — хорошее проветривание помещения. Инструменты нужно размещать в определенном порядке. Перед собой художник кладет изделие и подставку с кистями. Справа от себя располагает палитру, мастихин, емкости с тройником и уайт-спиритом. Слева находится ветошь и подлокотник
Ещё одна важная необходимость — научиться правильно держать кисть. Её нужно держать перпендикулярно расписываемой поверхности. Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна. Можно слегка опираться на мизинец, который едва касается поверхности.
После того как краска на изделии высохла, его нужно покрыть масляным лаком ПФ на 2 слоя. Затем уже готовое изделие должно просохнуть (приложение 3). Более подробно технологический процесс городецкой росписи деревянного изделия рассмотрен в приложение 2
Глава 4. Экскурсия на действующее предприятие багетной мастерской «Господин Оформитель»
Во время прохождения технологической практики была организована экскурсия на предприятие багетной мастерской « Господин Оформитель». Багетный салон «Господин оформитель» существует в Томске с 2006 года. Имеет богатый ассортимент — более 300 видов багета из дерева, пластика и более 200 видов специального картона для паспарту. Предприятие работает с багетом производства России, Италии, Испании, Великобритании, Чехии, США, Кореи.
Классическим материалом для изготовления багета служит дерево. Технологический процесс включает в себя два основных этапа — раскрой рамочного багета на заготовки и сборка багетных рамок. Эти этапы производятся на двух — или однопильном станке с функцией фрезерования.
Сначала багетная заготовка устанавливается на опорную поверхность станка, фиксируется, задается необходимый размер изделия и распиливается пилой. Затем заготовка передается на следующий станок, на котором завершается процесс — с помощью скоб заготовки скрепляются. Для того, чтобы багетная рамка была окончательно готова, нужно на рамке закрепить заднюю панель, стекло и подвеску. Крепление панели и стекла производится вручную специальным степлером.
Технологический процесс изготовления багета на первый взгляд кажется простым. Но на самом деле здесь имеется свой ряд сложностей, который требует от мастеров внимательности и точности.
Нужна помощь в написании отчета?
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
Заказать отчет
роспись дерево городецкий
Заключение
За время прохождения практики были изучены теоретические основы росписи, рассмотрены технологии выполнения различных видов росписи и приобретены практические навыки. Итогом технологической практики является изделие, расписанное в стиле городец.
Роспись — уникальное явление в народной культуре. Это широко распространенное в прошлом направление декоративно-прикладного искусства сейчас считается изюминкой. Всё больше и больше современные вещи расписывают в техниках хохломы и городца и делают колоритным даже очень скромное помещение. Также популярно выполнение росписи на стенах, колоннах и бордюрах. Роспись в городецком стиле яркая и преображает любую обстановку.
На практике была подробно изучена предложенная литература и выделено много полезной информации по оформлению элементов интерьера с помощью художественной росписи. Во время практической работы были приобретены навыки составления правильно оформленной композиции.
Знания и умения, полученные при прохождении технологической практики, окажут помощь для дальнейшего развития в сфере дизайна и будут применяться в решении многих творческих задач.
Цель и задачи, поставленные на первых этапах технологической практики, достигнуты в полном объеме.
Литература
Нужна помощь в написании отчета?
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
Заказать отчет
1. Величко Н. Роспись: Техники. Приемы. Изделия. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. — 176 с.:
2. Емильянова Т.И. Сложение стилистических особенностей Городецкой росписи на прялках/ Т.И. Емильянова.- М: Наука,1976.-115 с.
. Жегалова С.К. Русская народная живопись/ С.К. Жегалова.- М: Полиграф,1984.-180с
. Коновалов А.Е. Городецкая роспись. / А.Е. Коновалов.- Горький:МИР, 1988.-120с.
. Марина Т.А. Городецкая живопись / Т.А. Марина.- М: Звезда ,1970.-105с.
. Марина Т.А. Городецкая живопись // Звезда.М.1970.С.30-56
. Марина Т.А. Городецкая живопись // Звезда.М.1970.С.56-58
. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: Учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 304 с., 16 с. ил: ил.
Нужна помощь в написании отчета?
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
Цена отчета
. Статья об истории Городца с офицального сайта города. [Электронный ресурс].
. Толстухина Н.В. Художественная роспись по дереву. Городец / Н.В. Толстухина.-М: Экспресс, 2008. -140с.
Приложение 1
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МАСТЕРСКОЙ.
К самостоятельной работе по декорированию изделий росписью, допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование, получившие знание об охране труда, прошедшие вводные и первичные инструктажи.
· Обучающейся выполняет только те работы, которые им поручены мастером.
· В мастерской должны быть:
а) Рабочие столы покрыты пластиком светлых тонов.
Нужна помощь в написании отчета?
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
Заказать отчет
б) Общее и местное освещение.
в) Общеобменная вытяжная вентиляция.
г) Лакокрасочная комната, оборудованная вентиляцией.
д) Металлический сейф для хранения горючих материалов.
е) Раковина для мытья рук.
· Лакокрасочная комната должна быть оборудована:
а) Вытяжной вентиляцией
б) пожаро — и взрывобезопасными светильниками.
Нужна помощь в написании отчета?
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
Подробнее
в) Огнетушителем.
г) Ящиком с песком.
· Лакокрасочные материалы хранятся в специально отведанном месте, в устойчивой и плотно закрытой таре.
· Помещение мастерской должно быть сухим, светлым с естественным и искусственным освещением, с нормальной температурой и влажностью воздуха, стены и потолок окрашены в светлые тона.
· Помещение должно своевременно убираться и содержаться в чистоте.
· Все двери эвакуационных выходов должны свободно открываться в направлении выхода из здания.
· О всяком несчастном случае необходимо непременно поставить в известность мастера учебно-производственной мастерской и оказать первую доврачебную помощь.
· В лакокрасочной мастерской должны работать не менее двух человек (если одному станет плохо, другой придет на помощь)
Нужна помощь в написании отчета?
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
Заказать отчет
· Все обучающееся должны знать и выполнять требования техники безопасности.
Требования безопасности перед началом работы.
· Перед началом работы обучающиеся проходят инструктаж по технике безопасности и строго выполняют все указания мастера учебно-производственной мастерской.
· Надеть спецодежду, убрать волосы (в прическу или под косынку), включить местное освещение, правильно организовать рабочее место.
· Проверить и подготовить рабочий инструмент и развести до рабочей консистенции красочный состав.
· Для работы в лакокрасочной комнате необходимо включить вентиляцию
Требования безопасности во время работы.
· Выполняя разные работы необходимо соблюдать последовательность технологического процесса.
Нужна помощь в написании отчета?
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
Заказать отчет
· Кисти следует держать тремя пальцами строго вертикально относительно поверхности.
· Локоть во время работы должен быть фиксирован.
· Емкости с уайт-спиритом и растворителем должны быть закрыты.
· Лакокрасочная мастерская должна быть оснащена эффективными средствами пожаротушения.
· Во время перемен обучающееся выходят из мастерской, перемещение проветривается.
· Запрещается мыть руки скипидаром и растворителем, для этой цели необходимо использовать любое растительное масло, за тем вымыть руки теплой водой с мылом и смазать кремом.
· Запрещается вытирать мастихин и кисти о халат.
· Мастихин следует держать за деревянную ручку, лезвием вниз.
Нужна помощь в написании отчета?
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
Подробнее
Требования безопасности по окончанию работы.
· После работы необходимо привести в порядок рабочее место.
· Инструменты и емкости убираются в специально отведенные места.
· После каждого занятия в учебно-производственной мастерской проводится влажная уборка помещения.
Требования безопасности при аварийной ситуации.
· При травмировании или внезапном заболевании необходимо сообщить мастеру учебно-производственной мастерской, сопроводить пострадавшего к врачу или вызвать скорую помощь.
Приложение 2
Технологическая карта на выполнение городецкой росписи.
Нужна помощь в написании отчета?
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
Цена отчета
№ | Наименование операции | Т.У. | Оборудование и приспособления, инструменты | Схема, фотографии |
1 | Разработка эскиза композиции | Между элементами должен быть зазор в 0,5 мм | Лист А3, калька, карандаш | |
2. | Шлифование деревянной заготовки, покрытие её лаком в 4 слоя с промежуточной сушкой. | В помещении должна работать вытяжка. Лак сохнет в течение 12 часов | Наждачная бумага, лак, плоская кисть №8 | |
3. | Нанесение эскиза композиции на деревянную заготовку | Линия должна быть четкой, не обведенной по нескольку раз | Переводная бумага, карандаш | |
4. | Выполнение подмалевков на деревянной заготовке | Разведение краски средней густоты. Линии от переводной бумаги полностью закрываются краской. | Плоская кисть № 2, масляная краска, тройник, палитра, мастихин, ветошь | |
5. | Покрытие деревянной заготовки аквалаком | Наносится тонкий слой аквалака. Кисть сразу промыть проточной водой | Плоская кисть № 8 | |
6. | Выполнение тенежки на заготовке | Линии четкие, не выходят за пределы подмалевка. | Кисть Рублефф №2, тройник, масляная краска, палитра, мастихин, ветошь | |
7. | Выполнение бликовки на заготовке | Кончик кисти хорошо выправлен. Бликовка выполняется максимально тонкая | Кисть № 2, тройник, масляная краска, палитра, мастихин, ветошь | |
8. | Покрытие готового изделия лаком в 2 слоя | Работа с вытяжкой. Изделие просыхает минимум 24 часа | Плоская кисть № 8, лак |
Создание
функциональной модели предметной
области – 2
Ключевые слова: функциональная
модель, методология IDEF0,
CASE-средства, предметная
область, декомпозиция, проверка
синтаксиса, дерево узлов Node
Tree, каркас диаграммы.
Методические
указания к лабораторной работе
Цель: получить практические навыки
моделирования предметной области.
Времявыполнения: 2 часа.
Диаграмма
дерева узлов и FEO
Диаграмма дерева узлов показывает
иерархию работ в модели и позволяет
рассмотреть всю модель целиком, но не
показывает взаимосвязи между работами.
Процесс создания модели работ является
итерационным, следовательно, работы
могут менять свое расположение в дереве
узлов многократно.
Чтобы не запутаться и проверить способ
декомпозиции, следует после каждого
изменения создавать диаграмму дерева
узлов. Впрочем, BPwin имеет мощный инструмент
навигации по модели — Model Explorer, который
позволяет представить иерархию работ
и диаграмм в удобном и компактном виде,
однако составляющей стандарта IDEF0.
Для создания диаграммы дерева узлов
следует выбрать в меню пункт Diagram/Add Node
Tree. Возникает диалог формирования
диаграммы дерева узлов Node Tree Definition
(рис.).
Рис. Выбор команды для формирования
диаграммы дерева узлов
Рис. Диалог настройки диаграммы дерева
узлов (шаг 1)
Рис. Диалог настройки диаграммы дерева
узлов (шаг 2)
В диалоге Node Tree Definition следует указать
глубину дерева – Number of Levels (по умолчанию
– 3) и корень дерева (по умолчанию –
родительская работа текущей диаграммы).
По умолчанию нижний уровень декомпозиции
показывается в виде списка, остальные
работы — в виде прямоугольников. Для
отображения всего дерева в виде
прямоугольников следует выключить
опцию Bullet Last Level. При создании дерева
узлов следует указать имя диаграммы,
поскольку, если в нескольких диаграммах
в качестве корня на дереве узлов
использовать одну и ту же работу, все
эти диаграммы получат одинаковый номер
(номер узла + постфикс N, например AON) и в
списке открытых диаграмм (пункт меню
Window) их можно будет различить только по
имени.
Диаграммы «только для экспозиции» (FEO)
часто используются в модели для
иллюстрации других точек зрения, для
отображения отдельных деталей, которые
не поддерживаются явно синтаксисом
IDEF0. Диаграммы FEO позволяют нарушить
любое синтаксическое правило, поскольку
по сути являются просто картинками —
копиями стандартных диаграмм и не
включаются в анализ синтаксиса.
Для создания диаграммы FEO следует выбрать
пункт меню Diagram/Add FEO Diagram. В возникающем
диалоге Add New FEO Diagram следует указать имя
диаграммы FEO и тип родительской диаграммы
(рис.).
Рис. Диалог создания FEO-диаграммы
Новая диаграмма получает номер, который
генерируется автоматически (номер
родительской диаграммы по узлу + постфикс
F, например A1F).
В процессе лабораторной работы следует
сформировать дерево узлов Node Tree (рис.).
На сформированном отчете Node Tree наглядно
видно количество уровней декомпозиции
построенной функциональной модели и
отношение между родительскими и дочерними
диаграммами.
Рис. Дерево узлов Node Tree
Каркас
диаграммы
Диаграммы декомпозиции с граничными
рамками называются каркасом диаграммы.
Каркас содержит заголовок (верхняя
часть рамки) и подвал (нижняя часть).
Заголовок каркаса используется для
отслеживания диаграммы в процессе
моделирования. Нижняя часть используется
для идентификации и позиционирования
в иерархии диаграммы.
Смысл элементов каркаса приведен в
таблицах.
Значения полей каркаса задаются в
диалоге Diagram Properties (меню Diagram /Diagram
Properties) — рис.
Рис.
Создание
отчетов в BPwin
BPwin имеет мощный инструмент генерации
отчетов. Отчеты по модели вызываются
из пункта меню Report. Всего имеется семь
типов отчетов. В процессе выполнения
лабораторной работы построить:
-
Model Report. Включает информацию о контексте
модели — имя модели, точку зрения,
область, цель, имя автора, дату создания
и др. -
Diagram Report. Отчет по конкретной диаграмме.
Включает список объектов (работ, стрелок,
хранилищ данных, внешних ссылок и т.
д.). -
Diagram Object Report. Наиболее полный отчет по
модели. Может включать полный список
объектов модели (работ, стрелок с
указанием их типа и др.) и свойства,
определяемые пользователем. -
Activity Cost Report. Отчет о результатах
стоимостного анализа. -
Arrow Report. Отчет по стрелкам. Может содержать
информацию из словаря стрелок, информацию
о работе-источнике, работе-назначении
стрелки и информацию о разветвлении и
слиянии стрелок. -
Data Usage Report. Отчет о результатах связывания
модели процессов и модели данных -
Model Consistency Report. Отчет, содержащий список
синтаксических ошибок модели.
Таблица. Поля заголовка каркаса (слева
направо)
Поле |
Смысл |
Used At |
Используется |
Autor, Date, Rev, Project |
Имя создателя |
Notes 123456789 10 |
Используется при |
Status |
Статус отображает |
Working |
Новая диаграмма, |
Draft |
Диаграмма прошла |
Recommended |
Диаграмма и все ее |
Publication |
Диаграмма готова к |
Reader |
Имя читателя (эксперта) |
Date |
Дата прочтения |
Context |
Схема |
Соседние файлы в папке IDEF0(лаб.работа)
- #
- #
- #
- #