Как составить отчет по уроку

Рефлексивный отчёт

по одному уроку из
запланированной серии последовательных уроков.

«К хорошему уроку учитель
готовится всю жизнь».

В. Сухомлинский

Сегодня
нельзя работать, не занимаясь самообразованием, не знакомясь с новинками
методической литературы. Чтобы идти в ногу со временем, мы обязаны повышать
свою квалификацию. В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на
процесс обучения и резуль­таты учеников не столько деятельности администрации
школ и органов управления системой об­разования по обеспечению учителей
соответствующими ресурсами, сколько повседневной работы самого учителя в
классе, направленной на воспитание и развитие учащихся (Barber and Mourshed,
2007). Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и
обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель (Strong,
Ward & Grant, 2011). (см. Руководство для учителя. с. 119)

В
современной научно-педагогической литературе представлено достаточное
количество фак­тов, подтверждающих целесообразность и успешность использования
разработанных ключевых принципов организации и планирования учебной работы,
используемых многими учителями во всем мире. (см. Руководство для учителя,
с. 110).

Знания,
приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания, основанной на
трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся
базой знаний, и, следовательно, в данной ситуации имеет место только
механически запоминающееся, повер­хностное обучение. Получаемая подобным
методом информация может быть успешно продемон­стрирована на экзаменах, но она
не усваивается прочно учениками, малополезна после заверше­ния ее и не
используется в жизненных ситуациях. Цель конструктивистского преподавания
состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив
использование и применение знаний вне класса.

Программа,
будучи в своей основе конструктивистской, устанавливает перед компетентным
учителем очень четкие обязательства быть восприимчивым к личности ученика.
Существенным фактором компетентного преподавания является исследование и оценка
учитeлeм самостоятель­ного постижения смысла учеником. Данный подход
предполагает обязательное активное учас­тие в этом процессе самого ученика,
который становится в подобных условиях ответственным за своё обучение.
Ответcтвeннocть осознается и пpинимаeтcя учeникoм oтчаcти из-за cpeды, кoтopую
учитель coздаeт на занятиях. Проводя аналогию с теорией Шульмана, думается, что
компетентным учитель станет при условии наличия того, что исследователь назвал
«тpeмя по­мощниками учителя» (Shulman, 2007)

Перед
учителем, работающим на результат, возникает вопрос: как  спланировать урок,
чтобы научить ученика размышлять, задавать вопросы и находить ответы, совершать
открытия и радоваться процессу поиска. Учитель должен воспитать успешного
ученика, вселив в него уверенность в собственные силы, знания.
Сегодня
жизнь ежедневно требует новых идей, новых подходов в обучении.
На помощь
нам  пришла программа семи модулей «Новые подходы в обучении», которая помогает
найти способы сделать урок интереснее, доставив детям удовольствие от
использования игровых приёмов, групповых форм работы, частой смены
деятельности. Это чёткая структура, имеющая в своей основе образовательные,
развивающие и воспитательные цели.
Главный элемент в учебном процессе – урок,
при разработке плана которого постоянно задумываешься над тем, какой метод
использовать или какую форму работы применить, чтобы развить у учащихся
мыслительные способности, интерес к процессу обучения. Важно, чтобы детям было
понятно, как нужно учиться, чтобы обучение не было в тягость. Именно для этого
и разрабатываются всё новые и новые приёмы и методы обучения.

Свои
уроки  в ходе практики я разрабатывала именно с учетом внедрения семи модулей
Программы. При планировании урока я опиралась на основные ключевые идеи:
дифференцированное обучение, обучение критическому мышлению, оценивание для
обучения и оценивание обучения, обучение талантливых и одарённых детей, Информационные
Коммуникационные Технологии, учёт возрастных особенностей,  новые подходы в
образовании. Причиной выбора этих ключевых идей является то, что в любом классе
присутствуют разные учащиеся, у которых процесс развития мышления протекает
по-разному, что мне и нужно учитывать при подаче нового материала для того,
чтобы урок не был скучным и не интересным.

Цели
обучения определяются тем, чему учитель стремится обучить учеников. В этой
связи определяющими в формулировке цели преподавания и обучения должны стать
вопросы:

ü Какими знаниями
должны, на Ваш взгляд, обладать ученики?

ü Какие ключевые
идеи должны понять ученики?

ü  Какие вопросы
должны быть исследованы и проанализированы учениками?

Результаты
обучения предоставят учителю информацию о том, был ли он успешен в до­стижении
поставленных им целей обучения на уроке.

Всё
запланированное содействует в понимании учителями: для кого планиру­ется
серия последовательных уроков, чему необходимо научить и какой метод оценивания
необходимо использовать.
(см. Руководство для учителя. с. 196)

Я, работая
в начальной школе, как и многие учителя, делаю выводы о том, что словарный
запас наших учащихся недостаточно богат, письменная речь страдает скудным
запасом фраз и оборотов. Поэтому на уроках русского языка стараюсь различными
приёмами и методами добиваться улучшения результатов обучения младших
школьников, чтобы устная и письменная речь отличались бы грамотностью и
правильностью употребления. Так что же возможно сделать на уроке в начальных
классах, в частности, в 3-ем классе? Как же претворить идеи педагогического
воздействия в жизнь?

Для
проведения эксперимента, для того, чтобы доказать, что использование семи
модулей в каждом уроке, возможно, я разработала четыре последовательных урока
русского языка в третьем классе. (Приложение 1).

При
разработке первого урока я сформировала следующие цели и задачи урока:

  • образовательная: обобщить
    имеющиеся знания о главных членах предложения; дать понятие
    второстепенного члена предложения определения;
  • развивающая: повторить
    пройденный материал, расширить словарный запас учащихся, познакомить с
    новыми словами и их лексическим значением, развивать речь, мышление, познавательный
    интерес, интеллект, эмоции учащихся, формировать навык самоконтроля и
    саморегуляции, работы в парах и группах;
  • воспитательная: воспитывать
    в детях толерантности, интереса  к русскому языку;  формирование  у
    детей ответственного отношения к учебному труду и создание необходимой
    мотивации  на каждом уроке, усвоение правил гигиены письма.

В ходе
работы на уроке я старалась внедрить все семь модулей Программы, применяя их на
различных этапах. На протяжении всего урока была работа с интерактивной доской.

Урок начался с
просмотра позитивного ролика «Дружба – это не работа», который помог ребятам
раскрепоститься, поднял настроение. Ребята с интересом просматривали ролик, не
замечая, как их настроение улучшается, работоспособность увеличивается. Думаю,
что на каждом уроке важно отводить время для просмотров видео такого характера.
После такого настроя я использовала приём «Фруктовый коктейль», чтобы разбить
класс на группы. Каждый ученик получил карточку с названием фрукта и должен был
найти членов своей группы. Предложив учащимся разделиться на группы, я увидела,
что не все дети готовы к этому, так как для них привычнее работать в парах. 
Важно при выборе игры учитывать возрастные особенности учащихся.
(Приложение
1).
С
ребятами вспомнили правила работы в группах, параметры оценивания работы с
помощью оценочных листов. В группах были выбраны ответственные, которые
проверили домашнюю работу учащихся и назначили спикеров для работы у доски.
Следующим этапом урока была словарно-орфографическая работа, в ходе которой
были проработаны все орфограммы в словах. После чего попарно учащимися
выполнялись взаимопроверка и взаимооценивание. (
Приложение 2.) Дети
проявили серьёзность и ответственность при выполнении этой работы. Оценивание
далось с небольшим трудом, так как не все уловили смысл критериев оценки.
Далее  было проведено знакомство с новым словом. Двумя  ребятами с высокой
мотивацией к обучению было заранее приготовлено сообщение о толковании слова
«хороший», подготовлены пословицы с этим словом.

В
интересной форме был проделан переход к минутке чистописания: ребята разгадали
загадку, выполнили дополнительное задание. На следующем этапе выполнялась
физминутка для глаз, которую все выполняли, следя глазами за полётом бабочки. 
Настал момент, когда дети должны были определить тему урока. Для этого им было
дано задание составить предложение и определить его главные члены. Дети
обнаружили незнакомый второстепенный член предложения и получили задание для
работы в группах: собрать все сведения об определении. Для начала каждый
учащийся  должен был выполнить синтаксический разбор предложения, посовещавшись
и выполнив взаимопроверку. Далее в группах выполнялась работа на флипчартах по
созданию банка всей информации о второстепенном члене предложения определении.
В этом виде работы применялись методы критического мышления. При  выполнении
задания ребята испытывали трудности в оформлении информации на своих
флипчартах. Для них было непонятно, что именно нужно указать. После выступлений
спикеров на интерактивной доске было выведено
общее правило по термину определение. И вот тогда дети поняли, как нужно
строить флипчарт, чтобы в нём была отражена вся необходимая информация. (
Приложение
3)

Настало
время динамической паузы, которые я провожу систематически, чтобы дать
возможность учащимся отвлечься от урока, отдохнуть, выполняя интересные
упражнения. Дети с удовольствием выполнили музыкальную разминку вместе с
роботом из ролика, показанного на интерактивной доске. После проведённой
физминутки, получив определённый заряд бодрости, ученики активнее включились в
последующие этапы  работы. Ознакомившись с материалом учебника, они в парах
опрашивали друг друга по теме. Прослушивая ответы в диалогах, нужно было
поправлять или исправлять неверные высказывания партнёра по работе. На этапе
закрепления полученных знаний было выполнено следующее задание: по группам
ребята выполняли упражнение из учебника, обменявшись после выполнения тетрадями
для взаимопроверки. Выполнив ещё несколько заданий из учебника, они стали лучше
разбираться в теме урока, применяя полученные знания. Чтобы больше закрепить
полученную информацию, я предложила следующее задание, которое помогло мне
проверить степень изучения нового материала: творческая работа в написании
мини-сочинения, используя определения. Задания были распределены по уровням: 1
уровень – пишу сам, 2 уровень – прошу помощи, 3 уровень – прошу большой помощи.

(Приложение
4.)

Кто пойдёт по второму и третьему пути, получает карточки-подсказки, которые
помогают более слабым ученикам достойно справиться с заданием и не чувствовать
себя хуже по отношению со своими товарищами, имеющими более высокие оценки по
предмету. По окончании выполнения данного задания, ребята прочли свои сочинения
в группах, выбрали интересные работы, которые были зачитаны перед классом.

На этапе
рефлексии учащиеся говорили о том, что им понятно, что осталось сложным для
понимания, о чём бы ещё хотели узнать. При оценивании работы каждого ученика на
оценочных листах они испытывали затруднения, иногда завышая оценки друг другу.
Но это был первый опыт такого рода работы, который помог им во многом
разобраться. Проанализировав оценочные листы, учитывая свои наблюдения, я
пришла к выводу, что большая часть класса поняла новую тему и справилась с
заданиями хорошо. (
Приложение 5).На протяжении
всего урока я наблюдала за работой групп и каждого ученика в отдельности.
Важным открытием для меня стало то, что дети учатся друг у друга значительно
быстрее, а если бы весь урок объясняла и говорила только я, такого результата,
конечно же, не было. Стоит ещё поработать над тем, чтобы наладить работу
консультантов, которые помогут в получении знаний своим товарищам, нуждающимся
в дополнительном объяснении нового материала.

Итак, что
же у меня получилось?

Считаю,
что удалась работа в группах, потому что её применяю систематически.
Удалась форма работы в парах, во взаимооценивании. Ученики работали слаженно,
активно, старались участвовать в обсуждениях, стремились выступать в защиту
работы группы. Более слабые ребята перестали бояться отвечать. Поразило то, что
Шинтемир (ученик с низкой оценкой по предмету) более быстро запомнил правило и
даже пытался подсказывать ученику, имеющему более высокий балл по предмету.
Света, всегда отмалчивающаяся на уроках,  наконец-то заговорила и включилась в
работу группы, старалась достойно выступать в роли спикера от своей группы.
Стоит отметить ребят с высокой мотивацией: они стремились быть и спикерами, и
секретарями. В дальнейшей работе мне следует ещё больше уделять внимания воспитанию
толерантного отношения к одноклассникам. Считаю, что очень важно научить этих
ребят использовать свои знания для обучения других.

Я думаю, что в
ходе урока мне удалось внедрить все семь модулей обучения:

1.     ИКТ –
видеоролик, презентация к уроку.

2.     Критическое
мышление –  написание сочинения-миниатюры, составление кластеров.

3.     Диалоговое
обучение –  на протяжении всего урока прослеживался диалог «учитель – ученик »,
«ученик – ученик».

4.     Работа с
одарёнными  и талантливыми детьми – выступление с заранее подготовленным
материалом.

5.     Оценивание
– оценивание в группах, затем взаимооценивание групп и самооценивание, устная 
похвала.

6.      Лидерство
–  с моей стороны, как учителя, а в группах лидером обязательно был кто-то из
учеников.

7.     Новые
подходы в преподавании –  групповая форма  работы, использование ИКТ,
критическое мышление, оценивание, физминутки.

Что получилось не 
так, как я того ожидала?

При
оценивании дети не всегда были объективны: занижали или завышали самооценку и
взаимооценку; на работу по составлению кластера было затрачено много времени,
так как ребята пока не имели представления, как возможно на одном листе
отразить всю базу знаний, имеющихся и полученных.

Что хотела
бы изменить?

Необходимо
повысить темп урока, чётко планировать задания, продумывать критерии
оценивания. М
не
нужно научить всех учащихся работать сообща, уважая мнения других, работать на
результат. Самое главное для себя я поняла, что учебный процесс тем
эффективнее, чем меньше на уроке говорит и делает сам учитель, чем больше даёт
сказать и сделать своим ученикам, которые должны поверить в себя, в свои силы и
знания.

Вывод:

Работа в
парах и в группах расширяет и обогащает словарный запас у ребят, обостряет
любознательность и наблюдательность, заставляет работать активнее, стараясь
научиться больше самому. Ученики учатся слушать друг друга, развивается взаимоуважение,
у ребят исчезает страх перед аудиторией, представляется случай повысить собственную
самооценку.
В
будущей практике планирую продолжать использовать ключевые идеи Программы, так
как  внедрение новых подходов в обучении положительно влияет на учебную и
эмоциональную сферу детей.

Литература:

1. Руководство 
для учителя, третий базовый уровень. Программа ИМК РК, 2012г
.

Анализ урока алгебры

Дата проведения: 15 марта 2011 года

Класс: 7 класс

ФИО учителя математики:

Количество учащихся по списку: 20

Количество присутствующих: 17

Порядковый номер урока: 46

Цель посещения: знакомство с методикой преподавания учителя

Тема урока: «Линейная функция и её свойства».

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока:

обучающая: ознакомить учащихся с изучением линейной функции и её основными свойствами, научить строить и читать график линейной функции;

развивающая: развивать логическое мышление  учащихся;

воспитательная: воспитывать внимание, аккуратность.

Кабинет подготовлен к работе: чистота и порядок за рабочими столами учащихся, помещение проветрено, освещенность хорошая. Учащиеся готовы к уроку, учебные принадлежности (тетради, ручки) есть у каждого.

Структурный анализ урока

I этап: организационный. Результат: полная готовность класса к работе, быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся.

II этап: проверка домашнего задания. Результат: проверка домашнего задания, разбор задания, которое не получилось у учащихся.

  III этап: сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности. Результат: мотивация изучения темы опирается на научные исследования и личный опыт учащихся, определено место урока в изучении всей темы. Цели и задачи урока доведены до учащихся.
     IV этап: изучение нового материала. Результат: Во время урока, речь учителя была понятной и доступной ученикам. Главная информация подчеркивалась и записывалась в тетрадь. Во время практической части, внимание было отведено каждому ребенку в равной мере. Внимание учеников было сосредоточено на работе.

новый материал излагается учителем последовательно, четко, доступно. Для повышения интереса учащихся используется демонстрация плакатов по данной теме. Введены новые понятия. Цель урока достигнута.

V этап: закрепление нового материала. Результат: Закрепление нового материала происходило непосредственно у доски и самостоятельно на рабочих местах.  Выполнение задания поэтапно позволило ученикам окончательно разобраться в новой теме и закрепить полученные знания. Класс прорешал основные задания данной темы.

IV этап: подведение итогов урока. Результат: проведен опрос по основным понятиям темы, проанализирована работа по самообразованию учащихся.

VII этап: домашнее задание. Результат: домашнее задание посильное, достаточное по объему, тренировочного характера, дифференцированное.

Выводы: Структура и тип урока полностью соответствуют цели и задачам урока. Учебный материал соответствует программе. Реализация основной дидактической цели достигнута. Учитель обладает хорошими знаниями по данной теме, в изложении темы прослеживалась логика и последовательность, владеет различными методами обучения: эвристическая беседа, демонстрация плакатов, поисковый, исследовательский. Речь учителя – четкая и уверенная. Учителю удалось вовлечь учащихся в основные мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация, систематизация). В устных вопросах и практических заданиях использованы средства развития творческого мышления (элементы проблемности, анализа, сравнения). Самообразовательная работа учащихся показала умение учащихся выделять существенные признаки основных понятий, конкретизировать их, проявилась заинтересованность и активность учащихся. Стиль общения учителя и учеников – доброжелательный, поддерживалась культура речи, наблюдался явный авторитет учителя.

Анализ урока алгебры

Дата проведения: 25 марта 2011 года

Класс: 8 класс

ФИО учителя математики:

Количество учащихся по списку: 24

Количество присутствующих: 20

Порядковый номер урока: 37

Цель посещения: знакомство с методикой преподавания учителя

Тема урока: «Рациональные числа. Иррациональные числа. Действительные числа».

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока:

обучающая: формировать понятия рациональных, иррациональных и действительных чисел, умения и навыки находить эти числа;

развивающая: развивать логическое мышление  учащихся;

воспитательная: воспитывать внимание.

Кабинет к уроку был подготовлен, помещение было убрано, проветрено. Учащиеся были готовы к уроку, рабочее место было подготовлено к уроку,  учебные принадлежности (тетради, ручки) были у каждого.

Структурный анализ урока

I этап: организационный. Результат: полная готовность класса к работе, быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся.

II этап: актуализация опорных знаний. Результат: подготовка учащихся к изучению нового материала.

  III этап: сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности. Результат: была сообщена тема и доведены до учащихся цели и задачи данного урока.
     IV этап: изучение нового материала. Результат: новый материал излагается учителем последовательно, четко, доступно. Для повышения интереса учащихся используется демонстрация плакатов по данной теме. Введены новые понятия. Цель урока достигнута.

V этап: закрепление нового материала. Результат: Закрепление нового материала происходило непосредственно у доски и самостоятельно на рабочих местах. Было уделено время самостоятельному выполнению заданий учащимися. Класс прорешал основные задания данной темы.

IV этап: подведение итогов урока. Результат: проведен опрос по основным понятиям темы, проанализирована самостоятельная работа учащихся.

VII этап: домашнее задание. Результат: домашнее задание было заданное аналогичное классным упражнениям, достаточное по объему, тренировочного характера, дифференцированное.

Выводы: Урок был организованы на высоком уровне. Структура и тип урока полностью соответствуют цели и задачам урока. Ученики и учитель были подготовлены к началу уроков, были соблюдены правила поведения. Структура проведения урока знакома учащимся, что позволяет не тратить время на лишние вопросы и организационные моменты. Учитель на хорошем уровне владел материалом. Речь была чёткой и понятной. На уроке царило дружелюбная атмосфера, настроение и у детей и у учителя было жизнерадостное, бодрое. На уроке была дисциплина. В конечном итоге работы, цели поставленные перед учителем были достигнуты.

Учитель продемонстрировал отличное владение педагогическим мастерством и методикой преподавания. Во время уроков, речь учителя была понятной и доступной ученикам. Главная информация подчеркивалась.

 Ученики воспринимали новую информацию легко, т.к учитель использовал правильные методы лекции и практические методы.

Абен Айнагул Жараскызы Портфолио учителя Отчет В2

Группа №9 3-го уровня

город Костанай 07.06 2013 год

Отчет В2

Отчет по уроку из запланированной серии последовательных уроков

Русская грамота 1класс.

Одной из центральных проблем в современном образовании является проблема повышения эффективности обучения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. В «Руководстве для учителя» сказано что «знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний, и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механическое запоминание, поверхностное обучение. В отличие от традиционных методик, где учитель дает и требует определенные знания, использований активных методов обучения учащиеся сами открывают путь к познанию. Ученик становится главной действующей фигурой. Учитель в данной работе – активный помощник».

Познакомившись с семью модулями Программы, я на практике попыталась интегрировать все семь модулей в последовательную серию 4 своих уроков. При разработке среднесрочного планирования я обратилась за консультированием к своим коллегам. С директором школы были согласованы вопросы использования кабинетов новой модификации, возможность проведения серии открытых уроков, посещение коллег, а так же утверждён план данного урока.

Моя роль как учителя состоит в организации учебного процесса «в соответствии с задачами способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников» (Руководство для учителя.стр.119). Этот урок проводился первым в серии, последовательных уроков. При подготовке к уроку материал подбирала с учётом требований госстандарта и в соответствии с возрастными особенностями и возможностями класса.

Я начинаю планирование любого учебного занятия с рефлексии предыдущего урока, с анализа его итогов. Следующий этап моей работы – целеполагание. Убеждена, что целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, я иду от цели, а не от содержания. На этом этапе я ставлю перед собой вопросы: кого учить? Чему учить? Зачем учить? Ответы на эти вопросы позволят мне четко сформулировать задачу и триединую цель учебного занятия.

Цель определяет содержание урока, применяемые методы и формы обучения. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности. Составляя цель, я прогнозировала и ожидаемый результат этого урока. И на этом уроке прогноз мой был такой: ученики будут продолжать учиться: работать в группе, отвечать на вопросы, разрабатывать критерии; оценивать объективно своих одноклассников; ставить цель и задачи урока; самостоятельно, добывать информацию; обучать друг друга, развивать свое ассоциативное мышление; развивать умение рефлексировать.

В составе обучающихся 1класса большинство детей имеют достаточную для их возраста мотивацию к обучению. Определённые общие учебные умения сформированы на должном уровне для этого возраста: неплохо читают, могут сосредоточиться на выполняемой работе, пытаются формулировать выводы. Дети активны, любят рассуждать, проявлять себя, что говорит о хороших перспективах в развитии критического мышления. Но при этом в этом классе необходимо уделять особое внимание развитию умения слушать и слышать собеседника.

Итак, перейдем к самому уроку. Тема урока: «Хлеб – всему голова»

Цели к уроку были следующие: 1. Познакомить с произведением Т.Коломиец «Хлеб – всему голова». 2.Опираясь на произведение, показать ученикам последовательность изготовления хлеба.

3.Уметь самостоятельно работать с текстом, в группах, в парах.

4.Воспитать бережное отношение к труду людей.

Форму работы выбрала групповую и парную.

Выполняя задание по созданию коллаборативной среды, я задумалась о том, как на уроке создать атмосферу сотрудничества. В начале урока я провела положительный эмоциональный настрой в виде круга «Приветствия»:

Солнце ласково смеётся,

В круг зовет своих друзей,

Мы друг другу улыбнемся,

В моём классе дети любят выходить в круг, браться за руки. Этот вид деятельности сближает ребят, настраивает на работу, развивает речевые навыки.

Хороший урок начинается с моей доброжелательной улыбки и желания взаимодействовать с учениками. Думаю, на любом уроке дети должны чувствовать себя комфортно и работать с желанием. Время, когда на уроке преобладал страх перед учителем, уходит в прошлое. Только хорошее настроение и активное взаимодействие учителя и ученика приведут к положительным результатам

Далее начался опрос. Процесс обучения – процесс интерактивный, то есть процесс взаимодействия ученика и учителя. Опрос учащихся – очень важный этап обучения. Обратная связь возможна только при постоянном контакте, а это возможно только при правильном использовании вопросов при опросе. Открытые и закрытые вопросы, толстые и тонкие, вопросы низкого и высокого порядка– все эти формулировки говорят об одном и том же. Правильная постановка вопросов может вовлечь учеников в конструктивный диалог, способствующий когнитивному развитию и результативности в обучении.

Проверку и закрепление знаний прошлого урока провела в виде «Ромашки Блума». Вопросы на знание-понимание-применение.

Чтобы ребята не испытывали психологического напряжения, во время ответов я не торопила их. Настроила детей на то, что мы все ответы принимаем, можем дополнить, дать совет. На протяжении всего урока для оценивания, ребята использовали смайлики. Здесь я использовала взаимооценивание. В основном комментарии к оценке были такие: «Я поставил Мадине весёлую улыбку, потому что она правильно ответила на вопрос».

Вспомнили правила работы на уроке по схеме.

  1. Думаю сам.

  2. Советуюсь с товарищем.

  3. Обсуждаю в группе.

  4. Проверяю по учебнику.

  5. Оцениваю.

Эту схему я использую на каждом уроке, на всех этапах. Я могу просто сказать, по какому правилу работы, будем выполнять задание. Посмотрев на определенное правило работы, ученики сразу видят, работаем индивидуально, в паре, в группе.

Урок строила по структуре: вызов, осмысление, рефлексия. Стадия вызова способствует актуализации знании и пробуждения интереса к получению новой информации. На стадии вызова учащиеся опираясь на собственные знания, прогнозировали, самостоятельно определили тему урока и цели урока. Учитывая возрастные особенности учащихся, я планировала на уроке такие приёмы критического мышления как: Кластер, «да – нет» для индивидуальной работы, для понимания степени усвоения пройденного материала, загадки, прием Кубик. Для определения темы урока, создала ситуацию загадочности. Предложила ребятам послушать загадку и подумать о чём мы будем говорить на уроке. Отгадай легко и быстро,

Мягкий, пышный и душистый

Он и чёрный, он и белый,

А бывает и подгорелый.

Отгадав загадку, дети определили, что темой урока является – хлеб. Для определения задач урока я предложила ребятам посоветоваться друг с другом и сказать, чтобы вы хотели узнать о хлебе. Дети изъявили желание, узнать каким образом хлеб появляется на столе. Для решения этой задачи, ученикам был предложен короткий текст о хлебе. Прочитав его, я предложила детям задание, используя прием «Верные и неверные утверждения». Например:

Хлеб пекут из муки.

Пшеница растет в лесу. И т.д.

На каждом этапе работы я не забывала о психологическом климате в классе. От этого зависит успешное выполнение заданий. Я на интерактивной доске показала слайд о хлебе. Для того чтобы дать понятие о разновидностях мучных изделий. Попросила объяснить значение пословицы « Хлеб – всему голова». Дети дали объяснение пословицы и связали со своим жизненным опытом.

На стадии осмысления, сопоставляются новые знания с уже имеющими знаниями. Ученики активно отслеживают своё понимание. На этой стадии дети работали с текстом. Я применила прием «Чтение с остановкой», заполнение таблицы «знал, знаю, хочу знать», применила такие формы работ как парная беседа, групповая работа, индивидуальная работа.

Сначала читали шёпотом, про себя. Затем поделились информацией в парах. Чтение учителя очень важно в начальных классах, поэтому я сама прочитала текст как образец выразительного чтения. Для того чтобы понять, как дети усвоили текст, я задала несколько вопросов. Вопросы я задала низкого порядка. Дети ответили сразу же, потому что для них это были легкие вопросы. Обобщив все ответы, мы пришли к такому выводу. Хлеб проходит несколько этапов перед тем, как попасть на стол. Сначала сеют зерно, потом спеет пшеница, затем собирают урожай и наконец его везут на элеватор. Конечный этап – на мельнице получают муку. Сообща мы пришли к такому результату: из муки пекут хлеб.

Ребята работали в малой группе. Перед ними была поставлена проблема, которую они должны были совместно решить. Ученики рассуждали вслух, слушали друг друга. Конечно, чаще они обращались ко мне. Я предлагала, чтобы высказался каждый по данной проблеме.

Во время выполнения этого задания ребята свободно двигались по классу. Спрашивали совета у учителя и друг у друга. Здесь они смогли применить знания, полученные во время просмотра телепередачи и чтения книг. Ребята смогли правильно определить последовательность трудовой работы посева зерна, уборки. На основе увиденной информации в телепередачах дети знают последовательность работ. При работе в группе активно работали Фарида, Ержан и Асель, они называли этапы работы в поле. Эту беседу я считаю исследовательской беседой, потому что в процессе диалога ребята спорили, обсуждали о том, как получается хлеб, сколько этапов проходит зернышко перед тем как появиться у нас на столе. Но не все в группе работали активно. Эмир, например, отказался принимать участие в работе группы, потому что его друг оказался в другой группе.

В начале урока, я раздала детям листы самооценивания, где было всего 2 критерия: улыбающийся смайлик и грустный смайлик. Так как дети еще маленькие, учитывая возрастные особенности, мы вместе с детьми решили оценивать так. Если участвуешь в обсуждении кластера – получаешь веселый смайлик, если нет- то грустный смайлик. Каждый получил веселый смайлик, кроме Эмира. Эмиру пришлось взять грустный смайлик, так как он не участвовал в работе группы. После напряженной работы, я провела вместе с детьми физминутку, используя интерактивную доску.

Для закрепления материала ученики выполнили групповое задание. Нужно определить последовательность работы, как пшеница превращается в хлеб при помощи сбора картинок. Чтобы оценить такой вид работы, ребята использовали критериальное оценивание. Ученики опирались на образец правильного выполнения.

На стадии рефлексии учащиеся осмыслили всё то, что они изучили на уроке, анализировали, синтезировали и делали выводы. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым.

На этапе рефлексии группа получила творческое задание: составить постер на тему «Хлеб – всему голова». Этот вид работы даёт возможность детям творческий раскрыться. Ребята учатся работать совместно, помогают друг другу, дают оценку работе товарища, делают выводы, приходят к совместному решению. Далее дала задание группам: решить ребусы, для того чтобы у развить критическое мышление у детей. Дети дружно стали разгадывать ребусы. Каждый в группе старался принять участие, в конце концов, разгадали ребус. Сами были очень рады успехам группы. Затем была работа по составлению постера.

Этот вид деятельности понравился всем. Ребята работали увлечённо, помогали друг другу. Во время составления постера чаще всего обращались к Фариде так как она является сильной ученицей. Из двух групповых работ признали лучшей работу второй группы. На этом уроке я поняла, что Фариде можно давать задания сложные или продумать для нее роль консультанта. В конце урока, для закрепления материала , я предложила следующие вопросы Я использую в соей практике не только «тонкие» вопросы, но и «толстые» вопросы т.е. вопросы высокого порядка. Например:

– Для чего трактора пашут на полях?

– Что происходит после посева?

– Что делают с пшеницей, которая выросла в поле?

– Куда везут пшеницу?

– Во что превращается пшеница?

– Как из муки готовят хлеб?

Чтобы оценить свою собственную работу на уроке, использовала стикеры. Перед учениками поставила вопрос, понравился ли им урок. Если понравился то ставят знак «+»,если не понравился урок то «-». Многие ребята поставили знак «+», но были и дети которые поставили минусы.

На дом получили задание: сочинить сказку «Где гуляет хлеб». В результате применения различных стратегий и ресурсов, дети получили новые знания. В течение всего урока они учились отвечать на вопросы, сами задавать их, размышлять, делать выводы, научились применять знания. Смогли дать оценку своей работы на уроке.

Учитывая возрастные особенности, давала посильные задания, меняла виды деятельности, поддерживала доброжелательную атмосферу в классе.

Критическое мышление предполагает способность понимать и рефлектировать по поводу того, что ребенок знает и о чём думает. Но чтобы это стало возможным, необходимо вывести знание и понимание на уровень осознания. Эту технологию я решила применять и дальше, на следующих уроках.

Считаю, что такие приёмы способствуют повышению учебно-познавательного процесса у детей, формированию у них умений самостоятельно ставить цели, выполнять учебные действия, осуществлять контроль учебных действий и оценивать результат своей деятельности.

Для себя я провела рефлексию работы в группе, чтобы понять, как ученики работали в группе, каков их уровень коммуникации. Проанализировала не только результат, но и сам процесс работы. Проследила, как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе? Какого уровня коммуникативные трудности испытывали ученики при выполнении задания? Эти моменты я учту при дальнейшем планировании групповой работы.

Оглядываясь назад, после прохождения курсов повышения квалификации по Кембриджской программе я поняла, что жизнь требует от меня поиска новых методов и приёмов в работе. Старые методы не дают возможности для творческой деятельности. Хочется, чтобы ребята активно пытались сами найти ответы на вопросы, делать выводы, обращаться к библиотеке, не ограничиваясь одним учебником. Чтобы урок не заканчивался со звонком, мысль ребёнка должна быть в постоянном поиске.

Использованная литература:

  1. Журнал Начальная школа Казахстана, №3,2009г.

  2. Руководство для учителя.

3

п. Садчиковка

учитель географии

Анищенко А.Л.

Для проведения урока на практике я взяла восьмой класс, в этом классе всего 15 человек, на уроке присутствовали все ученики. По теме: «Геохронологическая таблица и геологическое летосчисление» цель урока состояла из образовательной: объяснить суть понятия геологическое летосчисление, ознакомить учащихся со сравнительными и абсолютными методами определения возраста Земли и ее геологического развития; Определить, содержание и структуру геохронологической таблицы; развивающей навыки работы парах, развивать память и логическое мышление при выполнении заданий разного уровня; Воспитывающей, уважительное отношение к друг другу, взаимовыручку и товарищескую поддержку. Ключевая идея состояла в том, чтобы использовать на уроке новые подходы в преподавании и обучении , критическое мышление прием «Зигзаг», оценивание обучения и оценивание для обучения, лидерство в обучении, обучение талантливых и одаренных детей, учет возрастных особенностей, ИКТ. Тип урока комбинированный так как на уроке я опрашивала домашнее задание и объясняла новую тему. Оборудование: физическая карта Казахстана, бумага А4, разноцветные маркеры, геохронологическая таблица на разноцветных листках, компьютеры, разноуровневые задания, атласы, словарь Ожегова, энциклопедии, компьютеры. Организационный момент начался с проверки присутствующих на уроке далее приветствия учащихся и проведение игры «Путаница», так как во время игры учащиеся ведут себя шумно, игру я решила провести в классе, хоть и в кабинете было тесно, но ребята запутались на славу, чем мне нравиться эта игра, тем что ученики, во время ее забывают о плохом настроении, о ссорах между собой, о тяжелых уроках, на которые они пойдут после моего урока, но в чем минус тренингов на уроке в том что игру затягивают, хотят еще поиграть, ведь не секрет что не на каждом уроке и не у всех преподавателей урок начинается и заканчивается тренингом, да еще и таким веселым. Ребята хорошо поиграли, повеселились, раскрепостились, и довольные сели по местам. Так как урок был комбинированным, предполагалась, проверка домашнего задания. 1. Проверка контурных карт, в домашнем задании учащиеся должны были отметить контур равнин. (представление выполненной работы всему классу) ученики должны были продемонстрировать как они отметили все задания на контурной карте всему классу, для того чтобы их работу смогли оценить и проставить оценки за проделанную работу дома, на каждую парту я подготовила листки взаимооценки, по таким критериям должны были оценить работу ученики: 1. выполнение работы (предполагалось то что работа легкая и даже ученик со слабой мотивацией к обучению может открыть контурную карту и отметить и подписать легкие части задания, хотя бы карандашом) за выполненную работу ставился -1 балл, красочность -2 балла (есть ученики, которые очень сильно стараются при выполнении таких заданий, много усилий отдается на то чтобы вывести контур, разукрасить ярко и красочно), и последнее слово следует за мной, так как оценка учеников не всегда ставиться объективно, я проверяю выполнение работы, красочность и правильно ли отметили все данные задания в контурной карте, за выполненное задание ставиться 3 балла. Следующим был письменный, фронтальный опрос в цифрах, такие задания я называю «Моментальная оценка», так происходит взаимопроверка и учащиеся узнают на какую оценку они ответили. На маркерной доске записаны ответы: 10%; 4000-5000м; 400-500 м; -132 м; 6999 м; 7127 м; всего шесть вопросов, вопросы включают обобщающие знания по нескольким темам. Далее происходит обмен тетрадями, я диктую правильные ответы, а ученики ставят плюсы и минусы, если правильный ответ плюс, если не правильный ответ минус, потом подсчитывают баллы. Критерий оценок также записан на маркерной доске: за 6 правильных ответов -3 балла, 5-4 правильных ответа -2 балла, 1-3 правильных ответа- 1 балл. После чего суммируются баллы и учащиеся видят свои оценки полностью за выполнение домашнего задания: работа в контурных картах и письменная работа в тетрадях. Конечно, при выполнении такой большой работы я не успела бы суммировать баллы и выставить оценки учащимся, для этого я и выбрала двоих учеников себе в помощники. Их задача была суммировать оценки и подвести итог опроса домашнего задания. Результаты были следующими: Казбеков А. Тулегенов Т. Ковалева А. Скиндирова А. Ерденова Р. Правильно выполнили письменное задание и правильно и красочно отметили равнины в контурной карте и набрали от 9 до 8 баллов т.е. оценка «5», Ерденова А. Шлей В. Булатаева Д. Мартыненко И. Фрелих В. Балгужина А. выполнили задание в контурной карте правильно но ошиблись при выполнении письменного задания и набрали от 7 до 5 баллов оценка «4», Пильберг Д. Шаповалова Д. Золотушкина Н. Токкужин Н. ошиблись при выполнении работы в контурной карте и ошиблись при выполнении письменного задания. Я и раньше практиковала взаимопроверку в парах, нравиться мне и детям, это быстрая проверка домашнего задания и учащиеся видят итог своей работы. Для изучении новой темы, была проведена вводная беседа: – большое значение для географической науки имеет умение определять возраст Земли и земной коры, а также время значительных событий , произошедших в истории их развития. История развития планеты делиться на два этапа. Самостоятельное прочтение материала страница 43, задание определите устно два этапа развития планеты, ученики быстро находят выделенный текст и называют эти этапы. После задание в тетрадях нарисуйте кластер «Гроздь винограда» и в кластере выделите этапы и их признаки: вот что получилось у учащихся.

Этапы развития планеты

планетарный

геологический

Зарождение планет С.с. 3,5-5 млрд. лет назад

Первые зачатки земной коры и до нашего времени

Кластер записывается на доске и проверяется учащимися правильность выполнения работы. Далее задание всему классу рассмотреть «Геохронологическую таблицу» страница 45. Определить из каких частей состоит таблица. Прочитайте стр. 44-45 и расскажите из скольких эр, периодов, складчатостей состоит геохронологическая таблица, какова их продолжительность.

Задание для пар: составьте вопросы по таблице. Так как эта тема была новой, ученикам было немного затруднительно при выполнении некоторых заданий и составлений вопросов по новой теме. Я попросила, чтобы они проработали текст и составили 5-6 вопросов по таблице. Вопросы, составленные учащимися. Сколько всего эр? Сколько периодов? Сколько в каждой эре периодов? Какая эра самая старая? Какая эра самая молодая? Какая эра, период, складчатость проходит в настоящее время? Как правильно читать таблицу снизу вверх или сверху вниз. При выполнении такого задания всегда есть учащиеся, которые быстро разобрали и прочитали таблицу, я попросила двух – трех учеников, которые все поняли, помочь в классе тем, кто не разобрался с таблицей, здесь прослеживается работа, учеников которые успевают лучше других.

Физминутка- для того чтобы учащиеся собрались с мыслями и размялись для них специально была придумана разминка в «географическом» стиле «Стороны горизонта» здесь идет и повторение сторон горизонта и разминка для головы, рук и поясницы: север- руки вверх, юг –наклон вниз всем телом, запад- наклон в лево, восток-наклон в право, упражнение повторить несколько раз. Когда выполняешь такие разминки, ученики начинают еще придумывать разные упражнение, например «Звезда» где нужно тянуть руки и ноги в разные стороны, очень смешно и увлекательно.

Далее ученики, которые объясняли таблицу, садятся за выполнения тестирования за компьютерами, а остальным раздается таблица, в которой по памяти нужно заполнить пустые клетки за место многоточий

Эра

Продолжительность (млн. лет)

Периоды

Продолжительность млн.лет

Складчатости

КАЙНОЗОЙ

67

ЧЕТВЕРТИЧНЫЙ

1,8

АЛЬПИЙСКАЯ

………………………….

………………………………

ПАЛЕОГЕНОВЫЙ

……………………………..

МЕЗОЗОЙ

165

…………………………

70

………………………

ЮРСКИЙ

………………………………..

……………………………..

40-45

…………….

330

ПЕРМСКИЙ

……………………………….

ГЕРЦИНСКАЯ

…………………………….

65-70

ДЕВОНСКИЙ

……………………………….

……………………..

……………………………….

35

ОРДОВИКСКИЙ

………………………………..

………………………

……………………………….

70-80

ПРОТЕРОЗОЙ

…………………………………

………………………………..

1000

Таблица для выполнения учащимися с низкой мотивацией к обучению. В таблице нужно найти несоответствие и подчеркнуть цветным маркером. Несовпадения.

Эра

Продолжительность (млн. лет)

Периоды

Продолжительность млн.лет

Складчатости

ПАЛЕОЗОЙ

67

ЧЕТВЕРТИЧНЫЙ

1,8

БАЙКАЛЬСКАЯ

ЮРСКИЙ

ПАЛЕОГЕНОВЫЙ

МЕЗОЗОЙ

165

ТРИАСОВЫЙ

70

КАЛЕДОНСКАЯ

ЮРСКИЙ

МЕЛОВОЙ

40-45

КАЙНОЗОЙ

330

ПЕРМСКИЙ

ГЕРЦИНСКАЯ

КАРБОНОВЫЙ

65-70

ДЕВОНСКИЙ

МЕЗОЗОЙСКАЯ

КЕМБРИЙСКИЙ

35

ОРДОВИКСКИЙ

АЛЬПИЙСКАЯ

ЧЕТВЕРТИЧНЫЙ

70-80

АРХЕЙ

ПРОТЕРОЗОЙ

1000

В классе всего 8 компьютеров, успевают выполнить задание почти все, даже ученики с низкой мотивацией к обучению. Так как компьютерное тестирование нравиться выполнять всем. Еще потому что они получают сразу оценку. И если они в течении урока работали хорошо то оценка всегда будет «5»

На этапе первичного закрепления материала я раздала всему классу вопросы и заранее подготовленные ответы. Игра на закрепление, в течении урока все учащиеся несколько раз прочитали параграф, этим заданием можно тренировать память и логическое мышление. Попросить ученика под №1 прочитать свой вопрос, далее идет по цепочке, у кого есть подходящий ответ встает и зачитывает его, далее задает свой вопрос.

Игра завершается, когда тогда, когда ученик, который начал свой вопрос, зачитывает свой ответ. На этапе рефлексии я попросила учащихся определить в конце урока свое настроение и приклеить к основным стикерам на доске, итог урока был положительным, так как дети все стикеры определили к веселому смайлику, значит урок получился, можно сделать вывод: что учащимся нравиться такая форма работы на уроке, где будут задействованы такие формы работы как , разноуровневые задания, работа с ИКТ, взаимооценка, и особенно тренинги и физические разминки.

Итог урока выставление оценок и комментирование

Домашнее задание параграф 12 прочитать и ответить на вопросы страница 46

Информация о материале

Создано: 20 апреля 2022

 08 апреля 2022 года в МБОУ НШ№1 прошел интегрированный урок английского и русского языков, который успешно был проведен учителем английского языка Казаченко Л.А. и учителем русского языка Бондаревой М.М.

Тема урока: «Имя прилагательное. Значение и употребление в речи».

Цель урока:создать условия для развития умения наблюдать за собственной речью, оценивать её; формировать и развивать у учащихся навыки и умения употреблять прилагательные в письменной и устной речи; развивать познавательную и творческую активность учащихся, умение работать в группе, паре.

Задачи: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока – это необычно, значит интересно; организация целенаправленной работы с мыслительными операциями; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

Содержание урока полностью соответствовало заявленной теме. Урок состоял из последовательных, взаимосвязанных этапов. Были созданы все условия для интеллектуального труда учащихся.

Учителя использовали как объяснительно – иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссии, разнообразные записи, мультимедийные средства, интернет – технологии. Широко использовались также разнообразные формы работы с учащимися: групповая, фронтальная, парная, индивидуальная.

Материал урока показал единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволил учащимся увидеть взаимозависимость различных наук.

Урок способствовал с одной стороны – осознанному и прочному усвоению программного материала, а с другой – развитию творческой активности учащихся, их сообразительности, любознательности и формированию определённого мировидения.

Мы убедились в несомненной эффективности данных уроков и продолжим работу в этом направлении и в других классах.

Добавить комментарий