Отчет о мероприятиях, проведенных в рамках Года
Культуры.
Современная культура России — это, прежде всего, наша речь,
наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей
семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам.
Академик Д.С.Лихачев писал: «Культура объединяет все стороны человеческой
личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в
другой. Уважение к разным сторонам культуры, к разным ее формам — вот черта
истинно культурного человека»
2014 год провозглашён Годом
Культуры. Вся воспитательная работа школы была нацелена на приобщение
школьников к культурному наследию России, родного края, изучение краеведения с
использованием новых творческих форм и возможностей областных и муниципальных
учреждений культуры: библиотек, музеев и театров, раскрытие творческого
потенциала личности, воспитание культуры поведения.
Были проведены единые классные
часы:
1.
«Год культуры в Российской Федерации»
2.
«Моя малая родина»
3.
Классные часы, посвященные героическим страницам родного края.
«Люблю тебя, моя Клетня, горжусь людьми, историей твоей.»
4.
«К 100-летию начала Первой мировой войны»
5.
«700-летие со дня рождения Сергия Радонежского»
Учащиеся
нашей школы побывали в музеях, на выставках, посетили памятные места,
познакомились с культурным наследием района и области.
Это музей
– усадьба А.К.Толстого и Успенская церковь в Красном Роге, музей- усадьба
Ф.И.Тютчева в Овстуге.
Выставка
«Куклы» в краеведческом музее. Посетили краеведческий музей г. Брянска.
Побывали в
ТЮЗе, на Дятьковском хрустальном заводе и на фабрике игрушек в г.Карачев.
В рамках
года культуры в школе проведены КТД, направленные на возрождение народных
традиций: «Масленица», «Капустные вечёрки», «Посиделки», «Волшебный мир
тряпичной куклы», «Праздник Покрова».
Работа
проводилась в тесном сотрудничестве с работниками ДК и библиотек.
Встречи с
ветеранами
Конкурс
чтецов «Моя Родина»
Конкурс
рисунков «Мир глазами детей»
Праздник
Славянской письменности
Конкурс
художественной самодеятельности «Мы входим в мир искусства»
Акции
«Возрождение «Семи ключей» и «Покормите птиц зимой»
Благоустройство
школьной территории и многое другое. Настоящим творческим отчетом стал концерт
к 110-летию школы. Вашему вниманию мы представляем видеоролик, запечатлевший
наиболее яркие события уходящего года.
Согласовано: Начальник Управления культуры и молодёжной политики администрации Волоконовского района _____________Косарева И.И. « » 20 г. М.П. |
Утверждаю: Директор Муниципального казённого учреждения «Централизованная система культурно-досуговых учреждений» Волоконовского района __________________Алексенко Ю.В. « » 20 г. М.П. |
Годовой информационно-аналитический отчет о деятельности
Волчье-Александровского центра культурного развития, структурного подразделения Муниципального казенного учреждения культуры «Централизованная система культурно-досуговых учреждений» Волоконовского района
(наименование учреждения)
муниципальное образование
Волоконовский район
(наименование муниципального образования)
за 2021 год
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Паспорт учреждения………………………………………………….3
Раздел 2. Категория обслуживаемого населения………………………………4
Раздел 3. Структура учреждения……………………………………………….4
Раздел 4. Персонал учреждения…………………………………………………4
Раздел 5. Материально-техническая база учреждения………………………..5
Раздел 6. Значимые культурно-досуговые мероприятия учреждения в 2021 г6
Раздел 7. Организация онлайн-мероприятий……………………………………7
Раздел 8. Анализ культурно-досуговых формирований……………………….8
Раздел 9. Работа с детьми, подростками и молодёжью, семьями ……… 13
Раздел 10. Работа с пожилым населением, людьми с ограниченными
возможностями здоровья …………………………………………..18
Раздел 11. Сохранение и развитие народной культуры………………………19
Раздел 12. Работы учреждения с информационными ресурсами ……………20
Раздел 13. Инновации в работе учреждения…………………………………..21
Раздел 14. Грантовая деятельность …………………………………………. ..21
Раздел 15. Проектная деятельность……………………………………………21
Раздел 16. Развитие платных услуг…………………………………………….22
Раздел 17. Выводы. Итоги. Предложения……………………………………. 22
Раздел 18. Приложения…………………………………………………………23
Раздел 1. Паспорт учреждения
№ п/п |
Муниципальное образование |
Волоконовский район |
1. |
Точное наименование учреждения (полное и сокращенное по Уставу) |
Волчье-Александровский центр культурного развития, структурное подразделение муниципального казенного учреждения культуры «Централизованная система культурно-досуговых учреждений» Волоконовского района. Волчье-Александровский ЦКР, структурное подразделение МКУК «ЦС КДУ» Волоконовского района |
2. |
Учредитель |
Управление культуры и молодежной политики администрации муниципального района «Волоконовский район» Белгородской области |
3. |
Контактная информация: адрес, телефоны, е-mail, адрес официального сайта учреждения |
309672, Белгородская область, Волоконовский район, с.Волчья Александровка, ул.Спортивная, д.30,тел.847-235-4-44-96 kultura.volchja@yandex.ru, http://v-aleksandrovskiy-crk.vol-kultura.ru |
4. |
Ф.И.О. руководителя, стаж, образование |
Буцаева Людмила Викторовна, общий стаж- 25, в культуре – 12, образование высшее БГИИК |
Раздел 2. Категория обслуживаемого населения
№ п/п |
Категории населения на территории обслуживания |
Количество |
1 |
Общее количество жителей |
1040 |
2 |
Удельный вес всего населения, участвующего в мероприятиях, в % |
2124 |
3 |
Дети до 6 лет |
47 |
4 |
Дети от 6 до 13 лет |
112 |
5 |
Подростки от 14 до 18 лет |
48 |
6 |
Несовершеннолетние, состоящие на учёте в органах профилактики |
0 |
7 |
Молодёжь от 18 до35 лет |
219 |
8 |
Люди среднего возраста от 35 до 60 лет |
362 |
9 |
Люди с ограниченными физическими возможностями |
9 |
Удельный вес населения, участвующего в мероприятиях, в % от общего числа населения (значение и расчёт по формуле: УВ = (УМ/Ч)*100%
УВ – удельный вес
УМ – число участников мероприятий за 2021 год
Участники мероприятий (УМ) = число участников культурно-массовых мероприятий + число участников культурно-досуговых формирований
Ч – численность населения в населенном пункте (статистические сведения)
Раздел 3. Структура учреждения
Директор ЦКР
Методист Методист Руководитель кружка
Раздел 4. Персонал учреждения
№ п/п |
Занимаемая должность |
Ф. И О. |
Образование: специальность по диплому |
Стаж |
|
в должности |
в сфере культуры |
||||
1. |
Директор ЦКР |
Буцаева Людмила Викторовна |
режиссёр-постановщик театрализованных представлений и праздников |
12 |
12 |
2. |
Методист |
Кириенко Светлана Сергеевна |
Социально-культурная деятельность. Магистр |
1 |
8 |
3. |
Методист |
Повытченко Анастасия Петровна |
Повар-кондитер |
2 |
2 |
4. |
Руководитель кружка |
Ракитянская Анжелика Ивановна |
Воспитатель детей дошкольного возраста |
0,5 |
0,5 |
Раздел 5. Материально-техническая база учреждения
1. Число помещений постоянно используемых для осуществления культурно-досуговой деятельности учреждения 11 ед.
2. Состояние здания (удовлетворительное, неудовлетворительное)
2.1 Последний капитальный (косметический) ремонт проведён 2015 (год).
(нужное выделить)
2.2. Произведён ли ремонт в рамках нацпроекта «Культура», фед.проекта «Культура малой родины»? Год? нет
2.3 Потребность в ремонте учреждения (есть/нет). (Фасад, помещения, зрительный зал др.). Поясните!
Оснащенность оборудованием
№ |
Виды оборудования |
% обеспечения |
|
1. |
Мебель офисная |
100 |
|
2. |
Транспорт |
0 |
|
4. |
Оборудование охранной сигнализации |
80 |
|
5. |
Оборудование обеспечения пожарной безопасности |
80 |
|
6. |
Сценическое оборудование |
100 |
|
7. |
Звуко-и светотехника |
100 |
|
8. |
Музыкальные инструменты |
100 |
|
9. |
Компьютерная, орг. техника |
100 |
Раздел 6. Значимые культурно-досуговые мероприятия учреждения в 2021 г.
Волчье-Александровский ЦКР – это площадка для становления и вовлечения всех слоёв населения в социально-активную жизнь.
Приоритетным направлением в работе В-Александровского ЦКР является участие в национальном проекте «Культура»: развитие культурной среды, развитие информационной культуры и участие в конкурсах и фестивалях в рамках подпроекта «Творческие люди».
С целью развития культурной среды села Волчья Александровка благоустроена прилегающая территория, произведена высадка тюльпанов – символа района, внутреннее пространство ЦКР наполнено выставками и тематическими зонами: «Национальный проект Культура», «Национальные проекты», «Бессмертный полк», «Культура в годы Великой Отечественной войны», «Послание потомкам», «Великие полководцы России», «История подвига», «Уютный уголок», «Взгляд в прошлое», «Сувенир и кофе», «Сувенирная продукция», работает квест-комната.
«Цифровая культура» – созданы и ведутся официальные аккаунты в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте», «Инстаграмм», «Фейсбуке», «Ютуб» общее количество подписчиков – 2054 человека.
«Творческие люди». В 2021 году творческий коллектив и художественная самодеятельность ЦКР принимали активное участие в конкурсах и фестивалях.
В соответствии с учетом запросов и интересов наших жителей мы предлагаем разнообразные формы проведения мероприятий – тематические концерты и вечера, диалоги, вечера-встречи с участием совета ветеранов и передовиков производства, интеллектуально-познавательные программы, конкурсные игровые программы, фотовыставки, выставки детского рисунка, мастер-классы, выпускные вечера и встречи одноклассников.
Раздел 7. Организация онлайн-мероприятий в 2021 году
Форма и название мероприятия |
Среднее количество просмотров |
Ссылка |
Тематическое мероприятие «Александру Невскому посвящается» |
531 |
https://vk.com/video-134636212_456239367 |
Чтение сказки «День рассказывания сказок» |
644 18441 |
https://vk.com/video-134636212_456239371?list=e1a49f64b87dd37e8b https://ok.ru/live/3044402143162 |
«Для Вас, любимые» |
38613 |
https://ok.ru/live/3059037183930 |
Вечер отдыха «Ромашковый вечер» |
740 |
https://vk.com/video-134636212_456239387?list=bdf46e49f8776a03c9 |
Онлайн- поздравление с Днем села Волчья Александровка «Листая страницы» |
1480 932 |
https://vk.com/video-175482413_456239253?list=3e977e0dc9990fac7f https://ok.ru/video/3569501932218 |
Видеопоздравление «Букет из маминых имен» |
880 456 |
https://vk.com/video-134636212_456239421?list=90067fec74d4c9aafd https://ok.ru/video/3747005991610 |
I межпоселенческий конкурс-дефиле “Мода глазами молодежи” |
1312 249 |
https://vk.com/video-134636212_456239426?list=10e52011dced484394 https://ok.ru/video/3999009737402 |
Раздел 8. Анализ культурно-досуговых формирований
№ пп |
Полное наименование формирования |
Количество человек |
Возрастная категория формирования в соответствующей графе ставится (+) |
Распределение клубных формирований по группам в соответствующей графе ставится (+) |
|||
любит. объед., группы, клубы по интересам |
прочие клубные формирования |
||||||
дети до 14 лет |
молодежь от 15 до 24 лет |
взрослые |
клубные формирования самодеятельного народного творчества |
||||
1 |
«Лира» – художественное слово |
12 |
+ |
+ |
|||
2 |
«Фантазия» – мир ИЗОтворчества |
9 |
+ |
+ |
|||
3 |
«Образ» – кружок миниатюр |
10 |
+ |
+ |
|||
4 |
«Здоровое поколение» фитнес-занятия |
13 |
+ |
||||
5 |
«Девчата»- ансамбль народной песни |
12 |
+ |
+ |
|||
6 |
«Камертон»- сольное эстрадное пение |
10 |
+ |
+ |
|||
7 |
«Лирика» – вокальное трио |
11 |
+ |
+ |
|||
8 |
«Созвучие» – дуэт эстрадное пение |
10 |
+ |
+ |
|||
9 |
«Жаворонок» – сольное пение |
10 |
+ |
+ |
|||
10 |
«Волшебная кисть»- художественная роспись по дереву |
11 |
+ |
+ |
|||
11 |
«Сказка на ладошке»- Занятия в пальчиковом минитеатре |
10 |
+ |
+ |
|||
12 |
«Коллекция идей»- творчество из природного и бросового материала |
10 |
+ |
+ |
|||
13 |
«Занимательная флористика»- творчество флористики |
11 |
+ |
+ |
|||
14 |
«Созвездие»- хореография младшая группа |
20 |
+ |
+ |
|||
15 |
«Ассорти»- хореография средняя группа |
13 |
+ |
+ |
|||
16 |
«Импульс»- хореография старшая группа |
10 |
+ |
+ |
|||
17 |
«Подросток и закон»- правовое воспитание |
18 |
+ |
+ |
|||
18 |
«Думай о победе»- клуб любителей игры настольного тенниса |
21 |
+ |
+ |
|||
19 |
«Женсовет» – клуб для женщин |
7 |
+ |
+ |
|||
20 |
«Кому за 30» |
14 |
+ |
+ |
|||
21 |
«Наркостоп»- развитие здорового образа жизни |
24 |
+ |
+ |
|||
22 |
«Фокус»- клуб фотолюбителей |
8 |
+ |
+ |
|||
23 |
«Дубль» – клуб любителей киносеанса |
15 |
+ |
+ |
|||
24 |
«Даешь, молодежь» – территория хорошего настроения |
16 |
+ |
+ |
|||
25 |
«Интеллект+» – клуб любителей настольных игр |
10 |
+ |
+ |
|||
26 |
«Серебряная ниточка» – кому за 50 |
21 |
+ |
+ |
|||
27 |
«Свояк» – клуб любителей игры на бильярде |
18 |
+ |
+ |
|||
28 |
«Муравейник»-клуб игры и затеи |
18 |
+ |
+ |
|||
29 |
«Назад в будущее»-знакомство с творчеством великих деятелей культуры |
10 |
+ |
+ |
|||
30 |
«Юный друг природы»- клуб натуралистов |
12 |
+ |
+ |
|||
31 |
«Аэробика» |
13 |
+ |
+ |
|||
32 |
«Путь к красоте» |
10 |
+ |
+ |
|||
33 |
«Мелодия созвездий»- клуб любителей караоке |
15 |
+ |
+ |
|||
34 |
«Доброволец» – клуб волонтеров |
11 |
+ |
+ |
|||
35 |
«Мисоль»- клуб любителей караоке |
10 |
+ |
+ |
|||
36 |
«Время» – молодежный клуб-караоке |
15 |
+ |
+ |
|||
Итого: |
468 |
В случае смены руководителя формирования, названия или вида деятельности коллектива (формирования), прекращения работы формирования необходимо указать дату и причину изменения.
Участие клубных формирований в фестивалях и конкурсах различных уровней
Наименование клубного формирования |
«Лауреат областного, районного конкурса/фестиваля» (указать название мероприятия и место проведения) |
«Лауреат всероссийского конкурса/фестиваля» (указать название мероприятия и место проведения) |
«Лауреат международного конкурса/фестиваля» (указать название мероприятия и место проведения) |
Иное |
«Лира» – художественное слово |
II Международный многожанровый конкурс «Мечтай с Музыкантофф», г.Москва. Ляпина Ксения лауреат I степени |
|||
«Импульс»- танцевальный коллектив старшая группа |
Всероссийский конкурс «Цифровая педагогика.рф», Анастасия Повытченко, диплом победителя 2 место |
Международный образовательный портал «Солнечный свет» , всероссийский конкурс «Хореография», Диплом победитель 2 место Международный образовательный портал «Солнечный свет» , всероссийский конкурс «Хореография», Диплом победитель 1место |
||
«Созвучие»- дуэт эстрадных песен |
Всероссийский конкурс исполнительных искусств «За гранью таланта. Осень-2021», г.Москва. Дуэт «Мелодия» – эстрадный вокал лауреат III степени |
II Международный многожанровый конкурс «Мечтай с Музыкантофф», г.Москва. Дуэт «Мелодия» – эстрадный вокал лауреат II степени II Международный многожанровый конкурс «Мечтай с Музыкантофф» Филатов Виктор- авторская песня Лауреат 1 степени |
||
«Камертон» – сольное эстрадное пение |
Международный конкурс-фестиваль искусств «На Олимпе», г.Москва. Наталия Пинчук, лауреат I степени |
|||
«Коллекция идей»- творчество из природного и бросового материала |
Международный праздник «Пусть в душе зажжет огонь наша русская гармонь!» Мизамова Гульноза, диплом участника |
Сведения о коллективах, имеющих звание «Народный», «Заслуженный»
Название коллектива |
Вид жанра творчества |
Год присвоения звания |
Год последнего подтверждения звания |
Количество участников (чел.), возраст |
Ф.И.О руководителя, контактный телефон |
Коллективы, имеющие звание «Народный» |
|||||
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Раздел 9. Работа с детьми, подростками и молодёжью, семьями
- задача ЦКР заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга. Одной из актуальных проблем деятельности учреждения на пути решения данной задачи, является организация досуга детей и подростков. Дети – наше будущее. И от того, как мы заложим в их души доброту, понимание, чуткость, нравственные и патриотические основы, зависит будущее нашей страны. Именно поэтому, помимо развлекательных программ, в ЦКР проводятся для детей и подростков мероприятия, где в игровой форме детей учат добру, справедливости, чуткости. Тематические программы, проводимые в ЦКР, направлены на воспитание патриотизма и нравственности. Работа с детьми и подростками является приоритетным направлением деятельности клубных учреждений. Среди наиболее популярных форм мероприятий для детей конкурсно-игровые, театрализовано-игровые, спортивные, тренинги и мастер-классы, флэшмоб.
Летний отдых – это не просто прекращение учебной деятельности ребенка, это активная пора его отдыха обеспечение занятости школьников в период летних каникул. И мы ставим собой цель: создание условий для качественного отдыха и оздоровления детей и подростков, способствующей раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей. Приоритеты отдаются, патриотическому, спортивно-оздоровительному, нравственно-эстетическому направлению, творческому, досуговому.
В основном частыми посетителями учреждения культуры являются ребята школьного возраста. Но не остаются без внимания и воспитанники детского сада. Для ребят дошкольного возраста проводят познавательные, игровые, танцевальные программы. Всем известно, что 1 июня – День защиты детей и прекрасная пора – летние каникулы. В этот период в нашем районе проходит операция «Подросток». В связи с этим работники культуры провели целый цикл мероприятий различных жанров. Это были встречи, беседы, игровые и познавательные программы. Веселая музыка и задорные песни звучали на детской досуговой площадке в теплые, солнечные летние денечки.
Для организации досуга детей на базе Волчье-Александровского ЦКР работает 10 клубных формирований, участниками которых являются 123 человека. В отчетный период проведено 124 культурно-массовых мероприятий для данных категорий населения, которые посетили 3424 человека.
Культурно-массовая работа с детьми ведется в кластере с детским садом «Солнышко», Волчье-Александровской СОШ», и библиотечным филиалом
Одним из важных направлений работы учреждения культуры – работа с молодёжью целями и задачами, которой являются создание условий для активного участия молодежи в общественной и культурной жизни села; реализация социально значимых проектов для молодежи; профилактика «трудной» молодёжи как основа борьбы с преступностью и наркоманией; раскрытие творческого потенциала молодежи. Основная задача культурно-досугового учреждения села состоит в том, чтобы задействовать, как можно больше подростков и молодежи в творческой, воспитательной и познавательной работе ЦКР. В большей мере молодёжь Волчье-Александровского поселения привлекают такие формы развлекательного досуга как конкурсные программы, тематические вечера, культурно-массовые мероприятия, молодёжные фестивали, квесты, акции. Молодые люди, которые принимают участие в различных формах работы ЦКР, в большинстве своем удовлетворены качеством предоставленных услуг. Мероприятия, организуемые ЦКР, являются значимой частью досуга молодежи в Волчье-Александровском поселении.
Для молодежи в 2021 году было проведено 303 мероприятия, их посетили 15812 человек, это различные мероприятия: развлекательные и игровые программы, квесты, акции и тематические дискотеки. Для данной категории функционируют 16 клубных формирований с 207 участниками.
Работники Вочье-Александровского ЦКР в 2021 году провели большую, целенаправленную работу с семьями, основанную на тесном взаимодействии, творческом сотрудничестве и взаимопонимании. В своей работе учреждения культуры следуют определенным целям: через популяризацию комплекса семейных мероприятий, ориентации молодежи на формирование ответственности за рождение и воспитание детей, формирование мотивации на создание крепкой семьи и её ценности; организация культурного досуга. Так, в учреждения культуры приходят молодые семьи, семьи, перешагнувшие очередной юбилей супружеской жизни, многодетные и семьи. В течение года семьи приглашались в учреждения культуры на литературно-музыкальные композиции, развлекательные, конкурсно-игровые программы, танцевальные вечера, вечера отдыха, концерты, конкурсы рисунков, поделок, спортивные эстафеты и вечера семейного творчества. Работа по пропаганде семейных ценностей традиционно строится в рамках социокультурного кластера (совместно со специалистами учреждений образования, администрации поселения, библиотеки, священнослужителями русской православной церкви). Традиционным стало празднование Дня семьи, любви и верности. По традиции в День семьи, любви и верности чествовали пары с солидным семейным стажем. Мероприятия по организации семейного отдыха и общения позволяют членам семьи вместе и с пользой проводить свободное время. Родители имеют возможность посмотреть на своего ребенка в обстановке отличной от семейной, понаблюдать за его общением со сверстниками, открыть в нем новые таланты и способности. Дети усваивают образцы и нормы поведения. В совместной деятельности родители и дети учатся понимать друг друга, доверять друг другу, становиться настоящими партнерами.
В рамках патриотического воспитания
Организация работы по патриотическому воспитанию подростков и молодежи осуществляется в социальном партнерстве с администрацией сельского поселения, школой, советом ветеранов, специалистом по работе с молодежью, библиотечным филиалом. В результате работы по созданию условий для воспитания гражданственности и патриотизма, формированию духовных и нравственных ценностей, развитию общественной и социальной активности молодежи в ЦКР сформирована система военно-патриотической работы с молодежью. Совместно со школой, библиотекой проводится месячник военно-патриотической работы, мероприятия, посвященные памятным событиям и Дням воинской Славы, Дню Победы, в которых подростки и молодёжь принимает активное участие. Организуются уроки мужества: «Места боевой славы», «Дети войны», «Города – Герои», литературно – музыкальные композиции «И помнит мир спасенный», «Этих дней не смолкнет слава», акции: «Согреем сердца ветеранам», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк». В данном направлении были проведены тематические мероприятия, посвященные истории и символике нашего государства. Майские мероприятия были наполнены более серьезной тематикой и включили в себя целый цикл таких мероприятий, как встречи с ветеранами ВОВ и труда, посещения на дому, торжественные митинги у братских могил, концертные программы, конкурсы рисунков и стихов,
акция «Бессмертный полк», акция «Письмо неизвестному солдату», выставка детских рисунков «Моя Россия», онлайн-челенджи, онлайн-флешмобы, поздравление ветеранов на дому, акция «Свеча памяти» и др.
В рамках пропаганды здорового образа жизни и профилактики безнадзорности и правонарушений
Приоритетным направлением в работе с молодёжью является пропаганда здорового образа жизни. Для проведения совместных тематических мероприятий приглашаются сотрудники полиции, медицинские работники. Такие мероприятия формируют убеждения престижности здорового поведения и воспитание потребности в здоровом образе жизни, личностное стремление к занятиям спортом.
Было проведено 19 мероприятий. В общей сложности мероприятия посетили 204 человека. Организация работы по пропаганде здорового образа жизни и профилактики безнадзорности и правонарушений осуществляется в содружестве со специалистом по работе с молодежью.
Выявление и поддержка одаренных детей, талантливой молодежи.
В ходе работы, при проведении конкурсов и мероприятий, а также работы кружков, мы стараемся выявить талантливых участников самодеятельности и оказать им поддержку для дальнейшего развития их таланта. В этом году участие в конкурсах и фестивалях принимали онлайн.
Раздел 10. Работа с пожилым населением, людьми с ограниченными возможностями здоровья
Творческие работники Волчье-Александровского ЦКР проводят работу с людьми старшего поколения, основной целью является организация досуга, вовлечение их в культурную, творческую деятельность, благодаря чему пожилые люди могут вести интересную и полноценную жизнь. Надо отметить, что старшее поколение является одним из самых активных участников на всех культурно-досуговых мероприятиях. Для пожилых людей устраиваются концерты, посиделки, чаепития, встречи. Эти мероприятия становятся для них поводом собраться вместе. В течение 2021 года совместно с органами местной администрации, совета ветеранов, здравоохранения, велась массовая работа для людей старшего поколения.
В Волчье-Александровском ЦКР работает клуб «Кому за 50», с его участием проходят интересные мероприятия, на которых наши бабушки и дедушки танцуют, читают стихи, шутят, угощаются пирогами и вареньем, показывая всем свой неудержимый задор и молодость души. Целью подобных мероприятий, является создание для людей старшего поколения возможности общения, выявления новых талантов и поощрения их идей, мастерства и профессионализма, а также привлечения максимально возможного количества людей пенсионного возраста к участию в народном творчестве и проведении культурного досуга. 1 октября в ЦКР был проведен ряд мероприятий, посвященных Международному дню пожилого человека.
Особое внимание в 2021 году работниками учреждения уделялось людям с ограниченными возможностями здоровья. Были созданы условия для привлечения людей с ограниченными возможностями здоровья к творческой деятельности. Для них проходят мастер-классы, мероприятия посвященные теме здоровья и здорового образа жизни, посещают кружки и клубы по интересам, участвуют в концертах. Среди них устраиваются конкурсы, соревнования, встречи. Многие из них по настоящему талантливые люди. И, конечно же, все они – полноценные члены общества.
Раздел 11. Сохранение и развитие народной культуры
- возрождение и развитие традиционной народной культуры остаѐтся одним из важнейших направлений деятельности Волчье-Александровского ЦКР, который активно проводит на своей территории традиционные праздники, народные гуляния и вовлекают в их проведение жителей разных возрастов. Их главной задачей является поиск самобытных народных обрядов и традиций, сохранение народной культуры, поиск старинных песен, местного колорита и народного характера. В Волчье-Александровском ЦКР отмечаются традиционные православные праздники, имеющие глубокие духовные корни и воспитывающие любовь и уважение к своим истокам, традициям, культуре своего народа. Среди них – Рождество Христово, Светлое Христово Воскресение, Масленица, Вербное воскресенье, Красная горка, Покров Пресвятой Богородицы и другие. Из года в год работники культуры стараются внести в проведение данных мероприятий что-нибудь новое, интересное и неизвестное. Для этого продолжаются встречи со старожилами, где записываются народные песни, различные обрядовые моменты, игры и забавы. Фольклорных праздников и различных обрядов на территории проводится много, но в их череде есть особо любимые и популярные. Одним из таких является обряд колядования в ночь под Старый Новый год, когда взрослые и дети обращаются к истокам народных традиций и обычаев, разучивая колядки и облачаясь в яркие костюмы. В основном обряды колядования проводятся в сельской местности. Этот праздник привлекает внимание не только детей младшего возраста, молодѐжь, но и более старшее поколение. В следующем году работники ЦКР планируют провести фольклорные праздники «Летние Кузьминки» и «Зиновий-синичник». Кроме традиционных, здесь проводятся фольклорные программы в яблочный, медовый и ореховый Спасы, покровские и рождественские посиделки. Большое внимание уделяется проведению детских праздников, которые знакомят подрастающее поколение с культурой русского народа, его традициями и обрядами. В этом году прошли фольклорные познавательные программы «Рождественские посиделки», «У летних ворот – игровой хоровод», «Яблоневый спас приглашает в гости нас», «Осенины» и другие. О том, что хранили в сундуках бабушки, рассказала познавательная программа «Тайны волшебного сундучка». Хозяйка горницы позволили ребятам не только заглянуть в старинный сундук, но и исследовать все находящиеся там вещи. В игровой форме ребята узнали, как в старину девушки сами шили себе приданное и что означали узоры на рубашках. Медовый спас отмечен фольклорной программой «Медовый спас – угости медком нас». В начале программы ведущая рассказала о существовании и значении этого праздника. Как оказалось, предки очень хорошо знали толк в мѐде, а пчеловодство на Руси очень любили и ценили цари. У пчеловодства были святые покровители – Зосий и Савватей. Далее прошла викторина «Вкусный медок», где все вопросы были связаны с пчеловодством. Праздник закончился чаепитием с душистым мѐдом. Фольклорные праздники давно и надолго вошли в деятельность ЦКР.
Раздел 12. Работы учреждения с информационными ресурсами
Для освещения работы учреждения в социальной сети в 2021 году работает сайт учреждения, группы «ВК», «Одноклассники», «Ютуб», «Фейсбук», «Инстаграмм», в которых насчитывается 2054 подписчиков. Здесь можно посмотреть фото, видео мероприятий. Реклама предстоящих мероприятий и интересные прошедшие события публикуется в газете Волчье-Александровского сельского поселения, периодичность которой 1 раз в месяц, на рекламном щите у входа в ЦКР, и досках объявлений на территории поселения и других поселений и учреждений.
Раздел 13. Инновации в работе учреждения
Проведение мероприятий по «Пушкинской карте»
Внедрение новых форм работы с молодежью.
Участие в конкурсах на соискание грантов государственных и негосударственных организаций и фондов.
Участие в курсах повышения квалификации и областных обучающих мероприятиях.
Раздел 14. Грантовая деятельность
1. Академия «НеЧайный Чай» – фонд президентских грантов
запрашиваемая сумма 1907385,00 руб.бюджет 2147138,00 руб.
2. «Караоке КРАШ» – развитие караоке-движения на территории сельского поселения – муниципальный грант 100тыс. руб.
Раздел 15. Проектная деятельность
Проектный менеджмент, сравнительно недавно войдя в нашу жизнь, прочно укрепился в ней и стал олицетворением эффективного успеха развития культурно-досугового учреждения.
№ п/п |
Наименование проекта, программы |
Срок реализации |
Автор, составитель |
Краткое описание |
Результаты |
1. |
«Вперед» – развитие альтернативных досуговых форм для молодежи на базе Волчье-Александровского ЦКР |
10.09.2020-30.12.2021 |
Буцаева Л.В., директор ЦКР |
Привлечено не менее 300 жителей из числа молодёжи Волчье-Александровского, Тишанского, Борисовского и Шидловского поселений к деятельности творческих объединений по моделированию, пошиву и демонстрации одежды |
Успешно реализован |
Раздел 16. Развитие платных услуг в учреждении
Получено финансовых средств от платных услуг – 60тыс.рублей.
Раздел 17. Выводы. Итоги. Предложения
Результаты изучения показывают, что на сегодняшний день, в целом, жители удовлетворены работой ЦКР. Они считают, что ЦКР делает жизнь разнообразнее и интереснее, и именно в нём можно с пользой провести свободное время, отдохнуть от житейских забот, посетив досуговое мероприятие.
Раздел 18. Приложения
Приложение к приказу управления культуры области
от 03.12.2021 г.
№ 457
Таблица № 13
Рейтинговые показатели деятельности культурно-досугового учреждения, расположенного в населенном пункте с числом жителей от 1000 человек и выше
Критерии |
Показатель |
Методика расчета |
Представляемые документы в БГЦНТ |
|||
|
Мероприятия |
1.1. |
Выполнение показателей национального проекта «Культура» по отношению к предыдущему отчетному периоду (2019 г.): – рост числа посетителей культурно-досуговых учреждений; |
У = (Птек / Ппред*100) – 100, где |
У=(21626/18754*100)-100=15% |
|
У – увеличение численности участников культурно-массовых мероприятий; |
||||||
Птек – количество участников (посетителей) культурно-массовых мероприятий за отчетный |
||||||
период, чел.; |
||||||
Ппред – количество участников (посетителей) в предыдущий отчетный период (2019 г.), чел. |
||||||
Пример:(3387/3316*100)-100=2% |
||||||
1.2. |
Посещаемость мероприятий, проводимых культурно-досуговыми учреждениями на платной основе по отношению к предыдущему отчетному периоду (2019 г.): -рост числа посетителей культурно-массовых мероприятий, проводимых на платной основе |
Упл = (Птек / Ппред*100) – 100, где |
Упл=(6518/6120*100)-100=7% Скан подписанного Свода годовых сведений об учреждениях культурно-досугового типа |
|||
Упл – увеличение числа посетителей культурно-массовых мероприятий, проводимых на платной основе; |
||||||
Птек.пл. – количество участников (посетителей) культурно-массовых мероприятий, проводимых на платной основе, за отчетный |
||||||
период, чел.; |
||||||
Ппред.пл. – количество участников (посетителей) культурно-массовых мероприятий, проводимых на платной основе, в предыдущий отчетный период (2019 г.), чел. |
||||||
1.3. |
Число мероприятий, проводимых учреждением, на одного сотрудника из числа основного персонала |
Моп = М / ОП , где: |
Моп=561/4=140 |
|||
Моп – число мероприятий на 1 сотрудника из числа основного персонала; |
||||||
М – общее количество мероприятий; |
||||||
ОП – число сотрудников, относящихся к основному персоналу. |
||||||
1.4. |
Средняя посещаемость мероприятий, проводимых учреждением |
Источник: Форма 7-НК. Показатель рассчитывается на 100 человек |
Пср=21626/561/100=0,39 |
|||
Пср = ЧП / КМ /100, где: |
||||||
Пср – средняя посещаемость мероприятий; |
||||||
ЧП – число посещений мероприятий в отчетном периоде; |
||||||
КМ – количество мероприятий в отчетном периоде. |
||||||
1.6. |
Участие (коллективов, мастеров, солистов) в мероприятиях (смотры, конкурсы, фестивали и т.д.) за пределами Белгородской области, учредителем которых выступают органы исполнительной власти, учреждения культуры соответствующего субъекта и Белгородской области, в фестивалях, учредителями которых выступают другие ведомства |
Источник данных: копии дипломов об участии, где есть информация об учредителе мероприятия |
1.Сертификат участника детско-юношеской патриотической акции «Рисуем Победу-2021», посвященной славному ратному и гражданскому подвигу поколения победителей. Кириенко Анастасия. 2.Сертификат участника детско-юношеской патриотической акции «Рисуем Победу-2021», посвященной славному ратному и гражданскому подвигу поколения победителей. Буцаева Анастасия. 3.Сертификат участника детско-юношеской патриотической акции «Рисуем Победу-2021», посвященной славному ратному и гражданскому подвигу поколения победителей. Агалиев Руслан. 4.Сертификат участника детско-юношеской патриотической акции «Рисуем Победу-2021», посвященной славному ратному и гражданскому подвигу поколения победителей. Агалиев Абдул. 5. Музыкантофф Благодарственное письмо за участие в Марафоне талантов ко Дню народного Единства «Культурные ценности и традиции» Кириенко Анастасия, руководитель Ракитянская А.И. 6. Музыкантофф Благодарственное письмо за участие в Марафоне талантов ко Дню народного Единства «Культурные ценности и традиции» Повытченко Мария, руководитель Ракитянская А.И. 7. Музыкантофф за участие в Марафоне талантов ко Дню народного Единства «Культурные ценности и традиции» Никуличева Любовь, руководитель Кириенко С.С. 8. Музыкантофф за участие в Марафоне талантов ко Дню народного Единства «Культурные ценности и традиции» Дежпапаридзе Динара, руководитель Буцаева Л.В. 9.Диплом участнику образовательной программы при поддержке Фонда Президентских грантов «Вперед к цели» Буцаева Л.В. 4 лучших проекта в группе от федеральных экспертов, проект «Нечайный чай» 10. Международный конкурс-фестиваль искусств «На Олимпе» Благодарность Кириенко С.С. 11. Международный конкурс-фестиваль искусств «На Олимпе» Диплом лауреата Iстепени Пинчук Наталия, вокальное искусство, руководитель Кириенко С.С. 12. Диплом участника международного праздника «Пусть в душе зажжет огонь наша русская гармонь» Мизамова Г.Ш. 13.Международный образовательный портал «Солнечный свет» Диплом победителя 2 место танцевальный коллектив «Импульс» во Всероссийском конкурсе «Хореография» 14.Марафон «Золотая осень» Воронежской области Благодарность за участие Повытченко Мария, руководитель Ракитянская А.И. 15.Всероссийский конкурс «Цифоровая педагогика.рф» Диплом победителя 2 место Повытченко А.П. в блиц-олимпиаде «Методика постановки танцевального номера» 16. IV Всероссийский конкурс “За гранью таланта” Осень – 2021 дуэт «Мелодия» – эстрадный вокал Лауреаты 3 степени 17. II Международный многожанровый конкурс «Мечтай с Музыкантофф» дуэт «Мелодия» – эстрадный вокал Лауреаты 2 степени 18.II Международный многожанровый конкурс «Мечтай с Музыкантофф» Ляпина Ксения- худ.слово Лауреат 1 степени 19.Международный образовательный портал «Солнечный свет» Диплом победителя 1 место танцевальный коллектив «Импульс» во Всероссийском конкурсе «Хореография» 20. II Международный многожанровый конкурс «Мечтай с Музыкантофф» Филатов Виктор- авторская песня Лауреат 1 степени |
|||
Важно: учет идет по количеству коллективов. |
||||||
Если на мероприятие выезжали 2 коллектива и 4 мастера, то в данный показатель заносится 6. Дипломы коллективов в разных номинациях не суммируются. |
||||||
|
2.1. |
Средняя наполняемость клубных формирований |
Источник данных: бланк статистического отчета по форме № 7-НК |
СНКФ=468/36=13 |
||
Формула для расчетов: |
||||||
СНКФ = ЧУКФ/ЧКФ, где |
||||||
ЧУКФ – число участников клубных формирований; |
||||||
ЧКФ – число клубных формирований; |
||||||
СНКФ – средняя наполняемость клубных формирований. |
||||||
2.2. |
Жанровое развитие клубных формирований самодеятельного народного творчества |
6 |
||||
Источник данных: информационный отчет, список клубных формирований |
||||||
За каждый жанр – 1 балл. |
||||||
Вокально-хоровое исполнительство: |
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
Хореография: |
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
Театр: |
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
Музыкальное творчество: |
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
Декоративно-прикладное творчество. |
||||||
Изобразительное искусство. |
||||||
Кино-, фототворчество. |
||||||
2.3. |
Процент клубных формирований со званием «Народный/ Образцовый» от общего числа клубных формирований |
Источник данных: свод годовых сведений об учреждениях культурно-досугового типа системы Министерства культуры Российской Федерации за отчётный и прошедший годы. |
Свод годовых сведений об учреждениях культурно-досугового типа |
|||
Формула для расчетов: |
||||||
% КФЗ =ЧФЗ*100%/ОЧФ, где |
||||||
% КФЗ – % клубных формирований со званием «Народный/ Образцовый» от общего числа клубных формирований; |
||||||
ЧФЗ – число клубных формирований со званием «Народный/ Образцовый»; |
||||||
ОЧФ – число клубных формирований. |
||||||
2.4. |
Количество новых клубных формирований со званием «Народный/ Образцовый», созданных в отчетном периоде |
Источник данных: свод годовых сведений об учреждениях культурно-досугового типа системы Министерства культуры Российской Федерации за отчётный и прошедший годы. |
||||
|
Информационная активность |
3.1. |
Количество посетителей сайта учреждения |
Источник данных: скриншот данных метрик сайта, доступ к метрике сайта должен быть открыт для пользователя metodbgcnt@yandex.ru. |
Скриншот данных метрик сайта |
|
Ркпс = Кпс / 1000, где: |
||||||
Ркпс – рейтинговый показатель по количеству посетителей сайта; |
||||||
Кпс – количество посетителей сайта |
||||||
3.2. |
Количество представленных в отдел пресс-службы и медиапроектов Белгородского государственного центра народного творчества новостных и информационных материалов |
Важно: данные заполняются сотрудниками ГБУК «БГЦНТ» |
– |
|||
3.3. |
Количество онлайн-трансляций на портале «Культура.РФ». |
Заполненная электронная форма |
||||
Ркот = Кот / 10000, где: |
||||||
Ркот – рейтинговый показатель по количеству онлайн-трансляций; |
||||||
Кпс – количество онлайн-трансляций |
||||||
|
Проектная деятельность |
4.1. |
Соотношение количества выигравших заявок, поданных в различные фонды на получение дополнительных финансовых средств, к общему числу поданных заявок в отчетном периоде |
ДВЗ = Квз / Кпз * 100%, где: |
ДВЗ=1/2*100=50 Годовой отчет методической службы, заверенный руководителем учреждения, согласованный с руководителем |
|
ДВЗ – доля заявок, получивших финансирование, %; |
||||||
Квз – количество выигравших заявок; |
||||||
Кпз – общее количество заявок, поданных в отчетном периоде |
||||||
4.2. |
Количество реализованных бережливых проектов культурно-досуговых учреждений |
Один реализованный проект приравнивается к 10 баллам. |
Кейсы по итогам реализации бережливых проектов |
|||
Важно: данные заполняются сотрудниками ГБУК «БГЦНТ» |
||||||
5. |
Прочее |
5.1. |
Показатель по росту доходов от приносящей доход деятельности |
Источник данных: форма № 7-НК |
– |
|
Д = (Доп/Дпп*100) – 100, где: |
||||||
Д – изменение доходов, %; |
||||||
Доп – сумма доходов в отчетном периоде; |
||||||
Дпп – сумма доходов в предыдущем периоде (2019 г.). |
||||||
5.2. |
Участие в программе «Доступная среда» |
Количество единиц спецоборудования для лиц с ОВЗ (бегущая строка, тифлокомментирование), по 10 баллов за каждую единицу оборудования |
60 |
|||
5.3. |
Участие в «Пушкинской карте» |
Участие в программе оценивается в 250 баллов |
250 |
|||
5.2. |
Наличие обоснованных жалоб и нареканий по работе учреждения |
Количество подтвержденных жалоб представляется в ед. на основании обращений, зарегистрированных в системе документооборота «Мотив». Одна обоснованная жалоба приравнивается к -100 баллам |
– |
1 класс
Классный час: Год культуры в России.
Цель: дать детям представление о культуре на примере сказок, песен, танцев (народная культура). Познакомить с юбилейным праздником «года культуры».
Задачи:
1) развитие речи, мышления, воображения; умения отвечать на вопросы;
2) воспитание любви к сказкам;
3) формирование читательского интереса.
Ход.
Орг. Момент
Культура, определение понятия.
Работа со сказками.
Музыка
мультфильмы.
Значимая дата.
Работа с листочками.
Викторина.
Анализ: Ребята были очень активны на классном часу, они раскрыли для себя более подробно понятие культура, для кого-то это слово было совсем новым. Учащиеся на классном часу вспомнили сказки, мультфильмы, музыку русской культуры. Всем было очень весело и интересно.
2 класс
Форма: Урок музыки.
Тема: Танцы…….танцы…….танцы…….
Цель: познакомить учащихся с различными видами танцевальной музыки русских композиторов С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского.
Участвовало 11 человек.
В начале урока учащиеся из презентаций узнали о жизни и творчестве великих русских композиторов: Чайковского и Прокофьева. Затем на уроке ребятам были представлены различные композиции музыкантов. Это были маршевые композиции, польки, вальсы. Очень понравился ребятам «Вальс цветов» Чайковского. После прослушивания композиций двух музыкантов, дети проанализировали произведения, нашли общее и различия в них. После этого им были предложены для прослушивания народные музыкальные произведения. Это были русская кадриль, украинская полька, финская и немецкая польки. Посмотрели картинки с изображением основных движений этих танцев. Затем ребята сравнили эти мелодии и пришли к выводу, что у всех полек есть одно общее качество – все они очень задорные, так и хочется под них сплясать.
В завершении урока вместе с ребятами придумали несколько движений и разучили их. Потом под музыку их станцевали
3 класс.
В классе была проведена сценка – викторина о русских традициях «Где тепло, там и добро». В классе присутствовали – 12 человек.
Цель мероприятия: знакомство детей с народными традициями и обрядами, с понятием «русская печка – семьи кормилица»
В ходе мероприятия хотелось детям дать понять, какую роль в жизни простого крестьянина играла русская печка. В этом помогли герои представления: Василиса Премудрая, домовой, кот Мурлыка. Ребята сами участвовали в представлении.
Домовой предлагал ребятам угадывать загадки, поучаствовать в веселых конкурсах.
Благодаря коту Мурлыке, ребята заучили сказки-небылицы и познакомились со старинной сказкой про то, как жадный поп работницу нанимал.
Ребята с удовольствием посидели возле русской печки (макет) – символа домашнего тепла и уюта.
В конце мероприятия дети попили чай из русского самовара с блинами и бубликами.
4 класс.
Тема: «Лермонтовские дни»
Цель: познакомить с жизнью и творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова, проявлять интерес к чтению поэтических текстов, понимать и ценить красоту поэзии.
Форма организации урока: выставка книг, беседа, сообщения.
Текстовая часть отчёта: учащимся было дано задание подготовить сообщения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтове. Большинство ребят подготовили сообщение о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтове. Рассмотрели портрет, фотографии, рисунки М.Ю. Лермонтова, читали статью о роли Кавказа в судьбе поэта, читали стихотворения. Ребята узнали, что в этом году отмечают двухсотлетие со дня рождения поэта. Дети с интересом слушали и принимали активное участие в беседе. Узнали много интересного.
5 класс.
Тема : Литературная гостиная на страницах «Нашей газеты» Шербакульского района Омской области
Цель: — Познакомить учащихся с литературной гостиной «Нашей газеты»
-Познакомиться со стихами и творчеством наших земляков, на примере поэта Виктора Шефера.
-Развивать чувство патриотизма за людей, живущих на Шербакульской земле.
— Воспитать патриотов своей Родины.
Форма организационного урока: беседа
Текстовая часть отчета:
Вступительное слово учителя. Краткая характеристика темы «Год литературы». Повторение жанров литературы.
Знакомство с газетой Шербакульского района Омской Области. Чтение и анализ стихотворений нашего земляка Виктора Шефера, который родился и вырос в селе Таловское. Название стихотворений: «Печка», «Зимняя тишина», «Кошка», «Радуга – дуга» и т.д. 18 июля 2013 года в славянском СДК состоялся творческий вечер: «Приходите в мой дом». Впервые с его поэзией можно было познакомиться в краеведческом историко — этническом альманахе «Живем в согласии на родной земле». Этот поэт живет под девизом «Мне милей Россия, русская простая красота».
Подведение итогов: Роль литературы в жизни каждого человека. Передача глубинных образов с помощью богатого русского языка. Необходимость знать и узнавать окружающих нас людей, чтобы гордиться своими земляками. А для этого литературным источником может быть «Наша Газета».
6 класс.
Мероприятие проходило в форме интеллектуальной игры « Своя игра».
Цель мероприятия:
1.Содействовать повышению культурного уровня учеников и нравственно-эстетического климата в коллективе.
2.Стимулировать у школьников чувства прекрасного.
3.Развивать творческие способности.
4.Учить детей быстро ориентироваться в ситуациях.
5.Воспитывать в детях чувство ответственности, дружбы.
«Своя игра» проводилась между тремя командами, на которые был поделен класс. В игре принимали все учащиеся.
Игра содержала темы: литература, история, музыка, кино, сказка, великие люди искусства. Каждая тема предполагала пять вопросов. Оценивались вопросы от 10 до 50 баллов. Каждая команда выбирала самостоятельно уровень вопроса. Если ответ был не верный, то другим командам давалась возможность ответить на не раскрытый вопрос. Таким образом, практически все вопросы нашли свой ответ. В ходе игры встречались вопросы «Кот в мешке» с переходом хода и «Своя игра». В итоге первая команда набрала 190 баллов, вторая команда 380 баллов , став победителем, третья команда набрала 250 баллов. Наиболее активными игроками были: Полковничев Олег, Жармухамбетов Султан, Жанзакова Марал, Савостьянова Дарья, Жансаков Ержан.
Ребята в процессе игры проявляли интерес, внимание, активность, мышление, интеллектуальные и эмоциональные способности. Игра помогла развитию сообразительности и быстроты реакции у детей.
Наблюдалось соперничество между командами, что помогало внутрекомандной
сплоченности. По большому счету любая игра способствует заинтересованности и значимости поставленных задач, объединение игроков в единое творческое пространство.
7 класс
Тема урока: «2014 год — Год культуры в Российской Федерации. Проблемы малых
городов и сельских поселений, сохранения и развития нематериального
культурного наследия, народных промыслов, библиотек, развития туризма».
Форма урока: урок-презентация.
Цель урока: ознакомление обучающихся с
вопросами и проблемами развития и сохранения нематериального
культурного наследия в Российской Федерации.
Задачи урока:
1. Закрепить ранее приобретенные знания о российской культуре;
2. Дать знания обучающимся о культурной среде,
культурном наследии, нематериальной культуре, проблемах сохранения
культурного наследия в малых городах и сельских поселениях;
3. Воспитывать патриотизм, бережное отношение к нематериальному культурному наследию.
В наше время очень часто проводится опросы, и вопросы о нашей культуре многие дети даже не понимают, что это такое в связи с этим был проведен этот урок в сопровождение с презентацией. Дети остались все очень довольны и теперь понимают, что нужно сохранять то, что есть в селе.
8 класс.
Тема: «От Кирилла и Мефодия до Сергея Лихачёва»
Цель мероприятия:
• познакомить учащихся с особенностями появления русского языка на примере жизни и деятельности великих словесников: Кирилла и Мефодия, Сергия Радонежского, Епифания Премудрого, Феофана Прокоповича и др.
• показать влияние творчества великих русских писателей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова на развитие мировой культуры;
• изучить хронологию развития языка, как средства межнационального общения;
• воспитывать неравнодушное патриотическое отношение к русской культуре, воспетое в творчестве Д. С. Лихачёва.
Форма проведения: круглый стол
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое Кириллица?
2. Чем знаменит великий Молитвенник и Печальник земли Русской – Сергий Радонежский?
3. Как связаны имена Епифания Премудрого и Феофана Грека?
4. Какую роль в деятельности Петра Великого выполнял Феофан Прокопович?
5. Чем знаменит митрополит Илларион и митрополит Макарий?
6. Как творчество великих русских писателей оказало влияние на развитие русского языка?
7. Какую роль отводил учёный-литературовед Дмитрий Сергеевич Лихачёв русскому языку?
Дети были распределены по группам для подготовки нужной информации к мероприятию. На каждый вопрос информацию готовили два человека. Узнали много нового и интересного.
Рефлексия: написать эссе на тему «Русский язык – мой мудрый учитель»
Лучшими работами оказались эссе Вагнера Максима, Фомниди Антония, Искакова Рахата.
9 класс
Тема.«Край родной». Цель классного часа: познакомить учащихся с достопримечательностями села.
Форма организации урока – беседа.
Урок по данной теме прошёл в форме беседы. Беседа началась со стихотворения о родном селе. Ребята познакомятся с историей возникновения памятников и обелисков села. Назовут любимые уголки родного села.
10 класс
Тема: Шедевры русской живописи, собранные П.М.Третьяковым.
Цель: учить ребят видеть и понимать прекрасное.
Форма проведения: час искусства. Игра-викторина.
Анализ. Данное мероприятие состояло из нескольких этапов.
1.Знакомство с историей Третьяковской галереи.
2. Игра – викторина. В игре участвуют две команды.
• Первый тур. Подпиши картину. Команды получают таблички с названиями картин и именами авторов. Командам нужно прикрепить таблички рядом с картинами на свои места. Таблички выдаются не ко всем картинам.
• Второй тур. Портрет писателя. Ребята должны узнать портрет писателя. Это лучшая работа Перова в портретном жанре.
• Третий тур. Чудное мгновенье. По отрывку стихотворения поэта Якова Полонского, узнать, кому посвящены строки.
• Четвертый тур. Грозные силы природы.
• Пятый тур. Народная драма.
• Шестой тур. Обращение к евангельским сюжетам.
• Седьмой тур. Музыка пейзажа. Названия картин зарыты. Каждая команда получает три таблички с названием картин и три таблички с фамилиями художников. Командам зачитывается описание картин, игроки должны правильно расставить все таблички.
Подведение итогов игры-викторины. Игра прошла очень интересно, ребята показали неплохое знание живописи. Многое узнали о картинах и художниках, пополнили свои знания.
11 класс
Тема : «Роберт Рождественский – страницы жизни».
Присутствовало шесть учащихся. Мероприятие проводилось совместно с сельской библиотекой, которая является филиалом районной библиотеки имени Р. Рождественского. На классном часе учащиеся познакомились более подробно с биографией поэта. С его творчеством о нашем Шербакульском районе. Прослушали написанные строки о революции, войне и Родине, что на многие стихи поэта была написана музыка. Узнали о том, что районная библиотека гордо носит имя поэта.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 189 «Солнышко»
Доклад
«Приобщение детей дошкольного возраста
к культурно-историческому наследию»
(в рамках районной методической недели)
Приготовила: Веселкова Г.А.
старший воспитатель
высшая квалификационная категория
2022г.
Свое выступление я бы хотела начать со слов детского писателя Сергея Михалкова: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
2022 год Указом Президента РФ объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Мы живем в сложное и интересное время, когда на многое начинаешь смотреть по-иному, многое заново открываешь или переоцениваешь, появляется возможность экспериментировать, накапливать опыт. Жизнь показывает, что используемые формы обучения на основе истории дают детям более глубокие знания о России, своей малой Родине, традициях, окружающей действительности.
Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, создавшими яркие творения в разных, порой, самобытных видах искусств.
От матери к дочери, от отца к сыну передавалось мастерство.
Всем сердцем любя свою родную сторонку, люди воспевали в песнях и сказках ее красоту и умели ее творить.
И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции, будут ли наши дети чувствовать сострадание и уважение к ближнему.
Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции.
Мы на многое начинаем смотреть по – иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. “Без прошлого нет будущего”- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: “Ты мира не узнаешь, не зная края своего”.
Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, так как сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой.
Все детсадовское сообщество (дети, законные представители, сотрудники) на протяжении многих лет реализуют приоритетное направление художественно-эстетическое развитие, через культурно-историческое наследие, что нашло свое отражение в образовательной программе дошкольного образовательного учреждения.
Начиная с 2016 года и по сегодняшний день, в ДОУ проходят недели «Силы русского духа». Проводятся они в последнюю неделю марта. Ни одна из них не повторилась, каждая индивидуальная, самобытная и красочная. Каждый день недели несет свое значение, будь то знакомство со сказкой, с историей образования матрешек, происхождения сказочных птиц, история декоративно-прикладного искусства, возникновение различных росписей их происхождение и региональная расположенность. Воспитанники знакомятся с фольклором, с произведениями художников и писателей, с народными промыслами. Изучают и стараются повторить то, что могли делать наши бабушки и дедушки привнося что то свое неповторимое и современное. Родители (законные представители), воспитанники ДОУ и педагоги все принимают участие в этих неделях. Большое значение по приобщению детей к традициям и народной культуре отводится родителям. Они являются участниками пополнения развивающей среды детского сада изделиями народных промыслов и экспонатами в музей, проявляют интерес к образовательному процессу, принимают непосредственное участие в разнообразных мероприятиях. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствуют единению педагогов и родителей в работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Итогом недели «Силы русского духа» является фестиваль, на котором воспитанники с педагогами презентуют свои работы, будь то «Сказочные птицы» в фестивале «Птичий переполох», матрешки, выполненные в разных техниках в фестивале-презентации «Матрешка – символ России», театрализованные постановки в фестивале «Сказка ложь, да в ней намек», разнообразные шкатулки в фестивале детского творчества «Музыкальная шкатулка», презентация сундуков в фестивале «Заветы доброй старины».
Таким образом, данная система работы позволила сформировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа.
Благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно соприкоснуться с культурой русского народа, эмоционально окрасила работу по приобщению дошкольников к истокам русской национальной культуры.
Тогда в будущем наши воспитанники сумеют сохранить и приумножить культурные ценности своей Родины. При таком подходе к работе, возможно добиться у детей тех черт характера, которые присущи русскому человеку: широты души, личности, любви к родному краю, а это и является важнейшей задачей воспитания подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста.