Как составить отчетность при банкротстве

24 Красноярский край

Дата публикации: 21.05.2012

«О представлении бухгалтерской и налоговой отчетности юридическим лицом, признанным арбитражным судом банкротом»

Дата документа: 21.05.2012

Вид документа: Письмо
Принявший орган: УФНС России по Красноярскому Краю

Номер: 2.8-06/1/07486

Юридические лица исполняют обязанности налогоплательщика вплоть до момента своей ликвидации. Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности организаций регулируется Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 129-ФЗ), Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, и ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации”, утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н.

При этом согласно п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ только организации, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, ограничиваясь лишь учетом основных средств и нематериальных активов.

Каких-либо исключений для юридических лиц, признанных арбитражным судом банкротом, по исполнению обязанности представлять бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации законодательством не установлено. На обязательность непрерывного ведения бухгалтерского учета организацией с момента ее регистрации до реорганизации или ликвидации указано в пункте 3 статьи 8 Закона N 129-ФЗ. При этом согласно пункта 3 статьи 1 Закона N 129-ФЗ одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника.

Пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве предусмотрено, что при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. Права и обязанности конкурсного управляющего регламентированы статьей 129 Закона о банкротстве.

В силу пункта 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника – унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве предусмотрены обязанности конкурсного управляющего, в соответствии с которым конкурсный управляющий обязан: принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества; привлечь оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства; предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику; вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов; исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.
Следовательно, в соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона N 129-ФЗ и с учетом понятия термина “руководитель организации”, данного в статье 2 этого Закона, с момента открытия конкурсного производства бухгалтерская отчетность организации подписывается конкурсным управляющим (лицом, исполняющим его обязанности) и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 129-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета несет лицо, ответственное за ведение дел организации.
Кроме того, обязанность организаций представлять бухгалтерскую отчетность (в том числе и годовую) в налоговые органы зафиксирована Налоговым кодексом РФ (пп. 4 п. 1 ст. 23).
За нарушение сроков представления отчетности или ее непредставление организация может быть оштрафована на 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Помимо этого за непредставление бухгалтерской отчетности или отказ от ее представления в государственные контролирующие органы предусмотрена административная ответственность. Статьей 15.6 КоАП РФ за такие нарушения на должностных лиц организации налагается штраф в размере от трех до пяти МРОТ.

Организации, на которых в соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы, по истечении налогового периода должны представить в налоговый орган по месту своего нахождения налоговую отчетность.
В состав налоговой отчетности включаются декларации и расчеты по налогам, по которым организация является плательщиком.
В соответствии со ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Сроки представления налоговых деклараций по разным налогам различны. Они устанавливаются Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в зависимости от вида налога или сбора.
За нарушение сроков представления отчетности или ее непредставление организация может быть привлечена к налоговой ответственности в рамках ст. 119 НК РФ.

Подробности
Опубликовано: 10.01.2021 10:25
Автор: Степанова Галина Ананьевна
Просмотров: 16429

Корпоративные информационные системы и учетная политика организации при применении автоматизированной формы ведения учета

Аннотация: в статье раскрыт порядок ведения в РФ процедуры банкротства юридического лица, дана характеристика его видов и этапов процедуры в соответствии с ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)». Подробно изложен порядок проведения конкурсного производства и порядок ведения бухгалтерского учета с указанием примеров бухгалтерских проводок по основным вопросам учета операций конкурсного производства.
СкачатьPDF (статья), PDF (выпуск №13).
Ключевые слова: банкротство юридического лица, процедура банкротства юридических лиц, банкротство фирм, виды банкротства предприятия, банкротство предприятия, ликвидационный баланс при банкротстве, форма ликвидационного баланса, промежуточный ликвидационный баланс, завершение конкурсного производства, как составить ликвидационный баланс.

1. Банкротство юридического лица: виды и этапы процедуры банкротства

Банкротство юридического лица – это неспособность предприятия в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей. Вопросы банкротства в РФ регулируются Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», изменениями и дополнениями к нему. Банкротство – крайняя мера, когда владелец компании не справился с управлением и компания не в состоянии расплатиться по своим обязательствам. Процедура банкротства предполагает обращение всех имеющихся средств у предприятия на погашение долгов кредиторам. Но не всегда она заканчивается  погашением всех обязательств должника в полном объеме.

1.1. Признаки банкротства

Признаки банкротства юридических лиц перечислены в законе «О банкротстве». ФЗ-127 ст.3 «Признаки банкротства юридического лица». Признаки неплатежеспособности юридического лица:

  • общая задолженность кредиторам превышает 300 тыс. руб.;
  • обязательства по налогам и обязательным неналоговым платежам, кредиторам не исполняются более трех месяцев; 
  • наличие задолженности перед персоналом по оплате труда и другим обязательным выплатам;
  • признаки банкротства просматриваются в финансовых документах организации. Согласно данным бухгалтерского учета по показателям, отраженным в бухгалтерских регистрах, прослеживается негативная динамика:
    • растет долг перед персоналом по оплате труда;
    • растет размер кредиторской задолженности; 
    • возникла просрочка по уплате налогов и обязательных платежей;
    • уменьшается объем высоколиквидных активов предприятия и др.

Обязательное требование для инициирования процедуры банкротства предприятия – наличие признаков его неплатежеспособности. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (ФЗ-127 ст.3 «Признаки банкротства юридического лица»). Признать юридическое лицо банкротом может только арбитражный суд, которому дано право принимать подобные решения. Стороной, инициирующей процедуру банкротства предприятия, может быть как сам должник, так и его кредиторы:

  • руководитель и/или учредители юридического лица;
  • государственные органы, в том числе ФНС;
  • банки, лизинговые компании;
  • контрагенты компании (кредиторы);
  • работники и сотрудники предприятия и др.

1.2. Виды банкротства юридического лица

Банкротство юридических лиц (предприятий, организаций, компаний) может быть [2]: 

  • Реальное банкротство – неспособность компании исполнять свои обязательства по оплате или возврате средств кредиторам, по выплате зарплаты сотрудникам, по уплате налогов и другие, т.е. наличие признаков неплатежеспособности.
  • Техническое банкротство – применяется в той ситуации, когда состояние неплатежеспособности юридического лица возникает в результате значительного объема просрочки его дебиторской задолженности. Но при этом сумма активов предприятия заметно выше его финансовых обязательств, а кредиторская задолженность существенно меньше, чем дебиторская. Иными словами, когда сумма долговых обязательств существенно превышает доходы и имеющиеся у организации средства, но возможность исполнять долговые обязательства сохраняется. В этом случае организация и проведение антикризисного управления в течение определенного времени и процедур финансового оздоровления/санирования может помочь предприятию не войти в состояние реального банкротства юридического лица.
  • Преднамеренное банкротство, то есть совершение действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб. Преднамеренное банкротство – уголовно-наказуемое деяние ст.196 УК РФ.

Ликвидация предприятия не единственная цель инициирования процедуры банкротства. В ходе судебного рассмотрения разрабатываются и осуществляются мероприятия по восстановлению платежеспособности должника, а также выявляются признаки фиктивного либо преднамеренного банкротства.

1.3. Виды и этапы процедуры банкротства

Процедура банкротства юридических лиц при наличии признаков неплатежеспособности предприятия предусмотрена российским законодательством в виде стандартной и упрощенной процедур ее проведения. Виды и этапы процедуры банкротства юридического лица приведены в таблице 1. 

Табл. 1. Виды и этапы процедуры банкротства юридического лица
Стандартная процедура Упрощенная процедура
  • Процедура наблюдения
  • Стадия финансового оздоровления
  • Этап внешнего управления
  • Процедура конкурсного производства
Процедура конкурсного производства

Стандартная процедура банкротства юридических лиц (предприятий, организаций, компаний и др.) относительно финансовой несостоятельности юридического лица предусматривает следующий алгоритм (этапы) ее проведения.

  • Процедура наблюдения. В ходе выполнения данного этапа проводится анализ состояния и оценка имущества, определяется сумма долгов и просчитывается возможность восстановления платежеспособности предприятия. Процедура наблюдения, продолжительностью до семи месяцев, нацелена на анализ и оценку экономического состояния потенциального банкрота и выявление резервов, за счет которых можно реанимировать компанию. В рамках процедуры наблюдения руководителя компании лишают части полномочий, приостанавливают действие требований об уплате денежных средств, снимают аресты, ограничения и приостанавливают начисление штрафов. Система ограничений в отношении полномочий руководителя:
    • запрет на обращение за кредитами;
    • запрет на выдачу поручительств;
    • мораторий на сделки с собственностью, если стоимость договора выше 5% от основной величины активов;
    • запрет на выплату дивидендов, паев.

По завершении данного этапа арбитражный управляющий назначает собрание кредиторов, на котором он представляет финансовый отчет и перечень рекомендаций по дальнейшему ходу процесса. Решение принимается по результатам голосования участников собрания.

  • Стадия финансового оздоровления. Данный вид процедур банкротства не является обязательным. Этап финансового оздоровления – это реанимационная процедура и понятие банкротства, длящаяся не более двух лет. Если собранием кредиторов принята данная процедура, то в рамках данного этапа ведется работа по погашению кредиторской задолженности, и проводятся мероприятия по финансовой стабилизации (оздоровлению) деятельности предприятия в соответствии с утвержденными планами и графиками. Запреты и ограничения, установленные на предыдущем этапе, сохраняются, в том числе сохраняется система ограничений в отношении  полномочий руководителя предприятия. Для работы на данном этапе арбитражным судом назначается административный управляющий. Цель финансовой санации (оздоровления) заключается в полном удовлетворении требований кредиторов и возвращение предприятию способности вести полноценную деятельность.
  • Этап внешнего управления. Еще одна разновидность реанимационных процедур, эффективных в процессе банкротства – введение внешнего управления. Если к потере платежеспособности предприятия привели неграмотные и непрофессиональные действия руководства, то руководитель предприятия на время процедуры внешнего управления отстраняется с должности и назначается внешний управляющий. Антикризисный специалист (внешний управляющий) имеет право на распоряжение основными активами должника: оформлять договоры аренды имущества предприятия, инициировать эмиссию ценных бумаг, структурировать численность и штат работников, менять профиль деятельности, внедрять иную/новую систему управления и другие. За принятые решения и их эффективность внешний управляющий отчитывается перед кредиторами предприятия. По завершении этапа судебное разбирательство прекращается либо переходит к финалу – конкурсному производству. Если в ходе своей деятельности внешний управляющий обнаружил признаки фиктивного или преднамеренного банкротства, процедура прекращается, а судье подается ходатайство о возбуждении судебного производства по факту ложной или предумышленной несостоятельности юридического лица.
  • Процедура конкурсного производства. Переход к этой процедуре означает признание судом несостоятельности (банкротстве) предприятия. Законодательством Российской Федерации не установлена обязательность прекращения хозяйственной деятельности предприятия, в отношении которого принято решение о признании его несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства. Действуя разумно и добросовестно в интересах должника и кредиторов, конкурсный управляющий в силу имеющихся у него полномочий и компетенции должен определить стратегию конкурсного производства в отношении должника, в том числе целесообразность дальнейшего функционирования хозяйствующего субъекта на период конкурсного производства и порядок реализации конкурсной массы для погашения долгов. По окончании реализации имущества и завершении конкурсного производства предприятие ликвидируется и исключается из ЕГРЮЛ.
  • Мировое соглашение. Для досрочного прекращения судебного разбирательства также разработана возможность подписания мирового соглашения между сторонами (должником и кредитором). Документ может быть оформлен на любом этапе производства, вплоть до вынесения решения о признании субъекта банкротом.

Упрощенная процедура банкротства юридических лиц (предприятий, организаций, компаний и др.) относительно финансовой несостоятельности юридического лица предусматривает два случая ее применения.

1-ый случай – по инициативе кредиторов (принудительная ликвидация/банкротство). Применяется по отношению к неработающим предприятиям, на балансе которых недостаточно активов для восстановления платежеспособности, руководители фактически устранились от руководства предприятием, и установить их место нахождения не представляется возможным. Заявление о признании юридического лица банкротом подают кредиторы – представители ФНС, банки, партнеры, перед которыми образовалась задолженность. При упрощенной форме банкротства после принятия заявления от заявителей суд сразу назначает конкурсное производство, минуя стадию наблюдения и реанимационные процедуры. Назначенный судом конкурсный управляющий формирует конкурсную массу, распродает имущество и последовательно удовлетворяет требования претендентов. Но, как показывает практика, средств не всегда достаточно для погашения всех обязательств компании в полном объеме. По завершении конкурсного производства предприятие объявляется  банкротом и исключается из ЕГРЮЛ.

2-ой случай – по инициативе собственников предприятия (добровольная ликвидация/банкротство). Стандартная процедура с прохождением всех этапов занимает несколько лет, и это может быть вполне оправдано, если собственники нацелены на финансовое оздоровление и сохранение компании. Но если собственники готовы добровольно ликвидировать фирму, а денег, вырученных от продажи имущества, недостаточно для погашения долгов, можно подать в суд заявление о признании компании банкротом в упрощённом порядке. В этом случае конкурсное производство запускается, минуя остальные этапы. Если в результате конкурсного производства удастся погасить долги и стабилизировать финансовое положение, то компания может работать дальше без объявления банкротства. В противном случае она объявляется банкротом и исключается из ЕГРЮЛ.

1.4. Перечень документов о признании финансовой несостоятельности предприятия

В соответствии с требованиями Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ст.38 процедура признания юридического лица несостоятельным (банкротом) подлежит рассмотрению Арбитражным судом на основании письменного Заявления (от кредитора или самого должника) о признании юридического лица несостоятельным (банкротом). К заявлению прилагаются [1]:

  • учредительные документы должника – юридического лица, а также свидетельство о государственной регистрации юридического лица или документ о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
  • список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей и указанием адресов кредиторов и должников заявителя;
  • бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы либо документы о составе и стоимости имущества должника-гражданина;
  • решение собственника имущества должника – унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об обращении должника в арбитражный суд с заявлением должника при наличии такого решения;
  • решение собственника имущества должника – унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об избрании (назначении) представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия;
  • протокол собрания работников должника, на котором избран представитель работников должника для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве, если указанное собрание проведено до подачи заявления должника;
  • отчет о стоимости имущества должника, подготовленный оценщиком, при наличии такого отчета;
  • документы, подтверждающие наличие у руководителя должника допуска к государственной тайне, с указанием формы такого допуска (если таковые имеются).

Также к заявлению прилагаются подлинники указанных документов или их заверенные надлежащим образом копии. 

1.5. Арбитражный управляющий

На период проведения процедур банкротства предприятия арбитражным судом назначается арбитражный управляющий. Арбитражный управляющий – гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (ФЗ-127 ст. 20 «Арбитражные управляющие») [3]. Деятельность арбитражного управляющего является для него частной практикой и связана с осуществлением им полномочий, которые в значительной степени носят публично-правовой характер. Решения арбитражного управляющего являются обязательными и влекут правовые последствия для широкого круга лиц. Деятельность управляющего необходима, прежде всего, для координации под контролем арбитражного суда всей хозяйственной деятельности должника в целях максимального удовлетворения требований его кредиторов за счет полной или частичной реализации имущества должника. В зависимости от процедуры банкротства и выполняемых функций арбитражный суд назначает арбитражного управляющего в каждом конкретном деле о банкротстве в качестве:

  • временного управляющего (процедура наблюдения),
  • административного управляющего (процедура финансового оздоровления),
  • внешнего управляющего (процедура внешнего управления),
  • конкурсного управляющего (процедура конкурсного производства),
  • финансового управляющего (процедуры банкротства граждан). 

2. Конкурсное производство: порядок проведения и бухгалтерский учет. Ликвидационный баланс

После вынесения арбитражным судом решения о прекращении процедуры внешнего управления и назначения процедуры конкурсного производства имущество и иные активы продаются, а само предприятие ликвидируется. Таким образом,  целью конкурсного производства является погашение обязательств (долгов) предприятия и его ликвидация. Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Срок конкурсного производства может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Процедуру конкурсного производства осуществляет конкурсный управляющий, назначаемый арбитражным судом.

Конкурсный управляющий – это лицо, которое осуществляет процедуру банкротства на одном этапе – этапе конкурсного производства, когда происходит реализация всего имеющегося у должника имущества для погашения имеющейся задолженности перед кредиторами. На данный период он одновременно является и арбитражным управляющим.

По решению арбитражного суда на всех этапах процедуры банкротства предприятия может быть назначен один и тот же арбитражный управляющий, который будет выполнять возложенные на него обязанности и на этапе конкурсного производства, то есть в тот период, когда проводятся завершающие ликвидационные мероприятия. Основные мероприятия процедуры конкурсного производства можно условно поделить на несколько видов работ (таблица 2).

Табл. 2. Работы на этапе конкурсного производства
№ условного этапа Характеристика работы
1 Проведение инвентаризации имущества и активов предприятия-банкрота
2 Формирование реестра требований кредиторов
3 Проведение работы с дебиторской задолженностью
4 Формирование конкурсной массы
5 Составление промежуточного ликвидационного баланса
6 Определение очередности удовлетворения требований кредиторов
7 Организация продажи имущества должника
8 Составление окончательного ликвидационного баланса
9 Завершение конкурсного производства

Рассмотрим более подробно работы на этапе конкурсного производства в последовательности, в которой они осуществляются в соответствии с действующим российским законодательством «О несостоятельности (банкротстве)» при банкротстве юридического лица. 

2.1. Проведение инвентаризации имущества и активов предприятия-банкрота

Регулируется ФЗ-127 ст. 129. «Полномочия конкурсного управляющего». Конкурсный управляющий обязан:

  • принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом; 
  • включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания;
  • привлечь оценщика для оценки имущества должника в установленных законом случаях; 
  • принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
  • принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника.

В рамках исполнения своих обязанностей конкурсный управляющий организует работу по проведению инвентаризации имущества, активов и обязательств (дебиторской и кредиторской задолженности) предприятия-банкрота. Для чего утверждает соответствующим приказом состав и сроки работы инвентаризационной комиссии. 

Инвентаризация имущества и обязательств, при открытии конкурсного производства на предприятии, проводится и оформляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 “Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств”). Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и учетными данными отражаются на счетах бухгалтерского учета на балансе предприятия-банкрота (таблица 3). 

Табл. 3. Отражение результатов инвентаризации в учете 
Бухгалтерские записи Содержание операции Основание
Дт Кт
01, 10, 41, 43, 50 и др. 91.1 Оприходованы излишки ценностей, выявленные при инвентаризации Сличительная ведомость
94 01, 10, 41, 43, 50 и др. Отражены недостача и порча ценностей, выявленные при инвентаризации Сличительная ведомость
20, 26, 44 94 Списана недостача ТМЦ в пределах норм естественной убыли Сличительная ведомость
91.2 94 Отражено списание суммы недостач при отсутствии виновных лиц, а также суммы, во взыскании которых отказано судом Акты, решения суда
73.2 94 Отражено списание суммы недостач и потерь от порчи ценностей, признанные к взысканию с виновных лиц, в т.ч. присужденные к взысканию судом Акты, решения суда
94 98 Отражение сумм, подлежащие возмещению виновными лицами Акты, решения суда
94 01, 04 Отражена сумма недостачи объектов основных средств или нематериальных активов, выявленная при инвентаризации Сличительная ведомость
02, 05 01, 04 Отражена сумма амортизации по недостающим объектам основных средств или нематериальных активов Сличительная ведомость, расчет амортизации
94 19 Восстановлен НДС по недостаче имущества, приобретенного с налогом на добавленную стоимость Расчет
94 68 «НДС» На сумму НДС по недостаче имущества, выявленной при инвентаризации, если предприятие ранее получило налоговый вычет Расчет, налоговая декларация

В ходе проведения инвентаризации члены инвентаризационной комиссии проводят проверку наличия и состояние правоустанавливающих документов, юридической, технической и иной документации на имущественные ценности (объекты, комплексы и технические средства), наличие учетных документов на финансовые активы и обязательства (НМА, паи, вклады, кредиты, займы) и на иные ценности, отраженные в балансе предприятия по счетам:

  • 01 «Основные средства» проверяют:
    • полноту наличия инвентарных карточек на объекты основных средств;
    • наличие и состояние технических паспортов и другой технической документации на объекты основных средств;
    • наличие документов по сдаче объектов в аренду или передаче их на хранение третьим лицам и др.
  • учета:
    • 58 «Финансовые вложения» (паи и акции, долговые ценные бумаги, предоставленные займы, вклады по договору простого товарищества); 
    • 66, 67 «Расчеты по краткосрочным и долгосрочным займам»;

проверяют наличие и полноту пакета юридических и иных документов (договоров, ценных бумаг или выписок от реестродержателя, выписок банков) по каждой сумме вложений и займов, отраженных в балансе.

    • 04 «Нематериальные активы» проверяют фактическое наличие лицензий, патентов, свидетельств, документов на товарный знак и других документов, на основании которых отражены в балансе предприятия такие ценности, как нематериальные активы.

Ценности, учитываемые на забалансовых счетах, также подлежат инвентаризации. Оформляется проведение инвентаризации этих ценностей отдельными инвентаризационными описями. При проверке фактического наличия «забалансовых» ценностей комиссия кроме того проверяет наличие пакета юридических документов (договоры, акты приема-передачи и др.) по каждому объекту забалансового учета. По результатам проведенной инвентаризации имущества предприятия-банкрота, конкурсный управляющий проводит следующие рабочие процедуры:

  • проводит анализ состояния и осуществляет оценку имущества должника, привлекая для этого независимых оценщиков и иных специалистов (ФЗ-127 ст.130). Оплата услуг по оценке имущества осуществляется за счет имущества должника или иного источника оплаты, определенного собранием кредиторов/комитетом кредиторов должника;
  • проводит работу по обеспечению условий сохранности и надлежащего хранения принятого имущество до момента начала его реализации;
  • проводит работу по возврату имущества, находящегося на хранении у третьих лиц. 

2.2. Формирование реестра требований кредиторов

Проведение инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами (долгов) предприятия-банкрота инвентаризационной комиссией, созданной по приказу конкурсного управляющего при открытии конкурсного производства, фактически является начальным этапом формирования реестра требований кредиторов. В ходе инвентаризации расчетов инвентаризационной комиссией по данным бухгалтерского учета предприятия и первичных документов, включая имеющиеся в наличии претензионные документы по истребованию сумм, акты сверки расчетов и другие документы, определяются предприятия и лица – кредиторы и суммы долга в разрезе каждого юридического и физического лица.

После того как определена вся совокупность требований кредиторов, проводится анализ кредиторской задолженности по срокам ее возникновения. Основной целью такого анализа является выявление кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности. На основании статьи 191 ГК РФ срок исковой давности составляет три года. Неистребованная кредиторская задолженность по истечении трех лет подлежит списанию на прибыль предприятия – должника и входит в состав внереализационных доходов. Отражается в учете бухгалтерской записью (таблица 4).

Табл. 4. Списание кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности
Дт Кт Основание
60, 62, 76 и др. 91.1 Списание по итогам инвентаризации невостребованной кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности. Акт на списание

Затем формируется реестр требований кредиторов. Реестр требований кредиторов согласно закону о банкротстве (ФЗ-127 п.1 ст.142) подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты размещения в СМИ сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Размещение информации в СМИ о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим не позднее, чем через десять дней с даты его утверждения на должность. Сведения, подлежащие опубликованию, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и публикуются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с ФЗ-127 «О банкротстве». Согласно ФЗ-127 статья 16. «Реестр требований кредиторов»:

  • Реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель.
  • Решение о привлечении реестродержателя к ведению реестра требований кредиторов и выборе реестродержателя принимается собранием кредиторов. 
  • В случае если количество конкурсных кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, превышает пятьсот, привлечение реестродержателя обязательно.
  • В реестре требований кредиторов учет требований кредиторов ведется в валюте Российской Федерации. Требования кредиторов, выраженные в иностранной валюте, учитываются в реестре требований кредиторов в рублях по курсу, установленному Банком России, на дату введения процедуры о банкротстве (ст.4 ФЗ-127).
  • Требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер. Включение требований в реестр происходит только на основании определения арбитражного суда (п. 1 ст. 71 закона № 127-ФЗ) в рамках дела о банкротстве. Поэтому кредитору, чьи требования к банкроту уже подтверждены вступившим в законную силу судебным решением, которое вынесено вне рамок дела о банкротстве, необходимо также обратиться с заявлением о включении требований в реестр в арбитражный суд в рамках рассмотрения дела о банкротстве. 
  • Требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем по представлению арбитражного управляющего, а в случае оспаривания этих требований – на основании судебного акта, устанавливающего состав и размер этих требований.
  • Реестр требований кредиторов представляет собой единую систему записей о кредиторах, содержащую следующие сведения:
    • фамилия, имя, отчество, паспортные данные – для физического лица;
    • наименование, местонахождение – для юридического лица;
    • банковские реквизиты (при их наличии);
    • размер требований кредиторов к должнику;
    • очередность удовлетворения каждого требования кредиторов;
    • дата внесения каждого требования кредиторов в реестр;
    • основания возникновения требований кредиторов;
    • информация о погашении требований кредиторов, в том числе о сумме погашения;
    • процентное отношение погашенной суммы к общей сумме требований кредиторов данной очереди;
    • дата погашения каждого требования кредиторов;
    • основания и дата исключения каждого требования кредиторов из реестра. 

3. Проведение работы с дебиторской задолженностью

На основании материалов инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами (долгов) комиссией определяется также реальная и безнадежная к взысканию дебиторская задолженность в разрезе каждого должника. Порядок работы с реальной к погашению дебиторской задолженностью:

  • проведение работы конкурсным управляющим по добровольному погашению долга;
  • возврат дебиторской задолженности путем ее продажи (п.1 ст.140 ФЗ-127): «Конкурсный управляющий вправе с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) приступить к уступке прав требования должника путем их продажи, если иной порядок не установлен настоящим Федеральным законом». 
Табл. 5. Истребование реальной к взысканию дебиторской задолженности
Порядок истребования дебиторской задолженности Проведение мероприятий по возврату долга
Добровольное погашение должником Проведение работы по добровольному погашению должником – переговоры, встречи, урегулирование проблемных моментов
Продажа дебиторской задолженности

Условия продажи ДЗ:

  • Продажа ДЗ проводится через процедуру торгов
  • Продажа ДЗ с торгов проводится с согласия собрания (комитета) кредиторов
  • Для продажи ДЗ необходима ее экспертная оценка

Безнадежная к взысканию дебиторская задолженность – это задолженность, по которой истек срок исковой давности для взыскания через суд; по которой имеются в наличии судебные решения об отказе к взысканию долга; должник ликвидирован или имеется в наличии постановление об окончании исполнительного производства и возвращен исполнительный лист взыскателю в связи с невозможностью взыскания и т.д. В бухгалтерском учете операции по истребованию дебиторской задолженности отражаются на балансе предприятия-банкрота (таблица 6). 

Табл. 6. Отражение операций по истребованию дебиторской задолженности 
Бухгалтерские записи Содержание операции Основание
Дт Кт
50, 51 60, 62, 76 и др. Добровольное погашение дебиторской задолженности должником наличными или на расчетный счет Кассовый чек, выписка банка
91.2 60, 62, 76 и др. Списание безнадежной к взысканию дебиторской задолженности На основании соответствующего решения. Акт на списание

4. Конкурсная масса

4.1. Общие положения

Регулируется ФЗ-127 ст.131 «Конкурсная масса». Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. 

Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество. В составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога. В конкурсную массу предприятия не включаются:

  • жилищный фонд социального использования;
  • детские дошкольные учреждения;
  • объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона. 

4.2. Порядок включения в конкурсную массу имущественных и финансовых ценностей предприятия

Сформированная конкурсная масса должна отражать реальную величину имущества (материальных ценностей) предприятия-банкрота, которую возможно продать и вырученные средства направить на погашение долгов кредиторам. Для этих целей в соответствии со ст.130 ФЗ-127 осуществляется оценка имущества предприятия с привлечением независимых оценщиков и иных специалистов. В ходе работы по оценке имущества необходимо провести работу по оценке возможности продажи финансовых активов предприятия, числящихся на балансе на счетах 04 «Нематериальные активы», 58 «Финансовые вложения»:

  • Нематериальные активы (НМА), числящиеся на балансе на счете 04 «НМА», подлежат включению в конкурсную массу те, которые по определению инвентаризационной комиссии, возможны к реализации или переоформлению, т.е. которые реально могут быть проданы. Если предприятие-банкрот имеет на балансе нематериальные активы в виде лицензий, патентов, товарный знак и др., которые теряют юридическую силу и считаются аннулированными с момента ликвидации предприятия их владельца, то такие НМА ввиду банкротства должны быть аннулированы и списаны на убытки предприятия-банкрота. Списание аннулированных НМА отражается в учете (таблица 7). 
Табл. 7. Списание аннулированных НМА
№ п/п Дт Кт Основание
1 05 04 Списание ранее начисленного износа по подлежащему к списанию НМА. Решение комиссии. Акт на списание
2 91.2 04  Списание на убытки недоамортизированной части списываемого НМА. Решение комиссии. Акт на списание
  • Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, числящиеся на балансе на счет 58 «Финансовые вложения» подлежат включению в конкурсную массу в составе только тех активов предприятия-банкрота, которые смогут принести доход при распродаже имущества должника. Из состава долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений подлежат исключению активы, которые не смогут принести доход при распродаже имущества предприятия. К ним можно отнести стоимость собственных акций, выкупленных у акционеров и др.

Дебиторская задолженность включается в конкурсную массу за исключением безнадежной к взысканию задолженности. В составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога. В целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов. 

5. Промежуточный ликвидационный баланс

Гражданский кодекс РФ, ст. 63 Ликвидационный баланс – это баланс, который составляется после принятия решения о ликвидации и после удовлетворения требований кредиторов. Ликвидационный баланс предприятия-банкрота составляется промежуточный и окончательный. 

После того, как сформирована конкурсная масса, составляется промежуточный ликвидационный баланс, а после погашения предъявленных кредиторами требований – окончательный ликвидационный баланс. Промежуточному ликвидационному балансу присвоен код отчетного периода – 94, окончательному ликвидационному балансу присвоен код отчетного периода – 90.

Промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ) является основным бухгалтерским документом, который отражает реальную стоимость активов предприятия и размер требований кредиторов, что позволяет спрогнозировать результаты конкурсного производства [5]. Цель составления этого баланса – уточнить реальное финансовое состояние ликвидируемого предприятия и возможности удовлетворения всех требований кредиторов. Алгоритм формирования промежуточного ликвидационного баланса:

  • Проведение инвентаризации. Переоценка имущества.
  • Формирование конкурсной массы.
  • Определение очередности требований кредиторов.

Для составления промежуточного ликвидационного баланса должны быть выполнены два процедурных условия [7]:

  • Ликвидационная комиссия должна определить состав имущества ликвидируемого предприятия, т.е. должна быть сформирована конкурсная масса.
  • Должен пройти срок для предъявления требований кредиторами (п.2 ст.63 ГК РФ). 

5.1. Форма промежуточного ликвидационного баланса

Унифицированной формы такого документа, как промежуточный ликвидационный баланс для предприятий, нет (кроме банков и бюджетных учреждений). Форма данного документа должна быть разработана ликвидационной комиссией самостоятельно. Обычно за основу используется применяемая в бухгалтерском учете форма №1 «Бухгалтерский баланс». При этом необходимо иметь в виду, что баланс должен отвечать требованиям, предъявляемым к бухгалтерской отчетности согласно приказу Минфина от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99) [4]. 

5.2. Содержание показателей промежуточного ликвидационного баланса

В промежуточном балансе отражаются:

  • фактическая стоимость имущества должника, за счет которого будут погашаться требования кредиторов;
  • величина реальной конкурсной массы должника;
  • суммы предъявленных и не предъявленных требований кредиторов;
  • собственный капитал организации.

Кроме финансовых показателей промежуточный ликвидационный баланс обязательно должен содержать (п.2ст.63 ГК РФ):

  • Сведения о составе имущества организации.
  • Перечень требований, предъявленных кредиторами и результаты их  рассмотрения.
  • Перечень требований кредиторов, которые удовлетворил суд и решение суда вступило в силу, подлежат включению независимо от того, приняла их ликвидационная комиссия или нет. 

5.3. Данные для составления промежуточного ликвидационного баланса

При составлении промежуточного ликвидационного баланса используют данные последнего бухгалтерского баланса, оформленного до принятия решения о ликвидации предприятия с отражением в нем результатов инвентаризации имущества, активов и обязательств, и результатов проведенной в ходе конкурсного производства работы по оценке и формированию конкурсной массы (актив баланса).

Собственный капитал промежуточного ликвидационного баланса предприятия-банкрота (пассив баланса) практически не имеет значительных изменений по сравнению с бухгалтерским балансом должника. Он может быть представлен в ПЛБ уставным, добавочным и резервным капиталами, фондами специального назначения, а также нераспределенной прибылью, убытками прошлых лет и отчетного периода, т.е. конкурсного производства. Промежуточный ликвидационный баланс дает возможность определить достаточно ли имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов. 

5.4. Образец заполнения промежуточного ликвидационного баланса

Промежуточный ликвидационный баланс должен быть утвержден органом, принявшим решение о ликвидации предприятия и согласован в ИФНС. В налоговую инспекцию в этом случае представляют следующий пакет документов [6]:

  • нотариально заверенное заявление (уведомление) о ликвидации юридического лица по форме Р15016;
  • промежуточный ликвидационный баланс, утвержденный лицом, принявшим решение о ликвидации предприятия (ст.63 ГК РФ). 

Образец заполнения промежуточного ликвидационного баланса (часть 1)

Рис. 1. Образец заполнения промежуточного ликвидационного баланса (часть 1)

Образец заполнения промежуточного ликвидационного баланса (часть 2)

Рис. 2. Образец заполнения промежуточного ликвидационного баланса (часть 2)

После утверждения промежуточного баланса наступает заключительная стадия конкурсного производства – продажа имущества должника и расчеты с кредиторами. 

5.5. Финансовая отчетность при конкурсном производстве 

Финансовая отчетность при конкурсном производстве соответствует по составу отчетности работающего предприятия – баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств. Кроме того, конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, собранию кредиторов или комитету кредиторов по требованию Отчет об использовании денежных средств должника, но не чаще чем один раз в месяц. Ссылка на 2-ю часть статьи. 

Литература 

  1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).
  3. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
  4. ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации. Приказ Минфина РФ № 43н от 06.07.1999 г.
  5. Составление ликвидационного баланса – URL: http://eos.ibi.spb.ru/umk/8_19/5/5_R1_T7.html.
  6. Отчетность при ликвидации ООО – URL: https://www.klerk.ru/blogs/rosco/500348/.
  7. Какие документы и в течение каких сроков необходимо хранить после ликвидации ООО – URL: https://www.glavbukh.ru/hl/250625-kakie-dokumenty-i-v-techenie-kakih-srokov-neobhodimo-hranit-posle-likvidatsii-ooo.

Выходные данные статьи

Степанова Г.А. Банкротство юридического лица: процедуры и учет на этапе конкурсного производства. Ликвидационный баланс (часть 1) // Корпоративные информационные системы. – 2021. – №1(13). – С. 37-60. – URL: https://corpinfosys.ru/archive/issue-13/118-2021-13-bankruptcy.

Банкротство юридического лица: процедуры и учет на этапе конкурсного производства. Ликвидационный баланс (часть 1)

Об авторе

 Степанова Галина Ананьевна Степанова Галина Ананьевна – эксперт по бухгалтерскому и налоговому учету по РСБУ и МСФО. Принимала участие в проектах по слиянию и ликвидации предприятий и их структурных подразделений, внедрения  автоматизации работы предприятия на основе продуктов 1С. Имеет более чем 25-и летний опыт работы в учетно-финансовом и экономическом блоке кредитных, нефтяных, торговых предприятий. Адрес контактной электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Статьи выпуска №13

  1. Автоматизация работы стоматологической клиники (часть 1);
  2. Применение спиралевидной модели внедрения для роботизации больницы;
  3. Банкротство юридического лица. Ликвидационный баланс (часть 1);
  4. Автоматизация городской больницы (часть 2);
  5. Подготовка функциональных спецификаций на примере ABAP-отчета в SAP ERP.

Добавить в «Нужное»

Отчет финансового управляющего: банкротство гражданина (образец)

Финансовый управляющий – это арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для обязательного участия в деле о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя (ст. 2, п. 4 ст. 213.6, п. 1 ст. 213.9 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ – далее Закона N 127-ФЗ).

В обязанности финансового управляющего входит (п. 8 ст. 213.9 Закона N 127-ФЗ):

  • выявление имущества физлица и обеспечение сохранности этого имущества;
  • анализ финансового состояния гражданина;
  • выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;
  • ведение реестра требований кредиторов;
  • уведомление кредиторов о проведении собраний кредиторов.
  • контроль за выполнением плана реструктуризации долгов физлица, рассмотрение отчетов о ходе выполнения плана, предоставленных должником, составление заключений по данным отчетам и представление заключений собранию кредиторов;
  • и другое.

Также финансовый управляющий должен как минимум 1 раз в квартал направлять кредиторам отчет финансового управляющего. А в течение 10 дней после окончания процедуры банкротства в отношении ИП – реструктуризации долгов или реализации имущества – включить в ЕФРСБ отчет о результатах процедуры (п. 13 ст. 213.9, ст. 28 Закона N 127-ФЗ).

Отчет финансового управляющего при банкротстве ИП

В отчетах по итогам выполнения плана реструктуризации долгов или реализации имущества ИП указывается (п. 13 ст. 213.9 Закона N 127-ФЗ):

  • дата вынесения судом определения (решения) о введении соответствующей процедуры, о ее завершении, об изменении ее сроков;
  • сумма требований кредиторов (по реестру требований) на дату, когда суд вынес определение об окончании реструктуризации долгов, либо на дату закрытия реестра требований, а также общая сумма требований, удовлетворенных в рамках проведенной процедуры, по каждой очереди требований;
  • дата собрания кредиторов по итогам выполнения плана реструктуризации долгов ИП либо по итогам реализации имущества ИП, а также сведения о резолютивной части судебного акта, вынесенного по итогам проведенной процедуры;
  • число работников (включая бывших работников) ИП, имеющих требования о выплате выходных пособий и/или об оплате труда, включенные в реестр требований кредиторов.

Также в отчете по итогам реализации имущества предпринимателя отражается стоимость активов, не вошедших в конкурсную массу, и результаты оценки имущества должника, если таковая проводилась (п. 13 ст. 213.9 Закона N 127-ФЗ).

Финансовый управляющий перестает выполнять свои функции после того, как суд вынесет определение о завершении реструктуризации долгов или реализации имущества.

Отчет финансового управляющего при банкротстве гражданина (ИП): образец

Форум для бухгалтера:

Юристам: проблемы при финансовом анализе банкрота

Процедура банкротства для предприятия начинается с подачи заявления кредитора или самого предприятия в арбитражный суд о признании его несостоятельным. Если данное заявление признается судом обоснованным и соответствует правилам подачи исковых заявлений, то согласно требованиям Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. (далее ФЗ 127-ФЗ) на предприятии вводится процедура наблюдения. Одной из главных ее целей является проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, на основании которого определяется дальнейшая судьба несостоятельного хозяйствующего субъекта.

Единственным документом, который регламентирует проведение арбитражными управляющими финансового анализа, являются Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 г. № 367 (далее — Правила). Никаких изменений данный документ не претерпевал с момента его введения. К слову сказать, правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности с 2003 претерпели существенные изменения. В частности, был принят новый закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. (далее ФЗ 402-ФЗ), одним из нововведений которого стало изменение периодичности сдачи бухгалтерской отчетности в контролирующие органы. Да и сами формы отчетности менялись несколько раз, в том числе и в разрезе группировки строк.

Несмотря на все изменения формата и содержания исходной информации для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, правила его проведения так и не поменялись. Такой законодательный диссонанс приводит к тому, что арбитражные управляющие проводят анализ с учетом своего профессионального понимания требований законодательства.

Однако профессиональное суждение, во-первых, не всегда является объективным и создает возможность для манипуляции финансовыми показателями, во-вторых, это приводит к тому, что процедура анализа перестает быть унифицированной и даже в расчете коэффициентов появляются разные подходы, которые, в конечном итоге, влияют на вывод о платежеспособности.

Можно выделить несколько проблем, которые возникают при проведении финансового анализа.

Первая сложность, с которой сталкивается арбитражный управляющий при проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности это несоответствие требований к составлению отчетности и требований к проведению анализа. В приложении № 3 к Правилам сказано, что анализ активов и пассивов должен быть проведен поквартально не менее чем за 2 года до возбуждения производства по делу о банкротстве. Статьями 13 и 18 ФЗ 402-ФЗ регламентируется, что обязательным является только экземпляр годовой отчетности. Промежуточная отчетность составляется, только если это установлено другими законодательными актами или решением собственников. Таким образом, составление квартальной отчетности на законодательном уровне закреплено только для страховых компаний и эмитентов ценных бумаг. Все остальные предприятия промежуточную отчетность попросту могут не составлять, что и практикуется в большинстве случаев.

При введении процедуры банкротства должник обязан предоставить арбитражному управляющему доступ к бухгалтерской документации, что случается далеко не всегда. В этом случае управляющий запрашивает отчетность должника у налоговых органов, а те, в свою очередь, ничего кроме годовой бухгалтерской отчетности предоставить не могут, потому что обязанность по сдаче квартальной отчетности отменена с 01.01.2013 г.

Исполнить требования Правил арбитражный управляющий не может по объективной причине. Однако никаких послаблений в данном случае для него не предусмотрено и формально его можно привлечь к ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, поскольку обязанность по проведению анализа закреплена в ФЗ № 127-ФЗ. Во избежание претензий, управляющие выходят из положения, используя линейный тренд. То есть берется показатель на начало финансового года и на конец, и между ними на основании линейной аппроксимации прогнозируются показатели по итогам кварталов. Метод, конечно, имеет право на существование и применение при отсутствии иных способов определения квартальных показателей. Однако он имеет существенные недостатки.

Во-первых, ни в нормативных актах, ни в рекомендациях СРО не предписывается использовать именно данный метод прогнозирования финансовых показателей, что также может вызвать вопросы у лиц, участвующих в процедуре банкротства. Во-вторых, нет абсолютно никакой уверенности в том, какая именно динамика показателей активов и пассивов предприятия фактически наблюдалась в течение года. А именно эта самая динамика и является ключевым моментом в рамках первого этапа выявления признаков преднамеренного банкротства, когда определяются периоды существенного ухудшения коэффициентов.

Вторая сложность, с которой сталкиваются арбитражные управляющие при проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности должника — отсутствие расшифровок к статьям бухгалтерской отчетности. В частности, это касается дебиторской задолженности. До 2011 года в оборотных активах у нас были отдельные строки для отражения долгосрочной и краткосрочной дебиторской задолженности. Это позволяло однозначно определять сумму краткосрочной дебиторской задолженности и производить расчет финансовых коэффициентов.

После изменения формы бухгалтерского баланса с 01.01.2011 г. осталась одна строка, в которой отражается вся без исключения дебиторская задолженность. Строго говоря долгосрочная дебиторская задолженность должна при этом отражаться во внеоборотных активах по строке прочее, либо по дополнительно введенной строке. Данное изменение в строках отчетности привело к тому, что некоторые арбитражные управляющие всю сумму дебиторской задолженности учитывают, как долгосрочную и не включают ее в состав оборотных активов при расчете коэффициентов ликвидности. Это, в свою очередь, напрямую влияет на значение коэффициентов платежеспособности и может определить дальнейшую судьбу предприятия. Зачастую дебиторская задолженность является существенной частью оборотных активов должника и может использоваться для погашения его обязательств. Однако предприятие по итогам финансового анализа, с учетом данного подхода, может иметь неудовлетворительные коэффициенты платежеспособности.

И третья проблема — методика расчета самих коэффициентов платежеспособности. В мировой практике финансового анализа при расчете коэффициента текущей ликвидности используется величина оборотных активов, включая медленно реализуемые активы (запасы). В Правилах проведения финансового анализа рассчитывая указанный коэффициент медленно реализуемые активы из расчета исключены (п.п. 1, 3 Приложения № 3 к Правилам). Данная методика является не совсем логичной и обоснованной, поскольку даже прочие оборотные активы при расчете коэффициента текущей ликвидности учтены. Однако, если посмотреть, что может быть отражено в составе прочих оборотных активов, то возникает резонный вопрос: почему к примеру сумма недостачи или расходы будущих периодов являются активами за счет которых можно погасить имеющиеся обязательства, а материалы и готовая продукция таковыми активами не признаются?

Вопрос скорее риторический и ответа на него пока нет. Но есть точная уверенность в том, что Правила, по которым сегодня работают арбитражные управляющие, устарели и требуют актуализации с учетом изменившегося законодательства в сфере банкротства и бухгалтерского учета.

АО находится в стадии банкротства (процедура наблюдения). Юридическое лицо, подавшее иск о банкротстве АО, является единственным акционером общества. Составляются ли в данной ситуации промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационный баланс? Если составляются, то в строке «Кредиторская задолженность» отражается полная задолженность по обществу или только сумма задолженности, заявленная кредиторами? Необходимо ли отразить сумму задолженности, не предъявленную кредиторами, в последней бухгалтерской отчетности?

28 апреля 2017

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Законодательство не предусматривает требования о формировании должником, в отношении которого проводится процедура конкурсного производства, промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса (исключения предусмотрены лишь применительно к процедуре банкротства кредитных организаций).
При составлении заключительной бухгалтерской отчетности организация, ликвидированная вследствие признания ее банкротом, должна отразить в пассиве баланса неудовлетворенные требования кредиторов (в том числе те, которые не были заявлены). Одновременно в пассиве баланса отражаются убытки. Итоговая строка баланса должна быть равна нулю.

Обоснование позиции:

Необходимость составления АО промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса

По общему правилу хозяйственные общества (в том числе АО) ликвидируются в порядке, предусмотренном ст.ст. 61-64.2 ГК РФ. Этот порядок предполагает, в частности, необходимость составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса (п. 2 и п. 6 ст. 63 ГК РФ).
О составлении промежуточного ликвидационного баланса руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган по форме N Р15001 (утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@), представлять в регистрирующий орган сам промежуточный ликвидационный баланс при этом не требуется.
Ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами и вместе с иными необходимыми документами представляется в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемой организации для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица и внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 21 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон N 129-ФЗ).
В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам ГК РФ, прекращается. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 63, абзац второй п. 4 ст. 62 ГК РФ). При этом общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в ГК РФ, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если ГК РФ или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила (п. 6 ст. 61 ГК РФ).
Законодательство не предусматривает требования о формировании должником, в отношении которого завершена процедура конкурсного производства, промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса (исключения предусмотрены лишь применительно к процедуре банкротства кредитных организаций) (ст. 189.98 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», далее — Закон N 127-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 147 Закона N 127-ФЗ после завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. К такому отчету должны быть приложены, в частности, документы, подтверждающие погашение требований кредиторов (п. 2 той же статьи, смотрите также приложение 4 к приказу Минюста РФ от 14.08.2003 N 195). Как показывает судебная практика, к таким документам относится и заключительный («ликвидационный») баланс (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 N 09АП-895/17). Такой подход обосновывается, в частности, тем, что законодательством прямо не установлено, что должником, в отношении которого открыто конкурсное производство, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс не формируются. Однако нужно учитывать, что функция балансов, составляемых в ходе конкурсного производства и по его итогам, отличается от функции промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса.
В силу п. 1 ст. 149 Закона N 127-ФЗ после рассмотрения отчета арбитражного управляющего арбитражный суд выносит либо определение о прекращении производства по делу о банкротстве, либо определение о завершении конкурсного производства. В первом случае решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению, а во втором случае арбитражный суд направляет определение о завершении конкурсного производства в регистрирующий орган. Указанное определение является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в регистрирующий орган (п.п. 2 и 3 той же статьи, а также п. 2 ст. 21 Закона N 129-ФЗ). Составлять и представлять в регистрирующий орган для государственной регистрации промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс при этом не требуется (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 14.09.2009 N А65-25680/2008, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 N 19АП-859/10).

Бухгалтерская отчетность лица, ликвидируемого в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве)

Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности организаций регламентируется Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н), ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» (далее — ПБУ 4/99).
Отметим, что законодательство о бухгалтерском учете не содержит особых правил составления отчетности организациями, находящимися в состоянии банкротства.
Согласно ч. 3 ст. 6 Закона N 402-ФЗ бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате ликвидации.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 9 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Закона N 129-ФЗ).
Соответственно, до момента внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации организация в общем порядке осуществляет формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета, в том числе доходах и расходах, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 1, ст. 5 Закона N 402-ФЗ).
Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица предусмотрены ст. 17 Закона N 402-ФЗ. В ч. 1 данной статьи указано, что отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 17 Закона N 402-ФЗ, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом, последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется арбитражным управляющим на дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.
Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса*(1) и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица (ч. 4 ст. 17 Закона N 402-ФЗ).
В пп. 9 ч. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ указано, что состав последней бухгалтерской отчетности, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней должны устанавливать федеральные стандарты. Однако в настоящее время соответствующие федеральные стандарты отсутствуют, в связи с чем до их утверждения применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные до 1 января 2013 года (ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).
Так, п. 9 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н, определено, что заключительная бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с ПБУ 4/99 и приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — Приказ N 66н) в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, принятых ранее организацией. Смотрите также письма ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101, УФНС России по г. Москве от 24.05.2012 N 16-15/045927.
Согласно п. 9 ст. 142 Закона N 127-ФЗ требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными (смотрите также постановление ФАС Центрального округа от 12.10.2011 N Ф10-3463/11 по делу N А62-7890/2009).
Полагаем, что при составлении заключительной бухгалтерской отчетности валюта баланса должна быть равной нулю.
По нашему мнению, при составлении заключительной бухгалтерской отчетности организация, ликвидированная вследствие признания ее банкротом, должна отразить в пассиве баланса неудовлетворенные требования кредиторов (в том числе те, которые не были заявлены). Одновременно в пассиве баланса отражаются убытки. Итоговая строка баланса должна быть равна нулю.
Обращаем Ваше внимание, что в ответе выражено наше экспертное мнение.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Бухгалтерская отчетность при реорганизации (ликвидации) юридического лица;
— Энциклопедия решений. Отчетный период, отчетная дата в целях составления бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации юридических лиц;
— Энциклопедия решений. Формирование промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

6 апреля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) На практике в ходе конкурсного производства промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс все же составляются.
В законодательстве отсутствуют четкие разъяснения о порядке составления промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов. При этом по вопросу необходимости отражать в этих документах не заявленную и не востребованную в процессе ликвидации организации кредиторскую задолженность существуют противоположные точки зрения.
По мнению некоторых судов, основания для включения в промежуточный ликвидационный баланс и в ликвидационный баланс должника требований кредиторов, которые не были предъявлены ликвидатору, отсутствуют (например, постановления ФАС Поволжского округа от 31.07.2009 N А12-2551/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.12.2008 N Ф04-6748/2008(17478-А02-37)).
В то же время ряд специалистов придерживается позиции, что в промежуточном ликвидационном балансе и в ликвидационном балансе подлежит отражению вся кредиторская задолженность должника (как заявленная, так и не заявленная). Находит поддержку такая позиция и в судах (например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.03.2013 N Ф03-488/13 по делу N А51-5671/2012).

Еще статьи из этого раздела

  • Из муниципальной казны дому культуры было передано имущество (ткань блэкаут).
  • При расчете среднего заработка для расчета выплаты за сдачу крови и ее компонентов был взят май 2021 года, в котором были нерабочие оплачиваемые дни.
  • Учреждению по договору пожертвования поступили медикаменты, они были оприходованы на счете 2 105 31.
  • По какой статье КОСГУ отразить металлические подставки для огнетушителей, которые приобретаются отдельно от огнетушителей?
  • Счетная палата выставила требование о принятии мер по возврату средств при их неправомерном использовании.

Добавить комментарий