Тема: Правила составления поздравительной открытки.
Цель: Научить писать поздравительные открытки.
Задачи:
- Показать, что письменное поздравление имеет четыре составные части: обращение, поздравление, пожелание и подпись.
- Убедитесь, что открытка остается на память, поэтому особенно важно ее подписать красиво.
- Выработать умение составлять текст для конкретного адресата.
- Воспитывать культуру речи, умение и желание общаться, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать.
Ход занятия.
1.Объявление темы
– Ребята, тема нашего занятия на доске. Слайд 1
«Хорошее слово половина счастья»
– Как вы понимаете эту пословицу?
( Когда мы слышим хорошее, доброе слово, на душе становится светлее и радостнее. Даже когда человеку грустно, хорошее слово наполовину изменяет настроение человека.)
– Конечно, ребята, вы правы. Хорошее, доброе слово улучшает настроение, поэтому мы чувствуем себя счастливее. Хорошее настроение нужно нам всегда.
-Скажите, а когда особенно необходимо принести человеку радость?
( В день рождения! В новый год. В праздники.)
– Да, вы сказали правильно. В праздник хорошее настроение нам просто необходимо. А какие праздники вы еще знаете?
(Рождество. День защитника отечества. Международный женский день Новоселье. Свадьба. Юбилей…)
– Верно. Видите, как много праздников существует.
– Итак, в праздничные дни мы поздравляем друг друга и произносим добрые слова. Впрочем, мы знаем, наша речь может быть как устной, так и письменной.
Где же используется письменная поздравительная речь?
(В поздравительном письме. В поздравительной открытке. В поздравительной телеграмме.)
–Какой приближается праздник?
– Что вы знаете о новогоднем празднике?
-Что является символом Нового года? (ёлка)
Слайд 2
У ЁЛКИ ИГОЛКИ КОЛКИ
-Что это? (скороговорка)
-Читаем медленно, тихо
-Читаем медленно, громко
-Читаем быстро.
– Как можно поздравить любимого и уважаемого вами человека с Новым годом? (подписать открытку)
– Сегодня мы с вами научимся подписывать поздравительную открытку.
– Это интересно… (из истории поздравительной открытки). Сообщает учитель.
[Известна дата, когда появилась первая открытка, – 7 октября 1775 года. Возникновение поздравительных писем связывают именно с этой датой и необычайной историей.
В немецком городе Ольденбурге некий книготорговец по имени Шварц рассердился на своего друга. Но так как он был воспитанным, вежливым человеком и не мог сказать другу в глаза то, что больше всего хотелось, он принял другое решение. На белом листе картона Шварц один из рисунков книги, которая имела в то время большой успех. На рисунке главного героя чёрт волочил в преисподнюю, именно этого желал своему другу книготорговец. Его друг развеселился и всем показывал это забавное послание. В книжный магазин Шварца хлынули покупатели, чтобы приобрести такую картинку, ведь у каждого был кто-то, кому хотелось досадить, да ещё так, чтобы не подписывать своего имени. Почтовые служащие долго не принимали всерьёз эту новинку и много лет относились к ней как к пустой затее. Но они заблуждались относительно будущего открытки. Успех её был огромен, и сегодня жизнь без неё была бы лишена многих красок. Время изменило её и изменило её назначение, сейчас её цель не досадить, а доставить удовольствие.]
[В Москве живёт интересный человек – Михаил Степанович Забоченя, который коллекционирует открытки. У него одних только новогодних открыток сто тысяч!]
Слайд 3-10
–Открытки бывают разные.
2. Обучение написанию поздравительной открытки.
– Вспомните, с чего мы начинаем писать поздравительную открытку.
(Дорогая мама! Уважаемая Наталья Викторовна!)
– Эта часть открытки имеет свое название- обращение.
– Следующая часть открытки- информация о том, с чем поздравляют.
-Большую трудность вызывает третья часть- само пожелание.
-И заканчивается четвертой частью- подпись и дата.
Учитель. А теперь разберем каждую часть.
Обращение.
– Здесь нужно помнить о том, что обращение должно быть приятным.
– Как мы обратимся к папе, маме, бабушке, дедушке?
(Дорогая, любимая, бабушка! Милая, добрая мама! Дорогой мой папа!)
– Какие слова употребим для взрослых, старших товарищей, учителей?
(Уважаемая. Дорогая.)
– А у нас есть верные друзья. Когда обращаетесь по имени «Ира», «Саша», то можно употребить уменьшительно-ласкательные суффиксы «Ирочка», «Сашенька». При этом помните, что обращение должно быть приятным. Например: если Люба не любит, когда ее называют «Любашей», то назовите ее Любочка или Любонька.
Слайд 11
Причина поздравления
– Следующая часть поздравления не вызывает труда, т.к здесь мы указываем название праздника. Пожалуйста, Вам слово!
( Поздравляю с Новым годом!… с Международным женским днем!)
– А теперь приступим к самой трудной части- это пожелание.
-Что обычно желают?
(Здоровья. Счастья. Успехов в чем-нибудь.)
– Да, но если в каждой открытке мы с вами будем «желать» одинаково, то поздравления будут неинтересными.
При пожелании надо помнить, что оно всегда зависит от адресата. Поздравляя с одним и тем же праздником разных людей, мы будем писать разные пожелания. Давайте подумаем.
/Учитель пишет на доске, а ученики листах/
Как желаем? Что желаем?
– С каких слов можно начать пожелание?
(Желаю тебе…. От всей души желаю…. Искренне желаю…. От всего сердца желаю… Хочу пожелать… Хочу, чтобы… Пусть…)
/ Все варианты написаны в левый столбик/.
-Хорошо, а теперь давайте посмотрим, что можно пожелать?
(Счастья Здоровья Успехов Удачи)
– Вы сказали, что еще желают здоровья. Как выглядит здоровый человек?
(Он веселый. Он хорошо себя чувствует. Он добрый. Он улыбается.)
– Как же мы напишем пожелание?
( Желаем веселья, улыбок, хорошего самочувствия, оставаться такой же доброй, красивой, чтобы улыбались, сияли ваши глаза.)
– Когда мы говорим об успехах, то прежде всего надо задуматься, кому пишем открытку. Ведь мы должны знать человека и знать в чем и каких успехов он хочет добиться. Помните, что пожелания должны быть приятными.
( Успехов в учебе, в труде, музыке, спорте, новых интересных путешествий.)
– Молодцы. Но помните, если вы пожелаете товарищу исправить двойку или напомните о неприятностях, и это напоминание сохранится в вашей открытке на всю жизнь. Следовательно, успехов надо пожелать, не напоминая о неудачах.
В результате рассуждения получается примерно такая таблица. Но эту таблицу можете вместе с родителями и продолжить.
Слайд 12
Как желаем? |
Что желаем? |
Желаю тебе (Вам)… От всей души желаю… От всего сердца желаю… Искренне желаю… Хочу пожелать… Хочу чтобы… Пусть… |
1. Счастья 2. Здоровья 3. Успехов 1.Добра, света, верных, надежных друзей, хороших учеников. 2. Веселья, радости , бодрости духа, долголетия, улыбок, хорошего самочувствия, оставаться такой же доброй, красивой, чтобы улыбались Ваши глаза. 3. Успехов в нелегком, но благородном труде, успехов в учебе, музыке, спорте, новых интересных путешествий и т.д. |
-Ребята! Все пожелания, написанные в таблице, можно написать (использовать) одному человеку?
(Нет, т.к. каждому человеку нужно подобрать желания подходящие ему.)
-Мы подошли к заключительной части – дата и подпись.
-Как можно подписаться на открытке?
Например: «Твой сын Саша», «Твой внук Игорь», «Любящий внук Миша», «Твой друг Дима».
-Правильно подписать очень важно, ведь если ученик 4 класса подпишется «Александр Петрович», то адресат будет очень долго гадать, кто же ему написал.
Слайд 13
– А теперь давайте попробуем устно составить открытку . Используйте для этого левый и правый столбики. Кто хочет попробовать?
/Слабым ученикам учитель должен помочь, молча указывая на нужную строчку в левом и правом столбиках. Делать это надо так, чтобы ученик не чувствовал напряжение в своей речи. /
Обратите внимание, что пожелание должно соответствовать празднику и адресату.
Поздравления пишутся от души, должны быть приятны тому, кого ты поздравляешь.
Слайд 14-15
–Посмотрите, правильно ли составлены поздравительные открытки.
– А теперь каждый из вас попробует написать текст открытки. У кого будут затруднения, поднимите руку.
3. Рефлексия.
-У вас на столах лежат новогодние шары. Они обозначают ваше настроение.
Красный шар Я СОБОЙ ДОВОЛЕН
Синий шар Я РАССТРОЕН
Белый шар СЕРЕДИНКА
-Повесьте выбранный шар на доску.
3. Домашнее задание.
– Поздравительных текстов и стихотворений сейчас много в книгах и брошюрах. Просто нужно правильно выбрать их.
-Где вы найдете открытки? А лучше сделать ее самим.
-Подпишите открытки маме, папе, бабушке, дедушке к Новому году. Не забудь о своих братьях и сестрах, и конечно друзьях.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Презентация к уроку русского языка
на тему:
«Как написать поздравительную открытку»Учитель: Кочетыгова В.А.
-
2 слайд
вес…ло
Рождество
Дед М…роз
с…стье
сне…
радость
Новый го… -
3 слайд
весело
Рождество
Дед Мороз
счастье
снег
радость
Новый год -
-
-
-
-
-
-
-
-
-
13 слайд
Святитель Николай Чудотворец
-
-
15 слайд
Тема урока:
«Как написать поздравительную открытку» -
16 слайд
План написания поздравительной открытки
Кого поздравляю? Обращение.
С чем поздравляю?
Что желаю?
Кто поздравляет? (подпись) -
17 слайд
Желаю здоровья, много радости и счастья.
Дорогие мамочка и папочка!
Поздравляю вас с Новым годом и Рождеством.
Дочка Маша.
-
-
19 слайд
Дорогие мамочка и папочка!
Поздравляю вас с Новым годом и Рождеством. Желаю здоровья, много радости и счастья.
Дочка Маша. -
-
21 слайд
Дорогие
мамочка и папочка!Поздравляю вас с Новым годом и Рождеством. Желаю здоровья, много радости и счастья.
Дочка Маша.
муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа № 8»
Конспект урока русского языка
на тему:
«Как написать поздравительную открытку»
2 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель: Кочетыгова В.А.
2015 г.
Предмет: русский язык (развитие речи)
Класс: 2
Тип урока: урок-практикум
Методы: словесный, практический, наглядный
Тема урока |
Как написать поздравительную открытку |
|
Цель урока Задачи |
Для учителя |
Для учащихся |
– создать условия для обучения написанию поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета Образовательные: объяснить, что такое Главный Закон Общения; отработать правила написания поздравительной открытки; закрепить знания детей о тексте и об основных признаках текста; повторить написание словарных слов; закрепить навык работы с компьютером у учащихся; умение создавать информационные объекты; научить копировать объект, перемещать его, изменять его Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить вопросы, познавательные интересы, творческие способности; способствовать развитию устной речи. Воспитательные: пробуждать интерес к предмету через игру; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах (планировать работу, совместно оценивать результат работы). |
– определяют проблему урока, согласно данной теме и своей системе знаний, обобщают и систематизируют накопленные знания. Образовательные: усваивают, что такое Главный Закон Общения; отрабатывают правила написания поздравительной открытки; закрепляют знания о тексте; повторяют основные признаки текста; повторяют написание словарных слов; закрепляют навык работы с компьютером; закрепляют умение создавать информационные объекты; копировать объект, перемещать его, изменять его Развивающие: задают вопросы и отвечают на них, составляют рассказ, используя устную речь; проявляют познавательные интересы, творческие способности; учатся рассуждать и доказывать. Воспитательные: проявляют интерес к предмету через игру; соблюдают культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах (учатся планировать работу, совместно оценивать результат работы). |
|
УУД |
Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
|
|
Основное содержание урока |
Правила написания поздравительной открытки |
|
Основные термины и понятия |
Текст, признаки текста, Главный Закон общения, правила написания поздравительной открытки |
|
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
|
Личностные: осознают необходимость получения новых знаний и умений. Регулятивные: формулируют цель на уроке с помощью учителя; определяют проблему урока; проговаривают последовательность действий на уроке; оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывают своё предположение. Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
|
Ресурсы: основные дополнительные |
– М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова «Русский язык» 2 класс, Учебник. 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – компьютер (для учителя); -интерактивная доска; – экран; – презентация – ноутбуки – новогодние шарики(для самоконтроля и самооценки учащихся); -поздравительные открытки |
|
Межпредметные связи |
Русский язык + информатика |
|
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Приветствие:
– Сегодня прекрасный зимний денёк! Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.
– Кто хозяин на уроке? (ученики)
– А его помощники?(учебник, тетрадь, ручка, карандаш, ноутбук)
-Посмотрите, ваши помощники на месте?
– Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи в получении знаний.
2.Подготовка учащихся к постановке учебной задачи.
На доске запись: «Хорошее слово – половина счастья»
– Как вы понимаете эту пословицу?
( Когда мы слышим хорошее, доброе слово, на душе становится светлее и радостнее. Даже когда человеку грустно, хорошее слово наполовину изменяет настроение человека.)
– Конечно, ребята, вы правы. Хорошее, доброе слово улучшает настроение, поэтому мы чувствуем себя счастливее. Хорошее настроение нужно нам всегда.
-Скажите, а когда особенно необходимо принести человеку радость?
( В день рождения! В новый год. В праздники.)
– Да, вы сказали правильно. В праздник хорошее настроение нам просто необходимо.
Продолжите, пожалуйста, мою мысль: из слов состоят…(предложения), а из предложений состоит …. (наша речь)
-Скажите, какая речь бывает? ( речь бывает устная и письменная)
Где же используется письменная поздравительная речь?
(В поздравительном письме. В поздравительной открытке. В поздравительной телеграмме. СМС, в социальных сетях)
Слайд 1,2
Прочитайте слова: вес..ло, Рождество, Дед М..роз, с..стье, сне.., радость, Новый го…
Учитель: Что вы можете о них сказать? Почему в некоторых словах пропущены буквы ? Каким правилом вы пользовались для проверки слов?
На экране появляются слова для проверки : весело, Рождество, Дед Мороз, счастье, снег, радость, Новый год. Обратите внимание на написание слов Рождество, радость.
Учитель: Что вы ещё заметили? (Все слова- на новогоднюю тему). Составьте предложения с этими словами. Что можно составить из получившихся предложений? (Текст). Что такое текст? Какие признаки текста вы знаете? (Текст – это несколько предложений, связанные между собой по смыслу. Все предложения в тексте объединяет общая тема. Определённый порядок предложений в тексте позволяет передать развитие мысли и ход событий. Тема – это то, о чём автор пишет. Основная мысль – это то, что автор хочет сказать, то, ради чего он пишет).
знаем |
узнаем ? |
узнали |
-Как вы оцените свою работу ?
-Молодцы! Вы справились с заданием, потому что вы это знали.
– Можно ли мне давать другое задание?
Я вам предлагаю сегодня на уроке составить необычный текст. Но прежде нам придётся отправиться в маленькое путешествие.
Мы все с нетерпением ждём наступления Нового года. Готовим подарки, поздравления. А как же поздравляли с новогодними праздниками, например, 200 лет назад ? Принято было посылать друг другу рождественские письма, иногда в них делали рисунки от руки. Дети в конце декабря всегда готовили такие письма родителям, и те могли судить об успехах своих чад в чистописании и живописи. Перед вами первые открытки, изготовленные в России..
Слайды 3-13
Учитель: Несмотря на довольно высокую цену, открытка имела огромный успех. В сюжетах в основном присутствовал «русский стиль»: святочные гадания, мохноногие лошадки с дровенками, заснеженные ельники, летящие с горы сани, крестьянские ребятишки и, конечно , Дед Мороз. Кто такой Дед Мороз? Почему его изображают на открытках?
Появился Дед Мороз давным- давно. Это был просто символ- дух холода. Прототипом же Дедушки Мороза в современном понимании добрый дедушка, волшебник стал святой Николай Мирликийский, реальный человек, живший давно в Византии. В России он больше известен как Николай Угодник и Николай Чудотворец. По преданию, это был очень добрый человек. Но сейчас к нему за помощью обращаются многие православные люди в молитвах, так как он является скорым помощником и заступником.
19 декабря, т.е. завтра Русская Православная Церковь отмечает День святителя Николая Чудотворца. Святитель Николай считается покровителем путешественников и мореплавателей. И является одним из самых почитаемых святых в православном мире.
– Из каких источников мы можем узнать значение слова прототип. ( из словаря, из интернета)
Работа со словарём: слово прототип(прообраз)
Прототип- реальный человек.
Учитель: Кто из вас знает, откуда родом современный российский Дед Мороз? ( город Великий Устюг Вологодской области)
Кто же уже догадался, какой необычный текст мы будем составлять на уроке ?
Какова тема нашего урока? (учиться писать поздравительную открытку)
Вы знаете как правильно написать поздравительную открытку? Какие части она должна содержать? Значит, сегодня на уроке мы узнаем как правильно написать поздравительную открытку? Слайд 14.
3. Основная часть урока. Решение учебной задачи.
Работа по учебнику – стр.-49
Учитель: Как вы думаете, какие части будет содержать план поздравительной открытки?
План написания поздравительного текста: Слайд 15.
1. Кого поздравляю? Обращение. (Свои чувства мы можем выразить в обращении)
– Подумайте, кого хотелось бы поздравить с Новым годом)
2.С чем поздравляю? ( само поздравление)
3.Что желаю? ( добрые пожелания)
4.Кто поздравляет? (Подпись) ( в конце ставится подпись)
Слайд 16.
Учитель: Всё ли устраивает в тексте? (Нарушен порядок предложений) Хорошая проблема?
Дети меняют текст.
Примерный текст открытки:
Желаю здоровья, много радости и счастья.
Дорогие мамочка и папочка!
Поздравляю вас с Новым годом и Рождеством.
Дочка Маша.
4. Физкультминутка.
Слайд 17
– А теперь давайте попробуем устно составить открытку . Используйте для этого левый и правый столбики. Кто хочет попробовать?
Как желаем? |
Что желаем? |
Желаю тебе (Вам)… От всей души желаю… От всего сердца желаю… Искренне желаю… Хочу пожелать… Хочу чтобы… Пусть… |
1. Счастья 2. Здоровья 3. Успехов 1.Добра, света, верных, надежных друзей, хороших учеников. 2. Веселья, радости , бодрости духа, долголетия, улыбок, хорошего самочувствия, оставаться такой же доброй, красивой, чтобы улыбались Ваши глаза. 3. Успехов в нелегком, но благородном труде, успехов в учебе, музыке, спорте, новых интересных путешествий и т.д. |
– Какие пункты плана мы уже выполнили?
– На какой вопрос плана ещё не ответили?
Важно помнить Главный Закон Общения: письмо или поздравление должно строиться так, чтобы тот, кому оно адресовано, чувствовал, что он тебе интересен, что его дела для тебя важны.
5. Составление текста поздравительной открытки. Самостоятельная работа с самопроверкой.
– Обсудите задание в парах и не забывайте правила работы в парах.
Работа в парах за компьютерами. Дети, пользуясь планом, сочиняют и печатают текст.
Слайд 18.
Исправленный текст:
Дорогие мамочка и папочка!
Поздравляю вас с Новым годом и Рождеством.
Желаю здоровья, много радости и счастья.
Дочка Маша.
Учитель: Что необходимо сделать?
Дети форматируют текст, опираясь на образец( на экране)
Меняют величину букв, цвет.
Учитель: Итак, поздравление готово. Но готова ли сама поздравительная открытка? Чего в ней не хватает? (Оформления: картинки, рисунка) Чему мы должны научиться? (Вставлять рисунок)
Что обычно изображают на новогодних открытках? Мы можем выбрать необходимые иллюстрации из приложения.
Алгоритм вставления картинки в открытку
1.Сверните документ (текст открытки).
2. На рабочем столе найдите документ «Новогодние картинки»
3. Откройте его(2 раза нажмите на левую кнопку мыши)
4. Выберите рисунок.
5. Скопируйте рисунок в нашу открытку. Для этого надо выделить рисунок ( 1раз щёлкнуть левой кнопкой мыши), в строке Меню выбрать команду Правка, в появившемся окне выбрать команду Копировать.
6. Сверните документ «Новогодние открытки».
7.Вставьте рисунок в открытку. В строке Меню выберите команды Правка, Вставить.
8. Вы можете поменять местоположение рисунка. Для этого наведите указатель на картинку и, удерживая левую кнопку мыши, переместите картинку в нужное место. Отмените выделение рисунка.
Слайд 18. Готовая открытка (образец)
-Посмотрите, правильно ли составлены поздравительные открытки. Оцените , правильно ли составлены поздравительные открытки.
– А теперь каждый из вас попробует написать текст открытки. У кого будут затруднения, поднимите руку.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-У вас на столах лежат новогодние шары. Они обозначают ваше настроение.
Красный шар Я СОБОЙ ДОВОЛЕН
Синий шар Я РАССТРОЕН
Зелёный шар СЕРЕДИНКА
-Повесьте выбранный шар на доску (ёлку)
7. Итог урока.
-Что учились делать на уроке? ( учились писать поздравительную новогоднюю открытку, используя план, учились планировать и организовывать свою деятельность, познакомились с Главным Законом Общения- письмо должно строиться так, чтобы тот, кому оно адресовано, чувствовал, что он тебе интересен, что дела для тебя важны))
узнали |
– Какие умения формировали на уроке? ( работать с информацией, учились общаться друг с другом и слышать друг друга, учились понимать друг друга, учились договариваться друг с другом, работали в парах, оценивали свою работу)
– Как вы думаете, то, чему мы учились на уроке, пригодится вам в жизни? Если да, то как?
8. Домашнее задание.
– Поздравительных текстов и стихотворений сейчас много в книгах и брошюрах, в интернете. Просто нужно правильно выбрать их.
-Где вы найдете открытки? А лучше сделать ее самим.
-Подпишите открытки маме, папе, бабушке, дедушке к Новому году. Не забудь о своих братьях и сестрах, и конечно друзьях.
Руководитель:
Харламова Юлия Анатольевна
Учреждение:
МАОУ “Школа №11 города Белогорск”
В данном творческом проекте по технологии на тему “Поздравительная открытка своими руками” представлена идея и поэтапное изготовление поздравительной открытки, которая может стать отличным подарком. Изучается история возникновения открытки.
Учащаяся в ходе творческого проекта по технологии о создании поздравительной открытки демонстрирует процесс изготовления открытки, разрабатывает технологическую карту изготовления открытки, дает точный и краткий перечень правил безопасности при работе с ножницами.
Предложенная автором творческая работа по технологии “Поздравительная открытка своими руками” будет интересна для учеников начальной школы, а также подойдет в качестве руководства для выполнения подарочной открытки на любой праздник.
В данной работе разработан план и представлена простейшая техника выполнения изготовления подарочной открытки из бумаги, которые позволят с первого раза выполнить работу над изделием правильно и добиться желаемого результата.
Автор творческого проекта по технологии “Поздравительная открытка своими руками” интересно излагает историю появления открытки, демонстрирует эволюцию ее дизайна, предлагает варианты собственноручного изготовления открытки, а также предлагает разработанную им технологию выполнения поздравительной открытки.
Оглавление
Введение
1. Интересные факты из истории поздравительной открытки.
2. Опрос «Какую открытку в подарок вам хотелось бы получить?
3. Выбор техники для изготовления открытки своими руками.
4. Делаем своими руками поздравительную открытку.
Заключение
Список информационных источников
Введение
Открытка – универсальный подарок и самый простой способ выразить свое внимание. Для любого случая, по любому поводу, а также без повода – можно подобрать интересную и необычную открытку, которая будет отражать ваше отношение к тому или иному человеку или событию.
Уже давно канули в лету те времена, когда книжные и канцелярские магазины предлагали всего лишь два-три вида открыток. Сейчас ассортимент открыток намного богаче. Есть открытки строгие и авангардные, классические и «новомодные», плоские, объемные и многослойные.
Ко дню рождения, новому году, годовщине свадьбы, рождению ребенка, окончанию школы… Многообразие открыток не перестает удивлять. И на этом великолепном фоне особую ценность приобретает авторская открытка – разработанная и сделанная в единственном экземпляре для конкретного человека.
Цель проекта – сделать поздравительную открытку своими руками.
Задачи проекта:
1. Изучить литературу: книги, энциклопедии, в которых рассказывается об истории открытки.
2. Провести опрос среди родственников “Какую открытку в подарок вам хотелось бы получить: издательскую (покупную) или сделанную своими руками (авторскую?)»
3. Выбрать технику для изготовления открытки своими руками.
4. Изготовить поздравительную открытку своими руками.
5. Сделать самооценку, подвести итоги в виде презентации проекта.
Перейти к разделу: 1. История открытки
Подготовка к активной познавательной деятельности
Технология проблемно-диалогического обучения.
5 мин
Проверка знаний и умений, изученных самостоятельно. Умение строить речевое высказывание в устной форме
Работа в тетрадях: число, классная работа.
Вступительная беседа
Прочитать пословицу
“Хорошее слово половина счастья”
– Как вы понимаете эту пословицу?
– Конечно, ребята, вы правы. Хорошее, доброе слово улучшает настроение, поэтому мы чувствуем себя счастливее. Хорошее настроение нужно нам всегда.
– Скажите, а когда особенно необходимо принести человеку радость?
– Да, вы сказали правильно. В праздник хорошее настроение нам просто необходимо. А какие праздники вы еще знаете?
– Верно. Видите, как много праздников существует.
Словесный: слово учителя
Ф.
Задает вопросы
Работа в тетрадях
Высказывают предположения
(Когда мы слышим хорошее, доброе слово, на душе становится светлее и радостнее. Даже когда человеку грустно, хорошее слово наполовину изменяет настроение человека.)
В День рождения! В Новый год. В праздники.)
Делятся своими знаниями
Установка познавательной задачи
Технология создания учебной ситуации.
3 мин
Умение строить речевое высказывание в устной форме
– Итак, в праздничные дни мы поздравляем друг друга и произносим добрые слова. Впрочем, мы знаем, наша речь может быть как устной, так и письменной.
Где же используется письменная поздравительная речь?
Сообщение темы и целей
– Сегодня мы с вами научимся подписывать поздравительную открытку.
– Как можно поздравить любимого и уважаемого вами человека?
Словесный: слово учителя, учебный диалог
Ф.
Организует диалог
с обучающимися
(В поздравительном письме. В поздравительной открытке. В поздравительной телеграмме, на тортах)
Усвоение новых знаний
15 мин
Подведение обучающихся к теме урока
Обучение написанию поздравительной открытки.
– Вспомните, с чего мы начинаем писать поздравительную открытку.
– Эта часть открытки имеет свое название – обращение.
– Следующая часть открытки – информация о том, с чем поздравляют.
– Большую трудность вызывает третья часть – само пожелание.
– И заканчивается четвертой частью – подпись и дата.
А теперь разберем каждую часть.
Обращение.
– Здесь нужно помнить о том, что обращение должно быть приятным.
– Как мы обратимся к , маме, бабушке?
(Дорогая, любимая, бабушка! Милая, добрая мама!)
– Какие слова употребим для взрослых, старших товарищей, учителей?
(Уважаемая. Дорогая.)
– А у вас есть друзья. Когда обращаетесь по имени “Ира”, “Саша”, то можно употребить уменьшительно-ласкательные суффиксы “Ирочка”, “Сашенька”. При этом помните, что обращение должно быть приятным. Например: если Люба не любит, когда ее называют “Любашей”, то назовите ее Любочка или Любонька.
Работа в тетрадях:
Дорогая, уважаемая, любимая
Причина поздравления
– Следующая часть поздравления не вызывает труда, т.к здесь мы указываем название праздника. (Поздравляю с Новым годом!… с Международным женским днем!)
– А теперь приступим к самой трудной части- это пожелание.
– Что обычно желают?
(Здоровья. Счастья. Успехов в чем-нибудь.)
– Да, но если в каждой открытке мы с вами будем “желать” одинаково, то поздравления будут неинтересными.
При пожелании надо помнить, что оно всегда зависит от адресата. Поздравляя с одним и тем же праздником разных людей, мы будем писать разные пожелания. Давайте подумаем.
Как желаем?
Что желаем?
– С каких слов можно начать пожелание?
(Желаю тебе…. От всей души желаю…. Искренне желаю…. От всего сердца желаю… Хочу пожелать… Хочу, чтобы… Пусть…)
Работа в тетрадях:
Желаю, поздравляю, праздник.
/Все варианты написаны в левый столбик/.
– Хорошо, а теперь давайте посмотрим, что можно пожелать?
(Счастья Здоровья Успехов Удачи)
– Вы сказали, что еще желают здоровья. Как выглядит здоровый человек?
(Он веселый. Он хорошо себя чувствует. Он добрый. Он улыбается.)
Как же мы напишем пожелание?
(Желаем веселья, улыбок, хорошего самочувствия, оставаться такой же доброй, красивой, чтобы улыбались, сияли ваши глаза.)
– Когда мы говорим об успехах, то прежде всего надо задуматься, кому пишем открытку. Ведь мы должны знать человека и знать в чем и каких успехов он хочет добиться. Помните, что пожелания должны быть приятными.
(Успехов в учебе, в труде, музыке, спорте, новых интересных путешествий.)
– Молодцы. Но помните, если вы пожелаете товарищу исправить двойку или напомните о неприятностях, и это напоминание сохранится в вашей открытке на всю жизнь. Следовательно, успехов надо пожелать, не напоминая о неудачах.
Работа в тетрадях:
Счастья, здоровья, радости, успехов, веселья.
– Ребята! Все пожелания, написанные в таблице, можно написать (использовать) одному человеку?
(Нет, т.к. каждому человеку нужно подобрать желания подходящие ему.)
– Мы подошли к заключительной части – дата и подпись.
Слайд
– Как можно подписаться на открытке?
Например: “Твой сын Саша”, “Твой внук Игорь”, “Любящий внук Миша”, “Твой друг Дима”.
– Правильно подписать очень важно, ведь если ученик 4 класса подпишется “Александр Петрович”, то адресат будет очень долго гадать, кто же ему написал.
Словесный: слово учителя, учебный диалог
Ф.
И.
Организует диалог
с обучающимися
Читают и осмысливают задания.
Составляют план работы.
Работа в тетрадях.
Словарная работа.
Опора на знания об изученных орфограммах, исторических корнях слов
.