Отзыв – это записанное или сформулированное (устное) мнение одного человека о каком-то произведении литературы. Сделать отзывы, значит, поделиться своими размышлениями о своем впечатлении. У отзыва, как и любого письменного задания творческого характера, есть свой определенный план. Примерное содержание отзыва на рассказ:
- Вступление. Здесь указываются основные данные о книге – название, автор.
- Описание текста. Персонажи.
- Сюжетные линии.
- Рассуждение. Это основная часть отзыва. Предлагается аргументированное мнение о прочитанном, что понравилось, с чем хочется поспорить.
- Заключение. Обобщается значение книги для читателя.
Пример отзыва на рассказ «Васюткино озеро» В.Астафьева
Рассказ «Васюткино озеро» написал Виктор Астафьев. В нем описан случай с мальчиком, которого все называют Васютка. Он пошел в лес за кедровыми орехами и заблудился. Мальчишка сумел несколько дней прожить в лесу. Совершенно один он набрался мужества, не стал паниковать и вышел к Енисею, где его нашли рыбаки. В тексте немного персонажей. Дед, отец и мать мальчика. Есть еще мужики из бригады рыбаков. Меня поразила находчивость Васютки. Он в таком возрасте уже умеет охотиться на тетеревов и глухарей. Сам разжигает костер, готовит дичь и сохраняет еду на несколько дней. Мальчишка знает различные приметы, которые помогают ему ориентироваться в лесу. Васютка нашел озеро, полное рыбы. Он сообразил, что она речная и нашел выход к Енисею. Книга учит быть смелым, находчивым и терпеливым. Озеро назвали в честь мальчишки. Хочется быть таким же, как он, но страшно оказаться одному в тайге.
Опубликовано 20 сентября, 2018
Отзыв – это мнение о чем или о ком-либо, оценка предмета или явления с точки зрения автора отзыва. Отзыв призван показать отношение пишущего к чему-либо.
В отзыве обычно указываются положительные и отрицательные стороны того, о чем пишут. Часто отзывы пишутся с целью привлечь внимание людей к предмету или явлению.
Отзывы могут быть написаны об услугах, организациях, предметах, продуктах и так далее.
В литературе отзыв – мнение читателя о прочитанной книге, её оценка и анализ. При составлении отзыва по произведению автор указывает основные отличительные черты произведения и свое мнение о нем. Отзыв по литературному произведению можно делать по следующей схеме. Нужно указать:
- автора произведения;
- основную тему и идею произведения, о чем оно (кратко);
- положительные и отрицательные стороны;
- какие мысли вызвало прочитанное и какие выводы можно сделать после прочтения;
- стоит ли советовать другим людям прочитать книгу или рассказ и почему.
Пример отзыва по произведению Л. Андреева «Кусака».
Рассказ Л. Андреева «Кусака» – это рассказ о предательстве беззащитного существа человеком. Эта книга глубоко тронула меня.
В рассказе люди сначала приручили собаку, подарили ей любовь и заботу, а потом бросили. Собака тяжело переживала расставание с людьми.
Автор говорит нам о том, что мы не должны так поступать с братьями нашими меньшими. Читать рассказ тяжело, потому что в нем есть сцены издевательства над животным, когда все обижали и били собаку.
Но я бы советовал прочитать этот рассказ всем людям, потому что в нем есть положительное воздействие на человека – наверное, каждый пожалеет брошенную собаку, и в следующий раз, обращаясь с животным, подумает, не причинит ли он ему боли или страдания.
Опубликовано 20 сентября, 2018
В последнее время все чаще в школах учителя литературы поручают школьникам писать отзыв о книге. И если раньше такое задание давалось только после летних каникул, то сейчас его могут дать в любое время учебного года. И задание-то выдают, а вот объяснить, как именно его надо выполнять, обычно или забывают, или не могут сказать понятно.
Попробуем разобраться сами. В конце концов, кому как не писателям знать, что можно и нужно говорить об их книгах? Даже в школе.
Кстати, зачем вообще нужны отзывы – и читателям, и писателям – тема тоже очень интересная, но о ней мы поговорим отдельно.
Что должно быть в школьном отзыве на прочитанную книгу?
Прежде всего определимся: отзыв – это ваше личное мнение о прочитанном, ваша оценка книги. И мнение это должно быть обоснованным. Как же это сделать?
Во-первых, обязательно скажите, какие чувства вызвала у вас прочитанная книга: что порадовало, что опечалило, а что разозлило – и почему.
Во-вторых, отметьте несколько моментов, которые вас особенно “зацепили”: это может быть герой, или его действия, или сама ситуация, о которой рассказывает автор. И опять-таки – объясните, почему это вас зацепило.
Ну, и в-третьих, скажите, что для вас стало самым ценным в прочитанной истории.
Пошаговый план составления отзыва (памятка для написания)
1. Посмотрите на автора и название книги. Автор вам знаком? Что вы о нем знаете? Упомяните важное. А что с названием книги? Оно интересное? Может быть, создает настроение или намекает, что ждет в книге? Скажите об этом несколько слов.
2. Вы указали автора и название. Теперь пора переходить к основной части отзыва: ответьте на главный вопрос – о чем эта книга? В чем главная мысль истории? Чему она учит?
Обратите внимание! Здесь не нужно подробно пересказывать книгу. Важно – сформулировать главную идею произведения.
Например:
«Каштанка» А. П. Чехова
Это история о собачьей преданности. О том, как маленькая рыжая собака сначала потерялась и попала к циркачу, а потом, несмотря на сытую жизнь и ласковое отношение второго хозяина, все равно вернулась к столяру и его сыну.
Желательно, конечно, писать кратко, но не упуская важное. Двух-трех предложений будет вполне достаточно.
3. Дальше говорим главное: понравилась книга или нет. И обязательно раскрываем – почему?
Чем вас порадовала история? Чему научила? Что показалось самым интересным? Согласны ли вы с действиями героев или, может быть, поступили бы по-другому? Вдруг у вас есть даже совет подходящий для кого-то из действующих лиц книги. Пишите обо всем, что придет в голову.
В отзыве на книгу лучше сказать слишком много, чем не сказать ничего. А сократить вы всегда успеете.
4. Отдельно скажите несколько слов о героях книги. Кого вы считаете самым главным действующим лицом? Кого – второстепенными персонажами, помощниками, злодеями и т. д.? Расскажите, нравятся ли они вам. Может быть, с кем-то вы хотели бы подружиться?
5. Переходим к заключению. Сделайте вывод – чему вас научила прочитанная книга? Что стало для вас самым ценным в ней? Что вы поняли?
Шпаргалка в помощь при написании отзыва
Вы можете использовать следующие синонимы и выражения:
- книга (произведение, повесть, рассказ, роман, сказка, история),
- эта книга понравилась (запомнилась, привлекла моё внимание, оставила впечатление, глубоко тронула, обратила на себя внимание, очень впечатлила, берет за душу…),
- интересная книга (увлекательная, захватывающая, занимательная, впечатляющая, любопытная, врезающаяся в память, чарующая и т. д.),
- автор рассказывает (показывает, описывает, говорит, изображает жизнь, иллюстрирует, знакомит с …, очерчивает круг таких вопросов, как…),
- особенно мне нравится главный герой истории (дорог, интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, тронул меня…).
Возможно, также пригодятся такие выражения:
- эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод…
- читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые) иллюстрации; автор пишет простым языком…
Как видите, написать хороший отзыв просто. Главное, хорошенько подумать и воспользоваться нашими подсказками и пошаговым планом.
А еще помните: в хорошем отзыве самое ценное – это ваше мнение. Так что смело его высказывайте.
Удачи и вдохновения!
Внимание!
Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.
Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).
Как правильно написать отзыв о прочитанной книге? Этот вопрос задают себе все школьники, получившие задание описать свои впечатление о том или ином литературном произведении. Как правило, это предполагает самостоятельную работу ученика, которую преподавателю нужно сдать в формате сочинения-отзыва.
Поэтому сегодня мы разберем, как писать отзыв о прочитанном произведении.
Что должно быть написано?
Отзыв – это высказывание отдельно взятого человека о том или ином произведении, имеющее эмоционально-оценочный характер, содержащее аргументацию мнения автора, подкрепленную доказательствами.
Звучит сложно, но по факту нужно лишь дать оценку (понравилась или не понравилась), а также объяснить почему. Очень важно максимально раскрыть тему и дать развернутый ответ.
Литературный отзыв – вещь субъективная. В нем автор не только делится эмоциональным впечатлением, он также раскрывает себя через свои читательские пристрастия. Значительная часть аргументации основана на личном опыте, книжных вкусах и предпочтениях.
Что это значит? По сути, ученик имеет право на собственное независимое мнение о любой книге, тем более, если он грамотно сформулирует свои мысли и подкрепит их доказательствами (цитаты, фрагменты текста). Однако не стоит скидывать со счетов мнение преподавателя: на уроках обычно разбираются рецензии литературоведов, подкрепленные реальными историческими фактами.
План отзыва о прочитанном произведении
С чего стоит начать? Для начала следует прочитать книгу внимательно и вдумчиво. После прочтения не стоит сразу садиться за работу, необходимо дать себе время на обдумывание интересных мыслей и идей. Ждать слишком долго также не следует, как правило, для того чтобы прочитанное улеглось в голове, достаточно 2-3 дней.
Далее необходимо составить план отзыва о прочитанном произведении:
- Вступление. В нем должно прозвучать название книги и имя писателя. Начать текст можно со слов: «Недавно я прочитал…» или «Это произведение написано известным автором детских книг…».
- Описание книги. Здесь нужно рассказать о персонажах, начать можно так: «Основными героями романа являются…» или «В этой истории автор рассказал о…».
- Сюжет. Не нужно делать подробный пересказ всего текста, достаточно двух-трех поясняющих предложений. Например, так: «В рассказе описан конфликт между…» или «Книга знакомит читателя с приключениями…».
- Рассуждение. Основная часть отзыва. В ней нужно высказать свое мнение о произведении, аргументировать его, можно дать отдельную оценку различным эпизодам, персонажам. Начать можно так: «Из всех героев рассказа мне больше всех понравился…, потому что… (перечислить черты характера)».
- Заключительная часть. В ней нужно дать обобщённую оценку всей книге, возможно путем сравнения с другими работами того же автора или той же жанровой направленности. Но можно и ограничиться рекомендациями: «Я всем советую прочитать книгу…».
Вопросы, которые могут помочь при работе
Для того чтобы понять, как писать отзыв о прочитанном произведении, можно попробовать задать себе несколько вопросов.
- О чём рассказано в книге?
- Знаком ли тебе автор, какие еще произведения этого писателя ты читал?
- Основная идея произведения?
- Что больше всего понравилось (отдельные эпизоды, персонажи)?
- Что не понравилось?
- На кого хочется быть похожим из героев?
- Где и в какое время происходит история, описанная в книге?
- Описаны ли в книге какие-нибудь исторические события, необычные природные явления?
- Есть ли какие-нибудь особенности языка книги – необычные выражения, интересные литературные приемы?
- О чём ты задумался после прочтения?
Пример
Г. Х. Андерсен
«Снежная королева»
Ганс Христиан Андерсен – известный во всем мире сказочник. Его книгами зачитываются дети во всех странах мира. Совсем недавно я прочитал сказку «Снежная королева» и хочу поделиться с вами впечатлением.
Я думаю, что многие уже прочитали эту книгу, или даже смотрели замечательный мультфильм, снятый по мотивам известной сказки.
В истории, которую поведал всему миру Г. Х. Андерсен, речь идет о двух детях – девочке Герде и мальчике Кае. Злая Снежная королева сделала сердце Кая холодным, как лёд, и он стал злым и грубым. Одна Герда верила в то, что ее друг остался таким же хорошим и добрым, как раньше, и нужно только помочь ему вспомнить. Чтобы спасти Кая, маленькая, но храбрая девочка отправляется в опасное путешествие.
Сказка «Снежная королева» учит всех бороться со злом и несправедливостью, всегда приходить на помощь друзьям. Больше всего в книге мне понравилась Герда – она добрая и самоотверженная.
Я всем рекомендую прочитать эту сказку. Она не только очень интересная, еще в ней показано, как можно победить зло.
Отзыв о прочитанном рассказе
Давать оценку рассказу чуть легче, чем полновесной книге. Он меньше, прочитать его можно быстро, а при необходимости перечитать. Так можно уловить какие-то мелкие детали, которые ускользнули при первом знакомстве с текстом.
Принцип написания, структура отзыва о коротком рассказе ничем не отличаются от отзыва на любую другую литературную форму.
Часто также задается вопрос о том, как написать отзыв о произведении, прочитанном летом. Здесь порядок действий остается тем же, однако перед тем, как сесть за работу, стоит освежить воспоминания и хотя бы бегло перечитать книгу.
Полезные советы
Как писать отзыв о прочитанном произведении?
Во-первых, нужно самому прочитать книгу. Не стоит работать на основе чужого мнения: как минимум будет необъективная оценка, как максимум – в тексте отразится множество логических ошибок.
Во-вторых, не стоит фантазировать на тему того, что нужно поменять в истории. Следует уважать виденье автора, все рассуждения вроде «здесь следовало сделать так» выглядят как обычное хвастовство.
В-третьих, перед написанием определите стиль текста. Это может быть впечатление, исповедь (когда прочитанное перекликается с личным опытом), рекомендация (кому и зачем стоит читать), детальный анализ (сосредоточить внимание на отдельном событии или эпизоде) или ассоциация (сравнение разных произведений).
В-четвертых, нужно постараться найти сильные и слабые стороны произведения. Для этого книгу следует рассматривать с разных сторон, определить, что в ней нравится, а что смущает или расстраивает.
Теперь вы знаете, как писать отзыв о прочитанном произведении. Удачной работы и интересных книг!
Как написать отзыв
Отзыв – это ваше личное мнение о прочитанном, ваша оценка книги. И мнение это должно быть обоснованным. Как же это сделать?
Примерный пошаговый план составления отзыва (памятка для написания)
1. Автор
2. Название произведения
3. Жанр (стихи, рассказ, повесть, фантастика, сказки)
4. Основная тема произведения (о чём?)
5. Какое впечатление произвело на нас прочитанное произведение?
6. Какие персонажи показались вам особенно интересными? Кто из героев понравился больше? Почему?
7. Опишите запомнившийся эпизод, поступок героя, дайте ему оценку.
8. Вывод (или рекомендация).
Во вступлении вы указали автора, название и жанр произведения. Знаком ли вам автор произведения? Какие его книги вы ещё знаете?
Теперь пора переходить к основной части отзыва: ответьте на главный вопрос – о чем эта книга?
В чем главная мысль истории? Чему она учит? Обратите внимание! Здесь не нужно подробно пересказывать книгу. Важно – сформулировать главную идею произведения.
Например:
«Каштанка» А. П. Чехова
Это история о собачьей преданности. О том, как маленькая рыжая собака сначала потерялась и попала к циркачу, а потом, несмотря на сытую жизнь и ласковое отношение второго хозяина, все равно вернулась к столяру и его сыну.
Желательно, конечно, писать кратко, но, не упуская важное. Двух-трех предложений будет вполне достаточно.
Дальше говорим главное: понравилась книга или нет. И обязательно раскрываем – почему? Чем вас порадовала история? Чему научила? Что показалось самым интересным? Согласны ли вы с действиями героев или, может быть, поступили бы по-другому? Вдруг у вас есть даже совет, подходящий для кого-то из действующих лиц книги.
Отдельно скажите несколько слов о героях книги. Кого вы считаете самым главным действующим лицом? Расскажите, нравятся ли они вам. Может быть, с кем-то вы хотели бы подружиться?
Переходим к заключению. Сделайте вывод – чему вас научила прочитанная книга?
Что стало для вас самым ценным в ней? Что вы поняли?
Шпаргалка в помощь при написании отзыва
Вы можете использовать следующие синонимы и выражения:
– книга (произведение, повесть, рассказ, роман, сказка, история)
– эта книга понравилась (запомнилась, привлекла моё внимание, оставила впечатление, глубоко тронула, обратила на себя внимание, очень впечатлила, берет за душу…)
– интересная книга (увлекательная, захватывающая, занимательная, впечатляющая, любопытная, врезающаяся в память, чарующая и т. д.)
– автор рассказывает (показывает, описывает, говорит, изображает жизнь, иллюстрирует, знакомит с …, очерчивает круг таких вопросов, как…)
– особенно мне нравится главный герой истории (дорог, интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, тронул меня…)
Возможно, также пригодятся такие выражения: эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод.., читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые) иллюстрации; автор пишет простым языком …
Как писать отзыв по литературному произведению
Отзыв – это
высказывание о литературном произведении, в котором вы даёте оценку прочитанного (т.е., говорите понравилось или не
понравилось произведение). Кроме того, вы делитесь тем, какие эмоции, размышления вызвал у вас текст. В
отзыве необходимо сказать, о чём это произведение (раскрыть его тему, например: произведение о дружбе, о Великой
Отечественной войне, о любви и т.д.). В отзыве обязательно должна
содержаться аргументация вашего мнения, подкрепленная доказательствами. Это
значит, что вы должны не просто сказать, понравились или не понравились вам
герои или произведение, необходимо объяснить, почему
оно вызвало у вас такие эмоции, что именно тронуло вас при прочтении.
Очень важно максимально раскрыть тему и дать развернутый ответ.
План отзыва о прочитанном произведении
1.
Вступление. В нем должно прозвучать название книги и имя писателя. Начать текст
можно со слов: «Недавно
я прочитал…», «Эта книга мне очень понравилась/ не понравилась/ интересная/
увлекательная…», «С первых страниц книга увлекла меня…» и т.д..
2.
Описание
книги. Сюжет
(кратко!!!). Здесь нужно
рассказать о персонажах, начать можно так: «Основными героями рассказа являются…».
Не надо делать подробный пересказ всего текста,
достаточно двух-трех поясняющих предложений. Например, так: «В рассказе описан конфликт между…», или «Книга знакомит читателя с жизнью…», или «В этой истории автор рассказал о…».
3.
Рассуждение.
Основная часть отзыва. В ней нужно
высказать свои мысли о произведении,
аргументировать своё мнение, можно дать оценку отдельным эпизодам,
персонажам. Начать можно так: «Из всех героев рассказа мне больше всех понравился /не понравился…, потому что… (перечислить черты характера)», «Я считаю, что герой прав/не прав, потому
что…», «Мне жаль героя// он вызвал у меня уважение, потому что…», «Особенно мне
понравился эпизод, когда…»,»В эпизоде… наиболее ярко проявился характер героя»
и т.д.
4.
Заключительная
часть. В ней нужно дать обобщённую оценку всей книге,
например «На меня
это произведение произвело сильное впечатление, заставило задуматься о…». Но можно и ограничиться рекомендациями: «Я всем советую прочитать книгу…».
Пример
отзыва
Отзыв
по рассказу Ю.Я.Яковлева «Память»
Недавно я
прочитала рассказ Ю.Я.Яковлева «Память». Это произведение заставило меня о
многом задуматься, перенесло в страшные годы ВОВ.
В рассказе повествуется о
военном прошлом Тони Кулаковой (завуча Антонины Ивановны), которой было всего
15 лет, и её боевой подруги, Лиды Демеш. Обе девочки были активными бойцами
Оршанского подполья. Лида собирала для партизан важные сведения о фашистах,
носила мины с поля боя. Тоня передавала записки партизанам. Причём Лида Демеш –
лицо реальное. Её расстреляли. На тот момент ей было всего тринадцать лет. И
как трагично звучит фраза, брошенная девочкой перед смертью: «Передайте маме,
что меня ведут на расстрел!»
Рассказ производит очень тяжёлое
впечатление. Спустя годы вместе с завучем Антониной Ивановной мы переносимся в
далёкое трагическое прошлое нашей страны, узнаём о годах юности двух отважных
девочек. Странная и страшная это юность! В ней нет веселья, радости,
безмятежности… Каждый день эти девочки рискуют жизнью. Мы узнаём, что Тоня была
тяжело ранена, а Лиду расстреляли. А ведь их судьбы не единичны. Ранения,
смерть – верные спутники войны. Миллионы девчонок и мальчишек точно так же
умирали в то страшное время.
Я думаю, рассказ недаром
называется «Память». В своих произведениях Ю.Яковлев говорил: «Забвение – это
ржавчина памяти». Вот и его героиня Тоня Кулакова благодаря черноголовой
девочке «почувствовала себя защищённой от разрушительной силы забвения». Кто же
такая эта «черноголовая» девочка? Возможно, плод фантазии Антонины Ивановны, её
память, представшая в образе школьницы Лиды Демеш. Мы догадываемся об этом,
когда завуч начинает обращаться к девочке со словами «помнишь». Если это
реальная девочка, то не может она помнить в силу своего возраста.
Антонина Ивановна обращается к ней так, будто хорошо знает её, будто всё, о чём
они говорят, – их общее прошлое. Эту догадку подтверждают и заключительные
строки произведения, когда в голосе, внешности и повадках школьницы завуч
узнаёт свою боевую подругу. Я думаю, Ю.Яковлев, называя свой рассказ «Память»,
хотел подсказать нам, что черноголовая девочка – это память Антонины Ивановны, воскресившая
страшное прошлое.
Почему же так важно помнить?
Память спасает нас от забвения. Память – дорога к бессмертию. Пока мы помним
умерших, они живы в наших сердцах, в наших душах. Важно помнить о подвиге
нашего народа, о том, чего стоила эта победа. Нельзя забывать о том, что
победа над фашистами подарила нам будущее. Наша страна и мы сами есть
благодаря тем, кто тогда отдавал свои жизни. Мы должны сказать им спасибо.
Нашему народу есть, чем гордиться, как бы ни пытались современные политики переписать
историю, убедить нас в обратном. Память – хранитель исторической правды. И мы
помним и гордимся великим подвигом советских солдат, наших дедов и прадедов.
Этот рассказ заставил меня
задуматься о том, как важно помнить, чтобы ценить то, что у нас есть сейчас,
чтобы не повторять ошибок прошлого и учиться у наших прадедов стойкости и
мужеству.