Как составить овр по химии 30 задание

ЕГЭ. КАК РЕШАТЬ ЗАДАНИЕ 30?

Приветствую, дорогие читатели!

Сегодня подробно разберем пример из задания 30.

УСЛОВИЕ

Дан следующий перечень веществ:

аммиак, пероксид водорода, сульфат цинка, гидроксид калия, карбонат бария. Допустимо использование водных растворов этих веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми может протекать окислительно – восстановительная реакция. В результате этой реакции образуется газ. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно – восстановительных реакций. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель в этой реакции.

РЕШЕНИЕ

1) Расставить с.о. всех предложенных элементов и посмотреть какие вещества могут быть окислителями, а какие восстановителями.

Восстановителями могут быть вещества: металлы; вещества, в которых есть элементы в низшей с.о.; вещества, в которых элементы проявляются промежуточную с.о. и др.

В данном случае это аммиак NH3 (так как N(-3)) – восстановитель.

Окислителями могут быть вещества: неметаллы, вещества, в которых есть элементы в высшей с.о., например,: KMnO4, K2Cr2O7, HNO3, H2SO4 и др.; а также вещества, в которых элементы проявляют промежуточную с.о., например: H2O2 и др.

В данном случае H2O2 (так как O(-1)) – окислитель.

2) С выбранными веществами составляем ОВР

NH3 + H2O2 → N2 + H2O

3) Составляем электронный баланс и указываем окислитель и восстановитель

1| 2N(-3)– 6e→ N2(0)

6| O(-1) + 1e → O(-2)

Азот в степени окисления -3 (или аммиак) является восстановителем, а кислород в степени окисления -1 (или пероксид водорода) является окислителем.

4) Расставляем коэффициенты и уравниваем остальные элементы:

2NH3+ 3H2O2 → N2 + 6H2O

Ну, и получаем 2 БАЛЛА за это задание!

Если статья оказалась полезной, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

Спасибо за внимание!

Скачать материал

Подготовка К ЕГЭ по химии задание №30 окислительно – восстановительные реакци...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 70 человек из 31 региона

  • Сейчас обучается 332 человека из 69 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Подготовка К ЕГЭ по химии задание №30 окислительно – восстановительные реакци...

    1 слайд

    Подготовка К ЕГЭ по химии задание №30 окислительно – восстановительные реакции Панфилова Анна Евгеньевна учитель химии МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т. Пономарева» 2018 г.

  • 2 балла 2 балла Задания №30 - 31 (ЕГЭ 2019 г.) (с единым контекстом) Экзамен...

    2 слайд

    2 балла 2 балла Задания №30 – 31 (ЕГЭ 2019 г.) (с единым контекстом) Экзаменуемому следует записать только по одному варианту ответа на задания 30 и 31!

  • Перечень веществ: перманганат калия, гидрокарбонат калия, сульфит натрия, су...

    3 слайд

    Перечень веществ: перманганат калия, гидрокарбонат калия, сульфит натрия, сульфат бария, гидроксид калия. Допустимо использование водных растворов веществ. Задание №30 (ЕГЭ 2019 г.)

  • Перечень веществ: перманганат калия, гидрокарбонат калия, сульфит натрия, су...

    4 слайд

    Перечень веществ: перманганат калия, гидрокарбонат калия, сульфит натрия, сульфат бария, гидроксид калия. Допустимо использование водных растворов веществ. Задание №31 (ЕГЭ 2019 г.)

  • Задание №30 (ЕГЭ 2019 г.) Проверяемые умения: Определять степень окисления х...

    5 слайд

    Задание №30 (ЕГЭ 2019 г.) Проверяемые умения: Определять степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель; Прогнозировать продукты окислительно-восстановительных реакций, в том числе с учетом характера среды (кислой, щелочной, нейтральной); Составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций: Составлять электронный баланс, на его основе расставлять коэффициенты в уравнениях реакций

  • Для выполнения заданий30, 31используйте следующий перечень веществ: бихромат...

    6 слайд

    Для выполнения заданий30, 31используйте следующий перечень веществ: бихромат калия, карбонат калия, сульфит натрия, серная кислота, оксид кремния (IV).Допустимоиспользование водныхраствороввеществ. 30.Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна окислительно-восстановительная реакция, и запишите уравнение этой реакции. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель. 31.Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции.

  • Записываем формулы веществ K2Cr2O7 , K2CO3 , Na2SO3 , H2SO4 , SiO2 Определяе...

    7 слайд

    Записываем формулы веществ K2Cr2O7 , K2CO3 , Na2SO3 , H2SO4 , SiO2 Определяем степени окисления атомов K+12Cr+62O-27 , K+12C+4O-23 Na+12S+4O-23 , H+12S+6O-24 , Si+4O-22

  • Важнейшие окислители и восстановители Процесс окисления всегда сопровождаетс...

    8 слайд

    Важнейшие окислители и восстановители Процесс окисления всегда сопровождается процессом восстановления! Только окислители Только восстановители И окислители, и восстановители Степень окисления элемента высшая низшая промежуточная Примеры N+5:HNO3 и нитраты; S+6:H2SO4 и сульфаты; Cr+6:хроматы и бихроматы; Mn+7:KMnO4; Pb+4:PbO2 N-3:NH3и его производные; S-2:H2Sи сульфиды; Cl-1, Br-1, I-1:HCl,HBr, HIи соответствующие галогениды Простые вещества-неметаллы: N2, S, H2, P, С и др. S+4:SO2 и сульфиты; N+4:NO2; Mn+4:MnO2

  • Определяем окислитель, восстановитель и средообразователь Окислитель (о) Вос...

    9 слайд

    Определяем окислитель, восстановитель и средообразователь Окислитель (о) Восстановитель (в) Средообразователь (с) K2Cr2O7 Na2SO3 H2SO4 Na2SO3 H2SO4 Н2О

  • Окислительно-восстановительные свойства соединений хрома зеленый жёлтый Хрома...

    10 слайд

    Окислительно-восстановительные свойства соединений хрома зеленый жёлтый Хроматы (K2CrO4) и бихроматы(K2Cr2O7) – сильные окислители.Вкислой среде восстанавливаются досоединенийCr+3, образуя соответствующие соли (CrCl3,Cr2(SO4)3,Cr(NO3)3): КатионCr3+проявляет сильную восстановительную активность вщелочной среде, окисляясь дохромат-ионаCrO42-(но не добихромат-ионаCr2O72-!):

  • Среда кислая 3Na2SO3 + K2Cr2O7 + 4H2SO4 = 3Na2SO4 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + 4H2O...

    11 слайд

    Среда кислая 3Na2SO3 + K2Cr2O7 + 4H2SO4 = 3Na2SO4 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + 4H2O 1 2Cr+6+ 6e-→ 2Cr+3бихроматкалияза счетCr+6− окислитель 3 S+4− 2e-→ S+6сульфит натрияза счетS+6− восстановитель Прогнозируем продукты ОВР с учетом характера среды Составляем уравнение ОВР Составляем электронный баланс, на его основе расставляем коэффициенты в уравнении реакции Указываем окислитель и восстановитель

  • Среда нейтральная (слабощелочная за счет гидролиза сульфита) 3Na2SO3 + K2Cr2...

    12 слайд

    Среда нейтральная (слабощелочная за счет гидролиза сульфита) 3Na2SO3 + K2Cr2O7 + 4H2O = 3Na2SO4 + 2Cr(OН)3 + 2KOН

  • Алгоритм выполнения задания №30 1. Правильно записать формулы веществ из пред...

    13 слайд

    Алгоритм выполнения задания №30 1. Правильно записать формулы веществ из предложенного перечня 2. Определить степени окисления элементов, входящих в состав веществ 3. Выбрать вещество – окислитель, вещество – восстановитель, вещество – средообразователь 4. Спрогнозировать продукты ОВР с учетом характера среды 5. Составить уравнение ОВР 6. Составить электронный баланс, на его основе расставить коэффициенты в уравнении реакции 7. Указать окислитель и восстановитель

  • Подготовка к егэ №30

    14 слайд

    Подготовка к егэ №30

  • Оксид марганца (IV), серная кислота, сульфид меди (II), хлорид калия, гидрок...

    15 слайд

    Оксид марганца (IV), серная кислота, сульфид меди (II), хлорид калия, гидрокарбонат калия О В С MnO2(кисл) H2SO4 CuS KCl H2SO4 H2O

  • CuS + 4H2SO4 = CuSO4 + 4SO2 +4H2O MnO2 + 2KCl + 2H2SO4 = MnSO4 + Cl2 + K2SO4...

    16 слайд

    CuS + 4H2SO4 = CuSO4 + 4SO2 +4H2O MnO2 + 2KCl + 2H2SO4 = MnSO4 + Cl2 + K2SO4 + 2H2O

  • Хлор, фтор, фтороводород, хлорат калия, гидроксид натрия. 2KClO3 = 2KCl + 3O...

    17 слайд

    Хлор, фтор, фтороводород, хлорат калия, гидроксид натрия. 2KClO3 = 2KCl + 3O2 НЕЛЬЗЯ! Cl2 + H2O = HCl + HClO НЕЛЬЗЯ! Cl2 + 2NaOH = NaCl + NaClO + H2O KClO3 + F2 +2 NaOH = KClO4 + 2NaF + H2O

  • Задания для тренировки 1. KIO3 + … + H2SO4 → I2 + K2SO4 + H2O 2. KNO2 + K2Cr2...

    18 слайд

    Задания для тренировки 1. KIO3 + … + H2SO4 → I2 + K2SO4 + H2O 2. KNO2 + K2Cr2O7 + … → KNO3 + Cr(NO3)3 + H2O 3. P + HClO3 + … → HCl + … 4. SO2 + K2Cr2O7 + … → K2SO4 + … + H2O 5. Al + K2Cr2O7 + … → … + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O 6. NH3 + KClO → N2 + KCl + … . 7. Cl2 + NH3· H2O → NH4Cl + N2 + … . 8. KMnO4 + NH3 → MnO2 + N2 + … + … 9. Zn + KNO3 + … → NH3 + K2ZnO2 + … . 10. SO2 + KMnO4 + … → MnSO4 + … + H2SO4 11. K2Cr2O7 + HCl (разб) + FeCl2 → FeCl3 + … + KCl + … . 12. KNO3 + K2CO3 + Cr2O3 → KNO2 + … + CO2 13. FeSO4 + H2SO4 + MnO2 → Fe2(SO4)3 + … + … . 14. NaBr + NaBrO3 + H2SO4 → … + Na2SO4 + H2O

  • 15. NaI + H2SO4 (конц) → … + H2S + Na2SO4 + … 16. Na2O2 + FeSO4 + … → Fe2(SO...

    19 слайд

    15. NaI + H2SO4 (конц) → … + H2S + Na2SO4 + … 16. Na2O2 + FeSO4 + … → Fe2(SO4)3 + Na2SO4 + … 17. Be + NaOH + H2O → … + H2 18. H2O2 + Na3[Cr(OH)6] → … + H2O + NaOH 19. Na2Cr2O7 + H2S + H2SO4 → … + … + H2O + Na2SO4 20. H2S + K2Cr2O7 + H2SO4 → … + … + … + … 21. FeSO4 + H2O2 + H2SO4 → … + … 22. MnSO4 + NaClO + NaOH → MnO2 + … + … + … 23. C + H2SO4(конц) → … + … + … 24. KMnO4 + Na2S + H2SO4 → … + … + Na2SO4 + K2SO4 + H2O 25. KMnO4 + K2S + H2O → … + … + KOH 26. NaMnO4 + Na2SO3 + … → Na2MnO4 + … + H2O 27. K2Cr O4 + (NH4)2S + KOH + H2O → … + S + NH3

  • Новый вариант №30 (фипи) 1. Иодид калия, серная кислота, гидроксид алюминия,...

    20 слайд

    Новый вариант №30 (фипи) 1. Иодид калия, серная кислота, гидроксид алюминия, оксид марганца(IV), нитрат магния.  2. сероводород, концентрированная азотная кислота, сульфат алюминия, оксид фосфора(V), нитрат меди(II). 3. пероксид водорода, гидроксид калия, оксид хрома(III), фосфат серебра, сульфат аммония. 4. дихромат калия, серная кислота, карбонат аммония, оксид кремния, нитрит калия. 5. хромат натрия, бромид натрия, фторид калия, серная кислота, нитрат магния. 6. бром, нитрат бария, сульфат аммония, концентрированная соляная кислота, перманганат калия. 7. нитрат аммония, дихромат калия, серная кислота, сульфид калия, фторид магния. 

  • 8. сульфат аммония, гидроксид калия, перманганат калия, нитрит калия, оксид...

    21 слайд

    8. сульфат аммония, гидроксид калия, перманганат калия, нитрит калия, оксид меди(II). 9. концентрированная соляная кислота, оксид фосфора(V), оксид марганца(IV), фторид аммония, нитрат кальция.  10. концентрированная соляная кислота, оксид углерода(IV), перманганат калия, фосфат калия, нитрат железа(III). 11. нитрат цинка, сульфит натрия, бром, гидроксид калия, оксид меди(II).  12. хлорат калия, гидроксид натрия, сульфат алюминия, оксид хрома(III), оксид магния. 13. фтороводород, карбонат аммония, сульфат железа(II), дихромат калия, серная кислота. 14. хромат натрия, серная кислота, гидрокарбонат магния, оксид фосфора(V), нитрит натрия.

  • 15. гидроксид магния, сероводород, нитрат серебра, дихромат натрия, серная к...

    22 слайд

    15. гидроксид магния, сероводород, нитрат серебра, дихромат натрия, серная кислота.  16. сульфит калия, дихромат калия, серная кислота, гидроксид хрома(III), оксид кремния.  17. перманганат калия, иодид калия, фторид аммония, ацетат натрия, сульфат магния.  18. гипохлорит натрия, гидроксид натрия, фторид цинка, оксид хрома(III), оксид кремния. 19. сера, концентрированная азотная кислота, оксид углерода(IV), фторид серебра, ацетат кальция. 20. перманганат калия, фосфин, серная кислота, нитрат лития, гидроксид алюминия. 

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 260 960 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Химия. Профильный уровень (в 2 частях)», Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Лёвкин А.Н.

Другие материалы

«Химия. Профильный уровень (в 2 частях)», Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Лёвкин А.Н.

ШТОРМГЛАСС (КОЛБА ФИЦРОЯ), СОЗДАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТОВ

  • Учебник: «Химия. Профильный уровень (в 2 частях)», Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Лёвкин А.Н.
  • Тема: Практическая работа № 1. Экспериментальный анализ как метод идентификации химических соединений и определения их качественного состава (на примере соединений элементов ПА-группы) УДАЛИТЬ
  • 24.10.2018
  • 531
  • 0

«Химия. Профильный уровень (в 2 частях)», Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Лёвкин А.Н.

«Химия. Профильный уровень (в 2 частях)», Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Лёвкин А.Н.

Фаст-фуд вредно или вкусно?

  • Учебник: «Химия. Профильный уровень (в 2 частях)», Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Лёвкин А.Н.
  • Тема: § 58. Химия жизни. Биологически активные вещества. Химические процессы в живых организмах
  • 27.09.2018
  • 1018
  • 2

«Химия. Профильный уровень (в 2 частях)», Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Лёвкин А.Н.

«Химия. Профильный уровень (в 2 частях)», Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Лёвкин А.Н.

«Химия. Профильный уровень (в 2 частях)», Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Лёвкин А.Н.

«Химия. Профильный уровень (в 2 частях)», Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Лёвкин А.Н.

«Химия. Профильный уровень (в 2 частях)», Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Лёвкин А.Н.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Химия окружающей среды»

  • Курс профессиональной переподготовки «Химия: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция»

  • Курс повышения квалификации «Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по химии в условиях реализации ФГОС ООО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс повышения квалификации «Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническое сопровождение технологических процессов переработки нефти и газа»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы учета и мониторинга обращения с отходами производства и потребления»

Эти задания повышенного уровня сложности были введены в ЕГЭ только в 2018 году. Из пяти предложенных веществ предлагается выбрать такие, с которыми возможна окислительно-восстановительная реакция и реакция ионного обмена. Обычно вещества подобраны таким образом, что ученик может записать несколько вариантов реакции, но нужно выбрать и записать только одно уравнение из возможных.

Уместно рассмотреть задания 30 и 31 в комплексе, чтобы определить алгоритм действий и отметить типичные ошибки учащихся.

Подробно о задании № 30


Что должны уметь учащиеся?

  • определять степень окисления химических элементов;
  • определять окислитель и восстановитель;
  • прогнозировать продукты реакции с учетом характера среды;
  • составлять уравнения реакции и уравнения электронного баланса;
  • расставлять коэффициенты в уравнении реакции.

ЕГЭ. Химия. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

ЕГЭ. Химия. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Новый справочник содержит весь теоретический материал по курсу химии, необходимый для сдачи ЕГЭ. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы. Теоретический материал изложен в краткой, доступной форме. Каждый раздел сопровождается примерами тренировочных заданий, позволяющими проверить свои знания и степень подготовленности к аттестационному экзамену. Практические задания соответствуют формату ЕГЭ. В конце пособия приводятся ответы к заданиям, которые помогут объективно оценить уровень своих знаний и степень подготовленности к аттестационному экзамену. Пособие адресовано старшим школьникам, абитуриентам и учителям.

Купить

Что нужно повторить? Важнейшие окислители и восстановители (обязательно связать со степенью окисления элементов), особое внимание уделить веществам, которые могут быть либо восстановителями, либо окислителями. Не забывать о двойственности процесса: окисление всегда сопровождается восстановлением! Еще раз повторить свойства окислителей:

  • Азотная кислота.Чем активнее восстановитель и меньше концентрация кислоты, тем глубже протекает восстановление азота. Вспомнить, что азотная кислота окисляет неметаллы до оксокислот.
  • Серная кислота. Обратная зависимость: чем выше концентрация кислоты, тем глубже протекает процесс восстановления серы. Образуется SO2, S, H2S.
  • Соединения марганца. Здесь все зависит от среды — при этом встретиться на задании может не только KMnO4, но и другие соединения, с менее выраженными свойствами окислителя. В кислой среде продуктами реакции чаще всего бывают марганец и соли: сульфаты, нитраты, хлориды и т.д. в нейтральной — восстановление до оксида марганца (бурый осадок). В сильной щелочной среде происходит восстановление до манганата калия (ярко-зеленый раствор).
  • Соединения хрома. Полезно помнить окраску продуктов реакции при взаимодействии веществ с хроматами и бихроматами. Запоминаем, что хроматы существуют в щелочной среде, а бихроматы — в кислой.
  • Кислородсодержащие кислоты галогенов (хлора, брома, йода). Восстановление происходит до отрицательно заряженных ионов хлора и брома, в случае с йодом — обычно до свободного йода, при действии более сильных восстановителей — до отрицательно заряженного. Повторите названия кислот и солей хлора, йода и брома — ведь в названии представлены не формулы, а названия.
  • Катионы металлов в высшей степени окисления. Прежде всего, медь и железо, которые восстанавливаются до невысоких степеней окисления. Такая реакция проходит с сильными восстановителями. Не путать эти реакции с обменными!

Полезно еще раз вспомнить свойства веществ с окислительно-восстановительной двойственностью, таких как пероксид водорода, азотистая кислота, оксид серы IV, сернистая кислота, сульфиты, нитриты. Из восстановителей, вероятнее всего, вам встретятся на ЕГЭ бескислородные кислоты и их соли, гидриды щелочных и щелочноземельных металлов. Их анионы окисляются до нейтральных атомов или молекул, которые могут быть способны к дальнейшему окислению.

При выполнении задания можно описывать различные типы реакции: межмолекулярные, конпропорционирования, диспропорционирования (самоокисления и самовосстановления). А вот реакцию разложения использовать нельзя, так как в задании есть ключевые слова: «составить уравнение между реагирующими веществами».

Как оценивается задание? Раньше за указание окислителя и восстановителя и за запись электронного баланса давалось по 1 баллу, теперь — за сумму этих элементов дается максимум 1 балл. Максимум за задание — 2 балла, при условиях правильной записи уравнения реакции.

Подробно о задании 31


Что нужно повторить?

  • Правило составления реакции. Формулы сильных электролитов (сильных кислот, щелочей, растворимых средних солей) записываются в виде ионов, а формулы нерастворимых кислот, оснований, солей, слабых электролитов — в недиссоциированной форме.
  • Условия протекания.
  • Правила записи.Если записываем ион, то сначала указываем величину заряда, потом знак: обратить на это внимание. Степень окисления записывается наоборот: сначала знак, потом величина. Важно, что данная реакция протекает не просто в сторону связывания ионов, а наиболее полного связывания ионов. Это важно, потому что некоторые сульфиды, например, взаимодействуют со слабыми кислотами, а с некоторыми нет, и это связано со степенью прочности связей между элементами внутри соединений.

ЕГЭ. Химия. Большой сборник тематических заданий по химии для подготовки к ЕГЭ

ЕГЭ. Химия. Большой сборник тематических заданий по химии для подготовки к ЕГЭ

Вниманию школьников и абитуриентов впервые предлагается учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по химии, которое содержит тренировочные задания, собранные по темам. В книге представлены задания разных типов и уровней сложности по всем проверяемым темам курса химии. Каждый из разделов пособия включает не менее 50 заданий. Задания соответствуют современному образовательному стандарту и положению о проведении единого государственного экзамена по химии для выпускников средних общеобразовательных учебных учреждений. Выполнение предлагаемых тренировочных заданий по темам позволит качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ по химии. Пособие адресовано старшим школьникам, абитуриентам и учителям.

Купить

Примеры заданий

Пример 1. Даны: сульфат хрома (III), нитрат бария, гидроксид калия, пероксид водорода, хлорид серебра.

Задание 30. Лучше всего сразу составить формулы веществ: так будет нагляднее. Затем — внимательно их рассмотреть. Вспоминаем, что сульфат хрома в щелочной среде окисляется до хромата — и пишем уравнение реакции. Сульфат хрома является восстановителем, пероксид водорода — окислителем. Степень окисления записывается как +3.

Задание 31. Здесь возможно несколько вариантов: например, взаимодействие сульфата хрома (III) со щелочью с образованием нерастворимого осадка. Или — образование комплексной соли в избытке щелочи. Или — взаимодействие нитрата бария с сульфатом хрома. Важно выбрать один вариант, который будет для ученика наиболее безопасным и прозрачным.

Пример 2. Даны: сульфид меди (II), нитрат серебра, азотная кислота, хлороводородная кислота, фосфат калия.

Задание 30. Вероятный выбор — взаимодействие сульфида меди и азотной кислоты. Обратите внимание, что это реакция не ионного обмена, а именно окислительно-восстановительная. Сульфиды окисляются до сульфатов, в результате получается сульфат меди (II). Поскольку кислота концентрированная, наиболее вероятно протекание реакции с образованием оксида азота (IV).

Задание 31. Здесь могут возникнуть сложности. Во-первых, есть риск в качестве уравнения ионного обмена выбрать взаимодействие между сульфидом меди и хлороводородной кислотой: это неверно. А вот что можно взять, так это образование хлорида серебра при взаимодействии нитрата серебра и хлороводородной кислоты. Можно взять и взаимодействие фосфата калия и нитрата серебра (не забудьте об образовании ярко-желтого осадка).

Пример 3. Даны: перманганат калия, хлорид калия, сульфат натрия, нитрат цинка, гидроксид калия.

Задание 30. Радуйтесь: если в списке есть перманганат калия, значит, окислитель вы уже нашли. А вот его взаимодействие со щелочью, с образованием манганата и выделением кислорода — реакция, которую школьники почему-то забывают. Другие варианты реакций здесь придумать сложно.

Задание 31. Снова возможны варианты: образование гидроксида цинка или комплексной соли.

Пример 4. Даны: гидрокарбонат кальция, железная окалина, азотная кислота, соляная кислота, оксид кремния (IV).

Задание 30. Первая сложность — вспомнить, что такое железная окалина и как этот оксид железа будет себя вести. В процессе взаимодействия с азотной кислотой железо окисляется до трехвалентного, продуктом реакции становится нитрат железа (III). Если кислоту взять концентрированную, то продуктом также будет оксид азота (IV). Можно поступить иначе: представить взаимодействие концентрированных кислот, соляной и азотной. Иногда в заданиях обговаривается концентрация кислоты; если уточнений нет — можно выбрать любую концентрацию.

Задание 31. Здесь самый простой вариант — реакция гидрокарбоната кальция с соляной кислотой с выделением углекислого газа. Главное —записать формулу именно гидрокарбоната.

ЕГЭ. Химия. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

ЕГЭ. Химия. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Новый справочник содержит весь теоретический материал по курсу химии, необходимый для сдачи ЕГЭ. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы. Теоретический материал изложен в краткой и доступной форме. Каждая тема сопровождается примерами тестовых заданий. Практические задания соответствуют формату ЕГЭ. В конце пособия приведены ответы к тестам. Пособие адресовано школьникам, абитуриентам и учителям.

Купить

Пример 5. Даны: гидроксид магния, хлорид железа (III), серная кислота, сульфид натрия, нитрат цинка.

Задание 30. Проблемное задание: при взаимодействии между хлоридом железа и сульфидом натрия происходит не обменный, а именно окислительно-восстановительный процесс. Если в реакции участвует соль сульфид, то образуется не хлорид, а сульфид железа (II). А при реакции с сероводородом — хлорид железа (II).

Задание 31. Например, можно взять сульфид натрия с разбавленной кислотой, с выделением сероводорода. Можно также написать уравнение между гидроксидом магния и серной кислотой.

     Мы продолжаем вместе постигать тонкости ЕГЭ по химии, и на очереди сегодня одна из ключевых тем. Разбираемся в том, что такое окислительно-восстановительные реакции и где это знание встретится в КИМах. Поехали! 

ОВР – это?

     Что же такое овр? Окислительно-восстановительные реакции – это химические реакции, сопровождающиеся изменением степени окисления у атомов реагирующих веществ, при этом некоторые частицы отдают электроны, а некоторые получают.

     Еще немного теории. Разберемся, что такое окислитель и восстановитель

Окислители – это частицы (атомы, молекулы или ионы), которые принимают электроны в ходе химической реакции. При этом степень окисления окислителя понижается, а сами окислители восстанавливаются.

Восстановители – это частицы (атомы, молекулы или ионы), которые отдают электроны в ходе химической реакции. При этом степень окисления восстановителя повышается, а сами восстановители окисляются.

     Примеры типичных окислителей:

  • простые вещества-неметаллы с наиболее сильными окислительными свойствами (фтор F2, кислород O2, хлор Cl2);
  • сложные вещества, в составе которых есть ионы металлов или неметаллов с высокими положительными (как правило, высшими) степенями окисления: кислоты (HN+5O3, HCl+7O4), соли (KN+5O3, KMn+7O4), оксиды (S+6O3,  Cr+6O3)
  • соединения, содержащие некоторые катионы металлов, имеющих  высокие степени окисления: Pb4+, Fe3+, Au3+ и др.

     Примеры типичных восстановителей:

  • простые вещества-металлы (восстановительные способности металлов определяются рядом электрохимической активности);
  • сложные вещества, в составе которых есть атомы или ионы неметаллов с отрицательной (как правило, низшей) степенью окисления: бинарные водородные соединения (H2S, HBr), соли бескислородных кислот (K2S, NaI);
  • некоторые соединения, содержащие катионы с минимальной положительной степенью окисления (Sn2+, Fe2+, Cr2+), которые, отдавая электроны, могут повышать свою степень окисления;
  • соединения, содержащие сложные ионы, состоящие из неметаллов с промежуточной положительной степенью окисления (S+4O3)2–, (НР+3O3)2–, в которых элементы могут, отдавая электроны, повышать свою положительную степень окисления.

     Большинство остальных веществ способны проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства. 

Классификация ОВР

     Окислительно-восстановительные реакции принято делить на четыре типа:

  1. Межмолекулярные реакции

Протекают с изменением степени окисления разных элементов из разных реагентов. При этом образуются разные продукты окисления и восстановления.

  1. Внутримолекулярные реакции

Разные элементы из одного реагента  переходят в разные продукты. 

  1. Реакции диспропорционирования (самоокисления-самовосстановления)

Окислитель и восстановитель – один  и тот же элемент одного реагента, который при этом переходит в разные продукты.

  1. Репропорционирование (конпропорционирование, контрдиспропорционирование)

Окислитель и восстановитель – это один и тот же элемент, который из разных реагентов переходит в один продукт. Реакция, обратная диспропорционированию.

ОВР в ЕГЭ по химии

     На самом деле очень важно понять, что в данной статье мы даем далеко не всю теорию, которую следует знать, чтобы успешно справиться с заданиями на овр, иначе нам не хватило бы ни то, что одной статьи, пожалуй, и серии материалов, посвященных этой теме. Настоятельно рекомендуем проштудировать интернет и учебники, чтобы обзавестись полноценными “конспектами” по окислительно-восстановительным реакциям. 

     Во второй части ЕГЭ по химии овр мы встречаем в 29 и 30 заданиях. Предлагаем, рассмотреть несколько вариаций заданий и их решения.

Задание 29:

Из предложенного перечня выберите вещества, между которыми протекает

окислительно-восстановительная реакция. В ходе этой реакции не образуются осадок или газ. Запишите уравнение реакции с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

Перечень веществ: соляная кислота, нитрат серебра, дихромат натрия, хлорид железа(II), гидрокарбонат кальция, сульфит бария. 

Допустимо использование водных растворов.

Решение:

6FeCl2 + Na2Cr2O7 + 14HCl = 2NaCl + 6FeCl3 + 2CrCl3 + 7H2O

Fe+2 – 1𝑒̅ = Fe+3    6

2Cr+6 + 6𝑒̅= 2Cr+3  1

Задание 30:

Из предложенного перечня выберите вещества, между которыми протекает реакция ионного обмена с растворением осадка. 

Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с использованием выбранных веществ. 

Перечень веществ: соляная кислота, нитрат серебра, дихромат натрия, хлорид железа (II), гидрокарбонат кальция, сульфит бария. Допустимо использование водных растворов.

Решение:

BaSO3 + 2HCl = BaCl2 + H2O + SO2

BaSO3 + 2H+ + 2Cl– = Ba2+ + 2Cl– + H2O + SO2

BaSO3 + 2H+ = Ba2+ + H2O + SO2

     Сегодня мы окунулись в мир окислительно-восстановительных реакций: немного познакомились с теорией и посмотрели задания из реальных КИМов ЕГЭ по химии. Еще раз напоминаем, что в данной теме при самостоятельном обучении разбираться следует куда глубже, ведь теории – непочатый край! 

     Но помните, какой бы каверзной ни была тема, у вас все получится, и решению поддастся любое химическое уравнение. Мы в вас верим, ваш Умскул!

Добавить комментарий