Как составить палитру с картины

Цвет является основным ключом к нашим эмоциям. Он помогает понять события, смысл определенного жизненного периода. Цвет – это поток энергии, которая может передавать как положительное, так и отрицательное. У каждого есть шанс прочувствовать эту энергию не только в музеях, галереях или интернете, рассматривая произведения искусства, но и самому купить краски и взять в руки кисть. В процессе очень важно исследовать цвет, с помощью нужных комбинаций управлять эмоциями.

Художников нынче очень серьезно беспокоят вопросы цвета. Многие картины на наших выставках говорят об отсутствии цветовой культуры. В одних — неуместная, безвкусная яркость. В других — серость, выдаваемая авторами за тонкость цвета. Между тем, основы подлинной науки о цвете — в познании образов, в правильном сочетании. Эту гамму нужно почувствовать, понять, что она передает, какую эмоцию дает каждый цвет по отдельности и в сочетании с другими цветами. Есть несколько хороших приемов для начала изучения цветовой палитры вашего будущего шедевра.

1. Копирование цветовой гаммы

Первое из правил – учиться на работах других. Художники разных эпох постоянно брали чужие элементы и очень часто получали нужный результат. Это необъятное поле для экспериментов. Ведь какое сейчас количество шедевров, которыми мы наслаждаемся.

Давайте представим, что у вас есть нарисованный эскиз, но вы без понятия, как правильно управлять цветовой гаммой. Проблема довольно-таки частая. Ведь сколько хороших работ можно испортить, неправильно подобрав цвета. Для решения данной проблемы можно поискать похожие примеры, посмотреть на используемую цветовую палитру, сравнить с нашим ожидаемым результатом и понять, подходит ли она нам по ощущениям.

Скорее всего, в нужной гамме будет 2-3 основных цвета и 3-5 дополнительных цветов. На черновике можно попрактиковаться в смешивании красок, чтобы добиться нужного результата. Самая главная задача состоит в выдержке основного колорита рисунка.

2. Использование сближенной палитры цветов

О цветовой палитре обязательно надо задумываться заранее. Нежелательно наносить один цвет и только потом додумывать, что подойдет. Хорошая тактика – выбрать один оттенок и двигаться от него в разные стороны.

99

картина1

3. Техника наоборот – контрасты

Поначалу работы с техникой движения от одного цвета могут быть скучноваты и однообразны. Зритель сразу будет искать цветовой акцент. Большинство художников знают этот и применяют эту технику. Лучше всего нам поможет в этом природа.

40227114502340

С помощью таких контрастов мы можем выделить главное из общего, существенное из несущественного, правильно расставить акценты.

3. Не бойтесь грязи

Разные замыслы требуют разного подхода и техники. В академической живописи основным подходом являются естественные цветовые палитры с плавными переходами. Как же правильней всего передать, допустим, красоту зимне-весеннего пейзажа, где небо синее, молоденькая трава зеленая, а снег до сих пор белый? Можно попробовать добавить немного грязи. Это не грязь в прямом смысле, а всего лишь смешение цветов для плавных переходов. Такая техника сделает вашу работу более правдоподобной, ненавязчивой.

22_0

4. Монохромный стиль

Если вы замечаете у себя явные проблемы с цветовой палитрой, попробуйте поиграться с тенями. Вещь, которую очень трудно испортить – это монохром. Немного усложнит задачу выбор дополнительного одного цвета. Но такой метод одновременно и предотвратит путаницу.

Конечно, в школах живописи более точные правила. Вам могут показать примеры одного художника, но если вы попытаетесь писать в таком стиле, ваши работы могут подвергнуться жесткой критике. Ну а если вы сами начинаете рисовать дома, то вам нечего бояться. Смело смешивайте цвета, вдохновляйтесь и творите. Не останавливайтесь, если с первого раза что-то не выйдет. Это все будет служить прекрасным опытом. Ошибками, на которых вы будете учиться. Сделав 100 попыток, 101 обязательно выйдет изумительной 🙂

Превью: Depositphotos

Читайте также:

Понимание цвета

Лучшие видео уроки по теории цвета

Цветовые тренды мира по сезонам года

Как облегчить себе выбор палитры для рисунка и упростить работу с цветом.

Чтобы упростить подбор удачных цветовых сочетаний, многие художники обращаются к цветовым кругам и цветовым схемам. Разбираемся, какими они бывают, как ими пользоваться и почему не стоит ими злоупотреблять.

Прим.: эта статья больше подойдет для новичков в рисовании. Если вы уже опытный художник, почитайте наши статьи о температуре цвета и влиянии перспективы на нее.

Что такое цветовой круг?

Цветовой круг — это набор первичных и вторичных цветов, которые используются как основа для получения более сложных оттенков. По сути, это спектр цветов, расположенных по кругу.

Одним из самых популярных цветовых кругов считается круг Иттена (выше), в котором отображены:

  • три первичных цвета: красный, синий и жёлтый;
  • три вторичных, которые получились от смешивания первичных: зелёный, оранжевый и фиолетовый;
  • шесть третичных (смесь первичных и вторичных): жёлто-зелёный, красно-оранжевый и другие.

На этот круг часто опираются как раз в подборе цветовых схем.

В первую очередь цветовые схемы — это инструмент дизайнера. Они упрощают работу с плакатами, постерами и оформлением интерфейсов приложений. Художники их тоже используют, но при добавлении объёма происходит отход от так называемых «локальных цветов» из-за теплохолодности, света и так далее. В этом нет ничего страшного.

Виды цветовых схем

Покажем каждую на примере круга Иттена.

Комплементарные цвета

Это два цвета, которые на круге находятся друг напротив друга. Самые распространенные комплементарные пары: синий-оранжевый, фиолетовый-жёлтый и красный-зелёный.

Их можно увидеть, например, в «Подсолнухах» Ван Гога.

Винсент Ван Гог — «Подсолнухи». Источник

Художник Николас Коул называет комплементарную цветовую схему идеальной базой.

Тренируйтесь в использовании основных комплементарных пар, чтобы понять, как направить взгляд зрителя с помощью цвета. Попробуйте упражнения, где вы рисуете в строго ограниченной палитре.

Николас Коул

Если вы будете использовать такую схему, стоит помнить о том, что цвета на вашей работе будут сильно контрастировать. Если перестараетесь — ваша картинка может стать слишком резкой.

Аналоговые цвета

Находятся рядом — такие сочетания часто встречаются в природе и постер-арте.

Такие цвета любил использовать Клод Моне:

В «Японском мостике» художник использовал зелёный цвет и немного синего, на картине очень низкий контраст между оттенками.

Треугольная схема

Состоит из цветов, которые находятся на вершинах равностороннего треугольника.

Яркий пример — «Молочница» Вермеера:

Йоханнес Вермеер — «Молочница». Источник

Сплит-комплементарные цвета

Находятся на вершинах равнобедренного треугольника.

Это самая простая схема для новичков, так как в её использовании очень сложно ошибиться — любые цвета в ней будут смотреться хорошо практически в любой пропорции. Наглядный пример её использования — «Регата в Аржантёе» того же Моне.

Клод Моне — «Регата на Аржантёе». Источник

Прямоугольная схема

Состоит из двух комплементарных пар. На примере ниже показано, как сочетаются оранжевый с синим и зелёный с красным.

Наглядный пример использования этой схемы — другие подсолнухи Ван Гога.

Винсент Ван Гог — «Подсолнухи из Арля». Источник

Ван Гог также использовал четыре цвета — жёлтый для изображения цветов, зелёный для изображения вазы, голубой для стены и бледно-оранжевый для стола.

Квадратная схема

Состоят из цветов в вершинах квадрата.

Часто используются в дизайне интерьеров:

Типичный интерьер с цветами из квадратной схемы

И при изображении городских пейзажей:

Пэтти Моллика — «Верхний Вест-Сайд». Источник

Монохромная схема

Это оттенки одного из 12-и цветов круга.

Яркий пример использования такой схемы — ещё одна работа Моне.

Ахроматическая схема

Комбинация чёрного, белого и оттенков серого.

Очевиднее всего эта схема в книжном тексте или на веб-странице. Пример из изобразительного искусства — некоторые работы Резы Асфара.

Как пользоваться цветовыми схемами

Изображение из книги «Теория цвета и практическая живопись»

Используйте метод «База, нюанс, акцент»

При работе с цветом важно следить за тем, чтобы они не спорили между собой. Для этого цвета должны отличаться не только по тону, яркости и насыщенности, но и по площади цветовых пятен, чтобы рисунок не превратился в однородную массу. Количество одного основного цвета не должно быть равным количеству другого основного цвета. Лучше всего, когда это соотношение колеблется в пропорции 70 на 30% или даже 80 на 20%.

Хорошо подойдет метод, который делит палитру на базу, нюанс и акцент (БНА):

  • База — цвет, который занимает на холсте наибольшую площадь. Остальные цвета художники подбирают по отношению к нему.
  • Нюанс — дополнительный цвет, обычно — сосед на цветовом круге.
  • Акцент — цвет, наиболее контрастный к базе. Он самый заметный, хоть и с наименьшей площадью.

Рассмотрим БНА на примере:

Жёлто-зелёный кристалл притягивает взгляд, потому что его цвет работает как акцент. Жёлто-зелёного в работе меньше, чем красного и его соседей.

Уменьшайте насыщенность всех цветов, кроме акцентного

Слишком насыщенные цвета «шумят» и перетягивают внимание на себя. Чтобы избавиться от этого эффекта и сфокусировать внимание зрителя, нужно при смешении снижать насыщенность цветов и приближать их к центру цветового круга.

Комиксистка Ann Maulina (автор Raruurien и Varunair) предпочитает уменьшать насыщенность тёмных и светлых цветов, чтобы сделать акцент на полутонах.

На изображении показано движение от менее насыщенного цвета к более насыщенному, а потом обратно к менее насыщенному. Источник

Ann Maulina сравнивает цвета с голосами — когда их много, получается неразборчивая какофония. Сделайте эти голоса тише, но убедитесь, что их ведёт один основной, сильный голос. Этим голосом и будет основной цвет.

Пример понижения «голоса» цвета. Слева – негармоничные «громкие» цвета. В середине – менее насыщенные цвета, которые уже получше сочетаются. Справа — громкий цвет среди приглушённых. Источник

Расставляйте цвета по уровню яркости

Виды цветовых схем с примерами работ Ann Maulina: Монохромная, аналоговая, комплементарная, сплит-комплементарная, треугольная и прямоугольная. Источник

Ann Maulina советует во время использования схем расставлять цвета по уровню яркости. По мнению художницы, так их проще перенести на скетч.

На изображении показано расположение цвета по уровню яркости — блики, свет, светлый полутон, полутон, тёмный полутон, тень, тёмный акцент. Источник

Не нужно дотошно следовать схемам: используйте дополнительные цвета и оттенки

Цветовые схемы не решают всех проблем и использовать их нужно с умом. Распространённая ошибка новичков при подборе цветов — дотошное следование этим схемам и использование оттенков, которые в них участвуют. Обычно картинку не составляют из цвета схемы в чистом виде, а объединяют с помощью ненасыщенных промежуточных оттенков.

Хороший пример — популярная в кино палитра Teal Orange. Синий и оранжевый (бежевый, жёлтый) — любимое сочетание Голливуда. Это комплементарные цвета, которые можно получить, следуя схеме, но между ними есть и много других оттенков, которые в неё не попадают. Когда у вас есть всего два цвета, необходимы промежуточные оттенки, которые помогут сбалансировать картинку.

Кадры из фильмов «Люди Икс: Апокалипсис», «Остров», «Безумный Макс: Дорога ярости» и «Трансформеры». На всех использованы комплементарные цвета. Источник

Для работы с ограниченным количеством цветов вам понадобятся промежуточные оттенки: тогда картина заиграет и соберётся воедино.

Если присмотреться, в большинстве кадров с Teal Orange можно также увидеть холодные тени, которые в контексте обретают зеленоватый оттенок. Разумеется, в кадре присутствует не только оранжевый и не только синий, цвета находятся в балансе.

Полезные ссылки

  • На сайтах Adobe Color и Color Scheme можно подобрать цветовую схему онлайн, без регистрации и СМС.
  • На сайте Color Lisa можно изучать цветовые палитры известных художников вроде Марка Шагала и Сальвадора Дали.
  • Расширение для браузера ColorSnap будет полезно не только художникам, но и дизайнерам интерьеров. Оно подбирает цветовые палитры к любым изображениям на экране.
  • Сайт Coolors также автоматически подбирает палитры к загруженным изображениям, но без установки в браузер.
  • Сайт Canva тоже автоматически подбирает палитры к изображением, которые состоят из четырёх основных цветов.
  • Сайт Brandfolder создаёт палитры на основе изображений, но ещё и подписывает цветовые кодировки.

Статьи:

  • Помещаем объект в окружение. Изучаем свет и цвет
  • Все о теплохолодности, или какого цвета будут тени, свет и рефлексы
  • Температура цвета меняет перспективу. Правда ли это?
  • Цвет. Температура и восприятие
  • Работа с цветом. Опыт Марко Буччи, иллюстратора, сотрудничавшего с Walt Disney
  • Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

Текст написал Владимир Шумилов, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

Сегодня продолжим тему Колористического квадрата старых мастеров, начатую на канале ранее.

Живопись на ограниченную палитру, что это?

Давайте разобраться вместе))

1. Ограниченная палитра в тёплой гамме.

Цветовой квадрат старых мастеров:

  • Кадмий красный средний
  • Кадмий жёлтый средний
  • Белила цинковые
  • Чёрная

Это набор из 4 цветов: жёлтый, красный, чёрный и белый. Предпочтительнее использовать кадмий жёлтый средний и кадмий красный средний, чтобы получать как оттенки склонные к оранжевому, так и тёмные, холодноватые бордовые.

Художественная Школа Jotto
Художественная Школа Jotto

Все цвета распределяются по углам квадрата таким образом, что по диагонали друг от друга находятся чёрный и белый и красный и жёлтый.

 Оттенки цвета смешиваются как непосредственно поштучно, так и попарно.

 Попарно, то есть:

красный и белый дают множество оттенков розового,

жёлтый и белый – светло жёлтые цвета,

жёлтый и чёрный – шкалу оливковых, зеленоватых цветовых тонов,

а чёрный и красный – множество бордовых.

Кроме того, диагонали квадрата образуют 2 шкалы цветовых оттенков – ярко-оранжевую (насыщенную) и серую от белого до чёрного (ненасыщенную).

Рембрант "Блудный сын в таверне"
Рембрант “Блудный сын в таверне”

Именно в этой цветовой гамме Рембрант достигал этого великолепного эффекта освещения, по которому узнаются его картины.

Как видите, всего на 4-х красках можно создавать шедевры. Потому что так проще достигнуть колористического единства красок. Согласны?

Таким способом, при помощи смешивания 2-3 оттенков можно получить как более так и менее насыщенные тёплые цвета (добавлением к жёлтому и красному разных серых).

Художник может одновременно подбирать оттенки по цветовому тону друг к другу (в диапазоне: красный – жёлтый – зелёный). А также сразу работать со светлотой цвета (затемнить или высветлить нужный оттенок).

При помощи подобной ограниченной палитры даже начинающему живописцу будет легко намешать огромное количество:

красных (от рубинового до рыже-красного, от цвета пыльной розы до алого),

коричнево-бежевых оттенков,

благородных оливково-зелёных и золотисто-серых.

Все цвета и оттенки в этой цветовой схеме максимально гармоничны по всем трём характеристикам и подходят как для написания учебных работ, так и для реализации творческих идей.

Кстати, Рубенс тоже работал в такой палитре, но колорит создавал другой.

Питер Пауль Рубенс "Охота на львов"
Питер Пауль Рубенс “Охота на львов”

Подобная ограниченная палитра идеальна для рисования портретов и натюрмортов, живописи человеческого тела, хороша для создания композиций с фигурами людей. Примеры из истории искусств тому подтверждение.

Именно эту комбинацию оттенков цвета можно применять во время обучения с нуля, когда рисуем натюрморт в цвете – это переходное упражнение между гризайлью (одноцветной живописью) и полной палитрой цветов.

2. Ограниченная палитра с использованием контрастных цветов.

Цветовой квадрат художников Нового времени:

  • Оранжевая
  • Кобальт синий светлый
  • Белила цинковые
  • Чёрная

Начиная с XVII века развивается производство красок, появляются новые цветовые пигменты, исследуются законы цвета и света, разумеется художники применяют всё это в своих произведениях.

Один из примеров обновлённого взгляда на ограничение по цвету в живописи – использование дополнительных цветов в ограничении живописной палитры.

Теперь в цветовом квадрате вместо родственных тёплых оттенков присутствуют противоположные цвета спектрасиний и оранжевый.

Художественная Школа Jotto
Художественная Школа Jotto

В меру разные по светлоте и максимально насыщенные кобальт синий светлый и оранжевый, образуют цветовую диагональ квадрата, в противовес бесцветной (чёрный и белый).

Франсуа Буше. Борей похищает Орейфию
Франсуа Буше. Борей похищает Орейфию

Смеси цветов по сторонам квадрата также дают красивые насыщенные оттенки с изменением светлоты цвета:

чёрный + синий = тёмные синие,

синий + белый =светлые синие,

оранжевый + белый = оттенки персикового,

оранжевый + чёрный = тёмные рыжие.

Иван Константинович Айвазовский "Буря на море лунной ночью"
Иван Константинович Айвазовский “Буря на море лунной ночью”

Смеси оттенков серого и оранжевого или синего, создают целую гамму холодных и тёплых оттенков.

Это более и менее насыщенные золотистые, охристые, мутно-голубоватые, серо-синие и просто цветные серые цвета и оттенки.

А они легко применимы для практически любой задачи – от этюда интерьера до пейзажа в разных состояниях, от классического портрета до современной сюжетной композиции.

Смотрим картины мастеров прошлого и сопоставляем их цвета с цветовой схемой выше.

Как видите, возможности такой ограниченной палитры достаточно широки, а способы применения весьма разнообразны.

3. Тёплая ограниченная палитра.

  • Умбра ленинградская натуральная
  • Английская красная
  • Белила цинковые
  • Чёрная

Для тех, кто любит рисовать маслом и кое-что понимает в способах и приёмах нанесения краски на холст, а именно, любителям сочетать прозрачные лессировки с плотным, укрывистым письмом, понравится палитра тёплых земляных красок.

Помимо чёрного и белого в неё входят английская красная и умбра ленинградская натуральная (как альтернатива – капут-мортуум и охра светлая).

Жорж де Латур. Гадалка
Жорж де Латур. Гадалка

Лессировочная умбра ленинградская создаёт множество тёплых зеленоватых цветовых нюансов. А укрывистая английская красная с дополнительным разбелом – гармонию коралловых, нежно-розовых и омаровых цветов.

Таким образом, можно одновременно создавать приятный и неназойливый цветовой, тональный и светлотный контраст в одной работе.

Смесью этих цветов с чёрным и белым легко получить нюдовые (телесные) оттенки и сложные хроматические (цветные) серые.

А если еще использовать разные способы нанесения и фактуры, – добавится и фактурный контраст.

Жан Батист Камиль Коро. Прерванное чтение
Жан Батист Камиль Коро. Прерванное чтение

Опытный художник понимает, что для создания наиболее гармоничного по цвету изображения ему приходится постоянно ограничивать свою палитру.

Какая бы задача ни стояла, насколько многокрасочным и “цветным” ни был исходный сюжет, в живописи участвует только часть красок из основного набора.

Поэтому старые мастера, выбирая цветовую палитру своей картины в первую очередь обращали внимание на колорит. Который был направлен в сторону синего или тёплого, серебристого или другого решения.

А затем выявляли 1-2 основных цвета, 2-3 оттенка (как дополняющих основные). Например, пара нейтральных (охра, серые).

Оттенки не вошедшие в “основной состав” не использовались.

Интересно выглядит современная живопись, выполненная в подобной гармонии ограничения по цвету, которая одновременно демонстрирует лессировочные прозрачные участки, традиционную живопись кистями и работу мастихином.

художник Александра Манукян
художник Александра Манукян

Такой рецепт гармонического использование минимума цветов в живописи не нов, но, на мой взгляд, очень свеж и удобен.

И, как я уже писала на канале, – насколько качественно художник умеет отбирать оптимальное количество и качество цветовых пигментов для работы над картиной, настолько легко и свободно ему будет рисовать красками.

Подведем итог.

Ограничить цветовую палитру для достижения колористического единства можно:

1. По принципу доминирующего цвета и родственных ему оттенков.

Например:

ультрамарин и бирюзовый, + изумрудный, серо-голубой и т.д.

Или

2. На основе 2 контрастных цветов, а также оттенков близких к ним

Например:

жёлтый и фиолетовый, + лиловые, лимонные, охристые цвета.

Какие оттенки вы подберете в качестве родственных или близких – это уже принципы гармонизации цветов в живописи, отличающиеся от принципов построения ограниченной палитры.

——–

Друзья, был ли вам интересен этот материал?

Все ли понятно?

А чтобы действительно была польза, а не просто информация к размышлению… Попробуйте найти примеры картин современных художников, которые владеют такими колористическими знаниями. Эти картины сразу заметны. Они цельны и гармоничны по цвету. В них нет диссонанса.

А еще лучше попробуйте сами написать хотя бы этюд, используя одну из схем старых мастеров. И вы увидите насколько это интересно, а результат будет впечатляющий!

Удачи вам и творческих взлетов!

P. S. Возможно найдётся скептик, который возразит по поводу того, что картины этих старых мастеров сейчас уже нельзя назвать живописью. Потому что после них уже были импрессионисты, написаны труды по цветоведению.

Да, конечно. Это все так.

Но кто вам мешает писать по опыту старых мастеров и добавить в свою живопись теплохолодность, как это делают многие? Подумать о колорите своей картины и сделать её более профессиональной, а не создавать кич, которым кешит интернет.

#секреты мастеров #живопись #колорит

  • ВСЕ

  • Рисование

  • Советы художника

  • История искусств

  • Живопись

  • Рисунок

  • Цветоведение

  • Поэтапное рисование

  • Вдохновение

  • О художниках

  • Ученики

  • Композиция

  • Абстракция

  • Книги


Как смешивать цвета? Виды цветов, оттенки цвета в живописи, способы смешения.

01.03.2019 14:46

Оптическое (Аддитивное) смешение цветов. Акварель.

   Вообще, теория цвета – не самая простая вещь и в двух словах тут всё не объяснишь. Многое я уже даже прописала в определении цвета для словаря художественных терминов https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/tsvet#more. Поэтому в этой статье сконцентрируемся на живописи непосредственно.

Сложнее всего начинающим художникам получить множество оттенков одного цвета, которые соответствуют своим прототипам в реале. Восприятие цвета пока не сильно развито, понимание смесей красок отсутствует и изменение цвета в разных участках предмета, в зависимости от его степени освещённости, соседства с другими предметами, цветовой среды, не особо заметно. Именно поэтому и возникают у самоучек-художников вопросы: как намешать цвет тела? как рисовать тени? почему цвет становится грязным? как правильно смешивать цвета?
  Давайте по-порядку. Чтобы было удобнее представлять цвета и оттенки, будем опираться на цветовой круг. Любой. 12-24 частного цветового круга будет достаточно.

Цвета спектра.

   Все цвета цветового круга называются спектральными или чистыми, так как они не замутнены примесью нейтрального серого (максимально насыщенные) и не высветлены/не затемнены (не имеют примеси белого или чёрного). Эти цвета редко используются в чистом виде в живописи (разве что в декоративной), но позволяют получить множество оттенков цвета на своей основе. Это хроматические (цветные) цвета. Они могут взаимодействовать в смесях друг с другом и с ахроматическими цветами (серым, белым, чёрным). В живописи даже ярко окрашенные предметы не рисуют чистым цветом – цвет окраски предмета будет проявляться в чистом виде только в паре мазков на границе света и тени. Все остальные части поверхности пишут изменённым цветом, на него влияет цвет светового потока, цвет тени, рефлексы от соседних предметов… И даже общий колористический строй картины может влиять на цвет предмета, изменяя его для более гармоничного восприятия картины зрителем.

Первичные цвета.

   Итак, существуют 3 основных (первичных) цвета – красный, синий и жёлтый. Они даны нам от природы и их нельзя получить смешением. Но зато из них можно получить все остальные оттенки спектральных цветов. Грубо говоря, если у художника в арсенале есть 3 базовых цвета + чёрный и белый (ну, я бы добавила охру), то, грубо говоря, можно заниматься живописью. Правда, есть уточнение: основные цвета должны быть смешиваемыми, например, кадмий жёлтый средний, ультрамарин или кобальт синий спектральный, красная или кадмий красный средний (кроме масла! в масляных красках есть свои правила смешивания цветом, основанные на химических соединениях красок – это отдельная история). В идеале иметь стандартный набор из 12 красок (в них, обычно 2 разных красных, 2 разных синих и нейтральная жёлтая). Дело в том, что тёплые оттенки лучше смешивать с тёплыми, а холодные с холодными, тогда замесы будут чистыми, насыщенными и точными (детская гуашь не подойдёт). То есть, краплак или кармин смешиваем с кобальтом синим, а кадмий красный светлый – только с жёлтым или охрой. Ну об этом ещё поговорим позже.

Вторичные и третичные цвета.

   Смеси первичных цветов дают так называемые вторичные или составные цвета: красный с жёлтым – оранжевый, синий с жёлтым – зелёный, красный с синим – фиолетовый. Вторичные цвета уступают по силе цвета и насыщенности первичным, но они тоже являются чистыми цветами. Смешивание первичных и вторичных цветом даёт третичные цвета: жёлто-зелёный, лиловый, красно-оранжевый, сине-зелёный и другие. Вот и выходит, что при смеси качественных профессиональных красок нужных оттенков между собой можно получить почти все цвета спектра.
   Но богатая палитра разных оттенков цветов в магазине художественных товаров тоже нужна. Иногда намешать точный насыщенный цвет не получается (чем большее количество красок участвует в смеси, тем более тусклый и малонасыщенный оттенок получится), поэтому неплохо иметь в запасе готовые, полученные химическим путём на фабрике краски вторичных и третичных цветов – оттенки оранжевого, разные жёлтые (от лимонного до палево-жёлтого), бирюзовые и сиреневые. В чистом виде они в живописи так же не используются, зато помогают создать точные, яркие, насыщенные цветом замесы. Особенно это важно в живописи натюрмортов из ярких, контрастных по цвету предметов и пейзажей.

Дополнительные цвета.

   Это пары цветов: вторичные цвета, лежащие напротив первичных в цветовом круге – жёлтый-фиолетовый, красный-зелёный, синий-оранжевый. Они усиливают друг друга при положении рядом и убивают друг друга при смешивании. В смесях они дают сложный серо-коричневый цвет, поэтому начинающим художникам не рекомендуют составлять прямые смеси из этих цветов. Чуть ниже я опишу способы смешивания оттенков и вы сможете найти выход из ситуации, если всё же “подружить” между собой контрастные оттенки нужно. Кстати, про контрасты: после чёрного и белого, эти взаимодополнительные цвета представляют собой самые сильные и приятные для восприятия человеком контрасты цвета. Причём, жёлтый и фиолетовый – самый сильный, а красный и зелёный – самый слабый из них. Кроме того, важно не только качество цвета при их сопоставлении и применении в живописи, но и количество. Например, чтобы картина выглядела гармонично и красиво, жёлтого нужно взять 1/4, а фиолетового 3/4; оранжевого – 1/3, а синего – 2/3, красного и зелёного – в равных частях. И не важно, смешанные они с другими цветами или чистые, таково восприятие цвета человеческим глазом. Почитайте Иттена, там всё подробно и просто разобрано.

Ненасыщенные и малонасыщенные цвета.

   Я уже писала, что цвета в живописи приходится не только усложнять спектральными оттенками, но и замутнять, то есть добавлять к ним нейтральные серые – такие цвета называются малонасыщенными. Чаще всего они требуются для написания теней на предметах и объектах, а также сложных, сероватых, изменённых оттенков цвета. Нарисовать красками объёмный предмет без малонасыщенных цветов не получится, ведь даже самые чистые оттенки в тенях, полутенях и под воздействием среды и соседних цветов, мутнятся, делаются блёклыми, сероватыми.
  При добавлении в спектральный цвет чёрного или белого, лёгкое замутнение тоже происходит, но в первую очередь, меняется светлота – цвет становится светлее или темнее спектрального. Чёрный, белый и их смесь – ненасыщенные цвета (в них нет ни капли насыщенного спектрального оттенка), поэтому они усложняют цвет при смеси, но не изменяют его в какую либо сторону – тёплую (ближе к жёлто-оранжевой части спектра) или холодную (ближе к сине-фиолетовой части спектра). А в природе, в натуре эти изменения тепло-холодности непременно есть. В этом заключается частая ошибка художников-самоучек – к спектральному цвету они подмешивают белила в свету и чёрный в тени, не учитывая изменения цвета по самому цветовому оттенку (цветовому тону) и тепло-холодности.
 

Виды смешения цветов.

С цветами и оттенками разобрались, теперь давайте выделим типы смешивания цветов. Их 3: механическое смешение, оптическое смешение и пространственное смешение.

* Механическое смешение цветов происходит, когда мы замешиваем оттенки цвета – смешиваем краски на палитре: добавляем, например, к красному синий, размешиваем и получаем фиолетовый. Традиционный для начинающих художников вид смешивания цветов и оттенков помогает понять и почувствовать нужное количество цвета для замеса, учит экономично расходовать краски, помогает различать “чистые” и “грязные” оттенки цвета, точно намешивать на палитре нужный цвет и класть его на своё место на картине, набирая изображение как цветную мозаику. Такой тип смешения особенно хорош при работе с кроющими красками – маслом, акрилом, гуашью. Механическое смешение красок хорошо видно в живописи художников классицистов, в живописи эпохи барокко и рококо.

* Оптическое смешение цветов (аддитивное) удобнее объяснять на примере монитора компьютера. Это смешение цветовых лучей разного оттенка, одновременно наведённых на белую основу. Например, если использовать 2 софита с фильтрами разных цветов – жёлтого и синего – и навести оба цветных световых потока на белый экран, то на их пересечении выявится зелёное цветовое пятно. В некотором роде, такое смешение демонстрирует принцип лессировки, когда один прозрачный цвет накладывается на другой (например в акварели), но это не совсем так, ведь механически накладывая цвета друг на друга, получаемые оттенки будут отличаться от принципа смешения световых волн. Такое смешение цветов мы можем наблюдать в театре, при работе художника по свету или в графическом дизайне и цифровой иллюстрации до выхода на печать, когда цветное изображение создаётся на экране монитора в системе RGB. Частично этот принцип смешения применялся художниками эпохи возрождения, когда матовый светлый слой краски с применением белил перекрывался тончайшим прозрачным слоем лессировки (жидко разведённой краски без белил) контрастного цвета.

Воскресный день на острове Гранд-Жатт. Жорж Сёра. 1886. (Пуантилизм)

* Пространственное смешение цветов (субтрактивное) представляет собой положенные рядом друг с другом (в касании) небольшие участки выкрашенные в контрастные цвета или мазки разных цветов, которые при восприятии с расстояния сливаются в единый общий цвет. Например, положенные рядом отдельные мазки жёлтого и красного цветов с небольшого расстояния будут выглядеть цельным, слегка вибрирующим оттенками оранжевым цветом. А так как любую картину следует смотреть с небольшого расстояния, а не впритык, то принципом пространственного смешения цветов следует владеть любому художнику. Особенно ярко данный приём смешения красок выражен в искусстве импрессионистов и некоторых постимпрессионистов (например, пуантилистов – когда изображение создавалось отдельными цветными точками, сливающимися на расстоянии в сплошное вполне реалистическое изображение).

Подводя итоги, выделю главное – в живописи цвет изменяется по 3 основным параметрам:

* изменение цветового тона – изменяются при смешивании оттенки внутри цветового круга (смешивание первичных, вторичных и третичных цветов друг с другом);

* изменение светлоты (высветление, затемнение) – при смешивании цвет изменяется в сторону чёрного или белого;

* изменение насыщенности (замутнение) – при смешивании цвет изменяется в сторону серого (насыщенный или малонасыщенный).

Существует 3 способа смешивания красок для картины – все они, в той или иной степени, хороши и применимы в современной живописи. Они все могут применяться одновременно даже в одной картине. Понимание, какой именно приём или способ составления и смешения красок необходим художнику в каждом конкретном случае, делает картины наиболее выразительными и интересными для зрителя, а владение всем арсеналом средств живописца помогает художнику создавать уникальные авторские произведения живописи.

Практика без теории – дорога, проходимая вслепую, теория без практики – стояние на месте. Поэтому понимание основ цветоведения, использование в собственных учебных и творческих работах основ теории цвета делают художника не только подкованным профессионально, но и свободным в выборе средств и изобразительных приёмов, а значит делает творчество осознанным, авторским, качественным.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂



  • Назад


  • Вперед

Добавить комментарий