Как составить памятку по параграфу

Памятки по работе с текстом

ПАМЯТКА № 1. (Как работать с параграфом
учебника)

1. Прочитай весь параграф, составь
целостное представление об описанных в нем событиях, явлениях. Внимательно
рассмотри карты, схемы, другие иллюстрации.

2. Обрати внимание на выделенные в учебнике
факты, выводы, идеи.

3. Постарайся связать с материалом параграфа
то, что увидел и услышал на уроке, что записал в тетради. 4. Вспомни, что ты
читал по изучаемой теме, что видел в музее, в кинофильмах и т. д.

5. Иногда необходимо просмотреть параграфы,
изученные ранее.

6. Если что-то кажется непонятным или какой-то
вопрос заинтересовал тебя, обратись к словарю, энциклопедии.

7. Если тебе необходимо, составь
развернутый план – он облегчит подготовку домашнего задания.

8. Проверь, знаешь ли ты материал темы,
перескажи его, сначала пользуясь планом, потом без него.

9. Подготовь ответы и задания, которые
рекомендованы учителем.

ПАМЯТКА № 2. (Как составить план)

1. Внимательно прочитай текст.

2. Раздели его на отдельные логические
части, выдели в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавь части.

4. В каждой части выдели несколько
положений, развивающих главную мысль.

5. Теперь остается проверить, все ли
основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.

ПАМЯТКА № 3. (Работа с понятиями)

1. Пользуясь текстом учебника (справочника)
выпиши в тетрадь заданные понятия.

2. Подчеркни одной чертой термин и двумя
чертами – определение. Например: нивелир – прибор для измерения относительной
высоты. Помни, что термин отвечает кратко на вопросы кто? что?. Помни, что
определение разъясняет как? где? для чего?

3. Составь с каждым понятием по одному
предложению.

ПАМЯТКА № 4. (Составление конспекта)

1. Конспект – изложение основного
содержания текста с выделением наиболее значимых и интересных положений.

2. Перед конспектированием необходимо
тщательно изучить конспектируемое произведение.

3. Конспектированию предшествует
составление плана.

4. В начале конспекта необходимо точно
указать фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название
работы, место и год издания.

5. Наименование глав, разделов, параграфов
конспектируемой работы всегда указывается точно.

6. Изложение текста дается сжато, но
основные мысли и аргументы записываются подробно.

7. В конспекте можно использовать цитаты.

8. При оформлении конспекта используйте
подчеркивания, условные знаки, пометки на полях, они помогут в работе.

ПАМЯТКА №5. (Подготовка доклада,
сообщения)

1. Уточни тему у учителя.

2. Подбери литературу в школьной или
домашней библиотеке.

3. Отбери лишь тот материал, который тебе
понятен и интересен.

4. Составь план отобранного текста.

5. Перепиши текст, подчеркивая то, что
трудно запоминается или нужно зачитать (имена, даты и др.) .

6. Составь 2-3 вопроса для учащихся, чтобы
задать их после прослушивания. 7

. На обложке укажи тему доклада, источник
информации, свои имя и фамилию, класс.

8. Подготовь пересказ текста.

ПАМЯТКА № 6. (Работа со статистическими
данными)

1. Вид статистических данных (таблица,
график, столбиковая или круговая диаграмма).

2. Какие сведения мы извлечем из этих
данных?

3. В каких единицах измерения приводятся
данные?

4. Какой период времени охватывают
статистические данные?

5. Сравните основные показатели.

6. Какие выводы и прогнозы можно сделать,
исходя из этих данных?

ПАМЯТКА № 7. (Сравнение двух фактов)

1. Подумай, по каким признакам можно судить
о сходстве и различии данных событий (явлений).

2. В каком порядке лучше расположить эти
признаки? Почему?

3. Перечисли черты сходства.

4. Перечисли черты различия.

5. Сделай выводы.

ПАМЯТКА № 8 . (По «сворачиванию»
текстовой информации в таблицу)

1.Прочитать текст.

2. Проанализируй, что является главным
«действующим лицом» в тексте: что именно описывается – объект (объекты), или
процесс (процессы).

Если «героем» текста является объект, тогда
в названиях вертикальных столбцов – граф- могут быть:

название объекта;

состав объекта;

структура объекта;

особенности объекта.

3. Если в тексте идёт речь о процессе, то
столбцы могут содержать информацию о:

название процесса;

условие процесса;

механизмах процесса;

результатах процесса;

значение процесса в природе (или для
человека).

4. Если в тексте сравниваются два или
несколько объектов или процессов, то достаточно трёх столбцов:

название объекта (процесса);

сходство;

различие.

ПАМЯТКА №9 (Преобразование текста в
схему)

1. Прочитайте текст, выделите в его
содержании главные и соподчиненные понятия.

2. Определите, каким образом эти понятия
между собой связаны.

3.Заполните схему соответственно выделенной
зависимости.

ПАМЯТКА №10. (Работа с графиками)

1.Прочитать название графика. Определить
какая зависимость отражена, в каких единицах.

2.Определить цифровые показатели
графических изображений путем их сопоставления по годам, отраслям, видам
продукции. Сопоставление цифр завершается выводом

3.Объяснить причины изменения процесса

ПАМЯТКА №11. (Работа с диаграммой)

1.Читаем название диаграммы. Выясняем, что
отображено на диаграмме.

2.Знакомимся с условными обозначениями.

ПАМЯТКА № 12. (Построение диаграммы)

1. Выбор типа диаграммы.

2. Выбор диапазона данных, т.е. ряда с
данными, по которому строят график (столбец или строка). Определяют имя ряда
данных (имя кривой на графике) и подпись оси Х (т.е. определяют те значения по
оси X, для которых строится график).

3. Оформление диаграммы. Здесь определяют
название диаграммы, подписи осей, отображение и маркировка осей координат,
отображение сетки линий, параллельных осям координат, расположение легенды,
размещение таблицы данных, подписи данных (значения на графике).

Как составлять план параграфа

В плане параграфа кратко выражаются ключевые идеи текста и пошаговость развития мысли. Имея перед глазами план, легко вспомнить и пересказать материал учебника, подготовиться к экзаменам. Чтобы потренироваться в создании плана, выберите небольшой параграф, состоящий из 15-20 абзацев или меньше. В дальнейшем сможете перейти к текстам любого размера.

Как составлять план параграфа

Инструкция

Напишите заголовок параграфа. Ниже будут располагаться пронумерованные пункты плана.

Прочитайте первый абзац и выразите одной фразой, о чем идет речь. Например, читаете учебник физики, и в первом абзаце рассказывается об открытиях Ньютона. В плане не надо писать подробности и нюансы. Достаточно указать, что можно найти в начале параграфа: “Первый закон Ньютона”.

По аналогии со вторым шагом проработайте оставшиеся абзацы. Пункты плана похожи на указатели населенных пунктов вдоль автомобильных трасс. Написано: город Москва. И можно ехать в указанном направлении. Так достаточно посмотреть в план, чтобы понять, о чем идет речь в параграфе.

Выберите для работы длинный и сложный параграф. Теперь не нужно описывать каждый абзац текста, предстоит действовать по другому принципу.

Читайте текст и разделяйте карандашом смысловые части, не обращая внимания на абзацы. В том же учебнике физики пять-шесть абзацев могут быть посвящены первому закону Ньютона, еще шесть-семь абзацев – второму закону Ньютона, и оставшиеся девять абзацев – третьему закону Ньютона. Потом пятнадцать абзацев посвящены практическим примерам. Соответственно, параграф можно разделить на четыре смысловые части: три части о законах Ньютона и последняя часть с задачами. А можно выделить по смыслу и каждую задачу – делайте по своему усмотрению.

Выразите одной фразой, о чем идет речь в каждой смысловой части. Получится краткий план параграфа. Если желаете, некоторые пункты плана можно разбить на подпункты. Например, сделать в плане четыре главных раздела, как в пятом шаге. Последний, четвертый раздел можно назвать “Задачи и упражнения”. И сделать подпункты, в которых расписать названия задач.

Выберите для работы еще один длинный параграф и составьте план по аналогии с пятым и шестым шагами, но не используя пометки карандашом. Теперь работа пойдет быстрее: читайте и сразу пишите план.

Источники:

  • как составить план заданий

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Наталья Сергеевна Козлова

Памятки для самостоятельной работы учеников включают в себя:

ПАМЯТКА № 1. (как работать с параграфом учебника)

ПАМЯТКА № 2. (как составить план)

ПАМЯТКА № 3. (работа с понятиями)

ПАМЯТКА № 4. (составление конспекта)

ПАМЯТКА №5. (подготовка доклада, сообщения)

ПАМЯТКА № 6. (работа с цитатой)

ПАМЯТКА № 7. (работа со статистическими данными)

ПАМЯТКА № 8. (сравнение двух фактов)

ПАМЯТКА № 9. (работа с документом)

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА № 1. (как работать с параграфом учебника)

  1. Прочитай весь параграф, составь целостное представление об описанных в нем событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, схемы, другие иллюстрации.
  2. Обрати внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи.
  3. Постарайся связать с материалом параграфа то, что увидел и услышал на уроке, что записал в тетради.
  4. Вспомни, что ты читал по изучаемой теме, что видел в музее, в кинофильмах.
  5. Иногда необходимо просмотреть параграфы, изученные ранее.
  6. Если что-то кажется непонятным или какой-то вопрос заинтересовал тебя, обратись к словарю, энциклопедии.
  7. Если тебе необходимо, составь развернутый план – он облегчит подготовку домашнего задания.
  8. Проверь, знаешь ли ты материал темы, перескажи его, сначала пользуясь планом, потом без него.
  9. Подготовь ответы и задания, которые рекомендованы учителем.

ПАМЯТКА № 2. (как составить план)

  1. Внимательно прочитай текст.
  2. Раздели его на отдельные логические части, выдели в каждой из них главную мысль.
  3. Озаглавь части.
  4. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.
  5. Теперь остается проверить, все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.

ПАМЯТКА № 3. (работа с понятиями)

  1. Пользуясь текстом учебника (справочника) выпиши в тетрадь заданные понятия.
  2. Подчеркни одной чертой термин и двумя чертами – определение. Например: шадуф – устройство для орошения верхних полей в Египте. Помни, что термин отвечает кратко на вопросы кто? что. Помни, что определение разъясняет как? где? для чего?
  3. Составь с каждым понятием по одному предложению.

ПАМЯТКА № 4. (составление конспекта)

  1. Конспект – изложение основного содержания текста с выделением наиболее значимых и интересных положений.
  2. Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемое произведение.
  3. Конспектированию предшествует составление плана.
  4. В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.
  5. Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывается точно.
  6. Изложение текста дается сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно.
  7. В конспекте можно использовать цитаты.
  8. При оформлении конспекта используйте подчеркивания, условные знаки, пометки на полях, они помогут в работе.

ПАМЯТКА №5. (подготовка доклада, сообщения)

  1. Уточни тему у учителя.
  2. Подбери литературу в  библиотеке.
  3. Отбери лишь тот материал, который тебе понятен и интересен.
  4. Составь план отобранного текста.
  5. Перепиши текст, подчеркивая то, что трудно запоминается или нужно зачитать( имена, даты и др.) .
  6. Составь 2-3 вопроса для учащихся, чтобы задать их после прослушивания.
  7. На обложке укажи тему доклада, источник информации, свои имя и фамилию, класс.
  8. Подготовь пересказ текста.

ПАМЯТКА № 6. (работа с цитатой)

  1. Цитатой пользуются для уточнения собственных мыслей, для их подтверждения.
  2. Для цитирования выбирай те места, которые наиболее полно, точно выражают основные мысли автора.
  3. Нельзя злоупотреблять цитатами. Ссылка на авторитет – это не доказательство.
  4. Цитата должна выписываться так, чтобы в ней заключалась законченная мысль автора.
  5. Выписывать цитату следует тщательно, без замены слов, с соблюдением всех знаков препинания.
  6. Каждая цитата заключается в кавычки.
  7. После цитаты указывается источник, т. е. фамилия автора, название книги, место,  год издания, номер тома и страницы.

ПАМЯТКА № 7. (работа со статистическими данными)

  1. Вид статистических данных (таблица, график, столбиковая или круговая диаграмма).
  2. Какие сведения мы извлечем из этих данных?
  3. В каких единицах измерения приводятся данные?
  4. Какой период времени охватывают статистические данные?
  5. Сравните основные показатели.
  6. Какие выводы и прогнозы можно сделать, исходя из этих данных?

ПАМЯТКА № 8. (сравнение двух фактов)

  1. Подумай, по каким признакам можно судить о сходстве и различии данных событий (явлений).
  2. В каком порядке лучше расположить эти признаки? Почему?
  3. Перечисли черты сходства.
  4. Перечисли черты различия.
  5. Сделай выводы.

ПАМЯТКА № 9. (работа с документом)

  1. Кто автор документа? Кто, кроме автора, участвовал в подготовке документа? Что вы знаете об этих людях? Что дополнительно вы смогли узнать об авторах изучаемого документа?
  2. Когда был написан или создан документ? Какое значение имеет время написания документа?
  3. Где произошли события, о которых говорится в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описываемые события?
  4. Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?
  5. Почему был создан документ? Каков повод для его создания? Причины, по которым произошли описанные в документе события?
  6. Как изучаемый документ помог вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

 

Памятка для учащихся начальных классов о том, как работать над параграфом учебника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Памятка «Как работать над параграфом учебника»»

Памятка
«Как работать над параграфом учебника»

  1. Внимательно прочитай название параграфа, уясни, и чём в нём говорится.

  2. Прочитай весь параграф. Найди в нём главное. Отметь непонятные места, выражения, слова. Попытайся разобраться в них самостоятельно. В случае необходимости обратись к предыдущим параграфам, к своим товарищам, а если нужно, к учителю.

  3. Проследи из каких частей состоит правило, какие признаки изучаемого материала в нём отличаются. Найди эти признаки в примерах.

  4. Сопоставь изучаемый параграф с параграфом, в котором излагается похожий материал, изученный ранее. Найди в них сходное и различное.

  5. Установи, что ты узнал из нового параграфа.

  6. Перескажи содержание параграфа.

  7. Попытайся запомнить вывод из параграфа, а правило выучи наизусть.

Проследи по учебнику, как применяется данное правило. Сделай то же на своем примере. Если ты выполнял задание письменно, проверь написанное.

Добавить комментарий