Как составить парадигму слова

Морфологическая парадигма — это совокупность всех словоформ, которые входят в одну лексему.

Парадигма рассматривает совокупность словоформ в определенной последовательности, для прослеживания постепенного изменения данного разряда слов определенной категории.

Например:

Пишу — пишешь — пишет — пишем — пишете — пишут.

Структура морфологической парадигмы

Парадигма имеет свою структуру:

  • Инвариант — основа слова, которая является неизменной частью.
  • Варианты — система флексий слова (изменяемая часть).

Например:
Разберем слово «поле» на инвариант и варианты.
Инвариант у нас остается неизменен, это основа слова пол.
Слово имеет семь вариантов флексий: полЕ (И.п.), полЯ (Р.п.), полЮ (Д.п.), полЕ (В.п.), полЕМ (Т.п.), полЕ (П.п.)

Типы парадигм в русском языке

Парадигма — система словоформ, образующих одну лексему.

По охвату всех существующих словоформ выделяются следующие основные парадигмы: частные и полные.

Частные парадигмы выражаются всегда одной конкретной граммемой + они входят в состав полных парадигм.

Например:

Все имена существительные изменяются только по числам и падежам, они имеют 2 частные парадигмы —

  • падежную парадигму в ед.ч. (стол — стола — столу — стол — столом — столе);
  • падежную парадигму в мн.ч. (столы — столов — столам — столы — столами — столах).

Имена прилагательные имеют гораздо большее число частных парадигм, ведь они изменяются по числам, падежам, родам, они имеют полную и краткую форму и степени сравнения.

У глаголов еще большее количество частных парадигм: наклонений, залога, времен, вида, лица, рода, парадигмы причастных и деепричастных форм.

Полные (комплексные) — основная группа парадигм в морфологии.

На вершине комплексной парадигмы находится начальная (исходная) словоформа лексемы (инфинитив в глаголах, им. падеж в именных частях речи и т.п.). В состав полной парадигмы входят все частные.

Комплексная парадигма может иметь полный и неполный набор словоформ в какой-либо морфологической категории.
В полной парадигме все места заполнены. Таких парадигм подавляющее большинство в русском языке.

Типы дефективных парадигм

Существует два типа неполных (дефектных) парадигм:

  • Парадигма становится дефектной, если в ее составе не хватает какой-либо частной парадигмы.

Например:

Слова «мудрость», «листва», «мед» — не имеют частной парадигмы множественного числа.

А слова «сани» и «сливки» не имеют частной парадигмы единственного числа.

  • Парадигму можно считать дефектной, если не хватает какого-либо члена парадигмы.

Например:

Есть такие слова, которые не имеют формы 1л. ед.ч. — «убедить», «победить», «шелестеть». Слово «мечта» не имеет Р.п. мн.ч. Местоимения «себя» и «некого» — формы И.п.

Как образуются дефектные парадигмы?

Причины, обусловливающие дефектные парадигмы:

1) когда в языке недопустимы омонимичные формы слов:

Будить — я бужу
Но: бузить — я (?)

Держать — я держу
Но: дерзить — я (?)

2) когда в языке недопустимы неблагозвучные формы слов:

Гудеть — я (?)

Ощутить — я (?)

Зудеть — я (?)

3) когда словоформа не может образоваться из-за семантики глагола:

Мерцать — я (?) — ты (?)

Ветвиться — я (?) — ты (?)

Толпиться — я (?) — ты (?)

Читайте далее:

Словоформа как единица морфологии
Грамматическая категория
Грамматическое значение и грамматическая форма

2.2.2. Лексическая парадигматика

Парадигматические отношения в лексике. Типы оппозиций и отношений в них. Нулевая оппозиция и отношения тождества. Привативная оппозиция и отношения включения. Эквиполентная оппозиция и отношения пересечения.

Парадигматика (греч. paradigma — образец) в широком смысле слова — это рассмотрение языковых единиц как совокупности структурных элементов, связанных отношениями сопоставления и противопоставления. Например: О / А / Ъ — фонетическая парадигма, ДОМ / (у) ДОМА / (в) ДОМ / (к) ДОМУ / (перед) ДОМОМ / (в) ДОМЕ — грамматическая парадигма, ДОМ /ДОМИК / ДОМОВОЙ / ДОМАШНИЙ — словообразовательная парадигма.

На этой же основе строится и лексическая парадигма: ДОМ / ЖИЛИЩЕ, ДОМАШНИЙ /ДИКИЙ — т.е. объединения слов, сопоставленных и противопоставленных по какому-то признаку.

Отличие лексической парадигмы от грамматической в том, что в грамматической парадигме мы имеем дело только с грамматическим варьированием, ЛЗ остается неизменным (ДОМ /ДОМА -ед. и мн. ч.). Члены лексической парадигмы имеют свои ЛЗ (ДОМ / ЖИЛИЩЕ / ЗДАНИЕ / СТРОЕНИЕ).

Лексические парадигмы многоступенчаты. Это значит, что они могут включаться одна в другую (или вычленяться одна из другой). Поэтому многие слова являются одновременно членами разных лексико-семантических парадигм в зависимости от компонентного состава, организующего эти парадигмы. Например, слово РЕКА (пример Д.Н. Шмелева) обозначает 1) «естественный водоем», 2) «для стока воды», 3) «значительный по размерам». Все вместе они образуют лексико-семантическую группу «водоем»: РЕКА, ПРУД, РЕЧКА, БОЛОТО, ОЗЕРО, КАНАЛ, РУЧЕЙ, но каждый из трех смысловых компонентов включает слово в разные парадигмы: 1) РЕКА, РУЧЕЙ, БОЛОТО («естественный водоем» — в противоположность «искусственным водоемам» ПРУД, КАНАЛ), 2) РЕКА, ОЗЕРО, ПРУД («большой водоем» в противоположность «маленьким водоемам» РУЧЕЙ, РЕЧКА), 3) РЕКА, РУЧЕЙ («водоем для стока воды» — в противоположность «стоячим водоемам» ОЗЕРО, ПРУД, БОЛОТО).

Понятие лексической парадигмы основано на оппозиции элементов парадигмы, т.е. слов, вернее ЛСВ. Единицей (элементом, членом) такой парадигмы является ЛСВ слова (семема), структурной семантической единицей (элементарной), позволяющей установить тождество или противоположность ЛСВ, являются семы (интегральные — отождествляющие и дифференциальные — различающие, противопоставляющие). Поэтому при рассмотрении тех или иных парадигм удобно пользоваться методикой компонентного анализа (см. о нем 2.1.2). Например, СТУЛ — ТАБУРЕТ:

СТУЛ — мебель, для сидения, одного человека, со спинкой: A b c d

ТАБУРЕТ — мебель, для сидения, одного человека, без спинки: A b c d`

Отношения близости и противопоставленности семантики логически сводятся к четырем типам оппозиций: нулевая, привативная, эквиполентная и дизъюнктивная (терминология Ю.Н. Караулова). В каждой из них — свой вид семантических отношений: отношения тождества, включения, пересечения или исключения (терминология Л.А. Новикова). Некоторые авторы (например Э.В. Кузнецова) рассматривают данные оппозиции не только с точки зрения ПС (плана содержания), но и с точки зрения ПВ (плана выражения). Вслед за ней мы также будем рассматривать А) семантические оппозиции и Б) формальные оппозиции.

1. Нулевая оппозиция. В ней находятся слова, тождественные А) в ПС (ЛЗ) или Б) в ПВ, т.е. между ними отношения тождества ПС (плана содержания) или ПВ (плана выражения): A = B. Схематически такой вид отношений иногда рассматривают как полное наложение двух окружностей А и В, каждая из которых символизирует отдельный элемент оппозиции (см. рисунок № 1):

А) Семантическая нулевая оппозиция. В такой семантической оппозиции обычно находятся полные синонимы: в толковых словарях тождество их семантики обычно выражается с помощью т.н. отождествляющего толкования («то же что»). ПС таких слов совпадает, ПВ нет:

ГЛАЗА — орган зрения

ОЧИ — то же, что глаза

Б) Формальная нулевая оппозиция.

СВЕТ (1) — лучи, сияние (лунный свет)

СВЕТ (2) — земля, мир (объехать весь свет).

2. Привативная оппозиция. В такой оппозиции обычны отношения включения (смыслового или формального). Схематически ее изображают как одну окружность внутри другой: А > В. См. рисунок 2:

А) Семантическая привативная оппозиция. Она характерна для слов в родовидовых семантических отношениях, когда значение одного слова как бы включает в себя другое. Такие слова называются гипонимы.

ДЕРЕВО — растение, имеющее ствол и крону

ЕЛЬ — хвойное ДЕРЕВО (растение, имеющее ствол и крону).

Аналогичные отношения возможны и у полисемантов (ЛСВ одного многозначного слова), если они связаны родовидовыми связями, т.е. образованы путем сужения или расширения значения. Например, СТОЛ-2 («питание») и СТОЛ-3 («вид питания»). Таким образом, этот вид оппозиции является не только межсловным, но и внутрисловным (в отличие, например, от нулевой оппозиции, которая может быть только межсловной).

Б) Формальная привативная оппозиция. Она характерна для слов, одно из которых формально включается в ПВ другого: СТОЛ / СТОЛИК, т.е. для дериватов. Правда, при этом включенным оказывается и ПС (СТОЛИК — маленький СТОЛ). Так что чисто формальная привативная оппозиция вряд ли возможна, если не учитывать фонетического включения типа СТОЛ — СТОЛБ, УХА — УХАБ.

3. Эквиполентная оппозиция. В ней реализуются отношения пересечения, т.е. частичного (неполного) совпадения, неполной эквивалентности ПС или ПВ: А

В. Схематически этот вид отношений изображается в виде пресекающихся окружностей (см. рисунок 3):

А) Семантическая эквиполентная оппозиция.

Такие отношения возможны и в полисемии, между разными ЛСВ одного слова, у которых есть интегральные (совпадающие) семы: А с — В с:

ЗОЛОТЫЕ кольца (изделия, драгоценные) — ЗОЛОТЫЕ руки (качество, драгоценное).

Б) Формальная эквиполентная оппозиция. Она характерна для однокоренных слов (у них совпадает формально и семантически корневая часть), например: ВОДНЫЙ — ВОДЯНОЙ, в том числе для паронимов (которые близки не только по значению, но и по форме, звучанию), а также для слов с омонимичными корнями (ВОДА — ВОДИТЬ).

4. Дизъюнктивная оппозиция. Это отношения несовпадения, исключения (семантического или формального). В них находятся слова, не имеющие ничего общего в ПС или в ПВ. Схематически она изображается в виде двух непересекающихся окружностей А и В. См. рисунок № 4:

А) Семантическая дизъюнктивная оппозиция встречается в омонимии, когда ПВ тождествен (формально это нулевая оппозиция, см.), а ПС не совпадает: СВЕТ (1) — лучи, сияние; СВЕТ (2) — мир, земля.

Б) Формальная дизъюнктивная оппозиция характерна для любых разных в ПВ слов, даже синонимов, например: МИР — СВЕТ, ГЛАЗА — ОЧИ.

Таким образом, четыре вида оппозиций — это результат совпадения или несовпадения полного или частичного ПВ и/ или ПС различных слов. Одно и то же слово может включаться в разные типы оппозиций (семантических и формальных). Например: МИР (1) / СВЕТ (2) — нулевая семантическая оппозиция, дизъюнктивная формальная оппозиция, МИР (1) / ВСЕЛЕННАЯ (эквиполентная семантическая оппозиция, дизъюнктивная формальная оппозиция), МИР (1) / МИР (2) — дизъюнктивная семантическая оппозиция, нулевая формальная оппозиция, МИР (1) / МИРОК — привативная семантическая и формальная оппозиции, МИР (2) — ВОЙНА — эквиполентная семантическая оппозиция, дизъюнктивная формальная оппозиция.

6.Лексическая парадигматика. Виды лексических парадигм, их строение и коммуникативное предназначение.

Первые попытки изучения ПО в лексике связаны с именами Трира, Ипсена и Покровского, однако целостное представление связано с вниманием исследователей не только к микро-, но и к лексическим макропарадигмам.

ПО постулируют отдельность слова в ряду сопоставимых с ним по признакам понятия, отраженным в лексическом значении слова, и по различиям формы слов. Семные характеристики неоднородны, иерархически организованы. Выделяются семы межкатегориального ранга (н-р, сема «признаки предмета» у глаголов и прилаг.), категориального (части речи), субкатегориального (общие группировки слов и словоформ в пределах одной части речи) ранга. Архисемы (общие семы родового значения) => потенциальные и видового значения семы.

Семантическое поле (СП)- совокупность языковых единиц, объединенных каким-то общим семантическим признаком. Это объединение языковых единиц, проводимое по содержательным (семантическим) критериям, лексическая макропарадигма. Наиболее значимые для «активной» лексикологии и лежащие в основе идеографической классификации лексики. Вода (ручей, река, приток). СП имеют ядро и периферию.

В идеографических (в кот. не по алфавитному порядку лексика, а по лексич.значению заглавного слова) словарях выделяются группировки 2 видов:

1.Предметные (денотативные) поля – объединения слов по их отношению к 1 предметной области (цветообозначения, имена растений, животных, мер и весов, времени).

2.Сигнификативные поля – объединения слов по их отношению к 1 сфере представлений или понятий (обозначение состояний духа: радости, горя, долга; процессов мышления, восприятия: обоняния, слуха, осязания; возможности, необходимости).

СП определяется не только по наличию общего, инвариатного признака, а и с учетом когнитивного (познавательного) аспекта анализа лексики (общий концепт).

— взаимоопределяемость его элементов

— их смысловое притяжение

— непрерывность семантического пространства

— фрагментарность, наличие сгущений и лакун

— наличие зон переходности

— потенциальная открытость поля

— безотносительность к распределению слов по частям речи

Бабенко в своем идеографич.словаре показала возможность вхождения слов языка в семантическое поле по своим ВТОРИЧНЫМ значениям. Глаголы речевой деятельности (СЫПАТЬ, ЧЕСАТЬ).

СП обнаруживают свою антропоцентрическую направленность в названиях рубрик в словарях идеограф. Типа (Вселенная, Человек => «вещества, добываемые…», «животные, живущие с человеком»).

К ПО относятся группировки слов 1. по признакам содержания 2. по признакам формы.

— семантические поля

По признакам содержания

— синонимы (одно- и разнокорневые)

— паронимы

— парономазы

Лексико-семантическая группа слов – это совокупность слов одной части речи, объединенных на основе общего семантического признака – интегральной силы.

Паронимия – сходство слов по форме при различии по смыслу. Абонемент – абонент.

Парономазы – разнокоренные созвучные слова, разные по значению. Приятно поласкать собаку – полоскать рот.

Омонимы — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию единицы языка. Бор – химический элемент и лес.

Лексические парадигмы организуются на основе интегральных и дифференциальных признаков, причем интегральные признаки одной парадигмы могут стать дифференциальными признаками другой: сема «двигаться» выступает интегральной для глаголов ЛСГ перемещения в пространстве: бегать, бро­дить, кататься, плавать,но она оказы­вается дифференциальной в парадигме, объединяющей слова на основе интегральной семы «физического действия» и вклю чающей в себя также лексемы бить, давить, рыть, демонстрируя более высокий уровень обобщения.

Текст выступает лакмусовой бумажкой объективности лексикосистемных связей. Члены лексических парадигм, служа средствами повторной номинации, обеспечивают не только связность и тематическую целостность текста, но и его сюжет­ное движение, авторское композиционное членение.

Ведущим, сквозным типом парадигматических отношений, обусловливающим инклюзивный (включающий) принцип уст­ройства лексической системы языка, выступают гиперо-гипонимические, или родовидовые, отношения (характеризуется наличием слова — родового понятия и слов — видовых понятий): гипероним чувствовать: гипонимы бояться, грустить, завидовать, любить.Согипонимы находятся в отношениях несовместимости понятий и различаются существенными компонентами своих значений => они не могут заменять друг друга без ущерба для смысла => коммуникат.неудача: «После завоевания Каспийское море стало русским озером». В разг.речи такие замены подчинены стратегиям язык.игры: лапти вместо валенки; пушка вместо пистолет.

Встречается парное использование гипонимов (восполн.недостающ.инфо):пьем-едим досыта; ходить по грибы-ягоды.

Партитивные отношения (отношение целого и части).

Тематические группы (поля ситуативного характера; денотативные группы — Караулов): стол, стул, диван, окно, лампа (свет, огонь), пол, потолок, стена, дверь и т.д., объединенные общей идеей комнаты. Не могут взаимозаменяться (ср. гиперо-гипоним. и дуб, и осина — деревья).

Парадигмы (классификация Найды)

-вкладываемые (пудель — собака)

— перекрывающиеся (владеть — обладать)

— взаимодополняющие (плохой – хороший; покупать — продавать)

Парадигма (лингвистика)

  • Паради́гма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») — словоизменительная парадигма — в лингвистике список словоформ, принадлежащих одной лексеме и имеющих разные грамматические значения. Обычно представлена в виде таблицы. Фердинанд де Соссюр использовал этот термин для обозначения класса элементов, имеющих схожие свойства.

Слово παράδειγμα по-гречески значит «пример, модель, образец»; словоизменительная парадигма выступает образцом того, как строятся словоизменительные формы для целых классов лексем (склонений существительных, спряжений глаголов и т. п.)

Построение парадигм — одно из первых лингвистических достижений человечества; вавилонские глиняные таблички с перечнями парадигм обычно считаются первым памятником лингвистики как науки.

Обычно парадигмы упорядочены в некотором традиционном порядке граммем, например, парадигма русского склонения записывается в порядке падежей И — Р — Д — В — Т — П:

Парадигма личного спряжения в европейских языках записывается обычно в порядке «иду-идёшь-идёт» (и, соответственно, лица называются первым, вторым и третьим), а, например, в арабском языке порядок обратный.

Различают морфологические, лексические, словообразовательные, синтаксические виды парадигм. Здесь они показаны на примере башкирского языка.

* Морфологическая парадигма — система словоформ, отражающая реализацию грамматических категорий. Морфологическая парадигма представлена рядом грамматических форм слова, соотносимых с его неизменяемой частью (корнем). Например, парадигма падежа: основа «кала» (город), родительный «ҡаланың» (города), дательный «ҡалаға» (в город, городу), винительный «ҡаланы» (город), местно-временной «ҡалала» (в городе), исходный «ҡаланан» (из города).

* Лексическая парадигма — объединение слов, противопоставленных по общему семантическому признаку (антонимы, омонимы, паронимы, синонимы, группы, семантические поля и т. д.).

* Словообразовательная парадигма — совокупность производных слов (дериватов) от одной основы, например: «тот-» — «тоташ» (слитный), «тотҡа», «тотҡос» (рукоятка), «тотҡон» (невольник), «тотҡолау» (держать время от времени), «тотош» (полностью) и т. п.

Синтаксическая парадигма — ряд структурно различающихся конструкций, отражающих видоизменения синтаксических значений. Например, аналитические формы выражения модальности: гипотетически «был кешене ҡалала күреүем мөмкин» (я, возможно, встречу этого человека в городе), желательно «был кешене ҡалала осратҡым килә» (я хочу встретить этого человека в городе), потенциально «был кешене ҡалала осрата аласаҡмын» (я смогу встретить этого человека в городе) и др.Существуют морфологические теории, считающие именно парадигмы центральным понятием морфологии, а членение слова на морфемы — факультативным или вторичным.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Для информации по скрытым категориям в Википедии, смотри Категория:Скрытые категории.Скры́тая катего́рия (криптоти́п) — семантические и синтаксические признаки слов или словосочетаний, не находящие явного морфологического выражения, но существенные для построения и понимания высказывания. Скрытые категории оказывают влияние на сочетаемость данного слова с другими словами в предложении.

В лингвистике хабитуáлис, или хабитуальный аспект, — это набор грамматических или лексических значений, выражающих регулярное повторение действия или привычность, традиционность состояния. Хабитуальный аспект можно считать частным случаем имперфектива, и тогда он противопоставляется второй разновидности имперфектива — дуративу.

Глагольной группой (ГГ, англ. Verb phrase, VP) в лингвистике называют синтаксическую единицу, состоящую из по меньшей мере одного глагола и его зависимых, таких как дополнения, комплементы и другие модификаторы. Исключение составляет подлежащее, не входящее в состав глагольной группы. Так, в предложении Толстый мужчина быстро положил бриллианты в коробку слова быстро положил бриллианты в коробку могут считаться глагольной группой, состоящей из глагола положил и его зависимых, но не включающей в себя.

В настоящей статье описывается грамматика современного литературного персидского языка (фарси), государственного языка Ирана.

О служебных словах в информатике см. Зарезервированное слово.Служе́бные слова́ — лексически несамостоятельные слова, имеющие в языке не номинативную функцию (они не называют предметы, свойства или отношения), а лишь выражающие различные семантико-синтаксические отношения между словами, предложениями и частями предложений. Противопоставляются знаменательным, или самостоятельным, словам, отличаясь от них, помимо значения, отсутствием морфологических категорий. Приближаясь к словоизменительным морфемам.

источники:

http://knigi.studio/frazeologiya-leksikografiya-leksikologiya/6leksicheskaya-paradigmatika-vidyi-105959.html

http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B3%D0%BC%D0%B0+(%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0)

Парадигма грамматических категорий[]

Образование форм одного и того же слова называется словоизменением. Понятие словоизменения охватывает такие изменения отдельного слова, при которых сохраняется в целости его лексическое значение. Система форм слова, т. е. вся совокупность его форм, называется его парадигмой.

Частные и полные парадигмы[]

Подавляющее большинство изменяемых слов имеет парадигмы, сложные по своему составу. Такие парадигмы состоят из нескольких определенным образом организованных групп форм; эти группы называются частными парадигмами. Совокупность всех форм слова и, следовательно, совокупность всех частных парадигм слова называется полной парадигмой. Так, полную парадигму существительного образуют две частные парадигмы – единственного и множественного числа. В состав полной парадигмы входят также отдельные (не входящие в частные парадигмы) формы, противопоставленные по своему морфологическому значению другим формам – членам полной парадигмы. Например, полную парадигму прилагательного образуют формы в количестве от двадцати четырех до двадцати девяти, распределяющиеся по ряду частных парадигм и включающие падежные формы единственного числа. мужского, женского и среднего рода, падежные формы множественного числа, краткие формы единственного и множественного числа и форму сравнительной степени (компаратив).

Частные парадигмы могут обладать сходной или различной организацией. Так, частные парадигмы существительного обладают идентичной организацией – каждая из них состоит из шести падежных форм. Полные парадигмы прилагательного состоят из пяти частных парадигм, из которых четыре обладают идентичной организацией (это падежные формы единственного числа мужского, женского и среднего родов и падежные формы множественного числа), а пятая представляет собой особую парадигму: образующие ее краткие формы не изменяются по падежам. Наиболее сложную парадигму – по составу (т. е. по числу частных парадигм), по организации частных парадигм и по разнообразию выраженных в их формах морфологических значений – имеет жопа.

Исходная форма[]

Во главе каждой полной парадигмы стоит исходная форма, т. е. представительная (представляющая слово) форма, обладающая называющей функцией (словарная форма). В парадигме глагола исходной формой является инфинитив, в парадигмах существительного и прилагательного – формы именительного падежа. При этом в парадигме существительного за исходную форму принимается форма именительного падежа единственного числа, а в парадигме прилагательного – форма именительного падежа единственного числа мужского рода[1].

Неполная парадигма[]

Полная парадигма противопоставляется не только частной, но и неполной парадигме. Неполная парадигма – это парадигма, в составе которой отсутствует либо частная парадигма, характерная для слов данной части речи (например, отсутствует парадигма падежных форм множественного числа у собирательных существительных), либо одна или несколько форм слова, традиционно неупотребительных или таких, образование которых почему­-либо затруднено.

Морфологические оппозиции[]

Внутри одной части речи ряды морфологических форм образуют морфологическую категорию. Морфологическая категория – это система противопоставленных друг другу рядов морфологических форм с однородными значениями. В состав морфологической категории входит минимум два ряда форм. Примером категории, состоящей из двух рядов морфологических форм, может служить категория числа, образуемая рядами форм единственного и множественного числа. Ряды форм являются компонентами морфологической категории. Морфологическое значение, общее для всех форм, образующих ряд, называется категориальным морфологическим значением. Отношения между компонентами одной категории – это морфологические противопоставления (оппозиции).

Морфологические формы образуют ряды, объединяемые категориальным значением члена определенной морфологической категории, но различающиеся своими значениями как члены других категорий. Например, категориальным значением 2-­го лица объединяются формы глагола, различающиеся по наклонениям, временам, видам, залогам, числам. Все эти формы образуют ряд морфологических форм 2­-го лица. Категориальным значением совершенного вида объединяются формы глаголов разных залогов, наклонений, времен, лиц, чисел, родов, а у причастий – и разных падежей. Эти формы образуют ряд морфологических форм сов. вида. Категориальным значением дательного падежа у существительных объединяются формы единственного и множественного числа мужского, женского и среднего родов; эти формы образуют ряд морфологических форм дательного падежа.


  1. Именительный падеж как исходная форма, выполняя называющую функцию (называя), одновременно входит в частные парадигмы имени: стол – стола, столу, столом…; новый – нового, новому, новым… В этом смысле исходный характер инфинитива существенно отличается от исходного характера форм именительного падежа: открывая парадигму глагола, инфинитив не входит ни в одну из частных глагольных парадигм.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 апреля 2022 года; проверки требует 1 правка.

У этого термина существуют и другие значения, см. Парадигма.

Эта статья о парадигмах в словообразовании; о других видах парадигм в лингвистике см. Парадигма (лингвистика).

Словообразова́тельная паради́гма (также парадигматическое объединение слов) — одна из единиц системы словообразования, представляющая собой совокупность производных (мотивированных) слов, образованных от одного производящего (мотивирующего) слова и расположенных на одной ступени производности (мотивированности)[2][3]. Как и словообразовательная цепочка является составной частью словообразовательного гнезда, в котором реализует парадигматические связи слов в отличие от цепочки, реализующей синтагматические связи. Согласно А. Н. Тихонову, словообразовательная парадигма состоит из словообразовательных пар[4], но согласно Т. В. Жеребило, словообразовательная парадигма состоит из производных слов, а производящее слово в парадигму не входит[5] . Термин «словообразовательная парадигма» введён в языкознание Е. А. Земской и В. В. Лопатиным[6].

Состав[править | править код]

Составляющие словообразовательную парадигму производные слова, называемые кодериватами, находятся в отношениях равнопроизводности (совместной производности, кодеривации)[7]. Они объединены «радиальными» связями с производящим словом таким образом, что от производящего слова расходится пучок производных, который и представляет собой парадигму. Например, слова домик, домина, домище, домовой, домашний образуют парадигму от производящего слова дом. Ни одна из пар этих слов не связана между собой отношениями производности (мотивированности), такие отношения последовательно реализуются только в паре со словом дом: дом → домик; дом → домина; дом → домище и т. д. При этом производящее слово, называемое вершиной парадигмы, частью парадигмы не является. В зависимости от ступени словообразования, на которой находится парадигма, её вершиной может быть как производящее слово, являющееся, в свою очередь, производным от другого, так и непроизводное слово[8].

Набор образующих единиц и размер словообразовательной парадигмы зависит от ступени производности, на которой определяется парадигма, от того, к какой части речи принадлежит исходное производящее слово, а также от стилевой принадлежности и характера лексического значения исходного слова[9]. Наибольший размер отмечается у парадигм, чьи исходные слова одновременно являются исходными словами словообразовательного гнезда. Например, парадигма глагола мазать включает 41 слово, имени прилагательного чёрный — 104 слова, глагола строить — 116 слов, имени прилагательного высокий — 120 слов[7].

В отличие от словообразовательных пар и цепочек для слов, составляющих парадигму, характерна семантическая независимость — связь между данными словами может быть только опосредованной, проявляющейся через семантику производящего слова[10].

В словообразовательных гнёздах[править | править код]

Словообразовательная парадигма является частью словообразовательных гнёзд. Число парадигм в гнезде равно числу входящих в гнездо производящих слов. Например, в гнезде слова греть насчитывается 64 парадигмы. Возможны случаи, когда гнездо состоит из одной парадигмы, например, алмаз — алмазец, алмазик, алмазник, алмазный, алмазозаменитель или бухгалтер — бухгалтерша, бухгалтерский, бухгалтерия, главбух[7][11].

Классификация[править | править код]

Словообразовательные парадигмы делятся[3]:

  • по принадлежности производящего слова к определённой части речи — на отглагольные, десубстантивные, деадъективные и деадвербиальные;
  • по составу производных, разных по семантике, но относящихся к одной части речи, например, адъективный тип парадигмы (от слова белый): беленький, белёхонький, беловатый.

Типовая парадигма[править | править код]

Е. А. Земская ввела понятие типовой парадигмы, включение в которую всех производных обусловлено принадлежностью производящего слова к определённой части речи и наличием у него определённых особенностей семантики. Например, в типовой парадигме, элементы которой производны от слова, обозначающего «название животного», присутствуют слова со значением «уменьшительного/увеличительного названия животного», «названия женской особи и детёныша», «помещения для содержания животного», «человека, любящего животного», «человека, ухаживающего за животным». Таким образом, в основе типовой парадигмы лежит совокупность словообразовательных значений. Типовая парадигма при этом показывает кодеривационные возможности вершины парадигмы. Она не связывается со способами словообразования — слова с одним и тем же значением могут быть произведены при помощи разных формантов. Типовая парадигма показывает только семантическое место, выводимое из семантики слов реальных парадигм[12].

Отличие от морфологической парадигмы[править | править код]

Словообразовательная парадигма отличается от морфологической меньшей регулярностью; отсутствием иерархичной структуры — подчинения одних единиц другими (в морфологической парадигме отмечается подчинение всех словоформ основной словоформе); связью только лишь с производящим словом (при опоре словоформ морфологической парадигмы на набор присущих данной части речи грамматических значений и категорий); отсутствием замкнутости, меньшей предсказуемостью, ограниченностью только на небольшом отрезке времени (при полной замкнутости, предсказуемости и ограниченности морфологической парадигмы); разнообразием форм (при постоянстве форм в морфологической парадигме); отсутствием включения в состав парадигмы исходной формы[10].

Примечания[править | править код]

  1. Тихонов А. Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным. — Москва: АСТ, 2014. — С. 250. — 639 с. — ISBN 978-5-17-082826-5.
  2. Кубрякова Е. С. Словообразование // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2. (Дата обращения: 22 ноября 2021)
  3. 1 2 Кубрякова Е. С. Парадигма // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2. (Дата обращения: 22 ноября 2021)
  4. Тихонов, 1997, с. 504—505.
  5. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. – Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. – 486 с. ISBN 978-5-98993-133-0
  6. Бутакова, 2010, с. 138—139, 148.
  7. 1 2 3 Тихонов, 1997, с. 505.
  8. Бутакова, 2010, с. 138—140.
  9. Бутакова, 2010, с. 140.
  10. 1 2 Бутакова, 2010, с. 139.
  11. Бутакова, 2010, с. 140—141.
  12. Бутакова, 2010, с. 139—140.

Литература[править | править код]

  • Бутакова Л. О. Морфемика и словообразование современного русского языка: Учебное пособие (для студентов, магистрантов, аспирантов филологических специальностей). — Омск: Издание ОмГУ; Вариант-Омск, 2010. — 173 с. (Дата обращения: 22 ноября 2021)
  • Комплексные единицы словообразовательной системы // Вестник КемГУ. — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. — № 3 (47). — С. 188—194. — ISSN 2078-8975. (Дата обращения: 22 ноября 2021)
  • Клобукова Л. П. Словообразовательное гнездо и словообразовательная парадигма // Русский язык в школе. — Москва: Наш язык, 1983. — № 5. — С. 73—77, 79—82. — ISSN 0131-6141.
  • Тихонов А. Н. Словообразовательное гнездо // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия; Издательский дом Дрофа, 1997. — С. 503—505. — 721 с. — ISBN 5-85270-248-X.

Типы парадигм в русском языке

Понятие морфологической парадигмы. Типы и виды парадигм. Вопрос о границах морфологической парадигмы (вопрос о составе глагольной парадигмы и парадигмы прилагательного)

Совокупность форм одного слова называют его морфологической парадигмой. Различают общие и частные парадигмы. Общие парадигмы включают все морфологические формы слова. Частные парадигмы объединяют формы на основе одного грамматического значения. Например, в прилагательных выделяются частные парадигмы 1) рода, 2) числа, 3) падежа, 4) полноты / краткости, 5) степеней сравнения (компаративная парадигма). Вместе взятые, эти частные парадигмы образуют общую парадигму прилагательных.

Когда часть речи имеет сложную систему морфологических форм, понятие общей и частной парадигмы может иметь более узкое и более широкое содержание. Общая парадигма глагола включает все формы слова. При этом выделяются частные видовые, залоговые, временные и т. д. парадигмы. В то же время при характеристике наклонения также выделяется общая парадигма, которая включает все модальные формы, т. е. формы изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений, и частные парадигмы, объединяющие морфологические средства выражения каждого наклонения (например, частная парадигма повелительного наклонения). Неизменяемые слова морфологических парадигм не имеют.

1. морфологическая парадигма наиболее отчетлива.

морфологическая парадигма представляет собой грамматическую категорию (падеж, число)

— замкнутая (число ее элементов исчисляемо)

Морфологическая парадигма изображается обычно как таблица форм, устанав­ли­ва­ю­щая соответствие записанных в её левой части грамматических значений обозначенным в правой части средствам их выражения — флексиям или другим формативам; подобная запись передаёт модус суще­ство­ва­ния каждой формы в статике, а также процесс её образования и отражает совокупность всех форм определённых грамматических значений одной лексемы.

Морфологическая парадигма отражает реализацию грамматических категорий (рода, числа, падежа и т. д.) и характе­ри­зу­ет­ся: наличием стабильной, инвариантной части (корня,основы), выража­ю­щей идею тождества лексемы во всех её грамматических видоизменениях; фиксацией конечного перечня грамматических значений и их комбинаторики и, следо­ва­тель­но, наличием в парадигме точно определённого числа звеньев или позиций, что и делает парадигму закрытым классом форм; одно­знач­ным соответ­стви­ем позиции и связанного с нею специального форманта; строгим порядком располо­же­ния членов.

Структура морфологической парадигмы, таким образом, определяется инвентарём граммати­че­ских категорий, характе­ри­зу­ю­щих отдельные части речи и взаимосвязи их грамматических значений. Парадигмы слов одной части речи имеют одинаковое внутреннее устройство, одинаковый набор оконча­ний для одного типа склонения или спряжения, объеди­ня­ют подобные наборы основ, а также нередко характе­ри­зу­ют­ся сходными акцентными и/или морфонологическими явлениями.

Морфологические парадигмы делятся на большие и малые, полные и неполные (дефектные). Большая парадигма представ­ля­ет собой объединение малых, или частных: так, полная парадиг­ма прилага­тель­но­го в русском языке включает от 24 до 29 форм, распре­де­ля­ю­щих­ся по ряду частных парадигм мужского, женского и среднего рода един­ствен­но­го числа, парадигмы множе­ствен­но­го числа, парадигм кратких форм прилагательных и их степеней сравнения. В дефектной парадигме часть её позиций (клеток) оказывается незаполненной.В морфологии термин «парадигма» имеет 2 значения:

1. ‘система словоформ, образующих одну лексему’;

2. ‘образец, схема словоизменения’.

Типы парадигм:
именная (склонение) / глагольная (спряжение);
общая (полная) / частная (общая парадигма имени существительного состоит из двух частных: парадигмы числа и парадигмы падежа; общая парадигма имени прилагательного состоит из трех частных: парадигмы числа, парадигмы рода и парадигмы падежа).
Разновидности парадигм:

Существительное дрожжи не имеет форм единственного числа, значит и в целом парадигма этого существительного может быть охарактеризована как неполная.

Глагол двигать имеет избыточную парадигму, так как наряду с формами двигаю, двигаешь, двигает и т.д. имеет параллельные движешь, движет и т. д.
При характеристике разновидности парадигмы следует помнить, что одна из частных парадигм слова может быть полной, а другая неполной или избыточной. Например, глагол толпиться имеет неполную парадигму числа (отсутствуют формы 1 и 2 лица ед., числа), но полную парадигму рода

? о сот глаг парад: широк-учит все формы-пред/непред;спряг/неспряг/сокращ— только спряг формы-форм основа.

? о парад прил:расшир за счет парад качест прил(шире чем относ)-степ срав, крат формы включ. В РГ огранич парад прил- вход только прост степ-компоратив, превосх степ не счит фактом формоиз, это словоиз.

§7. Типы парадигм

По охвату словоформ парадигмы бывают частные и полные (ещё их называют комплексные). Частные парадигмы выделяются внутри полных (комплексных), характеризуются какой-либо одной граммемой. Поскольку имена существительные изменяются по числам и падежам, они имеют 2 частные парадигмы: падежную парадигму в ед.ч. (столстоластолустолстоломстоле) и падежную парадигму во мн.ч. (столыстоловстоламстолыстоламистолах).

Поскольку имена прилагательные изменяются по числам, падежам, родам, имеют полную и краткую форму и степени сравнения, они имеют гораздо большее число частных парадигм.

Ещё больше частных парадигм у глаголов: парадигмы наклонений, времён, залога, лица, вида, рода, парадигмы причастных форм и деепричастных форм.

Полные (комплексные) парадигмы состоят из частных парадигм. В вершине полной парадигмы стоит начальная (исходная) словоформа лексем: именительный падеж в именных частях речи, инфинитив в глаголах.

По заполненности мест в парадигме различаются парадигмы полные и неполные (дефектные). В полной парадигме все места заполнены. Таких парадигм подавляющее большинство в русском языке.

Неполные (дефектные) парадигмы бывают двух типов:

дефектная парадигма, в которой не хватает какой-либо частной парадигмы. Например, у слов «мудрость», «листва», «мёд» нет частной парадигмы множественного числа. У слов «сани», «сливки» нет частной парадигмы единственного числа.

дефектная парадигма, в которой не хватает какого-либо члена парадигмы. Так, у слов «знобить», «колоситься», «ржаветь», «длиться» нет форм 1 и 2 л. единственного и множественного числа, у слов «гудеть», «чудить», «убедить», «шелестеть», «победить» нет формы 1л. единственного числа. У слова «мечта» нет формы Р.п. множественного числа. У местоимения «себя», «некого» нет формы И.п.

§8. Причины, обусловливающие дефектные парадигмы

Какие-либо словоформы не образуются в дефектных парадигмах по ряду причин:

язык стремится избежать омонимичных форм: будитья бужу, бузить – я [?], держать – я держу, дерзить – я [?];

язык стремится избежать неблагозвучных форм: гудеть– я [?], зудеть– я [?], ощутить– я [?];

образованию словоформ мешает семантика глагола: толпиться – я [?], ты [?], ветвиться– я [?], ты [?], окотиться– я [?], ты [?], мерцать– я [?], ты [?].

§ 9. Грамматическое значение

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Типы парадигм в русском языке

Парадигма – это упорядоченная совокупность слов, которые принадлежат одной лексеме, но имеют разные грамматические значения.

Термин «парадигма» произошёл от греческого слова «παράδειγμα», которое переводится как «пример, образец, модель».

Впервые термин «парадигма» был использован швейцарским лингвистом конца XIX – начала XX веков Фердинандом де Соссюром для обозначения класса элементов, которые характеризовались одними и теми же свойствами.

Парадигма в языкознании оформляется в виде таблиц, которые позволяют продемонстрировать изменение грамматического значения (падежей, чисел, родов и так далее) для конкретного класса лексем (то есть разных форм одного слова без изменения его значения).

Готовые работы на аналогичную тему

В качестве примера можно привести парадигму русского склонения слова «голова» по падежам:

В европейских языках также используют парадигмы. Например, в английском языке можно проспрягать неправильные глаголы по формам:

Если языковые единицы рассматривают как систему, составленную из взаимосвязанных отношениями сопоставления и противопоставления элементов, то в этом случае имеет место парадигматика.

По мнению некоторых лингвистов, занимающихся морфологическими теориями, парадигмы являются центральным понятием морфологии, а сегментация слова на отдельные морфемы является вопросом факультативного значения.

Разновидности парадигм в языкознании

В языкознании выделяют четыре вида парадигм:

Морфологическая парадигма (ещё иногда её называют «грамматической») представляет собой систему слов, образованных от одной основы (корня) посредством изменения его грамматических значений. Приведённое выше слово «голова», которое было просклонено по падежам, является примером морфологической парадигмы.

Лексическая парадигма объединяет слова, которые семантически противопоставлены друг другу (антонимы, синонимы, паронимы, омонимы, группы, семантические поля и так далее) (например, свой-чужой, дом-здание).

Словообразовательная парадигма является совокупностью слов, производных от одной основы (дериваты), но с различными семантическими и грамматическими значениями (например, от слова «опыт» могут быть образованы четыре деривата: опытник, опытный, безопытный, подопытный).

Синтаксическая парадигма представляет собой систему предложений, составленных из одних и тех же слов, но различающихся по грамматическому значению. Традиционно синтаксическую парадигму считают восьмичленной: из трёх форм синтаксического индикатива (настоящего, будущего, прошлого) и пяти форм синтаксических ирреальных наклонений (побудительного, сослагательного, желательного, условного, долженствовательного).

Научные парадигмы языкознания

Помимо определения парадигмы, рассмотренного выше и относящегося только к вопросам языкознания, существует общепризнанное определение этого термина, распространяющееся на все научные дисциплины.

В этом смысле слова парадигма представляет собой систему научных представлений, теорем, принципов и так далее, которая признаётся научным сообществом в качестве господствующей основы конкретной науки (или группы науки).

Эта основа сформировалась из текущих научных достижений, для научных исследований она предоставляет инструменты, задаёт главные направления, моделирует изучаемую проблему и позволяет вырабатывать её решения.

В языкознании как научной дисциплины также господствовало несколько научных парадигм, которые в процессе исторического развития несколько раз сменялись (данный процесс называется научной революцией). В целом лингвисты выделяют следующие научные парадигмы, существовавшие в языкознании:

Протолингвистика была характерна для периодов Античности и Средневековья. В то время языкознание было не самостоятельной научной дисциплиной, а только одним из направлений философии. Тогда только предпринимались попытки теоретически описать язык с помощью методов, выработанных философией.

Сравнительно-историческая парадигма господствовала в языкознании с конца XVIII до середины XIX веков. Она базировалась на преимущественном использовании лингвистами сравнительно-исторического метода, который позволял изучить язык и его развитие в пространственном и временном сравнении с другими. Несмотря на то, что сравнительно-историческая парадигма сменилась младограмматизмом, описанный метод остаётся одним из основных в современном языкознании.

Младограмматизм являлся фундаментом языкознания до начала ХХ века включительно. В этот период времени основными методами исследования языка были непосредственное наблюдение и индуктивный метод. Акцент внимания лингвистов был перенесён на психологический аспект языка, поэтому особо изучалась речевая деятельность человека.

С 1920-х годов под влиянием идей Фердинанда де Соссюра активно начала складываться системно-структурная парадигма. Её отличительной чертой была направленность исследовательской деятельности на языковые системы, особенности их структурных единиц и уровней, а также сходства и различия в организации систем разных языков.

Парадигма современного языкознания характеризуется:

Парадигматические связи слов в речи. Типы лексических парадигм, их роль в осуществлении лексического выбора и процессе речевой деятельности.

Любое слово можно рассматривать или в системе языка, или в речевом потоке. В наиболее общем виде отношения единиц языка между собой можно представить тремя видами: синтагматические, парадигматические и иерархические.

Синтагматические отношения — это отношения единиц в линейной последовательности (комбинаторные отношения). Синтагматические отношения могут характеризоваться отношением реального (актуального) взаимодействия. В абстрактной форме они могут быть представлены как отношения некоторых классов. Основой синтагматики являются закономерности нормативной сочетаемости слов в речи. Синтагматические отношения определяют связь слов в пределах одного и того же речевого отрезка. Можно определить синтагматическую близость как степень вероятности употребления одной языковой единицы непосредственно за другой.

Наблюдения показывают, что в синтагматические отношения могу вступать отнюдь не любые единицы языка, но лишь единицы относительно одинаковой степени сложности (относительно однородные единицы). Так, например, в линейной последовательности фонемы не сочетаются ни с морфемами, ни со словами, а только с другими фонемами; морфемы не сочетаются ни с фонемами, ни со словами, а только с другими морфемами, слова сочетаются только с другими словами, но не с предложениями и не со словосочетаниями.

Способность соответствующих единиц вступать в синтагматические отношения сопровождается способностью тех же единиц вступать в парадигматические отношения.

Таким образом, языковой парадигмой называют не простой набор или случайный класс единиц, а только класс, образующийся на основании определенных свойств и признаков единиц. Поэтому можно сказать, что всякая языковая парадигма есть класс единиц, но не всякий класс единиц есть языковая парадигма.

Уровни языка являются сверхпарадигмами. Они включают в себя совокупность всех относительно однородных единиц (единиц одной степени сложности), которые могут вступать между собой в синтагматические и парадигматические отношения. Между членами сверхпарадигм (между единицами разных уровней языка) могут быть только иерархические отношения (морфемы состоят из фонем, слова состоят из морфем, словосочетания состоят из слов, предложения состоят из словосочетаний и т.д.).

Исследование парадигматики изначально характеризуется включением ее в общую сеть языковых отношений и в первую очередь выявляет ее соотношение с синтагматикой. Данный подход способствовал утверждению единства языка и речи. Он позволил обнаружить, как парадигмы, представляющие подсистемы в языке, проецируются на речь, и что ее компоненты занимают определенные места в синтагматической цепи.

Дальнейшую эволюцию понятия парадигмы отражают термины словообразовательная (Е.А. Земская), лексико-грамматическая (В.Н. Телия) парадигмы. Понимание парадигмы в контексте признания речевой деятельности только как вербальной коммуникации соотносит ее с набором готовых средств, употребляемых в речи. Признание же наличия у речевой деятельности двух форм (коммуникативной и номинативной) [5, 68] выводит на парадигму как результат лингвокреативной деятельности. Накопление новообразований происходит с их концентрацией вокруг наиболее номинативно активных слов, каковыми становятся ключевые слова, обрастающие новыми значениями, образованными от них словами, фразеологизмами, неоднословными наименованиями в форме словосочетаний, предложений, текстов.

Номинативная анкета задает процедурный режим использования знака при производстве других, новых знаков. Использованию знака и моделей номинации присуща регулярность. Поэтому конкретные номинативные парадигмы способны объединяться в типовые. Выявление и описание типовых номинативных парадигм позволят определить тенденции и пути пополнения выразительных возможностей языка.

Понятие парадигмы простыми словами и ее виды

Это слово придумали греки. Например, у Платона встречается это понятие в диалоге «Тимей»: бог, опираясь на идеи, создал мир. В другом — «Политик» — говорится, что политику подобает плести узоры своей власти подобно ткачу: из законов и моральных устоев, вплетая в это всё больше нитей, привлекая на свою сторону граждан. Значит, Платон считал, что такова парадигма умного политика.

Вторую жизнь термину дал Томас Кун. В 1962 году он выпустил книгу, где рассмотрел путь и становление современных научных дисциплин. Он заявил, что наука развивается, не постепенно накапливая знания, как считалось со времён Аристотеля, а наоборот — путём революционных смен устоявшихся мнений. Таким образом, стало возможно посмотреть даже на современную науку так, как смотрит учёный на мифологии диких племён. Стало ясно, что и современная наука, вероятно, ошибается очень во многом.

Книга вызвала обширную дискуссию, а термин обрёл большую популярность. Многие учёные критиковали книгу: им не понравилось, что автор так смело поставил под сомнение верность большого количества актуальных знаний. Так что философы обвинили автора в размытости терминологии, и ему пришлось трудиться над конкретизацией терминов в своей книге.

Научное определение

Определение из толкового словаря звучит не намного понятнее, но не стоит волноваться. Далее в статье будет раскрыт самыми простыми словами смысл термина «парадигма».

Это интересно: что это такое и откуда появились диалекты?

Значение слова — модель обозначения проблемы и способов их решения. Схема, принцип исследования. В словарях встречаются различные мнения насчёт того, всегда ли она бывает общепринятой. В одном словаре написано, что это те принципы, которые главенствуют среди учёных. Другой словарь утверждает, что она бывает и личной: вовсе не обязательно её должно разделять научное либо другое сообщество.

Так или иначе, это система, определяющая подход человека либо группы людей к тому, как внедрять в свою жизнь либо в жизнь некой группы людей что-то новое. Простой пример: чертёж, по которому можно построить дом. А также принципы, по которым он создан: геометрические, физические, научные. В анекдоте про наполовину полный и наполовину пустой стакан именно личная парадигма отличает оптимиста от пессимиста.

Теория является парадигмой в том случае, если её кто-то придерживается: один человек — личная; целое научное сообщество — этого сообщества. Аксиома не может быть парадигмой, поскольку аксиома — это факт, установленный закон, очевидная истина. Недостаточно быть просто фактом, нужно быть целой идеологией. Как, например, коммунизм, ньютоновская физика, христианство, либерализм… Список можете продолжить сами.

Виды парадигм

Общепринятая — принимаемый большей частью общества подход к решению проблем.

Индивидуальная (также может называться личной либо субъективной) — подход к решению проблем конкретной личности.

Научная и государственная — соответственно, подход к решению проблем и направление движения научного сообщества и государства.

Психологические парадигмы

Характерные черты естественно-научной — объективное знание о мире и важность постоянно увеличивать количество этих знаний, пополнять их новыми открытиями.

Гуманитарная — самая популярная в психологии. В ней предполагается ценить не просто факты, а их смыслы; не просто объяснение, а понимание. В ней придаётся большое значение духовному началу человека.

Практическая изучает преображение человеческой жизни. Психологи, придерживающиеся этого подхода, стараются изменить человеческую жизнь, а не только исследовать её.

Парадигматика

У этого термина есть несколько значений. Это наука о структуре и строении разнообразных парадигм. Также в языкознании — это наука о парадигматичных отношениях. В этих отношениях элементы языка противопоставляются друг другу и, таким образом, в сознании говорящего либо думающего посредством данного языка ассоциируются друг с другом. Хотя в реальном мире они не имеют между собой ничего общего. Ещё одно значение относится к грамматике: в ней это область, изучающая парадигматические объединения.

Примеры употребления

Смена парадигмы — это революционная смена мировоззрения. Таким образом, правильно будет сказать:

[spoiler title=”источники:”]

https://3xru.ru/tipy-paradigm-v-russkom-yazyke/

[/spoiler]

Добавить комментарий