Синтаксический параллелизм
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 281.
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 281.
Синтаксический параллелизм – одно из средств синтаксиса, предназначенное для выразительности речи. Рассмотрим это средство подробнее.
Определение
Синтаксический параллелизм – это одинаковый или сходный порядок синтаксических конструкций: смежных предложений и фраз.
Синтаксический параллелизм связан с несколькими языковыми единицами. Он может затрагивать словосочетания, предложения, придаточные части.
Параллелизм словосочетаний: словосочетания, следующие друг за другом, строятся по одной схеме.
Параллелизм предложений: предложение, следующее за другим предложением, строится по такой же схеме, что и первое. Причем предложений может быть больше двух.
Параллелизм придаточных частей: придаточные части, относящиеся к одной главной, строятся по одинаковой схеме.
Синтаксический параллелизм затрагивает только синтаксис, лексическое значение сходных синтаксических конструкций может быть абсолютно разным.
Если порядок конструкций одинаков, то это полный синтаксический параллелизм, если похож частично – неполный синтаксический параллелизм.
Функции
Синтаксический параллелизм в русском языке выполняет несколько функций. Во-первых, это акцентирование внимания на определенной мысли. Во-вторых, это подчеркивание связи нескольких элементов. Помимо этого, параллелизм выполняет экспрессивную функцию, так как такая синтаксическая конструкция усиливает эмоциональность высказывания.
Синтаксический параллелизм часто встречается в художественных произведениях, в особенности фольклорных. Это связано с желанием акцентировать внимание на тексте.
Примеры синтаксического параллелизма
Параллелизм словосочетаний:
Я вышел на поляну и увидел зеленую траву и голубое небо.
Параллелизм предложений:
Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почет (Лебедев-Кумач)
Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (Лермонтов).
Параллелизм придаточных частей:
Он пришел сказать, что сестра приехала днем и что мать уехала вечером.
Что мы узнали?
Синтаксический параллелизм – это одинаковый или сходный порядок словосочетаний, предложений, придаточных частей. Это синтаксическое средство выразительности. Функции синтаксического параллелизма следующие: акцентирование внимания на определенной мысли, подчеркивание связи нескольких элементов, усиление эмоциональности высказывания.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Наталья Субеева
5/5
-
Kirika Lunar
5/5
Оценка статьи
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 281.
А какая ваша оценка?
Синтаксический параллелизм — это сходное построение смежных фраз, стихотворных строк или строф художественного произведения.
Рассмотрим с примерами из художественной литературы, что такое синтаксический параллелизм.
Синтаксический параллелизм — стилистический прием образной речи
Образные средства в литературе
В своем арсенале художники слова имеют множество выразительных средств, чтобы создать яркий и впечатляющий образ. В своих произведениях писатели активно используют тропы и стилистические (риторические) фигуры:
- риторический вопрос
- инверсию
- градацию
- эпифору
- сравнение
Их использование делает восприятие художественной речи многоплановой, вызывает интерес у читателей к изображаемому, рождает богатые образные ассоциации. Одним из таких стилистических приемов является параллелизм. Этот термин заимствован из греческого языка, где слово parallelos , буквально значит «идущий рядом».
Параллелизм известен в биологии, математике, физике. В литературе словом «параллелизм» обозначают сходные элементы в построении высказывания. Это могут быть звуки и слоги (звуковой параллелизм), повторяющие слова (лексический параллелизм) и синтаксические конструкции — фразы и предложения.
Что такое синтаксический параллелизм?
Если в произведении имеются одинаковые или сходные по синтаксическому построению смежные строфы, фразы, предложения, то такие конструкции называют лингвистическим термином «синтаксический параллелизм».
При использовании синтаксического параллелизма повторяется однотипное синтаксическое построение следующих друг за другом частей высказывания, фраз и предложений. Синтаксический параллелизм выражается в определенном, похожем порядке слов с однотипным сказуемым, например:
Алмаз шлифуется алмазом,
Строка шлифуется строкой.
А. Недогонов
С помощью этого стилистического приёма автор сопоставляет два объекта действительности и выражает свое отношение к тому, что он изображает, используя определенное построение стихотворной фразы.
Часто синтаксический параллелизм сочетается с другими образными средствами художественной литературы, например с анафорой:
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
Ф. И. Тютчев. Полдень
Нередки сочетания синтаксического параллелизма с антитезой:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю родном?
М. Ю. Лермонтов. Парус
Отрицательный синтаксический параллелизм
Из народного творчества многие писатели восприняли отрицательный параллелизм, который имеет равное количество одинаково расположенных компонентов, но в отличие от прямого параллелизма строится с употреблением частицы «не»:
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон он не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем её в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
А. Ахматова. Родная земля
Примеры синтаксического параллелизма из художественной литературы
Жизнь без тревог — прекрасный светлый день,
Тревожная — весны младые грезы.
Там — солнца луч и в зной оливы сень,
А здесь — и гром, и молния, и слезы…
А. Майков. Дума
Молятся звезды, мерцают и рдеют,
Молится месяц, плывя по лазури,
Легкие тучки, свиваясь, не смеют
С темной земли к ним притягивать бури.
А. А. Фет
Но слишком рано твой ударил час,
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Н. А. Некрасов. Памяти Добролюбова
Не оттого, что зеркало разбилось,
Не оттого, что ветер выл в трубе,
Не оттого, что в мысли о тебе
Уже чужое что-то просочилось, —
Не оттого, совсем не оттого
Я на пороге встретила его.
А. Ахматова. Измена
Тест
Средняя оценка: 4.
Проголосовало: 13
Синтаксический параллелизм — это приём речи, характеризующийся построением нескольких предложений с одинаковой грамматической структурой (или же отдельных частей внутри одного предложения).
Этот приём широко распространен в русском языке, а также устном народном творчестве — былинах, песнях, сказках: Тепло ли те, девица? Тепло ли те, красная? Рассмотрим примеры использования синтаксического параллелизма в языке и литературе.
Содержание
- Виды параллелизмов
- Функции синтаксического параллелизма
- Синтаксический параллелизм в языке
- Синтаксический параллелизм в литературе
- Анафора и синтаксический параллелизм
- Разница между семантическим и синтаксическим параллелизмами
- Примеры синтаксического параллелизма
Виды параллелизмов
Параллелизм — это использование повторяющихся слов и форм, чтобы придать отрывку в литературе структуру и ритм.
Параллелизм часто либо сопоставляет контрастные образы или идеи, чтобы показать их абсолютное различие, либо объединяет аналогичные концепции, чтобы показать их связь.
Параллелизмы бывают следующих видов:
- Синтаксический. Этот вид встречается в литературе чаще всего. Он используется и в стихотворной форме, и в прозе. Характеризуется применением одной и той же структуры предложений. Обычно автор обозначает что-то обобщающее в начале фразы, следом развиваются идеи/предметы, которые с этим сравниваются.
- Строфический. Автор использует в примыкающих строфах одинаковые синтаксические или лексические построения.
- Ритмический. В этом параллелизме автор повторяет одинаковые рифмы или паузы, таким образом он вносит ритмичность в своё произведение.
- Отрицательный. Этот параллелизм автор создаёт на основе отрицательного сравнения, т. е. оборот строится на частице “не”.
Функции синтаксического параллелизма
Функциями синтаксического параллелизма являются:
- перечисление, уточнение, сопоставление и противопоставление;
- выражение оценочных характеристик автора (в положительную или отрицательную сторону), обычно выражение субъективной эмоциональной оценки;
- выделение эквивалентности перечисляемых обстоятельств и синтаксическое оформление перечисленного;
- улучшает стиль написания и читабельности, а также улучшает процесс создания предложений;
- и другие.
Параллелизм часто используется в риторике и публицистике, чтобы подчеркнуть важную мысль, перечислить аргументы, показать общее и различия между явлениями. Большое внимание ему уделяли в античной риторике.
Синтаксический параллелизм в языке
В грамматике, синтаксический параллелизм (параллельные структуры или параллельные конструкции) – это баланс в пределах одного или более предложений фраз или предложений, которые имеют одинаковую грамматическую структуру.
Если в произведении имеются одинаковые или сходные по синтаксическому построению смежные строфы, фразы, предложения, то такие конструкции называют лингвистическим термином «синтаксический параллелизм».
Следующие примеры демонстрируют особенности этого явления:
Синтаксический параллелизм |
Нет параллелизма |
Она любит петь, читать и рисовать |
Она любит петь, читать и рисование |
Он любит играть в футбол и отжиматься. Он любит футбол и отжимания |
Он любит футбол и отжиматься |
Кошка побежала через двор, перепрыгнула через забор и перебежала через улицу |
Кошка побежала через двор, перепрыгнула через забор и припустила. |
Синтаксический параллелизм связан с несколькими языковыми единицами. Он может затрагивать словосочетания, предложения, придаточные части.
- Параллелизм словосочетаний: словосочетания, следующие друг за другом, строятся по одной схеме. Я вышел на поляну и увидел зеленую траву и голубое небо.
- Параллелизм предложений: предложение, следующее за другим предложением, строится по такой же схеме, что и первое. Причем предложений может быть больше двух. Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почет (Лебедев-Кумач)
- Параллелизм придаточных частей: придаточные части, относящиеся к одной главной, строятся по одинаковой схеме. Он пришел сказать, что сестра приехала днем и что мать уехала вечером.
Синтаксический параллелизм затрагивает только синтаксис, лексическое значение сходных синтаксических конструкций может быть абсолютно разным.
Если порядок конструкций одинаков, то это полный синтаксический параллелизм, если похож частично – неполный синтаксический параллелизм.
Синтаксический параллелизм в литературе
Синтаксический параллелизм в литературе — это сходное построение смежных фраз, стихотворных строк или строф художественного произведения.
Если в произведении имеются одинаковые или сходные по синтаксическому построению смежные строфы, фразы, предложения, то такие конструкции называют лингвистическим термином «синтаксический параллелизм».
При использовании синтаксического параллелизма повторяется однотипное синтаксическое построение следующих друг за другом частей высказывания, фраз и предложений. Синтаксический параллелизм выражается в определенном, похожем порядке слов с однотипным сказуемым, например:
Алмаз шлифуется алмазом,
Строка шлифуется строкой.
А. Недогонов
С помощью этого стилистического приёма автор сопоставляет два объекта действительности и выражает свое отношение к тому, что он изображает, используя определенное построение стихотворной фразы.
Писатели часто сочетают параллелизм с другими литературными приёмами, такими как анафора и антитеза. Таким образом автор усиливает идею обобщения, описание становится более красочным и насыщенным. Зачастую это обобщение становится ключевым в понимании композиции и мысли автора.
Анафора и синтаксический параллелизм
Анафора — это использование автором повторяющихся звуковых элементов в начале каждой фразы, строки или строфы. Ещё анафору называют единоначатие.
Авторы используют этот стилистический приём для выделения самых важных частей произведения или для прибавления эмоциональности.
Например:
“Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света”.
“Анна Каренина”, Лев Толстой
Синтаксическая анафора (также анафорический параллелизм) — это анафора, которая повторяет предыдущую грамматическую конструкцию.
Например:
“Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей…”.
“Нэпман”, М. А. Светлов, 1925г.
“Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза…”.
Сергей Есенин
В этом примере можно увидеть сочетание синтаксического параллелизма с анафорой:
“Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака…”.
“Полдень”, Фёдор Тютчев
Почти каждая строка начинается с “лениво” — это анафора, а одинаковое строение фраз (дышит полдень, катится река, тают облака) — это синтаксический параллелизм.
Разница между семантическим и синтаксическим параллелизмами
Семантический параллелизм — это литературный приём, который позволяет автору повторять мысль/идею. При нём используется тема/рифма или идейная структура, целью которой является связать мысли/идеи одной строки с идеями другой, для того чтобы усилить передаваемое автором сообщение.
Например:
“Врубель жил просто, как все мы живём”.
А. А. Блок
Синтаксический параллелизм строится, используя элементы, которые грамматически схожи между собой. А в семантическом параллелизме автор использует идеи, которые друг другу сопоставляются.
Примеры синтаксического параллелизма
В творчестве русских и зарубежных писателей можно найти много примеров синтаксического параллелизма.
Например, читаем у С. Есенина:
«Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?»
Или у его предшественника М.Ю. Лермонтова:
«Зато лежишь в густой траве,
И дремлешь под широкой тенью…»
Или
«Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич…».
А. А. Блок тоже не отставал от коллег:
«Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла”»
В романсах А.Н. Апухтина:
«Ты не согреешь этот холод,
Ты не осветишь эту тьму…».
Любила этот прием и Марина Цветаева:
«Око зрит – невидимейшую даль,
Сердце зрит – невидимейшую связь.
Ухо пьет – неслыханнейшую молвь.
Над разбитым Игорем плачет Див…».
Приведем еще несколько примеров для синтаксического параллелизма:
- Словосочетаний: В Петербурге я люблю разводные мосты, мощеные улицы и белые ночи.
- Предложений: Виталик сажает деревья. Серёжа моет посуду. Маша пишет стихи.
- Придаточных частей: Я думаю, что жизнь наладится, что наступит мир.
Важно понимать, что единицы, на которых основана параллель, должны не только выполнять ту же роль в предложении, но и быть представителями одной части речи. К примеру, можно сказать: «Мне нравится пение, танцы и рисование». Но вот «Мне нравится пение, танцы и рисовать» уже не будет примером параллелизма.
Таким образом, синтаксический параллелизм – это одинаковый или сходный порядок словосочетаний, предложений, придаточных частей, стихотворных строк или строф художественного произведения. Это синтаксическое средство выразительности.
Функции синтаксического параллелизма следующие: акцентирование внимания на определенной мысли, подчеркивание связи нескольких элементов, усиление эмоциональности высказывания.
Что такое синтаксический параллелизм: определение, функции, примеры
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Подчеркнуть определенную мысль, акцентировать внимание на связи между конструкциями, выразить экспрессию – всё это автор может сделать разными способами.
Однако достичь всех трех целей одновременно помогает синтаксический параллелизм. Это явление редко изучают в школе.
Более того, даже в университетском курсе синтаксиса для языковедов данной темы может не быть.
Тем интереснее узнать, что являет собой этой прием, как его использовать и где он будет уместен. Об этом и поговорим в нашей статье.
Что такое синтаксический параллелизм в языке и литературе
Начнем с определения. Согласно «Толковому переводоведческому словарю», который дает наиболее приближенное именно к лингвистике трактование:
«Параллелизм – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, высказываний или отрезков речи».
То есть речь идет о том, что в следующих друг за другом единицах синтаксиса слова, соотносимые с определенными частями речи и функциями члена предложения, должны стоять в одинаковом порядке. Это могут быть как словосочетания, так и предложения или более крупные конструкты.
Например, в строке Есенина «Синий туман, снеговое раздолье…» оба словосочетания построены по принципу «зависимое слово, определение + главное слово, определяемое».
«Большой энциклопедический словарь» говорит о том же явлении, но несколько шире. Литературоведы подают такой термин:
«Параллелизм в поэтике – тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ».
Это более широкий термин, включающий не только синтаксический, но и ритмический, а также композиционный параллелизм.
Классификация
Поскольку данное явление может быть воплощено на разных уровнях, выделяют три вида в зависимости от типа языковой единицы, в котором он воплощен. Итак, бывает параллелизм:
- предложений,
- словосочетаний,
- придаточных частей (актуально для сложноподчиненный предложений и сложных синтаксических конструкций.
Также в зависимости от того, насколько идеально выдержан порядок слов, выделяют полный (100% совпадение) и неполный (с отклонениями) синтаксический параллелизм.
По количеству повторяющихся элементов он может быть двучленным или многочленными (также называют сложным).
Также выделяются особые, неклассические формы синтаксического параллелизма:
- Обратный. Порядок слов во второй единице (словосочетании, предложении) полностью противоположен порядку в первой.
- Формальный. Нет смысловой связи между тем, что делает человек, и природным явлением.
- Отрицательный. Действия человека противоположны тому, что происходит вокруг.
Последние два варианта характеры в основном для русского фольклора, в других же текстах, за исключением поэзии, встречаются редко.
Функции
Синтаксический параллелизм используют авторы различных текстов. Это не только художественные произведения. Многие риторы применяют прием в своих выступлениях, а журналисты – в публицистике.
Он помогает достичь следующих целей:
- Подчеркнуть наличие связи между несколькими элементами в одном ряду.
- Привлечь внимание читателя / слушателя к выражаемой мысли.
- Выразить экспрессию.
Все эти функции могут быть применены в упомянутых выше текстах. Однако чаще всего данная фигура встречается все же в фольклоре. Ученые считают, что во все остальные направления литературы она перешла именно из народного творчества.
Примеры
В творчестве русских и зарубежных писателей можно найти много примеров синтаксического параллелизма. Например, читаем у С.А.Есенина:
«Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?»
Или у его предшественника М.Ю.Лермонтова:
«Зато лежишь в густой траве,
И дремлешь под широкой тенью…»
В романсах А.Н.Апухтина:
«Ты не согреешь этот холод,
Ты не осветишь эту тьму…»
Приведем несколько своих примеров для синтаксического параллелизма
- Словосочетаний: В Петербурге я люблю разводные мосты, мощеные улицы и белые ночи.
- Предложений: Виталик сажает деревья. Серёжа моет посуду. Маша пишет стихи.
- Придаточных частей: Я думаю, что жизнь наладится, что наступит мир.
Важно понимать, что единицы, на которых основана параллель, должны не только выполнять ту же роль в предложении, но и быть представителями одной части речи. К примеру, можно сказать: «Мне нравится пение, танцы и рисование». Но вот «Мне нравится пение, танцы и рисовать » уже не будет примером параллелизма.
Итак, сегодня мы раскрыли тему сложной фигуры языка, которая рассматривается на границе лингвистики и литературоведения. Узнали, что такое синтаксический параллелизм, каковы его функции и разновидности, а также рассмотрели примеры употребления.
Лингвистические термины менее известны широкой публике, нежели физические, химические или математические. Но отнестись к каждому из них необходимо внимательно.
В отличие от математики, параллелизм в литературе не связан напрямую с параллельными линиями, однако суть у него та же самая: есть некое соответствие между фрагментами текста, объединяющая их черта.
Оглавление
- 1 Определение параллелизма
- 2 Виды параллелизма
- 2.1 Тематический параллелизм
- 2.2 Синтаксический параллелизм
- 2.3 Отрицательный параллелизм
- 2.4 Звуковой параллелизм
- 3 Пример параллелизма в литературе
- 3.1 В устном народном творчестве
Определение параллелизма
Всякий художественный текст содержит массу деталей (приёмов), задающих некий стиль и колорит. Каждому элементу находится строго отведённое место и особая функциональная роль.
Параллелизм — это грамматическая, синтаксическая или семантическая фигура, «работающая» на создание единого впечатления, за счёт расположения сходных элементов речи, стоящих рядом или в параллельных частях текста.
Параллельность может касаться:
- единичных слов и словосочетаний;
- отрезков фраз;
- целостных высказываний.
Твой ум глубок, что море,
Твой дух высок, что горы.
Брюсов В.
Она закладывает ритмический характер произведения. Необязательно для такой цели использовать сходные по смыслу образы или мысли. Вполне допустимо сблизить что-то резко контрастное, только сильнее подчёркивая расхождения.
Виды параллелизма
Параллелизм — явление, пронизывающее все жанры и стили литературы, как авторской, так и лишённой конкретных создателей. Его принято делить на 4 основных разновидности; главный критерий — что с чем сопоставляется (или противопоставляется), и каким образом это выглядит в тексте.
Тематический параллелизм
Тематический параллелизм отталкивается от содержания сравниваемых вещей.
Интересен тот факт, что этот вариант художественного приёма востребован даже в публицистике, интервью, официальных заявлениях. Он привносит живую эмоциональность без употребления неподходящей лексики. Читать или слушать чью-то речь с выстроенными тематическими параллелями гораздо легче, чем без них.
Творцы могут сблизить состояние природы и положение подразумеваемых людей. (Даже если они сами не упоминаются явно). Мысли, эмоции, ожидания как бы преломляются в явлениях и предметах окружающего мира.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.М.Ю. Лермонтов
Так Михаил Юрьевич в своём стихотворении представляет тучи в виде странников, проводя параллель между ними и собой «как я же, изгнанники
».
Синтаксический параллелизм
Параллелизм синтаксический — наиболее массовый, подразумевает опору на одинаковое построение предложения. Он предполагает сходство в построении фраз. Например, простые утверждения, составляемые из существительного и глагола выстраиваются в цепочку предложений:
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла.
Подобный метод позволяет добиться сильного психологического эффекта. В стихах обычно стараются добиться полного ритма в чередовании, когда повторяются не только окончания, но и количество слов в строке. Неполный ритм, впрочем, тоже возможен — и его даже удаётся ловко обыграть.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.А.С. Пушкин
Нередко данный вид параллелизма сочетается с анафорой (высказывание или стихотворная строка, начинающаяся с одного и того же слова: «Нельзя жить надеждой – нельзя жить без надежды
») и антитезой (противопоставление понятий, идей, образов, связанных между собой общей мыслью: Что ищет он в стране далекой, Что кинул он в краю родном?
)
Отрицательный параллелизм
В отрицательном параллелизме началом выступает отрицательная частица «не».
Это, пожалуй, старейшая версия из всех. Она отмечена уже в народной песне. Параллель, как и в других случаях, обычно берётся из внешнего мира. Но употребление частиц «не» и «ни» задаёт противопоставление условного знака человеческим действиям.
То не чудо сверкает над нами,
То не полюса блеск огневой,-
То бессмертное Ленина знамя
Пламенеет над старой Невой.Николай Тихонов
Звуковой параллелизм
Понять его смысл несложно: это всего лишь самые простые рифмованные сочетания в поэзии. Но важно учесть, что одинаковым может быть не только конец строчки; совпадения в её начале тоже относятся к звуковым параллелям. И даже не только одни стихотворения могут продемонстрировать подходящие образцы. Телеведущие, дикторы радио, разработчики рекламных слоганов сплошь и рядом стараются обыграть гармоническое звучание.
«Молоко вдвойне вкусней, если это Милки Вэй!»
Пример параллелизма в литературе
Разобравшись с тем, что такое параллелизм «в общем виде», полезно взглянуть, как он может смотреться на деле. Тематическое соответствие часто подразумевает одинаковую организацию элементов.
В художественных произведениях параллельными элементами могут выступать отдельные звуки, слова, словосочетания, предложения или части предложений.
Примеры синтаксического параллелизма из художественной литературы выглядеть могут примерно так: «в тёмном небе (что-то) – в тёмном море (ещё что-то)
». Другой возможный образец: «день сменяет день, солнце сменяет бурю
». Очень привлекательно воспринимается сочетание двух вопросов с одинаковым или очень близким смыслом: «Что за дверью? Что за окном?
».
Отрицательный тип проиллюстрировать тоже несложно: «не речка бурно льётся, не ветры носят пыль — это время вдаль несётся, рухлядь сдавая в утиль
». Ну а звуковой формат наиболее простой: только произнесите: «раз, два, три, огонёк, гори
», или вспомните любую считалочку, скороговорку — сразу всё будет ясно.
В устном народном творчестве
Узнав, что параллелизм в современной культуре это соответствие разных кусков речи, разобравшись с его применением в прозе, поэтическом творчестве, стоит взглянуть и на примеры параллелизма из фольклора. Там могут применяться те же самые подходы, что и в «высокой» прозе. Но есть и некоторые отличия.
Встречается и отрицание: «кудри качаются, Что не скачен ли жемчуг рассыпаются
». Или же:
Как видели Иванушка сядучись,
А не видели его уедучись.
Синтаксический параллелизм в фольклоре тоже не редкость.
И под каждым царём силы по сороку тысячей,
И под каждым королём по сорок тысячей.
Или же широко известное: «тянут-потянут, вытянуть не могут
».
Любопытно, но вот звуковой параллелизм в народном искусстве или отсутствует, или встречается исключительно редко — так что найти его едва ли возможно.