Как составить партитуру чтения текста

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Партитура – ноты выразительного чтения

    1 слайд

    Партитура – ноты выразительного чтения

  • ПартитураВы­учив текст, необ­хо­ди­мо знать, как пра­виль­но его де­кла­ми­ро...

    2 слайд

    Партитура
    Вы­учив текст, необ­хо­ди­мо знать, как пра­виль­но его де­кла­ми­ро­вать. Су­ще­ству­ют по­лу­за­бы­тые пра­ви­ла, такие же, как и для му­зы­кан­та. Му­зы­кант, как ис­пол­нить про­из­ве­де­ние, го­то­вит для себя пар­ти­ту­ру – за­пись му­зы­каль­но­го тек­ста. Точно такую же пар­ти­ту­ру го­то­вят и ак­те­ры. Они не про­сто за­учи­ва­ют текст, ко­то­рый им дано, а и са­мо­сто­я­тель­но со­став­ля­ют пар­ти­ту­ру. Такую же пар­ти­ту­ру вы мо­же­те при­го­то­вить для себя. Пар­ти­ту­ра тек­ста – это свое­об­раз­ная шпар­гал­ка. Если вы го­то­ви­тесь к вы­ступ­ле­нию, на ка­ком-ни­будь тор­же­ствен­ном ве­че­ре, где у вас есть дуб­лер, вы не про­сто пе­ре­да­е­те ему текст, но и пар­ти­ту­ру. В этой пар­ти­ту­ре при­сут­ству­ет мно­же­ство зна­ков. Су­ще­ству­ет три ос­нов­ных знака в пар­ти­ту­ре.

  •  Пауза(обо­зна­ча­ет­ся как / , // , ///) ―  раз­мер ти­ши­ны. А.П. Чехов го­...

    3 слайд

     Пауза
    (обо­зна­ча­ет­ся как / , // , ///) ―  раз­мер ти­ши­ны. А.П. Чехов го­во­рил: «Самое прон­зи­тель­ное в те­ат­ре – это пауза». Когда зву­чит пауза,
    слу­ша­тель осо­зна­ет то, что он услы­шал.
    / ― ко­рот­кая пауза; // ― сред­няя пауза; /// ― длин­ная пауза.
    Пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Паузы могу быть разной длительности, в зависимости от высказываемой мысли, от содержания читаемого. При неверной паузе нарушается смысл предложения, содержание его становится неясным, извращается основная мысль. Надо научиться хорошо слышать паузу и соблюдать ее при чтении. 

  • Звуч­ность (обо­зна­ча­ет­ся как ). Звуч­ность бы­ва­ет вос­хо­дя­щей и нис­х...

    4 слайд

    Звуч­ность 
    (обо­зна­ча­ет­ся как < , >). Звуч­ность бы­ва­ет вос­хо­дя­щей и нис­хо­дя­щей. При вос­хо­дя­щей звуч­но­сти наш голос дол­жен по­вы­ша­ет­ся, при нис­хо­дя­щей – сни­жа­ет­ся.
    < ― вос­хо­дя­щая звуч­ность;
    > ― нис­хо­дя­щая звуч­ность;

  • Ло­ги­че­ское уда­ре­ниеОбо­зна­ча­ет­ся как _. Ло­ги­че­ское уда­ре­ние 
под...

    5 слайд

    Ло­ги­че­ское уда­ре­ние
    Обо­зна­ча­ет­ся как _. Ло­ги­че­ское уда­ре­ние
    под­чер­ки­ва­ет осо­бен­но важ­ные слова.
    При­мер: Пред­ло­же­ние «Каз­нить нель­зя, по­ми­ло­вать».
    В этом тек­сте не стоит за­пя­тая. Если рас­ста­вить знаки пар­ти­ту­ры,
    то вый­дет два ва­ри­ан­та про­чте­ния.
    «Каз­нить / нель­зя по­ми­ло­вать» – смерт­ный при­го­вор.  
    « Каз­нить нель­зя / по­ми­ло­вать» – по­ми­ло­ва­ние,
    от­ме­ня­ю­щее смерт­ный при­го­вор.

  • Мы не при­вык­ли за­ме­чать пауз. Мы ав­то­ма­ти­че­ски управ­ля­ем своей реч...

    6 слайд

    Мы не при­вык­ли за­ме­чать пауз. Мы ав­то­ма­ти­че­ски управ­ля­ем своей речью. Ино­гда оши­ба­ем­ся, и нас пе­ре­ста­ют по­ни­мать.

    Бу­ма­га и ка­ран­даш, зер­ка­ло― три про­стых вещи, ко­то­рые по­мо­гут в тре­ни­ров­ке про­чте­ния тек­стов. В наше время можно ис­поль­зо­вать еще и ви­део­ка­мер, по­то­му что у нас по­яв­ля­ет­ся воз­мож­ность за­пи­сать раз­ные ва­ри­ан­ты чте­ния и от­кор­рек­ти­ро­вать.

  • При­мер«О, за­крой свои блед­ные ноги!» Эти стро­ки ― это поэма В. Я. Брю­со­...

    7 слайд

    При­мер
    «О, за­крой свои блед­ные ноги!» Эти стро­ки ― это поэма В. Я. Брю­со­ва. Даная поэма не со­всем се­рьез­ная, но в ней есть скры­тый смысл. В 1794 году су­ще­ство­ва­ла по­э­ти­че­ская мода на том­ные стра­сти, на утон­чен­ные ду­шев­ные дви­же­ния, ко­то­рые вы­ра­жа­лись в осо­бых позах и же­стах. Ва­ри­ан­т про­чте­ния
    поэмы с по­мо­щью пар­ти­ту­ры:
    Иро­ни­че­ское от­но­ше­ние: О// за­крой/ свои блед­ные ноги
    (в конце строч­ки сле­ду­ет нис­хо­дя­щая звуч­ность)

Мастер-класс «Обучение
художественному чтению
на уроках литературы»

Автор: Письменная Елена Алексеевна

Организация: МБОУ Калачеевская СОШ №6

Населенный пункт: Воронежская область, город Калач

Тема мастер-класса

Обучение художественному чтению на уроках литературы

Цель:

Показать приёмы работы над художественным (выразительным) чтением.

Задачи:

– обучать правильной интонации,

– определять сквозное действие,

– ставить исполнительскую задачу,

– передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

– формировать внутреннее видение созданных писателями образов.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны уметь:

  • определять сквозное словесное действие текста,
  • научиться рисовать зрительные образы данного текста,
  • ставить исполнительскую задачу,
  • составлять «партитуру» для выразительного чтения, то есть:

– соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора,

– передавать интонации вопроса, утверждения,

– придавать голосу нужные эмоциональные окраски, ( радости, грусти, удивления, иронии, восхищения и т.д.)

– формировать хорошую дикцию, четкое произношение звуков,

– выбирать темп чтения.

Вид деятельности и время

Деятельность учителя

Деятельность фокус-группы

Вводная часть

Слово учителя

):

Подготовка к чтению (упражнения для разминки)

Выразительное чтение – это чтение с правильным литературным произношением, чтение с нужной интонацией и дикцией, с требуемым эмоциональным настроем, чтение с расстановкой фразового и логического ударения. Выразительное чтение способствует лучшему пониманию и восприятию содержания прочитанного. Будь то стихотворение или отрывок из прозаического произведения.

Выразительное чтение – один из эффективных методов раскрытия художественных достоинств текста. Это возможность проникнуть в самую суть произведения, учиться понимать внутренний мир героев. Оно углубляет понимание выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, развивает ум, вкус, чувство и воображение читающего. Выразительное чтение базируется на единстве эмоционального и логического начал. Сначала при чтении возникает эмоциональное переживание, которое углубляется при логическом осмыслении, постижении авторского замысла.

В действующих программах средних классов школы требуется, чтобы на каждом связном тексте учащиеся упражнялись в выразительном чтении, чтобы ни один текст на уроке не был прочитан монотонно, невыразительно. Ученый-педагог М.А.Рыбникова считала, что «выразительное чтение – это… первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе…».

Лирические произведения, тонкие по форме, концентрированные по мысли и чувству, читать непросто. Учить ребёнка читать художественно – значит строить его личность, её нравственную и эстетическую основу.

  1. Словесное действие.

Главная задача устной речи заключается в том, чтобы оказывать на слушающих определённое воздействие, убеждать в чём-то, заставить думать и чувствовать так же, как этого хочет говорящий. Отсюда замечательное свойство речи – целенаправленность, которую К.С. Станиславский положил в основу своего ученья о словесном действии. «Полное, продуктивное, целесообразное действие – самое главное в творчестве, стало быть, в речи! Говорить – значит действовать!» – писал он. Это очень важная мысль для обучения выразительному чтению и эстетическому воспитанию школьников. Взволновать слушателя, доставить удовольствие, убедить в чём-либо говорящий может только с помощью действенной, целенаправленной речи.

Как ученики читают? Однообразно, уныло, не знают, зачем это надо. А в жизни эти ученики о чём-то мечтают, к чему- то стремятся. Вспомните, как дети говорят, когда им что-нибудь надо от родных (купить, поехать и т.д.). Их речь будет эмоционально выразительна, в ход пойдёт жест, мимика. А в классе ученик уныло, однообразно произносит: «Унылая пора…»

Когда можно выразительно прочитать текст?Когда постигнут авторский замысел и определена цель чтения.

Главная цель выразительного чтения – определить сквозное словесное действие читающего, которое складывается из отдельных действенных задач и пронизывает весь текст от начала до конца.

Какие могут быть сквозные словесные действия?

воздействовать на воображение слушателей.

воздействовать на чувствавоздействовать на сознание слушателей

Итак, первая задача читающего после анализа текста:

определить сквозное действие стихотворения или фрагмента текста.

таким образом, если чтение лишено целенаправленности, оно теряет свои главные качества: убедительность, понимание текста и превращается в нудное, заурядное, унылое произнесение фраз.

1. вИдения и ассоциации

Для реализации целенаправленного словесного действия решающее значение имеют яркие вИдения и ассоциации. «Говорить – значит рисовать зрительные образы», – писал К.С. Станиславский. Увидеть за словами автора живой образ или картину непросто для ученика – учить этому – задача учителя ( Представьте: узник в темнице; или Тучи «цепью жемчужною» мчащиеся по небу….).

Воспитание активного отношения к содержанию исполняемого произведения предполагает подлинную взволнованность читающего явлениями отображённой в произведении жизни, предполагает личную оценку событий и стремление передать эту оценку слушателям, внушить им те мысли и чувства, которые пережил сам читающий.

В жизни мы не думаем о чувствах, не говорим, вот сейчас я буду радоваться, а сейчас грустить. Подлинное чувство возникает и переживается нами в связи с какими-то событиями. А выразительное чтение – это та же жизнь, увиденная талантливым художником и понятая читающим.

  1. После подробного анализа текста – сначала формулируется главная цель чтения – сквозного действия для всего текста, и определяется исполнительская задача для каждой части текста. После анализа текста учащиеся формулируют главную цель чтения: определяют сквозное действие для всего текста и определяют исполнительскую задачу для каждой части текста.

Исполнительская задача для каждой части (

.3. Составлять «партитуру» для выразительного чтения. Разметить интонацию, определить тон и темп чтения.

III. Работа над интонацией

Важную роль в работе над выразительным чтением играет интонация. « Интонация и пунктуация – две родные сестры одного отца – смысла (Ф. Абакумов). Интонация в выразительном чтении – это одна из сторон речи, способствующая активному, действенному общению читающего со слушателями. Именно интонация способствует наиболее точной и ясной передаче авторской мысли, потому что в ней сочетается логика и психологизм анализа.

Если читающий правильно определит авторский замысел, сквозное действие, исполнительскую задачу, то и интонация будет естественной, правдивой и выразительной. Важно учить учащихся читать сдержанно и просто, без ложного пафоса. С 5 класса на уроках русского языка при изучении синтаксиса и пунктуации учащиеся обучаются правильной интонации, характерной для русского языка. Все компоненты интонации влияют на выразительность речи.

1. Компоненты интонации, графическое изображение

1. Логическое ударение _____________ __

Логическое ударение – «это душа фразы Поэтому такое выделение слова из предложения называется логическим ударением.

Неправильно считать, что ударение всегда выражается относительно большей громкостью и повышением тона. Часто ударность достигается, наоборот, понижением голоса, несколько замедленным произнесением слова.

Рекомендуется выделять ударением:

Мелодика речи, повышение и понижение голоса./

  1. 3. Пауза короткая, / длинная //
  2. Темп и ритм чтения.

Темп – скорость чтения. Темп рождается в результате правильной эстетической оценки текста. Темп и ритм связаны между собой и определяют музыкальность стиха.

. Но надо приучать детей при выборе ритма в каждом отдельном случае идти прежде всего от содержания произведения, определяя, о чем говорится в нем, какая картина рисуется.

  1. .

1. Соблюдение знаков препинания.

В 5 -7 классе при систематическом изучении синтаксиса и пунктуации учащиеся постепенно усваивают типичные интонации текста и при других знаках препинания.

Составляя пунктуационные схемы, ученик может расставить и интонационные знаки, которые помогут в формировании правильной интонации при выразительном чтении.

  1. Интонация перечисления при однородных членах предложения: каждый однородный член предложения имеет логическое ударение, голос вверх, пауза.

Интонация выделения 3. Интонация противопоставления (в письменной речи – пунктуационный знак тире). Интонация пояснения ( в письменной речи знак двоеточие).

Интонация вводного предложения VI. Речевые звенья и логические паузы

Речевые звенья и логические паузы, как правило, определяют знаки препинания, но не всегда.

При разборе предложения целесообразно формировать умение правильной интонации, графически обозначая компоненты интонации, используя пунктуационные схемы.

Важно научить детей методу партитурных пометок при работе над выразительным чтением. К.С. Станиславский советовал: «Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым тактам… Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность.

Такое сложное умение как выразительное чтение возникает как результат кропотливой работы учителя над выработкой, во-первых, умений, помогающих проникнуть в смысл произведения, а во-вторых, умений -целесообразно пользоваться своим голосом.

Наиболее распространенные приемы обучения выразительному чтению:

  1. чтение учителя,
  2. слушание записи с образцовым исполнением артиста,
  3. хоровое чтение учащихся,
  4. составление «партитуры» текста.

Выразительное чтение учителя оказывает большое влияние на учащихся. Чем выразительнее прочитал учитель, тем глубже и устойчивее впечатление, оставшееся в сознании юных слушателей, и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного. Чтение учителя доставляет детям эстетическую радость, раскрывая благородство нравственного облика героя, вызывая глубокие эмоциональные переживания. Наблюдая образцовое чтение учителя, учащиеся стремятся и сами при чтении раскрывать свое отношение к прочитанному всеми доступными им средствами.

Покажем это на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Каждое занятие по выразительному чтению необходимо начинать с упражнений по технике речи.

Упражнение 1.

Представьте букет цветов, подаренный вам. Вдохните запах букета. Спокойно выдохните. При повторе дышите ровно, спокойно, глубоко.

.

Упражнение 2. Руки раздвигаются в стороны – делается вдох; сдвигаются постепенно вперед ладонями друг к другу – делается выдох. Далее повторить упражнение со звуком «з-з-з-з».

Упражнение 4. Проговаривание скороговорок

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

Обучающиеся слушают вступительное слово учителя

Основная часть

Создание проблемной ситуации.

Работа над текстом

Чтение фокус-группой стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» по ролям

Итог мастер-класса

– Итак, сделайте вывод. Чтобы выразительно читать надо …….

Что сначала надо сделать? (поработать над интонацией или понять смысл?)

Вывод: Интонация определяется смыслом и настроением стихотворения.

-Сегодня мы будем учиться понимать стихотворение и художественно-выразительно его читать.

.Теперь определим, наметим последовательность нашим действиям, что сначала, что потом, т.е. проговорим алгоритм:

+ 1. Прочитать текст.

2. Осмыслить. Понять идею стихотворения

3. Выстроить интонацию.

4. Выразительно прочитать.

Фокус-группа работает над стихотворением

Напоминаю знаки партитуры ( они у вас перед глазами)

Партитура текста – это своеобразная разметка речевых тактов. От правильности составления партитуры зависит и правильность чтения текста.

Но важнейшими принципами художественного чтения являются по

К. Станиславскому следующие:

а) думать, что ты сам автор стихотворения:

б) думать только о стихотворении и ни о чём больше;

в) читать конкретному слушателю.

Обучение выразительному чтению – сложный процесс, который пронизывает все этапы урока, так как органически обуславливается и подготовкой к восприятию произведения, и первичным знакомством с произведением, и работай над идеей произведения.

.

Приложение №1

А.А.Ахматова.

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

Анализ стихотворения «Перед весной бывают дни такие» Ахматовой

В раннем творчестве А. Ахматовой редко встречались описания каких-то конкретных вещей. Поэтесса большей частью изображала свой внутренний мир, который был насыщен фантастическими мечтами и надеждами. Немалая часть произведений была посвящена вымышленным любовным образам, не имеющим никакого отношения к действительности. За это Ахматову часто упрекали знакомые и близкие, так как знали о ее непогрешимой верности мужу. Близкая подруга поэтессы Н. Чулкова предложила ей написать стихотворение в жанре пейзажной лирики, чтобы проверить свои творческие силы. Ответом Ахматовой и стало произведение «Перед весной бывают дни такие…» (1915 г.).

Поэтесса с честью выдержала предложенное испытание. Ее стихотворение написано с большим художественным мастерством. Собственно пейзажу отводится первая часть произведения. В нем изображены последние дни уходящей зимы. Ахматова не случайно выбрала это пограничное состояние природы. Многие поэты с восторгом описывали первые приметы весны. Для внутреннего мира поэтессы гораздо важнее тот момент, когда природа как бы замирает перед своим пробуждением. Снег еще даже не начал таять, поэтому земле не тягостно его бремя («отдыхает луг»). Противоречивый эпитет «весело-сухие» подчеркивает, что деревья уже готовятся к весеннему движению соков, которое вот-вот начнется. Первый «теплый ветер» уже сменил жестокие холодные порывы. Он еще не насыщен весенними ароматами, но приносит значительное облегчение.

Во второй части описаны ощущения самой героини, вызванные этим состоянием природы. Во всем организме появляется удивительная легкость. До бурного всплеска жизненных сил еще далеко. Природа дает всем существам небольшую передышку, чтобы скинуть с себя накопленный за зиму груз и подготовиться к стремительному весеннему пробуждению. В это время можно освободиться от тяготящих мыслей и переживаний, очистить душу для новых радостных впечатлений. Поэтому героиня утверждает, что «дома своего не признаешь». Все окружающее она воспринимает в совершенно новом свете. Ахматова символически сравнивает такое состояние с надоевшей песней, которая поется по-новому.

Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…» доказывает мастерство Ахматовой в несвойственном для нее жанре пейзажной. Поэтесса не только удачно описала интересное состояние природы, но и напрямую связало его с человеческими ощущениями и мыслями.

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Анализ стихотворения Бородино Михаила Лермонтова

Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в честь 25-летнего юбилея Бородинской битвы (1837). Многие русские поэты и писатели, независимо от политических и идеологических взглядов, с чувством глубокого уважения относились к победе русских войск. Бородинское сражение показало силу народного духа и значительно повысило патриотические настроения.

«Бородино» Лермонтова занимает особое положение. В то время было принято писать о войне либо с позиции стороннего наблюдателя, либо от лица полководца. «Бородино» создано в оригинальном стиле – в форме рассказа бывалого солдата, лично участвовавшего в героической битве. Поэтому в нем нет фальшивых выражений и псевдопатриотических заявлений. Стихотворение воспринимается как непосредственная передача фактов простым человеческим языком. Этим Лермонтов значительно повышает эмоциональное воздействие произведения. Неторопливый рассказ солдата о страшных картинах сражения затрагивает душу читателя. Невольно чувствуется гордость за тех, кто не жалел своей жизни ради спасения Родины.

Солдат не приукрашивает своих заслуг, что делает рассказ максимально правдивым и искренним. Он отдает дань уважения всем погибшим и уверенно утверждает, что сдача Москвы – «божья воля». Люди были готовы погибнуть под ее стенами, но не допустить врага до сердца России. Героический призыв полковника «…не Москва ль за нами?» не вносит в произведение излишнего пафоса. Он органически вписывается в текст и является кульминационной точкой.

Большое значение имеет структура стихотворения, его стилистические особенности. Оно написано разностопным ямбом со сплетенной рифмой. Это придает произведению музыкальный характер. Оно напоминает семидольный размер народных песен-сказаний. Лермонтов подчеркивает связь с национальными корнями путем употребления просторечных выражений: «ушки на макушке», «брат мусью», «отступили бусурманы». Вместе с тем он применяет особые выразительные средства для усиления значимости сражения: метафоры («ломить стеною», «отец солдатам»), сравнения («перестрелка» — «безделка», «двинулись, как тучи»).

Стихотворение приобрело широкую народную популярность. Его слова были положены на музыку. Многие фразы и выражения стали крылатыми, утратив связь с источником. Патриотическая идея отдать жизнь за Москву вновь прозвучала в годы Великой отечественной войны. На этот раз советские войска смогли выполнить завет великого поэта и «клятву верности сдержали».

Приложение №2

1) / знак акцента над ударной гласной;

2) логические паузы:

а) I Короткая

б) II Средняя

в) III Длинная

3)—- растягивание слова либо замедление темпа произнесения какой-либо части текста

4 ) убыстрение темпа

5) « » кавычки проставляются над словами, которые следует

произносить иронически.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Георгий Георгиевич говорит Григорию Григорьевичу о Григории Георгиевиче, а Григорий Григорьевич говорит Георгию Георгиевичу

o Георгии Григорьевиче.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

Средства выразительности речи

Термин

Определение

Мелодика речи

Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка (повышение и понижение тона голоса) что придает речи разнообразные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т.п.) и позволяет избежать монотонности.

Логическая пауза

Дополнительные остановки, способствующие более точной передаче мысли.

Логическое ударение

Выделение посредством ударения какого-либо слова в предложении сильнее всех остальных слов.

Тембр

Разница звуковых колебаний, помогающая отличить один звук от другого

Темп речи

движение, скорость протекания речи во времени

Средства выразительности речи

Термин

Определение

Мелодика речи

Движение, скорость протекания речи во времени.

Логическая пауза

Совокупность тональных средств, характерных для данного языка (повышение и понижение тона голоса) что придает речи разнообразные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т.п.) и позволяет избежать монотонности.

Логическое ударение

Разница звуковых колебаний, помогающая отличить один звук от другого

Тембр

Выделение посредством ударения какого-либо слова в предложении сильнее всех остальных слов.

Темп речи

Дополнительные остановки, способствующие более точной передаче мысли.

Опубликовано: 16.01.2020

Выразительное чтение стихов дошкольникам

Как выразительно прочитать стихотворение дошкольникам. Или мы еще говорит с интонацией. Что же такое интонация, какие понятия она в себя включает?

Интонация – это сложный комплекс совместно действующих элементов (компонентов) звучащей речи

Голос – звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха. В голосе различают силу, высоту, полѐтность, гибкость, тембр. Сила голоса – его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации, одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Высота голоса – его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3–4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее. Полетность голоса – это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости. Подвижностью (гибкостью) голоса принято называть его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в нижних (трахея, бронхи) и верхних резонаторах (полость рта и полость носа). Под дикцией понимают ясное, чистое, чѐткое, правильное произношение всех звуков родного языка, слов, фраз в целом. Работа над дикцией включает в себя развитие подвижности губ, языка, мягкого нѐба, нижней челюсти.

Темп речи является действенным средством ее художественной выразительности. Подобно другим приемам художественного исполнения темп речи зависит от содержания произведения. Различают быстрый темп речи, умеренный, медленный и прерывистый.

Ритм — закономерное повторение соизмеримых, чувственно ощутимых единиц. В широком смысле ритм присущ целому ряду природных (морские волны) и неприродных (стук маятника) явлений, человеческому организму (ритмично дыхание, работа сердца, кровообращение). В основе ритмической организации человеческой речи лежит естественный, первичный ритм, характеризующий человеческое дыхание. Единицей речевого ритма выступают слово или группа слов, отграниченных от последующих при помощи интервала — сильной паузы — и соизмеряющиеся с другими единицами благодаря повторению однородных словесно–звуковых особенностей. Наиболее ощутимо ритм выражается в стихотворной речи, представляющей собой чередование ударных и безударных слогов в определенном порядке, через определенные промежутки времени. Ритмов в классическом стихосложении пять. Их передают стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, анапест и амфибрахий. Распространенные размеры в детской поэзии – ямб (более спокойное содержание стихотворений) и хорей (соответствует бодрому, жизнерадостному настроению текста). 3. Мелодика речи. Движение голоса по звукам разной высоты составляет мелодику речи. По направлению движения голоса различают несколько мелодических форм: полная форма включает повышение, кульминационный пункт и понижение («Наша семья жила на окраине города»); нисходящая форма – с понижением голоса к концу («Как ветви к солнцу поднялись!»); восходящая форма – с повышением голоса к концу («Значит, вечером собрание кружка?»); монотонная – с незначительными повышениями и понижениями голоса («За открытыми окнами не было видно звезд.»).

Под интонацией понимают звуковой рисунок образов художественного произведения; совокупность громкости, тона, мелодики, темпа и ритма речи.

Главных интонаций четыре:повествовательная, перечислительная, вопросительная, восклицательная (при подготовке текста к чтению вслух помогают авторские знаки препинания). Повествовательная интонация характеризуется заметным понижением тона последнего слога, которому предшествует легкое повышение тона на одном из предыдущих слогов. Самый высокий тон называется интонационной вершиной, самый низкий — интонационным понижением. В простой несложной повествовательной фразе обычно бывает одна интонационная вершина и одно интонационное понижение. Вопросительная интонация бывает двух основных типов: а) в тех случаях, когда вопрос касается всего высказывания, наблюдается повышение тона на последнем слоге вопросительной фразы; б) вопросительная интонация характеризуется особо высоким произношением того слова, к которому преимущественно относится вопрос. В восклицательной интонации различают собственно восклицательную интонацию, характеризующуюся более высоким, чем при повествовании, но более низким, чем при вопросе, произнесением важнейшего слова, и интонацию побудительную с многочисленными градациями, от просьбы и побуждения до решительного приказания. Перечислительная интонация, передающая следование одного действия за другим, отличается “подскоком” на перечисляемом слове. Перечисление завершается резким понижением тона, что графически обозначено точкой. Звучащая речь содержит многочисленные оттенки интонаций (капризные, тоскливые, просительные, требовательные, ласковые, игривые и т.п.), содействующих выражению эмоций говорящего.

Составление партитуры (схемы) чтения текста.

Подготовка к выразительному чтению произведения:

  • познакомиться с произведением, вникнуть в содержание, уяснить тему, представить действующих лиц, события, причинно–следственные связи между ними;
  • установить подтекст произведения, уяснить идею, замысел автора;
  • продумать способы исполнения.

Партитура – своеобразный нотный стан, в котором специфическими знаками записано звучание всего произведения. Создать партитуру – значит зафиксировать художественную перспективу исполнения, т.е. отобрать и распределить на протяжении всего материала выразительные средства речи, соблюдая определенную последовательность. Последовательность составления партитуры 1. Отметить логические центры текста графическими знаками (одной, двумя, тремя горизонтальными черточками, не забывая о том, что логика фразы определяется логической перспективой произведения).

Для примера возьмем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус».

  1. Первое, что наметим в нем – это логические центры:

Белеет парус одинокий В тумане моря голубом…

«Парус» – главное слово в строках. Он – действующее лицо (Так надо «пройтись» по всему тексту).

  1. Определить мелодию фразы. В повествовательном предложении восходяще–нисходящая линия звучания ( / ).

/ Белеет парус одинокий В тумане моря голубом! /

3.Наметить места пауз в тексте:

  • Люфт – пауза (короткая) обозначается одной вертикальной чертой – | ,
  • более длительная – двумя || ,
  • еще более длительная – тремя |||
  1. Обозначить изменение темпо–ритма речи, значки ставятся слево или справо от текста, как Вам удобно. Темп речи обозначается:
  • t1– очень медленно,
  • t2 –медленно,
  • t3– умеренно,
  • t4–быстро,
  • t5–очень быстро.
  1. Определить основной тон исполнения. Словесное действие чтеца может протекать в лирическом, драматическом, трагическом, комедийном, сатирическом, лирико – романтическом и т.д. тонах. Основной тон позволяет держать слушателей в едином душевном состоянии.
  2. Отметить многообразие тембральных оттенков в звучании чтеца с помощью слов, которые отражают либо характер звучания голоса (легко, тяжело, мягко и т. д.), либо эмоции (ласково, гневно, нежно и т. д.). Для обозначения тембров можно использовать слова, значение которых связано с представлением о разных свойствах предметов, не имеющих отношения к звуку: бархатный, жесткий, металлический, мягкий и т. д

Рекомендации при работе над текстом

Каждая фраза в речи несёт своё содержание, имеет определённый смысл, ради которого она произносится. Найти этот смысл – значит выяснить, какие слова являются главными, т.е. найти логический центр. В разговорной речи мы не думаем о выделении тех или иных слов, это делается бессознательно. Но когда мы сталкиваемся с устной передачей стихотворного текста, то здесь, для выразительного чтения, нужно ещё определить слова, несущие в строчке основную нагрузку. При определении логической структуры текста большими помощниками являются знаки препинания. Наиболее часто встречающийся знак препинания – запятая. Она диктует передышку, небольшую остановку, но говорит о том, что мысль не окончена, что надо ждать её продолжения. В устной передаче голос перед запятой несколько повышается, ибо понижение голоса создаст впечатление законченности мысли и таким образом оторвёт следующую часть фразы от предыдущей, исказив смысл. 

Точка тоже диктует остановку, но так как точка обозначает окончание мысли, то и остановка должна быть более длительной, чем на запятой, а чтобы передать законченность мысли, голос перед точкой при чтении должен упасть вниз. Глубина падения голоса перед точкой не всегда одинакова. В начале текста, когда рядом стоит близкая по мысли фраза, голос падает меньше, чем при точке, завершающей определенный комплекс мыслей. Наиболее сильное падение голоса перед точкой необходимо в конце всего текста. Этот глубокий интервал дает представление о полном завершении прочитанного. 

Двоеточие также предусматривает понижение тона. В этом случае интонация означает, что внимание должно быть сосредоточено на последующих словах. 
Для обозначения недосказанной или прерванной мысли грамматика предлагает другой знак препинания – многоточие. При чтении перед многоточием голос или повышается, или слегка понижается. Интервал должен создать впечатление незавершеннос-ти. При вопросительном знаке вопрос будет звучать только тогда, когда голос на ударном слоге вопросительного слова повысится. Иначе фраза прозвучит не вопросительно, а утвердительно. Восклицательный знак, выражающий какое-либо чувство, имеет соответствующую интонацию, окрашенную этим чувством: восторг, радость, удивление, досаду. При этом голос повышается, и сила тона увеличивается. Тире, заменяющее отсутствующее слово, требует остановки как бы для мысленного произнесения этого слова и повышения голоса. Точка с запятой как знак, стоящий между самостоятельными предложениями, но близкими по содержанию, указывает на остановку и снижение голоса, приближающееся к снижению голоса при точке. В кавычки, обыкновенно, берутся цитаты, прямая речь, всевозможные названия, слова и выражения, наделённые особым смыслом и требующие выделения в тексте. Они не должны сливаться с остальным текстом и поэтому произносятся с изменением темпа, силы или высоты голоса. В скобки, как правило, ставятся пояснительные слова и выражения, выпадающие из синтаксической структуры, но дополняющие и уточняющие основную мысль. Они должны произноситься легче, чем остальные слова, как бы между прочим, для того, чтобы не прервать течения основной мысли. 

Знаки препинания необходимо хорошо усвоить, но это не значит, что при чтении им надо следовать безоговорочно. В звучащей речи часто требуется отклонения от грамматических норм. Например, запятая не принимается во внимание при обращении, стоящем в середине или в конце предложения.

Логическая и психологическая паузы

Выразительность чтения зависит не только от ударных слов, выделяемых голосом. Своё влияние на эмоциональность чтения оказывают и паузы. Они бывают смысловыми, т.е. логическими и паузы, диктуемые чувством т.е. психологическими. Логические паузы могут быть разной длительности: от мгновенной, которая делается перед словом для его выделения, до продолжительной, отделяющей смысловые части фразы. Наблюдения над живой речью позволили составить несколько правил, помогающих определить места логических пауз. Они делаются:

1) после подлежащего, которое несёт в себе логическое ударение:
2) после подлежащего, когда оно выражено двумя или несколькими словами

Если для определения логической паузы существует ряд правил, то опсихологической паузе можно сказать только то, что она имеет право приостановить течение речи на каком угодно слове и зависит от творческого подхода, опирающегося на анализ текста и определяющего его эмоциональное содержание. Психологическая пауза может совпадать с логической, но может и не совпадать. В отличие от логической, психологическая пауза не может быть просто молчанием. Она «красноречива». В ней как бы доживается, додумывается, досматривается выраженное в предыдущих словах и зарождается то новое, что будет выражено в последующей речи. Чтобы научиться правильно, грамотно и красиво говорить, кроме выразительности, нужно хорошо владеть техникой речи -выполнять упражнения для улучшения силы голоса, развития дикции, дыхания.

Речь актера. Логическая пауза и ударение

Что такое логическая пауза и ударение?
Какое значение имеют они в речи?

Кроме грамматических пауз, в устной разговорной речи встречается ряд дополнительных пауз, способствующих более точной передаче мысли.

Они называются «логическими паузами»; а часть мысли, заключенную между двумя такими паузами, называют «речевым звеном».

В речевом звене слова группируются по смыслу вокруг одного, наиболее важного, значительного слова.

Так, в простом предложении обычно два речевых звена: в одном из них слова группируются вокруг подлежащего, в другом – вокруг сказуемого.

Возьмем, например, такую фразу:

«В каждом произведении сценического искусства существует как бы несколько смысловых слоев»
(Г.Бояджиев «Душа театра»).

В этой фразе два речевых звена, четко отделяемых в устной речи логической паузой (на письме мы обозначаем ее вертикальной чертой).

В более распространенном простом предложении и, тем более,
в сложном предложении речевых звеньев больше и выделять их сложнее:
надо учитывать дополнительные оттенки мысли, наличие разнообразных по содержанию речевых звеньев, которые могут состоять только из второстепенных членов предложения.

Логическая пауза – одно из важных выразительных средств речи. Место и длительность логических пауз могут быть различными, в зависимости от сверхзадачи, контекста, условий общения.

Вместе с тем в расстановке логических пауз наблюдается известная закономерность.
Так, логическими паузами всегда отделяются друг от друга части сложного предложения, хотя пауза не обязательно оказывается точно на стыке между ними.

Иногда логическая пауза совпадает с грамматической паузой, иногда не совпадает.

В каждом речевом (логическом) звене слова группируются вокруг главного слова. Такое слово называется «ударным», так как произносится оно обычно с некоторым усилением голоса.

Фраза может состоять из одного или нескольких речевых звеньев. Эти звенья неоднородны по своей значимости; следовательно, и ударные слова разных речевых звеньев неодинаковы.

Слова, несущие основную мысль фразы, выделяются сильнее; слова, являющиеся центрами «дополнительных» речевых звеньев, выделяются менее акцентированно.

Наибольшее усиление приходится на главные слова целого смыслового куска.

Кроме того, существует еще одна закономерность русской речи: более сильное логическое ударение в речевом звене падает на его последнее слово.

Эта общая тенденция сохраняется и при необходимости в особом смысловом выделении какого-то слова внутри речевого звена (синтагмы), – тогда последнее слово синтагмы все равно будет выделено, но с меньшей силой.

Если внимательно прислушаться к разговорной речи, можно заметить, что выделение главных по мысли слов происходит не столько путем простого усиления голоса, сколько путем его повышения или понижения.

Силовое ударение – самое примитивное и наименее выразительное. Соединение его с повышением или понижением тона делает речь более мелодичной, богатой, плавной. Логическое ударение и должно складываться из усиления голоса и изменения тона.

Даже в длинной фразе чаще всего бывает одно самое важное слово (редко два или три); все остальные слова дополняют, поясняют его и, следовательно, выделяются с меньшей силой.

Выделение главных по мысли слов зависит прежде всего от контекста, от тех действенных задач, которые вытекают из содержания.

В русском языке существует ряд синтаксических особенностей, помогающих найти главные слова речевых звеньев. Рассмотрим некоторые из них.

Сильное выразительное средство языка – противопоставление.

Противопоставляемые слова обладают способностью перетягивать на себя ударение.

Каждое из правил постановки логического ударения имеет оговорку: «если здесь нет противопоставления».

На противопоставлении построены многие пословицы:
«Ученье свет – неученье тьма»;
«Что посеешь, то и пожнешь» и т.д.

Как видим, логическое ударение несут на себе оба противопоставляемых слова.
Вот два примера, иллюстрирующих мысль о перетягивании логического ударения с других главных слов на противопоставление:

«Он понял, что между надменным, стоящим перед ним в хохлатой парчовой скуфейке, в золотистом китайском халате, опоясанном турецкой шалью, и им, бедным кочующим артистом, в истертом галстуке и поношенном фраке, – ничего не было общего».
(А.С.Пушкин «Египетские ночи»).

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»).

Противопоставление не всегда четко выражено грамматически – в виде парных слов, противоположных по значению.

Развернутое суждение может содержать в себе противопоставляемые по смыслу явления.

Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или даже из одного слова.

Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или синтагмами (речевыми звеньями).

В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, так называемыми логическими паузами.

Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно.

Паузы могут совпадать со знаками препинания — грамматическими паузами, но могут быть и там, где на письме таковых нет.

Логические паузы бывают соединительными и разделительными.

Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза, или пауза для добора воздуха. В тексте люфтпауза обозначается знаком ‘.

Надо сказать и о так называемой психологической паузе, которую можно обозначить многоточием или совсем не обозначать.

Соединительная пауза между речевыми тактами
обозначается одной вертикальной чертой — |,

более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами — ||.

И, наконец, разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных композиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами — |||.

Вот как можно расставить в тексте логические паузы:

«Тогда обнаружится, | что первой предпосылкой освобождения женщины | является возвращение всего женского пола к общественному производству, | что, в свою очередь, требует, | чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества. || С переходом средств производства в общественную собственность | индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. || Частное домашнее хозяйство | превратится в общественную отрасль труда. || Уход за детьми | и их воспитание станут общественным делом; || общество будет одинаково заботиться обо всех детях, | будут ли они брачными | или внебрачными.» || (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с. 77—78.).

Логическое (или смысловое) ударение — это опора мысли, как говорил К. С. Станиславский, — это «указательный палец», который выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении.

Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов.

Например: «Поезд ПРИШЕЛ», «ПРИШЕЛ поезд».

Слово, на которое ставится логическое ударение, выделено прописными.
Интонация произношения реплик должны, как в жизни соответствовать эмоциональному “заряду” и транслировать необходимую эмоцию, как “орудие” которым ведется конфликт к победе”.

Прежде всего, зритель должен считывать внутренний диалог героя, так как сопереживание персонажу можно передать только “заразив его эмоциями, яркими, правдивыми и по-настоящему ЕСТЕСТВЕННЫМИ, для внутреннего самочуствия, мыслительного процесса и понимания: почему? и зачем? – персонаж говорит именно эти слова, с именно такой интонацией и его мимика или поддерживает транслируемую информацию или отрицает, то есть помогает “прочитать” внутренний диалог героя.

Компоненты интонации: логические ударения, паузы, мелодика и темп. Партитура текста.

Фразовое и логическое ударение.

Цельная синтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица носитназвание синтагмы или фразы. Выдвижение тоном голоса и силой экспирации слова на первый план в смысловом отношении и называется логическим ударением.

Правила постановки логических ударений при прочтении текста:

1.Логическое ударение, ставится на именах существительных и иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением.

Например: В зале собрались зрители. Стол был накрыт.

2. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных иместоимениях. Например: Сегодня морозный день.

3. При сопоставлении постановка логического ударения этому правилу не подчиняется. Например: Мне нравится не синий цвет, а зеленыйМне нравится, а не тебе.

4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное, взятое в родительном падеже и отвечающее на вопросы чей? кого? чего? Например:Это приказ командира. (При перестановке слов так же: Это командира приказ.)

5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего, требует логического ударения на каждом слове с возрастающим усилением. Например: Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит.

6. Перечисления во всех случаях (так же, как и счет) требуют на каждом слове самостоятельного ударения. Например: Я встал, умылся, оделся и выпил чай. На полянке появился танк, за ним второй, третий, четвертый…

7. При объединении авторских (или повествовательных) слов с прямой речью (когда в тексте встречаются собственные слова кого-либо из действующих лиц) логическое ударение сохраняется на главном слове собственной речи. Например: – Да хорошо, по-моему, – сквозь зубы процедил Федор.

Практические задания

1. Задание.Расставьте во фрагменте из рассказа К. Г. Паустовского «Кот-ворюга» логические ударения.

Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого ры­жего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко пря­тался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

Задание 2.Расставьте в предложениях логические ударения, основыва­ясь на законах речи.

1. Кирпичная плотина протекла.

2. Вода в водохранилище не держалась.

3. Реки норовили обежать его стороной.

4. Только Кешка не успел.

5. Зрители при драке очень переживают.

6.Разговоры тотчас смолкли.

7. На другой день в небе хозяйничало солнце.

8.Кешка подпрыгивал от восторга.

9. Прошел месяц, два.

10. Ребята уже не заглядывали сюда.

Пауза логическая и психологическая.

Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность. В предложении пауза выделяет обособленное определение, отделяет однородные сказуемые и концовку – придаточное. Так же отделяет деепричастный оборот, является предупреждением о перечислении действий, противопоставлении их. Логической паузе «отведено более или менее определенное, очень небольшое время длительности. Если это время затягивается, то бездейственная логическая пауза должна скорее перерождаться в активную психологическую».

Психологическая пауза – это остановка, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка. она может возникнуть в начале фразы – перед словами, внутри фразы – между словами и в конце фразы – после прочитанных слов. Психологическая пауза – выразительное средство при чтении произведения.

Практические задания

Упражнение 1.Прочитайте, расставив паузы в рассказе Л.Н.Толстого «Павлин»

Павлин, распустив хвост, ходил по берегу пруда. Два гусенка смотрели на него и осуждали его.

— Смотри, — говорят, — какие ноги у него некрасивые, и послушай, как кричит нескладно.

Человек услыхал их и сказал:

— Правда, что ноги его нехороши, и поет он нескладно, но ваши ноги еще хуже, и поете вы еще хуже; но хвоста у вас такого нет.

Тембр

Тембр – это специфическая (сверхсегментная) окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства.

Темп и ритм

Говорить можно с разной скоростью, т.е. в разном темпе; раз­ными по длительности могут быть и паузы. К концу высказыва­ния темп несколько замедляется, подчеркивая его законченность. Наиболее важные отрезки речи произносятся в замедленном тем­пе, все второстепенное проговаривается быстрее.

Ритм — это последовательное чередование чего-либо. В музыке ритм создается чередованием сильных и слабых долей, повторе­нием сильной доли через определенный промежуток времени. Сильной долей в речи может быть ударный слог, ударное слово. Слабой — безударные слоги и неакцентированные слова. Ритмич­на стихотворная речь. Прозаическая речь ритмизована в меньшей мере, чем стихотворная, но и ей присуще ритмическое начало.

Темп — скорость произнесения звуков, слогов, слов — и ритм тоже являются одним из параметров интонации. Существует тер­мин темпоритм, обозначающий сочетание темпа и ритма. Явле­ние темпоритма в речи теснейшим образом связано с плавностью (отрывистостью) речи. Медленный темп требует плавного произ­несения слов, а быстрый — более отрывистого.

Мелодика

Движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты называют мелодикой речи.

Окончание мысли и вместе с тем завершение фразы требуют понижения голоса(нисходящая фигура). Развитие мысли вместе с развитием высказывания требуют повышения голоса (восходящая фигура).

Для конечных синтагм в основном характерны два типа мелодики. Повествовательным предложениям свойственно понижение тона в конце. Вопросительные имеют специфическую мелодику. Резкое понижение тона на ударном слоге того слова, к которому ставится вопрос.

Мелодика неконечных синтагм более разнообразна и сводится к трем мелодическим типам:

1.Резкое повышение тона на ударном слоге выделяемого слова. Перед этим словом и после него слова произносятся более низким тоном (Ваша книга ½на столе. В ней вы прочитаете – все).

2.Отсутствие резких интервалов. Интонационным центром неконечной синтагмы выступает ударный слог выделяемого слова (Так как это близко, ты поезжай).

3.Неконечные синтагмы произносятся как законченные в смысловом отношении (Это Володя ½, наш тракторист). Конечная синтагма произносится на более низком тоне. Обе синтагмы одинаковы по рисунку мелодики.

Практические задания

Упражнение 1.А)Попробуйте прочитать вслух фрагмент из сказки До­нальда Биссета «Туман», не меняя тон голоса. Как бы вы назвали такое исполнение?

Туман

Однажды в день рождения королевы на Лондон спустился ту­ман. Он хотел посмотреть праздничный парад. Но как только он окутал Лондон, королева сказала генералу:

— Сегодня парад придется отменить. Туман!

И так повторялось каждый раз, когда на Лондон спускался туман.

Туману было очень обидно, он давно мечтал увидеть парад, но что делать, если всякий раз, когда он появлялся в Лондоне, ко­ролева говорила:

В Букингемском дворце под королевским троном жила кошка по имени Смоки. Она пожалела туман и решила ему помочь.

Б) А теперь прочитайте текст, соблюдая мелодику и темп, соответствующие содержанию произведения.

Упражнение 2 Выберите текст из Приложения №1 и прочитайте, соблюдая все компоненты интонации.

Практическое занятие 4

Партитура текста

При подготовке текста к выразительному чтению учителю необходимо как – то зафиксировать правильно найденные интонации, сделать заметки, которые пригодились бы в дальнейшей работе, отметить части рассказа, записать их название и т. д. Этому помогает составление речевой партитуры, или «нот выразительного чтения».

«Ноты выразительного чтения» нужны в процессе подготовки учителя к чтению, в процессе обдумывания текста, анализа его логической стороны, идейного содержания. Партитура дает своего рода предупреждающие сигналы о том, как надо прочитать то или иное место в тексте. Однако текст, испещренный пометками, отвлекает внимание чтеца. Разумеется, в этих случаях следует оставить в тексте лишь самые необходимые пометки и знаки, например: названия частей плана, психологические паузы, трудные случаи постановки логических ударений, усиление темпа связи с содержанием, трудные случаи произношения слов.

В процессе работы над выразительным чтением существуют известные знаки, принятые для обозначения различных явлений устной речи. Назовем основные из них, чтобы потом использовать в практической работе над материалом.

1. Ударение в слове (в трудных случаях) обозначается знаком ′, на ё знак ударения не ставится.

2. Ударение фразовое, логическое и психологическое обозначается: первое – ударное слово подчеркивается пунктиром, второе – одной чертой, третье – двумя чертами.

3. Пауза обозначается: короткая – расположенными по вертикали точками (:), средняя – одной вертикальной чертой ( ‌ ), длительная – двумя вертикальными чертами (‌‌ ‌ ).

4. Мелодика. Подъем (повышение) голоса на ударном слоге обозначается значком , падение (понижение) голоса обозначается , монотон – непрерывной горизонтальной чертой под словами. Обычная мелодия вопроса, восклицания и т. п. не обозначается, на нее указывают, как правило, знаки препинания.

5. Авторские знаки препинания, если они снимаются или заменяются другими, берутся в квадратные скобки, новые знаки ставятся рядом, после скобки.

6. Замечания о темпе чтения ставятся на полях справа словами: быстро, медленно, ускоряя и т. п.

7. Названия частей рассказа, «кусков», или фрагментов, записываются слева на полях, части нумеруются.

Практические задания

Упражнение 1. Подготовьте для чтения вслух (составьте партитуру текста) отрывок из про­изведения

Логическое ударение. Правила постановки логического ударения

Правила постановки логического ударения

Просмотр содержимого документа
«Логическое ударение. Правила постановки логического ударения»

Логическое ударение это выделение голосом наиболее важного в смысловом отношении слово или группы слов в фразе. Логическое ударение имеет очень большое значение для выразительного чтения.

Логическое ударение передают различными средствами: силой голоса, его понижением или повышением, паузой перед определяемым словом или замедлением темпа при произнесении этого слова. Логическое ударение не должно быть чрезмерным, иначе будут нарушать на смысловая связь с другими словами во фразе. Чтобы правильно поставить логическое ударение, необходимо внимательно познакомиться со всем текстом, вникнуть в его содержание, понять, что в нем главное, основное, о чем, как с какой целью ведется разговор.

Пушкин, красочно и ярко изображает осеннюю природу, поэтому следует выделять логическим ударением именно те слова, с помощью которых поэт наиболее яркого создает картину осени и настроения, связанные с ее приближение:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу; приближалась.

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Постановка логического ударения без предварительного осмысления текста, без продумывания и сознательного произнесения каждой фразы может привести к искажению смысла, а следовательно, и к неверному восприятию произведения слушающим.

Логическим ударением может быть выделено любое слово предложения в зависимости от того на что хочет обратить внимание слушателя говорящий.

у меня вчера очень болела голова.

(у меня, а не у кого-то другого,

Вчера, а не в другое время,

не просто болела, а очень,

болела, а не кружилась,

голова, а не что то другое.)

Существует ряд правил постановки логического ударения, которое облегчают подготовку к выразительному чтению текста.

Логическим ударением обычно выделют:

1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и иногда на глаголах тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением:

В зале собрались зрители

Стол был накрыт.

Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях:

Сегодня морозный день.

2. Новые понятия, явления, действующие лица, о которых говорится впервые:

А по маминой подушке

Луч крадется золотой …

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет…

3. Слова, содержащие противопоставление:

Не ветер бушует над бором,

Не гор побежали ручьи,

Обходит владенья свои.

4. Подлежащее в нераспространенном предложении:

5. Существительные в родительном падеже, при сочетании с другими существительными:

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи

6. Существительное, стоящее после прилагательного:

Полноте, дети , его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

7. Прилагательная (или несколько прилагательных), стоящие после существительного :

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой

8. Пояснения при глаголе:

Мигом команда моя разбежалась.

9. Слова, выражающие сравнение:

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз…

10. Слова, обозначающие перечисления или счет:

Берег завидели плуты косые,

Озимь, и рощу, и кусты густые.

11. Обращения, стоящие в начале фразы:

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Что с тобой, дочка?

12. Слова, выражающие короткое, быстрое действие:

Баран разбежался – да бац, бац, рогами к стене припер.

13. Слова, выражающие вопрос:

Правила постановки логического ударения относятся к равной степени, как к прозе, так и к стихам. От этих правил возможны отступления.

[spoiler title=”источники:”]

http://poisk-ru.ru/s14905t5.html

http://multiurok.ru/index.php/files/logicheskoe-udarenie-pravila-postanovki-logichesko.html

[/spoiler]

Добавить комментарий