Как составить пары слов по звонкости глухости согласные в

текст при наведении

Примеры слов с парными согласными в середине слова:

  • сказка – сказание, сказочка
  • дорожка – дороженька
  • травка – трава, травушка
  • узкий – узенький, узок
  • березка – береза, березовый
  • мягкий – мягонький
  • ножки – ноженьки
  • ягодка – ягода
  • броский – бросок
  • вражда – вражеский
  • подружка – подруженька

Примеры слов с парными согласными на конце слова:

  • луг – луга
  • морковь – моркови
  • сад – сады
  • столб – столбик
  • стог – стога
  • снег – снега
  • репортаж – репортажи
  • масштаб – масштабы

  • враг – враги

  • друг – друга

Для того чтобы определить какую букву все-таки написать, необходимо подобрать такие проверочные слова, чтобы после спорной буквы стояла гласная или буквы М, Н, Л, Р (ошибка – ошиблись, мороз – морозный). Бывает достаточно сделать у проверяемого слова множественное число или поменять падеж, как спорная буква проявляет себя.

Есть еще слова с парными согласными в корне, которые никак нельзя проверить. Такие слова-исключения нужно выписать отдельно и заучить, либо же каждый раз подглядывать в словарь.

Примеры слов-исключений, которые нужно запомнить:

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Ксарф­акс
[156K]

5 лет назад 

Парные согласные

В русском языке можно выделить ряд парных согласных по глухости-звонкости:

Они могут находиться либо в середине, либо в конце слова.

Парные согласные в корне проверить можно так:

подобрать однокоренное/родственное слово, в котором этот звук слышится отчётливо.

_

Если парные согласные находятся в конце слова, то для их проверки можно:

1) подобрать однокоренное слово.

2) изменить форму слова:

  • поставить слово в форму множественного числа.
  • просклонять существительное, имеющее парную согласную на конце, по падежам.

То есть изменяем слово так, чтобы “сомнительный” звук находился в сильной позиции и было понятно, какую букву писать.


Примеры слов с парными согласными в корне.

Слова можно придумать такие (через дефис указаны проверочные слова):

[б] – [п]:

Пробка – пробочка.

Рыбка / рыбки – рыбак, рыбный.

Трубка – труба, трубочка.

Рубка – рубить.

[в] – [ф]:

Ловкость / изловчиться / ловкий – ловок.

Канавка – канавы.

Верёвка – верёвочка.

[г] – [к]:

Слегка / нелегко – полегоньку, лёгенький.

Мягкость – мягенький.

[д] – [т]:

Складка – складной.

Раскладка – раскладывать.

Гладкий / гладкость – гладенький.

Походка – ходить.

[ж] – [ш]:

Задержка – задерживаться, задержание.

Книжка / сберкнижка – книжный.

Ложка – ложечка.

Стрижка – стриженный.

[з] – [с]:

Резкий / резкость – резок.

Дерзкий – дерзить.

Замазка – замазывать.

Вязкость – вязать.

Сказка – сказание.

Но при этом есть некоторые слова, имеющие непроверяемые парные согласные – их правописание нужно запомнить.

Это словарные слова.

Например: зигзаг, экзамен, общество, астронавт и др.


Примеры парных согласных в конце слова.

Слева – слово с проверяемой парной согласной, справа – проверочные слова.

[б] – [п]:

Зуб – зубы, зубочистка.

Гроб – гробовщик.

Сугроб – сугробы.

Лоб – лобовой, лбы.

[в] – [ф]:

Засов – засовы.

Вызов – (жду) вызова, вызовы, зову.

Отлов – ловить.

Шов – швы.

[г] – [к]:

Ночлег – (у) ночлега.

Диалог – диалоги.

Луг – луговой.

Сапог – сапоги.

[д] – [т]:

Мёд – (нет) мёда, медовик, медовый.

Велосипед – велосипеды, велосипедист.

Обед – (к) обеду, обедать.

Сосед – (у) соседа, соседний.

[ж] – [ш]:

Нож – ножи.

Сторож – сторожа.

[з] – [с]:

Завхоз – хозяйство.

Образ – (нет) образа.

Глаз – глаза.

Божья коров­ка
[160K]

8 лет назад 

Примеры с парными согласными в корне слова (с проверочными словами):

дубки – дубочки,

кадка – кадок,

ложка – ложек,

ходьба – ходит,

свадьба – свадеб.

Примеры с парными согласными на конце слова (с проверочными словами):

Слова подходят и для первой категории.

Дуб – дубы,

гриб – грибы,

дрозд – дрозды,

мороз – морозы,

бег – бегом.

Ольга Сумин­а
[3.1K]

7 лет назад 

Звонкие и глухие согласные звуки бывают парными и непарными.

  • Примеры слов с парными согласными в корне слова:

[п] – [б] – шубка – шуба,шубейка;

[ф] – [в] – морковка – моркови;

[к(х)] – [г] – легко – лёгонький;

[т] – [д] – обводка – обводить;

[ш] – [ж] – рожки – рожок;

[с] – [з] – нагрузка – нагрузить.

  • Примеры слов с парными согласными в конце слова:

[п] – [б] – голубь – голуби;

[ф] – [в] – остров – острова;

[к] – [г] – снег – снега;

[т] – [д] – лёд – льды;

[ш] – [ж] – страж – стража;

[с] – [з] – мороз – морозы.

Подобная мена парных по звонкости – глухости согласных звуков происходит из – за фонетического явления оглушения/озвончения. Когда рядом стоят два разных по звонкости/глухости согласных, второй всегда влияет на предыдущий. В слове “шубка” глухой “к” влияет на звонкий “б”, и происходит оглушение. Оглушение происходит и на конце слова.

Чтобы правильно написать букву, мы должны поставить слово в такую форму, чтобы после нужной согласной стоял гласный звук или буквы “р, л, м, н”, и согласный будет звучать отчётливо.

Татья­на Нег
[77.6K]

8 лет назад 

Чтобы правильно написать согласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного была гласная или сонорная.

Парная сомнительная согласная на конце слова: гриб (грибы), ров (рвы), мог (могу), род (родители), сторож (сторожи), наказ (наказывать).

Парная сомнительная согласная в середине слова: губка (губок), ловко (ловок), мягкий (мягок), городки (городок), варежка (варежек), ладошка (ладошек), молотьба (молотить), просьба (просить) указка (указывать).

Часто бывает так, что при произношении звучит не так как пишется. Слово “Стог”, слышится “К”, проверяем “Стога”, слово “Нож”, в конце нам слышится “Ш”, проверить можно словом “Ножик”, слово “Враг”, слышится “К”, проверим “Враги”. Приведу несколько примеров где парная согласная в корне слова: “Грядка” – проверочное слово “Гряда”. “Тетрадка” – проверяем словом “Тетрадь”. Примеров можно привести много. Во всех случаях после подбора проверочного слова можно понять как правильно писать.

Хелен­очка
[61.9K]

8 лет назад 

Парные согласные в конце слова: короб (коробочка), взрыв (взрывать), друг (подруга), поход (ходить), муляж (муляжи), показ (показывать).

В середине слова: голубка (голуби), веревка (веревочка), легкий (легонький), оградка (оградить), дорожка (дороженька), указка (указывать).

Иван1­706
[32.2K]

7 лет назад 

В середине слова такие как: ягодка – ягода, мягкий – мягонький, вражда – вражеский, ножки – ноженьки, броский – бросок.

На конце слова такие как: луг – луга, столб – столбик, масштаб – масштабы, репортаж – репортажи, сад – сады, морковь – моркови, стог – стога.

marus­ya12
[327]

8 лет назад 

Парные согласные

Самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй! Примеры слов: Мягкий-мягонький, крепкий-крепенький,редкий-реденький,столб-столбик, дуб, суп,снег,снеговик,морозище, морозный, березка.

[поль­зоват­ель забло­киров­ан]
[54.4K]

7 лет назад 

Приведу несколько примеров слов с парными согласными:

в корне слова – ягода – ягодка, вражеский – вражда, ложка – ложечка, рожок – рожки;

в конце слова – бегом – бег, мороз – мороза, снег – снегу, враг – врага.

stalo­nevic­h
[24.6K]

7 лет назад 

Вот несколько примеров с парными согласными, стоящими в средине слова: сказка, броский, подружка, ягодка, узкий. Но слов, где парные согласные стоят на конце пожалую больше: дуб, гриб, бег, мороз, дрозд.

Знаете ответ?

Русский язык

Урок 10: Парные глухие и звонкие

Парные глухие и звонкие согласные в корне слова

Сегодня на уроке ты познакомишься с еще одной важной орфограммой, которая встречается во многих словах. Будь внимателен, и тогда тебе удастся быстро ее запомнить и научиться применять.

План урока:

Слова с орфограммой парный по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Проверка написания парного по глухости-звонкости согласного звука

Произношение, написание и перенос слов с удвоенными согласными

Слова с орфограммой парный по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Посмотри на картинку обложки урока. На какие пары можно разделить все эти буквы?

glukhie zvonkie

Верно. Все буквы можно разделить по цвету на пары по глухости-звонкости. Они обозначают 11 пар звуков:

1 glukhie zvonkie

Такие пары звуков часто путают нас: в некоторых словах слышится одна буква, а пишется другая.

Понаблюдай за группами слов. В каких из них произношение не совпадает с написанием?

2 glukhie zvonkie

Проверь себя:

3 glukhie zvonkie

4 glukhie zvonkie

Давай потренируемся.

Из предложенных слов в скобках выбери то, которым можно проверить пропущенный парный согласный.

5 glukhie zvonkie

6 glukhie zvonkie

Проверка написания парного по глухости-звонкости согласного звука

Вернись к словам предыдущего задания. Что общего ты замечаешь?

Верно, после каждого парного согласного звука в этих словах стоит гласный звук. Но не только он помогает проверить написание.

Прочитай, какими способами можно проверять эту орфограмму.

7 glukhie zvonkie

Потренируемся.

Вставь пропущенные буквы, а в скобки впиши проверочное слово.

8 glukhie zvonkie
Источник

Проверь себя:

9 glukhie zvonkie

10 glukhie zvonkie

Теперь посмотри на группы слов. Найди те, которыми нельзя проверить парный согласный.

11 glukhie zvonkie

Проверь себя:

12 glukhie zvonkie

Произношение, написание и перенос слов с удвоенными согласными

Прочитай стихотворение. Назови, какие слова здесь рифмуются.

13 glukhie zvonkie

Верно, рифмуются слова: алея – аллея, пруда – навсегда.

Почему слова алея и аллея пишутся по-разному?

Конечно, это два разных слова, они имеют разные значения.

14 glukhie zvonkie

15 glukhie zvonkie

В слове аллея пишутся две буквы л, это орфограмма, которую нужно запомнить.

Таких слов довольно много, чем дальше ты будешь изучать русский язык, тем больше таких слов узнаешь.

Главное правило, которое связано с удвоенными согласными:

16 glukhie zvonkie

Раздели слова с удвоенной согласной для переноса по правилу.

17 glukhie zvonkie

Проверь себя:

18 glukhie zvonkie

Прочитай слова с удвоенной согласной. Найди среди них те, которые нельзя перенести с одной строки на другую.

19 glukhie zvonkie

Проверь себя:

20 glukhie zvonkie

Почему эти слова нельзя перенести?

Верно, эти слова не перенести, потому что они состоят из одного слога и оставлять одну букву на строке нельзя.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1

Выбери вариант, в котором все согласные парные:

Вопрос: 2

Каким словом можно проверить парный согласный в слове сосед?

Вопрос: 3

В каком слове нет парного согласного в корне слова?

Вопрос: 4

Выбери вариант, в котором все слова пишутся с удвоенной согласной:

2дли_а, дли_ый, телерга_а

3ко_ектив, осе_ий, кра_ный

Вопрос: 5

В каком ряду все слова перенесены верно?

1рас-свет, грам-м, ап-петит

2бас-сейн, с-сора, один-надцать

3рус-ский, дрож-жи, клас-с

4сум-ма, пас-сажир, тен-нис

Ваши ответы:

1 вопрос:

Выбери вариант, в котором все согласные парные:

1) б, ж, р, п, з

2) г, т, в, ж, с
3) ш, щ, ж, ц, ч
4) с, т, д, ф, у

2 вопрос:

Каким словом можно проверить парный согласный в слове сосед?

1) Соседский

2) Соседи
3) Соседка

3 вопрос:

В каком слове нет парного согласного в корне слова?

1) Луг

2) Лошадка
3) Домик
4) Ошибка

4 вопрос:

Выбери вариант, в котором все слова пишутся с удвоенной согласной:

1) ко_екция, шо_е, ра_каз

2) дли_а, дли_ый, телерга_а
3) ко_ектив, осе_ий, кра_ный
4) а_ея, су_ота, ого_од

5 вопрос:

В каком ряду все слова перенесены верно?

1) рас-свет, грам-м, ап-петит

2) бас-сейн, с-сора, один-надцать
3) рус-ский, дрож-жи, клас-с
4) сум-ма, пас-сажир, тен-нис

Посмотреть ответы

Правильные ответы:

1 вопрос: г, т, в, ж, с

2 вопрос: Соседи

3 вопрос: Домик

4 вопрос: ко_екция, шо_е, ра_каз

5 вопрос: сум-ма, пас-сажир, тен-нис

Примеры слов с парными согласными

Согласные в середине слова и в конце могут заменяться парными звонкими или глухими звуками в зависимости от фонетической позиции. Приведем примеры слов с парными согласными в корне и в конце слов.

В русской фонетике существуют звонкие и глухие согласные, которые составляют пары между собой:

  • [б], [б’] — [п], [п’]
  • [в], [в’] — [ф], [ф’]
  • [г], [г’] — [к], [к’]
  • [д], [д’] — [т], [т’]
  • [з], [з’] — [с], [с’]
  • [ж] — [ш].

Примеры слов с парными согласными в корне слова

Звонкие и глухие согласные в корне могут различать слова, например:

  • шар — жар;
  • кол — гол;
  • дом — том;
  • бар — пар;
  • засор — зазор;
  • жалость — шалость.

В составе слова рядом могут оказаться звонкие и глухие согласные, которые взаимодействуют между собой. Когда рядом находятся звонкий и глухой согласный, то второй согласный влияет на предыдущий.


Определение

Звонкие согласные [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и их парные мягкие звуки, оказавшись перед глухими и на конце слова, заменяются парными им глухими согласными. Эта замена называется оглушением.


Например:

  • и́зредка [и з р’ и т к а]
  • сыроежка [с ы р a й’ э ш к а].

Значит, в русском языке одна и та же буква может передавать разные звуки. Например, буква «д» в словах «сад», «(мимо) сада» и «садик» передает звуки [т], [д] и [д’]:

  • [с а т]
  • [с а д а]
  • [с а д’ и к].

Знание соответствия между буквами и звуками в словах поможет правильно произносить и писать слова.

Если же за глухим согласным в слове находится звонкий, то он озвончает предыдущий звук.


Определение

Глухие согласные [к], [т], [п], [с], [ф], [ш], оказавшись перед звонкими, заменяются парными им глухими согласными. Эта замена называется озвончением.


Например:

  • про́сьба [п р о з’ б а];
  • вокза́л [в а г з а л].

Однако на письме оглушение и озвончение не обозначается: во всех случаях пишется одна и та же буква. Чтобы установить истинный характер согласной корня, необходимо взять такую форму слова или подобрать родственное слово, в котором проверяемая согласная находилась или перед гласной, или перед согласными «л», «м», «н», «р», «в».

Например:

[б] — [п]

  • коробка — коробочка, коробейник;
  • пробка — пробочка;

[в] — [ф]

  • морковка — много морковок, морковный;
  • ловкий, ловкость — он ловок;
  • булавка —  булавочка;
  • травка — трава, травинка;
  • канавка — канава;

[д] — [т]

  • складка — складочка, складывать;
  • поездка — поездить, ездок;
  • грядка — гряда, грядочка;
  • будка — будочка;
  • лодка — лодочка;
  • ягодка — ягода, ягодник;
  • тетрадка — тетрадочка;
  • площадка — площадочка;

[ж]- [ш]

  • дорожка — дороженька;
  • сторожка — сторожить;
  • подружка — подруженька;
  • ложка — ложечка;
  • книжка — книжечка;

[з] — [с]

  • указка — указочка;
  • салазки — нет салазок;
  • сказка — сказочка, сказание;
  • березка — березонька;
  • обрезка — обрезать.

Обратим внимание на слова с парными согласными в корне, которые нельзя проверить.

Август, анекдот, аптека, автомат, вокзал, зигзаг, космонавт, рюкзак, сбруя, сдоба, фтор, футбол, экзамен и др.

Парные согласные

Примеры слов с парными согласными в конце слова

  • зуб — зубы;
  • морковь — вкус моркови;
  • много коров — корова;
  • ночлег — нет ночлега;
  • друг — у друга;
  • монолог — запись монолога;
  • тетрадь — тетради;
  • жёлудь — желудёвый;
  • площадь — на площади;
  • холод — холодина;
  • свод — своды;
  • образ — образа;
  • сказ — сказитель;
  • изморозь — морозить;
  • изморось — моросит.

Средняя оценка: 4.3.
Проголосовало: 112

Согласные в сере­дине сло­ва и в кон­це могут заме­нять­ся пар­ны­ми звон­ки­ми или глу­хи­ми зву­ка­ми в зави­си­мо­сти от фоне­ти­че­ской пози­ции. Приведем при­ме­ры слов с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне и в кон­це слов.

В рус­ской фоне­ти­ке суще­ству­ют звон­кие и глу­хие соглас­ные, кото­рые состав­ля­ют пары меж­ду собой:

  • [б], [б’] — [п], [п’]
  • [в], [в’] — [ф], [ф’]
  • [г], [г’] — [к], [к’]
  • [д], [д’] — [т], [т’]
  • [з], [з’] — [с], [с’]
  • [ж] — [ш].

Парные согласные

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Парные согласные — это такие буквы, которые по своим признакам, характеризующим их, имеют определённую пару. Один из таких признаков — противопоставление звонкого и глухого звука.

Определенные согласные могут отличаться лишь тем, как участвует голос при произношении. Другие же признаки у них совпадают. Другие, которые не имеют пары в соответствии с признаками: глухой — звонкий — не парные. К ним относятся: л, м, х, ц, ч, щ, й.

Для того, чтобы быть грамотным, необходимо обязательно знать эти буквы и звуки, а также знать правила. Примеры слов с парной буквой в корне:

  • столб (п) — проверочное — столбы
  • мороз (с) — проверяется словом морозить или морозный
  • бород (т)ка — проверочное — борода

Примеры слов с парными согласными в корне и конце слова

Правописание слов с парной согласной в корне

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

При произношении парные звуки могут заменять друг друга. Однако на письме это никак не отражается. Из этого следует, что буквы в слове остаются неизменными, какие бы звуки на месте их не слышались. Таким образом, в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Этот закон полностью подчиняет правописание согласных, имеющих пару. Излагается правило в таких пунктах:

  • написание корня всегда одинаково, потому как от этого зависит семантика;
  • проверять правописание необходимо подбором однокоренных или изменением форм слова;
  • проверочным необходимо выбирать такое, у которого после сомнительной буквы стоит гласный либо сонорный звук, к которым относятся р, л, м, н, й.

Если парный звук находится в корне, то ошибку сделать очень легко. Чтобы ошибок не делать, нужно подбирать проверочные слова согласно правилу. Правило звучит так: для проверки парного согласного необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный или сонорный звук.

Например, «снег». На конце слышится звук «к». Для проверки подбираем такое слово, чтобы после согласного находилась гласная — «снега». Теперь слышится звук «г», значит, и пишется буква «г».

Таким образом, парные буквы, находящиеся в корне слова, требуют проверки тогда, когда находятся в слабой позиции, то есть:

  • в конце слов (например, чиж);
  • когда находятся в середине слова, и после них стоит парный согласный (например, березка, легкий и т. д. ).

Те буквы, которые находятся в сильной позиции, проверять не нужно. Обычно это бывает тогда, когда после согласного стоит гласная или сонорная согласная.

Правописание в третьем классе

3 класс и правописание

В третьем классе дети активно обучаются грамоте и правилам русского языка, ведь это основа правописания. Знать эти правила просто необходимо, потому как ввиду некоторых особенностей русского языка поставить правильную букву бывает трудновато. Буквы, имеющие пару, для малышей составляют особую сложность при написании. Особенно когда они находятся на конце или в корне. К третьему классу ошибок уже должно быть гораздо меньше, особенно если ребенок хорошо усвоил правило, о котором шла речь выше.

Чтобы правильно писать, необходимо уметь выделять корень. Сначала его выделить в первом значении, а затем в проверочном. Гласную, стоящую после проверочного корня, нужно подчеркнуть двумя чертами. При таком разборе сразу становится понятно, как пишется первоначальный вариант, и почему.

Цель учителя состоит в том, чтобы донести до своих учеников правильность написания и научить их подбирать однокоренные слова. Когда ребенок это умеет делать, он допускает гораздо меньше ошибок.

Примеры

Существует множество примеров, на которых ученик наглядно может увидеть правописание. Наглядность — лучший способ запомнить правило и верно писать в дальнейшем. Примерами могут послужить:

  1. Зуб — зубы (слышится «п», а пишется «б» — это становится понятно после проверки).
  2. Трава — травинка или травка (в корне слышится звук «ф», а правильно необходимо писать «в». Опять же, если проверить и подобрать другое слово, то неправильно будет уже невозможно написать).
  3. Лошадка — лошадь (слышится звук «т», но проверив, получаем правильное написание с буквой «д».
  4. Дуб — дубы (на конце слышится «п», хотя при проверке становится понятно, что необходимо писать «б».

Таких примеров существует множество, и, научившись их подбирать, ребенок станет писать гораздо грамотнее и допускать меньше ошибок. Главное, помочь ему научиться это делать.

Примеры слов с парными согласными в корне слова

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Звонкие и глу­хие соглас­ные в корне могут раз­ли­чать сло­ва, например:

  • шар — жар;
  • кол — гол;
  • дом — том;
  • бар — пар;
  • засор — зазор;
  • жалость — шалость.

В соста­ве сло­ва рядом могут ока­зать­ся звон­кие и глу­хие соглас­ные, кото­рые вза­и­мо­дей­ству­ют меж­ду собой. Когда рядом нахо­дят­ся звон­кий и глу­хой соглас­ный, то вто­рой соглас­ный вли­я­ет на предыдущий.ОпределениеЗвонкие соглас­ные [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и их пар­ные мяг­кие зву­ки, ока­зав­шись перед глу­хи­ми и на кон­це сло­ва, заме­ня­ют­ся пар­ны­ми им глу­хи­ми соглас­ны­ми. Эта заме­на назы­ва­ет­ся оглушением.

Например:

  • и́зредка [и з р’ и т к а]
  • сыроежка [с ы р a й’ э ш к а].

Значит, в рус­ском язы­ке одна и та же бук­ва может пере­да­вать раз­ные зву­ки. Например, бук­ва «д» в сло­вах «сад», «(мимо) сада» и «садик» пере­да­ет зву­ки [т], [д] и [д’]:

  • [с а т]
  • [с а д а]
  • [с а д’ и к].

Знание соот­вет­ствия меж­ду бук­ва­ми и зву­ка­ми в сло­вах помо­жет пра­виль­но про­из­но­сить и писать слова.

Если же за глу­хим соглас­ным в сло­ве нахо­дит­ся звон­кий, то он озвон­ча­ет преды­ду­щий звук.ОпределениеГлухие соглас­ные [к], [т], [п], [с], [ф], [ш], ока­зав­шись перед звон­ки­ми, заме­ня­ют­ся пар­ны­ми им глу­хи­ми соглас­ны­ми. Эта заме­на назы­ва­ет­ся озвончением.

Например:

  • про́сьба [п р о з’ б а];
  • вокза́л [в а г з а л].

Однако на пись­ме оглу­ше­ние и озвон­че­ние не обо­зна­ча­ет­ся: во всех слу­ча­ях пишет­ся одна и та же бук­ва. Чтобы уста­но­вить истин­ный харак­тер соглас­ной кор­ня, необ­хо­ди­мо взять такую фор­му сло­ва или подо­брать род­ствен­ное сло­во, в кото­ром про­ве­ря­е­мая соглас­ная нахо­ди­лась или перед глас­ной, или перед соглас­ны­ми «л», «м», «н», «р», «в».

Примеры слов с парными согласными в корне и конце слова

Например:

[б] — [п]

  • коробка — коро­боч­ка, коробейник;
  • пробка — пробочка;

[в] — [ф]

  • мо рков­ка — мно­го мор­ко­вок, морковный;
  • лов­кий, лов­кость — он ловок;
  • булав­ка —  булавочка;
  • травка — тра­ва, травинка;
  • канавка — канава;

[д] — [т]

  • складка — скла­доч­ка, складывать;
  • поездка — поез­дить, ездок;
  • грядка — гря­да, грядочка;
  • будка — будочка;
  • лодка — лодочка;
  • ягодка — яго­да, ягодник;
  • тет­радка — тетрадочка;
  • пло­щадка — площадочка;

[ж]- [ш]

  • дорож­ка — дороженька;
  • сто­рож­ка — сторожить;
  • подруж­ка — подруженька;
  • лож­ка — ложечка;
  • книж­ка — книжечка;

[з] — [с]

  • указ­ка — указочка;
  • салаз­ки — нет салазок;
  • сказка — ска­зоч­ка, сказание;
  • березка — березонька;
  • обрезка — обрезать.

Обратим вни­ма­ние на сло­ва с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне, кото­рые нель­зя проверить.Август, анек­дот, апте­ка, авто­мат, вок­зал, зиг­заг, кос­мо­навт, рюк­зак, сбруя, сдо­ба, фтор, фут­бол, экза­мен и др.

Парные согласные

Примеры слов с парными согласными в корне слова

Звонкие и глу­хие соглас­ные в корне могут раз­ли­чать сло­ва, напри­мер:

  • шар — жар;
  • кол — гол;
  • дом — том;
  • бар — пар;
  • засор — зазор;
  • жалость — шалость.

В соста­ве сло­ва рядом могут ока­зать­ся звон­кие и глу­хие соглас­ные, кото­рые вза­и­мо­дей­ству­ют меж­ду собой. Когда рядом нахо­дят­ся звон­кий и глу­хой соглас­ный, то вто­рой соглас­ный вли­я­ет на преды­ду­щий.

Звонкие соглас­ные [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и их пар­ные мяг­кие зву­ки, ока­зав­шись перед глу­хи­ми и на кон­це сло­ва, заме­ня­ют­ся пар­ны­ми им глу­хи­ми соглас­ны­ми. Эта заме­на назы­ва­ет­ся оглу­ше­ни­ем.

Например:

  • и́зредка [и з р’ и т к а];
  • сыроежка [с ы р a й’ э ш к а].

Значит, в рус­ском язы­ке одна и та же бук­ва может пере­да­вать раз­ные зву­ки. Например, бук­ва «д» в сло­вах «сад», (мимо) «сада» и «садик» пере­да­ет зву­ки [т], [д] и [д’]:

  • [с а т];
  • [с а д а];
  • [с а д’ и к].

Знание соот­вет­ствия меж­ду бук­ва­ми и зву­ка­ми в сло­вах помо­жет пра­виль­но про­из­но­сить и писать сло­ва.

Если же за глу­хим соглас­ным в сло­ве нахо­дит­ся звон­кий, то он озвон­ча­ет преды­ду­щий звук.

Глухие соглас­ные [к], [т], [п], [с], [ф], [ш], ока­зав­шись перед звон­ки­ми, заме­ня­ют­ся пар­ны­ми им глу­хи­ми соглас­ны­ми. Эта заме­на назы­ва­ет­ся озвон­че­ни­ем.

Например:

  • про́сьба [п р о з’ б а];
  • вокза́л [в а г з а л].

Однако на пись­ме оглу­ше­ние и озвон­че­ние не обо­зна­ча­ет­ся: во всех слу­ча­ях пишет­ся одна и та же бук­ва. Чтобы уста­но­вить истин­ный харак­тер соглас­ной кор­ня, необ­хо­ди­мо взять такую фор­му сло­ва или подо­брать род­ствен­ное сло­во, в кото­ром про­ве­ря­е­мая соглас­ная нахо­ди­лась или перед глас­ной, или перед соглас­ны­ми л, м, н, р, в.

Например:

[б] — [п]

  • коробка — коро­боч­ка, коро­бей­ник;
  • пробка — про­боч­ка;

[в] — [ф]

  • морков­ка — мно­го мор­ко­вок, мор­ков­ный;
  • лов­кий, лов­кость — он ловок;
  • булав­ка —  була­воч­ка;
  • травка — тра­ва, тра­вин­ка;
  • канавка — кана­ва;

[д] — [т]

  • складка — скла­доч­ка, скла­ды­вать;
  • поездка — поез­дить, ездок;
  • грядка — гря­да, гря­доч­ка;
  • будка — будоч­ка;
  • лодка — лодоч­ка;
  • ягодка — яго­да, ягод­ник;
  • тет­радка — тет­ра­доч­ка;
  • пло­щадка — пло­ща­доч­ка;

[ж]- [ш]

  • дорож­ка — доро­жень­ка;
  • сто­рож­ка — сто­ро­жить;
  • подруж­ка — подру­жень­ка;
  • лож­ка — ложеч­ка;
  • книжка — кни­жеч­ка;

[з] — [с]

  • указ­ка — ука­зоч­ка;
  • салаз­ки — нет сала­зок;
  • сказка — ска­зоч­ка, ска­за­ние;
  • березка — бере­зонь­ка;
  • обрезка — обре­зать.

Обратим вни­ма­ние на сло­ва с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне, кото­рые нель­зя про­ве­рить.

Август, анек­дот, апте­ка, авто­мат, вок­зал, зиг­заг,кос­мо­навт, рюк­зак, сбруя, сдо­ба, фтор, фут­бол, экза­мен и др..

Примеры слов с парными согласными в корне и конце слова

Примеры слов с парными согласными в конце слова

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

  • зуб — зубы;
  • мор­ковь — вкус моркови;
  • мно­го коров — корова;
  • ноч­лег — нет ночлега;
  • друг — у друга;
  • моно­лог — запись монолога;
  • тет­радь — тетради;
  • жёлудь — желудёвый;
  • пло­щадь — на площади;
  • холод — холодина;
  • сват — сва­ты, сватья;
  • образ — образа;
  • сказ — сказитель;
  • измо­розь — морозить;
  • измо­рось — моросит.

Видеоурок по теме: Парные согласные

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Для того, чтобы проверить, какой согласный (парный по звонкости/глухости) нужно писать в корне слова, следует подобрать проверочное родственное слово или изменить само слово так, чтобы звук стал слышен отчетливо.

Для этого проверяемая согласная может стоять:

  • Перед гласной буквой: соседка – соседушка
  • Перед согласными л, н, р, м: мороз — морозный

Ты можешь изменить проверяемое слово:

1. Поставив его в другую падежную форму:

Друг – нет друга, мороз – нет мороза

2. Или представить слово во множественном числе:

Глаз – глаза́, берег – берега

Если изменение слова не дает услышать проверяемую согласную четко, можешь попробовать подобрать однокоренное (родственное) слово:

Подушка – подушечка, сказка – сказать, близко – близок.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

1.15. Правописание звонких/глухих и непроизносимых согласных

Поскольку в речи согласные звуки, как и гласные в безударном положении, могут изменяться, то при правописании согласных (в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания) следует проверять правописание согласного по сильной позиции, прежде всего – по положению перед гласным.

1.15.1. Звонкие – глухие согласные

1. Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный.

Пру д – пру д ы, моло т ьба – моло т ить, у з кий – у з ок, пру т – (нет) пру т а.

Исключение: сва д ьба (хотя сва т ать).

2. Следует помнить, что в производных словах г, д чередуется с ж (сапо г и – сапо ж ки, запря г ать – пря ж ка), а х чередуется с ш (па х ать – вспа ш ка, каза х и – каза ш ка).

3. Ударный -ёжк (а) пишется в отглагольных существительных.

Зубрить – зубр ёжк а.

4. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить (как правило, это заимствованные слова).

Космона в т, фи с гармония, ри к ша, зи г заг, во к зал, Е в фрат.

Есть и русские слова с непроверяемым согласным.

Ве т чина, при т ча, по т чевать, з десь, з доровье, ни з ги, с добный, чу в ствовать.

Данное правило распространяется на правописание согласных в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания, хотя правописание различных морфем (частей слова) имеет свою специфику (подробнее см.: раздел 2).

1.15.2. Непроизносимые согласные

1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

Трос т ник – трос т очка, трос т ь, вес т ник – вес т очка, вес т ь.

Исключения: бле сн уть (хотя бле ст еть), ск лянка (хотя ст екло), пле сн уть (хотя пле ск ать), ло сн иться (хотя ло ск ), ле ст ница (хотя ле с енка).

2. Необходимо различать следующие пары слов:

  • кос т ный (мозг), надкос т ница (ср.: кость) — косный («отсталый»), косность;
  • ше ф ствовать над кем-либо (ср.: ше ф ы) — шествовать («идти») (ср.: шёл);
  • сверс т ник (ср.: верс т а) — ровесник;
  • я в ственный, я в ствовать (ср.: я в ь, я в ный) — яства («кушанья»).

3. Для разграничения правописания слов типа песчаный и дощатый (в обоих словах звучит звук [щ’] ), следует усвоить:

буква щ входит в состав корня и пишется на месте корневых ск, ст, т , выступающих в родственных словах;

До ск а – до щ атый, во ск – во щ анка, хол ст – хол щ овый, су т ь – су щ ий.

конечные согласные основы ж, з, с, ст, ш сохраняются перед суффиксами, начинающимися с ч ( -чик-, -чат-, -чин-, -чив- ).

Пе с ок, пе с ка, супе с ь – пе сч аный, ре з ать – ре зч ик, боро з да – боро здч атый, бе ж ать – перебе жч ик, хле ст ать – хле стч е, весну ш ка – весну шч атый.

4. В словах, образованных от основ с конечным к, ц, ч , перед суффиксами, которые начинаются с ч , вместо к, ч, ц пишется т .

Крупи ц а – крупи т чатый, ресни ц а – ресни т чатый, неме ц – неме т чина.

5. Следует различать сочетания чн и шн .

Сочетание чн пишется в следующих случаях:

перед суффиксом -н- или другими суффиксами, начинающимися с н , на месте корневых к, ц, ч , хотя в ряде случаев произносится [ш] (см. п. 1.14).

Скворе ц – скворе ч ник, лото к – лото ч ник, оч к и – оче ч ник, пустя к – пустя ч ный, яй ц о – яи ч ница, пере ц – пере ч ница, све ч а – подсве ч ник.

Исключения: двуру ш ник, ру ш ник (хотя ру к а), раё ш ник (хотя раё к ), городо ш ник (хотя городо к );

в женских отчествах на -ична .

Мария Савви ч на.

Сочетание шн пишется в следующих случаях:

в словах, образованных от основ на х ;

Сумато х а – сумато ш ный, у х о – нау ш ник.

в словах с суффиксом -шн- , образованных от наречий;

Сегодня – сегодня шн ий, зря – зря шн ый.

в немногочисленных словах, образованных от несклоняемых существительных.

Кино – кино шн ый, домино – домино шн ик.

искусный, искусно, искусник, родственное – искус, интриганский (ср.: интриган), чудесный (ср.: чудеса), ужасный (ср.: ужас), опасный (ср.: опасаться), гнусный (ср.: гнус), бестелесный (ср.: телеса), небесный (ср.: небеса), словесный, словесность, словесно, словесник (ср.: словеса).

2) Произносятся и пишутся без н слова:

прецедент, инцидент, дерматин, констатация.

2 класс: парные согласные в корне слова

Некоторые согласные звуки в русском языке образуют пары по звонкости–глухости:

Таких пар шесть и их необходимо запомнить. Парные согласные по звонкости–глухости в корне слова одна из самых важных и часто встречающихся орфограмм на уроках русского языка в начальной школе. При написании слов с парными согласными достаточно легко сделать ошибку, если произношение согласного не совпадает с его обозначением на письме.

Например, при проговаривании слов звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: сугроб [сугроп], указка [укаска]. Поэтому при написании слова эти согласные нужно проверять.

6 согласных звонких звуков в верхнем ряду имеют свою пару глухих звуков, располагающихся под ними в нижнем ряду.

Правило «Парные согласные в корне слова»

Чтобы проверить парный согласный в конце или середине слова, надо изменить слово так, чтобы после парного согласного звука стоял гласный или звонкий [н].

Например: плод — плоды, травка — трава.

Как проверить парные согласные в корне?

При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.

Изменить форму слова:

  • изменить число существительного: ду б (ед. ч.) — ду б ы (мн. ч.), лев (ед. ч.) — львы (мн. ч.)
  • изменить падеж существительного: снег (И. п.) — (нет) сне г а (Р. п.), юбки (И. п.) — (нет) юбок (Р. п.)
  • заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: лёгкий (какой?) — лёгок (каков?), све ж (каков?) — све ж ий (какой?)

Подобрать родственное слово:

  • назвать ласково: сапожки — сапожок, — кру ж ечка, когти — коготок.
  • взять слово другой части речи: морко в ь (сущ.) — морко в ный (прил.), хо д ьба (сущ.) — хо д ит (гл.).

Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.

Например: а в тобус, во к зал, за в тра.

Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.

Карточки с заданиями «Парные согласные в корне слова»

Карточка 1

  1. Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет.

Морозы, голуби, паруса, народы, автобусы, тетради, утюги, лошади, сапоги, шкафы, рукава, карандаши, брови, стрижи, берега, флаги, хлеба, ястребы.

2) Подчеркни согласные, которые требуют проверки.

Морковь, город, завод, колхоз, медведь, обед, огород, тетрадь, вторник, четверг, красив, хорош, пригож, вежлив, здоров, готов, сапог, рассказ.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Б на конце слова, во второй — с буквой П.

Гри. су. хле. скри. кло. ду. Архи. зу. гер…

Карточка 2

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Жира… и мор… спорят. Кто из них краси…? Жирафу хоро…. Он высок и ловок. Моржу не страшен моро…. Он моряк. Но мор… неуклю…. Вот ле…. Пусть он скажет! Голос у льва гру…. Я краси…!

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Ры..ка, ла..ка, ло..ка, блу..ка, гря..ка, похо..ка, лоша..ка, кро..ка, повя..ка, ука..ка, пала..ка, лепё..ка, сторо..ка.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой В на конце слова, во второй — с буквой Ф.

Ле. шка. жира. обу..ь, Кие. клю. шар. телегра. клю. рука…

Карточка 3

  1. Выпиши из текста слова с парным согласным в конце или середине слова.

Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Пень похож на большой сугроб. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют они зёрна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям!

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Жи..кая ка..ка, ре..кий ветер, ре..кий лес, ле..кая похо..ка, сла..кие пиро..ки, ги..кий пру. мя..кий хле…

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой З на конце слова, во второй — с буквой С.

Моро. арбу. интере. но. ма..ь, подно. гру. свя..ь, голо. зале….

Карточка 4

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Хорош пру.. около нашего села. К пруду ведёт у..кая доро..ка. На берегу бесе..ка. Вокруг пруда растут берё..ки и ду..ки. Вода в пруду прозрачная, гла..кая. Мы часто катаемся на ло..ке. В тихой воде мелькают ры..ки.

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Сколь..кий лё. у..кий пояс, лё..кие сапо..ки, гла..кий лё. ро..кие ребяти..ки, бли..кий дру. кре..кие оре..ки.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Г на конце слова, во второй — с буквой К.

Бере. кула. моря. ночле. червя. кру. творо. синя. тан. утю. дру..

Карточка 5

  1. Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Лег…кий моро… мя…кий сне… замел тро…ки и доро…ки наш са… побелел дере…ца нарядились в белые шу…ки я вышел погулять и зале… в наш овра… сне… в овраге покрыл хру…кий нас… на дне оврага кре…кий ле… это замер… ручеек.

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

У..кая доро..ка, ро..кий человек, мя..кая ко..та, сколь..кий лё. лё..кая похо..ка, ни..кий голо.. .

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Ж на конце слова, во второй — с буквой Ш.

Каранда. пейза. глу..ь, ё. ланды. бро..ь, мор. гара. камы. ду. у. сторо.. .

Карточка 6

  1. Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Подули студёные ветры ударил моро.. он сковал пру.. крепким льдом зя..ко м..л..дым осинкам мёрзнут берё..ки хдут они зимней ..дежды вот и выпал сне.. ша..ками лёг он на ве..ки ..еревьев укрыты сне..ком озимые хлеба не страшны им холо.. и вьюга спят они под пушистой перинкой

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Варе..ки, ро..кий, лё..кий, ястре. оши..ка, лоша..ка, тра..ка, у..кий, сторо..ка, шу..ка, морко..ка, яго..ка.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Д на конце слова, во второй — с буквой Т.

Заво. бра. кро. огоро. дроз. сала. неф..ь, тру. го. трос..ь, радос..ь.

Карточка 7

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

В центре маленького горо..ка есть большой пру_. Третий год живёт там лебе..ь. Рядом плавают у..ки разных поро.. . Много бе.._ утятам от соро.._. Когда горо.._ спит, сороки утя.._ воруют. Но нашёлся сторо.. . Им оказался журавль. Сердитым криком он отгоняет воро..ку. Ро..кие малыши полюбили журавля. Теперь он для них самый бли..кий дру.. .

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Идёт снег. Тихо падают на землю снежинки. Они похожи на звёздочки. В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки. В тёплую погоду снег сырой и липкий. Легко делать из него снежный ком. Можно строить крепость. Хорош будет и снеговик!

Карточка 8

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Стоял ясный зимний денёк. Лё..кий сне.. тихо падал на землю. Высыпали на улицу ребяти..ки. Сне.. был ли..кий. Мальчики стали крепос..ь строить и в сне..ки играть. Девочки снегурочку лепили. Вместо гла.. льдинки. Вместо носа морко..ка. Рот и бро..ки угольком нарисовали. На голо..ку надели шапку. Красивая снегурка вышла.

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Ребятишки бегут на лыжах по лесной дорожке. На каждом шагу тут загадки. Под деревьями пустые шишки, скорлупки. Кто тут грыз орешки? Это работа белки. Робкий зверёк в белой шубке сидит у куста, прижал ушки. Это заяц. Какая птица уселась на макушку ёлки? Сорока!

Карточка 9

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Мы живём в селе Моро..ки. В субботу все ребята вышли делать каток. Падал мя..кий сне… Чудесная стояла пого..ка. Ребята быстро расчистили площа..ку. Они залили её водой. За ночь лё.. окре… Утром дети уже катались на гла..ком льду. Легко бежали коньки по сколь..кой доро..ке. Хорош каток!

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Воздух был пропитан запахом трав и цветов. Мы шли по узкой тропке. Вдали мы заметили большие кусты. Это был шиповник. Цветы его пахучие и красивые. Шиповник — родной брат садовых роз. Мы остановились у большого куста. Каждая ветка встретила нас острыми шипами. Мы не стали губить эту красоту. Цвети и радуй всех!

Карточка 10

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Репорта…

Журналист Янош делал репорта… . Он забрался в глу…ь . Как хоро… пейза…! Вокруг ро…ь. Вот ланды… . Вот е… . Ползет у… . Бежит мы…ь . Летит чи…. Какая ти…ь! Ли…ь шумит камы….

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Метель заметает дорожки. Ребятишки делали снежки. Стоит избушка на курьих ножках. Сбросили ромашки белые рубашки. В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. Вот и верба нарядилась в белые сережки. Далеко на озере квакают лягушки. К Новому году дети делали елочные игрушки. Петя Семушкин сделал шесть флажков.

Карточка 11

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Метил в луко..ко, а попал в око..ко. Не бывать сосновой ши..ке на рябине. Не нашел гусь зерны..ка, глотает и каме..ки. Утка в ю..ке, селезень в сере..ках, курочка в сапо..ках. Дорога ло..ка к обеду. Не спрашивай у ко..ки лепе..ки. В наряде хоро. а без него на пень похо… Ко..ке игру..ки, а мы..ке — сле..ки. С миру по ни..ке — голому руба..ка.

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Дождевая вода была в кадке. Гроза зимой — редкое явление. По озеру скользила парусная лодка. Третья часть учеников класса делала закладки для книг. Овчарка Альма спит в будке. Варенье было слишком сладкое. Бабка за дедку, дедка за репку — вытянули репку. У хорошего ученика всегда чистые тетрадки. На грядках цветут огурцы и помидоры. В степи дожди выпадают редко.

Диктанты по теме «Парные согласные в конце и середине слова»

Наш луг

Красив наш луг летом. Здесь много трав и цветов. Зелёный наряд земли радует глаз. На лугу пасут коров и коз. (20 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Зима

Ночью ударил мороз. На реке лёд. Идёт первый снег. Около дома уже сугроб. У ребят радость. Они достали коньки. (20 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.

Родной край

У деревни лес. Около леса река и луг. Правый берег реки крут. На лугу стоит большой стог сена. Нам дорог родной
край. (23 слова)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 4-м предложении выдели основу.

Зимний наряд

Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. На тонких ветках берёз снежный пух. Вот поляна. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал в лесу мороз! (27 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Во 2-м предложении выдели основу.

Весна пришла

Вот и весна пришла. На небе засияло яркое солнышко. Стало тепло на дворе. Не нужно было надевать пальто. Молодые липки покрылись маленькими листочками. Они были мягкие и нежные. Очень весело смотреть на них! (35 слов) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Во 2-м предложении выдели основу.

Подводная охота

Однажды утром над морем висела лёгкая пелена дождя. Молодая тюлениха ушла на глубину. Её одолевал голод. Вдоль дна плыла группа маленьких рыб. Тюлениха кинулась вниз. Между скалами была узкая щель. Там тюлениха и поймала рыб. (37 слов) (По Ф. Стюарту)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.

Рыбки

В деревне я выкопал маленький пруд и пустил туда золотых рыбок. В тот год был сильный мороз. Пруд покрылся снегом. Наступила весна. Снег растаял. Но лёд ещё долго стоял. Когда он растаял, в пруду весело плавали рыбки. (38 слов) (По С. Образцову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 3-м предложении выдели основу.

Бурундук

Авторы часто рассказывают о бурундуке в сибирских сказках. Охотники зовут его Кузьмой. Шерсть у зверька желтоватая. Брюшко белое. На спине — чёрные и жёлтые полосы. Бурундук — хороший хозяин. Осенью он собирает очень много орехов, ягод, семян деревьев. (36 слов) (По И Литинецкому)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.

Репка

Павлик взял лопатку и стал копать грядку. Ребята стали помогать ему. В обед грядка была готова. Павлик дал каждому по семечку. Ребята зарыли их в мягкую землю. Потом огород полили. Будет к осени вкусная репка. (37 слов) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 4-м предложении выдели основу.

На катке

Над нашим катком ярко горела лампочка. Вокруг стояли деревья с белыми веточками. Падал лёгкий снег. Он
мягко ложился на лёд. А по катку кружилась маленькая фигура. Это был Мишка. Я тоже взял коньки и вышел во двор. (41 слово) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.

Тетерев

Тетерев сел на широкий сук между двумя деревьями. Он словно расцвёл в лучах солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя грудка стала зелёной. И особенно красив стал радужный хвост. Тетерев вытянул свою длинную шею и завёл длинную песню. (42 слова) (По М. Пришвину)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова. Напиши проверочные слова.
  3. В 1-м предложении выдели основу.

Дом

Дядя Фёдор нашёл пустой дом. Крыша красная. И сад с огородом есть. Всё в доме было. И печка, и кровати, и занавески на окнах. А на кухне были чугунные сковородки. На огороде росли картофель и капуста. А ещё будка была для собаки. (43 слова) (По Э. Успенскому)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Подчеркни в тексте словарные слова.
  3. В 1-м предложении выдели основу.

Каток

Ударил первый мороз. Мы с Мишкой и Костей решили сделать каток. Мы выбрали площадку и врыли в землю
столб для фонаря. А проводку нам помог сделать дядя Серёжа из девятой квартиры. Потом мы залили каток водой. К утру лёд застыл. Мы катались на коньках и играли в хоккей. (48 слов). (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.
  3. Выполни звуко-буквенный разбор словалёд.

Еще полезные статьи для 2 класса:

С уважением, Ольга Наумова

Заходите в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

источники:

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/641-115_pravopisanie_zvonkih_gluhih_i_neproiznosimyh_soglasnyh.html

http://naymenok.ru/2-klass-parnye-soglasnye-v-korne-slova/

Добавить комментарий