Оформление паспарту для конкурсных работ по изобразительному искусству
Мастер-класс на примере создания паспорту для картины формата АЗ
Необходимые материалы: линейка, карандаш, клей, бумажный нож, бумага формата А2, готовая картина формата А3.
А3 формат имеет размеры 420х297 мм.
Необходимо расположить бумагу формата А2 перед собой вертикально. С помощью линейки найдём середину листа.
Размер паспорту должен быть меньше на 1 см со всех сторон самой работы – формата А3 (400*277 мм).
Соединяем точки, создаем прямоугольник.
Создаем диагонали.
Мы подготовили основу внутри рамки.
Создаём линии для сгиба.
Разметка внутренней и наружной линий сгиба.
Создаём основную рамку:
- Низ рамки. Откладываем от края линии 1 см и далее 5 см.
- Боковые и верхние края рамки. Откладываем от края линии 1 см и далее 4 см как изображено на рисунке.
Как должна выглядеть рамка перед тем как разрезать все линии.
Берём бумажный нож, линейку и все лишние боковые линии разрезаем.
Убрав ненужные участки бумаги приступаем к диагоналям. Разрезаем диагонали.
Получившиеся углы сгибаем по внешней линии так, чтобы все прочерченные линии оставались внутри сгиба.
Вторую линию сгиба сделать так, чтобы сама линия чертежа была видна. Так проделываем со всеми сторонами углов.
В созданные углы вставляем нашу картину лицевой стороной вниз. Углы должны держать картину своими сгибами.
Все углы необходимо приклеить к основной картине.
Готовая работа, оформленная в паспорту.
Мастер-класс подготовил педагог дополнительного образования: Ахмадалиева Эльвира Марсовна
Фото Хабибрахмановой Елены Михайловны
Паспарту, что это такое? Для чего нужно? Как сделать паспарту?
На все эти вопросы Вы найдёте ответы в этой статье.
Но если кратко, то паспарту — это фон для изображения.
Паспарту — что это такое.
Мнение багетного мастера.
При оформлении изображения, используется картон.
Он может быть чёрным, белым или цветным.
Вот этот картон и называется паспарту.
Паспарту может быть сплошным или с окном.
В первом случае — это лист цветного картона, который лежит под предметом оформления.
Во втором — паспарту с отверстием лежит над изображением.
Таким образом паспарту создаёт фон, который отделяет изображение от рамы.
Когда паспарту находится над изображением,
то возникает впечатление, что изображение мы рассматриваем через окно.
В багетном деле это отверстие так и называется — «окно«.
Тут самое время рассказать о терминах, применяемых в багетном деле.
Термины в багетном деле
Вырезанное в картоне отверстие называется окно.
Окно может быть одно, но может быть их несколько.
Окно может быть квадратным, овальным, круглым и многоугольным.
Картон вокруг него называется полями.
Есть верхнее, нижнее и два боковых поля.
В случае многослойного оформления все паспарту, что лежат ниже основного
принято называть паузы.
Их можно рассматривать как мостики между цветовыми акцентами изображения
и элементами оформления. Паузы задают ритм работе, создают глубину и объём
и в некоторых случаях «туннельный» эффект», о котором будет написано ниже.
Нежелательно, чтобы паузы были одинаковы по ширине.
Примечание.
Вместе со словом «паспарту», я буду использовать его французское название
«passe partout» и слово «картон».
Две важные функции.
Для чего предназначено passe partout, для чего оно нужно, каково его назначение?
И, наконец, паспарту — что это такое?
Разберёмся, не торопясь.
Паспарту имеет две важных функции, которые используются при
оформлении арт-объекта.
Назовём их утилитарная и дизайнерская.
Утилитарная или практическая функция
Главная практическая функция паспарту — обеспечить дистанцию
между изображением и стеклом.
Это делается по нескольким причинам.
Во-первых, крайне нежелательно, чтобы стекло соприкасалось с фотографией,
рисунком, гравюрой, офортом и другими изображениями.
Между ними, под действием окружающей среды, происходят химические процессы.
И эти процессы пагубно влияют на сохранность изображения.
Другими словами, через несколько лет фотография может склеится со стеклом,
а бумага офорта или рисунка пожелтеет вместе с изображением.
Во-вторых, есть изображения, которые имеют объём. Это некоторые виды вышивок,
офорты, предметные коллажи и многое другое.
И совершенно недопустимо, чтобы стекло прилегало к выступающим частям объекта
оформления и их деформировало.
Таким образом, для любого изображения со стеклом необходимо
обеспечить расстояние между ним и предметом оформления.
Вот паспарту и призвано решить эту задачу.
Независимо от того, какого размера у вас изображение, большое или маленькое,
цветное или чёрно-белое, паспарту усилит и подчеркнёт его важные детали.
Дизайнерская функция
Безусловно, основное дизайнерское предназначение passe partout состоит в том,
чтобы подчеркнув нужные детали и акценты, выделить смысловой элемент изображения
и привлечь к нему внимание. Оно даёт возможность оформителю реализовать самые смелые
и интересные дизайнерские решения для эффектного оформления изображения.
Паспарту играет важнейшую роль в оформлении: с помощью него дизайнер может подчеркнуть
отдельные детали или цвета в изображении и сконцентрировать внимание на арт-объекте.
Иногда картон может «помирить» оформленную картину и интерьер квартиры.
Хотя, нужно сказать, что, практически всегда, с интерьером работает именно рама,
а passe partout «принадлежит» изображению.
Основные принципы работы с паспарту
В фотографии есть такое правило — фон на снимке должен быть
темнее самого светлой детали изображения и светлее самой темной.
Тогда ни один нюанс изображения не «потеряется» на фоне.
Это правило в полной мере применимо к passe partout, ведь оно
работает своеобразным фоном для картинки.
Паспарту должно дополнять и обогащать изображение.
Привлекать к нему внимание, а не конкурировать с ним.
Ведь самое лучшее оформление это то, которого не замечаешь.
Есть такой приём.
У багетчиков есть простой приём проверки правильности оформления.
Он заключается в том, что человек поворачивается к оформленной работе
спиной и затем резко разворачивается.
Если его взгляд выхватил сначала паспарту или раму, то оформлено неправильно.
А вот если увидел в первую очередь изображение — то всё в порядке.
Очевидный приём для привлечения внимания — это контраст.
Глаз человека непроизвольно ищет самый резкий элемент.
Контраст, в нашем случае, это разница между различными участками
оформленного изображения. Он и придаёт работе эмоциональное звучание.
В багетном деле используются несколько видов контраста.
Тональный контраст
Это разница между самым тёмным и самым светлым тоном.
Под этим термином мы понимаем намеренное использование паспарту тоном темнее
общего тона картинки или тоном светлее.
Это работает так, что тона картона и изображения сопоставляются между собой,
и оформленная работа начинает передавать глубину пространства и объём.
Таким образом мы создаём тональную перспективу.
Термин «тональная перспектива» используется в изобразительном искусстве
и означает изменение цвета и контраста объектов при их удалении
вглубь пространства картины.
Использование тональной перспективы при работе с паспарту называется принципом
туннеля или туннельным эффектом. Задача этого принципа — направить взгляд зрителя
на картинку так, чтобы ничего не отвлекало от просмотра.
А суть его в том, что если:
- Тон passe partout темнее общего тона картинки, то создаётся впечатление,
что эта картинка находится в глубине паспарту. - Если тон картона светлее общего тона изображения,
то паспарту визуально выталкивает картинку наверх.
Для полноценного достижения туннельного эффекта используется многослойное
passe partout с плавными переходами тонов.
При подборе оформления к картинке, важно сделать так,
чтобы все элементы оформления (картон, бевел, кант, картина, багет)
работали на одну задачу — создание единого тонового объекта.
Цветовой контраст
В багетном деле под этим термином подразумевается наличие в оформленной работе
нескольких цветов, которые могут контрастировать друг с другом. С этим видом контраста
работать несколько сложнее, чем с тональным.
Но если он применён правильно и осознанно, то оформленная картинка сразу бросается
в глаза и надолго запоминается.
Например оформление работы в картон черного или белого цвета.
Такое оформление прекрасно концентрирует внимание зрителя на основном объекте.
Использование цвета — это отличный способ выстроить сюжет оформления и привлечь
внимание к изображению. А умение пользоваться цветом — это важный навык, необходимый
оформителю при работе с паспарту и багетом.
Для нашей работы важно практическое применение цвета.
В этом нам может помочь цветовой круг.
Про работу с цветовым кругом можно посмотреть здесь.
Видеоинструкция
«Как пользоваться цветовым кругом»
Про работу с цветом написано немало статей и книг. Даже есть такая наука — цветоведение.
В целом цветоведение считается достаточно сложной наукой, но изучить некоторые
её правила для практического применения можно.
Не скажу что это легко, но вот польза будет большая. Знание основ послужит вам трамплином
для создания необычных и цепляющих дизайнерских решений.
И самое главное, что эти решения будут приниматься осознанно, а не интуитивно.
Многослойное паспарту — что это такое.
Многослойность, как приём.
Паспарту имеет очень богатые текстурные, тональные и цветовые возможности.
А так, как сочетание цветов картона при оформлении может быть неограниченным,
то это позволяет дизайнеру решить любую, поставленную перед ним, задачу.
Работая с несколькими passe partout, накладывая их одно на другое, грамотно оперируя
цветом и паузами между ними, оформитель может создать у зрителя ощущение объёма
и глубины на плоском пространстве.
К сожалению, не каждый заказчик охотно соглашается на многослойное оформление.
Это происходит, главным образом потому, что человек не представляет результат работы.
А оформитель этот результат ясно видит.
Ведь дизайн-проект оформления этой картинки — это и есть та задача, которую он решил
с помощью всех возможных средств оформления.
Поэтому в нашей работе первая задача — создать грамотный и интересный дизайн-проект,
а вторая — убедить в правильности оформления заказчика.
«Дизайн диктует нам свои суровые условия» — как в таких случаях говаривала
оформитель нашей багетной мастерской Лидия Павловна, обращаясь к заказчику.
Для одинарного и многослойного паспарту существуют определённые принципы и схемы оформления:
сочетание пауз, их ритм, цвет, размеры полей, их зависимость от размера картинки.
Но главное — нет для конкретной картинки одного «правильного» оформления.
Можно соблюсти все правила и оформить изображение совсем по-другому.
И этих оформлений может быть много.
Несколько лет назад среди багетных мастерских в Москве был организован конкурс.
Всем желающим раздали один и тот же постер и предложили его оформить, используя
любые средства. Это было впечатляющее зрелище: несколько десятков вариантов
оформления одного изображения с разным багетом, картоном, кантами и прочим и прочим.
Так что повторюсь — версий оформлений может быть множество, всё зависит от задачи,
которую решает оформитель.
Что такое паспарту одинарное или однослойное.
Самый простой способ оформления – использование одного паспарту.
Если вы подбираете однослойное passe partout к своей работе,
старайтесь следовать правилу о котором я говорил выше, чтобы
наверняка не прогадать с результатом.
Паспарту должно быть темнее самого светлого участка изображения,
в то же время оно должны быть светлее самого темного его участка.
Этот золотое правило поможет тем, кто ещё не готов к экспериментам
и хочет просто правильно оформить изображение.
Стоит напомнить, что при выборе тёмного паспарту для светлой работы,
вы «отодвигаете» работу на задний план.
А используя светлое, «выдвигаете» изображение на передний план.
И при этом создаётся ощущение воздуха и свободного пространства.
Для тёмных по тону работ всё уже не так однозначно. Им больше подходят
сложные оформления с использованием двойного или даже тройного passe partout.
Оформление с одним паспарту подходит для плоских бумажных работ,
таких как фотографии, рисунки и эскизы, сертификаты и плакаты.
Размеры паспарту и размеры полей
Насколько широкими будут поля вашего паспарту — это дело вкуса,
но по опыту нашей мастерской оно выглядит наиболее гармонично,
когда ширина полей составляет 12-15% от размера более длинной
стороны картинки или вышивки.
Например, если картинка, которую мы оформляем размером 50 х 70 см,
то ширина полей составит 8,5-10 см.
Passe partout накладывается сверху вашей работы, поэтому окно, как правило,
должно быть минимум на 5 мм меньше изображения.
Для изображений больших размеров, выполненных на тонкой бумаге отступ может
составлять до 1 сантиметра.
Кроме того, внутренняя часть рамки, которая называется «четверть» закрывает картон
на несколько миллиметров, и таким образом видимая его ширина уменьшается.
Это надо учитывать при расчёте ширины полей.
В таких случаях в нашей мастерской используются такие термины,
как размер паспарту «на свету» и размер «полный».
Необходимо помнить несколько моментов: очень узкие поля не будут работать,
поэтому не рассматривайте варианта ширины полей меньше 4 сантиметров.
Но passe partout со слишком широкими полями может перетянуть внимание на себя,
и работа потеряется на его фоне.
Отдельно нужно отметить, что широкие поля подойдут для изображений с крупными деталями.
(внешний формат 30х40, окно: 23,8 х 33,8 см, ширина полей 3,1 см, соответствует 8%)
(внешний формат 30х40, окно: 17,8 х 28,8 см, ширина полей 5,6 см, соответствует 14%)
(внешний формат 30х40, окно:13,8 х 23,8 см, ширина полей 8,1 см, соответствует 20%)
Размеры окна паспарту
Как правило, размер окна должен быть 3-5мм меньше изображения,
чтобы passe partout закрывало края картинки.
Но бывают ситуации, когда эти края нужно открыть. Например, чтобы была
видна надпись под изображением. Кроме того в некоторых случаях, открыв края
оформитель показывает аутентичность оригинального изображения.
Например, при оформлении папируса или старой карты.
Тогда, реализуя свой замысел, дизайнер увеличивает размер окна.
Расположение окна
Чтобы интересно подать объект оформления существуют различные разновидности
расположения окна в картоне. И это конечно дело вкуса.
В прошлом золотое сечение было практическим правилом при оформлении картины в passe partout,
и картина была сдвинута далеко вверх.
Сегодня в современных работах изображение помещается больше в середине, или в так называемом
оптическом центре, когда нижние поле на несколько миллиметров шире верхнего.
Оптический центр и его роль в восприятии изображения
Несколько слов о том, что такое оптический центр.
Дело в том, что если картина расположена строго в середине
и поля вокруг картинки равны, то у зрителя возникает ощущение «сползания» изображения.
А вот если картинку поднять несколько выше геометрического центра и нижнее поле сделать
немного шире верхнего, то человеческий взгляд воспринимает такое оформление,
как гармоничное и устойчивое.
Этот факт известен давным- давно и по сей день активно применяется в практике.
Вот к примеру, у цифры 8 нижняя часть больше, хотя зрительно это незаметно.
Вот это и есть эффект оптического центра.
Поэтому при оформлении работ в профессиональных багетных мастерских,
дизайнер обязательно предложит вам слегка увеличить нижнее поле.
Это необходимо для лучшего восприятия картины.
Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что в последнее время, под влиянием Instagram,
современные квадратные изображения часто размещаются в центре.
Окон может быть несколько
Окно может быть одно, но существуют варианты оформления с несколькими окнами.
Это ещё одно преимущество паспарту.
С его помощью несколько картинок или фотографий можно разместить в одной раме.
Кроме того окно бывает овальное, круглое, треугольное любой другой формы.
Декоративный кант
Декоративная вставка, расположенная между картинкой и passe partout
называется кант (или по-другому «слип«).
Эта вставка похожа на мини-багет из пластика, металла или дерева.
Выпускается кант в различных версиях профиля и цвета.
Это еще одна возможность добавить в оформление работы текстуры и глубины.
Использование канта даёт замечательную возможность разнообразить дизайн-проект
и придать ему изюминку.
Рисунок канта может не только по цвету, но и по фактуре совпадать с подобранной рамой,
а также самостоятельно задавать тон всей работе своей необычной текстурой.
Если кант окаймляет окно, то, как правило, он сочетается с цветом и текстурой рамы.
Но и кант контрастирующий с рамой по цвету может создать интересный эффект оформления.
Работа с кантом может стать отличном аналогом двойного паспарту.
Но кант, в отличии от двойного passe partout имеет такие замечательные качества,
как рельефность и глубина.
Кант используется как в сочетании с картоном, так и самостоятельно.
Например при оформлении вышивок бисером его можно смонтировать под четверть багета,
а на него уже положить стекло. И таким образом кант выполняет кроме декоративной ещё
и утилитарную функцию. То есть создаёт необходимое расстояние между стеклом и бисером.
Bevel, как средство для глубокого оформления
Bevel с английского дословно переводится — «скос», «фаска» или «скошенный край».
В багетном деле так называют «глубокое» паспарту.
Существует бевел в виде полосок бескислотного пенокартона, толщиной 5 мм
со срезом под углом 45°.
Срез этих полосок покрыт специальной бумагой разного цвета. А так как эти цвета
совпадают с цветами картона, то это дает оформителю дополнительные возможности
для создания интересного дизайн-проекта.
Обратите внимание, у бевел и паспарту скос 45°. Это стандартный фацет.
Подробнее о фацете можно прочитать в статье «Фацет на зеркале и не только на нём»
Особенно удобно использовать бевел при оформлении объёмных предметов
и изображений с выступающими частями.
«Глубокое» паспарту, подчеркивая перспективу, создает дополнительный объем,
что делает оформление интересным, солидным и запоминающимся.
Двойное паспарту — что это такое
Под термином «двойное паспарту» подразумевают такой вариант оформления,
когда используются два картона и один из них является паузой.
Я это сказал потому, что может быть оформление в котором участвуют два passe partout,
но двойным его назвать нельзя. Например, объектное оформление.
Итак, двойное паспарту. Оно сильно расширяет возможности оформителя.
Используя два паспарту и применяя средства декорирования, дизайнер может
уверенно управлять вниманием зрителя, концентрируя его на изображении.
Вариантов оформления в этом случае может быть много.
Но в «классическом» варианте это работает так:
основной картон подбирается по общему доминирующему цвету изображения тоном светлее или темнее,
а пауза рифмуется по цвету с какой-нибудь деталью картинки, тем самым «вытаскивая» её.
При этом пауза перекликается цветом с багетной рамой, а ширина паузы делается 3-5мм.
Вот пример правильного оформления.
На картинке с птичками оформитель «зацепил» цветом паузы ветку.
Но можно было сделать паузу зелёной, рифмуя с листиком.
И это тоже было бы правильное оформление, только ширину паузы нужно уменьшить.
Да, сделать тоньше потому, что цвет листика на картинке занимает меньше
пространства по сравнению с веткой. Ну и цвет рамы сделать ближе к цвету паузы.
А картинка с петухом — это просто эталонный и безотказный пример оформления
изображения в двойное паспарту.
Тройное паспарту в ещё большей степени позволяет управлять вниманием
и концентрировать его на деталях или на самом изображении.
Позволяет управлять цветом, глубиной пространства и объёмом.
Третий и четвёртый картон дают возможность с лёгкостью использовать
туннельный эффект и другие интересные приёмы оформления.
Например «плавающее паспарту».
Плавающее или теневое
Применение плавающего паспарту даёт очень интересный объёмный эффект,
когда верхний картон отбрасывает тень на нижний.
Это несложный приём, но он замечательно передаёт игру светотеней и очень
хорошо работает на картоне светлых тонов.
Работая с многослойным passe partout и используя при этом декорирование,
канты и бевел, дизайнер получает в руки инструмент с широчайшими возможностями.
Инструмент, который позволяет сконцентрировать внимание на любой детали изображения
и решить главную задачу оформления.
Главная задача дизайнера в багетной мастерской — повлиять с помощью средств
оформления на зрительское восприятие оформленного изображения.
Как сделать паспарту. Декорирование.
Да, многослойное паспарту даёт богатые возможности для оформления,
но здесь есть существенный минус.
Пропорционально количеству картона растёт вес работы и глубина четверти багета.
А значит возникают ограничения по оформлению арт-объекта.
Декорирование паспарту это приём, который использует дизайнер для выхода
из этой ситуации и создания уникального оформления.
Суть этого приёма в том, что для решения своих творческих задач оформитель
украшает passe partout различными способами. А способов этих великое множество.
V-канавки и линии
Самое распространённые — одна или несколько V-канавок, или линии,
нанесённые рейсфедером или пером. Несмотря на простоту, этот приём производит
очень интересный эффект. V-канавка придаёт оформлению графическую чёткость и ясность.
А несколько линий краской или тушью зрительно раздвигают пространство.
Но, похоже, что нанесение линий краской и тушью уходит в прошлое.
С развитием техники V-канавку вырезать проще, быстрее и дешевле.
V-канавка — это V- образный вырез в картоне глубиной около 0,5мм.
Раньше в багетных мастерских делался чаще всего прямым.
С появление компьютерных станков для резки, V-канавку легко сделать любой конфигурации.
Цветные срезы и декоративные ленты
Для оформления широко используются внутренние срезы паспарту,
цвет которых даёт дополнительные возможности дизайнеру.
И хотя сейчас много картона с цветным срезом, среди некоторых оформителей
практикуется окраска среза вручную.
Срез окрашивается акриловыми красками различных цветов или золотой и серебряной пастой.
Реже для этой цели оформители используют поталь.
Применение декоративных лент для украшения паспарту практикуется очень давно,
но в нашей стране этот приём не очень распространён.
А ведь такое оформление делает работу очень индивидуальной и интересной.
И даже неповторимой, учитывая, что декоративные ленты можно сделать самому.
Проект А. Пожарского.
Французское паспарту и прорезные узоры
Широко распространён приём украшения passe partout рисунком и даже живописью.
Сейчас этот приём называют «французское паспарту».
Это не совсем правильно.
Французским называлось passe partout, украшенное графическими вензелями или виньетками.
Поэтому ближе к французскому паспарту украшения из пластика и металла в виде угловых вензелей.
А когда на нём дорисовывают оформляемое изображение — это как-то по другому должно называться.
Тут я согласен с мнением, что живопись не должна украшать прикладное искусство.
И отдельно стоит декорирование паспарту вырезанием в нём прорезных узоров.
Простите за невольную тавтологию. Раньше этот процесс требовал много труда и времени.
Сейчас на компьютерном станке это делается быстро и легко.
Возможности ограничиваются лишь воображением дизайнера.
И некоторые оформители так увлекаются этим творчеством, что в результате забывают об изображении.
Но при грамотном использовании этого приёма получается потрясающий результат.
а справа паспарту , вырезанное на компьютерном станке.
В заключении хочется рассказать об альтернативном использовании паспарту.
А то из вышесказанного складывается какая-то однобокость в его применении.
Альтернативные возможности
паспарту — что это такое
Мы рассмотрели применение passe partout с одним или несколькими окнами.
Это традиционное использование картона.
А ведь применяют его и во многих других случаях.
Самое простое — это когда на него крепят изображение, не вырезая окна.
Как в случае с папирусом.
Кроме того, passe partout используется для глубокого оформления.
Здесь картон поддерживает стекло, играет роль фона и маскирует внутренние части багета.
«Глубокое оформление«, «предметное оформление» или «аквариум» —
так называют оформление в багет 3-D объекта.
Необходимо паспарту при оформлении арт-объекта в «двойное стекло».
Здесь, кроме декоративной, оно выполняет очень важную конструктивную функцию.
На первом рисунке картон поддерживает двойное стекло и маскирует внутреннюю часть багета,
а на втором картон с окном выполняет своё традиционное назначение и … маскирует «стрелки»,
которыми стекло снизу крепится к багету.
Оформлением в «двойное стекло» называют такой дизайн-проект, когда изображение размещается
между двумя стёклами и вставляется в багетную раму. Таким образом создаётся впечатление,
что объект оформления висит в воздухе.
Причём срез сделан в обратную сторону. Переднее стекло музейное, безбликовое. Это стекло не пропускает ультрафиолетовые лучи и не даёт бликов.
А заднее — художественное стекло 2мм.
Заключение
Паспарту — что это такое?
Как багетчик, я постарался ответить на этот вопрос как можно полнее.
Понятно теперь, что такое паспарту для рисунка, что такое паспарту для картин.
Для чего оно и какое бывает.
Но меня не покидает ощущение, что тема раскрыта не полностью.
Осталось ещё столько интересного и недосказанного. Вот, например, не ответил на вопрос — как сделать паспарту.
Вскоре обязательно напишу статью: «Как сделать паспарту для картины своими руками пошагово»
И надеюсь полнее ответить на вопрос, что такое паспарту.
Ну и по традиции.
Если статья оказалась полезной — поделитесь в соц.сетях, это поможет нашей багетной мастерской.
А если у вас остались вопросы или хотите что-то добавить — пожалуйста, пишите в комментарии.
Оформить картину, фотографию, вышивку и прочее, можно различными способами. Один из них — паспарту или эстамп. По своей сути — это картонная (но можно брать и плотную бумагу), сделанная особым образом. Изготовить паспарту для картины своими руками очень просто, в этой статье мы расскажем про три самых популярных способа. Видео тоже будут.
Паспарту для картины своими руками
Прежде, чем приступить к изготовлению этого декоративного элемента, важно отметить некоторые тонкости его выбора. Прежде всего, зачем нужно такое оформление?
-
Это красиво и оригинально, плюс ко всему, помогает сделать акцент на вашей работе (картине или вышивке);
-
Можно добавить надписи;
-
Не нужно подбирать рамку точно по размеру работы.
Как выбрать паспарту?
Как и в любой другой творческой работе, тут важна гармония и чувство меры. При выборе подобного оформления нужно:
- выдерживать цветовую гамму, так, паспарту должно контрастировать с картиной;
- выдерживать определенное соотношение сторон (ширина может быть различной, вам нужно найти тот вариант, который подойдет именно вам, часто ширина паспарту вдвое больше рамки картины).
Способ изготовления No 1 (с окантовкой)
Чтобы своими руками сделать паспарту для фото или картины нам потребуется:
-
картон, однако, можно взять и лист ватмана;
-
плотная цветная бумага или обои (да, такой вариант тоже возможен);
-
ножницы;
-
канцелярский нож;
-
линейка и уголок;
-
простой карандаш;
-
клей.
Чтобы сделать паспарту самостоятельно нужно запастись каплей терпения — работы немного, но она аккуратная. Мы разбили способ изготовления на простые шаги:
1. Замеряем готовую работу, для которой делаем паспарту. Затем берем лист ватмана или картона, он должен быть в два раза больше нашего фото / картины / рисунка, очерчиваем прямоугольник, совпадающий с размерами готовой работы (можно просто обвести картину).
Важно, чтобы расстояние от краев картона, до границы работы было одинаковым.
2. Теперь вырезаем наш обведенный прямоугольник. В итоге получится лист ватмана, с окошком посередине.
Затем нужно изготовить кант из цветной бумаги, или обоев. Для этого нужно нарезать 4 полоски шириной 4 см (2 полоски по длине равны ширине нашей картины, а 2 — ее длине).
Затем, вырезанные полоски сгибаем вдоль пополам. Посередине оставляем узкий кантик шириной 2 миллиметра.
3. Далее нужно выполнить подгонку полосок, просто приложите их ко внутреннему окошку в ватмане, отмерьте и обрежьте внутренние уголки.
4. Затем надо приклеить кант к картону.
Важно! Наносите клей на картон ил ватман, так как цветная бумага имеет меньшую плотность и может испортиться. И уделяйте внимание стыкам в уголках.
5. После того, как клей высохнет, приложите фото или рисунок с обратной стороны, подгоните так, как вам больше нравится, зафиксируйте и можете вставлять в рамку.
Если в паспарту вы оформляете вышивку — то ее предварительно нужно зафиксировать на листе плотного картона. Можно использовать для этих целей обычный канцелярский степлер.
Способ изготовления No 2 (популярный)
Для изготовления паспарту этим способом потребуется:
-
рамка для картины;
-
лист картона, ватмана, обоев или акварельной бумаги;
-
ножницы и канцелярский нож;
-
клей;
-
линейка.
Статья почти по теме: Как сделать закладку для книги своими руками — огромное количество идей и вариантов.
1. К каждой рамке для фото (картины) прилагается картонка, та, которая фиксирует изображение сзади. И если она плотно прилегает, то возьмем ее за основу нашего паспарту. Для этого берем картонку, кладем на лист ватмана или акварельной бумаги, обводим и вырезаем прямоугольник нужного размера.
2. Дальше на нем необходимо найти середину. И от нее отложить половину размера фото (картины) по высоте и ширине. Это делается для того, чтобы рисунок был по центру.
3. После чего, в соответствии с расчетами, чертим рамочку — вырез паспарту. Затем отступаем от нее 2 мм внутрь и чертим еще одну рамочку.
4. Дальше нам необходимо замерить наименьшую ширину паспарту (делаем замеры от края листа ватмана). И от первой рамочки (той, что ближе к краю), начертить еще одну, по ширине, совпадающую с наименьшей шириной эстампа (в примере на видео взято чуть меньше, это допустимо). Сразу чертим линии будущих надрезов по углам.
5. Теперь нам нужно сделать глубину эстампа. Для этого берем ложку или вилку, и обратной ее стороной, по линейке, продавливаем паспарту по узенькому кантику (эти те 2 мм, которые мы очертили между первой и последней рамками).
6. Затем вырезаем внутреннюю часть листа ватмана (акварельной бумаги). Можно ножницами, можно канцелярским ножом или скальпелем, как вам будет удобнее.
7. Потом необходимо сделать угловые надрезы. Внимание! Их следует делать до рамки, которая ближе к краю.
8. Получившиеся «лепестки» загибаем внутрь по линейке, по линии, которая ближе к центру.
9. Клеем, в одной точке, на паспарту фиксируем наше фото / рисунок изнутри. Лучше брать ПВА — он не оставляет следов. И убираем в рамку под стекло.
Пошаговое видео
В видео все описано и наглядно показано.
Способ изготовления No 3 (простейший)
Чтобы сделать паспарту своими руками этим способом, нужно подготовить:
картон, ватман, обои, иными словами, все, что вам больше нравится и подходит к рисунку;
-
ножницы, канцелярский нож;
-
клей;
-
линейка.
Определяемся с размерами эстампа. Обычно с каждой стороны он больше готового фото на 5-7 см.
Остальные шаги в коротком видео. Вы удивитесь, насколько это простой способ.
Как сделать из фото шедевр: советы
-
Очень оригинально и уютно смотрятся эстампы из ткани.
-
Если вместо обычного ватмана брать обои, то такая картина, будет гармонировать со стеной.
-
При выборе ширины паспарту помните — яркое и большое изображение будет эффектней смотреться в широкой рамке, а маленькое — в узкой.
-
Эстамп в романтическом стиле можно украсить кружевом, цветами, ленточками и другими милыми мелочами — это придаст дополнительный шарм.
-
То же касается и детских рисунков или фото: из можно украсить пуговками, забавными изображениями игрушек и так далее.
-
Весьма выигрышно смотрятся двойные эстампы.
Идеи для вашего вдохновения
* Все фото кликабельны, взяты из Pinterest, а копирайты сохранены.
В общем и целом, паспарту можно декорировать как угодно, и чем угодно. Все зависит от вашей фантазии, а смотреться такая рамка будет великолепно!
Эффектный и изящный рисунок формата А3 либо А4 без определенного оформления и хорошей рамки будет выглядеть неуместно и скучно. В связи с этим большинство специалистов по завершении создания художественного произведения задумывается о том, как необычно украсить собственное творчество.
Картину можно отдать в багетную мастерскую, но данный вариант достаточно дорогой и не для каждого подходит. Поэтому оптимальным вариантом будет собственноручное изготовление паспарту.
Предназначение паспарту
Паспарту представлено в виде бумаги разного уровня плотности и оттенка, которую задействуют для декорирования фотографий, изображений, рисунков и разных художественных произведений формата А3 и А4. Его располагают по середине изображения и рамки.
Эстамп делают для того, чтобы усилить визуальное восприятие, подчеркнуть изображение, придав ему особый акцент. Если рисунок располагается под стеклом, паспарту должно находиться непосредственно под ним. Подбор плотной бумаги обязательно должен согласовываться с цветовой гаммой рамки и картины.
Зачастую используют пастельные либо нейтральные тона. Также имеется несколько творческих идей, благодаря которым можно создать разнообразные цветовые решения. За счет этого в декоративный эстамп допустимо оформить вышивку.
Изделие из плотного бумажного листа способно разместить изображение на стене, если оттенок рисунка и обоев идентичен. Например, если в комнате обои яркого салатового окраса, можно повесить рисунок либо фотографию с лесной местностью в зеленых тонах.
В данном случае эстамп с контрастной цветовой гаммой станет оптимальным решением. При самостоятельном создании паспарту разрешается оставить возле рисунка свободное пространство в том количестве, сколько потребуется. Это позволит произвести наибольший акцент на художественной работе.
На свободный участок можно нанести цитату либо авторскую подпись. Достоинством эстампа считается его универсальность, потому что он отлично гармонирует с фотографиями и картинами абсолютно любых параметров.
Рамку из плотного бумажного листа делают по следующим причинам:
- сосредоточить пристальное внимание на некоторых деталях рисунка, чтобы улучшить эффект на зрителя;
- защитить картину от пагубного воздействия внешнего окружающего мира;
- упростить восприятие художественной работы при отделении ее от остального декора.
В основном готовые паспарту характеризуются идентичными параметрами с каждого бока. За счет этого его задействуют для альбомного и книжного направления. Но в плане эстетики подобные габариты не всегда будут уместны.
При обзоре объектов с вертикальным положением нижняя часть рамки эстампа должна быть с большей массой. Если изделие из бумаги будет немного больше в нижней области, все произведение будет смотреться намного лучше.
Симметричное паспарту сочетается с теми картинами, которые обладают насыщенным акцентом в нижней области. За счет этого не нужно выполнять вспомогательного усиления. Также симметричный эстамп подходит для научных и познавательных произведений.
Какие бывают
Паспарту может быть простое и созданное из картонного куска с вырезанным внутри овалом либо прямоугольником.
Также можно изготовить многооконное изделие, когда в одну основную рамку устанавливается несколько рисунков, либо составное с использованием нескольких оттенков материала. Рамка может быть глубокой и состоять из 3 либо 4 слоев картонного листа.
Выделяется несколько разновидностей паспарту:
Вид | Из чего сделан |
Стандартное | Задействуют плотный картонный лист с различной текстурой и цветовой гаммой. Толщина материала должна быть приблизительно 2 мм. Цвет среза может быть любым. Хорошо сочетается с любой художественной работой. |
Глубокое | Толщина картонного листа должна быть около 5 мм. Угол среза выполняется под углом 45 °. Такой вид паспарту задействуют при оформлении художественных работ, чтобы создать «эффект тоннеля», придав рисунку глубины. |
Музейное | Для изготовления используют специальный лист картона, который пропитан особыми веществами, способными защитить очень старинный рисунок от окисляющего воздействия окружающей среды. Подходит для оформления раритетных фотографий и рисунка, которые имеют антикварную ценность. |
Тканевое | Для декорирования бумажной основы рамки задействуют любой тканевый материал: от рогожи и до бархата относительно идеи художественной работы. Применяется при декорировании картин изобразительного характера, например, гербарий под стеклом либо панно. |
Определение размеров
Сделать паспарту для рисунка формата А3 можно с разным размером полей. Однако в основном диапазон составляет от 3 и до 10 см. Размер в 5 см считается стандартом золотого сечения. Поэтому он пользуется широким спросом среди профессионалов.
Для изготовления паспарту обязательно нужен плотный материал, который не должен покрыться волновыми изгибами от влажности или коробиться. Для создания белого канта необходимо делать внутренний скос относительно работы.
Выполнить подобный эстамп из плотного картонного листа со скосом довольно сложно. Поэтому можно воспользоваться специальным инструментом для резки.
При вычислении параметров эстампа для картины формата А3 необходимо учитывать габариты рамки. Формат А3 характеризуется габаритом 420 х 297 мм. Рамка стандартных параметров будет 450 х 350 мм.
Чтобы рассчитать нужный размер, требуется вычислить разницу между шириной изображения и рамки. Для этого понадобится от 450 вычесть 420, получится 30 мм. Аналогичным образом следует рассчитать разницу между высотой: от 350 вычесть 297, выйдет 53 мм.
Приобретенные итоги нужно поделить пополам. В результате выходят параметры, требуемые для создания паспарту для формата А3: по 26,5 мм снизу и сверху, а также по 15 мм с каждой стороны. Рисунок А4 характеризуется параметром 210 х 297 мм. При создании эстампа нужно соблюдать дистанцию в 5 см с каждого бока.
Какие инструменты понадобятся
Сделать паспарту для рисунка формата А3 возможно при помощи следующего инвентаря:
- карандаш обычный;
- клей любого типа;
- линейка;
- лист ватмана либо картона;
- ножницы;
- уголок из металла;
- цветной плотный бумажный лист необходимого оттенка.
Дополнительно можно подготовить канцелярский нож и широкую ровную поверхность, на которой можно будет резать. Также можно задействовать деревянную либо пластмассовую подставку, которой можно будет закрыть поверхность стола.
Чтобы выполнить эстамп более красиво и аккуратно, допустимо воспользоваться ручным резаком, но это необязательно.
Выбор бумаги
Сделать паспарту для рисунка формата А3 можно из обычного цветного, пастельного либо акварельного бумажного листа, который можно приобрести в книжном магазине.
Более опытные специалисты используют дизайнерский картонный лист с повышенной уплотненностью, тиснением и тканевой имитацией или с необычной фактурой. Например, допустимо задействовать картонный лист с перламутровым отливом либо металлизированный материал.
Однако для создания эстампа для формата А3 требуется картон либо бумажный лист размера А2. Материал можно приобрести в художественных магазинах, которые специализируются на искусстве.
Паспарту можно изготовить из тканевого материала, который способен подчеркнуть бархатистость и текстуру. В этих целях подойдут дешевые корейские либо китайские материалы с широкой гаммой оттенков.
Выбор цвета
Перед созданием паспарту для рисунка нужно определиться с основным оттенком. Цветовая палитра рамки будет влиять на весь экспозиционный вид. Если подобрать неверный оттенок, картина растворится в рамке либо будет смотреться очень вызывающе.
Рекомендуется ориентироваться на более приглушенные и спокойные тона: сероватый, оттенок слоновой кости, кремовый либо светлый. В редких случаях можно задействовать синий, серовато-зеленый или бордовый окрас.
Однако такая палитра должна хорошо сочетаться с колоритом рисунка и соответствовать тону одного из элементов изображения. Также оттенок рамки должен сочетаться с интерьером, где будет располагаться картина.
Рекомендации по подбору цветовой палитры:
- Белый оттенок способен зрительно увеличить рисунок, поэтому он отлично сочетается с яркими многоцветными картинами. Однако такой окрас немного размазывает внимание от изображения. Он хорошо сочетается с монохромной графикой и черно-белыми фотографиями.
- Гравюры отлично гармонируют со спокойными пастельными тонами, не отвлекающими взгляд от художественной работы.
- Для декорирования постеров лучше всего использовать насыщенные яркие оттенки.
- Темные паспарту способны сфокусировать внимание именно на рисунке, сделав его более обособленным и единым. Однако изображение обязательно должно гармонировать по цветовой гамме.
Инструкция по выполнению
Паспарту можно изготовить по-разному и из различного материала. Все будет зависеть от личных предпочтений и фантазии, а также для какого рисунка оно предназначено.
Используя окантовку
Чтобы выполнить паспарту с окантовкой, изначально нужно подготовить следующие материалы:
- карандаш простой;
- клей;
- лист ватмана либо плотного картона;
- нож канцелярский;
- ножницы;
- плотные обои, которые можно заменить цветным бумажным листом;
- уголок с линейкой.
Сделать паспарту для рисунка формата А3 допустимо при помощи следующих пошаговых действий:
- Замерить готовое изображение, для которого предназначен эстамп. Подготовить лист ватмана, который по габаритам должен в 2 раза превышать параметры картины. Очертить прямоугольник, который будет совпадать с габаритами готового рисунка. Можно обвести по контуру изображение.
- Дистанция от краев картонного листа и до контура работы должна быть одинаковой.
- Вырезать очерченную геометрическую форму, чтобы лист ватмана вышел с окном в центре.
- Для изготовления канта из обоев вырезать 4 полосы, ширина которых будет 4 см. В длину 2 заготовки должны быть идентичны длине изображения, остальные 2 – ширине рисунка.
- Вырезанные полосы согнуть вдоль на 2 части. В центре оставить узкий кант, ширина которого 2 мм.
- Осуществить подгон полосок, приложив их к внутреннему окну картона и измерив. Обрезать подготовленные внутренние уголки.
- Окантовку приклеить к картонному листу. Клей нанести на уплотненный бумажный лист, потому что цветная бумага испортится из-за низкой плотности. Тщательно промазать клеем стыки в уголках.
- Когда клей подсохнет, рисунок положить обратной стороной, подогнать и зафиксировать, вставив в рамку.
При декорировании вышивки ее изначально требуется прикрепить к уплотненному картонному листу. Для этого разрешается воспользоваться канцелярским степлером.
С рамкой для картины
В каждой раме, предназначенной для фото либо картины, имеется картонка, фиксирующая рисунок с задней области. Если она очень плотно прилегает к раме, ее можно задействовать в качестве базы для паспарту.
Для создания эстампа с рамкой для изображения следует подготовить такие инструменты:
- акварельная бумага, обои, ватман либо картонный лист;
- клей с линейкой;
- нож канцелярский с ножницами;
- рамка для картины.
Для создания декоративного паспарту рекомендуется придерживаться следующей пошаговой инструкции:
- Картонку приложить к акварельной бумаге либо листу ватмана, обвести и вырезать прямоугольник соответствующего размера.
- Отыскать центр и от него отложить по ширине и высоте половину размера рисунка. В результате изображение будет располагаться посередине.
- По расчетам очертить раму – вырез эстампа. Отступить от нее внутрь 2 мм, начертив дополнительную раму.
- От конца листа картона произвести расчет самой маленькой ширины паспарту. От первой рамы, расположенной ближе к концу, нарисовать одну дополнительную, которая по ширине будет совпадать с минимальной шириной эстампа. Очертить линии надрезов по углам.
- Выполнить глубину эстампа. По линейке при помощи ложки продавить эстамп по узкому канту, очерченному между первой и последней рамой.
- Отрезать ножницами внутренний участок листа ватмана.
- Выполнить разрезы по рамочным углам, расположенной ближе к краю.
- Образовавшиеся лепестки загнуть внутрь по линейке, по линии, расположенной ближе к середине.
- Каплей клея зафиксировать на паспарту картину изнутри. Изделие убрать в раму под стекло.
Для фиксации изображения к листу эстампа лучшего всего брать клей ПВА, поскольку он не оставляет влажных следов.
Оформление картины
После создания рамки можно оформить в нее картину:
- В изготовленные углы установить рисунок так, чтобы лицевая сторона была снизу.
- Углы должны удерживать изображение собственными изгибами.
- В завершении оформления все углы склеить с поверхностью основного рисунка.
Хитрости, лайфхаки
Советы при изготовлении паспарту:
- в широком эстампе лучше всего смотрится крупногабаритный и яркий рисунок, в узком паспарту – маленькая картина;
- границы паспарту обязательно должны быть в 2 раза шире основной рамы;
- для придания эстампу вспомогательного шарма и романтического стиля его можно задекорировать лентами, засушенными цветами либо кружевами;
- для нормального размещения в раме рисунка и паспарту их рекомендуется оформлять на 3 мм меньше с каждого бока, чем габариты основной рамы;
- для создания декора в стиле Прованса следует предварительно найти бумагу, которая будет стилизована под мрамор;
- украсить рамку паспарту можно трафаретными узорами, лентами либо флажками, которые позволят оживить и сделать картину более легкой;
- при оформлении фотографий либо детских рисунков паспарту можно задекорировать смешными изображениями маленьких игрушек, значками либо пуговицами;
- при украшении паспарту декор обязательно должен соответствовать тональности картины;
- уютно и необычно будут выглядеть эстампы из тканевого материала, которые способны придать произведению искусства большей утонченности и изысканности;
- чтобы художественная работа сочеталась со стеной в комнате, обычный лист ватмана можно заменить цветными обоями, которыми обклеено помещение.
В продаже имеется огромное количество готовых рамок и паспарту. Однако в редких случаях они не могут гармонично оформить рисунок формата А3 и А4. В связи с этим лучше всего отдать предпочтение индивидуальному подходу, сделав эстамп самостоятельно.
При этом обязательно стоит учитывать законы восприятия, характеристики дизайнерского интерьера, в котором будет находиться картина, а также особенности самого изображения.
Видео о создании паспарту
Как сделать паспарту для рисунка формата А3:
Сегодня я хочу показать, как в домашних условиях можно самостоятельно сделать аккуратное паспарту.
После вы легко в него вставите свою работу, а затем в рамку.
Не забудьте перед началом работы подложить что-то очень плотное, на чем будете резать. Иначе можно повредить поверхность стола, на котором работаете!
1. Итак, нам понадобится:
– плотная бумага, желательно не менее 200 г, в размер вашей рамы;
– нож-резак канцелярский;
– карандаш и линейка 40-50 см.
Определяемся с рабочей поверхностью. Это может быть стол застеленный толстым ДВП или любым другим материалом, где вы можете резать ножом, не опсаясь повредить поверхность стола! (Это важно!)
2. Раскладываем лист бумаги (из которой будет выполняться паспарту).
Затем берем линейку и вымеряем размер нашей картины. Прежде чем отложить полученную длину и ширину на бумагу, из каждого отрезка вычитаем 0.7 см. Допустим, у вас длина вашей готовой работы= 30см. Прекрасно! Вычитаем из длины 0.7 см и откладываем на нашем листе.Так же поступаем с шириной. Таким образом образовавшийся прямоугольник будет немного меньше реального размера картины. Это делается для того, чтобы когда мы будем отгибать края, делая окошко для паспарту, у нас не было бы видно края работы картины.
3. Далее. Начертив прямоугольник расчерчиваем крест накрест две линии. Строго из угла в угол (как показано на верхнем снимке).
Берем канцелярский нож и при помощи линейки очень внимательно и ровно разрезаем по линиям внутри прямоугольника.(Стараясь не прорезать за углы прямоугольника!) Как на рис. 2.
Затем, прежде чем начать отгибать получившиеся треугольные конвертики, снова берем нож и осторожно, не прорезая насквозь бумагу), проводим по расчерченным линиям ножом. Это для того, чтобы когда будем открывать окно, были более ровные края. Итак, надрезали и отвернули треугольные конвертики!
4. Затем проделаем то же в обратном порядке. А именно:
Приложим свою работу на открытое “окошко” паспарту.
Наметим карандошом края работы.
Ножом аккуратно, не прорезая бумагу, сделаем надрезы и отвернем, теперь уже в обратном порядке наши треугольнички-конверты.
Вот, что должно получиться.
В получившийся конвертик легко вставить готовую работу! Ведь этот конвертик выполнен именно для этой работы!
Такое паспарту удобно тем, что не нужно работу приклеивать.
И да! Не забудьте перед началом работы подложить что-то очень плотное, на чем будете резать. Иначе можно повредить поверхность стола, на котором работаете!
Теперь картинку вместе с паспарту можно вставлять в рамку. Желаю творческих удач!
И если понравилось, буду очень рада!