Про заметки, про заметки, про заметочки мои. Замечать мы
любим. То есть делать и пользоваться заметками на уроках английского.
Это же милое дело – потренироваться пересказывать текст по
опоре с ключевыми словами. Пересказ – только начало, дальше он превратится в
собственную устную речь. Когда-нибудь, хочется верить))
Другое милое дело
– отрабатывать диалоги по заметкам в виде ключевых слов, как на заглавной картинке.
Если просто читать диалог по скрипту пять раз, ни одна извилина не шевельнется.
А вот восстанавливать реплики по подсказкам и ключевым словам – уже что-то и
шевельнется, и запомнится.
А ведь перед тем, как пользоваться заметками, надо еще
научиться их делать! С этим у учеников тоже бывают проблемы…
В этом посте расскажу и покажу, как мы работаем с заметками
на уроках, как по ним пересказываем тексты и отрабатываем диалоги на английском. Также будут
видео с самых настоящих уроков! И хлеб, и зрелища – всё, как мы любим.
Искусство делать заметки
Начнем с того, что заметки сами по себе – искусство и навык,
не самый бесполезный. Чтобы потом пользоваться заметками, надо сначала их качественно
приготовить:
- извлечь из текста, диалога (или что там у нас) ключевые,
важные мысли, не отвлекаясь на незначительные детали
- придумать, как зашифровать эти основные мысли – не надо
переписывать все предложение, как часто любят делать ученики. Надо выбрать
ключевые слова, которые потом помогут вспомнить нужные словосочетания, окружающую
грамматику и весь ход мысли. Кроме слов можно и нужно пользоваться рисунками,
стрелочками, схемами и прочими тайными знаками. То есть этот пункт о том, как делать
полезные (!) и краткие (!) заметки.
На ту же тему – пост о том, зачем делать заметки во время аудирования.
Искусство пользоваться заметками
Дальше, когда мы научились делать заметки, мы будем учиться ими
пользоваться. На этом этапе нужно:
- понять, что мы там зашифровали
- восстановить всю лексику и грамматику
- облечь слова и знаки
во что-то связное
Я однажды провела эксперимент: заметки, которые мы сделали с
одной ученицей, я предложила расшифровать другому ученику. Как тест на качество.
Что характерно, второй ученик практически все понял! Значит, годные заметки
были.
Ключевые слова как опора для пересказа текста
После того, как мы разобрались с содержанием и интересной
лексикой / грамматикой, обычно хочется поделать с текстом что-то еще, например,
сделать пересказ. Ученики обычно пугаются таких заявок, поэтому как раз здесь и
можно облегчить страдания и приготовить опору для пересказа текста.
Поначалу, мне кажется, лучше делать заметки вместе с
учениками, чтобы они поняли сам принцип. Какие заметки полезные, а какие – нет;
какие слова выбирать, а какие не надо; какие слова и как можно сократить или
вовсе заменить символами для экономии и так далее.
Заметки могут быть разной степени «словесности». Поначалу,
опять-таки, пускай будет больше слов и словосочетаний, а со временем можно
включать больше сокращений, знаков, символов и прочей схематичности.
В этих заметках, например, у нас довольно много слов и мало
символов:
Посмотрите отрывок урока:
А здесь мы ушли в сторону чуть большей краткости и схематичности:
И отрывок с урока (это последняя версия, на подготовку к
которой у нас ушло минут 20 – так что, да, времени такая работа занимает
прилично, но стоит того!):
Выстраиваем сложные предложения по частям
В некоторые моменты внезапно оказывается, что на козла не
запрыгнешь вот так, с наскока. Иногда встречаются длинные сложные предложения с большим
количеством идей и разнообразными связями между ними, например:
- Another
important thing is that although chocolate is good for you, it contains a lot
of calories, so, if you’re worried about your weight, don’t eat too much.
Подобные предложения мы выстраиваем по частям:
+ good for you
– calories
Какая связь между этими двумя мыслями? А вот, пожалуйста:
- Even though
chocolate is good for you, it contains a lot of calories.
Дальше. Вышеозвученная мысль – важная мысль:
!
+ good for
you
– calories
…а значит, достраиваем:
- Another
important thing is that although chocolate is good for you, it contains a lot
of calories.
(another, потому что до этого было ‘one important thing is that…’)
Но это еще не все. Идем дальше:
calories -> don’t eat much
Из этого получается фрагмент:
- …chocolate
contains a lot of calories so don’t eat too much.
И соединим с предыдущими мыслями:
!
+ good for
you
– calories -> don’t eat much
- Another
important thing is that although chocolate is good for you, it contains a lot
of calories, so don’t eat too much.
Но don’t
eat too much относится не ко всем, а только определенной группе людей:
if worried
ab.weight -> don’t
Собрали в предложение:
- If you’re worried about your weight, don’t eat too much.
А теперь соединим все вместе:
!
+ good for
you
– calories
-> if worried ab.weight – don’t
- Another
important thing is that although chocolate is good for you, it contains a lot
of calories, so, if you’re worried about your weight, don’t eat too much.
Посмотрите отрывок с того же урока, где мы как раз пытались
запрыгнуть на это предложение:
Когда выстраиваешь хитросочиненные предложения, мысли и
связи между ними по кусочкам, всё вдруг становится не так страшно. В
конце концов, сложно тоже надо уметь говорить! А не только все время короткими
предложениями, да еще и, скажем, неполными (что совершенно нормально в устном
дискурсе, в реальной, живой речи!) Но так сразу на уровне Pre-intermediate с
наскока не получится, надо по чуть-чуть.
Ключевые слова как опора для отработки диалогов
С утра сообразили на троих – весь день свободны. Я про
отработку сценки на утреннем уроке, если что))
Есть в Outcomes Upper годный разговор на троих, который нам,
Николаю Второму, приспичило отработать. Мы разобрались с содержанием + поигрались
и более-менее запомнили некоторые отдельные фразы (это мы просто выполняем
рекомендуемую авторами Outcomes процедуру).
А дальше нужно собрать эти фразы и остальные реплики вместе.
Но просто заставлять просить учеников читать скрипт три раза –
некомильфо. Поэтому мы придумали заметки для опоры.
Тут та же сложность – как сделать годные, полезные заметки.
Но теперь появилась и другая. В разговоре три участника, и моя реплика может
быть после любого из них. а значит, мне нужны дополнительные подсказки. На что
я буду реагировать? на какую реплику?
В диалогах проще, там разговорный пинг-понг – реплику ты,
реплику тебе. А тут другой принцип. То есть мне нужно помнить направление
беседы; нужно ориентироваться, когда моя очередь; ну и уметь собрать по
ключевым словам собственные реплики.
На этой опоре у меня есть подсказка (реплика перед моей) и ключевые слова для
собственных реплик (их я обвела):
Как только кто-то скажет что-то про fun, моя
очередь спросить:
- Are you
offering to be the host?
Посмотрите отрывок с нашего урока английского:
Конечно, мы разыграем сценку по опоре 2-3 раза, потому что с
каждым разом выясняется, что мы что-то забыли-упустили, когда готовили заметки.
Поэтому после первого прогона мы сверяемся с оригиналом и дополняем заметки. И
проигрываем еще раз. А потом, возможно, еще.
А потом, последним этапом – разыгрываем сценку вообще без
заметок. Да-да, мы это сделали по памяти, и даже получилось вполне прилично –
просто на видео не записали.
Где могут пригодиться заметки
Искусство делать и пользоваться заметками это не только
учебный инструмент. Да, мы используем заметки как опору для пересказа и для
отработки диалогов (и не только). Но они же могут пригодиться и по жизни, например:
- собственно, писать настоящие заметки на какой-нибудь лекции или мастерклассе – мало ли куда занесет нелегкая
- во время подготовки к презентации – все тут взрослые
серьезные дяди и тети, все делают презентации по работе
- накидать заметки во время подготовки к устной части IELTS (есть всего минута, чтобы собраться с мыслями) или любому другому
интервью-собеседованию
Для чего еще может понадобиться навык note-taking по жизни?
А то мне кажется, список пока не самый убедительный получился))
А вы учите учеников делать заметки и ими пользоваться? Есть
какие-нибудь лайфхаки и упражнения? Кстати, что сложнее дается – научить делать
качественные заметки или научить ими пользоваться?
И еще, несвязанное с темой поста. Насколько вам интересны видео с уроков, коллеги?
Автор: Дарья Масловская
— Тут я ему: «Ты что, магазин ограбил?» А он мне:(1) «Знаешь, вчера я купил у них три булки. Пришел домой,(2) а в пакете —(3) одна. Я вернулся. Они говорят: (4)”Нехорошо”, но меры не принимают, поэтому они как бы у меня в долгу». И тут в дверь стучат.
Такой прием называется “прямая речь внутри прямой речи”.
Правки:
(1). После двоеточия необходим пробел.
(2). Перед союзом а нужна запятая.
(3). Пропущено по контексту слово “только”: ставить или не ставить тире — это дело авторского восприятия (есть пауза — ставим тире).
(4). Внутренние кавычки — лапочки (“…”).
А тот ему: «Этот дом наш общий» (Ч.);
А он: «Пошёл прочь, пьяная рожа!» (М. Г.).
§ 48. Прямая речь после слов автора (п. 2)
Если прямая речь находится внутри слов автора, то перед ней ставится двоеточие, а после нее — запятая: …потом сказал: «Да, так вот как», вздохнул, помолчал и ушёл (А. Т.).
По условиям контекста: Они говорят, но меры не принимают…
[§ 51. Прямая речь внутри слов автора]
Пример:
– Конечно. Ходили мы с ним на банкет, там издатели были и всякая такая публика… он сперва не хотел меня брать, а я ему: «Зря, что ли, я няню вызвала? Мне тоже пойти охота»… так вот, я сама слыхала, как Кристиан Фишер нашептывал Оуэну про то место – писательский дом отдыха. Потом спрашиваю у мужа: «Что это за местечко он тебе расписывал?» – а Оуэн мне: «Так я и сказал, жди! На то он и дом отдыха – от жены, от детей».
Р. Гэлбрейт. Шелкопряд
06.05.2022
Тема: Сжатое изложение текста с диалогической речью
Цель: научиться грамотно пересказывать диалог при сжатом изложении текста
1. Теоретический блок
1.1. Изложение – это пересказ текста (НЕ списывание!). Задача сжатого изложения – пересказать только главную информацию, опустив второстепенную. Объём сжатого изложения намного меньше текста первоисточника.
Вам предстоит продемонстрировать умение не только СЖАТО пересказать текст, выделив главную информацию, но и ввести в пересказ диалог, грамотно расставив знаки препинания.
1.2. Как же можно пересказать диалог, особенно если он значительный по объёму?
1) Реплику диалога можно передать предложением с косвенной речью или несобственно-прямой речью.
Косвенная речь – это чужая речь, которая вводится автором в повествование в форме придаточного предложения. Она не передаёт речь говорящего дословно, отражая её приблизительно. Слова автора находятся в главной части, чужая речь – в придаточной. В таких случаях главная часть стоит всегда перед придаточной, слова автора сопровождаются глаголами, обозначающими речевую деятельность (сказать, говорить, произнести, заявить, рассказывать, ответить и др.). С помощью подчинительных союзов ЧТО, ЧТОБЫ и союзных слов КАКОЙ, КОТОРЫЙ, ГДЕ, КОГДА реплика легко переделывается в косвенную.
Несобственно-прямая речь передаёт лексическое и эмоциональное своеобразие, но использует формы личных и притяжательных местоимений, как в косвенной речи. В подобных случаях мысли и чувства героя сливаются с авторскими.
Например:
– Какой-то, – ответил гарсон, – необыкновенно красивый язык. Я такого ещё никогда не слышал.
Пересказ:
Гарсон ответил, что это необыкновенно красивый язык и что он такого ещё никогда не слышал.
2) Сложным предложением можно передать сразу несколько реплик. Например:
– Это венгерский?
– Нет!
– Польский?
– Нет!
– Чешский?
– Нет!
– Какой же это всё-таки?
– Это русский язык.
Пересказ:
Гарсон предположил, что это венгерский, польский или чешский язык, но мы объяснили, что это русский язык.
2. Практический блок
2.1. Прочитайте текст для пересказа: упр. 418, стр. 236. Обратите внимание, какой значительный объём занимает диалог.
2.2. Придумайте название тексту, запишите его после темы урока.
2.3. Кратко передайте содержание текста, используя рекомендации из пункта 1.2. теоретического блока.
2.4. Отредактируйте черновик, напишите сжатое изложение в тетрадь. Пришлите фото работы учителю ВК после урока. Подпишите файл: 8_РЯ_Безносюк_06.05.
3. Домашнее задание на майские праздники не задано.
Как делать выборочный пересказ текста:
- Прочитайте текст 3-4 раза. …
- Определите главную мысль, тему текста. …
- Выделите маркером 3-5 предложений, которые помогут вам сделать пересказ.
- Перескажите текст на английском языке, не разбивая на абзацы. …
- После формулировки по-английски, повторите готовый пересказ еще 1-2 раза.
Как быстро выучить диалог на английском языке?
Есть несколько рекомендаций, как выучить диалог на английском языке: Прочитайте диалог вслух несколько раз, выделяя ритм каждой фразы. Постарайтесь воспроизвести эмоции собеседников, следите за интонацией. Выпишите все незнакомые слова, переведите их с помощью словаря, а затем запишите полностью перевод всего текста.
Как быстро выучить английские предложения?
Мы дадим несколько советов, как можно сделать этот процесс более эффективным.
- Шаг 1. Прочтите текст несколько раз …
- Шаг 2. Поделите текст на несколько частей …
- Шаг 3. Пронумеруйте каждый абзац …
- Шаг 4. Прочтите текст вслух …
- Шаг 5. Прочтите вслух каждую часть отдельно …
- Шаг 6. Проговорите текст по частям …
- Шаг 7.
Как быстро выучить текст наизусть?
️ Составление плана
- Перечитайте текст несколько раз. Если в нём встречаются незнакомые, непонятные или сложные слова, запишите их отдельно, узнайте значение и запомните их.
- Разделите текст на смысловые части. …
- Озаглавьте каждую часть.
- Составьте подробный план текста. …
- Перескажите текст, придерживаясь плана.
Как быстро пересказать текст на русском языке?
Для начала – быстро ознакомиться с текстом, поняв его суть. После, предстоит выделить важнейшие мысли и предложения, поскольку дословно текст пересказывать не стоит. После того, как пересказ отобран и написан, необходимо разделить его на абзацы, каждый из которых прочитывается несколько раз.
Как лучше и быстрее выучить текст на иностранном языке?
Использование записей и упражнений
- Разделите текст на несколько частей. …
- Прочитайте первую часть, разберите незнакомые слова и выражения.
- Перепишите часть текста 1-2 раза.
- Канцелярским корректором закрасьте отдельные фразы. …
- Перепишите текст еще раз. …
- Повторяйте до тех пор, пока не сможете полностью воспроизвести абзац.
Как будет на английском диалог?
dialogамер. сущ.
Диалог – это разговор между двумя людьми. A dialog is a talk between two people. менее частотные: conversation сущ.
Когда используется am is are?
Am/is/are употребляется в Present Simple в качестве глагола-связки. Он связывает подлежащее со следующим за ним существительным или прилагательным и является частью составного сказуемого. В таких предложениях глагол-связка на русский язык обычно не переводится.
Как запоминать слова иностранного языка?
Общие советы для запоминания иностранных слов:
- Делите слова на смысловые блоки
- Не учите слова вне контекста — сразу же употребляйте их в речи
- Периодически возвращайтесь к изученному материалу
- Учите слова по частям и не пытайтесь запомнить все и сразу
- Комбинируйте техники запоминания
Как можно быстро выучить английский язык в домашних условиях?
Пошаговая инструкция: как начать учить английский с нуля самостоятельно
- Изучите правила чтения английского языка …
- Уточните, как произносятся слова …
- Начните формировать словарный запас …
- Учите грамматику …
- Слушайте подкасты своего уровня …
- Смотрите новости на английском …
- Читайте простые тексты …
- Установите полезные приложения
Как быстро и легко выучить стих?
Как выучить стих быстро наизусть
- Задействуйте сразу все виды памяти. Прочитайте стихотворение несколько раз вслух, перепишите его, запишите на диктофон и слушайте, пока не надоест. …
- Разбейте стих на циклы по две строки и запоминайте их поочередно.
- Повторяйте запомненные строки через короткие промежутки времени.
Что может улучшить память?
6 простых способов улучшить память и перезарядить мозг
- Принимай душ с закрытыми глазами …
- Двигай телом …
- Смени рабочую руку …
- Получи КМС по настольному теннису …
- Пройдись по магазинам …
- Научись жонглировать
Как лучше выучить речь?
Как выучить речь за одну ночь?
- Шаг 1: Первое и, пожалуй, самое важное – придумайте и напечатайте текст своей речи. …
- Шаг 2: Включите диктофон и зачитайте всю речь вслух. …
- Шаг 3: Начните слушать свою речь. …
- Шаг 6: Ложась спать, поставьте аудиозапись своей речи на повтор. …
- Шаг 9: Расслабьтесь, помните, у вас все получится!
Руководство для авторов и примеры
Как писать диалоги
Как писать диалоги — пожалуй, одна из самых популярных загадок для начинающих писателей. На первый взгляд, ничего сложного: мы ежедневно обмениваемся репликами с окружающими людьми, один сказал, второй ответил… И тут оказывается, что изобретать «живые», реалистичные разговоры для других людей — не так уж легко.
Итак, главный вопрос звучит просто: «Что такое плохой диалог и как составить из него хороший?». Разберем примеры из классики и рассмотрим правила оформления беседы в литературном тексте.
“
Что такое плохой диалог и как сделать из него хороший?
Основные проблемы написания диалога
Диалог — элемент художественного произведения, требующий особого внимания и тщательной проработки. А главное условие качественного диалога — ничего лишнего. Всего пара ненужных фраз сделают разговор скучным и утомительным, у читателя возникнет желание его пропустить.
Избыточность может проявляться в следующих формах:
-
Если без реплики возможно обойтись, то не следует засорять ею текст. Каждая фраза должна иметь смысловую нагрузку, чтобы стать особенностью диалога.
Молодые люди обменялись приветствиями:
— Привет!
— Здравствуй!
— Как дела?
— Потихоньку.
— Отлично. Чем занимался?
— На рыбалку с мужиками ходил.
— Вот это да! -
Ограничимся одной фразой: «Герои поздоровались».
-
Похожая проблема — многократное повторение одинаковой мысли.
— Дмитрий отказался участвовать, причину скрыл.
— Лишь ответил: отказываюсь?
— Да: я отказываюсь.
— Я удивлена. Возможно, его неверно поняли?Исключения встречаются, но старайтесь избегать бессмысленных излишеств.
-
Наличие несвойственных разговорной речи конструкций
Стремитесь к естественности. Не употребляйте в диалоге сложносочиненных предложений, причастных, деепричастных оборотов и выражений, не используемых в обыденной речи.
— Твое питание несбалансированное, в нем отсутствует необходимое количество белков, жиров, углеводов и микроэлементов, столь важных для развития молодого растущего организма.
-
Правильнее написать: «Ешь здоровую еду».
К пункту относятся устаревшие выражения.
— Богатеи окаянные, — вздохнул организатор мероприятий.
-
Минимизируйте использование глагола «сказал» и его синонимов.
— Здесь мне лучше, — сказала девушка.
— Оставайся. В Москве спокойнее, — ответил молодой офицер.Другая ошибка — употребление наречий, по смыслу дублирующих глагол.
— Я с тобой разберусь! — злобно оскалился пират. -
Действия «оскалился» достаточно.
Иной вариант — обязательно выделяйте в диалоге «эмоциональные» атрибуты.
— Ах ты, старый пьянчуга! — выпалил Джон.
— Ну, держись, мальчишка, — закричал старик, багровея.
Иногда добавить «чувств» в прямую речь не помешает, но сопровождать ими каждое высказывание — моветон.
-
Если речь персонажа пересказывается другим персонажем, старайтесь использовать косвенную речь. Диалог как форма от этого не страдает.
— Я увиделась с Александром. Он задал мне вопрос: «Почему игнорируешь мои звонки?» — «Я была занята работой», — соврала я.
-
Заменяем на:
— Сегодня я встретила Александра. Он спросил, почему я не отвечаю на его звонки. Я соврала, что была занята на работе.
-
В кино часто встречаются сцены, где злодей почти победил героя, но тут решил затянуть пятнадцатиминутную тираду о планах покорения мира. Эта схема используется довольно часто. Однако в жизни даже самая напряженная ситуация обсуждается прозаичнее.
— Огонь захватил здание, внутри остались люди!
— Подайте мне, пожалуйста, насос, Алексей Иванович. -
В кризисной обстановке высказывания становятся лаконичней.
— Здание горит, внутри люди!
— Насос, быстро!
-
Пересказ известных фактов
Людям обычно делятся новой информацией, не вдаваясь в общепризнанные подробности.
— Помнишь август сорок второго, когда немцы начали бомбить Сталинград? Сражения не затихали ни днем, ни ночью!
— Да, бои шли прямо на улицах города. -
Можно сократить до:
— Помнишь Сталинград, когда немцы бомбили днем и ночью?
— Разве такое забудешь….
-
С осторожностью передавайте акценты или особенности произношений. Если у читателя возникают сложности при прочтении реплики «П’ек’асная ка’тина!», то ограничитесь упоминанием, что персонаж картавит
-
Обсценная лексика и сленг
Если герой, например, беспрестанно «ботает по фене», читатель может и не «догнать», о чем вообще речь. Использовать арго для создания колоритных второстепенных образов допустимо, но читать специфичные диалоги несколько абзацев подряд — сложно и не подходит к формату. К этому замечанию относится использование мата: его обилие отталкивает аудиторию.
Свойства хорошего диалога
Какими качествами и каким стилем обладает образцовый диалог в литературном произведении?
-
Целесообразность и информативность
Люди ежедневно ведут бессодержательные беседы. Однако в письменной речи каждая фраза используется для достижения поставленной цели. Диалог продвигает сюжет, доносит важную информацию до читателей, выражает характер героев. При этом разговор персонажей — не сухое перечисление фактов, а естественное общение, вписанное в контекст сцены и передающее желаемое настроение.
-
Продуманность образов персонажей
Герой должен быть живым: использовать любимые словечки, иметь определенный лексический запас и уровень грамотности, по-своему выражать эмоции и строить фразы. Этот прием создаст достоверный образ персонажа.
-
Беседы не происходят в вакууме. Вокруг ее участников — живой мир, наполненный звуками, запахами, освещением, погодой. Добавляйте описание обстановки, используйте «ключи» жанра — раскат грома, вызывающий чувство тревоги, ожидания неприятных событий. Свечи — интимное, романтичное настроение, близкое общение.
-
Герои могут жестикулировать, гримасничать, передвигаться в процессе разговора. Дополняйте диалог действиями, так читателю будет проще визуализировать сцену, понимать чувства и мысли персонажей.
-
Соответствие длины реплик сюжету
Объем высказываний героев соотносится со скоростью развития событий. Чем сильнее напряжение и острее кризис, тем лаконичней реплики. В расслабленной обстановке позвольте красочные сравнения и обходительность.
-
Добавьте, если возможно, дополнительный смысл в диалог — «второе дно», которое будет читаться между строк. Прием сделает сцену менее прямолинейной, небанальной, интригующей. Например, яркие образные сравнения в речи героя лучше запоминаются и сильнее возбуждают интерес читателя.
Примеры интересных диалогов
Хотите научиться писать отличные тексты и сочинения с грамотной структурой? Читайте больше классической литературы. Разберем несколько отрывков диалогов из великих произведений:
-
«Внезапно словно луч света сверкнул в мозгу хозяина, который тщетно обыскивал все помещение.
— Письмо вовсе не потеряно! — сказал он.
— Неужели? — вскрикнул д’Артаньян.
— Нет. Оно похищено у вас.
— Кем похищено?”.Разговор хозяина трактира и д’Артаньяна ускоряет темп сюжета, стремительно раскручивая интригу. Лаконичные реплики передают напряжение сцены и волнение героев.
-
«— Вы парниша что надо, — заметила Эллочка в результате первых минут знакомства.
— Вас, конечно, удивит ранний визит незнакомого мужчины.
— Хо-хо!”Диалог Людоедки Эллочки и Остапа Бендера иллюстрирует типажи героев, их умственные способности и манеры. Читатель, прочитав всего несколько реплик, произнесенных в процессе знакомства, сразу понимает, кем являются эти двое.
-
«— А что это за шаги такие на лестнице? — спросил Коровьев, поигрывая ложечкой в чашке с черным кофе.
— Это нас арестовывать идут, — ответил Азазелло и выпил стопочку коньяку.
— А, ну-ну, — ответил на это Коровьев”.Обмен репликами дополнен описанием действий. Так Булгаков усиливает ироничность и абсурдность сцены, ведь персонажи спокойно занимаются своими делами во время надвигающейся угрозы ареста.
Правила оформления диалогов
Правописание диалога с пунктуационной точки зрения? Зависит от косвенной речи — вовлеченности автора в диалог героев.
-
Прямая речь начинается с новой строки, перед началом каждой фразы — тире.
— Скучаю по Саратову. Там мы впервые повстречались.
— Мария Александровна, ваша романтичная натура не перестает меня удивлять. -
Реплика после слов автора
Прямая речь начинается со слов автора, далее ставится двоеточие. Реплика пишется с новой строки.
Я услышала стук в дверь:
— Зачем вы явились?
Борис ответил:
— Принес посылку. -
Реплика перед словами автора
Точку меняем на запятую, остальные знаки препинания не меняются. Тире, слова автора со строчной буквы.
— Зачем вы явились? — поинтересовалась я у посетителя.
— Принес посылку, — ответил Борис. -
Слова автора прерывают реплику
Реплика, тире, слова автора, затем точка, тире. Новая реплика начинается с прописной буквы.
— Чудесный был день, — вздохнула Лиза. — Когда мы увидимся снова?
Редкий вариант — слова автора разделяются на две части, которые относятся к разным частям прямой речи. Перед второй частью ставится двоеточие, затем тире.
— Все нормально, — пробубнил Иванов. И моментально добавил: — Дождь собирается, давай зайдем в кафе.
-
Слова автора внутри одной фразы
Тире, реплика, запятая, атрибуция, запятая. Далее тире, реплика начинается с маленькой буквы.
— Мне приятно, — ответила девушка, — я обожаю розы.
-
Небольшие диалоги размером 2−3 реплики допускается писать одной строкой, выделяя кавычками.
«Скукотища», — подумала Алиса.
«Интересно, сколько уже лечу?» — задалась вопросом девушка.
Кролик думал об одном: «Только бы успеть вовремя».
Королева раздумывала: «Казнить иль помиловать?»
Точка и запятая ставятся за кавычками, остальные знаки препинания — внутри.
Конечно, подход к оформлению диалогов индивидуален. Однако авторам, все еще ищущим собственный, нужно быть аккуратными. Соблюдайте наши советы, и, рано или поздно, ваши герои обретут собственный голос. Не забывайте про правила оформления прямой речи и пунктуацию.
Была ли данная статья полезна для Вас?