Коррекционное развитие речи
16.12 Тема урока: Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы)
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с таким понятием как «пересказ текста», будем учиться пересказывать тексты с опорой на вопросы.
Давайте для начала вспомним, что же такое пересказ текста:
Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прочитанного или прослушанного текста, которое развивает память, речь и мышление ребёнка.
Пересказ – это тренировка не памяти, а понимания изложенной информации.
Сегодня мы с вами продолжим учиться составлять вопросы к текстам, и опираясь на них писать пересказы.
Прочитайте текст:
Д евочка и птица
Утром Лёля пошла к морю. Девочка увидела в белой пене волн птицу. Её захлестнуло водой. Лёля вбежала в воду и выхватила у волн птицу. Девочка принесла её домой. Она назвала её Прошей. Лёля кормила её кашей и семенами. (По Л. Седугину)
Прочитав данный текст, какие вопросы к нему мы можем составить:
План-вопросы
-
Где Лёля гуляла утром?
-
Кого она увидела в пене волн?
-
Что случилось с птицей?
-
Как девочка спасла птицу?
-
Чем кормила Лёля Прошу?
А теперь попробуем по составленным вопросам написать пересказ данного текста.
Вот что у нас может получиться:
Утром Лёля пошла к морю. В пене волн она увидела птицу. Её захлестнуло водой. Девочка вбежала воду и успела выхватить птицу из воды. Она принесла её домой и назвала Прошей. Девочка кормила птицу кашей и семенами.
Давайте ещё прочитаем пример текста и составим к нему вопросы:
Н аступление зимы
Наступила холодная зима. Всё вокруг покрылось снегом. С дорог и крыш снег убирают. А на полях его берегут, собирают. Под снегом спрятался будущий хлеб. На улице стоит мороз и холод. А хлеб под снегом не мёрзнет, ему тепло. Снег бережёт урожай!
Прочитав данный текст, какие вопросы к нему мы можем составить:
План-вопросы
-
Какое время года наступило?
-
Чем покрылось всё вокруг?
-
Откуда убирают снег?
-
Что делают со снегом на полях?
-
Что спряталось под снегом?
-
Что стоит снаружи?
-
Как чувствует себя хлеб под снегом?
-
Что бережёт снег?
А теперь попробуем по составленным вопросам написать пересказ данного текста.
Вот что у нас может получиться:
Наступила зима. Вокруг всё покрылось снегом. С дорог и крыш снег убирают, а на полях берегут. Ведь под снегом спрятался будущий хлеб. На улице стоит мороз и холод, а хлеб под снегом не мёрзнет, ему тепло. Снег бережёт будущий урожай.
Домашнее задание: прочитайте внимательно текст, составьте к нему вопросы, и опираясь на вопросы напишите пересказ данного текста.
О ляпка
Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Её пение напоминало журчание ручья.
Вот птичка прыгнула в прорубь. Там она искала пищу. Через минуту птичка выскочила на лёд. Она снова весело запела. Это оляпка. Её не холодно. Перья птички покрыты слоем жира.
ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ПО ВОПРОСАМ
Учить ребенка рассказывать и пересказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи младших школьников.
Развитие связной речи детей осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию. Например, рассказ по картине, рассказ из личного опыта (о походе в цирк, поездке в деревню), творческие рассказы (придумывание продолжения, завершения рассказа).
Пересказ – связное воспроизведение прослушанного текста. Пересказ — это не механическое воспроизведение текста. Важен элемент творчества, передачи содержания своими словами. Важно правильно подобрать тексты для пересказа.
Требования к тексту для пересказа
Сюжет произведения:
должен иметь воспитательное значение;
доступен по содержанию;
ярко выражена последовательность
действий.;
четкая структура.
Язык произведения:
доступный детям словарь.
короткие и четкие фразы;
Пересказы бывают разных видов:
пересказ по вопросам;
пересказ по опорным словам;
пересказ по сюжетной картине;
пересказ по серии сюжетных картинок;
пересказ по плану.
Обучение пересказу по вопросам
Для обучению пересказу по вопросам необходимо подобрать небольшой рассказ из 6-10 предложений и составить вопросы к каждому предложению. Вопросы желательно записать на отдельный листок.
Порядок работы
1. Подготовительная беседа. Эта беседа готовит ребенка к восприятию текста, помогает повторить то, что может пригодиться для понимания рассказа.
2. Первичное прочтение рассказа самим ребенком на 3 раза про себя.
3. Чтение рассказа вслух.
4. Объяснение значения незнакомых слов.
5. Анализ рассказа. Ответы на вопросы: Понравился ли тебе рассказ? О чем ты прочитал? Кто главные герои? Что произошло? И др.
6. Ответы на подготовленные вопросы к каждому предложению. В ответе должны быть использованы слова из вопроса. Отвечая на вопросы, ребенок уже пересказывает рассказ по предложениям.
7. Повторное чтение рассказа про себя.
8. Самостоятельный пересказ рассказа по вопросам. При возникновении трудностей родители оказывают помощь.
Примерный текст для пересказа по вопросам
Берёзка
На опушке леса растет молодая берёзка. Ствол у нее прямой, тонкий. Кора белая, с черными пятнышками. Ветки у нее тонкие, гибкие. Листочки круглые зубчатыми краями. Они блестят как лаковые. Весной березка цветет. Её цветы похожи на длинные серёжки. Люди называют берёзку белоствольной кудрявой красавицей.
Вопросы:
Что растёт на опушке леса?
Какой ствол у берёзы?
Какая кора у берёзы?
Какие ветки?
Какие листочки?
Когда цветет берёзка?
На что похожи её цветы?
Как называют люди берёзку?
«О чём, Дима, этот рассказ? Расскажи» – спрашивает учитель после прочтения текста. А Дима почему-то молчит: не знает, как начать пересказывать текст. С горем пополам и с подсказками одноклассников Дима отвечает на вопрос учителя. В результате «3» в дневнике и испорченное настроение.
Мама Димы с ужасом смотрит в будущее. Ведь, чем старше класс, тем длиннее произведения. Одна «Война и мир» чего стоит! Не за горами и 9 класс. А там устный экзамен по литературе, на котором за 15 минут надо подготовить пересказ сложного текста и сочинение на выбранную тему.
На самом деле у Димы есть шанс сдать устный экзамен в 9 классе на «отлично», если ещё в начальной школе он научится правильно читать тексты и готовить их пересказ по особому алгоритму.
Почему в начальной школе не учат правильно пересказывать тексты
К сожалению, как показывает опыт, большинство будущих первоклассников очень плохо владеет связной речью. Они, если и отвечают на вопрос педагога, то короткими предложениями. С трудом составляют рассказ по картинкам. Не всегда могут пересказать текст, или даже знакомую сказку.
В школе идёт большая работа над развитием речи. Начиная уже с 1-ого класса, детям часто дают задание пересказать какой-то текст. При чём чётких указаний, как надо пересказывать, нет. Однако, несмотря на это, большинство первоклассников и второклассников легко пересказывают тексты и получают хорошие оценки.
Казалось, нет никаких проблем! Но это только так кажется. Дети младшего школьного возраста обладают хорошей механической памятью. Им не составляет труда запомнить практически наизусть небольшой текст, а затем пересказать его.
И пока все радуются тому, что ребёнок так подробно передаёт содержание текста, время идёт. А ребёнок по-прежнему не умеет пересказывать тексты.
Проблемы начинаются в классе 3-ем, 4-ом. На смену простым текстам приходят более длинные произведения, рассказы научного характера. Такие тексты уже так просто не запомнишь. А ещё в это время дети начинают писать изложения. И чем сложнее текст, тем труднее ребёнку передать его содержание кратко и чётко.
Вывод очень простой. Хотите избежать проблем в обучении в будущем? Учите уже сейчас ребёнка правильно готовиться к пересказу текста. Не заниматься зубрёжкой, а учить ребёнка осмысленному пересказу! И чем раньше вы начнёте это делать, тем быстрее ребёнок освоит алгоритм такого пересказа. И тем легче ему будет понять и пересказать любой текст.
Сколько раз надо читать текст, чтобы его не забыть
Можно несколько раз прочитать текст, и всё равно не запомнить то, о чём там написано. Но это если речь идёт о механическом запоминании. Мы договорились учить детей осмысленному пересказу. Значит, и подход к чтению текста должен быть другой.
Сразу скажу, что при таком подходе одного раза прочтения текста будет недостаточно.
Читаем первый раз. Получаем общее представление о теме текста. То есть о чём говорится в тексте: о динозаврах, или о полёте в космос.
Читаем второй раз. Но уже с карандашом в руках. Карандашом мы в каждом абзаце подчёркиваем 2-5 ключевых слова. Это слова, которые говорят, о чём идёт речь именно в этом абзаце.
Например. Вот отрывок текста из итогового теста для 2-ого класса: «В один из жарких дней набрёл я на поляну в тайге. От лесного пожара она выгорела, но на чёрной земле уже росли кустики брусники и кивал головками иван-чай. На краю поляны были заросли малины. Я собирал малину, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях». Ключевыми словами здесь будут «в тайге», «заросли малины», «зверь».
Будьте готовы, что у ребёнка не сразу получится найти нужные слова. Но это очень важное действие, которому ребёнок должен научиться. Наберитесь терпения. Здесь результат будет зависеть от количества тренировок. Чем чаще ребёнок будет «читать с карандашом», тем быстрее это войдёт у него в привычку. Такое чтение надо практиковать как можно дольше. Оно пригодится в старших классах и даже в институте для быстрого запоминания нужной информации.
Читаем третий раз. Третий раз нужен для того, чтобы понять те эмоции, которые вызывает у ребёнка прочтение данного текста (понятно, что речь идёт о художественном тексте).
После прочтения (как минимум 2 раза) можем начинать готовиться к пересказу текста.
Как мотивировать ребёнка на составление плана текста
Один из этапов подготовки к пересказу – составление плана текста. И тут надо принять во внимание, что ни один ребёнок не любит составлять план. Почему?
Во-первых, это сложно, ведь надо придумать краткое название к каждой части.
Во-вторых, каждый пункт плана надо записать. А писать дети тоже не любят.
Ну, а в-третьих, для ребёнка составление плана – абсолютно не нужное действие.
Короче, просто запомнить текст легче, чем тратить время на составление плана. Но мы уже знаем, что эта лёгкость временная.
Тем не менее составление плана – очень важный этап в подготовке к пересказу текста. Только опираясь на план (а не на свою память), ребёнок сможет осмысленно пересказать текст. Осмысленно – значит, точно передать последовательность действий в тексте, логические цепочки между событиями, происходящими в тексте, главную мысль текста. Но ребёнку объяснять это бесполезно.
Как же нам уговорить ребёнка составить план? Предлагаю вам несколько интересных подходов к составлению плана любого текста.
Способ 1. План текста – это как лестница. Поднимаясь по ступенькам (это пункты плана), мы последовательно передаём содержание текста от начала до конца. При этом нельзя перескакивать через ступеньки или нарушать их последовательность.
Нарисуйте лестницу, количество ступенек должно соответствовать количеству пунктов в плане. Можно составить план в виде пирамиды из нужного количества колечек. Или в виде нитки бус, где каждый пункт плана – это отдельная бусинка.
А уже на ступеньках, в колечках и бусинках писать пункты плана текста.
Способ 2. Необязательно название частей плана писать словами. Это могут быть схематические картинки. Например, план сказки «Красная Шапочка» может выглядеть так:
Способ 3. Как озаглавить пункты плана? Это могут быть короткие предложения. Например: Дровосеки убивают волка. Это могут быть словосочетания. Например: гибель волка. Но можно обойтись и без мучительно долгого размышления, как назвать пункт плана. Возьмите готовую подходящую фразу из самого текста. Например: Дровосеки услышали шум, вбежали в дом и убили волка.
Виды плана: какой лучше
Есть несколько типов планов. Самый распространённый – это текстовый план. В таком плане каждый пункт представлен в виде предложения или словосочетания.
В дошкольном и младшем школьном возрасте очень востребован картинный план. В таком плане каждый его пункт – это картинка, соответствующая содержанию данной части. Есть ещё один вид плана – тезисный, но его используют в старшей школе.
Какой вид плана лучше? Решать вам. На мой взгляд, детей младшего школьного возраста надо научить составлять и картинный план (можно схематический), и словесный. Дети дошкольного возраста самостоятельно составить план не смогут. Тут нужны подходящие пособия. Вы можете сами заранее составить картинный план текста, а ребёнок по этому плану попробует этот текст пересказать.
Сколько пунктов должно быть в плане? Сначала лучше составлять план подлиннее. Такой план поможет ребёнку более точно и последовательно пересказать текст. К сожалению, на составление такого плана уйдёт немало времени. Однако, вы можете воспользоваться вышеперечисленными способами составления плана. И тогда данная работа станет более увлекательной.
Кроме того, со временем у ребёнка разовьются речь, мышление. Он научится читать текст с карандашом. Ему станут не нужны такие большие и подробные планы. И планы будут становиться всё короче и короче.
«Умные» вопросы, которые облегчат ребёнку пересказ текста.
В школе при разборе произведения учитель задаёт детям много разных вопросов и заданий. Большинство из них, к сожалению, относится к категории «скучных». Такие вопросы и задания не возбуждают ни мышление ребёнка, ни его воображение, не интерес к прочитанному.
Например:
1. Расскажи последовательно, что происходит в этом рассказе.
2. Назови черты характера главного героя.
3. Какова главная мысль произведения?
4. Как автор описывает лес (полянку или какой-то другой объект природы)? Найди и прочитай.
5. Как ты относишься с герою?
Такие вопросы и задания в дальнейшем раздражают детей и формируют негативное отношение к чтению произведений.
Давайте попробуем перефразировать эти вопросы и задания:
1. Могла ли ситуация, описанная в тексте, случится в жизни?
2. На кого похож главный герой: на доброго волшебника, Карабаса Барабаса, лисичку-сестричку, Илью Муромца?
3. Этот текст – засекреченное послание от автора. Попробуй отгадать это послание. Напиши его и положи в коробочку.
4. Давай составим карту путешествия по рассказу.
5. Ты готов принять героя к себе в друзья?
Согласитесь, что такое обсуждение текста гораздо интереснее. В результате ребёнок учится:
– эмоционально пропускать текст через себя;
– глубже понимать события в тесте и сравнивать их с жизненными ситуациями;
– соглашаться или не соглашаться с автором, опираясь на свой жизненный опыт;
– проникать в самую суть текста и находить скрытый смысл.
Всё это в целом облегчит ребёнку работу над пересказом текста.
Если эту статью читают педагоги, то, я думаю, они возьмут этот приём себе на заметку.
ТОП-10 приёмов для улучшения пересказа текста
Ну вот, вроде и текст понятен, и в памяти отложились все события, а вот пересказать связно, красиво, понятно не всегда получается. Это происходит потому, что при пересказе дети допускают ошибки. Эти ошибки на первый взгляд не очень существенны. Но в то же время они не позволяют воспринимать пересказ как целостное повествование. Создаётся впечатление, что ребёнок не помнит или не понимает того, что происходит в тексте.
Для того, чтобы избежать этих ошибок и выстроить красивый и связный пересказ текста, используйте следующие приёмы:
1. Начните со вступления. Оно поможет собрать свои мысли и плавно выстроить свой рассказ.
Вот примеры разных вступлений:
«В этом рассказе говорится о том, как…»
«Герой рассказа – … Он жил …»
«Действие в рассказе происходит…»
«В рассказе автор предлагает нам задуматься о том, …»
2. Не стройте длинных предложений. Иначе есть опасность потерять нить повествования. К тому же длинные предложения плохо воспринимаются на слух.
3. Старайтесь избегать слов-паразитов: ну, вот, короче, в общем-то, типа и др.
4. Включите в свой рассказ имена прилагательные. Они украшают нашу речь, делают её выразительнее.
5. Добавьте к пересказу заключительную часть. В ней можно открыть главную мысль произведения (то, о чём хотел сказать нам автор), выразить своё отношение к событиям или к герою. Это придаст больше ценности вашему пересказу.
6. Используйте слова-связки между абзацами и частями повествования: кроме того, а также, наконец-то, в результате, таким образом, тем временем, неподалёку, итак и др.
7. Заменяйте часто повторяющиеся слова синонимами. Например, слово «медведь» можно заменить словами-синонимами: зверь, неуклюжее животное, косолапый, Михайло Потапыч.
8. Выбрасывайте из своего повествования диалоги. Слушать их долго и скучно. Лучше кратко скажите, между кем происходил диалог, о чём говорили и к чему пришли.
9. Исключите из своего пересказа мелкие подробности. Например, как герой шёл через лес, как он разжигал костёр и т. п. То есть те подробности, которые не влияют на смысл рассказа.
10. При пересказе используйте жесты, меняйте тембр и темп голоса. Выразительное рассказывание поможет захватить и удерживать внимание аудитории с самого начала и до конца. А ведь именно это и есть конечная цель, ради которой мы учим ребёнка пересказывать тексты.
План подготовки к пересказу, или 5 шагов к успеху
Итак, мы подошли к самому главному – к алгоритму подготовки пересказа текста. Это проверенный алгоритм. Следуйте ему, и тогда ваш ребёнок научиться быстро и качественно готовить пересказ любого текста. Как следствие, повыситься уровень развития его способностей и улучшится успеваемость.
Алгоритм включает в себя 5 шагов.
Шаг 1. Прочитай текст целиком. Задай себе вопрос: «Какие мысли пришли тебе в голову во время чтения». Если никакие, перечитай текст ещё раз. Чтение должно доставлять удовольствие и пользу. Чтение только потому, что задали – бессмысленно. Поэтому с самого начала учите ребёнка читать вдумчиво. Заранее ставить целью найти для себя в тексте что-то важное или полезное.
Шаг 2. Составляем план-карту по тексту. На этом этапе мы выстраиваем ход событий, рассуждений, происходящих в тексте. Не надо планировать заранее количество пунктов в плане. Но создавая каждый пункт, сразу давайте ему название, рисуйте картинку или схему. Вы можете выбрать любой вид построения плана из рассказанных мною выше.
Шаг 3. Прочитайте каждый абзац текста и подчеркните ключевые слова.
Шаг 4. Попробуйте связно пересказать текст по своему плану. Если нужно, уменьшите план или перефразируйте название некоторых частей. План должен быть вашим помощником при пересказе. Иначе зачем он нужен?
Шаг 5. Вспомните приёмы, улучшающие ваш пересказ. Используйте их при генеральной репетиции пересказа текста.
Теперь, если в школе ребёнку дадут задание «Подготовить пересказ текста», вы знаете, как правильно провести эту подготовку. Ну а те приёмы и способы, о которых я вам рассказала, помогут вам с ребёнком сделать эту подготовку более интересной и разнообразной.
– Если
получается отвечать на вопросы по одному предложению, то можно попробовать
поработать с целым текстом. Отвечая на вопросы – получится пересказ.
Задание
1.
– Прочитай стихотворение Бориса
Заходера.
– Поэт
пишет: «Всю жизнь в воде проводит кит, хотя он и не рыба». А к какой группе
животных относятся киты?
–
Прочитай внимательно вслух рассказ про кита.
– Объясни значение подчёркнутых слов. Если
затрудняешься – прочитай объяснение ниже.
– Перед
тобой вопросный план пересказа. Читай каждый вопрос и отвечай полным ответом.
– Попробуй
пересказать рассказ ещё раз, опираясь на вопросы.
Задание 2.
– Рассмотри
картинки. Какая лишняя и почему?
– Прочитай
рассказ про окуня.
– Дай полные ответы на вопросы
к тексту.
– Сколько предложений в этом
рассказе?
– Назови второе предложение рассказа. Какой вопрос поможет
вспомнить второе предложение?
– Назови третье предложение рассказа. Какой вопрос поможет
вспомнить третье предложение?
– Назови пятое предложение рассказа. Какой вопрос поможет
вспомнить пятое предложение?
– Какой вопрос поможет вспомнить первое предложение рассказа?
Назови первое предложение рассказа.
– Запиши в тетради ответы на 1,4, 5 вопросы. Прочитай, какой
рассказик у тебя получился.
Важность изложения
Пересказ текста заключается в изложении прочитанного материала своими словами. Сегодня пересказыванию различных произведений учат в первых классах. Но лучших результатов в учёбе добиваются ребята, которых родители решают подготовить ещё до школы. Нередко дети пытаются заучивать параграфы и небольшие рассказы наизусть, но в их памяти ничего не остаётся. Они должны понимать смысл прочитанного, чтобы усвоить новую информацию и суметь воспроизвести её письменно или вслух.
Изложение материала помогает тренировать память, анализировать разные темы и пополнять словарный запас. Родители не должны заставлять своё чадо заучивать фразы и тексты. Им необходимо объяснить, как надо правильно усваивать материал. Чтобы школьник мог качественно пересказать прочитанное, ему следует выделять в тексте важные факты, искать причинно-следственные связи и улавливать логику изложения. Лучше усвоить материал поможет конспект.
Возможные проблемы
Когда взрослые учат своих детей пересказывать различные тексты, они сталкиваются с трудностями. Некоторым малышам сложно передать прочитанную информацию своими словами. Это может быть вызвано несколькими причинами:
- Маленький словарный запас. Когда ребёнок только познакомился с определёнными словами, он не может объяснить их или подобрать к ним синонимы, поэтому малыш начинает жестикулировать.
- Отсутствие общения с другими ребятами. Обычно малыши ведут себя смело со своими сверстниками и стараются донести до них свои мысли и идеи. Однако дети не такие терпеливые, как взрослые, поэтому при общении каждый говорит быстро и чётко. Поскольку родители всегда выслушают до конца своё чадо, малыш не старается подбирать нужные слова и рассказывает о чём-нибудь медленно.
- Ребёнок не умеет читать. Общения с родственниками и сверстниками недостаточно для развития речи. Малыша необходимо научить читать ещё до школы. Если пропустить этот этап, ему будет сложно поспевать за сверстниками. С помощью чтения он сможет пополнять пассивный словарный запас, выходящий за рамки быта. В дальнейшем новые слова помогут с пересказом прочитанной информации.
Во время пересказа нередко возникают и другие проблемы. Дети часто нарушают порядок повествования. Иногда они придумывают события или персонажей, которых не было в тексте. Часто дошкольники неправильно употребляют падежи или повторяют одни и те же слова. Также бывает, что одну часть материала дети описывают слишком кратко, а другую — подробно.
Только регулярные тренировки помогут малышам правильно пересказывать текст и выстраивать грамотную речь.
Разновидности пересказа
Существует несколько разновидностей изложения текстов. В каждом случае ребёнок может совершать разные ошибки из-за особенностей изложения.
Основные виды пересказа:
- Подробный. Самый распространённый вид изложения отличается максимальной точностью и близостью к оригинальному тексту. Ребятам бывает сложно начать и закончить пересказ. Нередко они искажают факты и говорят с ошибками. При подробном изложении ребёнку следует тщательно изучить и проанализировать текст, а затем пересказать его по частям. Также нужно обращать внимание на художественные приёмы, синтаксис и литературные средства выражения.
- Выборочный. Этот вариант требует изложения только части материала. Пересказ должен ответить на главный вопрос. Ребёнок обычно не может выделить основную мысль в тексте, поэтому ему надо указать на ключевые моменты рассказа или сказки.
- Сжатый. Такая разновидность изложения сложнее подробной. В этом случае требуется кратко представить прочитанный текст, не упустив главные детали. Дети часто исключают основные факты, искажают суть темы или теряют логику повествования. Кроме того, могут возникнуть проблемы в передаче диалогов. В этом случае следует поработать с детьми над косвенной речью и планом.
Также есть творческий тип изложения, при котором можно изменять план повествования, дополнять пересказ новыми идеями, инсценировать его или передавать информацию с помощью рисования. Такой вид подачи прочитанного текста даёт возможность рассмотреть его с разных сторон, а также поработать с языковыми средствами.
Основные правила
Чтобы ребёнок научился грамотно излагать мысли, он должен знать правила пересказа текста. Если малыш спокойный и усидчивый, тогда будет легко заняться с ним пересказом текстов.
План изложения материала:
- прочитать текст;
- найти значение незнакомых слов;
- проанализировать текст, определив главную мысль;
- разделить текст на смысловые части и устно составить план изложения;
- придумать заголовки к каждому этапу повествования;
- обсудить все части по отдельности, выделив интересные моменты;
- описать главных героев и их поступки;
- определить последовательность событий в рассказе или сказке;
- соединить все части и пересказать их.
Чтобы ребёнку было легче пересказывать, родителям следует задавать наводящие вопросы, например, когда началось событие или как закончилась история. Подсказывать малышу не рекомендуется, поскольку он сам должен вспомнить прочитанное. Вначале ребёнок может отвечать одним предложением. С постоянными тренировками он научится излагать мысли развёрнуто.
В первый раз взрослому следует пересказать текст вместе с малышом. А потом он может сделать вид, что забыл какое-то событие. В этот момент чадо может продемонстрировать хорошую память и напомнить родителю о позабытой части рассказа.
Многие дети любят рисовать. Ребята могут изобразить на бумаге последовательность событий прочитанного произведения в виде людей и предметов. Если они не умеют рисовать, тогда подойдёт и схема из стрелок, которые станут логическими переходами от одной мысли к другой.
Работа с детьми старшего возраста
Многие учащиеся начальной или старшей школы тоже не всегда могут качественно пересказать материал научной или художественной литературы. При работе со школьниками изложение текстов необходимо разбить на несколько этапов:
- Работа со словарём. Изучая научную литературу, ученики сталкиваются с множеством новых понятий. Сначала им необходимо выписать незнакомые слова и найти их значение в словаре. Объяснить новые понятия могут родители или преподаватели. Со временем ребята научатся самостоятельно пользоваться словарями и справочниками.
- Знакомство с материалом. Школьники должны разделить текст на смысловые части. В научной литературе они выделены абзацами и параграфами. Ученики читают каждую часть и определяют главную мысль.
- Составление плана. На основе ключевых моментов школьники конспектируют материал по пунктам. Позже они научатся мысленно составлять план.
- Обобщение материала. Вместе с учителем учащиеся определяют цель и главную идею текста, а также подводят итог.
- Небольшой отдых. После проделанной работы детям следует дать передышку на 5−10 минут, чтобы они немного отвлеклись и отдохнули. Если задание выполняется в школе, тогда преподаватель даёт школьникам упражнение, которое не связано с текстом. Ученики могут почитать интересные факты об авторе произведения или найти примеры из жизни, связанные с темой урока.
- Повторное чтение. Учащиеся ещё раз читают материал, чтобы лучше его запомнить.
- Устный пересказ. Работу завершают изложением прочитанного текста.
Пересказ следует делать на основе конспекта. Если ребёнку сложно даётся изложение материала, тогда в первый раз он может подглядывать в книгу или учебник.
Ассоциации помогут начать пересказ. Учащимся следует мысленно вспомнить обстановку, которая была при прочтении рассказа или параграфа. Картинки, фотографии и другие изображения на странице с текстом тоже станут опорой для вступления изложения. Если дети работают с художественной литературой, тогда они вспоминают, какие ассоциации у них вызывали герои и события в прочитанном произведении.
Ошибки родителей
Детям интересно познавать что-то новое с родителями. Однако некоторые взрослые не всегда ведут себя правильно по отношению к ребёнку, который только осваивает очередные навыки.
Типичные ошибки родителей:
- Привычка перебивать своё чадо. Если во время пересказа взрослый часто останавливает ребёнка и указывает на его ошибки, тогда малыш может разозлиться, замкнуться в себе и больше не пытаться рассказать прочитанное.
- Открытое недовольство. Некоторые родители жёстко критикуют своих детей, когда они недовольны их результатами в учёбе. Такое отношение отбивает у ребёнка желание познавать новое, поскольку его самооценка резко понижается. Взрослым необходимо быть терпеливыми. Психологи подтвердили, что для ребёнка очень важны поддержка и понимание близких.
- Заучивание материала. Если заставлять малыша учить текст наизусть, тогда он не будет понимать и запоминать новую информацию. Без важного навыка осмысления ребёнок не научится выстраивать грамотную речь.
- Отсутствие похвалы. Любому ученику приятно, когда родители хвалят его за старания. Многие дети ленятся учиться и не желают запоминать новую информацию. Когда родители хвалят ребёнка не только за его победы, но и за старания, у него возникает желание дальше учиться и браться за очередные задачи.
- Сравнение с другими детьми. Когда взрослые сравнивают своё чадо с его друзьями или одноклассниками, которые успешнее его в учёбе, они не понимают, что таким образом развивают в нём комплекс неполноценности. Ребёнок перестаёт ценить себя и в последующем не может справиться с другими задачами.
- Сложная литература. При обучении ребёнка пересказу следует выбирать такие произведения, которые заинтересуют малыша. Он быстрее научится пересказывать увлекательные сказки или стихотворения, чем скучные и сложные рассказы. Кроме того, необходимо начинать с коротких текстов, постепенно переходя к объёмным произведениям.
Дети часто делают ошибки, поэтому важно правильно отнестись к этому и помочь им в развитии нового навыка. Научиться излагать мысли и пересказывать прочитанное довольно сложно для любого ребёнка. После первых попыток пересказа детей надо хвалить и спокойно объяснять, где следует исправиться.
Полезные советы
Существуют различные методы, которые позволяют овладеть навыком пересказа. Быстро выучить нужный материал помогут следующие рекомендации:
- При чтении текста нужно мысленно рисовать картину, отражающую суть произведения. Такой метод помогает лучше запомнить образы и события.
- При знакомстве с текстом не следует сразу выделять ключевые моменты или проговаривать незнакомые слова вслух. Когда ребёнок читает про себя, он лучше воспринимает смысл текста.
- Сложную информацию, особенно научную литературу, надо читать с толком и расстановкой.
- Объёмный текст лучше разделить на 5−7 частей, которые затем следует пересказать по очереди.
- Текст запоминается быстрее, если читать его перед сном. Такой метод применяют, когда необходимо выучить большой текст или любое произведение в короткие сроки.
- Ребёнку будет легче пересказывать материал, если для него найти хорошего и внимательного слушателя.
Научиться пересказывать тексты нельзя за несколько дней. Только постоянные тренировки позволят обрести новый навык и повысить успеваемость в учёбе. Кроме того, умение излагать мысли грамотным языком поможет развить коммуникабельность. Родителям нужно быть терпеливыми и сделать работу для ребёнка максимально интересной, чтобы добиться быстрых результатов.