Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Тема 1
Практика составления перспективно-тематического, поурочного планов учебных модулей для формирования компетенций -
2 слайд
2
Перспективно-тематический план – документ, обеспечивающий методически правильное планирование и связь теоретических (урок, лекция, семинар и др.) и практических (ЛПЗ, курсовые проекты, производственное обучение и др.) занятий в рамках каждой дисциплины (модуля); распределение содержания учебного материала по учебным занятиям; определение и равномерное распределение объема учебного времени для обучения и контроля.Перспективно-тематический план составляется после утверждения рабочего плана и образовательной программы по форме (Приложение 1,2,3) одним или несколькими преподавателями на весь период изучения дисциплины (модуля) с разбивкой по курсам (семестрам), рассматривается на заседании предметной (цикловой) комиссии и утверждается заместителем директора учебного заведения по учебной (учебно-методической) работе.
-
3 слайд
3
Основные задачи перспективно-тематического плана:Распределение объема часов учебной дисциплины (модуля) по видам занятий;
Определение совокупности знаний, умений и навыков, которыми обучающийся должен овладеть в результате изучения каждого занятия;
Раскрытие структуры и содержания проверочных испытаний по итогам занятий;
Определение необходимых средств обучения и учебно-методических материалов для эффективного проведения занятий.
Перспективно-тематический план по дисциплине (модулю) сдается на утверждение не позднее, чем за одну неделю до начала занятий. Преподаватель оставляет себе и предоставляет обучающимся копию перспективно-тематического плана. -
4 слайд
4
Перспективно-тематический план выполняет следующие функции:Нормативную (обязательна для выполнения в полном объеме);
Целеполагающую (определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область);
Содержательную (фиксирует состав учебных элементов, подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их трудности);
Процессуальная (определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения);
Оценочную (выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня подготовленности обучающихся). -
5 слайд
5
Хорошо продуманный и своевременно составленный перспективно-тематический план дает возможность:
Преподавателям – заблаговременно подготовиться к занятиям, запланировать свои действия, подготовить к занятиям необходимые средства обучения и учебное оборудование;
Обучающимся – целостно представлять курс обучения по дисциплине (модулю) со всеми видами рубежного контроля, а заданий для самостоятельной работы;
Администрации учебного заведения – осуществлять систематический контроль за ходом выполнения рабочего плана и образовательной программы и равномерной загрузке обучающихся. -
6 слайд
6
Перспективно-тематический план должен содержать разделы:
Титульный лист;
Пояснительная записка;
Содержание перспективно-тематического плана;
Используемая литература. -
-
-
9 слайд
9
Приложение 3
Содержание перспективно-тематического плана -
10 слайд
10
Поурочный план – документ, обеспечивающий методически правильное планирование учебного занятия в соответствии с перспективно-тематическим планом. Поурочный план должен быть удобным для пользования и последовательно раскрывать все его части и ход занятия в целом.
Планы необходимо нумеровать: номер конкретного занятия должен совпадать с номером в перспективно-тематическом плане. -
11 слайд
11
Структура поурочного плана
Поурочный план должен содержать разделы:
– титульный лист;
– пояснительная записка;
– план-конспект урока.Ход урока – основная часть план-конспекта. Здесь в развернутом виде излагается последовательность действий по проведению урока. Этот раздел составляется поэтапно в соответствии с типом и формой урока (см. приложение 2).
Задачи занятия: выяснить методику разработки планов по выбранному разделу программы, научиться пользоваться школьной программой при разработке тематического плана.
Прежде чем приступить к обучению биологии, необходимо составить календарный или перспективный (годовой или полугодовой) план работы, на основе которого затем разрабатываются тематические планы (планируется каждая очередная тема программы того или иного раздела курса), планы предстоящих уроков или лабораторных занятий, экскурсий и других форм учебной работы. Детальное предварительное продумывание процесса обучения дает возможность учителю хорошо представить предстоящую учебно-воспитательную работу, сделать отбор методов и методических приемов, подготовить необходимые демонстрационный и раздаточный материалы, определить внеурочные и внеклассные задания для учащихся, избежать многих ошибок.
1. Календарный или перспективный план работы.
На первое полугодие план составляется перед началом учебного года, а на второе полугодие – в период зимних каникул учащихся или осенью сразу на весь год. Основная цель этого плана – правильное распределение последовательности учебного материала в соответствии с программой, выделение числа часов на каждую тему и установление календарных сроков ее изучения. С учетом местных сезонных особенностей учитель намечает в плане, какой необходимый демонстрационный или раздаточный материал и когда следует заготовить в природе, в какие сроки целесообразно провести предусмотренные программами учебные экскурсии.
В календарном плане, как правило, выделяют пять граф: порядковый номер, тема и подтемы, число часов, сроки изучения, отметка о выполнении. Темы на подтемы обычно подразделяют учителя, работающие в школе не первый год. Если нет уверенности, что разбивка на подтемы будет сделана правильно, то на первых порах в план включаются названия целых тем.
Календарный план (годовой или на каждые полгода) носит примерный, ориентировочный характер. Дело в том, что в течение какого-то отрезка времени могут произойти изменения намеченных сроков изучения того или иного материала по различным причинам (болезнь учителя и невозможность его замены, проведение общешкольного мероприятия, например Дня здоровья). В этом случае учителю впоследствии приходится уплотнять изучение некоторого материала. Если отставание не удается ликвидировать в первом полугодии, то часть программы приходится переносить на второе полугодие и вносить коррективы в ранее составленный план. В случае переноса части материала с первого полугодия на второе приходится сокращать число часов на оставшиеся темы или изучать какую-то из них при уменьшенном числе часов путем уплотнения изучаемого материала за счет удаления из него некоторых деталей.
В последнюю графу заносят сведения об отклонениях от намеченного плана, если они были, и их причину. Последняя графа, по существу, является учетной.
Используется и другая схема перспективного плана. Она включает порядковые номера, темы программы, часы, календарные сроки изучения, повторение (из предыдущих курсов, разделов изучаемого материала), экскурсии, внеурочные задания по заготовке природного материала и проведению опытов, внеклассные мероприятия (научный вечер, конференция). Такой перспективный план более полно отражает системный характер обучения биологии.
Органы образования, администрация школы могут потребовать составления календарного (перспективного) плана обучения, к тому же он необходим самому учителю в его работе.
Составление перспективного плана проводится с учетом достоинств и недостатков предшествующего плана.
2. Тематическое планирование.
Кроме годовых и поурочных планов, учитель биологии должен уметь составлять план на тему программы (тематический план). Тематический план изучения материала составляют на основе календарного. Он дает возможность учителю увидеть тему в целом, определить последовательность формирования понятий, практических умений, методов и приемов самостоятельной работы учащихся, помогает своевременно организовать подготовку, проведение программных опытов и наблюдений, носящих предварительный характер, а также систематически осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи в процессе овладения школьниками биологическими знаниями.
Чтобы спланировать ту или тему, надо глубоко знать ее материал в бóльшем объеме, чем она представлена в учебнике, уметь сформировать ее учебно-воспитательные задачи, выделить понятия, которые могут быть углублены или сформулированы при ее изучении. Для написания тематического плана учитель должен:
- познакомиться по учебнику с содержанием планируемой темы;
- прочитать дополнительную литературу;
- просмотреть имеющиеся в кабинете биологии наглядные пособия;
- познакомиться с методической разработкой темы по изданным методическим пособиям;
- просмотреть тематический материал в Интернете;
- продумать свою методику изучения темы.
Тематический план можно составлять, пользуясь табл. 2.
Таблица 2
Календарный план
№ темы |
Название |
Кол-во час. |
Сроки |
Форма организации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Таблица 2а
Тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Основные понятия |
Методы и методические приемы |
Демонстрации, лабораторная работа |
Задание на дом |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
При этом особое внимание следует обратить на определение задач темы. Планируя образовательные задачи, следует выделить систему понятий, вновь формируемых, и понятий, развивающихся в данной теме. Особо стоит отметить развитие общебиологических понятий. Здесь же необходимо выделить формирование или развитие специальных и общеучебных умений и навыков.
При планировании развивающих задач темы необходимо предусмотреть развитие мышления, памяти, внимания учащихся, формирование мотивов и потребностей учения, развитие познавательных интересов и способностей учащихся при изучении конкретной темы.
Планируя воспитательные задачи на конкретную тему, выбирать только те, реализация которых возможна с учетом особенностей содержания темы, используемых методов и приемов.
Такой комплекс взаимосвязанных задач темы позволяет получить лучшие учебно-воспитательные результаты.
Заполняя табл. 2, следует пользоваться школьной программой по биологии и учебником. Колонки 4 и 5 предполагают включение в нее тех демонстрационных и лабораторных опытов и наблюдений, которые рекомендует школьная программа в соответствии с изучаемой темой урока. Сюда же можно отнести и те опыты, наблюдения, проведение которых программа не требует, но они будут способствовать лучшему усвоению материала. В кабинете биологии есть реальные возможности для их проведения.
Cледует продумать возможные виды самостоятельной учебной деятельности учащихся в связи с изучением материала урока: работа с учебником, определителем, натуральными и изобразительными средствами наглядности.
Характеристика
основных элементов плана
Перспективно-тематическое
планирование учебного
процесса по общетехническим и специальным
предметам –
элемент
подготовки преподавателя к занятиям.
Составление
перспективно-тематического
плана является результатом перспективной
подготовки преподавателя к изучению
темы. Перспективно-тематическое
планирование есть отражение в
перспек-тивно-тематическом
плане системы уроков по теме, что
позволяет развернуть ее содержание в
строго логическом порядке, когда учебный
материал каждого урока базируется на
знаниях и умениях учащихся, полученных
на предыдущих занятиях, являясь в то же
время основой для последующих уроков.
Система
уроков предполагает включение в учебный
процесс изучения темы всех его основных
звеньев: сообщение нового материала;
систематизация, закрепление и
совершенствование знаний учащихся;
применение усвоенного учебного материала,
формирование у учащихся навыков и
умений; контроль учебных успехов учащихся
при планировании системы уроков. Материал
темы разделяется на части, соответствующие
содержанию уроков, и располагается в
порядке изучения.
При
распределении материала темы на уроки
руководствуются следующими правилами:
– новый
изучаемый материал каждого урока должен
содержать определенное количество
(обычно три-четыре) узловых вопросов,
которые учащимся необходимо глубоко
усвоить;
– материал
каждого урока по содержанию должен
иметь относительно законченный характер
и четкую дидактическую цель;
– последовательность
расположения учебного материала по
урокам должна соответствовать логике
учебного процесса и логике предмета,
обеспечивать внутреннюю взаимосвязь
и постепенное повышение сложности
учебных задач;
– при
определении объема материала, планируемого
на урок, необходимо учитывать возможности
его изучения, закрепления, углубления
в течение отведенного на урок времени.
Материал
тем общетехнических и специальных
предметов распределяется, как правило,
на «сдвоенные» уроки длительностью 90
мин каждый. Основой системы уроков по
теме являются уроки, на которых изучается
новый учебный материал (уроки по сообщению
нового материала, комбинированные
уроки). Кроме них в систему уроков
включаются уроки по закреплению и
применению знаний, уроки повторения,
контрольные и лабораторно-практические
работы, экскурсии.
В
перспективно-тематическом планировании
система уроков фиксируется указанием
их номеров по теме, темы и образовательной
цели каждого урока, краткого их содержания
(основных вопросов).__
Цели
уроков при
перспективной подготовке к теме
намечаются ориентировочно для определения
места каждого урока в системе уроков.
Конкретная рабочая цель урока, учитывающая
все его задачи и условия проведения,
определяется непосредственно перед
уроком.
В
перспективно-тематическом
плане отражаются также межпредметные
связи материала темы.
Виды и формы осуществления межпредметных
связей
определяются на основе достоверных и
достаточных сведений о том,
что
и в каком объеме учащиеся изучили на
уроках по другим предметам, где
и
как могут быть использованы эти знания
для более глубокого и полного
раскрытия
сущности изучаемых на данном уроке
фактов, явлений, зависимостей, теоретических
положений и т.п. В то же время важно четко
представлять, где и каким образом
учащиеся могут и должны применять знания
и
умения,
полученные по предмету, изучая другие
предметы или в процессе производственного
обучения.
В
перспективно-тематическом
плане фиксируются также основные
объекты материально-технического
оснащения по
каждому уроку. При отсутствии намеченных
средств наглядности, оборудования,
технических
средств
обучения делаются пометки о необходимости
их приобретения, изго-товления, ремонта.
Перспективно-тематический
план является, как правило, долговременным
документом, рассчитанным на 4-5 лет, т.е.
на все время действия учебной документации,
на основе которой он составлялся. Однако
такая стабильность плана не исключает,
а предполагает систематическую работу
по его улучшению и совершенствованию.
В ходе реализации плана анализируется,
в какой мере решены задачи предыдущих
занятий и что надо сделать для лучшей
организации последующих, в план вносятся
дополнения, уточнения и изменения,
необходимость в которых возникает по
мере проведения уроков, появления и
использования передового опыта
преподавания предмета, изменения условий
учебной работы, состава учащихся или
по другим причинам.
Обязательной
формы перспективно-тематического
планирования не установлено, она
определяется в зависимости от специфики
предмета, содержания учебного материала,
учебно-материального оснащения учебного
процесса, опыта преподавателя,
установившегося порядка планирования
учебного процесса в учебном заведении.
Педагог вправе сам выбрать структуру
и содержание перспективно-тематического
планирования. При этом можно широко
использовать существующие в учебных
заведениях паспорта учебно-методического
обеспечения производственного обучения,
в которых учтено наименование,
характеристика и количество имеющихся
в наличии учебной и учебно-методической
документации, литературы и пособий,
дидактических средств обучения и т.п.
Независимо
от формы плана при перспективном
планировании необходимо учитывать ряд
методологических моментов:
Материал
учебной программы для конкретной группы
распределяется по темам, подтемам
(разделам), которые, в свою очередь,
соотносятся с конкретными занятиями.
Это несложно сделать, так как в программе
указаны часы,
а при известном количестве занятий в
неделю происходит четкое рас-пределение
по месяцам и полугодиям. При планировании
необходимо учитывать логическую
последовательность и взаимосвязь
уроков, т.е. должна быть целостная
система. Тема занятий определяется для
каждого конкретного урока.
2.
В соответствии с программой устанавливается
круг теоретических сведений (технологических
вопросов), которые следует закрепить
на практике. Это могут быть свойства
обрабатываемых на данном занятии
материалов, сведения об устройстве
используемого оборудования и
приспособлений, особенностях наладки
инструментов и т.д. При перспективной
подготовке преподавателя к занятиям
представляется возможным наметить и
определить, какими средствами наглядности
и ТСО он располагает для иллюстрации
своих инструктажей. При необходимости
может быть запланировано изготовление
или приобретение недостающих таблиц,
плакатов, кодограмм, диафильмов и
справочной литературы.
3.
Наиболее существенным при перспективном
планировании является определение
практических действий учащихся в
процессе упражнений или самостоятельной
работы. Центральным моментом здесь
является выбор из перечней учебных
работ конкретного изделия, запланированного
к изготовлению учащимися на данном
занятии. От намеченного объекта труда
в схеме перспективного планирования
лучами расходятся взаимосвязанные
вопросы: сортамент материала заготовки,
расход на единицу, расход на группу (или
группы), потребность в инструментах
общего пользования. Здесь же можно
наметить степень технологического
обеспечения каждого занятия.
Примерные
формы перспективно-тематического плана
даны в таблицах.
Выбор
варианта диктуется лишь одним
обстоятельством – удобством для
использования в работе.__
Перспективное
планирование в значительной степени
облегчает работу преподавателя (и
мастера) при подготовке к очередному
занятию. Опыт показывает, что чем полнее
и продуманнее перспективно-тематический
план, тем легче составлять поурочные
планы. Это обстоятельство известно всем
опытным педагогам, так как многократно
подтверждалось практикой.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ПЛАНИРОВАНИЕМ УРОКА
Букенова Нурсулу Базылкановна,
преподаватель естественных дисциплин
Костанайского социально-технического колледжа
Подготовка к уроку является важнейшим элементом в работе любого преподавателя. Она связана с планированием — составлением заранее намеченной системы мероприятий, предусматривающая порядок и сроки выполнения определенных действий преподавателя и обучающихся.
Роль планирования особенно возрастает в условиях работы школ по разным программам и учебникам. Следует различать два этапа планирования или подготовки учителя к уроку — предварительный и непосредственный.
На предварительном этапе разрабатываются перспективные планы — календарный, тематический или календарно-тематический. У нас в колледже – календарно-тематический план.
Календарный план составляется для распределения часов по всем темам разделов преподаваемого предмета при учете сроков изучения тем, каникул и праздников. В нем также указываются экскурсии, если они предусматриваются программой, и материал, который необходимо повторить с целью лучшего усвоения теоретических знаний.
Тематический план составляется для распределения часов внутри каждой темы. Он позволяет учитывать единство формы и содержания процесса обучения, связь всех элементов, необходимость организации учебно-познавательной деятельности учащихся на разных уровнях самостоятельности. План позволяет наметить систему работы по формированию новых знаний, способов действия, ценностных отношений, установить четкие взаимосвязи между уроками, наметить систему лабораторных, практических работ, продумать применение различных средств обучения, выделить виды самостоятельных работ, определить тип урока по дидактической цели и его вид по характеру организации деятельности учащихся. Тематические планы, иначе говоря, планы системы уроков — это сценарии учебного процесса, составляемые преподавателем на полугодие или сразу на весь учебный год. Обычно эти планы используются в течение нескольких лет при их корректировке с учетом педагогического мастерства преподавателя, новых методических и технологических идей, а также рекомендаций. Календарный и тематический планы могут совмещаться.
На этапе непосредственной подготовки преподавателя к уроку осуществляется конкретизация обозначенных выше планов. Составляется план урока, который выступает как своеобразная программа организации деятельности преподавателя и учащихся на уроке. Построение урока только по традиционной схеме (повторение пройденного — проверка домашнего задания — изучение нового — закрепление — задание на дом) затрудняет реализацию современных задач уроков биологии и снижает эффективность обучения предмету. Однообразная структура урока становится привычной для учащихся и слабо активизирует их внимание и мышление. Поэтому необходимо разнообразить методическую структуру планируемого урока в зависимости от задач и содержания. Именно на эту сторону планирования учебного процесса и направлено составление плана каждого урока.
Планирование урока является одним из аспектов творческой деятельности учителя, в котором реализуется его научно-методические представления, мастерство и находчивость в оригинальном построении процесса обучения. Именно поэтому не может существовать единственной наилучшей системы какой-либо темы или отдельного урока. По одной и той же теме преподаватель может разработать в разные годы для разных классов различные планы уроков.
При составлении поурочного плана можно использовать различные формы: краткий план урока
структурно-логическую схему урока
развернутый план-конспект
полную методическую разработку урока.
В первом случае отражаются все структурные элементы урока, но в кратком их изложении. Во втором — также кратко отражаются в определенной последовательности этапы (структурные элементы), главное содержание урока, методы и приемы обучения, средства наглядности и виды самостоятельных работ. Как правило, такая форма плана выражается в виде текстовой таблицы –технологической карты урока. В третьем и четвертом случаях все структурные элементы урока представляются полными текстами, раскрывающими содержание учебного материала, виды деятельности преподавателя и обучающихся, последовательность выполнения самостоятельных и других видов работ.
В любом случае, необходимо учитывать содержание и задачи каждого этапа урока.
Подготовка преподавателя к уроку
Алгоритм действий преподавателя при подготовке к уроку
1. Учет особенностей учащихся класса:
– успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный и т.п.);
– темп работы;
– сформированность учебных умений;
– общая подготовленность учащихся;
– отношение к разным видам учебной деятельности;
– отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;
– общая дисциплина учащихся.
2. Учет своих индивидуальных особенностей:
– тип нервной системы;
– коммуникативность;
– эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся;
– наличие умений импровизации;
– умения пользоваться различными средствами обучения,
3. Соблюдение правил, обеспечивающих проведение урока.
Общие:
1) Определить место урока в теме, а темы в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
2) Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформировать и зафиксировать ее в плане.
3) Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить учащийся на уроке, знать и уметь после урока.
4) Обозначить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке учащиеся.
5) Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирование новых знаний, умений и навыков.
6) Записать предусмотренный ход урока в план урока и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока.
Частные
1) Четко и ясно ставить задачи перед учащимися, последовательно вести их к намеченным целям.
2) Быть доброжелательным; не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает, не понимает, ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
3) Не перебивать учащегося, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
4) Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением, как поняли ученики требования.
5) Пристально следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование. Потеря внимания -сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
6) Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
7) Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком.
8) Предъявленное требование к учащимся обязательно реализовать. Ни одно требование на уроке не следует декларировать.
9) Темп урока поддерживать интенсивный, но посильным для большинства.
10) Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать инициативу, одобрять их осведомленность.
Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя
1 – разработка системы уроков по теме или разделу;
2 – определение образовательно – воспитательно – развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы;
3 – отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка;
4 – выделение главного материала, который должен учащийся понять и запомнить на уроке;
5 – формирование учебных задач урока;
6 – разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем;
7 – нахождение связей при изучении нового материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся;
8 – планирование всех действий преподавателя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях;
9 – подбор дидактических средств урока (плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.);
10 – проверка оборудования и технических средств обучения;
11- планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях;
12 – предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности;
13 – приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний;
14 – составление списка учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания;
15 – продумывание форм подведения итогов урока;
16 – запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.
Приведу пример: при планировании открытого урока по биологии, проведенного по теме «Сцепленное наследование генов. Кроссинговер.
Генетика пола» планирование этапов урока осуществляла следующим образом:
1 этап. Организационный этап.
Задача этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке.
Содержание этапа:
а) приветствие преподавателя и учащихся; фиксация отсутствующих;
в) проверка внешнего состояния учебной аудитории;
г) проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид)
д) организация внимания
2 этап. Проверка домашнего материала.
Задача этапа: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания обучающимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
Содержание этапа: выяснение степени усвоения заданного на дом материала, определение типичных недостатков в знаниях и их причины, ликвидация обнаруженных недоточетов.
3 этап. Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Задача этапа: организовать и направить к цели познавательную деятельность обучащихся.
Содержание этапа: беседа для подготовки к восприятию нового материала; сообщение темы, целей и задач изучения нового материала.
4 этап. Усвоение новых знаний.
Задача этапа: познакомить с особенностями наследования, сцепленного с полом; дать понятие о закономерностях хромосомного определения пола; усвоить понятие «кроссинговер», развивать навыки решения генетических задач.
Содержание этапа: сообщение нового материала, его систематизация и обобщение обучающимися.
5 этап. Проверка понимания нового материала.
Задача этапа: установить, усвоили или нет обучающиеся содержание новых понятий.
Содержание этапа: проверка степени понимания обучающимися сущности новых понятий и закономерностей с помощью работы с глоссарием, с вопросами.
6 этап. Закрепление нового материала.
Задача этапа: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Содержание этапа: закрепление полученных знаний и умений с помощью решения генетических задач.
7 этап. Информация по домашнему заданию и инструктаж по его выполнению.
Сообщение обучающимся о домашнем задании, разъяснение методики его выполнения..
8 этап. Итог урока.
Подвести итоги урока. Рефлексия: как работала группа, кто из учащихся старался,что нового узнали.
Технологическая карта урока
№п/п |
Этап урока |
Время, мин |
Действия преподавателя |
Действия учащегося |
Ожидаемый результат |
1 |
Организационный |
3 |
Приветствует учащихся; отмечает отсутствующих; объявляет тему и цели урока |
Внимательно слушают преподавателя |
Настрой на рабочий лад |
2 |
Проверка домашнего материала. |
12 |
Выясняет, какое домашнее задание было дано |
Называют номера домашнего задания, говорят, что нужно было сделать |
Выполнение тестирования, решают у доски |
3 |
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. |
3 |
Сообщает тему, цели и задачи изучения нового материала. |
Учащиеся внимательно слушают |
усиление мотивации учащихся к изучению темы |
4 |
Усвоение новых знаний |
25 |
Объясняет новый материал, использует наводящие и проблемные вопросы |
Слушают, делают необходимые записи в тетради, отвечают на вопросы, работают с книгой |
Усвоение нового материала |
5 |
Проверка понимания нового материала. |
10 |
Предлагает сделать «обратную связь»- ответить на вопросы |
Отвечают на вопросы |
Проверка понимания нового материала |
6 |
Закрепление нового материала |
20 |
Выдает условие задач |
Решают генетические задачи на закрепление материала. |
Правильное выполнение д/з |
7 |
Информация по дом. заданию, инструктаж по его выполнению |
2 |
Выдает домашнее задание и проводит инструктаж по его выполнению |
Записывают задания, задают вопросы. |
Удовлетворение от полученных знаний |
8 |
Итог урока. Комментариий деятельности учащихся. Выставление оценок. |
5 |
Выясняет, что нового узнали учащиеся, выставляет оценки с подробным комментарием |
Подводят итоги своей работы на уроки ,высказывают свои мнения, впечатления. |
Удовлетворение от полученных оценок; самооценка |
В различных источниках даются только общие рекомендации по планированию урока. К тому же у преподавателя может быть и свое видение планирования уроков. Важно также учитывать и условия, в которых работает учитель: особенность учебного заведения, особенности обучающихся и др. По этим же причинам могут претерпевать изменения и задачи: в тех или иных условиях они становятся более конкретными, реальными и аргументированными.
За 18 лет работы в системе образования проведено огромное количество уроков, как рабочих, так и открытых. И всегда вставала проблема: Как учесть при планировании урока все необходимое, как не упустить самого главного? Всегда хотелось иметь универсальную схему, подставляя в которую необходимые элементы, можно получить интересный урок. Сейчас идет обилие информации в различных источниках о том, как готовиться к уроку, но представить ее в системе молодым специалистам затруднительно. Вот эта логико-смысловая модель может помочь учесть все необходимые элементы, чтобы получился интересный урок
И, наконец, рекомендации для молодых и только начинающих преподавателей: иметь методическую папку преподавателя с рекомендациями:
-по формулированию триединых целей урока
-структура современного урока: этапы, содержание, дидактическая задача этапа, условия достижения положительных результатов
-типы и виды уроков
-формы проведения уроков
-методы и приемы обучения
-формы организации деятельности обучающихся
-виды самостоятельных работ обучающихся
-«скелет» технологической карты урока
Таким образом, планирование как действие это взгляд в будущее, взгляд который позволяет определить будущие действия и распределить их по времени. Планирование уроков относится к ряду планирования учебного процесса и обладает большой ролью в получение качественных результатов в образовании.
Литература
1. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.:
Знание, 1991;
2. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М. Просвещение, 1988.
3. Онищук, В. А. Урок в современной школе : пособие для учителя / М. : Просвещение, 1986.
4.Оржековский П.Л. «Как помочь учащимся в ходе творческого процесса Химия; методика преподавания в школе», 2001, №1.
5. Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики .М. : Педагогика, 1980.
6.Хуторской А.В. Технология эвристического обучения. Школьные технологии, 2008, № 4.
Как составить план урока?
Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учеников в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется
✓ уровнем проведения урока;
✓ содержательной частью;
✓ методической наполненностью;
✓ атмосферой.
Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
✓ Чётко определить для себя и сформулировать его тему;
✓ Определить место темы в учебном курсе;
✓ Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;
✓ Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
2. Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен?
В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока. Цели урока должны быть максимально конкретными.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.
✓ Обеспечить усвоение учащимися законов, признаков, свойств, особенностей;
✓ Обобщить и систематизировать знания о… (или по конкретной теме);
✓ Отработать навыки (какие?);
✓ Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.
✓ воспитание патриотизма;
✓ воспитание интернационализма;
✓ воспитание гуманности;
✓ воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;
✓ воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
✓ воспитание дисциплинированности;
✓ воспитание эстетических взглядов.
ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, политических умений), воли и самостоятельности.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ – умения выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ – выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.
РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА – развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.
РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ – развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.
3. Уточнение типа урока.
Типы уроков |
Виды уроков |
1. Урок изучения нового материала |
1 – урок-лекция; 2 – урок-беседа; 3- урок с использованием учебного кинофильма; 4 – урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа); 5 – урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке) |
2. Урок формирования умений и навыков |
1 – урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений); 2 – урок-лабораторная работа; 3 – урок практических работ; 4 – урок-экскурсия; 5 – семинар |
3. Урок обобщения и систематизации |
Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков |
4. Уроки оценки знаний, умений и навыков |
1 – устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос); 2 – письменная проверка; 3 – зачет; 4 – зачетные практические и лабораторные работы; 5 – контрольная (самостоятельная) работа; 6 – смешанный урок (сочетание трех первых видов) |
5. Комбинированные уроки |
На них решаются несколько дидактических задач |
4. Структура урока
Структура урока изучения нового материала:
- Организационный момент: подготовка учащихся к восприятию новых знаний, сообщение темы и целей урока.
- Проверка домашнего задания:
- проверка выполнения письменного задания обходом по рядам;
- зачитывание учащимися решенных примеров, задач;
- сверка ответов решенных задач, сделанных расчетов;
- выборочная проверка конспектов;
- проверка выполнения задания по составлению различных схем, изготовлению плакатов, моделей, макетов;
- фронтальная беседа по проверке хода решения задачи.
- Повторение пройденного материала.
- Изложение нового материала по плану.
- Самостоятельной усвоение новых знаний:
- работа с учебником;
- просмотр кинофильма;
- просмотр телепередач;
- выполнение лабораторной работы;
- работа с наглядными пособиями;
- работа по опорным конспектам, сигналам, схемам.
- Закрепление нового материала:
- повторение учителем наиболее трудных, важных вопросов;
- повторение учащимися основных положений темы;
- ответы на вопросы;
- выполнение упражнений устных и письменных;
- решение задач (качественных, количественных, познавательных, тренировочных, развивающих);
- проведение опытов.
- Самостоятельная работа учащихся:
- работа с учебником, справочниками, составление тезисов, конспектирование;
- вычерчивание схем, эскизов, графиков;
- письменная фронтальная работа;
- индивидуальные самостоятельные работы (по карточкам);
- тестовые задания;
- диктанты;
- решение примеров и задач;
- вывод формул;
- написание сочинений, творческих работ;
- разрешение проблемных ситуаций.
- Подведение итогов урока:
- систематизация и обобщение знаний;
- анализ усвоения учащимися программного материала;
- выставление и корректирование оценок;
- анализ проделанной на уроке работы;
- поведение на уроке.
- Домашнее задание:
- выделение основного в домашнем задании;
- изучение материала по новой теме;
- выполнение упражнений по новой теме.
- Индивидуальные задания учащимся:
- подготовка рефератов различной тематики;
- сбор материала, документации и так далее;
- выполнение наглядности (графической, объемной, натуральной);
- экспериментальная работа (опыт, наблюдение, изготовление макетов).
Структура уроков формирования умений и навыков:
1 – постановка цели урока,
2 – повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой,
3 – проведение проверочных упражнений,
4 – ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования,
5 – упражнения на их основе,
6 – упражнение на их закрепление,
7 – тренировочные упражнения по образцу и подобию, алгоритму, инструкции,
8 – упражнения на перенос в сходную ситуацию,
9 – упражнения творческого характера,
10 – итог урока,
11 – задание на дом.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:
1 – сообщение учащимися цели предстоящей работы;
2 – воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
3 – выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
4 – проверка выполненных работ;
5 – обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
6 – задание на дом (если это необходимо).
Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:
1 – сообщение темы, цели и задач урока;
2 – показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;
3 – проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;
4 – проверка знаний основных понятий ,законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;
5 – проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос;
6 – применение учащимися знаний, практические задания;
7 – выполнение комплексных творческих работ;
8 – итоги урока;
9 – домашнее задание.
Структура урока проверки знаний:
1 – организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ ил чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
2 – постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;
3 – изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и должны быть посильными для каждого ученика;
4 – подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
5 – определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.
Структура урока обобщения и систематизации знаний:
1 – сообщение темы, цели и задач урока;
2 – повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;
3 – повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний;
4 – повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.
Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:
1 – организация начала урока;
2 – проверка домашнего задания, постановка цели урока;
3 – подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
4 – изучение нового материала, в том числе и объяснение;
5 – закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
6 – обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
7 – подведение итогов и результатов урока;
8 – задание на дом;
9 – подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Метод иллюстративно-демонстративный через применение такого средства наглядности, каким является компьютер индивидуального пользования
Практические методы основаны на практической деятельности учащихся. К ним относятся:
Упражнения – повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса.
Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).
Классификация методов обучения в зависимости
от характера познавательной деятельности учащихся
Краткое содержание метода |
Деятельность обучающего |
Деятельность обучаемого |
1. Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода — организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. |
1. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д. |
1. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации |
2. Репродуктивный метод. Основное назначение метода — формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний |
2. Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения |
2. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий |
3. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение метода — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения |
3. Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. |
3. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.) |
4. Частично-поисковый метод, или эвристический метод. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем |
4. Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы |
4. Деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д. |
5. Исследовательский метод. Основное содержание метода — обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода — обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем |
5. Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий и т.д. |
5. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения и т.д. |
Схема анализа урока информатики
1. Общие сведения. Дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема урока.
2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.
3. Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепления материала, способы.
4. Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.
5. Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.
6. Оценка содержания урока с точки зрения общедидактических принципов:
- научность – учёт новейших достижений в информатике на уроках;
- наглядность – использование компьютерных презентаций, графической информации, таблиц и т.д.;
- последовательность – логическая стройность излагаемого материала, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий;
- связь с практикой – прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в информационном обществе.
7. Методы деятельности учителя на уроке. Проблемно-поисковые, словесно-наглядные, практические. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения – разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приёмы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчёте.
8. Методы формирования и закрепления интереса к изучаемому материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, дополнительной литературы). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке.
9. Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения изучаемого материала. Доступность – стандартность терминологии, учёт уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения.
10. Эффективность обучения – насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала.
11. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либеральные, сотрудничество.
12. Организованность и дисциплинированность учащихся на уроке – отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение учащихся самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника.
13. Обратная связь. Система контроля знаний у студента. Использование компьютера для проверки знаний – контролирующие программы, самоконтроль, взаимоконтроль с товарищем. Объективность оценки знаний. Возможность автоматизации системы контроля.
14. Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приёмы.
15. Выводы:
- выполнение плана урока;
- достижение целей урока;
- особенно интересное и поучительное на уроке;
- что произвело на уроке наибольшее впечатление;
- какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;
- оценка урока.