Как составить пфхд для бюджетных учреждений

План финансово-хозяйственной деятельности на 2023 год государственные и муниципальные учреждения должны утверждать и корректировать по новым правилам. Разберем основные изменения

Общий порядок работы с Планом ФХД

Бюджетные и автономные учреждения при составлении ПФХД продолжают руководствоваться Требованиями к составлению и утверждению Плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными Приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н.

Положения Требований № 186н скорректированы Приказом Минфина России от 08.06.2022 № 92н.

Обратите внимание: проект Плана ФХД нужно составлять не всем учреждениям, а только тем, где План утверждает учредитель. Это происходит в двух случаях:

  1. Если такой порядок установил орган-учредитель.
  2. Если у учреждения на последнюю отчетную дату, предшествующую дате утверждения Плана, есть просроченная кредиторская задолженность. Размер задолженности не имеет значения, стоимостной критерий Порядком № 186н не определен, и учредитель не имеет права его устанавливать.

Если у бюджетного учреждения нет просроченной кредиторской задолженности на последнюю отчетную дату и учредитель не установил, что План ФХД утверждает его уполномоченное лицо, то документ подписывает руководитель учреждения.

Автономные учреждения составляют проект Плана. Сначала его рассматривает наблюдательный совет учреждения (пп. 4.1 и 46 Требований № 186н) и лишь затем подписывает руководитель. Учредитель не участвует в этой процедуре.

Порядок и сроки утверждения Плана устанавливает орган-учредитель. В Порядке № 186н уточнено, что сделать это надо не позднее начала очередного финансового года, то есть План на 2023 год следовало утвердить в 2022 году, а на 2024 год — в 2023-м.

  • План бюджетного и автономного учреждения нужно составлять и утверждать на очередной финансовый год или на очередной финансовый год и плановый период — в зависимости от того, на какой срок утверждается закон о бюджете.
  • Вновь созданное учреждение составляет План на текущий финансовый год и плановый период.

Новые правила внесения изменений в План ФХД

Удобное онлайн- обучение

Профпереподготовка, повышение квалификации для бухгалтера бюджетной сферы

Расписание курсов

При корректировке Плана финансово-хозяйственной деятельности на 2023 год нужно выполнять положения Требований № 186н:

  • Показатели Плана по выплатам после корректировки не могут быть больше суммы плановых поступлений и остатка на начало текущего финансового года. Учреждение не имеет права запланировать расходов больше, чем объем средств на эти расходы (п. 13 Приказа № 186н).
  • После утверждения годовой бухгалтерской отчетности нужно уточнять обоснования плановых показателей по выплатам текущего года с учетом обязательств, принятых и не исполненных на начало текущего финансового года (п. 17 Приказа № 186н).
  • Если в очередном финансовом году и в соответствующем году планового периода показатели поступлений меняются более чем на 20% по сравнению с отчетным годом, то нужно направить пояснения учредителю (п. 18 Приказа № 186н).

КБК для планирования доходов и выплат по расходам

Все показатели Плана ФХД и расчеты-обоснования формируются по кодам бюджетной классификации. В соответствующей графе формы Плана основные коды уже проставлены.

Показатели планируемых поступлений от доходов учреждения формируют по коду аналитической группы подвида доходов бюджетов.

Интенсив для бухгалтера

Как составить ПФХД и корректировать его в течение года

Программа

Поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет формируют по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов (п. 11 Приказа № 186н). В составе дебиторской задолженности прошлых лет в Плане на 2023 год по этому же коду нужно планировать поступления от возврата в текущем финансовом году выплат, произведенных в прошлых отчетных периодах. К таким выплатам относятся:

  • платежи учреждения, отклоненные кредитной организацией;
  • излишне уплаченные суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов.

Поступления от возврата денег, ранее размещенных на депозитах, указывают в Плане на 2023 год также по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов.

Показатели планируемых выплат формируются:

  • по расходам — по кодам видов расходов;
  • по возврату в бюджет остатков субсидий прошлых лет — по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • по уплате налогов, объектом налогообложения которых является прибыль учреждения, — по коду аналитической группы подвида доходов бюджетов.

Приказ № 92 уточняет, что расходы по перечислению физическим и юридическим лицам ссуд и кредитов в ПФХД на 2023 год указывают по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов.

Учредитель может предусмотреть для своих учреждений дополнительную детализацию по кодам КОСГУ или иным кодам аналитических показателей.

При составлении ПФХД на 2023 год необходимо применять Порядок применения КОСГУ № 209н и Порядок формирования и применения КБК № 82н, который вступил в силу 11 июля 2022 года (Приказ Минфина от 24.05.2022 № 82н). Учреждения должны применять Порядок № 82 для формирования расчетов-обоснований и показателей ПФХД на 2023 год и плановый период 2024–2025 годов.

Действовавший с 2019 года Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации, утвержденный Приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, при планировании на 2023 год использовать нельзя.

С 3 октября 2022 года действуют изменения в приказ 186н, внесенные Приказом Минфина России от 25.08.2022 № 128н.

В обновленный бланк формы ПФХД добавлена новая строка — КВР 880 «Специальные расходы».  К ним относятся выплаты компенсации расходов, организаций и граждан РФ в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ.

Новая рекомендуемая  форма ПФХД в 2023 году для федеральных бюджетных и автономных учреждений

Приказ Минфина от 16.02.2023 № 16н внес изменения в Порядок 168н. С 31 марта 2023 года федеральные бюджетные и автономные учреждения должны использовать обновленную форму плана ФХД и формы для обоснований расходов и доходов. Изменения обусловлены уточнениями КВР и новым порядком расчета страховых взносов.

Что нового:

  • В форме плана ФХД появились две новые строки: строка 1615 «Доходы от выбытия биологических активов» по коду подвида доходов 460 и строка 2645 «Закупка товаров, работ и услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем» по КВР 246.
  • Соответственно внесены изменения в формы обоснований плановых показателей от выбытия биологических активов, обоснований плановых показателей на закупку товаров, работ, услуг.
  • Обновлена форма обоснований (расчетов) расходов на взносы по обязательному социальному страхованию в связи с переходом на единый тариф страховых взносов.

Публикация ПФХД

Курсы для бухгалтера

Профпереподготовка, повышение квалификации. Обучение онлайн в Контур.Школе

Расписание курсов

Статьей 3 Федерального закона от 14.07.2022 № 326-ФЗ отменена до 1 января 2025 года обязанность учреждений публиковать План финансово-хозяйственной деятельности на сайте www.bus.gov.ru. Правило начало действовать 14 июля 2022 года.

Но учреждения, как и прежде, должны направлять ПФХД Казначейству с помощью этого ресурса. Документы будут хранить в закрытом доступе и использовать при контроле. Такие разъяснения содержатся в Письме Минфина России № 09-07-06/94470, Казначейства России № 07-04-05/13-23771 от 30.09.2022.


Отнеситесь к Плану ФХД серьезно, формируйте его вдумчиво, ведь ведомства всегда обращают на документ пристальное внимание при проверках!

План финансово-хозяйственной деятельности  (ПФХД)  является  ключевым документом  учреждения, инструментом  финансового планирования мероприятий по предотвращению образования просроченной кредиторской задолженности учреждения и управление доходами и расходами учреждения.

Учреждение составляет план ФХД по кассовому методу, в валюте Российской Федерации. Для учреждений, расположенных на территории иностранных государств, показатели плана формируются в соответствии с порядком органа-учредителя в иностранной валюте и рублёвом эквиваленте. Подробнее эту тему разбирает эксперт «Что делать Консалт».

Основные принципы составления плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения

Бюджетные и автономные учреждения составляют план ФХД, утверждают его и вносят изменения в порядке и сроки, которые определены органом-учредителем. При этом они должны учитывать Требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утверждённые Приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н (п. 2 названного Приказа, п. 2 Требований). План ФХД составляется и утверждается на текущий финансовый год или на очередной финансовый год и плановый период, в зависимости от того, на какой период утверждён закон (решение) о бюджете. Если срок исполнения принятых обязательств превышает срок действия закона (решения) о бюджете, по решению органа-учредителя утверждаются показатели плана ФХД на период сверх этого срока (п. 5 Требований).

Составлять проект плана ФХД при формировании проекта закона (решения) о бюджете нужно в порядке и сроки, установленные органом-учредителем. Формировать его необходимо на основании обоснований (расчётов) плановых показателей поступлений и выплат. В первую очередь необходимо установить плановый объём поступлений и выплат денежных средств. Требования к формированию обоснований (расчнетов) плановых показателей поступлений и выплат установлены в гл. III Требований.

Федеральные учреждения формируют план в ГИИС «Электронный бюджет» (п. 2 Порядка составления и ведения планов ФХД). Информация, содержащаяся в системе, подлежит защите в соответствии с законодательством РФ (п. 16 Постановления Правительства РФ от 30.06.2015 № 658).

План ФХД, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, составляется и утверждается с соблюдением законодательства РФ о защите государственной тайны (п. 7 Требований).

консультант плюс 30 лет

С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.

подробнее

Особенности составления, сроки утверждения и ведения плана финансово-хозяйственной деятельности федерального учреждения

Требования к составлению и ведению плана ФХД, предусмотренные Порядком, утверждённым Приказом Минфина России от 17.08.2020 № 168н, идентичны общим требованиям, утверждённым Приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н (ред. от 03.09.2021). При этом есть следующие особенности.

В приложении к Требованиям Приказа № 186н от 31.08.2018 вы найдёте  новую рекомендованную форму ПФХД, а также:

 

– уточнён перечень таблиц и требования к их содержанию;

– внесено уточнение о том, что план должен составляться на основании обоснований (расчётов) плановых показателей поступлений и выплат в соответствии с установленными приказом требованиями;

– введена дополнительная норма по раскрытию источников доходов (по видам финансового обеспечения) и выплат по видам расходов в таблице 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)»;

– введена обязанность обособленных (структурных) подразделений (филиалов) формировать ПФХД с учётом взаиморасчётов между головным учреждением;

– уточнён порядок формирования показателей плана и обоснований (расчётов) плановых показателей по соответствующим кодам бюджетной классификации;

– добавлена дополнительная детализация таблицы по закупкам в разрезе источников финансирования и договорных обязательств с применением 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Формы более подробные и соответственно объёмные. При представлении ПФХД на утверждение обязательно необходимо прикладывать обоснования (расчнеты) плановых показателей по доходам и выплатам, используемые при формировании ПФХД.

Обязательным условием Порядка, утверждённого Приказом Минфина России   от 17.08.2020 № 168н, является размещение утверждённого плана ФХД в информационной системе «Электронный бюджет». Исключение составляют только документы и сведения, которые относятся к государственной тайне.

При наличии сведений, составляющих государственную тайну, составление и ведение плана, а также иных документов, предусмотренных настоящим Порядком, формируются обособленно, на бумажных носителях, собственноручно подписываемых уполномоченным лицом.

План бюджетного учреждения утверждается уполномоченным лицом учреждения, если решением органа-учредителя не установлен иной порядок его утверждения.

План автономного учреждения утверждается руководителем автономного учреждения после рассмотрения проекта плана наблюдательным советом автономного учреждения. Учреждение, имеющее обособленные подразделения, на основании плана, утвержденнного в соответствии с порядком, определённым учредителем, утверждает план головного учреждения и план для каждого обособленного подразделения.

Орган власти или ГРБС, выполняющий функции учредителя, вправе установить свой порядок утверждения.

План вновь созданного учреждения составляется на текущий финансовый год и плановый двухлетний период.

Без утверждённого плана ФХД деятельность учреждения бюджетной сферы недопустима.

Учреждение в течение 15 рабочих дней со дня доведения до него информации о планируемых к предоставлению объёмах субсидий составляет проект плана ФХД и не позднее одного рабочего дня после подписания направляет его органу-учредителю (пп. 11, 12 Порядка, утверждённого Приказом Минфина России от 17.08.2020 № 168н).

Орган-учредитель рассматривает проект и при отсутствии замечаний согласовывает. Если есть замечания, орган-учредитель направляет учреждению информацию об отклонении документа с указанием причин. Предельный срок согласования (отклонения) – не более 10 рабочих дней со дня получения проекта. Орган-учредитель может установить меньший срок (п. 13 Порядка, утверждённого Приказом Минфина России от 17.08.2020 № 168н).

В срок, установленный органом-учредителем (но не позднее 10 рабочих дней после дня получения информации об отклонении документа), учреждение корректирует проект плана ФХД и направляет его органу-учредителю. Тот рассматривает и принимает проект или вновь отклоняет его в предусмотренные сроки (но не позднее 5 рабочих дней со дня получения) (п. 14 Порядка, утверждененого Приказом Минфина России от 17.08.2020 № 168н).

После принятия федерального закона о федеральном бюджете и формировании соглашений о предоставлении субсидии (грантов в форме субсидий) проект плана ФХД при необходимости уточняется учреждением на основании уточнённой информации. Уточнённый проект рассматривается, согласовывается и принимается в порядке, описанном выше (п. 15 Порядка, утверждённого Приказом Минфина России от 17.08.2020 № 168н).

Учреждения бюджетной сферы составляют план ФХД по форме, которая приведена в Приложении 1 к Порядку, утверждённому Приказом Минфина России от 17.08.2020 № 168н (п. 10 названного Порядка). Она имеет ряд особенностей. Так, в разд. 2 предусмотрена графа 6 «Уникальный код». Код проставляют учреждения, получающие трансферты из федерального бюджета для софинансирования затрат на капитальное строительство или приобретение недвижимости. Код состоит из 20 позиций: 1–2 – порядковый номер года, в котором перечисляется трансферт; 3–20 – номер, присвоенный трансферту при его формировании в системе «Электронный бюджет».

Неотъемлемой частью плана ФХД являются обоснования (расчёты). Рекомендуемые образцы обоснований (расчетнов) плановых показателей поступлений и выплат приведены в Приложении 2 к Порядку, утверждённому Приказом Минфина России № 168н (п. 10 этого Порядка). Перед составлением проекта плана ФХД необходимо выполнить расчёты по каждому показателю доходов, расходов. Эти расчёты являются неотъемлемой частью проекта.

консультант плюс 30 лет

С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.

подробнее

Обоснование показателей по доходам

Субсидии на выполнение государственного задания, осуществление капвложений в госсобственность и на иные цели, гранты в форме субсидий не нуждаются в обоснованиях. Размер этих поступлений определяется учредителем и включается в план ФХД на основании соглашений.

 Бюджетные и автономные учреждения должны выполнить расчёты по следующим видам доходов:

– от оказания услуг и выполнения работ;

– от использования собственности;

– от операций с активами;

– полученных в виде штрафов, пени, неустойки, в том числе за нарушение контрагентами условий контрактов;

– полученных в виде возмещения ущерба;

– полученных в виде безвозмездных денежных поступлений;

– полученных в виде процентов, начисленных на остатки по счетам в кредитных организациях;

– от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности и пр.

Доход от оказанных платных услуг определяется с учётом их годового объемна и плановой себестоимости.

При обосновании доходов от операций с активами учитывается стоимость

 – подлежащих реализации неиспользуемого имущества, невозвратной тары;

– полученных в результате списания НФА лома черных и цветных металлов, утиля и др.

В плане ФХД должно быть учтено увеличение денежных средств учреждения за счёт возврата дебиторской задолженности прошлых лет,

доходы от использования собственности и поступления от возмещения расходов на содержание имущества.

Обоснование показателей по расходам

В процессе своей деятельности бюджетные и автономные учреждения производят расходы:

– на оплату труда, выплаты компенсационного характера персоналу, страховые взносы на обязательное социальное страхование;

–  на социальное обеспечение работников, бывших работников и населения;

– на оплату налогов: земельного, водного, транспортного, на имущество организаций;

– на закупку товаров, работ и услуг;

– на безвозмездные перечисления организациям и физлицам;

– на осуществление капитальных вложений.

Суммы по каждому виду затрат должны быть рассчитаны на основании утверждённых норм использования трудовых, материальных и технических ресурсов.

Должностным лицам, составляющим обоснования, следует руководствоваться СНиПами, СанПиНами, ГОСТами, стандартами, техническими паспортами и другими нормативными актами.

Сумма заработной платы определяется с учётом штатного расписания, положения об оплате труда, положений о премировании, нормативных документов о квалификационных и компенсационных выплатах и т. д.

Для того чтобы рассчитать командировочные расходы, нужно получить от руководителей отделов и служб планы служебных командировок сотрудников на предстоящий год.

Расходы в плане ФХД указываются в разрезе подстатей КОСГУ.

При расчёте затрат на приобретение товаров, работ и услуг необходимо учитывать выданные поставщикам в предшествующий год авансы и неисполненные обязательства.

При выполнении обоснования налоговых платежей следует учесть задолженность и переплату, подтверждённые актом сверки.

Изменения, для которых не требуется корректировка обоснований (расчётов), оформляются сведениями о движении денежных средств. Их рекомендуемая форма приведена в Приложении 3 к Порядку. Изменения в план ФХД вносятся не позднее одного рабочего дня до начала очередного финансового года, до 31 декабря.

консультант плюс 30 лет

Уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс помогут вам при возникновении сложных ситуаций.

подробнее

Как и когда внести изменения в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения

Изменения в показатели плана ФХД вносятся по общим правилам. Исключение составляют случаи, предусмотренные п. 22 Порядка, утверждённого Приказом Минфина России от 17.08.2020 № 168н. В этих ситуациях формируются Сведения о движении денежных средств (рекомендуемый образец) (п. 21 Порядка, утверждённого Приказом Минфина России от 17.08.2020 № 168н).

Если объём субсидий на государственное задание, целевых субсидий, субсидий на капвложения, грантов в форме субсидий изменяется, план ФХД нужно скорректировать не позднее 15 рабочих дней после заключения соглашения (дополнительного соглашения) о предоставлении субсидии (гранта в форме субсидии) (п. 20 Порядка, утверждённого Приказом Минфина России от 17.08.2020 № 168н). Прежде чем вносить изменения в план ФХД, необходимо уточнить плановый объём поступлений и выплат денежных средств.

Изменение показателей плана ФХД происходит в следующих случаях:

  • использованы остатки средств на начало текущего финансового года (если показатели задания выполнены и нет обязательств по их возврату), в том числе неиспользованные остатки целевых субсидий и субсидий на капвложения (если орган-учредитель подтвердит потребность использования остатка);
  • изменились объёмы планируемых поступлений, выплат и направления выплат, например из-за изменения объёма предоставляемых субсидий и грантов, объёма платных услуг (работ), объёма безвозмездных поступлений от юридических и физических лиц, из-за поступления средств дебиторской задолженности прошлых лет, не включённых ранее в показатели плана ФХД, и увеличения выплат по неисполненным обязательствам прошлых лет, не включённых ранее в показатели плана ФХД;
  • реорганизация учреждения.

Изменения в план ФХД осуществляются путём внесения изменений в обоснования (расчёты) (п. 14 Требований).

Однако в обоснования (расчетны) не требуется вносить изменения, если (п. 15 Требований):

  • в текущем финансовом году поступают суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет, возмещения ущерба, недостач, выявленных в текущем финансовом году, суммы по решению суда или на основании исполнительных документов;
  • необходимо осуществить выплаты по возврату в бюджет субсидий, полученных в прошлых отчётных периодах, выплаты по возмещению ущерба, выплаты по решению суда на основании исполнительных документов, выплаты по уплате штрафов, в том числе административных.

Важно! Если изменения предусматривают уменьшение выплат, изменённые показатели не могут быть меньше кассовых выплат, произведённых до внесения изменений (п. 13 Требований).

консультант плюс 30 лет

Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.

подробнее

Кто и в какой срок утверждает план финансово-хозяйственной деятельности учреждения

План ФХД бюджетного учреждения утверждается уполномоченным лицом учреждения, если решением органа-учредителя не установлен иной порядок.

План ФХД автономного учреждения утверждается руководителем учреждения после рассмотрения проекта плана наблюдательным советом.

План ФХД утверждайте в порядке и сроки, установленные органом-учредителем до начала очередного финансового года (п. 46 Требований).

Учреждение в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня доведения до учреждения органом-учредителем информации о планируемых к предоставлению из федерального бюджета объёмах субсидий, осуществляет формирование проекта плана на основании обоснований (расчётов) плановых показателей, используемых при составлении проекта плана, и информации, доведенной органом-учредителем.

Проект плана, подписанный уполномоченным лицом учреждения, не позднее одного рабочего дня после дня его подписания направляется органу-учредителю.

Орган-учредитель осуществляет рассмотрение проекта плана на предмет соответствия бюджетному законодательству Российской Федерации, порядку органа-учредителя и при отсутствии замечаний к проекту плана и (или) обоснованиям (расчётам) плановых показателей в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения от учреждения проекта плана согласовывает его.

В случае наличия замечаний к проекту плана и (или) обоснованиям (расчётам) плановых показателей орган-учредитель в срок  не позднее 10 рабочих дней со дня получения от учреждения проекта плана направляет учреждению информацию об отклонении проекта плана с указанием причин отклонения (замечаний).

Учреждение в срок, установленный порядком органа-учредителя, но не позднее 10 рабочих дней после дня получения информации об отклонении проекта плана вносит изменения в соответствии с полученными замечаниями и направляет уточнённый проект плана органу- учредителю.

Орган-учредитель рассматривает и принимает уточнённый проект плана (отклоняет проект плана) в сроки, установленные порядком органа-учредителя, но не позднее пяти рабочих дней после дня получения уточнённого проекта плана.

План ФХД, не содержащий сведений, составляющих государственную тайну, нужно опубликовать не позднее чем через пять рабочих дней после его утверждения. Следует учитывать, что документы, находящиеся в ГИИС «Электронный бюджет» в статусе «Утверждено», направляются на сайт www.bus.gov.ru автоматически. Администратором портала является Федеральное казначейство, порядок размещения информации регламентируется Приказом Минфина России от 21.07.2011 № 86н (ред. от 17.12.2015).

В каком порядке и в каких случаях применять коды видов расходов

При составлении бюджетной сметы и плана финансово-хозяйственной деятельности необходимо учитывать основные изменения в порядке применения КВР и кодов КОСГУ на основании положения следующих документов:

–  Приказ Минфина России от 08.06.2021 № 75н, которым утверждены коды (перечни кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов);

Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утверждённый Приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н в редакции Приказа Минфина России от 11.06.2021 № 78н;

Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утверждённый Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н в редакции Приказа Минфина России от 24.09.2021 № 133н.

Правильное применение кодов бюджетной классификации при планировании и расходовании бюджетных средств позволит избежать нарушений при отражении операций в финансово-хозяйственной деятельности учреждений бюджетной сферы.

консультант плюс 30 лет

Типовые ситуации в СПС КонсультантПлюс позволят бухгалтеру быстро решать вопросы, с которыми он сталкивается ежедневно.

подробнее

Автор: преподаватель-бухгалтер «Что делать Консалт» Улжан Даулетбаева

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-67462 от 18 октября 2016 г.
Контакты редакции: +7 (495) 784-73-75, smi@4dk.ru

Экономическая активность любой госорганизации ведется на основании утвержденного ПФХД. Только после этого можно планировать госзакупки и размещать план-график. А работать без опубликованных документов планирования запрещено.

Новый план ФХД на 2023 год

Для учреждений план ФХД — это ключевой документ, в котором отражаются показатели финансово-хозяйственной деятельности: доходы и расходы за отчетный год и будущие периоды. Главные распорядители доводят деньги подведомственным учреждениям, после чего финансирование распределяют по статьям доходов и расходов.

Минфин России приказами № 128н от 25.08.2022 и № 136н от 07.09.2022 изменил порядок составления плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения: на 2023 год организации формируют ПФХД по новой форме. Нововведения отразили в приказах Минфина № 186н от 31.08.2018 и № 168н от 17.08.2020. Кроме того, актуально требование о составлении ПФХД в виде электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Установлено, что план ФХД и прочие документы, составление которых предусмотрено обновленным порядком, составляются и ведутся бюджетными и автономными учреждениями в ГИИС управления общественными финансами «Электронный бюджет». Исключение составляют только документы и сведения, которые относятся к государственной тайне. А вот отдельной инструкции, как разместить ПФХД в ЕИС, нет: финансовые планы публикуют только в «Электронном бюджете», на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях и на официальном сайте организации (при необходимости).

Чем руководствоваться при составлении ПФХД

Все бюджетные и автономные организации при разработке плана ФХД руководствуются правилами из двух приказов Минфина:

  • Приказ № 186н от 31.08.2018 — для государственных и муниципальных учреждений;
  • Приказ № 168н от 17.08.2020 — для федеральных бюджетных и автономных учреждений.

Для бюджетников все требования к ПФХД устанавливает учредитель в рамках нормативов, определенных Министерством финансов. Учредители ответственны за определение сроков и порядка составления планового проекта, утверждения и внесения изменений. Минфин разъясняет, как поступить с планом ФХД, если у учреждения изменилась подведомственность и появился новый учредитель, — внести необходимые изменения в документ и утвердить его у нового учредителя.

Теперь ПФХД формируют не только на отчетный и плановый периоды, но и на куда больший срок в случае наличия у организации долгосрочных обязательств и если это не противоречит решению учредителя. Эти сведения будут отражаться в специальной графе «за пределами планового периода».

Учреждения руководствуются не только действующим порядком (приказы № 168н и 186н), но и региональными, и отраслевыми нормативами. Многие ведомства самостоятельно разрабатывают локальные правила для составления и внесения изменений в ПФХД. Например, Минсельхоз, который утвердил Приказ № 723 от 01.12.2020.

Какая структура у нового ПФХД

Новая форма документа значительно отличается от старого бланка. Текстовая часть в новом плане ФХД отсутствует, а итоговая структура такова:

  • раздел 1. Поступления и выплаты;
  • раздел 2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг.

По новым требованиям финансовые показатели на отчетный год и плановый период надлежит отразить в одном разделе. В Порядке № 168н определено, сколько плановых документов нужно составлять на 2023 год, — каждое учреждение формирует только один ПФХД и готовит расчеты-обоснования ко всем плановым показателям.

Что изменилось в структуре ПФХД: таблица

Новая форма, введенная в действие с 01.01.2020

Прежняя форма, действующая до 31.12.2019

Текстовая (описательная) часть

Таблица 1. Показатели финансового состояния учреждения (подразделения)

Раздел 1. Поступления и выплаты

Таблица 2. Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)

Раздел 2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг

Таблица 2.1. Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)

Таблица 3. Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения)

Таблица 4. Справочная информация

Обоснования (расчеты) плановых показателей по поступлениям

Обоснования (расчеты) плановых показателей по выплатам

Расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам

Как составить план ФХД

До 2021 года действовали два системообразующих документа, отражающих состояние финансово-экономической и закупочной активности организации, — это план ФХД и план закупок по 44-ФЗ. Правильная расшифровка ПФХД — это план финансово-хозяйственной деятельности. Опубликовав оба плановых документа, госучреждение приступало к формированию плана-графика. План-график — это детализация закупочной деятельности на календарный год.

Теперь план закупок не составляется (71-ФЗ от 01.05.2019). Требование о соответствии ПФХД и плана закупок отменили. План ФХД формируем в таком порядке:

  1. Получаем объемы финансирования на финансовый период.
  2. Распределяем доходы и расходы в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
  3. Утверждаем ПФХД по новой форме (Приказ Минфина № 168н от 17.08.2020).
  4. Срок и порядок утверждения ПФХД устанавливает учредитель или ГРБС.
  5. В течение 10 рабочих дней после утверждения ПФХД утверждаем план-график на финансовый период.
  6. Публикуем план-график 2023 года в ЕИС.

В формировании, выгрузке и корреляции показателей планирования финансово-хозяйственной деятельности и закупок ответственным лицам организации поможет специальная автоматизированная система управления — АСУ ПФХД.

В Порядке № 168н закреплено, какой метод используют, когда составляют план ФХД, — кассовый метод (п. 7 Порядка № 168н). Плановые показатели формируют только в валюте РФ. Утвердите план-график в течение 10 рабочих дней после утверждения ПФХД (ч. 7 ст. 16 44-ФЗ). Те документы, которые содержат сведения, представляющие государственную тайну, необходимо составлять и утверждать в соответствии с действующим законодательством РФ о защите государственной тайны.

Рекомендации по составлению ПФХД тоже изменили. Ключевые нововведения:

  1. Графа «Аналитический код» для КОСГУ заполняется только по требованию учредителя.
  2. Разбивки по источникам финансового обеспечения в обновленном ПФХД тоже нет. Поступления по источникам будут указываться построчно.
  3. Специалистам придется обосновывать не только выплаты, но и поступления. Форма обоснований — в Приказе № 168н от 17.08.2020.
  4. Расчеты показателей поступлений будут формироваться на основании исчисленных доходов по источникам с учетом задолженности по доходам и полученным авансам на начало отчетного года.
  5. Минфин закрепил правила обоснования доходной части прибыли по долям в уставных капиталах хозяйственных товариществ, обществ и дивидендов по акциям и прочим ЦБ, находящимся в собственности учреждения.
  6. Полный перечень требований по формированию ПФХД на 2023 г. представлен в Приказе № 168н.

Плановые показатели разрешено корректировать в течение финансового года, если:

  • учреждению необходимо использовать оставшиеся на начало отчетного периода средства;
  • предприятие подлежит реорганизации;
  • изменятся объемы поступлений, направления расходов, объемы платных услуг и доходы от них, безвозмездные поступления от населения или юридических лиц, дебиторская задолженность прошлых лет и пр.

Пример заполнения плана ФХД на 2023 год в бюджетном учреждении, стр.1

Пример заполнения плана ФХД на 2023 год в бюджетном учреждении, стр. 2

Пример заполнения плана ФХД на 2023 год в бюджетном учреждении, стр. 3

Пример заполнения плана ФХД на 2023 год в бюджетном учреждении, стр. 4

Как составить план-график на 2023 год

Составленный на основе показателей финансово-хозяйственной деятельности документ планирования закупочной деятельности включает информацию обо всех заказах, в том числе данные о приобретении технически сложных товаров, работ, услуг и, при необходимости, сведения об общественном обсуждении.

Утвержденный план-график в обязательном порядке размещается в ЕИС. Правила формирования регламентируются постановлением Правительства РФ № 1279 от 30.09.2019.

Вот что заказчики отражают в плановом документе по закупкам:

  • идентификационный код закупки;
  • наименование закупаемого объекта;
  • код объекта закупки по ОКПД2 и наименование такого кода;
  • объем финансового обеспечения, в том числе на текущий финансовый год, на плановый период и последующие годы;
  • сроки (периодичность) проведения закупок — год, в котором планируется осуществить закупку (в том числе разместить извещение, направить приглашения принять участие);
  • информацию об обязательном общественном обсуждении. Для этого проставьте значение «Да» или «Нет». Разрешается не указывать в отношении закупок, которые планируется провести в плановом периоде;
  • наименование уполномоченного органа (учреждения) — для централизованной закупки. Наименование организатора закупки — для совместной закупки.

В инструкции по работе с планами-графиками есть указания, как разместить в плане-графике закупку при смешанном финансировании: если заказ финансируется из различных источников и проводится по разным КБК, то НМЦК или размер выплат при исполнении контракта распределяется по каждому такому коду бюджетной классификации.

Утвердите ПГ в течение 10 рабочих дней с момента доведения объемов финансирования или утверждения ПФХД. Для этого достаточно подписать электронный документ усиленной цифровой подписью. Если руководитель не согласует плановый документ в срок, то ему грозит административная ответственность по ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ и штраф от 5000 до 300 000 рублей.

Образец плана-графика

Еще по теме:

  • подключение к системе «Электронный бюджет»: пошаговая инструкция;
  • заполняем план-график закупок по 44-ФЗ: пошаговая инструкция;
  • формируем бюджетную смету учреждения в системе «Электронный бюджет»;
  • как обосновывать закупки;
  • как заказчику принять лимиты бюджетных обязательств.

Задорожнева Александра

Задорожнева Александра

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Другие статьи автора

Детальный порядок формирования Плана финансово-хозяйственной деятельности для бюджетных и автономных учреждений определяет орган-учредитель с учетом Общих требований, утвержденных Минфином России. Тем не менее, приступая к планированию финансово-хозяйственной деятельности на 2023 год и плановый период, автономные и бюджетные учреждения должны руководствоваться доработанными Требованиями № 186н, утвержденными Приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н. Так, Приказом Минфина России от 08.06.2022 №92н добавлены два новых условия составления обоснований, необходимых при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), изменен учет дебиторской задолженности, скорректирован порядок утверждения документа.

Одна часть поправок общая для автономных и бюджетных учреждений, другая – касается только бюджетных или только автономных учреждений. Появились и другие изменения. Например, по 31 декабря 2024 года включительно отменена обязанность размещать на сайте www.bus.gov.ru ПФХД, отчет о результатах деятельности и об использовании имущества.

При этом важно отметить, что процедуры формирования плана ФХД подверглись корректировке больше, чем остальные этапы планирования. Подробнее об изменениях, которые нужно учесть при формировании плана на 2023 год, наши эксперты рассказали в специальном материале. Здесь Вы узнаете:

📌 как составить план ФХД на 2023 год по новым требованиям?

📌 каков порядок обоснования показателей по доходам и расходам?

📌 как заполнить сведения о целевых субсидиях?

📌 каким образом можно скорректировать план финансово-хозяйственной деятельности?

Поскольку нововведений достаточно много, подготовке плана следует уделить особое внимание, ведь за нарушения при составлении плана ФХД руководитель учреждения может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. А если допущенные ошибки приведут к искажению отчетных показателей, должностных лиц могут оштрафовать за грубое нарушение требований к бюджетному учету.

Избежать недочетов поможет материал, который расскажет, в чем суть нововведений в области планирования финансово-хозяйственной деятельности, как формировать и утверждать план ФХД на 2023 год по новым правилам для бюджетных учреждений.

Скорее загружайте материал в систему и готовьтесь к новому финансовому году вместе с нами!

1. Требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) бюджетного учреждения, государственного (муниципального) автономного учреждения (далее – Требования, План) распространяются на:

государственный орган, орган государственной власти Российской Федерации, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия учредителя учреждения (далее – орган-учредитель), при установлении порядка составления и утверждения Плана;

федеральное государственное бюджетное (федеральное государственное автономное учреждение), осуществляющее в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, функции и полномочия учредителя подведомственных ему федеральных учреждений, при установлении порядка составления и утверждения Плана;

государственное (муниципальное) бюджетное учреждение и государственное (муниципальное) автономное учреждение (далее при совместном упоминании – учреждение) при составлении Плана (проекта Плана), утверждении Плана и внесении изменений в План;

(в ред. Приказа Минфина России от 08.06.2022 N 92н)

(см. текст в предыдущей редакции)

обособленное (структурное) подразделение учреждения без прав юридического лица (филиал), осуществляющее полномочия по ведению бухгалтерского учета, оказывающее государственные (муниципальные) услуги (выполняющее работы) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), утвержденным учреждению (далее – обособленное подразделение), при принятии учреждением, его создавшим (далее – головное учреждение), решения об утверждении Плана обособленному подразделению.

2. Учреждение составляет и утверждает План в соответствии с Требованиями и порядком, установленным органом-учредителем.

Федеральное учреждение, функции и полномочия учредителя в отношении которого осуществляет Правительство Российской Федерации или Администрация Президента Российской Федерации, составляет и утверждает План в соответствии с Требованиями и порядком, установленным органом-учредителем (иным уполномоченным им органом).

3. В случае изменения подведомственности учреждения в течение текущего финансового года План должен быть приведен в соответствие с порядком органа-учредителя, который будет осуществлять функции и полномочия учредителя после изменения подведомственности учреждения, в сроки, установленные органом-учредителем, в ведение которого передано учреждение.

4. Орган-учредитель должен установить следующие положения для составления и утверждения Плана для подведомственных учреждений:

1) сроки и порядок составления проекта Плана (при необходимости формирования проекта Плана);

(в ред. Приказа Минфина России от 08.06.2022 N 92н)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) сроки и порядок утверждения Плана;

3) порядок внесения изменений в План;

4) полномочия органа-учредителя или учреждения по утверждению Плана (внесению изменений в План) с учетом положений пункта 46 настоящих Требований.

(в ред. Приказа Минфина России от 08.06.2022 N 92н)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Проект Плана составляется учреждением в случае утверждения Плана уполномоченным лицом органа-учредителя.

(п. 4.1 введен Приказом Минфина России от 08.06.2022 N 92н)

5. План должен составляться и утверждаться на очередной финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год или на очередной финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.

План вновь созданного учреждения составляется на текущий финансовый год и плановый период.

При принятии учреждением обязательств, срок исполнения которых по условиям договоров (контрактов) превышает срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, показатели Плана по решению органа-учредителя утверждаются на период, превышающий указанный срок.

(п. 5 в ред. Приказа Минфина России от 08.06.2022 N 92н)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. План должен составляться по кассовому методу, в валюте Российской Федерации <1>.

——————————–

<1> Для учреждений, расположенных на территории иностранных государств, показатели Плана формируются по решению органа-учредителя в иностранной валюте и в рублевом эквиваленте.

7. Составление и утверждение Плана, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, должно осуществляться с соблюдением законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

Добавить комментарий