Цепи питания
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 182.
Обновлено 25 Октября, 2021
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 182.
Обновлено 25 Октября, 2021
Одним из наиболее важных видов связи в природном сообществе является цепь питания. По-другому это называется пищевая связь, поскольку по таким цепям происходит передача веществ и энергии между организмами. Об этом школьники узнают из курса биологии в 6 классе. Пищевые связи играют ключевую роль в природных сообществах, поддерживают их устойчивость и стабильность.
Что такое цепи питания
Существование живых организмов невозможно без потребления энергии. Основным её источником для живых организмов является пища как аккумулятор энергии света. Живые организмы, обладающие способностью преобразовывать энергию света в пищу, называются производителями. Это зелёные растения.
Созданные растениями органические вещества сначала идут в пищу травоядным животным, а через них плотоядным и хищникам. Эти группы животных относятся к потребителям. Животные питаются растениями или другими животными. Так создаются цепи питания.
В пищевые цепи следует включить и другие звенья, состоящие из организмов разрушителей. К ним относятся бактерии, грибы. Они получают свою порцию энергии, питаясь останками организмов, продуктами их жизнедеятельности.
Таким образом, цепь питания — это последовательность перехода веществ и энергии от одного организма к другому.
Типы цепей питания
Обычно в цепь питания включено 5–6 звеньев. Это обусловлено тем, что большое количество энергии при переходе от звена к звену теряется в тепловой форме. Поэтому каждому последующему достается небольшая часть исходной энергии.
В качестве первого звена в пищевой цепи, как правило, выступают зелёные растения, но отсчёт можно начинать и с останков организмов либо продуктов их жизнедеятельности.
Примеры цепей питания:
- орехи лещины — белка обыкновенная — лесная куница;
- злаки — полёвка — сова — лиса;
- дуб — короед — желна — ястреб-тетеревятник;
- кора осины — заяц — волк;
- опавшая листва — дождевой червь — землеройка — сова.
Строго говоря, каждая пищевая цепь должна заканчиваться разрушителем (редуцентом). Однако и без этого последовательность перехода веществ и энергии понятна. В каждом природном сообществе образуются свои пищевые сети. При этом обычно один и тот же вид является звеном не только в определённой пищевой цепи, но участвует одновременно в нескольких. Так образуются пищевые сети.
Благодаря пищевым сетям достигается большая устойчивость природных сообществ. При снижении численности одного вида его потребители могут перейти на альтернативный источник питания. Так, в рацион белки входят как еловые, так и сосновые шишки, жёлуди, орехи лещины, причём один вид легко заменяется на другой в случае неурожая.
За счет перекрещивания цепей питания образуются пищевые сети.
Что мы узнали?
Во всех природных сообществах образуются цепи питания, по которым вещества и энергия передаются от одного организма другому. Начинается цепь питания с производителя и заканчивается плотоядным видом или разрушителем. За счет пересечения простых цепей питания образуются сложные пищевые сети, обеспечивающие устойчивость природных сообществ.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Полина Мусина
5/5
Оценка доклада
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 182.
А какая ваша оценка?
Окружающий мир. 1-2 классы, 3-4 классы, 5-6 классы, 7-8 классы, 9-10 классы, 11 классы. Рассмотрите любую природную зону обитания животных. Цепи питания животных характерные для пустыни, Арктической пустыни (Арктики), леса, тайги, тундры, лесотундры, степная зона. Приведите примеры. Кто что есть? Образец схемы цепи питания рассмотрим на примере песенки “В траве сидел кузнечик”. Окружающий мир. Для примера можно составить и нарисовать схему цепи питания животных в пустыне. Для начала вспомним, как животные обитают в пустыне и кто из них чем (кем) питается. В пустыне тоже есть скудная растительность, она служит пищей для насекомых, а также для сусликов, тушканчиков, черепах, зайцев и птиц. Самые маленькие обитатели пустыни, насекомые – муравьи и термиты, различные жуки и мотыльки, гусеницы. Все мелкие животные в пустыне могут стать пищей для более крупных – пустынного ворона, волка, орла или беркута. Теперь составим несколько схем цепей питания животных пустыни: Термит – мелкая птица – пустынный ворон; трава – тушканчик – пустынный волк; трава – джейран – беркут. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим 88SkyWalker88 5 месяцев назад В природе все взаимосвязано, находится в тесном взаимодействии. Животные поедают растения, хищники поедают также животных и птиц. Таким образом образуется цепь питания. Исчезновение одного из звеньев этой цепи ведет к сокращению других звеньев. В определенной природной зоне существуют разные пищевые цепи. Вот пример лесной цепи питания: волк ловит зайца, заяц есть лещину. Еще один пример: белка питается плодами сосны, сова питается белками: Травой питается кузнечик, кузнечиков едят лягушки, лягушками питаются аисты. Получается такая цепь питания: Плодами дуба питается мышь, мышью питается лиса: Светланочка100 5 лет назад Для того чтобы составить цепи питания животных, нужно их относить к среде обитания. А именно, как это сделать, мы сейчас разберёмся. Допустим мы возьмём определённое животное, животное обычно что-то ест, вспомним какие бывают животные, травоядные и хищники. В то время есть ещё кто-то кто съест это животное. То есть цепочка такова к примеру возьмём нашу полосу проживанию Россию. Какие у нас животные на примере я вам расскажу как это выглядит, а потом составим цепи питания для одной из природных зон. Все мы видим в вопросе знаменитую песенку и там на представлена схема есть такое насекомое кузнечик, который питается травой, и в свою очередь кузнечик служит питанием для лягушки. Вот она и проглядывается взаимосвязь. Теперь нарисуем схему питания цепи лугового сообщества и рассмотрим её более подробно. На лугу существуют растения колосок, трава и остатки растений, которые поедают мышь полёвка, гусеница, червь земляной, дальше цепочку продолжают змея, которая съедает полёвку, птица-тирушка, которая питается гусеницей, а жук жужелица съедает червя. Все перечисленные насекомые птицы и звери служат пищей для коршуна, ястребы, ящерицы. Следующий пример рассмотрим цепи питания лесной зоны, зоны лесов, тайги, лесотундры. Так выглядит схема цепи питания тайги. Так выглядит схема питания, характерная для леса. А сейчас мы с вами изготовим цепи питания тундры, лесотундры, вот так это выглядит. А это пищевая цепь Арктической пустыни. Ната лия 2 месяца назад Цепи питания.Окружающий мир. Животные обычно питаются растениями или какими-то другими животными так получается , что каждый связан между собой в определенной цепи. Эти цепи получили название “Цепи питания”. Но стоит учитывать, что растение способно питаться с помощью нашего светила, а также с помощью воды и углекислого газа. Но растение также входят в цепи питания потому, что они служат пищей для животных, тех которые питаются растительной едой, а те уже служат для хищных животных. Любая цепь питания начинается с растений, здесь нет никаких других вариантов, они составляют самое главное и самое первое звено цепи. Следующими после этого, уже идут животные которые питаются растительной пищей и последнеие – это уже хищные животные. Ниже будут представлены примеры разнообразных цепей питания: ralinaa 2 года назад Лес Широколиственные и смешанные леса находятся в умеренном поясе. Данному расположению характерны холодные зимы и не очень тёплое лето. Количество осадков также в среднем значении. Все леса строятся на двух-трёх уровнях. Нижние уровни лесов заселены кустарниками, травянистой растительностью. Из животного мира распространены хищники, грызуны, птицы и копытные. Почвы бурые или же серые лесные. Цепи питания: Арктическая пустыня: водоросли — рыба — тюлень — белый медведь; Тайга: семена сосны — белка — куница — рысь; Тундра: мох — лемминг — песец; Лесотундра: злаковые — лемминги — лиса — бурый медведь; Лес: кора дерева — заяц — волк; Степь: трава — суслик — полоз — орёл; Пустыня: растения — верблюд — гепард. Алмазный британец 2 недели назад Схемы питания бывают разнообразными, но всегда начинаются с растений. Растения никого не едят и получают энергию от солнца, а дыхание из кислорода и питание из воздуха благодаря фотосинтезу. После растений идёт уже животное, называемое растительноядным. И заключительное звено – это хищное животное или насекомоядное. Рассмотрим простой пример. Нарисуем несколько цепей питания. Первым рисуем плод дуба – жёлудь. Ими питаются мыши, чаще полевки. А мышами уже лакомится лисица. После растения рисуем мышь, а после неё лису. Вторая схема похожая, но вместо мыши и лисы нарисован кабан и волк. В третьей схеме рисуем вербу, затем зайца и лису. Она может и зайцев ловить для своего питания. Точно в цель 2 месяца назад Цепь питания представляет собой модель, которая показывает, как энергия передается от одного организма к другому в экосистеме. Она начинается с производителей, которые получают энергию от солнечного света, и продолжается через потребителей первого, второго, третьего и т.д. порядка. Построение схемы цепи питания для животных может выглядеть следующим образом: Производители – это обычно растения, которые используют солнечный свет для создания своей собственной пищи. Первичные потребители – это животные, которые питаются растениями. Например, олень. Вторичные потребители – это животные, которые питаются первичными потребителями. Например, медведь. Третичные потребители – это животные, которые питаются вторичными потребителями. Например, волк. И т.д. Схема цепи питания может выглядеть следующим образом: Знаете ответ? |
Каждый ребенок может составить цепь питания. Но не каждый увидит в цепочке организмов схему, пояснит значение стрелок и укажет на значение первого звена.
Я работаю в школе 25 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Чтобы было понятно, что к чему, здесь я рассказываю, как составлено мое календарно-тематическое планирование, подразумевающее «сплав» основного и практического курсов.
Это второй урок моего курса по программе В.В. Пасечника «Линия жизни». Первый был описан здесь.
Теперь, когда мы познакомились, оформили «Научный дневник» и попробовали обсуждать в группах проблему, пришла пора научиться читать и составлять схемы. Это очень полезное умение, и мотивировать детей не составляет труда. Достаточно спросить их, где и кому в жизни может понадобиться умение разбираться в схемах. Быстро приводят самые разные примеры, от географической карты до инструкции к сборке шкафа или вышивке.
За примером схемы я долго не ходила — на стр. 7 автор приводит цепь питания. Рисунок тусклый, непривлекательный и мелкий — все в «лучших» современных традициях. Цепи питания детям в целом понятны, жизненный опыт позволяет составить их из самых разных организмов.
Цель этого урока я формулирую так: ученик учится читать и составлять биологические схемы на примере цепей питания.
На этом уроке пятиклассников ждет практическая работа, которая выглядит как склеивание аппликации. Дети любят подобные вещи, хотя бы потому что на большинстве уроков либо пишут, либо слушают. Это редкий для них формат работы, поэтому проходит «на ура».
Для урока готовлю раздаточный материал, в комплект которого входят:
- лист А3, на котором группа будет клеить аппликацию;
- клеящий карандаш (покупаю за свой счет на полгода семь штук на семь групп);
- ножницы (у меня есть по 2 пары на каждую группу — насобирала за долгие годы);
- листочек для подкладывания под клей (иначе парты будут грязными);
- набор изображений обитателей тундры, из которых можно строить пищевые цепи.
Почему именно тундры — не спрашивайте. Так получилось. Женский каприз, если угодно.
Начинаем урок с легкого фронтального опроса. Все вопросы выведены на экран и высвечиваются по очереди. Так ученикам легче отвечать, потому что не все могут запомнить вопрос целиком (да, такие времена настали).
Вопросы следующие:
Что мы изучали на предыдущем уроке?
Каковы были аргументы Степы?
Каковы были аргументы Профессора?
К какому выводу мы пришли?
После краткого обсуждения предыдущего урока переходим к новому материалу. Ученикам предлагается такое задание:
– рассмотрите рисунок 2 на стр. 7 (это схема пищевой цепи) и сформулируйте, что мы знаем о цепях питания, а чего мы о них не знаем.
Текст задания выглядит громоздким для пятиклассника. Но на доске он разбит на три блока, поэтому ученики легко понимают, что от них хотят. В новомодных педагогических учениях этот этап урока называют «стадия вызова».
На слайде много пустого места. Оно предназначено для записей, которые сделает учитель, выслушав ответы. Очень полезно фиксировать мысли учеников, возвращаться к ним. А если еще помнить, кто именно что сказал и вворачивать пассажи вроде «как сказала Маша», дети начинают любить предмет еще на «стадии вызова».
Собственно, мы вышли на проблему. В зависимости от конкретных детских высказываний сформулировать ее можно по-разному. Например, «почему животные едят растения, а не наоборот». Или «имеет ли значение, в каком направлении ставить стрелки на схеме пищевой цепи». И еще куча вариантов.
Записываем в «Научный дневник» дату и тему. Я обычно обобщаю все вопросы и формулирую так: «Что на самом деле происходит в пищевых цепях». Желтая точка на слайде пока не задействована. В конце урока она откроет вывод, после того, как ученики попробуют сформулировать его самостоятельно.
Далее строим пищевую цепь из травы, кролика и лисицы. Задание настолько элементарное, что не стоит вызывать ученика — только время тратить на его поход до доски и обратно. Поступаю проще: дети диктуют, а я мгновенно перемещаю изображения на пустое место слайда.
Когда цепь построена, начинаем обсуждать следующие вопросы.
Что получают животные из пищи? (питательные вещества и энергию)
Откуда берут энергию растения? (от Солнца)
Чего не хватает в этой схеме? (изображения Солнца)
Что означают стрелки? (от кого к кому перемещаются питательные вещества и энергия)
Почему стрелки повернуты слева направо, а не наоборот? (см. предыдущий ответ)
Далее каждая группа получает набор для аппликации и составляет любое количество пищевых цепей. Сколько придумают и сколько успеют.
Для этого им нужно вырезать изображения, разложить их на листе А3 в виде цепей питания, приклеить. Добавить стрелки, указывающие, какой вид кем или чем питается. Над одной из стрелок надписать, что она обозначает (перенос питательных веществ и энергии). Инструкция выведена на экран.
Раньше, когда трава была зеленее, ученики были как-то пособраннее и успевали не только склеить всю аппликацию, но и дорисовать тундровый пейзаж вокруг картинок с организмами. Возможно, в мифических «сильных классах» это и сейчас возможно, но у меня таких нет.
А теперь о грустном. В докоронавирусную эпоху я проводила этот урок именно так. Но теперь, когда мы, учителя, ходим по классам, у меня нет физической возможности носить все оборудование по этажам, забегая к себе на полсекунды, чтобы бросить одно и схватить другое.
По этой причине пришлось модернизировать практическую часть урока. Точнее, привести ее в тот вид, в котором она существует в древних методичках.
А именно: берем тетрадь и составляем цепи питания в ней.
На слайде можно видеть оба варианта. Сверху настоящий практический, с инструкцией к аппликации. Снизу «пандемический», индивидуальный, ручкой в тетради.
Этап рефлексии в зависимости от ситуации можно строить по-разному. Если дети не против, можно вывесить готовые работы на магнитной доске и акцентировать внимание на том, какие ВСЕ молодцы. Можно поговорить отдельно с каждой группой, спросить о впечатлении от работы, о трудностях и полученных новых знаниях. В любом случае, ученики уходят с урока с четким представлением, что все пищевые цепи начинаются с растений — поставщиков энергии Солнца (разумеется, в 5 классе речь идет только о цепях выедания).
Не забываем записать в «Научном дневнике» вывод. У меня он заготовлен заранее, но прелесть программы ActiveInspire в том, что она позволяет импровизировать на доске. Родилась другая формулировка — записываем другую.
В целом, пятиклассники неплохо справляются с подобной работой. Редко-редко попадаются совсем уж непонятливые и криворукие, кто за 20 минут может наклеить 1-2 изображения. Но ведь попадаются!
Зато бывают случаи, когда дети, расположив изображения на бумаге, соображают, что сова может поймать не только зайца, но и гуся, а заяц идет в пищу не только сове, но и волку. И тогда получается СЕТЬ питания. Это триумф. Такую работу обязательно демонстрирую всем.
Домашнее задание сегодня по желанию — составить цепи питания для океана, Африки, Австралии, Антарктиды. Интересно составить цепи питания из городских животных (голуби, крысы, кошки), обитателей окрестностей дачи или деревни, где ребенок отдыхал летом. Задание требует сбора дополнительной информации, предполагает творческий подход.
По этой ссылке вы можете скачать полный флипчарт (презентацию) к уроку, выполненный в программе ActiveInspire.
В следующий раз я расскажу, как провожу этот урок в дистанционном формате.
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.
Пищевая цепь – это взаимоотношения между несколькими видами живых организмов, при которых один вид является пищей для другого и так далее.
Особенностью её является то, что энергия переходит от самого слабого вида к самому сильному в пределах экосистемы.
Есть два основных вида пищевых цепей:
- Пастбищная цепь (цепь выедания) состоит из 3-5 звеньев, причём в таком виде цепи живущие организмы поедают растения или более мелкие организмы. Пример: трава – косуля – тигр.
- Детритная цепь (цепь разложения) состоит из мёртвых продуктов питания и организмов, которые их потребляют. Пример детритной пищевой цепи: мёртвые растения и животные –> микроорганизмы –> земноводные –> мелкие млекопитающие –> хищники.
- пшеница –> мышь –> ястреб
- морковь –> кролик –> волк
- водоросли–> мелкая рыба – хищная рыба – хищная птица.
В общем виде пищевая цепь у насекомых выглядит так: растения –> фитофаги –> энтомофаги –> крупные хищники.
Фитофаги – это небольшие привычны нам насекомые, например, бабочки или тля.
Энтомофагами называют более крупных хищных насекомых: стрекоз, клопов, жужелиц.
Энтомофаги служат пищей для птиц, земноводных и мелких млекопитающих. Пример: нектар цветка – бабочка – стрекоза – лягушка – змея – ястреб.
Биогеоценоз – это сообщество организмов (растения, грибы,животные), которые тесно взаимосвязаны друг с другом. Если хотя бы одно звено выпадает из пищевой цепи биогеоценоза – это становится угрозой для всего сообщества, так как особо просто не могут найти себе пищу. Например: лист одуванчика – гусеница – крот – ворон.
С латинского языка слово «редуцент» переводится как «разрушитель». В природе редуцентами называют организмы, которые способствуют разложению органических веществ до неорганических. Например – грибы и бактерии. Эти организмы являются важным звеном детритной пищевой цепи и экосистемы в целом, так как они восстанавливают минерально-солевой баланс в природе.
Пищевая цепь состоит из звеньев, каждое из которых – это организм определенного вида. Часто звеньями цепи становятся группы организмов: в этом случае у пищевой цепи больше шансов на сохранение, если какой-то из видов внезапно исчезнет.
Первое звено пищевой цепи еще называют первым трофическим уровнем. На нём обычно находятся автотрофные организмы: растения или бактерии. Чтобы получить энергию для жизни, им не нужно непосредственно кого-то есть, так как они питаются солнечной энергией, разлагающимися остатками и прочими веществами, которые находятся в природе.
пищевая цепь фото
На втором уровне находятся животные, которые питаются этими автотрофами. Их еще называют первичными потребителями. Ими могут быть насекомые, мелкие грызуны, рыбы, птицы и другие организмы, которые потребляют растительную пищу.
На третьем уровне стоят вторичные потребители, или хищники. Так, если вторым звеном пищевой цепи является мышь, то третьим станет змея, хорёк или ястреб.
Обычно в пищевой цепи более трёх звеньев. На четвертом, пятом и более высоких уровнях стоят всё более крупные хищники. Завершает цепь так называемый суперхищник: у него нет врагов в дикой природе. Примеры суперхищника – тигр, акула или медведь.
Леса бывают смешанными и хвойными. И там, и там очень распространены детритные пищевые цепи, ведь таким образом лес восстанавливает свою флору и фауну. Насекомые потребляют разлагающиеся остатки растений; грызуны питаются насекомыми и так далее к верхним порядкам цепи.
А вот пастбищные цепи в лесу отличаются своим многообразием, так как лес – огромная экосистема и там множество видов организмов.
Некоторые обитатели леса могут быть суперхищниками – как, например, медведь или волк. Если выше хищника в цепи уже никого не стоит, то после смерти его остатками будут питаться редуценты.
Еще одна особенность пищевой цепи в лесу – то, что вторым звеном (то есть потребителями первого порядка) могут стать крупные животные. Например, траву, кору и листья деревьев будут есть олени и косули, а их – крупные хищники. Таким образом, эта пищевая цепь будет короче той, которая начинается с мелких животных типа грызунов.
Примеры пастбищной пищевой цепи в лесу:
- Орех –> белка –> норка –> лиса
- Трава –> косуля –> волк.
Пищевая цепь поддерживает благосостояние экосистемы, в которой она находится. Она обеспечивает контроль над популяцией и способствует нормальному балансу веществ в природе. Каждое звено (уровень) цепи очень важны, ведь при его исчезновении цепь «размыкается» и все участники становятся под угрозу. Более мелкие звенья будут бесконтрольно размножаться, а крупные вымрут из-за отсутствия еды. Вот почему так важно следить за экологией леса и вымирающий животными!
Ответ:
Объяснение:
растения – муравьи – скорпион – сольпуга – круглоголовка – змея-стрела
трава – кузнечик – лягушка – змея – еж – лиса
кора – заяц – волк – комар(пьет кровь) – синица – ястреб
семена – мышь – змея – еж – лиса – росомаха
фитопланктон – зоопланктон – тунец – акула – бактерии-сапрофиты
водоросли – зоопланктон – тунец – тюлень – акула – детритофаги
нектар – бабочка – паук – синица – кошка – ястреб
нектар – муха – синица – змея – еж – лисица
фрукты – муха – паук – ласточка – кошка – ястреб
кора – короед – дятел – лиса – росомаха – клещ
baratahmedov2007_zn
01 Июнь, 20