Как составить план анализа художественного произведения

Анализ произведения — одно из самых распространённых заданий по литературе в школе и вузе. От того, насколько хорошо учащийся делать этот вид работы, часто зависит его итоговый балл по предмету. Мы расскажем, как написать анализ произведения по литературе, а вам останется действовать по представленному плану.

Больше советов, которые помогут повысить оценки по любому предмету, вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале с лайфхаками и рекомендациями. А ещё советуем подписаться на интересную группу с акциями и выгодными предложениями.

Что значит анализ произведения

Под анализом текста понимают его разбор по определённым параметрам. Этот процесс позволяет лучше понять произведение, отследить не только его сюжетную линию, но и внутренний смысл.

Благодаря анализу литературного произведения, можно разобраться, что имел в виду писатель, какие идеи и мысли вложил в свой рассказ, пьесу или стихотворение.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Тем, кто интересуется, как делать анализ произведения, поможет план. Он подойдёт для разбора прозы, лирики или пьесы.

Схема анализа литературного произведения

Главный секрет успешного разбора — соблюдение плана анализа произведения по литературе:

  1. История создания.
  2. Смысл названия.
  3. Жанр произведения.
  4. Тема, идея и проблематика.
  5. Композиция и ключевые моменты сюжета.
  6. Конфликт в произведении.
  7. Система героев и образов.
  8. Позиция автора.
  9. Художественные средства.
  10. Выводы.

История создания

Этот пункт позволяет лучше понять условия, в которых писался текст, даёт представление о том, что на тот момент происходило в жизни автора и современном ему обществе.

Смысл названия

В некоторых случаях этот пункт можно пропустить (например, если стихотворение называется по первой строке), но обычно за названием скрывается определённая идея, ключевая мысль произведения.

Жанр

Определение жанра — одно из важных умений, которым должны обладать учащиеся. Определиться с жанром поможет форма произведения и его особенности (характер повествования, герои, тема и пр.).

Тема, идея и проблема

Это один из основных пунктов плана анализа художественного произведения. Под темой понимают то, о чём идёт речь в стихотворении, рассказе, повести или романе. Идея — ключевая мысль произведения, тот посыл, который автор хочет донести до читателя. Обычно раскрытие идеи происходит через освещение определённых проблем, которые также нужно отразить в анализе.

Например: «Главная тема романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — разногласия между поколениями, которые писатель отражает через проблему взаимоотношений консерваторов Кирсановых и разночинца Базарова. Основная идея произведения — идейные противоречия между представителями русской интеллигенции разных поколений».

Композиция и ключевые эпизоды

В данном разделе анализа необходимо отразить сюжетную структуру произведения, показав, что происходит на его разных этапах:

  • экспозиции;
  • завязке;
  • развитии действия;
  • кульминации;
  • развязке;
  • постопозиции.

Конфликт

Стержнем большинства произведений является конфликт: внешний (героя и общества или протагониста и антагониста) либо внутренний (героя с самим собой). Этот конфликт зачастую выступает двигателем сюжета и находит разрешение в развязке.

Система героев и образов

В данном пункте литературоведческого анализа произведения необходимо описать основных героев (как положительных, так и отрицательных) и образы, которые использованы в тексте.

Позиция автора

Схема анализа произведения по литературе не будет полной без отображения авторского отношения к происходящему в сюжете. Следует указать, какой стороны придерживается автор, мысли и поступки каких героев ему ближе.

Художественные средства

Этот пункт чрезвычайно важен при анализе поэзии: языковые средства помогают даже в малой форме раскрыть ключевые мысли автора, понять, что стоит за тем или иным образом. Здесь необходимо найти не только характерные лексические единицы и синтаксические конструкции, но и средства выразительности:

  • эпитеты и метафоры;
  • гиперболы и литоты;
  • метонимии и синекдохи и пр.

Выводы

Заключение — неотъемлемый элемент целостного анализа произведения. В нём студент ещё раз отмечает ключевую идею стихотворения или прозы, даёт комплексную характеристику прочитанному.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Выводы

Сделать анализ и интерпретацию литературного произведения поможет чтение критики и рецензий

Виды анализа художественного произведения

Для разных видов разбора характерны разные приёмы анализа художественного произведения. Рассмотрим самые распространённые из них.

Анализ прозаического произведения

Специфика анализа прозы зависит от объёма произведения. Рассказы и повести анализировать проще: как правило, в них меньше героев и сюжетных поворотов, стройная и понятная композиция. При анализе романов очень важно умение выделить главные сюжетные линии и ключевых персонажей, не отвлекаться на второстепенное.

Лайфхак: чтобы проанализировать роман, совсем необязательно читать его полностью. Краткое содержание расскажет о сюжете и основном конфликте, а несколько цитат дадут представление об авторском стиле и героях.

Анализ поэтического произведения

План анализа лирического произведения может не содержать некоторых пунктов, нужных для понимания прозы: например, в стихотворении не всегда есть конфликт и конкретные герои, может не проявляться авторская позиция. В то же время, некоторые пункты придётся добавить: указать стихотворный размер и тип рифмы.

При анализе стихотворения или поэмы важную роль приобретают художественные средства, поэтому данному пункту нужно уделить особое внимание.

Пример краткого анализа лирического произведения можно увидеть на картинке.

Анализ поэтического произведения

Анализ драматического произведения

Учитывая специфику пьес (обилие диалогов, отсутствие активных действий), при их анализе необходимо обращать особое внимание на речь героев и символику, которая часто заложена в самом названии произведения. Например, в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» сам сад символизирует Россию, а в «Доходном месте» А. Н. Островского в названии отражена мечта главного героя — устроиться так, чтобы много получать и мало работать.

Анализ фольклорного произведения

При анализе фольклорного произведения (эпос, сага и пр.) важное значение приобретают истории и традиции конкретного народа. В фольклоре находят отражение мифы и религиозные представления разных наций, их менталитет, и эту взаимосвязь нужно отразить в анализе.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Если несмотря на наши советы, вы все ещё не разобрались, как писать анализ произведения, обратитесь в студенческий сервис. Его эксперты прекрасно справляются даже с самыми сложными учебными задачами.

Как делать анализ художественного произведения?

На примере романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева

Ученики 5−11 классов учатся делать анализ художественного произведения. В средних классах он имеет упрощённую форму, в старших — более сложную. Чтобы ты не путался и знал, как готовиться к уроку по литературе, мы решили подготовить универсальный план анализа произведения. Смотри на примере романа «Отцы и дети», как это нужно делать.

Перед чтением художественного произведения советуем просмотреть все пункты, по которым необходимо его анализировать. Так ты сможешь по ходу отыскивать ответы на необходимые пункты: описания героев, их реплики, цитаты и тому подобное. Тебе будет проще ориентироваться на уроке, если оформишь данные в таблицу-подсказку. Для удобства также пометь в тетради страницы с важными мыслями или сделай стикеры-закладки в самой книге. Также заглядывай в статьи с критикой по произведению. В них ты найдёшь много подсказок по всем пунктам анализа художественного произведения. Бери критику за основу, а затем найди подтверждения фактов в тексте. Но не стоит полностью полагаться на чужое мнение. Если ты добавишь собственные рассуждения, хорошая отметка тебе обеспечена.

Онлайн-курсы подготовки к ЕГЭНужно готовиться к ЕГЭ по русскому языку, а самомотивации не хватает? Преподаватели онлайн-курсов Адукар помогут тебе справиться со всеми сложностями и сдать ЕГЭ на крутой балл!Узнать подробности и записаться

Смотри пример краткого анализа романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», построенный на основе критики в учебнике 10 класса, материалов на сайтах literaguru.ru и obrazovaka.ru.

История создания произведения

Начиная анализировать роман, изучи факты из биографии автора, связанные с созданием произведения. Отследи связь с исторической эпохой и обязательно узнай о значении книги в творчестве автора. Эти сведения помогут тебе понять задумку писателя, а также проблематику и идею романа. Без такой информации сложно построить доказательную базу.

Жанр произведения

Найди таблицу с признаками разных литературных жанров и по ней определи, к какому из них относится наше произведение. Признаки, которые помогут это сделать: объём, количество сюжетных линий и проблематика, продолжительность действия, языковые средства и многое другое.

Название произведения и его смысл

В названии произведения чаще всего скрывается и его смысл. Это своего рода подсказка или намёк, о чём будет идти речь в произведении.

Тема, идея и проблематика произведения

Тема — это то, о чём говорится в произведении, идея — суть, которую хотел донести автор до читателя. А проблематика — совокупность проблем произведения, которые волнуют писателя. Разберём на примере.

Сюжет, конфликт, ключевые эпизоды произведения

Сюжет — это последовательность и связь описания событий в литературном произведении, своего рода его схема. Включает экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, иногда — пролог и эпилог. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как в историческом плане (исторический период действия произведения), так в физическом (течение времени в ходе произведения). Поэтому, когда читаешь текст, отметь себе эту схему.

Система образов произведения

В этом пункте важно ответить, кто является главными и второстепенными, положительными и отрицательными героями. Обсудить особенность их имён, поступки и мотивацию, характерные детали их внешности, взаимоотношения с другими персонажами. Обратить внимание на самохарактеристику героев и авторское отношение к ним, способы его выражения. Здесь главное подтверждать свои мысли цитатами из текста.

Примерно по такому принципу стоит проанализировать каждого персонажа.

Композиция произведения

Композиция — это построение произведения, деление текста на части. Но не бездумное дробление, а в соответствии с задумкой автора. В этом пункте необходимо обратить внимание на прологи, эпилоги, посвящения и их смысл. Отметить, есть ли вставные эпизоды и лирические отступления, эпиграф. Здесь полагайся на свою внимательность.

Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

Авторская позиция может присутствовать в лирических отступлениях, в описаниях героев и быта. Поэтому, читая произведение, старайся подмечать подобные характеристики.

Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения

Для ответа на этот пункт загляни в литературный словарь в конце учебника. Там наверняка есть определения многих художественных средств и приёмов: эпитеты, сравнения, метафоры и другие. Не ленись заглянуть и вспомнить самые распространённые из них, чтобы найти потом в тексте.

Особенности языка произведения

Если в предыдущем пункте анализируются художественные приёмы, то в этом — языковые средства (лексические единицы, синтаксические конструкции, виды речи и так далее).

Анализ художественного произведения — непростое дело. В школе ты работаешь вместе с одноклассниками, поэтому важно иметь хоть какое-либо представление и мнение, чтобы участвовать в обсуждении произведения. Особенно ценятся высказывания твоей точки зрения. Начни свой ответ со слов: «мне кажется», «я думаю», «по моему мнению» и так далее. Так ты развиваешь умение выстраивать логические цепочки, красиво говорить и писать, что не раз пригодится в жизни.

Работай активно на уроках, и соберёшь достаточно материала для сочинения. Успехов!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Каталог учебных заведений Адукар

Как выбрать предметы ЕГЭ: 3 проверенные методики

Курсы подготовки к ЕГЭ 2022

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Текст: Светлана АПАНАСЕВИЧ

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Записывайся на итоговые занятия!

Прорешаем прогнозируемый тест накануне ЦЭ и ЦТ 2023 онлайн в прямом эфире! Твой последний шанс получить высокие баллы!

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

Полный план анализа произведения

1.   История создания (время написания; как писатель работал над произведением).

2.   Направление, род и жанр.

3.   Тематика и проблематика (основные темы и проблемы).

4.   Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка).

5.   Основные герои (их место в образной системе). В лирическом стихотворении: образ лирического героя.

6.  Сюжет и композиция.

7.  Художественное своеобразие:      

  • портрет;

—        пейзаж;

—        художественные детали;

—        средства поэтической выразительности (тропы);

—        особенности языка произведения;

—        особенности поэтического синтаксиса;

—        особенности фонетической организации (звукопись).

 8.  Для лирических стихотворений:

—        стихотворный размер;

—        особенности рифмы;

—        строфика.

 9.  Значение произведения:

—        место произведения в творчестве писателя;

—        значение в литературной жизни эпохи;

—        значение для последующих эпох;

—        взаимосвязи с произведениями того же автора и других писателей.

1. Анализ художественного произведения

1. Определить тему и идею /главную мысль/
данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение
написано;

2. Показать взаимосвязь сюжета и
композиции;

3. Рассмотреть субъектную организацию
произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды
образов-персонажей, система образов-персонажей/;

4. Выяснить авторское отношение к теме,
идее и героям произведения;

5. Определить особенности функционирования
в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка;

6. Определить особенности жанра
произведения и стиля писателя.

Примечание: по этой схеме
можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить
также:

1. Эмоционально-оценочное отношение к
прочитанному.

2. Развернутое обоснование самостоятельной
оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.

3. Развернутое обоснование выводов.

2. Анализ прозаического литературного произведения

Приступая к анализу художественного
произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на
конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного
художественного произведения. Необходимо при этом раз¬личать понятия
исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в
виду

• литературные направления эпохи;

• место данного произведения среди
произведений других авторов, написанных в этот период;

• творческая история произведения;

• оценка произведения в критике;

• своеобразие восприятия данного
произведения современниками писателя;

• оценка произведения в контексте
современного прочтения;

Далее следует обратиться к вопросу об
идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом
рассматривается план содержания – что хотел сказать автор и план выражения –
как ему удалось это сделать).

Концептуальный уровень художественного произведения 
(тематика, проблематика, конфликт и пафос)

Тема – это то, о чем
идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая
автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те
типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении.
Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название?
Каждое явление жизни – это отдельная тема; совокупность тем – тематика
произведения.

Проблема – это та сторона
жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может
послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права –
проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения,
уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной
несправедливости…). Проблематика – перечень проблем, затронутых в
произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной
проблеме.)

Идея – что хотел
сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым
она может решаться. (Идейный смысл – решение всех проблем – главной и
дополнительных – или указание на возможный путь решения.)

Пафос 
эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся
большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий,
возвышающий…).

Уровень организации произведения как художественного целого

Композиция – построение
литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое.

Основные
средства композиции:

Сюжет – то, что
происходит в произведении; система основных событий и конфликтов.

Конфликт — столкновение
характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу
действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между
персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета
отражают ступени развития конфликта;

Пролог – своеобразное вступление
к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально
настраивает читателя на восприятие (встречается редко);

Экспозиция– введение в
действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших
непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и
«разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце
произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и
обстоятельствами действия;

Завязка — начало движения
сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие
события.

Развитие действия – система
событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило,
конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее;

Кульминация – момент
наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет
основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее
действие ослабевает.

Развязка — решение
изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения.
Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как
правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная
неразрешимость.

Эпилог – заключительная
часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития
событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному); это краткий
рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания
основного сюжетного действия.

Сюжет
может излагаться:

• В прямой хронологической
последовательности событий;

• С отступлениями в прошлое –
ретроспективами – и «экскурсами» в

будущее;

• В преднамеренно измененной
последовательности (см. художественное время в произведении).

Несюжетными
элементами считаются:

• Вставные эпизоды;

• Лирические (иначе – авторские)
отступления.

Их основная функция – расширять рамки
изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу
различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

В произведении могут отсутствовать
отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда
встречается несколько сюжетов в одном произведении – иначе, сюжетных линий.
Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»:

1) сюжет – главный конфликт произведения;
фабула – ряд событий, в которых он выражается;

2) сюжет – художественный порядок событий;
фабула – естественный порядок событий

Композиционные
принципы и элементы:

Ведущий композиционный принцип (композиция
многоплановая, линейная, кольцевая, «нитка с бусами»; в хронологии событий или
нет…).

Дополнительные
средства композиции:

Лирические отступления –
формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного
(выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут
представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели,
позиции);

Вводные (вставные) эпизоды (не
связанные непосредственно с сюжетом произведения);

Художественные предварения –
изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие
событий;

Художественное обрамление –
сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его,
придавая дополнительный смысл;

Композиционные приемы –
внутренние монологи, дневник и др.

Уровень внутренней формы произведения

Субъектная организация повествования (ее
рассмотрение включает следующее): Повествование может быть личное: от лица
лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя).

1) Художественный образ
человека 
– рассматриваются типические явления жизни, нашедшие
отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается
своеобразие созданного образа человека:

• Внешние черты – лицо, фигура, костюм;

• Характер персонажа – он раскрывается в
поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях
чувств героя, в его речи. Изображение условий, в которых живет и действует
персонаж;

• Изображение природы, помогающее лучше
понять мысли и чувства персонажа;

• Изображение социальной среды, общества,
в котором живет и действует персонаж;

• Наличие или отсутствие прототипа.

2) 0сновные приемы создания
образа-персонажа:

• Характеристика героя через его действия
и поступки (в системе сюжета);

• Портрет, портретная характеристика героя
(часто выражает авторское отношение к персонажу);

• Прямая авторская характеристика;

• Психологический анализ – подробное, в
деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений -внутреннего мира персонажа;
здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движения
внутренней жизни героя;

• Характеристика героя другими
действующими лицами;

• Художественная деталь – описание
предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых
отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);

3) Виды образов-персонажей:

лирические – в том случае,
если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях
его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии);

драматические – в том
случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи
автора», т.е. автор использует для характеристики персонажей прием
самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических
произведениях);

эпические 
автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их
поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с
окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах,
очерках).

4) Система образов-персонажей;

Отдельные образы могут быть объединены в
группы (группировка образов) – их взаимодействие помогает полнее представить и
раскрыть каждое действующее лицо, а через них – тематику и идейный смысл произведения.

Все эти группы объединяются в общество,
изображенное в произведении (многоплановое или одноплановое с социальной,
этнической и т.п. точки зрения).

Художественное пространство и
художественное время (хронотоп): пространство и время, изображенное автором.

Художественное пространство может быть
условным и конкретным; сжатым и объемным;

Художественное время может быть
соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и непрерывным, в хронологии
событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов
персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным, конечным или
бесконечным, замкнутым (т.е. только в пределах сюжета, вне исторического
времени) и открытым (на фоне определенной исторической эпохи).

Позиция автора и способы ее выражения:

•Авторские оценки: прямые и косвенные.

•Способ создания художественных образов:
повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание
(последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений),
формы устной речи (диалог, монолог).

•Место и значение художественной детали
(художественная подробность, усиливающая представление о целом).

Уровень
внешней формы. Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста

Речь персонажей – выразительная
или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи;
раскрывает характер и помогает понять отношение автора.

Речь повествователя – оценка
событий и их участников

Своеобразие словопользования
общенародного языка
 (активность включения синонимов,
антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов,
профессионализмов).

Приемы образности (тропы
– использование слов в переносном значении) – простейшие (эпитет и сравнение) и
сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз).

Анализ поэтического произведения

План
анализа стихотворения

1. Элементы комментария к стихотворению:

– Время (место) написания, история
создания;

– Жанровое своеобразие;

– Место данного стихотворения в творчестве
поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом,
структурой и т.п.);

– Пояснение неясных мест, сложных метафор
и прочие расшифровки.

2. Чувства, выраженные лирическим героем
стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.

3. Движение авторской мысли, чувства от
начала к концу стихотворения.

4. Взаимообусловленность содержания
стихотворения и его художественной формы:

– Композиционные решения;

– Особенности самовыражения лирического
героя и характер повествования;

– Звуковой ряд стихотворения,
использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;

– Ритм, строфика, графика, их смысловая
роль;

– Мотивированность и точность
использования выразительных средств.

4. Ассоциации, вызываемые данным
стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные – любые).

5. Типичность и своеобразие данного
стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл
произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых
проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.

6. Дополнительные (свободные) размышления.

Анализ поэтического произведения 
(схема)

Приступая к анализу поэтического
произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического
произведения – переживание, чувство;

Определить «принадлежность» чувств и
мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в
котором выражены эти чувства);

– определить предмет описания и его связь
с поэтической идеей (прямая – косвенная);

– определить организацию (композицию)
лирического произведения;

– определить своеобразие использования
изобразительных средств автором (активное – скупое); определить лексический
рисунок (просторечие- книжно-литературная лексика…);

– определить ритмику (однородная –
неоднородная; ритмическое движение);

– определить звуковой рисунок;

– определить интонацию (отношение
говорящего к предмету речи и собеседнику.

Поэтическая лексика

Необходимо выяснить активность
использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – синонимов,
антонимов, архаизмов, неологизмов;

– выяснить меру близости поэтического
языка с разговорным;

– определить своеобразие и активность
использования тропов

ЭПИТЕТ – художественное
определение;

СРАВНЕНИЕ – сопоставление
двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;

АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) –
изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и
образы;

ИРОНИЯ – скрытая
насмешка;

ГИПЕРБОЛА – художественное
преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;

ЛИТОТА – художественное
преуменьшение;

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ 
изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами
живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать;

МЕТАФОРА – скрытое
сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово
«как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис
(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)

– риторические вопросы, обращения,
восклицания
 –
они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;

– повторы –
неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;

– антитезы – противопоставления;

Поэтическая фонетика

Использование звукоподражаний, звукозаписи
– звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.)

Аллитерация – повторение
согласных звуков;

Ассонанс – повторение
гласных звуков;

Анафора – единоначалия;

Композиция лирического произведения

Необходимо:

– определить ведущее переживание, чувство,
настроение, отразившееся в поэтическом произведении;

– выяснить стройность композиционного
построения, его подчиненность выражению определенной мысли;

– определить лирическую ситуацию,
представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода
героя и т.д.)

– определить жизненную ситуацию, которая,
предположительно, могла вызвать это переживание;

– выделить основные части поэтического
произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

    • Размер:
      _ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’      ямб 4-стопный (ударение
      на каждом втором слоге);
      ‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _      хорей 3-стопный;
      ‘_ _ _      дактиль;
      _ _’ _     амфибрахий;
      _ _ _’     анапест.
    • Рифма:
      аабб – парная;
      абаб – перекрестная;
      абба – кольцевая.

Тропы – слова и обороты, которые
употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:

    • эпитет
      – художественное определение;
    • сравнение;
    • аллегория
      – иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через
      конкретные образы и предметы;
    • ирония
      – скрытая насмешка;
    • гипербола
      – художественное преувеличение;
    • литота
      – художественное преуменьшение;
    • олицетворение
      – например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
    • метафора
      – скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в
      котором слова “как”, “словно” – отсутствуют;
    • паралеллизм.

Стилистические фигуры:

    • повторы/рефрен;
    • риторический
      вопрос, обращение – повышают внимание читателя и не требуют ответа;
    • антитеза/противопоставление;
    • градация
      – например: светлый – бледный – едва заметный;
    • инверсия
      – необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением
      синтаксической конструкции;
    • умолчание
      – незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль
      высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
    • анафора
      – едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких
      фраз или строф;
    • эпифора
      – противоположна анафоре – повторение одинаковых слов в конце нескольких
      фраз или строф.

Анализ
драматического произведения

Схема анализа драматического произведения

1. Общая характеристика: история
создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.

2. Сюжет, композиция:

– основной конфликт, этапы его развития;

– характер развязки /комический,
трагический, драматический/

3. Анализ отдельных действий, сцен,
явлений.

4. Сбор материала о персонажах:

-внешность героя,

– поведение,

– речевая характеристика

– содержание речи /о чем?/

– манера /как?/

– стиль, словарь

– самохарактеристика, взаимные
характеристики героев, авторские ремарки;

– роль декораций, интерьера в развитии
образа.

5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл
заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.

Драматическое произведение

Родовая специфика, «пограничное» положение
драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития
драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического
произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит
условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий
драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном
случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины).

1. Общая характеристика драматического
действия 
(характер, план и вектор движения, темп, ритм и т.д.).
«Сквозное» действие и «подводные» течения.

2. Тип конфликта. Сущность
драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплановость,
внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие), «вертикальный» и
«горизонтальный» план драмы.

3. Система действующих лиц, их место
и роль в развитии драматического деиствия и разрешения конфликта. Главные и
второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи.

4. Система мотивов и
мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст.

5. Композиционно-структурный
уровень. 
Основные этапы в развитии драматического действия
(экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Принцип
монтажности.

6. Особенности поэтики (смысловой
ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика,
сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм,
маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др.

7. Жанровое своеобразие (драма,
трагедия или комедия?). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения
автором.

8. Способы выражения авторской
позиции 
(ремарки,
диалогичность, сценичность, поэтика имен, лирическая атмосфера и др.)

9. Контексты драмы (историко-культурный,
творческий, собственно-драматический) .

            10.
Проблема интерпретаций и сценическая история.

В данной статье делимся с вами рекомендациями по написанию анализа произведения. Данный вид работы (или сочинения) очень популярен в школьной программе, поэтому данная инструкция будет полезна как школьникам, так и учителям.

Анализ произведения – работа, предполагающая проведение углубленного, тщательного исследования произведения, а также извлечение наиболее значимой и полезной информации и идеи из анализируемого текста.

Другими словами, под анализом текста понимают его разбор по определённым параметрам. Этот процесс позволяет лучше понять написанное, отследить не только сюжетную линию, но и внутренний смысл, ключевую идею и основной посыл, который автор намеревался передать.

Перед тем, как проводить анализ произведения, необходимо внимательно с ним ознакомиться, не пропуская детали и отмечая для себя важные моменты. Говоря о прочитанном, важно исходить из того, какого рода произведение следует разобрать. Если анализируем рассказ, повесть или роман, то имеем дело с эпосом, эпическим произведением, если стихотворение -то скорее имеем дело с лирикой, лирическим произведением.

Конечно, эти произведения будут различаться. Во-первых, содержанием (темой, проблемой, идеей, сюжетом – четким эпическим или неявным лирическим, системой образов – в том числе образов героев), а во-вторых – формой, способами воплощения авторской идеи (композицией, языком – использованными приемами, изобразительно-выразительными средствами).

План анализа литературного произведения

Мы приводим план анализа произведения, а чуть ниже подробно рассмотрим каждый пункт и дадим советы, как его раскрыть.

  1. История создания (название, автор, когда и где написано, с какими историческими событиями связано, кому посвящено).
  2. Смысл названия (как название раскрывает через себя основную мысль произведения).
  3. Жанр произведения (роман, повесть, поэма, комедия, ода и т.д.).
  4. Время и место действия (когда и где происходят описываемые в произведении события).
  5. Тема и идея (о чём идет речь в произведении, что хотел сказать автор этим произведением, чему научить).
  6. Проблематика (какие проблемы поднимает автор в произведении).
  7. Композиция и ключевые моменты сюжета (построение, взаимная соотнесенность и последовательность частей произведения).
  8. Конфликт (какой конфликт лежит в основе произведения, в чём заключается столкновение противоположных взглядов действующих лиц).
  9. Система образов (в чем особенность системы образов произведения, взаимодействие литературных героев между собой, а также их роль в сюжете и раскрытии авторского замысла).
  10. Художественные средства и особенности языка произведения (общее звучание, стиль речи, образные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.д.).
  11. Позиция автора (мнение автора, его отношение к описываемой ситуации, поднятой проблеме).
  12. Значение произведения (место произведения в творчестве писателя, значение в истории русской и мировой литературы);
  13. Выводы (подведение итогов анализа произведения).

Остановимся подробнее на каждом пункте, а в качестве примера разберем роман Отцы и Дети.

История создания

Необходимо кратко пересказать сопутствующие написанию книги события, а также упомянуть условия, в которых автор создавал свое детище.

Этот пункт позволяет лучше понять условия, в которых писался текст, даёт представление о том, что на тот момент происходило в жизни автора и современном ему обществе.

Пример: Мысли о создании нового произведения, описывающего окружающую действительность, возникли у Тургенева, когда он находился в Англии на острове Уайт. Именно тогда он задумал крупную повесть, героем которой должен был стать молодой врач. Прототипом Базарова стал случайно встреченный Тургеневым во время путешествия по железной дороге молодой доктор. В нем он увидел зачатки нигилизма, только зарождавшегося в то время. Это поразило Ивана Сергеевича. Он был просто очарован воззрениями этого юноши.

Непосредственно к началу работы Тургенев приступает в 1860 году. Он уезжает вместе с дочерью в Париж, обосновывается там и планирует в сжатые сроки закончить работу с новым произведением. В течение первого года работы над «Отцами и детьми» писатель заканчивает первую половину романа.

Смысл названия

В некоторых случаях этот пункт можно пропустить, но обычно за названием скрывается определённая идея, ключевая мысль произведения. Это своего рода подсказка или намёк, о чём будет идти речь в произведении.

К примеру, название романа «Отцы и дети» символизирует конфликт взаимоотношений между родителями и детьми, разрыв поколений, взаимное непонимание.

Жанр

Определение жанра — одно из важных умений, которым должны обладать учащиеся. Чтобы правильно определить жанр произведения, необходимо обратить внимание на его форму, специфику, особенности, характер повествования и пр.

Пример: «Отцы и дети» относятся к жанру романа. Принимая во внимание его жанровое своеобразие, можно считать его социальным и психологическим романом. Психологическую окраску роману придаёт детальное изображение переживаний героев, их чувства и настроения. А споры Базарова с Павлом Кирсановым отображают социально – идеологическое направление романа, борьбу противоборствующих взглядов, идейное разногласие, разное восприятие мира. Всё это ведёт к непониманию друг друга, к полной противоположности их мнений.

Время и место действия

Время и место действия произведения – это структурные элементы художественного произведения, определяющие временную и пространственную локализацию описываемых событий.

Пример: Действия в романе «Отцы и дети» происходят весной 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года. 

Место действия – глубинка Российской империи: Марьино – имение Кирсановых, Никольское – имение Одинцовой, имение родителей Базарова, город ***, Хохловские выселки.

Тема и идея

Это один из основных пунктов плана анализа художественного произведения. Под темой понимают то, о чём идёт речь в произведении. Идея — ключевая мысль произведения, тот посыл, который автор хочет донести до читателя. Обычно раскрытие идеи происходит через освещение определённых проблем, которые также нужно отразить в анализе.

Пример: Главная тема романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — разногласия между поколениями, которые писатель отражает через проблему взаимоотношений консерваторов Кирсановых и разночинца Базарова. Основная идея произведения — идейные противоречия между представителями русской интеллигенции разных поколений.

Проблематика

Проблематика произведения представляет собой совокупность проблем, которые волнуют автора. Как правило, в литературе проблемы, затрагиваемые автором, являются вечными, свойственными многим произведениям.

Пример: Основная проблема, поднятая И.С. Тургеневым в романе «Отцы и дети» заключается в кризисе отношений между поколениями и в столкновении двух идеологий: консерваторов (Кирсановы) и радикально настроенных разночинцев-демократов (Базаров).

Композиция и ключевые моменты сюжета

В данном разделе анализа необходимо отразить сюжетную структуру произведения, показав, что происходит на его разных этапах: экспозиции, завязке, развитии действия, кульминации, развязке и постпозиции. Иногда в произведении еще присутствует пролог или эпилог.

  1. Экспозиция – часть, предваряющая действие, повествующая, как правило, о месте, времени и условиях будущего действия.
  2. Завязка – часть, в которой обозначается конфликт произведения, создаются предпосылки для дальнейшего развития сюжета.
  3. Развитие действия – часть, в которой конфликт углубляется, обрастает подробностями.
  4. Кульминация – наивысшая точка развития сюжета, в которой конфликт максимально обострен и требует немедленного разрешения.
  5. Развязка – часть, в которой конфликт подходит к своему логическому разрешению
  6. Постпозиция – сообщение о дальнейшей судьбе героев.

Пример композиции в романе «Отцы и дети»:

  1. Экспозиция – повествование о жизни Николая Петровича и усадьбе Кирсановых.
  2. Завязка – приезд Аркадия и Базарова.
  3. Развитие действия – споры Базарова и Павла Петровича, знакомство с Ситниковым, Кукшиной, поездка к Одинцовой.
  4. Кульминация – признание Базарова в любви Одинцовой, ее отказ.
  5. Развязка – смерть Базарова.
  6. Постпозиция – события, описанные после смерти Базарова. Повествование о дальнейшей судьбе Аркадия, Кати, Фенечки, Николая Петровича, Павла Петровича, Ольги Одинцовой, Кукшиной и Ситникова.

Конфликт

Стержнем большинства произведений является конфликт: внешний (столкновение главного героя с обществом или конкретным человеком) либо внутренний (столкновение главного героя с самим собой).

Нужно определить, какой конфликт присутствует в произведении, сколько их, как они показаны в произведении. Зачастую, конфликт определяет сюжетную линию и, как правило, разрешается в конце произведения.

Пример: Основным конфликтом романа Тургенева «Отцы и дети» является спор между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым. Именно в их ссоре проявляется непонимание двух поколений. Мы видим, как люди разного времени совершенно отличаются друг от друга. Они имеют разные взгляды, идеи, ценности. Писатель пытается понять, какую сторону нужно принять. В итоге автор приходит к выводу: необходимо искать согласие. Родители должны принимать новую точку зрения детей. А ребёнок, в свою очередь, должен с уважением относиться к традициям прошлых лет. 

Система образов

В данном пункте литературоведческого анализа произведения необходимо описать основных героев. Важно отметить, кто является главными и второстепенными, положительными и отрицательными. Необходимо обсудить особенность их имён, поступки и мотивацию, характерные детали их внешности, взаимоотношения с другими персонажами. Обратить внимание на характеристику героев и авторское отношение к ним, способы его выражения.

Кроме того, следует тщательнейшим образом разобраться, для чего нужен тот или иной персонаж, понять его функцию и роль.

Пример: Главные герои романа – Базаров и семья Кирсановых (Аркадий, его отец и дядя). Второстепенные герои – родители, друзья и знакомые Базарова, слуги.

Если охарактеризовать Евгения Базарова кратко, то это взрослый человек, примерно тридцати лет. К окружающему миру относится скептически. В его образе преобладают холодные и жёсткие черты. Беспринципная и не высоконравственная личность. Он сын лекаря из крестьянской семьи, учится на медицинском факультете. Умирает от заражения крови.

Базаров отрицает предшествующую культуру, полагая, что поэзию и музыку создали аристократы «от нечего делать». Он называет искусство чепухой, романтическим бредом.

Художественные средства и особенности языка произведения

Этот пункт чрезвычайно важен при анализе произведения. С помощью художественных средств и особенностей языка произведения можно понять замысел автора, раскрыть образы персонажей, дать максимально точную оценку героям и событиям.

Здесь необходимо найти не только характерные лексические единицы и синтаксические конструкции, но и средства выразительности: эпитеты и метафоры; гиперболы и литоты; метонимии и синекдохи и пр.

Пример: Роман «Отцы и дети» – бесспорное доказательство умения И.С. Тургенева виртуозно владеть языковыми средствами. В этом произведении и аристократическая, и разговорная речь, и монологи насыщены общественно-политической терминологией.

Пейзажи, портреты, описание многих событий в основном оформлены как авторская речь. Языковое оформление её отличается богатством лексических единиц и стройными синтаксическими конструкциями.

В тексте без труда можно найти:

  1. Эпитеты: патрuархально-добродушная певучесть, зловещие пятна, ощuпанные дepeвцa, скудная зелень;
  2. Сравнения: говоря об избраннике Одинцовой, автор описывает его как человека молодого и доброго, но “холодного как лед”;
  3. Метафоры: вспоминая об Аркадии на смертном одре Базаров назовет его сперва птенцом, а потом – галкой (перенос значения по сходству).

Позиция автора

Схема анализа произведения по литературе не будет полной без отображения авторского отношения к происходящему в сюжете. Следует указать, какой стороны придерживается автор, мысли и поступки каких героев ему ближе.

Авторская позиция может присутствовать в лирических отступлениях, в описаниях героев и быта. Поэтому, читая произведение, старайся подмечать подобные характеристики.

Пример: Роман «Отцы и дети» – одно из главных произведений Тургенева, в котором наиболее ярко отразились его взгляды на современную ему действительность. Однако свои взгляды Тургенев выражает не прямо: сквозь полотно повествования просматривается личное отношение автора к выведенным явлениям жизни. В своем романе Тургенев показал противостояние двух поколений в конкретный исторический момент. Однако никому и ничему автор не сочувствует вполне. Его не удовлетворяют ни «отцы», ни «дети». Он объективно оценивает обе стороны и, видя достоинства и недостатки каждой, не идеализирует ни одну из них.

Авторская позиция Тургенева выражается уже в самом выборе конфликта. Осознавая существовавший конфликт поколений и, чувствуя себя причастным к нему, Тургенев, как человек, как представитель своей эпохи, пытался отыскать его корни, а как писатель – отразить результаты своих размышлений в произведении. Тургеневым специально были выбраны лучшие представители дворян и разночинцев, чтобы именно на их примере показать несостоятельность ни тех, ни других.

Значение произведения

В данном пункте анализа необходимо определить, какое место занимает анализируемое произведение в творчестве автора, и какое влияние оказало на русскую и мировую литературу. Также следует рассказать об особенностях произведения, какие ему присущи характеристики, которые не встречаются в других произведениях.

Пример: Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» однозначно признан критиками знаковым произведением как в творчестве великого русского писателя, так и в общем контексте эпохи 60-х годов XIX века. В романе нашли отражение все современные автору общественно- политические противоречия; живо представлены как злободневно-приходящие, так и вечные проблемы взаимоотношений между поколениями «отцов» и «детей». Роман читали во всех слоях общества — от революционно настроенной молодежи до правительственной верхушки и крайних реакционеров. Тип социально-психологического романа, созданный Тургеневым, оказал огромное влияние на развитие общественной и литературной жизни.

Заключение и выводы

В конце анализа следует представить собственные соображения, относительно содержания и формы произведения, его особенностях и способах выражения авторского замысла, а также дать объективную оценку прочитанному.

Заключение — неотъемлемый элемент целостного анализа произведения. В нём ещё раз отмечается ключевая идея произведения, даётся комплексная характеристика прочитанному. Также стоит отметить, какое значение это произведение имеет для читателя. Автор анализа должен отобразить в этом пункте свои мысли, эмоции впечатления в отношении прочитанного.

Этот пункт представляет собой общий вывод анализа.

Анализируя произведение, каждый исследователь вправе самостоятельно решать, какой путь анализа применять, и на каких моментах следует акцентировать свое внимания, а какие проигнорировать. Поэтому не обязательно при анализе следовать каждому пункту плана. Порядок проведения анализа литературного произведения зависит от его типа.

Особенности анализа разных типов художественных произведений

Анализ прозы

В литературе существуют следующие прозаические жанры: роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, мемуары, дневник, басня, притча, сказка, предание и пр. Все они имеют свои особенности, но объединяет их отсутствие рифмы и конкретика описания. При анализе прозы следует уделить внимание главным героям, основной сюжетной линии и ключевым проблемам, затронутым в них. В некоторых случаях, сведения для литературного анализа прозы можно почерпнуть в кратком содержании к произведению. Зачастую там описывается основной конфликт, представлены имена центральных персонажей, а также присутствует информация о стиле автора и его предпочтениях

Анализ поэзии

Поэтическое произведение – это сочинение писателя, написанное стихами. Оно представляет собой короткое или длинное стихотворение. Анализ произведений такого типа может не предполагать освещение сюжетного конфликта и характера главных героев. Важную роль в стихотворении или поэме играют художественные средства. Задача исследователя – выявить, при помощи каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения. Также следует определить ритм стиха, стихотворный размер, рифму.

Анализ драмы

Драматические произведения – это творческий труд, в котором описание жизни раскрывается через действие, поступки и разговоры героев. Такие произведения называют пьесами. Они сочетают в себе эпический и лирический способы изображения. Особое внимание в процессе анализа драматических произведений обращается на речь действующих лиц, а также выяснение подтекста их реплик. Обилие диалогов помогает раскрыть духовный мир героев, их чувства, свидетельствует о культуре персонажей, их социальном положении. Довольно часто основная идея пьесы заложена в ее названии. Кроме того, при анализе образов пьесы не следует ограничиваться только выяснением поступков действующих лиц. Необходимо обратить внимание на то, как персонаж осуществляет свои поступки и учесть это при составлении анализа.

Анализ фольклора

При составлении анализа сказки, былины, исторических и лирических песен, народных драм, эпосов, саг и прочих фольклорных произведений важнейшее значение приобретают традиции, менталитет, религиозные убеждения определенного народа. Именно взаимосвязь между этими понятиями следует отобразить в анализе такого рода.

Общая цель литературного анализа каждого из перечисленных типов произведений заключается в исследовании поведения персонажей, раскрытии символики, определении основной мысли произведения и идей, которые автор хотел донести до нашего времени.

Общие советы по написанию анализа произведения

1. Делайте заметки и формулируйте аргументы.

В процессе прочтения некоторые фрагменты произведения привлекают к себе особое внимание — основной конфликт, мотивы персонажей, тон повествования, время и место действия. Выделяйте отрывки текста, которые кажутся вам интересными или заслуживающими внимания. Также обращайте внимание на литературные приемы, которые использует автор для доказательства своей точки зрения.

2. Определите тему и цель автора.

При создании произведения автор может ставить перед собой несколько целей. Ваша задача — определить хотя бы одну из них, чтобы написать анализ. Затем сосредоточьтесь на ключевых темах, чтобы определиться с аргументами. Темы — это те основные идеи, который автор повторяет на протяжении всего текста. Также обратите внимание на форму произведения. Форма — это особенности устройства текста. Так, в объемном произведении форма включает особенности деления текста, а также повествование от первого или третьего лица. Проанализируйте, как соотносятся форма и содержание. Вступают ли они в противоречия.

2. Составьте план, сформулируйте тезис.

Тезис — это основная идея вашей работы. Важно охватить свои основные доводы, чтобы читатель понимал, что вы собираетесь обосновать. В литературном анализе нужно связать ключевую идею или тему с особым подходом автора к реализации этой темы в выбранном произведении. Затем продумайте структуру своих аргументов. Вы сами определяете способ организации вашего анализа. Распространенный вариант — последовательный разбор книги от начала и до конца с примерами и доказательствами из текста.

Упорядочьте основные идеи или абзацы. Присвойте римские цифры каждой идее, которую нужно рассмотреть в анализе, а также введению и выводам. Напротив римской цифры кратко запишите идею, а затем добавьте важные пункты, которые нужно рассмотреть в каждом абзаце. Под римскими цифрами используйте буквы и арабские цифры, чтобы добавить подробные сведения по каждому абзацу. Будьте максимально конкретны или укажите только самые главные моменты. Учтите — чем больше конкретики, тем проще написать анализ

3. Напишите анализ.

Начинайте каждую главную тему парой вводных предложений. Каждое ваше утверждение должно начинаться с краткого введения в начале абзаца. Просто опишите свою идею. Также можно связать идею с основным текстом. Не забывайте подкреплять свои утверждения цитатами из текста. При работе над литературным анализом важно показать, где вы нашли подтверждения своих мыслей в тексте. Все утверждения должны сопровождаться цитатами или пересказом событий.

Далее проанализируйте, как ваши доказательства поддерживают вашу основную идею. На этом этапе нужно ответить, почему ваше утверждение действительно важно. Продемонстрируйте, что ваши доказательства связаны с утверждением. Напишите введение, частью которого должен быть главный тезис. Изложите утверждения, которые вы собираетесь доказать в своем анализе, а затем напишите вывод. В заключении необходимо снова вернуться к своим доводам и четко увязать их с тезисом.

4. Отредактируйте текст.

Убедитесь в логичности ваших доводов от начала и до конца. Вам удалось проследить цепочку доводов по своим утверждениям, доказательствам и аналитическим разборам? Если нет, то начните сначала и заполните все пробелы.

Проверьте грамотность написания. Прочитайте текст вслух, для того чтобы не пропустить ни единой ошибки. Обратите внимание на неуместные слова или громоздкую структуру предложений.

Даниил Романович | Просмотров: 1.9k

Добавить комментарий