Виды деятельности в ДОУ
Беседа в старшей группе: методика подготовки и проведения
08.07.2018628.8k
Среди словесных приёмов взаимодействия с детьми старшей группы (5–6 лет) беседа как вопросно-ответная форма обсуждения какой-либо темы занимает особое место. Для воспитанников этого возраста разговор является основной формой общения, обогащающей их жизненный опыт, развивающий любознательность и общительность. Поэтому в методической работе педагога особое место занимает составление картотек бесед разной тематики и видов.
Цели и задачи проведения бесед в старшей группе
Главное отличие бесед со старшими дошкольниками от разговоров с детьми младшей или средней группы состоит в разнообразии содержания разговоров. Это становится возможным благодаря расширению представлений ребят о мире, а также владению диалогической формой речи на хорошем уровне. Поскольку содержание бесед определяется программным материалом (знакомство с трудовой деятельностью людей разных профессий, реалиями общественной жизни, миром природы и т. д.) и активностью ребят (игровой деятельностью, трудом, взаимопомощью), то этот приём позволяет осуществлять целый ряд образовательных целей:
- углубить имеющиеся представления детей по той или иной теме (так, дети при рассмотрении темы «Родина» конкретизируют определение этого понятия через имеющиеся знания о символах России);
- активизировать диалогическую и монологическую форму речи (в старшей группе выказывания педагога должны быть краткими и составлять не более 1/3 (!) всего разговора);
- воспитывать заинтересованность в диалоге с товарищами (дети 5–6 лет в правильно организованной беседе не просто высказываются по очереди, а с интересом вслушиваются в то, что говорят другие).
В процессе беседы ребята учатся вести диалог в педагогом и товарищами
Для осуществления образовательной миссии в процесс беседы педагог решает следующие задачи:
- активно вводит в разговор поисковые и проблемные вопросы (тем самым сокращая до минимума своё участие в беседе, занимая позицию направляющего, и приучая детей мыслить критически);
- развивает любознательность ребят (так, к примеру, при рассмотрении темы человек, ребята знакомятся с понятием скелет и, уже имея навыки работы со справочной литературой, сами находят информацию о том, что в теле взрослого человека 206 костей и на 70–80% мы состоит из воды);
- формирует навыки грамотного ведения диалога и логического выстраивания монологических высказываний (проблемный и поисковый характер вопросов побуждает детей отвечать не парой словосочетаний или одним предложением, как это было раньше, а 1–3 полными предложениями);
- воспитывает уважение к собеседнику и его мнению.
Виды бесед в старшей группе
В старшей группе педагог организует все те же виды бесед, которые практиковались в средней группе. Но особый акцент делается на познавательные и этические, которые будут составлять основу этой формы взаимодействия с ребятами в начальной школе. Часть из бесед проводится на прогулке.
В старшей группе особенно активно практикуются познавательные и этические беседы
Таблица: картотека познавательных бесед в старшей группе (фрагмент)
Автор — Василишин Н.А., педагог детского сада, школы-гимназии №60, г. Луганска.
Тема | Цель | Ход беседы |
«Моя Родина — Россия» |
|
В начале беседы воспитатель просит детей рассказать о своей семье. Педагог предлагает детям вспомнить названия городов России, а затем назвать людей, чья Родина — Россия. Педагог показывает портреты выдающихся россиян (Ломоносова, Чайковского, Гагарина) и говорит, чем они прославили нашу Родину. Затем дети, глядя на картинки и слушая гимн, систематизируют знания о гербе, флаге страны. В заключение ребята делают аппликацию российского триколора из заготовленных полосок бумаги. |
«На лугу» (беседа о цветах проводится на прогулке) |
|
Педагог просит ребят назвать одним словом цветы, растущие в поле. Показывая цветы или их изображения, воспитатель иллюстрирует растения стихотворениями:
Педагог задаёт ребятам вопросы:
Педагог читает стихотворение:
Воспитатель спрашивает, о чём оно. Затем вместе с детьми делает вывод о том, что рвать растения нельзя, ими нужно любоваться на природе или на окне дома. В конце дети высказываются по вопросу: что было бы, если бы с планеты исчезли все цветы. |
«Мебель. Моя комната» |
|
Педагог предлагает ребятам отгадать загадки:
Затем воспитатель предлагает детям назвать все эти предметы одним словом. После этого педагог говорит о том, что мы живём в домах, где есть комнаты, которые перечисляют дети. Воспитатель подводит малышей к тому, что комнаты различаются набором мебели. Дети отвечают на вопрос о том, где изготавливают мебель. После чего проводится игра «Третий лишний»: ребята определяют, какая мебель не подходит для той или иной комнаты.
Дети из объёмных деталей делают предметы мебели и подводят итог: сегодня говорили о мебели. |
«Какой я» |
|
Педагог просит детей назвать аудиторию одним словом («люди»). Затем дети выделяют общие черты у всех людей. После чего называют отличные. Самое главное — есть мальчики, есть девочки. Педагог просит построиться их по отдельности. Затем перестроиться по росту, по цвету глаз. После этого дети определяют, зачем нужны руки, ноги, уши, глаза. Педагог делает отступление о том, что есть люди, у которых какой-то из органов отсутствует. А те, у кого есть всё — счастливые люди. Подводя итог беседы, малыши называют самые главные части тела. |
«Профессии» |
|
Педагог зачитывает рифмовку:
Затем дети отвечают на вопрос о том, что такое профессия, и рассказывают, чем занимаются члены их семей. Педагог предлагает вспомнить, чем занимались первобытные люди: мужчины охотой, женщины домом. После чего воспитатель спрашивает, как узнать, чем заниматься, сопровождая вопрос объяснением понятия призвание.
Педагог читает рифмовку, а дети считают, сколько профессий в нём названо:
Итог о важности найти занятие по душе. |
«Одежда для разных времён года» |
|
Педагог представляет гостей: Мальвину и Буратино (игрушки). Мальвина рассказывает, что накануне приходила в гости к детям младшего возраста и увидела мальчика, которому помогала одеваться девочка. Кроме них в группе никого не было: все ушли на физкультурное занятие, а мальчик Вова не успел переодеться, ведь дома его всегда одевает мама или бабушка. Мальвина спрашивает, кто ребятам помогает одеваться дома. После чего педагог предлагает на время детям одеть кукол по сезону и погоде, которые показаны на картинках. При этом Буратино подсказывает неправильно. Затем Буратино вызывается тоже поиграть, но делает ошибки, которые исправляют дети. Подводят итог: одеваться нужно самостоятельно и по погоде. |
В старшей группе в беседу активно включаются проблемные и поисковые вопросы
Таблица: картотека бесед по этическому воспитанию (фрагмент)
Автор — Василишин Н.А., педагог детского сада, школы-гимназии №60, г. Луганска.
Тема | Цель | Ход беседы |
«Дружба и друзья» (может проводиться на прогулке) |
|
Дети слушают песню В. Шаинского «Если с другом вышел в путь» и комментируют, о чём она. Ребята описывают друга по плану:
Педагог рассказывает историю о том, как два мальчика — Серёжа и Лёня расшалились и разбили клумбу в школьном дворе. Учительница спросила, кто виноват и Лёня сказал, что Серёжа. А Серёжа опустил глаза и подтвердил. Тогда учительница наказала обоих.
(дети передают суть стихотворения мимикой и жестами) |
«Правила поведения в общественном транспорте» |
|
Педагог приглашает детей поиграть в «поездку в автобусе». Вместе с ребятами в автобус садится игрушка-Незнайка. Незнайка по дороге толкается, клянчит место у окна, садится на сиденье с ногами и пр. Ребята все вместе вспоминают основные правила поведения в общественном транспорте (не толкаться, уступать место старшим и т. д.). После пары «кругов» он становится воспитанным и даже поднимает карандаш, который уронила воспитательница. Педагог предлагает сыграть в игру «Закончи фразу»: взрослый бросает мяч и начинает предложение, а ребёнок ловит и заканчивает фразу:
|
«Вежливость» |
|
Педагог показывает и описывает картинки с ситуациями, а дети анализируют поступки героев:
Педагог предлагает детям прокомментировать пословицы:
Затем дети придумывают сказку по серии картинок, которые предлагает педагог. |
«Правила для играющих» (может проводиться на прогулке) |
|
В группу заходит Фея и предлагает малышам сыграть в игру «Магические очки»: кто надевает их, тот видит только положительное. Дети по очереди примеряются очки и говорят друг другу приятные слова. Затем Фея рассказывает о случае, произошедшем в одном детском саду: малыши играли в теплоход из кубиков, как вдруг один мальчик, Гриша, стал разбрасывать кубики. Дети стали спрашивать его, почему он так себя ведёт, а он отвечал, что как хочет, так и поступает. Когда прозвучала команда набрасывать канат, Гриша ответил, что пусть капитан сам набрасывает и забрал рацию у радиста. Фея спрашивает, что неправильного было в поступках мальчика, есть ли в этой группе такие малыши, как Гриша. Приходят к выводу о том, что к другим нужно относиться так же, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. В конце Фея дарит свои магические очки ребятам. |
Образцы картотек бесед разных видов
Картотеки бесед с детьми 5–6 лет основываются на тематическом или видовом принципе классификации. Первый тип позволяет всесторонне охватить изучение конкретной темы образовательного процесса, например, изучение ПДД. Второй тип, то есть классификация по видам, удобен для составления календарного плана работы группы по разным образовательным направлениям: педагог просто подбирает разговоры под тему отрезка учебно-воспитательного процесса. Например, с образцами бесед по ОБЖ можно ознакомиться в картотеке воспитателя МБДОУ МО «Детский сад № 11» г.Краснодар Езоновой Л.В., представленной здесь
Для организации продуктивной работы в течение дня очень важны утренние беседы, дающее ребятам представление о темах, которые будут разрабатываться на занятиях, создающие положительную эмоциональную атмосферу в группе (дети рассказывают, как они провели вечер накануне, что интересного узнали или увидели, как утром добрались до садика и т. п.) и облегчающие расставание с родителями (для некоторых ребят это по-прежнему актуальная проблема). Наиболее полный (!) перечень утренних бесед представлен в картотеке воспитателя МБДОУ ДС «Жемчужинка», г.Волгодонска Агафоновой Т.А., размещённой здесь
Увидеть образец картотеки утренних бесед, сгруппированных по темам, для старшей группы можно в работе воспитателя из Новосибирска Сырицыной Н.П., опубликованной здесь Этот подход к составлению картотеки удобен тем, что позволяет использовать некоторые из них в качестве ситуативных или индивидуальных, то есть имеющих прецедентный характер, например, если во время прогулке ребёнок упал, споткнувшись о палку, после дневного сна уместно будет провести ситуативную беседу «Безопасная прогулка».
Это интересно. Индивидуальные беседы, как и ситуативные, имеют прецедентный характер, поэтому берутся из картотек разных видов исходя из актуальности темы.
Картотеки составляются для удобства выбора беседы при изучении разных тем
Перспективное планирование бесед в старшей группе
С детьми 5–6 лет беседы проводятся 4–5 раз в неделю. Индивидуальные и ситуативные организуются по мере необходимости. Чтобы в работу были включены беседы разной тематики и видов, перспективный план с указанием вопросов для каждого разговора, удобно составлять по направлениям развития личности ребёнка.
Таблица: фрагмент перспективного плана бесед в старшей группе (на сентябрь, октябрь)
Автор — Пушкарёва И.А., МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Радуга», г. Югорск, Ханты-Мансийский АО.
Ребёнок входит в мир социальных отношений | Ребёнок в мире природы | Ребёнок входит в предметный мир | Валеология/ ОБЖ | Ребёнок в мире других людей |
Сентябрь | ||||
«Как выращивают хлеб»
|
Тема «Беседа об осени»
|
«Одежда»
|
«Что я знаю о себе»
|
«Никого роднее мамы в целом мире нет»
|
«Волшебные слова»
|
«Сезонные изменения в природе»
|
«Обувь»
|
«Взрослые и дети»
|
«Дружная семья»
|
«Какие бывают привычки»
|
«Беседа о растениях»
|
«Мебель»
|
«Витамины укрепляют организм»
|
«Семейная фотография»
|
«Мы разные»
|
«Беседа о животных»
|
«Посуда»
|
«Сохрани своё здоровье сам»
|
«Где работают наши родители?»
|
Октябрь | ||||
Что такое хорошо, что такое плохо»
|
«Фрукты»
|
«Чайная посуда»
|
«Слушай во все уши»
|
«Как быть послушным?»
|
«Почему мы ссоримся»
|
«Беседа о птицах».
|
«Транспорт»
|
«Смотри во все глаза»
|
«Как мы ходили в магазин»
|
«Моя семья»
|
«Беседа о грибах»
|
«Профессии»
|
«Наши руки»
|
«На улице»
|
Составление конспекта обобщающей беседы в старшей группе
Организация структуры разговора с детьми 5–6 лет не зависит от вида беседы. Хронометраж зависит от темы, но в целом не превышает 20 минут, которые распределяются между тремя этапами обсуждения проблемы:
- введением, включающим постановку педагогом актуализирующих опыт детей вопросов по теме с привлечением наглядности, персонажа-гостя (до 3 минут);
- основным этапом, определяющим круг вопросов для обсуждения с прослушиванием историй, стихотворений, работой с загадками и закрепляющим знания ребят в практической деятельности (рисунках, поделках) – до 15 минут;
- заключительным, то есть формулировка итогов рассмотрения темы детьми совместно с педагогом (до 2 минут).
Это интересно. Подведение итогов в беседе является очень важным этапом, систематизирующим полученную информацию, расставляющим правильные акценты. Если этого не сделать, то получится как в хрестоматийном примере из учебника по методике, когда воспитатель, рассматривая тему происхождения человека, из-за нехватки времени не подытожил сказанное, и дети, придя домой, сообщили своим родителям, что те обезьяны — так сказала воспитательница. А всё потому, что педагог в конце не проговорил эволюционную цепочку от начала и до конца.
Беседа имеет трёхчастную структуру, включающую три этапа проработки темы
Таблица: Афонина Н. конспект беседы в старшей группе на тему «Хлеб — наше богатство»
Этап | Содержание этапа |
Вводный | Дети сидят полукругом на стульчиках. На столе под салфеткой набор хлебобулочных изделий. В гостях у детей кукла Маша. |
Основной | Рассказ воспитателя: Жила-была девочка, которая не очень хорошо обращалась с хлебом. Утром ей мама говорит: «Доченька, скушай, пожалуйста, бутерброд». А капризная девочка отвечает: «Я ведь не ем бутерброды, не люблю хлеб!» Она откусит кусочек от хлеба, а остальной раскрошит и выбросит. Лепила из хлеба шарики, куколок, играла хлебом в салочки. И вот однажды хлеб рассердился на девочку и ушёл из дома. Просыпается она утром и хочет съесть хлеба кусочек, посмотрела в хлебницу, а там его нет. На другой день повторилось то же самое. Подошла она к маме и спрашивает: «Мама, почему нет хлеба? Почему он ушёл от меня?» — Ребята, как вы думаете, почему хлеб рассердился на девочку? (ответы детей) |
И вот, однажды, посадила мама девочку на стул, села рядом с ней и стала рассказывать, как трудно делается хлеб. Давайте и мы с вами послушаем. Чтобы получить (показать батон хлеба) вот такой каравай, надо очень много потратить сил. Первым делом хлеборобы готовят землю для посева — пашут. Ребята, на какой машине и чем пашут землю? (ответы детей). Потом сеют зёрна пшеницы и ржи…> <…Вот видите, сколько затрачено труда? И землю приготовить, и вспахать её, и засеять и перемолоть в муку. А после всего этого испечь хлеб. Попробуйте, какой он вкусный, душистый. Он даже пахнет полем, пекарней. А теперь давайте вспомним, какой путь прошёл хлеб, чтобы попасть на наш стол? Как называется профессия людей, которые выпекают хлеб? Как надо обращаться с хлебом? | |
Заключительный | Загадка: И комковато, и наздревато, и мягко, и ломко, и всех милей (хлеб). |
Достаю блюдо с хлебом, там записка «Ребятам от пекарей». Посмотрите, какой подарок нам прислали. Вот какой каравай получился у пекарей. Сказочный, румяный, ароматный. В заключение послушайте стихотворение про каравай: Вот лежит каравай у меня на столе. Чёрный хлеб на столе – Нет вкусней на земле…» |
|
http://www.maam.ru/detskijsad/beseda-v-starshei-grupe-na-temu-hleb-nashe-bogatstvo.html |
Видео: беседа о снежинках как часть занятия по рисованию в старшей группе
Видео: беседа в старшей группе на тему «Если друг заболел»
Беседа в старшей группе решает важные образовательные задачи, способствуя познавательному, нравственно-патриотическому, этическому развитию детей. Такая серьёзная миссия организованных тематических разговоров в детском саду требует от педагога тщательной подготовки, которая касается не только подбора материала, но и выстраивания структуры, а также умения привлечь к обсуждению всех ребят. Существенно облегчить эту работу помогает составление картотек бесед по видам.
- Автор: Наталья Василишин
- Распечатать
Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность – ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(6 голосов, среднее: 3.8 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Как проводить тематические беседы с дошкольниками. Готовые примеры
Автор: Тузова Елена Борисовна
Организация: МАДОУ д/с №100
Населенный пункт: Тюменская область, г. Тюмень
Беседа – словесный метод обучения, который имеет большое воспитательное значение. Педагоги могут проводить индивидуальную, развернутую беседу, а также использовать ее в качестве основной формы работы на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Каждый ребенок – равноправный участник беседы, собеседник, поэтому ее нельзя подменять нравоучениями и указаниями. Какие педагогические шаги нужно учитывать воспитателям, чтобы организовать данную форму работы с дошкольниками, и на какие темы с ними беседовать, далее в статье.
Учитывайте знания детей и планируйте беседы заранее
В толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля беседа – это взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, обмен чувств и мыслей на словах. Чтобы дошкольники могли включиться в разговор с педагогом на какую-то тему, они должны хоть что-то об этом знать. Кроме того, тема беседы должна быть им интересна.
Предварительная работа.
Когда педагог только планирует беседу с воспитанниками, он должен представлять примерный объем их знаний и представлений по данной теме. Например, воспитатель старшей группы запланировал беседу о профессиях. Он знает, что в средней группе дети эту тему уже изучали. Чтобы актуализировать и расширить их знания, воспитатель просит родителей рассказать детям, кто где трудится, в группе рассматривает с ними иллюстрации, играет в настольную игру «Кому что надо для работы» и др. То есть предварительную работу с детьми воспитатель проводит не накануне беседы, а отводит на подготовку достаточно времени.
Содержание беседы.
Все беседы с детьми педагог должен планировать и проводить на основе программного материала. Его нужно отбирать с учетом возраста воспитанников, их личного опыта, запаса знаний и представлений. Также важно учитывать интересы детей, особенности конкретной группы.
+
План беседы.
В плане беседы должны быть разделы: что педагог хочет уточнить или дополнить по теме беседы, о чем новом дети узнают и каких нравственных вопросов нужно коснуться. Кроме того, важно, какие задачи по развитию речи будет решать воспитатель. Например, какими словами пополнится словарный запас детей.
Выстраивать беседу нужно последовательно: в начале настроить детей на разговор по теме с помощью эмоциональных средств. Это может быть загадка, стихотворение, иллюстрация, пословица, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы. Иногда можно начать беседу с вопроса, который вызовет у детей интерес. Дальше задача педагога – продлить этот интерес, мотивировать воспитанников самостоятельно или с родителями искать знания по теме беседы.
Типы вопросов для беседы с детьми старшего дошкольного возраста
– Вопросы на уточнение: «Можешь ли ты привести пример?», «Можешь что-то добавить?»
– Вопросы на поиск причин: «Почему ты так сказал?», «Как ты думаешь?»
– Вопросы о точке зрения и подходе: «Можно ли посмотреть на эту ситуацию с другой стороны?», «Кто не согласен и хочет высказаться?»
– Вопросы о подтексте и последствиях: «Если это произойдет, что может получиться в результате?», «Почему?»
– Вопросы о вопросах: «Как мы можем это проверить?», «На этот вопрос ответить легко или сложно?», «Почему?»
Формулировка вопросов.
Основные структурные элементы беседы – вопрос и ответ. Следует подбирать разные типы вопросов, при этом минимизировать прямые вопросы, которые предполагают краткий ответ «да – нет» и др.
Старшие дошкольники уже улавливают суть развернутого вопроса, ответ на который предполагает желание рассуждать, высказывать свои мнения, суждения, выдвигать свои гипотезы и обосновывать их. Поэтому важно создавать такие ситуации, когда дети задают вопросы, а педагог не спешит на них давать готовые ответы, а предлагает подумать.
Если ребенок ответил неправильно, а педагог делает ему замечание, – это педагогическая ошибка. Задача педагога – с помощью дополнительных вопросов подвести ребенка к тому, чтобы он самостоятельно нашел верный ответ. Смотрите пример беседы на тему «Профессия парикмахера»: какие еще ошибки не должен допускать педагог.
Проводите беседы по пяти основным разделам
Согласно комплексно-тематическому планированию тематические беседы со старшими дошкольниками можно разделить на пять разделов. Каждая беседа должна иметь тему, цель, краткое содержание, вопросы к детям, основной словарь по теме и материал, который педагог планирует использовать.
Беседы о Родине и ее достопримечательностях.
В ходе бесед по данному разделу педагог может поговорить с детьми о нашей стране, малой Родине, природе и климате России. Сюда же войдут беседы о защитниках России, богатырях – защитниках земли Русской, государственных праздниках.
Беседы о службах, которые делают нашу жизнь безопаснее и комфортнее.
Когда педагоги знакомят детей с этими службами и профессиями тех людей, которые там работают, они формируют и расширяют у них знания об окружающем мире. Предметом беседы здесь могут быть банк, телеграф, почта, больница, аптека, МЧС, ГИБДД.
Беседы об этике поведения, взаимоотношениях и дружбе.
Сюда можно отнести беседы о том, как надо знакомиться; почему надо уметь мириться и договариваться; почему нужно заботиться о пожилых людях; что такое этикет и как надо вести себя во время еды; кого называют интеллигентным человеком; что такое дружба и кого можно называть другом и др. Такие беседы помогут научить детей правильно себя вести и общаться с окружающими.
+
Беседы для расширения кругозора ребенка.
Данный раздел предусматривает такие темы, как наука и техника, космос, виды транспорта для путешествий, музыка, Планета Земля, Солнечная система, архитектура, театр, спорт, моря.
Беседы по основам безопасного поведения.
Задача взрослых – подготовить детей к разным жизненным ситуациям. Здесь важно рассказать о правилах поведения с домашними животными, на природе, дороге, при пожаре, грозе, о ядовитых и лекарственных растениях, опасных насекомых, несъедобных грибах.
Примеры тем бесед по разделам
Раздел |
Тема беседы |
Беседы о Родине и ее достопримечательностях |
– Что такое Родина, большая и малая Родина – Золотое кольцо России – Семь чудес России – Защитники Отечества – Богатыри- защитники земли Русской – О природном климате России – О праздниках России |
Познавательные беседы о службах, которые делают нашу жизнь безопаснее и комфортнее |
– Службы, которые помогают людям в быту – Службы, которые помогают людям совершать операции с деньгами – Службы, которые помогают людям общаться на расстоянии – Службы помощи на страже здоровья – Службы спасения в чрезвычайных ситуациях (МЧС) – Службы, которые помогают людям путешествовать – Службы безопасности на улицах города |
Беседы об этике поведения, взаимоотношениях и дружбе |
– Как надо знакомится – Гостеприимство – Почему надо уметь мирится и договариваться – Забота о пожилых людях – Что такое дружба и кого можно называть другом – Кого называют интеллигентным человеком – Что такое этикет и как надо себя вести во время еды – Моя семья, моя родословная |
Беседы, чтобы расширить кругозор ребёнка |
– Что мы знаем о науке и технике – Что мы знаем о космосе – Виды транспорта, помогающие людям путешествовать – Что такое музыка и как она рождается – Планета Земля- наш дом – Солнце и солнечная система – Что мы знаем об архитектуре – Как появились театры и за что мы их любим – Спорт и олимпийские игры – Что мы знаем о морях |
Беседы по основам безопасного поведения |
– Поведение при пожаре – Твои помощники на дороге – Безопасное поведение на природе – Ядовитые и лекарственные растения – Опасные насекомые – Правила поведения при грозе – Не все грибы съедобны – Безопасное поведение при общении с домашними животными |
Опубликовано: 26.09.2022
• – коллективные,
• – групповые,
• –индивидуальные.
Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы
с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний.
Правила проведения беседы:
Беседа не должна длиться долго, так как рассчитана на большое
умственное напряжение.
Во время беседы педагог должен задавать вопрос всей группе, а затем
вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том
порядке, в каком они сидят.
Нельзя спрашивать одних и тех же детей, наиболее бойких. Нужно
стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого
ответа на поставленный вопрос.
Дети во время беседы должны отвечать по одному, а не хором, но если
педагог ставит такой вопрос, на который у многих дошкольников есть
один и тот же простой ответ, то можно позволить ответить хором;
Не следует прерывать отвечающего ребенка, если в этом нет прямой
необходимости;
Нельзя требовать от детей полных ответов, так как это часто
приводит к искажению языка. Беседа должна вестись естественно и
непринужденно.
Часто вопрос, задаваемый педагогом, возбуждает у ребенка свою цепь
ассоциаций и его мысль начинает протекать по новому руслу. Педагог
должен быть к этому готов и не давать детям удаляться от темы
беседы.
Структура беседы:
I. Начало беседы (вводная). Сообщаем цель, обосновываем ее важность. Цель:
привлечь внимание детей к теме беседы, желание участвовать в ней, оживить
ранее полученные впечатления.
Приемы:
–вопросы–напоминания
–чтение отрывка из худ.лит–ры.
–загадывание загадок
–показ картин, фото, предмета
II. Основная часть.
В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается ее содержание.
Приемы:
–вопросы, активизирующие их мышление и речевую деятельность,
–объяснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добав–
ления, поправки.
Основная часть делится на микротемы. В каждой микротеме решается
частная задача.
III. Окончание беседы небольшое по времени.
Ногинский филиал Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области Московского государственного областного университета
Специальность 44.02.01
группа 3 “В”
Доклад
Методика проведения бесед с дошкольниками.
Выполнила: Сидорова Галина.
Проверила: Бухарова Е.В.
Ногинск
2018
Беседа—организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.
В беседе педагог:
1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;
2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;
3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;
4) учит просто и понятно излагать свои мысли. Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.
В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы для обучения в школе. Беседы оказывают большое влияние на всю разнообразную деятельность детей и их поведение.
Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т. п.).
Программный материал, который является содержанием бесед, даст возможность осуществить не только познавательные задачи (расширение кругозора детей), но и воспитательные (воспитание правильного отношения к действительности, разнообразных интересов).
При подборе программного материала для бесед необходимо учитывать личный опыт детей группы, запас их представлений и знаний, потому что дети могут принимать активное участие в беседе в том случае, когда у них есть некоторые более или менее ясные и разнообразные представления о предмете беседы.
Проведение беседы требует от воспитателя подготовки. При очередном календарном планировании работы воспитатель намечает, какой программный материал по ознакомлению с окружающим целесообразнее дать детям в беседе; затем необходимо составить план последовательного хода всего занятия от начала до конца. Нужно продумать, как начать беседу, чтобы быстро собрать внимание детей и возбудить у них интерес к предстоящему занятию, активную умственную деятельность, воздействовать на их чувства. В качестве такого эмоционального средства можно использовать картину, новую для детей загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы.
В отдельных случаях целесообразно начать беседу с вопроса, который должен вызвать в памяти детей впечатления о фактах или событиях, связанных с содержанием беседы, например:
В ходе беседы вопросы воспитателя, которые являются основным методическим приемом на этом занятии, раскрывают содержание намеченной темы и, направляя мысль детей, учат их правильно отвечать. Воспитатель должен продумать содержание и формулировку своих вопросов, чтобы они были понятны всем детям.
Если дети не понимают или неправильно понимают вопрос, то они неправильно и отвечают, т. е. дают не тот ответ, какого ожидает воспитатель. Чтобы добиться правильного ответа, нужно поставить вопрос четко и спрашивать детей надо о конкретных фактах и явлениях, которые им известны, по поводу которых они могут высказать какие-либо суждения.
Своими вопросами воспитатель должен направлять мысль детей на существенные, характерные признаки и явления. Нельзя задавать детям вопросы, которые им непосильны, а также такие, которые не способствуют активизации мысли. Все основные вопросы беседы в их логической последовательности должны быть записаны в календарном плане или в конспекте воспитателя.
При проведении беседы в зависимости от ответов детей иногда возникает необходимость задавать дополнительные вопросы, но не следует удаляться от содержания основной темы беседы.
При проведении беседы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками. Для этого необходимо соблюдать следующие правила: ставить вопрос всей группе, затем вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать: неинтересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко.
Недопустимо спрашивать одних и тех же детей (наиболее бойких). Надо стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос. Если же воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то остальные дети перестают участвовать в беседе. То же происходит, когда сам воспитатель, во время беседы много говорит о том, что детям уже хорошо известно, или без всякой нужды повторяет все, что говорят дети.
Дети во время беседы должны отвечать по одному, а не хором. Но если воспитатель ставит такой вопрос, на который у всех или у многих детей может быть один и тот же простой ответ (например, «были», «ходили»), то дети могут ответить хором.
Не следует прерывать отвечающего ребенка, если в том нет прямой надобности; нецелесообразно ценой длительных усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний или еще не преодолел своей застенчивости; в таких случаях можно удовлетвориться кратким, даже односложным ответом.
Ответы детей во время беседы носят характер кратких или более или менее развернутых реплик; допустимы и однословные ответы, если содержание вопроса не требует большего. Небольшие беседы проводятся воспитателем в начале таких занятий, как рисование, лепка, дидактические игры.
В младшей группе беседой сопровождается рассматривание картин, живых объектов.
В младшей группе практикуются занятия в форме игры, где речевая активность детей (ответы на вопросы) занимает основное место.
Методически важен вопрос о соотношении в беседе речи взрослого и детей. Как показывают наблюдения, часто речевая активность педагога превалирует над детской. Иногда воспитатели, ставя вопрос, не дают детям возможности сосредоточиться и подумать, торопятся ответить сами, начиная рассказывать о том, что наблюдали, например, на экскурсии. Детям не остается ничего другого, как пассивно слушать. Другая крайность заключается в «вытягивании» у детей ценой значительных усилий правильных ответов. Эффективность беседы в значительной степени зависит от умения педагога целенаправленно вести за собой детей, направлять детскую мысль и активизировать речевую деятельность.
В методике определено, в каких возрастных группах проводятся занятия-беседы. В отношении младшего дошкольного возраста используется беседа-разговор в процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок.
В среднем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы, которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям (что делает почтальон).
В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.
Список литературы
-
http://mylektsii.ru/11-70940.html
Картотека утренних бесед с детьми
Сентябрь
Тема недели |
№ |
Беседа |
Цель |
1 неделя «День знаний» |
1 |
«Все о детском саде» |
Продолжать знакомить детей с детским садом, группами, и помещениями в здании д/c. Воспитывать любовь к д/с, уважение к его работникам, их труду. Формировать понятие « Я- воспитанник д/с»,» д/с – мой родной дом». |
2 |
«Наш любимый воспитатель» |
Знакомить детей с общественной значимостью труда воспитателя, его заботливым отношением к детям, к труду. Показать, что продукты труда воспитателя отражают его чувства, личностные качества, интересы. |
|
3 |
«Я и друзья» |
Учить детей выделять положительные признаки дружбы, характеристики друзей. |
|
4 |
«Увлечения друзей» |
Расширять знания детей о разных видах деятельности, увлечениях. |
|
5 |
«Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь» |
Уточнить знания детей о дс. Расширять знания о людях разных профессий, работающих в дс. |
|
2 неделя «Осень» |
1 |
«Что нам осень принесла?» |
Расширить представление детей об овощах и фруктах. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Дать представление о пользе природных витаминов. |
2 |
«Небо осенью» |
Уметь замечать осенние изменения на небе. Познакомить детей с понятием “облака“ и ” тучи”. |
|
3 |
«Вода и осадки» |
Расширить представление детей о свойствах воды. Рассказать об особенностях осеннего дождя. |
|
4 |
«Осень – добрая волшебница» |
Развивать творческое воображение; приобщать к красоте, искусству, творчеству. |
|
5 |
«У цветочной клумбы» |
Знакомство с осенними цветами. Показать строение растения. Закрепить понятие высокий, низкий (цветок), длинный, короткий (стебель). |
|
3 неделя «Профессии сельского хозяйства» |
1 |
«Труд людей осенью» |
Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных. |
2 |
«От зернышка до хлеба» |
Формирование представлений детей о том, как выращивают, пекут хлеб. |
|
3 |
«Кто выращивает хлеб?» |
Познакомить с профессией хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности. Воспитание бережного отношения к хлебу. |
|
4 |
«Что растет в саду, в огороде» |
Обобщить и систематизировать знания детей о фруктах и овощах, где они растут, кто за ними ухаживает. |
|
5 |
«Вкусно и полезно» |
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, о пользе продуктов питания. |
|
4 неделя «Безопасность в природе» |
1 |
«Птицы осенью» |
Знакомство с сезонными изменениями в жизни животных в осенний период. Учить различать и называть птиц по внешним признакам. Формировать желание наблюдать за поведением птиц. |
2 |
«Ветер» |
Расширять представление детей о ветре. Учить правилам поведения в ветреную погоду. |
|
3 |
«У медведя во бору грибы, ягоды беру» |
Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формирование представления о растениях леса: грибы и ягоды. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных. |
|
4 |
«Знакомство с декоративными птицами» |
Дать детям представление о декоративных птицах. Показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за живыми объектами. |
|
5 |
«Беседа о домашних животных» |
Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширить представление о жизни домашних животных в осеннее время года. Формирование желания заботится о домашних животных. |
Октябрь
Тема недели |
№ |
Беседа |
Цель |
1 неделя «Растём здоровыми» |
1 |
«Я выросту здоровым!» |
Закреплять понятия «правильное питание», «режим дня». Приобщать к здоровому образу жизни. |
2 |
« Что ты знаешь о себе?» |
Закреплять знания о назначении некоторых органов (уши – чтобы слышать, глаза – видеть и т.д.). Осознание некоторых своих умений (умение рисовать и т.д.) |
|
3 |
«Как сохранить здоровье?» |
Сообщить элементарные сведения о лекарствах и болезнях, о профилактике заболеваний, о пользе витаминов. |
|
4 |
«Если хочешь быть здоров – закаляйся» |
Знакомить с понятиями «Закаливание». Расширять представление детей о здоровом образе жизни. |
|
5 |
«Микробы в жизни человека» |
Сформировать представления детей о вреде и пользе микроорганизмов на здоровье человека. Воспитывать основы здорового образа жизни. |
|
2 неделя «Растём добрыми» |
1 |
«Ребенок и взрослые» |
Углублять представления о людях: понимать различие людей по полу и возрасту. Выделять некоторые особенности их внешности, одежды, обуви, рода занятий. Узнавать и называть людей отдельных профессий. |
2 |
«Признаки сказок» |
Расширять представления о характерных признаках жанра сказки. |
|
3 |
«На кого из сказочных героев я похож» |
Воспитывать умение отожествлять себя с полюбившимся героем. |
|
4 |
«Что такое хорошо и что такое плохо?» |
Формирование у детей нравственного сознания, нравственных чувств, навыков и привычек поведения в соответствии с требованиями общества. |
|
5 |
«Телефоны экстренных служб» |
Расширять знание детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. |
|
3 неделя «Семья» |
1 |
«Моя семья» |
Ввести понятие «семья». Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. |
2 |
« Семья – это я!» |
Закрепить знания своих имени, фамилии и возраста, имени родителей. Формировать положительную самооценку, образ Я. (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший). |
|
3 |
«Семья» |
Закрепить знания о членах семьи и ближайших родственниках. Понимать, что в семье все заботятся друг о друге: помогают, дарят подарки, все следят за чистотой в доме. |
|
4 |
«Доброе слово лечит, а худое калечит» |
Формировать у детей потребность в доброжелательном обращении к окружающим, воспитывать у детей доброе отношение к близким, уметь исправлять свои ошибки, прося прошение. |
|
5 |
«Мама – самый дорогой человек на свете» |
Воспитание чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме; развивать желание заботиться о своих самых близких людях. |
|
4 неделя «Мой город (посёлок)» |
1 |
« Что такое улица» |
Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжать закреплять название улицы, на которой находиться дс; дом в котором живут дети; объяснить, как важно знать свой адрес. |
2 |
«Что отличает город от деревни» |
Формировать элементарные представления об отличиях города от деревни. Прививать любовь к родному краю. Воспитывать чувство гордости за свой город. |
|
3 |
«Мой дом, мой город» |
Закрепить знание о домашнем адресе, улице. Познакомиться с родным селом. Продолжать закреплять название родного города, знакомить с его достопримечательностями. |
|
4 |
«Мой край родной» |
Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю. |
|
5 |
«Как избежать беды» |
Познакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности. |
Ноябрь
Тема недели |
№ |
Беседа |
Цель |
1 неделя «Транспорт» |
1 |
«Транспорт моего города» |
Расширять представления о видах транспорта и его назначении. |
2 |
«Берегись автомобиля» |
Расширить представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения. |
|
3 |
«Машины – помощники» |
Расширять представления о видах специального транспорта и его назначении. |
|
4 |
«Правила поведения в общественном транспорте» |
Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте. |
|
5 |
«Дорожные знаки» |
Знакомить детей с основными знаками дорожного движения. |
|
2 неделя «Знаменитые люди» |
1 |
«Праздники» |
Формировать представление о государственных праздниках. |
2 |
«Знаменитости» |
Познакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию. |
|
3 |
«Люблю березку русскую» |
Расширить знания детей о русской красавице – березе. Познакомить детей с красивыми стихами о березе. Расширить знания детей об обычаях и традициях русского народа. |
|
4 |
«Знакомство с русской народной куклой» |
Знакомить с русскими народными промыслами и традициями. Вызвать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию. |
|
5 |
«Моя родина» |
Познакомить детей с изображением государственного флага, государственного герба РФ, государственного гимна. Формировать представление об их происхождении. |
|
3 неделя «Поздняя осень» |
1 |
«Листопад» |
Показать детям многообразие красок золотой осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Вести сезонные наблюдения. |
2 |
«Растительный мир осенью» |
Расширять представление о разнообразии растительного мира. Учить различать деревья и кустарники по внешнему виду. Формировать желание отражать красоту природы в художественно-творческой деятельности. |
|
3 |
«Как дикие звери готовятся к зиме» |
Познакомить детей с подготовкой диких животных к зиме. Показать детям приспособляемость животных к сезонным изменениям в природе. |
|
4 |
«Беседа о перелетных птицах» |
Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представление о перелетных птицах. Учить различать и называть птиц по внешним признакам. Формировать желание наблюдать за поведением птиц. |
|
5 |
«Хмурая осень» |
Познакомить детей с наиболее типичными особенностями поздней осени. Уточнить название и назначение предметов одежды; конкретизировать понятия: глубоко, мелко, тонет, плавает. |
|
4 неделя «Мы дружная семья» |
1 |
«Книга – источник знаний» |
Формировать интерес и потребность в чтении (восприятии книг). |
2 |
«Здравствуй сказка» |
Содействовать правильному восприятию содержания произведения, формировать способность сопереживать героям. Формировать навыки драматизации и театрализованной деятельности. |
|
3 |
«Ты и я с книгой лучшие друзья» |
Поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе. Формировать потребность ежедневного чтения. |
|
4 |
«Наш театр» |
Приобщать детей к миру театра. Вовлекать в ситуацию творчества и игры. |
|
5 |
«Как помириться?» |
Формировать у детей умение анализировать ситуацию общения. Уметь выявлять причины возникновения ссор, познакомить с различными способами выхода из конфликтов. |
Декабрь
Тема недели |
№ |
Беседа |
Цель |
1 неделя «Культура» |
1 |
«Ребенок и книга» |
Воспитывать любовь к книге, стремление к повторной встрече с ней. Сочувствовать и сопереживать героям произведения. Испытывать удовольствие от встречи с поэзией. |
2 |
«Изобразительное искусство» |
Воспитывать эмоционально – эстетические чувства. Формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Развивать художественное восприятие произведений искусств. Подведение детей к пониманию единства содержания (о чем произведение) и некоторых средств выразительности (как изображение) в разных видах искусства. |
|
3 |
«Ребенок и музыка» |
Развивать музыкальный кругозор детей путем их знакомства с музыкальными произведениями (народными, классическими и современными) Развивать представление об элементарных жанрах музыки. |
|
4 |
«Мы танцуем и поем» |
Формировать навыки о всех видах музыкальной деятельности, подводить детей к самостоятельному использованию выученных музыкальных произведений. Развивать песенное и танцевальное творчество детей. |
|
5 |
Знакомство с профессиями артиста, художника, композитора» |
Приобщение детей к восприятию искусства, развитие интереса к нему. Закреплять умение различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картины (репродукция), скульптура (изображение ), здание и сооружение (архитектура). |
|
2 неделя «Наши эмоции» |
1 |
«Радость и грусть». Рассматривание альбома с фотографиями «Эмоции» |
Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями людей, обсудить причины их возникновения учить определять их по внешним проявлениям. |
2 |
«Волшебная сила театра» |
Развивать артистические способности детей. Приобщать детей к миру театра. |
|
3 |
«Театральные профессии» |
Дать представление детям о профессиях, имеющих отношение к театру. |
|
4 |
«Что мы знаем о театре» |
Расширять знания детей о различных видах театра. |
|
5 |
«Театрализованная игра» |
Продолжать развивать интерес к театрализованной игре. Побуждать детей к воплощению в роли |
|
3 неделя «Традиции семьи» |
1 |
«Новый год детям радость принесет» |
Поощрять стремление поздравлять близких с праздником, преподносить подарки. Формировать эмоционально положительное отношение к наступающему новому году. |
2 |
«Новый год у ворот!» |
Закреплять знания детей о традициях Нового года. Пробуждать эмоции и чувства в ситуациях волшебства, сюрприза, неожиданности. |
|
3 |
«Как отмечают Новый год в других странах» |
Расширять знания детей о различных способах поздравлений. Познакомить с обычаями празднования Нового года в других странах. |
|
4 |
« Мы – друзья природы» |
Закреплять у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Уточнить знания детей о ели, как символе Нового года в России. |
|
5 |
«Скоро, скоро, Новый год!» |
Расширять знания детей об обычае наряжать елку игрушками. Познакомить с символами разных годов, китайским календарем. |
|
4 неделя «Новый год» |
1 |
«Путешествие в канун нового года» |
Сообщить детям, что отсчет каждого года начинается с 1 января. Формировать эмоционально положительное отношение к наступающему новому году. |
2 |
«Кому зимой хорошо» |
Вовлекать детей в непринужденную беседу о зимних забавах и занятиях. |
|
3 |
«Как ходят в гости» |
Закреплять правила вежливого поведения. Вызвать интерес к семейным традициям празднования Нового года. |
|
4 |
«Узоры на стекле» |
Развивать творческие способности, воображение. |
|
5 |
«Лесная сказка» |
Закрепить знания детей о лесе, его обитателях. Формировать умение передавать содержание сказки в рисунке. |
Январь
Тема недели |
№ |
Беседа |
Цель |
2 неделя «Живая и неживая природа» |
1 |
«Ура! Зима!» |
Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы. |
2 |
«Зимушка – хрустальная» |
Расширять представления о зиме. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы. |
|
3 |
«Явления неживой природы» |
Расширять представления детей о свойствах воды. Показать простейшие связи между явлениями в природе. |
|
4 |
«Зимние явления в природе» |
Расширять представления о зимних изменениях в природе. Активизировать словарный запас (метель, иней, изморозь). |
|
5 |
«Беседа о домашних животных» |
Закреплять знания детей сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных. |
|
3 неделя «Природа зимой» |
1 |
«Зимушка – зима» |
Закреплять знания о свойствах снега и льда. Учить любоваться красотой зимней природы. |
2 |
«Растительный мир зимой» |
Учить различать деревья и кустарники по внешнему виду. |
|
3 |
«Зимний спорт» |
Знакомить с зимними видами спорта. |
|
4 |
«Зимние игры» |
Знакомить с зимними видами спорта, зимними забавами, развлечениями. |
|
5 |
«Зимние травмы» |
Формировать представления о безопасном поведении людей зимой. |
|
4 неделя «Места, где всегда зима» |
1 |
«Животные Арктики и Антарктики» |
Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики. «Осторожно лед!» |
2 |
«Кто главный в лесу» |
Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе и животных. Формировать представления о безопасном поведении зимой. |
|
3 |
«Зимующие птицы» |
Закрепить понятие «зимующие» птицы. Дать представление о видах питания зимующих птиц. Формировать желание заботиться о зимующих птицах. |
|
4 |
«Как мы заботимся о животных и птицах зимой» |
Расширять представления о жизни животных и птиц в зимнее время года. Формировать желание заботится о них. |
|
5 |
«Как узнать зиму?» |
Обобщать знания детей о типичных зимних явлениях. Воспитывать эстетический вкус, умение любоваться природой. |
Февраль
Тема недели |
№ |
Беседа |
Цель |
1 неделя «Мальчики и девочки» |
1 |
«Мы разные – мальчики и девочки» |
Формирование первичных гендерных представлений. |
2 |
«Что делают наши мамы и папы» |
Формирование у детей представлений о разных профессиях, показать значимость каждой профессии. |
|
3 |
«Игры без ссор» |
Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе. Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш, не дразнить проигравшего. |
|
4 |
«Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком» |
Обогащение представлений детей о различных полах, об отличительных особенностях. Формирование у детей понятия о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, представления о дружбе. |
|
5 |
«Ваши права, дети, и обязанности!» |
Формирование первичных представлений детей об их правах на имя, игру, отдых, семью и уверенность в том, что он хороший, что его любят. |
|
2 неделя «Наша армия» |
1 |
«Наша армия» |
Расширять знания о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. |
2 |
«Будущие защитники» |
Воспитывать патриотические чувства. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины. |
|
3 |
«Военная техника» |
Продолжать знакомить с военной техникой. |
|
4 |
«Военные профессии» |
Знакомить детей с «военными» профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник). |
|
5 |
«Почетное звание – солдат» |
Воспитание уважение к защитникам Отечества, гордость за русских воинов. |
|
3 неделя «Защитники отечества» |
1 |
« Защитники Отечества» |
Продолжать знакомить с «военными» профессиями. |
2 |
«Мужественные профессии» |
Формирование позитивного мнения воспитанников о профессии: пожарного; полицейского; пограничника; летчика, танкиста. |
|
3 |
«Мы любим свою Родину» |
Воспитывать любовь к Родине. |
|
4 |
«Как сражались наши деды» |
Расширять представления о том, как в годы войны храбро сражались и защищали от врагов наши деды, прадеды. |
|
5 |
«Былинные герои» |
Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях. |
|
4 неделя «Идём в гости» |
1 |
«Как можно себя вести и как нельзя» |
Расширение представлений об этических нормах. |
2 |
«Вежливые слова» |
Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. |
|
3 |
«Нечаянно и нарочно» |
Развивать нравственные чувства – сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера. |
|
4 |
Создание ситуаций морального выбора «Как ты считаешь нужно поступить?» |
Воспитание этических норм поведения |
|
5 |
«В гости к книге» |
Воспитывать любовь к книге, развивать литературную речь. Воспитывать бережное отношение к книге. |
Март
Тема недели |
№ |
Беседа |
Цель |
1 неделя «Мамины помощники» |
1 |
«Мама – самый дорогой человек на свете» |
Воспитывать чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме. |
2 |
«Кем работает моя мама» |
Воспитывать интерес к различным профессиям, уделив особое внимание профессии и месту работы мамы. |
|
3 |
«Международный женский день» |
Расширять знания об истории возникновения праздника 8 марта. |
|
4 |
«За что я люблю свою маму и бабушку» |
Развивать умение развернуто отвечать на вопрос. Воспитывать любовь и внимание к близким людям. |
|
5 |
«Зачем дарят цветы» |
Воспитывать представление о том, что цветы являются признаком любви и внимания. |
|
2 неделя «Народная игрушка» |
1 |
«Каков он – русский народ» |
Расширять представление об обычаях русского народа. |
2 |
«Народная игрушка» |
Расширять представление о народной игрушке. Формировать умение выражать эстетические чувства. Расширять представление о разнообразии народного искусства. |
|
3 |
«История возникновения глиняной посуды» |
Расширение знаний детей об истории возникновения народных промыслов изготовления глиняной посуды. |
|
4 |
«Происхождение и история дымковской игрушки» |
Рассказать детям об истории возникновения русского промысла «Дымковская игрушка». |
|
5 |
«Матрешки – народная игрушка» |
Расширять знания о народных игрушках, вызвать эмоциональный отклик. |
|
3 неделя «Народное творчество» |
1 |
«Русские народные праздники» |
Расширять представление детей о народных традициях русского народа. |
2 |
«Русские народные сказки» |
Учить детей делать нравственный вывод из содержания сказок, развивать творческое воображение. |
|
3 |
«Пословицы и поговорки» |
Знакомство с пословицами и поговорками. Приобщать к русскому народному творчеству. |
|
4 |
«Детский фольклор» |
Познакомить с закличками, песенными обращениями к силам природы. |
|
5 |
«Считалки» |
Познакомить, вспомнить считалки. |
|
4 неделя «Культура народов Крыма» |
1 |
«Колыбельные песни» |
Познакомить с разнообразием колыбельных песен. Вспомнить с детьми колыбельные песни. |
2 |
«Приговоры – мирилки» |
Познакомить с разнообразными приговорами – мирилками. Выучить с детьми несколько приговоров – мирилок. |
|
3 |
«Народные промыслы Крыма» ИКТ |
Знакомить детей с народными промыслами нашего края, их разнообразием. |
|
4 |
«Эти мудрые русские сказки» |
Развивать интерес к русским народным сказкам, культуре русского народа. |
|
5 |
«Золотые руки мастеров» |
Познакомить с декоративной росписью; воспитывать уважение и любовь к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору, эмоционально – оценочное отношение к труду мастеров. |
Апрель
Тема недели |
№ |
Беседа |
Цель |
1 неделя «Весна» |
1 |
«Весна идет! Весне дорога!» |
Расширять представление о весне. Развивать умение устанавливать пространственные связи между явлениями живой и неживой природы. |
2 |
«Почему растаял снеговик» |
Расширять представление детей о свойствах снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи. |
|
3 |
«Приметы весны» |
Обобщать знания о весенних изменениях в природе, в жизни птиц и животных. |
|
4 |
«Путешествие ручейка» |
Уточнять представление детей о разных состояниях воды, о природных водоисточниках. |
|
5 |
«Птицы прилетели» |
Расширять знания о перелетных птицах. |
|
2 неделя «Весенние работы» |
1 |
«Как мы весну встречаем» |
Расширять знания о сезонных видах труда. |
2 |
«Огород» |
Расширять представления детей об овощных культурах. Рассказать о труде человека по выращиванию овощей и фруктов. |
|
3 |
«Наша клумба» |
Расширять знания детей о посадке растений, необходимости ухода за ними. |
|
4 |
«Мир комнатных растений» |
Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать по внешнему виду. |
|
5 |
«Международный день земли» |
Расширять представление детей об экологических праздниках. |
|
3 неделя «Опасные животные и растения» |
1 |
«Весной на водоемах» |
Закрепить правила поведения весной на водоемах, предупредить о возможных опасностях. |
2 |
«Войди в лес с другом» |
Формировать положительное отношение к природе, воспитывать защитников природы. |
|
3 |
«В гости к хозяйке луга» |
Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять представление о правилах безопасного поведения в природе. |
|
4 |
«Наши маленькие друзья» |
Расширять представления детей о насекомых, их особенностях, местах обитания. Формировать основы экологической культуры. |
|
5 |
«Опасные насекомые» |
Расширять представления детей об опасных насекомых. Учить различать их по внешнему виду. |
|
4 неделя «Трудолюбивые малыши» |
1 |
«Что мы умеем» |
Помочь детям понять, что они подросли, многому научились; воспитывать желание выполнять простые действия самостоятельно; развивать навыки самообслуживания. |
2 |
«Помогаем взрослым» |
Воспитывать желание оказывать посильную помощь воспитателям, няне, родителям. |
|
3 |
«Цветущая весна» |
Вызвать интерес к миру растений. Закреплять представления о среде обитания растений. |
|
4 |
«Когда цветет сирень» |
Воспитывать любовь к природе. Вызвать желание любоваться красотой весны |
|
5 |
«Мы посадим огород» |
Привлекать детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике. |
Май
Тема недели |
№ |
Беседа |
Цель |
1 неделя «День Победы» |
1 |
«Кто защищает нашу Родину» |
Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. |
2 |
«Какая бывает военная техника? Для чего нужна военная техника?» |
Расширить представления о военной технике. |
|
3 |
«Праздник День Победы» |
Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы. |
|
4 |
«С кем воевали наши солдаты?» |
Познакомить с героями войны и их боевыми подвигами, закреплять знания о том, как люди защищали свою страну. |
|
5 |
«Моя Родина – Россия» |
Вызвать чувство восхищения красотой природы России и тем, что создано руками талантливого русского народа. |
|
2 неделя «Юные экологи» |
1 |
«Солнце в жизни растений» |
Формировать понятия о том, что для жизни растений нужно солнце. Закреплять знания правил поведения в природе. |
2 |
«Фруктовые деревья весной» |
Уточнять и расширять представления о плодовых деревьях. Формировать положительное отношение к природе. |
|
3 |
«Деревья, кустарники и травянистые растения» |
Расширять представления об изменении в мире растений весной. Учить различать по внешнему виду деревья и кустарники. |
|
4 |
«Дикорастущие и культурные растения» |
Уточнять и расширять представления о дикорастущих и культурных растениях. Учить различать по внешнему виду. |
|
5 |
«Лесные опасности» |
Расширять представления детей о ядовитых растениях. Учить различать их по внешнему виду. |
|
3 неделя «Спорт» |
1 |
«Для чего нужен спорт» |
Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к ЗОЖ. |
2 |
«Что мы делаем летом?» |
Знакомить детей с летними развлечениями, видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении летом. |
|
3 |
«Летние виды спорта» |
Познакомить с летними видами спорта. |
|
4 |
«Быть здоровыми хотим. Спорт» |
Обогащать знания о здоровом образе жизни, о влиянии спорта на здоровье человека. |
|
5 |
«В здоровом теле – здоровый дух» – |
Обогащать знания о значении двигательной активности в жизни человека. |
|
4 неделя «Скоро лето» |
1 |
«Скоро лето» |
Расширять представления детей о лете, сезонных изменения в природе. |
2 |
«Сад и огород» |
Формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях. Формировать представления о сезонных работах в саду и огороде. Прививать любовь к труду. |
|
3 |
«Цветы» |
Вызвать интерес к жизни растений. Расширять представления о многообразии цветов. |
|
4 |
«Солнце – друг или враг» |
Расширять представления о пользе и вреде солнца (тепловой и солнечный удар). Формировать основы собственной жизнедеятельности. |
|
5 |
«Лето» |
Формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте летней природы. |
Картотека бесед
по воспитанию нравственности
у детей в средней группе
1
Зачем говорят «здравствуй»?
Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.
2
«Мои добрые поступки»
Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.
3
«Что такое доброта»
Цель: Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки; закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.
4
«Спешите делать добро»
Цель: Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
5
“Если добрый ты…”
Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.
6
«Вежливые слова»
Цель: Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.
7
«Нечаянно и нарочно “
Цель: развивать нравственные чувства – сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.
8
” Учимся прощать своих друзей “
Цель: развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов ” миролюбивый “, ” обидчивый “.
9
” Почему бывают драки? “
Цель: формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.
10
” Фантазеры и лгунишки “
Цель: развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.
11
” Давай помиримся “
Цель: развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения. Учить детей отзывчивости, чуткости.
12
” Хороший друг познается в беде “
Цель: формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.
13
«Как вести себя во время разговора»
Цель: познакомить детей с правилами поведения во время разговора.
( Говори вежливым тоном. Используй «волшебные» слова. Смотри в лицо собеседника. Не держи руки в карманах. Во время разговора не следует, есть. Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения).
14
«Добрый – злой»
Цель: Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.
Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.
15
«Правдивость»
Цель: Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.
16
«Каким должен быть друг»
Цель: Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе. Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях. Учить детей отзывчивости, чуткости.
17
«Будь опрятным и аккуратным»
Цель: Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.
18
«Правда – неправда»
Цель: Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят. Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.
19
«Доброжелательность»
Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить).
20
«Игры без ссор»
Цель: Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе. Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш, не дразнить проигравшего..
21
«Вежливость»
Цель: Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.
22
«Бережливость»
Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.
23
«Взаимопомощь»
Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.
24
«Стремление помочь»
Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости, чуткости.
25
«Щедрость и жадность»
Цель: Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость». Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.
26
«Почему нужно уметь уступать»
Цель: учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.
27
«Ступеньки доброты»
Цель: на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитывать отрицательное отношение к негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.
28
«Лучше добрым быть»
Цель: Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость). Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.