Планы бесед с родителями
1. План беседы с родителями для получения
общих сведений о семье школьника
1. Какой у Вас состав семьи, возраст членов семьи, степень родства?
2. Какое у Вас образование, профессия, где Вы работаете, какой у Вас режим труда?
3. Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением детей?
4. Имеется ли домашняя библиотека, много ли в ней книг для детского чтения?
5. Какие книги любит читать Ваш сын (дочь)?
6. Какие радио- и телепередачи Вы регулярно слушаете, смотрите всей семьей? Обмениваетесь ли впечатлениями?
7. Какие газеты, журналы выписываете? Что выписано специально для ребенка? Регулярно ли он читает свою газету, журнал?
8. Как Вы обычно проводите свободное время, выходные дни?
9. Охотно ли Вы посещаете школу? Помогает ли Вам общение с учителями, классными руководителями?
10. Как Вы оцениваете свои педагогические способности? Занимаетесь ли педагогическим самообразованием, что читаете по педагогической тематике?
11. Какую Вы можете оказать помощь школе, учителю?
2. План беседы по изучению взаимоотношений в семье
1. Есть ли в Вашей семье лидер? Кто это?
2. Какой характер носят взаимоотношения между членами Вашей семьи (доброжелательные, доверительные, рыцарские, командно-авторитарные, безразличные и т. д.).
3. Налажена ли в семье взаимопомощь, действенное участие всех в делах каждого?
4. Случаются ли в семье конфликты? Между кем? В чем Вы видите их причину?
5. Проявляете ли Вы интерес к школьной жизни своих детей? Знаете ли Вы об их взаимоотношениях с учителями, школьными товарищами?
6. Сколько времени каждодневно, в выходные дни Вы общаетесь с ребенком?
7. В каких совместных делах участвуют все члены Вашей семьи?
8. Знают ли дети о Вашей работе, какую продукцию выпускаете, где она используется?
9. Уважительно ли относятся дети к Вашей профессии, выражают ли желание в будущем следовать Вашему пути?
10. Как Вы проводите свой досуг? Участвуют ли в нем Ваши дети?
11. Какие у Вас семейные увлечения?
12. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
13. Какие семейные традиции поддерживаются в Вашей семье? Какое влияние оказывают они на воспитание детей?
3. Беседы с родителями по изучению семейных традиций
1. Какие традиции хранятся в Вашей семье издавна?
2. Какие трудовые традиции сложились в Вашей семье?
3. Как, по традиции, празднуются в Вашей семье красные даты календаря, дни рождения взрослых и детей?
4. Принимают ли дети участие в подготовке семейных праздников?
5. Знают ли дети о боевых и трудовых наградах родителей, дедушек, бабушек; за что они им вручены?
6. Какие традиции Вы считаете вредными?
7. Какие традиции, по Вашему мнению, следует развивать и утверждать в нашем обществе?
8. Какое влияние оказывают семейные традиции на воспитание детей?
4. План беседы по изучению воспитательных
возможностей семьи
1. Кто в семье больше других занимается воспитанием детей?
2. Какова степень участия других членов семьи в воспитании детей?
3. Есть ли в семье единство требований к детям?
4. Что мешает воспитанию детей (недостаток времени, бытовая неустроенность, слабое состояние здоровья и др.)?
5. Оказывает ли кто-нибудь из взрослых членов семьи отрицательное влияние на ребенка? В чем оно проявляется?
6. Какие методы воспитания считаете наиболее эффективными?
7. Пользуетесь ли Вы авторитетом у своего ребенка, его друзей?
8. Считаете ли Вы, что понимаете своих детей, уважительно относитесь к их интересам, творческим попыткам?
9. Рассказывают ли Вам дети о школе, об учителях?
10. Делятся ли с Вами дети своими планами, мечтами, просят ли у Вас совета, помощи в решении вопросов личного характера?
11. Какие трудности Вы испытываете в воспитании сына (дочери): теряетесь перед проявлениями его характера, не умеете найти правильный выход из сложной педагогической ситуации, недостает педагогических знаний и т. д.?
12. Доверяете ли Вы советам и рекомендациям учителей, классных руководителей; помогают ли они Вам в воспитании сына (дочери)?
13. Как Вы повышаете свою педагогическую культуру, овладеваете навыками практической семейной педагогики?
14. Какая помощь в воспитании ребенка Вам необходима со стороны школы?
№ |
Возрастная группа |
Название беседы |
Цель |
1 |
Младшая группа |
1. «Игрушки в жизни детей» 2. «Малыши и книги» 3. «Адаптация ребенка к детскому саду» 4. «Подвижная игра в жизни ребёнка» 5. «Профилактика гриппа, ОРВИ» |
1. Обогащение знаний родителей по правильному подбору игрушек для развития детей 2. Приобщение родителей к развитию у детей интереса к книгам и чтению художественной литературы. 3. Помочь познакомиться друг с другом, снять психологические барьеры в общении. 4. Повышение знаний о важности подвижных игр, их значении, подборе для детей этого возраста. 5. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка. |
2 |
Средняя группа |
1. «Безопасность детей – забота взрослых». 2. « Здоровье всему голова» 3. «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка» 4. «Зачем нужны запреты» 5. «Ты нужен мне, папа!» |
1. Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к основам безопасного поведения на улице и дома. 2. Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. 3. Выявление волнующих вопросов у родителей по теме «развитие творческих способностей у детей». 4. Повысить педагогическую культуру родителей. 5. Обсудить важность роли отца в воспитании ребёнка, повысить педагогическую культуру отцов. |
3 |
Старшая группа |
1. «Детские вопросы: как на них реагировать и отвечать?» 2. «Проблемы компьютерной зависимости» 3. «Нужны ли детям витамины» 4. «Как приучить ребенка к самостоятельности в выполнении режима в семье». 5. «Как воспитывать привычку следить за чистотой своего тела» |
1. Повышение родительской компетентности в воспитании детей. 2. Ознакомить родителей с проблемами компьютерной зависимости детей 3. Повышение родительской компетентности в вопросах здоровья. 4. Активизировать у родителей их педагогический потенциал в интересах полноценного развития личности ребенка. 5. Формирование представлений по воспитанию культурно- гигиенических навыков и навыков по самообслуживанию. |
4 |
Подготовительная группа |
1. «Безопасность на дороге. Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге» 2. «Закаливание не только летом» 3. «Необходимость проведения вакцинации против гриппа.» 4. «Агрессивность ребёнка и как с ней бороться» 5. «Рациональное питание, профилактика авитаминоза» |
1. Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в дс и дома 2. Дать понятие о необходимости закаливания детей круглый год. 3. Предоставить родителям информацию об необходимости вакцинации против гриппа. Объяснить чем опасен этот вирус и его последствия. 4. Оказание теоретической помощи родителям в вопросах воспитания детей. Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. 5. Педагогическое просвещение родителей. |
План – конспект индивидуальной беседы
Тема: «Адаптация ребенка к детскому саду».
Дорогие родители, адаптация ребёнка к детскому саду, что это такое, на ваш взгляд? (ответы родителей).
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением. Многие из родителей замечали, что в период адаптации, по приходу домой детки были чрезмерно подвижны, плаксивы, требовательны или наоборот вялы! У них может пропадать аппетит сон, иногда повышается температура тела. Это способствует понижению иммунитета и приводит к заболеваниям. К сожалению многие родители не знают, что эти явления временны. Поэтому помочь ребенку адаптироваться в новых условиях могут помочь взрослые и, в первую очередь родители. Поэтому я расскажу вам какие несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным условиям. Ребенка приучать к детскому саду нужно постепенно, стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи, соответствующий режиму ДОУ).
В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По истечению 2–3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка, учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.
Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению. Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.
Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром. В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.
Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.
Памятка
Чтобы облегчить адаптационный период своему ребенку, дома необходимо выполнять следующие рекомендации:
1.Соблюдать режим дня – ребенок должен вставать и ложиться в одно и тоже время, спать днем, гулять. Разнообразить меню. Без необходимости не ходить в гости – это лишняя нагрузка на нервную систему малыша.
2. Не допускать длительного просмотра телевизора.
3. При общении с ребенком использовать элементы телесной терапии (объятия, поглаживания, игры с прикосновениями), а также игры с водой с успокаивающим эффектом, например: пусть малыш перед сном наливает и переливает теплую воду из одних пластмассовых сосудов в другие
4. Давать выход эмоциональному напряжению (бросать шарики в корзину, рвать газету).
5. Как можно больше гулять с малышом на свежем воздухе.
6. Пораньше забирать из детского сада.
7. Способствовать формированию у ребенка навыков общения со взрослыми, детьми, игровых навыков – ребенку легче будет занять себя, отвлечься.
8. Рассказывать о детском саде, воспитателях, детях – обязательно в радостных и положительных тонах.
СЕНТЯБРЬ
Название мероприятия |
Цель проведения мероприятия |
Ответственные |
1.Знакомство родителей с режимом дня и сеткой занятий на новый учебный год. Совместная подготовка к новому учебному году. 2.Памятки «Знания и умения детей 5 -6лет». 3.Беседа «Дополнительное образование детей». 4.Консультация «Возрастные особенности детей 5 – 6лет». 5.Информационный стенд «Профилактика коронавирусной инфекции». Памятки для родителей. 6. Выставка совместных работ родителей и детей «Воспоминания о лете». 7. Оформление стенда «Осень. Народные приметы. Наблюдения в природе» |
Взаимодействовать с родителями, создавать условия открытости информации для семей воспитанников. Дать родителям знания о том, что должен знать и выполнять ребенок 5 -6 лет. Познакомить с целями и задачами НОД детей старшей группы. Осведомлять родителей о предоставляемых в детском саду дополнительных образовательных услугах. Познакомить родителей с возрастными особенностями детей среднего дошкольного возраста. Формировать знания родителей о кароновирусной инфекции, профилактических мерах. Привлекать родителей для участия в различных творческих выставках группы и детского сада. Формировать навыки взаимоотношений взрослых и детей. Формировать информационную открытость для семьи с точки зрения непосредственного участника образовательного процесса. |
Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели, родители Воспитатели |
Октябрь
Название мероприятия |
Цель проведения мероприятия |
Ответственные |
1.Консультация «Безопасность детей» 2.Памятки «Советы инспектора Светофорова» 3.Папка – передвижка «Азбука безопасности!» 4. Участие в проекте «Осенняя кладовая» 5.Творческая выставка «Во саду ли, в огороде» 5. Видеоконцерт «Праздник осени» 7.Консультация «Развитие связной речи у детей» 8.Брошюрка «Чистоговорки про осень» 9.Подготовка детей к конкурсу чтецов «Мамочка моя любимая», посвященному празднику Дню Матери. |
Повышение компетентности родителей в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей. Привлекать родителей для участия в педагогических проектах и различных творческих выставках группы и детского сада. Развивать желание родителей взаимодействовать с детским садом. Доставить родителям радость от просмотра праздника, показать уровень подготовленности детей. Познакомить родителей с особенностью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Предложить родителям пособие для занятий с детьми дома. Создание условий для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи. |
Воспитатели Воспитатели, родители Воспитатели, родители, муз. руководитель. Воспитатели Воспитатели Воспитатели, логопед |
Ноябрь
Название мероприятия |
Цель проведения мероприятия |
Ответственные |
1.Папка – передвижка «Профилактика простудных заболеваний», 2.Памятка «Народные средства для профилактики и лечения простуды». 3.Консультация «Польза витаминов» 4.Беседа «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний» 4. Фото выставка «Наши мамы» 5.Поздравительная стенгазета «С Днем Матери!!! 6.Видео концерт в честь «Дня Матери». Видео поздравление с праздником. |
Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. Формирование единого подхода к методам профилактики простудных заболеваний у детей Дать знания родителям о том, какие народные средства можно использовать для профилактики и лечения простудных заболеваний. Дать родителям знания о пользе различных витаминов и в каких продуктах они содержаться. Познакомить родителей с различными формами закаливающих процедур, с методом «Ручеек», проводимым в группе. Доставить радость мамам своей газетой и выставкой фотографий. Взаимодействие с родителями, установление доверительных отношений между родителями и педагогами . |
Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели, муз. руководитель |
Декабрь
Название мероприятия |
Цель проведения мероприятия |
Ответственные |
1.Папка – передвижка «Зимние забавы» 2.Участие родителей в педагогическом проекте «Новый год у ворот» 3.Помощь родителей в подготовке костюмов к Новогоднему празднику. 4.Творческая выставка «Новогодний серпантин», «Новогодняя открытка», «Чудеса в стеклянной банке» 5. Видео просмотр Новогоднего праздника. 6.Консультация «Безопасный Новый год» 7. Фотовыставка «Новый год у ворот» 8.Брошюрка «Игры возле елки» 9. . Участие вместе с детьми в творческих интернет конкурсах. 10. . Оформление стенда «Зима. Народные приметы. Наблюдения в природе» 11.Строительство снежного городка. |
Познакомить родителей с играми – забавами в зимний период. Создание условий для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи. Привлекать родителей для участия в различных творческих выставках группы и детского сада. Развивать желание родителей взаимодействовать с детским садом. Доставить родителям радость от просмотра праздника, показать уровень подготовленности детей. Повышение компетентности родителей в обеспечении безопасности детей во время проведения Новогодних праздников. Предложить поделиться положительным опытом семейного празднования Новогодних праздников. Познакомить родителей с различными играми- забавами вокруг Новогодней Ёлки» Создать условия для совместного творчества родителей и детей. Формировать информационную открытость для семьи с точки зрения непосредственного участника образовательного процесса. Привлекать родителей участвовать в жизни детского сада и группы. |
Воспитатели. Воспитатели Воспитатели, родители Воспитатели, муз. руководитель. Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
Январь
Название мероприятия |
Цель проведения мероприятия |
Ответственные |
1.Консультация «Игра- как средство развития личности ребенка» 2. Папка – передвижка «Значение театрализованных игр в воспитании детей» 3. Мастер – класс для родителей «Игрушка, созданная своими руками» 5. Выставка игрушек детей. 6. Памятки «Как выбрать игрушку для ребенка». 7.Выставка фотографий «Зимние забавы» 8. Беседа «Одежда детей в холодное время года» |
Дать родителям знания о том, какое значение имеет игра в развитии личности ребенка» Познакомить родителей со значимостью театрализованных игр в воспитании ребенка. Показать родителям способы изготовления различных игр и игрушек в домашних условиях из доступных материалов. Наглядно показать большое разнообразие, любимых детьми игрушек Совершенствовать знания родителей в выборе детских игрушек. Предложить родителям и детям рассказать о любимых зимних забавах. Формировать открытость для семьи с точки зрения непосредственного участия семьи в образовательном процессе. Осведомить родителей о том, какой должна быть одежда детей в холодное время года в группе и на улице, о наличии запасной одежды |
Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели, родители Воспитатели |
Февраль
Название мероприятия |
Цель проведения мероприятия |
Ответственные |
1 Консультация «Растим детей патриотами» 2.Папка – передвижка «Каким дети хотят видеть своего отца» 3. Поздравительная газета и подарки для пап и дедушек с Днем защитника Отечества. 4. Творческая выставка «Нашей армии – салют!!!» 5.Открытое развлечение «Папа и я – со спортом друзья» 6.Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей» 7.Круглый стол «Важно, чтобы родители были примером для детей» 8. Фотовыставка «Папа в армии служил» 9. .Подготовка детей к конкурсу чтецов «Красавица зима» |
Дать родителям знания о том, какое значение в воспитании детей имеет патриотическое воспитание. Совершенствовать знания родителей о роли отца в процессе воспитания детей. Доставить папам и дедушкам радость от поздравления с праздником. Активизировать родителей в работу группы по проведению тематической выставки совместных поделок пап и детей. Приобщать пап участвовать в жизни детского сада. Распространить педагогические знания среди родителей, помочь родителям в воспитании детей Выявить и проанализировать информацию о том, какую роль играют папы и дедушки в воспитании детей. Активизировать родителей в работу группы, педагогическая помощь родителям Воспитывать у детей чувство патриотизма, желание в будущем тоже приносить пользу своей Родине. Создание условий для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи. |
Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели, родители Воспитатели, физ.инструктор Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
Март
Название мероприятия |
Цель проведения мероприятия |
Ответственные |
1.. Оформление стенда «Весна. Народные приметы. Наблюдения в природе» 2. Поздравительная газета и подарки для бабушек и мам к Международному женскому дню 8 Марта. 3.Видео просмотр. Праздничный утренник, посвященный дню 8 марта. 4. Творческая выставка «Моя мама мастерица» 5.Фотовыставка «Мамочка моя», «Моя любимая бабушка» 6.Поход в лес «Катание с горки» 7.Консультация «Артикуляционная гимнастика» 8. Брошюрка Артикуляционная гимнастика для детей» 9. Папка – передвижка «Утренняя гимнастика – заряд бодрости на весь день!» |
Формировать информационную открытость для семьи с точки зрения непосредственного участника образовательного процесса. Доставить мамам и бабушкам радость от поздравления. Доставить радость от праздника. Привлекать родителей для участия в различных творческих выставках группы и детского сада, установление доверительных отношений между родителями и педагогами. Привлекать родителей для участия в различных выставках группы и детского сада, установление доверительных отношений между родителями и педагогами. Взаимодействовать с семьями воспитанников. Получить радость от совместного времяпровождения. Дать родителям знания о пользе артикуляционной гимнастики для развития речи детей. Предложить родителям пособие с различными комплексами артикуляционной гимнастики для занятий с детьми дома. Дать родителям знания о пользе утренней гимнастики. |
Воспитатели Воспитатели Воспитатели, муз. руководитель Воспитатели, родители Воспитатели, Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
Апрель
Название мероприятия |
Цель проведения мероприятия |
Ответственные |
1Консультация «Читайте детям книги» 2.Выставка книг «Почитай – ка!» 3.Создание библиотеки в группе. 4. Выставка рисунков «Мой любимый книжный персонаж» 5. Папка – передвижка «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» 6.Беседа «Соблюдаем режим дня дома и в детском саду» 7. Памятка «Как поступать с детским «Я ХОЧУ!» 8.Творческие выставки«Космические дали», «Пасхальный сувенир» 9. Открытое мероприятие для родителей: КВН «Правила дорожные знать каждому положено» |
Показать родителям значимость чтения книг для всестороннего развития ребенка. Показать разнообразие художественной литературы для детей. Предложить родителям создать детскую библиотеку в группе, для того, чтобы была возможность обмена книгами для чтения детям. Привлекать родителей для участия в различных творческих выставках группы и детского сада. Формировать навыки взаимоотношений взрослых и детей. Дать родителям информацию о том, что чтение сказок положительно влияет на всестороннее развитие личности. Дать родителям знания о значимости для детского развития соблюдения режима дня в детском саду и дома, рассказать о необходимости дневного сна для ребенка. Поделиться педагогическими знаниями с родителями. Дать знания о том, как реагировать на детские капризы. Привлекать родителей для участия в различных творческих выставках группы и детского сада, установление доверительных отношений между родителями и педагогами. Показать родителям уровень подготовки детей по ПДД. |
Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели, родители Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
Май
Название мероприятия |
Цель проведения мероприятия |
Ответственные |
1.Анкетирование родителей «Творческое развитие детей» 2. Папка – передвижка «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка», «Каким цветом рисует ваш ребенок?» 3. «Выставка рисунков «Разноцветная планета» 4.Родительский субботник. 5.Консультация «Развитие мелкой моторики у детей» 6.Брошюрка «Пальчиковая гимнастика» 7.Информационный лист «Советы родителям, как вырастить успешного ребенка» 8.День открытых дверей в группе «Посмотрите, как мы живем!» 9Родительское собрание «Наши успехи» 10. . .Подготовка детей к конкурсу чтецов «Веснянка»» |
Выявить, какие вопросы волнуют родителей по теме «развитие творческих способностей у детей». Дать родителям знания о том, что по детскому рисунку можно понять настроение ребенка, его горести и радости. Помочь родителям с помощью детского рисунка увидеть внутренний мир детей. Привлекать родителей участвовать в жизни детского сада и группы, помочь в уборке территории группы и детского сада. Дать родителям знания о пользе развития мелкой моторики для всестороннего развития ребенка. Предложить родителям пособие с различными комплексами пальчиковой гимнастики для занятий с детьми дома. Распространить педагогические знания среди родителей, активизация педагогических знаний родителей. Познакомить родителей с ходом дел в группе, занятиями, режимными моментами. Дать возможность понаблюдать своего ребенка в коллективе, на занятиях. Подвести итоги воспитательно – образовательной работы за учебный год. Дать родителям рекомендации на летний период. Предложить родителям подготовить детей к конкурсу чтецов. Создавать условия для участия родителей в педагогическом процессе. |
Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели, родители Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели, родители |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Детство» комбинированного вида
структурное подразделение детский сад№193
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № 11
НА 2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Воспитатели: Макаренко Олеся Ливьеана
Румянцева Наталья Арсентьевна
Методические рекомендации по организации и проведению бесед
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Цель педагогиче¬ской беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу;оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
Ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Бесе¬да может возникать стихийно по инициативе и родителей и педа¬гога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стре¬миться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В ре¬зультате беседы родители должны получить новые знания по во¬просам обучения и воспитания дошкольника.
Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приво¬дить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекоменду¬ется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Вос¬питателю следует подобрать рекомендации, подходящие для дан¬ной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ре¬бенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характе¬ристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, кото¬рые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Напри¬мер: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные советы.
Алгоритм ведения беседы с родителями
Предварительный этап – создание усло¬вий для эффективной беседы.
• Необходимо оборудовать специальное место (отдельное помещение или специально отгороженное пространство). Мебель лучше располагать так, чтобы соблюдался принцип “на равных”, “глаза в глаза”: два одинаковых кресла, разделенные журнальным столиком (1,5 м друг от друга); желательно неяркое освещение. Также там должны быть вешалка и зеркало.
• Предварительная договоренность о встрече
• Подготовка педагога к беседе: приготовить результаты диагностики, рисунки, работы по аппликации, ручному труду, тетради ребенка; аудио – видеозаписи наблюдений его деятельности.
Технология (правила) ведения беседы.
1. Приветствие. Цель: создать доброжелательную обстановку.
Встретить родителя, проводить в комнату предложить выбрать удобное место. Перед тем как начать беседу, можно пошутить, вы¬сказать свое мнение о погоде и т.д. Если раньше люди не встречались, происходит официальное знакомство: “Как ваше имя и отчество? Как вы хотите, чтобы я вас называла?”
В дальнейшей беседе необходимо каждый раз обращаться к человеку по имени. Это создает условия для индивидуализации контакта, как бы сближает людей.
В ходе разговора нужно обязательно учи¬тывать культурные, национальные особен¬ности человека, его образовательный уро¬вень.
2. Беседа.
Во время беседы педагог сидит на стуле, прислонившись к спинке, в удобной позе, голова немного наклонена вперед. Если инициатором беседы является педагог, то он начинает свое сообщение с положительных откликов о ребенке, затем переходит к цели и предмету разговора.
Для лучшего понимания собеседника ре¬комендуется, внимательно, но незаметно наблюдая за ним, подстраиваться под его позу, темп речи.
Полезно научиться использовать положи¬тельные “открытые” жесты для успешного общения с людьми и избавиться от жестов, несущих негативную окраску. Это поможет вам чувствовать себя уютно в обществе лю¬дей и сделает вас привлекательным для них.
Педагог должен проявлять эмпатию в разговоре (эмпатия – вхождение в душев¬ный мир другого человека), что помогает объективнее оценить ситуацию и разобрать¬ся в ней.
В ходе беседы используется простой, до¬ступный язык, желательно без оценочных фраз (случилось, беспокоит, произошло и т.д.) и без научных терминов.
Очень важно уметь держать паузу, чтобы собеседник смог разобраться в своем пере-живании, осмыслить сказанное.
Если вы “правильно” слушаете собесед¬ника, то у него ослабевают отрицательные переживания, он начинает рассказывать о себе все больше и в результате сам “продви-гается” в решении своей проблемы.
При ответе на вопрос собеседника иногда полезно повторить, как вы поняли то, что случилось, и “обозначить” его чувства.
В основе этих навыков общения лежат гу¬манистические принципы: уважение к лич¬ности собеседника, признание его права на собственные желания, чувства, ошибки, внимание к его заботам.
Во время диалога применяется техноло¬гия обратной связи (повторение и обобще¬ние сказанного). Это дает возможность че¬ловеку понять, как его воспринимает собе¬седник. При этом используются следующие вводные фразы:
– Правильно ли я Вас понял?
– Если я ошибусь, Вы меня поправьте.
У родителей есть право не соглашаться с педагогом. Если воспитатель чувствует та¬кое сопротивление, он отмечает это: “Вам трудно принять… Вам не хочется согласить¬ся …” Таким образом педагог отказывается от стремления переориентировать собесед¬ника и показывает свое желание в чем-то признать его правоту.
Не следует бояться отрицательного отно¬шения родителей к результатам беседы. Главное – вызвать их интерес, переживания и понимание предмета разговора.
Дальнейшая совместная работа поможет достигнуть единого положительного решения.
3. Окончание беседы.
Заканчивая разговор, можно сделать ком¬плимент собеседнику: “Вы умеете разби¬раться в ситуации”, дать понять, что беседа была успешной. Можно порекомендовать встретиться со специалистом, почитать не¬обходимую литературу, пригласить пона¬блюдать за ребенком в детском саду (“Мас¬терская добрых дел”, открытые занятия). Желательно договориться о повторной встрече.
Если беседа затягивается, можно посмот¬реть на часы и остановить разговор фразой: “А вот этот момент требует особого внима¬ния. О нем мы поговорим в следующий раз. Сегодня наше время заканчивается. Спаси¬бо, что пришли”. После этого встать и прово-дить собеседника до дверей.
Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателя. Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим образом (В.А. Петровский).
1-й этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил.
2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т.д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех».
3-й этап – «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.
4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.
Вопросы для анализа после проведения беседы с родителями
1. Какова цель встречи с точки зрения её педагогической значимости для родителей
2. Насколько удачной оказалась организация встречи: этапы её проведения, используемые методы активизации родителей, вызывающие их отклик, интерес и пр.
3. Проанализируйте свой стиль общения с родителями во время встречи. Он был одинаковым на протяжении всей встречи или нет? Общение с родителями носило диалогический характер или свелось к вашему монологу?
4. С какими трудностями вы столкнулись во время встречи? Они не зависели от вас или к ним привели ваши собственные действия? Что помогало или мешало вам с ними справляться?
5. Охарактеризуйте эмоциональную сторону встречи (общая эмоциональная атмосфера, элементы юмора, «развлечения», непринуждённость и пр.)
План работы с родителями в подготовительной группе
Месяц |
Название мероприятия |
Цель |
Ответственные |
Сентябрь |
1. Групповое родительское собрание «Год до школы» |
Знакомство родителей с задачами воспитания и обучения детей на учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей 6-7 лет. *Формирование правильной позиции родителей в оценке готовности дошкольников к обучению в школе и причины неудовлетворительной адаптации ребенка к школьной жизни. |
Воспитатели группы |
2. Анкетирование родителей |
Изучение отношения родителей к проблеме подготовки детей к школе, их ожиданий от ДОУ, выявление индивидуальных особенностей ребенка – будущего школьника. |
Воспитатели группы |
|
3. Консультация «Все о развитии речи» |
Дать родителям необходимые знания о развитии речи старших дошкольников. |
Воспитатели группы |
|
4. Детская творческая выставка рисунков «Мой любимый воспитатель» |
Активизировать родителей и детей в участии в конкурсах. |
Воспитатели группы |
|
5. Папка-передвижка «Зачем рисовать?» |
Показать необходимость рисования для каждого ребенка. |
Воспитатели группы |
|
Октябрь |
1. «Физкульт – ура! Ура! Ура!» /памятки, рекомендации на тему здорового образа жизни, профилактика нарушения осанки, комплексы упражнений/. |
Пропагандировать здоровый образ жизни, познакомить с мерами профилактики нарушения осанки. Предложить комплексы упражнений интересные подвижные игры. |
Воспитатели группы |
2. Тренинг для детей и родителей «Мы вместе» |
Помочь родителям и детям взаимодействовать с доуг другом |
Воспитатели группы |
|
3. Беседа «Правила хорошего тона» |
Соблюдать правила поведения в группе, поощрять теплые взаимоотношения |
Воспитатели группы |
|
4. Консультация для родителей “Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников” |
Познакомить родителей с понятием нравственно-патриотического воспитания |
Воспитатели группы |
|
Ноябрь |
1. Информационный стенд «Конвенция о правах ребенка» |
Знакомить родителей с правами ребенка |
Воспитатели группы |
2. Информационный стенд ««Безопасность на дороге. Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге» |
Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения. |
Воспитатели группы |
|
3. Праздник «День матери» |
Помощь родителей в воспитании любви, уважения к мамам, донести до детей, что дороже мамы никого нет, что мама – самый близкий и лучший друг. |
Воспитатели группы Музыкальный работник |
|
4. Мастерская добрых дел «Кормушки своими руками» (совместная деятельность родителей с детьми). |
Объединить поколения, детей и взрослых, занятых общим делом. Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива. |
Воспитатели группы |
|
5. Папка передвижка «Наша Родина – Россия» |
Привлекать родителей к воспитанию патриотических чувств в детях. |
Воспитатели группы |
|
Декабрь |
1. Выставка рисунков и поделок «Мастерская Деда Мороза» |
Побуждать родителей к совместному творчеству с детьми |
Воспитатели группы |
2 .Консультация «Готовим руку дошкольника к письму». |
Дать рекомендации родителям по подготовке ребёнка к школе. |
Воспитатели группы |
|
3. Праздник «Новый год». |
Вовлечь родителей и детей в подготовку к новогоднему празднику. |
Воспитатели группы Музыкальный работник |
|
4. Наглядно- информационный материал «Что наблюдать в природе зимой». |
Реализация единого подхода детского сада и семьи в организации исследовательской деятельности дошкольников. |
Воспитатели группы |
|
5. Памятка «Агрессивные дети» |
Познакомить родителей с понятием агрессивность, причинами ее появления. |
Воспитатели группы |
|
Январь |
1. Консультация «Режим дня – залог здоровья и успеха в учебе» |
Выявление волнующих вопросов у родителей по теме: «Режим будущего школьника» |
Воспитатели группы |
2. Консультация «Как провести выходной день с ребёнком». |
Предложить родителям ряд мероприятий и приёмов проведения выходного дня с ребёнком. Предложить родителям поделиться опытом друг с другом в воспитании детей. |
Воспитатели группы |
|
3.Индивидуальные беседы «Обучение запоминанию» |
Распространение педагогического опыта по обучению заучивания стихов. |
Воспитатели группы |
|
4. Памятка: «Искусство прощать и наказывать». |
дать рекомендации по воспитанию нравственных качеств ребёнка. |
Воспитатели группы |
|
Февраль |
1. Индивидуальные беседы «Игры и упражнения для развития логического мышления» |
Развитие воспитательного потенциала семьи |
Воспитатели группы |
2. Выставка поделок и рисунков «Мы будущие защитники Родины» |
Демонстрация уважительного отношения к роли отца в воспитании ребенка. Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива |
Воспитатели группы |
|
3. Совместное мероприятие «Папа и я – лучшие друзья» |
Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми; развитие творческого взаимодействия родителей и детей. |
Воспитатели группы |
|
4. Консультация «« В игре готовимся к школе» |
Обсуждение проблем интеллектуальной готовности ребенка к школе. * Знакомство с играми, помогающими увидеть особенности проявления познавательной активности ребенка, его эмоциональной и социальной готовности |
Воспитатели группы |
|
Март |
1. Изготовление атрибутов для спортивного уголка |
Воспитывать желание активно участвовать в жизни группы |
Воспитатели группы |
2. Творческая выставка поделок и рисунков «Все цветы для вас мамы и бабушки» |
Привлечь внимание родителей к творчеству детей |
Воспитатели группы |
|
3. Совместное создание в группе огорода. |
Приобщить родителей к созданию в группе огорода, продолжать знакомство детей с растениями, уходу за ними |
Воспитатели группы |
|
4. Консультация «Развитие творческих способностей ребенка» |
Осветить родителям требования программы по изодеятельности старших групп. |
Воспитатели группы |
|
5. Праздник «8 марта» |
Привлечение родителей к совместной организации праздника |
Воспитатели группы Музыкальный работник |
|
АпрелЬ |
1. Конкурс детского рисунка «Я рисую космос» |
Привлекать родителей к участию в жизни группы |
Воспитатели группы |
2. Оформление информационного уголка * « Воспитание самостоятельности»; * «Уголок ребенка в семье»; * «Правила передачи ответственности»; * «Это нужно для школы» |
Донесение родителям информации об особенностях предстоящей школьной жизни. * Развитие сотрудничества при решении различных проблем будущего школьника. |
Воспитатели группы |
|
3. Привлечение родителей к субботнику на участке группы. |
Способствовать развитию совместной трудовой деятельности детей и родителей. |
Воспитатели группы |
|
4. Консультация «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности» |
Закрепить элементарные правила пожарной безопасности |
Воспитатели группы |
|
5. Консультация для родителей «Лепка из глины как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста» |
Дать родителям знания о необходимости лепки для здоровья ребенка, полезных свойствах глины. |
Воспитатели группы |
|
Май |
1. Организация выставки – поздравления к Дню Победы. |
Привлечь родителей к участию в празднике, воспитывать чувство патриотизма у детей |
Воспитатели группы |
2. Итоговое родительское собрание «А ваш ребёнок готов к школе». |
Дать родителям информацию об уровне готовности детей к школе. |
Воспитатели группы |
|
3. Памятка родителям: «Безопасное поведение детей на дороге.» |
Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в дс и дома. |
Воспитатели группы |
|
4. Фотовернисаж: «Вот и стали мы на год взрослей». |
Вовлечение родителей в подготовку к выпускному вечеру. Укреплять дружеские взаимоотношения в коллективе группы. |
Воспитатели группы |
|
5. Выпускной вечер «До свидания, детский сад!» |
Создать радостное настроение у детей и родителей, получить положительные эмоции. |
Воспитатели группы Музыкальный работник |