Как составить бюджет на месяц и год: руководство с примерами
Финансовый план поможет не остаться без денег в самый ответственный момент.
Основная задача при составлении личного бюджета — не просто свести дебет с кредитом, а грамотно распределить траты так, чтобы в последнюю неделю перед зарплатой не приходилось занимать или жить впроголодь.
Планировать бюджет можно в специальных приложениях или любых таблицах — принцип одинаковый.
Как составить бюджет на месяц
Как правило, основная часть зарплаты выдаётся не в первый день месяца, а 5-го, 10-го или 15-го числа. Поэтому удобнее будет планировать бюджет не на календарный месяц, а на период от зарплаты до зарплаты, например с 10 марта по 9 апреля.
Доходы
Сначала необходимо зафиксировать все финансовые поступления, чтобы понимать, какой суммой вы располагаете. Следует учесть все источники дохода: зарплату, премию, подработки, деньги от сдачи квартиры в аренду и так далее. При нестабильном заработке есть смысл формировать бюджет, когда вы точно будете знать, какой суммой располагаете, например в день поступления денег на карточку.
Расходы
Первыми должны быть вписаны статьи расходов, без которых никак нельзя обойтись. Этот список будет выглядеть примерно следующим образом:
- Продукты (в том числе обеды на работе, если вы едите в столовой).
- Коммунальные платежи.
- Проезд.
- Мобильная связь.
- Интернет.
- Бытовая химия.
Естественно, перечень обязательных платежей будет своим для каждого человека и для каждой семьи. Плату за проезд могут сменить расходы на бензин. Люди с хроническими заболеваниями учтут траты на лекарства. В этот же список попадут выплаты по кредиту, взнос за детский сад и так далее. При этом традиционный поход в кино по субботам и подобные статьи расходов обязательными не являются.
Возьмите за правило каждый месяц откладывать деньги в «стабилизационный фонд». Это может быть фиксированная сумма или процент от дохода.
С оставшейся после вычета обязательных трат суммой можно поступить двумя способами:
- Вы распределяете деньги на развлечения, одежду и разные приятности.
- Вы делите оставшуюся сумму на количество дней в месяце.
С первым способом всё понятно: вы определяете, что 3 000 рублей потратите на кино, ещё столько же — на одежду и так далее. Второй метод стоит рассмотреть поподробнее.
Допустим, у вас осталось 15 500 рублей, а в месяце — 31 день. Значит, ежедневно вы можете тратить 500 рублей. При этом обязательные расходы уже учтены в бюджете, поэтому эти деньги рассчитаны только на приятные траты или форс-мажорные обстоятельства. Соответственно, если вы расходуете больше этой суммы в день, то уходите в минус, и в конце месяца придётся затянуть пояс потуже. Если вы не тратите ничего, то в течение двух недель накопите 7 000 рублей, которые можно потратить на что-то крупное.
Оставшиеся в конце финансового периода деньги можно прокутить или отложить. Первый путь приятный, второй — рациональный.
Как спланировать бюджет на год
Годовой финансовый план будет нуждаться в регулярной корректировке и по расходам, и по доходам, поэтому все столбцы в нём нужно создать в двойном экземпляре: прогноз и фактический показатель.
Доходы
Если у вас постоянный доход
При фиксированном размере заработка вы просто вписываете в раздел доходов зарплату и прочие стабильные поступления. Единственное, что прервёт привычный ход вещей, — отпускные. Обычно перед отпуском выдают деньги за дни, в течение которых вы будете отдыхать, но потом вы недосчитаетесь некоторой суммы в зарплате. Но в целом на этапе прогноза, особенно если составляете бюджет в первый раз, достаточно будет для всех месяцев использовать только размер зарплаты.
Если у вас непостоянный доход
При нерегулярных поступлениях есть три пути прогнозирования доходов:
1. Вы уверены, что ежемесячно будете получать достаточную для жизни сумму, хотя и не знаете её точного размера.
Вычислите свой средний доход и используйте его для расчёта. Если заработаете в каком-то месяце больше прогнозируемой суммы, перемещайте излишек в копилку. В неё вы залезете, если заработаете меньше среднего.
2. У вас нет постоянного дохода, и вы не уверены, что будет.
За основу для расчётов лучше взять минимальный доход. В этом случае планирование бюджета станет задачкой со звёздочкой, зато и финансовых неожиданностей не будет.
3. Часть вашего дохода стабильна, но точный размер заработка прогнозировать сложно.
Например, вы получаете фиксированный оклад, а наличие премии зависит от многих факторов. Тогда стоит распланировать бюджет так, чтобы стабильный заработок покрывал все первостепенные нужды, а на остальное будете тратить по ситуации.
Не забудьте учесть доходы, которые вы получаете нерегулярно: квартальную премию (раз в три месяца), возвращение налогового вычета (раз в год) и так далее.
Для примера возьмём ситуацию, когда большая часть дохода стабильна — это оклад. Минимальная премия составляет 3 000 рублей, этой цифрой и будем оперировать в прогнозе. Также отметим, что на юбилей в августе должны подарить не менее 20 000 рублей: родители обещали 15 000, друзья наверняка подарят не меньше 5 000.
Расходы
При планировании расходов запишите в столбцы месяцев обязательные траты: на еду, коммунальные услуги, проезд, мобильную связь, бытовую химию и так далее. Учтите, что зимой коммунальные платежи больше из-за отопления, а на мобильную связь, например, в мае вы потратите больше, так как собираетесь в отпуск. Эти изменения должны быть вписаны в бюджет.
Так, в примере видно, что в марте отопительный сезон закончился, поэтому последний увеличенный платёж за ЖКУ запланирован на апрель. Также отражён отпуск в мае. Составитель бюджета планирует поехать на три недели в гости к бабушке. Билеты уже куплены, поэтому эту трату учитывать нет смысла. ЖКУ считается по нормативам и не изменится.
При этом наш герой в течение трёх недель не будет тратиться на проезд. А расходы на еду он сократил в два раза: неделю он будет есть дома, а также возьмёт на себя часть расходов на продукты у бабушки.
Следующий шаг — фиксация обязательных, но нерегулярных трат. Допустим, в мае вам надо переоформить ОСАГО, в ноябре — заплатить налог за квартиру и машину, в мае у вас отпуск, в августе — юбилей, а в декабре заканчивается абонемент в спортзал. Отдельно учтите необходимость купить подарки на праздники.
Крупные расходы можно планировать двумя способами:
- Изыскать из месячного бюджета всю сумму целиком.
- Разделить её на несколько месяцев.
Герой примера воспользовался первым способом для планирования расходов на юбилей и вторым — для ОСАГО.
Осталось учесть в бюджете накопления и вычислить остаток. В примере на развлечения, по прогнозу, остаётся 8 020 рублей (258,7 рублей в день).
Корректировка бюджета
Ежемесячно после получения дохода из всех источников бюджет придётся корректировать, чтобы определиться с суммой, которая действительно есть на руках. По мере появления информации стоит также учитывать изменение расходов.
Человек из примера получил премию больше, чем рассчитывал.
Он также потратил чуть меньше на еду и мобильную связь, чуть больше — на ЖКУ. В итоге после всех обязательных вычетов у него на руках остаётся 12 535 рублей (404,3 рубля в день), что почти в два раза больше предыдущего результата.
Стоит помнить, что даже если вы крайне дисциплинированно придерживались финансового плана, составленного с учётом всех мелочей, обстоятельства могут серьёзно скорректировать бюджет. Потеря работы, повышение и прибавка к зарплате, рождение ребёнка — всё это потребует внесения серьёзных изменений в финансовую стратегию. Но даже плохо составленный бюджет лучше, чем вообще никакого.
Какого бы размера ни была компания, она стремится заработать деньги и потратить их на развитие бизнеса. Важно правильно корректировать финансовые потоки, составлять сметы, разбираться, куда уходят деньги фирмы, чтобы не допустить банкротства и работы в минус. Для этого требуется система бюджетирования предприятия, в статье мы расскажем, что это такое и как этим пользоваться.
Описание
Так называют обширный процесс по формированию и делению финансов, изменению имеющихся планов в соответствии с новыми фактами, управлению деньгами на основе различных показателей.
Бюджетом называют общность всех доходов и трат в любой компании. От его размера зависит, насколько успешным будет завод или магазин, и как он станет функционировать.
Понятие бюджетирования затрагивает не только юридических лиц, но и обычных граждан. Каждый отдельный человек контролирует собственные заработки и траты. Кроме того, он способен двигать и влиять на экономику государства совместно с миллионами таких же людей. Любой вправе предлагать идеи для расходования из казны государства.
Для жизни завода или офиса, любой формы деятельности жизненно необходимо грамотно распределять денежные потоки. Следует эффективно управлять текущими возможностями, чтобы преумножить будущие.
Бюджетирование — это метод понять и проанализировать, на что уходят финансы в течение периода.
Что включает в себя система: ее задачи
Все основано на планах и деньгах: собственных или заемных. При помощи распределения можно заранее узнать, как будут уходить средства в течение года, месяца или пятилетки.
Бюджетирование способствует правильной организации финансов, обдумыванию их движения. Для этого используется анализ настоящей деятельности и состояния. Если тщательно подходить к этому вопросу, удастся принимать наиболее эффективные решения относительно развития предприятия.
Выделим 5 основных задач, с которыми можно справиться с помощью грамотно выстроенного бюджета.
Текущее планирование
Это инструмент, который позволяет найти наиболее рациональные пути использования имеющихся трудовых, материальных и иных ресурсов. Если в фирме не занимаются этим, то и успешной деятельность компании назвать нельзя.
Но непрофессиональный план не учитывает целей бизнеса, а также не может стать главным для разбора и принятия решительных действий. Важно, чтобы документ составлялся знающим человеком на основе реальных данных и не для отчетности, а для практического использования. Такая документация после всех расчетов покажет, сколько реально денег у предприятия для всех проектов.
Составленный финансовый отчет в идеальных условиях должен захватить не только краткосрочные, но и далекие перспективные направления.
Готовые решения для всех направленийСклады
Ускорьте работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара. Узнать больше Магазины
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара. Узнать больше Маркировка
Обязательная маркировка товаров – это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя Узнать больше Онлайн-торговля
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты. Узнать больше Учреждения
Повысьте точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь. Узнать больше Производство
Повысьте эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей. Узнать больше RFID
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок. Узнать больше ЕГАИС
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта. Узнать больше Сертификация для партнеров
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов.. Узнать больше Инвентаризация
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса. Узнать больше Показать все решения по автоматизации Оборудование |
||||
Терминалы сбора данных | Принтеры этикеток | Мобильные принтеры | Микрокиоски (прайс-чекеры) | Сканеры штрихкода |
Насколько обоснованы затраты
Серьезный пункт, который отвечает на вопрос «куда потратили деньги». Любую статью для расходования необходимо обосновать и подтвердить ее целесообразность.
Оформление базы для анализа
В такой отчетности легко разобраться. Она позволяет понять, насколько правильными были конкретные траты, какие из проектов оказались успешными. С ее помощью можно строить дальнейшие цели с учетом ошибок прошлого. Своевременные корректировки улучшают финансовые показатели.
Повышение эффективности
Если профессионально вести бюджетирование, то повышается производительность, развиваются прибыльные направления и минимизируются бессмысленные затраты. Рекомендуется посвящать руководителей среднего звена в дела и планы компании, чтобы они были мотивированы на достижение результатов.
Выявление и минимизация рисков
В смете обязательно становится видно все бизнес-нюансы. Можно вовремя остановить развитие направления, если оно не приносит должного результата. Слишком рискованные операции оказываются под вопросом и выполняются в последнюю очередь.
Бюджетное управление и его особенности
Грамотно построенное бюджетирование позволяет добиться сразу нескольких целей:
- регулярно планировать деятельность в зависимости от показателей;
- утверждать планы, которые помогают экономить и разумно расходовать финансы;
- изучить основы инвестиций, внедрить их, как дополнительный источник дохода, оптимизировать имеющиеся каналы инвестирования;
- оценка текущего состояния для оперативного принятия мер по улучшению;
- проверка необходимости запуска запланированных проектов в зависимости от полученной прибыли;
- эффективно использовать ресурсный потенциал;
- укрепить финансовую позицию и дисциплинированность;
- улучшить мотивацию молодых специалистов и их стремление к достижению высоких результатов;
- отработка системы постановки и выполнения задач;
- проверка следования законодательству и договорным обязательствам.
В перечне мы указали только основные цели, которые позволяет достичь правильно спланированное бюджетирование. Этот процесс играет важную роль.
Какие функции выполняет
В любой компании есть задачи, которые легче оптимизировать и решить после введения контроля за денежными потоками. Они отличаются в разных сферах деятельности, но составление плана будет выполнять функционал одинаковой направленности:
- планирование;
- учет;
- контроль.
На примере: предприятие должно запланировать свои действия, учесть затраченные ресурсы и полученную прибыль, проконтролировать выполнение.
Важные составляющие системы бюджетирования
Это совокупность действий, которые направлены на повышение производительности и эффективности работы. Правильное применение позволяет оперативно достигать поставленных задач.
Системный подход обеспечивает скоординированную работу разных подразделений ради достижения общих целей и выведения показателей экономики на новый уровень.
Применение бюджета дает массу достоинств:
- Через анализ фактической деятельности можно спланировать путь и направленность, как будет развиваться отдел или весь завод целиком. Сюда включаются как микрозадачи, так и их комплекс, ориентированный на улучшение позиций фирмы на рынке.
- С помощью показателей легче оценивать текущее состояние и определить слабые участки, которые нуждаются в доработке.
- Можно контролировать и корректировать работу всех отделов и работников. В смете указывается их профессионализм и образование, это можно задействовать для проверки профподготовленности и соответствия занимаемой должности.
- Корректировать после соотношения и анализа отдельных уровней расходов. Это поможет быстрее повысить производительность и прибыль, сократить издержки на не основные цели.
- Становится реально применять процесс бюджетирования сверху вниз — это способ управления, когда младшее руководство практически не привлекаются к обсуждению проблем и задач фирмы. Так учитывается цель компании, но не удается избежать сложностей с установкой отдельных бюджетов: высшее руководство редко знает о ситуации на местах.
Бюджетный цикл: что это, какие этапы включает
Так называют отдельный период планирования и распределения доходных и расходных статей. Это цикличное действие, повторяться оно будет с периодичностью, которую установят на предприятии.
Важно соблюдать последовательность этапов бюджетирования, но для чего это нужно? Чтобы не допустить путаницы, контролировать все изменения, наладить производство и увеличить прибыль.
Каждый раз это действие содержит 3 фазы:
- Планирование. Изучается текущее состояние организации, составляется план и даты ближайших плановых корректировок. Учитываются возможные риски и обозначаются стороны для развития. Разрабатывается список целей, которых должна достичь компания в течение определенных месяцев или лет.
- Реализация. Способствует продвижению запланированного, если следовать документации. Необходимо «держать руку на пульсе» и своевременно корректировать действия в случае непредвиденных результатов или снижения эффективности предприятия. Советуем отслеживать все факторы, которые могут влиять на итог. Большая смета делится на несколько маленьких, которыми проще пользоваться, с небольшим прогнозируемым сроком. С их помощью становится легче устранить проблему и скорректировать финансовые потоки.
- Завершение. Подводятся итоги проведенной работы. Анализируются показатели в начале периода и в конце. Сравниваются фактические и плановые данные. Плохо, если между фактом и планом большая разница, значит, компания работала неэффективно или смета составлена неверно.
Виды и методы бюджетирования на предприятии: с чего начать
Существует 3 главных разновидности. Их строят исходя из:
- финансов;
- операций;
- инвестиций.
В первый формируются все предстоящие доходные/расходные процедуры, в него включаются расчеты прибыли, перемещений финансов и других планов относительно наличных и безнала. Это главный вид, цель которого заключается в планировании распределения денег внутри организации. Создавать и контролировать его необходимо, чтобы обеспечить платежеспособность и прибыль фирме, не допустить дефицита.
Вторая разновидность содержит:
- сметы по конкретным направлениям деятельности;
- косвенные налоговые траты;
- баланс ликвидного имущества;
- бюджеты производственных мощностей;
- затраты на коммунальные услуги;
- амортизация;
- расходы на хозяйство.
Если финансовый план выражает общий ход средств, операционный отвечает за конкретные направления с цифрами.
Инвестиционный подвид включает в себя все, что относится к инвестированию. Среди прочего это:
- создание новой продукции;
- планирование по открытию рынка и завоеванию сегмента;
- строительство и обеспечение всем необходимым нового отделения;
- покупка и запуск техники;
- постройка объектов любого назначения.
Бюджетирование не может начинаться с одного вида планов. Если вы задаетесь вопросом, как составить бюджет организации, мы рекомендуем провести анализ работоспособности и продуктивности, прописать сметы по каждому. Необходимо хранить отчет по всем направлениям, это положит начало составлению глобальной отчетности комплексно по заводу и отдельно по подразделениям.
Процесс ведется с целью увеличения реальных результатов от деятельности. Предприятие чаще ориентируется на собственные принципы, ищет подходящие пути. Допускается обойтись без четкой детализации мелких или побочных ответвлений. Но расчеты проводить необходимо, чтобы не допустить ухудшения финансовой ситуации.
Бюджет организации и его состав
В широком понимании это учет всех активов. При более тщательном разборе это множество документов, результатов и анализа, которые позволяют составить несколько смет для планирования дальнейшей работы.
О главных типах мы говорили выше. Состав проще представить в виде небольшой схемы:
Приток ДС | Бюджет | Меняется долг по поставщикам и оплате труда | Смена объемов запасов сырья и материалов | Бюджет по производству | Меняются объемы запасов готовой продукции | Бюджет по отгрузке | Меняется долг по покупателям |
Обычно цепочка представлена в виде простой структуры:
- Оплата — создание — транспортировка потребителю — на условиях предоплаты.
- Производство — передача клиенту — погашение задолженности — при выплате по факту.
Готовые решения для всех направлений
Ускорьте работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Узнать больше
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Узнать больше
Обязательная маркировка товаров – это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя
Узнать больше
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Узнать больше
Повысьте точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Узнать больше
Повысьте эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Узнать больше
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Узнать больше
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Узнать больше
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Узнать больше
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Узнать больше
Показать все решения по автоматизации
Разработка запланированного бюджета организации: пошаговая инструкция
Технология его создания — процесс нелегкий, особенно если компания большая. Необходимо пройти несколько стадий, пропускать которые нельзя, чтобы не допустить появления ошибок, которые невозможно устранить.
Рекомендуем придерживаться простой схемы:
- Изучить спрос на товары/услуги фирмы, оценить нишу на рынке, сезонность и платежеспособность покупателей.
- Учесть коммерческие расходы. Включить сюда затраты на рекламу, раскрутку, маркетинг. Выбрать только эффективные методы.
- Составить бюджет процесса производства. Уделить внимание производственным мощностям, износу оборудования. При необходимости заложить замену, модернизацию или ремонт техники.
- Организовать управленческие затраты. Зарплата, траты на коммунальные услуги, операторов связи и интернета, оснащенность рабочих мест.
- Сформировать отчет по доходным и расходным статьям. Учесть текущие данные, отвести время на разбор и планирование сметы по слабым местам предприятия, спланировать дальнейшую работу с учетом планов.
Плюсы/минусы бюджетирования
Как и любое иное явление, бюджет имеет свои достоинства и недостатки. Среди положительных сторон стоит отметить:
- отлично влияет на работников, мотивирует;
- помогает координировать работу;
- позволяет своевременно анализировать текущее состояние и вносить коррективы;
- возможность учиться на прошлых периодах и их результатах;
- ресурсы распределяются более рационально;
- способ сравнить запланированные и реальные итоги.
Но есть и отрицательные стороны:
- один и тот же план воспринимается разными людьми различно;
- не все менеджеры достаточно подготовлены для анализа финансовых показателей;
- система может оказаться сложной, а ее создание — дорогостоящим;
- планирование требует повышения эффективности труда, а сотрудники, боясь не достигнуть нужного уровня производительности, теряют мотивацию и снижается их работоспособность;
- если достижение будет слишком сложным, никто не поверит в его выполнимость, выполнение затормозиться.
Организация бюджетирования
Бюджет составляется на определенный период времени, это цикличная величина — год, полгода, три месяца. Размер устанавливается фирмой. Внутри одного большого плана есть подпериоды.
Важно все организовать так, чтобы аппарат управления и структурные подразделения своевременно получали регламенты и инструкции с обязанностями каждого. Также регулярно должна поступать обратная связь — отчетность. Это необходимо для внесения коррективов.
Формирование и составление бюджета предприятия
Весь процесс проходит в несколько этапов:
- определение общих целей фирмы;
- выявление ожидаемых значений показателей деятельности;
- утверждение расчетов;
- создание планов действий на уровне функциональных центров и подразделений;
- оформление и консолидация;
- изучение составленных документов на заседании бюджетного комитета, утверждение без изменений или с корректировками;
- ознакомление всех исполнителей под роспись.
В эту схему входит все, что необходимо выполнить для получения готовой сметы. Начинают утверждать с макроплана и общих задач всей организации, постепенно переходя на отделы и филиалы.
Ведение и корректное управление любым бюджетом компании
Для этого часто используют подходящее ПО, которое облегчает расчеты, самостоятельно формирует отчеты и выявляет недостаточность финансирования.
Это не просто составленный план, в соответствии с которым выделяются средства на реализацию. При грамотном подходе это руководство к действию, которое может корректироваться в случае появления новых обстоятельств, влияющих на положение на рынке.
Желательно проводить автоматизацию части процессов. Начинается это с установки ПО и введения нового для фирмы аппарата денежного управления, который будет иметь доступ во все отделы и ко всем документам. Назначаются руководители ЦФО и люди, которые будут отвечать за дальнейшее ведение дел.
Планирование бюджета организации или предприятия: что это такое
Это необходимый для оптимизации путь. Он выражается в объединении финансового, общего и оперативного плана, контроле по его исполнению и анализе итогов. Составление можно перевести в автоматический режим при помощи ПО.
В условиях постоянного появления новых заводов и офисов конкуренция становится шире. Постоянно нужно развиваться, меняться под ожидания потребителей, делать выводы и изменять концепции при необходимости. Наличие заранее спланированной сметы по расходам и доходам позволяет быть уверенным в завтрашнем дне, знать, на что хватит прибыли, а от чего стоит пока отказаться.
При помощи планирования можно избежать больших потерь, производственных простоев и дыр, задержек по оплате работникам и поставщикам. Становится реальным участие в инвестиционной деятельности, а обновленная техника способствует отрыву от конкурентов.
Оборудование |
||||
Терминалы сбора данных | Принтеры этикеток | Мобильные принтеры | Микрокиоски (прайс-чекеры) | Сканеры штрихкода |
Как устанавливается система бюджетирования, подготовка и защита бюджета с участием ЦФО
Внедрение происходит с помощью центров ответственности. Важно придерживаться этапов, которые должны подстраиваться под конкретную сферу производства, размеры организации и другие особенности.
Основные фазы:
- разрабатываются основные принципы построения системы;
- прорабатывается финансовая структура, назначаются ответственные лица, организуются ЦФО;
- создается модель смет и общая схема их формирования;
- разрабатывается нормативная база, согласно которой будет регламентироваться бюджетирование;
- автоматизируется весь процесс;
- проводятся организационные изменения — создается аппарат с руководителями и специалистами.
С чем придется столкнуться: трудности и подводные камни
Важно понимать, что если у руководства нет практического опыта по внедрению подобных изменений, лучше пригласить специалистов. Так получится избежать фатальных ошибок в организации.
Есть несколько сложностей, с которыми придется столкнуться, если формировать все самостоятельно:
- Занижение доходов. Иногда сложно заранее спрогнозировать дальнейшие действия, но если постоянно указывать меньше возможных реальных цифр, начнутся несоответствия в бухгалтерии.
- Обратная ситуация. Частое указание слишком больших статей доходной стороны приведет к тому, что впоследствии придется срочно урезать некоторые части расходов либо искать дополнительные инвестиции.
- Отдел. Когда деятельность оказывается на стыке разных департаментов, о ее результатах могут забывать. Это создает дополнительные сложности с пересчетом.
Если бюджетирование оказывается слишком сложным или на него не хватает времени, можно обратиться в «Клеверенс». Сотрудники помогут определить основные задачи и цели бизнеса, а также выявить сферы роста. Они подберут оборудование и ПО, которое облегчит планирование.
Заключение
Мы разобрали основы бюджетирования предприятии на примерах, прошли по пути его формирования, изучили его преимущества и недостатки. Стоит помнить, что успешно действовать без заранее составленного плана невозможно. Всего несколько циклов без сметы и производительность значительно упадет, слабые места производства начнут преобладать над сильными, прибыль уменьшится. Рекомендуем обязательно составлять бюджет и придерживаться его пунктов, чтобы постоянно повышать эффективность труда и прибыльность проекта.
Количество показов: 74044
Немалую роль в контроле и оценке деятельности компании играет процесс бюджетирования, который включает в себя планирование, сбор факта и анализ полученных отклонений от плана. План помогает руководителям ставить перед собой и своими подчиненными четкие цели, а факт показывает, как организация справляется с достижением поставленных задач. В статье рассмотрим процесс бюджетирования в группе компаний (ГК), деятельность которой включает несколько направлений: оптовые продажи через склад, розничные продажи в магазинах, содержание и сдача в аренду зданий, находящихся в собственности компании.
ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
Бюджетирование — процесс формирования, утверждения и исполнения бюджетов, контроля выполнения бюджетных показателей с целью эффективного управления финансовыми ресурсами.
Бюджет — финансовый план/факт бюджетного периода, охватывающий все стороны деятельности компании и входящих в ее состав бизнес-подразделений, в котором отражены:
- доходы и расходы (Бюджет доходов и расходов, БДР);
- размеры поступлений денежных средств и порядок их расходования (Бюджет движения денежных средств, БДДС);
- динамика активов и обязательств (Управленческий баланс, УП).
При формировании бюджетов нужно придерживаться следующих принципов:
- формирование Бюджета доходов и расходов на основе принципов начисления — отражение доходов и расходов не в момент получения/уплаты денежных средств (кассовый метод формирования БДР), а в момент их фактического возникновения, то есть на основе первичных бухгалтерских документов.
Один из ярких примеров некорректности ведения БДР кассовым методом — отражение заработной платы, которая зависит от выручки за месяц, не в месяц ее начисления, а по факту выплаты.
В итоге при сильной сезонности (например, всплеск продаж в декабре и резкий спад выручки в январе) мы сильно искажаем финансовый результат сразу двух периодов: в декабре ставим заниженные затраты при высокой доходности, а в убыточный январь добавляем повышенные премии за декабрь;
- прозрачность управленческой отчетности — финансовый результат по БДР формируется на основе данных, занесенных в информационную управленческую базу (желательно по принципу двойной записи). В таком случае чистая прибыль по БДР равняется сальдо на счете 99 после запуска процедуры «закрытие периода» и достоверность полученного в БДР финансового результата легко проверить;
- унификация форм отчетности — единая форма основных бюджетов (БДР, БДДС и УП) для ЦФО любого уровня, единый справочник статей для Бюджета доходов и расходов и Бюджета движения денежных средств. В итоге мы легко можем трансформировать плановый БДР в БДДС, сравнить эти бюджеты, быстро выявить нестыковку в данных.
Предположим, счет на какие-то услуги в БДДС уже оплачен, но первичные бухгалтерские документы по нему не предоставлены. Следовательно, в БДР получаем заниженные затраты и завышенный финансовый результат;
- сохранение преемственности принципов формирования бюджетов с целью накопления статистических данных: список статей бюджетов не пересматривается, принципы разнесения расходов по ЦФО неизменны с определенного года. В результате легко сравнивать финансовые показатели подразделений по периодам, есть хорошая статистическая база за прошлые годы для планирования бюджетов на следующий год;
- четкое соблюдение установленных лимитов — все платежи в компании проводят в рамках лимитов, установленных в БДДС. Лимиты на месяц не должны превышать принятый годовой план по статьям.
Важный момент: любое увеличение лимитов должно быть согласовано с генеральным/финансовым директором. Это приучает сотрудников компании к финансовой дисциплине, мотивирует их добросовестно подходить к процессу бюджетирования.
ФОРМЫ БЮДЖЕТОВ КОМПАНИИ
Группа компаний имеет внутренние взаиморасчеты и работает по трем основным направлениям:
- оптовая продажа с региональных складов, которая предусматривает доставку товаров до клиента;
- розничная продажа в магазинах, которая состоит из двух типов работы с товаром:
– товары, приобретенные по обычному договору купли-продажи;
– товары, реализуемые в магазинах по договорам комиссии (оплата происходит только после продажи товара конечному покупателю);
- сдача в аренду собственных площадей (в том числе под магазины своей сети).
Представим основные бюджетные формы группы компаний: Бюджет доходов и расходов (табл. 1), Бюджет движения денежных средств (табл. 2), Управленческий баланс (табл. 3).
Таблица 1. Бюджет доходов и расходов
Код |
Статья БДР |
Формула |
---|---|---|
2000 |
ВЫРУЧКА |
= 2120 + 2130 + 2200 + 2500 |
2120 |
Выручка от реализации товаров |
|
2130 |
Комиссионное вознаграждение от продажи товаров |
|
2200 |
Выручка от реализации услуг |
= 2210 + 2220 |
2210 |
Выручка от реализации услуг внешним контрагентам |
|
2220 |
Выручка от реализации услуг внутренним контрагентам |
|
2500 |
Выручка от прочей основной деятельности |
|
3000 |
СЕБЕСТОИМОСТЬ |
= 3100 + 4300 |
3100 |
Себестоимость товаров |
|
4300 |
Транспортные расходы до склада |
|
ВП |
ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ |
= 2000 – 3000 |
% ВП |
Рентабельность по валовой прибыли |
= ВП / 2000 |
ОР |
ОПЕРАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ |
= РП + ТР + 4400 + 4600 + РВП + 5200 + 5300 + 5400 + 5500 + 5600 – 6000 + 7000 |
РП |
Расходы на персонал |
= 5110 + 5140 + 4110 + 4120 |
5110 |
ФОТ Окладная часть |
|
5140 |
Внешний персонал |
|
4110 |
ФОТ Премиальная часть |
|
4120 |
Налоги на ФОТ |
|
ТР |
Транспортные расходы |
= 4200 + 4700 |
4200 |
Транспортные расходы до клиента |
|
4700 |
Транспортные расходы внутреннее перемещение |
|
4400 |
Потери, выявленные при инвентаризации |
= 4410 – 4420 |
4410 |
Потери |
|
4420 |
Излишки |
|
4600 |
Расходы на ГСМ |
|
5200 |
Расходы на содержание имущества |
= 5210 + 5220 + 5230 + 5240 |
5210 |
Аренда имущества |
= 5211 + 5212 |
5211 |
Аренда имущества |
|
5212 |
Аренда земли |
|
5220 |
Коммунальные услуги |
= 5221 + 5222 + 5223 |
5221 |
Коммунальные услуги, электроэнергия |
|
5222 |
Коммунальные услуги, тепло |
|
5223 |
Коммунальные услуги, вода и т. д. |
|
5230 |
Охрана и обеспечение безопасности |
= 5231 + 5232 + 5233 |
5231 |
Обслуживание ОПС и АТС |
|
5232 |
Ремонт ОПС и АТС |
|
5233 |
Охрана |
|
5240 |
Ремонт и содержание имущества |
= сумм(5241…5250) |
5241 |
Ремонт и техобслуживание транспорта |
|
5242 |
Ремонт ОС |
|
5243 |
Клининг |
|
5244 |
Обслуживание энергосистем |
|
5245 |
Расходные материалы для обслуживания зданий |
|
5246 |
Вывоз мусора, уборка территорий |
|
5250 |
Прочие расходы по содержанию помещений |
|
5300 |
Расходы на рекламу и маркетинг |
|
5400 |
Административные расходы |
= 5410 + 5420 + 5430 + 5440 + 5450 + 5460 + 5470 + 5480 |
5410 |
Страхование ОСАГО |
|
5420 |
Расходы на рейсовые медосмотры |
|
5430 |
Обслуживание ПО и оргтехники |
= сумм(5431…5436) |
5431 |
Обслуживание ПО |
|
5432 |
Обслуживание оргтехники |
|
5433 |
Обслуживание ККМ |
|
5435 |
Прочие платежи по IT-расходам |
|
5436 |
Обновление оргтехники |
|
5440 |
Услуги связи |
= 5442 + 5443 |
5442 |
Услуги связи город, межгород, Интернет |
|
5447 |
Мобильная связь |
|
5450 |
Профессиональные услуги |
= 5451 + 5452 |
5451 |
Бухгалтерские услуги |
|
5452 |
Юридические услуги |
|
5460 |
Расходы на персонал |
= сумм(5461…5465) |
5461 |
Корпоративные мероприятия |
|
5462 |
Добровольное медицинское страхование |
|
5463 |
Расходы на подбор персонала |
|
5464 |
Расходы на обучение персонала |
|
5465 |
Прочие расходы |
|
5470 |
Охрана труда и техника безопасности |
= сумм(5471…5474) |
5471 |
Спецодежда |
|
5472 |
Медосмотр |
|
5473 |
Обучение по охране труда |
|
5474 |
Прочие расходы на охрану труда |
|
5480 |
Прочие расходы административного характера |
= сумм(5481…5489) |
5481 |
Чистая вода |
|
5482 |
Канцелярские расходы |
|
5483 |
Командировочные расходы |
|
5485 |
Литература, подписка |
|
5486 |
Доставка сотрудников, такси |
|
5487 |
Компенсация ГСМ сотрудникам |
|
5488 |
Почтовые расходы |
|
5489 |
Прочие расходы административного отдела |
|
5500 |
Амортизация активов |
|
5600 |
Налоги по основной деятельности |
= сумм(5630…5660) |
5630 |
Транспортный налог |
|
5640 |
Экологический налог |
|
5650 |
Налог на землю |
|
5660 |
Налог на имущество |
|
6000 |
ПРОЧИЕ ДОХОДЫ |
= сумм(6100…6600) |
6100 |
Списание кредиторской задолженности |
|
6200 |
Цессия |
|
6300 |
Штрафы и пени по хозяйственным договорам |
|
6500 |
Прочие доходы |
|
6600 |
Доходы по выбытию имущества |
= сумм(6610…6660) |
6610 |
Продажа земли |
|
6620 |
Продажа помещений |
|
6630 |
Продажа оборудования |
|
6640 |
Продажа транспортных средств |
|
6650 |
Продажа прочих ОС |
|
6660 |
Продажа НМА |
|
7000 |
ПРОЧИЕ РАСХОДЫ |
= сумм(7100…7800) |
7100 |
Цессия |
|
7300 |
Штрафы и пени по хозяйственным договорам |
|
7400 |
Списание дебиторской задолженности |
|
7500 |
Услуги банка |
|
7600 |
Дополнительные расходы по обслуживанию долга |
|
7700 |
Расходы по выбытию имущества |
= сумм(7710…7730) |
7710 |
Списание балансовой стоимости ОС |
|
7720 |
Списание балансовой стоимости НМА |
|
7730 |
Прочие расходы по выбытию имущества |
|
7800 |
Прочие расходы |
|
ОП |
ОПЕРАЦИОННАЯ ПРИБЫЛЬ |
= ВП – ОР |
4500 |
Расходы по обслуживанию долга |
= 4510 – 4520 |
4510 |
Проценты по кредитам |
|
4520 |
Проценты по займам полученные |
|
5680 |
Налог на прибыль |
|
5690 |
Штрафы и пени по налогам |
|
ЧП |
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ |
= ОП – 4500 – 5680 – 5690 |
Таблица 2. Бюджет движения денежных средств
Код |
Статья БДДС |
Формула |
---|---|---|
ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
||
1000 |
Поступления от покупателей |
= сумм(1100…1900) |
1100 |
Поступление выручки от продаж товаров |
|
Поступление выручки от продаж товаров (Розница) |
||
Поступление выручки от продаж товаров (Опт) |
||
1200 |
Возвраты покупателям |
|
1300 |
Поступления выручки за услуги |
|
1400 |
Поступления выручки от аренды |
|
1900 |
Прочие поступления |
|
2000 |
Платежи поставщикам |
= сумм(2100…2400) |
2100 |
Расчеты за товар по купле-продаже |
|
2200 |
Расчеты за товар по комиссии |
|
ОР |
Операционные расходы |
= 4000 + 5100 + 5200 + 5300 + 5400 + 5500 + 5600 |
4000 |
Транспортные расходы |
= сумм(4100…4500) |
4100 |
Транспортные расходы до клиента |
|
4200 |
Транспортные расходы до склада |
|
4300 |
Транспортные расходы внутренние |
|
4400 |
Расходы на ГСМ |
|
4500 |
Командировочные расходы водителей |
|
5100 |
Платежи по персоналу |
= сумм(5110…5190) |
5110 |
Выплата заработной платы |
|
5120 |
Корпоративные мероприятия |
|
5130 |
Добровольное медицинское страхование |
|
5140 |
Расходы на подбор персонала |
|
5150 |
Расходы на обучение персонала |
|
5190 |
Прочие расходы на персонал |
|
5200 |
Расходы на содержание имущества |
= 5210 + 5220 + 5230 + 5240 |
5210 |
Аренда |
= 5211 + 5212 |
5211 |
Аренда имущества |
|
5212 |
Аренда земли |
|
5220 |
Коммунальные услуги |
= 5221 + 5222 + 5223 |
5221 |
Коммунальные услуги, электроэнергия |
|
5222 |
Коммунальные услуги, тепло |
|
5223 |
Коммунальные услуги, вода и т. д. |
|
5230 |
Охрана и обеспечение безопасности |
= 5231 + 5232 + 5233 |
5231 |
Обслуживание ОПС и АТС |
|
5232 |
Ремонт ОПС и АТС |
|
5233 |
Охрана |
|
5240 |
Ремонт и содержание имущества |
= сумм(5241…5250) |
5241 |
Ремонт и техобслуживание транспорта |
|
5242 |
Ремонт ОС |
|
5243 |
Клининг |
|
5244 |
Обслуживание энергосистем |
|
5245 |
Расходные материалы для обслуживания зданий |
|
5246 |
Вывоз мусора, уборка территорий |
|
5250 |
Прочие расходы по содержанию помещений |
|
5300 |
Расходы на рекламу и маркетинг |
|
5400 |
Административные расходы |
= 5410 + 5420 + 5430 + 5440 + 5460 + 5490 |
5410 |
Страхование ОСАГО |
|
5420 |
Расходы на рейсовые медосмотры |
|
5430 |
Обслуживание ПО и оргтехники |
= сумм(5431…5439) |
5431 |
Обслуживание ПО |
|
5432 |
Обслуживание оргтехники |
|
5433 |
Обслуживание ККМ |
|
5434 |
Ремонт оргтехники |
|
5439 |
Прочие платежи по IT-расходам |
|
5440 |
Услуги связи |
= 5442 |
5442 |
Услуги связи город, межгород, Интернет |
|
5450 |
Профессиональные услуги |
= 5451 + 5452 |
5451 |
Бухгалтерские услуги |
|
5452 |
Юридические услуги |
|
5460 |
Охрана труда и техника безопасности |
= сумм(5461…5469) |
5461 |
Спецодежда |
|
5462 |
Медосмотр |
|
5463 |
Обучение охране труда |
|
5469 |
Прочие расходы на охрану труда |
|
5490 |
Прочие расходы |
= сумм(5481…5489) |
5481 |
Чистая вода |
|
5482 |
Канцелярские расходы |
|
5483 |
Командировочные расходы |
|
5485 |
Литература, подписка |
|
5486 |
Доставка сотрудников, такси |
|
5487 |
Компенсация ГСМ сотрудникам |
|
5488 |
Почтовые расходы |
|
5489 |
Прочие расходы административного отдела |
|
5500 |
Расходы по финансированию |
= сумм(5510…5590) |
5510 |
Проценты по кредитам |
|
5520 |
Услуги и комиссии банка |
|
5590 |
Прочие платежи по финансированию |
|
5600 |
Платежи по налогам |
= сумм(5610…5690) |
5610 |
Налоги на ФОТ |
|
5620 |
НДФЛ |
|
5630 |
Транспортный налог |
|
5640 |
Экологический налог |
|
5650 |
Налог на землю |
|
5660 |
Налог на имущество |
|
5670 |
НДС в бюджет |
|
5680 |
Налог на прибыль |
|
5690 |
Штрафы и пени по налогам |
|
ЧПО |
Чистый поток от операционной деятельности |
= 1000 + 2000 + ОР |
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
||
6600 |
Поступления от продажи ОС, НМА |
= сумм(6610…6660) |
6610 |
Продажа земли |
|
6620 |
Продажа помещений |
|
6630 |
Продажа оборудования |
|
6640 |
Продажа транспортных средств |
|
6650 |
Продажа прочих ОС |
|
6660 |
Продажа НМА |
|
7100 |
Покупка ОС, НМА |
= сумм(7110…7160) |
7110 |
Приобретение земли |
|
7120 |
Приобретение помещений |
|
7130 |
Приобретение транспортных средств |
|
7140 |
Погрузо-разгрузочная техника |
|
7150 |
Приобретение прочих ОС |
|
7160 |
Приобретение НМА |
|
ЧПИ |
Чистый поток от инвестиционной деятельности |
= 6600 + 7100 |
ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
||
8100 |
Поступление кредитов и займов |
|
8200 |
Погашение кредитов и займов |
|
8300 |
Движение по овердрафтам |
|
ЧПФ |
Чистый поток от финансовой деятельности |
= сумм(8100…8300) |
ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА В ПУТИ |
||
9999 |
Перемещение между р/с организации |
|
ДСП |
Итого денежные средства в пути |
= 9999 |
ЧП |
ЧИСТЫЙ ПОТОК ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
= ЧПО + ЧПИ + ЧПФ + ДСП |
ДСН |
Денежные средства на начало |
|
ДСК |
Денежные средства на конец |
= ДСН + ЧП |
Таблица 3. Управленческий баланс
Код |
Статья УП |
Формула |
---|---|---|
1 |
АКТИВЫ |
= 2 + 9 |
2 |
ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
= сумм(3…8) |
3 |
Нематериальные активы |
|
4 |
Основные средства |
|
5 |
Незавершенное строительство |
|
6 |
Доходные вложения в материальные ценности |
|
7 |
Долгосрочные финансовые вложения |
|
8 |
Отложенные налоговые активы |
|
9 |
ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
= 10 + 17 + 18 + сумм(30…32) |
10 |
Запасы |
= 11 + 12 + 15 + 16 |
11 |
Сырье, материалы |
|
12 |
Готовая продукция и товары для перепродажи |
= 13 + 14 |
13 |
рабочие товарные остатки |
|
14 |
неликвид к списанию |
|
15 |
Расходы будущих периодов |
|
16 |
Прочие запасы и затраты |
|
17 |
НДС |
|
18 |
Дебиторская задолженность |
= 19 + 20 + 23 + 29 |
19 |
Дебиторская задолженность внутренняя |
|
20 |
Дебиторская задолженность рабочая |
= 21 + 22 |
21 |
текущая дебиторская задолженность за товар |
|
22 |
авансы выданные |
|
23 |
Дебиторская задолженность к списанию |
= сумм(24…28) |
24 |
судебная дебиторская задолженность |
|
25 |
к списанию по СИД |
|
26 |
к списанию за счет будущей прибыли |
|
27 |
переданная коллекторам |
|
28 |
резервы по сомнительным долгам |
|
29 |
Дебиторская задолженность прочая |
|
30 |
Краткосрочные финансовые вложения |
|
31 |
Денежные средства |
|
32 |
Прочие оборотные активы |
|
33 |
ПАССИВЫ |
= 34 + 39 + 43 |
34 |
КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |
= сумм(35…38) |
35 |
Уставный капитал |
|
36 |
Добавочный капитал |
|
37 |
Резервный фонд |
|
38 |
Нераспределенная прибыль |
|
39 |
КРЕДИТЫ И ЗАЙМЫ |
= сумм(40…42) |
40 |
Долгосрочные кредиты (займы) банк |
|
41 |
Краткосрочные кредиты (займы) банк |
|
42 |
Внутрихолдинговые расчеты по займам |
|
43 |
ПРОЧИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
= 44 + сумм(51…55) |
44 |
Кредиторская задолженность |
= сумм(45…50) |
45 |
Внутрихолдинговые поставщики |
|
46 |
Внешние поставщики и подрядчики |
|
47 |
Комитенты |
|
48 |
Задолженность перед персоналом |
|
49 |
Задолженность перед внебюджетными фондами |
|
50 |
Задолженность по налогам и сборам |
|
51 |
Отложенные налоговые обязательства |
|
52 |
Доходы будущих периодов |
|
53 |
Резервы предстоящих расходов |
|
54 |
Прочие долгосрочные обязательства |
|
55 |
Прочие краткосрочные обязательства |
ЭТАПЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
Этап 1. Планирование годовых бюджтов. На данном этапе последовательно выполняют следующую работу:
- определяют стратегию развития на следующий год, базовые параметры (рост рынка, инфляция, желаемая норма прибыли);
- исследуют рынок, оценивают реальную и потенциальную долю рынка;
- планируют доходную и расходную части бюджетов, оценивают потребность в дополнительных вложениях в бизнес (расширение зоны присутствия, ремонт основных средств компании и др.);
- стыкуют доходную и расходную части БДР и БДДС, определяют свободные денежные средства от операционной деятельности. В случае несоответствия ключевых показателей желаемым доходную и расходную части корректируют. На выходе определяют сумму свободных денежных средств для финансирования инвестиционных программ;
- оценивают и выбирают инвестиционные проекты, составляют инвестиционный бюджет;
- составляют финансовый план под потребности операционной и инвестиционной деятельности. На выходе — первая версия БДР, БДДС и Инвестиционный бюджет;
- прогнозируют Баланс на основе первой версии БДР и БДДС, оценивают показатели эффективности бизнеса на планируемый год;
- проводят вторую итерацию бюджетов;
- годовой бюджет утверждает Совет директоров.
Этап 2. Оперативный контроль исполнения бюджетов.
Оперативный контроль расходования денежных средств осуществляют в ежедневном режиме с использованием системы электронного документооборота на основании утвержденного БДДС, который составляется ежемесячно с учетом лимитов, утвержденных в годовом бюджете.
Этап 3. Составление отчета об исполнении бюджетов.
Контроль фактического исполнения бюджетов ведется ежемесячно (включает в себя план-факторный анализ БДР и БДДС) и ежеквартально (анализируют динамику балансовых показателей за период и в сравнении с прошлым годом).
Этап 4. Корректировка бюджета.
Существует возможность ежеквартальной корректировки годового бюджета. Необходимость пересмотра бюджета определяет Совет директоров до 20-го числа последнего месяца квартала.
Корректировке подлежат доходная часть и расходные статьи с долей более 5 % от общей суммы затрат. Скорректированный бюджет утверждает Совет директоров до 1-го числа первого месяца квартала.
Пример регламента работы над годовым бюджетом
В каждой компании процессу годового планирования придают разное значение, исходя из которого выделяют ресурсы на его составление.
В одних компаниях подход к годовому планированию формальный: план строят на основе экстраполяции данных за прошлые годы и доводят до сотрудников как готовые нормативы. В других компаниях в процессе планирования задействованы все отделы, отвечающие за доходную и расходную часть бюджета.
Рассмотрим регламент годового планирования с максимальной вовлеченностью сотрудников компании (табл. 4).
Таблица 4. Регламент годового планирования
Этап |
Сроки |
Ответственные лица |
Описание |
---|---|---|---|
I. Анализ рынка, выставление целевых показателей по товарообороту |
До 01.10 |
Руководитель отдела маркетинга |
Анализирует рынок, выявляет тенденции, прогнозирует рост рынка и доли компании в нем. На выходе получаем рекомендации для отдела продаж по росту выручки на следующий год |
II. Планирование затрат |
До 01.10 |
Руководитель ПЭО |
Готовит формы планирования статей затрат по ЦФО с описанием подходов к планированию статей, проводит рабочие группы с распорядителями бюджетов по заполнению форм |
До 15.10 |
Распорядители статей затрат |
Заполняют формы по планированию затрат в разрезе контрагентов согласно прилагаемой инструкции. Передают готовые файлы по электронной почте руководителю ПЭО |
|
Руководитель инвестиционного направления |
Заполняет бюджет инвестиций согласно прилагаемой инструкции. Передает готовые файлы по электронной почте руководителю ПЭО |
||
Руководитель ФЭО |
Предоставляет по электронной почте руководителю ПЭО план по финансовой деятельности на следующий год с учетом текущих договоров и результатов проведенных переговоров с банками: получение и гашение кредитов, выплата процентов по кредитам |
||
III. Планирование доходов |
До 15.10 |
Руководители отделов продаж (Опт, Розница, Управление недвижимостью) |
Заполняют формы по планированию товарооборота и наценки согласно прилагаемой инструкции. Передают готовые файлы по электронной почте руководителю ПЭО |
IV. Сбор БДР и модели БДДС |
До 31.10 |
Экономисты ПЭО |
Проверяют корректность предоставленной информации: правильность заполнения форм, соответствие поданных на утверждение планов выставленным по статьям нормативам роста/сокращения затрат. Сводят формы от ЦФО и распорядителей в единый мастер-файл, из которого формируется предварительный план БДР по месяцам и бизнес-направлениям |
Руководитель ПЭО |
На основе плана БДР и бюджета инвестиций готовит модель БДДС с изменяемыми параметрами по статьям: • процент роста товарооборота к прошлому году (Опт и Розница); • наценка (Опт и Розница); • оборачиваемость дебиторской задолженности (Оптовое направление), товарных остатков (Опт и Розница) и кредиторской задолженности |
||
V. Моделирование годового плана |
До 15.11 |
Совет директоров |
На основе модели БДДС подбирает параметры годового плана для получения желаемых показателей рентабельности и платежеспособности бизнеса. Проводит бюджетные комитеты с руководителями бизнес-направлений по утверждению первой версии БДР, бюджета инвестиций и нормативов оборачиваемости дебиторской, текущей и кредиторской задолженности |
Генеральный директор |
Передает руководителю ПЭО показатели первой версии БДР, бюджета инвестиций и нормативов оборачиваемости |
||
Руководитель ПЭО |
На основе предоставленных данных формирует первую версию модели БДДС, передает ее финансовому директору |
||
VI. Корректировка плана по финансовой деятельности |
До 30.11 |
Финансовый директор |
На основе получившейся модели БДДС составляет план привлечения/гашения кредитных средств сверх предоставленного руководителем ФЭО плана. Проводит переговоры с банками, передает информацию руководителю ФЭО |
Руководитель ФЭО |
Готовит итоговый план по финансовой деятельности, передает данные по почте руководителю ПЭО |
||
VII. Утверждение итогового годового плана |
15.12 |
Руководитель ПЭО |
Формирует модель БДДС на основе итогового плана по финансовой деятельности, передает ее Совету директоров |
Совет директоров |
Вносит необходимые корректировки в параметры БДР и БДДС. Проводит заключительный бюджетный комитет с руководителями бизнес-направлений, на котором утверждается итоговый план на год |
||
Генеральный директор |
Подписывает итоговый план на год (БДР, БДДС, нормативы оборачиваемости) и передает пакет документов руководителю ПЭО |
||
Руководитель ПЭО |
Формирует бюджеты затрат по распорядителям согласно утвержденному бюджету и присоединяет их к годовому бюджету |
Как видим, в данном примере годовое планирование растянуто на два с половиной месяца. На каждый этап исполнителям дают две недели на проработку (с учетом параллельного исполнения ими текущих обязанностей). В итоге все вовлеченные в процесс бюджетирования сотрудники в состоянии уделить должное внимание составлению годового плана.
Этому способствует и специфика бизнеса, позволяющая приступить к планированию следующего года за три месяца до его начала (в некоторых сферах заблаговременное планирование может привести к серьезным искажениям в планах). Тогда процесс бюджетирования приходится ужимать до месяца или завершать его в начале следующего года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджетирование — эффективный метод контроля и управления бизнесом. Чем понятнее и проще построен процесс бюджетирования, чем больше заинтересованных и вовлеченных в работу с бюджетами сотрудников, тем больше пользы от него можно получить. Поэтому первоочередная задача ПЭО — разработать и внедрить легкие к восприятию и исполнению регламенты с максимально детальной инструкцией по работе с бюджетными формами.
Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 2, 2020.
Формирование бюджета предприятия на следующий год — важное событие, которое часто оборачивается серьезным стрессом для сотрудников финансово-экономических служб и производственных подразделений. Как организовать бюджетную кампанию максимально эффективно и с минимальным стрессом?
Процесс формирования бюджета состоит из следующих этапов:
- подготовка к бюджетной кампании;
- проведение кампании;
- утверждение и доведение бюджетных показателей до заинтересованных подразделений (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Этапы формирования бюджета
Остановимся подробно на каждом этапе формирования бюджета.
Подготовка к бюджетной кампании
Подготовка к бюджетной кампании начинается, как правило, за 1-3 месяца до начала процесса планирования. В этот период необходимо:
I. Актуализировать бюджетную модель:
- уточнить состав бюджетных статей (бюджетный классификатор) — одни статьи могут подлежать укрупнению, другие, наоборот, потребовать детализации. Потребность в изменении классификатора может быть связана с необходимостью более детального учета и планирования в результате появления нового продукта, услуги, процесса, объекта и т.д. При изменении бюджетного классификатора важно сохранить преемственность с предыдущей версией, чтобы осталась возможность анализировать исторические данные;
- уточнить состав планируемых показателей. Например, если компания переходит на натуральное планирование, то в бюджетной системе может появиться показатель «объем» в натуральных единицах. Соответственно, должен быть уточнен порядок планирования и дальнейшего учета данных показателей. Также это может потребовать изменения в альбоме плановых и отчетных форм;
- уточнить перечень и наполнение бюджетных форм, а также изменения, которые могут быть вызваны переменами в составе показателей и бюджетных статей, повышением глубины бюджетирования (распространение бюджетной системы в нижележащие структурные подразделения) и изменением бизнес-модели (появление новых направлений бизнеса).
При формировании бюджета все изменения в бюджетной модели необходимо зафиксировать и внести во внутренние документы: положение о бюджетировании компании, альбом форм и т.д. Соответствующие изменения должны быть внесены в информационных системы и Excel-модели. Для этого необходимо подготовить задание на доработку IT-службе.
II. Актуализировать регламент бюджетного процесса.
Актуализация регламента необходима, если в компании произошли организационно-функциональные изменения: созданы новые подразделения, упразднены действующие, произведены операции слияния-поглощения. Возможно, произошло переименование подразделений, смена руководителей и перераспределение функций. Вся информация об изменениях должна быть учтена при формировании бюджета, подготовке приказов, распоряжений и других документов. Если в компании внедрена автоматизированная система согласования бюджета, то, как и в случае с бюджетной моделью, должна быть подготовлена заявка в IT-службу на внесение соответствующих изменений. Основанием для актуализации регламента могут служить внутренние распоряжения и приказы компании о проведении соответствующих изменений.
Если компания использует финансовую структуру и структуру места МВЗ (место возникновения затрат), они также должны быть актуализированы.
III. Актуализировать нормативно-справочную информацию.
К нормативно-справочной информации (НСИ) относятся статьи бюджетного классификатора, справочник структурных подразделений, перечень регионов, объектов, номенклатурные справочники товаров, услуг, нормы потребления и расходов ресурсов и другая информация, используемая в процессе бюджетирования. Также к этой категории относится другая нормативно-справочная информация, свойственная бизнесу вашей компании.
При актуализации НСИ часто требуются усилия не только финансово-экономических, но и других подразделений. Финансово-экономические службы должны играть в этом процессе инициирующую и координирующую функцию.
Об изменениях в бюджетном процессе необходимо проинформировать всех его участников. Для этих целей можно подготовить и разослать по электронной почте информационное письмо.
В зависимости от величины и степени проработанности методологии бюджетного процесса, подготовительный этап формирования бюджета может занять от 1 месяца до полугода. Необходимо соотносить объем предполагаемых изменений в бюджетном процессе и время на их проработку. Возможно, при нехватке времени часть вопросов по совершенствованию бюджетного процесса можно отложить на следующий период.
После того, как актуализирована бюджетная модель и сопутствующая информация, необходимо определить параметры (целевые показатели) бюджета на планируемый период.
IV. Целевые показатели.
Целевыми показателями бюджета обычно являются:
- объем производимой продукции (услуг, работ) в натуральном и стоимостном выражении;
- структура производимой продукции (услуг, работ);
- темпы роста и соотношение выручки и затрат в плановом периоде;
- уровень рентабельности;
- EBITDA;
- уровень инвестиций;
- соотношение собственных и заемных средств.
Перечень целевых показателей может отличаться в зависимости от типа компании и ее отраслевой принадлежности. Целевые показатели должны быть определены до начала бюджетной кампании и доведены до участников в качестве ориентира.
Целевые показатели определяются, с одной стороны, на основе пожеланий менеджмента компании, с другой стороны, на основе анализа результатов работы компании за предшествующий период. Финансово-экономическому отделу перед началом бюджетной кампании рекомендуется сформировать укрупненный прогноз на планируемый период, чтобы оценить достижимость целевых показателей. Учитывая нестабильность текущей экономической ситуации, целесообразно разработать несколько вариантов бюджета организации — оптимистический, пессимистический, реалистичный.
V. Макроэкономические показатели
На стадии подготовки бюджета также необходимо определиться с макроэкономическими показателями, которые будут использованы в расчетах. К ним относятся курсы валют, уровень инфляции, стоимость привлечения финансирования. Значения макроэкономических показателей могут быть установлены на основе прогнозов Минэкономразвития, ЦБ РФ, валютных бирж. Учитываются изменения в налоговом законодательстве — уточняются налоги, подлежащие планированию, а также их ставки.
VI. Календарный план бюджетной кампании
Обратите внимание: регламент носит общий характер, определяет общую схему взаимоотношений подразделений в бюджетном процессе и может не содержать конкретных дат. В связи с этим, помимо регламента целесообразно составить календарный план бюджетной кампании, в котором конкретизируются этапы и сроки подготовки бюджета в соответствии с календарем и особенностями кампании этого года (см. рисунок 2).
Рисунок 2. Календарь формирования бюджета
Бюджетная кампания
Следующий этап формирования бюджета. После того, как актуализирована бюджетная модель, участники процесса, НСИ, определены целевые и макроэкономические показатели, составлен календарный план, можно начинать бюджетную кампанию. В зависимости от масштабов бизнеса бюджетная кампания может длиться 1-4 месяца.
Если бюджет организации ведется в информационной системе, то создается версия бюджета для нового года. Если бюджет ведется в Excel, то актуальные для работы файлы доводятся для всех участников процесса.
Подразделения компании формируют бюджеты в своих зонах ответственности, в соответствии с целевыми показателями и бюджетной моделью. Обычно подразделения участвуют в формировании бюджетов подразделений и функциональных бюджетов (IT, маркетинга, персонала и т.д.). Бюджетные показатели согласовываются с линейными и функциональными руководителями и затем передаются в финансово-экономические службы.
Финансово-экономические службы проверяют полученные бюджеты на соответствие целевым параметрам и на полноту информации. В случае выявления отклонений от целевых значений службы могут запросить разъяснения и обоснования их причин. После того, как все подразделения предоставили информацию для формирования бюджета, формируются сводные бюджеты — бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств. Они также сверяются с целевыми параметрами.
Если целевые показатели не достигнуты, то финансово-экономические службы проводят анализ причин отклонений. По результатам анализа вырабатываются рекомендации по оптимизации бюджетных показателей. Это могут быть указания о сокращении величины затрат на определенный процент или изменении входных расчетных параметров (курса валют, цен на готовую продукцию, объемов производства/продаж и др.).
В подразделения направляются запросы об изменении бюджетных показателей. Если принято решение подготовить несколько версий бюджета предприятия, то создаются сценарные условия для каждого варианта. Также готовится план мероприятий на случай перехода к бюджету по наихудшему варианту.
По результатам 2-й итерации формирования бюджета финансово-экономические службы формируют сводные бюджеты и сверяют их с целевыми показателями. Если целевые показатели не достигаются, то может быть принято решение о 3-й итерации секвестирования, либо принимается решение оставить текущую версию бюджета.
Утверждение и доведение бюджетных показателей до заинтересованных подразделений
Для защиты бюджета собирается бюджетный комитет. В его состав входят представители акционеров, генеральный директор, заместители генерального директора по функциональным направлениям.
На защиту выносится бюджет, варианты его реализации, план мероприятий на случай реализации пессимистического сценария. Также предоставляются обосновывающие материалы, результаты исполнения бюджета прошлого года и другая необходимая информация.
Бюджетный комитет рассматривает бюджет предприятия, принимает решения о значениях целевых показателей и вырабатывает решение по корректировке показателей.
Что необходимо учесть при формировании нового бюджета.
- Использование натурального планирования (не только в стоимостном выражении, но и в натуральном). Планы в натуральных показателях позволяют видеть, каким образом и на что именно расходуются средства, и как необходимые ресурсы связаны с бизнес-показателями компании. Это позволит при необходимости более гибко подходить к сокращению расходов (например, найти альтернативный источник ресурсов при сохранении качественных характеристик).
- Использование нормативов при планировании расходов АХД, обслуживания инфраструктуры, транспорта и т.д.
- Формирование нескольких версий бюджета — оптимистичного, пессимистичного, реалистичного.
- Разработка мероприятий по сохранению компании «на плаву» и их учет в бюджете. Это в большей степени касается экономии затрат. Примеры: снижение стоимости аренды за счет переезда в более дешевый офис, сокращение арендуемых площадей (например, за счет перевода части сотрудников на удаленную работу из дома), сокращение расходов на канцелярские товары за счет отказа от бумажного оборота, переход на более дешевое сырье и т.д.
Мнение эксперта в статье
Елена Митрофанова
Главный консультант в департаменте бизнес-консалтинга IBS (до октября 2020 г.)
Содержание
- Положения о бюджетировании на предприятии
- Бюджет компании пример Excel
- Составление БДР и БДДС пример в Excel
- Бюджетирование в программах на платформе 1С
В условиях растущей конкуренции, нестабильной экономической ситуации все большее количество компаний приходят к
необходимости внедрения бюджетирования. Бюджетирование на предприятии – это процесс планирования, контроля и
выполнения бюджетов в процессе управления финансами. В данной статье попробуем на примере разобрать, как составлять
бюджет предприятия на примере.
Создание системы бюджетирования в компании или на предприятии обычно состоит из нескольких этапов. На первом этапе компании
необходимо определиться с целями, методологией бюджетирования, определить финансовую структуру (структуру центров
финансовой ответственности – ЦФО), разработать бюджетную модель (состав, структуру, виды бюджетов), утвердить
положение и регламент бюджетного процесса. На втором этапе можно непосредственно приступать к планированию бюджета
предприятия. Составление бюджетов предприятия при этом удобно автоматизировать на базе специального программного
продукта.
Положение о бюджетировании на предприятии может содержать следующие разделы:
- Стратегические цели и задачи предприятия;
- Бюджетная модель;
- Финансовая структура компании и т. д.
Положение о бюджетировании на предприятии пример №1.
Положение о бюджетировании на предприятии пример №2.
На основании Положения о бюджетировании в компании необходимо разработать Регламент бюджетирования на предприятии, который может
содержать следующие разделы:
- Порядок формирования функциональных и мастер бюджетов, структура соподчиненности;
- Назначение ответственных и сроков предоставления бюджетов и отчетности;
- Порядок согласования и внесения изменений;
- Контроль и анализ бюджета и т. д.
Регламент бюджетирования на предприятии пример.
Есть несколько путей реализации готовой бюджетной модели. Самыми распространенными и относительно дешевыми способами
являются:
- Бюджетирование в Excel
- Бюджетирование в программах на платформе 1С
Бюджетирование в Excel заключается в создании форм бюджетов в формате Excel и связывании этих форм при помощи формул
и макросов. Формы бюджетов, в том числе бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств могут быть
различными, с укрупненными статьями или более подробные, разбиты на длительные периоды (например, годовой бюджет по
кварталам) или на более короткие периоды (например, месячный бюджет по неделям) – в зависимости от потребности
финансового менеджмента в компании.
Ниже приведен Бюджет доходов и расходов (пример составления в эксель) и пример Бюджета движения денежных средств.
Рисунок 1. Бюджет доходов и расходов предприятия образец Excel.
Рисунок 2. Бюджет движения денежных средств пример в Excel.
Составление БДР и БДДС пример в Excel
Процесс составления БДР и БДДС на примере в Excel может выглядеть следующим образом. Построим бюджетирование в компании или на
предприятии на примере производственной компании в Excel (подробности в файлах ниже):
Составление прогнозного Баланса на основании БДР и БДДС образец в экселе
Бюджетирование пример в Excel (бюджет организации образец excel)
Рисунок 3. БДДС пример в Excel (Бюджет движения денежных средств пример в Excel).
Рисунок 4. БДР пример в Excel (Бюджет доходов и расходов пример составления в Excel).
Данный пример максимально упрощен. Но даже из него видно, что бюджетирование в эксель – процесс довольно трудоемкий,
так как необходимо собрать все функциональные бюджеты и прописать формулы и макросы для корректного отображения
итоговых результатов. Если взять реальное предприятие, или тем более холдинговую структуру, то можно представить,
насколько усложниться процесс составления бюджета в Excel.
Пример внедрения бюджетирования на базе Excel имеет множество недостатков: однопользовательский режим, отсутствие
возможности согласования функциональных бюджетов, нет разграничения доступа к информации, сложность консолидации и
т. д. Таким образом, бюджетирование в эксель является не оптимальным выбором для компании.
Бюджетирование в программах на платформе 1С
Автоматизация бюджетирования и управленческого учета на базе 1С, например, в системе «WA: Финансист», делает процесс
бюджетирования на предприятии более эффективным по сравнению с бюджетированием в Excel.
Подсистема бюджетирования «WA: Финансист» включает в себя возможности формирования и контроля операционных и мастер
бюджетов.
В решении реализованы механизмы, с помощью которых пользователи могут самостоятельно настраивать структуру бюджетов,
их взаимосвязи, способы получения фактических данных и данные для расчетов. Реализованный механизм взаимодействия с
внешними учетными системами дает возможность использовать внешние данные как для расчетов плановых показателей или
формирования отчетов, так и для отражения фактических данных на регистрах бюджетирования.
Данная система позволяет эффективно строить бизнес-процесс бюджетирования на всех его этапах:
- разработка бюджетной модели;
- согласование бюджетов и их корректировок;
- отражение фактических данных по статьям бюджетирования;
- контроль за исполнением бюджета;
- план-факт анализ показателей с помощью развитых инструментов формирования отчетности;
- формирование решений по управлению бизнесом.
Рисунок 5. Интерфейс «WA: Финансист: Бюджетирование». Раздел Бюджетирование.
WA: Финансист «Бюджетирование» включает следующие бизнес-процессы:
- Моделирование – разработка бюджетной модели;
- Основной бюджетный процесс – регистрация плановых показателей подразделениями. Утверждение бюджетов.
Корректировка планов и согласование корректировок; - Подсистема взаимодействия с источниками данных – настройка получения данных из внешних источников (как частный
случай—обращение к данным системы). - Отчеты системы – набор аналитических отчетов.
Дашборд руководителя в системе «WA: Финансист».
Ввод плановых показателей в системе производится с помощью гибкого произвольно-настраиваемого документа «Бюджет».
Форма ввода бюджета (форма бюджета доходов и расходов, а также форма бюджета движения денежных средств при этом)
максимально приближена к формату в Excel, что обеспечивает комфортный переход пользователя к работе с системой.
Некоторые статьи бюджета, которые зависят от другой статьи бюджета (например, поступления денежных средств от
покупателей зависят от статьи дохода «Выручка») – можно планировать с помощью механизма зависимых оборотов, который
в системе представлен в виде документов «Регистрация зависимостей оборотов по статьям».
При необходимости есть возможность корректировать утвержденный бюджет специальными документами «Корректировка
бюджета» и отслеживать внесенные изменения в отчетах с видом «Выводить корректировки бюджета отдельно». Есть
возможность настроить распределение бюджета, вести учет бюджетных заявок.
С помощью специальных документов «Учет фактических данных по бюджетам» осуществляется получение факта из внешних
учетных систем, например, 1С Бухгалтерии.
Различные отчеты позволяют анализировать плановын и фактически данные, таким образом осуществляя управление
бюджетированием на предприятии.
Таким образом, внедрение бюджетирования в компании в программах на платформе 1С является наиболее оптимальным с точки
зрения затрат времени, денег и эффективности дальнейшей работы.