В настоящее время эффективность работы организации во многом определяется эффективностью повседневной работы персонала управления. Очевиден тот факт, что в коллективе трудно наладить работу, когда руководитель и его подчиненные не обладают современными приемами и методами работы, не совершенствуют свой индивидуальный рабочий стиль.
Безусловно, готовность руководителя к успешной деятельности определяется знаниями, умениями, навыками и качествами личности. Однако немаловажную роль играет изучение причинно-следственного механизма имеющих место недостатков и проблем, а также поиск путей совершенствования своей работы.
Решающее значение для устранения недостатков в практике повседневной деятельности имеет рациональное использование руководителем рабочего времени.
Важным шагом при создании эффективной системы управления собственным временем для руководителя является определение целей деятельности как на короткий, так и на длительный период. Управление на основе целей не связано с дополнительными усилиями, так как базируется на процессе планирования с определением предельных сроков выполнения намеченных действий или мероприятий.
Цели, намеченные руководителем, не только определяют те действия, которые следует осуществить, но и стимулируют их исполнение. Постановка целей означает для руководителя сознательное осуществление своих действий. Целеполагание для руководителя действует как движущая сила, энергия которой исчезает лишь тогда, когда цель достигнута. Цели, определяемые руководителем, должны быть:
- реалистичными и конкретными;
- ориентированными не на осуществление деятельности, а на достижение конкретного результата;
- измеримыми и ограниченными по времени конкретными сроками.
Определение целей есть лишь начальный этап. Необходимо преобразовать цель в план действий по ее достижению. Необходимо определить степени важности и решить, какие цели и задачи важнее всего, а какие могут подождать. Успешное решение задачи выделения степеней важности оказывает сильное влияние на рост эффективности работы руководителя.
Предпосылкой достижения целей руководителем является использование его рабочего времени на реализацию мероприятий, которые ведут к этим целям. Многими руководителями «управляют» случайности. У них нет ясной базы для принятия решений при планировании времени. Последовательность их действий часто управляется внешними факторами. Причинами этого является недостаток хорошо организованной базы для принятия решений, а также выработанная привычка планировать время в недостаточной связи с желанием достичь поставленных целей.
Готовность руководителя к эффективной работе во многом определяется практикой его повседневной деятельности, а решающее значение для формирования стиля руководства имеет рациональное использование рабочего времени.
Введение периодов планирования способствует более точной оценке обстановки в целом, облегчает выделение главного, повышает уровень исполнения и помогает руководителю принять правильное решение, как наиболее целесообразно использовать рабочее время.
Чтобы получить как можно лучшие результаты при планировании рабочего времени, руководителю необходимо использовать такое понятие, как «периоды планирования»: день, неделя, месяц, год. Каждый период планирования должен рассматриваться отдельно. В этой связи рекомендуется иметь отдельный план для каждого периода.
Главное преимущество планирования работы состоит в том, что планирование рабочего времени приносит выигрыш во времени. У руководителя появляется возможность использовать имеющееся у него рабочее время для плодотворной и успешной деятельности и достичь поставленных целей с возможно меньшим расходом времени. Планирование как важнейшая составная часть организации личного труда означает подготовку к реализации намеченных целей и структурирование (упорядочение) рабочего времени.
При разработке плана каждого периода руководитель должен ответить на следующие вопросы:
- Какова основная цель данного периода?
- Каким количеством времени он располагает?
- В какой очередности должны быть выполнены основные задачи периода?
- Какие подготовительные мероприятия должны быть выполнены?
Чтобы правильно выполнять свои обязанности и достичь поставленных целей, руководитель должен ясно представлять себе, насколько ограничен его бюджет рабочего времени. Это объясняется тем, что разрабатываемый план рабочего периода представляет собой проект процессов труда на предстоящий временной период.
При разработке плана конкретного периода рекомендуется использовать основные принципы и правила планирования рабочего времени:
- правило основного соотношения (правило 60 : 40). Рекомендуется составлять план только на определенную часть рабочего времени. Практика показывает, что планируемая часть не должна превышать 60% общего планового бюджета времени руководителя; она носит название период запланированной активности. Оставшиеся 40% планируемого периода времени условно следует разделить на два блока по 20% каждый. Первый блок представляет собой резерв рабочего времени, отводимый на выполнение действий и работ, не включенных в формируемый план, и носит название период непредвиденной активности. Второй блок резервного времени отводится на управленческую деятельность и творческую активность — это период спонтанной активности;
- анализ ранее выполненных работ и структуры затрат рабочего времени прошлых периодов;
- регулярность и системность планирования;
- реалистичность планирования;
- письменная форма формируемого плана;
- перенос несделанного. Невыполненные рабочие действия и мероприятия текущего планового периода должны быть перенесены в рабочий план следующего планового периода в том случае, если они не потеряли своей актуальности;
- установление временных норм и планируемых сроков исполнения работ, включенных в план рабочего периода. В плане следует задавать точные временные нормы на планируемые действия;
- установление приоритета (степени важности) для каждой из работ, включенных в план;
- делегирование (перепоручение) работ. В плане должны найти отражение и те работы, которые делегируются для исполнения другим сотрудникам. Применительно к данной категории работ должно быть запланировано время для осуществления руководителем контроля сроков, качества решения и т. д.
Важнейшим из всех периодов планирования для руководителя является день. Планирование дня включает в себя определение конкретного действия в заданный момент времени, а не ограничивается только выявлением цели, желания или намерений, как это может быть применительно к прочим периодам планирования. Планирование на день создает предпосылки для того, чтобы жить в настоящем.
План на день должен создать обзор всех дел дня и помочь руководителю наиболее эффективно использовать рабочее время. План на день определяет конечные цели работы в порядке их значимости. Формируется план преимущественно в конце предыдущего дня или в начале планируемого дня.
Для разработки плана рабочего дня можно воспользоваться методом «Альпы», который предполагает реализацию следующих пяти стадий, базирующихся на использовании основных принципов и правил планирования рабочего времени (данный метод может быть использован и для разработки плана рабочей недели):
- Составление полного перечня планируемых работ на текущий день. Этот перечень должен быть составлен с учетом предварительного распределения работ по приоритетности их выполнения.
- Определение планируемой продолжительности каждой из намеченных к выполнению работ и общего бюджета рабочего времени.
- Резервирование рабочего времени с учетом соотношения 60 : 40.
- Принятие решений по делегированию работ, намеченных руководителем к исполнению.
- Контроль и перенос несделанного. Контроль выполнения заданий и использования рабочего времени является последним пунктом в системе индивидуального планирования. Осуществление контрольных мероприятий позволяет руководителю получить необходимую информацию для проведения анализа структуры фактических затрат рабочего времени и приступить к поиску возможных путей совершенствования своей работы.
Важнейшим звеном месячного (годового) планирования является определение ключевых направлений деятельности. На основе данных направлений руководитель должен разработать личный план деятельности и бюджет на предстоящий месяц (год). При этом имеющееся в распоряжении руководителя время индивидуализируется в календарном плане работы настолько точно, насколько это возможно на месяц (год) вперед.
Важной составляющей эффективной деятельности руководителя является его умение принять решение о том, каким из задач, стоящих перед ним, следует придавать первостепенное, второстепенное и т. д. значение в практике повседневной работы. Каждый день руководителю приходится принимать решение об установлении приоритетоврешаемых задач и проблем.
В этой связи актуальным для любого руководителя является умение сознательно устанавливать однозначные приоритеты, последовательно и системно выполнять задачи, включенные в план, с соответствующей очередностью выполнения.
В практике повседневной работы руководителю не рекомендуется первоначально браться за решение самых простых и легких задач, которые требуют минимальных затрат рабочего времени. Следует приступать к решению задач, сообразуясь с их значением и важностью.
Это положение подтверждается известным принципом Парето или принципом 80 : 20. В общем виде данный принцип свидетельствует о том, что внутри данной группы или множества отдельные малые части обнаруживают намного большую значимость, чем это соответствует их относительному удельному весу в этой группе.
Перенесение содержания принципа на рабочую ситуацию означает, что в процессе работы за первые 20% расходуемого времени руководителем достигается 80% итогового результата. Остальные 80% затраченного времени приносят ему лишь 20% общего итога работы. Следовательно, руководителю рекомендуется первоначально решать немногочисленные «жизненно важные» проблемы, а затем — многочисленные «второстепенные».
Принцип Парето лежит в основе так называемого анализа АБВ, согласно которому доли в процентах более важных и менее важных дел в их общем количестве остаются в целом неизменными. Это положение позволяет условно разделить весь объем работы руководителя на три группы задач: А, Б и В — в соответствии с их значимостью с точки зрения достижения поставленных целей.
- Группа задач А составляет приблизительно 15% общего количества задач и дел, намеченных руководителем к выполнению. Значимость задач данной группы в достижении поставленных целей составляет, в свою очередь, 65%. Таким образом, в эту группу должны входить только важнейшие задачи и мероприятия руководителя.
- Группа задач Б составляет 20% общего количествами также 20% составляет их итоговая значимость. В данную группу входят, как правило, задачи важные.
- Группа задач В составляет 65% общего числа задач, но они имеют незначительную долю — 15% в общей значимости дел руководителя. В данную группу входят задачи менее важные и несущественные.
Согласно практике применения анализа АБВ руководителю рекомендуется группу задач А, приносящую наибольший итоговый результат, решать самостоятельно в первую очередь.
На следующем этапе работы внимание руководителя должно быть сосредоточено на группе задач Б, решение которых также обеспечивает существенную часть совокупного итога. По данной группе руководителю рекомендуется определить возможность частичного делегирования задач другим исполнителям. В этом случае руководитель оставляет за собой контроль сроков и качества решения делегируемых задач.
Делегируя решение задач данной группы, руководитель разгружает свое рабочее время, освобождая его для решения более важных дел. С другой стороны, он способствует повышению мотивации в работе своих подчиненных и росту их квалификации, доверяя им ответственные дела. Если задача не может быть делегирована другому исполнителю, то руководитель должен взяться за ее решение сам.
Основная опасность задач группы Б для руководителя состоит в том, что рано или поздно они переходят в состав задач группы А и должны решаться им лично в кратчайшие сроки.
Задачи группы В должны быть делегированы другим исполнителям. Необходимость их делегирования объясняется тем, что успешное решение задач группы В не требует наличия у исполнителей специальных знаний и особых качеств. Руководитель при этом оставляет за собой только контроль сроков решения задач данной группы.
Принятие руководителем правильного решения по приоритетности выполнения намеченных мероприятий обеспечивает:
- работу только над действительно важными и необходимыми задачами;
- решение задач в соответствии с их неотложностью;
- достижение поставленных целей наилучшим образом (с наименьшими ресурсными потерями) с учетом складывающихся обстоятельств;
- исключение работ, которые могут быть выполнены другими исполнителями.
Своевременно принять руководителю правильное решение относительно того, какой задаче отдать предпочтение, могут помочь предложенные американским генералом Дуайтом Эйзенхауэром правила. Согласно этим правилам приоритетность выполнения намеченных к исполнению работ определяется с учетом таких критериев, как их важность и срочность. В зависимости от степени важности и срочности все задачи могут быть подразделены на четыре группы:
- Группа задач А — срочные/важные;
- Группа задач Б — срочные/менее важные;
- Группа задач В — менее срочные/важные;
- Группа задач Г — менее срочные/менее важные.
Задачи группы А руководитель должен решать сам в первую очередь.
Задачи группы Б должны быть делегированы другим исполнителям. Основная опасность задач данной группы для руководителя состоит в том, что если они не будут делегированы, то руководитель рискует попасть под «тиранию» их срочности. Необходимость делегирования этих задач вытекает и из того, что для их успешного решения не требуется наличия у исполнителя специальных знаний. За руководителем остается только контроль сроков решения задач данной группы.
Задачи группы В следует делегировать другим исполнителям, разгружая свое рабочее время и заботясь о повышении мотивации труда сотрудников. Однако следует помнить о том, что руководитель обязан проконтролировать сроки и качество решения делегированных задач. При невозможности делегирования руководитель должен сам взяться за решение задач данной группы.
Задачи группы Г представляют собой задачи несущественные и несрочные. От их решения в текущий момент времени должны воздерживаться как руководитель, так и другие сотрудники.
Последовательно применяя в практике работы метод АБВ и принцип Эйзенхауэра, руководитель может значительно повысить производительность, продуктивность и результативность своей повседневной деятельности.
Планирование рабочего дня руководителя с примерами
Планирование рабочего дня руководителя — это навык распределения целей и задач по времени, учитывая их приоритетность, необходимые ресурсы и разделение зон работы и отдыха. Управленцу, чтобы составить план на рабочий день или неделю нужно сформировать общий список дел и попытаться разнести дела таким образом, чтобы хватило времени на выполнение деловых задач и уделить кусочек времени лично себе, чтобы сохранить эмоциональное и физическое здоровье. Навык эффективного планирования рабочего времени нарабатывается постепенно и в этой статье я вам расскажу про несколько правил и методов эффективного планирования и тайм-менеджмента.
Как планировать руководителю рабочий день
Тайм-менеджмент — это набор специальных инструментов для более эффективного управления временем, чтобы больше успевать в условиях нехватки рабочих часов. Методики тайм-менеджмента позволяют распределить задачи таким образом, чтобы достичь выполнения большей части из них в намеченные сроки и не «увязнуть в текучке». Искусство тайм-менеджмента стало интересовать управленцев начиная со второй половины двадцатого века, когда Джеймс Маккей издал книгу под названием «Управление временем». Именно благодаря этой книге данный термин сильно распространился, а в наше время «ускоренной жизни» превратился в отдельную дисциплину. Руководящая должность возлагает на плечи управленца серьёзную ответственность, что влечёт за собой необходимость быстрого и, часто, одновременного выполнения сразу большого количества задач. Постоянный режим многозадачности при неправильной расстановке приоритетов в делах и неумении пользоваться достижениями науки приводит к эмоциональному выгоранию управленца, физической и психологической усталости, снижению продуктивности не только у него, но и у всей команды. Ошибки и способы качественного управления временем разбираются в нашем авторском тренинге тайм-менеджмента более подробно, чтобы:
- избежать ошибок и прийти к цели в более короткий.
- сохранять точность и пунктуальность
- выполнять задачи эффективно и без спешки
- уделять время и работе, и восстановлению сил.
Тайм-менеджмент руководителя: в чем причины сбоя
В современных условиях появление дефицита времени и его нехватка на качественное решение запланированных целей преследует многих управленцев. Можно очень стараться переделать массу дел в течение рабочего дня, но никак не получится увеличить количество часов в сутках. Постоянная переработка тоже не вариант, так как быстро накапливается хроническая усталость, а как следствие выгорание на рабочем месте и потеря вообще какой-либо концентрации. Основные причины дефицита времени:
- Суета — это черта, которая преимущественно проявляется у личностей с импульсивным характером
- Отсутствие плана. Некоторые неопытные руководители считают, что без плана они сами «раскидаются» с любыми задачами и как следствие получается скопление недоделанных задач.
- Демотивация время от времени проявляется у любого человека, который стремится к осуществлению крупных планов. Но, если она начинает быть постоянной, то долго сохранить внутренний покой не получится.
- Страх, что никто лучше меня не справится и от этого появляется «мандраж» делегировать часть поручений или поделиться полномочиями, чтобы найти время для более важной работы.
- Энергия. Авральная динамика на рабочем месте способна сломить даже самого «стойкого» директора. Нужно вводить в практику передышки во время рабочего дня и двигательную активность, что является залогом сохранения бодрого самочувствия без которого невозможно продуктивная деятельность.
Важным элементом в построении графика рабочего времени для любого начальника является помощь со стороны сотрудников, которые готовы поддерживать и выполнять указания. Для этого вам необходима сплоченная и мотивированная команда. Смотрите мою уникальную технологию объединения коллектива и применяйте.
Организация рабочего дня руководителя
Я предлагаю вам рассмотреть несколько важных правил эффективного планирования рабочего дня, которых стараются придерживаться начальники по всему миру. Что является основой для планирования рабочего времени:
- Старайтесь просыпаться и начинать работу в одну и то же время. Настроенные биологические часы — залог успешного начала дня. Если ложиться и вставать всегда в разное время, организм начинает истощаться и куда быстрее уставать.
- Вставайте заранее, чтобы собраться без спешки, сбивающей весь рабочий настрой.
- Группируйте стоящие перед вами задачи по тому или иному принципу. Например, по размер или по скорости приближения дедлайна.
- Распределите время на работу, домашние дела и отдых, что нужно для снижения частоты переключения внимания.
- Устанавливайте для команды чёткие даты. Они помогают избежать пустой траты ресурса и мотивируют.
- Применяйте правило Парето, гласящее, что лишь 20% самых крупных и сложных задач составляют 80% от результата. Поэтому вместо того чтобы день работать на пределе, сосредоточьтесь на самом важном.
- Не забывайте про перерыв. Отдых обязательно должен присутствовать, так как работа на износ приводит лишь к негативным последствиям.
- Свободное время старайтесь занять чем-то полезным, но в то же время доставляющим удовольствие: чтением книги, прогулкой.
- Не забывайте про принцип делегирования обязанностей. Руководитель не должен самостоятельно выполнять абсолютно все поставленные задачи. Делегировать можно: небольшие и рутинные дела, задачи, не требующие для их решения специальных навыков, срочные дела и др.
- В конце рабочего дня сверяйте полученные результаты с ожидаемыми, проводите работу над упущениями и планируйте то, что предпримете завтра.
Кроме советов от исследователей, существуют несколько методов распределения времени. Они представляют собой упорядочение дня с помощью соблюдения определённых техник. Методов существует более двадцати, но нами будут рассмотрены те, что доказали свою работоспособность на практике.
Как правильно распланировать свой рабочий день
Важнейшим правилом разработки рабочего расписания на день, неделю, месяц является концентрация управленца на выполнении каждой задачи с максимальной проработкой, чтобы не «оставлять хвостов». Выделяю следующие приниципы ведения рабочего расписания:
- каждый день/неделя/месяц должны заканчиваться планирование следующего
- проверяйте актуальность задач и если она потеряна, вычеркивайте ее
- устанавливайте измеримые сроки
- расставляйте приоритеты
- выделяйте ключевые направления деятельности
Примеры планирования рабочего дня руководителя
Чтобы рассматривать планирование рабочего дня руководителя с примерами нужно сказать, что в тайм-менеджменте очень важна специфика вашей должности. У кого-то работа связана с офисом и телефоном в более менее спокойном режиме, а у кого-то с постоянными разъездами и решением конфликтных ситуаций или нахождением на опасном производстве с риском для здоровья. Это накладывает отпечаток на общую картину составления графика и должна быть вами самим скорректирована, учитывая предлагаемые ниже методики тайм-менеджмента. Давайте для начала обсудим планировщик дня в виде вот такого бланка, который позволяет:
- составить хронологию выполнения дел
- учитывать временные ресурсы на звонки, совещания и поездки
- увидеть на что более всего уходит время
- скорректировать и более грамотно расставить приоритеты
Матрица Эйзенхауэра
Давайте выделим типы задач при планировании рабочего дня, которые принято использовать в тайм-менеджменте. Диверсификация целей была оформлена в виде матрицы президентом США, предложившим делить все дела и задачи на четыре группы:
- Срочные важные. Согласно теории, эти задачи могут на многое повлиять, поэтому «закрывать» их необходимо в первую очередь, причём независимо от размера. Так, например, покупка билетов на самолёт может отнять у вас всего 10 минут, но откладывать подобную задачу, если у вас деловая встреча в другому городе, точно не стоит
- Срочные не важные. Дела, дедлайн которых ещё не поджимает. Рекомендуется и претворять в жизнь постепенно и постоянно отводя им время в своем расписании;
- Несрочные важные — старайтесь делегировать сотрудникам;
- Несрочные неважные. Дела, не приносят никакой пользы. Сюда относится рутинная работа, просмотр телевизора, социальных сетей и прочего. Их Эйзенхауэр рекомендует вычеркнуть из списка вовсе.
Соблюдение матрицы помогает верно расставить приоритеты.
Методы «Альпы»
Получил данный метод управления временем своё название за метафоричное сравнение крупных задач с горами Альпами. Согласно данному методу, необходимо разбить одно большое дело на несколько задач. При этом большую часть — 60% — уделить необходимым делам, а остальную часть оставить внезапным и непредвиденным. Метод предполагает соблюдение следующего плана действий:
- — выбор наиболее приоритетной задачи;
- — составление прогноза;
- — её включение в расписание;
- — разделение задачи на несколько задач поменьше и прогнозирование сроков их выполнения;
- — отслеживание выполненных пунктов.
Оставлять место для решения задач рекомендуется с небольшим запасом.
ABC- или АБВ-анализ
Анализ — матрица Эйзенхауэра, соединённая с принципом Парето. В этом случае дела делятся на три группы:
- Приоритетные задачи, не приносящие организации 65% от достижения цели.
- Важные задачи, занимающие около 20% от планов. Часть таких задач рекомендуется делегировать.
- Несрочные и маловажные дела, значимость которых составляет не более 15%.
Как находить время с помощью жесткого тайм-менеджмента
Помните, что ошибки бывают у всех, но есть правила, которые позволяют улучшить личный тайм-менеджмент и сократить «тушение пожаров»:
- Оставляйте запас минут на непредвиденные обстоятельства. Попытка перевыполнить план и сделать как можно больше задач в короткие сроки. Даже если в теории всё складывается отлично, непредвиденные обстоятельства могут кардинально поменять ваш план действий. В итоге останутся невыполненными все задачи: и срочные, и те, что менее важны.
- Относитесь к себе более строго. Выполнение несрочных задач откладывается на долгий период. Не стоит допускать подобную ошибку, так как невыполнение подобных заданий повлечёт за собой последствия, которые могут нарушить дисциплину и утянуть вас в «болото» операционки из которого сложно выбраться.
- Не ждите пока все начнут работать идеально. Отсутствие налаженной коммуникации с сотрудниками. Не позволяет делегировать обязанности и наладить коммуникацию в команде. Для улучшения отношений в коллективе необходимо применять техники формирования команды, тимбилдинги и давать возможность подчинённым проявлять себя, чтобы команда работала, как механизм и могла пережить даже кризисные времена.
Вывод:
Использование методик тайм-менеджмента позволяет организатору не только быть эффективным, но и не перегружать мозг запоминанием большого количества задач. Методичное управление временем помогает рассчитать дедлайны и справиться со всем в более короткие сроки, сохраняя при этом продуктивность. Использование перечисленных советов и техник позволит вам научиться грамотно распределять задачи и достигать целей куда быстрее и продуктивнее, чем раньше. Удачи!
Вам будет интересна статья, если к концу недели/месяца вы с ужасом понимаете, что сделали много всего, но совсем не то, что было нужно.
Или: вы не можете оценить, хорошо ли вы поработали за неделю/месяц: из-за этого вы начинаете клевать себе мозг по поводу своей полезности.
Или: вы много и упорно работаете, но чувствуете, что постоянно что-то не успеваете. Пытаетесь работать больше, но это не помогает. И вас напрягает, что в 35 лет вы не можете работать так же много, как в 25.
Про что я расскажу:
- планировщик задач
- оценка своей эффективности за неделю и месяц
- работа со стратегическими и регулярными задачами
- как все успевать, обрести спокойствие, перестать сомневаться в себе и стать счастливее
Про работу и счастье
Может показаться странным, что я связываю собственную эффективность на работе с ощущением счастья (гармонии, удовлетворенности жизнью – называйте как хотите). На это у меня есть два ответа.
Первый: психологи доказали, что уровень счастья на работе напрямую зависит от пользы, которую мы приносим другим людям. Не обязательно клиентам: это могут быть коллеги и руководители. Мы хотим видеть наш вклад в общее дело, быть причастным к чему-то, больше нас. И больше всего времени (после сна) в жизни мы проводим на работе. Если кажется, что ты ничего не успеваешь, то ты начинаешь сомневаться в твоем пользе для других и это отражается на твоем ощущении счастья.
Второй: руководители, особенно начинающие, ребята гиперответственные и хотят доказать, что они достойны этой новой роли. Они берут в работу все входящие задачи, плохо делегируют, забирают ответственность у своих подчиненных. Мой хороший знакомый после пары лет на роли руководителя сказал крутую фразу: “За год я научился очень ценному уроку – перестал разделять ответственность со своими сотрудниками”. Идея в том, что начинающие руководители переживают за результаты своих подопечных и перетягивают на себя ответственность за все решения своих сотрудников. Ты думаешь о проблемах на работе и вечером, и в выходные – о каком счастье тут может идти речь? Правда, потом руководители выгорают от этого и понимают, что надо делать по-другому: строить системы, учить ответственности, верить в ребят, быстрее увольнять лентяев. Лично я в свое время таким переболел.
Планировщик для всех задач
За несколько лет я перепробовал разные планировщики, в итоге остановится на обычном Гугл Доке, с которым живу уже год. Шаблон доступен по ссылке.
Шаблон на одну страницу, но рабочий документ у меня на 6 страниц. В структуре слева вы видите названия блоков, разберем каждый.
Глобальная задача: как правило, задачи на год-два. Могут корректироваться в течение года. Эти задачи знают мой партнер и исполнительный директор. Я смотрю на эти задачи раз в неделю, когда привожу планировщик в порядок.
Задачи недели: от 5 до 10 самых важных задач. Планирую их до начала рабочей недели, ставлю их в порядке, начиная с самых важных. Случайных задач тут нет. Каждый день недели раньше начинался со строки “Важные задачи недели”. Сейчас я привык и начинаю рабочий день с этих задач.
Чуть ниже есть список регулярных задач, которые я делаю в течение недели/месяца. У меня их порядка 20, вот примеры:
- каждый понедельник – планерка АМ в 09:05 (1 час)
- каждый вторник – смотреть результаты по контексту в 09:20 (20 мин.)
- каждый четверг – планерка директоров в 14:00 (1 час)
- 1-5 число: месячная планерка директоров: итоги, планы на месяц
- 1-5 число: месячные планы по развитию с руководителями
- 1-5 число: дать руководителям и АМ ежемесячную ОС
Зачем этот регулярный список задач? Тупо, чтобы не забывать про эти задачи. Появилась регулярная задача? Добавь ее сюда. Если помимо тебя требуется участие других людей, в понедельник согласуй с ними день и время.
Главные правила работы с планировщиком
Правила просты:
- я записываю в него все задачи и идеи, которые возникают в работе (если идея пришла мне вечером или во время прогулки, я запишу ее в отдельный телеграм бот и утром перенесу в планировщик).
- раз в неделю я выделяю час на то, чтобы привести документ в порядок. Раньше я планировал делать это в пятницу, но мне нужна свежая голова, поэтому я делаю это в выходные. На это уходит максимум час.
Если все задачи в планировщике и я раз в неделю просмотрю его, тогда я начинаю доверять документу. У меня не больше 2-3 непрочитанных писем на почте, все задачи из телеграм и ватс апп выгружены в планировщик. Все мои задачи (не важно, сколько их) находятся в одном месте. Это дает ощущение чистой головы и свободной оперативной памяти. Если вы не понимаете, о чем я, выпишите все свои задачи в один документ. Выделите на это минимум 30 минут, прогуляйтесь, напишите что еще придет в голову и добейтесь ощущения, что в мыслях больше нет задач и идей, которые требуют вашего внимания. Как вам? Если выписали действительно все, то станет легко и чисто в голове.
Как работать с задачами, которые прилетают в течение недели?
К утру понедельника у меня уже есть ТОП 5-10 главных задач на неделю (ниже обсудим, как они появились). Место для новой задачи зависит от ее важности:
- Крутая идея, которую стоит обдумать, но на этой неделе ей нет места? Запиши ее в понедельник: определишь место для нее при планировании новой недели. Просто запиши, и выкини ее из своей головы.
- Важная задача, которая по статусу должна быть на этой неделе? Поставь ее в день, когда надо сделать.
Все задачи в течение недели требуют твоего вмешательства и отодвигают главные задачи недели? У тебя проблемы с делегированием, зонами ответственности, обучением, простановкой реперных точек контроля и планированием работы себя и своего отдела. Три главные задачи руководителя – планирование, делегирование, контроль. Читайте Александра Фридмана и Александра Высоцкого, а в идеале найдите в своей компании или окружении человека, который поможет вам прокачаться как руководитель.
Стратегические задачи
Стратегические задачи лежат в отдельном файле, мне подошла гугл таблица. Именно отсюда берутся главные задачи недели. Здесь только задачи по развитию, операционки тут нет. Посмотреть шаблон можно по ссылке.
Помимо блока “Команда и коммуникации”, у меня есть блоки “Продукт”, “Маркетинг”. Другие зоны у партнера и исполнительного директора.
Как сюда попадают эти задачи? Вот мои источники:
- ежеквартальная стратегическая сессия, где мы командой директоров и руководителей определяем главные задачи по развитию агентства и раскладываем глобальную цель на малые задачи
- идеи и мысли вокруг глобальной цели, которые пришли ко мне в течение недели. Как я писал выше, что пришло в течение недели, я пишу в понедельник и даю время отлежаться до выходных. Если идея достойна здесь быть, она попадает в конец списка, без срока, результата и приоритета.
Перед началом каждого месяца мы с директорами подводим итоги месяца, корректируем наши цели и раскладываем их на мелкие шаги. Каждый из нас создает такой список. Возможно, у вас будет список на квартал и год, но мне хватает списка на месяц.
Как я выбираю из списка задачи на месяц:
- сначала я думаю над результатом каждой задачи, который я ожидаю. Иногда задача кажется важной и нужной, но при формулировке результата оказывается, что не такая уж она и важная.
- после этого расставляю приоритеты и сроки.
Обычно в список задач на месяц попадают задачи первого приоритета, на остальные не хватает времени. Вернее так: я считаю, что задачи второго приоритета не дадут вклада в тот результат, к которому я иду. Да, это классная идея, но она не продвигает к глобальной цели. Тогда зачем их делать? Именно из этого списка на месяц формируется 80% главных задач на неделю.
Вернемся к проблеме в начале статьи: мне было сложно оценить, насколько продуктивно я поработал за месяц. Все просто: я выполнил (или существенно продвинулся) по задачам первого приоритета за месяц? Круто, я молодец! Если нет, что изменить, чтобы в следующий раз все задачи были выполнены?
Еженедельная работа с планировщиком
В правилах работы с планировщиком я уже сказал, что раз в неделю вы приводите документ в порядок. Рассмотрим этот пункт по шагам:
1) отметить Задачи недели, которые были выполнены, если не отмечали в течение недели. Рекомендую отмечать в течение недели – это здорово мотивирует. Похвалить себя. Может быть выполнено не все, но самые важные задачи вверху списка должны быть сделаны. Если задача не выполнена по объективным причинам, должно быть продвижение по ней. Помните первое предложение в статье (“сделали за неделю много всего, но совсем не то, что считали важным”)? Это здесь. Если есть проблемы с оценкой своего вклада, копируй сделанные задачи недели за неделю, месяц, квартал в отдельный файл и следи за ними – там будет медленное, но верное продвижение.
2) собрать в Понедельник все задачи со всех дней недели, которые не выполнены. Например потому, что их статус был ниже главных задач недели, и ты промахнулся со временем для главных задач (этим я страдаю до сих пор). Да, выполнено не все, но главные задачи-то продвигаются! Что получилось: в понедельник пришли все задачи с других дней, плюс в понедельнике идеи, которые приходили ко мне в течение недели и уже точно не вмещались в план.
3) Поменяй названия блоков: номер недели и календарные даты каждого дня.
4) Определи главные задачи недели (об этом я рассказал выше).
5) скопируй главные задачи недели в конкретные дни, когда ты хочешь их сделать. Самые важные задачи, по которым я могу промахнуться со сроками, обычно идут в понедельник. Отметь главные задачи в днях восклицательным знаком, чтобы они бросались в глаза.
6) посмотри регулярные задачи и и скопируй нужные в конкретные дни. Добавь пункт согласовать время по регулярным задачам с другими участниками, если это необходимо. Например, каждый четверг примерно в 14:00 у нас планерка директоров, и за пару дней каждый подтверждает время.
7) что делать с задачами, которые остались в понедельнике, но они не относятся ни к главным, ни к регулярным? Вроде бы поставил их, но они все время на втором плане. Тут несколько вариантов: делегировать (раз сам не могу выделить на них время), удалить их (помни про главные задачи), оставить в понедельнике (возможно, при следующем планировании на них найдется время). Значит, есть задачи, которые дают больший вклад в продвижение к глобальным целям.
Что мы имеем перед началом рабочей недели:
- главные задачи недели, записанные вверху и распределенные по неделе
- список регулярных задач (день, время)
- понимание своей загрузки на неделю
- подробный план по часам, что мы будем делать в понедельник
На сколько планировать загрузку, брать 40 часов или достаточно 20 часов? Определяется опытным путем в течение нескольких недель. Я планирую загрузку на 25 часов, не более.
Ежедневная работа с планировщиком
Я уже сказал выше, на понедельник есть подробный план, что я буду делать. Прям по часам. Вообще, я заменил за собой, что получаю удовольствие, когда есть четкий график и время на задачу. Единственное, что я ошибаюсь со временем выполнения (например, эту статью я хотел написать за пару часов, но ушло в итоге четыре часа). И растянулась на три дня вместо одного. Но она в списке главных задач, значит, я когда-то принял решение, что это важно.
В течение понедельника постепенно будут удаляться задачи, которые я выполняю. В идеале уйдут все задачи, но скорее всего останется какая-нибудь мелочь, которая перейдет на другой день. В любом случае, в конце понедельника я гляну список задач на вторник, обращая особое внимание на главные задачи недели. Если они вытесняют остальные, переставлю их в другие дни. Где-то я читал, что при планировании с вечера мозг начинает решать задачи следующего дня.
Итого: в конце каждого дня есть план на следующий день, готовый на 80%. У меня нет ситуаций, когда и прихожу на работу и думаю: чем бы мне заняться.
Как я распределяю задачи по времени и дням
Все задачи делятся на творческие, которые делаю сам (пишу руководство, стратегию, план обучения – именно из таких состоят мои главные задачи) и операторские (созвоны, планерки, мелкие неважные задачи, которые выполняешь на автомате). Для меня самое продуктивное время для творческих задач – первая половина дня. Исходя из этого, правила простые:
- до обеда – творческие задачи (за исключением планерки в понедельник)
- все операторские задачи – после обеда, желательно к концу дня
- самые важные творческие задачи – в первые четыре дня, в пятницу продуктивность ниже
- общие созвоны – вторая половина дня четверг, пятница.
Как все успевать, обрести спокойствие, перестать сомневаться в себе и стать счастливее
Вернемся к вопросу в начале статьи и подведем итоги.
- Если ты очень активный человек, любишь работать, много планируешь, но мало успеваешь, необходимо выделять приоритеты. Научись себя хвалить за закрытие или движение по главным задачам: за день, неделю, месяц, квартал. Остальные – делегировать или удалять, или честно признаваться коллегам, что сейчас эта задача ниже для тебя по приоритету, потому что не продвигает тебя к глобальной цели.
- Завести планировщик задач, научиться с ним работать и доверять ему.
- Иногда корректировать планы на месяц, если ты видишь, что это необходимо. Планы на неделю меняются крайне редко.
- Быть готовым, что иногда все идет не по плану и это нормально. Давать себе время на передышку в пути.
Буду рад, если кому-то будет полезен мой опыт по планированию. Пишу про развитие руководителей в своем телеграм канале – присоединяйтесь!
Опубликовано: 21 апреля 2020
Тайм-менеджмент критически важен для каждого руководителя, нацеленного на достижение корпоративных и личных целей. Прокрастинация, лень и апатия способны выбить из колеи даже самого ответственного человека. Чтобы такого не было, следует взять на вооружение ключевые правила тайм-менеджмента для руководителя.
Тайм-менеджмент – это технология правильной организации личного и рабочего времени с целью его эффективного использования. Грамотное управление временем приводит к более быстрому и продуктивному достижению целей, что важно для каждого руководителя. Тайм-менеджмент включает в себя массу процессов от планирования и распределения до делегирования и анализа. Узнаем об этом подробно.
3 распространенных мифа о тайм-менеджменте
Как и любая сфера, связанная с темой личностного развития и повышения личной эффективности, управление временем обросло массой мифов и заблуждений. Сама суть тайм-менеджмента была сформулирована Сенекой более 2000 лет назад в Древнем Риме. Неудивительно, что за это время за истину были приняты серьезные заблуждения, которые, вопреки первоначальной задаче, мешают человеку продуктивно достигать собственных и корпоративных целей.
Миф №1 – время неподвластно человеку
Это заблуждение одновременно и верно, и ошибочно. Человек не может физически повернуть время вспять или изменить скорость его протекания. Однако каждый способен управлять собственными действиями так, чтобы за меньшее время делать больше полезной работы. Именно это и подразумевается в понятии «управление временем». По сути, это контроль человека над собственной жизнью.
Люди, которые начинают осваивать тайм-менеджмент, нередко удивляются тому, сколько свободного времени у них появляется на выполнение рабочих и личных задач. Этим пользуются и успешные люди – ученые, актеры, спортсмены, творческие люди. Они планируют собственные дела так, чтобы выполнять аналогичное количество работы за меньшее время. Они не подчиняют время своим законам, но управляют им эффективно, а значит, это получится сделать и у вас.
Миф №2 – придется интенсивно работать
Культивация этого заблуждения происходит из-за того, что люди не понимают сути управления временем. Вовсе не значит, что придется работать больше, упорнее и без перерывов. Напротив, это прямой путь к переутомлению с последующей апатией и даже депрессией. В таком состоянии не получится достигать целей даже в прежнем темпе, не говоря уже о повышении продуктивности. Поэтому настраиваться на беспробудную работу не нужно.
Суть тайм-менеджмента заключается не в увеличении выполняемого объема работы, а в концентрации только на полезных задачах. Ненужные действия, которые отвлекают человека от достижения целей, при этом строго отсеиваются либо откладываются на конец рабочего дня. Существуют десятки так называемых «хронофагов», которые пожирают свободное время, а человек этого даже не замечает. Борьба с ними и есть суть методики.
Миф №3 – тайм-менеджмент лишает свободы
Люди, которые придерживаются этого мнения, считают, что в рамках управления временем придется работать, подобно роботу. Они заблуждаются, полагая, что запланированные задачи выполняются строго по расписанию без свободы выбора. Примечательно, что роботами, по сути, являются те люди, которые идут на поводу своих привычек и сиюминутных желаний, отвлекающих от важных дел. Тайм-менеджмент, напротив, дарит свободу.
Грамотное временное планирование и правильное распределение ресурсов – ключ к выполнению большого количества рабочих и личных задач без перенапряжения. Руководитель, который берется за все сразу или прокрастинирует, испытывает психологическое давление из-за навалившихся дел. Разве можно его назвать свободным? Даже строгий график работы можно разбавлять отдыхом и творчеством.
10 правил тайм-менеджмента
Теперь, когда вы знаете, что управление временем не заблуждение, а вполне реальный навык, поддающийся развитию, пора перейти к практической части. Сразу стоит сказать, что перечисленные ниже правила тайм-менеджмента настоятельно рекомендуется использовать в комплексе. Поначалу это может быть сложно, но только в таком случае можно достичь продуктивных результатов и заметно повысить личную эффективность.
Правило №1 – планирование действий
Планирование используется во многих профессиональных отраслях, а не только в повседневной жизни. Однако в личной эффективности этот действенный метод почему-то использует далеко не каждый руководитель. Даже в том случае, если для выполнения рабочих задач предусмотрен строгий регламент, следует иметь собственный план более продуктивного и оперативного осуществления задач. В деле планирования помогут три методики:
- Записывайте планы и цели. Пока цель или план не будут подробно записаны на бумаге или в электронном документе, они больше походят на мечту или абстрактное желание. Для мозга такие «цели» не существуют. Следовательно, он не тратит ресурсы на их достижение.
- Заранее составляйте план на день. По возможности, это надо делать вечером накануне дня, для которого формируется план. Распишите действия, которые надо осуществить, расставьте их в порядке важности и срочности. В первую очередь, делайте сложные и крупные задачи. В этом поможет следующий метод.
- Разделяйте большие задачи на малые. Этот метод по-простому называется «Съесть слона по кусочкам». Суть проста – крупная задача делится на небольшие шаги, последовательное выполнение которых в итоге приводит к реализации цели. Этот метод решает проблему, когда человек откладывает начало работы.
Планирование надо делать каждый день – это должно стать полезной привычкой, работать без которой будет попросту некомфортно. Если в планах фигурируют сроки закрытия задач, обязательно оставляйте небольшой запас на случай возникновения непредвиденных обстоятельств (5-10% от основного времени на выполнение задачи). Попробуйте составлять план каждый раз перед началом рабочего дня. Убедитесь, что потраченные пару минут на план в итоге экономят часы рабочего времени.
Правило №2 – точная формулировка целей
Стратегическое и краткосрочное планирование идет неразрывно с грамотной постановкой цели. И правда, как можно планировать достижение цели, если неизвестно, к какому результату надо прийти? Чтобы таких ситуаций не было, следует вооружиться методом декомпозиции целей. Он предполагает разделение целей на комплекс отдельных этапов.
Другой метод, которым надо пользоваться на этапе постановки целей, – SMART. Согласно ему, цель должна быть конкретизированной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной во времени. Проверьте текущие цели на предмет соответствия перечисленным пяти требованиям. Методика SMART неоднократно доказала эффективность на тысячах примеров.
Правило №3 – фиксирование плана действий
Просто записывать цели на лист бумаги или на другой носитель не идеальное решение. Оптимальной стратегией будет использование особых методов фиксации целей. Например, применение диаграммы Гранта. Согласно этой методике, в заранее подготовленной таблице описываются все этапы выполнения задачи. Для задач прописываются сроки выполнения, приоритетность и точная длительность.
В диаграмме Гранта разрешается группировать похожие или очень мелкие задачи в единый пункт. Большие и сложные задачи при этом, напротив, разбиваются на мелкие, каждая из которых подробно расписывается. Плюс такого метода в том, что план получается наглядным. Сразу видно, какой объем работы выполнен, сколько еще предстоит сделать и какое время на это нужно. Также становится понятно, сколько времени займет весь проект.
Правило №4 – устанавливайте приоритеты
Когда рабочих задач слишком много, возникает следующая проблема – руководитель не знает, с чего начать. Часто это становится причиной прокрастинации, из-за чего начало работы откладывается на неопределенный срок. Чтобы этого не происходило, надо пользоваться особыми методиками. Особой популярностью пользуется метод под названием «АБВГД». Согласно методике, приоритеты обозначаются буквами слева направо в порядке убывания:
- А – наиболее важные задачи.
- Б – задачи средней значимости.
- В – менее важные поручения.
Соответственно, под буквами «Г» и «Д» находятся наименее важные задачи, выполнение которых можно без последствий отложить на последний момент. Также надо помнить о законе Парето. Он гласит, что 20% усилий приносят 80% результата, тогда как оставшиеся 80% усилий приносят 20% результата. Это значит, что надо выявить те самые 20% усилий, которые приведут к оперативному выполнению задачи.
Еще один эффективный способ расстановки приоритетов – это матрица Эйзенхауэра. Оно названа по имени создателя – бывшего президента США. Это был продуктивный и успешный человек, в чем ему помогла его матрица. Согласно этой методике, дела, которые надо выполнить, подразделяются на следующие категории:
- Срочные и важные.
- Важные и не срочные.
- Срочные и не важные.
- Не важные и не срочные.
Наибольший акцент надо уделить первой категории дел. Они осуществляются в первую очередь в начале дня. Откладывание этих дел на потом обязательно повлечет за собой негативные последствия, поэтому делать этого не стоит. Удивительно, но самым эффективным «квадратом» рассматриваемой матрицы считается второй, где содержатся важные, но не срочные дела. Их выполнению нужно уделять много времени, стараясь не отвлекаться на другие срочные задачи.
Дела из третьей категории отнимают много времени, при этом не приносят особого результата. Эти задачи можно делегировать подчиненным, по возможности. Дела из четвертой категории для экономии времени и повышения концентрации вообще вычеркиваются из ежедневного плана – они лишние.
Правило №5 – концентрация на главном
Одним из главных навыков продуктивного руководителя считается способность работать, при этом не отвлекаясь на посторонние отвлекающие факторы. Второстепенные дела и сиюминутные желания сбивают концентрацию, из-за чего общее время на достижение целей заметно увеличивается. Чтобы этого не происходило, вам следует использовать особые техники.
- Делегирование. Поручение неважных и срочных, а также других дел подчиненным – это действенная техника высвобождения свободного времени у руководителя. Делегирование представляет собой один из классических частей тайм-менеджмента.
- Перенос несрочных дел. Задачи, выполнение которых не играет значимой роли и не требует срочного вмешательства, рекомендуется переносить на так называемые «нересурсные часы». Это период дня, в который падает личная продуктивность, а ресурсов не хватает на выполнение важных действий.
- Умение отказывать. Крайне простой в исполнении метод, который освобождает от многих обязанностей и переживаний. Однако это не значит, что нужно отказывать всем окружающим в ущерб развитию компании. Отказывать надо только людям и желаниям, которые напрасно тратят ваше время и не несут корпоративной пользы.
Еще один совет, уместный в этом разделе, – не переусердствуйте с организацией перерывов. Это весьма частая проблема, когда из-за низкой концентрации человек делает множество перерывов. В конечном счете, они накапливаются и приводят к просрочке важных задач. Проблема кроется в непонимании корня явления. Здесь нужно не увеличивать количество отдыха без явной необходимости, а работать над повышением концентрации на делах.
Правило №6 – анализируйте полученный опыт
В любом деле важен контроль, особенно в вопросе личной продуктивности руководителя. Обязательно выделяйте немного времени на то, чтобы вернуться назад и узнать, какие результаты принесло увлечение тайм-менеджментом. Отдельно внимание уделите рассмотрению ситуаций, в которых были потрачены большие энергетические и временные ресурсы без должной отдачи. Сделайте выводы и постарайтесь не повторять старые ошибки.
Сохраняйте осознанность, даже будучи увлеченным выполнением конкретной задачи. Поддержание контроля поможет и в ситуации, когда концентрация упала, и вместо работы начинается «серфинг» в социальных сетях и потакание другим «хронофагам». Если такое вдруг произошло, надо сделать непродолжительный перерыв для того, чтобы восстановить концентрацию. После этого можно снова сосредоточиться на выполнении задачи.
Правило №7 – не забывайте про отдых
Не рекомендуется гнаться за результатами, забывая при этом про отдых. В противном случае, в скором времени появится апатия и различные психические расстройства. Чередуйте выполнение рабочих задач с качественным отдыхом. Рекомендуется применять такой отдых, который значительно отличается от работы. То есть «отдыхать» за компьютером после работы за ним же не лучший вариант.
Не надо забывать и о правильном сне, общении с близкими, хобби и прочих радостях жизни. Работа и достижение корпоративных целей – это только часть жизнедеятельности руководителя, причем малая. Чтобы постоянно оставаться на пике психофизиологических способностей, надо уметь отдыхать и радоваться жизни, регулярно восстанавливаться. Еще один положительный аспект – это регулярные физические нагрузки (в меру возможностей и по силе личных желаний).
Правило №8 – ведение хронометража
Учет рабочего времени обязателен в том случае, если в конце рабочего дня вы регулярно выбиваетесь из сил, при этом не понимаете, на что вообще потратили время. Сформируйте привычку вести учет рабочего времени. Записывайте на бумаге или в электронном виде выполняемые действия и учитывайте время, которое ушло на их реализацию. В конце дня просмотрите статистику и оцените собственную продуктивность.
Наверняка после первого использования техники учета времени вы обнаружите, что большое количество временных ресурсов ушло на бесполезные дела. Это социальные сети, просмотр развлекательного контента, компьютерные игры и другие малозначимые занятия. В этом и заключается главное преимущество методики хронометража. Она дает отследить так называемых «убийц времени» и начать активную борьбу с ними.
Правило №9 – использование ожиданий
Под ожиданиями понимается «фоновое» времяпрепровождение в очереди или в транспорте, перед встречей или другим событием, начало которого затягивается. Обычно в этом время человек не занимается ничем полезным, прожигая свободное время. Но это можно исправить, если во время ожидания делать полезные дела. Например, в транспорте можно слушать ценные для саморазвития аудиокниги, совершать деловые телефонные звонки, размышлять на диктофон и т. д.
Правило №10 – принцип 15 минут и «Помодоро»
Принцип 15 минут отлично подходит для руководителей, которые постоянно откладывают начало дела на потом. Суть методики в следующим – заставить себя выполнять задачу в течение 15 минут. Люди, которые пользуются этим методом, замечают, что после 15 первых минут работать становится легче. Прерываться при этом нет желания, так как для мозга начатая, но не завершенная задача является помехой, которую он стремится устранить.
Техника «Помодоро» оптимальна и для руководителей, у которых плохо обстоят дела с концентрацией внимания. Суть – запустить таймер на 25 минут. Это рабочее время, в ходе которого выполняется текущая задача без отвлечения на сторонние факторы. По прошествии 25 минут идет перерыв – 5 минут. После этого идет следующая сессия длиной 25 минут. После 4 сессий – перерыв 15 минут.
Главный принцип продуктивного и грамотного тайм-менеджмента – комплексное выполнение правил. Обязательно уделяйте время планированию дня, расстановке приоритетов и формулированию целей. Не держите это в голове – записывайте в ежедневник или оформляйте в электронном формате. Даже если поначалу будет сложно, упрямо соблюдайте правила. Это войдет в полезную привычку, а дальше будет проще.
Многие известные личности добились успеха, славы и богатства благодаря правильному управлению жизнью. Тайм-менеджмент – один из способов такого управления. Обязательно попробуйте и убедитесь в этом лично.
ПЛАН ДИРЕКТОРА ____________ на сентябрь месяц 2010-2011 уч.год.
мероприятия |
срок |
|
Нормативно-правовое обеспечение |
1. Работа с нормативно-правовыми документами: – организованное начало учебного года; – организация приема обучающихся на новый учебный год; – готовность ОУ к началу учебного года 2. Оформление и издание приказов на начало учебного года. 3. Оформление учебно-педагогической документации: журналы, дневники. 4. Оформление документации по трудовым правоотношениям (приказы, трудовые книжки, личные дела работников, составление доп.соглашений по новой системе оплаты труда). 5. Оформление документации обучающихся (алфавитная книга, книга по движению учащихся, справки-подтверждения, личные дела обучающихся) 6. ВШК по плану. |
1 нед. 1 нед. 1 нед. 1 нед. 1 нед. 2 нед. 1 нед. в теч.мес. |
Финансово-экономическое обеспечение |
1. Тарификация работников ОУ (учебный план, штатное расписание, определение фонда оплаты труда, приказы на доплаты, распределение учебной нагрузки) 2. Составление табеля рабочего времени на сентябрь месяц. 3. Выплата аванса и заработной платы за сентябрь. |
2 нед. 3 нед. 4 нед. |
Обеспечение организации образовательного процесса |
1. Проведение торжественной линейки, посвященной «Дню знаний». 2. Издание приказов по организации учебно-урочной деятельности и доп.образования 3. Подведение итогов движения контингента обучающихся, подготовка и сдача ОШ 4. Утверждение основного расписания 5. Составление и утверждение графика контрольных работ на 1 п/г. 6. ВШК по плану. |
1 нед. 1 нед. 2 нед. 4 нед. 2 нед. в теч.мес. |
Кадровое и программно-методическое обеспечение |
1. Кадровое обеспечение – приказы по личному составу – подведение итогов движения кадров. – утверждение списочного состава работников. -ВШК: расстановка кадров; повышение квалификационной категории Подготовка и сдача ОШ. 2. Методическое обеспечение – заседание методсовета ОУ по определению задач методической деятельности педколлектива. – составление и утверждение плана методической работы ОУ 3. Программное обеспечение – согласование и утверждение рабочих программ и календарно-тематических планов по предметам. – утверждение календарного учебного графика на новый учебный год – организация работы библиотеки – обеспеченность обучающихся учебниками. |
1 нед 2 нед 2 нед 2 нед. 2 нед. 1 нед. 1 нед |
Обеспечение деятельности управляющей системы |
1. Совещания при директоре и при зам директора. 2. Организация ВШК 3. Распределение функциональных обязанностей |
4 нед. 3нед в теч.мес. 1 нед |
Материально-техническое обеспечение |
1. Издание приказов по ОТ и соблюдению правил ТБ, о режиме работы школы. 2. Утверждение графика санитарных уборок в столовой. 3. Организация горячего питания обучающихся. 4. Медицинское обслуживание обучающихся. 5. Формирование списков физкультурных групп. 6. Создание контрольной комиссии на предмет обеспечения функционирования предшкольной территории. 7. Соблюдение температурного режима. Пуск газа. |
1 нед. 1 нед. 1 нед. 3 нед. 3 нед. 1 нед. конец месяца |
ПЛАН ДИРЕКТОРА __________________ на октябрь месяц 2010-2011 уч.год.
мероприятия |
срок |
|
Нормативно-правовое обеспечение |
1. Работа с нормативно-правовыми документами: – издание приказов на конец 1 четверти. – приказ на организацию и проведение школьных олимпиад 2. ВШК по плану. – написание справок по итогам ВШК 3. Делопроизводство по основным вопросам деятельности школы -документы по питанию в Роспотребнадзор |
4 нед. 1 нед. в теч.мес. 4 нед. 2 нед. |
Финансово-экономическое обеспечение |
1. Составление табеля рабочего времени на октябрь месяц. 2. Отчет об исполнении сметы за 3 квартал. |
3 нед. 2 нед. |
Обеспечение организации образовательного процесса |
1. Подведение итогов реализации задач в системе дополнительного образования за 1 четверть 2. Подведение итогов творческих дел за 1 четверть 3. Проверка тетрадей по основным предметам в 5 кл (система работы над ошибками: рабочие тетради по русскому языку и математике) 4. Родительское собрание: ознакомление с нормативными документами о ЕГЭ 5. Контроль за посещаемостью учащихся, стоящих на внутришкольном контроле. |
4 нед. 4 нед. 3 нед. 4 нед. в теч.мес. |
Кадровое и программно-методическое обеспечение |
1. Кадровое обеспечение – работа с молодыми специалистами 2. Методическое обеспечение – работа учителей над самообразованием 3. Программное обеспечение – отслеживание работы учителей-предметников по ликвидации отставаний по программам. |
4 нед. |
Обеспечение деятельности управляющей системы |
1. Совещания при директоре и при зам директора. 2. Методсовет. Повестка дня: – организация научно-методической работы по вопросам подготовки школьников к ЕГЭ. |
4 нед. |
Материально-техническое обеспечение |
1. Обеспечение требований ТБ: – вход, выход из здания, пути эвакуации; – места скопления детей; -учебные кабинеты . 2. Анализ состояния травматизма за 1 четверть. 3. Инструктажи с учащимися и педагогами по ОТ. 4. Контроль за соблюдение гигиен. режима в столовой, туалетах. 5. Организация горячего питания – сдача отчетов за сентябрь |
2 нед. 4 нед. 4 нед. 2 нед. 1 нед. |
ПЛАН ДИРЕКТОРА _____________________ на ноябрь месяц 2010-2011 уч.год.
мероприятия |
срок |
|
Нормативно-правовое обеспечение |
1. Работа с нормативно-правовыми документами. – приказы 2. Делопроизводство по основным вопросам деятельности школы – протокол педагогического совета по итогам 1 четверти 3. ВШК по плану. – подготовка справок |
в теч.мес. 1 нед. в теч.мес. |
Финансово-экономическое обеспечение |
1. Составление табеля рабочего времени на ноябрь месяц. 2. Заявки для включения в бюджет нового года |
3 нед. 4 нед. |
Обеспечение организации образовательного процесса |
1. Организация начала 2 четверти. 2. ВШК по плану -состояние учебно-воспитательной работы в 8 кл. 3. Определение режима дополнительных занятий во 2 четверти. 4. Проведение и подведение итогов осенних каникул. 5. Проверка тетрадей по основным предметам в 8 кл ( объем задаваемых домашних заданий, рабочие тетради уч-ся) 6. Анализ посещаемости уч-ся за 1 четверть 7. Работа с несоверш по профилактике правонарушений. |
1 нед. в теч.мес. 1 нед. 2 нед. 4 нед. 1 нед. 1 нед. |
Кадровое и программно-методическое обеспечение |
1. Кадровое обеспечение 2. Методическое обеспечение – проведение запланированных мероприятий – подведение итогов школьных олимпиад. 3. Программное обеспечение – выполнение учебных программ по всем предметам за 1 четверть |
в теч.мес. 2 нед. 1 нед. |
Обеспечение деятельности управляющей системы |
1. Проведение педагогического совета 2. Совещания при директоре и при зам директора. 3. Заседание ШМО 4. Профсоюзное собрание |
1 нед. 4 нед. 1 нед. 2 нед. |
Материально-техническое обеспечение |
|
в теч.мес. 2 нед 1 нед. 2 нед. |
ПЛАН ДИРЕКТОРА ________________ на декабрь месяц 2010-2011 уч.год.
мероприятия |
срок |
|
Нормативно-правовое обеспечение |
1. Работа с нормативно-правовыми документами. – издание приказов: об организованном окончании 2 четверти, об организации Новогодних праздников и соблюдении техники безопасности. 2. Делопроизводство по основным вопросам деятельности школы: -подготовка справок по итогам ВШК 3. ВШК по плану. |
1 нед. в теч.мес. в теч.мес. |
Финансово-экономическое обеспечение |
1. Составление табеля рабочего времени на декабрь месяц. 2. Согласование бюджета на новый год. |
2 нед. 2 нед. |
Обеспечение организации образовательного процесса |
1. Преподавание элективных курсов в 9-11 классах. 2. ВШК по плану 3. Административные контрольные работы по основным предметам. 4. Работа с отстающими детьми 5. Проверка тетрадей учащихся начальных классов, рабочих тетрадей и контурных карт по географии 6. Анализ посещаемости уч-ся за 2 четверть 7. Профилактика правонарушений среди учащихся. |
в теч.мес. в теч.мес. 3,4 нед. в теч.мес. 3 нед. 4 нед. 4 нед. |
Кадровое и программно-методическое обеспечение |
1. Кадровое обеспечение 2. Методическое обеспечение – ВШК за состоянием учебных кабинетов 3. Программное обеспечение – выполнение учебных программ за 1 п/г |
2 нед. 4 нед. |
Обеспечение деятельности управляющей системы |
1. Проведение педагогического совета по итогам 1 п/г 2. Совещания при директоре и при зам директора. 3. Методический совет. |
4 нед. 4 нед. 2 нед. |
Материально-техническое обеспечение |
|
в теч.мес. 3 нед 4 нед. 2 нед. 4 нед 4 нед. 2 нед. |
ПЛАН ДИРЕКТОРА ________________ на январь месяц 2010-2011 уч.год.
мероприятия |
срок |
|
Нормативно-правовое обеспечение |
1. Работа с нормативно-правовыми документами. – внесение необходимых коррективов в организационные, организационно-распорядительные документы школы; – приказы об организации питания учащихся; об обучении ОТ; по ПБ – 2. Делопроизводство по основным вопросам деятельности школы: -подготовка справок по итогам ВШК 3. Составление акта выполнения соглашения по ОТ. |
1 нед. 2 нед. 4 нед. 1 нед |
Финансово-экономическое обеспечение |
1. Составление табеля рабочего времени на январь месяц. 2 Составление договоров на питание на 1 квартал. 3. Изучение бюджета на 2011 год. 4. Обеспечение условий труда и безопасности в школе: – заключение соглашения по ОТ с профсоюзным комитетом; – утверждение графика дежурства; 5. Обеспечение требований производственной санитарии: – обеспеченность дезин.средствами в столовой; – контроль за сан.гигиен состоянием в пищеблоке, туалетах |
2 нед. 3 нед. 2 нед. 1 нед 2 нед В теч.мес. |
Обеспечение организации образовательного процесса |
1. ВШК за состоянием преподавания – истории в 5-11 классах. 2. Об особенностях ЕГЭ и ГИА в 2011 году (инструктивно- методическая работа с учащимися, классными руководителями, учителями, родителями) |
в теч.мес. 3 нед. |
Кадровое и программно-методическое обеспечение |
1. Кадровое обеспечение – обучение по ОТ работников школы 2. Методическое обеспечение – утверждение графика контрольных работ на 2 пг 3. Программное обеспечение |
1 нед. 2 нед |
Обеспечение деятельности управляющей системы |
1. Совещания при директоре и при зам директора. 2. Индивидуальная работа с родителями обучающихся, имеющих проблемы в учебе. |
4 нед. 4 нед 3 нед. |
Материально-техническое обеспечение |
|
в теч.мес. 4 нед 4 нед. |
ПЛАН ДИРЕКТОРА ___________________ на февраль месяц 2010-2011 уч.год.
мероприятия |
срок |
|
Нормативно-правовое обеспечение |
1. Работа с нормативно-правовыми документами. – внесение необходимых коррективов в организационные, организационно-распорядительные документы школы; -утверждение плана мероприятий, посвященных ко Дню Защитника Отечества 2. Делопроизводство по основным вопросам деятельности школы: -подготовка справок по итогам ВШК – подготовка документов по аттестации |
1 нед. 4 нед. 3-4 нед. 3 нед. |
Финансово-экономическое обеспечение |
1. Составление табеля рабочего времени на февраль месяц. 2. Анализ (расчет) ожидаемых расходов по смете за 1 квартал 2011г 3. Передача показаний электросчетчиков |
2 нед. 2 нед. 4 нед. |
Обеспечение организации образовательного процесса |
1. ВШК за состоянием преподавания – физкультуры – развития речи на уроках английского языка в 5-9 кл. 2. Работа с учащимися по подготовке к ЕГЭ в 2011 году (заявления) |
в теч.мес. в теч.мес. 3 нед. |
Кадровое и программно-методическое обеспечение |
1. Кадровое обеспечение – анализ системы работы аттестующего учителя – согласование оптимальной нагрузки на новый уч.год 2. Методическое обеспечение – планирование повышения квалификации учителей на следующий уч.год 3. Программное обеспечение – проверка обеспеченности учащихся учебниками – знакомство с федеральным комплектом учебников на следующий год |
в теч.мес. 4 нед 3 нед. 3 нед. 3 нед. |
Обеспечение деятельности управляющей системы |
1. Совещания при директоре и при зам директора. 2. Производственные совещания. 3. Организация перспективного планирования (организация творческих групп по разработке плана работы школы на новый год) |
4 нед. 4 нед 3 нед. |
Материально-техническое обеспечение |
– соблюдение ТБ на уроках химии, физики -соблюдение ТБ в период проведения массовых мероприятий
|
в теч.мес. 3 нед 4 нед. 3 нед. |
ПЛАН ДИРЕКТОРА _________________ на март месяц 2010-2011 уч.год.
мероприятия |
срок |
|
Нормативно-правовое обеспечение |
1. Работа с нормативно-правовыми документами. – внесение необходимых коррективов в организационные, организационно-распорядительные документы школы; -утверждение плана мероприятий, посвященных женскому празднику 2. Делопроизводство по основным вопросам деятельности школы: -подготовка справок по итогам ВШК – внесение (при необходимости) изменений в трудовые книжки и личные дела работников школы |
1 нед. 4 нед. 3-4 нед. 4нед. |
Финансово-экономическое обеспечение |
1. Составление табеля рабочего времени на март месяц. 2. Анализ (расчет) ожидаемых расходов по смете за 1 квартал 2011г 3. Передача показаний электросчетчиков 4. Заключение договоров на 2 квартал на питание, мед.обслуживание. 5. Предварительный график отпусков работников |
2 нед. 2 нед. 4 нед. 4 нед. 1 нед. |
Обеспечение организации образовательного процесса |
1. ВШК за состоянием – рабочих тетрадей по основным тетрадям уч-ся 11кл. – работы с неблагополучными семьями. – классных журналов – работы по подготовке к итоговой аттестации выпускных классов – анализ проведения четвертной аттестации |
2 нед 3нед. 4 нед. 2 нед. 4 нед. |
Кадровое и программно-методическое обеспечение |
1. Кадровое обеспечение – распределение нагрузки и выявление вакансий -составление графика отпусков 2. Методическое обеспечение – проведение заседания педагогического совета 3. Программное обеспечение – инструктирование учителей по подготовке учебного материала для проведения промежуточной и итоговой аттестации |
4 нед 4 нед. 3нед. |
Обеспечение деятельности управляющей системы |
1. Совещания при директоре и при зам директора. 2. Производственные совещания. 3. Педагогический совет. |
4 нед. 4 нед |
Материально-техническое обеспечение |
– инструктирование обучающихся по правилам поведения на улице в период весенних каникул -анализ состояния травматизма в школе за 3 четверть – обеспечение требований противопожарной безопасности (вход, выход, пути эвакуации) -организация комплексной ген. уборки в теч. весенних каникул
|
в теч.мес. 3 нед |
ПЛАН ДИРЕКТОРА _________________ на апрель месяц 2010-2011 уч.год.
мероприятия |
срок |
|
Нормативно-правовое обеспечение |
1. Работа с нормативно-правовыми документами. – внесение необходимых коррективов в организационные, организационно-распорядительные документы школы; -утверждение плана мероприятий, посвященных женскому празднику 2. Делопроизводство по основным вопросам деятельности школы: -подготовка справок по итогам ВШК – |
1 нед. 4 нед. 3-4 нед. 4нед. |
Финансово-экономическое обеспечение |
1. Составление табеля рабочего времени на апрель месяц. 2. 3. Передача показаний электросчетчиков 4. |
2 нед. 2 нед. 4 нед. 4 нед. 1 нед. |
Обеспечение организации образовательного процесса |
1. ВШК за состоянием – – – классных журналов – – |
2 нед 3нед. 4 нед. 2 нед. 4 нед. |
Кадровое и программно-методическое обеспечение |
1. Кадровое обеспечение – распределение нагрузки и выявление вакансий -составление графика отпусков 2. Методическое обеспечение – проведение заседания педагогического совета 3. Программное обеспечение – инструктирование учителей по подготовке учебного материала для проведения промежуточной и итоговой аттестации |
4 нед 4 нед. 3нед. |
Обеспечение деятельности управляющей системы |
1. Совещания при директоре и при зам директора. 2. Производственные совещания. 3. Педагогический совет. |
4 нед. 4 нед |
Материально-техническое обеспечение |
– инструктирование обучающихся по правилам поведения на улице в период весенних каникул -анализ состояния травматизма в школе за 3 четверть – обеспечение требований противопожарной безопасности (вход, выход, пути эвакуации) -организация комплексной ген. уборки в теч. весенних каникул
|
в теч.мес. 3 нед |