Учебный план в вузе — это документ, где указаны перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин и других видов учебной деятельности. При его составлении учитывают стандарты и рекомендации Минобрнауки. Приведем основные правила создания такого документа.
Учебный план — обязательная часть образовательной программы вузов. В процессе его формирования задействуют известную модель создания продукта ADDIE (сокращение от английских слов Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation — анализ, проектирование, разработка, реализация, оценка). Для учебного плана ключевым является этап разработки. При его создании важно опираться на предыдущие этапы — анализ навыков, которые нужны будущему выпускнику, исследования рынка труда и вакансий.
Учебный план составляют по шаблонам, которые разрабатывают на базе факультета. Документ готовят преподаватели выпускающей кафедры и утверждают заведующий кафедрой, декан и ректор.
В нем указывают перечень дисциплин, практик, испытаний государственной итоговой аттестации. Отмечают объем в зачетных единицах, распределение по периодам обучения, объем контактной работы студентов с преподавателем и их самостоятельной работы в академических часах. К контактной работе относят занятия в аудитории: лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, коллоквиумы.
План готовят отдельно для каждой формы обучения. Он помогает организовать последовательность и взаимосвязь изучения дисциплин, их рациональное распределение по годам обучения студентов, эффективно использовать кадровый потенциал вуза.
Учебный план разрабатывают в соответствии с федеральным законом «Об образовании» и федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, ФГОС.
Документ может корректироваться с учетом изменений на кафедре или в требованиях к выпускникам со стороны работодателей.
Новый базовый учебный план составляют, если:
- готовится к лицензированию новое направление подготовки или специальности;
- открывают новый профиль по направлению подготовки, указанному в лицензии;
- изменились требования федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования или законодательства в образовательной сфере.
Студенческая жизнь — это не только учёба в вузе, но и множество разных мероприятий и активностей: от концерта ко дню факультета до международных научных конференций. Чтоб успеть поучаствовать во всём, что ему интересно, студент должен хорошо уметь планировать своё время. В нашем материале мы расскажем, как делать это грамотно.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Больше лайфхаков доступного подписчикам нашего образовательного телеграм-канала. А присоединившись к специальной группе, вы всегда будете в курсе свежих акций и выгодных предложений.
Как планировать учёбу и зачем это нужно
Планирование учёбы необходимо для того, чтобы успевать совмещать её с другими делами, которыми вам хочется заниматься: встречами с друзьями и близкими, просмотром фильмов, подработкой, общественной жизнью и пр. Цель грамотного планирования — тратить на учёбу меньше времени и освободить несколько часов для другой деятельности.
Как составить план учёбы
План учёбы — это индивидуальная программа, в которой написано, какие задания и в какие сроки должен выполнить студент в ближайшее время.
Его нет смысла составлять слишком надолго: вы не всегда знаете, какие задания нужно будет делать через несколько недель. Оптимальный временной промежуток для плана — от недели до месяца.
Чем меньше промежуток планирования, тем более детальным оно должно быть. Например:
- Через месяц — защита курсовой. Дописать работу и подготовить презентацию.
- Через неделю в 14.00 пройдёт защита курсовой. Подписать нормоконтроль, распечатать и сшить работу, согласовать с руководителем окончательный вариант презентации.
В план нужно включать не только обучение, но и другие дела: как повседневные (погулять с собакой, посмотреть сериал), так и редкие (поздравить родственницу с юбилеем, забрать из ремонта технику).
После того, как список дел на ближайшие дни составлен, их следует распределить в порядке приоритетности и выполнять именно в такой последовательности. Тогда у вас появится шанс сделать большинство запланированных задач.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Планирование учебного времени: крутые лайфхаки
Чтобы облегчить планирование учёбы студента, мы приготовили несколько полезных советов.
Выключайте внутреннего перфекциониста
Помните, что мало кому удаётся выполнить всё, запланированное на день. Чаще всего некоторые дела переходят с нами на следующие сутки, а иногда и неделю.
Определить вред от подобного срыва дедлайнов поможет специальный инструмент тайм-менеджмента — матрица Эйзенхауэра. Она делит текущие задачи на 4 вида. Мы расположили их в порядке приоритетности:
- срочные и важные;
- важные и несрочные;
- срочные и неважные;
- несрочные и важные.
Если вы периодически не выполняете дела из 4-ой категории: ничего страшного не произойдёт, позвольте внутреннему перфекционисту расслабиться. Главное — сделать в срок важные и срочные задачи.
Держите вещи в порядке
Очень много времени уходит впустую, когда рабочее пространство организовано неправильно. Минуты и часы, которые можно потратить на что-то полезное или приятное, идут на поиски нужного конспекта или другой важной вещи. Чтобы этого не происходило, старайтесь вовремя «расхламляться»: избавляйтесь от лишних и ненужных предметов, а те, что действительно нужны, складывайте туда, откуда их легко достать.
Начинайте с посильных заданий
Принцип «съешь лягушку» (начинать процесс с самого сложного и неприятного дела) работает далеко не всегда: часто мозг сопротивляется тому, что его хотят заставить выполнять неинтересные ему задачи. Советуем для раскачки взять дело попроще (например, выполнить домашнее задание по интересному вам предмету), а уже после его выполнения, на волне энтузиазма, переходить к «лягушкам».
Следите за тем, чтобы быть в ресурсе
Выполнить всё запланированное удастся только в том случае, если организм способен нормально функционировать. Для этого надо не забывать об отдыхе (высыпаться, гулять на свежем воздухе) и правильно питаться (у голодного человека не будет энергии для выполнения дел).
Используйте планировщики и приложения
Редко кому удаётся запомнить все дела на ближайшие дни: какие-то мелочи обязательно сотрутся из памяти. Чтобы ничего не забыть, используйте ежедневники или тематические приложения для смартфона, которые позволяют планировать текущие дела и отмечать выполненные задачи. Это могут быть простые «Заметки» или что-то более продвинутое:
- Trello;
- MyStudyLife;
- iStudiez;
- AnyDo;
- Todoist.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Надеемся, наши советы помогут вам спланировать своё учебное время правильно. А если вы всё же не успели вовремя выполнить реферат, контрольную или курсовую, всегда можно обратиться в сервис помощи студентам. Его эксперты справятся с любой учебной работой.
#Руководства
- 20 апр 2021
-
14
«Поженить» современный продуктовый подход с Федеральным государственным образовательным стандартом — вполне реально. Советы методиста.
Методист направления высшего образования в Skillbox, преподаватель немецкого и латинского языков. В сфере образования 8 лет. Любимая цитата: «Если вам дали хорошее образование, это ещё не значит, что вы его получили». Участвовала в разработке магистерской программы МПГУ и Skillbox «Проектирование образовательного опыта»
Я несколько лет работала в разных московских вузах и заметила дурную тенденцию: многие методисты большую часть времени следят только за тем, чтобы пакет документов (учебный план, рабочие программы, фонды оценочных средств и другие методические материалы) соответствовал техническим требованиям. А времени на разработку, наполнение и улучшение качества учебных программ уже не остаётся.
Позже я познакомилась с современным процессом проектирования образовательных программ и поняла, как можно соединить современные концепции проектирования образования, не нарушая технических требований и стандартов ФГОС.
Чаще всего при проектировании образовательных программ используется известная и хорошо зарекомендовавшая себя модель ADDIE (аббревиатура от английских слов Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation — анализ, проектирование, разработка, реализация, оценка). Это пять этапов создания продукта. В данном случае продуктом выступает образовательная программа.
Мы в Skillbox проектируем высшее образование на основе этой модели, но со своими особенностями. В этой статье разберём три этапа ADDIE-модели: анализ, проектирование, разработка, а ещё — наш четвёртый дополнительный этап вне модели ADDIE — создание индивидуальных траекторий.
Изучите потребности и запросы заказчика
Например, в роли заказчика может выступать вуз-партнёр, совместно с которым реализуется программа бакалавриата или магистратуры, как это происходит сейчас в Skillbox, или структурное подразделение вуза, которое обращается к собственному методисту для разработки новой программы.
Погрузитесь в предметную область
Для этого проведите анализ статей и публикаций в области программы высшего образования, которую вы хотите создать. Статьи (могут быть научными или публицистическими) и публикации (СМИ, социальные сети) нужны для погружения в контекст, понимания рынка, перспектив выпускника — такой анализ нужен, чтобы понять, что именно будет востребовано в конкретной профессиональной области, когда студенты окончат университет, какие навыки им нужно приобретать сейчас.
Проанализируйте целевую аудиторию и рынок
Целевая аудитория программы — это обучающиеся и их потребности, а рынок — профессиональная среда, в которую студенты попадут после выпуска.
Придумайте совместно с продюсером УТП
Пусть оно выгодно отличает вашу программу от уже существующих аналогов на рынке.
Сформулируйте цели и результаты обучения
Опирайтесь при этом на исследования рынка труда и мнение экспертов. Чем тщательнее проработаны цели, тем легче будет составить учебный план, тем понятнее будут задачи преподавателя — программа получится более качественной.
На этом этапе очень важно определить методики оценки эффективности программы, чтобы видение разработчика и ожидания заказчика и студента не расходились. Сегодня в высшем образовании используется в основном компетентностный подход, когда результаты образования остаются значимыми за пределами образовательной системы — в профессиональной сфере выпускника. Значит, проектирование образовательной программы надо начинать с глубокого исследования рынка труда.
Это самый трудоёмкий этап, но если его пропустить или сделать поверхностно, то это плохо скажется на следующих этапах и в итоге процесс не сработает или сработает со слабым результатом.
При проектировании программ не обойтись без интервью с экспертом или экспертной группой — из числа представителей рынка труда, то есть возможных будущих работодателей и опытных коллег студентов нашей образовательной программы. Компетентностный подход, о котором было сказано выше, предполагает, что выпускник программы будет обладать нужными работодателю компетенциями.
Результатом этого исследования должна стать карта компетенций будущего выпускника.
Вопросы экспертам для составления карты компетенций
- В чём будет главная ценность сегодняшнего студента, когда он станет специалистом в компании?
- Что сделает его ценным сотрудником — прибыль для компании, креативность, возможность создавать новое, менять компанию или соответствовать традициям и сохранять их?
- Что будущий специалист должен уметь делать, чтобы обеспечить эту ценность? Как его деятельность должна отличаться от работы коллег, чтобы компания сочла его конкурентоспособным?
- Что входит в обязанности будущего специалиста? Какие типы задач он должен уметь выполнять, чтобы достичь хорошего результата?
- Какие знания, навыки, способности ему нужны, чтобы справиться с этими задачами?
- Какими инструментами он для этого должен владеть?
- Что будущий специалист должен понять про специфику профессии, чтобы самостоятельно справляться с другими задачами?
- Какими гибкими навыками («софт-скиллами») он должен обладать?
Во время работы с экспертами не забываем обращаться к ФГОС, чтобы сопоставить компетенции, прописанные в стандарте, с теми, которые удалось выделить в результате исследований.
Согласно ФГОС, компетенции делятся на:
- универсальные (УК);
- общепрофессиональные (ОПК);
- профессиональные (ПК).
УК и ОПК устанавливаются ФГОСом, а вот ПК — вузом. В образовательной программе прописывается перечень компетенций (то есть навыков, которыми будет обладать выпускник после освоения программы) с их характеристиками.
В учебном плане и в ООП содержится перечень компетенций, подходящий конкретной программе, и каждая дисциплина формирует определённый набор компетенций.
Итогом этого этапа должен стать учебный план образовательной программы. И здесь нам понадобятся результаты исследований, проведённых на предыдущих этапах.
Учебный план — это перечень дисциплин и практик, последовательность их изучения (в каком семестре какая дисциплина изучается), количество часов, которое отводится на изучение каждой из них, и информация о форме контроля (зачёт, зачёт с оценкой, экзамен).
Учебный план разрабатывается с опорой на исследования и анализ, который проводился на предыдущих этапах проектирования образовательного опыта. Анализ статей, публикаций даёт понимание контекста профессии и отрасли, анализ конкурентов — помогает сформировать уникальное торговое предложение нашей образовательной программы, а анализ рынка и вакансий — понять, какие навыки нужны будущему выпускнику.
- Определитесь с направлением подготовки и уровнем образования (бакалавриат, специалитет, магистратура).
- Опирайтесь на проведённое на этапе 1 исследование, особенно в части анализа конкурентов. Посмотреть учебные планы по похожим программам всегда полезно. Нет ничего зазорного в том, чтобы подглядеть, как у кого построен курс. По крайней мере, можно понять, как он не должен выглядеть (если программа конкурентов кажется вам неудачной), а если повезёт, то можно поймать полезный инсайт и придумать выгодное УТП.
- Составьте драфт учебного плана отдельными большими блоками — что-то вроде прототипа или плана-схемы будущей программы.
На этом этапе снова загляните во ФГОС или в собственный образовательный стандарт, если он есть у вуза, чтобы уточнить обязательные дисциплины базовой части учебного плана.
- Соберите учебный план с указанием названий дисциплин, количества зачётных единиц и количества часов, отведённых на каждую из дисциплин.
Зачётная единица — это обозначение того, сколько времени от всей программы заложено на ту или иную дисциплину. Чем сложнее дисциплина, чем больше информации она в себе несёт, тем больше часов требуется на её освоение.
Во время разработки учебного плана нужно заложить логику построения программы. Лучше всего сделать это схематично. Например, можно отрисовать её в Miro или любым другим удобным способом. Такая визуализация будет полезна как для самого методиста, так и для экспертов.
Учебный план строится из трёх основных элементов:
- Базовая часть — дисциплины и практика, которые формируют как универсальные, так и обязательные профессиональные компетенции. В эту часть включаются обязательные дисциплины, которые перечислены во ФГОС, — философия, иностранный язык, история, безопасность жизнедеятельности, физическая культура. Также в эту часть учебного плана включаются дисциплины, составляющие основу будущей профессии. Они формируют общие профессиональные компетенции и являются базой или неким трамплином для изучения узкоспециализированных предметов (например, дискретная математика и теория алгоритмов — базовые предметы для направления «Прикладная информатика»).
- Вариативная часть — здесь на базе той основы, которая заложена в первой части, создаётся несколько возможных специализаций (направленностей). Трек каждой специализации выстраивается по грейдам: постепенно усложняется программа обучения внутри конкретной специализации. Студент может как выбрать конкретную специализацию, так и ознакомиться с несколькими специализациями на базовом уровне.
- Факультативы — это элективные курсы, которые студент может выбирать для изучения. Наличие факультативов позволяет создать более персонализированную индивидуальную образовательную траекторию. Мы в Skillbox обычно предлагаем в каждой программе высшего образования на выбор три вида таких курсов.
Виды факультативов:
- Дополнительная специализация: студент выбирает предметы, которые напрямую не связаны с его специальностью.
- Культурный электив: участие в культурном проекте (например: театр, музыкальная группа).
- Элективные курсы по гибким навыкам: это позволяет проработать слабые стороны, которые у каждого студента свои (тайм-менеджмент, публичные выступления, эффективные коммуникации).
Остаётся обсудить получившийся план с заказчиком и экспертами и утвердить его. Потом занимаемся его содержанием и наполнением.
Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) — это персональный путь студента, на котором он выбирает дисциплины, позволяющие ему развить определённые навыки, углубить знания в рамках специализации и расширить кругозор.
- Проектируем учебный план таким образом, чтобы студент мог выбрать как одну из узких специализаций, так и широкий профиль, то есть освоить базовые инструменты каждой специализации и определиться, какое из направлений ему ближе.
Например, в бакалаврской программе по веб-разработке с РАНХиГС студент может выбрать одно из трёх направлений — углублённое изучение Python, РНР или веб-дизайна, а может попробовать свои силы понемногу в каждой специализации, каждый семестр выбирая дисциплины разных направлений.
Но не во всех программах предусмотрено несколько разных специализаций, например, магистратура — это само по себе уже узконаправленное образование, единый трек для всех вполне подойдёт. Например, на нашей совместной с МПГУ магистерской программе подготовки специалистов в области проектирования образовательного опыта все будут учиться по одному треку.
- При формировании ИОТ мы не нарушаем требования ФГОС: стандарт предусматривает наличие в учебном плане «дисциплин по выбору» — за счёт них и формируются специализации.
Не стоит бояться ФГОС и воспринимать его как ограничивающий свободу документ. Если научиться извлекать из него пользу, он начнёт работать на вас, а не против вас.
Проектирование образовательных программ в высшем образовании — это непростой процесс, который требует соблюдения определённых стандартов. Но в этом процессе всегда есть место творчеству: общению с экспертами в разных областях, созданию индивидуальных траекторий, которые не только делают студента конкурентоспособным и востребованным на рынке труда, но и воспитывают интересную, гармоничную личность. Быть причастным к созданию классного продукта в сфере образования — значит немного менять мир к лучшему.
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше
А знаете ли Вы, что деятельность любого предприятия планомерна и контролируема, координируема? Данные принципы не обошли стороной и образовательную систему. Не задумывались ли Вы, каким образом и почему по каждой специальности предусмотрены определенные дисциплины? Почему Вы сегодня изучаете основы экономики, а на старших курсах – нюансы экономического анализа и пр.? Все дело в учебном плане.
Что это такое?
Итак, представляем и/или вспоминаем «поступательно-образовательный процесс». Вот Вы поступили в вуз или колледж. Перед вами расписание занятий и «набор дисциплин», которые вы будете изучать в ближайшей перспективе. Далее часть предметов сменится новыми, и так будет вплоть до окончания образовательного заведения и получения диплома о профессиональном образовании. А почему мы изучаем предметы в определенном «наборе» и порядке? Все дело в так называемом учебном плане.
Учебный план – это официальный документ, который устанавливает продолжительность и глубину изучения каждой дисциплины в рамках конкретной образовательной программы (специальности). Фактически, учебный план – это детализация образовательной программы с указанием количества лекций, изучаемых дисциплин и тем, заданий, практикумов, с уточнением письменных проектов: лабораторные, курсовые, самостоятельные работы, зачеты и экзамены и пр.
Учебный план также будет демонстрировать:
- Последовательность погружения в профиль: какие дисциплины студент будет изучать и на каком курсе, в начале или конце семестра, сколько практик и каких видов он будет проходить;
- Виды проводимых исследований и их частота;
- Характер осваиваемой профессии. В частности, экономист может заниматься анализом ситуации или учетом ценностей и благ, контролем над операциями и координацией действий и пр.;
- Потенциальные сложности в процессе изучения. Данный постулат будет зависеть от базовых знаний абитуриента и его предрасположенностей, качеств и пр.
К сожалению, далеко не все абитуриенты знают о существовании столь уникального и индивидуального документа при вузе или ссузе. А, напрасно! Если ознакомиться с ним еще на этапе выбора профессии или образовательного центра, можно избежать массу ошибок и подобрать самый подходящий вариант!
Структура учебного плана
Учебный план – это официальный документ, формируемый на основе действующей образовательной программы, а также учитывающий ряд требования: ФГОС, ГОСТ, регламенты сертификации и пр. Он имеет четкую структуру:
- Содержание образовательной программы. Это своего рода краткое описание осваиваемой профессии: основные навыки, профессиональные качества, сфера «применения» специалиста. В соответствии с данным описанием вуз подбирает соответствующие дисциплины, которые помогут студенту развить те самые параметры. Притом важно отметить, что содержание образовательной программы в разных вузах будет или может быть разным. Именно здесь проявляется «творческая индивидуальность», когда учреждение самостоятельно определяет методы и материалы обучения.
- График обучения. Данный критерий характеризует учебный процесс в целом: сколько времени отводится на аудиторные занятия, практику, обучение в целом, аттестацию и каникулы. В среднем, соотношение учебного периода с отдыхом достигает 10/21 соответственно (10 месяцев обучение, 2- отдых), в некоторых случаях 11/1. График обучения во многом зависит от количества осваиваемых дисциплин и глубины погружения в них.
- Количество часов. Эта та самая детализация – сколько времени и как часто студент будет изучать каждый предмет. Притом на основные дисциплины всегда отводится больше времени, чем на второстепенные. Уже на данном этапе можно определить акцент образовательной программы на конкретной научной области и потенциальные качества выпускника. Учебный план всегда отражает академические часы, которые эквиваленты 45 минутам.
Содержание образовательной программы не просто описывает основные моменты, но и подчёркивает особенности обучения: количество аудиторных занятий и их виды (лекции, семинары, практикумы, лабораторные работы и исследования, консилиумы и игры и пр.). Помимо этого, здесь отмечается периодичность и частота, последовательность выполнения письменных проектов по каждой дисциплине. Как правило, все предметы затрагивают такие виды исследований, как контрольные и самостоятельные работы, рефераты и доклады. Частота их подготовки может быть разной, вплоть до десятков. Раз в семестр студенты выполняют курсовые работы и НИР по профильным дисциплинам, чаще всего начиная со второго курса обучения.
Помимо этого, важно проанализировать частоту и продолжительность практики вне вуза или в его отдельных подразделениях, партнерах-предприятиях. Средняя продолжительность этого этапа подготовки составляет около 2-3 недель, но практики отмечают: чем больше практики, тем лучше!
Обратите внимание, если аккредитацию и проверки качества обучения вузы проходят раз в несколько лет, то учебные планы могут меняться ежегодно и чаще. Все зависит от стремления образовательного центра к новшествам и инновациям, обновлению учебного процесса и выпуска квалифицированных специалистов, готовых к суровым трудовым будням, владеющих современными приемами и методами.
Правила формирования учебного плана: что, где, когда?
Учебный план формируется по каждой специальности и форме обучения отдельно. Это значит, что у очников будет один набор дисциплин в определённом объеме, а у заочников – иной. Такая разница вполне объяснима, ведь очное обучение считается более полным и глубоководным, а заочное – сокращённый вариант с акцентом на самообучение и самодисциплину.
Формирование учебного плана – работа комплексная, задействующая фактически все звенья образовательной сети вуза. Для начала преподаватели кафедры проанализировав былой опыт и опыт других вузов, ссузов, формируют список основных дисциплин, необходимых для изучения и обретения профессиональных навыков и знаний.
Затем они же определяют глубину погружения в каждый из них, распределяя по курсам (годам) обучения, семестрам, выделяя соответствующее количество часов.
Далее все материалы оформляют в виде сводной таблицы с подробным описанием-приложением: дисциплина – перечень тем – количество занятий (лекций и семинаров) – промежуточная аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос и пр.) – форма аттестации (зачет, дифференцированный зачет или экзамен) и пр.
В ходе формирования учебного плана преподаватели кафедры должны учитывать ряд требований: правила ФГОС по отношению к специальности (обязательные дисциплины, часовые нормы, темы, учебная нагрузка и пр.), регламенты Минобразования (расписание занятий и учебная нагрузка график аттестации и пр.).
Далее тщательно спланированный и подготовленный грамотно оформленный документ поступает на рассмотрение и одобрение вышестоящему руководству – заведующему кафедрой, в деканат и выше – ректорат. Одобрение свыше (Минобразования или комиссия по аккредитации и пр.) не требуется.
Введение нового учебного плана производится с нового учебного года, реже – со следующего семестра.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В случае, если по каким-либо (преимущественно объективным) причинам студент не в силах осваивать предписанный план в рамках стандартного учебного процесса, он имеет право перейти на индивидуальное обучение. В этом случае учебный план будет вновь пересмотрен с учетом возможностей учащегося.
Разновидности учебного плана
На практике выделяют два вида учебных планов, каждый из которых выполняет конкретную миссию.
Первый вид – типовой. Данный проект предусматривает стандартный набор дисциплин, который может входить в состав образовательной программы и гарантирует, что ее освоение позволит студентам обрести достаточный минимум знаний и навыков для трудовой деятельности. Здесь будут прописаны минимально допустимые нормы академических часов, описание ключевые предметных блоков (список дисциплин), варианты присваиваемой квалификации и пр.
Типовой учебный план – это общий алгоритм обучения. Второй вид – рабочий учебный план. Это уже детализированный и конкретизированный вузом вариант обучения по конкретной специальности с учетом возможностей: готовность и подготовка преподавательского состава, материально-технической базы. Здесь прописывается точно: какой предмет, в каком объеме, когда (в каком семестре/на каком курсе) будут изучать студенты, какие виды аттестации предусмотрены и пр.
Рабочий учебный план формируется на основе типового, а также описания образовательной программы и пр.
В последнее время вузы стали чаще корректировать учебные планы. Незначительные изменения могут проходить 2-3 раза в семестр, а кардинальные – раз в год. Все зависит от специальности, возможности нововведений и их своевременности, а также причины корректировок (уход преподавателя на больничный или его увольнение, новшества в системе образования, важность НТП-достижений и пр.). Изменения учебного плана чаще всего учитывают требования работодателей, новшества, вводимые Минобразования и пр.
Как и где искать учебный план?
Учебный план – это официальный, но далеко не секретный документ. Он всегда находится в открытом доступе на официальном сайте вуза. Конечно, чтобы его найти, придется постараться и тщательно исследовать все уголки интернет-пространства, зайти в соответствующий раздел.
Абитуриенты и студенты могут найти его в таких сегментах сайта вуза, как «Образовательный процесс/программа», «Абитуриенту», «Документы», «Студенту» и пр. Если интерфейс сайта или его навигация не сулит удачи, то можно воспользоваться поисковым запросом сайта или браузера в целом. Достаточно вбить «Учебный план по программе «…»» с конкретизацией выбранного вуза, и перед вами предстанет вся открытая информация.
В настоящее время высшие учебные заведения вынуждены строить свою работу таким образом, чтобы была возможность «думать на опережение», используя различные инструменты анализа и прогнозирования [3, с. 8].
Качественное планирование в университете – это эффективно-результативный процесс разработки и принятия управленческих решений, позволяющий обеспечить функционирование и развитие в настоящем и в будущем с учетом имеющихся финансовых ресурсов от различных видов деятельности и бюджетного финансирования.
Планирование – это важнейшая составная часть современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей общества и достижения целей предприятия (организации) [2, с. 3].
Категорию «планирование» рассматривают как с экономической, так и с управленческой точек зрения. Если с экономической точки зрения «планирование» – это способ определения на основе моделирования рыночной ситуации участия структурных подразделений в деятельности организации, то с управленческой точки зрения «планирование» – это базовая функция, которая определяет цели организации и способы их достижения, так как именно через планирование осуществляется основное воздействие на объект управления. Поэтому в общем виде можно сказать, что «планирование» – это средство установления целей и задач организации (предприятия, вуза), определение приоритетов, средств и методов их достижения, а также координация совместной деятельности его участников [2, с. 3].
Сущность планирования в вузе проявляется:
- в конкретизации целей его развития и каждого его подразделения в отдельности на установленный период времени;
- в установлении задач, способов, сроков и последовательности их выполнения;
- в определении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач [2, с. 5].
Различают планирование:
- организации (вуза) – как самостоятельной организации;
- структурного подразделения (кафедры, лаборатории) – как составной части организации;
- физического лица (руководителя, преподавателя, научного сотрудника) – как участника данного процесса.
В связи с этим, система планирования охватывает все сферы деятельности и иерархические уровни образовательной организации (планирование деятельности университета в целом, планирование структурных единиц (подразделений, служб, отделов) и индивидуальное планирование деятельности каждого сотрудника). Это дает возможность мотивировать исполнителя на конечный результат, который напрямую связан с материальным стимулированием и карьерным ростом сотрудника [3, с. 8].
Система планирования является одним из взаимосвязанных элементов системы управления образовательной организацией, таких как система контроля, система управления трудовыми ресурсами.
Содержание планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития организации с учетом материальных источников её обеспечения и потребностей рынка. Выделяют шесть основных принципов планирования: принцип гибкости, непрерывности, самостоятельности, системности, участия и эффективности.
Планирование реализуется в виде разрабатываемых планов. В общем виде, понятие «план» можно сформулировать так: план – это система мероприятий, направленных на реализацию намеченных задач, и устанавливающая порядок, последовательность и ориентировочные сроки их осуществления, а также систему количественных и качественных показателей (индикаторов) развития организации, определяющих темпы, пропорции и тенденции её развития [2, с. 5].
В практике деятельности вузов можно говорить о двух видах планов: академические и экономические. Основными документами, определяющими организацию и планирование образовательного процесса в высшем учебном заведении, являются рабочие учебные планы, рабочие программы и расписание учебных занятий.
Рабочий учебный план – это руководящий документ, устанавливающий основное содержание подготовки специалистов, виды и формы учебной работы, периоды изучения дисциплин, их строгую логическую последовательность и системность в наращивании знаний обучаемых и определяющий формы и виды контроля их знаний. В рабочем учебном плане в пределах установленного нормативного срока обучения предусматриваются теоретические и практические занятия, экзаменационные сессии, каникулы, все виды учебной практики и итоговой аттестации.
В любом учебном плане есть три связанные между собой составляющие: содержание образовательной программы; график учебного процесса; количество зачетных единиц (часов). Содержание программы включает в себя перечень дисциплин и видов деятельности обучающегося: аудиторные занятия; самостоятельную работу; подготовку курсовых работ; прохождения всех видов практик и государственную итоговую аттестацию.
Рабочая программа – это документ, определяющий содержание и методическое построение учебной дисциплины. Она разрабатывается по каждой дисциплине рабочего учебного плана с учетом направления и направленности подготовки в соответствии с основной образовательной программой.
Академическое планирование в образовательной организации осуществляется с помощью программы «1С Университет ПРОФ». Комплексное использование данного программного продукта позволяет автоматизировать учет, хранение, обработку и анализ информации об основных процессах высшего учебного заведения: поступление в вуз, обучение, оплата за обучение, выпуск и трудоустройство выпускников, расчет и распределение нагрузки профессорско-преподавательского состава, формирование отчетности и т.д. Также она позволяет формировать и вести учет учебных планов и рабочих учебных планов в соответствии с ГОС, ФГОС ВПО и ФГОС ВО, позволяет создавать, хранить и обрабатывать графики учебного процесса и семестровые графики.
В ФГБОУ ВО Дальневосточный ГАУ расчет и распределение нагрузки научно-педагогических работников осуществляется в программе «1С: Университет ПРОФ», что позволяет:
- Формировать контингент обучаемых по учебному плану и дисциплинам;
- Формировать правила расчета нагрузки преподавателей;
- Формировать структуру обучаемого контингента;
- Вести учет планируемого контингента;
- Осуществлять настройки автоматического и ручного объединения и разделения контингента;
- Планировать распределение нагрузки кафедр;
- Распределять нагрузку по научно-педагогическим работникам;
- Устанавливать и проверять нормы нагрузки научно-педагогических работников;
- Формировать основную и дополнительную нагрузку научно-педагогических работников.
- Синхронизировать расчет часов по кафедрам и в разрезе научно-педагогических работников;
- Формировать планы кафедр и научно-педагогических работников с учетом учебной и внеучебной нагрузки;
- Распределять нагрузку по кафедре в разрезе форм обучения;
- Создавать отчеты о планировании и выполнении нагрузки в различных формах с учетом объективных потребностей.
Если говорить об экономическом планировании в образовательной организации, то оно осуществляется на основе плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), плана развития вуза, бюджета.
Основными целями составления плана финансово-хозяйственной деятельности вуза являются:
- планирование общих объемов бюджетных и внебюджетных поступлений и выплат;
- определение сбалансированности финансовых показателей;
- планирование мероприятий по повышению эффективности использования средств, поступающих в распоряжение вуза;
- управление доходами и расходами вуза.
Сегодня каждый из этих планов составляется в отдельности друг от друга, что влечет за собой отсутствие взаимосвязи между ними и это является существенным недостатком в системе планирования вуза. Организациями высшего образования, за редким исключением, так и не выработаны механизмы и инструменты системной координации планов, а главное они не имеют опыта интеграции академических планов с планами финансово-хозяйственной деятельности.
Основной проблемой является несогласованность показателей академических планов с экономическими, что в конечном итоге может сказаться на объемах финансирования вуза. При составлении учебных планов руководители учебных подразделений стараются завысить объемы часов путем внесения в план всех видов работ (кроме аудиторных), что влечет за собой несоответствие финансового обеспечения выполняемым видам работам. Для решения данной проблемы необходимо разработать механизм координации академических и экономических планов путем их системной консолидации. Для этого необходимо эффективно и экономически обосновано планировать учебный процесс с учетом финансового обеспечения по всем источникам финансирования, а именно правильно формировать штатное расписание научно-педагогических работников, с тем чтобы не допустить перерасхода денежных средств на оплату труда. Фонд оплаты труда научно-педагогических работников является одной из основных статей плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации.
С этой целью нам необходимо разработать алгоритм расчета численности научно-педагогических работников:
- Определяем трудоемкость образовательных программ.
- Определяем трудоемкость отдельных дисциплин по каждой образовательной программе.
- Определяем долю контактной работы по каждой дисциплине и по каждой образовательной программе.
- По каждой образовательной программе рассчитываем количество ставок научно-педагогических работников.
- По каждой дисциплине рассчитываем количество ставок научно-педагогических работников.
- На основании проведенных расчетов по количеству ставок научно-педагогических работников, формируем штатное расписание.
Источником получения и формирования необходимых данных будет являться программа «1С Университет ПРОФ», который позволяет выбрать контактную работу по каждой дисциплине и по каждой образовательной программе с учетом заложенных норм и алгоритмов.
На первом этапе определяем трудоемкость образовательных программ и дисциплин по кафедрам. Для этого в программе формируем отчет по расчету нагрузки. Например, взяли очную форму обучения, направления «Агроинженерия», «Агрономия». Определяем количество контактной работы по каждой кафедре на данных направлениях обучения. Сформированный отчет представим на рисунке 1.
Рис. 1. Трудоемкость образовательных программ
На втором этапе определяем долю контактной работы по каждой дисциплине и по каждой образовательной программе.
В соответствии с приказом Минобрнауки № 301 от 05.04.2017 года, контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам (модулям) включает в себя:
- занятия лекционного типа (лекции и иные учебные занятия, предусматривающие преимущественную передачу учебной информации педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях, обучающимся) и (или) занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия), и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях (в том числе индивидуальные консультации);
- иную контактную работу (при необходимости), предусматривающую групповую или индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях, определяемую организацией самостоятельно.
Доля контактной работы по конкретной дисциплине определяется как отношение объема контактной работы по дисциплине образовательной программы к объему контактной работы образовательной программы.
На рисунке 2 представлен расчет удельного веса контактной работы по дисциплинам кафедр по образовательным программам. Например, направление «Агроинженерия», кафедра гуманитарных дисциплин – общее количество контактных часов – 11 651,70, что принимается за единицу или 100%. Соответственно удельный вес контактных часов по дисциплинам кафедры гуманитарных дисциплин составит 0,07, или 7,25% (844,80/11 651,70*100).
Далее, чтобы рассчитать количество ставок научно-педагогических работников по каждой образовательной программе, необходимо рассчитать количество ставок по дисциплинам каждой кафедры. Общая сумма ставок и будет определять количество ставок по образовательной программе в целом.
Чтобы рассчитать количество ставок по дисциплинам кафедр, необходимо количество часов контактной работы разделить на норму часов на одного преподавателя (850 часов в год). Например, если по дисциплинам кафедры гуманитарных дисциплин объем часов контактной работы составляет 844,60 часов, то количество ставок научно-педагогических работников будет – 0,99 (844,60 часов / 850 часов). Расчет представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Доля контактной работы
Программный продукт «1С Университет ПРОФ» позволяет автоматизировать работа по сбору, обобщению и анализу данных, касающихся планированию учебного процесса и дает возможность оперативно:
- формировать отчет по расчету нагрузки;
- определять трудоемкость образовательных программ;
- определять трудоемкость дисциплин по кафедрам;
- определять долю контактной работы по кафедрам;
- проводить расчет количества ставок научно-педагогических работников по образовательной программе по контактной работе.