Как составить план для методического пособия

Муниципальное
автономное   учреждение дополнительного образования 

Станция
туризма и экскурсий «Конжак»

Рассмотрена

на
заседании

методического
совета

от «___» ________    2019г.

Протокол №____

Утверждаю

Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»

__________________ Н.В. Якимова

 «___» 
________________ 2019г.

«Составление
методических пособий, разработок, рекомендаций. Правила оформления
»

Методические рекомендации

                                                      
                               Составил:  методист

МАУ
ДО СТиЭ «Конжак»

                                                                                                     
Фефелова Л.В.

2019г.

Составление методических пособий, разработок,
рекомендаций. Правила оформления: Методические рекомендации / Л.В. Фефелова. ГО
Карпинск
муниципальное автономное   учреждение
дополнительного образования  Станция туризма и экскурсий «Конжак»,

 2019г.

 Настоящие методические рекомендации определяют общие
требования, структуру и правила оформления методической продукции и имеют целью
оказание помощи педагогическим работникам МАУ ДО СТиЭ «Конжак» при составлении
методических пособий, рекомендаций, указаний и их оформлении в соответствии с
действующими стандартами.

При разработке методических рекомендаций были
проанализированы и обобщены требования ряда действующих государственных
стандартов, область распространения и сфера действия которых установлены для
текстовых документов. Методические указания действуют наряду со стандартами и
другой нормативной документацией, на которую в них даны ссылки.

Данный материал поможет читателю-педагогу составить и
оформить собственную методическую разработку.

Разработчик:
Фефелова Лариса Владимировна, методист МАУ ДО СТиЭ «Конжак».

Оглавление

1. Пояснительная записка…………………………………………………4

2. Требования к составлению методических
рекомендаций……………5

3. Требования к составлению методической разработки…………….….7

4. Требования к составлению  методического пособия…………………..8

        5.Технические требования к оформлению
методической продукции…9

        6. Список использованных
источников…………………………………..12

Пояснительная записка.

В свете современных требований образования, педагоги
дополнительного образования должны уметь разрабатывать методическую продукцию и
адаптировать ее к реальным условиям образовательного процесса. Обновление содержания
дополнительного образования, технологий обучения, форм организации учебной
деятельности диктуют необходимость обеспечения образовательного процесса
методической литературой.

Цель данных методических рекомендаций: методическое
сопровождение процесса создания и оформления различных видов методических
материалов, распространения сведений, подлежащих трансляции, анализа передового
педагогического опыта, разъяснения особенностей применения инновационных
педагогических технологий.

Одна из задач, которая поставлена в данных
методических рекомендациях, дать педагогам обобщенные и систематизированные
представления об организации деятельности создания методических материалов и их
оформления.

В рекомендациях дан алгоритм действий составления
методического пособия, следуя ему, педагог сможет создать собственную
методическую разработку, соответствующую требованиям нормативных документов
регламентирующих создание методической продукции.

Использование данного материала возможно при
разработке учебного занятия, при изучении и распространении педагогического
опыта, в ходе аттестации.

Методические рекомендации адресованы педагогам
дополнительного образования.

  ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ
МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ


       Методические рекомендации –
это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой,
методическим пособием, дидактическим материалом).

Методические рекомендации представляют
собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику
и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические рекомендации содержат в себе
раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе
положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные,
рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду
деятельности (в том числе к мероприятию).

В методических рекомендациях обязательно
содержится указание по организации и проведению одного или нескольких
конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь
точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям,
методистам, педагогам-организаторам, и т.д.). Соответственно этому
регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации как вид
методической продукции включают:

Ø     титульный
лист;

Ø     аннотацию;

Ø     сведения
об авторе (авторах);

Ø     пояснительную
записку;

Ø     содержание;

Ø     список
рекомендуемой литературы по данной теме;

Ø     приложения
(при необходимости).

Пояснения
к отдельным структурным элементам методических рекомендаций

1. На титульном листе должны быть обозначены:

Ø     название
учреждения;

Ø     фамилия,
имя, отчество автора;

Ø     название
(с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);

Ø     год
разработки.

2.      На
втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные
сведения о:

Ø     сути
рассматриваемых вопросов;

Ø     предназначении данных
методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая
работа – например, педагогам дополнительного образования);

Ø     источнике
практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать,
на базе какого опыта разработаны данные методические рекомендации);

Ø     возможных сферах приложения
предлагаемого вида методической продукции (в каких областях могут быть
использованы настоящие рекомендации).

Ø     Внизу
второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место
работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

3.      Пояснительная
записка
 должна содержать следующую информацию:

Ø     обоснование
актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно
дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких
образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия,
методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки;
охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации
соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую
помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);

Ø     определение
цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую
помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по
вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия
и т.п.);

Ø     краткое
описание ожидаемого результата от использования данных методических
рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение
опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения
подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать
повышению мотивации обучающихся и т.п.);

Ø     обоснование
особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными
разработками, существующими в данной образовательной области.

4.      Содержание методических
рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением
определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий,
организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы,
изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание
методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может
излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно
структурировать в следующей логике:

Ø     описать
(на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать
по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;

Ø     дать
советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы
оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его
потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию
и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому
обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного
мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);

Ø     вычленить
наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида
деятельности (исходя из имеющегося опыта);

Ø     предостеречь
от типичных ошибок.

5.      Список
рекомендуемой литературы
 по теме рекомендаций составляется в
алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления
литературных источников.

6.      Приложения включают
материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с
использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок
«Содержание». В числе приложений могут быть:

Ø     планы
проведения конкретных дел, мероприятий;

Ø     тестовые
задания;

Ø     методики
создания практических заданий, адресованных обучающимся;

Ø     примерные
вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

Ø     методики
определения результатов по конкретным видам деятельности;

Ø     схемы,
диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;

Ø     примерная
тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ


       Методическая разработка –
издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия
(в том числе учебного занятия), сочетающее описание последовательности
действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его
организации.
       Методическая разработка –
комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений,
описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
       Примерная схема методической
разработки
 может включать:
■ название разработки;
■ сведения об авторе;
■ цель мероприятия;
■ возраст детей;
■ условия осуществления мероприятия;
■ перечень используемого оборудования и материалов;
■ описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий
или подачи учебного материала;
■ методические советы по его организации и подведению итогов;
■ список использованной литературы;
■ приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для
индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).

ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ  МЕТОДИЧЕСКОГО
ПОСОБИЯ


        Методическое
пособие
 – комплексный вид методической продукции, обобщающий
значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и
содержащий рекомендации по его использованию и развитию.
        Авторами методических пособий
являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные
систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по
профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик
теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования
детей.
       Задачей методического пособия
является оказание практической помощи педагогам дополнительного образования в
приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и
практического характера.

       Типовая
структура методического пособия
 включает:
– введение, где формулируются цель и задачи данного пособия,
указывается, на какую конкретную группу оно рассчитано, какие конкретные
результаты может дать педагогам использование данного пособия;
– теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме
(при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое
обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая
позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как
сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
– практическую часть, где систематизируется и классифицируется
фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся
характерные примеры тех или иных форм и методик работы в дополнительном
образовании;
– дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические
материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический
материал.
       Кроме того, в состав методического
пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы
учреждения, использование которых позволит педагогу организовать свою
работу в соответствии с имеющимися требованиями.
       Обязательной частью методического
пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением
на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в
данном пособии).

ТЕХНИЧЕСКИЕ
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Технические
требования к оформлению текста

Страницы
текста, иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327-60
«Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы (с Изменениями N 1, 2, 3,
4, 5).

 Текст
должен быть выполнен на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через
полтора интервала. Цвет черный, высота букв, цифр и других знаков кегль 12-14
пт. Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10 мм,
верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм. Текст выравнивается по ширине
страницы, красная строка 1,5 см., исключить переносы в словах.

Работа выполняется шрифтом TimesNewRoman. Разрешается
использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных
терминах,  применяя шрифты разного начертания.

Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм,
название изделий и другие имена собственные приводят на языке оригинала.
Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия
организаций в переводе на русский язык с добавлением (при первом упоминании)
оригинального названия.

Сокращение русских слов и словосочетаний выполняются
по ГОСТ Р 7.0.12-2011«Библиографическая запись. Сокращение слов и
словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила».

Основной текст отделяется от заголовка дополнительным
интервалом. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.

Оформление заголовков

Наименования структурных элементов:
“СОДЕРЖАНИЕ”, “ОПРЕДЕЛЕНИЯ”, “ВВЕДЕНИЕ”,
“ЗАКЛЮЧЕНИЕ”, “СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ”,
“ПРИЛОЖЕНИЕ”, следует располагать в середине строки без точки в конце
и печатать прописными буквами, не подчеркивая. Каждый структурный элемент
работы следует начинать с нового листа (страницы). Если основной текст
подразделяют на пункты, их следует нумеровать, за исключением приложений,
порядковыми номерами в пределах всего документа.

Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Заголовки
должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

Страницы

Правила оформления Страницы следует нумеровать
арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы
проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист работы
включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе работы не
проставляют. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают
в общую нумерацию страниц.

Оформление иллюстраций

 Иллюстрации (схемы, компьютерные распечатки,
диаграммы, фотоснимки) следует располагать непосредственно после текста, в
котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут
быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. В работе должны быть
сделаны ссылки на все иллюстрации. Иллюстрации, за исключением иллюстрации
приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Слово
“рисунок” и его наименование располагают посередине строки. При
ссылках на иллюстрации следует писать “… в соответствии с
рисунком…”.

Оформление таблиц

 Наименование таблицы, при его наличии, должно
отражать ее содержание, быть точным, кратким. Наименование таблицы следует
помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером
через тире. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором
она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть
ссылки. При ссылке следует писать слово “таблица” с указанием ее номера.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы
текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается
заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его
заменяют словами “То же”, а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо
повторяющихся цифр, марок, знаков, не допускается. Если цифровые  или иные
данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.
Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами
сквозной нумерацией.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной
нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.
Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Оформление приложений

Приложение оформляют как продолжение данного документа
на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа. На
все приложения в тексте должны быть даны ссылки. Каждое приложение следует
начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова
“Приложение”, его обозначения. Приложение должно иметь заголовок,
который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной
строкой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.
ГОСТ 9327-60 «Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы (с
Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5).

2.
ГОСТ Р 7.0.12-2011«Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний
на русском языке. Общие требования и правила».

3.
ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила
оформления»

4.
ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам»

5.
ГОСТ Р 7.05–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила
составления»

6.
Сайты сети Internet.

моск

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Техникум сервиса и туризма № 29»

(ГБПОУ ТСиТ № 29)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЯ  МЕТОДИЧЕСКИХ РАБОТ

Москва

2015

Любая методическая продукция в образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего,  на профессиональное совершенствование работы педагогов и повышение качества образовательной подготовки обучающихся.

Данные методические рекомендации помогут преподавателям техникума разобраться в видах методической продукции и выбрать для себя нужный алгоритм создания своей методической работы.

Автор: Королева Л.В., преподаватель,  методист ГБПОУ ТСиТ №29

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………………….4

Алгоритм написания методической записки……………………………………………………………………5

Алгоритм написания памятки……………………………………………………………………………………..5

Алгоритм написания методической рекомендации………………………………………………6

Алгоритм написания методической разработки………………………………………………….7 

Алгоритм написания методического пособия……………………………………………………………8 

Алгоритм написания методического проекта……………………………………………………………………..9

Глоссарий…………………………………………………………………………………………………..11

Список рекомендованной литературы………………………………………………………………………..13

Список  информационно-электронных ресурсов………………….…………………………………….14

Образец оформления памятки…………………………………………………………………………..15

Образец оформления титульного листа методической рекомендации…………………………16

Образец оформления титульного листа методической разработки…………………………………….17

Образец оформления титульного листа методического пособия………………………………………18

Образец оформления титульного листа методического проекта………………………………19

Основные требования к оформлению текстовых документов…………………………………………20

Правила оформления приложений……………………………………………………………….22

Правила оформления списка литературы………………………………………………………..23

Список сайтов, на которых можно опубликовать свою работу…………………………………24

Пояснительная записка

Профессиональное  образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства в современном российском обществе. В наше время современному педагогу уже невозможно обойтись без использования в своей педагогической практике различных методик, а также создания собственных методических материалов. Педагогам необходима активизация методической деятельности для более рациональной организации образовательного процесса, передачи своего положительного опыта коллегам, для развития и повышения профессионализма. 

В данной работе представлены рекомендации написания и оформления лишь некоторых видов методической продукции, наиболее востребованных преподавателями профессионального образования.

Изучив предложенный материал,  преподаватели получат представление о формах изложения методик, в соответствии с современными требованиями[1], им проще будет структурировать содержание методической работы, а значит, они смогут более эффективно делиться своими методиками с другими педагогами. 

Цель: помощь преподавателям техникума в структуризации собственного методического материала для  последующей публикации.

Целевая аудитория: преподаватели общеобразовательного и профессионального  образования.

С дополнительным материалом, таким как: образцы оформления титульных листов, нормативные стандарты[2] шрифтов и программ, которые принято использовать в процессе подготовки документов к публикации можно познакомиться в приложениях. Там же приводится список сайтов[3], на которых можно разместить свою методическую работу, а также пообщаться с коллегами.

Основная часть

Методическое обеспечение педагогической системы обучения направлено на раскрытие, систематизацию и  распространение профессионального опыта. Как правило, педагоги со стажем с удовольствием передают свой опыт коллегам.

Процесс распространения методик происходит на открытых занятиях, мастер-классах, конкурсах и школах педагогического мастерства, конференциях, семинарах и круглых столах, а также в интернет-сообществах педагогов.

Методические находки педагогов в печатном виде можно найти в тематических сборниках методических работ и на страницах различных периодических изданий, а также на сайтах Интернета. 

Наличие методических работ повышает профессиональный статус преподавателя и статус учреждения, в котором он преподает.

Всю создаваемую преподавателями методическую продукцию можно условно разделить на два блока:

Учебно-методический блок состоит из нормативной и тематической литературы, используемой при составлении рабочей программы, а также материалов, используемых в образовательном процессе: журналов, тематических подборок дидактического и наглядного материалов (карточки, тестовые задания,  графики, схемы, чертежи, рисунки, карты, модели, иллюстрации и т.п.), видео и аудиоматериалов, тематической информации на электронных носителях, презентаций и т.д.

Научно-методический блок включает в себя методические записки, методические рекомендации, методические пособия и методические проекты, основанные на педагогической практике в образовательном процессе.  Материалы из научно методического блока, в зависимости от содержания, могут иметь различную адресность: обучающимся, обучающимся и коллегам-педагогам, и  только педагогам.  И соответственно этому регламентируется терминология, стиль и  объем методических работ.

 Как правило, педагоги не испытывают затруднений в составлении лаконичной информации о своей деятельности в рамках программы для информационного блока и блока учебно-методического комплекса. Трудности чаще всего возникают при написании научно-методических работ.

Поэтому остановимся подробнее на алгоритмах написания методических работ, относящихся к указанному блоку. 

1. Методическая записка 

Методические записки используются для разъяснения применяемых педагогом методик в процессе осуществления образовательной деятельности по определенной программе, а именно, в них разъясняется адресность аудитории, цель, задачи, ожидаемые результаты проведения различных мероприятий. Методическая записка в сжатом виде может пояснять эффективность применения инновационных технологий на занятиях или мероприятиях, также, кратко пояснить систему изложения методического материала, разъяснить обоснованность документов и фактов, составляющих методическую работу. Методическая записка иногда используется для пояснения содержания таблиц, схем, диаграмм и т.п.

Методические записки оформляются в произвольном виде и могут быть частью методического пособия.

2. Методическая рекомендация 

Методические рекомендации содержат комплекс кратких и четко сформулированных указаний, способствующих внедрению в педагогическую практику наиболее эффективных методов и форм обучения, рациональных вариантов, образцов действий применительно к определенному виду образовательной деятельности.

В зависимости от целеполагания, изложение методической рекомендации может быть кратким или развернутым.

Краткие рекомендации могут называться памяткой и содержать советы для конкретной аудитории по выполнению каких-то конкретных операций или действий. Памятки содержат минимум информации, небольшие по объему (от одного листа и больше).

Памятки составляются[4] без титульного листа по следующей схеме:

Памятка

«Название»

Основной текст (Основной текст начинается с краткого описания сути вопроса,  затем идут краткие и четкие указания, основной текст может содержать пронумерованные иллюстрации с кратким описанием).

Автор(ы) (ФИО полностью), должность, место работы.

Дата создания.

Развернутые методические рекомендации, как правило, предназначены для оказания помощи преподавателю в восприятии логики одной или нескольких апробированных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта. В методических рекомендациях содержатся конкретные указания по организации и последовательности проведения одного или нескольких занятий, выполнению курсовых и дипломных работ или мероприятий, иллюстрирующих методику на практике.

Объем развернутых методических рекомендаций, как правило, занимает от трех листов и больше, в зависимости об количества информации. Оформляются методические рекомендации по следующей схеме:

1. Титульный лист[5]:

Полное название учреждения

«Название»

Вид методической продукции (методические рекомендации)

Автор(ы) ( ФИО полностью)

Должность  

Место написания

Год написания

2. Второй лист:

Аннотация (Краткое описание сути работы, обозначение целевой аудитории).

Автор (ФИО полностью), должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон).

3. Третий лист:

Пояснительная записка

(Вступительная часть, в которой обосновывается актуальность данных рекомендаций,  обозначается целевая аудитория, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа; указывается цель (цель должна быть одна); главный тезис и источник практического опыта;  целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются методики, сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; можно охарактеризовать значимость предлагаемой работы; обязательно дается описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным направлениям; может способствовать повышению мотивации к обучению у студентов и т.п.).

 Содержание (Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.д. и т.п. Поэтому само содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры, главное, что это проанализированный и переработанный материал, который излагается в логической последовательности. Можно, опираясь на состоявшийся педагогический опыт, поэтапно описать, что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу и как, т.е. с помощью каких форм и методов;   дать советы по решению организационных вопросов (например, план работы; этапы проведения мероприятия, распределения поручений и т.д.); советы по материально-техническому обеспечению; по кадровому обеспечению. Методические советы по проведению массовых мероприятий с обучающимися  могут содержать рекомендации по создания эмоционального настроя).

Заключение (выводы, подведение итогов в соответствии с вводной частью и содержанием). 

Список использованной литературы (при необходимости можно разделить список рекомендуемой литературы по теме; список  составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления[6] литературных источников; в список отдельно включаются электронные ресурсы).

 Приложение[7]  (приложения включаются, если содержат материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности, но не вошедшие в блок «Содержание»; в числе приложений могут быть: планы проведения конкретных дел, мероприятий; тестовые задания; методики создания практических заданий, адресованных обучающимся; примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; методики определения результатов по конкретным видам деятельности; таблицы, схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов; примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.).

3. Методическая разработка 

Методическая разработка – это комплексная форма, включающая в себя рекомендации по планированию, организации и проведению мероприятий; методические советы по составлению сценариев, планов выступления, выставок; методики проведения одного или нескольких занятий,   мастер-классов; методического описания творческого задания, схемы и т.п.

Методические разработки помогают лучше понять теоретические идеи и практические возможности рекомендованного материала, раскрывают формы, средства, методы и технологии обучения, дают возможность другим педагогам  использовать предлагаемые материалы в своей практике. Методические разработки используются педагогами-авторами для подробного описания проведения мероприятий, представляющих интерес для других педагогов.

Методические разработки можно условно разделить на два варианта, в зависимости от целеполагания.  

Методическая  разработка, претендующая на авторскую (авторские исследования или применение авторских инновационных методик) оформляется в виде брошюры по следующей схеме:

1. Титульный лист[8]:

Полное название учреждения

«Название»

Вид методической продукции (методическая разработка)

Автор(ы) (ФИО полностью), должность

Место написания

Дата написания

2. Описание методики:

Название разработки, сведения об авторе.

Введение (Во введении указывается цель методической разработки (цель должна быть одна); актуальность предлагаемой работы; обосновывается, при необходимости, особенности и новизна предлагаемой разработки; указывается целевая аудитория, если разработка предназначена для проведения занятия или другого мероприятия с обучающимися, то уточняется их возраст; целесообразно указать условия осуществления мероприятия и перечень используемого оборудования и материалов).

Основная часть (Основная часть содержит методические советы по подготовке мероприятий, занятий, мастер-классов, выставок, составлению сценариев, выступления. Методическое описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность  действий, с указанием средств достижения обозначенной цели. Методические советы по подведению итогов и закреплению полученного результата).

Заключение (Подведение итогов, выводы; в заключительной части важно проследить соответствие выводов тезисам  водной части методической разработки.  При необходимости, можно обратить внимание коллег на особо важные моменты, и предостеречь от возможных ошибок).

Список использованной литературы (список  составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления[9] литературных источников, в список отдельно включается перечень электронных ресурсов).            

 Приложение (при необходимости к работе прилагаются: схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).

Второй вариант методической разработки предполагает описание мероприятия с использованием знакомых методик, но со своей «изюминкой», которая может заключаться в новой форме, или в использовании нового оборудования, или в интеграции с другим мероприятием и т.п.

Обязательными в этом случае являются три раздела:  введение, основная часть и заключение.

Титульный лист оформляется, как и в предыдущем варианте.

Рекомендуется перед написанием составить план, чтобы самое главное  – описание  методики оказалось в разделе «Основная часть». Необходимо проследить, чтобы в основной части была раскрыта цель, а заключительная часть подтверждала основные тезисы введения.

4. Методическое пособие 

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию. Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги, способные систематизировать практический материал собственной практики и деятельности коллег по профессии, а также учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики.

Методическое пособие, помимо теоретического,  содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, схем, диаграмм, рисунков, также, здесь могут быть представлены образцы документов, разработанные в соответствии с заявленной тематикой.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера. 

Методические пособия, в зависимости от целеполагания, могут рассматривать содержание, формы работы и методики и возможности их применения на практике по  отдельной направленности, или по отдельной предметной области (именно к этому типу методической продукции наиболее часто обращаются педагоги).       

Методическое пособие оформляется по следующей схеме:

1. Титульный лист[10]

Полное наименование учреждения

«Название»

Вид методической продукции (методическое пособие)

Автор(ы) (ФИО полностью)

Должность (педагог дополнительного образования)

Дата написания

Место написания (Москва)

2. Основной раздел

Введение (формулируются цель (одна) и задачи (несколько задач, помогающих достижению цели) данного пособия, указывается адресность, и какие конкретные результаты может дать преподавателям использование данного пособия).

Теоретическая часть (здесь в краткой форме излагается (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе профессионального образования).

Практическая часть (систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся примеры форм и методик работы).

Дидактическая часть (здесь размещаются  дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал).

 Список литературы (оформляется[11] по тематическим рубрикам, в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии и, по возможности, с краткими аннотациями;  кроме того, сюда могут включаться различные необходимые нормативные документы, использование которых позволит педагогу организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями; в список включаются электронные ресурсы).

5. Методический проект

Методический проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение четко определенных, оригинальных целей в течение заданного периода времени. Преподаватель может поделиться со своими коллегами удачно реализованным проектом, или проектом, прошедшим первые этапы пути к достижению цели.

Работа над проектом подразумевает   деятельность, направленную на выполнение мероприятий, составляющих проект, с максимально возможной эффективностью. Цель проекта должна быть реально достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком. Задачи проекта формулируются с учетом будущих мероприятий и действий, необходимых для достижения цели. В проекте обязательно продумывается схема организации работы по проекту, методы и формы контроля достижения цели, учитывается материально-ресурсная база, намечаются ответственные за каждый этап реализации проекта или за весь проект в целом.

Методический проект оформляется по следующей схеме:

1. Титульный лист[12]

Полное наименование учреждения

Проект

«Название»

Автор(ы) (ФИО полностью)

Должность (педагог дополнительного образования)

Дата написания

Место написания (Москва)

2. Основной раздел

Введение (Обосновывается тема проекта,  формулируются цель и задачи, указывается адресность, перечисляется оборудование, необходимое для реализации проекта и кадровые ресурсы, задействованные в реализации проекта).

Основная часть  (В основной части обозначается календарный план реализации этапов проекта, схема организации работы по проекту, методы и формы контроля достижения цели, учитывается материально-ресурсная база, намечаются ответственные за каждый этап реализации проекта или за весь проект в целом).

Заключение (Выводы о правильной поставки цели проекта, об удачных моментах прохождения этапов проекта и о трудностях, с которыми, возможно, столкнулись при реализации проекта).

 Список литературы (список[13]  составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников, в список отдельно включается перечень электронных ресурсов, рекомендованных или используемых при реализации проекта).            

Заключение

Результативность передачи профессионального педагогического опыта в значительной степени зависит от  умения создавать собственную методическую продукцию.

Предложенные здесь алгоритмы написания методических работ должны помочь преподавателям в выработке этого умения. Понимание преподавателями правил структуризации материала, поможет им более рационально оформить свою работу в полноценный методический продукт и опубликовать его в сборнике или на страницах журнала.

Важно, также, не забывать о возможности обмена опытом в педагогических интернет-сообществах и о публикациях на сайтах. В наш век развития информационных технологий преподаватели часто обращаются к интернету, за поисками новых методик, и, поэтому, опубликованные работы на интернет-сайтах намного быстрее находят своих читателей.

Глоссарий

Адресность – понятие, в контексте данной работы,  означает рациональное ограничение круга предполагаемых читателей.

Алгоритм – набор рекомендаций, описывающих порядок действий для достижения результата за конечное число действий, от которых они зависят.

Аннотация – краткое изложение сути, содержания и главных особенностей книги, методического пособия, разработки, сведений об авторе. Аннотация раскрывает назначение данного материала. В ней обязательно указывается, кем и где может быть использована эта методическая работа, книга.

Аннотированный каталог – систематизированный перечень предметов, услуг, продукции и др., содержащий краткие пояснения.

Буклет – вид печатной продукции, характерный для рекламной полиграфии, сложной конструкции и проработанного дизайна.  

Бюллетень – регулярно публикуемые краткие официальные материалы о новостях в деятельности учреждения, преподносимых в качестве должностной информации.

Задачи – это измеряемые возможные изменения ситуации, это те результаты, которые можно увидеть и каким-то образом измерить.

Информационно-методический справочник – сборник вопросов и ответов по содержанию конкретной работы и ее организации.

Инструктивно-методическое письмо – указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа; например, инструктивно-методическое письмо к положению о конкурсе, мероприятии.

Инструкция – пошаговая последовательность действий, операций; например, при описании условий дидактических игр. 

Картотека – систематизированное в алфавитном порядке (как правило – по темам или направлениям) собрание карточек со сведениями и материалами по методической работе.

Листовка – вид  информационной литературы, лист бумаги с текстом и иногда с иллюстрациями.

Методика  – наука о методах преподавания, совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы.

Методический – строго последовательный, систематичный, точно следующий плану.

Методическая тема – это конкретное направление, связанное с изучением и разработкой методических аспектов определенной проблемы. Выбор методической темы обусловлен личным практическим педагогическим опытом.

Методическая записка – пояснения к последующим методическим материалам.

Методические рекомендации – структурированная информация, определяющая порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.

Памятка –  книжка или листок с краткими наставлениями на какой-либо  случай, с краткими сведениями о ком-либо, чем-либо.

План – это фиксация системы целей, задач и средств, предусматривающих изменение ситуации.

Программа – это запланированный комплекс образовательных мероприятий, направленных на достижение цели или реализацию определенного направления развития.

Проект – замысел, идея, воплощённые в форму описания, обоснования, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Сценарий – самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий – это конспективная, подробная запись праздника, любого мероприятия. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, актеров, тексты песен.

Тематическая подборка материала – подбор текстового и наглядно иллюстративного материала по определенной теме (подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий, рисунков, художественных иллюстраций, слайдов, видеоклипов и др.) для написания рекомендаций, сценариев.

Целевая аудитория – это совокупность людей, однородная по каким-либо параметрам.

Цель – это то, к чему стремятся, это утверждение, воплощающее в себе общий результат, которого хотят достичь.

Рекомендуемая литература

Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М.: Ось, 2002.

Буйлова Л. Н., Кочнева С. В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. – М. :Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.

Виды   методической продукции. Справочник. – Ярославль: Областной центр работы с детьми и юношеством, 1995.

ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

ГОСТ Р 7.0.4-2006 «Издания. Выходные сведения»·

Драхлер А.Б.  Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Гайнуллина И.В. Правила и требования оформления методической разработки. –  Югорск: МБУ. Городской методический центр, 2014.

Дополнительное образование детей. Словарь-справочник /Автор-составитель Д. Е. Яковлев, – М: АРКТИ, 2002.

Дополнительное образование и воспитание. № 1, 2008 с.26-30.

Корлякова С.В. , Деникаева  О.В. Рекомендации по разработке и требования к утверждению учебных программ дополнительного образования детей. Методическое пособие. — Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2001.

Кленова Н.В. Основные понятия сферы методической деятельности УДОД. – М.: ГПМЦ, ГЦДЮ, 2014. 

Кузнецов И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ. –Мн.: ООО «Сэр –Вит», 2000.

Кульневич С. В. Иванченко В. Н. Дополнительное образование: методическая служба. Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию, педагогов дополнительного образования. – М.: Учитель, 2005г.

Методическая деятельность. Словарь-справочник. — Л., 1991.

Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении/ Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.

Профессионализм методиста, или Один в пяти лицах: Методическое пособие /Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова и др. –  М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2002.

Покровская М.Б. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания [Текст] /М.Б. Покровская //Библиотечная жизнь Белгородчины: сб. Вып.1 (27). – Белгород, 2005.

Райцхаум А.Л. Функции научного издания//Секретарское дело. – 2001 – №2.

Словарь-справочник в дополнительном образовании детей / Сост. Л.Н. Буйлова, И. А. Дрогов и др. — М: ЦРСДОД, 2002.

Уваров А.А. Методика написания и защиты дипломных и курсовых работ: Практическое пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Издательство «ИКФ «ЭКМОС», 2003.  

Информационно-электронные ресурсы.

Википедия 

ru.wikipedia.org/wiki/Википедия

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001 

http://dic.academic.ru

Мой словарь

http://my-dictionary.ru/word/

TOLKSLOVAR.RU

http://tolkslovar.ru

Словарь – Аудитория целевая 

glossostav.ru/word/

Русский язык. Справочно-информационный портал. грамота.ру.

Гин А.А. Традиции урока //Интернет-журнал «Эйдос». — 2000. — 21 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2000/0221-01.htm.

Тематические сайты сети Internet.

Приложение № 1  

Образец оформления памятки

ПАМЯТКА

«Правила пользования ножницами для дошкольников»

Ножницы знакомы ребенку с самых ранних лет, так как они видят, как ими пользуются родители. Сам процесс пользования ими вызывает у детей явный интерес, однако у родителей возникает масса вопросов, касающихся того, как научить ребенка пользоваться ножницами и уберечь от травм.              

1.     Брать ножницы только с закругленными концами.

Рис. №1

2.     Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями.

Рис. №2

3.     Передавать и переносить ножницы только колечками вперед и сомкнутыми лезвиями.

Рис. № 3

4.     Следить за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием, та как их можно уронить и поранить себя или рядом работающего человека.

Рис. №4

5.     Во время работы не подходить к работающему ножницами, так как он может не заметить подошедшего и поранить себя или другого человека.

Рис. №5

6.     По окончании работы привести рабочее место в порядок.

Рис. №6

                 Смирнова Марина Сергеевна,

педагог дополнительного образования, ЦДЮТТ «Охта». 01.09.14.

Приложение № 2

Образец оформления титульного листа методических рекомендаций

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

 «Техникум Сервиса и Туризма №29»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

методические рекомендации для обучающихся

Автор: Королева Л.В., преподаватель, методист

Москва

2015

Приложение № 3

Образец оформления титульного листа методической  разработки

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

 «Техникум Сервиса и Туризма №29»

«ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИЙ»

методическая разработка

Автор: Королева Л.В., преподаватель, методист

Москва

2015

Приложение № 4

Образец оформления титульного листа методического  пособия

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

 «Техникум Сервиса и Туризма №29»

«ИСОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОЗАПИСЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ КЕРАМИКОЙ»

методическое пособие

Автор: Королева Л.В., преподаватель, методист

Москва

2015

Приложение № 5

Образец оформления титульного листа методического проекта

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

 «Техникум Сервиса и Туризма №29»

ПРОЕКТ

«НОВОГОДНИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

Автор: Королева Л.В., преподаватель, методист

Москва

2015

Приложение №  6

Основные требования к оформлению текстовых документов:

ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

1.Текст работы выполняется на ПК.

2.Все страницы текста должны соответствовать формату единому формату А4 или (А5).

3.Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей для формата А4: левое -30 мм, правое -10 мм, верхнее-15мм, нижнее -20мм-

4. Нумерация страниц:

 – Страницы текста нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту;

– Титульный лист, так же, как и оглавление, включаются в общую нумерацию страниц текста. Однако номер страницы не проставляется ни на титульном листе, ни на оглавлении, ни на аннотации; нумерацию страниц проставляют, начиная с «Введения», которое располагается на третьей (четвертой) странице;

– Иллюстрации и таблицы, включенные в содержание,  учитываются как и страницы текста начиная с 1.

5. Главы, параграфы, пункты, подпункты текста нумеруются арабскими цифрами с точкой, например: 1., 1.1., 1.1.1. и т.д.

6. Введение, главы основной части, заключение, список литературы,

вспомогательные указатели и приложения должны иметь заголовок, напечатанный прописными буквами.

7. Параграфы, пункты и подпункты располагаются по порядку друг за другом.

8. Заголовки структурных элементов текста следует располагать в середине строки без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются.

9. Расстояние между заголовками и текстом должно быть не менее 2-3 интервалов.

10.  Шрифты заголовков структурных элементов различного уровня (главы, подглавы, …) должны быть однотипными.

11. После надписи «Таблица…», как и после названия таблицы, точка не ставится;

 таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста;

 слово «Таблица» и порядковый номер таблицы помещают над ней в правом верхнем углу над названием таблицы;

 если в тексте имеется только одна таблица, то ее не нумеруют, слово «Таблица» не пишут.

Таблицы в зависимости от их размера размещают после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице; при необходимости – в приложении.

12. Оформление библиографических ссылок

Поскольку для написания текста методической разработки мы используем различные источники литературы, как правило, часто приходится прибегать к цитированию работ других авторов.

Кроме соблюдения основных правил цитирования (нельзя вырывать случайные фразы из текста, искажать его произвольными сокращениями, цитату необходимо заключать в кавычки и т.п.), следует обратить внимание на точное указание источников цитат, а также на способ их оформления в тексте.

Существуют различные способы указания цитат (подстрочные, внутри-текстовые и др.).

Для цитирования в чаще используются затекстовые ссылки. Под затекстовыми ссылками понимается указание источников цитат с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещаемому в конце того листа, на котором приводилась цитата.

Например:

Основной идеей в воспитании того времени, была идея создания ведущей роли общественного воспитания в формировании личности ребенка. В этой идее А.С Макаренко подчеркивал «единство цели общества и семьи, зависимость семейного воспитания от «заказа общества»1.

1. Идеи А.С. Макаренко повторяются и в работах В.А. Сухомлинского, М.И. Калинина, в которых многогранно рассматривается сочетание общественного и семейного воспитания.

13. В документах рекомендуется использовать шрифт Times New Roman, кегль -12,     междустрочный интервал – 1,5.

 Допускается использование 14 кегля с одинарным междустрочным интервалом.

14. Для оформления текста и несложных таблиц используется программа – Microsoft Word;

  для таблиц и графиков – Microsoft Excel;

  для оформления текста в буклет, брошюру – Microsoft Publisher; 

  для презентации и демонстрации – Power Point, Movie Maker.

Приложение № 7

ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

Правила оформления приложений

В случаях, когда графики, таблицы и другой материал слишком объёмны, а также неуместны в тексте, но несут дополнительную смысловую информацию, их необходимо разместить в приложениях.

Приложения предназначены для облегчения восприятия содержания работы и могут включать: материалы, дополняющие текст; иллюстрации вспомогательного характера; характеристики материалов и инструментов применяемых при выполнении работы; анкеты и методики (в том числе инструкции; стимульный материал, бланки ответов, ключи и интерпретационные материалы); протоколы испытаний, заполненные испытуемыми ответные листы и бланки, заключения анализа, экспертизы, и т.д.; таблицы вспомогательных данных;  промежуточные формулы и расчеты.

Правила представления приложений:

приложения помещают в конце методической разработки;  каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;

приложения нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией;

номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком после слова «Приложение» после этой надписи точка не ставится;

приложения должны иметь общую с остальной частью методической разработки сквозную нумерацию страниц;

 на все приложения в основной части методической разработки должны быть однотипные ссылки;

в приложениях, представляющих собой стимульный материал, разрешается использование цветной печати и применение различных шрифтов.

Приложение № 8

Правила оформления списка литературы

ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

1.Фамилия и инициалы автора.

2.Основное заглавие.

3.Сведения, относящиеся к заглавию (раскрывают тематику, вид, жанр, назначение документа и т.д.).

4. Сведения об ответственности (содержат информацию о составителях, редакторах, художниках и т.д., об организациях, от имени которых опубликован документ).

5.Место издания.

6.Издательство или издающая организация.

7. Дата издания.

Каждому элементу областей библиографического описания предшествует условный разделительный знак, который указан в примере ниже.

Например:

1. Дошкольная педагогика в 2х ч., ч. 2 / Под ред. В.И. Логиновой – М.:-1988. – С. 208-210.

2. Дронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА–ПРЕСС, 2001. – 224 с.

3. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Пед. соч. – М.: – 1984. – С.62.

Количество страниц обязательно указывается в научных исследованиях, в методической литературе объем страниц  указывать необязательно.

Приложение №  9  

 Список сайтов, на которых можно разместить свою методическую работу, обменятся опытом с коллегами и узнать их мнение на форуме педагогического интернет-сообщества.

1. Портал Министерства образования   http://www.minobr.org/

2. Профессиональное сообщество педагогов «Методисты.ру»   http://metodisty.ru/

3. Социальная сеть работников образования.

http://sportal.ru/npo-spo/obrazovanie

4.Образование.   http://www.kakprosto.ru

5. Умная Школа: Национальный образовательный проект  http://умная-школа.рф 

6. Педсовет http://pedsovet.org/

7. Сетевое образовательное сообщество  http://rusedu.net/

8. Сеть творческих учителей. http://www.it-n.ru/

9. Профессиональное сообщество учителей и педагогов России. http://www.zavuch.info/ 

10. Сетевое социально-педагогическое сообщество. http://wiki.iot.ru/index.php/

11. Общероссийское педагогическое экспертное Интернет-сообщество.   http://www.schoolexpert.ru/main

12. Учебно-методический кабинет. http://ped-kopilka.ru/

13. Издательская группа «Основа»   http://www.e-osnova.ru


[1] ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

[2] ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

[3] Список сайтов см. в приложении № 9

[4] См. образец  в приложении № 1

[5] См. образец в приложении № 2

[6] ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». См. образец  в приложении № 8

[7] См. приложение № 7

[8] См. образец в приложении № 3

[9] См. образец в приложении № 8

[10] См. образец в приложении № 4

[11] См. приложение № 8

[12] См. образец в приложении № 5

[13] См. приложение № 8

«Методические рекомендации по написанию учебно-методического пособия»

Как вполне определившийся в общей типо­логической системе изданий тип учебная лите­ратура имеет свое четко определенное читатель­ское и целевое назначение. Целевое назначение учебной литературы отражает ту социальную функцию, которую выполняет данный тип изда­ний. Так, в системе средств обучения основной функцией учебных изданий является обеспече­ние самостоятельной работы студентов по овла­дению знаниями и их закреплению. Под учебной литературой понимаются учебники, учебные по­собия, методические указания.

Учебное пособие – учебное издание, допол­няющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебное пособие рассма­тривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие мо­жет включать не только апробированные, обще­признанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.

В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально органи­зуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного по­собия.

Методическое пособие – это документ, в кото­ром подробно излагается оптимальная последо­вательность в освоении определенного научного или учебного материала. Методическое пособие базируется на фундаментальных научных трудах по данной дисциплине и практических исследо­ваниях. Как правило, работа отражает авторское мнение об эффективных способах достижения наилучших результатов. Учебно-методические пособия по своему содержанию и структуре зна­чительно отличаются от традиционных учебни­ков и классических научных трудов. Основная задача пособия не столько предоставить уча­щимся необходимую информацию по изучаемой дисциплине, сколько объяснить, что с ней де­лать, как правильно выполнять учебные задачи. Поэтому к подготовке учебно-методических по­собий всегда предъявляются особые требования. Создание разнообразных учебно-методических пособий связано с потребностью по-другому взглянуть на преподавание определенной дис­циплины.

Главная задача учебно-методического посо­бия – осветить основные разделы научной дис­циплины с точки зрения методики их препода­вания. Поэтому, если вы имеет богатый опыт работы в сфере образования, накопили большое количество материалов, знаете основные недо­статки существующего учебного процесса, то вы можете написать собственное учебно-ме­тодическое пособие. Для решения этой задачи требуются обширные знания в данной области и многолетняя преподавательская практика. Вам понадобится:

  • – опыт преподавательской деятельности;

  • –  информационная база.

Если вы приступаете к написанию учебно-методического пособия по какому-либо предме­ту, прежде всего, внимательно изучите рабочую учебную программу, по которой ведется обуче­ние. Дело в том, что структура вашего будущего пособия должна точно следовать программе и раскрывать те темы, которые в ней содержатся. В противном случае у учащихся будут возникать серьезные сложности при работе с материалом. При составлении пособия опирайтесь на суще­ствующие учебники. Ведь именно они содержат теоретический и тренировочный материал по всем темам дисциплины. Ваше методическое по­собие должно использовать достоинства учебни­ков и компенсировать их недостатки. Составьте план будущего пособия. Отразите в нём самое главное в виде тезисов и коротких замечаний. Этот план-схема в дальнейшем послужит осно­вой для конечного текста и позволит вам легко изменять конструкцию пособия для достижения наилучшего результата.

Составив план пособия на основе учебной программы, переходите к сбору и подготовке теоретического материала. На этом этапе помни­те, что большее значение здесь имеет не коли­чество собранных фактов и данных, а качество их изложения. Не забывайте, что вы готовите издание, которое должно помочь учащимся в усвоении изучаемой дисциплины. Это значит, что весь теоретический материал должен быть хорошо структурирован, логичен и понятен для восприятия. Для удобства пользования сделайте содержание своего учебно-методического посо­бия идентичным содержанию учебника, чтобы любой преподаватель быстро мог найти интере­сующий его раздел.

Одной теории для создания методических пособий недостаточно. Наилучшим решением будет самостоятельное прохождение всех эта­пов, в соответствии с рекомендациями вашего же пособия. Это не только покажет его жизне­способность, но и может вскрыть некоторые не­точности и недоработки. Тогда необходимо будет внести корректировки в рабочий материал.

Особенное внимание при написании пособия обратите на язык изложения. Не забывайте, что ваша работа предназначена для еще очень юных людей, которые только осваивают учебную про­грамму. Старайтесь не писать сложными, длин­ными фразами и большими параграфами. Не злоупотребляйте специальными терминами, а если применяете профессиональную лексику, обязательно дайте в сносках или в скобках рас­шифровку используемых понятий.

Разработайте контрольные вопросы по теме «методички» и варианты решения рассматрива­емых в ней задач и проблем. Дополните текст методического пособия иллюстрациями, диа­граммами и фото. Приведите конкретные при­меры грамотного использования изложенной методики. Для лучшего усвоения материала до­полните текст различными схемами, графиками, рисунками. Графическое представление инфор­мации намного облегчает ее восприятие и дела­ет книгу менее скучной и однообразной. Кроме того, схематическое изображение часто проще запомнить.

Старайтесь давать больше практических рекомендаций, основанных на вашем личном опыте. Литературы, где человек самостоятельно должен перевести теорию в практику, на сегод­няшний день накопилось достаточно. А вот каче­ственных справочников и пособий, помогающих решить насущные методические проблемы, не хватает. Включите в каждую тему, кроме теоре­тической информации, практические задания, вопросы для самостоятельного контроля, темы для рефератов и выступлений на семинарских занятиях. Обязательно поясните, как должны выполняться эти задания, приведите примеры. Особенно это важно, если учебно-методическое пособие предназначено для школьников или студентов младших курсов. Дополните учебно-методическое пособие полным списком исполь­зованной литературы. Кроме того, постарайтесь дать к каждой теме небольшой перечень доступ­ных научных работ, которые учащиеся могут использовать при самостоятельной подготовке к практическим занятиям. Предпочтительнее, чтобы в этот список входили не только учебни­ки, но и оригинальные труды исследователей. В качестве источников выбирайте не только при­вычные книги, но и солидные сетевые ресурсы, и тематические каналы ТВ, материалы научных конференций и симпозиумов, желательно, го­сударственного и международного уровня. Это придает методическому пособию необходимый научный вес. Укажите как можно больше источ­ников информации, к которым может обратить­ся специалист, чтобы расширить свои познания по этой теме. Это обстоятельство значительно повысит популярность вашего пособия и про­демонстрирует основательный научный подход к решению образовательных задач. Обязательно выделите в отдельную главу методические при­емы, позволяющие проводить междисциплинар­ные занятия (например, план урока сочетающего историю и литературу, с распределением мате­риала для обоих преподавателей). Подобный подход значительно обогатит обе дисциплины и поможет вам развить у учащихся способность построения причинно-следственных связей не только в рамках вашего предмета, но и между разными предметами.

Общий порядок разработки учебного изда­ния:

  • Определение роли и места данной учебной дисциплины в подготовке специалиста с учетом квалификационной характеристики и учебной программы и конкретизация на этой основе за­дач обучения и воспитания, решаемых в процес­се преподавания курса.

  • Определение характера и объема знаний, которые должны быть усвоены студентом при изучении всего курса, его тем и каждого вопроса темы.

  • Выявление объема знаний, полученных в результате изучения ранее пройденных дисци­плин, и использование результатов этого выявле­ния при определении характера и объема знаний по каждому вопросу темы, по каждой теме и по всему курсу.

  • Определение логической и дидактической последовательности передачи учебной информа­ции для приобретения знаний, выработки уме­ний и навыков, воспроизведение и использова­ние предшествующих знаний при изучении каж­дого вопроса темы, каждой темы и всего курса.

  • Разработка структуры учебного пособия, разделение излагаемого программного матери­ала на методически оправданные структурные элементы: разделы, подразделы, параграфы.

В достижении высокого научно-методиче­ского уровня изложения материала главным яв­ляется его доступность, последовательность и системность. При этом существуют два метода, не исключающих друг друга. Согласно перво­му первоначально излагаются общие понятия и определения той или иной категории, а затем да­ется их раскрытие; согласно второму – сначала рассматриваются частные проблемы, подводя­щие студента к общим выводам и определениям.

Различают несколько видов и способов вы­полнения методического пособия. Определитесь четко, что ставите целью работы: написать учеб­но-методическое указание, методическое руко­водство (указание) или руководство к практиче­ским (лабораторным) занятиям.

В зависимости от вида методички выбирается способ выполнения методического пособия.

Основные требования к содержанию учебно­го пособия:

  • преемственность при изложении материала методического пособия в содержании учебных изданий по ранее изученным дисциплинам;

  • тесная связь с содержанием учебных мате­риалов других блоков учебного плана, включая общественные науки;

  • реализация принципов обеспечения вну-тридисциплинарных связей между учебными из­даниями по одной дисциплине;

  • междисциплинарные связи;

  • обеспечение непрерывности отдельных ви­дов подготовки специалистов;

  • использование общего понятийного аппара­та, унификация в использовании терминологии в обозначении.

В соответствии с вышесказанным основной текст должен быть сконструирован так, чтобы привить учащемуся умения:

  • проводить научный анализ;

  • делать выводы и применять научно обосно­ванные решения в условиях неопределенности;

  • видеть перспективы развития соответству­ющей области науки;

  • пользоваться современной научной инфор­мацией, перерабатывать и использовать ее при решении практических задач.

Ключевые требования к тексту учебного по­собия:

  • текст обеспечивает полное раскрытие во­просов программы учебной дисциплины;

  • текст доступен для успешного усвоения сту­дентами, способствует мотивации учения, фор­мированию умений и навыков, а также творче­ских способностей будущих специалистов;

  • обеспечивает преемственность знаний, по­лученных при изучении предшествующих дис­циплин, а также обеспечивает тесные внутри-дисциплинарные и межпредметные связи;

  • учитывает психолого-педагогические фак­торы обучающихся, их общеобразовательный уровень;

  • использует возможности поясняющих и до­полнительных текстов.

Как вполне определившийся в общей типо­логической системе изданий тип учебная лите­ратура имеет свое четко определенное читатель­ское и целевое назначение. Целевое назначение учебной литературы отражает ту социальную функцию, которую выполняет данный тип изда­ний. Так, в системе средств обучения основной функцией учебных изданий является обеспече­ние самостоятельной работы студентов по овла­дению знаниями и их закреплению. Под учебной литературой понимаются учебники, учебные по­собия, методические указания.

Учебное пособие – учебное издание, допол­няющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебное пособие рассма­тривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие мо­жет включать не только апробированные, обще­признанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.

В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально органи­зуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного по­собия.

Методическое пособие – это документ, в кото­ром подробно излагается оптимальная последо­вательность в освоении определенного научного или учебного материала. Методическое пособие базируется на фундаментальных научных трудах по данной дисциплине и практических исследо­ваниях. Как правило, работа отражает авторское мнение об эффективных способах достижения наилучших результатов. Учебно-методические пособия по своему содержанию и структуре зна­чительно отличаются от традиционных учебни­ков и классических научных трудов. Основная задача пособия не столько предоставить уча­щимся необходимую информацию по изучаемой дисциплине, сколько объяснить, что с ней де­лать, как правильно выполнять учебные задачи. Поэтому к подготовке учебно-методических по­собий всегда предъявляются особые требования. Создание разнообразных учебно-методических пособий связано с потребностью по-другому взглянуть на преподавание определенной дис­циплины.

Главная задача учебно-методического посо­бия – осветить основные разделы научной дис­циплины с точки зрения методики их препода­вания. Поэтому, если вы имеет богатый опыт работы в сфере образования, накопили большое количество материалов, знаете основные недо­статки существующего учебного процесса, то вы можете написать собственное учебно-ме­тодическое пособие. Для решения этой задачи требуются обширные знания в данной области и многолетняя преподавательская практика. Вам понадобится:

  • – опыт преподавательской деятельности;
  • –  информационная база.

Если вы приступаете к написанию учебно-методического пособия по какому-либо предме­ту, прежде всего, внимательно изучите рабочую учебную программу, по которой ведется обуче­ние. Дело в том, что структура вашего будущего пособия должна точно следовать программе и раскрывать те темы, которые в ней содержатся. В противном случае у учащихся будут возникать серьезные сложности при работе с материалом. При составлении пособия опирайтесь на суще­ствующие учебники. Ведь именно они содержат теоретический и тренировочный материал по всем темам дисциплины. Ваше методическое по­собие должно использовать достоинства учебни­ков и компенсировать их недостатки. Составьте план будущего пособия. Отразите в нём самое главное в виде тезисов и коротких замечаний. Этот план-схема в дальнейшем послужит осно­вой для конечного текста и позволит вам легко изменять конструкцию пособия для достижения наилучшего результата.

Составив план пособия на основе учебной программы, переходите к сбору и подготовке теоретического материала. На этом этапе помни­те, что большее значение здесь имеет не коли­чество собранных фактов и данных, а качество их изложения. Не забывайте, что вы готовите издание, которое должно помочь учащимся в усвоении изучаемой дисциплины. Это значит, что весь теоретический материал должен быть хорошо структурирован, логичен и понятен для восприятия. Для удобства пользования сделайте содержание своего учебно-методического посо­бия идентичным содержанию учебника, чтобы любой преподаватель быстро мог найти интере­сующий его раздел.

Одной теории для создания методических пособий недостаточно. Наилучшим решением будет самостоятельное прохождение всех эта­пов, в соответствии с рекомендациями вашего же пособия. Это не только покажет его жизне­способность, но и может вскрыть некоторые не­точности и недоработки. Тогда необходимо будет внести корректировки в рабочий материал.

Особенное внимание при написании пособия обратите на язык изложения. Не забывайте, что ваша работа предназначена для еще очень юных людей, которые только осваивают учебную про­грамму. Старайтесь не писать сложными, длин­ными фразами и большими параграфами. Не злоупотребляйте специальными терминами, а если применяете профессиональную лексику, обязательно дайте в сносках или в скобках рас­шифровку используемых понятий.

Разработайте контрольные вопросы по теме «методички» и варианты решения рассматрива­емых в ней задач и проблем. Дополните текст методического пособия иллюстрациями, диа­граммами и фото. Приведите конкретные при­меры грамотного использования изложенной методики. Для лучшего усвоения материала до­полните текст различными схемами, графиками, рисунками. Графическое представление инфор­мации намного облегчает ее восприятие и дела­ет книгу менее скучной и однообразной. Кроме того, схематическое изображение часто проще запомнить.

Старайтесь давать больше практических рекомендаций, основанных на вашем личном опыте. Литературы, где человек самостоятельно должен перевести теорию в практику, на сегод­няшний день накопилось достаточно. А вот каче­ственных справочников и пособий, помогающих решить насущные методические проблемы, не хватает. Включите в каждую тему, кроме теоре­тической информации, практические задания, вопросы для самостоятельного контроля, темы для рефератов и выступлений на семинарских занятиях. Обязательно поясните, как должны выполняться эти задания, приведите примеры. Особенно это важно, если учебно-методическое пособие предназначено для школьников или студентов младших курсов. Дополните учебно-методическое пособие полным списком исполь­зованной литературы. Кроме того, постарайтесь дать к каждой теме небольшой перечень доступ­ных научных работ, которые учащиеся могут использовать при самостоятельной подготовке к практическим занятиям. Предпочтительнее, чтобы в этот список входили не только учебни­ки, но и оригинальные труды исследователей. В качестве источников выбирайте не только при­вычные книги, но и солидные сетевые ресурсы, и тематические каналы ТВ, материалы научных конференций и симпозиумов, желательно, го­сударственного и международного уровня. Это придает методическому пособию необходимый научный вес. Укажите как можно больше источ­ников информации, к которым может обратить­ся специалист, чтобы расширить свои познания по этой теме. Это обстоятельство значительно повысит популярность вашего пособия и про­демонстрирует основательный научный подход к решению образовательных задач. Обязательно выделите в отдельную главу методические при­емы, позволяющие проводить междисциплинар­ные занятия (например, план урока сочетающего историю и литературу, с распределением мате­риала для обоих преподавателей). Подобный подход значительно обогатит обе дисциплины и поможет вам развить у учащихся способность построения причинно-следственных связей не только в рамках вашего предмета, но и между разными предметами.

Общий порядок разработки учебного изда­ния:

  • Определение роли и места данной учебной дисциплины в подготовке специалиста с учетом квалификационной характеристики и учебной программы и конкретизация на этой основе за­дач обучения и воспитания, решаемых в процес­се преподавания курса.
  • Определение характера и объема знаний, которые должны быть усвоены студентом при изучении всего курса, его тем и каждого вопроса темы.
  • Выявление объема знаний, полученных в результате изучения ранее пройденных дисци­плин, и использование результатов этого выявле­ния при определении характера и объема знаний по каждому вопросу темы, по каждой теме и по всему курсу.
  • Определение логической и дидактической последовательности передачи учебной информа­ции для приобретения знаний, выработки уме­ний и навыков, воспроизведение и использова­ние предшествующих знаний при изучении каж­дого вопроса темы, каждой темы и всего курса.
  • Разработка структуры учебного пособия, разделение излагаемого программного матери­ала на методически оправданные структурные элементы: разделы, подразделы, параграфы.

В достижении высокого научно-методиче­ского уровня изложения материала главным яв­ляется его доступность, последовательность и системность. При этом существуют два метода, не исключающих друг друга. Согласно перво­му первоначально излагаются общие понятия и определения той или иной категории, а затем да­ется их раскрытие; согласно второму – сначала рассматриваются частные проблемы, подводя­щие студента к общим выводам и определениям.

Различают несколько видов и способов вы­полнения методического пособия. Определитесь четко, что ставите целью работы: написать учеб­но-методическое указание, методическое руко­водство (указание) или руководство к практиче­ским (лабораторным) занятиям.

В зависимости от вида методички выбирается способ выполнения методического пособия.

Основные требования к содержанию учебно­го пособия:

  • преемственность при изложении материала методического пособия в содержании учебных изданий по ранее изученным дисциплинам;
  • тесная связь с содержанием учебных мате­риалов других блоков учебного плана, включая общественные науки;
  • реализация принципов обеспечения вну-тридисциплинарных связей между учебными из­даниями по одной дисциплине;
  • междисциплинарные связи;
  • обеспечение непрерывности отдельных ви­дов подготовки специалистов;
  • использование общего понятийного аппара­та, унификация в использовании терминологии в обозначении.

В соответствии с вышесказанным основной текст должен быть сконструирован так, чтобы привить учащемуся умения:

  • проводить научный анализ;
  • делать выводы и применять научно обосно­ванные решения в условиях неопределенности;
  • видеть перспективы развития соответству­ющей области науки;
  • пользоваться современной научной инфор­мацией, перерабатывать и использовать ее при решении практических задач.

Ключевые требования к тексту учебного по­собия:

  • текст обеспечивает полное раскрытие во­просов программы учебной дисциплины;
  • текст доступен для успешного усвоения сту­дентами, способствует мотивации учения, фор­мированию умений и навыков, а также творче­ских способностей будущих специалистов;
  • обеспечивает преемственность знаний, по­лученных при изучении предшествующих дис­циплин, а также обеспечивает тесные внутри-дисциплинарные и межпредметные связи;
  • учитывает психолого-педагогические фак­торы обучающихся, их общеобразовательный уровень;
  • использует возможности поясняющих и до­полнительных текстов.

Как составить методическое пособие

Методическое пособие – это печатная брошюра, которая содержит подробные методические рекомендации для студентов по изучению определенного учебного курса. Книжка является результатом обработки общей информации по теме, а также собственного опыта в данной области.

Как составить методическое пособие

Вам понадобится

  • – литература по теме;
  • – собственный опыт.

Инструкция

Цель методического пособия для студентов – закрепление материала предмета по мере прохождения тем. Любое методическое пособие должно включать в себя следующие разделы: введение, теоретическую часть, практическую часть и дидактическую часть.

Сформулируйте в введении цель написания пособия, укажите потенциальную читательскую аудиторию, которой это может быть интересно и полезно, а также результаты, которых можно достигнуть, применив указанные в нем методики.

Составьте план методического пособия в виде короткого изложения основных разделов. Можно ограничиться двумя-тремя предложениями по каждой теме и несколькими основными формулами, если пособие создается по технической дисциплине. Это план будущей теоретической части.

Теоретическая часть должна содержать научные теоретические материалы по тематике, которые должны быть структурированы и поданы в максимально краткой форме. Дайте ссылки к другим работам или учебникам.

Приведите задачи или примеры с решением, к которому пришли сами. Эта часть пособия является практической, подкрепляющей теоретический раздел. Собственный опыт поможет найти подводные камни, неточности, которые можно исправить и дать рекомендации, как их избежать. Выделите дидактическую часть, представьте в ней вспомогательные рисунки, графики или схемы, иллюстрирующие основной материал.

Оформите раздел с дополнительными вопросами, на которые студенты должны ответить самостоятельно, но так, чтобы для этого им достаточно было материала, изложенного в вашем пособии. Дайте контрольные задания с краткими ответами в конце брошюры или без них.

Методическое пособие – серьезный научный труд, дающий конкретные рекомендации читателям в той или иной области. Поэтому, чтобы избежать неточностей или ошибок, используйте при написании несколько источников информации, включая труды признанных специалистов. Используемую литературу обязательно укажите в конце пособия, для удобства разделите на подтемы. Сюда же вынесите список нормативных документов, если таковые требуются.

Видео по теме

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Добавить комментарий