Как составлять план параграфа
В плане параграфа кратко выражаются ключевые идеи текста и пошаговость развития мысли. Имея перед глазами план, легко вспомнить и пересказать материал учебника, подготовиться к экзаменам. Чтобы потренироваться в создании плана, выберите небольшой параграф, состоящий из 15-20 абзацев или меньше. В дальнейшем сможете перейти к текстам любого размера.
Инструкция
Напишите заголовок параграфа. Ниже будут располагаться пронумерованные пункты плана.
Прочитайте первый абзац и выразите одной фразой, о чем идет речь. Например, читаете учебник физики, и в первом абзаце рассказывается об открытиях Ньютона. В плане не надо писать подробности и нюансы. Достаточно указать, что можно найти в начале параграфа: “Первый закон Ньютона”.
По аналогии со вторым шагом проработайте оставшиеся абзацы. Пункты плана похожи на указатели населенных пунктов вдоль автомобильных трасс. Написано: город Москва. И можно ехать в указанном направлении. Так достаточно посмотреть в план, чтобы понять, о чем идет речь в параграфе.
Выберите для работы длинный и сложный параграф. Теперь не нужно описывать каждый абзац текста, предстоит действовать по другому принципу.
Читайте текст и разделяйте карандашом смысловые части, не обращая внимания на абзацы. В том же учебнике физики пять-шесть абзацев могут быть посвящены первому закону Ньютона, еще шесть-семь абзацев – второму закону Ньютона, и оставшиеся девять абзацев – третьему закону Ньютона. Потом пятнадцать абзацев посвящены практическим примерам. Соответственно, параграф можно разделить на четыре смысловые части: три части о законах Ньютона и последняя часть с задачами. А можно выделить по смыслу и каждую задачу – делайте по своему усмотрению.
Выразите одной фразой, о чем идет речь в каждой смысловой части. Получится краткий план параграфа. Если желаете, некоторые пункты плана можно разбить на подпункты. Например, сделать в плане четыре главных раздела, как в пятом шаге. Последний, четвертый раздел можно назвать “Задачи и упражнения”. И сделать подпункты, в которых расписать названия задач.
Выберите для работы еще один длинный параграф и составьте план по аналогии с пятым и шестым шагами, но не используя пометки карандашом. Теперь работа пойдет быстрее: читайте и сразу пишите план.
Источники:
- как составить план заданий
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ирина шаманова
Ученик
(223)
7 лет назад
Совет 1: Как составлять план параграфа
В плане параграфа кратко выражаются ключевые идеи текста и пошаговость развития мысли. Имея перед глазами план, легко вспомнить и пересказать материал учебника, подготовиться к экзаменам. Чтобы потренироваться в создании плана, выберите небольшой параграф, состоящий из 15-20 абзацев или меньше. В дальнейшем сможете перейти к текстам любого размера.
Инструкция
1
Напишите заголовок параграфа. Ниже будут располагаться пронумерованные пункты плана.
2
Прочитайте первый абзац и выразите одной фразой, о чем идет речь. Например, читаете учебник физики, и в первом абзаце рассказывается об открытиях Ньютона. В плане не надо писать подробности и нюансы. Достаточно указать, что можно найти в начале параграфа: “Первый закон Ньютона”.
3
По аналогии со вторым шагом проработайте оставшиеся абзацы. Пункты плана похожи на указатели населенных пунктов вдоль автомобильных трасс. Написано: город Москва. И можно ехать в указанном направлении. Так достаточно посмотреть в план, чтобы понять, о чем идет речь в параграфе.
4
Выберите для работы длинный и сложный параграф. Теперь не нужно описывать каждый абзац текста, предстоит действовать по другому принципу.
5
Читайте текст и разделяйте карандашом смысловые части, не обращая внимания на абзацы. В том же учебнике физики пять-шесть абзацев могут быть посвящены первому закону Ньютона, еще шесть-семь абзацев – второму закону Ньютона, и оставшиеся девять абзацев – третьему закону Ньютона. Потом пятнадцать абзацев посвящены практическим примерам. Соответственно, параграф можно разделить на четыре смысловые части: три части о законах Ньютона и последняя часть с задачами. А можно выделить по смыслу и каждую задачу – делайте по своему усмотрению.
6
Выразите одной фразой, о чем идет речь в каждой смысловой части. Получится краткий план параграфа. Если желаете, некоторые пункты плана можно разбить на подпункты. Например, сделать в плане четыре главных раздела, как в пятом шаге. Последний, четвертый раздел можно назвать “Задачи и упражнения”. И сделать подпункты, в которых расписать названия задач.
7
Выберите для работы еще один длинный параграф и составьте план по аналогии с пятым и шестым шагами, но не используя пометки карандашом. Теперь работа пойдет быстрее: читайте и сразу пишите план.
daniil chebatarevich
Ученик
(184)
6 лет назад
1 Развитие внешней торговли.
2 Война между Ланкастеров и Йорков
3 Победа Генриха 7
4 Высокие налоги
5 Война Карл Смелый против Людовика 11
6 Хитрость Людовика
7 Переход Бретани во Францию
Del Luna
Профи
(504)
6 лет назад
Главная мысль параграфа – пути разных славянских групп рано разошлись, их история разнообразна. Его план:
1) расселение славян
а) разделение славян на ветви
б) западные славяне
в) южные славяне
г) восточные славяне
2) занятия и образ жизни славян
а) основные занятия славян в мирное время
б) система управления славянских племён
в) набеги на соседей
г) роль добычи в жизни славян
3) Болгарское государство
а) завоевание славян болгарами
б) создание Болгарского государства
в) князь Симеон
г) взаимоотношения с Византией
д) уничтожение Болгарского государства
4) Великоморавская держава и создатели славянской письменности
а) создание Великоморавской державы
б) крещение Великой Моравии
в) деятельность Кирилла и Мефодия
г) особенности славянского алфавита
д) судьба наследия Кирилла и Мефодия
5) Образование славянских государств
а) образование Древнерусского государства
б) образование Чешского государства
в) образование Польского государства
г) окончательное объединение Польши
Содержание
- Письмовник
- Как составить план к тексту?
- Стили и жанры
- Что такое развернутый и сжатый план научного текста?
- Памятка Как составить план параграфа
- Памятка
- «Как работать над понятием»
- Памятка
- «Как разъяснять теорию»
- Памятка
- «Как разъяснять закон»
- Памятка
- «Как изучать явление»
- Памятка
- «Как проводить анализ»
- Памятка
- «Как проводить сравнение»
- Памятка
- «Как проводить синтез»
- Памятка
- «Как проводить обобщение»
- Памятка
- «Как проводить наблюдение»
- Памятка «Как составляется сложный план»
- Онлайн-конференция
- «Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
- Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
- История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Как составить план к тексту? Принципы рубрикации текста
- Как составить план к тексту?
- Принципы рубрикации текста
Письмовник
Как составить план к тексту?
Стили и жанры
Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.
Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема.
Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как. Сколько. Когда. Почему. и т. д., но не Есть ли. Пришел ли. и т. п.).
Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).
Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.
Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).
План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
Что такое развернутый и сжатый план научного текста?
План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.
Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.
Введение — это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.
Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем — новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.
Заключение (выводы) — это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.
План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.
Источник
Памятка Как составить план параграфа
Как составить план параграфа.
1. Пункты плана должны отражать главные мысли.
2. Пункты должны быть связаны по смыслу.
3. Пункты плана формулируются кратко и чётко.
При составлении плана текст делится на части (смысловые единицы), и в каждой из них находится главная мысль. Чтобы вам было легче справиться с этим заданием, читая текст параграфа, задавайте два вопроса: «О чём здесь говориться?» и «Что об этом говориться?». Первый вопрос поможет вам разбить текст на «смысловые единицы», а второй – выделить самое существенное, главное в этой части текста.
Как работать с текстом учебника.
1. Прочитайте название параграфа. Оно отражает его главное содержание.
2. Прочитайте вопросы перед текстом параграфа. Постарайтесь на них ответить. Это поможет вам лучше понять текст параграфа.
3. Прочитайте вопросы в конце параграфа. Они помогут выделить наиболее важный материал параграфа.
4. Прочитайте текст, мысленно разбейте его на «смысловые единицы», составьте план.
5. Проведите сортировку текста (новые термины и определения выучите наизусть, основные положения запомните, умейте их доказывать и подтверждать примерами)
6. Кратко перескажите параграф.
Последовательность действий при проведении анализа.
Анализ – это расчленение, разделение целого на составные части, выделение отдельных сторон и свойств объекта.
1. Внимательно изучите объект в целом.
2. Разделите объект на составные части.
3. Изучите особенности каждой части.
4. Установите соподчинение (взаимосвязь) частей.
5. Постарайтесь выделить функции частей.
Последовательность действий при проведении сравнения.
Проводя сравнение, необходимо помнить, что это не просто описание объектов или явлений, сопоставление их существенных признаков, на основе которых выясняются черты сходства и различия у сравниваемых объектов. При сравнении следует соблюдать следующую последовательность действий:
1. Выясните, какие объекты (явления) сравниваются.
2. Мысленно расчлените объект (явление) на составные части (проведите анализ)
3. Выделите существенные признаки сравниваемых объектов (явлений)
4. Сопоставьте сравниваемые объекты (явления) по одним и тем же признакам:
а. Признаки сходства
б. Признаки различия
Памятка
«Как работать над понятием»
Понятие — это логически оформленная мысль о предмете.
1. Назови рассматриваемое понятие, дай его определение.
2. Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.
3. Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.
4. Попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин.
5. Составь небольшой рассказ, используя данное понятие.
Памятка
«Как разъяснять теорию»
Теория — это учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающий закономерности природы, общества, мышления.
1. Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для формулирования теории.
2. Назови основные понятия, положения теории.
3. Определи круг явлений, объясняемых данной теорией.
4. Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.
5. Назови области практического применения данной теории.
Памятка
«Как разъяснять закон»
Закон — это связь и взаимосвязь каких-либо явлений объективной действительности.
1. Выяви, между какими явлениями или величинами устанавливает связь данный закон.
2. Опиши пути открытия закона.
3. Приведи формулировку закона.
4. Попытайся записать закон в символической форме или через математическое выражение.
5. Приведи доказательства в пользу существования закона.
6. Назови области практического применения данного закона
Памятка
«Как изучать явление»
Явление — это то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования.
1. Изучи внешние признаки явления.
2. Изучи условия, при которых оно обнаруживается.
3. Изучи сущность явления и механизм его протекания.
4. Найди связь с другими явлениями.
5. Опиши количественную характеристику (в случае необходимости).
6. Рассмотри использования явления в практике.
Памятка
«Как проводить анализ»
Анализ — это процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.
1. Мысленно расчлени объект, предмет, явление на определенные составные части, имеющие конкретное функциональное значение.
2. Постарайся обнаружить в выделенных частях характерные особенности, детали изучаемого предмета.
3. Подумай о причинах такого разделения на части (блоки).
Памятка
«Как проводить сравнение»
Сравнить — поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия.
1. Ответь на вопросы: «Кто такой?», «Что такое?».
2. Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.
3. Выдели существенные признаки каждого предмета.
4. Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.
5. Выясни все признаки сходства и различия объектов.
6. Найди и объясни причины их сходства и различия.
Памятка
«Как проводить синтез»
Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
1. Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: «На основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?».
2. Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений.
3. Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения.
Памятка
«Как проводить обобщение»
Обобщение — это мысленный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.
1. Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.
2. Определи их сходство.
3. Установи связь между ними.
4. Сформулируй общий вывод.
Памятка
«Как проводить наблюдение»
1. Осмысли цель наблюдения.
2. Уточни предмет наблюдения.
3. Разработай план наблюдения.
4. Определи форму записи наблюдаемых явлений.
5. Повтори наблюдение 2—3 раза с целью повышения его объективности.
6. При описании наблюдаемых явлений обрати внимание на то, как они протекали во времени и при каких условиях.
7. Помни, что цель описания явлений — наиболее точно и полно выявить их признаки.
8. При описании результатов наблюдений обрати внимание на то, что было обнаружено нового и что общего с известным ранее.
9. Полученные результаты оформи в виде письменного отчета или графически (в виде рисунков, схем).
Источник
Памятка «Как составляется сложный план»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Как составляется сложный план:
заголовки в тексте параграфа, выделенные жирным шрифтом, можно взять за название главных смысловых абзацев плана;
затем каждому абзацу в тексте параграфа придумать свое название, которое нужно сформулировать кратко своими словами, а не пересказывать его содержание;
оформить план в тетради по следующей схеме:
1. Название пункта параграфа учебника.
а) Свое название абзаца.
б) Свое название абзаца.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 931 человек из 81 региона
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
- Сейчас обучается 216 человек из 63 регионов
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 1046 человек из 80 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-942946
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Как составить план к тексту? Принципы рубрикации текста
Как составить план к тексту?
Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.
Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план — опорная схема.
Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как. Сколько. Когда. Почему. и т. д., но не Есть ли. Пришел ли. и т. п.).
Тезисный план — план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).
Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.
Назывной план — план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).
План — опорная схема состоит из опор — слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
Что такое развернутый и сжатый план текста?
План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.
Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.
Введение — это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.
Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем — новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.
Заключение (выводы) — это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.
План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.
Принципы рубрикации текста
Рубрикация — это:
1) членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой;
2) использование заголовков, нумерации и т. д.
В научном произведении рубрикация должна отражать логику научного исследования.
Простейшей рубрикой является абзац (отступ вправо в начале первой строки каждой части текста); абзац указывает на переход от одной мысли или темы к другой.
Абзацное членение текста может сочетаться с нумерацией — числовым или буквенным обозначением последовательности расположения частей текста.
Наиболее употребимы две системы нумерации.
1. Использование знаков разных типов: римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, отступов.
При таком подходе система обозначения строится по нисходящей:
А. Б. В. — I. II. III. — 1. 2. 3. — 1). 2). 3). — а). б). в).
При этом соблюдается следующий порядок:
а) порядковые номера частей указываются словами (часть первая);
б) номера разделов указываются прописными буквами русского алфавита
(например: раздел А);
в) номера глав — римскими цифрами (глава I);
г) номера параграфов — арабскими цифрами (§ 1).
Часть первая. Общие положения
Раздел А. Язык и речь
Глава I. Язык
§ 1. Говоря о языке мы подразумеваем: 1).
2. Использование только арабских цифр в определенных сочетаниях.
При такой системе рубрикации номера самых крупных частей научного произведения состоят из одной цифры, номера составных частей — из двух цифр, третья ступень деления текста — из трех цифр. Например:
1. 2. 3. (1 — номер раздела, 2 — номер главы, 3 — номер параграфа).
Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова часть, раздел, глава, параграф и. т. д.
в перечне с прописных букв начинается текст рубрик, оформленных буквами и цифрами с точками: 1. Язык; 2. Речь;
строчные употребляются после рубрик, оформленных цифрами и буквами со скобками: 1) новое и старое; 2) старое и новое.
Третье важное средство рубрикации текста — использование заголовков и подзаголовков. Заглавие — это структурный элемент текста. Оно позволяет в предельно краткой форме отразить тематику научного произведения, нередко и его основную мысль. Заголовок должен соответствовать содержанию, быть кратким, недвузначным и непротиворечивым. Информативный заголовок — это предельно краткий реферат содержания раздела, главы, параграфа.
Рубрикация не представляет собой жесткой схемы, выбор рубрикации зависит от содержания и жанра работы, логики научного исследования, традиций, а также от индивидуальной манеры автора.
Источник
Составление плана – один из самых распространенных видов работы с текстом практически на любом уроке. Я расскажу, какие виды планов и для чего можно и нужно использовать при обучении.
Что такое план?
План – это перечень основных смысловых блоков текста.
Зачем нужен план?
Он помогает сохранить структуру и логику текста, уловить все важные факты и мысли, составить конспект и запомнить содержание текста.
Как составить план?
1. Прочитать текст полностью. Понять его тему. Определиться с видом плана.
2. Перечитать текст по частям. Осмыслить каждую микротему.
3. Кратко изложить информацию каждой части в виде пунктов плана.
4. Записать пункты плана в левую часть страницы.
5. В правой части страницы напротив каждого пункта записать дополнительную информацию в виде ключевых слов и словосочетаний, таким образом преобразовав план в конспект. (Последний пункт необязательный).
Традиционные виды планов
Назывной план
Записывается в виде назывных предложений (односоставных предложений, в которых есть только подлежащее). В подобных планах используются только существительные или существительные с прилагательными. Как правило, такой план отражает темы фрагментов текста (о чём рассказывается?).
Тезисный план
Тезис – это коротко сформулированная идея (главная мысль) текста. Составляя такой план, ученики формулируют идею каждой части и записывают в виде двусоставного предложения.
Вопросный план
Такой план записывается в виде вопросов к каждой части (микротеме) текста. Вопросы должны быть составлены так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. Составить вопросный план помогут вопросительные слова: кто, что (и их падежные формы), как, когда, где, куда, сколько, почему, ли.
Это три самых распространенных вида плана, которые могут применяться как в чистом виде, так и в комплексе (комбинированный план). Также все эти планы могут быть простыми и сложными (на этом останавливаться не буду).
Другие виды планов
План – опорная схема
Этот план состоит из опор, то есть из ключевых слов, словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. Опорный план может быть записан в виде списка или схемы. По таким опорам легко восстановить текст.
Понятийный (терминологический) план
Такой вид плана подходит для текстов, изобилующих понятиями (терминами). Ученики составляют план, записывая термины в определенной последовательности. При дальнейшей работе с текстом каждый термин можно раскрыть с помощью определения или ключевых слов.
План в картинках
Такой план с удовольствием будут составлять ученики начальных и 5-6 классов. Кстати, не откажутся и учащиеся более старшего возраста, особенно те, у которых больше развито образное мышление. (Я знаю ученицу, которая до окончания школы все параграфы иллюстрировала и так запоминала их содержание).
Чтобы составить план в картинках, ученики должны в каждой части текста выделить один центральный образ и представить его в виде рисунка (можно схематического). Картинки можно сопровождать словами, но это уже будет комбинированный план.
План с ключевыми словами
Это уже не совсем план, а, скорее, готовый конспект. Ученики озаглавливают части текста, используя назывные предложения, или тезисы, или вопросы, записывают пункты плана слева. Затем в правой части страницы из каждого фрагмента текста выписывается несколько ключевых слов. Можно оформить всё в виде таблицы. Такой план я использую для обучения пересказу объемных текстов и для обучения написанию изложений.
Композиционная кривая
Этот вид плана подходит только для работы с художественными эпическими и драматическими произведениями. Его задача – разложить сюжет произведения на композиционные составляющие: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.
Для этого чертим своеобразный “график”, на котором обозначаем отрезки, соответствующие композиционным частям, и на эти отрезки наносим события и факты из текста.
Хронологический план
Такой вид плана подойдет для текстов, в которых содержится много дат (параграфы по истории, статьи по литературе о биографиях писателей и др.). В этом случае вместо фактов и событий ученики последовательно выписывают даты. После составления такого плана можно продолжить работу и справа от дат записать сами события. Получится всем известная хронологическая таблица.
План с именами собственными
Такие планы подходят для текстов с большим количеством различных собственных наименований (по географии, истории, литературе, МХК). Это могут быть фамилии, имена и отчества, географические названия, наименования учреждений и организаций, названия произведений искусства и проч. Ученики действуют по такому же принципу, как при составлении хронологического плана: последовательно выписывают собственные наименования.
План не ради плана
Составлению всех этих видов планов надо учить детей, чтобы при необходимости использовать один из них для работы с тем или иным текстом. Выбор вида плана зависит от учебной задачи, которую ставит перед учениками учитель при работе с текстом.
Кроме того, надо помнить, что план составляется не ради самого плана. План – это не конечная цель. Это одно из важнейших звеньев цепочки различных видов работы с текстом. Составляя план, дети учатся понимать текст, выделять главное. Но и уже составленный план нужно использовать в дальнейшей работе: при пересказе и ответах на вопросы, для анализа, сравнения информации, при создании творческих работ и т.д.
Другие идеи для ваших уроков на канале “Учительская мастерская”.
Обновлено: 20.05.2023
Чтобы сделать конспект параграфа необходимо его прочитать хотя бы два раза. При первом чтении нужно выписать в тетрадь основные подпункты параграфа. Они могут быть выделены жирным шрифтом. При втором прочтении нужно выделить главную мысль подпункта: какая проблема или явление рассматривается в подпункте? как она была решена?
Необходимо прочитать вопросы, которые даны в конце параграфа, ответить на них и дополнить краткое описание подпунктов.
В конспект необходимо вносить основные даты (лучше ограничиться двумя для каждого подпункта) и определениями, которые даны в параграфе.
Русский язык — национальный язык русского народа. Является одним из наиболее распространённых языков мира — шестым среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным. Является самым распространённым языком в Европе — географически и по числу носителей языка как родного.
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, один из двух государственных языков Белоруссии, один из официальных языков Казахстана, Киргизии и некоторых других стран, один из шести рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций.
Электронные формы учебников и курсов:
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Источники идей и информации (цитаты) для конспектов:
(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).
Хороший конспект – палочка-выручалочка для любого студента. Он незаменим при подготовке к докладу, семинару или зачетам и экзаменам, когда надо быстро восстановить в памяти всё изученное в течение семестра или в рамках модуля. Существует множество вариантов ведения записей, план-конспект – один из наиболее эффективных способов работы с литературой.
Что такое конспект-план
План-конспект – это краткий пересказ прочитанного, сделанный в форме плана. Его отличают лаконичность, высокая скорость и простота составления. В результате из текста выбирается главное, информация четко структурируется, а запоминание большей части материала происходит еще на этапе знакомства с ним.
План-конспект незаменим, когда необходимо быстро и эффективно подготовиться к докладу или выступлению.
Чаще всего его используют в изучении и преподавании гуманитарных дисциплин.
Как составлять
- внимательно прочитать материал;
- определить основную идею, выделить ключевые моменты;
- составить сложный план;
- кратко, но информативно расширить каждый из пунктов;
- подытожить прочитанное.
При составлении плана-конспекта можно использовать цветные ручки и выделительные маркеры, делать таблицы или рисовать схемы, чтобы наглядно представить взаимосвязь между основными и второстепенными понятиями, блоками информации.
Главное правило написания конспекта-плана – последовательность изложения и соблюдение логической структуры.
Между заголовками и пунктами надо оставлять достаточно свободного пространства, чтобы при необходимости можно было легко сделать пометки, добавить свежую информацию.
В идеале названия рубрик и разделов должны формулироваться так, чтобы пробежавшись по ним взглядом, можно было не только получить полное представление о вопросе, который раскрывается в конспекте-плане, но и найти на него ответ.
Причины Первой мировой войны
Пример плана-конспекта
- Важность письменности для человечества.
- Государства, в которых впервые появилось письмо.
- Развитие в средние века.
- Значение для науки.
- Письменность в современном обществе.
- Выводы.
В процессе работы полученные пункты становятся подзаголовками и обрастают материалом, раскрывающим их суть. Например:
И так – до полного заполнения подзаголовков соответствующей информацией.
Освоение техники составления плана-конспекта позволяет отточить мастерство и эффективность самостоятельной работы с текстом, уменьшить потери времени и сил на подготовку к занятиям.
Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.
Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.
Что такое конспект
Конспектирование — это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.
Виды конспектов
Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:
- Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
- Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
- Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
- Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
- Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.
Методы конспектирования
Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.
Метод Корнелла
В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.
Когда полезен
Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.
Предметы
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- биология,
- химия,
- география.
Как использовать этот метод конспектирования:
- Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
- Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
- Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
- В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.
Метод боксов
Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.
Когда полезен:
- при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
- для сопоставления нескольких понятий.
Предметы:
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- английский язык.
Как использовать:
Метод нумерации
Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.
Когда полезен метод
Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.
Предметы:
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- английский язык,
- химия,
- биология,
- география,
- геометрия,
- физика.
Как использовать:
Метод таблиц
Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.
Когда полезен:
- при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
- при конспектировании большого количества фактов,
- чтобы свести несколько элементов в одну систему,
- чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.
Предметы:
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- английский язык,
- биология,
- география.
Как использовать этот метод написания конспекта:
- Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
- Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
- Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.
Метод индексов
Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.
Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.
Когда полезен
Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.
Предметы:
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- английский язык,
- химия,
- биология,
- география,
- геометрия,
- физика,
- информатика.
Как конспектировать методом индексов:
Метод ментальных карт
Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.
Когда полезен:
- для разбора больших сложных тем,
- для анализа литературных произведений,
- при написании эссе,
- в подготовке докладов.
Предметы:
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- английский язык,
- биология,
- география.
Как использовать этот метод ведения конспектов:
- В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
- Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.
Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!
Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Конспекты по русскому языку 6 класс собраны по порядку на этой странице. Они помогут вам наглядно показать учебный материал на своих уроках, а ученик с их помощью сможет самостоятельно изучить любую тему урока по видео или конспекту. Это готовые материалы для учителя русского языка, которые можно удобно использовать на каждом своем уроке.
1. Лексика. Повторение изученного в 5-м классе
Русский язык 6 класс ФГОС
2. Общеупотребительные слова
Русский язык 6 класс ФГОС
3. Профессионализмы
Русский язык 6 класс ФГОС
4. Диалектизмы
Русский язык 6 класс ФГОС
5. Жаргонизмы
Русский язык 6 класс ФГОС
6. Эмоционально окрашенная лексика
Русский язык 6 класс ФГОС
7. Исконно русские и заимствованные слова
Русский язык 6 класс ФГОС
8. Устаревшие слова
Русский язык 6 класс ФГОС
9. Неологизмы
Русский язык 6 класс ФГОС
10. Лексикография. Типы словарей
Русский язык 6 класс ФГОС
Получайте новое первыми
Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.
Читайте также:
- Конспект внеклассного мероприятия по математике 8 класс
- Аппликация моя семья в средней группе конспект занятия
- Этическая грамматика 1 класс конспект
- Конспект истоки 3 класс
- История 5 класс параграф 11 конспект кратко