Слайд 1
Грибанова М.В. МБОУ СОШ №31 Мытищи Рекомендации по созданию презентации на уроках биологии
Слайд 2
Содержание 1 2 3 4 5 Оформление слайдов 6 Общие требования к презентации: Практические рекомендации по созданию презентаций Требования к оформлению презентаций Представление информации Список литературы
Слайд 3
Общие требования к презентации: Презентация не должна быть меньше 10 слайдов. Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора; МОУ СОШ, где работает автор проекта и его должность. Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) урока-презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание. Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста. В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов. (Наиболее приемлемым и удобным в работе является ЦОР «Использование Microsoft Office в школе». К данному ресурсу имеются учебно-методические рекомендации для педагогов. Вновь же пришедшие ЦОРы , в основном, сложны в управлении, требуют от учителя-предметника дополнительных серьёзных знаний в области информатики и ИКТ); последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список литературы.
Слайд 4
Практические рекомендации по созданию презентаций Создание презентации состоит из трех этапов: I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя: 1. Определение целей. 2. Сбор информации об аудитории. 3. Определение основной идеи презентации. 4. Подбор дополнительной информации. 5. Планирование выступления. 6. Создание структуры презентации. 7. Проверка логики подачи материала. 8. Подготовка заключения. II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации. III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.
Слайд 5
Требования к оформлению презентаций В оформлении презентаций выделяют два блока оформление слайдов и представление информации на них.
Слайд 6
Оформление слайдов: Стиль · Соблюдайте единый стиль оформления · Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. · Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Фон Для фона предпочтительны холодные тона Использование цвета · На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. · Для фона и текста используйте контрастные цвета. · Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). Таблица сочетаемости цветов в приложении. Анимационные эффекты · Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. · Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Слайд 7
Представление информации: Содержание информации · Используйте короткие слова и предложения. · Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. · Заголовки должны привлекать внимание аудитории. Расположение информации на странице · Предпочтительно горизонтальное расположение информации. · Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. · Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. Шрифты · Для заголовков – не менее 24. · Для информации не менее 18. · Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. · Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. · Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. · Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Слайд 8
Представление информации: Способы выделения информации · Следует использовать: рамки; границы, заливку; штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. Объем информации · Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. · Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами.
Слайд 9
Список литературы: Титов Е.В. Методика применения информационных технологий в обучении биологии : учебное пособие для студ. Учреждений высш . проф. образования / Е.В. Титов, Л.В. Морозова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. -176 с.
Правила оформления презентаций.
1.
Презентация должна быть
краткой, доступной и целостной.
Ее продолжительность не должна составлять более 20-30 мин.
2.
Не увлекайтесь
художествами (красивый фон с цветочками и градиентным цветом оставьте для
уроков рисования), главное в презентации – содержание. Если хотите поукрашать
слайды – ограничьтесь первым и последним.
3.
Придерживайтесь единого
стилевого оформления.
Стиль может включать: определенный шрифт, цвет фона или фоновый рисунок,
декоративный элемент небольшого размера и др.
Не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более трех
цветов или трех типов шрифта.
Оформление слайда не должно отвлекать от его содержательной части.
Не все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле.
4.
Делайте для каждого слайда
уникальный заголовок. Пять слайдов с одним и тем же заглавием – и зрители
перестанут вообще смотреть на заголовки.
5.
Выводите информацию на
слайд постепенно. Пусть слова и картинки появляются параллельно вашей
«озвучке»: так понятнее, чем вести рассказ по статичному слайду.
6.
Используйте анимацию
только в том случае, когда это действительно необходимо. Лишняя анимация только
отвлекает.
7.
На одном слайде не должно
быть слишком много информационных блоков, обычно до 3.
Ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить. Наиболее важную
информацию – поместить в центр слайда.
8.
Приводите факты, цифры,
графики – это хорошая поддержка для вашего выступления. Голый текст никого не
заинтересует (если вы, конечно, не несете слушателям свет новой истины).
9.
Применяйте
высококонтрастные цвета, крупные шрифты и четкие иллюстрации. В противном
случая сидящие на задних рядах ничего не разберут на экране.
10. Фотографии, рисунки и другие иллюстрации старайтесь размещать на
отдельных слайдах. То же относится большим диаграммам, таблицам, схемам и
графикам.
11. Не переписывайте в презентацию свой доклад. В идеале – вообще ни одно
слово доклада не должно дублироваться в слайдах.
Исключение – имена собственные, темы, даты, термины.
Презентация – это вспомогательный инструмент, иллюстрирующий вашу речь.
12. Не чурайтесь чувства юмора в презентации. Здоровый смех или просто
веселая улыбка расслабит аудиторию и позволит заострить внимание. Однако
перебарщивать с весельем в разных темах не стоит.
13. Рассчитывайте количество слайдов в презентации по формуле – один слайд
на 2-3 минуты. Это средняя частота смены кадров.
14. Любые материалы, скопированные из интернета, имеют своих авторов. Не
забывайте указывать источники информации.
Ключевые слова:
Презентация «Строение клетки»,
Презентация «Наследование цвета шерсти у животных»,
Презентация «Мочевыделительная система»
Презентация – это представление
информации для целевой аудитории,
с использованием наглядных средств.
Учебные наглядные материалы содержат текст,
изображения, видео, звуковой ряд, которые
организованы в единичную среду. Характерной
особенностью считается интерактивность, то есть
возможность взаимодействия пользователя с
учебным материалом передовыми компьютерными
средствами. Большинство презентаций выполняются
в программе Microsoft PowerPoint (форматы: ppt, pptx).
Презентация создается учителем для урока,
внеклассного мероприятия, самостоятельной
работы учащегося. Использование презентации
возможно на всех этапах обучения: на уроке
изучения нового материала, для повторения и
закрепления знаний, для самостоятельной работы
учащихся [2].
Презентацию может создать учащийся для
публичного представления результатов своей
самостоятельной работы.
Значение презентации для образовательного
процесса
- Яркие опорные образы и анимация презентации
помогают учащимся понять и запомнить сложный
учебный материал. - Использование компьютерных технологий
повышает эффективность учебной деятельности,
познавательный интерес на уроках. - Компьютерная презентация помогает сообщить
знания, обеспечивает необходимый уровень
усвоения, помогает преподавателю активизировать
процесс обучения, повысить индивидуализацию
обучения, совершенствовать организацию
преподавания. - Презентация позволяет использовать учебный
материал как систему ярких опорных образов, что
улучшает запоминание. - Единожды сделав презентацию, учитель облегчает
себе жизнь в будущем. Более того: облегчает жизнь
и своим коллегам! Презентации, созданные с
помощью распространенных программных средств, –
замечательный пример открытых сред.
Учебная презентация – электронное
средство обучения, которое позволяет
представить отобранное, полностью
адаптированное предметное содержание
(изобразительная наглядность, текстовые
источники, музыка, видеофрагменты и пр.) и
методический (обучающий) аппарат, выстроенные в
соответствии с определенными учебными целями и
познавательными способностями конкретных
учащихся. Предметное содержание и методический
аппарат представлены в презентации в
оптимальной форме предъявления (наглядной,
динамичной, доступной), в заданном объеме (строго
соответствующем теме). Иначе говоря, в результате
методической деятельности учителя создается
обучающий “продукт” (учебная презентация),
точно соответствующий замыслу урока или его
модуля (этапа).
Рекомендации по созданию презентации [4].
Создание презентации состоит из трех этапов.
1. Планирование презентации:
- Определение целей.
- Сбор информации.
- Определение основной идеи презентации.
- Подбор дополнительной информации.
- Планирование выступления.
- Создание структуры презентации.
- Проверка логики подачи материала.
- Подготовка заключения.
2. Разработка презентации – подготовка слайдов
презентации, включая вертикальную и
горизонтальную логику, содержание и соотношение
текстовой и графической информации.
3. Репетиция презентации – это проверка и
отладка созданной презентации.
Рекомендации по созданию слайдов презентации [4,
5].
- Презентация не должна быть перегружена
графикой. - Тексты должны быть краткими.
- Слайды должны содержать только основные
определения, схемы, анимационные
и видеофрагменты, отражающие сущность
изучаемых явлений. - Рисунки, схемы и фотографии должны быть четкими
и качественными. - Общее количество слайдов не должно превышать
15-20. - Вводимые эффекты анимации должны быть
дидактически оправданы, не отвлекать ученика от
более важной информации. - Используйте два шрифта, не более трех цветов.
- Сохраняйте единый стиль, унифицированную
структуру и форму представления учебного
материала на всем уроке. - Используйте гиперссылки, которые позволяют
перейти на необходимую страницу и вернуться
вновь на содержание.
Методические рекомендации по использованию
учебной презентации.
- Использование презентации возможно на всех
этапах обучения: на уроке изучения нового
материала, для закрепления знаний, для
самостоятельной работы учащихся. - Презентацию можно использовать для
самостоятельной работы в разных формах:
самостоятельное изучение учебного материала,
самоконтроль и самооценка, подготовка к
контрольным испытаниям. - Иллюстративный материал (фотографии, рисунки,
схемы), текст каждого слайда содержат учебную
информацию. Сжатая информация, предложенная в
презентации, является опорным конспектом. - Используя презентацию на уроке, дополняйте
материал рассказом, примерами, обращайте
внимание на главные моменты, которые надо
запомнить. - Используйте учебную презентацию для
организации активных форм деятельности учащихся
на уроке, для повышения эффективности учебных
занятий, для повышения интереса к уроку.
Авторские примеры использования учебной
презентации в практике преподавания биологии.
Теоретический анализ предоставляет
возможность классифицировать мультимедийные
презентации на основе дидактических целей и
использования в образовательном процессе [1].
Анализируя свой опыт преподавания биологии,
можно составить характеристику особенностей
презентаций, рекомендации по их подготовке и
включению в уроки биологии.
1. Использование учебной презентации как
сопровождение объяснения учителя.
Для этого создаются презентации-конспекты,
содержащие краткий текст, словарь основных
терминов, обобщающие схемы, необходимые
иллюстрации, дидактически оправданные анимации.
Чаще всего такие презентации составлены с
линейной последовательностью слайдов [3]. Переход
от кадра к кадру в этом случае запрограммирован
только по щелчку мышью, без использования
автоматического перехода. Если тематическая
презентация состоит из более 15-20 слайдов, её
используют на нескольких уроках, при этом
устанавливаются гиперссылки на необходимые
разделы.
Информация, предложенная в презентации,
является опорным конспектом. Умение автора
устанавливать связь между тем, что он говорит и
что демонстрирует, является важным фактором
успешной презентации [6]. На уроке преподаватель
организует внимание учащихся, вовлекает их в
обсуждение проблемных вопросов, активизирует
познавательный интерес. Учащиеся знакомятся с
новым материалом, участвуют в беседе, ведут
записи в тетради, анализируют текст компьютерной
презентации. (Презентация 1.)
Уроки с использованием презентаций-конспектов
помогают решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые знания по теме;
- систематизировать усвоенные знания;
- сформировать мотивацию к учению в целом и к
учебной дисциплине Биология.
Место использования на уроке: при изучении
нового материала с использованием разнообразных
наглядных средств, при закреплении новой темы,
при самостоятельном изучении темы в
дистанционном режиме.
Презентации-конспекты относятся к
информационным электронным ресурсам, которые
раскрывают основные положения изучаемого
материала, выделяют главное, существенное,
формируют и развивают биологические понятия [1].
2. Использование учебной презентации для
повторения и обобщения изученного материала.
Для этого создаются презентации-задания на
основе презентации-конспекта. Два типа
презентаций логически взаимосвязаны. На
создание таких ресурсов не тратится много
времени, так как структура уже готова, не надо
планировать и разрабатывать.
Презентации-задания можно использовать на
последующих уроках для повторения и обобщения
изученного материала. (Презентация 2.)
При другом варианте можно специально
разработать презентацию-задание. Она отличается
новизной материала. Используется для устного
решения биологических задач. (Презентация 3.)
Уроки с использованием презентаций-заданий
помогают решить следующие дидактические задачи:
- систематизировать усвоенные знания;
- сформировать навыки самоконтроля.
Место использования на уроке: при повторении и
обобщении, при фронтальных проверках с
использованием, как устного, так и визуального
контроля результатов.
Презентации-задания относятся к обобщающим и
контролирующим электронным ресурсам. Обобщающие
презентации необходимы для подведения итогов
изучаемого материала, содержат обобщения, ряд
вопросов и выводы. Контролирующие презентации
важны для проверки знаний обучающихся по ранее
изученному материалу, содержат тесты, вопросы,
задачи [1].
3. Использование учебной презентации для
контроля учебных достижений обучающихся.
При этом разрабатываются тест – тренажеры.
Данные ресурсы могут использоваться и для
самостоятельной работы в разных формах:
самостоятельное изучение учебного материала,
самоконтроль и самооценка, подготовка к
контрольным испытаниям. Тест-тренажер создается
в программе PowerPoint, с использованием
кнопок-триггеров и гиперссылок. Тренажер – (от
англ. train – тренировать – обучать)
учебно-тренировочные задания для выработки
навыков и совершенствования техники в обучении.
Его основной принцип – интерактивный
(диалоговый) режим работы. (Презентация 4.)
Тест – тренажеры помогают решить следующие
дидактические задачи:
- систематизировать усвоенные знания;
- сформировать навыки самоконтроля;
- оказать учебно-методическую помощь учащимся в
самостоятельной работе над учебным материалом.
Место использования в учебном процессе: при
проведении повторительно-обобщающих уроков, для
проверки знаний, для самопроверки и
самореализации, для организации
самостоятельной, индивидуальной работы
обучающихся.
Тренировочные презентации необходимы для
закрепления изученного материала и создания
опыта применения, усвоенных знаний на практике
[1].
Отношение обучающихся к учебной презентации.
Для подтверждения того, что учебная
презентация повышает эффективность учебных
занятий и интерес к уроку, приведем результаты
анкетирования 69 учащихся нашего училища. Анкета
проводилась, чтобы проверить, насколько учебная
презентация помогает учащимся в образовательном
процессе.
Таблица “Мое отношение к учебной
презентации”
Вопрос анкеты | % |
Презентация повышает наглядность | 75% |
Учебный материал в презентации более доступный, понятный |
71% |
Презентация мешает, отвлекает | 1% |
Презентация экономит время на уроке | 55% |
Учебные презентации нужны | 94% |
Презентация может стать основой выступления ученика на уроке |
45% |
Презентация повышает интерес к изучению предмета |
74% |
Презентация помогает включить зрительную память |
87% |
Презентация помогает включить слуховую память |
35% |
Презентация помогает включить моторную память |
19% |
Презентация помогает включить ассоциативную память |
35% |
Я мог бы сделать учебное пособие по любому предмету в виде презентации |
41% |
На сборах презентация помогла бы выучить новый материал |
52% |
Выводы:
Компьютеризация процесса обучения не только
неизбежна в современном информационном мире, она
уже является полноценной частью и
образовательного процесса и всей нашей жизни.
Учебная презентация – одно из электронных
средств обучения, ставшее постоянным
сопровождением современного процесса обучения.
Учебная компьютерная презентация – это
демонстрационное электронное средство обучения,
предъявляющее в систематизированном виде на
основе комплекса мультимедийных носителей
предметное учебное содержание и методическое
решение по его освоению.
Список литературы.
1. Кондратенко Е.И., Некрасова А.Н.
Мультимедийные презентации на уроках биологии
(раздел “Человек”). Естественные науки. №1 (38), 2012.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные
технологии: Учебное пособие. – М.: Народное
образование, 1998.
3. Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании
(теоретические основы и методика использования).
Красноярск, КрГУ, 2003.
Интернет-ресурсы.
4. http://86mmc-konda.edusite.ru/p10aa1.html
5. http://g-sv.ru/drupal/node/60
6. Ю.В. Ээльмаа, С.В.
Федоров. Информационные технологии на уроках
литературы
1.
Рекомендации по созданию
презентации на уроках биологии
Грибанова М.В.
МБОУ СОШ №31 Мытищи
2.
Содержание
1
2
3
4
5
6
Общие требования к презентации:
Практические рекомендации по
созданию презентаций
Требования к оформлению презентаций
Оформление слайдов
Представление информации
Список литературы
3. Общие требования к презентации:
Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены:
название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество
автора; МОУ СОШ, где работает автор проекта и его должность.
Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы
(моменты) урока-презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке
можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество
объектов на слайде, цвет текста.
В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых
образовательных ресурсов. (Наиболее приемлемым и удобным в работе является ЦОР
«Использование Microsoft Office в школе». К данному ресурсу имеются учебнометодические рекомендации для педагогов. Вновь же пришедшие ЦОРы, в основном,
сложны в управлении, требуют от учителя-предметника дополнительных серьёзных
знаний в области информатики и ИКТ);
последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список
литературы.
4. Практические рекомендации по созданию презентаций
Создание презентации состоит из трех этапов:
I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая
определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи
материала. Планирование презентации включает в себя:
1. Определение целей.
2. Сбор информации об аудитории.
3. Определение основной идеи презентации.
4. Подбор дополнительной информации.
5. Планирование выступления.
6. Создание структуры презентации.
7. Проверка логики подачи материала.
8. Подготовка заключения.
II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки
слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и
соотношение текстовой и графической информации.
III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной
презентации.
5. Требования к оформлению презентаций
В оформлении презентаций выделяют два блока
оформление слайдов и
представление информации на них.
6.
Оформление слайдов:
·
Стиль
Соблюдайте единый стиль оформления
·
Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
·
Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной
информацией (текстом, иллюстрациями).
Фон
Для фона предпочтительны холодные тона
Использование цвета
·
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для
заголовка, один для текста.
·
Для фона и текста используйте контрастные цвета.
·
Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
Таблица сочетаемости цветов в приложении.
Анимационные эффекты
·
Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на
слайде.
·
Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать
внимание от содержания информации на слайде.
7. Представление информации:
Содержание информации
·
Используйте короткие слова и предложения.
·
Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
·
Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице
·
Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
·
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
·
Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты
·
Для заголовков – не менее 24.
·
Для информации не менее 18.
·
Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
·
Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
·
Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или
подчеркивание.
·
Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
8. Представление информации:
Способы выделения информации
·
Следует использовать:
рамки; границы, заливку;
штриховку, стрелки;
рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации
·
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди
могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
·
Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты
отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
с текстом;
с таблицами;
с диаграммами.
9. Список литературы:
Титов Е.В. Методика применения информационных технологий в обучении биологии :
учебное пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования / Е.В. Титов, Л.В.
Морозова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. -176 с.
Создание презентации состоит из трех этапов:
I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.
II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.