Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного
российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от
природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы
они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Данная
программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и
поддержку одарённых детей. Программа направлена на развитие интеллектуальных
умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами
творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением нестандартных
задач. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в
основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более
раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности. В отличие от
курсов учебных дисциплин, например, математики и языка, задачей предлагаемого
курса выступает именно развитие мыслительных способностей, а не усвоение
каких-то конкретных знаний и умений.
Цель работы с одаренными детьми:
создать
условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации
и самоопределения.
Задачи программы:
–
формировать методический и диагностический банк данных по работе с одарёнными
детьми в
период обучения в начальной школе;
–
формировать метапредметные УУД как базисные способности саморазвития;
–
организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и
способных детей;
–
совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его
интересов в школе и семье
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
Системный подход, сущность
которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются
не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе
педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как
совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты
педагогического процесса, содержание образования, методы и формы
педагогического процесса и материальная база.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной,
деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках
данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный
процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для
этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность – основа,
средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная
работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и
переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь,
предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее
организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов
деятельности.
Культурологический подход обусловлен объективной
связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только
развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто
принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В
связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой,
во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой
личности.
Главные принципы реализации программы:
–
Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и
воспитания.
–
Гуманизм в межличностных отношениях.
–
Научность и интегративность.
–
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
–
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Направления деятельности:
–
организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с
одаренными детьми;
–
подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского
уровня;
–
проведение массовых мероприятий внутри объединения;
–
обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Обучение
в начальных классах – это первый этап работы с одаренными детьми.
Основные направления реализации программы:
– создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
– внедрение передовых образовательных технологий;
–
укрепление материально-технической базы;
– нормативно-правовое обеспечение деятельности;
– методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
– повышение профессионального мастерства педагогов;
– организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
– научно-методическое и информационное обеспечение программы;
–
формирование банка данных по проблеме одарённости.
–
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного
уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Формы работы с одаренными учащимися:
-занятия
в рамках внеурочной занятости учащихся;
–
конкурсы и конференции;
–
участие в олимпиадах.
Методическая работа педагога:
–
подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
проводить
мероприятия с учащимися.
Работа с родителями.
–
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские
собрания, педагогический всеобуч родителей.
Прогнозируемые результаты:
–
Поддержка совместно с родителями талантливого ребенка в реализации его
интересов в школе и семье.
–
Совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений
применять их в нестандартных ситуациях;
–
Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
–
Развитие творческого и логического мышления учащихся;
Учащиеся должны уметь:
–
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки
данной информации и ее презентации;
–
определять учебную задачу;
–
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою
точку зрения;
–
владеть своим вниманием;
–
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть
рациональными приемами запоминания;
–
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
–
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
–
самостоятельно мыслить и творчески работать;
–
владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Этапы реализации
Создание:
–
банка творческих и проекно-исследовательских) работ учащихся;
–
банка заданий повышенной сложности;
–
рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.
Организация:
–
творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;
–
внеурочной работы в разновозрастных группах.
II этап. Деятельностный:
–
организация подготовки учащихся к активной научно-исследовательской
деятельности;
–
активное использование в проектной деятельности.
III этап. Констатирующий.
–
оформление портфолио;
–
внедрение в практику рейтинга учащихся.
Содержание программы
Методические требования к организации и практической
реализации программы:
– Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об
образовании».
– Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей
способных учащихся.
– Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися..
– Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
– Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
Формы и виды организации работы с детьми, склонными
к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.
–
Организация и проведение регулярных занятий
–
Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, участие в
научно-практических конференциях.
Наблюдение, контроль за выполнением программы.
–
Проведение тестов, наблюдений.
–
Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, участие в олимпиадах и
конкурсах разного уровня.
Принципы построения программы:
Системность:
задания располагаются в определённом порядке.
Принцип
«от простого – к сложному»: задания постепенно усложняются.
Увеличение
объёма материала.
Наращивание
темпа выполнения заданий.
Смена
разных видов деятельности.
План
работы с одарёнными учащимися МАОУ «Михайловская СОШ» им. В.С.Поповой
на
2022 – 2023 учебный год.
№ п/п |
Намечаемые мероприятия |
Сроки выполнения |
Ответственные |
1 |
Выявить |
сентябрь |
Педагог |
2 |
Организовать |
сентябрь |
Учителя, |
3 |
Организовать |
В течение учебного года |
Учитель |
4 |
Охватить |
В течение учебного года |
Руководители |
5 |
В работе |
В течение учебного года |
Учитель |
6 |
Привлекать |
Во время олимпиад |
Учителя |
7 |
Проводить |
Систематически |
Учитель |
8 |
Обеспечивать |
В течение учебного года |
Учитель |
9 |
Проводить |
В течение учебного года |
Учитель |
10 |
Проводить |
Систематически |
Учитель, |
11 |
Провести |
Ко дню конституции |
Учитель |
12 |
Практиковать |
В конце учебного года |
Дирекция |
Директор школы ___________Б.М.Цыдыпов
МБОУ Метелевская СОШ (с/п Березовская ООШ)
Купинского района. Новосибирской области
План работы с одаренными детьми
Учитель математики Дорошенко Н.А.
2020-2021 уч.год
План работы с одаренными детьми
Цели и задачи
Для определения и уточнения целей и задач программы необходимо дать определение одаренности.
Одаренность – она проявляется в высоком уровне общего умственного развития, творческих проявлений и восприимчивости к учению во многих областях знаний.
Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
Одаренные дети – это дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению;
дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике, биологии и т.д.).
Одаренность интеллектуальная – такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь, умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов к разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям.
Одарённость творческая – такое состояние индивидуальных психологических ресурсов, которое обеспечивает возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности по сравнению с другими людьми.
Задачи работы с одарёнными детьми в следующем:
1.развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников;
2.формирование устойчивого мотива к учебной и творческой деятельности;
3.овладение исследовательской деятельностью;
4. формирование основ теоретического мышления;
5. развитие самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности.
Реализация этих задач возможна в условиях целостности образовательного процесса, при максимальном использовании средств урочной и внеурочной деятельности.
Ожидаемые результаты.
1. Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.
2. Создание системы работы с одаренными детьми.
3. Разработка и апробация новых образовательных программ для работы с одаренными детьми.
4. Совершенствование системы работы с одарёнными детьми.
5. Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.
Основные направления работы:
1. Выявление одарённых детей по разным направлениям.
2. Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
3. Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
4. Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня.
5. Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.
Формы работы с одаренными учащимися:
· творческие мастерские;
· групповые занятия с сильными учащимися;
· внеурочная деятельность;
· кружки по интересам;
· занятия исследовательской деятельностью;
· конкурсы;
· интеллектуальный марафон;
· участие в олимпиадах;
· работа по индивидуальным планам;
· сотрудничество с другими школами.
исследовательская деятельность.
План работы
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Результат |
1 |
Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми |
Сентябрь |
Изучение и реализация |
2 |
Составление списков мотивированных учащихся |
Сентябрь |
Списки |
3 |
Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы Формирование списка одаренных детей. |
Сентябрь Октябрь |
|
4 |
Планирование работы |
Октябрь |
План |
5 |
Еженедельные индивидуальные и групповые занятия |
в т.г. |
|
6 |
Дополнительные занятия с одаренными детьми во внеурочной деятельности. |
в т.г. |
|
7 |
На уроках включать разноуровневые задания, повышенной сложности |
в т.г. |
|
8 |
Вовлечение в активную внеклассную творческую работу. Создание портфолио ученика. |
в т.г. |
|
9 |
Привлекать детей к проектной деятельности. |
в т.г. |
|
10 |
Вовлекать одаренных детей в творческий процесс на уроках и во внеклассной деятельности. |
в т.г. |
|
11 |
Участие в конкурсах творческих работ |
в т.г. |
Участие |
12 |
Участие во всероссийских конкурсах: и олимпиадах: «Кенгуру – выпускникам» · «Кенгуру» · Дистанционные олимпиады |
в т.г. Январь Март Март Апрель |
Сертификаты |
13 |
Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций. |
в т.г. |
Анализ работы |
14 |
Оформление портфолио всех школьников. |
в т.г. |
Заполненное и оформленное портфолио обучающихся |
15 |
Подведение итогов за 2020-2021 учебный год. Задачи на следующий год. |
Май |
Анализ работы |
Список мотивированных учащихся:
- Четвергов Максим – 8 класс
- Немирович Степан – 9 класс
План работы с одаренными детьми: примеры, образцы, шаблоны планов, советы и рекомендации
Одаренные и талантливые дети — гордость каждого учителя. Каждый ребенок имеет предпосылки развития способностей. По мере взросления, под влиянием школы, социума эти способности могут угасать. А могут, наоборот, развиваться. В этом развитии огромное значение имеет деятельность учителя.
Для развития учащихся, расширения возможностей для проявления способности каждого ребенка учитель составляет план работы с одаренными детьми.
Как составить план работы с одаренными учениками
Учитывая индивидуальные особенности, специфику таланта ребенка, формы проявления одаренности, работа с такими детьми будет строиться по-разному. Но, учитывая многообразие видов работы, общий план удобнее составлять по следующей схеме:
1. Выявление одаренных детей по своему предмету.
2. Составление индивидуальных карточек, в которых указывается:
-
Тип одаренности.
-
Способности ребенка.
-
Особенности психологического развития.
-
Особенности эмоционального развития.
-
Оценка креативности ученика.
-
Экспертная оценка одаренности ребенка.
-
Предполагаемый вектор направления работы.
3. План индивидуальных и групповых занятий с выявленной группой одаренных детей.
4. Работа учителя по привлечению таких детей к участию во внеурочной, внешкольной деятельности (участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, проведение тематических недель, семинаров, кружковая деятельность).
5. Работа с одаренными детьми на уроках (включение в план урока заданий повышенной сложности, создание ситуации успеха, привлечение одаренных к консультационной работе и пр.).
6. Подбор и изучение методической литературы по работе с одаренными детьми.
7. Создание банка материалов по предмету, предназначенного для работы с одаренными учениками.
В плане желательно указать и форму отчета по работе с одаренными детьми, в которой будет представлен анализ деятельности учителя за год.
В данном разделе сайта вы можете ознакомиться с образцами и примерами планов, составленных разными учителями-предметниками.
Кто такие одаренные дети? Виды одаренности и ее диагностика
Изучив публикации педагогов, психологов, научных работников по материалам СМИ по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что одаренность как научная проблема существует более 100 лет, но в последние годы в России происходит активное освоение этого понятия в практической работе педагогов и психологов. Кто же такие одаренные дети и как с ними работать?
Начало формы
Конец формы
В документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечено, что должна быть создана система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Кроме того указано, что в рамках системы поддержки талантливых детей целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио) при приеме в вузы.
Кто такой одаренный ребенок?
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.
Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.
Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:
-
способности выше средних,
-
креативность,
-
включенность в задачу.
Хорошо ли быть одаренным?
Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Но далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.
Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей “специальности”.
Одаренность в школе
Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.
Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то “пять”, то “два”): блестяще по одному предмету и “так себе” по другому.
Особый вид одаренности — творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.
Как живется одаренным детям в школе?
Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются “академически одаренные”. Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками — они всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже “дать списать”. И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.
К “интеллектуалам” в школе относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего “таланта”).
Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей “профессиональной” среде.
Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы “помещать” их в особые школы для одаренных.
Однако не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям (“О чем с ними говорить?”) или к своим учителям (“Чему они меня могут научить?”). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это, скорее, издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.
Почему возникают сложности в диагностике одаренных детей?
Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов.
Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одаренных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы).
Прежде всего, необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию: поскольку высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, то и низкие значения еще не становятся доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при обработке и интерпретации результатов психологического тестирования.
Высокие показатели психометрических тестов интеллекта (Гилфорда, Торренса) могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности (Вильямса, Туник) могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.
Более того, проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный морально-этический аспект, и необходимо соблюдать принципы гуманистического проведения диагностик. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности (даже легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талантливости взрослого человека. Следовательно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Поэтому идентифицировать ребенка как одаренного либо как ординарного на раннем этапе означает искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя субъективные ожидания — как его самого, так и родителей.
Семь принципов сопровождения одаренных детей
Психологическая наука предлагает использовать семь базовых принципов выявления и сопровождения одаренных детей.
Первый принцип. Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволило бы использовать различные источники информации и охватывать как можно более широкий спектр его способностей. Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и технологий:
-
различные варианты метода наблюдения за детьми;
-
специальные психодиагностические тренинги;
-
проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
-
организация различных интеллектуальных игр, предметных олимпиад, научных конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей и т. п.;
-
экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
-
экспертное оценивание конкретных продуктов деятельности детей профессионалами;
-
проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Комплексный подход к выявлению детской одаренности тоже не гарантирует полной безошибочности. А навешивание ярлыков типа «одаренный» или «неодаренный» может стать весьма негативным фактором дальнейшего развития личности ребенка.
Оценивание ребенка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить лишь стимулом для его дальнейшего развития и продвижения. Выявление одаренных детей необходимо связывать исключительно с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им психологической помощи и педагогической поддержки.
Второй принцип. Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях: жизненных и учебных.
Третий принцип. Важен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.).
Четвертый принцип. Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности и т.д.
Пятый принцип. Желательно подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев, инженеров и т.д.). При этом следует помнить о возможном консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества, не следует его переоценивать и тем более полностью на него полагаться.
Шестой принцип. Плодотворна оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).
Седьмой принцип. Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как:
-
анализ продуктов деятельности
-
наблюдение
-
беседа
-
экспертные оценки
-
естественный эксперимент.
Необходимо напомнить, что существующие валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.
Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей — это вопрос о частоте появления детской одаренности. Существуют 2 крайние точки зрения:
-
“Все дети являются одаренными”
-
“Одаренные дети встречаются крайне редко”.
Это противоречие в работе с одарёнными детьми мы решаем следующим образом:
-
Потенциальная одаренность присуща многим детям, т.к. каждый ребенок талантлив по-своему;
-
Актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей; это дети, которые талантливы особо.
Учитывая эти основополагающие положения, педагогическим коллективом нашей школы была разработана программа «Одарённые дети».
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «СОШ №5 г. Урус-Мартан»
_____________Э.В.Таташева
План
работы с “ Одаренными детьми”.
Цели.
1. Выявление одаренных детей.
2. Создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
Задачи.
1. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и
внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и
показывающих высокую результативность в различных областях деятельности.
2. Подбор материалов и проведение тестов, позволяющих определить
наличие одаренности.
3. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и
приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности
и творчества.
4. Предоставление возможности совершенствовать способности в
совместной деятельности с руководителем (учителем)
5. Работа с родителями по дальнейшему развитию одаренности
ребенка
Сроки реализации: 1 год.
Отличительные особенности одаренных детей
В учебной
деятельности одаренные дети отличаются тем, что хотят добиваться успехов в
учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой,
способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным
навыкам. Склонность к изучению различных предметов выявляется у детей уже на
начальном этапе обучения. Такие учащиеся легко усваивают новый материал,
активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию и к
самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства
художественной выразительности, оригинальны, креативны. С такими учениками
учителю работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого
внимания.
Уже в начальной школе можно встретить таких
учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают
словари и специальную литературу, пытаясь узнать как можно больше.
При воспитании одаренного ребенка
необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям –
любознательность, в познавательную потребность.
Урок для таких детей особенно интересен, когда имеет место
поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для
средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с
одаренным ребенком надо работать по индивидуальной программе.
Моя задача, как педагога – поддержать ребенка и развить
его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности и
потребности были реализованы.
Принципы работы с одаренными детьми:
- дифференциации и индивидуализации обучения (высшим
уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы
развития одаренного ребенка). - максимального разнообразия предоставляемых
возможностей. - обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных
образовательных услуг. (ИКТ, репетиторство) - возрастания роли внеурочной деятельности одаренных
детей через кружки, спецкурсы, факультативы. - усиления внимания к проблеме межпредметных связей в
индивидуальной работе с учащимися. - создания условий для совместной работы учащихся при
минимальной роли учителя.
Работая по данному направлению, я определила для себя цели,
задачи, и содержание работы, а так же составила перспективный план работы.
Цели и задачи работы с
одаренными детьми.
Цель:
- Выявление одарённых детей.
- Повышение качества образования;
- Создание условий для оптимального развития и поддержки
одаренных детей.
Задачи:
- знакомство учителя с приемами целенаправленного
педагогического наблюдения, диагностики; - проведение различных внеурочных конкурсов,
интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои
возможности; - предоставление возможности совершенствовать способности в
совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через
самостоятельную работу. - развитие познавательных интересов, творческих и мыслительных
способностей учащихся.
Содержание работы.
- Изучение нормативных документов и методических рекомендаций
по работе с одаренными детьми (сентябрь) - Создание банка данных (отбора) одаренных детей
школы в области лингвистики. (сентябрь) - Самообразование, саморазвитие педагога (регулярно)
- Обеспечение учащихся развивающими материалами, аудио и
видеоматериалами (регулярно) - Создание пла
- на работы с одаренными детьми (в начале учебного года)
План работы с одаренными
детьми.
- Выполнение упражнений из дополнительного материала и по
дидактическим карточкам. - Выполнение фонетических, лексических, грамматических
упражнений в игровой форме. - Выполнение творческих проектов.
- Подготовка учащихся к школьным, районным олимпиадам
по выбранным предметам. - Подготовка и участие в дистанционных олимпиадах.
- Проведение предметных недель, игр, КВН, конкурсов.
- Проведение конкурсов.
- Составление кроссвордов, сканвордов, ребусов.
- Создание портфолио ученика.
- Подготовка к итоговой аттестации (сдаче ЕГЭ,
экзамена)
Образец портфолио.
Портфолио позволяет ученикам отслеживать прогресс в
изучении предмета, анализировать проблемы, ставить новые задачи и решать их,
непрерывно повышая свой уровень. Также показывает то, что ученик уже знает и
умеет делать и то, что хотелось бы ему изучать. Они могут быть полезны для
ученика при дальнейшем обучении, выборе профессии, путешествиях и новых
знакомствах в будущем.
Стратегия работы с
одаренными детьми.
Выявление одаренных детей нужно начинать в начальной школе на
основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти,
логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск,
выявление и развитие – одно из важнейших аспектов деятельности начальной
школы.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
- Осознание важности этой работы и усиление в связи этим
внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. - Создание и постоянное совершенство методической системы
работы с одаренными детьми. - Работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных
заданий - Требование выполнения обычного учебного задания в
нескольких альтернативных вариантах
Я считаю, чтобы быть успешным в работе по этому направлению,
учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой
деятельности; - профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором
учебно-воспитательного процесса;
В работе с одарёнными детьми
нужно использовать различные приёмы,
формы и методы работы, а так же некоторые современные технологии.
Формы работы с одаренными учащимися.
- групповые занятия по параллелям классов с сильными
учащимися; - кружок; (не всегда)
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.
- использование элементов современных технологий
(проектов, индивидуализации и дифференциации, критического мышления,
портфолио, игровые технологии, на основе личностно- ориентированного и
компетентностного подходов в обучении)
Как показывает практика, наиболее эффективный метод
взаимодействия с одаренным ребенком –индивидуальные занятия с акцентом
на его самостоятельную работу с материалом. (Для подготовки к
олимпиадам.конкурсам, проектам, исследовательским работам)
План индивидуальных занятий
с ребёнком.
- Определить темы консультаций по наиболее сложным и
запутанным вопросам. - Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и
т.д.) за определенные промежутки времени.
Ребенку предоставить:
- название темы,
- план изучения темы,
- основные вопросы,
- понятия и термины, которые он должен усвоить,
- список необходимой литературы,
- формы контроля,
- задания для самопроверки.
Рекомендую ( если ребёнок не очень загружен по другим предметам)
для анализа результатов работы оформить таблицу:
- предмет
- дата и время консультаций
- главные рассматриваемые вопросы
- время работы с темой по программе
- фактически затраченное время
- дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
- невыясненные вопросы
Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу
оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы –
урочную и внеурочную
УРОЧНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На мой взгляд, основной задачей учителя является организация
образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями
обучающихся. С этой целью я разрабатываю и использую на уроках систему
упражнений, способствующих развитию у обучающихся коммуникативных умений и
навыков научно-исследовательского характера. Эти упражнения должны постоянно
поддерживать интерес у детей к изучению предметов. На уроках методы и формы
работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с
методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться
своеобразием
Для индивидуальной работы на уроке с такими
детьми нужно использовать дополнительный материал развивающего, обучающего,
тренировочного или контролирующего характера, например: введение, тренировка
и контроль материала по различным видам речевой деятельности повышенного или
высокого уровня. В данном случае абсолютно логично и эффективно использование
ИКТ технологий (видео, аудиокниги, интерактивные и аудиодиски, DVD, ресурсы
интернета),
Дифференциация и
индивидуализация
На уроках нужно использовать:
- разноуровневые задания,
- индивидуальные формы работы, направленные на повышение
мотивации к изучению иностранных языков. - Мною разработаны разноуровненвые тесты по страноведению,
грамматике. - Учащиеся привлекаются к разработке и проведению
интеллектуальных марафонов, отдельных этапов уроков . одарённым детям
даются домашние задания повышенной трудности с использованием
внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся
к школьным и районным олимпиадам, конкурсам, праздникам на английском
языке - Работа с одарёнными детьми ведётся на конструктивном
и творческом уровнях.
Задания повышенной трудности для сильных учеников (ассистент
учителя)
При подготовке к уроку продумывать различные дополнительные
задания для учащихся, которые намного быстрее “схватывают”
материал. Также организовать дополнительные стимулирующие (для
“сильных”) и поддерживающие (для “слабых”) занятия. Для
таких занятий разрабатывать задания, которые направлены на углубление и
совершенствование материала, пройденного на уроке
«Сильные» дети могут в рамках урока проводить либо
некие “веселые минутки”, разучивая с классом песни, устраивать кукольные
театры и т.д. Либо по конкретному тематическому заданию учителя, либо вместе
с учителем составлять, а потом в классе проводить викторины, конкурсы. При
этом, обратите внимание! Наш опережающий ученик не выставляет себя, не
противопоставляет себя классу, а работает на него.
Например, ученик получил от учителя задание сделать доклад
по какой-то теме, проработал массу литературы и выступил с интересным
сообщением перед классом. Такие доклады могут быть регулярными и максимально
интерактивными, т.е. обращенными к классу. Таким образом, выступая в роли
учителя, ученик и сам получает очень много информации для себя.
Очень важно оказать доверие своим ученикам. С этой
целью последний урок в конце четверти иногда проводится учениками,
которые выступают в роли учителя. Они составляют план урока, придумывают
творческие задания для остальных обучающихся: кроссворды, ребусы, заполнение
пропусков в предложениях словами или фразами (5 – 6 классы) и т. д.
На среднем этапе обучения применять упражнения,
развивающие умение учащихся применять знания на практике и умение логически
мыслить.
На старшем этапе обучения успешно используются
технологии дебатов и дискуссий, миниконференции. Они помогают учащимся не
бояться экспромтов, развивают коммуникативные навыки, умение делать выводы и
работать в команде, умение логически мыслить, рассуждать. Такая работа
позволяет наладить сотрудничество учителя и ученика, взаимное доверие и
уважение учащихся друг к другу. Одарённые дети креативны. Учитель может
использовать следующие приёмы, стимулирующие и развивающие творчество детей
во время учебных занятий: ролевые игры, создание викторин, творческие задания
(придумать рассказ по иллюстрациям;
рассказать, как бы ты повёл себя в экстремальной ситуации и
т.д.). На старшем этапе обучения можно предложить такие задания:
1) дана ситуация, которая не завершена, придумай окончание
рассказа;
2) дана пословица , нужно придумать рассказ, в котором эта
пословица служит моралью или логическим выводом всего рассказа.
Одарённые дети – это первые помощники учителя на
уроке. Учитель может успешно использовать лидерские способности одарённых
детей, особенно при организации работы в группах. Возглавляя работу в группе,
такие ученики вовлекают остальных детей в процесс, способствуют раскрытию не
только своего актёрского таланта, но также помогают членам своей команды
обнаружить их творческие возможности, вдохновить их, внушить им, что они тоже
могут создавать и экспериментировать.
Работая по принципу “Языку нельзя научить, языку можно только
научиться”, я использую на уроках такие задания, которые стимулировали бы
творческое мышление ребят. К таким заданиям относятся ребусы, головоломки,
чайнворды и другие. Так как одаренных школьников отличает высокая
скорость переработки и усвоения информации, они обожают не только решать
головоломки, чайнворды, кроссворды, ребусы, но и сами составляют такого рода
задания. При этом ребята прочно усваивают лексический материал, запоминают
написание слов, учатся работать со словарем. Я уверена, что эти упражнения
будут полезны и в часы досуга.
Бытует мнение, что с одарёнными
детьми нужно очень много заниматься дополнительно после уроков. Я в корне не
согласна. Одарённых детей нужно направлять, давать им пищу для ума,
учить добывать информацию, учить работать по различным алгоритмам, а не
нянчиться с ними. Я считаю, что учитель должен строить свой урок так, чтобы
на нём дать максимум знаний. Рационально планировать этапы урока, грамотно
отбирать содержание урока, обеспечить мотивацию, создать комфортную атмосферу
на уроке, максимально использовать наглядность и ТСО, дифференцированно
подойти к каждому ученику на уроке, а не сидеть в после урочное время,
объясняя этот же самый материал бесконечное количество раз.
В послеурочное время я занимаюсь с учащимися только в том
случае, если мне нужно дать какую- либо дополнительную информацию по данной
теме или объяснив новый материал, я не успела опросить всех учащихся, как это
было у меня запланировано. (если группа большая или класс не делится). А так
же если ребёнок пропустил уроки по уважительной причине.
Внеурочная деятельность.
Развитие
познавательного интереса к изучению иностранного языка у одарённых
школьников
Что касается форм и методов внеурочной работы,
то широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся
обладают факультативы, кружки, конкурсы, привлечение учащихся к участию
в различных олимпиадах и конкурсов вне школы и система внеурочной
исследовательской работы учащихся. Здесь, работая в малых
группах, я стараюсь максимально реализовать дифференциацию обучения,
индивидуальный подход, применяя разные методы работы:
наблюдение, эксперимент, исследование, работу с научной литературой,
используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности
одаренных детей. Уже привычными стали следующие мероприятия:
- проведение предметной недели иностранного языка
- проведение олимпиад по иностранным языкам;
- конференции;
- система факультативных и кружковых занятий ;
- проведение творческих конкурсов,
- выполнение творческих информационных и исследовательских
проектов на английском языке. - проведение КВН, интеллектуальных игр по страноведению,
экскурсии по школе
оформляем различные стенды творческих работ на английском
языке: «Доска почёта», «Выставка плакатов по ЗОЖ», «Экстремальные виды
путешествий», «День Матери»; Выставка плакатов по экологии.
- проводим традиционные ролевые игры для учащихся среднего
звена: «Найди клад», «За праздничным столом», «Люблю я магазины»; - конкурсы на лучшего переводчика «Первая проба пера»
- круглые столы по проблемам молодёжи, по проблемам экологии,
по ЗОЖ.
При работе с одаренными учащимися я используют массу
дополнительного материала. Это пособия по зарубежной литературе,
страноведению, чтению, аудированию, грамматике, различные пособия для
подготовки к сдаче экзаменов ЕГЭ ГИА. При появлении трудностей у детей
при выполнении заданий объясняю, даю подобные многовариантные.
Много внимания уделяю написанию письма, эссе. (Как на уроке, так
и во внеурочное время)
Всё это помогает сформировать все виды
компетенций, необходимых для успешного развития личности. В настоящее
время активно использую ИКТ технологии, которые отвечают потребностям
учащихся и дают возможность работать в различных режимах и на разных уровнях.
Сфера использования ИКТ технологий очень разнообразна.
Это: извлечение необходимой языковой информации (знакомство с
новыми лексическими и грамматическими явлениями английского языка; тренировка
языковых и речевых навыков с целью формирования и развития языковой
компетенции; знакомство с реалиями современной жизни англоязычных стран.
Мной были разработаны программы для внеклассных
занятий для углублённого изучения английского языка.
Так же я работаю над составлением различных методических и
дидактических разработок
Невозможно изучение языка без интеграции с историей
и географией, тесная связь с этими предметами прослеживается при изучении тем
страноведческого характера “Великобритания”, “США”,
“Австралия” и др., ребята знакомятся с историей стран, географическим и
политическим устройством, историческими и политическими деятелями ( адмирал
Нельсон, президенты США), великими путешественниками (Х.Колумб, Д. Кук).
Во внеурочной деятельности используются дополнительные ресурсы, на которые не
хватает времени на уроке. Кроме того, вне урока учащиеся чувствуют себя
свободнее и раскованнее, больше раскрываются перед учителем и одноклассниками.
Моя инновационная деятельность,
апробация и внедрение новых форм, методов и средств обучения, включая
информационно- коммуникационные технологии, оказывает положительное
воздействие на результаты моих учеников.
План работы с “ одаренными детьми”.
Цели:
1. Выявление одаренных детей.
2. Создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
Задачи:
1. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и
внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность
и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности.
2. Подбор материалов и проведение тестов, позволяющих определить
наличие одаренности.
3. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и
приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления,
инициативности и творчества.
4. Предоставление возможности совершенствовать способности в
совместной деятельности с руководителем (учителем)
5. Работа с родителями по дальнейшему развитию одаренности
ребенка
Сроки реализации: 1 год
№
Мероприятия
Срок
Ответственный
1.
Изучение
интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов
одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Диагностика
родителей и индивидуальные беседы.
Входная
диагностика развития учеников.
Определение учителей-наставников.
Ноябрь-декабрь
Заместитель
директора по УВР,
учителя-предметники совместно с
классными руководителями
2.
Создание банка данных учащихся,
проявляющих способности при изучении школьных предметов.
Декабрь
Заместитель
директора по УВР,
учителя-предметники совместно с
классными руководителями
3.
Разработка индивидуальных программ
развития одаренных учащихся.
Сентябрь
Заместитель
директора по УВР,
учителя-предметники совместно с
классными руководителями
4.
Организация и проведение 1 тура школьной
олимпиады
Октябрь
Заместитель
директора по УВР,
учителя-предметники
совместно с классными руководителями
5.
Участие в районных предметных
олимпиадах школьников.
Ноябрь
Заместитель
директора по УВР,
учителя-предметники
совместно с классными руководителями
6.
Участие в районных предметных
олимпиадах младших школьников.
Январь-февраль
Заместитель
директора по УВР,
учителя-предметники
совместно с классными руководителями
7.
Анализ итогов олимпиады школьников.
Январь-февраль
Заместитель
директора по УВР,
учителя-предметники
совместно с классными руководителями
8.
Творческие мастерские.
В течение года
Заместитель
директора по УВР,
учителя-предметники
совместно с классными руководителями
9.
Оформление портфолио всех одаренных
учеников.
В течение года
Заместитель
директора по УВР,
учителя-предметники
совместно с классными руководителями
10.
Индивидуальные консультации и завершение
работы по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ.
В течение года
Заместитель
директора по УВР,
учителя-предметники
совместно с классными руководителями
11.
Пополнение информационного банка данных
по программе “Одаренные дети”.
В течение года
Заместитель
директора по УВР,
учителя-предметники
совместно с классными руководителями
12.
Принять участие в предметных декадах.
В течение года
Заместитель
директора по УВР,
учителя-предметники
совместно с классными руководителями
13.
Участие в конкурсах, проектах различных
направлений и уровней.
В течение года
Заместитель
директора по УВР,
учителя-предметники
совместно с классными руководителями
14.
Работа спортивных секций.
В течение года
Заместитель
директора по УВР,
учителя-предметники
совместно с классными руководителями
15.
Работа кружков.
В течение года
Заместитель
директора по УВР,
учителя-предметники
совместно с классными руководителями
16.
Подбор заданий повышенного уровня
сложности для одаренных детей.
В течение года
Заместитель
директора по УВР,
учителя-предметники
совместно с классными руководителями
17.
Создание в учебных кабинетах банка
дидактических материалов повышенного уровня сложности.
В течение года
Заместитель
директора по УВР,
учителя-предметники
совместно с классными руководителями
18.
Сбор и систематизация материалов
периодической печати по работе с одаренными детьми.
В течение года
Заместитель
директора по УВР,
учителя-предметники
совместно с классными руководителями
19.
Международный конкурс “Русский
медвежонок”.
В течение года
Заместитель
директора по УВР,
учителя-предметники
совместно с классными руководителями
20.
Международный конкурс “Британский
бульдог”.
В течение года
Заместитель
директора по УВР,
учителя-предметники
совместно с классными руководителями
21.
Международный математический конкурс “Кенгуру”.
В течение года
Заместитель
директора по УВР,
учителя-предметники
совместно с классными руководителями
22.
Конкурс чтецов.
В течение года
Заместитель
директора по УВР,
учителя-предметники
совместно с классными руководителями
23.
Участие в районных и
республиканских учебно-исследовательских конференциях учащихся
В течение года
Заместитель
директора по УВР,
учителя-предметники
совместно с классными руководителями
24.
Творческие отчеты учителей “Из опыта
работы с детьми, имеющими высокий уровень учебно-познавательной мотивации”.
В течение года
Заместитель
директора по УВР,
учителя-предметники
совместно с классными руководителями
25.
Бал отличников и хорошистов.
Директорский прием отличников.
Июнь
Заместитель
директора по УВР,
учителя-предметники
совместно с классными руководителями
26.
Итоги работы с одаренными детьми в
2017-2018 учебном году. Задачи на следующий год.
Май
Заместитель
директора по УВР,
учителя-предметники
совместно с классными руководителями
Каждый ребенок от рождения имеет способности, однако только развитые должным образом они становятся базой для одаренности.
Приоритетной государственной задачей становится поддержка талантливых детей на всех уровнях и этапах.
Семья, социум и школа должны делать все для того, чтобы задатки способностей ребенка не угасали. Неудивительно, что особое место в деятельности школы и непосредственно учителей – предметников занимает составление плана работы с одаренными детьми и его успешная реализация.
Детская одаренность: особенности выявления
Одаренность у детей бывает общей и специфической. Первая положительно влияет на широкий спектр способностей, благодаря чему ученик добивается успеха в различных сферах деятельности. Специфическая одаренность – узконаправленная, позволяя достигать выдающихся результатов в каком-либо одном виде деятельности.
Отдельно стоит говорить об учащихся, которые в силу ряда причин не смогли добиться успехов в учебе, но обладают незаурядными талантами и познавательной активностью. В целом все они легче усваивают основную программу, демонстрируют активную познавательную потребность, творческие и интеллектуальные способности.
Оценивая степень одаренности учащегося, во внимание принимается школьные и внешкольные успехи, а также виды деятельности, инициированные ребенком, его увлеченность и личный интерес. План работы с одаренными детьми в школе строится на выявлении и поддержке талантливых подростков с момента их прихода в образовательное учреждение.
На этапе поступления в первый класс с ребенком работает школьный психолог, который изучает и анализирует его память, речь, психологические особенности и логическое мышление.
Одаренность у несовершеннолетних проявляется выдающимися физическими характеристиками, психосоциальной чувствительностью и познавательным развитием, которое опережает сверстников
Опережающее познавательное развитие |
– Ученики отличаются любознательностью, они острее других осознают мироустройство, чувствуют все происходящее, могут следить одновременно за рядом процессов, отмечая, как они влияют на окружающих. – Они накапливают большие объемы информации, анализируя и используя ее благодаря своему раннему языковому развитию и отличной памяти, четко и излагают свои мысли, обладая широким словарным запасом. – Осознают связи между предметами и явлениями, смысловые неясности, анализируя и делая выводы, не желают получать готовый ответ, занимаясь самостоятельным поиском истины. – Дольше могут сохранять концентрацию внимания, благодаря чему чаще добиваются решения задачи или поиска правильного ответа. Демонстрируют особые математические способности и логику. |
Психосоциальная чувствительность |
– Выдвигают высокие требования к себе и окружающим. – Остро реагируют на любые проявления несправедливости, демонстрируя выраженное чувство справедливости, их нравственное развитие может опережать сознание – Отличаются богатой фантазией и изобретательностью, к выполнению заданий подключают творчество, живое воображение и элементы игры. – Характеризуются порывистостью и нетерпеливостью, ценят шутки, игру слов, демонстрируя достойное чувство юмора. – Проявляют эгоцентризм,могут испытывать сложности в отношениях со сверстниками, негативное самовосприятие, чувствительны к словам окружающих, демонстрируют уязвимость и преувеличенные страхи. |
Физические характеристики |
– Одаренные подростки энергичнее своих сверстников, при этом для отдыха им требуется меньше времени, чем остальным. – Познавательные способности у них могут опережать навыки владения своим телом и моторику, что иногда ошибочно принимают за несамостоятельность. Однако разница в физическом и интеллектуальном развитии при должном уходе нивелируется. – Характеризуются нестабильным зрением в дошкольном и младшем школьном возрасте, из-за чего им сложно фокусироваться на предметах, которые находятся на разном расстоянии. (от тетради к доске) |
Одаренные дети характеризуются продуктивностью мышления, упорством в стремлении к цели, принципиальностью, открытостью, богатой фантазией, умением прогнозировать и долгое время концентрироваться на выполняемой задаче.
Однако вместе с тем в портрете одаренного ребенка есть и негативные черты: слабое физическое развитие, стремление быть первым и доказывать свою правоту, отсутствие конформизма и неспособность признать поражение, принять точку зрения другого, неспособность демонстрировать внимание, если занятие ему неинтересно.
Поскольку дети нередко увлекаются сложными задачами, реализуя свою потребность к познанию, однако из-за отсутствия опыта нуждаются в поддержке взрослых, помогающих им доводить начатое до конца.
План работы школы с одаренными детьми: каким должен быть учитель?
Не для кого не секрет, что от участия педагогического коллектива в судьбе одаренного ребенка во многом зависит степень раскрытия его способностей. Выстраивая план по работе с одаренными детьми в школе, учитывается системность подхода и следование основным принципам взаимодействия с талантливыми учащимися.
Учителям важно:
- акцентировать внимание на внеурочной деятельности;
- стремиться разнообразить деятельность учеников для всестороннего развития личности;
- придерживаться дифференциации и индивидуализации учебного процесса;
- создавать условия для эффективного взаимодействия учеников с минимальным участием педагогов;
- предоставлять свободу выбора увлечений и дополнительных образовательных услуг.
Педагоги должны отличаться особыми качествами, которые потребуются для работы с одаренными детьми, поскольку для них они становятся не только источниками знаний, но и наставниками, которые воспринимают критику и могут прийти на помощь, проявляя весь свой жизненный опыт и багаж знаний.
Главная задача педагога – способствовать развитию способностей ребенка
Учитель-предметник или классный руководитель, работающий с одаренным детьми, должен отличаться:
- умением нести ответственность за принятые решения;
- эрудированностью, высокой нравственностью, дружелюбием по отношению ко всем учащимся;
- верой в способности детей самостоятельно решать сложности, с которыми они столкнулись;
- стремлением к работе над собой и интеллектуальному самосовершенствованию;
- способностями к творческой и экспериментальной деятельности;
- знаниями в области психологии и передовой педагогической мысли, организационными навыками.
Стратегия и план работы с одаренными детьми в школе
В образовательном учреждении проводится поэтапная работа с одаренными детьми, план которой включает:
- выявление детей со способностями к творческой, спортивной или интеллектуальной деятельности;
- создание условий для развития одаренности;
- формирование и внедрение социально-ценностных компетенций у учеников;
- социальная адаптация и профориентация выпускников школы.
План работы с одаренными детьми в школе подразумевает реализацию трех этапов
Этап |
Описание |
Форма работы |
I этап Аналитика |
Это не разовое мероприятие, а продолжительная работа. Успехи учащихся в различных видах деятельности оцениваются и анализируются, что позволяет выявить одаренных детей. Для этого классные руководители проводят анкетирование, анализ семейно-бытовых условий, исследуют увлечения и образовательные результаты детей. |
Наилучшим образом детский потенциал раскрывается через творческие мастерские музыкального, художественного, театрального спектра. |
II этап Диагностика |
Творческие способности ребенка и его познавательные возможности подвергаются индивидуальной оценке. |
Актуальны групповые формы взаимодействия: учащихся привлекают к проектной деятельности, различным конкурсам, олимпиадам, кружкам по интересам, ролевым тренингам, творческим мастерским. |
III этап Работа со способностями |
Комплексная работа по формированию и развитию способностей учеников. |
Оптимальной формой взаимодействия считаются клубы по интересам, кружки, в которых при поддержке преподавательского состава дети смогут проявлять инициативность, занимаясь эстетической, общественной, военно-патриотической, естественнонаучной и гуманитарной деятельностью. |
Как составить план работы с одаренными детьми?
В расчет принимается степень и вид одаренности ребенка, его индивидуальные особенности, возраст. Общая работа с одаренными детьми в школе по плану строится по определенной структуре:
- Выявление одаренных детей, определение их способностей по определенному предмету.
- Заполнение индивидуальных карточек с указанием типа одаренности, способностей ребенка, особенностей его эмоционального и психологического развития, креативности. В карточку вносится предполагаемое направление работы и экспертная оценка способностей ученика.
- Составляется план групповых и индивидуальных занятий с детьми, одаренными по предмету.
- Педагог стимулирует участие этих детей в активной урочной и внеурочной деятельности, внешкольной работе (кружках, семинарах, проведении тематических и предметных недель, конкурсах, олимпиадах по предметам).
- Планирование классно-урочной работы с одаренными детьми через создание ситуаций успеха на уроках, использование упражнений дифференцированной сложности, задействование одаренных учеников в помощи и консультировании одноклассников.
- Изучение методов работы с детьми со способностями и подбор оптимальных.
- Формирование банка материалов для работы с одаренными детьми по определенному предмету.
- Указание вида и формы отчетности по работе с детьми с особыми способностями.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.