I.
План реферирования текстов
Ниже предлагается
план, по которому можно составить реферат
того или иного текста. План состоит из
5 обязательных пунктов, каждый из которых
снабжен рядом устойчивых конструкций
и выражений, необходимых при кратком
пересказе (реферировании) текстов.
1. Заголовок
статьи текста (The
head–line).
– The text
is head-lined … – Текст
озаглавлен
…
– The
head-line of the text under discussion is … – Заголовок
обсуждаемого
текста
– The title
of the article is … – Название
статьи
…
2. Автор
текста
(The author of the text).
– The
author of the text is … – Автором
текста
является
…
– The text
is written by … – Текст
написан
(тем-то)
…
3.
Главная
идея
текста
(The main idea of the text).
– The main
idea of the text is … – Главной
идеей
текста
является
…
– The
text
is
about
… Текст рассказывает о …
– The
text
touches
upon
… – Текст затрагивает вопрос о …
–
The purpose of the text is to give the reader some information on …
– Цель текста –
дать читателю некоторую информацию о
…
4.
Содержание
текста
(The contents of the text).
–
The text could be divided into two (three, four) logical parts.
– Текст можно
разделить на две (три, четыре) логические
части.
–
The author writes (states, thinks, emphasizes, informs) that …
– Автор пишет
(утверждает, думает, подчеркивает,
информирует), что..
– According
to
the
text
… – В соответствии с текстом …
– Further
the author says that … – В
дальнейшем
автор
пишет,
что
…
– In
conclusion … – В
заключение
…
– The
author comes to the conclusion that … – Автор
делает
вывод,
что
…
5. Ваше мнение
относительно прочитанного (Your
opinion
of
the
text).
–
I found the article (the text) interesting (important, informative,
problematic, dull, too hard to understand) …
– По-моему, текст
интересен (важен, информативен,
проблематичен, скучен, слишком сложен
для понимания) …
II.
Фразы, которые рекомендуется использовать
в пересказе текста
– The
text
deals
with
…
– В тексте рассматривается …
–
The title of the text gives an idea of …
–
Название текста дает представление о
…
– But the title should be
regarded only as a general guide because the text contains such
widely different things as
–
Но название следует рассматривать лишь
как общий ориентир, поскольку текст
содержит такиe
различные вещи как …
– The
text could be divided into two (three) logical parts
– Текст
можно
разделить
на
две
(три)
логические
части.
– On the one hand…, on
the other hand …
– С одной стороны
…, с другой стороны …
– First I would like to
dwell on …
–
Прежде всего, я хотел бы остановиться
на …
–
Thus for instance
-Так,
например
– They are of equal
importance for the simple reason that …
– Они имеют одинаковую
важность по той простой причине, что
…
–
In spite of all these differences …
– Несмотря
на
все
эти
различия
…
–
The main reason for this decision …
– Главная
причина
этого
решения
…
– A few comments on the
extract (article) may be useful.
– Некоторый
комментарий к этому отрывку может быть
полезным.
– In conclusion I would
like to state briefly the main problem.
– В заключение, я
хотел бы кратко сформулировать главную
проблему.
–
As regards (this line, episode, the use of)
– Что касается
(этой строки, эпизода, использования
чего-либо)
–
The article is not intended to be strictly informative
– Статья не стремиться
быть строго информативной
–
It remains important
– Это
остается
важным
–
By means of simple explanations supported by examples
– При помощи простых
объяснений, подкрепленных примерами
–
It is worth noting that …
– Стоит
заметить,
что
…
– It
seems
unlikely
that
…
– Кажется маловероятным, что …
–
At first there were fears that …
– Сначала
имелись
опасения,
что
…
–
It was caused by …
– Это
было
вызвано
…
– One
of
the
consequences
– Одно из последствий (следствий)
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Научные статьи можно не только писать, но и реферировать. А что это значит и как выполнить такое задание, если вам его задал руководитель? Разберёмся с этими вопросами. А в конце приведём пример реферата научной статьи.
Хотите первыми получать полезную информацию из мира образования? Подписывайтесь на наш Telegram-канал. И следите за акциями и скидками. С ними учиться ещё выгоднее.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Реферат научной статьи: что это такое
Мы уже разбирали, что такое реферат и как его правильно написать. А что такое реферирование научной статьи? Это немного другой термин, который определяют следующим образом:
Реферирование научной статьи — это краткое изложение текста, которое пишется, чтобы выделить и раскрыть основные тезисы статьи.
Общий объём такого вида работы в несколько раз меньше, чем изначального документа. Однако стоит помнить, что реферат научной статьи — это не вольный пересказ. Он должен передавать логику основного текста.
Иногда можно найти реферативные журналы. В них размещают рефераты научных статей и научно-исследовательских работ. Однако появились электронные библиотеки, и подобные журналы утратили свою актуальность. Теперь легко найти нужный материал и прочитать аннотацию к нему.
Кто чаще всего пишет рефераты научных статей
Студент на любом курсе может получить от преподавателя задание:
Сделать реферат научной статьи на определённую тему.
Особенно если учащийся подаёт большие надежды и хочет построить научную карьеру.
Однако чаще всего студенты бакалавриата пишут доклады и курсовые. А такие задания получают аспиранты. Это помогает расширить багаж знаний, научиться проводить правильный анализ чужих работ и выделять главное. В будущем это позволит аспирантам грамотно писать магистерскую и даже докторскую работу.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Примерный объём рефератов научных статей
Сколько страниц может занимать реферирование научных статей? Государственные стандарты говорят, что объём таких рефератов может зависеть от ценности и значимости исходного документа, и приводят такие примерные цифры:
- рефераты на небольшие статьи — 500 знаков;
- стандартные научные статьи и патенты на новые изобретения — 1 000 знаков;
- большие научные монографии и документы — 2 500 знаков.
Чтобы не ошибиться с объёмом реферата, стоит уточнить этот вопрос у своего научного руководителя.
Чем отличается научная статья от реферата
Как отличать реферат научной статьи от самой статьи? Самые важные отличия следующие:
- Самостоятельность. Научную статью пишет автор, это уникальное научное исследование. А реферат кратко передаёт основное содержание.
- Объём работ. Научная статья в несколько раз больше, чем реферат, написанный по ней.
- Язык изложения. Статьи принято писать сложным научным языком, использовать термины, сложные конструкции. А реферат должен доступно объяснять смысл текста.
А чем отличается реферат от аннотации? Основная разница в том, что в аннотации перечисляют основные вопросы, поднимаемые в статье, но не раскрывают их суть. Реферат идёт дальше и углубляется в содержание.
Виды рефератов научной статьи
Существует несколько видов рефератов научных статей. Различаются они по задачам и количеству публикаций, которые попадают в работу. В итоге, выделяют четыре вида:
Вид реферата научной статьи | Определение |
Информативный реферат | Это классический вид реферата, который является пересказом ключевой информации научной статьи. В нём перечисляют тему, цели, методы, а также приводят возможные способы применить описанные идеи на практике. |
Индикативный реферат | В нём приводят информацию и данные, которые напрямую относятся к теме научной статьи. |
Монографический реферат | В нём используют информацию только из одного источника. |
Обзорный реферат | Такие виды рефератов создаются, чтобы сравнить сразу несколько научных статей и монографий по единой теме. |
Структура реферата научной статьи: пример
Как написать отличный реферат научной статьи? Придерживаться чёткой структуры:
- В вводной части указать тему, цели и задачи научной статьи.
- В основной части пересказать главные тезисы и не забывать делать ссылки на мнение автора.
- В заключительной — подвести итоги и сделать выводы по научной статье.
Можете взять этот план в качестве примера и использовать его при написании реферата научной статьи.
Чтобы составить план реферата, всегда ориентируйтесь на исходный текст. Но опирайтесь на авторскую логику, а не на саму структуру научной статьи.
Как написать реферат научной статьи
Что нужно знать, чтобы хорошо написать реферат научной статьи? Мы собрали главные принципы:
- Всегда помнить, что содержание реферата должно совпадать с текстом научной статьи.
- Избегать субъективного мнения и вставок, которых не было в исходном документе.
- Писать чётко, логично и сжато. Всё-таки реферат научной статьи — это пусть и подробный, но краткий пересказ.
- Всегда проверять факты и незнакомые термины, которые приводятся в статье.
- Избегать сложных и непонятных формулировок. В идеале реферат должен внятно и просто объяснять суть научной статьи.
В любых образцах рефератов научной статьи вы не найдёте субъективных фраз. И это правильно. Ведь важно передать изначальный смысл научной статьи, даже если вы не согласны с основными тезисами.
Требования к оформлению реферата научной статьи
Как грамотно оформить реферат научной статьи? Нужно помнить о следующих правилах:
- придерживаться требований ГОСТ для письменных работ;
- вносить обязательные данные о научной статье;
- использовать иллюстративный материал;
- применять речевые шаблоны.
Требования ГОСТ к оформлению реферата научной статьи
Реферирование научной статьи — это такая же письменная работа, как курсовая или дипломный проект. Поэтому в ней стоит придерживаться стандартных правил оформления:
- шрифт написания — Times New Roman;
- размер шрифта — 14 кегель;
- межстрочный интервал — одинарный;
- размеры полей: правое — 1 см; левое — 3 см; верхнее и нижнее — 2 см.
Обязательные данные в реферате о научной статье
Когда люди будут читать ваш реферат, они должны понимать для какой статьи его подготовили. Поэтому в начале работы приводят все необходимые данные об изначальном документе:
- полное имя автора;
- название самой статьи;
- место публикации (журнал, научный сборник и так далее);
- год публикации научной статьи.
Иногда ещё указывают количество страниц в журнале, имя научного редактора и ключевые слова, которые передают суть статьи.
Иллюстрации для реферата из научной статьи
Если научная статья содержит иллюстрации моделей, графики, рисунки и другие наглядные материалы, их можно смело переносить в реферат.
Так вы сможете сделать свой документ более динамичным и интересным.
Шаблонные фразы для реферата научной статьи
Когда вы делаете реферирование научной статьи, надо быть максимально объективным и опираться на слова автора. В этом прекрасно помогают следующие шаблонные выражения:
- по мнению автора статьи…;
- автор в своей статье отмечает, что…;
- при этом автор указывает, что…;
- как отмечает автор далее…;
- автор (ФИО) формулирует…;
- с точки зрения учёного…;
- в конце автор делает следующие заключения…
Реферирование научной статьи: пример
Образец реферирования научной статьи поможет вам увидеть тонкости данного вида работы и грамотно создать свой собственный реферат. А чтобы вы не искали в интернете, мы подготовили отличный пример реферирования научной статьи:
Реферат на научную статью Сергеева В.П. Качество образования // Вопросы образования. — 2001. — №3, С. 48-51.
В статье В.П. Сергеева «Качество образования» рассматривается проблема современной образовательной системы и научных категорий, её образующих.
В начале статьи автор отмечает, что образование есть ключевой аспект качественной жизнедеятельности любого общества, и важнейшим показателем уровня развития науки является рост инвестиций, вложенных в данную сферу. Основной задачей политики в области образования, по мнению автора, должно быть увеличение интеллектуальных способностей нации. При этом В.П. Сергеев замечает, что русская нация по данным показателям всегда занимала лидирующие позиции в мировом сообществе.
Как отмечает далее автор, особое внимание проблемам образования развитые страны стали уделять в 60-е годы, когда явление «утечки мозгов» приобрело мировой масштаб и существенно повлияло на перспективы развития общественной системы.
Сегодня же, утверждает автор, вопрос стоит не просто об образовании, а о его качестве. В связи с этим В.П. Сергеев формулирует основные принципы организации образования: принцип формирования интеллектуальных знаний, умений и навыков; принцип фундаментальности, ориентирующий на глубокое усвоение законов бытия; принцип гуманизма, определяющий значимость развития творческого потенциала личности; принцип непрерывности образования.
Системность данных принципов, по мнению автора статьи, обеспечивается следующими структурными звеньями:
- комплексность в изучении естественных, технических и гуманитарных дисциплин;
- программное и методическое обеспечение всех форм образования;
- взаимосвязь всех ступеней образовательной системы.
Основной категорией, выражающей стратегическое направление образования, являются, с точки зрения учёного, целевые функции системы:
- подготовка высококвалифицированных специалистов;
- освоение специалистами новых перспективных форм деятельности;
- самопознание и самовыражение личности;
- формирование ценностного отношения индивида и общества к природному миру.
Наличие в образовательной системе совокупности данных категорий, заключает В.П. Сергеев, позволяет говорить об образовании как об особой сфере функционирования социального качества, обладающей двойной временной направленностью, так как в ней, с одной стороны, осуществляется воспроизводство накопленных знаний и опыта, а с другой — определяется облик будущей жизнедеятельности как индивида, так и общества в целом.
Скачать пример реферирования научной статьи можно по ссылке в формате Word.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Теперь вы знаете, что такое реферирование научной статьи и на какие образцы можно ориентироваться, если вы пишите собственный реферат. А если не хватает времени сделать эту работу самостоятельно, обращайтесь в наш студенческий сервис.
Реферирование – это сокращенное изложение сути основного текста научной работы (статьи, монографии и т.д.) и извлечение из него требуемой информации или основного содержания.
Что входит в АСПД
АСПД (аналико-синтетическая переработка документа) состоит из трех основных составляющих: аннотирование, аннотация (составление обзоров на документы), реферирование.
Аннотирование
Основная задача аннотирования – представить емкую характеристику текста с учетом содержания, формы и назначения. Может применяться для всех видов документов.
Примечание. Суть аннотирования производственной литературы – указание формы подачи исходного материала с акцентом на использованную терминологию в документе. В некоторых случаях, допускается краткая информация – перечисление авторов, заголовков статей и тематики.
Аннотация
Цель аннотаций – предоставить читателю общее представление о рассмотренном документе (статье, книге, монографии и т.д.). Могут быть справочными (с точной идентификацией источника и его структуры) и рекомендательными (информация затрагивает определенную категорию потребителей выбранной сферы деятельности).
Категории и типы рефератов
Все рефераты для научных документов разделяются на две категории.
- полнота содержания (информативные, индикативные)
- количество реферируемых источников (монографические и обзорные)
Информативные
Цель таких документов – обобщить и подытожить основную информацию изученного материала, включая сведения о методах исследования и сфере их практического применения.
Индикативные (указательные)
Эти рефераты отображают данные об основных положениях, напрямую связанных с темой реферируемого документа (научной статьи, монографии и т.д.). Запрещается анализировать второстепенные данные, не относящиеся к исследованию.
Монографические
Данные документы составляются по сведениям, взятым с одного информационного источника.
Обзорные
Материалы для таких рефератов берутся сразу с нескольких документов, затем анализируются и систематизируются для составления окончательного текста.
Требования к оформлению и содержанию рефератов
Согласно ГОСТ, объем реферата зависит от трех основных факторов – содержание исследуемого документа, количество необходимых сведений, научная ценность представленных данных.
Рекомендуемое количество печатных знаков для реферата:
- заметки и небольшие сообщения – 500
- научные статьи и запатентованные изобретения – 1000
- документы большого объема – 2500
Примечание. Для реферирования научных статей по общественным наукам, разрешается придерживаться объема в 5-6 тысяч знаков. Для информативных и труднодоступных источников, этот показатель может увеличиваться до 12 тысяч знаков.
Содержание правильно-составленного реферата – это:
- соответствие содержанию реферируемых материалов
- лаконичное изложение без субъективизма и искажения основной информации
- строгое следование выбранной структуре — вводная часть (введение), основная часть и заключение (выводы по проделанной работе)
- ограниченный объем – не более 200-300 слов для монографического реферата, для обзора – 500-600.
Как составить план реферирования
Существует 2 подхода к составления плана реферирования текста:
- Текст плана зависит от темы исследования. Автор составляет цели, задачи с учетом изучаемого направления. В свою очередь, цели/задачи являются вектором для создания названий разделов, подзаголовков, пунктов и др. составных структурных единиц будущего реферата по изучаемой работе.
- Перед составлением плана, автор собирает/анализирует материал по теме исследования. Такая систематизация данных упрощает поиск требуемой темы реферата, вырабатывает будущую логику изложения информации по стандартной структуре (введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложения).
Что входит в основную часть документа:
- авторский текст
- иллюстративные материалы (диаграммы, формулы, рисунки, таблицы, графики)
Примечание. Текст основной части составляется без рубрик, разделов, абзацев и других структурных членений. Главная задача референта – составить связный и логически-последовательный текст, сжато характеризующий всю информацию изученного материала.
Реферирование пример
Была ли полезна статья?
Спасибо, ваш ответ принят
Выполнение научного исследования и оформление полученных результатов в виде научной статьи – это лишь основная работа автора. Но в отдельных случаях исследователям приходится проводить дополнительные процедуры в отношении заявленных к публикации или защите на научной конференции работ. Одним из таких шагов выступает реферирование научной статьи.
Что это такое?
Реферирование научной статьи – это специфическая, дополнительная процедура, в ходе которой рождается сопутствующий или вспомогательный (дополнительный документ), призванный предоставить общие представления по теме научной статьи и непосредственно о ее наполнении.
Внешне реферат на научную статью представляет собой небольшой письменный проект, который подчеркивает существенные моменты и без того миниатюрного исследования (как мы помним, максимальный объем научной статьи едва ли достигает 10-12 страниц печатного текста).
Реферирование научной статьи процедура специфическая, но немаловажная. С помощью нового документа автор подчеркивает ключевые моменты исследования, выделяя лишь самые важные моменты: тема, тезисы, авторская позиция и результаты.
Подготовка реферата на научную статью чаще всего требуется аспирантам. Бакалавры, магистранты и студенты специалитета реже нуждаются в дополнительной процедуре (только по требованию научного издания или организатора научной конференции).
Необходимость и целесообразность формирования рассматриваемого документа проявляется в реализации следующих функций. Во-первых, автор реферата на научную статью с его помощью учится грамотно выделять существенные моменты и подчеркивать результаты научной мысли, собственные достижения. То есть в этом случае проявляется учебная функция по работе с текстом, первоисточником, его грамотной и краткой переработке и пр.
Во-вторых, подготовка реферата на научную статью фактически является проверочным действием и вершит «работу над ошибками». Написание документа требует от автора переосмысления и переоценки подготовленного к публикации или научной конференции материала. Поэтому при реферировании исследователь может заметить и оперативно исправить допущенные огрехи: логические, грамматические, синтаксические и пр.
В-третьих, написание реферата на научную статью является своего рода репетицией перед выполнением более сложных проектов. В частности, автор будет понимать принципы реферирования и особенности данной процедуры, что облегчит в дальнейшим формирование автореферата к диссертации и пр.
В-четвертых, реферирование научной статьи позволяет исследователю тщательнее подготовиться к аттестации или выступлению, защите. В данном случае реферат будет аналогом защитной речи или тезисным рассказом по заявленной теме.
Таким образом, реферирование научной статьи представляет собой вспомогательную процедуру, позволяющую тщательнее разобраться в основной работе (непосредственно научной статье), умело ее переработать в более сжатом, но аргументированном виде раскрыть тему и проблему, авторскую позицию и сделать соответствующие выводы.
Классификация рефератов на научную статью
Реферирование научной статьи – с одной стороны процесс универсальный, а с другой – многогранный. На практике выделяют 4 основных вида рефератов на научную статью, каждый из которых нацелен на выделение конкретных аспектов или описание исследования на основе определенных приемов, методов и пр.
Первый вид реферирования научных статей – информативный. В данном случае автору предстоит предоставить общие сведения о проделанном научном исследовании с выделением существенных моментов, изложенных в материале: тема и проблема, предлагаемые или потенциальные методы воздействия или решения, авторская позиция, перспективы развития темы и пр. То есть информативный реферат должен кратко и емко описать суть исследования: что изучил и что предложил автор. Фактически данный вариант – это банальный пересказ научной статьи на более простом и доступном для аудитории языке, конкретизирующий основные моменты научной мыли, статьи.
Признак |
Информативный реферат | Индикативный реферат | Монографический реферат |
Обзорный реферат |
Первоисточник | Только научная статья, оригинал | Научная статья и при необходимости отдельные сведения по теме научной статьи | Только научная статья, научный труд автора | Научная статья и иные проекты, исследования по теме с целью определения качества, сравнения исследований и пр. |
Методология выполнения | Описание исследования и результатов | Описание, пересказ с частичным дополнением фактов из аналогичных проектов для придания весомости и обоснованности | Пересказ, описание, констатация фактов и выводов | Анализ, сравнение, сопоставление |
Схема выполнения | Вычитка-пересказ-вывод | Вычитка-пересказ-дополнение-вывод | Вычитка-описание-выводы | Вычитка-анализ-описание-сравнение-выводы |
Второй вид реферата на научную статью – индикативный. В этом случае автору предстоит тщательно проанализировать все заявленные факты, правила и тенденции по обозреваемой теме, выделить ключевые слова, правила, решения. Специфика подготовки индикативного реферата к научной статье заключается в том, что в нем автор указывает на конкретные тенденции, действия, проделанную работу и констатирует полученные результаты. Отклонения от основной части научной статьи и заявленным первоисточников при подготовке данного проекта недопустимо.
Третья разновидность реферирования научных статей – монографический. В данном случае переосмыслению и пересказу подвергается один конкретный первоисточник или научный труд автора – монография или конкретная научная статья. В данном случае отмечается лишь авторская позиция, идея и полученный результат. Мнение иных экспертов, сторонние первоисточники не упоминаются. Данный вид реферирования считается одним из самостоятельных, акцентирующих внимание сугубо на работе и достижениях автора научной статьи.
Четвертый вид реферирования – обзорный. В этом случае составитель имеет право опираться не только на лично подготовленную научную статью, но и подключать дополнительные первоисточники. Текущая разновидность реферата на научную статью позволяет дополнить материал важными фактами и наиболее полно раскрыть суть, подобрать дополнительные доказательства авторской правоты и корректности, тщательнее обосновать выдвинутое решение, выделить научное исследование и подчеркнуть его достоинства, преимущества, отличия от аналогичных проектов. Фактически обзорный реферат позволяет провести «обзор», анализ или сравнение научной статьи автора с аналогичными исследованиями и показать особенности, специфику предложений и достижений и пр.
Таким образом, в зависимости от вида реферирования научной статьи информационная и методологическая база исследования будет разниться. Автор должен подбирать наиболее подходящие виду реферата приемы, чтобы показать суть проделанной работы и обосновать полученные результаты, собственное мнение.
Структура и содержание реферата на научную статью
Реферирование научной статьи – это не просто пересказ текста. В данном случае формируется новый и официальный документ, который должен обладать определенной структурой и иметь соответствующее наполнение.
Реферат на научную статью формируется с учетом классических требований по структуре. В данном случае важно распределить основную информацию на три части.
Первая – введение. В данном случае остаточно выделить тему и проблему исследования, обозначить цели и задачи исследования. Притом не торопитесь просто копировать соответствующие элементы научного аппарата из научной статьи. Помните, что реферирование – это преобразование, пересказ. Поэтому постарайтесь просто и доступно, емко обозначить соответствующие моменты.
Вторая часть реферата на научную статью – основная. В этом разделе укладывается суть научного исследования с акцентом на авторскую позицию, идею, тезисы. Обратите внимание, что основная часть новоиспеченного исследования преподносится без распределения текста на главы и подпункты. В данном случае возможна градация текста на несколько абзацев, каждый из которых буде нести определенный смысл, «сюжет» или подтекст, отмечать конкретные моменты и детали.
В основной части реферирования научной статьи исследователю предстоит выделить проблему, идею, показать конкретные действия и предоставить факты, результаты с кратким анализом и подведением к общему выводу. Все это преподносится в сжатой, но строго аргументированной форме, в минимальном объеме.
Третья часть реферата на научную статью – заключение. В этом абзаце целесообразно подвести логическое завершение исследования и обозначить полученные результаты, собственное отношение к нему или авторскую позицию.
Как мы видим, структура реферата – традиционная, но сам процесс реферирования научной статьи обладает рядом специфических черт. В отличие от обычного реферата, реферирование статьи призвано выделить ключевые моменты конкретного исследования. Объем данного документа будет небольшим. В среднем реферат на научную статью едва ли достигает 500-700 слов, то есть файл будет чуть больше обычной аннотации, но при этом в разы меньше обычного доклада.
Содержание реферата будет фактически дублировать содержание научной статьи, но в более сжатом виде, новой визуализации. То есть основным методом при реферировании заранее подготовленного текста станет метод свертывания информации с выжимкой существенных моментов: тема, проблема, идея и авторская позиция, тезисы и ключевые слова, результаты, выводы. В данном случае подробности, описание мероприятий и последовательности действий, рассуждения будут опущены.
Для подготовки реферата на научную статью исследователю предстоит в очередной раз преобразовать подготовленный материал, выделить из него важнейшие тенденции, аргументы и моменты, а также учесть вид и специфику документа, используя наиболее подходящие приемы для его подготовки.
Правила реферирования научной статьи
Процесс реферирования научной статьи фактически представляет собой повторную переработку только что подготовленного текста, реализованного исследования, то есть его «возрождение» в новом виде. При этом формирование сжатого описания хода и результатов научной мысли автора будет придерживаться традиционных принципов.
Правило №1. Краткость и емкость. Реализация этого канона напрямую сказывается на объем реферата на научную статью. Исследователю предстоит выжать из первоисточника или оригинала максимум полезной и ценной информации с акцентом на ключевые моменты изыскания, выделить авторскую позицию, предложение, факты и обозначить полученные результаты.
В реферате важно описать проделанную работу и констатировать полученные результаты, а затем связать их с идеей, перспективами дальнейшего развития темы и пр.
Правило №2. Логичность повествования. Несмотря на то, что детали, подробности и описания каждого шага (обоснование, разъяснение последовательности действий) будет опущено, изложение научной мысли должно быть связным, обоснованным.
Для реализации этого правила достаточно отмечать ход мыслей и действий и акцентировать внимание на полученных результатах. То есть не нужно расписывать почему, как и что делал автор. Важно констатировать суть: в ходе мероприятий получено…, по результатам анализа диагностировано… и пр. То есть приводится лишь общая мысль (действие) и сразу переходим к результатам.
Правило №3. Объективность. Применение данного канона предполагает, что все описываемые явления будут достоверными и подтверждаться не просто высказываниями ученых, мнением автора, но и конкретными фактами. Несмотря на то, что реферат на научную статью призван пересказать ход научного исследования, в нем нет места банальным рассказам и байкам, философствованию. Все заявленные мысли, тенденции, результаты должны быть подкреплены доказательной базой, подчеркнуты и оправданы.
Описанные автором моменты должны подчеркивать реалистичность и актуальность заявлений, предложений и ситуации в целом.
Правило №4. Соответствие оригиналу. Реферат на научную статью должен сохранять последовательность (хронологию действий и результатов) повествования. В нем нет места дополнениям, которые ранее не упоминались в первоисточнике (исключением станет лишь обзорный реферат, где возможно сопоставление подготовленной научной статьи с аналогичными исследованиями).
Правило №5. Простота изложения. Реферирование – это пересказ. Но несмотря на такую трактовку, описание исследования и констатация фактов производится по-прежнему в научном стиле, но в более доступном для читателя виде. Реализация данного принципа предполагает отказ от узкоспециализированных и сложных для восприятия терминов в пользу более простой трактовки. Для реализации текущего канона потребуется навык по тщательной переработке информации с акцентом на перефразирование. При этом важно предварительно разобраться в теме исследования, понять и выделить основные моменты в составе научной статьи, а затем грамотно их преподнести.
Правило №6. Фактчекинг. Несмотря на то, что в ходе подготовки научной статьи автор тщательно перепроверяет все задействованные первоисточники, факты, при подготовке реферата к данному тексту не стоит пренебрегать принципами фактчекинга и в очередной раз убедиться в состоятельности всех утверждений, выводов. Как гласит народная мудрость: доверяй, но проверяй. Только качественная перепроверка всех описанных моментов позволит в ходе реферирования по достоинству оценит проект, научную мысль и обозначит существенные стороны обозреваемого вопроса: качество исследования, достоверность и надежность фактов, состоятельность идеи и авторской позиции, эффективность результатов и перспективы их использования.
Таким образом, реализация всех выше обозначенных правил реферирования научной статьи предполагает не просто формирование банального пересказа заранее подготовленного и уже оформленного исследования, а тщательную переработку всех заявлений и фактов с целью констатации качества исследований, эффективности и достоверности полученных результатов, состоятельность высказываний автора и его позиции. Реферат на научную статью должен подчеркнуть существенные стороны по теме, а также показать достоинства и/или недостатки научной мысли, обоснованность мероприятий и итогов.
Этапы реферирования научной статьи
Итак, научная статья уже подготовлена, оформлена и готова к научной конференции или публикации. Но для более тщательного обоснования собственной позиции, проверки фактов и отражения существенных моментов целевой аудитории требуется подготовить реферат.
Процесс реферирования научной статьи выглядит следующим образом.
Первый шаг – выделение темы, проблемы и изучение научной статьи. В данном случае необходимо ознакомиться с материалами научного исследования, а затем сопоставить формулировку наименования и содержание текста на предмет корректности, качества, тематической уравновешенности и совпадения заголовка с наполнением.
Первичная вычитка научной статьи должна помочь автору реферата выделить проблему, авторскую позицию и идею, конечные результаты и выводы.
Второй шаг – определение последовательности повествования с акцентом на ключевые моменты. В рамках этого шага автору предстоит проанализировать структуру и хронологию действий в научной статье, а затем выделить наиболее важные мероприятия и результаты для отражения в реферате.
Обратите внимание, что реферат на научную статью и непосредственно научная статья будут совпадать логически. От есть в них будет отражаться одно и то же научное мероприятие, результат, проблематика, авторская позиция. В реферате нет места непосредственной оценке качества проекта, но важно отметить именно логику и ход научной мысли, обоснованность авторской позиции, результативность.
Третий шаг – выбор вида реферата на научную статью и определение наиболее подходящих методов для освещения сути научного исследования. В данном случае важно учесть формат реферирования и его специфику, необходимость и возможность привлечения дополнительных источников информации (для сравнения исследований, результатов, оценки степени достоверности и обоснованности результатов и пр.).
Конечно, основной источник информации при подготовке реферата станет непосредственно научная статья. В случае формирования информативного документа важно описать ход и результаты исследования из научной статьи. Если исследователь намерен подготовить обзорный реферат на научную статью, то в данном случае уместно сопоставление авторской позиции и выводов с аналогичными проектами, результатами иных исследователей с целью констатации качества, противоречий, совпадений и отличий, плюсов и минусов и пр.
Четвертый шаг реферирования научной статьи – пересказ сути исследования с учетом разновидности реферата и подобранных фактов, ракурса исследования. Самое сложное при реализации данного этапа – качественно и понятно описать основные положения и результаты научного исследования без каких-либо искажений, отклонений от первоисточника и пр. Притом важно уложится в рамки академического письма и минимальный объем (в среднем до 500-700 слов).
Пятый шаг – оформление реферата на научную статью. В этом деле важно полагаться на конкретные требования, выдвигаемые организаторами научной конференции, требованиями издательства или научного руководителя. Если как таковых нормативов по написанию реферата на научную статью нет, от достаточно придерживаться классических правил и требований к рефератам по ГОСТ. О них мы писали в нашем блоге ранее.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по реферированию научной статьи
Приступать к написанию реферата на научную статью следует только после проведения основного исследования и окончательного формирования, оформления научной статьи, ее проверки на оригинальность.
Научный аппарат реферата и научной статьи должны быть идентичными. Единственное и существенное различие в содержании указанных материалов будет следующее: в реферате выделяются лишь наиболее яркие и значимые (с учетом формата и вида документа) моменты и элементы научного аппарата, а в научной статье обязательно присутствие всех стандартных компонентов научного аппарата и их раскрытие.
Реферирование научной статьи предполагает научный пересказ идеи и основной доказательной базы, результатов без детального обзора и анализа мероприятий, всех этапов. При формировании реферата достаточно выделить основные действия и факты, а второстепенные или связующие этапы опустить, но при этом важно сохранить связность мыслей. Поэтому ключевые аспекты це5лесообразно раскрыть емко, но полно, а дополнительные моменты просто упомянуть для подчеркивания логики изыскания.
В ходе реферирования избегайте применение сложных предложений и конструкций, специфических аббревиатур и терминов. Чем проще текст, тем лучше и яснее изложение сути научной мысли автора. Но не стоит забывать и простейших принципах научного стиля.
Обязательно проводите вычитку реферата на научную статью и сопоставляйте текст с оригиналом, чтобы убедиться в тематическом и логическом, содержательном соответствии документов.
Реферирование статьи используют для объективного анализа, оценки и обобщения информации в тексте. Такой метод работы является подвидом аналитико-синтетической переработки документа (АПСД).
Реферирование – это сокращенное изложение сути основного текста научной работы (статьи, монографии и т.д.) и извлечение из него требуемой информации или основного содержания.
Что входит в АСПД
АСПД состоит из трех основных составляющих – аннотирование, аннотация (составление обзоров на документы) и реферирования.
Аннотирование
Основная задача аннотирования – представить емкую характеристику текста с учетом содержания, формы и назначения. Может применяться для всех видов документов.
Примечание. Суть аннотирования производственной литературы – указание формы подачи исходного материала с акцентом на использованную терминологию в документе. В некоторых случаях, допускается краткая информация – перечисление авторов, заголовков статей и тематики.
Аннотация
Цель аннотаций – предоставить читателю общее представление о рассмотренном документе (статье, книге, монографии и т.д.). Могут быть справочными (с точной идентификацией источника и его структуры) и рекомендательными (информация затрагивает определенную категорию потребителей выбранной сферы деятельности).
Основные сведения о реферировании
Главная задача реферирования – краткая характеристика документа, отображающая фактические выводы и сведения об изученном материале. Автор определяет целесообразность чтения статьи/книги и выявляет ключевые моменты, интересные для будущей аудитории.
Обратите внимание! Реферирование актуально для технической и научной литературы, в которой освещаются нововведения в определенной отрасли исследования.
Категории и типы рефератов
Все рефераты для научных документов разделяются на две категории.
- полнота содержания (информативные, индикативные)
- количество реферируемых источников (монографические и обзорные)
Информативные
Цель таких документов – обобщить и подытожить основную информацию изученного материала, включая сведения о методах исследования и сфере их практического применения.
Индикативные (указательные)
Эти рефераты отображают данные об основных положениях, напрямую связанных с темой реферируемого документа (научной статьи, монографии и т.д.). Запрещается анализировать второстепенные данные, не относящиеся к исследованию.
Монографические
Данные документы составляются по сведениям, взятым с одного информационного источника.
Обзорные
Материалы для таких рефератов берутся сразу с нескольких документов, затем анализируются и систематизируются для составления окончательного текста.
Требования к оформлению и содержанию
- Согласно ГОСТ, объем реферата зависит от трех основных факторов – содержание исследуемого документа, количество необходимых сведений, научная ценность представленных данных.
- Рекомендуемое количество печатных знаков для реферата:
- заметки и небольшие сообщения – 500
- научные статьи и запатентованные изобретения – 1000
- документы большого объема – 2500
Примечание. Для реферирования научных статей по общественным наукам, разрешается придерживаться объема в 5-6 тысяч знаков. Для информативных и труднодоступных источников, этот показатель может увеличиваться до 12 тысяч знаков.
правильно-составленного реферата – это:
- соответствие содержанию реферируемых материалов
- лаконичное изложение без субъективизма и искажения основной информации
- строгое следование выбранной структуре – вводная часть (введение), основная часть и заключение (выводы по проделанной работе)
- ограниченный объем – не более 200-300 слов для монографического реферата, для обзора – 500-600.
Особенности составления плана реферирования
- Существует два типа изложения информации в реферате – полное заимствование структуры основного документа или изложение основополагающих сведений вне зависимости от структуры исходного материала.
- Как в любом научном документе, текст реферата разделяется на три структурные составляющие: вводная (заголовочная часть), основная (реферативная), заключение (выводы, справочные материалы).
- Что входит в основную часть документа:
- авторский текст
- иллюстративные материалы (диаграммы, формулы, рисунки, таблицы, графики)
Примечание. Текст основной части составляется без рубрик, разделов, абзацев и других структурных членений. Главная задача референта – составить связный и логически-последовательный текст, сжато характеризующий всю информацию изученного материала.
Компания «Диссертация» – это высококачественное написание курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, научных статей, монографий и диссертаций. С каждым клиентом заключается официальный договор, в котором подробно прописываются все условия будущего сотрудничества. Каждая работа проходит многоуровневую проверку на соответствие требованиям ВАК и ГОСТа. Будем рады помочь вам!
Источник: https://Dissertatsija.com/poleznoe/glossariy/chto-takoe-referirovanie/
Реферат научной статьи и практика реферирования научных документов
Многие студенты задаются вопросами: что такое реферат научной статьи или, к примеру, реферат диссертации, и зачем они вообще нужны, эти рефераты – особенно тогда, когда можно обратиться непосредственно к источнику. Отвечаем: нужны. Почему – читайте далее.
Ежегодно на свет рождается бесчисленное множество различных научных трудов – как не представляющих никакого интереса, так и содержащих в себе какое-либо открытие, представляющих значительную теоретическую, практическую значимость и, попросту говоря, «научную новизну».
Измерить количество ежегодного прибавления нелегко, ещё сложнее – представить, сколько научных документов (под этим понятием мы понимаем и статьи, и различные диссертации, и монографии) было произведено за всю историю человеческого знания и науки.
Можем сказать, что только в легальной научной библиотеке «Киберленинка» на данный момент в открытом доступе хранится более двух миллионов научных работ, и это – только наши, отечественные труды, и, заметим, только добровольно отданные научными журналами или лично авторами.
В Sci-hub, владелица которого «должна» по постановлению американского суда одним издателям 15 миллионов долларов, нелегально хранится… свыше 65 млн научных документов на различных языках.
Совершенно понятно: ориентироваться в таком многообразии у «нормального» человека не выйдет. Это просто невозможно! Во-первых, фантастический объём, во-вторых – сотни дисциплин и не меньше языков. А ведь многие люди хотят быть в курсе происходящего в мире науки.
Но, к счастью для них, существуют специальные реферативные журналы, и, в частности, широко известный реферативный журнал ВИНИТИ (Всероссийский институт научной и технической информации). По имеющимся данным, за время своего существования с начала 1950-х годов он смог осветить более миллиона научных трудов по десяткам специальностей и ещё большему количеству языков.
Реферативный журнал ВИНИТИ является своеобразным олицетворением концепции реферирования: благодаря нему русскоязычные учёные получают возможность быть в курсе передовых исследований в самых различных областях ещё со времён СССР.
Журнал имеет 200 тематических выпусков, а его коллекция объединена в 24 тома, каждый из которых посвящён отдельной области знаний, в числе которых биологические нанотехнологии.
На официальном сайте ВИНИТИ указывается, что их рефераты имеют чёткую структуру. Весьма интересно ознакомиться с этим порядком:
Под «порядковым номером реферата» подразумевается номер в рамках конкретного выпуска.
К сожалению, в открытом доступе журнал не публикуется: независимо от формы издания – бумажной или электронной – его придётся приобрести. Но и это ещё не всё – приобретение журнала во многом затрудняется отсутствием возможности обратиться к издателям «напрямую».
На том же официальном сайте сообщается, что можно приобрести тематические выпуски даже прошлых лет, и, вполне возможно, даже крайне далёких годов издания, но – только через «официальных представителей», да ещё и на какой-то «договорной основе».
Словом, всё это крайне неудобно, и, конечно же, этот реферативный журнал в основном выписывают педагоги – для студентов его приобретение затрудняется кучей проблемных и допотопных формальностей в отсталой и неудобной системе распространения.
Реферат научной статьи – пример (образец)
В статье М. И. Алексеевой «Блоги как средство развития социокультурных компетенций в рамках изучения иностранного языка» исследуется проблема формирования социокультурных компетенций у изучающих иностранный язык с помощью чтения и написания блогов.
В начале статьи автор отмечает, что в последнее десятилетие блоги стали важным социальным институтом, используемым при изучении иностранного языка. При этом М. И. Алексеевой указывается, что в научной литературе всё ещё отсутствуют исследования данного феномена.
Как отмечает автор далее, с каждым годом изучающих иностранный язык подобным образом становится всё больше. В связи с этим М. И. Алексеева предлагает собственную модель компонентного состава социокультурных компетенций.
Также в статье излагается ход разработки методики формирования таких компетенций средствами блогосферы, описание проведённого эксперимента и полученные результаты. На этой основе М. И. Алексеева делает вывод о высоком потенциале блогов как средства развития социокультурных компетенций в рамках изучения иностранного языка.
Таким образом, статья М. И. Алексеевой вносит важный вклад в изучение особенностей освоения иностранного языка с помощью блогов и проблемы формирования подобным образом соответствующих социокультурных компетенций.
Источник: https://journal.duplom.ru/nauchnaya-statya/referat-nauchnoy-stati-i-praktika-referirovaniya-nauchnyh-dokumentov/
Реферат на тему: «научная статья как результат деятельности исследователя»
Научная публикация – основной результат деятельности исследователя. Главная цель научной публикации – сделать работу автора достоянием других исследователей и обозначить его приоритет в избранной области исследований.
Монография – это научный труд, в котором с наибольшей полнотой исследуется определённая тема.
Тезисы докладов – это краткие публикации, как правило, содержащие 1-2 страницы, вследствие чего они не позволяют в должной мере ни отразить результаты, ни обсудить их и не представляют большого интереса для научного мира. Во многих случаях, например, при написании заявки на поддержку исследований тезисы докладов вообще не учитываются как публикации.
Наибольший интерес представляют научные статьи. Всякая научная статья должна содержать краткий, но достаточный для понимания отчет о проведенном исследовании и объективное обсуждение его значения.
В отчёте должно быть отражено определённое количество данных и ссылок на опубликованные источники информации, чтобы коллегам можно было оценить и самим проверить работу.
Написать хорошую статью – значит, достичь этих целей.
Чтобы написать достойную статью, необходимо соблюдать стандарты построения общего плана научной публикации и требования научного стиля речи. Это обеспечивает однозначное восприятие и оценку данных читателями. Основные черты научного стиля: логичность, однозначность, объективность.
- Статья, как правило, включает в себя: аннотацию; введение; методы исследования; основные результаты и их обсуждение; заключение (выводы); список цитированных источников.
- Аннотация выполняет функцию расширенного названия статьи и повествует о содержании работы. Аннотация показывает, что, по мнению автора, наиболее
- ценно и применимо в выполненной им работе.
Во введении должна быть обоснована актуальность рассматриваемого вопроса (что вы рассматриваете и зачем?) и новизна работы, если позволяет объем статьи, можно конкретизировать цель и задачи исследования, а также следует привести известные способы решения вопроса и их недостатки.
В статье следует сжато и четко изложить современное состояние вопроса, цель работы, методику и методы исследования, результаты и обсуждение полученных данных. Это могут быть результаты собственных экспериментальных исследований, обобщения практического опыта, а также аналитический обзор информации в рассматриваемой области.
Название (заглавие) – очень важный элемент статьи. По названию судят обо
всей работе. Поэтому заглавие статьи должно полностью отражать ее содержание.
Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса). Это возможность применить ее результаты для решения достаточно значимых научно-практических задач.
Новизна – это то, что отличает результат данной работы от результатов других авторов.
Цели и задачи исследования. Важно, чтобы при выборе темы автор четко осознавал те цели и задачи, которые поставил перед своей работой. Работа должна содержать определенную идею, ключевую мысль, которой и посвящается само исследование.
Чтобы успешно и с минимальными затратами времени справиться с формулировкой цели, нужно ответить на вопрос: «Что ты хочешь создать в итоге организуемого исследования?» Этим итогом могут быть: новая методика, классификация, новая программа или учебный план, структура, новый вариант известной технологии, методическая разработка и т.д.
Формулировка цели любой работы, как правило, начинается с глаголов: выяснить…, выявить…, сформировать…, обосновать…, проверить…, определить…, создать…, построить… и т.д. Задачи – это, как правило, конкретизированные или более частные цели. Цель, подобно вееру, развертывается в комплексе взаимосвязанных задач.
Важнейшим элементом работы над статьей является представление результатов работы в наглядной форме: в виде таблиц, графиков, диаграмм.
Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний.
Список литературы – это перечень диссертаций, книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и др.).
- Рекомендуем обратить внимание на оформление ссылок в статье и цитат. Так,
- ссылки в статье на литературные источники можно оформить тремя способами:
- 1) представить в круглых скобках внутри самого текста (это может быть газетный
- или журнальный материал); 2) опустить в нижнюю часть страницы с полными выходными данным; 3) указать в квадратных скобках номер источника и страницу из
- алфавитного списка литературы.
Источник: https://infourok.ru/referat-na-temu-nauchnaya-statya-kak-rezultat-deyatelnosti-issledovatelya-3889905.html
Реферирование научных текстов по специальности
Реферирование, аннотирование и рецензирование научных текстов часто встречаются в ходе занятия наукой.
К ним приходится обращаться при знакомстве с отзывами и рецензиями на свои работы, а также при составлении авторефератов, аннотаций собственных работ (например, тезисов докладов, статей, диссертаций) и рецензий на работы коллег.
Следовательно, чтобы эти тексты были полноценными и соответствовали ключевым требованиям, необходимо чётко определить, что представляет собой каждый из них.
Реферат, аннотация и рецензия являются вторичными текстами, написанными на основе текста-оригинала. Эти три разновидности жанра научной речи осуществляют разные варианты компрессии научного текста. Компрессия, т. е.
сжатие – основной вид переработки научного текста.
Работа над компрессией текста способствует более основательному его пониманию, поскольку в ходе неё необходимо не только прочитать текст внимательно, но также выявить логику его развития, основные положения, смысловую структуру и второстепенные детали.
Вторичные тексты могут создаваться в результате сжатия и развёртывания оригинального текста. В процессе сжатия появляются аннотация, тезисы, реферат, и конспект, в процессе развёртывания – комментарии.
Для того, чтобы создать любую разновидность вторичного текста, необходимо охватить весь оригинальный текст целиком, но это невозможно сделать без понимания прочитанного.
Таким образом, прежде чем начать писать аннотацию, тезисы, реферат или конспект, необходимо понять исходный текст, в том числе определить область знаний, к которой относится текст. После того, как текст прочитан и понят, наступает очередь воспроизведения полученной информации.
Специфика воспроизведения текста зависит от вида компрессии и может принимать формы аннотации, тезисов, реферата, рецензия. Эти формы различаются не только степенью сжатия или развернутости содержания первоисточника, но и использованием стандартных клише при оформлении вторичного текста.
Реферирование – процесс работы с текстом-оригиналом, включающий осмысление текста, преобразование информации и создание вторичного текста.
Реферат – это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, статьи, результатов исследования какой-либо проблемы, итогов научной работы.
Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные.
Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике.
Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.
1. Репродуктивные рефераты бывают двух видов – реферат-конспект и реферат-резюме.
● Реферат-конспект содержит в обобщённом виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.
● Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.
2. Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом.
● Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, даёт сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.
● Реферат-доклад имеет развёрнутый характер, наряду с анализом информации, приведённой в первоисточнике, даёт объективную оценку состояния проблемы.
Составление реферата – это не простое сокращение текста за счёт исключения отдельных абзацев источника. Цель реферирования – создать вторичный текст на основе текста-оригинала. При составлении реферата следует избегать обильного цитирования, поскольку реферат не равен конспекту.
Составлению реферата предшествует внимательное чтение текста и выделение в нём основной информации. Способствует этому выделение ключевых слов в каждом абзаце текста.
Ключевыми словами являются научные термины или словосочетания, которые в логической последовательности уже сами по себе схематично передают основное содержание текста.
В зависимости от объёма реферата текст обычно сокращается за счёт комментирующей части абзаца.
Выделив ключевые слова и главные абзацные фразы, можно приступать к составлению реферата. Для этого используются специальные стандартные выражения (клише). Выбор клише зависит от содержания текста-источника. Текст может представлять собой: анализ, изложение теории, классификацию, обзор, оценку, характеристику и др. В зависимости от этого формулируется первая фраза реферата. Например:
Продолжение клише, т.е. формулирование сути статьи и её основных проблем, делается на основе ключевых слов и главных абзацных фраз источника. При этом полезно использовать так называемые слова обобщённо-абстрактного значения: обзор, подходы, методика и др., которые нередко отсутствуют в источнике, т. е. автор статьи не использовал их при написании своей работы.
Как и любой научный текст, реферат имеет определённую композицию:
1. Вступление. Задачи вступления: дать исходные данные текста (название оригинального текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, учёная степень, учёное звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.
2. Перечисление основных вопросов и проблем, о которых говорится в первоисточнике.
3. Анализ самых важных вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить своё мнение по поводу суждений автора первоисточника.
4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.
Детализированный план реферата:
1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).
2. Тема статьи, книги. Указывается общая тема первоисточника. При этом можно использовать следующие выражения: Статья (книга, монография…) посвящена… (теме, вопросу, проблеме).
3. Композиция. Указывается, из скольких и каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения: Книга (статья) состоит из (включает в себя, содержит)… (трех разделов и т.п.).
4. Основное содержание. Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Могут быть использованы следующие выражения:
- Во введении указывается (отмечается), что…
- В первой главе освещается…
- Автор отмечает (указывает, делает вывод), что…
- Вторая глава посвящена (содержит)…
- По мнению автора…
- В третьей главе…
- В заключении указывается (отмечается), что…
5. Наличие иллюстративного материала. Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются, например, такие выражения: Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы… и т.п.
6. Адресат. Отмечается, для кого предназначен текст. Используются следующие выражения:
● Статья предназначена для специалистов в области…
● Представляет интерес для… (широкого круга читателей) и т.п.
- Таким образом, реферат имеет следующие признаки:
- ● содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;
- ● содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;
- ● имеет постоянные структуры: заголовочную часть с библиографическим описанием, собственно реферативную часть, в которой обобщаются сведения об авторах, называется основная тема и проблематика источников, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делаются выводы.
Источник: https://megalektsii.ru/s61794t3.html
Модель реферата научной статьи
1. комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т. п.);
2. обобщенную аргументированную оценку;
- выводы о значимости работы.
Отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издательстве или на соискание ученой степени.
Типовой план для написания рецензии и отзывов.
1. Предмет анализа. (В работе автора… В рецензируемой работе… В предмете анализа…).
2. Актуальность темы. (Работа посвящена актуальной теме…, Актуальность темы обусловлена…, Актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна…).
3. Формулировка основного тезиса. (Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых…) результатов, является…, В статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос о…).
Аннотация
Аннотация — это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи. Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Эти данные можно включить и в первую часть аннотации. Аннотация обычно состоит из двух частей.
В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения. Субъект действия в аннотации обычно не называется, потому что он ясен, известен из контекста; активнее употребляются пассивные конструкции (глагольные и причастные).
Реферат
Реферат — это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).
Реферат состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); описание основного содержания; выводы референта. Требования к написанию реферата по специальности.
Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста. Реферативное изложение должно быть сжатым. Реферат не должен превращаться в «ползанье» по тексту.
Цель реферирования: создать «текст о тексте». Следует избегать связок типа: в 1 абзаце, во 2 абзаце и т.д. Реферат — это не конспект, разбавленный «скрепами» типа далее автор отмечает… Обильное цитирование превращает реферат в конспект. Реферат может содержать оценочные элементы (нельзя не согласиться, автор удачно иллюстрирует и др.).
Вводная часть реферата
В статье «…», помещенной в журнале «…» №… за … год, рассматриваются вопросы (проблемы,пути, методы) Автор статьи — известный ученый…
Статья называется (носит название…, под названием…, озаглавлена…, под заголовком.., опубликована в…)
Проблема статьи
В статье речь идет… (о чем?), (говорится (о чем?), рассматривается (что?), дается оценка (чему?, чего?), анализ (чего?), изложение (чего?).
Сущность проблемы сводится… (к чему?), заключается (в чем?), состоит (в чем?).
Композиция статьи
Статья делится на … части (-ей) (cостоит из … частей, начинается (с чего?), заканчивается (чем?)…).
Заключение, выводы автора
Автор приходит к выводу(заключению), что… (подводит нас к…, делает вывод, подводит итог) В конце статьи подводятся итоги (чего?) В заключение автор говорит, что, (утверждает, что)… В заключение говорится, что… (о чем?)
Сущность вышеизложенного сводится к (следующему)…
Выводы и оценки референта
В итоге можно (необходимо, хотелось бы) сказать (подчеркнуть, отметить)… Таким образом, в статье нашло отражение…(убедительно доказано…, получили исчерпывающее освещение…)… Оценивая работу в целом, можно утверждать… Безусловной заслугой автора является…
Заслуга автора состоит заключается (в чем ?)… Основная ценность работы состоит заключается (в чем ?)… Достоинством работы является… Недостатком работы является… К достоинствам (недостаткам) работы относятся… С теоретической (практической) точки зрения важно (существенно)…
Источник: https://infopedia.su/20x2cd.html