Как составить план для стихов

Как писать план анализа стихотворения по литературе

Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.

Как писать план анализа стихотворения по литературе

Как составить план стихотворения

План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:

  1. Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
  2. Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
  3. С какой интонацией построен стих.
  4. Определить композицию стиха.
  5. Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
  6. Найти ритмику, ритмическое движение.
  7. Определить звуковой рисунок.

Порядок составления плана

В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.

5 класс

Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):

  1. Название, автор.
  2. Эмоциональное восприятие текста.
  3. Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
  4. Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
  5. Определение темы стихотворения, его основной мысли.
  6. Образ лирического героя.
  7. Отношение к прочитанному.

6 класс

В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор).
  4. Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Собственное отношение к прочитанному.

7 класс

Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
  4. Какие мысли и чувства возникают при чтении.
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
  9. Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
  10. Собственное отношение к прочитанному.

Старшие классы

В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):

  1. Название, автор.
  2. История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
  3. Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
  4. Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
  5. Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
  6. Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
  7. Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
  8. Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
  9. Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
  10. Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
  11. Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
  12. Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
  13. Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
  14. Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).

Пример плана и анализа по нему

Краткий план анализа стихотворения по литературе в 10 классе на примере стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»:

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
  10. Мое восприятие стихотворения.

Анализ стихотворения:

Проанализируем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Анчар». Поэт написал его в 1828 году, через 2 года после возвращения из ссылки. Историки указывают, что замысел для написания «Анчара» родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». В этом произведении автор приводит печальные размышления о природе власти в виде завуалированных аллегорий.

Что вдохновило автора выбрать такую сюжетную линию: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше (он рассказывал в них о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь). Сюжет вдохновил Пушкина, и он переработал его в соответствии со своим замыслом.

Это стихотворение нередко относят к лирическим, но частично оно является балладой, благодаря событийному сюжету.

Основная тема стихотворения — пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Эта тема на тот момент резонировала с автором, что сделало стихотворение эмоционально глубоким и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает природный закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, — зло во много раз большее, чем ядовитое дерево. Владыка знал, что погибнет раб, и жаждал использовать добытый яд, чтобы нести смерть дальше. Однако повинна не одна власть. Рабы виноваты не меньше: тирания процветает благодаря своим рабам. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

Стих делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую — четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, как символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок ядом.

Во второй части произведения поэт описывает владыку, который, не колеблясь, отправляет раба умирать ради добычи яда (он планирует дальнейшие завоевания). Раб подчиняется ему беспрекословно.

Мысли и чувства лирического героя меняются на протяжении повествования. Вначале повествование довольно спокойное, но уже присутствует зловещий холодок и грозные интонации.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

Автор использовал такие художественные средства, как:

  • инверсии — «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный»;
  • метафоры — «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек»;
  • эпитеты — «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения — «Анчар, как грозный часовой».

В стихотворении несложно проследить антитезу «царь — раб». Для ее создания А.С. Пушкин использовал эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка») и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Рифма — перекрестная. Благодаря стихотворному размеру, автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает мировосприятие, характерное для того периода жизни Пушкина. Оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удалось проникнуть в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Мое восприятие стихотворения «Анчар» аналогично мнению автора. Пока есть рабы, есть и процветание тирании. Когда человек достаточно смел, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен, чтобы бороться за свое до конца, зло не сможет властвовать над ним.

Скачать подробный план с примером, как анализировать стихотворение (А.С. Пушкин «Анчар»)

Наверх

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.

Adblock
detector

Нажмите, чтобы узнать подробности

План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм: Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства. Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения. С какой интонацией построен стих. Определить композицию стиха. Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах). Найти ритмику, ритмическое движение. Определить звуковой рисунок.

План анализа стихотворения

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

       А)  Тема стихотворения:
         – пейзаж;
         – общественно-политическая;
         – любовная/интимная;
         – философская.

Б) Идея

В) Настроение

        Г)  Сюжет:
         – есть сюжет: образы событий (…каких именно…);
         – без сюжета: образы чувств (…).

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения

1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.

3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:

А) Ритм стиха, стихотворный размер:

Ямб 2,4,6,8,10

Хорей 1,3,5,7,9

Дактиль 1,4,7,10

Амфибрахий 2,5,8,11

Анапест 3,6,9,12

Б) Рифма:
         аабб – парная;
         абаб – перекрёстная;
         абба – кольцевая.
         анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
         переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.

В) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.

И крутится в моём мозгу:

Мазурка, море, смерть, Марина

5) Композиция лирического произведения. 
Необходимо:
– определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
– выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
– определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
– определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
– выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный “рисунок”).
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

6. Поэтическая лексика. 
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
– выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
– определить своеобразие и активность использования тропов.

         Тропы – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
         – аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
         – гипербола – художественное преувеличение;
         – ирония – скрытая насмешка;
         – литота – художественное преуменьшение;
         – метафора – скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова “как”, “словно” – отсутствуют;
         – олицетворение – например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
         – параллелизм;
         – сравнение;
         – эпитет – художественное определение.

7. Стилистические фигуры: 
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
– антитеза/противопоставление;
– градация – например: светлый – бледный – едва заметный;
– инверсия – необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
– повторы/рефрен;
– риторический вопрос, обращение – повышают внимание читателя и не требуют ответа;
– умолчание – незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

8. Поэтическая фонетика: 
Использование звукоподражаний, звукозаписи – звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой “рисунок” речи.
– аллитерация – повторение одинаковых согласных;
– анафора – единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
– ассонанс – повторение гласных;
– эпифора – противоположна анафоре – повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

9. Образ лирического героя, авторское “Я”. 
– сам автор,
– рассказ от лица персонажа,
– автор играет какую-то роль.

10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

Помните, анализ стихотворения пишется как сочинение, никаких пунктов плана не ставим, это законченный текст  с обязательным цитированием! В кавычки берем слово, словосочетание, 1 строку, более одной строки, оформленные как стихотворение, идет без кавычек, например:

  1. Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека:

И скучно, и грустно, и некому руку подать

    В минуту душевной невзгоды…

  1. Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека: «И скучно, и грустно, и некому руку подать/ В минуту душевной невзгоды»

Для исследования лирического произведения очень важна вдумчивость. Ученикам 1-4 классов выполнить анализ стихотворений проблематично. Сложности возможны из-за отсутствия собственного жизненного опыта, неспособности целостного восприятия поэтического текста.

Анализ стихотворений в начальной школе
Анализ стихотворений в начальной школе

Принципы анализа стихотворений

Младшим школьникам достаточно использовать простые приемы интерпретации:

1. Автор, название. Указание главной информации – полного имени поэта, заглавия стихотворения. При наличии дополнительных сведений можно указать дату, место написания произведения.
2.     
Тема лирического текста. О чем, каком явлении/событии идет речь.
3.     
Мысли, чувства автора, идея.  Отношение поэта к теме лирического произведения.
4.     
Настроение. Эмоциональное состояние автора. При описании можно использовать слова «радость», «грусть», «восторг», «печаль», «восхищение», «беспокойство», «ненависть», «тревога» и т.д.
5.     
Композиция. Принцип построения стихотворения: разделение текста на части, формулировка темы каждого фрагмента.
6.     
Описание картины, возникшей в воображении. Образы, всплывающие в сознании после прочтения поэтического текста.
7.     
Художественные приемы. Средства выразительности с примерами из текста.
·     
  Сравнение – сопоставление одного предмета/явления с другим. Употребление сравнительных союзов «как», «будто», «словно», «точно», «что»: «холодный как лёд», «нахмурился словно туча»
·       
Эпитет – образное определение предмета, то есть прилагательное в переносном, а не буквальном значении: «золотые руки» (умелые руки, а не сделанные из золота), стальные нервы (крепкие нервы, а не сделанные из стали).
·       
Олицетворение – перенос свойств живых существ на неодушевленные предметы: «ветер воет», «солнце улыбается».
·       
Фразеологизм – устойчивые выражения в переносном значении: «крокодильи слезы», «медвежья услуга».
·       
Лексические повторы – намеренное повторение одного и того же слова/сочетания: «Зимы ждала, ждала природа…», «Простите, простите, простите меня…».
8.   
  Личные впечатления. Собственное отношение к стихотворению, выражение мыслей, переживаний, возникших после прочтения.

План анализа стихотворения

У учеников 1-4 классов могут возникнуть сложности с составлением единого структурированного текста. Интерпретировать поэтическое произведение нужно по пунктам, указанным в плане анализа. Младшим школьникам можно использовать шаблонные речевые конструкции.

Анализ стихотворений могу вызывать трудности у младших школьников
Анализ стихотворений могу вызывать трудности у младших школьников

1. Автор, название

Автор стихотворения «…» – поэт …

…- автор стихотворения «…»

2. Тема

Тематика – …

Стихотворение посвящено…

В стихотворении описывается/изображается…

3. Мысли, чувства, основная идея

Основная мысль -…

Стихотворение пронизано…чувствами

Автор хотел донести до читателя…

Основная идея – …

4. Настроение поэтического текста

В стихотворении царит…настроение

Настроение данного лирического текста – …

5. Композиция

Текст можно разделить на …части. В начале поэт рассказывает/ описывает…

Первая часть посвящена…

В конце автор говорит о…

6. Описание возникшего воображения

После прочтения стихотворения в моем воображении возникает…

Текст напоминает мне о….

После прочтения мне представляется…

7. Художественные приемы

Красочность, эмоциональность стихотворению придают…

Основные художественные приемы – …

В стихотворении автор использует…

8. Личные впечатления

Мне понравилось/ не понравилось произведение, потому что…

Меня взволновало/ заставило задуматься…

Литературовед М. Л. Гаспаров предлагает для анализа поэтического текста найти и сгруппировать по темам существительные, прилагательные, глаголы. Имена существительные раскрывают предметный состав произведения (тема, идея), прилагательные – мысли, чувства, настроения, глаголы – действия, происходящие в стихотворении. Из отдельных слов можно составить словарь. Подобранные сочетания помогут малому школьнику понять смысл произведения и правильно его интерпретировать.

Анализ стихотворений - творческий процесс, раскрывающий индивидуальность!
Анализ стихотворений – творческий процесс, раскрывающий индивидуальность!

Подписывайтесь на канал, читайте новые интересные статьи!

Подробный план анализа для школьников старших классов уже на канале!

План анализа стихотворения


План анализа стихотворения

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 202.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 202.

Чтобы правильно сделать анализ стихотворения, необходимо составить план. Из каких частей состоит план анализа стиха, и как именно он должен быть составлен?

План стихотворения

Для анализа стихотворения планом пользуются не только школьники, но и студенты и учителя. Он помогает структурировать сюжет и лучше понять переживания героя. Композиционный план следует составлять только после полного прочтения стиха.

  • Прежде чем приступать к разбору стихотворения, стоит уделить внимание автору текста. Очень важно, при каких обстоятельствах писатель создал свою поэму или стих, и какое место оно занимает в творчестве автора.
  • Далее необходимо извлечь тему, идею, основную мысль. Тема может быть философской, любовной, общественно-политической. Идея – это то, к чему пытается подвести читателя автор, что пытается донести до него.
  • Также необходимо обратить внимание на художественные средства, которые использует писатель для описания событий. Они помогают передать читателю чувства лирического героя, его отношение к происходящему.

Лирический герой не является автором произведения, как и автор произведения – лирическим героем.

В лирических текстах всегда присутствует большое количество выразительных средств. Необходимо перечислить самые яркие эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы и др.

  • Обратить внимание на композицию. Делающий анализ ученик должен определить, где в стихотворении вступление, основная часть, а где заключение. также следует уделить внимание стихотворному размеру.

Существует 5 стихотворных размеров: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Ямб и хорей – двухсложный размер, анапест, дактиль, амфибрахий – трехсложный.

Рис. 1. Схема план стихотворения
  • Обратить внимание на стилистические фигуры и рифмы. К поэтическим фигурам можно отнести градацию, инверсию, поэтический синтаксис, рефрены, риторические вопросы, обращения.
  • Очень важно определить литературное направление произведения. Оно может относится к романтизму, сентиментализму, футуризму, реализму и многим другим направлениям.
  • Важно упомянуть, какое место стихотворение занимает в творчестве автора текста, а также в русской и мировой литературе в целом
  • В заключении следует высказать собственное мнение о стихотворении, написать, какие чувства он вызывает. Необходимо ответить самому себе на вопрос, понравилось ли стихотворение и почему. Заключение не должно быть большим по объему, но должно содержать вывод, который следует из рассуждений того, кто составляет план.

При работе над анализом нужно помнить не только о содержательной стороне, но и о соблюдении грамотного письма. Следует избегать неоправданного повтора слов, быть внимательным к знакам препинания и орфографии.

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам составить план анализа стихотворения по литературе (10 класс), научит их выделять основную мысль и идею произведения. здесь представлена схема, следуя которой школьники поймут, как писать анализ стиха.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 202.


А какая ваша оценка?

Добавить комментарий