Добавил:
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз:
Предмет:
Файл:
Моя Карелия 6 класс.doc
Скачиваний:
45
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
79.73 Mб
Скачать
Составление плана школьного двора. Ориентирование на местности
Прежде чем приступить к выполнению
работы необходимо ответить
на следующие вопросы:
-
Что такое план местности, чем он
отличается от топографической карты? -
Какие условные знаки вам известны?
-
Что такое масштаб? Какие виды масштаба
вы знаете?
Для того чтобы составить план местности
подготовьте приборы и оборудование:
-
Планшет (лист тонкой фанеры или плотного
картона размером 25 на 30 см); -
Линейка (желательно визирная –
треугольного сечения); -
Циркуль-измеритель;
-
Компас;
-
Рулетка ― 10 м;
-
Простой карандаш (твердостью Т или ТМ);
-
Ластик;
-
Набор цветных карандашей;
-
Ручка с черной пастой или гелем;
-
Лист чертежной бумаги формата А4;
-
Скотч или тесьма для прикрепления
бумаги и компаса; -
Перочинный нож.
Основные этапы работы.
I. Подготовительный этап:
в классе или дома подготовьте необходимое
оборудование, материалы и расчеты для
работы, для этого:
-
Аккуратно прикрепите на планшет лист
чертежной бумаги при помощи липкой
ленты (кнопки и скрепки не используйте
из-за того, что они могут повлиять на
показания компаса); -
Отступив от каждого края листа по 0,5
см, прочертите линии рамки плана, шириной
примерно 2 мм. Линии рамки будут помогать
определению сторон горизонта; -
В левой верхней части листа прочертите
стрелку, параллельную рамке плана, это
будет направление «север-юг». Длина
стрелки должна быть 3 см; В верхней части
стрелки напишите большую букву «С»
– она будет указывать направление на
север; -
Рядом со стрелкой «север-юг» на планшете
прикрепите компас. Это можно сделать
при помощи двухсторонней липкой ленты
или тесьмы, плотно привязав компас к
планшету; -
Для измерений расстояний на местности
можно применить метод «пар шагов». Для
этого на спортивной площадке или другом
ровном месте отмеряют 100 м и проходят
это расстояние спокойным шагом, считая
количество пар шагов под правую ногу.
Определив, что в 100 м, например, 70 пар
шагов, устанавливаем, что в 10 метрах ―
7 пар шагов. -
Определите масштаб, в котором вы будете
чертить план. Важно учесть, что бы план
был не слишком мал, но и не выходил за
пределы листа. Для расчета измерьте
самое большое расстояние на школьном
дворе. Если это расстояние, выраженное
в необходимом масштабе, поместиться
на листе, то можно продолжить работу,
если не поместиться, то уменьшите
масштаб. Чаще всего школьный двор можно
выразить в масштабе в 1 см ― 10 м, если
школьный двор достаточно большой и при
этом необходимо, например, нанести еще
и пришкольный участок, то масштаб может
быть в 1 см ― 20 м и менее.
II. Этап измерений на
местности и вычерчивание плана. Проводится
на местности. Все построения и вычерчивание
осуществляются простым карандашом и
тонкими линиями (вспомогательными).
-
На школьном дворе выберете место, с
которого начнете чертить план. Лучше
всего за первую точку взять, например,
угол школы или забора; -
Сориентируйте планшет. Для этого
встаньте в выбранной точке школьного
двора. Освободите стрелку компаса и
установите планшет строго горизонтально,
чтобы стрелка свободно вращалась.
Поворачивая планшет, добейтесь, чтобы
стрелка компаса встала строго параллельно
стрелке «север-юг» на листе бумаги.
Процедуру ориентирования нужно проводить
каждый раз, переходя на новую точку
измерений; -
На листе бумаги простым карандашом
отметьте точкой свое местонахождение; -
Приложите линейку к точке № 1 и визируйте
взгляд, то есть прицельтесь по кромке
линейки на какой либо объект, например,
другой угол школы и проведите тонкую
(вспомогательную) линию. При этом планшет
должен оставаться неподвижным, чтобы
не сбить стрелку компаса (помните, что
она должна быть всегда параллельна
стрелке на плане); -
Пройдите по линии прицеливания, измерьте
расстояние в парах шагов и отложите
его в масштабе на плане при помощи
циркуля-измерителя. Отметьте точку №
2. Прочертите линию от точки 1 до точки
2. Это будет стена школы. Сотрите ластиком
вспомогательные линии; -
Повторите эту процедуру, пройдя по
всему периметру школы; -
Для нанесения других объектов на план
всегда выбирайте точку вашего
местоположения (сейчас это может быть
любой угол школы), вновь сориентируйте
планшет, провизируйте направление на
объект, измерьте расстояние до него и
в масштабе отложите на плане. В найденной
точке условным знаком отметьте объект
визирования; -
Необходимо нанести все значимые
объекты: здания, заборы, дорожки, деревья,
кусты и т. д. Избегайте излишней
детализации:, не обязательно наносить
каждый куст в отдельности или все
деревья учебно-опытного участка, можно
показать их группами (кустарник,
лесопосадка);
III. Этап оформления работы.
Осуществляется в классе или дома.
-
Цветными карандашами раскрасьте
условные знаки в соответствующие цвета.
Раскраску площадных объектов лучше
делать методом «размывки». Для этого
на закрашиваемую площадь перочинным
ножом с грифеля карандаша соскребывается
цветной порошок, затем деревянной
палочкой (спичкой) с намотанной на нее
марлей, аккуратно растирается порошок
по всей площади. Этот метод позволяет
равномерно закрасить поверхность; -
Когда составление плана будет завершено,
в нижней части листа укажите масштаб
в 3 видах: численном, именованном и
линейном; -
В верхней части плана крупно напишите
его название «ПЛАН
ШКОЛЬНОГО ДВОРА»; -
Аккуратно открепите лист с готовым
планом от планшета; -
Подпишите свою работу в нижнем правом
углу рамки.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Как спроектировать школьный двор
Татьяна Ле-ван, Белла Филатова, Анна Якшина
Все обычные школьные дворы кажутся одинаковыми: клумбы, лавочки, дорожки, спортивная площадка. Дети спешат на уроки, родители группками ждут у входа первоклашек. Вопрос: чем здесь может заняться ребенок и взрослый? Кажется, выбор невелик. Типичный школьный двор — фон, а не продолжение пространства школы. Он не поддерживает разные возможности и интересы детей и взрослых, не становится лицом школы. Обычно школьные дворы пустуют – там неинтересно проводить время. А школьный двор должен быть таким, чтобы всем в нем было комфортно и интересно взрослым, и детям.
Спросим у школьников, каким, по их мнению,
должен быть школьный двор?
Школьные дворы должны быть нескучными. Там не должны быть только скамейки и турники, там должно быть что-нибудь еще веселое. Чтобы можно было больше играть и общаться!
Школьный двор должен быть красивым, а то он всегда вялый!
По-моему, школьный двор должен быть таким, чтобы всем в нем было хорошо! И взрослым, и детям, и бабушкам, и дедушкам. Скамеек нужно — охранникам, учителям. Чтобы всем было удобно.
Школьный двор может стать образовательным пространством и ресурсом для развития сообщества школы, транслирующим его ценности!
Мировая практика показывает, что школьные дворы могут быть интересными, наполненными жизнью.
Программа «Инициатива для школьных дворов»
Бостон, США
Детский сад и начальная школа De Piramide
Антверпен, Бельгия
Cквер «Радужный мир»
Выкса, Нижегородская область, Россия
Исследования показали, что подобная трансформация школьных дворов по методу соучаствующего проектирования привела к повышению физической активности детей, улучшению их академических результатов и бОльшей вовлеченности в учебный процесс. Очень важно сохранить комплексный подход к проектированию, когда каждый уголок двора задействован и играет свою роль: тщательно продуманы решения по освещению, покрытиям, озеленению. Тогда на сравнительно небольшой территории находится место и открытой площадке с амфитеатром, и игровым маршрутам, и укромным зонам для уединения. В грамотно спроектированных школьных дворах все зоны и объекты во дворе спроектированы по принципам всесезонности и многовариантности использования: дети могут свободно и творчески осваивать пространство в любую погоду.
Проектируем школьный двор вместе
Руководители школ и педагоги часто недоумевают: зачем спрашивать мнение детей? Эстетичную и функциональную образовательную среду способен спроектировать любой хороший архитектор, но будет ли это пространство своим для тех, кто находится в нем каждый день? Совместное же обустройство школьного двора при сочувствующем проектировании помогает учесть разные точки зрения и создать пространство, объединяющее всех. Дети и взрослые учатся видеть интересы и потребности друг друга и разделять ответственность за общий результат. И это меняет весь уклад школьной жизни. Так формируется сплоченное сообщество — объединение людей с общими ценностями и целями, но разными проблемами.
Если решились, с чего же начать?
Для выбора подходящего вашей школе пути к соучастию необходимо проанализировать два вопроса:
-
Насколько школьное сообщество готово к соучастию?
-
Какие ресурсы для соучаствующего проектирования у вас есть?
Ответить на первый вопрос поможет комплексная диагностика по методике «Соучастие 5D». Она включает анонимный онлайн-опрос, самооценку и взаимооценку, наблюдение за образовательной средой, работой педагогов, взаимодействием внутри коллектива, фокус-группы.
Ответ на второй вопрос школа получает во время внутренних обсуждений и консультаций со специалистами по работе с сообществом и архитекторами. Здесь оцениваются человеческие, финансовые и инфраструктурные ресурсы
Подробнее читайте в практическом пособии по изменению уличных прогулочных пространств образовательных организаций (школ, детских садов, образовательных центров, семейных клубов) методом соучаствующего проектирования, которое представили сотрудники Лаборатория развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Татьяна Ле-ван и Анна Якшина совместно с партнерами из архитектурного бюро «Дружба» и образовательной мастерской «Драконопроект» в рамках стратегического проекта МГПУ «Университет для города: перспективные городские исследования».
Школьный двор нового поколения
Как выглядит школьный двор нового поколения
Школьный двор как «место силы»
Ростовская область, г. Белая Калитва, МБОУ СОШ №2
ПРОЕКТ «ШКОЛЬНЫЙ ДВОРИК»
Паспорт проекта
1. |
Полное название проекта |
«Школьный дворик» |
2. |
Цель проекта |
Развитие гражданской инициативы школьников и предоставление им возможности участия в формировании комфортной инфраструктуры пришкольного двора . |
3 |
Задачи проекта |
Разработка архитектурно-планировочного, ландшафтного проекта благоустройства пришкольного двора; |
4. |
этапы реализации проекта |
|
5. |
Ожидаемый результат |
|
Этапы реализации проекта «Школьный дворик»
№ п/п |
Название этапа |
Цель |
1. |
Подготовительный |
Мотивация, целеполагание проекта. |
2. |
Проектировочный |
Построение ориентировочной схемы деятельности. |
3. |
Практический |
Реализация проекта. |
4. |
Заключительный, обобщающий. |
Представление проекта. |
-
Подготовительный этап
Для реализации проекта была выбрана творческая группа из учеников 7 – 8 класса в составе 3-х человек:
Скорикова Кристина
Морокина Анастасия
Петросян Алина
Данная группа под руководством педагогов провела исследовательскую работу об истории школы.
Наша школа находиться в центре города, по адресу Энгельса 17. И отчасти поэтому именно у нашей школы было решено поставить памятник «Первой учительнице»
Открытие школы состоялось 21 ноября 1951 года. И В ноябре прошлого года школе исполнилось 70 лет
31 марта 1966 года школе присвоено имя Героя Советского Союза Аннаклыча Атаева, за поисковую работу, которую вели ученики нашей школы под руководством педагогов. Школа и теперь поддерживает связь с потомками героя, которые ежегодно приезжают к нам на празднование Дня Победы. Много лет в школе существует военно-спортивный клуб «Атаевец». Учащиеся 5-8 классов два раза в год участвуют в смотре строя и песни, а также принимают участие в соревнованиях на прохождение полосы препятствий.
Приоритетным направлением в воспитательной системе школы является патриотическое воспитание и поэтому нам совершенно необходимо место для строевой подготовки и проведения торжественных мероприятий с флагштоком, а также оборудованная полоса препятствий для развития силы и ловкости юных «Атаевцев».
Школа гордится своими выпускниками, среди которых немало выдающихся людей. Один из них – Чубенко Василий Эдуардович. В 2005 году Указом Президента РФ выпускнику школы полковнику Чубенко Василию Эдуардовичу за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо Кавказском регионе, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Лащук Александр Александрович награжден орденом Красной звезды – погиб, выполняя интернациональный долг в Афганистане. Владимир Костюченко погиб в Чечне. Немало среди выпускников школы выдающихся деятелей науки, искусства и спорта. Цвиль Мария Михайловна кандидат физико –математических наук –доцент Ростов на Дону; Габриэльян Дмитрий Давидович доктор технических наук, профессор, проректор РСЭИ; Чернецкий Евгений Оскарович– кандидат медицинских наук, офтальмолог Ростов на Дону; Анна Чичерова олимпийская чемпионка по прыжкам в высоту; Федор Федорович Петрухин кинорежиссер («На Муромской дорожке», «Дина») и др. Так родилась идея «Аллеи Славы»- место, где будут увековечены имена выдающихся выпускников. Грядущие поколения должны знать и гордится достижениями людей, которые учились в нашей школе.
За 70 лет работы, школа выпустила более 300 золотых медалистов. Ежегодно наши учащиеся занимают призовые места в предметных олимпиадах муниципального и регионального уровня. Наши аудитории хорошо оснащены всем необходимым для успешного овладения знаниями, а вот во дворе такой территории нет. Учебно- опытная зона была бы очень полезна в изучении биологии, физики, географии.
И в спорте наши ученики не отстают от учебы. Много лет подряд в спартакиаде школьников мы занимаем 1 место, а спортивная площадка давно не отвечает современным требованиям.
И конечно же очень хотелось бы, чтобы во дворе были зоны отдыха, утопающие в зелени и цветах, а также детская площадка, для активного отдыха младших школьников.
Диагностика общественного мнения.
.
Было опрошено 90 обучающихся детей СОШ № 2.
Ученики 4-х, 7-х -8-х, 10-11-х.
Они ответили на следующие вопросы:
1. Нужен ли школе участок с цветами, деревьями и различными сооружениями?
2. Все ли устраивает Вас на пришкольном участке?
3. Что хотелось бы изменить?
4. Чего не хватает на нашем участке?
5. Какими путями можно воплотить ваши предложения в жизнь?
Результаты опроса обучающихся.
1. Нужен ли школе участок с цветами, деревьями и различными сооружениями?
На данный вопрос все 100% ответили – да.
2. Все ли устраивает Вас на пришкольном участке?
На этот вопрос ответили:
Да – 16%;
Нет –84%.
3. Что хотелось бы изменить?
Внешний вид спортивной площадки не устраивает – 83%;
Внешний вид клумб и деревьев не устраивает -67%.
4. Чего не хватает на нашем участке?
29%- высказали желание иметь «Амфитеатр»
20% – считают необходимым устроить детскую площадку;
21% – хотят, чтобы на участке была учебно-опытная лаборатория;
30% – считают, что школе необходима аллея славы выпускников.
5. Какими путями можно воплотить ваши предложения в жизнь?
100% – считают, что для перепланировки и зонирования школьного двора требуются большие материальные затраты и помощь специалистов. Но учащиеся могут создать проект, а после его реализации поддерживать в надлежащем состоянии.
Учащиеся школы под руководством педагогов постоянно участвуют в благоустройстве школьного двора. Высаживают цветы, расписывают неприглядные торцевые стены, белят деревья и ограду, красят спортивные сооружения
Территория школьного двора занимает особое место в учебно-воспитательном процессе школы. Ведь именно здесь мы проводим большую часть времени. Это и спортивные занятия, и отдых во время перемен, и проведение культурно-массовых мероприятий, и уборки территорий. Двор для нас, это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.
2.Проектировочный этап
Изучив нормы СанПиНа, мы узнали, что на одного учащегося должно быть от 20- до53 квадратных метров школьной территории.
Общая площадь двора -11 509 квадратных метров. На территории имеются 5 зданий общей площадью 2 600 квадратных метров. На данный момент в школе обучается 678 человек. Путем несложных математических вычислений, мы выяснили, что у нас на каждого ученика приходится 13 квадратных метров, что гораздо меньше положенной нормы! И поэтому для нас очень актуально рациональное использование каждого метра.
Сейчас на территории имеются снаряды полосы препятствий, площадка с тренажерами и асфальтированная спортивная площадка она же и площадка для общих построений.
Все это пришло в упадок и не отвечает современным потребностям обучающихся.
В хода анализа опроса школьников и преподавателей на тему благоустройства территории школьного двора определились следующие зоны:
-
Физкультурно – спортивная
-
Площадь с флагштоком для торжественных мероприятий
-
Творческая
-
Учебно – опытная
-
Аллея Славы
-
Зона отдыха
Физкультурно – спортивная зона
В зоне спорта традиционно проводятся Дни здоровья, школьные спартакиады, соревнования по лёгкой атлетике. В учебное и каникулярное время среди учащихся младших и средних классов поводятся подвижные игры и эстафеты. Среди старшеклассников проводятся подготовка к соревнованиям по военно-прикладному спорту, турслёту.
Проводятся соревнования по футболу. Спортивная зона школы должна быть доступна для занятий в любое время не только учащимся школы, но и жителям и оборудована современной волейбольной, баскетбольной и футбольной площадкой, а также оснащенной полосой препятствий для занятий военно – прикладным спортом.
Площадь с флагштоком для торжественных мероприятий
В школе необходимо место для общего построения. Э то могут быть торжественные мероприятия: День знаний, Последний звонок, а так же смотры стоя и песни и др. Это просторная площадка с гладким покрытием, нанесенной разметкой и флагштоком.
Творческая зона
В школе нет актового зала и поэтому большенство учащихся высказали пожелание иметь «Амфитеатр», где в теплое время года можно было бы ставить концерты и спектакли.
Учебно – опытная зона
Предполагается , что это будет лаборатория на откытом воздухе, в которой учащиеся могут провводить наблюдения и ставить эксперементы по биологии, физике, астрономии и др. Например Метеостанция.
Аллея Славы
Нашей школе уже 70 лет, но до сих пор у нас нет места, где были, бы отмечены выпускники, добившиеся высоких результатов в науке, искусстве и спорте.
Аллею славы можно организовать в виде цементных табличек с отпечатками рук и данными выдающихся выпускников.Также выпускники могут высаживать саженцы деревьев с табличками.
Зона отдыха
Зона отдыха – это притягательный маленький уголок для учителей и учащихся, где можно просто посидеть, помечтать полюбоваться красотой цветочного газона. Цветы подобраны так, что цветение не прерывается с весны до поздней осени. Это достигается посадкой цветов разного периода цветения. В зоне отдыха можно соорудить детскую площадку. Все элементы площадки нестандартные, они создают индивидуальный образ зоны отдыха. можно установить домики-горки в виде муравейников и маленькие турники с расположенными на них сетками оригинальной конструкции.
Участок отдыха для старшеклассников может открываться перлогой , оформленной вьющимися растениями.
Под функциональным зонированием и озеленением пришкольной территории подразумевается не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений учащихся, что само по себе важно, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика школьного двора. В целях экономии места для озеленения целесообразно использовать цветочные кашпо вертикальной конструкции.
Красиво оформленный, богато окруженный зеленью и ухоженный школьный двор воспитывает в детях, как подчеркивают педагоги, чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю. Кроме того, во многом от того, что представляет собой пришкольная площадка, зависит престиж и самого учебного заведения.
Функциональное зонирование школьного дворика – это не просто комплекс работ по благоустройству и озеленению территории, это взгляд в будущее.
Практический этап
Практическая работа над проектом началась с генерального плана школьного двора и фасадов зданий школы.
экспликация
– здания
1- основная школа
2 – спортзал
3 – библиотека
4 – начальная школа
5 – хозпостройки
– площадь для общего построения
– полоса препятствий
– игровая Площадка
– амфитеатр
– Аллея Славы
– Научная
Лаборатория
– Зона отдыха
– Спортивная
Площадка
– Зеленые
насаждения
После изображения и утверждения эскизов, выбора масштаба и материалов, началось изготовление макета.
Это очень интересная , но в то же время непростая и кропотливая работа.
Первые навыки проектирования, знания об архитектуре и ландшафтном дизайне, а так же изготовления макета мы получили на уроках изобразительного искусства
Совместная работа научила нас коммуницировать между собой и преподавателями, использовать в своей работе метод «Мозгового штурма» и с уважением относиться ко всем творческим идеям.
Заключительный, обобщающий этап
В результате мы постарались визуализировать своё видение нашего школьного пространства.
-
Данная работа была очень интересной. Мы проанализировали территорию школьного двора с точки зрения функциональности и эстетичности.
-
-
Благодаря проекту «Школьный дворик» нам представилась возможность изменить облик и функциональные возможности двора нашей школы.
-
Мы очень хотим, чтобы наши идеи можно было воплотить в реальности
ГКОУ Иройская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
ПРОЕКТ
НАШ ШКОЛЬНЫЙ ДВОР
Автор: Токтохоева И.Н
у.Усть-Урма
2014 г.
Содержание:
1. Актуальность и важность проекта «Наш школьный двор»……………………………………………………………….3-4
2. Сбор и анализ информации…………………………………………5
3. Анализ социологического опроса и анкетирования……………..6
4. Анализ нормативно-правовой базы по данной проблеме………..8
5. Механизмы реализации проекта «Наш школьный двор»….….9-15
6. Реализация проекта. Дизайн и озеленение школьной территории
в 2014 г………………………………………………………….16-20
I. Актуальность и важность проекта «Наш школьный двор»
Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.
«Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор – это лицо школы». Проблема благоустройства школьной территории стала актуальной с первых лет ее существования. По мере роста и развития школы эта проблема остаётся актуальной для нас и в настоящее время, что способствует воспитанию у детей этического вкуса, формирования чувства ответственности за свою школу и желания изменить облик школы. Школьный двор становится эффективным средством формирования экологической культуры обучающихся, становления их нового гражданского сознания.
Обследовав школьную территорию, мы заметили, что наш школьный двор выглядит не эстетично: где-то зарос густым дерном, кустарниками. Также нет места для отдыха. Анкетирование обучающихся, работников школы, местного населения показало, что необходимо провести ряд мероприятий с целью создать уголок с новыми красивыми клумбами, альпийской горкой, дорожками, скамейками, беседкой
Так родился проект по озеленению и благоустройству школьной территории.
Любое начинание, если приложить творческие возможности, фантазии и активность можно завершить успешно. Мы уверены, что в будущем наша школа встретит в обновленном виде, который будет радовать и хозяев школы, и всех гостей.
Цель: организация и проведение мероприятий по благоустройству территории школы.
Задачи проекта:
– привлечь внимание обучающихся к решению актуальных проблем школы;
-провести социологический опрос среди обучающихся, работников школы, местного населения по выявлению предложений благоустройства школьного двора;
-разработать и осуществить план озеленения и благоустройства территории школьного двора;
-развивать творческий интерес к практической деятельности в области ландшафтного дизайна;
-привить навыки экологического поведения, воспитания любви к природе.
Инициатором и организатором проекта является учитель географии и биологии Токтохоева И.Н.
Срок реализации проекта: 2 года (2014-2015гг.)
Практическая значимость: возможность применения материала на уроках биологии, географии, экологической тропы; привлечение общественности к значимости проекта; улучшение окружающего ландшафта школьного двора; эстетическое соответствие школы и созданного культурного ландшафта.
II. Сбор и анализ информации по проблеме
Почему эта проблема стала актуальной на данный период? В чем ее важность? Почему до сих пор эта проблема оставалась нерешенной? Такие вопросы встали перед нами, после того, как была выбрана проблема, над которой предстояло работать. Чтобы ответить на эти вопросы, нужно было собрать и проанализировать довольно пестрый и разнообразный спектр информации.
Вскоре была выбрана инициативная группа (в основном это учащиеся 6-9 классов), ребята разделились на 3 группы:
I группа – проводила социальный опрос среди обучающихся 5 -9 классов, работников школы, местного населения по анкете:
1. Считаете ли вы проблему благоустройства территории школы актуальной?
2. Что вам хотелось бы создать на территории школы?
3. Хотели бы вы принять участие в благоустройстве территории?
II группа – вошла во взаимодействие с родителями, администрацией школы,
для получения взвешенной, аналитической информации о состоянии дел на территории школы. Кто несет ответственность за ее решение, и какую помощь они могут нам оказать.
III группа – под руководством воспитателей изучала в средствах массовой информации и локальные документы по этим вопросам. Проводила смотр-конкурс на лучший проект школьного двора среди учащихся.
Анализ социологического опроса и анкетирования
Все опросные листы заполнялись самими респондентами в нашем присутствии. В случае необходимости они получали наши разъяснения.
В социологическом опросе приняли участие 80 респондентов, из них 28% – работники школы, 25% -местное население и 47% – обучающиеся школы.
На первый вопрос 95% опрошенных ответили: «Да – проблема актуальна»;
Что вам хотелось бы создать на территории? – 70% респондентов хотели бы создать цветники с использованием современных элементов ландшафтного дизайна;
20% – оборудовать места отдыха (беседки, скамейки); 10% – закладка школьного сада.
Ученики 9 класса предложили заложить аллею выпускников в школьном дворе.
Большинство опрошенных (85%) готовы принять участие в благоустройстве школьной территории.
Обработка данных анкетирования
Вывод:
Большинство опрошенных респондентов считают проблему благоустройства школьного двора актуальной и готовы принять участие в его обновлении.
Анализ нормативно-правовой базы по данной проблеме:
Нами изучены нормативно – правовые акты, имеющие отношение к социальному проекту, проведен их анализ.
В результате этой работы мы убедились, что имеем право:
1. Свободно выражать свои взгляды по интересующим нас вопросам;
2. Искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода и из различных источников, особенно такие информацию и материалы, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию не только детей, но и местных жителей;
3. На свободу ассоциации и свободу мирных собраний (т. е. создавать инициативные группы и реализовывать социальные проекты);
4. На отдых и досуг, участвовать в играх и развлекательных мероприятиях;
5. На обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
6. На участие в опросе граждан.
Вывод: Проанализировав нормативно – законодательные акты федерального, регионального и местного значения, наша проектная группа пришла к выводу, что разработка и реализация социального проекта законодательно обосновано.
III. Программа действий
Механизмы реализации проекта «Наш школьный двор»
Инициативной группой был разработан план проекта благоустройства школьной территории.
Выполнение проекта осуществляется по следующим направлениям:
№ |
Направление |
Виды деятельности |
1. |
«Знания во спасение!» |
-проведение социологических исследований, мониторинга состояния окружающей среды на территории школьного двора, исследование почвы пришкольной территории -распространение информации среди обучающихся и педагогов школы (выпуск листовок, бюллетеней, проведение лекций); |
2. |
«Созидатели» |
-организация и проведение практической работы по благоустройству и озеленению школьного двора; |
3. |
Открытый марафон «Я и природа» |
Привлечение как можно большего количества людей разных профессий и возрастов к участию в реализации проекта. |
Этапы реализации проекта
«Наш школьный двор»
№ п |
Название этапа |
Цель |
Ответственный |
1. |
Подготовительный |
Мотивация, целеполагание проекта. |
Март 2014 года |
2. |
Проектировочный |
Построение ориентировочной схемы деятельности |
Апрель, май 2014года |
3. |
Практический |
Реализация проекта |
Май-сентябрь 2014 года; Май –сентябрь 2015 года; |
4. |
Аналитико-коррекционный |
Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений |
Октябрь 2014года Октябрь 2015года |
5. |
Заключительный |
Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. |
Октябрь-ноябрь |
План мероприятий подготовительного этапа
№ п/п |
Мероприятие |
Ответственный |
1. |
Изучение законодательных и нормативно-правовых документов, необходимых для разработки и реализации проекта. |
Учителя Токтохоева И.Н, Бастуева С.Б.; инициативная группа |
2. |
Социологический опрос обучающихся, работников школы, жителей деревни. |
инициативная группа |
3. |
Проведение оценки экологического состояния школьной территории. |
Учитель биологии |
4. |
Классный час «Я – гражданин России» |
Классные руководители |
5. |
Старт конкурса «Копилка идей» на лучший мини-проект по благоустройству школьного двора». Защита ученических проектов. |
Инициативная группа |
6. |
Конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты» |
Учитель рисования |
План мероприятий проектировочного этапа
№ п/п |
Мероприятие |
Ответственный |
1. |
Разработка коллективного проекта школьного двора: -создание проектной группы; – составление плана озеленения и благоустройства школьного двора; |
Администрация школы, инициативная группа |
2. |
Оценка экологического состояния почвы пришкольного участка |
Учитель биологии |
План мероприятий практического этапа
№ п/п |
Мероприятие |
сроки |
ответственный |
|
2014 |
2015 |
|||
1. |
Выкорчевывание старых деревьев и кустарников |
Завхоз школы |
||
2. |
Строительство беседки, лавочек |
+ |
Учитель столярного дела |
|
3. |
Благоустройство и укладка дорожек школьной территории |
Учитель штукатурного дела |
||
4. |
Разбивка новых клумб на территории школы |
+ |
+ |
Учитель биологии, ученики 8-9 классов |
5. |
Расширение цветочно-декоративного содержания клумб. |
+ |
+ |
Учитель биологии, цветоводства, члены инициативной группы |
6. |
Благоустройство зоны отдыха на территории школы |
+ |
+ |
Учитель технологии |
7. |
Приобретение семян и выращивание рассады |
+ |
+ |
Учитель биологии, цветоводства 5-9 классы |
8. |
Трудовой десант «Школа – парк» по благоустройству школьного двора. |
+ |
+ |
Классные руководители |
10. |
Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе. |
+ |
+ |
Учитель биологии, цветоводства, члены инициативной группы |
11. |
Уход за посаженными цветочными культурами. |
+ |
+ |
Учитель биологии, цветоводства, члены инициативной группы |
12. |
Осенние работы: |
+ |
+ |
Завхоз, учитель биологии, цветоводства |
План мероприятий аналитико-коррекционного этапа
(промежуточный).
№ п/п |
Мероприятие |
Ответственный |
1. |
Экспресс-опрос «Проект в моей жизни» |
Инициативная группа |
2. |
День урожая «Дружная семья и землю превращает в золото». Подведение итогов проекта, награждение победителей. |
Администрация школы, учитель биологии |
3. |
Организация работы факультатива «Цветочный дизайн». |
Учитель цветоводства |
4. |
Изучение технологии газонного озеленения. |
Учитель биологии, цветоводства |
3. |
Представление отчета о реализации проекта |
Инициативная группа |
Предполагаемые результаты, их социальная значимость.
№ п/п |
Предполагаемый результат |
1. |
Организация социально – значимой общественной деятельности школьников. |
2. |
Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию. |
3. |
Обобщение знаний о декоративном оформлении и благоустройстве школьной территории; |
4. |
Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений; |
5. |
Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры; |
6. |
Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения; |
7. |
Создание места отдыха и общения для школьников в свободное от уроков время; |
8. |
Улучшение эстетического вида школьного двора, создание благоприятной экологической обстановки; |
9. |
Повышение конкурентоспособности школы путем создания имиджа красивого уютного дома, красота которого создается инициативой и трудом детей и педагогов. |
Бюджет проекта
№ |
Наименование |
Количество |
Цена (руб.) |
Сумма (руб.) |
1. |
Семена цветочных культур |
50 пачек |
10 |
500 |
2. |
Приобретение агрохимических добавок |
10 кг |
90 |
900 |
3. |
Кирпичи |
1000 шт. |
7 |
7000 |
4. |
Доски |
0,5 м3 |
3000 |
1500 |
5 |
Вазоны |
4 |
500 |
2000 |
6 |
Краски разных цветов |
5 |
190 |
950 |
Ожидаемые результаты:
1. Улучшится эстетический вид школьного двора.
2. Улучшится санитарно-гигиеническая обстановка на территории школы.
3. Создается более благоприятная экологическая обстановка.
4. Расширится цветочно-декоративное содержание клумбы.
5. Появится возможность более детального изучения одной из остановок экологической тропы «Альпийская горка».
Для осуществления данной части проекта потребуется:
№ |
Наименование |
Количество |
Цена (руб.) |
Сумма (руб.) |
1. |
Семена цветочных культур |
50 пачек |
10 |
500 |
2. |
Рассада для альпийской горки |
30 пачек |
10 |
300 |
3. |
Щебень |
3 м3 |
350 |
1050 |
4. |
Транспортные расходы |
1000 |
||
5. |
Поливочный шланг |
30м |
80 |
2400 |
6. |
Садово-огородный инвентарь |
10шт. |
100 |
1000 |
Всего |
6250 |
Но для того чтобы воплотить в жизнь данную часть проекта нам не требуются денежные средства, так как здесь помогут родители и учащиеся
Мы думаем, все прекрасно осознают важность вопроса эстетического оформления пришкольной территории. Мы приобретаем практические и теоретические навыки по созданию красоты, у нас активно развивается креативное мышление. При творческой и созидательной работе на учебно-опытном участке и на пришкольной территории прививается любовь к природе, к родному краю, к Родине, развивается чувство прекрасного. И чем труднее путь созидания красоты, тем прекраснее творения, нами созданные.
Наш школьный двор так хорош и прекрасен,
В нём яркие клумбы, дорожки вокруг.
Наш школьный двор цветами украшен,
Он создан трудами маленьких рук.
В нём каждый цветочек к солнцу стремится,
Искрящийся смех раздастся здесь вдруг,
Ведь в жизни мы сможем успеха добиться,
Когда всё красивым будет вокруг!
Данный проект развивает чувство коллективизма, эстетический вкус, трудолюбие, ответственность, патриотизм, а жителям и гостям деревни приносит радость и пользу.
Есть начало…
1
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
города Аши Челябинской области
ДИЗАЙН ШКОЛЬНОГО ДВОРА
Исследовательский проект
Выполнил: ученик 6а класса
Рокутов Михаил
Проверил: учитель технологии и ИЗО
Долина Р.В.
2018
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ————-———————–——————–—————-1
I. Школа – твой дом, будь хозяином в нем…
l. l. Описание объекта исследования————————————-7
l. 2. Творческая лаборатория у частников проекта—–———–7-9
ІІ. Школьный двор – двор моей мечты
2. 1. Основы ландшафтного дизайна————————-————-9-10
III. От теории к практике
3.1. Этапы реализации проекта———-———————–———–10–11
3.2. Проект оформления пришкольного участка———————-11–12
3.3. Практические рекомендации——————————-———-–13
Выводы——————————–——————————–———–13–15
Литература————————————-—————–—————–16
Приложения———-———————–————————–———–17–19
Фото материал——————-——————-————————–—
3
Введение
С тех пор как человек пахать обрел уменье,
Украсить дом и двор он ощутил стремленье
И стал вокруг себя сажать для красоты
По вкусу своему деревья и цветы.
Жак Делиль
Школьный двор – это место, где проходит учебная и внеклассная жизнь
учащихся и педагогов. Последний звонок, выпускные вечера, школьный
летний лагерь и просто отдых на переменах – вот неполный список
мероприятий, которые проходят на нашем школьном дворе. Эстетический
аспект в оформлении пространства двора является немаловажным в создании
благоприятных условий для самореализации учащихся.
Трепетное отношение детей, их родителей и сотрудников школы ко всему,
что нас окружает, позволило спланировать целое направление в творческой
деятельности нашего коллектива – эстетическое оформление пришкольного
участка, как средство формирования информационно–коммуникативной
компетенции учащихся.
В народе говорят: человек счастлив, когда он живет приятными
воспоминаниями о своем детстве, ведь опорой в его жизни является мир
детских впечатлений.
Детство неразрывно связано со школой, школьным двором. Здесь мы
встречаемся первого сентября, здесь мы провожаем очередной выпуск
учащихся. Насколько эстетично, комфортно, уютно и функционально
выглядит школьный двор, настолько сильнее наши эмоции, впечатления,
ведь школа – наш второй дом …
Общеобразовательная школа №7 расположена в г. Аше Челябинской
области.
Одним, из направлений деятельности школы является экологическое и
трудовое воспитание школьников. Школьный двор и школьная территория
стали эффективным средством формирования экологической культуры
4
учащихся, становления их нового гражданского сознания. Эту работу мы
рассматриваем, как часть системы социального становления личности.
Школьный двор – это визитная карточка нашего образовательного
учреждения. Как театр начинается с гардероба, так и школа со школьного
двора. Лицо школы – школьный двор, поэтому территорию необходимо
изменять, дополнять и постоянно вносить какие–либо творческие элементы,
например: газоны, клумбы–цветники, скульптуры, водоемы с их мостками.
Двор должен быть эстетически привлекательным, постоянно ухоженным.
Данная проблема является актуальной не только для обучающихся
школы, но и для города в целом, так как наш двор является единственным
местом для проведения школьных мероприятий: первый звонок, выпускной
вечер, последний звонок.
Актуальность выбранной темы: благоустройство территории играет
важную роль в жизни человека – красиво устроенные клумбы, малые формы,
элементы ландшафта оказывают влияние на настроение человека, его
здоровье и настроение, создают благоприятный микроклимат ученическом
коллективе.
Цель проекта – изменение ландшафтного обустройства территорий
школы насаждение зелёных газонов, ярких цветников, обустройство
уютных уголков для отдыха.
Школьный двор – это визитка школы, требующая постоянной и
целенаправленной работы по благоустройству. Проблема состояния и
благоустроенности школьного двора имеет глубокое экологическое значение.
Существует хорошая пословица: «Человека встречают по одежке, провожают
по уму». Поэтому большое значение имеет внешний вид школы, а
окружающая ее территория должна быть не только красивой, но и
экологически чистой. Ведь именно здесь мы проводим большую часть
времени. Это и спортивные занятия, и отдых во время перемен, и проведение
культурно–массовых мероприятий, и уборки территорий. Экологическая
обстановка влияет на наше здоровье и организм в целом.
5
Гипотеза: создание элементов ландшафтного дизайна на пришкольной
территории может привлечь внимание учащихся и их родителей к
экологическим проблемам микрорайона школы и повысить социальную
активность населения.
Данный проект позволяет учащимся, педагогам, родителям прикоснуться
к историческому прошлому школы, ее настоящему и будущему. Работа в
этом проекте дает возможность педагогам развивать у учащихся
патриотические качества, активную жизненную позицию, а также
реализовать способности художников, дизайнеров, исследователей.
Цель исследования: влияние создания элементов ландшафтного дизайна
пришкольной территории на успешную реализацию программы
экологического воспитания учащихся и повышение социальной активности
жителей микрорайона школы.
Задачи исследования:
–выяснить мнение учащихся школы и жителей микрорайона о необходимости
благоустройства пришкольной территории;
–изучить экологическое состояние пришкольной территории;
–познакомиться с основами цветоводства и ландшафтного дизайна;
–разработать дизайн – проект школьного двора;
–провести поэтапную реализацию мероприятий проекта по благоустройству и
озеленению школьного двора.
Объект исследования: современные формы ландшафтного дизайна.
Предмет исследования: возможность создания элементов ландшафтного
дизайна на пришкольной территории с учетом ее экологических
особенностей.
Сроки исследования: с января 2017 года по август 2019 года.
Методы исследования:
–социологический опрос;
–анализ научно– популярной литературы по ландшафтному дизайну;
–практическая деятельность.
Механизмы реализации проекта.
6
– Выполнение проекта осуществляется по нескольким направлениям
(Приложение 1);
–Этапы реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной
территории (Приложение 2);
–План мероприятий подготовительного, проектировочного и практического
этапов (Приложение 3).
Ожидаемые результаты.
Краткосрочные результаты:
1. Анализ результатов социологического опроса населения микрорайона,
учителей, учащихся, родителей.
2. Определение лучших рисунков школьного конкурса по дизайну клумб
«Школьный двор моей мечты».
3. Распространение буклетов среди социума микрорайона с целью
привлечения внимания к сохранению ландшафтных форм школьной
территории.
4. Озеленение и благоустройство пришкольного участка: прокладывание
дорожек, разбивка клумб, Поддержание чистоты и порядка на школьной
территории.
5. Знакомство учащихся с основами цветоводства, овладение
агротехническими приёмами выращивания растений.
Долгосрочные результаты:
1. Повышение социальной активности учащихся и родителей.
2. Повышение уровня общей культуры населения микрорайона.
Формирование экологического сознания и ответственности у школьников и
родителей.
3. Формирование у участников проекта навыков практической
природоохранной работы и исследовательской деятельности.
4. Улучшение экологического состояния и эстетичного вида пришкольной
территории.
5. Формирование личностных качеств учащихся: целеустремлённости,
трудолюбия, толерантности.
7
6. Повышение мотивации и самооценки учащихся, формирование умения
делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и
результаты собственной деятельности.
l. Школа – твой дом, будь хозяином в нем…
Красота – это плод постоянного вдохновения,
порожденного упорным трудом.
l. l. Описание объекта исследования
Наш школьный двор был основан в 1975 году. На территории нашей
школы были природные газоны. Благоустроенная пришкольная территория
может являться площадкой для реализации программы экологического
воспитания, образования детей и взрослых, которые будут включены в
практическую деятельность по благоустройству и примут участие в массовых
природоохранных мероприятиях.
l. 2 Творческая лаборатория участников проекта.
Обследовав школьную территорию, мы заметили, что наш школьный
двор выглядит не эстетично, не привлекательно
Анкетирование обучающихся, работников школы, родителей показало,
что необходимо провести ряд мероприятий с целью создания уголка с
новыми красивыми клумбами, дорожками. Так родился наш проект по
озеленению и благоустройству школьной территории. Участниками проекта,
который осуществляется с 2017 года, являются учащиеся 5 – 11 классов,
учителя, родители.
В своем исследовании мы стремились максимально привлечь детей в
создание собственных проектов ландшафтного оформления пришкольного
двора. Результатом такого подхода стало проведение конкурса среди
учащихся по заданной теме. Во время подготовки к конкурсу учащиеся
знакомились с основами цветочно–декоративного оформления территории:
классической, регулярной и ландшафтной формами планировки, с
элементами садово–паркового дизайна.
8
Участвуя в проектной деятельности, школьники не только
самостоятельно работали с дополнительной литературой, но и наблюдали за
объектами природы, обращали внимание на эстетическое исполнение
озеленения дворов других школ и парков.
Желание придать своему школьному двору красивый, облагороженный
вид, делает каждого ребёнка неравнодушным, стимулирует его активность.
Свобода творчества школьников имеет глубокий педагогический смысл. Она
расширяет умственный кругозор, усиливает продуктивность фантазии,
вызывает положительные эмоции, помогает с большой настойчивостью и
изобретательностью преодолевать трудности. Важно только приучить
учащихся к тому, чтобы усилием воли задуманный образ был непременно
осуществлён и замысел был выполнен до конца.
Благодаря реализации нашего проекта в школе мы получили вот такой
результат:
–здоровую среду обитания;
–увеличение числа учащихся, включенных в проектно–исследовательскую
деятельность;
–самый благоустроенный и безопасный школьный двор;
–развитую инфраструктуру и современный ландшафт школьного двора;
–высокую мотивацию учащихся на социально–значимую деятельность;
–расширение партнерского взаимодействия;
–повышение экологической и социальной культуры.
Практическая значимость нашего проекта состоит и в том, что ученики,
участвуя в конкурсах праздника « Золотая осень», используют для поделок и
букетов наш школьный потенциал. Мы поздравляем пожилых учителей в
«День пожилого человека», выполняем декоративные букеты, занимаемся
флористикой собственно выращенными букетами цветов!
В ходе работы над нашим проектом мы показали:
–актуальность и значение приобретенных экологических знаний;
–необходимость и важность сохранения окружающей природы для будущих
поколений;
9
–мы проявили фантазию и творчество, реализуя наш проект.
Окружающие учащихся деревья, цветущие клумбы, дорожки с
ухоженными бордюрами, по которым он ходит каждый день, навсегда
останутся в памяти еще многие годы. Все это будет самым чистым и светлым
воспоминанием о школьных годах, которое пронесут в своих сердцах все
выпускники школы.
ІІ. ШКОЛЬНЫЙ ДВОР – ДВОР МОЕЙ МЕЧТЫ
«Любовь к природе, как, впрочем,
и всякая человеческая любовь,
несомненно, закладывается в нас
с детства».
И. С. Соколов–Микитов
2. 1. Основы ландшафтного дизайна
Цветочно–декоративное оформление является частью озеленительных
работ и в большинстве случаев неразрывно связано с древесно–
кустарниковыми насаждениями. Цветы нужно высаживать тогда, когда
территория будет полностью благоустроена: проложены дорожки, посеяны
газоны. Искусство цветочного оформления состоит в том, чтобы при
наименьших затратах получить наибольший декоративный эффект. Цветники
– наиболее дорогостоящий и трудоемкий вид из всех форм озеленения. Их
размещают на самых видных, парадных местах, вдоль дорожек так, чтобы
ассортимент цветочных культур обеспечил непрерывное цветение в течение
длительного времени.
Для оформления школьного участка мы выбрали пейзажный стиль.
Тема нетронутой, а лишь слегка «исправленной» природы, простоты и
естественности порождает романтизм, сентиментализм. Особенно важно в
пейзажном стиле то, что он вызывает меньше разрушений и лучше
объединяется с окружающим ландшафтом.
10
Газон придает участку ухоженный и опрятный вид, создает приятный
глазу спокойный общий фон, идеальный для любых цветов и композиций
растений. На фоне газона особенно ярко проявляется окраска и форма
цветов.
Цветник – очень мощный прием выделения какого–либо участка
местности, позволяющий организовать общий план участка, оживить
монотонный весной и осенью ландшафт. Цветочное оформление должно
быть правильно спланировано и равномерно размещено. Цветники могут
иметь различные размеры, формы, композиционные решения, цветочные
сочетания декоративных растений в зависимости от назначения и
месторасположения. К элементам цветочного оформления регулярного стиля
относятся клумбы, бордюры.
III. ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Если б каждый человек на кусочке своей земли
сделал бы все, что он может,
как прекрасна была бы земля наша.
А.П. Чехов
3.1. Этапы реализации проекта.
Приступая к работе, мы провели анализ ситуации на данный момент с
целью определения наиболее важных проблем, которые требуют
оперативного решения. После того как были определены проблемы, была
проведена работа по выявлению наиболее важной из них – художественное
оформление школьного двора. В апреле 2017 года был дан старт конкурсу
«Аукцион идей» на лучший рисунок по благоустройству и озеленению
школьного двора для учащихся 5 – 11 классов. Представленные рисунки
определили основные этапы направления по благоустройству школьного
двора:
–создание цветников с использованием современных элементов
ландшафтного дизайна;
11
–обновление спортивной площадки;
–восстановление травяного покрова территории;
–организация поддержания чистоты и порядка на территории;
Работа по реализации и перепланировке школьной территории началась с
принятия в 2017году проекта «Благоустройство и озеленение пришкольной
территории «МКОУ СОШ№7», который реализуется и в настоящее время,
так как рассчитан на 3 года.
Первоочередной задачей для реализации нашей идеи было проведение
социологического опрос учащихся школы на предмет личного отношения к
благоустройству территории вокруг школы. Было опрошено 200 человек.
При статистическом анализе анкет выяснилось, что 94% опрошенных
учеников считают, что после благоустройства пришкольная территория стала
намного привлекательнее и чище (это на 84% больше по сравнению с
данными до благоустройства), а 60% готовы содействовать в реализации
данного проекта и в дальнейшем. До реализации данного проекта 40%
опрошенных ответили на данный вопрос отрицательно. Таким образом,
количество учащихся , которым не нравилось состояние пришкольной
территории, сократилось на 56%. (Приложение 4).
Важное значение мы придавали и изучению литературы по ландшафтному
дизайну. Красивое платье начинается с выкройки, а красивый участок – с
эскиза, нарисованного на листке бумаги. В школе был объявлен конкурс
эскизов пришкольного участка, которые школьники разрабатывали с учетом
освещенности территории, состава почв, видового разнообразия цветочно–
декоративных растений. В этом процессе принимали участие также и
родители. Обсудив эскизы на заседании Совета школы, мы отобрали
лучшие, которые содержали новые элементы ландшафтного, использования
малых архитектурных форм, красивые клумбы, газоны, дорожки,
скульптуры.
3.2. Проект оформления пришкольного участка.
Обозначения на плане:
1- здание школы;
12
2 – центральное крыльцо.
Старшеклассники, в рамках работы экологического отряда «Экос»,
произвели закладку с последующим оформлением дорожек, а также разбивку
цветочных клумб, в соответствии с требованиями представленных эскизов.
Самым разнообразным элементом ландшафтного дизайна по геометрической
форме и видовому составу цветочно–декоративных растений являются
клумбы. Поверхность клумб плоская, вровень с газоном. Ни одна территория
не будет выглядеть красочно без зеленых газонов. Экологическая бригада
старшеклассников, посеяла газонную траву.
Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства
пришкольной территории.
В ходе реализации проекта были выполнены следующие работы:
–Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов,
жителей микрорайона по проведению основных мероприятий проекта
(сформированы творческие группы по разным направлениям деятельности,
на подготовительном этапе проведена ландшафтная организация школьной
территории, выбраны растения для озеленения).
– Проведен сбор информации и опрос учащихся для оценки реализации
проекта по озеленению и благоустройству пришкольной территории.
– Произведена обрезка деревьев, выкорчеваны погибшие деревья и
кустарники, побелены стволы деревьев.
– Проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора
(организованы общешкольные субботники).
–Составлен эскиз ландшафтного дизайна пришкольного участка.
–Проводилась разъяснительная работа среди учащихся о пользе озеленения
пришкольной территории.
–Проведен конкурс на лучший эскиз ландшафтного дизайна центральных
клумб.
–Собрана рассада для посадки многолетних цветов совместно с родителями.
–Окрашены спортивные объекты на территории школы.
3.3. Практические рекомендации.
13
1. Продолжить научно–исследовательскую работу по изучению
экологического состояния пришкольной территории.
2. Организовать на пришкольной территории проведение экскурсий и
практических работ учащихся: фенологические наблюдения, описание
природно–антропогенных ландшафтов, изучение влияния антропогенных
факторов на состояние растений, видового состава растений.
3. Активизировать работу «Экологической тропы»,
4. Заложить на школьном дворе розарий, сиренгарий.
5. Освещать этапы реализации проекта в СМИ, вести пропагандистскую
работу среди учащихся с целью привлечения внимания и содействия
благоустройству и экологическому обновлению пришкольной территории.
6. Продолжить реализацию проекта согласно плану благоустройства
школьной территории.
ВЫВОДЫ
Окружающая среда —это мы с вами.
Чарлз Панати
В школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят
необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное,
творить красоту. Нужно сделать так, чтобы помещение школы и
пришкольная территория были притягательными, в чем–то волшебными. В
школе и вокруг нее на воспитание ученика должен работать каждый
квадратный метр. Реализация данного проекта помогает созданию условий
для использования творческих способностей учащихся и вовлечению
учащихся школы в процесс дизайнерского преобразования окружающего
мира. Не остались равнодушными учащиеся и родители: активизировалась их
социальная позиция, которая выразилась в желании помочь в осуществлении
данного проекта. Кроме того, повысилась конкурентоспособность школы
путем создания имиджа красивого уютного дома, красота которого создается
инициативой и трудом детей и педагогов, а также родителями.
14
Пришкольная территория является эффективным продолжением и
дополнением традиционного учебно–воспитательного процесса,
экспериментальной и исследовательской деятельностью. На свежем воздухе
проводятся массовые внеклассные мероприятия: общешкольные сборы и
линейки, вечера выпускников, ярмарки, спортивные соревнования. В любое
время года на школьном дворе ведутся природоохранные работы:
▪ Осенью развешиваются кормушки, проводятся экологические субботники по
очистке территории;
▪ зимой ребята подкармливают птиц;
▪ весной обновляется видовой состав растительности, проводится
природоохранная пропаганда среди учащихся и взрослого населения
микрорайона;
▪ в летний период школьники проходят трудовую практику (уборка
территории, уход за растениями). Учащиеся, посещающие летний школьный
лагерь, проводят конкурсы рисунков на асфальте, спортивные соревнования
и эстафеты, «уроки» по изучению правил дорожного движения.
Наш школьный двор – это универсальное средство, которое
одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую,
духовно–нравственную, функцию социального закаливания, гражданского
становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.
Замысел данного проекта был таков, чтобы создать такой школьный двор,
где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы,
идеальную модель маленького мира цветов. Красота, созданная своими
руками, станет основой в формировании личностных качеств учащихся, в
том числе чувства ответственности и уважения к результатам как
собственного, так и чужого труда.
Интересно оформленный школьный двор улучшил настроение, повысил
жизненный тонус, положительно начал влиять на здоровье, как детей, так и
взрослых. Благоустраивая территорию нашей школы, мы, тем самым,
улучшили облик города, поскольку школа является одним из его культурных
15
центров. Кроме того, не следует забывать, что пришкольная территория – это
также зона отдыха пожилых людей и прочих жителей близлежащих домов.
Подобные территории – будущее в обучении новых поколений. От
личного участия каждого в движении за мир и за здоровую биосферу
зависит, каким станет лик Земли и где находится человечество в данный
момент: в начале или в конце своего путешествия в будущее.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
16
1. Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА–ПРЕСС,2000.
2. Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: учебн. Пособие–М.:
АО МДС, 1996 г.
3. Акимушкин И. /Причуды природы .М. 1992.
4. Анисенковой / Экологическое образование школьников, И.М. Швец. –
Н.Новгород, 1993.
5. Винокурова, В.В. Николина. /Углубленное изучение экологии в школе – Н.
Новгород, 1991.
6. Грехова Л.И. В союзе с природой. – М. – Ставр., 2002.
7. Доббс Л., Вуд С., Культура сада: дизайн, выбор растений, работа в
саду/Практическое руководство/Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола
21–й век», 2002.
8. Немова Е. «Дизайн садового участка» М. Фитон 2004г
9. Петров В.В. Из жизни зеленого мира . М. : Просвещение , 1982.
10. Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир . М. : Просвещение ,
1996.
11. Трубицин М.А., Габрук Н.Г. Практикум по химии окружающей среды.
Учебное пособие., БелГУ, 2007, 98 с.
17
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
– проведение социологических исследований,
– изучение экологического состояния предполагаемых
ландшафтных участков территории школьного двора;
– приобретение учащимися знаний, необходимых для
успешной реализации проекта;
– распространение информации среди учащихся и
педагогов школы;
– организация и проведение практической работы по
реализации проекта по благоустройству и озеленению
школьного двора.
Приложение 2
Этапы реализации проекта озеленения и благоустройства
пришкольной территории
Мотивация, целеполагание проекта.
Построение ориентировочной схемы
деятельности
Анализ промежуточных результатов
работы и внесение изменений
Сопоставление действительных и
желаемых результатов работы.
Переход на следующий уровень
развития.
18
План мероприятий подготовительного этапа
Старт конкурса учащихся «Аукцион идей» на
лучший мини–проект по благоустройству
школьного двора»
Конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты
Учащиеся 5-11
классов
учитель ИЗО
План мероприятий проектировочного этапа
Разработка коллективного проекта
школьного двора:
– создание проектной группы;
– создание экспликаций
ландшафтных участков и цветников.
Учитель ИЗО, активисты
инициативной группы проекта
План мероприятий практического этапа
Приобретение семян и выращивание
рассады, гравийных материалов.
Учитель, ИЗО и технологии
актив 5–11 классов,
родители.
Трудовой десант по благоустройству
школьного двора и работа летнего
экологического отряда «Экос»
➢ уборка мусора на пришкольной
территории. Разбивка клумб, газонов,
➢ Создание ландшафтной композиции
Учителя и учащиеся 5-11
классов
Обработка почвы и посадка рассады
цветочных культур на школьном дворе.
Обновление спортивной площадки
Учителя физкультуры,
учащиеся 8–11 классов
Уход за посаженными цветочными
культурами.
Классные коллективы 5 – 11
классов
Осенние работы:
сбор и подготовка семян к хранению;
– осенняя обработка почвы.
Учитель ИЗО и технологии,
учащиеся 8–11 классов