География 5 класс. Практическая работа. Задание. Нарисуйте план местности, используя условные знаки и обозначьте расстояние каждого объекта. Описать ход работы, какое нам потребуется оборудование. Как сделать практическую работу на тему “Составление плана местности”, как составить план местности? Чтобы составить план местности, нам понадобится:
Первое с чего начинают план, это конечно масштаб, возьмем например 1:10000 (т.е. в 1 сантиметре на карте, помещается 100 метров местности). Далее с помощью компаса находим север и обязательно указывает его на нашем листе бумаги, в верхней части, только там. Потом дорисовываем юг, запад и восток. Юг внизу нашего листочка, запад слева, восток с права. Дальше наносим на карту исходную точку, например дерево и начинаем от неё “плясать”, измерять расстояния от исходной точки до условных знаков, нанося их на нашу карту используя линейку и свои шаги. система выбрала этот ответ лучшим Светланочка100 5 лет назад Для того, чтобы нам с вами нарисовать план, нам нужно продумать и соблюсти расстояние и условные обозначения. Для этого нужно изучить местность, попробовать даже её зарисовать. Для работы вам понадобится хорошо отточенный карандаш, визирная линейка, тренога планшет. Ход работы. выбираете масштаб, к примеру 1:5000, далее определяете стороны света, “север-юг”, “запад-восток”, проводим линии. Все предметы, которые находятся на данной местности, нужно будет наносить на план условными знаками. Нужно определить исходную точку- это мост и речка, теперь с помощью визирной линейки направляем поочерёдно на объекты и изображаем кусты, дом и так далее. Изображаем реку условными знаками, а также луг и смешанный лес. Так мы делали визирование предметов, этот способ называется полярный. Есть и другой, который называется – азимутальная съёмка. Алмазный британец 3 недели назад Что такое план местности с условными знаками? Это чертёж участка, который делают в масштабе. Именно благодаря этой величине (масштаб) и отличается этот чертёж от рисунка обычного. На плане мы видим чертёж какой-то местности сверху и с условными знаками, которыми обозначают разные объекты на данной территории. Ниже можно познакомиться со знаками. Одна картинка – вид, а вторая – знак. Для лучшего понимания. План местности можно составить двумя способами. Либо по описанию, либо после пешей прогулки. Это ещё называется «маршрутная съемка». Как составить план местности? В качестве примера возьмём описание.
Go Green 9 месяцев назад Чтобы выполнить практическое задание по географии по рисованию плана местности, нужно хорошо подготовиться. Пройти весь теоретический материал, расссмотреть готовые планы местности и попробовать из прочитать. Далее нужно подготовить лист бумаги, линейку, циркуль, простой карандаш и ластик, цветные карандаши. План местности лучше раскрашивать именно цветными карандашами, тогда изображение получится точным и аккуратно выполненным. Обязательно нужно определит масштаб изображения и указать его значение внизу карты. Еще обязательный элемент- стороны света, нужно указать направление север-юг стрелками. Стрелка указывает на север. При изображении рельефа нужно использовать принятые условные обозначения. Нэпэйшни 3 года назад План местности- это графическое изображение местности в уменьшенном виде ,как правило эта маленьки участок местности. На них есть условные знаки. План местности применяется в сельском хозяйстве и строительстве. Для рисовки плана нужен большой лист ,карандаши цветные и линейка, компас. Определяем масштаб и на местности направления сторон, заносим на лист условные знаки в соответствии с местностью как на изображение и раскрашиваем. Сады в зеленый цвет, реки в голубой Mixailsal 3 года назад Чтобы осуществить проект по рисования плана местности вам нужно знать несколько моментов: нужно знать реальное расстояние между объектами ,для этого хорошенько изучите и посетите местность.Для работы запаситесь: большим листом ,карандашами линейкой и компасом. Оптимальный масштаб для такой школьной работы это 1:5000 .Перед работой не забываем определить стороны света и исходную точку от нее рисуем, условные знаки как на картинке и раскрашиваем Знаете ответ? |
Содержание
- Составление плана школьного двора. Ориентирование на местности
- Составление плана местности
- К.С. ЛАЗАРЕВИЧ
- Измерение расстояний
- Что приготовить для съемки
- Ход работы
Составление плана школьного двора. Ориентирование на местности
Прежде чем приступить к выполнению работы необходимо ответить
на следующие вопросы:
Что такое план местности, чем он отличается от топографической карты?
Какие условные знаки вам известны?
Что такое масштаб? Какие виды масштаба вы знаете?
Для того чтобы составить план местности подготовьте приборы и оборудование:
Планшет (лист тонкой фанеры или плотного картона размером 25 на 30 см);
Линейка (желательно визирная – треугольного сечения);
Простой карандаш (твердостью Т или ТМ);
Набор цветных карандашей;
Ручка с черной пастой или гелем;
Лист чертежной бумаги формата А4;
Скотч или тесьма для прикрепления бумаги и компаса;
Основные этапы работы.
I. Подготовительный этап: в классе или дома подготовьте необходимое оборудование, материалы и расчеты для работы, для этого:
Аккуратно прикрепите на планшет лист чертежной бумаги при помощи липкой ленты (кнопки и скрепки не используйте из-за того, что они могут повлиять на показания компаса);
Отступив от каждого края листа по 0,5 см, прочертите линии рамки плана, шириной примерно 2 мм. Линии рамки будут помогать определению сторон горизонта;
В левой верхней части листа прочертите стрелку, параллельную рамке плана, это будет направление «север-юг». Длина стрелки должна быть 3 см; В верхней части стрелки напишите большую букву «С» – она будет указывать направление на север;
Рядом со стрелкой «север-юг» на планшете прикрепите компас. Это можно сделать при помощи двухсторонней липкой ленты или тесьмы, плотно привязав компас к планшету;
Для измерений расстояний на местности можно применить метод «пар шагов». Для этого на спортивной площадке или другом ровном месте отмеряют 100 м и проходят это расстояние спокойным шагом, считая количество пар шагов под правую ногу. Определив, что в 100 м, например, 70 пар шагов, устанавливаем, что в 10 метрах ― 7 пар шагов.
Определите масштаб, в котором вы будете чертить план. Важно учесть, что бы план был не слишком мал, но и не выходил за пределы листа. Для расчета измерьте самое большое расстояние на школьном дворе. Если это расстояние, выраженное в необходимом масштабе, поместиться на листе, то можно продолжить работу, если не поместиться, то уменьшите масштаб. Чаще всего школьный двор можно выразить в масштабе в 1 см ― 10 м, если школьный двор достаточно большой и при этом необходимо, например, нанести еще и пришкольный участок, то масштаб может быть в 1 см ― 20 м и менее.
II. Этап измерений на местности и вычерчивание плана. Проводится на местности. Все построения и вычерчивание осуществляются простым карандашом и тонкими линиями (вспомогательными).
На школьном дворе выберете место, с которого начнете чертить план. Лучше всего за первую точку взять, например, угол школы или забора;
Сориентируйте планшет. Для этого встаньте в выбранной точке школьного двора. Освободите стрелку компаса и установите планшет строго горизонтально, чтобы стрелка свободно вращалась. Поворачивая планшет, добейтесь, чтобы стрелка компаса встала строго параллельно стрелке «север-юг» на листе бумаги. Процедуру ориентирования нужно проводить каждый раз, переходя на новую точку измерений;
На листе бумаги простым карандашом отметьте точкой свое местонахождение;
Приложите линейку к точке № 1 и визируйте взгляд, то есть прицельтесь по кромке линейки на какой либо объект, например, другой угол школы и проведите тонкую (вспомогательную) линию. При этом планшет должен оставаться неподвижным, чтобы не сбить стрелку компаса (помните, что она должна быть всегда параллельна стрелке на плане);
Пройдите по линии прицеливания, измерьте расстояние в парах шагов и отложите его в масштабе на плане при помощи циркуля-измерителя. Отметьте точку № 2. Прочертите линию от точки 1 до точки 2. Это будет стена школы. Сотрите ластиком вспомогательные линии;
Повторите эту процедуру, пройдя по всему периметру школы;
Для нанесения других объектов на план всегда выбирайте точку вашего местоположения (сейчас это может быть любой угол школы), вновь сориентируйте планшет, провизируйте направление на объект, измерьте расстояние до него и в масштабе отложите на плане. В найденной точке условным знаком отметьте объект визирования;
Необходимо нанести все значимые объекты: здания, заборы, дорожки, деревья, кусты и т. д. Избегайте излишней детализации:, не обязательно наносить каждый куст в отдельности или все деревья учебно-опытного участка, можно показать их группами (кустарник, лесопосадка);
III. Этап оформления работы. Осуществляется в классе или дома.
Цветными карандашами раскрасьте условные знаки в соответствующие цвета. Раскраску площадных объектов лучше делать методом «размывки». Для этого на закрашиваемую площадь перочинным ножом с грифеля карандаша соскребывается цветной порошок, затем деревянной палочкой (спичкой) с намотанной на нее марлей, аккуратно растирается порошок по всей площади. Этот метод позволяет равномерно закрасить поверхность;
Когда составление плана будет завершено, в нижней части листа укажите масштаб в 3 видах: численном, именованном и линейном;
В верхней части плана крупно напишите его название «ПЛАН ШКОЛЬНОГО ДВОРА»;
Аккуратно открепите лист с готовым планом от планшета;
Подпишите свою работу в нижнем правом углу рамки.
Источник
Составление плана местности
К.С. ЛАЗАРЕВИЧ
Приступать к составлению плана местности можно тогда, когда учащиеся уже имеют представления о сторонах горизонта, азимутах, назначении и устройстве компаса, условных знаках и масштабе.
Если на листе бумаги нанесена какая-то точка местности — назовем ее начальной, известно и нанесено на этом же листе направление на север, то положение любой другой точки относительно начальной может быть определено, во-первых, азимутом направления на эту точку от начальной и, во-вторых, расстоянием между точками, наносимыми в выбранном масштабе.
Как наносят на план направления, мы объясним при описании хода съемки. Теперь же уделим внимание измерению расстояний.
Измерение расстояний
Рис. 1.
Счет шагов
тройками
Расстояния обычно измеряют лентой, размеченной на метры и сантиметры. Это может быть знакомый всем портновский сантиметр, но он короток, всего полтора метра. Чаще пользуются рулеткой, ее лента может достигать 20—30 метров. Когда ведут точные измерения, применяют стальную ленту длиной 20 м, ее длина проверяется очень тщательно. Сейчас применяют и другие, гораздо более точные и гораздо более сложные, инструменты, однако прямое измерение лентой еще производят часто.
Но порой бывает достаточно приблизительных измерений, тогда оценивают расстояния на глаз или считая шаги.
Можно считать шаги по одному, произнося (вслух или про себя) при каждом шаге: раз, два, три, четыре. Но на шестом-седьмом десятке шагов, когда нужно будет произносить (хотя бы и про себя) длинные числа — пятьдесят семь, пятьдесят восемь, пятьдесят девять, шестьдесят, шестьдесят один. — счет начнет от шагов отставать, придется замедлять ход. Большинство считает шаги парами: начав движение с левой ноги, считают только шаги правой: и — раз — и — два — и — три — и — четыре. Специалисты говорят, что при счете на одну и ту же ногу невольно наступаешь на нее сильнее, и она быстрее устает, а потому предпочитают считать тройками: и — и — раз — и — и — два — и — и — три — и — и — четыре. (рис. 1). Такой способ без привычки кажется неудобным, но когда научишься, начинаешь считать тройками без всякого труда; преимущество в том, что при движении с левой ноги нечетные шаги всегда приходятся на левую ногу, четные — на правую, это служит контролем.
Не нужно измерять длину одного шага, пары или тройки шагов. Отмерьте на местности 100 метров и пройдите их своим обычным ходом, без напряжения (чтобы шаги не получились слишком длинными), считая пары или тройки шагов. Если, например, в 100 метрах уложилось 50 троек, то 5 троек составят 10 метров; если в 100 метрах — 70 пар шагов, то в 10 метрах будет 7 пар. Но такие круглые числа бывают редко. Чтобы не считать каждый раз, составьте таблицу, округляя расстояние до метра; точнее не нужно, все равно шагами доли метра вы не уловите. Вот такой будет таблица, если в 100 м насчитали 44 тройки.
Число троек | Метры | Число троек | Метры |
---|---|---|---|
1 | 2 | 8 | 18 |
2 | 5 | 9 | 20 |
3 | 7 | 10 | 23 |
4 | 9 | 20 | 46 |
5 | 11 | 30 | 68 |
6 | 14 | 40 | 91 |
7 | 16 | 44 | 100 |
Нетрудно посчитать, что, если пройдено 36 троек шагов (то есть 30 + 6), это будет 68 м + 14 м = 82 м. Сколько метров составят 17 троек? Сколько метров составят 42 тройки? После 100 метров начинайте счет снова, только не сбейтесь, сколько сотен метров пройдено. И помните, что для другого эта таблица годится только тогда, когда он насчитал в 100 метрах столько же троек.
Магнитная стрелка показывает не точно на север. Например, в Москве и Подмосковье стрелка отклоняется на 5—7° к востоку. Но мы это отклонение учитывать не будем.
Что приготовить для съемки
Чтобы составить план местности, нужно иметь следующее оборудование:
— лист чертежной бумаги (размер выберите сами, для начала хорош 20 х 30 см);
— карандаш, лучше всего Т или ТМ (какие обозначения соответствуют этим в иностранной маркировке?);
— планшет — фанерка или лист твердого картона; по ширине и длине больше листа бумаги сантиметров на 10;
— подставка для планшета; это может быть тренога (например, фотографический штатив) или просто заостренная палка, например лыжная, которую можно воткнуть в землю; крепить планшет на подставку не обязательно;
— канцелярские кнопки (4—5 штук);
— таблица длины шагов;
— линейка длиной 20—30 см;
Хорошо, если у линейки будет сверху ребрышко, по которому ее можно навести на нужный предмет. Это визирная линейка (рис. 2). Если визирной линейки нет, воткните в обычную плоскую линейку снизу две чертежные кнопки, по ним и будете наводить линейку на предмет (рис. 3).
Рис. 2.
Сечение визирной линейки
Приколите бумагу на планшет. Проведите вдоль края планшета стрелку — это будет направление север—юг. Такую же стрелку, параллельно, начертите вдоль края бумаги. Прикрепите на угол планшета компас так, чтобы направления на север на компасе и на планшете совпадали. Компас можно прикрепить к планшету липкой лентой (скотчем); можно просверлить в планшете отверстия и закрепить компас прочной ниткой. Но не используйте железную проволоку (например, скрепку): к ней будет притягиваться магнитная стрелка, и компас будет показывать неверно; медной или алюминиевой проволокой (от провода) воспользоваться можно.
Рис. 3.
Самодельная визирная линейка
Если есть хорошая, длиной не менее 10 м рулетка, можно воспользоваться ею для измерения расстояний, это проще и точнее, чем шагами; тогда таблица длины шагов не потребуется. Но все дальнейшее описание съемки построено применительно к измерению шагами.
Ход работы
Выйдите на тот участок, который вы собираетесь снимать.
Оцените его размеры, сравните с размерами листа бумаги и выберите масштаб будущего плана. Начертите вдоль края листа бумаги линейный масштаб, чтобы не нужно было в дальнейшем каждый раз вычислять расстояния. (Если участок большой, нужно выбрать более крупный или более мелкий масштаб по сравнению с тем, который нужен для маленького участка?) Найдите где-нибудь в середине снимаемого участка такую точку, которую в дальнейшем будет легко узнать, — это будет начало вашей съемки. Нанесите эту точку на бумагу в середине планшета.
Вам нужно нанести на план какую-то точку, находящуюся на некотором расстоянии от начальной, — это может быть, например, дерево, угол дома, поворот дороги. Станьте на начальную точку и расположите планшет горизонтально. Освободите (отстопорьте) стрелку компаса. Подождите, пока стрелка перестанет колебаться, и разверните планшет так, чтобы ее северный (темный) конец совпал с обозначением севера на шкале компаса. Вы повернули планшет так, что стрелка север—юг на нем действительно совпала с этим направлением. Поставить планшет в такое положение — значит ориентировать его (рис. 4).
Рис. 4. Ориентирование планшета:
а — планшет не ориентирован,
б — планшет ориентирован
Положите линейку на планшет таким образом, чтобы ее край проходил через нанесенную на бумаге начальную точку съемки, а направлена линейка была на ту точку, которую вам нужно нанести. Проведите линию по линейке. Край планшета и стрелка север—юг направлены на север — этого мы добились благодаря ориентированию планшета.
А линия, прочерченная на бумаге, составит со стрелкой север—юг такой же угол, какой составляет с направлением на север направление на снимаемую точку, он будет равен азимуту направления на эту точку. Таким образом, мы построили угол, равный азимуту, не измеряя его в градусах. Это значит, что можно использовать компас, не имеющий градусной шкалы.
Измерьте расстояние шагами до точки, которую вы наносите. Определите, сколько это будет метров. Пользуясь линейным масштабом, нанесите эту точку на бумагу на линии, которую вы провели.
И так можно нанести любую точку, которая видна с начальной точки съемки. Но редко удается снять весь участок с одной точки: часть его может быть не видна. Найдите точку, с которой видны те места участка, которые вам не удалось увидеть с начальной точки. Нанесите эту точку на план точно таким же образом: прочертите на нее направление и измерьте расстояние до нее. А потом идите на эту точку и продолжайте съемку с нее. Когда вы наносите точку, с которой в дальнейшем будете вести съемку, направление на нее и расстояние до нее нужно измерить особенно тщательно: ошибка в ее положении повлечет за собой смещение всех точек, которые будут сняты с нее. Не поленитесь проверить ориентировку планшета, измерить расстояние шагами дважды или трижды.
Иногда не удается измерить расстояние по прямой между двумя точками; например, между ними вырыта яма. Найдите какую-нибудь промежуточную точку, измерьте расстояние до нее, а уже от нее — до той точки, которую вы наметили вначале (рис. 5).
Рис. 5.
Непрямое измерение расстояния
На некоторые точки можно и вообще не ходить. Проведите направление на недоступную точку (назовем это первым направлением), а расстояние не измеряйте. Потом перейдите на другую точку, которая уже нанесена на план, и проведите направление оттуда на недоступную точку (второе направление). На пересечении линий, обозначающих эти направления, и будет недоступная точка; ее мы нанесли способом засечки (рис. 6).
Рис. 6. Засечка
Но точность измерения углов у нас не очень высока, поэтому расстояние между двумя точками, откуда мы производим засечку, должно быть достаточно большим, чтобы угол между первым и вторым направлениями составил 60—90°. Это наглядно показано на рисунке 7.
Рис. 7.
Засечка, произведенная неправильно (с точек 1 и 2) и правильно (с точек 1 и 3).
Серый фон показывает возможную ошибку в определении направлений;
пунктирной линией очерчена площадь, в пределах которой может
находиться точка, наносимая путем засечки с точек 1 и 2,
сплошной линией — с точек 1 и 3. Видно, что при засечке
с точек 1 и 3 она гораздо меньше
По этим точкам, пользуясь условными знаками, мы нарисуем план местности (рис. 8).
Рис. 8. План школьного двора
При съемке плана вы измеряли многие расстояния. Измерьте расстояние по плану между теми точками, между которыми оно не измерялось, а потом проверьте расстояние прямым измерением на местности. У вас почти наверняка получится некоторое расхождение, но если вы измеряли тщательно, оно будет невелико.
Источник
Adblock
detector
План урока:
Способы изображения земной поверхности, их отличия друг от друга
Что такое план местности и условные знаки
Составление простейшего плана местности по описанию
Градусная сеть
Географические координаты и их определение по карте
Способы изображения земной поверхности, их отличия друг от друга
В настоящее время мы можем встретить большое множество различных изображений земной поверхности. Съемка может производиться не только на поверхности суши, также может происходить в океане, воздухе и из космоса. Для обозначения всего множества изображений местности используется такое понятие как «геоизображение». Под ним подразумеваются любые модели земных объектов, представленные в графической форме.
Остановимся на видах изображения земной поверхности:
- Глобус – это объемная модель нашей планеты, уменьшенная во много раз. Это изображение земной поверхности отражает действительное соотношение размеров и взаимное расположение различных географических объектов. Также рассматривая глобус, мы можем понять форму и размеры Земли.
В чем же отличие глобуса от планеты Земли? Самое главное отличие в размере – он намного меньше. Объекты показаны с помощью специальных обозначений получивших название условных знаков.
- Карты и планы считаются еще одним способом изображения земной поверхности и отображены на плоскости.
На плане чаще всего представлено изображение небольшого участка земной поверхности на плоскости. Карта несет в себе изображение значительного участка земной поверхности, всегда уменьшенное в масштабе. Здесь представлены отдельные материки, океаны, страны и даже вся планета. Однако во всех случаях географические объекты отмечаются с помощью условных знаков.
- Большое количество карт по определенной тематике объединяются в сборник, получивший название атласа. Они могут различаться в зависимости от разных параметров, познакомимся с ними на рисунке.
- Одним из способов изображения местности считаются аэрофотоснимки и космические снимки. С помощью снимков получают подробное уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.
Сходство всех фотографических изображений то, что они отображают земную поверхность чаще всего в цвете, однако есть и отличия. Например, если выполнять съемку с самолета, то можно получить изображение всех неровностей земной поверхности. Такое изображение получило название аэрофотосъемка.
Аэрофотоснимок местности
С помощью спутников из космоса делают наглядные снимки с изображением земной поверхности на плоскости. В данных снимках все зависит от высоты, на которой находится спутник – чем выше, тем менее детальным будет изображение. Такие снимки называются космические.
Космический снимок Земли
Мы познакомились с различными способами изображения земли. Чем же отличаются все представленные изображения земной поверхности? Представим данный материал в таблице.
Что такое план местности и условные знаки
Чертеж небольшого участка, выполненный в масштабе, получил название плана. Для того, чтобы разобраться, как составить план местности, нужно познакомиться с понятием «масштаб».
Масштаб – величина, показывающая, во сколько раз уменьшено действительное расстояние. Масштабом пользуются при изображении земной поверхности.
Наличие масштаба считается главным отличием от обычного рисунка. Также участок показан как бы сверху и с помощью условных обозначений. Ниже перечислены условные знаки для изображения объектов. Цветная картинка представляет вид местности, а черно-белая – это условное обозначение.
Условные знаки Источник
Зная обозначения легко понять, что находится на данном месте: шоссе или полевая дорога, овраг или река, лиственный или смешанный лес. На плане обязательно указываются стороны горизонта в виде стрелки: С – северное, Ю – южное. Это позволяет ориентироваться, находить взаимное расположение предметов по сторонам горизонта.
Часто в жизни бывает необходимо прочитать план местности или составить его описание. Потренироваться в чтении плана можно используя рисунок ниже. Обратите внимание на стороны горизонта и условные обозначения.
По данному описанию можно не только совершать воображаемый поход, но и можно самостоятельно осуществить составление плана местности.
Как составить простейший план какого-либо участка местности, если нет его описания? В таких случаях пользуются несколькими способами. Сходство их в том, что вы должны обязательно находиться на том участке, где будете составлять план. Познакомимся с основными съемками местности.
- Глазомерная съемка может быть освоена любым человеком, так как установление расстояния между предметами производится на глаз. Для этого понадобятся инструменты: планшет, лист бумаги, компас, карандаш, ластик. На бумаге указываем стороны горизонта, предварительно определенные по компасу, и определяем масштаб. Объекты, находящиеся в пределах нашей видимости, вычерчиваем на план условными знаками.
- Составление плана местности методом маршрутной съемки наиболее простое. Необходимо выбрать маршрут, по которому будем двигаться. Для того, чтобы составить план местности методом маршрутной съемки мы проходим по маршруту и отмечаем объекты, встреченные по пути. Отмечаем их условными обозначениями на листе, обязательно указываем стороны горизонта.
- Полярная съемка считается еще одним способом составления плана местности. Для этого выбирается точка на местности, из которой хорошо видны все объекты. Из данной точки или полюса, производят составление плана. Отмечают стороны горизонта на бумаге, определяют масштаб. Затем кладут линейку и вычерчивают направления на объекты, которые потом измеряют шагами. Измеренные расстояния отмечаются на бумаге.
Составление простейшего плана местности по описанию
Остановимся на составлении плана местности по описанию. Если есть описание маршрута движения или небольшого участка местности, то мы, используя условные знаки, можем составить план.
Рассмотрим на примере движения геологов:
Поэтапно составим алгоритм действий для составления рисунка плана местности.
- На бумаге необходимо провести стрелку, обозначающую стороны горизонта. Это необходимо для ориентирования по плану местности.
- Выберем оптимальный масштаб и обозначим на плане местности. В данном случае приемлем, будет масштаб в 1 см – 100 м.
- Так как геологи двигались в северном и северо-восточном направлении, начальную точку отметим ближе к югу. Началом пути считается родник, поэтому нанесем его условным обозначением на план местности.
- От родника они двигались в северо-восточном направлении 400 м, значит, отмеряем с помощью линейки 4 см. Путь они проходили по грунтовой дороге, обозначаем ее условным знаком на плане местности.
- Достигли они реки, которая протекала с востока на запад. Отмечаем на плане реку и направление ее течения. Через реку обозначаем мост.
- Путь они продолжили по дороге и через 600 м увидели озеро. Линейкой отмеряем 6 см на север и рисуем озеро. Обращаем внимание, что озеро имеет определенные размеры.
- По всей дороге слева от них рос смешанный лес, а справа – хвойный. С помощью условных знаков обозначаем на плане местности.
- От озера отмеряем 5 см на северо-восток и по обеим сторонам тропинки обозначаем луг.
- Затем они вошли в хвойный лес и увидели домик лесника.
В результате проделанной работы у нас должен получиться географический план местности с условными знаками, схожий с представленным ниже рисунком.
Чем же отличается карта от плана местности?
- Масштаб плана более крупный, а на карте более мелкий.
- На плане местности и географической карте объекты изображаются в масштабе, однако на карте это происходит не всегда. Например, города на карте обозначены кружочком, а на плане города есть отдельные улицы и дома.
- Направление на плане определяется по прямой стрелке, а на карте по линиям градусной сети.
Несмотря на все эти различия,они изображают земную поверхность в масштабе с помощью условных знаков.
Градусная сеть
На глобусе и всех географических картах есть сетка из тонких линий, получившая название градусная сеть. Каково же понятие и значение градусной сети?
Градусная сеть Земли состоит из условных линий, пересекающихся друг с другом. Линии эти крайне необходимы для нахождения объектов.
Мы уже знакомы с двумя точками – Северным и Южным полюсом. На равнозначном расстоянии от полюсов проведена линия градусной сети в виде окружности – экватор. Параллельно этой окружности проходят линии, получившие название параллели. Протягиваются они с запада на восток. Через полюса проведены окружности, пересекающие параллели, получившие название меридианы и составляющие градусную сеть. Протяженность меридианов определяется с севера на юг.
Градусная сеть на глобусе Источник
Зная направление протяженности линий градусной сети, можем определить по сторонам горизонта, где находится участок на карте.
Длина параллелей по градусной сети может различаться. Длина по градусной сети меридианов везде одинаковая. В результате главной линией градусной сети считается нулевой или начальный меридиан. Эта главная линия градусной сети простирается по пригороду Лондона и ее легко найти на карте. Этот меридиан разбивает планету на 2 полушария: Западное и Восточное.
Важнейшие линии градусной сети изображены в виде окружности на карте. Поэтому длина параллелей и меридианов по градусной сети измеряется в километрах и градусах. Чтобы понять принцип определения расстояния в градусах, давайте разберемся, как устроена градусная сеть.
Возьмем любую окружность и разделим на 360 частей.
Точки деления соединим с центром окружности, в результате круг будет разбит на 360 углов. Каждый угол будет равен 10. На рисунке каждый угол равен 100, если бы мы провели через 10, то они бы слились друг с другом. Градусную сеть на карте обозначают так же, через определенное число градусов. Чаще всего линии проведены через 100. Очень хорошо видно градусную сеть на контурной карте.
Контурная карта
Отсчет градусов по параллелям ведется от экватора, а по меридианам от начального или Гринвичского меридиана. На градусной сети экватор и начальный меридиан имеют обозначение 00.
По градусной сети карты можно определять расстояние между объектами в градусах и километрах. Рассмотрим на примере.
1) Выявим географические координаты: долгота самой западной точки на параллели 10° с.ш будет соответствовать 15° з.д.; долгота самой восточной точки на этой же параллели будет 52° в.д.
2) Рассчитаем протяженность материка в градусах по 10°с.ш., для этого найдем сумму полученных градусов 15° + 52° = 67°
3) Определим протяженность в километрах по 10° с.ш. Нам необходимо узнать длину параллели. Однако все параллели различны по длине. Можно воспользоваться таблицей, приведенной ниже для ее определения.
В таблице находим длину параллели 100, она составляет 109,6 км. Умножаем ее на выявленные градусы
109,6км • 67 = 7014 км
Получаем длину материка с запада на восток в километрах.
- Выявим географические координаты: широта северной точки на этом меридиане будет равна 32° с.ш., а южной – 37° ю.ш.
- Рассчитаем протяженность в градусах по 20° в.д., для этого сложим выявленные данные 32° + 37° = 69°
- Найдем протяженность в километрах по 20° в.д. Для этого длину 1° меридиана умножаем на полученные градусы
111,3 км • 69 = 7659 км
Величина 1° по меридиану всегда соответствует 111,3 км, так как все меридианы равны друг другу.
По градусной сети можно найти расположение любого участка на планете, их называют географические координаты.
Географические координаты и их определение по карте
В 1960 году с территории СССР запущена ракета, которая, пролетела определенное расстояние и опустилась в заданном районе. Географические координаты данного района равны 100с.ш. и 1700з.д., зная это, можно определить участок приземления ракеты. Однако для определения координат необходимо познакомиться с географической широтой и долготой.
Широта всех участков Земли проявляется в градусах, которые ведут отсчет от экватора (00) к полюсам (900). Санкт-Петербург расположен на 600 северной широты (с.ш.), а Якутск на 640с.ш. Поэтому, чтобы определить географические координаты места на карте, нужно выявить параллель его местонахождения.
На карте полушарий в атласе параллели проведены через 200. Все точки с географическими координатами, находящимися севернее экватора, имеют северную широту. Город Кейптаун имеет географические координаты, лежащие южнее экватора. В данном случае широта будет южная (ю.ш.) и может изменяться от 00 до 900. Таким образом можно составить алгоритм определения широты на карте.
Чтобы определить на карте какое-либо место нужно знать не только географическую широту, но и долготу. Например, на одной широте могут располагаться несколько городов, но географические координаты их будут различные.
Как и широта, долгота выражается в градусах, которые отсчитываются от нулевого меридиана. Географические координаты места на карте расположенного к востоку от меридиана будут иметь восточную долготу (в.д.), а к западу – западную (з.д.). Градусы долготы на глобусе и карте обозначаются на экваторе.
Получив широту и долготу можно указать полные географические координаты. Например, Санкт-Петербург расположен на 600с.ш. и 300в.д. Какие географические координаты имеет столица России – Москва? Ее можно найти между 400с.ш. и 600с.ш., точнее широта 550. Долгота расположена между 400 и 300, приблизительно будем считать 380в.д. Тогда получаем координаты Москвы 550с.ш. и 380в.д.
Рассмотрев различные способы изображения поверхности земного шара, можно сказать, что каждый из них важен не только для ученых, но и простых людей. В настоящее время их применяют во многих областях человеческой деятельности.
Добавил:
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз:
Предмет:
Файл:
Моя Карелия 6 класс.doc
Скачиваний:
45
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
79.73 Mб
Скачать
Составление плана школьного двора. Ориентирование на местности
Прежде чем приступить к выполнению
работы необходимо ответить
на следующие вопросы:
-
Что такое план местности, чем он
отличается от топографической карты? -
Какие условные знаки вам известны?
-
Что такое масштаб? Какие виды масштаба
вы знаете?
Для того чтобы составить план местности
подготовьте приборы и оборудование:
-
Планшет (лист тонкой фанеры или плотного
картона размером 25 на 30 см); -
Линейка (желательно визирная –
треугольного сечения); -
Циркуль-измеритель;
-
Компас;
-
Рулетка ― 10 м;
-
Простой карандаш (твердостью Т или ТМ);
-
Ластик;
-
Набор цветных карандашей;
-
Ручка с черной пастой или гелем;
-
Лист чертежной бумаги формата А4;
-
Скотч или тесьма для прикрепления
бумаги и компаса; -
Перочинный нож.
Основные этапы работы.
I. Подготовительный этап:
в классе или дома подготовьте необходимое
оборудование, материалы и расчеты для
работы, для этого:
-
Аккуратно прикрепите на планшет лист
чертежной бумаги при помощи липкой
ленты (кнопки и скрепки не используйте
из-за того, что они могут повлиять на
показания компаса); -
Отступив от каждого края листа по 0,5
см, прочертите линии рамки плана, шириной
примерно 2 мм. Линии рамки будут помогать
определению сторон горизонта; -
В левой верхней части листа прочертите
стрелку, параллельную рамке плана, это
будет направление «север-юг». Длина
стрелки должна быть 3 см; В верхней части
стрелки напишите большую букву «С»
– она будет указывать направление на
север; -
Рядом со стрелкой «север-юг» на планшете
прикрепите компас. Это можно сделать
при помощи двухсторонней липкой ленты
или тесьмы, плотно привязав компас к
планшету; -
Для измерений расстояний на местности
можно применить метод «пар шагов». Для
этого на спортивной площадке или другом
ровном месте отмеряют 100 м и проходят
это расстояние спокойным шагом, считая
количество пар шагов под правую ногу.
Определив, что в 100 м, например, 70 пар
шагов, устанавливаем, что в 10 метрах ―
7 пар шагов. -
Определите масштаб, в котором вы будете
чертить план. Важно учесть, что бы план
был не слишком мал, но и не выходил за
пределы листа. Для расчета измерьте
самое большое расстояние на школьном
дворе. Если это расстояние, выраженное
в необходимом масштабе, поместиться
на листе, то можно продолжить работу,
если не поместиться, то уменьшите
масштаб. Чаще всего школьный двор можно
выразить в масштабе в 1 см ― 10 м, если
школьный двор достаточно большой и при
этом необходимо, например, нанести еще
и пришкольный участок, то масштаб может
быть в 1 см ― 20 м и менее.
II. Этап измерений на
местности и вычерчивание плана. Проводится
на местности. Все построения и вычерчивание
осуществляются простым карандашом и
тонкими линиями (вспомогательными).
-
На школьном дворе выберете место, с
которого начнете чертить план. Лучше
всего за первую точку взять, например,
угол школы или забора; -
Сориентируйте планшет. Для этого
встаньте в выбранной точке школьного
двора. Освободите стрелку компаса и
установите планшет строго горизонтально,
чтобы стрелка свободно вращалась.
Поворачивая планшет, добейтесь, чтобы
стрелка компаса встала строго параллельно
стрелке «север-юг» на листе бумаги.
Процедуру ориентирования нужно проводить
каждый раз, переходя на новую точку
измерений; -
На листе бумаги простым карандашом
отметьте точкой свое местонахождение; -
Приложите линейку к точке № 1 и визируйте
взгляд, то есть прицельтесь по кромке
линейки на какой либо объект, например,
другой угол школы и проведите тонкую
(вспомогательную) линию. При этом планшет
должен оставаться неподвижным, чтобы
не сбить стрелку компаса (помните, что
она должна быть всегда параллельна
стрелке на плане); -
Пройдите по линии прицеливания, измерьте
расстояние в парах шагов и отложите
его в масштабе на плане при помощи
циркуля-измерителя. Отметьте точку №
2. Прочертите линию от точки 1 до точки
2. Это будет стена школы. Сотрите ластиком
вспомогательные линии; -
Повторите эту процедуру, пройдя по
всему периметру школы; -
Для нанесения других объектов на план
всегда выбирайте точку вашего
местоположения (сейчас это может быть
любой угол школы), вновь сориентируйте
планшет, провизируйте направление на
объект, измерьте расстояние до него и
в масштабе отложите на плане. В найденной
точке условным знаком отметьте объект
визирования; -
Необходимо нанести все значимые
объекты: здания, заборы, дорожки, деревья,
кусты и т. д. Избегайте излишней
детализации:, не обязательно наносить
каждый куст в отдельности или все
деревья учебно-опытного участка, можно
показать их группами (кустарник,
лесопосадка);
III. Этап оформления работы.
Осуществляется в классе или дома.
-
Цветными карандашами раскрасьте
условные знаки в соответствующие цвета.
Раскраску площадных объектов лучше
делать методом «размывки». Для этого
на закрашиваемую площадь перочинным
ножом с грифеля карандаша соскребывается
цветной порошок, затем деревянной
палочкой (спичкой) с намотанной на нее
марлей, аккуратно растирается порошок
по всей площади. Этот метод позволяет
равномерно закрасить поверхность; -
Когда составление плана будет завершено,
в нижней части листа укажите масштаб
в 3 видах: численном, именованном и
линейном; -
В верхней части плана крупно напишите
его название «ПЛАН
ШКОЛЬНОГО ДВОРА»; -
Аккуратно открепите лист с готовым
планом от планшета; -
Подпишите свою работу в нижнем правом
углу рамки.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Инструментарий
Составление плана местности
К.С. ЛАЗАРЕВИЧ
Приступать к составлению плана местности можно
тогда, когда учащиеся уже имеют представления о
сторонах горизонта, азимутах, назначении и
устройстве компаса, условных знаках и масштабе.
Если на листе бумаги нанесена какая-то точка
местности — назовем ее начальной, известно и
нанесено на этом же листе направление на север,
то положение любой другой точки относительно
начальной может быть определено, во-первых,
азимутом направления на эту точку от начальной и,
во-вторых, расстоянием между точками, наносимыми
в выбранном масштабе.
Как наносят на план направления, мы объясним
при описании хода съемки. Теперь же уделим
внимание измерению расстояний.
Измерение расстояний
Рис. 1.
|
Расстояния обычно измеряют лентой,
размеченной на метры и сантиметры. Это может быть
знакомый всем портновский сантиметр, но он
короток, всего полтора метра. Чаще пользуются
рулеткой, ее лента может достигать 20—30 метров.
Когда ведут точные измерения, применяют стальную
ленту длиной 20 м, ее длина проверяется очень
тщательно. Сейчас применяют и другие, гораздо
более точные и гораздо более сложные,
инструменты, однако прямое измерение лентой еще
производят часто.
Но порой бывает достаточно приблизительных
измерений, тогда оценивают расстояния на глаз
или считая шаги.
Можно считать шаги по одному, произнося (вслух
или про себя) при каждом шаге: раз, два, три,
четыре… Но на шестом-седьмом десятке шагов,
когда нужно будет произносить (хотя бы и про себя)
длинные числа — пятьдесят семь, пятьдесят
восемь, пятьдесят девять, шестьдесят, шестьдесят
один… — счет начнет от шагов отставать, придется
замедлять ход. Большинство считает шаги парами:
начав движение с левой ноги, считают только шаги
правой: и — раз — и — два — и — три — и — четыре…
Специалисты говорят, что при счете на одну и ту же
ногу невольно наступаешь на нее сильнее, и она
быстрее устает, а потому предпочитают считать
тройками: и — и — раз — и — и — два — и — и — три
— и — и — четыре… (рис. 1). Такой способ без
привычки кажется неудобным, но когда научишься,
начинаешь считать тройками без всякого труда;
преимущество в том, что при движении с левой ноги
нечетные шаги всегда приходятся на левую ногу,
четные — на правую, это служит контролем.
Не нужно измерять длину одного шага, пары или
тройки шагов. Отмерьте на местности 100 метров и
пройдите их своим обычным ходом, без напряжения
(чтобы шаги не получились слишком длинными),
считая пары или тройки шагов. Если, например, в 100
метрах уложилось 50 троек, то 5 троек составят 10
метров; если в 100 метрах — 70 пар шагов, то в 10
метрах будет 7 пар. Но такие круглые числа бывают
редко. Чтобы не считать каждый раз, составьте
таблицу, округляя расстояние до метра; точнее не
нужно, все равно шагами доли метра вы не уловите.
Вот такой будет таблица, если в 100 м насчитали 44
тройки.
Число троек | Метры | Число троек | Метры |
---|---|---|---|
1 | 2 | 8 | 18 |
2 | 5 | 9 | 20 |
3 | 7 | 10 | 23 |
4 | 9 | 20 | 46 |
5 | 11 | 30 | 68 |
6 | 14 | 40 | 91 |
7 | 16 | 44 | 100 |
Нетрудно посчитать, что, если пройдено
36 троек шагов (то есть 30 + 6), это будет 68 м
+ 14 м = 82 м. Сколько метров составят
17 троек? Сколько метров составят 42 тройки?
После 100 метров начинайте счет снова, только не
сбейтесь, сколько сотен метров пройдено. И
помните, что для другого эта таблица годится
только тогда, когда он насчитал в 100 метрах
столько же троек.
Магнитная стрелка показывает не точно на север.
Например, в Москве и Подмосковье стрелка
отклоняется на 5—7° к востоку. Но мы это
отклонение учитывать не будем.
Что приготовить для съемки
Чтобы составить план местности, нужно иметь
следующее оборудование:
— лист чертежной бумаги (размер выберите
сами, для начала хорош 20 х 30 см);
— карандаш, лучше всего Т или ТМ (какие
обозначения соответствуют этим в иностранной
маркировке?);
— резинка;
— планшет — фанерка или лист твердого
картона; по ширине и длине больше листа бумаги
сантиметров на 10;
— подставка для планшета; это может быть
тренога (например, фотографический штатив) или
просто заостренная палка, например лыжная,
которую можно воткнуть в землю; крепить планшет
на подставку не обязательно;
— канцелярские кнопки (4—5 штук);
— таблица длины шагов;
— линейка длиной 20—30 см;
— компас.
Хорошо, если у линейки будет сверху ребрышко, по
которому ее можно навести на нужный предмет. Это
визирная линейка (рис. 2). Если визирной линейки
нет, воткните в обычную плоскую линейку снизу две
чертежные кнопки, по ним и будете наводить
линейку на предмет (рис. 3).
Рис. 2.
|
Приколите бумагу на планшет. Проведите
вдоль края планшета стрелку — это будет
направление север—юг. Такую же стрелку,
параллельно, начертите вдоль края бумаги.
Прикрепите на угол планшета компас так, чтобы
направления на север на компасе и на планшете
совпадали. Компас можно прикрепить к планшету
липкой лентой (скотчем); можно просверлить в
планшете отверстия и закрепить компас прочной
ниткой. Но не используйте железную проволоку
(например, скрепку): к ней будет притягиваться
магнитная стрелка, и компас будет показывать
неверно; медной или алюминиевой проволокой (от
провода) воспользоваться можно.
Рис. 3.
|
Если есть хорошая, длиной не менее
10 м рулетка, можно воспользоваться ею для
измерения расстояний, это проще и точнее, чем
шагами; тогда таблица длины шагов не потребуется.
Но все дальнейшее описание съемки построено
применительно к измерению шагами.
Ход работы
Выйдите на тот участок, который вы собираетесь
снимать.
Оцените его размеры, сравните с размерами листа
бумаги и выберите масштаб будущего плана.
Начертите вдоль края листа бумаги линейный
масштаб, чтобы не нужно было в дальнейшем каждый
раз вычислять расстояния. (Если участок
большой, нужно выбрать более крупный или более
мелкий масштаб по сравнению с тем, который нужен
для маленького участка?) Найдите где-нибудь в
середине снимаемого участка такую точку, которую
в дальнейшем будет легко узнать, — это будет
начало вашей съемки. Нанесите эту точку на бумагу
в середине планшета.
Вам нужно нанести на план какую-то точку,
находящуюся на некотором расстоянии от
начальной, — это может быть, например, дерево,
угол дома, поворот дороги. Станьте на начальную
точку и расположите планшет горизонтально.
Освободите (отстопорьте) стрелку компаса.
Подождите, пока стрелка перестанет колебаться, и
разверните планшет так, чтобы ее северный
(темный) конец совпал с обозначением севера на
шкале компаса. Вы повернули планшет так, что
стрелка север—юг на нем действительно совпала с
этим направлением. Поставить планшет в такое
положение — значит ориентировать его
(рис. 4).
Рис. 4. Ориентирование планшета:
|
Положите линейку на планшет таким
образом, чтобы ее край проходил через нанесенную
на бумаге начальную точку съемки, а направлена
линейка была на ту точку, которую вам нужно
нанести. Проведите линию по линейке. Край
планшета и стрелка север—юг направлены на север
— этого мы добились благодаря ориентированию
планшета.
А линия, прочерченная на бумаге, составит со
стрелкой север—юг такой же угол, какой
составляет с направлением на север направление
на снимаемую точку, он будет равен азимуту
направления на эту точку. Таким образом, мы
построили угол, равный азимуту, не измеряя его в
градусах. Это значит, что можно использовать
компас, не имеющий градусной шкалы.
Измерьте расстояние шагами до точки, которую вы
наносите. Определите, сколько это будет метров.
Пользуясь линейным масштабом, нанесите эту точку
на бумагу на линии, которую вы провели.
И так можно нанести любую точку, которая видна с
начальной точки съемки. Но редко удается снять
весь участок с одной точки: часть его может быть
не видна. Найдите точку, с которой видны те места
участка, которые вам не удалось увидеть с
начальной точки. Нанесите эту точку на план точно
таким же образом: прочертите на нее направление и
измерьте расстояние до нее. А потом идите на эту
точку и продолжайте съемку с нее. Когда вы
наносите точку, с которой в дальнейшем будете
вести съемку, направление на нее и расстояние до
нее нужно измерить особенно тщательно: ошибка в
ее положении повлечет за собой смещение всех
точек, которые будут сняты с нее. Не поленитесь
проверить ориентировку планшета, измерить
расстояние шагами дважды или трижды.
Иногда не удается измерить расстояние по
прямой между двумя точками; например, между ними
вырыта яма. Найдите какую-нибудь промежуточную
точку, измерьте расстояние до нее, а уже от нее —
до той точки, которую вы наметили вначале
(рис. 5).
Рис. 5.
|
На некоторые точки можно и вообще не
ходить. Проведите направление на недоступную
точку (назовем это первым направлением), а
расстояние не измеряйте. Потом перейдите на
другую точку, которая уже нанесена на план, и
проведите направление оттуда на недоступную
точку (второе направление). На пересечении линий,
обозначающих эти направления, и будет
недоступная точка; ее мы нанесли способом засечки
(рис. 6).
Рис. 6. Засечка |
Но точность измерения углов у нас не
очень высока, поэтому расстояние между двумя
точками, откуда мы производим засечку, должно
быть достаточно большим, чтобы угол между первым
и вторым направлениями составил 60—90°. Это
наглядно показано на рисунке 7.
Рис. 7.
|
По этим точкам, пользуясь условными
знаками, мы нарисуем план местности (рис. 8).
Рис. 8. План школьного двора |
При съемке плана вы измеряли многие
расстояния. Измерьте расстояние по плану между
теми точками, между которыми оно не измерялось, а
потом проверьте расстояние прямым измерением на
местности. У вас почти наверняка получится
некоторое расхождение, но если вы измеряли
тщательно, оно будет невелико.
Когда вы будете вычерчивать план набело, можете
использовать цветные карандаши. Но в ходе съемки
пользуйтесь только простым: гораздо проще
исправлять ошибки.