Как составить план экскурсии по мечети

2650 – количество просмотров статьи

Боло-хауз в Бухаре

Правила посещения мечети туристами не прописаны на законодательном уровне. Это скорее вопрос нравственности, уважения к культуре других людей, что очень важно для мирного сосуществования многочисленных народов.

Содержание

  • 1 Что такое мечеть
  • 2 Общие правила посещения мечети
  • 3 Специальные правила для женщин
  • 4 Особые правила для мужчин

Что такое мечеть

Мечеть в мусульманском мире является местом для молитв, где верующие могут поклониться Богу. С арабского языка слово переводится как «место совершения земного поклона». Скромное внутреннее пространство призывает сосредоточиться на своих мыслях. Здесь нет изображений, и лишь строки из Корана, священной книги мусульман, начертаны на стенах.

Мечеть внешне представляет собой здание с внушительным куполом, который называется гамбиз. Окружают здание башни-минареты, с которых громко зазывают на молитву. Количество минаретов должно быть от 1 до 9.

Главной и крупнейшей в мире является Мечеть аль-Харам в Мекке, в которой расположена главная святыня ислама – Кааба. Стена в мечети, обращенная к Мекке, имеет пустую нишу в виде арки – михраб. Справа от михраба находится минбар. Это кафедра, с которой в пятницу проповедник имам читает молитву.

Поскольку мечеть является действующим местом богослужений и молитв верующих, туристам, приехавшим на экскурсию, важно с уважением относиться к религиозным традициям страны и соблюдать правила посещения священного для мусульман места.

Общие правила посещения мечети

  • Туристам нежелательно посещать мечеть в часы молитвы, которая проходит пять раз в день в определённые часы. Эту информацию можно уточнить у местных жителей.
  • Внешний вид должен быть опрятным, чистая одежда и чистое тело. Воздержитесь от курения, парфюма или употребления пищи с резкими запахами, например, лука, редьки и чеснока.
  • Недопустимо посещать мечеть в алкогольном или наркотическом опьянении. Это считается крайней степенью неуважения к верующим.
  • Перед тем, как войти в мечеть, нужно снять обувь. В летнее время, чтобы не ходить босиком, возьмите с собой носки.
  • Входить в здание мечети важно с правой ноги, а выходить – с левой.
  • Мобильный телефон необходимо выключить. Внутри мечеть можно осматривать и фотографировать, но не нарушать покой молящихся, не кривляться и не имитировать процесс молитвы, не делать снимки верующих во время молитвы или омовения.
  • К молящимся, читающим намаз, надо относиться с уважением, не подходить, не задавать вопросы, обходить сзади. Считается, если пройти перед ними, так нарушится их общение с Богом.
  • Нельзя садиться на ступеньки минбара, откуда имам читает молитву.
  • Сидеть на коврах, которыми обычно щедро покрыт пол, разрешается.
  • В мечети запрещено есть и пить, поэтому еду и напитки приносить нельзя.
  • Громко разговаривать, смеяться, обсуждать место и присутствующих не надо. Соблюдайте тишину, а обменяться впечатлениями можно позже.
  • С детьми входить в мечеть можно, предварительно объяснив им правила поведения. Важно, чтобы дети вели себя спокойно.
  • В мечеть нельзя заходить с животными.

Специальные правила для женщин

  • Особое значение имеет внешний вид женщин. Одежда должна быть спокойных цветов, скромной и свободной. Это юбка ниже колен, закрытые до кистей руки и головной убор. Обычно при входе одежду выдают, если вы не позаботились об этом заранее.
  • Зачастую женщины молятся в отдельном зале, а также для них предусмотрен отдельный вход. Эту информацию нужно уточнить.
  • Женщинам запрещено входить в дом Аллаха в период менструации.

Особые правила для мужчин

  • Несмотря на то, что туристы находятся на отдыхе, в мечеть нельзя приходить в шортах и майках. Одежда мужчин должна закрывать руки и ноги.
  • Если в данной мечети мужчины и женщины молятся отдельно, то мужчинам нельзя заходить в женские комнаты.

Мечети – это красивые архитектурные памятники, объекты культурного наследия. Уважайте верующих, их духовные ценности, и вы обязательно получите удовольствие от экскурсии.

   

        Для успешного развития ребенка в многонациональном обществе необходимо умение общаться со сверстниками и взрослыми, и в этом нам помогут знания о духовно-нравственных ценностях людей разных национальностей. 
       Храм и Мечеть – особые здания, они не похоже ни на одно из современных строений – это молельные места для людей верующих разных национальностей.
       Воспитанники подготовительной к школе группы «Светофорик» посетили мечеть Кара Пулат с.Урмаево. При проведении экскурсии, воспитанники познакомились с народной культурой, предметом которой является архитектура мечети как части искусства, связанная с традиционной культурой и природной средой татарского народа.

      В мечети дошкольников встретил имам-хатыб Фанис хэзрэт. С беседы с имамом дошкольники узнали, как устроена мечеть, почему при входе в мечеть необходимо снимать обувь, и познакомились с правилами посещения мусульманских святынь. Дошкольники побывали в женском зале и узнали, как проходит намаз, праздники и пост. Воспитанники задавали много вопросов, им было интересно все! Что за предметы находятся в Мечети, почему женщины одевают хиджаб, чем отличаются мусульмане от православных. Имам рассказал, что каждая религия учит  помогать старшим, нельзя убивать, и даже поднимать руку на другого человека, т.е. быть высоко-нравственным человеком.

      Экскурсия получилась познавательной и насыщенной. Дети изъявили желание, еще раз прийти в этот мечеть.

      С целью воспитания чувства принадлежности к своей нации и уважения к традициям других вероисповеданий, воспитатель Петрова И.Г. также провела с помощью мультимедийного проектора виртуальную экскурсию в православный храм. Она рассказала дошкольникам о храмовом искусстве, иконописе, символике, внутренних и внешних убранствах храма.

       Благодаря этим занятиям дети лучше понимают и принимают людей других наций и  вероисповеданий, потому, что мы РОССИЯНЕ, жители одной огромной страны Россия,  не зависимо от национальной принадлежности и вероисповедания.

 

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное
образовательное учреждение

высшего
профессионального образования

«ДАГЕСТАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ
ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра
социально- культурного сервиса и туризма

КУРСОВАЯ
РАБОТА

ПО
ДИСЦИПЛИНЕ:

«ЭКСКУРСИОННО-ВЫСТАВОЧНАЯ
РАБОТА»

НА
ТЕМУ:

«Разработка
экскурсии по памятным местам исламской
культуры г.Махачкала»

Выполнила:
ст.-ка 4 курса, гр. А 656

Павлова
М.Н.

Проверил:
профессор кафедры СКС и Т

Девришбеков
Н.Р.

МАХАЧКАЛА
2010

Содержание

Введение

3

Глава
1. Теоретические основы организации
экскурсии
5

1.1.
Понятие экскурсии и ее основные признаки
5

1.2.
Технология создания и методика проведения
экскурсии

8

ГЛАВА
2.Разработка экскурсии по памятным
местам исламской культуры г.Махачкала

18

2.1.
Методическая разработка экскурсии и
технологической карты экскурсии

2.2.
Индивидуальный текст экскурсии по
памятным местам исламской культуры в
г.Махачкала
20

Заключение

32

Список
использованной литературы
35

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Экскурсия
– сердцевина туризма. Лишь сложные
спортивные походы да немногочисленные
специализированные туры, такие как
охотничий и рыболовный, могут обходиться
без нее. При организации же остальных
видов туризма – культурного,
археологического, ботанического,
научного, экологического, созерцательного,
религиозного, образовательного, учебного
– экскурсии обязательно включаются в
программы поездок1.

Религии
и религиозные организации в Дагестане,
как и в стране в целом, играют в последние
годы заметную роль в общественно-политической
и духовной сферах жизни общества. Рост
влияния религии на общество связан с
демократическими преобразованиями
последних десятилетий и разрушением
прежней идеологической системы в нашем
государстве. Религиозная обстановка в
Республике Дагестан отражает последствия
коренных изменений в государственном
и политическом строе страны, которые
существенно затронули и сферу
государственных и церковных отношений,
деятельность религиозных организаций
на всей территории Российской Федерации.

Дагестан,
пожалуй, самый исламизированный регион
Российской Федерации. Даже по сравнению
со своими кавказскими соседями жители
республики выделяются приверженностью
к религии, искренней тягой к исламской
культуре. В нашей стране именно на
дагестанской земле впервые появилась
великая мусульманская религия. В
связи со сказанным определяется
актуальность
выбранной темы курсовой работы
.

Цель
курсовой работы

состоит в разработке культурно-просветительской
экскурсии по памятным местам исламской
культуры г.Махачкала.

Для
достижения поставленной цели в курсовой
работе представлены и решены следующие
задачи
:

  • изучить
    понятие и сущность организации экскурсии;

  • исследовать
    технологию подготовки и методику
    проведения экскурсии;

  • спроектировать
    тематическую экскурсию по
    памятным местам исламской культуры
    г.Махачкала;

  • составить
    технологическую карту экскурсии.

Объектами
данной
экскурсии являются архитектурные
памятники исламской культуры – мечети,
исламские университеты и организации,
а также жизнеописание политических и
культурных деятелей, таких как имам
Дагестана и Чечни Шамиль, мусульманский
деятель и идеолог Магомед Ярагский,
муфтий, политический деятель Сайид-Мухаммад
Хаджи Абубакаров.

Организация
экскурсии – это сложный творческий
процесс, успех которого зависит от
знаний экскурсовода, его жизненного
опыта, коммуникабельности и ораторского
искусства. В этом организованном процессе
познания окружающего нас мира огромную
роль играет эмоциональная сторона.
Экскурсовод должен уметь заставить
экскурсантов не только смотреть и
слушать, но и сопереживать вместе с ним.

В
зависимости от темы экскурсии научное
исследование может быть коротким или
продолжительным, требовать большого
количества литературы, написанной на
разных языках разными авторами.

Экскурсия
– это результат двух важнейших процессов:
ее подготовки и проведения. Они связаны
между собой, взаимообусловлены. Невозможно
обеспечить высокое качество проведения
экскурсии при непродуманной подготовке.

В
простейшем виде схема всех экскурсий
независимо от темы, вида и формы проведения
одинакова: вступление,
основная
часть,
заключение.

ГЛАВА
I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.
Понятие экскурсии и ее основные признаки

Понятие
экскурсия
согласно толкованию Б.В. Емельянова
«являет собой целенаправленный наглядный
процесс познания окружающего человека
мира, построенный на заранее подобранных
объектах в естественных условиях или
расположенных в цехах промышленного
предприятия, помещениях, лабораториях
научно-исследовательского института,
залах музея, выставки, мастерской
художника и др. Показ чувственно
воспринимаемых объектов происходит
под руководством квалифицированного
руководителя (экскурсовода) и подчинен
задаче раскрытия четко определенной
темы»2.

Экскурсия
— методически продуманный показ
достопримечательных мест, памятников
истории и культуры, в основе которого
лежит анализ находящихся перед глазами
экскурсантов объектов, а также умелый
рассказ о событиях, связанных с ними.

В
краткой форме сущность экскурсии можно
определить так: экскурсия — сумма
знаний, в специфической форме сообщаемых
группе людей, и определенная система
действий по их передаче 3.

При
рассмотрении понятия «сущность экскурсии»
необходимо иметь в виду обусловленность
экскурсионного процесса объективными
требованиями.

)
и подчинен задаче раскрытия четко
определенной темы»4.

Каждая
экскурсия независимо от темы и цели
имеет свои признаки и особенности. При
отсутствии хотя бы одного из них она не
может быть названа экскурсией.

Общими
признаками для всех экскурсий являются:

1.
Протяженность по времени проведения
от одного академического часа (45 мин)
до одних суток.

2.
Наличие экскурсантов.

3.
Наличие экскурсовода, проводящего
экскурсию.

4.
Наглядность, зрительное восприятие,
показ экскурсионных объектов на месте
их расположения.

5.
Передвижение участников экскурсии по
заранее составленному маршруту.

6.
Целенаправленность показа объектов,
наличие определенной темы.

7.
Активная деятельность участников
(наблюдение, изучение, исследование
объектов).

Приведем
также одно из последних по времени
опубликования определений: «Экскурсия
— особая форма учебной и внеучебной
работы, в которой осуществляется
совместная деятельность учителя-экскурсовода
и руководимых им школьников-экскурсантов
в процессе изучения явлений действительности,
наблюдаемых в естественных условиях
(завод, колхоз, памятники истории и
культуры, памятные места, природа и др.)
или в специально созданных хранилищах
коллекций (музей, выставка)».

При
рассмотрении понятия экскурсии необходимо
иметь в виду обусловленность экскурсионного
процесса объективными требованиями.
Каждая экскурсия представляет особый
процесс деятельности, суть которого
обусловлена конкретными закономерностями
(тематичность, целеустремленность,
наглядность, эмоциональность, активность
и др.). Впервые о закономерности экскурсий
было сказано на научной конференции,
проведенной в 1978г.

В
ходе экскурсионного процесса экскурсовод
помогает экскурсантам увидеть объекты,
на основе которых раскрывается тема
(первая задача), услышать об этих объектах
необходимую информацию (вторая задача),
ощутить величие подвига, значение
исторического события (третья задача),
овладеть практическими навыками
самостоятельного наблюдения и анализа
экскурсионных объектов (четвертая
задача). В решении последней задачи
большое место занимает формирование
умения видеть.

Материал
экскурсии, профессиональное мастерство
экскурсовода в его изложении дают
возможность экскурсантам анализировать,
делать необходимые выводы. Эти умения
в ходе показа и рассказа экскурсантам
прививает экскурсовод. При этом в
качестве активных помощников экскурсовода
выступают авторы экскурсии.

Одна
из задач экскурсии — выработать у
экскурсантов отношение к теме экскурсии,
деятельности исторических лиц, событиям,
фактам, в целом к материалу экскурсии
и дать ей свою оценку.

Отношение
к экскурсии нужно понимать как:
определенный взгляд экскурсанта на
исторический период, которому посвящена
экскурсия; восприятие каких-либо
действий; понимание конкретной ситуации,
в которой находился писатель, скульптор
(художник), создавая свое произведение.

В
этом процессе большую роль играют
материал экскурсии, подача его
экскурсоводом, «угол зрения» на событие
и оценка его экскурсоводом, а также
убежденность экскурсовода в своей
правоте. Главное в этом процессе —
проблема понимания. Большинство
экскурсантов воспринимают точку зрения
экскурсовода, которая становится основой
понимания материала и выработки отношения
к предмету показа и рассказа.

В
краткой форме сущность экскурсии можно
определить так: экскурсия — сумма
знаний, в специфической форме сообщаемых
группе людей, и определенная система
действий по их передаче 5.

1.2.
Технология создания и методика проведения
экскурсии

Создание
экскурсии – сложный процесс, требующий
от организаторов экскурсионного дела
больших творческих усилий. Подготовка
экскурсии – это всегда разработка новой
темы экскурсии, обусловленной
предполагаемыми запросами потенциальных
клиентов туристского предприятия и
определяемой экскурсионными возможностями
своего города, региона. Процесс подготовки
новой экскурсии включает в себя
определение темы, постановку цели задач
экскурсии, изучение и отбор экскурсионных
объектов, составление маршрута экскурсии,
изучение и отбор экскурсионных объектов,
составление маршрута экскурсии, изучение
литературных источников по теме
экскурсии, экспозиций и фондов музеев,
консультации у специалистов, написание
контрольного текста экскурсии,
комплектование «портфеля экскурсовода»,
выбор методических приемов проведения
экскурсии, составление технологической
карты экскурсии 6.

В
основу подготовки любой экскурсии
должны быть положены главные принципы
и требования педагогической науки,
такие как взаимосвязь обучения и
воспитания, учет логики предмета,
последовательность и систематичность,
ясность и доступность изложения,
наглядность, эмоциональность, учет
возрастных особенностей экскурсантов.

Наиболее
целесообразно обязанности в процессе
подготовки экскурсии распределить в
соответствии с определенными подтемами.
Каждый член творческой группы должен
подготовить свой материал, который
далее объединяется и редактируется
руководителем. При выборе подтем для
более качественной подготовки экскурсии
необходимо учитывать интересы и
профессиональную подготовку экскурсоводов.

Выделяют
несколько этапов создания экскурсии:

1
этап: Определение цели и задач экскурсии

Работа
над любой новой экскурсией начинается
с четкого определения ее цели. Это
помогает авторам экскурсии более
организованно вести работу в дальнейшем.
Цель экскурсии – это то, ради чего
показываются экскурсантам памятники
истории и культуры и другие объекты7.

Целями
экскурсии могут быть:


воспитание патриотизма


интернациональное воспитание


эстетическое воспитание


экологическое воспитание


показ исторической роли города


знакомство с творчеством выдающегося
архитектора


знакомство с особенностями природы
края


воспитание любви и уважения к родине,


расширение кругозора


получение дополнительных знаний в
различных областях науки и культуры.

Задачи
экскурсии более локальны, конкретнее,
чем цель.

Задачи
экскурсии – достичь целей путем раскрытия
ее темы.

Цели
и задачи определяют окончательный отбор
экскурсионных объектов, маршрут
экскурсии, содержание экскурсионного
рассказа, подбор наглядных пособий из
«портфеля экскурсовода», эмоциональный
настрой экскурсии и отдельных ее частей.

2
этап: Выбор темы экскурсии

Каждая
экскурсия имеет свою определенную тему.
Это то, что положено в ее основу, на чем
строится показ и рассказ. Она является
критерием для отбора экскурсионных
объектов, определяет содержание рассказа
экскурсовода, особенно при показе
многоплановых объектов, которые имеют
обширную информацию и могут включаться
в несколько различных экскурсий.

Тема
является стержнем, который объединяет
все объекты и подтемы экскурсии в единое
целое. Отбор объектов при создании
экскурсии участники творческой группы
ведут, постоянно сверяя свои материалы
с темой. Однако мало отобрать объект по
теме, надо найти конкретный материал,
на котором эта тема будет с наибольшей
полнотой и убедительностью. Общими
требованиями к названию экскурсии
считаются следующие: индивидуальность,
точность, образность, легкость запоминания
и воспроизводства, благозвучие, отсутствие
отрицательных ассоциаций, содержательный
смысл.

3
этап: Отбор литературы и составление
библиографии

В
ходе разработки новой экскурсии
составляется список книг, брошюр, статей,
опубликованных в газетах и журналах,
которые раскрывают тему. Назначение
списка – определить примерные границы
предстоящей работы по изучению
литературных источников, оказать помощь
экскурсоводам в использовании необходимого
фактического и теоретического материала
при подготовке текста. Перечень литературы
размножается на нескольких экземплярах
для удобства в работе группы и тех
экскурсоводов, которые в будущем будут
готовиться к проведению экскурсий по
данной теме. В перечне называются автор,
название, год издания, а также главы,
разделы, страницы8.

4
этап: Определение других источников
материала

Помимо
публикаций в печати, могут быть
использованы другие источники. Автор
экскурсии составляет их перечень, в
который входят государственные архивы,
музеи, хроникально-документальные и
научно-популярные кинофильмы, где
содержатся материалы по теме экскурсии.
В качестве источника могут быть
использованы воспоминания участников
и очевидцев исторических событий. При
этом для рассказа должны быть отобраны
только достоверные, тщательно проверенные
факты и сведения.

5
этап: Отбор и изучение экскурсионных
объектов

Показ
объектов, как уже отмечалось, является
частью, занимающей главенствующее
положение в экскурсии. Правильный отбор
объектов, их количество, последовательность
показа оказывают влияние на качество
экскурсии.

В
качестве объектов могут быть:

  • Памятные
    места, связанные с историческими
    событиями в жизни нашего народа,
    развитием общества и государства
    (например, Куликово Поле, Бородино,
    места Курской битвы).

  • Здания
    и сооружения, мемориальные памятники,
    связанные с жизнью и деятельностью
    выдающихся личностей, произведения
    архитектуры и градостроительства.

  • Природные
    объекты – леса, рощи, парки, реки, озера,
    пруды, заповедники и заказники, а также
    отдельные деревья, реликтовые растения.

  • Экспозиции
    государственных и народных музеев,
    картинных галерей, постоянных и временных
    выставок

  • Памятники
    археологии – городища, древние стоянки,
    поселения, курганы с захоронениями,
    земляные валы, дороги, горные выработки,
    загоны, святилища, каналы.

  • Памятники
    искусства – произведения изобразительного,
    декоративно-прикладного искусства,
    скульптура, садово-парковое и другое
    искусство.

Перед
экскурсионными работниками при создании
экскурсии стоит задача – отобрать из
множества объектов самые интересные и
по внешнему виду, и по той информации,
которую они с собой несут.

Правильный
отбор объектов обеспечит зрительную
основу восприятия экскурсионного
материала и глубокое раскрытие темы.

Экскурсия
не должна быть перегружена большим
количеством посещаемых объектов, так
как это увеличивает ее длительность и
вызывает утомляемость экскурсантов, а
внимание и интерес при этом ослабевают.
Оптимальная продолжительность городской
экскурсии составляет 2-4 академических
часа, при этом экскурсанты с интересом
воспринимают не более 15-20 экскурсионных
объектов.

Отбор
объектов заканчивается составлением
карточки (паспорта) на каждый из них.
Данные карточки используются как для
конкретно разрабатываемой темы, так и
для будущих экскурсий.

В
карточке прикрепляется фотография
объекта, воспроизводящая его нынешний
и прежние виды. В карточке на архитектурные,
природные, археологические объекты
могут быть включены и другие сведения.

6
этап: Составление маршрута экскурсии

Маршрут
экскурсии представляет собой наиболее
удобный путь следования экскурсионной
группы, способствующий раскрытию темы.
Он строится в зависимости от наиболее
правильной для данной экскурсии
последовательности осмотра объектов,
наличия площадок для расположения
группы, необходимости обеспечения
безопасности экскурсантов. Одна из
задач маршрута – способствовать наиболее
полному раскрытию темы.

Основные
требования, которые должны быть учтены
составителями маршрута – организация
показа объектов в логической
последовательности и обеспечение
зрительной основы для раскрытия темы.

Разработка
маршрута – сложная многоступенчатая
процедура, требующая достаточно высокой
квалификации и являющаяся одним из
основных элементов технологии создания
новой экскурсии. Маршрут строится по
принципу наиболее правильной
последовательности осмотра объектов
и намечается с учетом следующих
требований:


показ объектов следует проводить в
определенной логической последовательности,
не допуская ненужных повторных проездов
по одному и тому же участку маршрута


наличие доступности объекта


переезд или переход между объектами не
должен занимать 10-15 минут, чтобы не было
слишком длительных пауз в показе и
рассказе


наличие благоустроенных остановок, в
том числе санитарных, и мест парковки
транспортных средств.

Объезд
маршрута является одним из важных этапов
разработки новой экскурсионной темы.
При организации объезда маршрута
ставятся задачи:

  • ознакомиться
    с планировкой трассы, улицами, площадями,
    по которым проложен маршрут

  • уточнить
    место, где расположен объект, а также
    место предполагаемой остановки
    экскурсионного автобуса или пешеходной
    группы

  • освоить
    подъезд на автобусе к объектам или
    местам стоянок

  • провести
    хронометраж времени, необходимого для
    показа объектов, их словесной
    характеристики и передвижения автобуса,
    а также уточнить продолжительность
    экскурсии в целом

  • проверить
    целесообразность использования
    намеченных объектов показа

  • выбрать
    лучшие точки для показа объектов и
    варианты расположения экскурсионной
    группы

  • выбрать
    методику ознакомления с объектом

7
этап: Подготовка контрольного текста
экскурсии

Текст
представляет собой материал, необходимый
для полного раскрытия всех подтем,
входящих в экскурсию. Текст призван
обеспечить тематическую направленность
рассказа экскурсовода, в нем формулируется
определенная точка зрения на факты и
события, которым посвящена экскурсия,
дается объективная оценка показываемых
объектов9.

Требования
к тексту: краткость, четкость формулировок,
необходимое количество фактического
материала, наличие информации по теме,
полное раскрытие темы, литературный
язык.

На
основе контрольного текста могут быть
созданы варианты экскурсий на ту же
тему, в том числе для детей и взрослых,
для развития групп трудящихся.

В
целях облегчения работы по созданию
таких вариантов в контрольный текст
могут быть включены материалы, связанные
с объектами, подтемами и основными
вопросами, не вошедшими в маршрут данной
экскурсии.

8
этап: Комплектование «Портфеля
экскурсовода»

«Портфель
экскурсовода» – это комплект наглядных
пособий для экскурсии, который должен
дополнять и восстанавливать недостающие
звенья зрительного ряда. Это особенно
важно в тех случаях, когда объекты показа
дошли до нас в измененном виде или не
сохранились вовсе. Тогда фотографии,
рисунки, чертежи помогут восстановить
первоначальный вид объекта. В «портфель
экскурсовода» включаются: фотографии
людей, имеющих отношение к теме экскурсии,
репродукции картин, географические
карты, карто-схемы, на которых изображены,
например, военные события, образцы
продукции промышленных предприятий,
гербарные листы, геологические образцы,
магнитофонные записи и другой
иллюстративный материал, который
помогает насытить экскурсию зрительными
образами.

Важная
задача наглядных пособий на экскурсии
– дать зрительное представление об
объекте (растениях, минералах, макетов,
муляжей).

9
этап: Определение методических приемов
проведения экскурсии

Работа
творческой группы на этом этапе состоит
из нескольких частей:


Отбора наиболее эффективных методических
приемов для освещения подтем, методических
приемов, которые рекомендуются в
зависимости от экскурсионной аудитории;
времени проведения экскурсии (зима,
лето, осень, весна), особенностей показа;


Определения приемов сохранения внимания
экскурсантов и активизации процесса
восприятия экскурсионного материала


Выработка рекомендаций по использованию
выразительных средств в речи экскурсовода


Отбора правил техники ведения экскурсии

10
этап: Определение техники ведения
экскурсии

Техника
ведения экскурсии объединяет все
организационные вопросы экскурсионного
процесса. На этом этапе важно сформулировать
рекомендации: об использовании пауз в
экскурсии; о соблюдении времени,
отведенного на освещение подтем;
организацию ответов на вопросы
экскурсантов; о технике использования
экспонатов «портфеля» и другое. Не менее
важны указания о месте экскурсовода
при показе объектов, руководстве
самостоятельной работой экскурсантов
на маршруте, проведении рассказа при
движении автобуса10.

11
этап: Составление методической разработки

Методическая
разработка – документ, который определяет,
как провести данную экскурсию, как лучше
организовать показ памятников, какую
методику и технику ведения следует
применить, чтобы экскурсия прошла
эффективно. Методическая разработка
излагает требования экскурсионной
методики с учетом особенностей
демонстрируемых объектов и содержания
излагаемого материала.

Оформление
методической разработки происходит
следующим образом:


на титульном листе располагаются данные:
наименование экскурсионного учреждения,
название темы экскурсии, вид экскурсии,
протяженность маршрута, продолжительность
в академических часах, состав экскурсантов,
фамилии и должности составителей, дата
утверждения экскурсии руководителем
экскурсионного учреждения.


на следующей странице излагается цель
и задачи экскурсии, схема маршрута с
указанием объектов и остановок во время
экскурсии.

Методическая
разработка состоит из трех разделов:
вступления, основной части и заключения.

12
этап: Прием и сдача экскурсии

При
положительной оценке контрольного
текста и методической разработки
экскурсии, а также при наличии
укомплектованного «портфеля экскурсовода»
и карты-схемы маршрута назначается дата
приема (сдачи) новой экскурсии. Сдача
экскурсии поручается руководителю
творческой группы. В приеме экскурсии
принимают участие руководители
экскурсионного учреждения, методические
работники, члены творческой группы и
методической секции, где готовилась
экскурсия, а также руководители других
секций.

Прием
экскурсии носит деловой характер,
проводится в форме творческой дискуссии,
обмена мнениями, выявления недочетов.

13
этап: Утверждение экскурсии

При
положительном заключении о контрольном
тексте и методической разработке, а
также на основании расчета стоимости
и определения нормы прибыли новой
экскурсии руководителем новой
экскурсионной темы и списка экскурсоводов,
допущенных к ее проведению.

До
работы допускаются экскурсоводы,
принимавшие активное участие в разработке
темы и прослушанные на маршруте или в
ходе собеседования. Заключение по
собеседованию делает методист
экскурсионно-методического отдела11.

ГЛАВА
2.РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ ПО ПАМЯТНЫМ
МЕСТАМ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ Г.МАХАЧКАЛА

2.1.
Методическая разработка экскурсии и
технологической карты экскурсии

Тема
экскурсии – экскурсия по памятным
местам исламской культуры г.Махачкала.

Данная
экскурсия разрабатывается как городская
тематическая автобусная среднепродолжительная
экскурсия.

Протяженность
маршрута – более 14 км.

Экскурсия
предполагает знакомство туристов с
важнейшими и наиболее крупными объектами
исламской культуры и образования в
г.Махачкала.

Продолжительность
экскурсии – 140 минут.

Экскурсия
разработана для студентов из Турции
принимающих участие в ежегодной
Универсиаде Прикаспийских государств,
проходящей в г.Махачкала.

Целью
данной экскурсии является ознакомление
студентов с мусульманской общиной
города, с архитектурными памятниками
и историей проникновения и развития
исламской религии, науки и культуры в
Дагестане.

Ее
целью является также возбуждение
интереса экскурсантов к выдающимся
личностям, в честь которых были названы
улицы, образовательные учреждения и
фонды, расширение кругозора экскурсантов.

Задачи
экскурсии:

    1. ознакомить
      экскурсантов с историей распространения
      ислама в Дагестане;

    2. ознакомить
      с достопримечательностями: мечетями,
      медресе, исламскими ВУЗами г.Махачкала;

    3. изложить
      историю их создания.

Предварительная
работа включает подготовку материалов
на основе литературных архивных
источников, накопление и сведение
воедино знаний об объектах предстоящей
экскурсии.

В
технике подачи материала используются
прием репортажа, рассказ об создании,
истории объекта и событиях, связанных
с ним. Соблюдается синхронность, рассказа
и показа объектов, расположенных на
разных улицах. Частично характеризуется
внешний облик и стиль архитектуры
строений, используются выдержки из
документов.

Между
всеми объектами экскурсии существует
нить логической связи – переход от
более значимых, к мене значимым памятникам,
от более близких к более удаленным.

Экскурсионный
маршрут начинается с гостиницы «Ак-Гёль»
в редукторном посёлке. Далее следуют
улицы через которые приходится переезд
до указанного места экскурсии. Эти улицы
указаны в технологической карте.
Технологическая карта экскурсии –
технологический документ, составленный
и утвержденный руководителем субъекта
туристической деятельности, что
определяет логическую последовательность
пересмотра историко-культурных объектов
на туристическом маршруте.

После
положительной оценки текста, технологической
карты, методической разработки, «портфеля
экскурсовода» назначается дата сдачи
экскурсии.

Технологическая
карта экскурсии представляет собой
итоговый документ, который составляется
в конце творческого процесса по созданию
экскурсии, перед последним его этапом
– сдаче приемной комиссии во время
проведения пробной экскурсии. В ней
указывается тема, цель, задачи, оптимальный
вариант маршрута, его протяженность и
продолжительность, объекты показа,
места остановок, подтемы, организационные
и методические указания, методические
приемы показа и рассказа, которыми
должен пользоваться экскурсовод в своем
рассказе. Кроме того, экскурсионная
карта экскурсии представляет собой
основной документ, который требует при
сертификации туристско-экскурсионной
организации, претендующей на ведение
экскурсионной деятельности.

Технологическая
карта так же, как и сама экскурсия,
состоит из трех частей: вступления,
основной части и заключения. Вступление
и заключение не связаны с экскурсионными
объектами и располагаются в карте до и
после графически оформленной основной
части экскурсии. В них даются лаконичные
указания о том, что обязательно должен
сообщить экскурсовод группе о самой
экскурсии, чтобы привлечь внимание ее
участников к объектам показа и содержанию
экскурсионного рассказа.

2.2.
Индивидуальный текст экскурсии по
памятным местам исламской культуры
г.Махачкала

Здравствуйте,
меня зовут Павлова Марина, сегодня я
буду вашим экскурсоводом и мы совершим
увлекательную и познавательную экскурсию
по местам исламской культуры представленной
в г.Махачкала. Я постараюсь сделать
экскурсию максимально для вас интересной
и неутомительной. По ходу моего рассказа
вы можете задавать интересующие вас
вопросы. Садитесь, пожалуйста в автобус,
и мы начнём движение.

Для
ознакомления с объектами нашей экскурсии
мы проедем на автобусе по многим улицам
города в том числе по центральным и
заодно ознакомимся с ними.

В
столице первое место по числу своих
последователей занимает ислам. В
Махачкале действует Духовное управление
мусульман Дагестана (ДУМД), которое с
1998 года возглавляет председатель ДУМД,
муфтий Ахмад Абдулаев.

В
г. Махачкале с его окрестными поселками
действуют 74 мечети, из которых 34
джума-мечети. К числу самых крупных на
территории СНГ относятся Центральная
джума-мечеть по ул. Дахадаева и джума-мечеть
по ул. Малыгина в Махачкале. После
реставрации Центральная джума-мечеть
г. Махачкалы может одновременно поместить
более 15 тыс. верующих.

Дагестан,
пожалуй, самый исламизированный регион
Российской Федерации. Даже по сравнению
со своими кавказскими соседями жители
республики выделяются приверженностью
к религии, искренней тягой к исламской
культуре. В нашей стране именно на
дагестанской земле впервые появилась
великая мусульманская религия. Здесь
утвердился мюридизм – самобытная ветвь
исламского суфизма. Во времена советской
власти дагестанский ислам сумел не
просто выжить, но в немалой степени
сохранить свое наследие, а в постсоветское
время республика стала одним из главных
очагов исламского возрождения. Но
самый примечательный факт тот, что и
исламское пространство в Дагестане, в
отличие от других республик Северного
Кавказа, никогда не было однородным. В
религиозной культуре Дагестане на
протяжении последних веков устойчиво
доминировали три типа религиозного
восприятия: суфизм, школы шафиитских
законников и салафийя (фундаментализм).

Как
раз к одной из фундаменталистских
мечетей мы сейчас подъезжаем (см.прил.1).
Эта мечеть является относительно новой.
22 августа 2001 года состоялось торжественное
открытие новой мечети. Она названа
именем известного ученого и общественного
деятеля Али-хаджи Акушинского. Открытие
мечети было приурочено к 150 годовщине
со дня рождения Али-хаджи Акушинского,
которую отмечали в республике в сентябре
того года.

Мечеть
построена у въезда в город, рядом с
газетно-журнальным комплексом. Мечеть
была построена в течении пяти месяцев
и организатором строительства является
глава администрации г. Махачкала С. Д.
Амиров. Глава города С. Д. Амиров на
торжественном открытии рассказал о
мероприятиях, проводимых в связи с
увековечиванием памяти Али-хаджи
Акушинского, и подарил для мечети ковер.

На
маджлисе выступил достопочтенный шейх
Саид Афанди, который рассказал о
значимости мечетей и медресе, поблагодарил
строителей и призвал проявлять усердие
в совершении богоугодных деяний. Затем
на маджлисе выступил Муфтий Дагестана
Ахмад-Хаджи Абдулаев, который рассказал
о вознаграждении Всевышнего и благодарности
людей тем, кто занимается такими
богоугодными делами. Он также рассказал
собравшимся об Али-хаджи Акушинском и
в завершении своего выступления
поблагодарил строителей мечети.

Сегодня
мечеть реконструируют, чтобы расширить.
Реконструкция проводится на деньги,
выделенные бюджетом республики и на
пожертвования прихожан (садака).

Ислам
салафитского (фундаменталистского)
толка, проповедующий возврат к первоосновам
веры, к образу жизни пророка Мухаммада
и «праведных предков» (араб. «ас-салаф
ас-салихун») и очищение ислама от более
поздних нововведений, вопреки тиражируемому
государственным пропагандистским
аппаратом мнению о чуждости и
нетрадиционности его для Дагестана,
имеет здесь более чем 300-летнюю историю.

Вот
сейчас мы проезжаем по Степному посёлку,
отсюда берёт своё начало новая трасса
до аэропорта. На кольце установлен
памятник лезгинскому былинному герою
Шарвели.

Далее
наш путь лежит к мечети на ул.Тимирязева
(см.прил.2). эта мечеть также относительно
новая, она была построена около 15 лет
назад. В мечети имеется библиотека,
проводятся пятничные проповеди, джума.

Школа
шафиитских законников (факихов)
сформировалась в даргинских вольных
обществах, где позиции мусульманских
юристов, правоведов и судей были настолько
крепки, что во многих обществах они
оспаривали власть выборных правителей.
В обществе Акуша-Дарго фактически же
сложилось двоевластие. Политическими
лидерами общества были два человека –
выборный правитель и кадий (судья).

Сейчас
мы проезжаем с вами по улице, названной
в честь первого человека, полетевшего
в космос – в честь Юрия Гагарина. Он 12
апреля 1961 года совершил полёт вокруг
Земли на космическом корабле «Восток-1».
Улицу сейчас расширяют вдвое, чтобы
сделать дорогу четырёх-полосной.

Вот
справа вы можете видеть здание мечети
(см.прил.3). При мечети находится медресе.
В
республике за последние 15 лет сложилась
относительно развитая система религиозного
образования. Система негосударственного
исламского образования, созданная в
Дагестане в постсоветское время, в
чем-то копирует раннюю советскую, хотя
в ней присутствуют и элементы нового.
Она включает пять ступеней:

1.
Краткосрочные начальные курсы по
изучению основ веры и арабского языка.
Начальные курсы не регистрируются, и
подсчитать их количество нельзя.

2.
Примечетные или начальные школы (мактабы)
по чтению Корана.

Обучение
в начальных школах (мактабах) носит
непостоянный, сезонный характер, состав
учеников часто меняется. Они стихийно
возникают и прекращают свою деятельность,
поэтому плохо поддаются учету. Основная
цель таких школ – обучение намазу
(молитве) и чтению арабского текста
Корана, основы арабской грамматики
(сарф), таджвид ( правила чтения Корана),
основ религии (усул ад-дин).

3.
Средние медресе.

Медресе
в основном функционируют при крупных
джума (соборных) и квартальных мечетях
республики; в которых преподают в
большинстве случаев имамы и будуны
(муэдзины) мечетей. Здесь, в отличие от
начальных школ, дают основы исламских
знаний, учат дольше. Всего в 141 медресе
обучаются более 5400 человек в возрасте
от 7 до 25 лет.12

4.Исламские
вузы (институты, университеты). Всего в
Дагестане -16 исламских институтов и
университетов, где обучается более 3000
студентов.

Далее
наш путь лежит к центральной Джума
(соборной) мечети столицы. Мы сворачиваем
на улицу им.Магомеда Ярагского. Родился
Ярагский в лезгинском ауле Вини-Яраг в
1771 году. Учился Ярагский в примечетской
школе, в медресе отца Исмаила. Большое
значение для формирования его мировоззрения
имело обучение у известных дагестанских
ученых. Он получил фундаментальные
знания по арабскому языку, философии,
логике, риторике, теологии. Сами имамы
Дагестана Гази-Мухаммад, Гамзатбек,
Шамиль отправились в Вини-Яраг учиться
шариату, тарикату, суфизму у прославленного
Ярагского. В последние двадцать лет
своей жизни Ярагский действовал наиболее
интенсивно. Основные положения программы
Ярагского свелись к следующему:
мусульманин должен быть свободен и не
должен платить подать ни царю, ни ханам,
он не может быть ничьим рабом. Мусульманину,
попавшему под власть христианского
царя, следует вернуться в лоно
мусульманства.

Сейчас
мы проезжаем по проспекту, названному
в честь имама Шамиля, бывшая Калинина.
Шами?ль
(1797—1871) — предводитель кавказских
горцев, в 1834 признанный имамом. Объединил
горцев Западного Дагестана и Чечни, а
затем и Черкесии в теократическое
государство Имамат и до взятия в плен
при штурме Гуниба в 1859 князем Барятинским
энергично вёл борьбу против русской
власти. По национальности аварец, родился
в селении Гимры около 1797 года. Став
третьим имамом Чечни и Дагестана, Шамиль
25 лет властвует над горцами Дагестана
и Чечни, успешно борясь против количественно
превосходивших его российских войск.
Отличаясь твёрдой и непреклонной волей,
он умел воодушевлять горцев к
самоотверженной борьбе, но и принуждать
к повиновению своей власти.

После
того как Чечня была окончательно
присоединена к России, война продолжалась
ещё почти пять лет. Шамиль бежал в
дагестанский аул Гуниб. 25 августа 1859
года Шамиль вместе с 400 сподвижниками
был осажден в Гунибе и 26 августа сдался
в плен на почетных для него условиях. В
1870 году Александр II разрешил ему выехать
в Мекку, где он и скончался в марте (по
другим сведениям в феврале) 1871 года.
Похоронен в Медине на кладбище Аль-Бакия.

Мы
подъехали к центральной мечети г.Махачкала
(см.прил.4). Новая
Соборная мечеть Махачкалы была открыта
в 1996 г. Мечеть была построена благодаря
турецкой помощи, и до мая 1998 г. представитель
Турции формально занимал должность
имама этой мечети. Духовное управление
мусульман Дагестана в 90-е годы начинало
деятельно сотрудничать с Турцией — при
посредничестве генерала турецкой армии
в отставке, потомка эмигрантов из
Дагестана Мехти-паши Сунгура13.

Строительство
велось на турецкие деньги. Их, однако,
хватило только на возведение корпуса
здания. Прочие работы проводились
собственными силами. Сегодня мечеть
одномоментно может принять до 8 тыс.
молящихся. Но в пятничные и праздничные
дни ее посещает значительно большее
количество людей. До начала расширения
мечети люди молились под открытым небом,
что было очень неудобно. После расширения
мечеть может принять до 15 тыс. человек.
Председатель Совета имамов Махачкалы
Магомедрасул Саадуев считает, что
аналогов махачкалинской мечети нет на
всем пространстве СССР. Изменения
коснулись не только внешнего вида: пол
мечети с недавних пор единым монолитом
покрывает огромный красивый шерстяной
ковер.

Нынешнее
расширение мечети проводится силами
частных лиц. Они сами определяют объем
работ, нанимают рабочих, покупают нужные
компоненты, выдают зарплату. Руководителем
является гражданин Турции. Благотворители
живут как внутри, так и вне республики.
К примеру, ковер приобретен москвичом
Зиявдином Магомедовым. Он же хочет
построить для мечети тренажерный зал,
где будут заниматься студенты исламского
университета и посетители мечети. Мечеть
принимает большие пожертвования. Только
в виде закята ежеквартально поступает
до миллиона рублей. Деньги в дальнейшем
раздаются нуждающимся мусульманам.

Имамом
мечети служит Мухаммадрасул-хаджи
Саадуев. Он учился сначала в Дагестане,
потом в Медине. Погибший в прошлом году
заместитель председателя ДУМД
Курамухаммад-хаджи Рамазанов был одним
из его учителей. Здесь читают пятничные
проповеди, в течение недели весь день
принимают людей, оказывая и материальную
помощь из закята, который выплачивают
состоятельные мусульмане. Ведётся
просветительскую деятельность во всех
СМИ местного масштаба, учебных заведениях,
предприятиях и организациях, отвечают
на вопросы людей, руководствуясь
шариатом, разрешаем споры и конфликты.
В нашей мечети регулярно проводятся
конкурсы на знание жизни Пророка
Мухаммада (мир ему и благословение), в
месяц раби-уль-авваль проводятся мавлиды,
знаменательные даты отмечаются ночным
бодрствованием. Каждое лето для школьников
проводятся краткосрочные курсы обучения
религиозным знаниям, намазу, Корану.
Некоторые из этих детей, получив начальное
обучение, не останавливаются на
достигнутом и продолжают учебу уже в
исламских учебных заведениях.

Для
всех желающих в любое время в мечети
обучает чтению Корана Мухаммадхабиб-хаджи.
Огромным успехом пользуется акция ДУМД
«Намаз за один день». В выходные дни до
60 человек за несколько часов обучаются
совершать намаз. Это очень активная,
плодотворная работа. Каждую субботу в
прямом эфире местного телеканала в
передаче «Ваша тема» в течение часа
служители мечети отвечают на все вопросы
телезрителей.

Здесь
недавно засадили газон перед мечетью,
разбили фонтаны, поставили скамейки.
При желании вы можете зайти в мечеть,
чтоб оценить великолепие внутреннего
убранства мечети.

На
территории мечети также расположен
банкетный зал «Сальва», где правоверные
проводят мавлиды, свадьбы, торжества в
соответствии с нормами шариата, т.е.
исключая музыку, алкогольные напитки.

Возле
мечети находится Северо-Кавказский
Исламский Университет им. Мухаммеда
‘Арифа (см.прил.5). Назван в честь
накшбандийского и шазилийского шейха
Мухаммада ‘Арифа-афанди ал-Кахи, сына
известного шейха Хасана Хилми из Кахиба
силсила которого переходит к шейху
Саиду – афанди Чиркеевскому. Создан в
1999 г. Ректор – Ахмед-хаджи Абдуллаев,
по совместительству муфтий и председатель
ДУМД.

В
вузе обучается на очной форме обучения
450 студентов. Срок учебы в университете
составляет 7 лет– 2 года на подготовительном
отделении, 5 лет вузовского. Есть еще
послевузовское обучение -3 года. Обучение
ведется на русском и аварском языках.
Университет готовит служителей
мусульманского культа. При вузе
функционирует женское отделение. С
2004 учебного года руководство университета
ввело преподавание светских дисциплин:
русского язык, социология, политология,
правоведение, социальная педагогика,
английский язык, информатика, география
арабских стран, психология, история
Дагестана и др. для чего привлечены
преподаватели Дагестанского
государственного Университета и других
светских вузов республики – для этого
специально создана кафедра гуманитарных
дисциплин.

Учебный
процесс организован в помещениях общей
площадью 4320 кв.м. В составе используемых
помещений имеются лекционные аудитории
для практических занятий, читальный
зал, актовый зал, спортзал, компьютерный
класс. Университет своего сайта не
имеет, но активно пользуется сайтом
ДУМД.

Также
в этом здании располагается Общественный
благотворительный Фонд им.
Саййидмухаммада-хаджи Абубакарова

На
общедагестанском Конгрессе, состоявшемся
через несколько дней после гибели Муфтия
Саййидмухаммада-хаджи Абубакарова было
решено создать Общественный
благотворительный Фонд им.
Саййидмухаммада-хаджи Абубакарова. И
этот Фонд, созданный для осуществления
благотворительных, научно-консультативных
и учебно-просветительских видов
деятельности, начал функционировать с
1999 года.

Фонд
был создан по предложению многочисленных
верующих и представителей общественности,
т.е. инициатива исходила от людей, хорошо
знавших Саййидмухаммада-хаджи и
понимавших, что он оставил после себя
огромное количество начатых дел, для
претворения в жизнь которых потребуется
приложить немало усилий. Работники
Фонда регулярно проводят встречи с
учащимися многих школ Махачкалы, где
рассказывают об Исламе, отвечают на
вопросы учащихся и педагогов. Фонд
оказывает спонсорскую помощь в проведении
в Республике Исламских конкурсов по
чтению Корана, правильного исполнения
намаза и планирует выпуск духовной
литературы. Под эгидой Фонда в республике
открыто десять центров по подготовке
хафизов – чтецов Корана наизусть. Фонд
помогает в строительстве мечетей и
медресе, включая мечети, строящиеся в
исправительных колониях.

Фонд
учредил 10 именных стипендий
Саййидмухаммада-хаджи Абубакарова,
которые получают студенты вузов
Республики, показавшие хорошую учебу
и соблюдающие все нормы Ислама. Вся
работа Фонда проводится по согласованию
с Духовным Управлением мусульман
Дагестана и в рамках законов РФ.

А
сейчас мы снова сядем в автобус и
продолжим поездку. Маршрут наш лежит
по улице имени Саййидмухаммада-хаджи
Абубакарова.

Процесс
политизации нынешнего ДУМД обозначился
после избрания муфтием Саид-Мухаммада
Абубакарова в 1996 г. Не имея серьезной
богословской подготовки, С.-М. Абубакаров
тем не менее был хорошим организатором
и обладал несомненными лидерскими
качествами. Постепенно он стал влиятельной
общественно-политической фигурой,
причем нередко его позиция серьезно
расходилась с позицией руководства
республики. Муфтий позволял себе
достаточно резко критиковать власть,
в том числе и по чисто политическим
вопросам, порой явно склоняясь к поддержке
оппонентов М. Магомедова.

Сайид-Мухаммад
был одним из тех, кто понимал в жизни
самое главное, т.е. необходимость сделать
все для того, чтобы Всевышний был им
доволен. Тот стержень, который был
выточен им в результате следования по
суфийскому пути, отличал его от
конформистов всех мастей. При нём было
начато издание газеты Духовного
управления мусульман Дагестана
«Ас-Салам», которое продолжается до сих
пор.

Сайид-Мухаммад
Абубакарова был убит в результате
теракта 21 августа 1998 года во дворе
мечети.

Сейчас
мы едем по улице им.Коркмасова, бывшей
Советской и сворачиваем на улицу
им.М.Дахадаева и выезжаем на центральный
проспект нашего города – пр.Р.Гамзатова,
известного аварского поэта, прославившего
дагестанскую литературу и сам Дагестан
далеко за его пределами.

На
этой улице располагается Исламский
Университет им. Имама аш-Шафи‘и
(см.прил.6). Университет открыт в 1991 г. на
базе медресе. Первоначально он носил
имя первого дагестанского шейха
накшбандийского тариката Мухаммада-Эфенди
ал-Яраги, позже был переименован в
Институт, а затем Университет им. Имама
Шафии – основателя суннитского мазхаба
Мухаммада аш-Шафии (ум. в 820).

Ректором
является Карачаев Муртузали, проректором
– Гаджиев Магомед-Гаджи – оба шейхи
накшбандийского тариката. Количество
преподавателей составляет- 15 человек,
7 из которых – это выпускники данного
вуза, а 2 преподавателя закончили медресе
в г. Бухаре. Уровень подготовленности
преподавателей в этом вузе на порядок
выше, чем в других исламских вузах
республики. Все преподаватели являются
дагестанцами, хотя до 1998 г. в качестве
преподавателей работали и граждане
Иордании, Ирака, Сирии, Египта, Алжира.

Количество
студентов, обучающихся в вузе, составляет
– 240, из которых одна треть – девушки.
Университет готовит кадры служителей
мусульманского культа, преподавателей
гуманитарных дисциплин, имамов мечетей.
Преподавание ведется на арабском и
русском языках. Имеет 17 филиалов в разных
городах и селениях республики.

Учебная
программа университета разработана
Советом алимов и утверждена ректоратом
вуза. Студенты изучают следующие
дисциплины: Коран, арабский язык, фикх,
хадисы, сира, акида (основы веры), таджвид
( правила чтения Корана), тафсир (толкование
Корана), тасаввуф и др. Обучение в вузе
7-летнее, бесплатное. Желающие поступать
проходят собеседование и могут поступить
на 2-годичные подготовительные курсы в
медресе. По окончании медресе они
поступают на первый курс университета.
По окончании университета выдается
диплом по специальности – служитель
мусульманского культа. Состоялось шесть
выпусков университета – всего около
120 человек, которые работают преподавателями
в медресе, имамами и их помощниками в
разных мечетях республики.

Последний
пункт нашей экскурсии – Джума-мечеть
на ул.Малыгина (см.прил.7). Эта мечеть
является самой старой в Махачкале, она
была построена ещё в 70-е гг. 20 столетия.
До постройки Джума-мечети являлась
самой большой в республике.

Сейчас
мечеть включает в себя библиотеку,
похоронное бюро, здесь проводятся
мавлиды, пятничные проповеди, таравих,
джума, мактаб. При мечети также находятся
исламские магазины, где можно купить
одежду, исламскую литературу, средства
лечения и гигиены и проч.

Это
был конечный пункт нашей с вами экскурсии.
Спасибо вам за внимание, очень надеюсь,
что вам понравилось.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема
данной курсовой является достаточно
интересной и увлекательной. Актуальность
ее определяется заметной ролью, которую
играет религия и религиозные организации
в общественно-политической, духовной,
культурной и социально-гуманитарной
сферах жизни общества Дагестана.

В
ходе написания курсовой работы были
использованы источники литературы с
описанием истории некоторых
достопримечательных объектов, биографией
выдающихся политических, религиозных
и культурных деятелей, использовались
также источники, помогающие в теоретической
части курсовой работы, с помощью которых
были даны определения понятиям экскурсии,
ее функциям и основным этапам технологии
разработки экскурсии.

Предварительная
работа по составлению экскурсий включает
определение ее целей и задач, накопление
знаний по заданной теме, составление
маршрута и выбор объектов экскурсии.

Практическая
часть включает составление технологической
карты, экскурсионного рассказа,
методической разработки маршрута
экскурсии, определяющей методику и
технику эффективного проведения
экскурсии.

В
ходе написания курсовой работы были
рассмотрены понятие и сущность
создания экскурсии, технология подготовки
и методика проведения экскурсии; была
проведена
методическая разработка экскурсии по
памятным местам исламской культуры
г.Махачкала,
программа обслуживания туристов по
маршруту экскурсии,
составлен индивидуальный текст экскурсии
по
местам исламской культуры.

Была
выполнена цель работы – разработка
экскурсии по памятным местам исламской
культуры, расположенным в г.Махачкала.
Были рассмотрены памятники архитектуры,
важнейшие религиозные организации,
были затронуты многие объекты,
располагающиеся по маршруту экскурсии.
Также были даны краткие описания жизни
и деятельности выдающихся людей
религиозной жизни Дагестана, описаны
некоторые мероприятия духовной жизни
столицы, религиозное образование в
республике.

Создание
экскурсии – сложный процесс, требующий
от организаторов экскурсионного дела
больших творческих усилий. Подготовка
экскурсии – это всегда разработка новой
темы экскурсии, обусловленной
предполагаемыми запросами потенциальных
клиентов туристского предприятия и
определяемой экскурсионными возможностями
своего города, региона.

Цель
экскурсии – это то, ради чего показываются
экскурсантам памятники истории и
культуры и другие объекты. Задачи
экскурсии – достичь целей путем раскрытия
ее темы.

В
работе по подготовке новой экскурсии
можно выделить два основных направления:
разработка новой темы экскурсии (новой
вообще или новой только для данного
экскурсионного учреждения) и подготовка
начинающего или уже работающего
экскурсовода к проведению новой для
него, но уже ранее разработанной и
проводимой в данном учреждении экскурсии.

В
простейшем виде схема всех экскурсий
независимо от темы, вида и формы проведения
одинакова: вступление,
основная
часть,
заключение.

Эффективность
любой экскурсии во многом зависит от
техники ее проведения, связи между
методикой и техникой ведения. К технике
ведения экскурсии предъявляется ряд
требований.

Методика
проведения экскурсий направлена на то,
чтобы помочь экскурсантам легче усвоить
содержание экскурсий. Делается это с
помощью методических
приемов,
которые делятся на две группы – приемы
показа и приемы рассказа, но практика
требует применения еще более сложной
классификации методических приемов:
по их назначению, времени и месту
использования и т. д.

Значение
вопросов, связанных с техникой проведения
экскурсий, трудно переоценить. Ни
увлекательный рассказ об объектах, ни
методические приемы показа памятников
не дадут необходимого эффекта, если не
будут серьезно продуманы все аспекты
ее проведения, если не созданы условия
для наблюдения объектов.

Проблемы
при проведении экскурсии по памятным
местам исламской культуры г.Махачкала
– затруднённый проезд по центральным
улицам города, таким как пр.им.Шамиля,
ул.М.Ярагского, пр.Р.Гамзатова,
ул.Коркмасова. Плохое состояние дороги
при проезде на улицу Тимирязева также
затрудняет маршрут экскурсии.

11
Долженко
Г.П. Экскурсионное дело/Г.П. Долженко.
– М.: Март Март, 2008. –С.17

2
Емельянов, Б.В. Организация работы
курсов по переподготовке и подготовке
экскурсоводов / Б.В. Емельянов. – М.:
Турист, 1989. – С. 15.

32
Емельянов
Б.В. Организация работы курсов по
переподготовке и подготовке экскурсоводов/
Б.В. Емельянов. – М.: Турист, 1999. – С.58.

4
Емельянов, Б.В. Организация работы
курсов по переподготовке и подготовке
экскурсоводов / Б.В. Емельянов. – М.:
Турист, 1989. – С. 15

54
Емельянов
Б.В. Организация работы курсов по
переподготовке и подготовке экскурсоводов/
Б.В.

65
Долженко
Г.П. Экскурсионное дело/Г.П. Долженко.
– М.: Март Март, 2008. – С.56

76
Хуусконен
Н.М. Практика
экскурсионной деятельности/ Н.М.Хуусконен,
Т.М. Глушанок.
— СПб:
Герда, 2008. – С.79

87
Савина Н.В. Экскурсоведение/ Н.В. Савина.
– М.: БГЭУ, 2009. – С.82

98
Хуусконен
Н.М. Практика
экскурсионной деятельности/ Н.М.Хуусконен,
Т.М. Глушанок.
— СПб:
Герда, 2008. – С.104

109
Хуусконен
Н.М. Практика
экскурсионной деятельности/ Н.М.Хуусконен,
Т.М. Глушанок.
— СПб:
Герда, 2008. – С.114

1110

Савина
Н.В. Экскурсоведение/ Н.В. Савина. – М.:
БГЭУ, 2009. – С.95

12
Архив Комитета Правительства Республики
Дагестан по делам религий.

13
По данным А.М. Магомеддадаева, к.и.н.,
зав. Центром востоковедения Института
истории, археологии и этнографии
Дагестанского научного центра
РАН//Дагестанская правда, 15.06.2004

                                
Не совсем обычный урок.

Мечеть и ее роль в жизни мусульман.

Форма
урока:
урок-экскурсия
(урок проходит в местной мечети «Нур»).

Цель
урока:

закрепление первичных представлений о значении и роли мечети в религиозной и
светской жизни мусульман.

Задачи
урока:


знакомство с правилами строительства и устройства мечети, с ее внешним видом и
внутренним убранством;


закрепление знаний о правилах поведения в мечети;


развитие первичных представлений и углубление знаний о традициях ислама;


знакомство с историей местной мечети «НУР»;


воспитание уважения к религиозным традициям и обычаям;


воспитание бережного и  уважительного отношения к священным сооружениям, в
частности и к памятникам истории и культуры в целом;


обогащение лексического запаса, расширение кругозора, эрудиции учащихся;


развитие интереса к изучаемому предмету.

Оборудование
и средства наглядности:

Компьютер, иллюстративный материал, презентация
«История мечети «Нур», «Мечети мира и России», электронное приложение к
учебнику, видеозаписи с открытия мечети, карточки с новыми словами.

Основные
понятия:

Мечеть – мусульманское
молитвенное архитектурное сооружение, от арабского слова «масджид», что
означает «место поклонения».

Михраб
полукруглая ниша, обращенная в сторону Мекки.

Минбар – кафедра,
с которой имам читает проповеди во время намаза.

Минарет – башня,
с которой муэдзин призывает верующих на молитву.

Имам – религиозный
наставник. Он-очень уважаемое лицо, к которому мусульмане часто обращаются за
советом. Имам должен знать арабский язык и уметь толковать Коран.

Проповедь
– религиозное наставление, оно произносится в мечетях до совершения намаза.

Азан – призыв
к намазу-молитве.

Муэдзин – он
призывает к намазу. Его обязанность – строго следить за соблюдением времени
молитвы.

Медресе

мусульманская школа.

План
урока.

1.    
Организация
урока.

2.    
Вступительная
беседа.

3.    
Постановка
и формулировка цели и задач урока.

4.    
Знакомство
с новой темой.

5.    
Рефлексия
и оценивание.

6.    
Домашнее
задание.

Ход урока.

1.    
Организационный
этап.

– проверка
готовности  к уроку;

– объявление
первой части темы – не совсем обычный урок;

– представление
руководителя  местной организации «Махалля» имам-хатыба Фарита Садыкова.

2.    
Вступительная
беседа.

– Как вы думаете,
почему сегодняшний урок назван «не совсем  обычным»?

– Вспомните, какие
«не совсем обычные» уроки у нас уже были?

– Как вы думаете,
о чем будет наш сегодняшний урок?

– Объясните, что
такое мечеть, для чего она предназначается?

– Какие мечети вы
знаете?

– Какие правила
поведения необходимо соблюдать в мечети?

– Что вы знаете о
нашей мечети?

3.    
Постановка
цели и задач.

Как устроена мечеть? Есть ли специальные правила для
устройства мечети? Что обязательно должно находиться в мечети?  История нашей
мечети. Обо всем об этом мы должны узнать на сегодняшнем уроке. Также мы 
познакомимся с новыми словами.

4.    
Знакомство
с новой темой.

1)
Рассказ учителя.

– Первая мечеть была заложена пророком Мухаммадом в
селении Куба недалеко от Медины и представляла собой квадратный двор с навесом
вдоль стен, ориентированный на восток ( по образцу христианских храмов). В то
же время, согласно Корану, первые мусульмане во время молитвы обращались лицом
на север, к Иерусалиму. Затем пророку был ниспослан аят, в котором
провозглашалось, что во время молитвы и еще ряда обрядов надо обращать лицо к
Мекке, где находится святилище Кааба. В 623 году вблизи дома Мухаммада в Медине
была построена первая мечеть, ориентированная таким образом (иллюстрация мечети
пророка в Медине). После завоевания Мекки Кааба была очищена от идолов и также
превращена в мечеть (иллюстрация Запретной мечети в Мекке). Характерный облик
мечети с высокими куполами и минаретами, какие мы привыкли видеть сформировался
только к концу 18 века. Формы минаретов определяются архитектурными традициями
разных стран. Самые древние, сирийские, имеют в сечении квадрат и напоминают
колокольни христианских храмов. На Ближнем и Среднем Востоке преобладают
круглые минареты, опоясанные сверху балконом. Встречаются также спиралевидные и
восьмигранные минареты (иллюстрации различных мечетей).

2)
Презентация «Мечети».

Задание: рассмотрите фотографии мечетей, отметьте 
общие черты в их внешнем облике; что здесь указывает, что это священные
сооружения?

3)
Рассказ имама.

– правила
строительства и устройства мечети;

– внешний вид и
внутреннее убранство мечети;

– что обязательно
должно находиться в мечети;

– для чего нужна мечеть,
какую роль она выполняет.

4)
Словарная работа

Далее показываются карточки с новыми словами и выясняется,
как дети усвоили  их значение.

5)
Релаксация.

Слушаем АЗАН (аудиозапись).

6)
Рассказ учителя об истории создания мечети.

– В 2009 году в Николаевке начинается сбор средств для
строительства мечети. И уже в июле этого года был заложен первый камень. Каждый
старался внести свой посильный вклад, всем селом выходили на субботники, делали
пожертвования. Праздник открытия мечети состоялся в светлый мусульманский
праздник «Ураза-байрам» в сентябре 2010 года. Когда мечеть была построена, ей  дали
название «Нур», что означает свет, луч. Название это символично, ведь для
верующих мечеть, как луч света в жизни. Она позволяет очистится душой и
сердцем, побыть наедине с собой, осмыслить свои дела и поступки.

7)
Смотрим  фрагменты видеофильма с открытия мечети.

5.    
Рефлексия
и оценивание.

Сегодня
на уроке я узнал(а)…

Мне
понравилось…

Самое
интересное было…

Как
вы оцениваете свою работу на уроке…

6.    
Домашнее
задание.

Найдите
иллюстрации и материал по теме «Мечети России» – девочки, «Мечети мира»
-мальчики.

В конце урока мы дарим  мечети исследовательскую
работу одного из учеников.

«Из опыта проведения экскурсий в мечети в

 «Из опыта проведения экскурсий в мечети в рамках изучения ОРКСЭ» Автор: Касимов И.

«Из опыта проведения экскурсий в мечети в рамках изучения ОРКСЭ» Автор: Касимов И. Х. , имам- хатыб мечети д. Кестым Балезинского района, имам- мухтасиб северных районов Удмуртии, педагог доп. обр-я Кестымской СОШ, руководитель школьного музея.

Минарет

Минарет

Внутренний вид мечети

Внутренний вид мечети

Во время экскурсии

Во время экскурсии

Шамаили

Шамаили

Выставка шамаилей в Казани

Выставка шамаилей в Казани

Экскурсия в школьном музее

Экскурсия в школьном музее

Рассказываю про хадж

Рассказываю про хадж

Паломничество в Исламе (Хадж)

Паломничество в Исламе (Хадж)

Масджид аль-Харам (Заповедная Мечеть) в Мекке.

Масджид аль-Харам (Заповедная Мечеть) в Мекке.

Кисва — покрывало Каабы, изготовленное из чёрного шелка с аятами Корана наверху, вышитыми золотыми

Кисва — покрывало Каабы, изготовленное из чёрного шелка с аятами Корана наверху, вышитыми золотыми нитями. Площадь 875 кв. м. Покрывало меняется один раз в год во время хаджа.

Чёрный камень, вмонтированный в восточном углу Каабы. Видимая площадь поверхности камня примерно 16, 5×

Чёрный камень, вмонтированный в восточном углу Каабы. Видимая площадь поверхности камня примерно 16, 5× 20 см.

 «Макаму Ибрахим» камень, на котором остались отпечатки стоп пророка Авраама.

«Макаму Ибрахим» камень, на котором остались отпечатки стоп пророка Авраама.

Дверь Каабы, находится на высоте 2, 5 метров от земли. Высота двери 3, 06

Дверь Каабы, находится на высоте 2, 5 метров от земли. Высота двери 3, 06 метра, а ширина 1, 68 метра. При производстве двери было использовано около 280 кг золота 999 пробы. Закрывается отдельным покрывалом.

Колодец Зам-Зам

Колодец Зам-Зам

Добавить комментарий