Индивидуальная беседа с родителями учеников
Для классного руководителя и учителя-предметника общение с родителями неотъемлемая и не всегда лёгкая часть работы. А ведь эффективность учебной деятельности зависит, в числе прочего и от взаимодействия школы и семьи учащегося. Поэтому очень важно правильно организовать индивидуальную работу с родителями
Темы, имеющие проблемное содержание:
- отношения с одноклассниками;
- необходимость усилить контроль над ребёнком;
- недостаток внимания и сочувствия к ребёнку
- отношения ребенка к выполнению домашнего задания
Организация индивидуальной встречи с родителями:
- заранее договориться о времени встречи;
- помещение, чтобы никто не мешал;
- разговор лучше проводить в присутствии ребенка
Приглашая родителей для беседы важно использовать правильные формулировки.
Например:
- Я хотела (бы) с вами поговорить. Я думаю, ваш ребёнок мог бы учиться лучше. Давайте вместе подумаем, что можно сделать.
- Мне хотелось бы с вами встретиться, обсудить трудности поведения вашего ребёнка посоветоваться, может быть, вместе придумаем, как ему помочь.
Не следует начинать разговор со следующих фраз:
- У вашего ребёнка совсем плохие дела.
- Ваш ребёнок совсем перестал учиться, ничего не делает.
- Вы задумайтесь, скоро экзамены, а ваш, ведь не сдаст.
Построение беседы с родителями:
– Похвалить ребенка, обязательно сказать, что-нибудь хорошее про ребенка
– поблагодарите родителя за то, что пришёл (не важно, работает
или сидит дома и является только после пятого приглашения)
– выразите надежду, что совместными усилиями удастся справиться с возникшими трудностями
– расскажите о текущей ситуации ребёнка, отметьте все возможные позитивные моменты, которые только можно найти.
– излагаем ситуацию: есть некоторые трудности и проблемы, которые мешают.
– родителям говорить достоверную информацию про ребенка
Старайтесь сохранять дружеский, доверительный тон разговора, будьте готовы понять позицию собеседника. Поинтересуйтесь мнением собеседника, какой видится ситуация ему, и тут же спросите: «Как вы думаете, что можно сделать?» Обязательно выслушайте его до конца. Стараясь максимально приблизить собеседника к тому, в чём проблема и как её можно решить.
В разговоре уместны следующие высказывания:
- Я понимаю, что трудно, придя с работы, проконтролировать ситуацию в полной мере. Наверное, что-то получается, что-то нет (полувопрос)
- Я сама мама и знаю, как это трудно, ведь идеальных ситуаций не бывает.
- Это же ваш ребёнок, никто не знает его лучше, чем вы.
- Ваш ребенок- это ваша старость
В разговоре не стоит употреблять такие выражения, как:
- Конечно, если ребёнком не заниматься, так он и будет одни двойки получать.
- Меня не интересует, какие у вас проблемы на работе, значит, найдите возможности…
- Если вас не устраивает наша школа, ищите другую.
Для улучшения взаимоотношения взаимопонимания с родителями, позитивного общения постарайтесь:
- избегать безапелляционных высказываний;
- сохранять доверительный тон при беседе
- не использовать обобщающих штампов;
- оценивать ситуацию по принципу «здесь и сейчас»
- не преувеличивать и не преуменьшать текущие трудности учащихся.
- не сравнивать с другим ребенком.
Наша работа нужная и интересная, но отнимающая много времени и энергии.
Помните! Взаимопонимание между классным руководителем и родителями результативно влияет на воспитания ребенка!
Планы бесед с родителями
1. План беседы с родителями для получения
общих сведений о семье школьника
1. Какой у Вас состав семьи, возраст членов семьи, степень родства?
2. Какое у Вас образование, профессия, где Вы работаете, какой у Вас режим труда?
3. Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением детей?
4. Имеется ли домашняя библиотека, много ли в ней книг для детского чтения?
5. Какие книги любит читать Ваш сын (дочь)?
6. Какие радио- и телепередачи Вы регулярно слушаете, смотрите всей семьей? Обмениваетесь ли впечатлениями?
7. Какие газеты, журналы выписываете? Что выписано специально для ребенка? Регулярно ли он читает свою газету, журнал?
8. Как Вы обычно проводите свободное время, выходные дни?
9. Охотно ли Вы посещаете школу? Помогает ли Вам общение с учителями, классными руководителями?
10. Как Вы оцениваете свои педагогические способности? Занимаетесь ли педагогическим самообразованием, что читаете по педагогической тематике?
11. Какую Вы можете оказать помощь школе, учителю?
2. План беседы по изучению взаимоотношений в семье
1. Есть ли в Вашей семье лидер? Кто это?
2. Какой характер носят взаимоотношения между членами Вашей семьи (доброжелательные, доверительные, рыцарские, командно-авторитарные, безразличные и т. д.).
3. Налажена ли в семье взаимопомощь, действенное участие всех в делах каждого?
4. Случаются ли в семье конфликты? Между кем? В чем Вы видите их причину?
5. Проявляете ли Вы интерес к школьной жизни своих детей? Знаете ли Вы об их взаимоотношениях с учителями, школьными товарищами?
6. Сколько времени каждодневно, в выходные дни Вы общаетесь с ребенком?
7. В каких совместных делах участвуют все члены Вашей семьи?
8. Знают ли дети о Вашей работе, какую продукцию выпускаете, где она используется?
9. Уважительно ли относятся дети к Вашей профессии, выражают ли желание в будущем следовать Вашему пути?
10. Как Вы проводите свой досуг? Участвуют ли в нем Ваши дети?
11. Какие у Вас семейные увлечения?
12. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
13. Какие семейные традиции поддерживаются в Вашей семье? Какое влияние оказывают они на воспитание детей?
3. Беседы с родителями по изучению семейных традиций
1. Какие традиции хранятся в Вашей семье издавна?
2. Какие трудовые традиции сложились в Вашей семье?
3. Как, по традиции, празднуются в Вашей семье красные даты календаря, дни рождения взрослых и детей?
4. Принимают ли дети участие в подготовке семейных праздников?
5. Знают ли дети о боевых и трудовых наградах родителей, дедушек, бабушек; за что они им вручены?
6. Какие традиции Вы считаете вредными?
7. Какие традиции, по Вашему мнению, следует развивать и утверждать в нашем обществе?
8. Какое влияние оказывают семейные традиции на воспитание детей?
4. План беседы по изучению воспитательных
возможностей семьи
1. Кто в семье больше других занимается воспитанием детей?
2. Какова степень участия других членов семьи в воспитании детей?
3. Есть ли в семье единство требований к детям?
4. Что мешает воспитанию детей (недостаток времени, бытовая неустроенность, слабое состояние здоровья и др.)?
5. Оказывает ли кто-нибудь из взрослых членов семьи отрицательное влияние на ребенка? В чем оно проявляется?
6. Какие методы воспитания считаете наиболее эффективными?
7. Пользуетесь ли Вы авторитетом у своего ребенка, его друзей?
8. Считаете ли Вы, что понимаете своих детей, уважительно относитесь к их интересам, творческим попыткам?
9. Рассказывают ли Вам дети о школе, об учителях?
10. Делятся ли с Вами дети своими планами, мечтами, просят ли у Вас совета, помощи в решении вопросов личного характера?
11. Какие трудности Вы испытываете в воспитании сына (дочери): теряетесь перед проявлениями его характера, не умеете найти правильный выход из сложной педагогической ситуации, недостает педагогических знаний и т. д.?
12. Доверяете ли Вы советам и рекомендациям учителей, классных руководителей; помогают ли они Вам в воспитании сына (дочери)?
13. Как Вы повышаете свою педагогическую культуру, овладеваете навыками практической семейной педагогики?
14. Какая помощь в воспитании ребенка Вам необходима со стороны школы?
ФОРМЫ
РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Индивидуальная
беседа.
Цели и
задачи: а)
обеспечить оптимальные условия для воспитания ребёнка, ближе знакомиться с
родителями, помогать им конкретным советом, намечать совместные пути
педагогического воздействия на ребёнка, конкретизировать требования к нему,
оказывать действенную помощь семье;
б) воспитателю
узнавать от родителей индивидуальные особенности и склонности своих
воспитанников, находить правильный подход к ребёнку;
в) устанавливать с
родителями дружеские доверительные отношения.
Подготовка
к беседе:
– наметить тему и
план беседы;
– подготовить
вопросы и продумать ход беседы;
– продумать место
и время беседы;
– подготовить при
необходимости литературу;
– сформулировать
советы, рекомендации;
– заранее
оповестить родителей о предстоящей беседе.
Ход
беседы.
Во вступительной
части педагог начинает беседу с положительной, позитивной информации.
В основной части
педагог задаёт вопросы, освещает тему, выслушивает родителей, ведёт с ними
диалог.
В заключении
воспитатель даёт конкретные советы, рекомендации, направленные на совместную
работу семьи и педагогов, и беседа заканчивается на положительной позитивной
ноте.
В беседе
могут участвовать также заведующая, врач, музыкальный работник, руководитель
физической культуры и другие. Беседа может проводиться в ходе экскурсии по
группе, детскому саду.
Тематика
бесед разнообразная. Важно через беседу выявлять положительный опыт воспитания,
готовить родителей к выступлению на собрании. Беседа может быть продолжительной
и короткой.
Требования
к проведению беседы.
*Содержание
индивидуальной беседы должно оставаться достоянием только беседующих.
*Соблюдать деловой
тон в беседе, создавать атмосферу непринуждённости.
*Если родитель
задал вопрос, на который педагог не может ответить, он предлагает отложить
беседу, чтобы подготовиться и уже тогда дать квалифицированную рекомендацию.
*Если надо
говорить о плохом поступке ребёнка, беседу надо начинать с положительного, что
есть в ребёнке.
*В беседе с
разными членами семьи (мама, папа, бабушка) нужно соблюдать дифференцированный
подход.
*Просьбы родителей
в процессе беседы надо выполнять, если они не приносят вреда ребёнку.
*Нельзя беседовать
в присутствии ребёнка.
*Уметь слушать
ребёнка, меньше давать указаний, предъявлять требований.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Консультация
– форма
индивидуальной, дифференцированной работы с родителями, которая помогает, с
одной стороны , ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше
всего нужна; с другой – побуждает родителей серьёзно присматриваться к своим
детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их
лучше всего воспитывать.
Подготовка
к консультации:
– наметить тему,
план;
– подготовить
содержание, наглядность;
– продумать место
и время;
– заранее
пригласить родителя;
– сформулировать
рекомендации.
Содержание
консультации.
Консультация может
быть организована в форме беседы, обсуждения проблемы, статьи (заранее
прочитанной), вопросов и ответов. Содержание консультации состоит из
вступления, основной части и заключения. Содержание конкретизировано до
деталей.
Требования
к проведению консультации.
*Консультацию
проводят в вечернее время и в отсутствии ребёнка.
*Консультация
проводится без спешки и доброжелательно.
*Важно расположить
к себе родителя.
*Инициатором
консультации выступает ДОУ, но может быть проведена по просьбе родителя.
ПОРУЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЯМ
Цели и
задачи: знакомить
родителей с условиями жизни и воспитания детей в ДОУ, с задачами воспитания;
вызывать у родителей желание помогать детскому саду в педагогической и
хозяйственной работе для повышения качества воспитания дошкольников.
Подготовка
воспитателя: продумывать,
кому какое поручение дать, исходя из возможностей семьи.
Организация
поручения.
Обратиться к
родителю в такой форме и так объяснить значимость поручения, чтобы каждый с
охотой откликнулся и выполнил просьбу. После выполнения поручения, делается
запись в «Книге добрых дел», которая находится в родительском уголке и доступна
для чтения всем родителям. Благодарность можно выразить на родительском
собрании.
Требования
к организации поручений.
1Соблюдать принцип
постепенности вовлечения родителей в помощь ДОУ.
2Поручения
распределять на всех родителей, а не только на активных.
ПОСЕЩЕНИЕ
СЕМЬИ РЕБЁНКА
Цели и
задачи. Изучение
семьи. Установление контакта с ребёнком, его родителями. Познакомиться с
условиями воспитания. Понять психологический климат семьи, атмосферу дома с
целью нахождения оптимальных путей и средств построения единой линии
воздействия на ребёнка в детском саду и дома. Усилить контакт между детским
садом и семьёй, устанавливать взаимопонимание, создавать дружескую атмосферу,
желание помогать друг другу. Вырабатывать единые приёмы воспитания, чтобы
сделать жизнь ребёнка в детском саду и дома содержательной и радостной. Увидеть
и отметить положительное в организации жизни семьи. Выяснить, всё ли возможное
делается в семье для правильного воспитания ребёнка. Определить, какой линии
нужно придерживаться во взаимоотношениях с данной семьёй. Наметить план
требований, советов и рекомендаций. Выявлять лучший опыт семейного воспитания.
Общаться со всеми членами семьи.
Подготовка
к посещению:
– заранее
согласовать с родителями удобное для них время посещения;
– определить цель
визита;
– изучить сведения
о семье: состав, имя и отчества членов семьи, место работы, материальное
положение, особенности семьи, здоровье ребёнка;
– продумать, какие
сведения надо получить и какие вопросы могут задать родители.
Организация
и содержание посещения.
В зависимости от
цели визита, воспитатель знакомится:
*с местом для игр
и занятий, с его освещением и удобством;
*с порядком
содержания игрушек, книг;
*с домашними
трудовыми обязанностями, их характером ( постоянные, эпизодические);
*каким образом
происходит формирование культурно-гигиенических навыков;
*как
осуществляется физическое развитие;
*как ребёнка
готовят к школе;
*с общением членов
семьи, атмосферой в доме;
*с характером
поведения и настроения ребёнка в домашних условиях (радостный, раскованный,
притихший, смущённый, приветливый и т.д.).
Затем
воспитатель рассказывает членам семьи, как ребёнок живёт в детском саду
(положительное). Обсуждаются педагогические проблемы и темы. В заключении
визита педагог даёт практические советы, рекомендации, намечаются пути и
способы распространения положительного опыта воспитания, вырабатываются единые
требования к ребёнку для положительного его развития. При повторном посещении
проверяется выполнение рекомендаций, данных в предыдущем посещении, отмечаются
изменения. Первое посещение носит ознакомительный характер, второе – деловой.
После посещения
воспитатель делает запись в специальной тетради учёта посещений и намечает план
работы с данной семьёй.
Каждую семью
посещают не реже одного раза в год. Неблагополучные семьи посещают чаще и
коллективно – с заведующей, попечительским советом.
Требования
к посещению семьи.
1Прийти к ребёнку
домой – это прийти к нему в гости. Быть в хорошем настроении, приветливым,
доброжелательным. Не допускать жалоб, критики, замечаний. Советы давать
тактично, ненавязчиво.
2Обязательно
прийти в намеченный день, не опаздывать.
3Не вести никаких
записей во время посещения.
4Посещения должны
быть регулярными, систематическими и с разными целями.
5В процессе
посещения видеть и подчёркивать достижения родителей в воспитании ребёнка.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
БИБЛИОТЕКА-ПЕРЕДВИЖКА
Цель: увлечь
родителей педагогической информацией, вызвать интерес к вопросам воспитания.
Организация
работы.
В уголке для
родителей помещается специальная папка для статей на определённую
педагогическую тематику и педагогическая литература. Периодически проводятся
беседы с родителями о прочитанном: что заинтересовало, что позаимствовали для
воспитания ребёнка.
Книги подбирает
и приобретает администрация ДОУ, принимает участие близлежащая библиотека,
помогают родители. Важно продумать: где хранить книги, как выдавать, каким
образам вести учёт, выявлять потребности читателей. В одних случаях книги имеют
открытый доступ, и родители сами выбирают себе то, что их интересует.
Литературу располагают по возрастам, по тематике, по разделам. Если книги
хранятся в шкафу, к которому нет свободного доступа, в родительском уголке
помещают картотеку с аннотациями. Подбирается она по содержанию, а не по
алфавиту. Для каждого родителя заводят читательские карточки. В детском саду
назначают ответственного за работу педагогической библиотеки или назначаются
дежурные по графику. Для удобства определяются дни и часы выдачи книг. В
родительском уголке периодически помещаются объявления о какой-нибудь новинке
или книге, изданной давно, но прочитать которую было бы полезно многим
родителям. Важно вести учёт прочитанной литературы. Для этого организуется
обсуждение, обмен мнениями или родители в специальной тетради пишут отзыв.
Книги могут храниться в методическом кабинете в разделе «Литература для
родителей».
КОЛЛЕКТИВНЫЕ
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ГРУППОВАЯ
БЕСЕДА.
Беседа педагогов
с родителями – это доступная и распространённая форма установления связи
педагога с семьёй, его систематическое общение с родителями, с другими членами
семьи и ведущая роль в возникновении, проведении беседы принадлежит педагогу.
Цели и
задачи. Наладить
прочную взаимосвязь с семьями детей при соблюдении дифференцированного подхода,
исходя из уровня педагогической культуры родителей. Создать педагогически
грамотный коллектив родителей, готового активно помогать ДОУ. Способствовать
установлению тесной связи и постоянного общения между педагогом, родителями и
другими членами семьи. Помогать родителям лучше узнавать жизнь и деятельность
ребёнка в детском саду. Оказывать семье конкретную педагогическую помощь.
Подготовка
к беседе:
– договориться с
родителями о встрече (место, время, тема);
– попросить
родителей подготовить вопросы;
– пригласить на
беседу несколько опытных родителей;
– продумать
содержание диалога, подготовить советы, рекомендации.
Содержание
беседы.
Беседа должна быть
лаконичной, значимой для родителей. Она проводится по инициативе педагога или
родителей. Беседу могут проводить работники ДОУ: заведующая, методист,
музыкальный руководитель и другие. В процессе беседы, например, могут
обсуждаться такие вопросы:
*самочувствие
ребёнка дома и в детском саду;
*поведение ребёнка
дома и в детском саду;
*выполнение правил
посещения ДОУ;
*как организовать
выходные дни для полноценного развития ребёнка;
*на конкретную
педагогическую тему (самостоятельности, упрямстве детей и другие).
Оптимальное
время беседы – 20минут. Начинать и заканчивать беседу надо на положительной
ноте. Важно создавать все условия, чтобы родители могли высказывать своё
мнение.
Требования
к беседе.
1Уметь методически
правильно выстраивать диалог, управлять грамотно беседой.
2В беседе выражать
заинтересованность, доброжелательность.
3Прислушиваться к
высказываниям родителей, улавливать подтекст (метаязык) – скрытое желание
родителей.
4Следить за
двусторонностью беседы (а не только говорит педагог), задавать родителям
вопросы.
5В беседе
показывать, что воспитатель делает всё в интересах ребёнка.
6Вести беседу в
спокойном дружеском тоне.
Групповые
консультации.
Цели и
задачи. Способствовать
усвоению родителями определённых знаний, умений. Оказывать родителям помощь в
разрешении проблемных вопросов. Конкретизировать и углублять знания родителей,
полученных на общих и групповых собраниях. Давать родителям новые знания,
расширять их педагогический кругозор.
Формы
консультаций:
– доклад;
– дискуссия по
проблеме;
– беседа;
– выступление
специалиста (врача, юриста, учителя и других);
– обсуждение
статьи, заранее прочитанной родителями;
– обмен опытом;
– просмотр
видеоматериалов, обмен мнениями, выводы.
Подготовка
консультации:
– продумать форму,
тему, содержание, кандидатуру консультанта;
– предупредить родителей
о времени, месте, теме консультации;
– подготовить
наглядность;
– сформулировать
советы, рекомендации.
Организация
консультации.
Консультации
бывают плановые и неплановые. Неплановые консультации проводятся по мере
необходимости по инициативе ДОУ и по просьбе родителей. Консультации плановые
проводят систематически, в определённые дни и часы. Содержание консультации
конкретизировано до деталей. В зависимости от темы приглашают всех родителей
или часть. Например, можно пригласить родителей разных групп с одинаковыми
проблемами или успехами в воспитании. Можно пригласить несколько родителей
одной из возрастных групп, нуждающихся в консультации по одному и тому же
вопросу. Или приглашаются молодые родители; родители, имеющие одного ребёнка;
родителей только девочек (мальчиков). Консультация состоит из вступления,
основного содержания и заключения в форме выводов, резюме. Содержание текста
конкретизировано, включает примеры из практики, анализ различных точек зрения.
Требования
к организации консультации.
*консультации
проводить систематически в определённые сроки (может быть постоянное число или
неделя месяца);
*консультации
проводятся в отсутствии детей, в вечерние часы;
*плановые
консультации проводятся согласно годового плана ДОУ, темы и содержание утверждаются
заведующей ДОУ;
*содержание
материала должно удовлетворять запросы родителей;
*консультация
должна быть тщательно подготовлена.
Групповое
родительское собрание.
Групповое
собрание – целесообразная
и действенная форма работы педагогов с коллективом родителей, форма
организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания
детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи.
Цели и
задачи. Знакомить
родителей с целями, задачами, содержанием и методами воспитания ребёнка в
детском саду и дома. Затронуть, заинтересовать каждого родителя вопросами
воспитания детей. Определять единые требования к ребёнку со стороны воспитателя
и родителей, вырабатывать единую линию воздействия на ребёнка. Выявлять и
распространять лучший опыт семейного воспитания.
Формы
родительского собрания:
– доклады;
–
семинар-практикум;
– собрание,
построенное на опыте семейного воспитания;
– сочетание теории
с практическими упражнениями;
– игровая форма –
родители берут на себя роль детей и обыгрываются различные ситуации;
–
практически-ролевая форма – показ фрагментов занятий (родители в роли детей);
– показ
видеофильмов о пребывании детей в детском саду – анализ, выводы.
Подготовка
к собранию.
1Составить план
проведения собрания.
2Перед собранием
проводится анкетирование родителей или опрос по теме собрания. Для этого
составляют анкету или опросник. Ответы анализируют и делают вывод об уровне
педагогической осведомлённости родителей по теме собрания.
3За две недели до
собрания в родительском уголке вывешивается объявление о предстоящем собрании,
затем оповещают устно, а перед собранием дети вручают родителям приглашения,
сделанные своими руками.
4Продумать
организацию детей на период, пока родители будут на собрании.
5Подготовить для
родителей бумагу, ручки для записи, памятки родителям.
6Подготовить
наглядность, выставку литературы, детских работ и т.д.
7Тщательно
подготовить выступление: интересное начало, теоретические выводы с примерами,
концовку, согласно правилам публичного выступления. Продумать вопросы родителям
для дискуссии.
8Подготовить
родителей к выступлению по обмену опытом воспитания детей, иллюстративный
сопроводительный материал к их сообщениям.
9Выяснить вопросы,
интересующие родителей.
10Подготовить
проект решения или резюме.
11Продумать чёткий
регламент выступлений (от5 до 10минут).
12Продумать место
проведения собрания, время. Проветрить помещение, провести влажную уборку.
Организация
и содержание группового собрания.
Групповое собрание
проводится один раз в квартал. Первое собрание в учебном году проводится не
позднее начала октября. Итоговое – в мае. По итогам летней оздоровительной
работы – в августе. На обсуждение выносится 2-3 вопроса. Один вопрос основной,
готовит его воспитатель. По другим выступают специалисты и родители. Тематика
собрания определяется годовыми задачами и годовым планом ДОУ, а также
учитываются интересы и пожелания родителей или обсуждается актуально назревшая
тема. Родителей знакомят с целями, задачами, содержанием, методами, формами воспитания
детей. Даётся характеристика возрастных особенностей детей, характеристика
динамики развития каждого ребёнка. Выбирается попечительский совет родителей,
который сообщает на последующих собраниях о своей работе, а в конце года
представляет отчёт о всей проделанной работе за год. Педагоги рассказывают
родителям о состоянии воспитательно-образовательной работе в группе, условиях
работы; об итогах и выводах опросов, анкетирования. На собраниях родители
получают информацию от различных специалистов (врача, музыкального
руководителя, медицинской сестры и других). Сообщения делают родители о своём
опыте воспитания детей. Проводится дискуссия. При проведении
семинара-практикума родителям раздают вопросники, проводят фрагменты занятий с
самими родителями, просматривают видеоматериалы и всё это обсуждается.
Рассматриваются организационные вопросы. В конце собрания даётся возможность
родителям высказаться, обменяться мнениями, задать вопросы, выразить пожелания.
Подводится итог, вырабатывается решение, включающее общую договорённость
действий родителей и сотрудников ДОУ. Решения отражаются в дальнейших беседах,
консультациях, в родительском уголке.
Требования
к проведению собрания.
1Стремиться к
тому, чтобы как можно полнее представить родителям особенности жизни,
поведения, деятельности детей группы в целом и каждого ребёнка в отдельности.
2Каждое новое
собрание должно начинаться с сообщения о том, как выполнено решение предыдущего
собрания.
3Признавать
приоритет семейного воспитания, общаться «на равных» с родителями, т.к. никому
не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
4Знать и соблюдать
правила публичного выступления:
*деловой внешний
вид;
*основные
теоретические положения зачитываются, примеры и часть доклада рассказывается;
*следить за
эмоциональной окраской выступления, выделять голосом главное, основные мысли
повторяются; если родители что-то записывают, то речь замедляется;
*продумать вопросы
родителям для дискуссии.
Общее
родительское собрание ДОУ.
Общее
родительское собрание – коллективная форма работы с родителями,
где обсуждаются проблемы воспитания, имеющие важное значение для повышения
педагогической культуры всех родителей независимо от возраста их детей.
Цели и
задачи.
Знакомить коллектив родителей всего ДОУ: а) с современными и широкими
педагогическими проблемами воспитания; б) основными постановлениями,
документами министерства образования федерального и регионального уровней,
местного отдела образования; в) направлениями работы ДОУ в текущем году.
Распространять положительный семейный опыт воспитания. Способствовать повышению
педагогической компетентности родителей, овладению педагогическими знаниями,
оптимальными методами воспитания своего ребёнка. Стремиться реализовать принцип
единства требований в воспитании со стороны родителей и педагогов ДОУ. Помочь
родителям увидеть в педагогах верных союзников и умных друзей их детей.
Подготовка
собрания.
– подготовка зала:
соблюдение гигиенических требований, воздушного режима, создание комфортных условий
родителям, эстетичность;
– организация
дежурной группы для детей, пока их родители на собрании;
– назначение
ответственных за встречу родителей, размещение их в зале;
– приглашение
специалистов (врача, юриста, представителя ГАИ и др.);
– подготовка родителей
к выступлению;
– подготовка
проекта решения собрания;
– оповещение
родителей: объявления общие и в группах, устное приглашение-напоминание,
пригласительные билеты и др.
Содержание
общего собрания.
Общее родительское
собрание проводится 2-3 раза в год. Собрание ведёт заведующая или методист.
Основной доклад могут читать заведующая, методист, воспитатель,
родитель-специалист в какой-либо области, обладающий ораторским искусством.
Тема должна быть интересна всем родителям. После основного доклада заведующая
знакомит родителей с положениями, постановлениями. Далее выступают приглашённые
специалисты, родители. На первом в учебном году собрании родителей обязательно
знакомят с задачами ДОУ, направлениями работы. Рассказывают о результатах
образовательной работы на уровне ДОУ. Непременно рассматривается тема
физического развития дошкольников и организация летней оздоровительной работы.
Заведующая знакомит родителей с педагогической, административной, хозяйственной
деятельностью. Решаются организационные и хозяйственные вопросы. Выступают
родители со своим опытом воспитания, попечительский совет ДОУ. Родителям может
быть показан концерт, спортивное выступление. Родителям представляется
возможность задать вопрос, высказать своё мнение, обсудить работу ДОУ.
Проводится экскурс выставки. В конце собрания вырабатывается решение или
резюме. Контроль за выполнением решения возлагается на администрацию ДОУ и
попечительский совет. О выполнении решения сообщается на следующем собрании.
Требования
к проведению общего собрания.
*Собрание готовит
заведующая с помощью всего коллектива.
*На общем собрании
присутствует весь педагогический коллектив.
*Собрание
проводится в торжественной обстановке, подчёркивается его значимость.
*Выступления
тщательно готовятся в соответствии с требованиями ораторского искусства.
*Устанавливается
регламент, продолжительность собрания -1час 20минут.
Вечер
вопросов и ответов.
Цели и
задачи: удовлетворить
потребность родителей в педагогических знаниях.
Подготовка.
В
ДОУ постоянно или периодически вывешивают почтовый ящик для письменных вопросов
родителей. Родители в письменном виде в почтовый ящик опускают интересующие их
вопросы по разным проблемам воспитания. За 3-4 дня до проведения вечера
вопросов и ответов родителям вручают приглашение (яркое и красочное),
вывешивается объявление. Педагог готовит ответы. Подготавливают тексты
педагогических ситуаций по вопросам родителей из теории и практики воспитания.
Организация
и проведение.
Данное мероприятие
состоит из двух частей.
1часть – на
вопросы отвечают педагоги, врач, музыкальный руководитель, руководитель
физического воспитания, психолог, методист, заведующая (в зависимости от
содержания вопросов родителей). Ответы должны быть точные, исчерпывающие.
2часть – родителям
предлагают решить проблемные педагогические ситуации, педагогические задачи и
ответить на вопросы педагогов. Родители делятся опытом семейного воспитания.
Коммуникативный
центр.
Оборудуется
небольшое помещение (уютная комната, часть холла). В неофициальной обстановке
родители рассказывают друг другу о своих переживаниях, делятся впечатлениями о
событиях дня. Взрослые могут беседовать за чашкой чая, кофе.
Педагогическая
конференция.
Конференция
(лат.
– собирать в одно место) – это собрание, совещание представителей правительств,
обществ, научных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов;
форма массовой работы с людьми (родителями).
Цели и
задачи. Распространять
педагогические идеи и знания. Усилить внимание родителей к воспитанию детей.
Знакомить с содержанием воспитательно-образовательной работы в разных
возрастных группах. Способствовать обмену опытом семейного воспитания. Намечать
конкретно-воспитательные задачи и пути воздействия на ребёнка. Формировать у
родителей ответственное отношение к своим родительским обязанностям. Повышать
педагогическую культуру и педагогическую компетентность родителей.
Подготовка
конференции.
1Выбирается
актуальная, охватывающая широкий спектр вопросов, тема («Здоровье детей»,
«Приобщение детей к национальной культуре», «Игра в жизни ребёнка» и др.).
Составляется план проведения конференции.
2Для углубленной
проработки темы посещают родителей на дому, проводят день открытых дверей,
готовят видеоматериалы фрагментов педагогического процесса.
3Проводят опросы,
анкетирование.
4Готовят вопросы к
диспуту; тезисы, рекомендации, резюме, решения, викторины.
5Приглашают
специалистов.
6Готовят
выступления взрослых и детей, наглядное сопровождение к их выступлениям.
7Вывешивают
заранее объявление; готовят выставку детских работ, выставку и распродажу
педагогической и детской литературы, фотовыставку, отражающую работу учреждения
по данной теме; высказывания, баннеры, стенгазеты, памятки, пригласительные
билеты, стенды, видеоматериалы, альбомы и т. д.
8Готовят место
проведения конференции: влажная уборка, проветривание, место для выступающих,
микрофоны и др.
Организация
конференции.
Конференции
проводят в масштабах республики, района, города; в рамках нескольких ДОУ или
одного дошкольного учреждения 1-2 раза в год. Конференции организуют отделы
образования, крупные предприятия с привлечением ДОУ, заведующий детского сада.
На конференции приглашаются авторитетные специалисты, общественные деятели,
руководители учреждений. ДОУ могут организовать выездные конференции на
предприятия, к спонсорам. Они могут быть заочные (в выпускаемых сборниках),
могут быть организованы через интернет. Готовят конференции отделы образования,
педагогический коллектив во главе с заведующим и с помощью родителей.
Примерное
проведение конференции.
1этап. Вводная
часть. Цель: собрать внимание участников, нацелить на решение проблемы.
Озвучивается тема,
выводится на экран. У участников конференции на руках тема и тезисы
выступлений. Обговаривается план и регламент выступлений. Оглашаются результаты
опросов, анкетирования. Проводится викторина (по возможности).
2этап. Основная
часть. Цель: дать знания, обменяться опытом.
– Чтение докладов
(2-3), раскрывающие ключевые вопросы основной темы.
– Сообщения
воспитателей (2-3).
– Выступления
специалистов (1-2).
– Выступления
родителей по обмену семейного опыта воспитания детей.
– Показ и
комментирование видеоматериалов.
– Обсуждение
проблемы, диспут.
– Обобщение,
рекомендации, решения, резюме: акцент делается на совместную работу ДОУ и семьи.
3этап.
Заключительная часть:
– викторина;
– экскурс по
выставкам;
– обзор литературы;
– концертные
выступления;
– продажа
педагогической и детской литературы.
Требования
к проведению конференции.
1Конференция носит
торжественно-деловой характер.
2Максимальная
длительность конференции 1час 30минут.
Встреча
за круглым столом.
Цель: повышать
уровень педагогической культуры родителей.
Подготовка.
Воспитатель
готовит вопросы по одной проблеме воспитания (организация игры, преодоление
отрицательных эмоций и т.д.). На отдельных листах бумаги за 3-4 дня до
проведения круглого стола родителям раздают приглашения, где указана тема.
Вывешивается объявление. Готовится помещение, расставляются столы по кругу. На
столах бумага, ручки.
Проведение.
Воспитатель
раздаёт родителям листочки с вопросами и предлагает письменно ответить на
вопрос по теме. Затем родители зачитывают ответы, их анализируют, дают советы,
рекомендации и родители, и воспитатель.
Практикум.
Практикум
– форма
организации практической помощи родителям; один из путей повышения
педагогической грамотности родителей.
Цели и
задачи: рассказать
и показать способы, приёмы воздействия на ребёнка с целью повышения качества
обучения и воспитания дошкольников.
Подготовка
к проведению практикума.
1Провести
диагностику, опрос родителей по теме практикума.
2Изучить уровень
сформированных навыков и умений у каждого ребёнка.
3Вести дневник
наблюдений за детьми по усвоению программных требований.
4На основе
наблюдений и диагностики составить план практикумов, конспекты и подготовить
показы, выступления.
Составить памятки
и задания для родителей.
6За 1-2 недели
предупреждают родителей (всех или подгруппу) о проведении практикума на
определённую тему.
7Решить
организационные вопросы: место, время, наглядность, подготовка материала,
выставки.
8Подготовить
конверты с индивидуальными заданиями, памятки.
Проведение
практикума.
1Вступительное
слово воспитателя: объяснение актуальности темы, знакомство с целями и
задачами, программными требованиями, практической значимостью темы для
родителей и их детей.
2Практический
показ:
– просмотр
родителями занятия воспитателя с детьми или его фрагмента;
– проведение
занятия воспитателем непосредственно с родителями (родители исполняют роль
детей);
– проведение
занятия воспитателем с детьми и родителями вместе;
– просмотр
видеоролика.
3Анализ
увиденного, услышанного, совершённых практических действий и обмен мнениями.
4По завершению
практикума каждый из присутствующих получает конверт с индивидуальными
заданиями, в которых указаны конкретные игры, упражнения. Их следует провести
дома с дошкольником в зависимости от уровня сформированных умений и навыков
ребёнка. В конверт вкладывается памятка с перечнем методов и приёмов обучения
и воспитания.
Организация
практикума.
*Практикум
проводится 2-3раза в год, в зависимости от уровня сформированных у детей
навыков и умений по тому или иному разделу программы.
*В
содержание практикума включается рассказ и показ способов и приёмов обучения.
Например, как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о
прочитанном, как готовить руку ребёнка к письму, как упражнять артикуляционный
аппарат, как учить стихотворение и др.
*Через3-4месяца
целесообразно провести беседу по обмену опытом о проведении игр, занятий,
упражнений дома.
Устный
журнал.
Цель: а)
расширять и углублять знания родителей по определённой теме воспитания и
обучения дошкольников;
б) разнообразить
содержание работы с родителями.
Подготовка.
Воспитатель определяет
актуальную тему и планирует раскрыть её с помощью комплекса приёмов.
Проведение.
Воспитатель
объявляет название устного журнала. Например, «У порога школы».
1страница.
Сообщение заведующего «Всесторонняя подготовка к школе».
2страница.
Рекомендации психолога «Психологический аспект подготовки к школе».
3страница. Показ
упражнений, подготавливающих руку к письму.
4страница.
Сообщение родительницы из прошлогоднего выпуска на тему: «Как наша семья
осуществляла физическую подготовку ребёнка к школе».
5страница.
Литературная. Воспитатель с дошкольником показывает методику заучивания
стихотворения.
6страница.
Заключительная. Просмотр фильма «В школу».
Проведение
конкурсов.
Цель: узнать об
увлечениях родителей, которые имеют положительное воспитательное значение и
влияние на ребёнка; распространять положительный семейный опыт воспитания
детей.
Подготовка
и организация конкурсов.
Конкурсы можно
приурочить к родительским собраниям, конференциям, но можно проводить отдельно.
Определяется тема, разрабатывается педагогами и родителями положение. Выбирают
жюри. Определяют критерии, по которым будет оцениваться конкурс. Всех родителей
знакомят с положением за месяц до конкурса. В индивидуальных беседах
воспитатель уточняет, кто и как готовится к конкурсу. В конкурсе могут
принимать участие только родители или родители с детьми. Продумать призы,
награды. Примерные темы конкурсов:
– лучший игровой
уголок;
– поделки из
природного материала;
– народная
игрушка;
–
игрушки-самоделки;
– куклы –
персонажи сказок;
– карнавальный
костюм;
– папа, мама, я –
спортивная семья;
– мамины, папины
помощники и последователи.
Конкурсы
освещаются в печати, делают стенд с фотографиями, фотоальбом.
Педагогическое
просвещение родителей.
Формы
работы:
– лектории, кинолектории;
– университет
педагогических знаний родителей, киноуниверситет;
– лекции;
– школа молодой
семьи;
– школа для
родителей;
– заочная
педагогическая школа;
– кружки;
– курсы;
– семинары;
– мастерская
добрых дел.
Цели и
задачи. Распространять
педагогические знания и передовой опыт воспитания. Просвещать родителей,
повышать уровень педагогических знаний, умений для осуществления полноценного
воспитания детей. Систематически повышать интерес родителей к воспитанию детей.
Развивать родителей как педагогов. Давать знания по вопросам воспитания и
обучения, об особенностях детей дошкольного возраста, о целях и задачах
воспитания. Формировать у родителей педагогические суждения, убеждения,
позицию; умение объективно оценивать свои педагогические результаты.
Педагогический
лекторий.
Лекторий –
(лектор,
лекция) – это комплекс мероприятий для распространения педагогических знаний
среди родителей и повышения их педагогической культуры.
Лекторий
планируется сроком на 1-2 года внутри детского сада или за его пределами, на
уровне города. Занятия проводятся 1-2 раза в месяц. Лектории могут быть
эпизодическими, либо проводятся циклами лекций, рассчитанных на несколько
месяцев. Посещение свободное, то есть каждый раз может быть разный состав
слушателей. Можно объявить единый день лектория в течении года. Это
дисциплинирует всех, обеспечивает целенаправленность в работе. Назначается
ответственный по организации лектория. К проведению лектория подключают
различных специалистов, а в организации его участвуют родители. Программу
лектория продумывает заведующий совместно с педагогами. На уровне города
программу составляет отдел образования совместно с заведующими. Лекторий
проводится в форме лекций, семинаров, диспутов, практикумов, просмотра
кинофильмов, докладов по обмену педагогического опыта.
Университет
педагогических знаний.
Университет
педагогических знаний (УПЗ) – это своеобразное учебное заведение. Здесь
должно быть налицо:
– организующее
ядро – ректорат;
– постоянный
состав слушателей;
– определённая учебная
программа;
– учебный процесс,
сочетающий разные формы, методы и средства обучения;
–
преподавательский и лекторский состав, обеспечивающий выполнение программы;
– организация
самостоятельной работы слушателей, закрепление даваемых знаний.
Цели и задачи:
повышать
педагогическую культуру родителей, распространять педагогические знания и
передовой опыт воспитания; способствовать полезному проведению семейного
досуга.
Организация
УПЗ.
Организуют университет
на уровне района, города. Определяют учредителей, спонсоров. Находят удобное
помещение (библиотека, дом культуры, кинотеатр, школа, детский сад). Избирают
ректора, проректора секретаря. Составляют программу на 1-2 года. Занятия
проводят 1 раз в месяц в определённое время. При составлении тем , учитывают
педагогический уровень родителей, их интересы, состав семьи. Программу
утверждает Министерство образования и выделяет лекторам деньги. На занятия
родители приходят с детьми. Воспитатели в отдельном помещении занимаются с
ними.
Лекторы должны
улавливать пульс жизни, учитывать культурный уровень родителей, их запросы,
давать точные и исчерпывающие ответы на вопросы; должны знать психологию,
педагогику, семейную практику воспитания. Приглашают специалистов в области
медицины, социологии, демографии, литературы и искусства, преподавателей и
студентов педагогических учреждений. В университете занимаются родители,
например, всех ДОУ города, родители микрорайона. Акцент делается на
разностороннее воспитание ребёнка. Родители получают книжки-абонименты на весь
срок обучения, где указана тематика занятий. На первом занятии обсуждается
учебная программа, определяется время проведения занятий, условия, требования.
Проводится анкетирование. Помимо лекций предусматривается организация
практических занятий. Например: решение педагогических задач и ситуаций
воспитания, практикумов, консультаций, конкурсов, посещение родителями занятий
в ДОУ, устраиваются выставки. Родителям дают домашние задания. Например,
записывать высказывания детей о просмотренных спектаклях, фильмах на
протяжении определённого времени и отследить динамику развития речи ребёнка.
Примерный
план лектория.
Первый год
обучения. Тема: «Физическое воспитание дошкольников».
Октябрь. Роль
семьи в физическом развитии дошкольника. Лекция.
Ноябрь. Чтобы
ребёнок был здоров. Встреча с врачом детской поликлиники.
Декабрь.
Организация закаливания. Практикум.
Январь. Роль
культурно-гигиенических навыков в здоровье детей, практикум.
Февраль.
Микростадион дома. Обмен опытом семейного воспитания.
Март. Традиционные
и нетрадиционные подходы к здоровью детей, диспут.
Апрель.
Организация питания детей. Встреча с диетологом и поваром ДОУ.
Май. Солнце,
воздух и вода – наши лучшие друзья. Просмотр фильма.
Второй год
обучения. Тема: «Психическое здоровье дошкольника».
Октябрь. Роль
режима дня в укреплении нервной системы ребёнка. Лекция.
Ноябрь. Природа
как фактор в укреплении психического здоровья детей. Встреча с тренером по
туризму.
Декабрь. Роль
положительных эмоций в укреплении нервной системы малыша. Встреча с психологом.
Январь. Как
преодолеть детские страхи. Практикум.
Февраль. Развиваем
в детях чувство юмора. Практикум.
Март. Борьба с
упрямством. Консультация психолога.
Апрель. Когда
ребёнок берёт чужое. Советы психолога.
Май. Мама, купи! Вечер
вопросов и ответов.
Июнь. Наказание и
поощрение в воспитании детей. Консультация методиста.
Рассматриваются
и такие вопросы:
– прослушивание
детских высказываний и последующий их анализ;
– показ детских
работ с рекомендациями о роли взрослых в их изготовлении;
– составление
плана, сценария проведения досуга дома (день рождения и др.);
– обучение
комплексам физических упражнений;
– конкурс на
лучшее оформления блюда;
– туристический
поход;
– составление
дневных, недельных и месячных графиков распределения обязанностей по дому;
– обмен опытом
семейного воспитания;
– обсуждение
различных форм проведения культурного досуга в семье;
– комплектование
детской библиотеки;
– сервировка стола
дома и в детском саду;
– практические
советы по устройству места для занятий и игр ребёнка дома.
Слушателей
университета обеспечивают билетами на посещение детских спектаклей, цирка. К
занятиям в университете приурачивают различные выставки, продажу педагогической
и детской литературы. Родителей знакомят с программой детских передач по радио
и телевидению, с детскими сайтами в интернете.
К
теоретическим занятиям следует отнести лекции, семинары, доклады, консультации,
конференции и т. д. В конце работы университета родителям вручают
свидетельства, удостоверения об окончании педагогического университета.
Школа
для родителей.
Цели и
задачи: освещать
вопросы воспитания и ухода за детьми от рождения до 7 лет, подготовка их к
школе.
Организация.
Школа для
родителей создаётся в детском саду. Посещать школу могут родители, которые
воспитывают детей дома. Их оповещают через специальные объявления. Занятия
организуют систематически – раз в месяц или раз в квартал. Родителям раздают
памятки с датой и темой последующих занятий.
Заочная
педагогическая школа для родителей.
Родителям дают на
дом литературу, педагогические журналы, газеты для изучения. Педагоги дают
рекомендации, аннотации к книгам, статьям. Затем прочитанное обсуждается.
Лекции
для населения.
Цель: повышать
уровень педагогических знаний родителей, повышать интерес к вопросам
воспитания.
Организация
лекций.
Лекции
организуются эпизодически отделом образования или администрацией ДОУ. Лекция
обязательно должна быть на актуальную тему. Теоретический материал должен
сопровождаться яркими убедительными фактами. Необходимо раскрыть методы влияния
на детей, показать пути преодоления трудностей воспитания. Включать в лекцию
факты из практики семейного воспитания.
Средства
массовой информации.
В эту форму работы
с родителями входит выступление педагогов (врачей, юристов, писателей, самих
родителей) по местному радио, телевидению, в местной и центральной печати.
Педагогические проблемы должны носить практический характер, раскрывать
педагогические ситуации, давать советы, как поступить в том или ином случае.
Важно постоянно изучать, какие вопросы воспитания вызывают наибольший интерес.
Педагогические
кружки.
Цель: вооружить
родителей разнообразными практическими знаниями и умениями для правильной
организации жизни детей и их воспитания.
Организация.
Кружки
проводят работники детского сада, родители-специалисты. Кружки родители могут
посещать вместе с детьми. Это могут быть: кружок кройки и шитья, кружок
вязания, кружок вкусной и здоровой пищи, кружок изготовления игрушек и пособий-самоделок,
кружок натуралистов, кружок практических методов и приёмов обучения и
воспитания детей – как читать детям, как разучивать стихи, слушать музыку,
рассматривать художественные произведения и другие.
Школа
молодой семьи.
Цели и
задачи:
– дать знания
родителям по вопросам воспитания детей;
– дать родителям
знания о возрастных особенностях детей дошкольного возраста, целях и задачах
воспитания;
– осуществлять
педагогическое просвещение родителей;
– формировать у
родителей критическое отношение к себе как воспитателю, научить объективно
оценивать свои педагогические результаты;
– формировать у
родителей педагогические суждения, убеждения, позицию.
Подготовка
и организация.
1Выяснить интересы
родителей.
2Разработать
программу.
3Подготовить
тематические выставки, литературу, ответы на вопросы родителей.
4Обеденить 2-3 ДОУ
по организации школы, может быть и заочная школа молодой семьи.
Формы
занятий:
– семинар;
– дискуссия;
– индивидуальная
или групповая беседа;
– консультации для
отдельных групп родителей;
– анализ
педагогических ситуаций, решение педагогических задач;
– лекции;
– предложить
родителям вести дневниковые записи интересных высказываний детей, их поступков,
собирать рисунки.
Содержание
работы.
1занятие.
Организационное. Заполнить анкеты. Цель: узнать уровень педагогической
грамотности родителей и сведения о родителях (образование, количество детей в
семье, жилищные условия, испытываемые трудности в воспитании детей).
2занятие. Написать
сочинение «Наш ребёнок».
3занятие.
(Примерное) Тема: «Современная молодая семья и её роль в воспитании детей».
Характеристика современной семьи. Социальные функции. Конституция об
ответственности родителей. Семейный кодекс. Особенности молодой семьи. Помощь
молодой семье со стороны государства, заботы о матери и ребёнке. Льготы
матерям. О ведущих задачах воспитания детей, стоящих перед семьёй. Взаимосвязь
общественного и семейного воспитания. Необходимость педагогического
самообразования родителей.
4занятие. Тема:
«Знаете ли вы своего ребёнка?».
5занятие. Тема:
«Учиться понимать ребёнка».
6занятие. Тема:
«Методы педагогического воздействия».
7занятие. Тема:
«Семейный микроклимат и воспитание детей».
8занятие. Тема:
«Почему ребёнок капризничает».
9занятие. Тема:
«Чем занять ребёнка дома».
НАГЛЯДНЫЕ
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
День
открытых дверей.
День
открытых дверей – наглядное средство в распространении педагогических
знаний среди родителей, где их знакомят с условиями, задачами, содержанием и
методами воспитания детей в ДОУ; способствует преодолению у части родителей
поверхностного суждения о роли ДОУ в жизни дошкольников; родителям оказывают
практическую помощь.
Цели и
задачи. Повышать
уровень педагогической культуры родителей. Удовлетворять потребность родителей
в педагогических знаниях. Дать родителям возможность познакомиться с работой
ДОУ, его традициями, правилами, особенностями и организацией
воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.
Более глубже знакомить с организацией жизни детей в детском саду. Своевременно
разъяснять актуальные задачи и требования к воспитанию детей. Дать конкретное
представление о содержании и методах воспитательной работы. Дать возможность
понаблюдать за поведением и общением своего ребёнка в детском саду, сравнить
его поведение, умения с поведением и умениями других детей, познакомиться с
методами работы педагогов- профессионалов. Устанавливать с родителями деловые
контакты, направленные на улучшение воспитания детей. Разнообразить пути
педагогического воздействия на родителей.
Подготовка
к проведению.
1Определить цели,
задачи, время, составить план проведения мероприятий, ответственных. Составить
и утвердить конспекты открытых занятий, режимных моментов.
2Продумать, кто
встретит родителей, проводит по группам.
3Провести
предварительные беседы с родителями о правилах поведения при наблюдениях: нельзя
задавать вопросы в процессе занятия, делать замечания, подавать реплики и т. п.
4Подготовить
вступительное слово, вопросы родителям для анализа просмотренных занятий и
режимных моментов, резюме.
Организация
мероприятия.
День открытых
дверей проводится 3-4раза в год. Можно организовать как предварительную работу
к педагогической конференции. Заранее оповещают родителей. Начинают день с
экскурсии по ДОУ, по группе. Рассказывают о предстоящих наблюдениях, раздают
вопросы для анализа увиденного. Напоминают о правилах поведения во время
наблюдений. Затем проводится показ фрагментов работы ДОУ (занятие, коллективный
труд, режимные моменты и др.). После просмотра проводится беседа и обмен
мнениями об увиденном. Заведующий, методист дают советы, рекомендации,
предлагают родителям записать свои впечатления в книгу отзывов и предложений.
Подводится итог в форме резюме. Записи, сделанные родителями, педагоги
анализируют на педсовете. В дальнейшем родители становятся активными
участниками мероприятий (походы, прогулки, экскурсии ). Затем родители посещают
ДОУ индивидуально. Можно составить график посещений.
Родительский
уголок.
Цель: знакомить
родителей с вопросами воспитания детей; давать родителям конкретную информацию
(групповую и общую); показать родителям воспитательно-образовательный процесс в
группе и в ДОУ; доступно, убедительно и экономно давать родителям нужную
педагогическую информацию.
Требования
к оформлению уголка:
– содержательность
целенаправленность тематики;
– эстетичность,
удачная компоновка материала;
– разнообразие
материала, но не обилие;
– красочность (
для привлечения внимания );
– соответствие
возрастным особенностям;
– сезонность
тематики;
– отражение
местных особенностей;
– удобство
расположения для ознакомления с информацией;
– отсутствие
стандарта;
– систематическая
смена материала (1раз в 2месяца);
– не помещать
большие тексты, они должны быть краткими, ясными по мысли и изложению.
Организация:
*наличие
текстового материала;
*наличие
иллюстративного материала;
*наличие места для
детских работ (стенды, полки);
*наличие витрин
для педагогической и детской художественной литературы;
*наличие книги
добрых дел родителей;
*оборудование
места для родителей, чтобы была возможность сесть почитать информацию,
посмотреть работу ребёнка.
Содержание.
В уголке для
родителей размещается информация по двум разделам.
1 раздел.
Отражается повседневная жизнь группы: меню, режим, объявления, сведения о
занятиях, правила для родителей, справочный материал о времени работы
администрации ДОУ и врача, № телефонов, адрес ДОУ.
2 раздел. Здесь
помещается текущая работа по воспитанию детей в детском саду и дома: выписки из
календарных планов, краткие записи выполнения программы воспитания и обучения в
детском саду, работы детей, рекомендации по вопросам обучения и воспитания,
отчёты попечительского совета о проделанной работе, краткие отчёты о динамике
достижений. Также помещается опыт семейного воспитания, выписки из программ
радио и телевидения с рекомендациями, что целесообразно посмотреть и послушать
с ребёнком в течении недели, аннотации к педагогическим статьям и литературе.
Информация для
родителей помещается в общих уголках (коридоры, фойе, вестибюли) и в групповых
помещениях.
Тематические
выставки.
(Групповые
и общие).
Цель: знакомить
родителей с актуальными вопросами теории и практики воспитания детей;
распространять лучший опыт семейного воспитания в доступной наглядной форме;
наглядно показать работу ДОУ; способствовать глубокому восприятию материала,
темы, проблемы.
Педагогические
требования:
– иллюстративный
материал тщательно отбирается и продумывается, сочетается с текстовым;
– содержание
выставки должно точно соответствовать теме, целям, задачам;
– материал
сопровождается теоретическими положениями, комментариями, цитатами,
рекомендациями, советами;
– в процессе
просматривания выставки родителей привлекают к обсуждению её содержания;
– текстовой
материал должен быть кратким, но содержательным;
– выставка должна
быть красочно оформлена, эстетична.
Место
проведения:
– в группе;
– в залах;
– в вестибюлях
ДОУ;
– кинотеатрах;
– домах культуры;
– на
производствах.
Организация
и проведение выставок.
Тематические
выставки готовит администрация ДОУ, воспитатели, родители. Они приурачиваются к
родительскому собранию, конференциям, но могут бытии самостоятельными. Информацию
размещают на небольших витринах, полках, раздвижных ширмах. передвижных
ширмах-стендах. Информация представляется в диаграммах, цифрах, фотографиях,
иллюстрациях, детских работах, небольших статьях, заметках, высказываниях,
рекомендациях, комментариях, цитатах, советах, зарисовках. Содержание и
тематика определяются в соответствии с задачами годового плана ДОУ и
актуальными проблемами. Тематика выставок, например, может быть такой:
– как правильно и
красиво одевать детей;
– питание наших
детей;
– физическое
развитие дошкольника;
– жизнь детской
книги в семье;
– условия жизни
ребёнка в ДОУ в фотоматериалах;
– формируем
культурно-гигиенические навыки у детей;
– семейный опыт
воспитания;
– подготовка детей
к школе;
– эстетическое
воспитание детей и другие темы.
При организации
выставки детских работ, можно провести небольшой конкурс, который оценивают
родители. Около понравившегося рисунка кладут билетики, полученные вначале
просматривания выставки. По количеству билетиков определяются победители.
Примерное
планирование тематической выставки: «Выходной, выходной – папа целый день со
мной».
1раздел – выходной
день.
2раздел –
всестороннее развитие ребёнка на прогулках.
3раздел – одежда
детей на экскурсии, в туристическом походе.
4раздел –
особенности прогулок в разное время года.
Каждый раздел
включает фотоматериалы, советы, рекомендации, высказывания, пословицы,
иллюстрации.
Папки
– передвижки.
Цель: повышать
уровень педагогических знаний родителей, глубже знакомить их с педагогическими
проблемами.
Организация.
Папки в форме
книжки-раскладушки или альбома находятся в уголке для родителей. Их дают
родителям домой для ознакомления с информацией, затем воспитатель проводит
индивидуальную беседу о прочитанном в папке или альбоме. В папки-передвижки
помещается тематический материал с иллюстрациями и практическими
рекомендациями. Материал периодически меняется. При оформлении соблюдать
требования: краткость, доступность педагогической информации, эстетичность,
яркость, периодичность в смене материала. Педагогическая информация может быть
следующего содержания:
– требования к
одежде и обуви дошкольника;
– формирование
культурно-гигиенических навыков;
– безопасность
жизнедеятельности детей;
– закаливание
дошкольников и др.
К сбору материала
в папку-передвижку можно привлечь родителей.
Видеофильмы.
Цель: увлечь
родителей педагогическими знаниями, вызывать интерес к вопросам воспитания.
Организация.
Видеофильмы
включают в работу лекториев, университетов, но может быть самостоятельный
показ. Перед показом педагог делает вступление, предлагает заострить внимание
на каких-либо моментах. После просмотра проводится обсуждение. Педагог заранее
для этого готовит вопросы родителям. Делается вывод, резюме. Фильмы должны
представлять собой чётко выраженную педагогическую проблему и соответствующее
содержание.
Памятки
для родителей.
Цель: дать
ответы родителям на интересующие их вопросы.
Организация.
Памятки
могут быть помещены в родительском уголке на видном и удобном для чтения месте,
розданы на родительском собрании каждому родителю. Текст памятки пишется так,
чтобы его нетрудно было читать.
Пример
памятки.
Уважаемые
родители!
Перед тем, как
вести своего ребёнка в детский сад, проверьте, правильно ли он одет,
соответствует ли его костюм времени года и температуре воздуха. В правильно
подобранной одежде ребёнок свободно двигается, меньше утомляется. Проследите,
чтобы одежда не была слишком велика и вместе с тем не сковывала движений
ребёнка. Особое внимание обратите на обувь. Она должна быть лёгкой, тёплой, с
нескользкой подошвой и точно соответствовала размеру ноги. Проверьте застёжки
и завязки. Они должны быть такими, чтобы ребёнку было удобно самостоятельно ими
пользоваться.
Ребёнку
необходим как в помещении, так и на прогулке, носовой платок. На одежде для его
хранения предусмотрите карман.
Книги-эстафеты.
Цель: изучать
своих воспитанников, помогать родителям в воспитании детей, объединять усилия
сотрудников ДОУ и родителей на создание оптимальных условий для развития и
формирования личности ребёнка.
Организация.
В
родительском уголке помещается тетрадь (альбом, книга). В ней имеются разделы:
учим трудиться, приучаем к добру, красота спасёт мир, развиваем речь ребёнка,
физическое развитие ребёнка. На страницах такой эстафеты родители делятся
опытом воспитания своего ребёнка.
Ежемесячный
педагогический журнал (газета).
Цель: дать
родителям возможность дома в спокойной обстановке ознакомиться с содержанием
предложенного материала и повысить свою педагогическую компетентность.
Организация
и содержание.
Один раз в месяц
каждой семье раздают педагогический минижурнал (газету). Издание состоит из
нескольких страниц. Например:
1страница –
поздравление с праздником.
2страница –
объявления, просьбы, информация.
3страница –
сообщение, чем будут заниматься дети в данном месяце.
4страница –
полезные советы, рекомендации.
В издании
может быть информация о времени передач на педагогические темы, о вышедших из
печати книгах-новинках с педагогическим содержанием, статьях, журналах и
газетах; об открывающихся выставках, на которые полезно сводить детей; о
фильмах для взрослых, где поднимаются вопросы воспитания и культуры
внутрисемейных отношений и другое. Текст представляется в компьютерном
исполнении. Помощь в очередном издании могут оказать родители. Обложку делают
дети с воспитателем на занятиях по изобразительной деятельности.
Папка
выпускника.
Папка выпускника
относится к индивидуальной форме работы с родителями. Она служит
распространению идей дошкольного воспитания. Работа по оформлению таких папок
начинается с того момента, когда ребёнок начинает посещать детский сад. В папку
отбирают самое яркое, характерное для данного ребёнка: его интересные рисунки,
высказывания, фотографии, запись рассказов и тому подобное. На празднике
«Прощай детский сад» папка торжественно вручается выпускнику детского сада.
Индивидуальная
консультация для родителей
Тема:
«Как помочь ребенку преодолеть застенчивость»
Цель: повышение
компетентности родителей в вопросах преодоления застенчивости у ребенка.
Задачи:
Образовательные задачи:
– раскрыть содержание
понятия «застенчивость» и её негативное влияние на развитие личности ребенка;
– выяснить причины
застенчивости и познакомить со способами её преодоления
Развивающие задачи:
– развивать
коммуникативные навыки
Воспитательные задачи:
– воспитывать
доброжелательные детско-родительские отношения
Место проведения:
помещение группы.
Оборудование: памятка
для родителей, набор картинок с эмоциями, картотека игр, фигурки зайцев,
собачки.
Предварительная работа: подготовка
необходимого оборудования, разработка памятки, подготовка практических заданий
для родителей
Ход консультации:
Здравствуйте! Благодарю
Вас, что откликнулись на моё приглашение побеседовать о Амире.
Амира старательная,
аккуратная девочка. Все делает не спеша, но очень тщательно. На занятиях
внимательна, активно работает самостоятельно. Однако я заметила, что Амира испытывает
некоторые трудности в ситуациях общения. Выказывает робость, стеснение при
обращении к ней как взрослых, так и других детей. Например, на занятиях Амира
не отвечает на обращенный к ней вопрос даже, если знает ответ или его просто
нужно повторить, или отвечает очень тихо. В играх участвует только с некоторыми
1-2 детьми. Предпочитает наблюдать за игрой других. Отказывается выступать на
утренниках и не объясняет причину отказа, то есть начинается замыкаться в себе.
Замечали ли Вы подобное
поведение за Амирой в других условиях? Вы говорили мне ранее, что она в гостях,
на детской площадке ведет себя робко. (ответ мамы)
Я хочу познакомить Вас с
некоторыми способами преодоления стеснительности у ребенка.
Застенчивость – это
комплекс ощущений неловкости, растерянности, препятствующий нормальному
общению, наиболее часто проявляется в ситуации знакомства с новыми людьми. Как
правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в
дошкольном возрасте. С течением времени её проявления становятся более
устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека, если вовремя
не обратить на это внимание.
Амира, как все
застенчивые дети ведет себя, как правило, тихо и спокойно. Она всегда послушна,
исполнительна, редко делает что-либо недозволенное, не проявляет инициативу. В
играх и других видах деятельности занимает, как правило, второстепенные роли,
либо вообще не принимает участие, сидит тихо и занимается каким-либо своим
делом. Застенчивые дети испытывают страх любых публичных выступлений, даже если
это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы знакомого воспитателя на
занятиях. Они редко выступают на праздниках, при выступлении часто теряются,
забывают слова, стремятся быть незаметными в группе сверстников. Как правило,
проявляют скованность в новой ситуации. В контакте со взрослыми стараются
избегать встречаться с собеседником глазами. Застенчивые дети постоянно
ориентированы на оценку своих действий.
Основные затруднения в
общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к
самому себе и отношения к нему других людей. У такого ребенка, как правило,
бывает занижена самооценка. Он часто сомневается в положительном отношении к
себе других людей, особенно незнакомых. Сосредоточен не столько на том, что
делает, сколько на том, как его оценят взрослые. Это препятствует реализации
его подчас очень хороших способностей и адекватному общению с другими. У
ребенка в дальнейшем пропадает познавательный интерес, он замыкается в себе. Но
в ситуациях, когда ребенок “забывает о себе”, он становится таким же
открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.
Помочь ребёнку преодолеть
застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача вполне выполнимая
при условии объединения усилий воспитателей и родителей.
В первую очередь нужно
выяснить причину застенчивости. Я заметила, что с Вами девочка открыта,
общается уверенно, свободно. В присутствии же папы Амира замыкается, сразу
опускает голову, становится более медлительной, чем обычно. Он, как правило
разговаривает с ней строго, постоянно поторапливает, делает замечания. Скажите,
пожалуйста, это обычная форма общения между папой и дочкой и как Вы относитесь
к этому? Обсуждаете ли с ним этот вопрос? (ответы мамы)
Способов справиться с
застенчивостью разработано немало. Я отобрала лишь несколько.
Не называйте ребенка
«стеснительный». Не называйте его тихоней. Не говорите
соседям и гостям в присутствии ребенка: «Он у нас боится чужих». Таким образом,
Вы как бы закладываете программу его дальнейшего поведения. Не разрешайте
другим людям подсмеиваться над вашим ребенком и стыдить его за робость.
Укрепляйте веру ребенка в
себя
(«У тебя все получится», «Ты хорошо подготовлен»). 3а неудачи не ругайте. Не
сравнивайте своего ребенка с другими. Главная задача – сформировать у него
уверенность в себе, чувство собственного достоинства.
Расширяйте круг общения
своего ребёнка, чаще приглашайте к себе друзей Амиры,
берите ее в гости к знакомым, расширяйте маршрут прогулок, учите ребёнка
спокойно относиться к новым, незнакомым местам. Показывайте Амире как можно
инициировать общение. Например, вы пришли на игровую площадку и не увидели ни
одного знакомого ребенка. Сама Амира стесняется завести дружбу с другими
ребятами. Посоветуйте ей помочь другим детям в их игре, например, предложить им
свою игрушку. Также раскрепоститься могут помочь несколько комплиментов, сделанных
Вами в сторону ребят.
Привлекайте ребёнка к
выполнению разнообразных поручений, связанных с общением. Поощряйте контакты с
«чужими взрослыми»: например, чтобы Диана попросила продавца показать
понравившуюся игрушку, самостоятельно купить мороженное.
Очень полезны в таком
случае будут и сюжетно-ролевые игры. Такие как, «Семья», «Больница», «Магазин»,
«Автобус» и т. п., в которых проигрываются ситуации общения. И сейчас я вам
предлагаю разыграть одну ситуацию общения на выбор. (проводится игра по выбору
родителя). Вы хорошо справились, я надеюсь, что дома вы найдёте время провести
такую работу с Амирой.
Поддерживайте ребёнка,
подчёркивайте его успехи в делах, а также рассказывайте ребёнку о том, как
много нового и интересного можно узнать, общаясь и играя с другими детьми и
взрослыми.
Есть у Вас вопросы ко
мне?
Предлагаю Вам в помощь
памятку, в которой вы найдете для себя рекомендации, как вести себя с ребенком,
а также преодоление застенчивости и робости.
Будьте терпеливы, и
вскоре ваш ребенок будет свободно общаться! Спасибо Вам! Всего хорошего!
Принципы построения
беседы с родителями
воспитанников
центра.
Для социального педагога и специалистов
центра общение с родителями неотъемлемая
и не всегда лёгкая часть работы. А ведь
эффективность коррекционной
(реабилитационной) работы зависит, в
числе прочего и от взаимодействия с
семьей воспитанника. Поэтому очень
важно правильно организовать индивидуальную
работу с родителями.
Организация индивидуальной встречи с
родителями:
-
заранее договориться о времени встречи;
-
помещение, чтобы никто не
мешал; -
разговор лучше проводить в присутствии
ребенка
Приглашая родителей для
беседы важно использовать правильные
формулировки. Например:
-
Я хотела (бы) с вами поговорить.
Я думаю, ваш ребёнок мог бы быть успешнее.
Давайте вместе подумаем, что можно
сделать. -
Мне хотелось бы с вами встретиться,
обсудить трудности поведения вашего
ребёнка посоветоваться, может быть,
вместе придумаем, как ему помочь.
Не следует начинать разговор со следующих
фраз:
1. У вашего ребёнка совсем плохие дела.
2. Ваш ребёнок совсем перестал учиться,
ничего не делает.
3. Вы задумайтесь, ведь ваш ребенок скоро
вырастет и кем он станет.
4. Конечно,
если ребёнком не заниматься, так он и
будет одни двойки получать.
5. Меня
не интересует, какие у вас проблемы на
работе, значит, найдите возможности…
6. Если
вас не устраивает наша работа, ищите
другой центр.
Построение беседы с родителями:
– Похвалить ребенка, обязательно
сказать, что-нибудь хорошее про ребенка.
– Поблагодарите
родителя за то, что пришёл (не важно,
работает или сидит дома и является
только после пятого приглашения).
– Выразите надежду, что совместными
усилиями удастся справиться с возникшими
трудностями.
– Расскажите о текущей ситуации
ребёнка, отметьте все возможные
позитивные моменты, которые только
можно найти.
– Излагаем ситуацию: есть некоторые
трудности и проблемы, которые мешают.
– Родителям говорить достоверную
информацию про ребенка.
Старайтесь сохранять дружеский,
доверительный тон разговора, будьте
готовы понять позицию собеседника.
Поинтересуйтесь мнением собеседника,
какой видится ситуация ему, и тут же
спросите: «Как вы думаете, что можно
сделать?» Обязательно выслушайте
его до конца. Стараясь максимально
приблизить собеседника к тому, в чём
проблема и как её можно решить.
В разговоре
уместны следующие высказывания:
– Я понимаю.
Что трудно, придя с работы, проконтролировать
ситуацию в полной мере. Наверное, что-то
получается, что-то нет? (полувопрос)
– Я сама
мама и знаю, как это трудно, ведь идеальных
ситуаций не бывает.
–
Это же ваш ребёнок, никто не знает его
лучше, чем вы.
В разговоре
не стоит употреблять такие выражения,
как:
Для выявления затруднений родителей
в воспитании детей можно проводить
опросы следующего плана:
1. Что Вас радует в поведении Вашего
ребенка?
2. С какими трудностями Вы сталкиваетесь
при воспитании ребенка?
3. Что, по Вашему мнению, обуславливает
отклонение (если таковое есть) в поведении
ребенка?
4. Какие темы Вы хотели бы обсудить (или
услышать рекомендации) на наших встречах?
Обобщение ответов помогает составить
общее представление о том, как они
понимают задачи воспитания, знают ли
своего ребенка, умеют ли анализировать
причины отклонений в его поведении и
корректировать их.
План беседы с
родителями на тему: «Ребенок тоже
человек»
1. Описание ребенка – Вероника
М.
Возраст 11, пол – женский, класс – 5»А».
Состав семьи: отец, мать, 5 детей.
Основная проблема: Вероника – четвертый
ребенок в семье. Родители ее постоянно
обвиняют в том, что она не успевает в
школе, по сравнению со старшими детьми.
Иногда, применяют методы жестокого
обращения с ребенком. Уничижают права
и достоинство ребенка. Как следствие,
пропуски школьных уроков.
2. Инициатива встречи.
При обращении родителей в
социально-реабилитационный центр
«Мечта» за помощью в устройстве детей
на время летних каникул, было выявлено
жестокое обращение с ребенком Вероникой
М. Родители были приглашены для
консультации с социальным педагогом.
3. Установление контакта
с родителем через приветствие и
представления себя, краткого описания
процесса консультирования и сообщение
принципа конфиденциальности. Так же
были отмечены творческие успехи ребенка.
Родителю была представлена возможность
выговориться: «Расскажите, пожалуйста,
что вас беспокоит в поведении ребенка?»
Во время слушания были применены техники
паузы, пассивного слушания с вербальными
компонентами, расспрашивание, парафраз
и обобщение.
По завершении рассказа родителей,
им был задан вопрос «что вы чувствуете,
когда сейчас рассказываете мне об этом?»
и, таким образом, были легализованы
чувства и переживания клиента (тревожность,
беспокойство за отношения с дочерью,
опасение снижения успеваемости дочери,
страх возможной конфронтации дочери с
одноклассниками и т.п.).
4. Знакомство родителей с правами и
обязанностями ребенка: какие права
имеет ребенок в школе и дома; причины
нарушений прав ребенка. Объяснить
родителям актуальность обсуждаемой
проблемы.
5. Обсуждение с родителями возможных
путей выхода из трудных жизненных
ситуаций – анализ предложенных ситуаций
по теме собрания. При
рассматривании предложенных ситуаций
родители должны дать не просто решение,
а мотивировать его, привести примеры
из жизни.
6. Тестирование родителей «Вы и ваш
ребенок». Самоанализ родителей – какой
я воспитатель? Подготовка советов
психолога Дэвида Льюиса «Об уважительном
отношении родителей к своему ребёнку».
7. Вручение памяток родителям «Памятка
родителям от ребенка», «Зоны родительской
истины».
Соседние файлы в папке готовая практика
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #