Как составить план информационного текста

Слайд 1
Как составить план информационного текста
Куратова Елена Ануаровна,
учитель экономики

Как составить план информационного текстаКуратова Елена Ануаровна,учитель экономики и технологии МБОУ СОШ № 134города Новосибирска

и технологии
МБОУ СОШ № 134
города Новосибирска


Слайд 2
План и его составление
План – это схематически записанная

План и его составлениеПлан - это схематически записанная совокупность коротко сформулированных

совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков.
По образному выражению, – это “скелет

произведения”. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для организации умственного труда, для развития навыка четкого формулирования и умения вести другие виды записей.
План – кратко сформулированные основные положения абзацев, разделов текста.


Слайд 3
Самая краткая запись
Отражает последовательность изложения и обобщает
Хорошо составленный

Самая краткая записьОтражает последовательность изложения и обобщаетХорошо составленный план раскрывает и

план раскрывает и само содержание произведения
Восстанавливает в памяти содержание

источника
Заменяет конспекты и тезисы
Помогает составлению записей
Улучшает сделанную запись
Ускоряет проработку книг
Помогает при длительной работе над источником
Организует самоконтроль
Сосредотачивает внимание и стимулирует знания.

Достоинства плана


Слайд 4
Недостатки плана
Не передает фактического содержания источника, а

Недостатки плана Не передает фактического содержания источника, а лишь скупо напоминает

лишь скупо напоминает о нем, о схеме расположения материалов

в нем

Планом можно пользоваться, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст или воспроизвести в памяти слабо запоминающийся текст, вскоре после составления плана.


Слайд 5
Планы подразделяются на простые и сложные.

Простой план отражает

Планы подразделяются на простые и сложные.Простой план отражает выделение и наименование

выделение и наименование главных частей.

Сложный план полнее раскрывает построение

и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.


Слайд 6
1) Для составления плана необходимо прочитать текст про

1) Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.2)

себя, продумать прочитанное.
2) Разбить текст на смысловые части и

озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3) Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4) Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста

Общие правила составления плана
при работе с текстом


Слайд 7
Как составлять план текста:
Простой план – это план,

Как составлять план текста:Простой план – это план, включающий название значительных

включающий название значительных частей текста.
Графическая форма записи простого плана

выглядит следующим образом:
1.
2.
3.
и т.д.

1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
2. Определите тему и/ или основную мысль всего текста.
3. Разделите текст на смысловые части.
4. Определите тему и/ или основную мысль смысловых частей, озаглавьте их.
5. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
6. Проверьте, можно ли руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.
7. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана


Слайд 8
Как составлять план текста:
Сложный план – это план,

Как составлять план текста:Сложный план – это план, включающий название значительных

включающий название значительных частей текста, а также их смысловых

компонентов.
Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом:
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
и т.д.

1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
2. Определите тему и/ или основную мысль всего текста.
3. Разделите текст на смысловые части.
4. Определите тему и/ или основную мысль смысловых частей, озаглавьте их.
5. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
6. Проверьте, можно ли руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.
7. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана


Слайд 9
Тезисы – это сжато сформулированные основные констатирующие положения

Тезисы – это сжато сформулированные основные констатирующие положения текста, извлечения главной

текста, извлечения главной информации.
1-ое чтение – в каждой смысловой

части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы.
2-ое чтение – вся информация, относящаяся к одной теме, собирается в один блок.
Главная информация фиксируется в виде тезисов (основных положений)

При составлении тезисов не приводите факты и примеры. Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность.
Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы.
Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на полях книги делайте ссылки на страницы или шифры вкладных листов).
По окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника, затем перепишите и пронумеруйте.


Слайд 11
Конспект – это краткое, связное и последовательное изложение

Конспект – это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих

констатирующих и аргументирующих положений текста.
1. План-конспект. При создании такого

конспекта сначала пишется план текста, далее на отдельные пункты плана «наращиваются» комментарии. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст.
2. Текстуальный конспект. Этот конспект представляет собой монтаж цитат.
3. Свободный конспект. Данный вид конспекта включает в себя и цитаты, и собственные формулировки.
4. Тематический конспект. Такой конспект является кратким изложением данной темы, раскрываемой по нескольким источникам


Слайд 12
Этап 1. Выделяются смысловые части – вся информация,

Этап 1. Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной

относящаяся к одной теме, группируется в один блок.

Этап 2.

В каждой смысловой части формулируется тема с опорой на ключевые слова и фразы.

Этап 3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.

Этап 4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема).

Этап 5. Дополнительная информация приводится при необходимости.

Подготовка конспекта включает следующие этапы:


Слайд 13
1. Записать название конспектируемого произведения (или его части)

1. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные

и его выходные данные.
2. Осмыслить основное содержание текста, дважды

прочитав его.
3. Составить план – основу конспекта.
4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.
7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
8. Соблюдать правила цитирования – цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте.

Правила конспектирования


28 декабря 2022 г.

  1. Что такое информационный текст
  2. Требования к информационному материалу
  3. Виды информационного текста 
  4. Структура информационной статьи
  5. Как написать информационную статью
  6. План информационной статьи
  7. Пример информационной статьи

Что такое информационный текст

Информационный текст — это статья, написанная от третьего лица, где автор не высказывает свою точку зрения, а излагает информацию, основанную на проверенных фактах. Ознакомившись с ней, читатель должен получить конкретную информацию по интересующему вопросу. Заголовок подобного материала обязан отражать суть статьи (например, «Как выбрать кроссовки»). 

Требования к информационному материалу

Объем такого текста обычно превышает 2000 знаков, поскольку в меньшем количестве сложно раскрыть вопрос. Оптимальный размер 3000-5000 символов, где нет места лирике и пустым предложениям. Текст должен решать проблему человека, либо содержать инструкцию о том, как это осуществить. 

Виды информационного текста 

Статьи делятся на несколько видов: 

  • «Полезные советы» — в них описываются конкретные действия или шаги по выбору и эксплуатации определенного товара.
  • Описательные — состоят из подробного описания продукта и рассказывают о его качествах и характеристиках.
  • Рекламно-информационные — тексты, где в первом или последнем абзаце указан сайт компании, на котором возможно приобрести описываемый товар или услугу.
  • Тест-драйвы — перечисление особенностей использования товара и сравнение с аналогами. Такие статьи масштабные, превышающие 7000 знаков.

Также существуют обучающие руководства, мануалы, обзоры, рейтинги и аналитические материалы.

Структура информационной статьи

Текст должен соответствовать следующим критериям:

  • достоверность и правдивость;
  • понятное изложение доступным языком;
  • четкая структура;
  • легкость восприятия информации;
  • польза в каждом предложении;
  • наличие примеров.

В информационном тексте недопустимы эмоции автора и юмор. Лучше сосредоточиться на содержании, описании лайфхаков и ценных советов. Не рекомендуется применять клише маркетологов — «проверенный производитель» или «непревзойденное качество».

Как написать информационную статью 

Создание качественного материала состоит из нескольких этапов. К выполнению каждого шага следует подойти ответственно, иначе это отразится на конечном результате.

Определение целевой аудитории

Тщательный анализ ЦА сделает текст полезным и значимым для людей, которым он предназначается. Лучше представить себя читателем и ответить на вопросы, которые его интересуют. Можно обратиться за информацией в соцсети, сообщества и тематические форумы, чтобы ознакомиться с вопросами, волнующими людей. Идеально, если у автора есть знакомые из ЦА, необходимые сведения можно узнать у них.

План информационной статьи

После анализа ЦА можно приступать к составлению плана будущей статьи. К примеру, если текст о каком-то заболевании, то план может выглядеть следующим образом:

  • Общая информация о болезни.
  • Основные симптомы.
  • Причины, вызывающие заболевание.
  • Прогноз.
  • Рекомендуемое лечение.
  • Профилактические меры.

Подзаголовки должны быть связаны логически и отвечать теме. Теперь можно писать черновик будущего текста.

Придумываем заголовок 

Многие авторы создают его после написания текста, поскольку так проще обобщить материал. Универсального решения здесь нет, поскольку каждый автор уникален. Главное помнить, он должен быть цепляющим, компактным и полностью раскрывать суть. 

Следует помнить! Точка не ставится после заголовка. Допускается использование восклицательного или вопросительного знака, хотя лучше этого не делать.

Форматируем текст 

После написания черновика материал необходимо отформатировать, чтобы он легче воспринимался читателем. Имеются ввиду подзаголовки, заголовки, абзацы, выделение жирным шрифтом, нумерованные или маркированные списки. Также следует создать блоки внимания, чтобы концентрировать читателя на информации. Они выглядят в виде сносок: «Обратите внимание», «Совет», «Полезно». 

Чтобы материал хорошо читался его разбавляют цифрами, интересными фактами или иллюстрационным материалом. Объемные блоки и предложения утомляют зрение, поэтому их лучше составлять из пяти, семи предложений. Длинные и короткие абзацы нужно чередовать, так текст выглядит более привлекательно. Наиболее ценная информация должна находиться в коротких абзацах, так читатель ее скорей обнаружит и у него появится мотивация ознакомиться со статьей. Выдержки из документов оформляются в форме цитаты. Их сочетают с фоновым изображением, что отлично дополняет текст.

Проводим фактчекинг

Это доскональная проверка описанных фактов. Делается, чтобы минимизировать риск предоставления недостоверной информации. Домыслам, фейкам и слухам не место в информационной статье. Точные данные берутся из первоисточников. Профессиональные термины проверяются в специальных словарях, чтобы точно представить их значение. По возможности изучаются научные публикации и профильные СМИ. В проверке нуждаются и фотографии. На них не должно быть следов фотошопа и водяных знаков.

Вычитываем текст

Обязательное мероприятие, направленное на исправление ошибок, удаление тавтологии и упрощение сложных предложений. Делать вычитку лучше через пару часов или на следующий день. Статью рекомендуется прочитать вслух, так легче обнаружить стилистические ошибки и дублирующие фразы.

Надо проверить окончания, пунктуацию, правильную расстановку дефисов и отсутствие лишних пробелов. Сложные предложения упрощаются. По возможности исключаются деепричастные и причастные обороты, поскольку усложняют чтение. Любые слова, без которых материал не потеряет смысл следует удалить. Текст станет короче, концентрация полезной информации увеличится, а количество “воды” уменьшится. Это касается и стоп-слов. Они мешают чтению, делая статью “вязкой”.

Вывод

Информационные статьи должны быть лаконичными, содержательными, нести пользу и решать проблемы читателей. В них авторы должны отвечать на вопросы пользователей и преподносить информацию в легкой и интересной форме. При создании материала следует предоставлять максимальное количество полезной информации при минимальном объеме текста.

Пример информационной статьи:

Как выбрать кроссовки для повседневной ходьбы

1. Составление плана информационного текста

Методический материал к уроку

2. План текста –

• это самая краткая запись его
содержания.
• Порой может состоять из трехчетырех простых предложений.

3. Особенности плана:

• Отражает последовательность
изложения текста;
• Помогает сосредоточиться на главном.
• Легко восстанавливает в памяти
большой объем печатного материала.
• Помогает составлять др. виды краткой
записи текста (конспекты, тезисы).

4. Типы планов:

Вопросный
Назывной
Тезисный
План – опорная схема

5. Типы планов:

Вопросный
При составлении вопросного
плана используются
вопросительные слова (каков?
каковы? что такое? и т.д.).

6. Типы планов:

Назывной
– это план, в котором действие
обозначают существительным
(например, «Подготовка
материала к реферату»).

7. Типы планов:

Тезисный
– это план, в котором действие
обозначено глаголом
(например, «Подготовить
материал к реферату»).

8. Типы планов:

План – опорная схема
Состоит из смысловых опор,
которыми могут быть схемы и
ключевые слова, отражающие
основное содержание текста.

9. Компоненты музыкального кругозора подростков

Музыкальные
занятия
Критерии
музыкальных
произведений
Музыкальные
интересы
Общие
Конкретные
Склонности
Увлечения
Потребность в
музыкальном
образовании

10. Последовательность действий при составлении плана:

1. Прочесть весь текст, чтобы осмыслить
его в целом.
2. При повторном чтении отметить в
тексте смысловые границы, т.е. те
места, где кончается одна мысль и
начинается другая.
3. Каждому выделенному фрагменту дать
название, которое и будет пунктом
плана.

11. Формулирование пунктов плана:

1. При составлении пунктов плана к
отдельным частям текста следует
помнить, что он не раскрывает
содержание, а только называет
отрывок текста.
2. Наиболее приемлемы формулировки
в виде кратких и емких назывных
предложений.

12. Контактная информация

• Сорока Наталья Павловна,
преподаватель
спец.дисциплин
• СПб ГБПОУ
«Педагогический колледж
№8№
E-mail: [email protected]
Спасибо за внимание!

Мы подготовили большую инструкцию с рабочим названием «Очевидное для вас не очевидно для других», или Зачем нужен план статьи в ТЗ и как его составить? Надеемся, она будет полезна!

Обратившийся в поисковую систему пользователь ищет ответ на свой запрос, решение «боли».

Он хочет достоверную информацию здесь и сейчас.

Получить всё и сразу, а не выкапывать сведения из десятков статей, в каждой из которых лишь часть искомого.

Поэтому информационная статья не обязательно должна быть эксклюзивной по содержанию.

Это не диссертация или свежее исследование. Достаточно скомпоновать информацию из разных источников и подать её в удобном виде — грамотно, последовательно, лаконично.

Скрыть содержание

  • В поисках базы: создаем основу плана
  • Есть запрос — ответ обязан быть
  • Разжевать, как маленькому
  • Заправьте щепоткой «отсебятины»
  • Подводим итоги: 5 критериев отличного плана

В этом материале собраны значимые моменты, которые важно (с нашей точки зрения!) предусмотреть в плане информационной статьи.

Встречайте четыре секрета, используя которые, вы сможете составить отличный план статьи для стандартного ТЗ.

Кстати, у нас есть отдельная статья про типы ТЗ на ВоркХард: Стандартные и нестандартные ТЗ: в чём отличия и какое выбрать. Если еще не прочитали — сделайте это прямо сейчас!

В поисках базы: создаем основу плана

В погоне за идеальными статьями на свои сайты, конкуренты уже сделали половину работы за нас — у них есть тексты, которые мы можем взять за основу своего будущего шедевра. Достаточно подглядеть структуры их статей, вычленить из них то, чего нет у нас, и добавить это в план.

Главное — не увлекаться копипастом. Часто статьи из топа — помесь всего и сразу. Например, в статьях на тему «Польза и вред огурцов для женщин» встречаются подразделы о детях и мужчинах. Или вообще о том, как вырастить огурцы у себя на подоконнике.

В контексте заданной темы — это вода. Далеко не всё, что есть в чужих статьях, нам действительно нужно, особенно если у нас этим вопросам посвящены отдельные материалы.

Обязательно проверьте статьи из выдачи сразу по нескольким ключам (если они у вас в наличии), чтобы захватить все возможные хорошие пункты.

Небольшой лайфхак: чтобы не открывать кучу вкладок в браузере, используйте парсеры тегов H1-H6 (например, такой инструмент есть у Арсенкина). Все подзаголовки из десятка статей выводятся на одной странице, что очень удобно.

Если видите малопонятный пункт или какие-нибудь «Частые вопросы», имеет смысл перейти по ссылке и почитать, что об этом пишут: либо для более глубокого понимания темы и недопущения фактических ошибок или для того, чтобы вдохновиться и дополнить свой план важными нюансами, которых ещё нет в ТЗ.

С той же целью изучайте полученные в топе выдачи ветки форумов или страницы «Вопрос-Ответ».

Ещё один важный момент. Конкуренты и поисковая выдача нужны нам не для слепого копирования (бо́льшая часть топа — бестолковые, бесполезные сео-тексты), а для того, чтобы разобраться в теме: составить фактически грамотный план, облегчить себе же проверку готового материала и просто не упустить из виду моменты, которые в статье раскрыть нужно обязательно.

На самом деле, чем больше вы практикуете составление планов, тем реже вы обращаетесь в выдачу, чтобы подглядеть базовые пункты. Особенно если ваши ТЗ околотематические.

Со временем этот этап становится последним в алгоритме действий: вы подглядываете к конкурентам, просто чтобы увидеть нетипичные вопросы и другие интересности, добавляющие ценность статье. Ключевые моменты уже в голове, «основа» плана льётся из-под пальцев.

Есть запрос — ответ обязан быть

Если в задуманной статье лишь один ключ — сама тема, достаточно максимально полно раскрыть её и дать ответ пользователю, который придёт по этому запросу.

Если запросов больше, убедитесь, что статья ответит на каждый.

Взгляните на свою структуру и подумайте:

  • Сможет ли материал с таким содержанием ответить на каждый из ключей?
  • Избавит ли от «боли» читателя, который пришел в поисках решения конкретной проблемы?
  • Все ли нюансы («хвосты») осмысленно раскрыты в плане? Ведь если их не будет в ТЗ, автор не догадается, что об этом нужно написать. Даже если вам это кажется очевидным (об очевидном и неочевидном — в следующем подразделе).

Предположим, в нашей статье о пользе и вреде огурцов для женщин есть подраздел «Польза для поддержания красоты» и такие ключи:

  • польза огуречного сока для кожи;
  • полезные маски из огурца для лица.

С какой вероятностью автор даст ответ на оба запроса в указанном пункте?

Чтобы ключи были раскрыты в обязательном порядке, мы должны правильно использовать их в ТЗ.

Как мы можем это сделать? Нужно дополнить план:

    • Чем полезны огурцы и огуречный сок для кожи лица? Описать свойства и влияние
    • Полезные рецепты из огурцов для кожи (обязательно привести рецепты 2–3 масок для лица)
    • Правила приготовления и применения льда из огуречного сока
    • Протирание огуречным соком. Правила приготовления и применения лосьона из огуречного сока

В этом случае автор обязательно расскажет о пользе огурцов для кожи и приведёт необходимые читателю рецепты. Он просто не сможет упустить информацию, потому что иначе это будет невыполнением условий ТЗ.

Убедитесь, что все запросы к статье использованы в плане. Это обеспечит полноту материала и наличие необходимых ответов, выделит его на фоне других текстов, структура которых проработана не столь глубоко, а «ответы» на ключи — лишь упоминание вскользь, которое уводит читателя искать информацию в других источниках.

Полезный нюанс. Если это логически уместно и не нарушает адекватную последовательность пунктов плана, старайтесь размещать ответы на ключи как можно ближе к началу статьи.

Читатель — наш клиент. Он приходит в статью в первую очередь по запросам, с которыми мы работаем, и хочет получить ответ как можно скорее. Не заставляйте его прокручивать статью до самого конца, чтобы найти искомое.

Разжевать, как маленькому

Неспроста в рабочем названии этой статьи цитата: «Очевидное для вас не очевидно для других». Эта фраза достойна быть девизом при работе с авторами. Объясню причину на примере.

Предположим, в плане на всё ту же тему «Польза и вред огурцов для женщин» мы встречаем пункт «Особенности употребления». Что мы хотим получить в этом подразделе?

Навскидку можно предположить кучу вариантов:

  • Как часто можно есть?
  • В какое время суток лучше есть?
  • В каких количествах можно есть?
  • Как правильно готовить?
  • А может, речь об использовании в народных рецептах? Например, употребление внутрь народных средств на основе огурца.

Видно, что количество значений, которые можно приписать одному пункту плана, огромно.

Помните, люди не телепаты (в большинстве своём). Полагаться на то, что автор сам решит, о чём писать — плохая идея, если ваша цель — получить хорошую информативную статью.

Поэтому избегайте любой неоднозначности в ТЗ. Не стесняйтесь описывать то, что вы хотите видеть в том или ином подразделе.

Забудьте о неопределённых пунктах вроде «Особенности», «Нюансы», «Описание» — уточняйте, добавляйте конкретику, разжёвывайте.

Иначе в лучшем случае вы получите не совсем то, на что рассчитывали (или просто отсутствие действительно важных моментов, которые вам казались очевидными, но автор выбрал иные источники и не учёл этого в статье), в худшем — утопление целого подраздела.

Это же правило применимо и к особым пожеланиям по оформлению.

К примеру, в подразделе о стоимости вы хотите получить таблицу с актуальными ценами. Уточните это напротив пункта в плане.

Так и напишите: «Составить таблицу со средними ценами».

Добавьте: «Текстом, не через изображение», если это имеет для вас значение.

Сообщите, для скольких городов должна быть указана стоимость, например, «Составить таблицу со средними ценами в 10 городах». Или перечислите, какие именно города должны быть указаны.

Конкретизируйте настолько, насколько чётко вы представляете себе результат. Но не увлекайтесь прокрастинацией — остановитесь в тот момент, когда сочтёте, что этого достаточно для вашего читателя в рамках заданной темы.

Заправьте щепоткой «отсебятины»

Даже очень узкую тему можно раскрыть глубже, если включить воображение. Представьте себя тем самым «чайником», который ищет сведения по собранным вами ключам. Если вы в теме и сами далеко не спец, будет даже проще.

Во время изучения статей конкурентов задавайтесь вопросами. Ведь практически во всех материалах из топа информация максимально общая, вам же нужно искать что-то более частное, конкретное, что могло бы заинтересовать и быть полезным читателю.

Возвращаемся к примерам.

На этот раз сменим тему статьи: это будет «Как долго оформляется загранпаспорт?».

По факту для ответа достаточно всего одной строчки. Но если немного подумать, соберётся ряд смежных, не менее важных вопросов.

Например:

  • Как узнать, что загранпаспорт уже оформили?
  • Как забрать готовый загранпаспорт?
  • Что нужно иметь при себе?
  • Можно ли записаться на выдачу, чтобы не стоять в очереди?
  • Могут ли задержать выдачу уже готового загранпаспорта и почему?
  • Что делать, если не выдают документ?

Обратите внимание, мы не рассказываем о том, что такое загранпаспорт и какой выбрать. Ведь человек, который интересуется сроком его оформления, уже знает, что это такое, и выбрал подходящий образец.

Мы дополняем статью ценной околотематической информацией.

Возьмём ещё один пример.

Тема — «Полив гардении».

Можно в двух предложениях сообщить, что поливать цветок нужно тогда-то и с такой-то частотой.

Можно начать забивать статью бесполезной для читателя, пришедшего по запросам о поливе, информацией о том, как ухаживать за гарденией и какой она бывает.

Но это будет плохо.

Хорошо — это запустить «режим чайника» и подумать: «У меня есть гардения. Я не знаю, как её поливать. Что мне нужно выяснить?»

  • Почему поливать можно именно столько и именно в это время?
  • Что будет, если делать это чаще или реже?
  • Что будет и как действовать, если случайно залил цветок?
  • Какой водой поливать?
  • Нужно ли добавлять в воду что-либо для подпитки растения? Как часто?
  • А меняются ли правила полива в зависимости от времени года и климата?

Развить способность задавать вопросы можно в полуигровой форме.

Например, пока моете посуду или занимаетесь другими рутинными делами, придумывайте узкий запрос и размышляйте, что ещё может быть важно по отношению к нему. Это поможет улучшить навыки: не придётся долго сидеть над каждым планом, гадая, нет ли чего важного, что вы упустили.

Подводим итоги: 5 критериев отличного плана

Каким же должен быть идеальный план статьи?

Всё просто — взгляните на полученную структуру и оцените, отвечает ли она следующим параметрам:

  1. Тема раскрыта полностью (насколько только может быть).
  2. Охвачены все ключи. В статье, написанной по вашему плану, обязательно будут нужные ответы.Желательно ближе к началу статьи.
  3. Нет ничего лишнего — бесполезных пунктов, которые не нужны в рамках заданной темы. Также стоит отказаться от вопросов, которые уже детально раскрыты в других статьях (во избежание каннибализации).
  4. План будет понятен автору: он не двусмысленный, везде чётко и ясно рассказано, что вы хотите получить на выходе.
  5. В плане есть нетипичные пункты: вы придумали их сами, подглядели на форумах, в рубриках «Частые вопросы» или на страницах в виде «Вопрос-Ответ».

Все перечисленное в этой статье — рекомендации, а не инструкция к действию. Возможно, процесс кажется долгим и сложным, однако на деле всё решает практика.

Чем чаще вы это делаете, тем быстрее у вас получается. Может быть, вы разработаете свою схему, которая позволит прорабатывать структуру глубже и быстрее.

А может быть, она у вас уже имеется?

Поделитесь с нами в комментариях! =)

Екатерина Луценко, руководитель группы юридических сайтов в компании Sorokin.Media.

Слайд 1




Составление плана информационного текста 
Методический материал к уроку

Описание слайда:

Составление плана информационного текста
Методический материал к уроку


Слайд 2




План текста – 
это самая краткая запись его содержания.
Порой может состоять из трех-четырех простых предложений.

Описание слайда:

План текста –
это самая краткая запись его содержания.
Порой может состоять из трех-четырех простых предложений.


Слайд 3




Особенности плана: 
Отражает последовательность изложения текста;
Помогает сосредоточиться на главном.
Легко восстанавливает в памяти большой объем печатного материала.
Помогает составлять др. виды краткой записи текста (конспекты, тезисы).

Описание слайда:

Особенности плана:
Отражает последовательность изложения текста;
Помогает сосредоточиться на главном.
Легко восстанавливает в памяти большой объем печатного материала.
Помогает составлять др. виды краткой записи текста (конспекты, тезисы).


Слайд 4




Типы планов: 
  Вопросный 
  Назывной
  Тезисный
  План – опорная схема

Описание слайда:

Типы планов:
Вопросный
Назывной
Тезисный
План – опорная схема


Слайд 5




Типы планов: 
  Вопросный 
  При составлении вопросного плана используются вопросительные слова  (каков? каковы? что такое? и т.д.).

Описание слайда:

Типы планов:
Вопросный
При составлении вопросного плана используются вопросительные слова (каков? каковы? что такое? и т.д.).


Слайд 6




Типы планов: 
  Назывной 
  - это план, в котором действие обозначают существительным (например, «Подготовка материала к реферату»).

Описание слайда:

Типы планов:
Назывной
– это план, в котором действие обозначают существительным (например, «Подготовка материала к реферату»).


Слайд 7




Типы планов: 
  Тезисный 
  - это план, в котором действие обозначено глаголом (например, «Подготовить материал к реферату»).

Описание слайда:

Типы планов:
Тезисный
– это план, в котором действие обозначено глаголом (например, «Подготовить материал к реферату»).


Слайд 8




Типы планов: 
  План – опорная схема  
   Состоит из смысловых опор, которыми могут быть схемы и ключевые слова, отражающие основное содержание текста.

Описание слайда:

Типы планов:
План – опорная схема
Состоит из смысловых опор, которыми могут быть схемы и ключевые слова, отражающие основное содержание текста.


Слайд 9




Компоненты музыкального кругозора подростков

Описание слайда:

Компоненты музыкального кругозора подростков


Слайд 10




Последовательность действий при составлении плана: 
Прочесть весь текст, чтобы осмыслить его в целом.
При повторном чтении отметить в тексте смысловые границы, т.е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая.
Каждому выделенному фрагменту дать название, которое и будет пунктом плана.

Описание слайда:

Последовательность действий при составлении плана:
Прочесть весь текст, чтобы осмыслить его в целом.
При повторном чтении отметить в тексте смысловые границы, т.е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая.
Каждому выделенному фрагменту дать название, которое и будет пунктом плана.


Слайд 11




Формулирование пунктов плана: 
При составлении пунктов плана к отдельным частям текста следует помнить, что он не раскрывает содержание, а только называет отрывок текста.
Наиболее приемлемы формулировки в виде кратких и емких назывных предложений.

Описание слайда:

Формулирование пунктов плана:
При составлении пунктов плана к отдельным частям текста следует помнить, что он не раскрывает содержание, а только называет отрывок текста.
Наиболее приемлемы формулировки в виде кратких и емких назывных предложений.


Слайд 12




Контактная информация
Сорока Наталья Павловна, преподаватель спец.дисциплин
СПб ГБПОУ «Педагогический колледж №8№
  E-mail: soroka_1951@mail.ru
Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Контактная информация
Сорока Наталья Павловна, преподаватель спец.дисциплин
СПб ГБПОУ «Педагогический колледж №8№
E-mail: soroka_1951@mail.ru
Спасибо за внимание!


Добавить комментарий